Восприятие предметов.

Почему мы воспринимаем вещи, а не про­межутки между ними? Законы перцептив­ной организации. Правомерность этих законов. Их полезность в младенчестве. Ограниченность законов перцептивной ор­ганизации. Восприятие предметов. Фе­номенальная реальность. Осязаемость. “Схватываемость”. Зрительная оценка тактильных качеств. Дифференциация модальностей по мере развития восприя­тия предметов. Различение реальных предметов и изображений. Слуховое вос­приятие предметов. Зрительно-слухо­вая координация. Дифференциация слуха от зрения и осязаемый размер предмета как интермодальная переменная. Кон­стантность величины. Восприятие уда­ленности и наклона. Переработка инфор­мации в младенчестве.

До сих пор мы говорили о предметах как о некоторых нощах, расположенных в пространстве. Мы рассмотрели данные о том, как ребенок приходит к локализации пред­метов в пространстве, но пока не касались того, как ребе­нок начинает воспринимать сами предметы. Это отнюдь не бессмысленный вопрос. Необходимо разрешить очень сложную проблему, связанную с вопросом о том, почему мы видим вещи, а не промежутки между ними. Рис. 5.1 хорошо иллюстрирует суть этой проблемы. Когда мы смот­рим на изображенные фигуры, их части видятся нами то как предметы, то как промежутки между ними. Почему же мы не делаем таких ошибок в нашей повседневной жизни? Что позволяет нам утверждать, что вещи - это вещи, а пустота между ними и на самом деле пустота? Гештальтпсихологи разработали набор правил, которыми, по всей видимости, пользуются взрослые для того, чтобы выделить предметы в некотором множестве раздражителей.

Рис 5.1. Восприятие того, что изображено на таких рисунках, пос­тоянно меняется.

(Л) «Солнце и Луна» М. К. Эшера (1961). Мы видим белых птиц то как птиц, то как светлые промежутки между серыми птицами. В на­шем восприятии они поочередно становятся объектом пли фоном. (Из коллекции С. Roosevelt, Washington, D. С.)

(В) Аналогично и эта фигура воспринимается то как белый крест на черном фоне, то как черный крест на светлом фоне.

В расцвете гештальтпсихологии таких правил насчиты­валось более ста (Хелсон, 1933), но большинство из них имеет второстепенное значение. Есть три основных правила, иногда называемые за­конами перцептивной организации, в которых как част­ные случаи содержатся все остальные. Это правила общей судьбы, хорошего продолжения и близости. Правило об­щей судьбы утверждает, что любое множество элементов, движущееся с одинаковой скоростью и по одной и той же траектории, воспринимается как внешние края одного движущегося предмета (рис. 5.2А). Данное правило при­менимо и в том случае, когда поле содержит лишь непод­вижные элементы, но зато движется наблюдатель (см. рис. 5.2Б). Правило общей судьбы не применимо, когда неподвижный наблюдатель смотрит на неподвижные эле­менты. Правила хорошего продолжения и близости, на­против, эффективны и в тех случаях, когда наблюдатель и элементы зрительного поля стационарны. Согласно прин­ципу хорошего продолжения, контуры, описываемые од­ним и тем же уравнением в некоторой системе координат, воспринимаются как контуры одного предмета. На самом деле действие этого правила требует учета ряда других более сложных факторов. Как следует из рис. 5.3, необ­ходимым предварительным условием применения правила хорошего продолжения является локализация объектов в третьем измерении. Эти ограничения не распространяются на правило близости, согласно которому в любом стимульном поле, содержащем более двух контуров, расположен­ные наиболее близко друг к другу контуры будут воспри­ниматься как контур одного целого. Ряд примеров эффек­тивности этого правила приведен на рис. 5.4.

Рис. 5.2. Правило общей судьбы.

(А) Когда линии совместно движутся по общей траектории и зани­мают новое положение, они воспринимаются как внешние границы сдвинувшегося влево объекта.

(Б) Когда движется наблюдатель, положение контуров в его поле зрения меняется. Если он движется вправо, контуры сдвигаются влево. Правило общей судьбы действует и в этой ситуации, вслед­ствие чего контуры воспринимаются как единый объект.

Рис. 5.3. Взрослые воспринимают эту фигуру как сплошной треуголь­ник только в том случае, если руч­ка или какой-либо аналогичный пред­мет кладется сверху на разрывы кон­тура. Ручка скрывает информацию о том, что треугольник неполон, позво­ляя действовать правилу хорошего продолжения.

Рис. 5.4. Правило близости.

Рис. 5.5. Цифры внутри серых прямоугольников означают число случаев, в которых, как показывает эксперимент Брунсвика, применение правила близости вело к ошибочным предсказаниям.

Гештальтпсихология как направление вытекает из признания первичности сознательных, или феноменальных, объектов (Брентано,Гуссерль ) и резкого неприятия положений элементаризма. Идея гештальтов связана с именами Э. Маха ифон Эренфельса (1890 ). Как научная школа гештальтпсихология сложилась в Германии в 1920-40 гг. Ведущими ее представителями былиМ. Вертгеймер ,К. Коффка, В. КёлериК. Дункер . Наибольший вклад они внесли в изучение психологии восприятия и решения ее задач. Начало было положено после обнаружения в 1912 г. феноменального («фи ») движения, когда при определенном сочетании длительности предъявления двух стимулов, их пространственного расположения и межстимульного интервала возникало ощущение движения без идентификации самого движущегося объекта. Исследовались также феномены индуцированного и автокинетического кажущегося движения, восприятия скорости движения, цветовых и структурных отношений, организации и восприятия пространства. Были сформулированы принципы (законы организации ), в соответствии с которыми части комбинируются в устойчивое целое. Важным достижением гештальтпсихологов явилась разработка проблемы среды, или поля восприятия, в котором на объекты действуют определенные силы притяжения и отталкивания. Устойчивое состояние достигается при равновесии приложенных моментов и может быть выведено из принципов векторного анализа. Динамические принципы организации включают соотношение фигуры и фона, иерархическую организацию перцептивных систем отсчета, транспозицию и константность скорости. Гештальтпсихология базируется на философии холизма, центральным положением которого является известное утверждение: целое всегда больше суммы своих частей . Такой подход можно проиллюстрировать на примере так называемого « гештальтистского треугольника» . Несмотря на то что нарисованы только три точки, наше сознание непроизвольно достраивает изображение до целого – треугольника. По мнению гештальтпсихологов, структурализм, рассматривая восприятие как простую сумму ощущений, игнорирует такую категорию, как связь между элементами воспринимаемого объекта. В силу того что одним из основных свойств восприятия является целостность, в психологии значительное внимание уделяется исследованиям организации восприятия, в частности принципам (законам) перцептивной группировки . Самый важный из упомянутых принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне . 1) Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Фигура и фон взаимозаменяемы. Ж. Годфруа : когда в общем шуме собрания кто-то произносит ваше имя, оно сразу выступает как фигура на фоне других голосов. Такое же явление можно наблюдать, когда мы улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами. Отделение фигуры от фона (как и все этапы перцептивного деления) – исключительная заслуга воспринимающего субъекта, не имеющая никакого отношения к характеристикам самого объекта. С точки зрения перцептивной группировки стимул сам по себе нейтрален: роли фигуры и фона определяются наблюдателем. 2) Закон близости . Те части зрительного образа, которые находятся вблизи друг от друга, имеют тенденцию восприниматься как целое. Так, чем ближе друг к другу расположены две фигуры, тем больше тенденция к их перцептивной группировке. 3) Закон сходства . М. Вертгеймер : при прочих равных условиях, если несколько одинаковых раздражителей предъявлены совместно, существует тенденция при восприятии данной формы объединять сходные элементы в группы. Мы группируем фигуры, похожие между собой. Например, светлые кружочки объединяем со светлыми, а темные – с темными, точно так же, как вертикальные линии – с вертикальными, а горизонтальные – с горизонтальными . 4)Закон замкнутости: при прочих равных условиях элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут организовываться вместе или группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры – дополняться. 5) Закон хорошего продолжения . Когда прямая или кривая линия продолжается от любой точки, не меняя значительно своей кривизны, можно сказать, что она имеет плавное продолжение (переход). Части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными. 6) Закон прегнантности (хорошей формы) . Все принципы группировки - проявление тенденции перцептивной организации быть «хорошей », «простой », «стабильной », «внутренне непротиворечивой », «симметричной », «прегнантной ». Прегнантность - значимость, содержательность, передающую суть чего-либо. Имеет место предпочтение простейшей перцептивной организации. К. Коффка : фактор хорошей формы превалирует даже при столкновении с прошлым опытом. В. Келер: принцип изоморфизма - в стимуле и в психике существуют идентичные структуры. Образ просто отражает объект, а не строится. Восприятие - не процесс.

Теория Найссера.

Теория Брунера.

Теория Гельмгольца.

Три вида образов:

1) первичный образ - имеет чувств. природу, порождается физиол. элементами; полностью очищен от опыта

2) образ-представление - он содержит знания человека, складывающиеся в опыте взаимодействия с внеш. миром (напр., представление о форме вещей, их простр. локализации и т.п.

3) перцептивный образ - синтез (1) И (2) через процесс бессознат. умозаключения.

Восприятие - выражение знаний о мире в чувственной форме.

4 стадии процесса категоризации:

2) Поиск признаков - если выделенные на (1) признаки соответствуют какой-то категории, то категоризация происходит мгновенно; если признаки неопределенные, то идет поиск дополнительных признаков.

3) Подтверждающая проверка - поиск признаков, подтверждающих отнесение к категории.

4) Окончательное подтверждение - завершение процесса категоризации, образ имеет окончательное перцептивное значение

Осн. положения:

1) Любая познавательная деятельность должна рассматриваться в контексте естеств. целенапр. деятельности

2) Восприятие должно изучаться в реальных условиях, в которых живет человек

3) Восприятие должно рассматриваться как непрерывно протекающий процесс научения

Найссер критикует Гибсона: Гибсон не рассматривает механизм (что происходит в голове)

Осн.понятие:

Когнитивная схема - средство описания и фиксации феноменологии, касающейся знаний человека о мире. Т.е., наши знания о мире представлены в виде когнитивных схем. Знания амодальны (получены из разных источников). Схемы упорядочены, структурированы.

Схемы постоянно развиваются, дополняются, уточняются. Они задают направленность процесса восприятия (общий план сбора информации). Схемы участвуют и в интерпретации информации.

Ф-ции схем : предвосхищение, ориентиров.-исслед. деятельность, интерпретация.

2 важных аспекта восприятия :

1) это активный познават. процесс (направляемый когнитивными схемами)

2) это непрерывно развивающийся процесс (по мере развития знаний чел-ка о мире)

Гештальт - целостная форма.

Осн. тезис: сложное перцептивное образование нельзя рассматривать как сумму его частей.

Феномены :

1) фигуры и фона (два целостных образования, не сводимые к сумме частей).

2) фи-феномен (кажущееся движение при мигании двух лампочек)

3) транспозиция (не меняет восприятие музыки)

Законы перцептивной организации:

1) смежности (близости в пространстве)



2) сходства (общей судьбы)

3) хорошей формы (хорошего продолжения)

4) контраста

Эти законы описывают внешнюю сторону явлений.

Механизмы описываются следующим законом:

действие двух разнонаправленных сил (в перцептивном поле): связывающей и разъединяющей. Борьба этих сил обусловливает динамичность образа (напр., смена фигуры и фона). Происхождение этих сил, в свою очередь, объясняется принципом изоморфизма. Проекция образа в ЦНС, образование электрического поля. Формообразующая сила - разность потенциалов в ЦНС, сдерживающая сила - отсутствие разности потенциалов на рецепторах.

Гештальттеория восприятия. Законы перцептивной организации. Перцептивные силы.

Гештальтпсихология как направление вытекает из признания первичности сознательных, или феноменальных, объектов (Брентано,Гуссерль ) и резкого неприятия положений элементаризма. Идея гештальтов связана с именами Э. Маха ифон Эренфельса (1890 ). Как научная школа гештальтпсихология сложилась в Германии в 1920-40 гг. Ведущими её представителями былиМ. Вертгеймер ,К. Коффка, В. КёлериК. Дункер . Наибольший вклад они внесли в изучение психологии восприятия и решения её задач. Начало было положено после обнаружения в 1912 г. феноменального (ʼʼфи ʼʼ) движения, когда при определенном сочетании длительности предъявления двух стимулов, их пространственного расположения и межстимульного интервала возникало ощущение движения без идентификации самого движущегося объекта. Исследовались также феномены индуцированного и автокинетического кажущегося движения, восприятия скорости движения, цветовых и структурных отношений, организации и восприятия пространства. Были сформулированы принципы (законы организации ), в соответствии с которыми части комбинируются в устойчивое целое. Важным достижением гештальтпсихологов явилась выработка проблемы среды, или поля восприятия, в котором на объекты действуют определенные силы притяжения и отталкивания. Устойчивое состояние достигается при равновесии приложенных моментов и должна быть выведено из принципов векторного анализа. Динамические принципы организации включают соотношение фигуры и фона, иерархическую организацию перцептивных систем отсчета, транспозицию и константность скорости. Гештальтпсихология базируется на философии холизма, центральным положением которого является известное утверждение˸ целое всегда больше суммы своих частей . Такой подход можно проиллюстрировать на примере так называемого ʼʼ гештальтистского треугольникаʼʼ . Несмотря на то что нарисованы только три точки, наше сознание непроизвольно достраивает изображение до целого – треугольника. По мнению гештальтпсихологов, структурализм, рассматривая восприятие как простую сумму ощущений, игнорирует такую категорию, как связь между элементами воспринимаемого объекта. В силу того что одним из основных свойств восприятия является целостность, в психологии значительное внимание уделяется исследованиям организации восприятия, в частности принципам (законам) перцептивной группировки . Самый важный из упомянутых принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне . 1) Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Фигура и фон взаимозаменяемы. Ж. Годфруа ˸ когда в общем шуме собрания кто-то произносит ваше имя, оно сразу выступает как фигура на фоне других голосов. Такое же явление можно наблюдать, когда мы улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами. Отделение фигуры от фона (как и все этапы перцептивного деления) – исключительная заслуга воспринимающего субъекта, не имеющая никакого отношения к характеристикам самого объекта. С точки зрения перцептивной группировки стимул сам по себе нейтрален˸ роли фигуры и фона определяются наблюдателем. 2) Закон близости . Те части зрительного образа, которые находятся вблизи друг от друга, имеют тенденцию восприниматься как целое. Так, чем ближе друг к другу расположены две фигуры, тем больше тенденция к их перцептивной группировке. 3) Закон сходства . М. Вертгеймер ˸ при прочих равных условиях, в случае если несколько одинаковых раздражителей предъявлены совместно, существует тенденция при восприятии данной формы объединять сходные элементы в группы. Мы группируем фигуры, похожие между собой. Например, светлые кружочки объединяем со светлыми, а темные – с темными, точно так же, как вертикальные линии – с вертикальными, а горизонтальные – с горизонтальными . 4)Закон замкнутости˸ при прочих равных условиях элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут организовываться вместе или группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры – дополняться. 5) Закон хорошего продолжения . Когда прямая или кривая линия продолжается от любой точки, не меняя значительно своей кривизны, можно сказать, что она имеет плавное продолжение (переход). Части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными. 6) Закон прегнантности (хорошей формы) . Все принципы группировки - проявление тенденции перцептивной организации быть ʼʼхорошей ʼʼ, ʼʼпростой ʼʼ, ʼʼстабильной ʼʼ, ʼʼвнутренне непротиворечивой ʼʼ, ʼʼсимметричной ʼʼ, ʼʼпрегнантной ʼʼ. Прегнантность - значимость, содержательность, передающую суть чего-либо. Имеет место предпочтение простейшей перцептивной организации. К. Коффка ˸ фактор хорошей формы превалирует даже при столкновении с прошлым опытом. В. Келер˸ принцип изоморфизма - в стимуле и в психике существуют идентичные структуры. Образ просто отражает объект, а не строится. Восприятие - не процесс.

Сравнение фигуры и фона (Рубин). Законы гештальта

Понятие «гештальт» введено Х. Эренфельсом (1890г.). Представители: М. Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфгагн Келлер. Гештальт-психология возникла на основе критики структурализма.

История гештальт психологии начинается с выхода работы М.Вертгаймера “экспериментальные исследования восприятия движения” (1912г.). Выражено сомнение в наличии отдельных элементов в акте восприятия - стробоскопическое движение (фи-феномен) – испытуемый отчетливо видит движение, не воспринимая перемещающегося объекта. Исследование фи-феномена – иллюзия перемещается с места на место одного источника света в результате поочередно включающих двух лампочек. Эксперимент с транспонированием мелодии – перевод в другое состояние (тон), Эренфельс.

Основная идея : Человек воспринимает окружающий мир в форме некоторых целостных единиц – гештальтов (в переводе с немецкого – структура, форма). Понятие, обозначающее целостность образов восприятия как основного содержания сознания, т.е. несводимость восприятия к сумме свойств составляющих его ощущений. Человек стремится воспринимать целостные и имеющие смысл формы.

В качестве первичного в восприятии выступает целое. Элементы зрительного поля объединяются в структуру в зависимости от ряда факторов (близость элементов друг к другу, сходство элементов, замкнутость, симметричность и т.д.).

Образ восприятия – это целостная форма, имеющая свойства, которых нет у её отдельных частей.

Целостный образ – это динамичная структура, которая образуется по специальным законам организации. В зрительном поле при восприятии действуют связывающие и сдерживающие перцептивные силы. Восприятие треугольника не зависит от суммы ощущений.

Законы восприятия :

1. Закон фигуры и фона (Рубин) - любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне.Фигура – четко очерченный, имеющий смысл образ, который хорошо запоминается; фигура более сильная и более устойчивая структура, нежели фон - размытая, бесформенная субстанция, плохо запоминается.

Сравнение фигуры и фона Э.Рубин:

2. Закон прегнантности («хорошей формы» - симметричные, простые, правильные формы) – существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной конфигурации из всех возможных вариантов.

3. Закон дополнения до целого (“амплификация”, если фигура не закончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое).

4.Принцип структурности – целое, которое определяет свойства и значение своих частей, называется структурой: элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен (в коде восприятия выделяется структура образа восприятия, который относительно не зависит от ощущений).

5.Принцип изоморфизма - физические воздействия отражаются в мире наших ощущений двояко в виде физиологической реальности мозговых процессов и феноменальной, или психологической реальности.

Законы перцептивной организации:

1) смежности (близости в пространстве)

2) сходства (общей судьбы)

3) хорошей формы (хорошего продолжения)

4) замкнутости

5) однотипной связи

Законы группировки в гештальт-психологии (организации элементов в образы):

  • Объединяются расположенные близко друг к другу («закон близости» ),
  • Объединятся сходные объекты («закон сходства»),
  • Существует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков («закон замкнутости»)
  • Элементы, лежащие на одной прямой или простой линии, проще выделяются в процессе восприятия («Закон хорошего продолжения»),
  • Двигающиеся в одном направлении элементы перцептивно выделяются в одну группу («Закон «общей судьбы»),
  • Приоритет в восприятии отдается симметричным фигурам («Закон симметрии»)

14. Свойства восприятия

Перцептивный образ используется при создании рекламы

Название Содержание свойства Примеры
Предметность Это способность отражать объекты не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов (М.В. Гамезо) Это характеристика отражения объекта как пространственно обособленной физической вещи (Веккер) Механизмом выражения предметности является выделение предмета (фигуры) из фона (гештальтпсихология) Двойственные изображения (Энштейн и 3 девушки у его глаз)
Структурность Восприятие абстрагированной от ощущений структуры, которая формируется в течение некоторого времени. 1) Мелодия, музыка – мы её слышим, в голове структура и мы её распознаем (не сумма ощущений). Буква – в школе нас учат прописной, а мы различаем в любом виде.
Целостность Это сохранение целостной структуры образа при отсутствии возможности отразить отдельные элементы объекта. Целостный образ возникает в результате формирования условно-рефлекторной связи между различными ощущениями (а значит на основе прошлого опыта восприятия). Из трех точек можно увидеть треугольник. Когда оговаривается, что на картинке 5лошадей или 3 волка, то можно быстрее их разглядеть.
Осмысленность Проявляется в осознании значения и смысла воспринятого образа и его отнесении к определенной категории и классу предметов. «Мексиканец на велосипеде». «Медведь лезет по дереву».
Константность Это относительное постоянство некоторых свойств предметов при измененных физических условиях восприятия. Обеспечивается благодаря многократному восприятию одних и тех же предметов в разных условиях. Существует 3 вида константности: · константность величины (восприятие на различных расстояниях); константность формы (восприятие предметов в разных положениях). Г. Рихтер, «5 дверей, куб»; константность цвета (при разных освещениях по-разному, постоянство восприятия). Эксперимент с перекошенной комнатой А. Эймса, восприятие и формирование константности. Иллюзия не возникает у наблюдателя, если был опыт знакомства со структурой опыта, либо с испытуемыми.
Апперцепция –определяет избирательность восприятия, т.е. выбор из всего количества объектов и явлений что-то конкретное Зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта субъекта и его личностных особенностей (мотивации, эмоций, установок). Ввел в науку Г. Лейбниц. Установка –неосознанное состояние готовности человека воспринимать объекты, явления определенным образом. Эффект Струпа – смешивание цветов. Влияние прошлого опыта (памяти). Конверт, если смотреть сверху,то пирамида, но мы никогда не увидели бы пирамиду, если бы не знали о ней ранее. Эмоции, мотивации (Д. Маклеланд) – методика ТАТ (тематический апперцептивный тест), испытуемый должен рассказать, то нарисовано на картинке, там были продукты питания. Смотрели на них голодные и сытые люди. У голодных людей восприятие еды было таким: она им казалась большой, объёмной по внешнему виду. Перцептивная апперцепция Д. Узнадзе, изучал иллюзии восприятия. На восприятие влияет установка. Испытуемому в левую руку давали что-нибудь полегче, в правую потяжелее 15 раз; потом одинаковое по весу, но человеку показалось, что в левой всё равно полегче. Примерлюбого слова, напримерВодопад – те, кто изучает долго иностранный язык могут прочитать Бодопад или Богонаг и т.д.
Историчность (С.Л. Рубинштейн) – характеристики общечеловеческого восприятия Зависимость человеческого восприятия от предшествующего исторического развития человечества, общественной формы познания (культура, речь, музыка, наука, геометрия). Человеческий слух – музыка и речь (Рубинштейн). Зрительное восприятие под влиянием геометрических форм (например, жилище у нас воспринимается в квадратах, у др. народов в виде конуса). Японские дети в школе изучают около 200 цветов и оттенков.

15. Восприятие времени. Виды восприятия времени

Восприятие времени - это отражение скорости, длительности последовательности событий.

Основная проблема изучения : отсутствие соответствующих анатомических рецепторов времени (анализаторов).

Типы восприятия времени: тахихронический тип – субъективное ускорение времени; брадихронический тип – субъективное замедление времени.

Типы отражения времени: х ронометрия (часы); хронология (времена года, исторические события); хроногнозия (субъективное отражение времени).

На хроногнозию влияет ряд факторов:

  • Биологические факторы , влияющие на восприятие времени: наличие суточных ритмов (действие мелатонина), скорость обмена веществ (температура тела) – Хогланд, действие лекарственных препаратов и химических веществ, сердечный ритм.
  • Психологические факторы: заполненность промежутка времени.

Закон заполненного промежутка времени (Рубенштейн) - чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Характерно для воспоминания прошлого. При оценке настоящего наблюдается обратный эффект.

Закон эмоционально детерминированной оценки времени. Оценка времени (настоящее время): положительно окрашенные события (позитивные) – субъективно укорачивают время; негативно окрашенные события – субъективно удлиняют время.

Влияние возраста. Возраст: дети – переоценивают большие промежутки времени; взрослые – недооценивают промежутки времени.

Психические расстройства . Виды расстройства : маниакальные расстройства – недооценка времени; депрессия – переоценка времени; шизофрения – потеря субъективного ощущения времени, расщепление непосредственного переживания длительности и опосредованной оценки времени.

Пример расщепление непосредственного переживания длительности и опосредованной оценки времени : «Времени я не чувствую; долго ли это было или мало времени прошло – для меня это безразлично, безвкусно. Другие говорят: как быстро прошло время или как медленно, а мне безразлично».

16. Понятие о представлении. Отличие процесса представления от восприятия

Представление - это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются , но воссоздаются на основе прошлого опыта.

Представление - это вторичный психический образ, тесно связанный с памятью.

Представление - форма психического отражения, предполагающая воспроизведение чувственных образов в сознании.

Для возникновения образа представления не требуется непосредственный контакт с отражаемым объектом. Представления являются связующим звеном между чувственной и рациональной ступенями познания. Составляет основу формирования понятий. Не требуют непосредственного действия раздражителей на органы чувств.

Функции представлений :

· Сигнальная – представления вместе с образом воспроизводят информацию о нем, которые преобразуются в систему сигналов, управляющих поведением.

· Настроечная – представления организуют деятельность человека, обеспечивая тренирующий эффект.

Идеомоторный акт – сопровождение представлений о движении слабым сокращением соответствующих мышц.

Отличие процесса представления от восприятия:

Представления – это чувственно наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы восприятия являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент , тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом . Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, как правило, значительно бледнее.

Возникшие в процессе ощущений и восприятий образы не исчезают бесследно, а сохраняются в сознании человека. Образы ранее воспринятых предметов и явлений и называются представлениями.
Представления возникают на базе восприятий, но они отличаются от них. Если в восприятиях отражаются только те предметы и явления , которые непосредственно взаимодействуют с органами чувств, то представления - это образы тех предметов и явлений , которые в данный момент не воспринимаются, а воспринимались раньше. В процессе восприятия работает весь анализатор (рецептор, проводящие пути, мозговые концы); представления же возникают на основе работы только корковых концов анализаторов . Физиологический механизм представлений - это оживление в коре головного мозга следов прошлых воздействий. Так, при зрительных представлениях человек как бы вновь видит то, что видел раньше, при слуховых - как бы вновь слышит чей-то голос и т. п.
Образы представлений наглядны, но менее ярки, чем образы восприятий. В отличие от образов восприятий, которые конкретны, детальны, фотографичны, образы представлений фрагментарны. В них выделяется существенное, главное, а все второстепенное выпадает или отходит на второй план. Образы восприятий более устойчивы, чем образы представлений. Отличие восприятия от представлений объясняется тем, что образы восприятий подкрепляются тем объектом, который находится перед человеком. В представлениях такого подкрепления нет.
Роль представлений в процессе познания исключительно велика. Образы представлений имеют большое значение для работы памяти, воображения и мышления. Способность образов представлений сохраняться в сознании человека лежит в основе памяти; на способность же этих образов видоизменяться, переконструироваться опирается воображение, а способность выступать в обобщенном виде заложена в основу мышления.

17. Виды и свойства представлений

Виды представлений:

1. Представления памяти – воспроизводимые образы по памяти

Представления воображения – новые образы, которые создаются в сознании

Представление и воображение в психологии рассматриваются как самостоятельные психические процессы.

2. Произвольные представления – требуют волевых усилий

Непроизвольные представления («персеверирующие образы») спонтанно возникающие образы

3. Единичные представления – образы об отдельных, конкретных объектах

Обобщенные представления – представления предмета с существенными характеристиками данного класса предметов

Свойства представлений:

  • Неустойчивость – проявляется в «мерцании формы», текучести элементов представления
  • Фрагментарность – отсутствие некоторых элементов образа в представлении
  • Обобщенность – представление является обобщенным образом целого класса предметов

Знания о представлении необходимы для реализации техник визуализации. Техника визуализации – это работа с образом (образ болезни, образ страха и т.д.), терапевт меняет характеристики образов, меняет отношение к образу, преодоление фобий и изменяется состояние человека.