«Человек является животным, но по многим своим качествам превосходит их настолько, что многие религиозные и философские течения выделяют его как нечто совершенно особенное. Различия человека и животных лежат как в количественном развитии некоторых признаков, так и в связанными с ними качественными скачками». Турчин В.Ф. Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции. Изд. 2-е. - М.: ЭТС. - 2000.

Рассмотрим сходства и отличия человека и животных.

Согласно биологической классификации человек относится к животным.

Животных и человека (как представителя этого царства) объединяют:

· клеточное строение

· гетеротрофный тип питания

· строение клеточной мембраны

· наличие клеточного ядра

· отсутствие вакуолей в клетках.

Человек относится к отряду приматов. Ближайшими ныне живущими родственными ему видами являются шимпанзе и бонобо.

Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии. Как биологический вид человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костной и другими системами.

«Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад». Баранов П.А., Шевченко С.В., Воронцов А.В.: Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. - М.: АСТ, 2009.

Сходство человека с животными определяется вещественным составом, строением и поведением организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животное, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем ближе его сходство с человеком. Человеческий зародыш в своем развитии проходит те же стадии, которые прошла эволюция животного. И, в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя сейчас не нужны ему (например, аппендикс, копчик и др.).

Появление в процессе эмбрионального развития человека хорды, жаберных щелей в полости глотки, дорсальной полой нервной трубки, двухсторонней симметрии в строении тела определяют принадлежность человека к типу хордовых. Развитие позвоночного столба, сердце на брюшной стороне тела, наличие двух пар конечностей - к типу позвоночных. Теплокровность, развитие молочных желез, наличие волос на поверхности тела свидетельствуют о принадлежности человека к классу млекопитающих. Развитие детеныша внутри тела матери и питание плода через плаценту определяют принадлежность человека к подклассу плацентарных. Множество более частных признаков четко определяют положение человека в системе отряда приматов. Итак, с биологической точки зрения, человек - один из видов млекопитающих, относящихся к отряду приматов, подотряду высших. Одинаковы также самые ясные и простые потребности: голод, жажда, тоска по свободе. Запросы тела: страх, размножение, самосохранение, инстинкт материнства, другие инстинкты. Похожим образом у человека и, например, волка проявляется инстинкт агрессии.

Однако у человека есть существенные отличия от животных:

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью .

Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы.

В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично ни когда не встречался.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

Обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

Выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его - действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности.

Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

Животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестанет существовать как орудие для обезьяны. Таким образом, животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно - в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.

В отличие от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его.

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.

Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.

Таким образом, главные отличия человека от животных - понятийное мышление, речь, труд, разум и способность осознавать себя частью общества - стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы.

Чарльз Дарвин считал, что «самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове «должен».

Отличие человека от животных

Животные

Мышление и членораздельная речь

Характерны разные формы мышления (суждение, рассуждение, умозаключение). Обладает разными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение)

Мышление и коммуникативные возможности есть у некоторых высших (человекообразных) обезьян.

Например, советская исследовательница Ладыгина-Котс на основе многолетних экспериментальных исследований выделила у обезьян некоторые мыслительные операции (анализ и синтез).

С помощью членораздельной речи может передать информацию об окружающем мире через современные информационные средства, в том числе и Интернет.

«Разговор» животных -- различные сигналы, которые необходимы для выживания особи и вида; сигналы эти не несут никакой информации о прошлом и будущем, а также о каких-либо абстрактных понятиях.

Умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и др. образных форм.

Сознательная целенаправленная творческая деятельность

Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли.

Подчиняются в своем поведении инстинкту, их действия изначально запрограммированы.

Не отделяют себя от природы.

Обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов.

Выражает ценностное отношение к действительности.

Преобразование окружающей действительности, создание необходимых материальных и духовных благ

Производит материальные и духовные блага (практическая и духовная деятельность), творит «вторую природу» - культуру.

Приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Не могут производить коренные изменения в условиях своего существования.

Изготовление орудий труда и применение их как средство производства материальных благ

Способен воздействовать на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека.

Могут (высокоразвитые животные) использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда и применять их на практике.

Биологические, социальные, духовные потребности

Удовлетворяет не только биологические, но и социальные и духовные потребности. Духовные потребности связаны с формированием духовного (внутреннего) мира человека.

Удовлетворяют только биологические потребности, связанные с инстинктами.

«Человек - существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности) существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала)». Баранов П.А., Шевченко С.В., Воронцов А.В.: Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. - М.: АСТ, 2009. Человек создал искусство и науку. Эволюция человека вышла из - под ведущего контроля биологических факторов и приобрела социальный характер.

Учение Ч.Дарвина об эволюции органического мира.

1) Движущие силы эволюции.

· Естественный отбор . Выживают более сильные и устойчивые к климатическим условиям и к дальнейшему развитию живые организмы.

· Наследственность . Способность организмов передавать свои признаки и свойства в неизменном виде дочерним организмам.

· Изменчивость . Способность организмов приобретать новые признаки и свойства в процессе индивидуального развития.

· Борьба за существование . Совокупность многообразных взаимоотношений между живыми организмами и внешней средой.

2)предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

· Общественно-экономические. Возникновение предпосылок впоследствии промышленного, экономического и сельскохозяйственного развитий.

· Научные.

1) Чарльз Лайель . Геолог, в своих работах показал, что поверхность Земли изменяется непрерывно и под действием обычных повседневных факторов – колебаний температуры, ветра, дождя, прибоя, жизнедеятельности живых организмов. Его теория оказала большое влияние на мировоззрения Дарвина.

2) Теодор Шванн. Высказал клеточную теорию, которая показала, что в основе строения всех живы организмов лежит клетка.

3) Карл Бэр. Русский ученый, показал, что развитие всех организмов начинается с яйцеклетки и что на рани стадиях развития обнаруживается поразительное сходство в строении зародышей животных, относящихся к разным классам.

3)сущность эволюционного учения Ч.Дарвина. Каково его влияние на развитие биологической науки.

· Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы

· Возникнув естественным путем, органические формы постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями

· В основе преобразования видов в природе лежат изменчивость и наследственность, а также постоянно происходящий в природе естественный отбор, который осуществляется через сложные взаимоотношения организмов как друг с другом, так и с факторами неживой природы

· Результатами эволюции являются приспособленность организмов к условиям обитания и многообразие видов в природе

На основе дарвинизма перестраивались все отрасли биологической науки.

1)основные черты сходства и отличия человека и млекопитающих животных.

Человек, как биологический вид, занимает определенное систематическое положение в животном мире. Тип хордовых, подтип позвоночных, класс млекопитающих, отряд приматов, вид человек разумный.



2)доказательства происхождения человека от животных.

3) значение в эволюции человека прямохождения и трудовой деятельности.

Человек ходит на двух ногах, его тело приспособлено к прямохождению. Это помогло освободить руки для трудовой деятельности. Руки были способны к выполнению многих функций: хватания, удерживания, бросания предметов. Труд начинается с изготовлений орудий труда. Трудовая деятельность, в свою очередь связана с умственной деятельностью. Развитие ума приводит к возникновению речи. У человека появляется вторая сигнальная система.

1. Особенности скелета, свойственные только человеку
А) наличие ключиц
Б) наличие подбородочного выступа
В) облегчение массы костей верхних конечностей
Г) наличие пятипалых конечностей
Д) S-образная форма позвоночного столба
Е) сводчатая стопа

Ответ

2. В связи с прямохождением у человека
А) освобождаются верхние конечности
Б) стопа приобретает сводчатую форму
В) большой палец руки противостоит остальным
Г) таз расширяется, его кости срастаются
Д) мозговой отдел черепа меньше лицевого
Е) уменьшается волосяной покров

Ответ


3. Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет
A) прямой позвоночник без изгибов
Б) грудную клетку, сжатую в спинно-брюшном направлении
B) грудную клетку, сжатую с боков
Г) позвоночник S-образной формы
Д) сводчатую стопу
Е) массивный лицевой отдел черепа

Ответ

4. В чем состоит сходство скелета человека и скелетов млекопитающих животных?
А) позвоночник имеет пять отделов
Б) стопа имеет свод
B) мозговой отдел черепа больше лицевого
Г) имеются парные суставные конечности
Д) в шейном отделе семь позвонков
Е) форма позвоночника S-образная

Ответ

5. У человека в отличие от млекопитающих животных
A) тело расположено вертикально
Б) позвоночник не имеет изгибов
B) позвоночник образует четыре плавных изгиба
Г) грудная клетка расширена в стороны
Д) грудная клетка сжата с боков
Е) лицевой отдел черепа преобладает над мозговым

Ответ

6. Человек, в отличие от животных
A) влияет на среду обитания в процессе жизнедеятельности
Б) имеет S-образный позвоночник
B) образует различные популяции
Г) имеет первую сигнальную систему
Д) обладает второй сигнальной системой
Е) создает и использует орудия труда

Ответ

7. Какие признаки млекопитающих НЕ характерны для человека?
A) наличие диафрагмы
Б) наличие подшерстка
B) наличие семи шейных позвонков
Г) хвостовой отдел тела
Д) подвижная ушная раковина
Е) альвеолярное легкое

Ответ

8. Человек в отличие от животных
A) имеет кору больших полушарий
Б) образует различные природные популяции
B) обладает второй сигнальной системой
Г) может создавать искусственную среду обитания
Д) имеет первую сигнальную систему
Е) может создавать и использовать орудия труда

Ответ

Ответ

Тема: Доказательства сходства человека с млекопитающими.

Форма: Фронтальная с элементами индивидуальной.

Цель: показать родство человека с млекопитающими животными на основе сравнения.

Задачи: объяснить качественное отличие человека от животных; подвести к выводу, что человек сформировался под воздействием биологических и социальных факторов эволюции; развивать способность критически рассматривать факты.

Оборудование: проектор.

ХОД УРОКА

I. Вступление

Приступая к изучению чрезвычайно интересного раздела «Происхождение человека», хочу предложить вам сравнительную оценку времени, в течение которого человек живет на Земле, и продолжительность некоторых важных периодов в истории Земли. Если принять возраст нашей планеты равным одному году, то в таком календаре один день составит 12,3 млн лет, а один час – 525 тыс. лет. Тогда история Земли и человечества может быть представлена в виде следующей таблицы.

Образование Земли (возраст вселенной – немногим более трех лет)

Появление первых бактерий

Время расцвета динозавров

Появление предка обезьяны и человека

Появление Люси и ее собратьев-австралопитеков

Появление первых людей - питекантропов

Появление неандертальцев

Возникновение христианства

По этой шкале – человек появился меньше чем за 6 ч до наступления Нового года, а средняя продолжительность жизни человека в наше время – полсекунды. Как говорил персидский философ и поэт О. Хайям:

Я пришел – не прибавилась небу краса,

Я ушел – так же будут цвести небеса...

Каково же происхождение человека, как он появился на Земле? По этому поводу существует множество мнений. Накопление научных данных, особенно в последние годы, когда были расшифрованы геномы человека и многих других организмов, позволило построить и обосновать теорию происхождения человека от животных. Сегодня мы рассмотрим доказательства происхождения человека от животных, лежащие в основе этой теории.

Запишите тему урока в тетрадь – «Сходство человека с млекопитающими».

II. Изучение нового материала

План лекции

1. Особенности человеческого организма – презентация учителя.

2. Доказательства родства с животными – доклады обучающихся.

а) череп, челюсти, зубы, кожа;

б) зрение;

г) прямохождение

д) Атавизмы и рудименты

3.Недостатки человеческого организма.

4. Сходство и различия человека и млекопитающих животных – самостоятельная работа, заполнение модулей, тест.

Особенности человеческого организма:

Организм человека разумного построен из тех же основных химических элементов, что и организм любого другого живого существа, т. е. из углерода, водорода , кислорода, азота и фосфора. Мы отличаемся от других млекопитающих лишь устройством и функционированием клеток, тканей и систем органов.

Организм человека обладает четырьмя важнейшими особенностями, сочетание которых присуще только ему, – это прямостоячий скелет, подвижные руки, способные манипулировать предметами, трехмерное цветовое зрение и уникальный по сложности мозг.

Прямостоячий скелет позволяет нам, в отличие от других животных, передвигаться на двух ногах. Не испытывая потребности опираться на передние конечности, мы пользуемся гибкими и чуткими пальцами рук, чтобы исследовать поверхность предметов.

Смотрящие вперед глаза обеспечивают бинокулярное зрение и позволяют нам точно фокусировать изображения, определять расстояние, различать не только цвет, но и форму. Мы можем следить за перемещением предмета, не поворачивая головы, – при помощи лишь движения глаз.

По сравнению с другими животными, головной мозг человека очень крупный относительно размеров тела. Благодаря ему человек обладает великолепными способностями к обучению, логическому мышлению, управлению речью; координацией зрения и движений рук.

(Учитель поясняет презентацию, обучающиеся записываю главное в тетрадьмин.

Рассмотрим некоторые черты более подробно:

2.Доклады обучающихся – «Сходство человека с млекопитающими»:

1.Прямохождение. Ходьба на двух ногах.

Вес тела переносится с пятки через наружный край ступни на подушечки и большой палец. Нога и ступня действуют подобно рычагу: а – нагрузка передается через большеберцовую кость; б – точка опоры приходится на пальцы; в – усилие создается ахиллесовым сухожилием, которое при сокращении икроножной мышцы поднимает пятку

2. Бинокулярное (стереоскопическое) зрение. Оба глаза могут быть сфокусированы на объектах, расположенных в различных направлениях и удаленных на разные расстояния:

а – близко; б – слева; в – справа; г – далеко

3. Зубы, кожа, челюсти.

Наши череп, челюсти и зубы имеют разное и сложное происхождение.

Образование зубов из выростов плакоидной чешуи.

Наша кожа водонепроницаема, как и у рептилий, но от роговой чешуи, которой были покрыты тела пресмыкающихся, у нас остались только ногти – уплощенные щитки на пальцах рук и ног, развившиеся из когтей. Способствующие цепкости папиллярные линии на пальцах рук и ног остались у нас от жестких подушечек, помогавших нашим предкам ходить и лазать.

Головной мозг, в качестве координирующего центра, появился уже у таких примитивных животных, как плоские черви, а у ранних рыб мозг, как и у нас, состоял из трех основных частей: задней, средней, передней. У млекопитающих мозг становится значительно более крупным и сложным. Функция координации деятельности органов чувств передалась в переднюю часть, из которой развился крупный, обладающий многочисленными извилинами отдел головного мозга, управляющий процессами запоминания и обучения. Огромные большие полушария головного мозга человека – местопребывание разума – превосходят своими размерами остальные части мозга и обусловили изменения строения черепа.

5.Рудименты и атавизмы – 10 мин.

3.Недостатки человеческого организма - организм человека приспособлен к его образу жизни, сложившемуся в процессе эволюции. Всякое приспособление сопровождается улучшением одних функций организма и ослаблением других. В результате организм современного человека имеет несколько «слабых мест», или изъянов. Большинство из них связано с вертикальным положением скелета.

Зубы. Слишком тесное расположение зубов является следствием уменьшения размеров челюстей, которое произошло в процессе эволюции сравнительно недавно.

Выпадение диска. Заболевания нижней части позвоночника обычно являются следствием дегенеративных возрастных изменений, связанных с передачей нагрузки через позвоночник на две, а не на четыре конечности, как это было у наших древних млекопитающих предков.

Выпадение межпозвоночного диска. Выпадение хрящевого диска, являющегося буфером между двумя спинными позвонками, приводит к увеличению механической нагрузки на спинномозговой нерв (сопровождается болями) и уменьшает подвижность позвоночника.

Аппендикс. Аппендицит – заболевание, связанное с инфекционным заражением и воспалением аппендикса – рудиментарного червеобразного отростка слепой кишки.

Грыжа – выпячивание, например, участка кишок из брюшной полости под кожу через естественные или искусственно образовавшиеся в этой полости отверстия.

Варикозное расширение вен – заболевание, выражающееся в потере венами эластичности, вследствие чего они растягиваются и даже расширяются, образуя «узлы». Это приводит к

Плоскостопие. Ослабление свода стопы широко распространено и связано с тем, что вес человеческого тела распределяется только между ступнями ног – 5 мин.

4.Обучающимся выдаются бланки, которые необходимо заполнить:

Сходство и различия человека и человекообразных обезьян:

1. Назовите признаки человека, позволяющие отнести его к подтипу позвоночных животных.

2. Укажите черты, общие для человека и млекопитающих.

3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?

4. Назовите изъяны человеческого тела?

5. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.

1.По какому принципу человека относят к классу млекопитающих?

А. Наличие хорды у эмбриона

Б. Бинокулярное зрение

В. Отсутствие хвоста

Г. Наличие диафрагмы

2.Процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также образования общества – это…

А. Онтогенез

Б. Филогенез

В. Антропогенез

Г. Микроэволюция

3.Отличие человека от млекопитающих животных проявляется:

А. В наличии молочных желёз

Б. В наличии хорды у эмбрионов

В. В том, что клетки не имеют оболочек

Г. В наличии абстрактного мышления

4.Одно из доказательств родства человека и животных:

А. Наличие волос

Б. Наличие аппендикса у человека

В. Прямохождение

Г. Наличие четырёхкамерного сердца у человека

5.Что изучает палеонтология:

А. Общность и различии в строении

Б. Зародышевое развитие

В. Ископаемые останки

Г. Распределение организмов на Земле – 5 мин.

III. Заключение «Итог урока»:

Вместе со всем классом обсуждается вопрос: «У кого есть сомнения в нашем происхождении от животных?» - 3 мин.

Домашние задание - параграф 69, таблица «Сходство человека с млекопитающими».

Оценки за урок - докладчикам, и работавшим на уроке выставляются оценки, оценки также выставляются за самостоятельные работы – 2 мин.

Млекопитающие – это один из классов позвоночных животных, наряду с рыбами, земноводными, и птицами. Они выкармливают детенышей молоком, имеют постоянную температуру тела, их тело обычно покрыто волосами. Зародыш большинства млекопитающих развивается в утробе матери при постоянной влажности, температуре, поступлении питательных веществ и кислорода через материнский организм (откладывают яйца только яйцекладущие млекопитающие, или первозвери – например, ехидна, утконос).

По сравнению с другими животными, головной мозг млекопитающих достиг лучшего развития, благодаря чему у них образуются новые, сложные условные рефлексы и они относительно легко приспосабливаются к изменяющейся обстановке. К настоящему времени известно около 4000 различных видов млекопитающих.

Почему человека относят к классу Млекопитающие

Как и для всех представителей млекопитающих, для человека характерны такие признаки внешнего и внутреннего строения, как: волосяной покров, четырехкамерное сердце, два круга кровообращения ( не смешивается с венозной). Альвеолярное строение легких значительно увеличивает их дыхательную поверхность и способствует интенсивному газообмену с окружающей средой.

Для большинства млекопитающих характерно живорождение. Эта биологическая черта наблюдается и у человека. Зародыш человека, как и почти у всех млекопитающих, сообщается с материнским организмом через плаценту, а новорожденный детеныш питается молоком матери, которое вырабатывается у нее в молочных железах (у яйцекладущих млекопитающих нет молочных желез: молоко вместе с потом выделяется наружу, а детеныши слизывают его с поверхности тела).

Молочные и постоянные зубы прорезываются у большинства млекопитающих в определенной последовательности и в установленные сроки. То же самое происходит и у человека. Головной мозг в центральной нервной системе, а особенно кора больших (эволюционно это самый молодой отдел мозга), достигает значительного развития.

Какие признаки строения отличают человека от других животных

Человек имеет много общих черт и с другими таксонами животных – например, с приматами, к которым относятся, помимо Homo sapiens, также и обезьяны. Но в то же время есть и существенные . Так, переход к прямохождению привел к принципиальным изменениям в скелете, мышцах, . Мозг человека занимает большую часть массы от всей массы тела, чем у других приматов. Нижняя челюсть и мускулатура языка приспособлены к речевой деятельности, позвоночник имеет четыре изгиба. Стопа приобрела сводчатую форму, а пальцы на руках стали более подвижными и ловкими.

Совет 2: Самое маленькое млекопитающее на Земле - землеройка

Самым маленьким млекопитающим на Земле официально признана этрусская землеройка (карликовая белозубка). Эта землеройка - настоящая малютка среди насекомоядных млекопитающих! Ее вес составляет 1,5 грамма, а длина – 3 сантиметра. Стоит описать эту кроху более подробно.

Инструкция

Тело у карликовой белозубки стройное и подвижное. Как уже было сказано, длина этой крохи вместе с головой, оканчивающейся длинным и подвижным хоботком, составляет от 3-х до 4-х сантиметров. Масса тела этрусской землеройки варьируется в пределах от 1,2 до 1,5 граммов. Мех у этого создания очень мягкий и блестящий. Цвет шерсти – от серого до коричневого. В зимнее время мех становится более мягким и длинным.

Этрусская землеройка двигается очень быстро и шустро. Она обладает и крайне высоким уровнем обмена веществ (метаболизма). Это заставляет ее поедать большое количество пищи, которое превышает собственный вес в два раза. Эта кроха – настоящая охотница на молодых лягушек, ящериц и, конечно же, насекомых. Ученые проследили за жизнью карликовой землеройки и пришли к выводу, что питаться ей приходится около 25 раз за день!

Физиологические характеристики самого маленького млекопитающего в мире следующие: температура тела этрусской землеройки составляет 37оС, а сердце бьется до 1511 ударов в минуту (25 ударов в секунду!). Когда малютка впадает во временное оцепенение, то температура ее тела опускается до 12оС. Временное оцепенение является необходимой частью жизни карликовой землеройки и возникает в определенные периоды ее жизни: холодное время года, нехватка пищи. Выход из этого состояния сопровождается повышенным сердцебиением: в это время сердечные сокращения увеличиваются со 100 до 1200 в минуту.

Самки карликовых белозубок – это самые настоящие заботливые матери. Они водят своих детенышей за собой цепочкой. Вот как это происходит: первый детеныш цепляется за мамин хвост, второй – за хвост своего брата или сестры и т.д. Получается неразрывная цепь, движущаяся по дороге. На первый взгляд можно не понять, что это за «веревка» движется, но при детальном рассмотрении становится ясно, что это – выводок самых маленьких млекопитающих на Земле.

К сожалению, карликовая землеройка находится на грани полного исчезновения в некоторых странах. Причиной этому становятся довольно резкие климатические изменения, к которым этрусские крохи очень чувствительны. Кроме того, уменьшение численности карликовых белозубок происходит и по причине разрушения их жилищ в результате тех или иных сельскохозяйственных работ. Этрусская землеройка приносит большую пользу человеку: она уничтожает насекомых-вредителей в огородах, садах и полях.

Этрусские землеройки обитают в Северной Америке, в Южной Европе, в ряде азиатских стран, в Закавказье, а также в Подмосковье, на Урале, в Приморском крае и в Прибайкалье.

Млекопитающие являются наиболее развитыми среди позвоночных животных. Их отличительной чертой является вскармливание детенышей молоком. Одна из важнейших особенностей класса млекопитающих - развитие высшей нервной деятельности.

Инструкция

У млекопитающих есть ряд важных приспособлений, которые обеспечили быстрый прогресс этой группы животных. Развитие у них внутриутробное, в течение него детеныш получает питательные вещества через плаценту, только яйцекладущие млекопитающие откладывают яйца.

Для млекопитающих характерна достаточно высокая температура тела (около 38оС), рождение живых детенышей, которых потом вскармливают молоком, а также развитие органов чувств и коры больших полушарий головного мозга.

У млекопитающих более плотный и толстый кожный покров, чем у птиц, а большая часть тела покрыта волосами, которые играют важную роль в терморегуляции. Кожные кровеносные сосуды также имеют существенное терморегуляционное значение, при расширении их просветов резко возрастает .

Особенностью скелета является наличие плоских позвонков, между которыми находятся хрящевые диски. Череп соединяется с позвоночником при помощи двух отростков - затылочных мыщелков. В шейном отделе млекопитающих, вне зависимости от его длины, как правило, 7 позвонков, исключение составляют ламантины и некоторые виды ленивцев.

Для млекопитающих характерно разнообразие кожных желез. Протоки сальных желез открываются в волосяную сумку, их секрет смазывает поверхность эпидермиса и волосы, предохраняет их от смачивания. Потовые железы млекопитающих в основном выделяют воду, в которой растворены соли и мочевина. Выделения потовых и сальных желез придают животным специфичный запах, который используется для полового и индивидуального узнавания.

У млекопитающих очень хорошо развиты органы чувств, причем их обоняние гораздо эффективнее, чем у других позвоночных. У большинства млекопитающих есть наружное ухо, по широте диапазона издаваемых и воспринимаемых звуков млекопитающие превосходят птиц, они используют как сверхзвуковые частоты (летучие мыши), так низкой частоты (киты).

Молочные железы млекопитающих представляют собой видоизмененные потовые, у плацентарных и сумчатых они гроздевидные, а их протоки открываются на сосках. Расположение сосков и желез может отличаться, например, у обезьян и летучих мышей они расположены на груди, у копытных - в паховой области. Число сосков связано с плодовитостью вида.

Мозг млекопитающих отличается большими размерами и сложным строением полушарий переднего мозга. Хорошо развита серая кора полушарий, где расположены центры высшей нервной деятельности, с этим связаны сложные формы приспособительного поведения.

Видео по теме

Согласно научной классификации, человек – один из видов животных. В школе на уроках биологии детям рассказывают, что люди относятся к одному из пяти биологических царств (то есть к царству животных), а далее идет уже более детальная классификация: тип – хордовые, класс – млекопитающие, отряд – приматы, семейство – гоминиды, род – люди, ну и, собственно, вид – человек разумный (Homo sapiens). Однако человек – это совершенно уникальное существо, которые очень сильно отличается от всех других животных.

Инструкция

Прежде всего, только человек умеет говорить. Ученые, сравнивая людей с их ближайшими «родственниками» – шимпанзе, выяснили, что гортань у человека расположена гораздо ниже, чем у обезьяны, и, кроме того, у людей есть подъязычная кость, благодаря которой они могут произносить членораздельные звуки. По оценкам ученых, говорить люди научились около 350 тысяч лет назад. Конечно, животные между собой тоже общаются, но их способы коммуникации сильно отличаются от того, что умеем мы, люди.