Движение неприсоединения - это движение, объединяющее страны, которые провозгласили основой курса своей внешней политики неучастие в военно-политических группировках и блоках. В него вошли страны, не принадлежавшие ни к коммунистическому, ни к капиталистическому лагерю.

Движение неприсоединения, история которого официально началась в 1961 году, ставило целью отстаивание интересов развивающихся в условиях холодной войны. Враждебное соперничество сверхдержав (СССР и США) вызвало противостоянии многих стран Азии, Африки и Европы. Одной из основных целей создания движения было африканских и которая послужила прологом для его формирования. В работе приняли участие 29 стран. Председателем конференции был

Среди вдохновителей движения также были югославский лидер Иосиф Броз-Тито, президент Египта лидер Индонезии Ахмед Сукарно.

Первые три десятилетия после его создания движение выполняло важную роль в содействовании деколонизации, демократизации международных отношений, становлении новых самостоятельных государств. Однако постепенно оно утратило свое влияние на международной арене.

Изначально Движение неприсоединения разработало 10 принципов, согласно которым стремилось реализовать собственную независимую политику. Они не изменились за последние полвека. Сегодня, как и прежде, внимание акцентируется на признании прав стран следовать стратегиям, которые соответствуют коллективным интересам, гарантируют развитие, поддерживают мир и безопасность путем взаимодействия в разрешении международных проблем.

В настоящее время Движение неприсоединения объединяет 120 стран. Это составляет 60% численного состава ООН. Оно занимает нишу политического объединения, которое на международной арене противостоит действиям Запада по отношению к ряду развивающихся стран.

Страны движения характеризуются проведением политики мирного сосуществования, независимостью от военных блоков сверхдержав, открытой поддержкой освободительных движений.

Движение неприсоединения провело 15 саммитов. Сегодня оно опять обрело крепкие позиции и имеет возможность сыграть заметную роль в международной политике в соответствии с международными событиями.

Иран во время совещания глав МИД участников движения предложил практические пути сотрудничества, которые должны обеспечить достижение общих идеалов (сопротивление санкциям, обеспечение мира и безопасности, отказ от оскорбления религий, борьба с натиском со стороны Запада, проведение реформ в ООН, борьба с контрабандой наркотиков и терроризмом, поддержка вступления стран-участниц в международные организации). В свою очередь Движение неприсоединения поддерживает ядерные права Ирана.

В настоящее время аналитики считают необходимой большую активизацию роли движения, для чего необходим пересмотр его принципов. Оно является сегодня второй после ООН способной реализовать большие планы. Однако проблема заключается в слабой внутренней структуре этой организации, несхожести политики и экономики стран-участниц, отсутствии общей воли, объясняющейся разными политическими интересами.

Бандунгская конференция, пронизанная духом антиколониализма, отвергла раскол мира на два противостоящих лагеря, порожденный холодной войной. С 1955 г. до конца 60-х годов экономика за пределами Европы не развивалась так же динамично.

Борьба за уничтожение традиционных империй приобрела приоритетное значение, поскольку она ставила вполне осуществимые цели; она была обречена на успех. Пропаганда нейтрализма не была столь впечатляющей, она предполагала неучастие в существующих блоках и поиск своего особого места в системе противостояния холодной войны, а это означало взаимодействие с реальностью, которую молодые независимые государства не могли изменить и, в лучшем случае, они надеялись вырваться из нее. Поэтому термин «нейтрализм» утратил свою актуальность и был

960 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

заменен другим, менее обязывающим термином «неприсоединение». Эта семантическая тонкость более точно передавала противоречивую реальность. Нейтрализм ограничивал число участников новой коалиции, а термин «неприсоединение» позволял даже членам противостоящих блоков более гибко интерпретировать свою позицию.

После Бандунга значительная часть работы была выполнена благодаря представителям не афро-азиатских государств, круг заинтересованных стран постоянно расширялся. Ведущую роль играли известные политические деятели Насер, Неру и маршал Тито (который после долгих лет колебаний нашел, наконец, место, где Югославия могла играть важную роль в международной жизни). В конце декабря 1957 г. - начале января 1958 г. в Каире состоялась новая конференция, в которой участвовали 44 делегации. В тоне конференции слышались отголоски Суэцкого кризиса 1956 г. Представитель Египта Садат, который председательствовал на заседаниях, весьма категорично определил цель конференции: «Нейтрализм, который мы исповедуем, означает, что мы должны быть вне международных блоков и прилагать усилия к их сближению». Первые шаги к независимости черной Африки означали, что курс выбран правильно. Премьер-министр Ганы стал рупором независимых африканских стран и в декабре 1958 г. созвал в Аккре первую конференцию этих африканских государств, а затем, еще и конференцию с участием всех народов Африки. В таких случаях активный нейтрализм превращался в инструмент антиколониализма. Как сказал Нкрума, конференция народов Африки должна была подготовить «генеральный штурм империализма и колониализма».

Следующий активный период пришелся на 1960-1961 гг. В это время прошла серия конференций солидарности с народами Азии и Африки и, что особенно важно, в декабре 1960 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций благодаря договоренности между Насером, Тито и Сукарно, который принял эстафету от стареющего Неру одобрила документ, осуждающий колониализм. И Генеральная Ассамблея, и последующая подготовительная конференция в Каире в июне 1961г. заложили основы для конференции в Белграде (1-6 сентября 1961 г.), официально заявившей о создании движения «неприсоединившихся» стран. Но в Белграде понятие «неприсоединения» еще толковалось достаточно жестко: имелись в виду страны, которые не принимали участия в многосторонних военных союзах и которые не имели тесных военных связей с великими державами. Это объясняет, почему на конференции в Югославии не были официально пред-

Глава 10. Сосуществование-соперничество и деколонизация 961

ставлены ни Народный Китай, ни Япония, ни Пакистан, ни Турция. Приезд делегата Кубы расширял круг участников и на Латинскую Америку, но правила приема в «клуб» были настолько жесткими, что они сразу же были подвергнуты критике.

С 1961 г. был поставлен вопрос о правильной интерпретации концепции «неприсоединения», чтобы не превратить широкую коалицию в замкнутую группу стран, которая не имела бы достаточного влияния. Уже во время работы Белградской конференции впервые к этому вопросу подошли с других позиций: трактовка движения только как инструмента противодействия холодной войне (именно в это время наметились первые признаки разрядки напряженности между сверхдержавами) означала отказ от политической целесообразности, присущей более гибкому подходу. При таком подходе определение могло быть истолковано как отход от линии на широкую и прямую поддержку многосторонних союзов, даже если бы участники движения «неприсоединения» и входили в них. Таким образом, движение «неприсоединения» могло расширяться, а его влияние в международной жизни возрастать, прежде всего в таких крупных международных организациях как ООН. И еще одна возможность - образование организации, занимающейся определенными проблемами - вообще не принималась во внимание.

Белградская конференция не устранила основные противоречия и не разработала систему регулярных консультаций, что содействовало бы укреплению политического курса коалиции. В сложившихся условиях победило более широкое толкование концепции движения: страны, не участвующие непосредственно и активно в многосторонних соглашениях, объявлялись «неприсоединившимися» и могли участвовать в конференциях движения «неприсоединения», созывавшихся с различной периодичностью в последующие годы. Таким образом, движению удалось завоевать ведущие позиции в Организации Объединенных Наций, т.е. коалиция смогла устранить господство американцев в ООН и противостоять попыткам Советского Союза установить свою гегемонию. В 60-е годы она оказалась в руках небольшой, но самой сильной группы участников движения «неприсоединения» - арабских стран, которые оказывали решающее влияние на принятие резолюций Генеральной Ассамблеей. В то же самое время широкое толкование концепции участия в движении «неприсоединения» выявило непрочный и противоречивый политический характер этого движения.

Когда ограничительный характер нейтрализма был преодолен, а противоречия между афро-азиатскими странами даже стали перерастать в войну (китайско-индийский конфликт в 1962 г.), сложилась

962 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

новая ситуация. У стран «третьего мира» (не все страны, участвовавшие в движении «неприсоединения», а только те, перед которыми стояла проблема экономического развития) действительно имелись общие интересы, что придавало им вес в международной жизни, но в политическом плане их разделяли столь глубокие противоречия, что термин «неприсоединение» утрачивал свое содержание. Во время официальных заседаний, например, на Генеральной Ассамблее ООН, когда обсуждались общие принципы мирового правопорядка, или на конференциях самого движения, термин, несмотря на обилие риторики, вновь обретал прежнюю притягательность.

В действительности, международные отношения стали настолько сложными, что большая часть неприсоединившихся стран, которым надлежало бороться за нейтрализм, были тесно связаны в экономическом или военно-политическом плане с одним из блоков, в которых руководящую роль играли сверхдержавы. Начавшийся процесс разрядки, казалось, давал основания для развития движения «неприсоединения», в действительности же он лишал его самой сути, так как за распутывание узлов холодной войны взялись ее главные участники. В политическом плане исторический итог движения «неприсоединения» оказался не столь значительным, скорее создается впечатление неиспользованных возможностей. В конце 70-х годов движение «неприсоединения» насчитывало более 80 активных членов, а в широком плане более 100, если к активным членам добавить «наблюдателей» или «приглашенных» участвовать в отдельных конференциях. В общих чертах, движение обладало количественной силой, чтобы пользоваться влиянием в мире, но практически могло сделать очень немного.

Перед странами, получившими политическую независимость, встал вопрос об экономическом развитии, о проведении индустриализации, о росте производительности и сельскохозяйственного производства, об улучшении торговых отношений с развитыми индустриальными странами, в особенности в связи с экспортом сырья, главном источнике богатства развивающихся стран. Результаты были разочаровывающими, если принять во внимание демографический рост, в результате которого общее увеличение валового национального продукта (ВНП) оборачивалось снижением дохода на душу населения. С 1950 г. по 1967 г. доход на душу населения в развивающихся странах, взятых вместе, рос в среднем за год на 2,8% (при очень резких различиях между странами); за те же годы экспорт 22 развивающихся стран, взятых для репрезентативной выборки, увеличивался ежегодно на 4%, а экс-

Глава 10. Сосуществование-соперничество и деколонизация 963

порт пяти наиболее развитых стран мира (Соединенных Штатов, Великобритании, Федеративной Республики Германии, Франции и Италии) за тот же период рос в среднем на 9% в год. Нефтяной кризис, вызванный арабо-израильской войной 1973 г., изменил это соотношение только частично и только временно, потому что страны-производители нефти превратились в особую категорию развивающихся стран.

Причины такого положения следует искать в характере экспорта из развивающихся стран: в ценах на сырье, которые устанавливались в большей степени рынком, чем производителями, в различиях между спросом на товары широкого потребления, импортируемые в развитые страны, и спросом на товары длительного пользования, импортируемые в развивающиеся страны. В середине 70-х годов цены на сырье (за исключением нефти) продолжали падать, а на промышленные товары расти. Соотношение между доходами от экспорта и расходами на импорт становилось все менее благоприятным для развивающихся стран.

Другой аспект проблемы связан с непрофессиональным руководством экономикой в странах, недавно получивших независимость. Непомерных расходов требовали формировавшаяся бюрократия и раздутые вооруженные силы; стремление производить товары с наименьшими затратами, но невысокого качества, а потому не имевших спроса ни на внутреннем, ни на международном рынке; политика протекционизма и автаркии вела к росту расходов - всё это были элементы одной составляющей, которая усугубляла дальнейшую отсталость.

Немаловажную роль играла и проблема капиталов. Для осуществления инвестиций в экономику страны необходимо накопление капитала, которое в колониальный период происходило исключительно в интересах метрополии, а новые государства вынуждены были начать накопление с низкого уровня или обращаться за помощью к мировому финансовому рынку, где царят железные правила и жесткий контроль. Финансы могли поступать и в виде международной помощи, но политика кооперации делала в это время лишь робкие шаги, и ее масштабы не соответствовали экономическим потребностям более сотни стран.

Ничего не оставалось, как терпеливо идти по пути, уже пройденному странами, которые начали свое восхождение к модернизации в XVIII веке, или надеяться, что по политическим мотивам в страны третьего мира будут направлены значительные ресурсы, или ждать, когда международный капитал сочтет выгодным для себя осуществлять инвестиции в развивающиеся страны.

964 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

Однако это предполагало радикальное изменение исходных экономических условий в отдельных странах, и, прежде всего, преодоление идеологических предубеждений некоторых деятелей, которые видели в международном капитале, а чаще в транснациональных корпорациях истинных противников развития, виновников эксплуатации и отсталости, производства, основанного на низкой стоимости рабочей силы и небольших капиталовложениях: короче, видели в них олицетворение «неоколониализма». Но ни одно молодое государство не могло ни согласиться с необходимостью сохранения этих уз, ни отказаться от собственных национальных целей, чтобы дать увлечь себя сладкими речами о развитии, предполагавшем интеграцию в систему международного капитализма. Прежде чем это произошло, необходимо было пройти через ряд неудач и дождаться важных перемен в международной ситуации.

Эти обстоятельства объясняют трудности установления экономически и политически корректных отношений между промыш-ленно развитыми странами и развивающимися странами. Отношения осложнялись и застарелым недоверием к западным странам, болезненными воспоминаниями о колониальном периоде, неготовностью развитых стран решать экономические проблемы, рассчитанные на длительную перспективу и требовавшие разработки многосторонних проектов. Считалось, что эти проблемы чужды основным потребностям западной экономики, либо далеки от нее. Промышленно развитые страны были уверены, что обладают достаточной экономической и политической властью и могут диктовать условия международной торговли. Поэтому до 1973 г. (хотя примеры имелись и в недавнем прошлом) они проводили протекционистскую политику, особенно в отношении сельскохозяйственной продукции развивающихся стран, их основного экспорта, благодаря которому они могли бы занять свою нишу на международном рынке товаров, поскольку отсутствовал рынок для их промышленной продукции; производство ее тогда только начиналось.

Страны «третьего мира» сочли Организацию Объединенных Наций наиболее подходящим местом, где можно было выступить с предложением реформы мирового рынка, хотя проблема была изложена в общем виде и в выражениях, характерных для недавней борьбы за независимость. Уже в декабре 1960 г. Генеральная Ассамблея заявила, что предстоявшее десятилетие должно стать «десятилетием развития», что является условием мира и стабильности в мире. В 1962 г. в резолюции ООН была выдвинута формула «Trade not aid» - «Торговля, а не помощь», что означало

Глава 10. Сосуществование-соперничество и деколонизация 965

смену гуманитарного подхода методами, больше соответствующими характеру экономических проблем.

Организация Объединенных Наций в 1964 г. (23 марта - 15 июня) в Женеве провела конференцию по проблемам торговли и развития (United Nations Conference on Trade and Development), хорошо известную как ЮНКТАД, во время которой впервые были рассмотрены важнейшие экономические и политические аспекты проблемы развития. На конференции обсуждались предложения реформы международной экономической системы, согласно которым было необходимо, чтобы развивающиеся страны открыли свои двери для экспорта и интегрировались в экономику, находящуюся на подъеме. Но еще больше было необходимо, чтобы индустриально развитые государства гарантировали благоприятные цены на сырье и сельскохозяйственную продукцию, экспортировавшиеся из развивающихся стран; выплачивали субсидии странам, не готовым к торговому обмену; пошли на снижение пошлин на тропические и субтропические продукты; провели реорганизацию ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), которая содействовала бы торговле с развивающимися странами.

Соперничество между Советским Союзом и Соединенными Штатами заставило страны «третьего мира» лучше понять различные аспекты международной ситуации. Страны советского блока, также недавно освободившиеся от колониальной зависимости, не участвовали в диалоге, начатом ЮНКТАД. В рамках конференции, собравшей представителей 123 государств, сложилась так называемая «группа 77», в рамках которой участники движения «неприсоединения» стремились достичь единства позиций в области экономики, не сумев добиться его в политической сфере. Вес развивающихся стран в Организации Объединенных Наций был настолько значительным, что позволил осуществить институцио-нализацию отношений между промышленно развитыми и развивающимися странами. ЮНКТАД была преобразована в постоянный консультативный орган, который разрабатывал рамочные условия для проведения переговоров.

Тогда начался жесткий диалог, долгий и трудный. Агрессивность политики «группы 77» (в частности, на заседании в Алжире в 1967 г.) привела к обратным результатам. Индустриально развитые страны не были заинтересованы в том, чтобы пойти на уступки, которые могли оказаться напрасными или же пошли бы на пользу политическим противникам. Действительно важного успеха удалось добиться только однажды, во время второй конференции ЮНКТАД, состоявшейся в 1968 г. в Дели, когда развитые страны обязались ежегодно отчислять 1% своего ВНП развиваю-

Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

щимся странам в качестве помощи их экономическому развитию. Следует учесть, что страны советского блока были в состоянии перечислить менее одной пятой от общей суммы, которую предусматривал такой ничтожно малый процент.

Рост цен на нефть, совершивший скачок во время первого нефтяного шока в 1973 г., привел к изменению общей ситуации. В следующем году развитые государства приняли предложение, выдвинутое благодаря преобладанию в «группе 77» стран с умеренным подходом, согласно которому необходимо было начать обсуждение основ нового международного экономического порядка. Этот вопрос был в центре внимания Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1974 г., когда обсуждалась «Хартия экономических прав и обязанностей государств». С тех пор был возобновлен, хотя и со значительными трудностями, более конструктивный диалог.

С 1964 г. Европейское экономическое сообщество начало проводить политику содействия развитию. 18 бывших французских колоний заключили конвенцию в Яунде (Камерун), благодаря которой был создан фонд развития, но, прежде всего, конвенция отражала намерение стран ЕЭС с большей ответственностью решать проблемы развивающихся стран. Впервые конвенция Яунде была изменена в 1974 г., после вступления Великобритании в ЕЭС, и в 1975 г. заменена Ломейской конвенцией. С ее подписанием политика Сообщества охватывала уже 46 стран Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейнов (отсюда аббревиатура АКТ). С тех пор отношения между ЕЭС и странами АКТ регулировались посредством внесения поправок в Ломейскую конвенцию, что способствовало стабилизации торговли и более рациональной организации помощи, эти меры оказали значительное воздействие на всю систему международных отношений.

Со временем характер отношений между промышленно развитыми и развивающимися странами менялся. Развивающиеся страны решали основную проблему их экономической жизни с разными результатами. Считать их однородной группой, требовавшей одинакового подхода, становилось невозможным. Даже страны «третьего мира» больше не представляли собой однородную общность. Часть развивающихся стран благодаря росту цен на нефть, позволившему осуществлять инвестиции, вырвалась из пут отсталости и даже должна была решать проблему избытка финансовой ликвидности. Ряд стран, в особенности в Азии, благодаря тесным связям с транснациональными концернами и низкой стоимости рабочей силы, вошли в группу новых индустриально развитых стран - Малайзия, Тайвань, Южная Корея, Гонконг, Сингапур и, частично, Индонезия.

При рассмотрении геополитического положения развивающихся стран необходимо обратить внимание на важный феномен Движения неприсоединения (ДН).

Важно!

Движение неприсоединения (англ. Non-Alignment Movement) - это авторитетная международная организация, объединяющая 120 государств мира на принципах неучастия в военных блоках (под которыми на момент основания организации прежде всего подразумевались два основных - НАТО и ОВД, а также целый ряд более мелких). ДН представляет 55% населения планеты. Участвующие в нем страны обладают 76% мировых запасов нефти (добывают 66%) и 53 % мировых запасов газа (добывают 39%).

В ДН в частности входят страны ОПЕК . ОПЕК часто рассматривается как картель. В ее состав входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Штаб-квартира расположена в Вене.

Запомнить!

Движение неприсоединения официально было создано на Белградской конференции в сентябре 1961 г. Появлению ДН предшествовали Бандунгская конференция (1955) и трехсторонние консультации влиятельных руководителей Югославии (Иосип Броз Тито), Египта (Гамаль Абдель Насер) и Индии (Джавахарлал Неру) в 1956 г.

Движение неприсоединения зародилось в условиях холодной войны. За последние 50 с лишним лет оно прошло через непростые испытания. Зарождение ДН в 1960-х гг. стало ответом развивающихся стран на блоковое разделение мира. Однако окончание холодной войны поставило ДН перед необходимостью искать новые смыслы своего существования. В эпоху становления многополярного мира оно обретает «второе дыхание» и может стать одним из новых центров политического влияния. - полагает профессор МГИМО (У) МИД России, Чрезвычайный и Полномочный Посол, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Е. М. Астахов .

Движение неприсоединения - сложный продукт развития международных отношений. Доктрина неприсоединения начала формироваться еще в середине XX в. в процессе деколонизации и образования новых независимых государств. Цели участников ДН были различными, но их объединяла главная идея: не дать втянуть себя в военно-политическое и идеологическое противостояние между двумя блоками.

После слома биполярной системы базисный концепт ДН - неприсоединение к военным блокам - утратил первоначальный смысл, само название объединения стало беспредметным. В этом историческом контексте ДН занялось поиском новой философии своего существования. В условиях ослабления противостояния между Западом и Востоком на смену прежнему балансированию между блоками пришло стремление к объединению Юга. При этом речь не идет о формуле «Юг против Севера», у ДН для этого нет ни политических, ни экономических возможностей. Изменились и его стратегические цели. Теперь главное - определение переговорных позиций развивающихся стран в международных финансовых организациях и в ВТО. Такая же стратегия лежит в основе отношений с США, Европейским союзом, Китаем, Японией.

«Поворот стрелок» на Север предотвратил самоликвидацию ДН и придал ему новое, более прагматическое содержание. На повестке дня сегодня - обеспечение устойчивого развития в целях преодоления отсталости развивающихся стран и искоренения бедности.

Реализация этих целей зависит не только от Севера. Переговорные позиции Юга ослабляются растущей дифференциацией ДН. Е. М. Астахов полагает, что внутри него можно выделить несколько групп государств, преследующих собственные интересы:

  • - новые «восходящие экономики» Юго-Восточной Азии, ведущие латиноамериканские страны, ЮАР, Египет, некоторые другие африканские и азиатские государства, прежде всего экспортеры энергетического сырья, которые сами заинтересованы в освоении рынков Юга;
  • - беднейшие африканские страны;
  • - основная масса государств, занимающая позиции между первыми двумя группами, со средним для участников ДН уровнем развития - Алжир, Колумбия, Марокко, Тунис, Филиппины, Эквадор и др. (всего около 60).

Процесс экономического расслоения внутри ДН подталкивает наиболее развитые страны к выходу за его формальные рамки. Такие государства, как Индия, Индонезия, ЮАР, приближаются к статусу глобальных мировых держав. Им становится тесно в ДН, и они стремятся подключиться к новым полюсам влияния, например, к БРИКС или ШОС.

После определенного спада активности в период однополярного мира сегодня ДН получило новый импульс. Яркие эмоциональные речевые обороты прежних харизматических лидеров теперь не так популярны, но внешнеполитические позиции ДН вновь становятся наступательными. Это возрождение обусловливается самой спецификой ДН, объединяющего развивающиеся страны, многие из которых вряд ли преодолеют отставание от индустриальных держав. Свою роль играет и обострение международной обстановки на Ближнем и Среднем Востоке, где расположены многие неприсоединившиеся государства.

Однако некоторые признаки радикализации внешнеполитических позиций ДН не меняют его главной задачи. Это прежде всего решение экономических проблем его участников. Но этого трудно добиться без предметного взаимодействия со странами Запада. Поэтому наступательная тональность некоторых политических формулировок, возможно, останется прежней, но реальная политика будет направлена на получение финансовой помощи, инвестиций, реструктуризацию долгов, реформирование международных финансовых институтов, более справедливые условия торговли. Для решения этих главных задач ДН, вероятно, будет усиливать координацию действий с международными организациями, прежде всего из системы ООН, где неприсоединившиеся страны располагают 2/3 (120) голосов.

США и ЕС пытаются ослабить антизападный пафос ДН, не допустить усиления его влияния в международных делах и противостояния по линии Север - Юг.

С ^присоединившимися странами активно работает Китай. Основное направление - экономическое освоение рынков для экспорта китайской готовой продукции и импорта энергоресурсов и сырья. На этом поле КНР успешно конкурирует с США, а также с бывшими колониальными державами, в частности с Великобританией и Францией. В то же время Китай не связывает себя обязательствами по политическим вопросам.

Индия ускоренными темпами выходит на позиции глобальной державы и теряет интерес к лидерству в ДН, не желая ассоциировать себя с Югом. По своему политическому и экономическому потенциалу она скорее претендует на позиции Севера для закрепления на рынках развивающихся стран. Однако менее развитые неприсоединившиеся страны предпочитают открывать свои рынки для традиционных западных партнеров в надежде на безвозмездную экономическую помощь.

Во времена блокового противостояния СССР стремился использовать ДН или, по крайней мере, отдельных его участников в «антиимпериалистической борьбе». Хотя эта политика проводилась последовательно и «точечно», она оказалась малоэффективной. Страны ДН опасались вовлечения в межблоковое противостояние и в двусторонних контактах избегали внятных формулировок и конкретных обязательств. После ликвидации СССР Россия утратила интерес к ДН, как и к развивающимся странам в целом. Ставка была сделана на сближение с Западом, который представлялся тогдашнему российскому руководству идеологическим союзником. После смены правящей элиты Россия начала проводить многовекторную политику, одним из направлений которой стало развитие отношений с ДН. При этом Россия не хочет, чтобы страны - участники ДН воспринимали ее как страну «богатого Севера». Евразийская специфика России, ее участие в БРИКС и ШОС, где нет стран НАТО, дает ей возможность говорить на «многополюсном» языке Севера, Востока и Юга. Важно то, что Россия уже не рассматривается как супердержава, которая может угрожать интересам ДН. В то же время в нем учитывают высокий статус России как члена Совета Безопасности ООН и «Большой двадцатки».

Оценивая перспективы ДН, можно констатировать, что оно стало главным инструментом развивающихся стран в диалоге Юг - Север, значение которого в будущем будет возрастать. При этом стоит иметь в виду, что некоторые «восходящие экономики» высказываются в пользу отказа от стереотипных представлений о Севере и Юге. Утверждается, в частности, что некоторые страны Юга по своим экономическим потенциалам уже относятся к категории Севера.

ские тенденции внутри ДН и позволяют ему сохранять в своих рядах более 2/3 государств - членов ООП .

Концепция неравенства нашла свое отражение в концепции «золотого миллиарда». Она заключается в том, что из 7 млрд жителей Земли только около 1 млрд могут рассчитывать на комфортное существование и потребляют большую часть ресурсов планеты. «Золотой миллиард» и его границы примерно совпадают с границами Запада: это Северная Америка, Западная Европа плюс Япония, Австралия и Новая Зеландия.

В связи с процессами глобализации существующие мировые проблемы стали обостряться.

  • ОПЕК - организация стран-экспортеров нефти (англ. The Organization of the PetroleumExporting Countries", OPEC), международная межправительственная организация, созданнаянефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть.
  • Астахов Е. Движение неприсоединения на современном этапе. РСМД. 2012. 26 ноября. URL: http://vvww.russiancouncil.ru/inner/?id_4=1083#top-content (дата обращения:19.02.2016).
  • Астахов Е. Движение неприсоединения на современном этапе. РСМД. 2012. 26 ноября. URL: http://wwv.russiancouncil.ru/inner/?id_4=1083#top-content (дата обращения: 19.02.2016).

Краткий всплеск конфронтации из-за Берлина в 1961 г. подтолкнул страны, тяготевшие к нейтрализму во внешней политике, к оформлению собственной международно-политической платформы, которая была бы промежуточной по отношению к Западу и Востоку.

В сентябре 1961 г . в Белграде состоялась первая конференция Движения неприсоединения. Его неформальными лидерами стали Индия и Югославия. В этом движении активно участвовали Египет, Индонезия, Гана, Афганистан, Бирма (Мьянма) и многие другие страны. К середине 80-х годов число стран-участниц движения превысило 100.

Движение неприсоединения во многом стало восприемником традиций конференции афро-азиатских стран в Бандунге. Это движение, замышлявшееся вначале как чисто «неевропейское», стало приобретать всемирный характер после встречи президента Югославии И.Броз Тито с премьер-министром Индии Дж.Неру и президентом ОАР Г.А.Насером на острове Бриони (Югославия) в 1956 г. Сначала Югославия была единственным европейским участником движения. Ее меньше, чем афро-азиатские страны, волновали вопросы борьбы против неоколониализма. Зато Югославия уделяла много внимание тому, чтобы отстоять равноудаленность движения неприсоединения от великих держав и мягко нейтрализовать попытки Советского Союза объявить его «естественным союзником» социалистического лагеря.

Югославия была не только первой европейской, но и единственной социалистической страной, которая официально заявила о себе как неприсоединившейся стране. +ПОЗДНЕЕ Куба, Румыния, Лаос, Вьетнам, КНДР. +Организация освобождения Палестины (ООП).

Смыслом -стремление отстраниться не от отношений сотрудничества со странами восточного и западного блоков, а от конфронтации между ними. Страны-участницы движения стремились извлекать выгоду из сотрудничества с каждой из противостоящих друг другу больших держав, играя на противоречиях между ними. Неприсоединившиеся страны должны были проводить независимую политику, не входить в военные союзы.

47. Карибский кризис 1962 г.: причины возникновения и проблемы урегулирования.

Приход к власти в Вашингтоне администрации демократов привел к ухудшению американо-кубинских отношений, поскольку режим Ф.Кастро в Гаване был репрессивным, а демократическая партия была особенно чувствительна к проблеме защиты прав человека. Учитывая это обстоятельство, кубинская эмиграция в США, концентрировавшаяся в ближайшем к Кубе штате Флорида, стала оказывать давление на Дж.Кеннеди с целью побудить его принять меры для свержения Ф.Кастро. Эмигранты учитывали, что в период предвыборной конкуренции с Д.Эйзенхауэром в 1960 г. Дж.Кеннеди многократно критиковал республиканцев за «мягкость к Кубе» и тем самым был ограничен в возможности сменить позицию в отношении Гаваны, хотя и понимал, что американо-кубинский конфликт может повлечь за собой ухудшение отношений с СССР.

Связи Москвы и Гаваны крепли. Демонстрацией их прочности стала встреча Н.С.Хрущева и Ф.Кастро в Нью-Йорке во время сессии ГА ООН по деколонизации в декабре 1960 г.

ссср-что если США позволят себе напасть на Кубу, то они «получат в ответ град советских ракет».

Неприязненные отношения с Кубой были для Вашингтона источником раздражения, поскольку «кубинская фронда» мешала сШа предстать в роли «доброго друга» латиноамериканских стран. Кубинское руководство резче критиковало политику США, а американские представители жестче обвиняли Кубу в проведении антигуманной политики. В январе 1961 г. из Гаваны были высланы американские дипломаты, в ответ на что США разорвали с Кубой дипломатические отношения.

Между тем, администрация Дж.Кеннеди уделяла много внимания улучшению своей репутации в Латинской Америке. 13 марта 1961 г. она выдвинула программу экономической помощи латиноамериканским странам в размере 500 млн долл. под громким названием «Союз ради прогресса». 5-17 августа 1961 г. в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) состоялась межамериканская социальная и экономическая конференция, в ходе которой была подписана Хартия союза. Куба участвовала в этой конференции (ее представлял знаменитый революционер, аргентинец по происхождению, Эрнесто Че Гевара), но не подписала текст Хартии. Деятельность Союза ради прогресса была направлена на предупреждение распространения радикальных идей кубинской революции на другие латиноамериканские страны.

В апреле 1961 г. американо-кубинский конфликт обострился еще более. 17 апреля на побережье Кубы в районе Плайя-Хирон (побережье залива Качинос) высадились прибывшие из Флориды вооруженные отряды кубинских эмигрантов численностью около 1,5 тыс. человек, которые попытались свергнуть Ф.Кастро и захватить власть в Гаване. Однако путчисты были разгромлены силами безопасности Кубы за 48 часов. Переворот не удался. Вооруженные силы Кубы к тому времени насчитывали 250 тыс. человек. Попытка переворота представляла собой плохо подготовленную спецоперацию американского ЦРУ. Она встревожила Ф.Кастро, и он начал переговоры с СССР о предоставлении ему военной помощи. В декабре 1961 г., через полгода после попытки переворота, Ф.Кастро впервые назвал себя марксистом, а затем – коммунистом.

В январе 1962 г. под давлением США Кубу исключили из рядов ОАГ. Это решение было принято не единогласно: ведущие страны Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Чили, Мексика, Эквадор и Боливия), понимая подоплеку ситуации, воздержались при голосовании по проекту соответствующей резолюции.

С середины января 1962 г. Советский Союз увеличил Кубе военную помощь, мотивируя это угрозой, которая существовала для нее со стороны США, способных повторить попытку свержения Ф.Кастро. Помогая Гаване, советское руководство преследовало стратегические цели. СССР чувствовал себя уязвимым перед лицом «ракетной угрозы» США, поскольку американские ракеты «Юпитер», размещенные в Турции, могли поражать цели на территории всей европейской части CCCР. У Советского Союза плацдарма, позволяющего держать под прицелом территорию США, не было. Советское руководство стало рассматривать Кубу как потенциальный плацдарм

К октябрю 1962 г. на Кубу морем на гражданских судах под видом машин и оборудования промышленного и сельскохозяйственного назначения были доставлены части советских ракет и пусковых установок, которые были смонтированы и приведены в боеспособное состояние. На острове было размещено 42 ракеты с ядерными боеголовками, которые обслуживались 40-тысячным контингентом советских войск. Американские средства воздушной разведки обнаружили ракетные установки только 14 октября. Когда экспертиза полученных снимков подтвердила достоверность полученной информации, американская администрация потребовала от СССР объяснений и стала настаивать на немедленном удалении советских ракет с Кубы.

18 октября 1962 г. в Вашингтон прибыл министр иностранных дел СССР АА.Громыко, который в беседе с президентом Дж.Кеннеди отрицал присутствие на Кубе советских ракет, хотя признал, что СССР поставил Кубе вооружения оборонительного характера. Американская сторона предъявила материалы аэрофотосъемок. Москва была вынуждена признать факт размещения ракет, но отказалась их удалить. Стало известно, что к Кубе направляются советские гражданские суда, на которых, по сведениям американской разведки, тоже находились советские ракеты. Между Н.С.Хрущевым и Дж.Кеннеди завязалась полемическая переписка (обмен посланиями), в которой каждая из сторон пыталась обосновать правомерность своей позиции. Москва упорствовала. В Вашингтоне готовились к худшему.

22 октября президент Дж. Кеннеди обратился по телевидению к нации с предупреждением о возможности начала войны с Советским Союзом. Вооруженные силы США были приведены в боевую готовность. Советской стороне было сообщено, что запуск любой ракеты с территории Кубы будет считаться в США поводом к войне. Одновременно американская администрация объявила о введении «карантина» кубинских портов, то есть о намерении досматривать все грузы, прибывающие на Кубу морем, независимо от того, под чьим флагом они перевозятся. По сути это было равнозначно объявлению блокады острова. Но введение блокады в международном праве рассматривается как акт агрессии, и американская дипломатия избегала этого термина, пользуясь словом «карантин».

Советские суда с ракетами на борту продолжали следовать в направлении кубинских портов. Вооруженные силы СССР были тоже приведены в состояние боеготовности. Попытка американских вооруженных сил остановить советские суда могла оказаться поводом к войне. Происходила встречная эскалация конфликта. Стороны противостояли друг другу, готовились к войне, которой обе они не хотели, и не знали, каким образом выйти из тупика.

сигнала состоял в том, что США не хотели войны, но категорически настаивали на удалении с Кубы советских ракет, угрожая нанести удар по Кубе, если решение о демонтировании ракет не будет принято.

В ответ посол А.Ф.Добрынин заявил, что к войне не стремится и СССР. Далее он повторил ранее изложенный Н.С.Хрущевым аргумент о том, что размещение советских ракет было ответным шагом на размещения американских ракет в Турции и угрозы правительству Ф.Кастро. Содержание беседы было сообщено руководителям обеих стран. В ходе обмена посланиями между Н.С.Хрущевым и Дж.Кеннеди и переговоров А.Ф.Добрынина с Р.Кеннеди с 23 по 28 октября удалось выработать условия компромисса. Соединенные Штаты согласились сделать заявление об отказе от попыток свергнуть Ф.Кастро при помощи силы. В ответ Советский Союз согласился начать демонтаж своих ракетных установок на Кубе, вывезти ракеты с острова и не размещать их там впредь. Эту часть соглашения было решено предать гласности.

По вопросу об американских ракетах в Турции была достигнута секретная договоренность о том, что они будут выведены оттуда в ближайшее время (4-5 месяцев), после формального согласования этого вопроса с турецкой стороной и НАТО. Американское руководство сравнительно легко согласилось с выводом ракет из Турции, так как в 1962 г. оно уже пришло к убеждению о необходимости удаления из Европы и Турции устаревших ракет типа «Тор» и «Юпитер» и их замены новыми ракетами морского базирования «Поларис». Договоренность с Москвой лишь ускорила осуществление этого плана.

Карибский кризис был урегулирован. Обе стороны выполнили принятые обязательства. США заявили об отказе от подрывных действия против Кубы, а Н.С.Хрущев отдал приказ о выводе с Кубы советских ракет. Американские ракеты из Турции были удалены в течение нескольких месяцев.

48. Попытки ликвидации тоталитарных режимов в Венгрии (1956 г.), Чехословакии (1968 г.) и политика СССР. «Доктрина Брежнева».


Похожая информация.


В Индии Джавахарлал Неру (первый премьер-министр) считают вдохновителем движения. Первая конференция движения прошла в Индонезии - там считают что от них пошло движение. Югославия - еще один претендент.

Термин ""неприсоединение"" появ в 50е гг. Но философия неприсоединения возникла раньше. Автор идей - Неру (премьер-мин с 47г. по 64г). На основании идеи неприсоединения выстраивает свою внешнюю пол-ку.

Основа идеи неприсоед- живи и давай жить другим. И одно гос-во не имеет права вмешиваться в дела другого гос-ва и навязывать свой путь развития. Это обречено на провал. Неру не поддерживает ни запад, ни восток, у них своя внеш. пол-ка.

Внеш пол-ка Неру- пол-ка неприсоединения, *пол-ка АСЕАН тоже*. Неру выступает с идеей проведения международной конференции гос-в Азии, эту конференцию провели в 47г. В Дели- конференция гос-в Азии, где были не правительства, а ученые, обществ деятели и т.д. На деле эта конф вылилась в отношения гос-в Азии с западом. Предложено создать Азиатскую систему колониальной безопасности, что бы защититься от колонизации. Громче всех об этом кричит Малайзия. Азиатская конф регулярного формата не приобрела. Для Неру эта конф - площадка для пропаганды. ""Неплохо было бы нам, кто не хочет участвовать в холодной войне, держаться вместе"". 50г.- присоед ряда азиатских стран к военным блокам, 52- Турция вступ в НАТО, 55-созд СЕНТО (Багдадский пакт или орг дог стран центр азии) (Вошли - Иран, Ирак, Турция, Пакистан, Великобр). Идея неприсоединения в 50е гг терпит крах. Инициативу перехватывает Индонезия. 55г.- г. Бандунг (Индонез) - конференция стран Азии и Африки.

Итог: Декларация о содействии всеобщему миру и сотрудничеству, где находят отражение 5 принципов мирного существования Панча Шила: взаимн уважение суверенитета, ненападение, невмешательство в дела друг друга, равенство, мирное сосуществование. Эта конф пока не приобретет регулярного характера, но способствовала укреплению Афро-Азиатской солидарности (география неприсоединения расширяется). ""Дух Бандунга""- дух солидарности Азии и Африки.

55г. на сессии ГА ООН ""группа из 24х"" из гос-в Азии и Африки. 57г. В Корее созд НПО ""Наради Бандунг"".

В движ непросиединения оказывается и Европа.

3м государством наряду с Индией и Индонезией стала Респ. Югославия. Руководитель- Иосип Броз Тито. У Югославии после 2МВ нач конфликт с СССР. Сталин рассматр Тито как в некоторой степени конкурента. Тито в 45г. выступил с программной речью ""юг больше не будет монетой в политике ведущих держав"". Сталин рассмотрел это как недружественный выход. 48г. на встрече в Москве (СССР, Болгария, Югославия) Сталин резко но обтекаемо сказал что некоторые его партнеры действуют без консультации с ним. Торговое соглаш с Югославией - откладывается. Поставки в Югосл армию - приостанавливаются.

48г. Тито заявляет что отношения Югославии и СССР зашли в тупик и что СССР оказывает экономическое давление. Сталин отзывает из Югосл всех военных и гражданских советников, потом пишет 2 письма рук-ву коммунистической партии Югославии, обвиняющие в амбициозности и т.д. 48г. - свертывание отношений между партиями, 49г.-СССР в одностороннем порядке денонсирует договор о дружбе, взаимопомощи и сотрудничестве в Югославии. При сохранении дип отношений реальные связи почти прекращаются. В этих условиях Югославия начинает ""заигрывать"" с западом.

51г. -подпис соглаш о военн помощи с США, 53-54- процесс создания ""Балканского пакта"" куда должны войти Турция и Греция (члены НАТО) а с другой стороны - Югославия. В сер 50х Югославия разрывает отнош с США, а Балканский пакт умирает сам из за разногласий Турции и Греции. Куба (с 59г - социалистическое гос-во) тоже встает на путь неприсоединения.

60г.- Конфликт в Белграде (Югославия). Югославия, Индия, Индонез, Египет, Афганистан - ведущие гос-ва неприсоединения до Белградского конфликта- собрались в Каире и выработали критерии членства:

Страна должна проводить независимую пол-ку,в основе кот- мирное сосуществование гос-в с различн полит. системами;

Страна не должна входить в военн блоки (только те, кот участвуют в хол войне);

Должна постоянно поддерживать национально-освободительные движения;

2 критерия, связанные с возможным сотрудничеством неприсоединившихся государств с великими державами: что бы не использовали военные базы и не давали обязательств по противостоянию.

На конф в Белграде (61г.) - 12 Азиатских стран,11-Африканских,2 Европ (Югосл, Кипр), Куба. После этой конф встречи становятся регулярными. Начинается процесс институциализации.

Саммит 79г. в г. Муссаке (Замбия). Это начальный этап становления институтов. Там нет устава и нет бюджета. Нет постоянного сайта (его делает гос-во,кот принимает саммит). Саммит-раз в 3 года. 64-созд ""группа 77ми""-отпочковавшаяся, в рамках ГА ООН.

Сегодня в движ неприсоединения-119 гос-в. Последний саммит в 2009 в Египте. Сейчас у движ неприсоединения нет таких лидеров как раньше (Неру, Тито). Сейчас есть претенденты: Уго Чавес и Ахмадинеджад. Философией движения неприсоединения становится антиамериканизм. До этого саммит 2006-в Гаване. Венесуэлла, Куба и Боливия созд организацию АЛБА (Боливианская альтернатива америке).

Еще по теме Движение неприсоединения:

  1. Бандунгская и Белградская конференции. Движение солидарности стран Азии и Африки и Движение неприсоединений
  2. 8.1.3. Забота о свободе движений собственных действий и сковывание свободы движений противника
  3. Определение геополитического кодекса. Глобальные геополитические кодексы СССР, Франции, кодекс неприсоединения