Когда пришло время выбирать профессию , я сказал старшей сестре: «Хочу быть как ты». Она не отговаривала. В селе профессия учителя все еще ценится. По крайней мере, это стабильный заработок.

Семейные ужины в нашей семье – это всегда педсовет. Моя жена, четыре ее сестры и две моих — тоже учителя. За 20 лет работы в педколлективе пришлось привыкнуть к женскому доминированию.

Педагоги каждый год обязаны сдавать справку о несудимости. Меня это убивает.

«Какой ты учитель, если не читаешь «Акмолинскую правду» , — обычно упрекают заинтересованные люди, требуя подписаться на областное издание. — А что в ней читать-то?

Два педагогических диплома (историк и учитель начальных классов) удваивают шансы иметь достойную зарплату, но не гарантируют. Важно научиться конкурировать с коллегами в борьбе за преподавательские часы, особенно если работаешь в сельской школе.

В женском коллективе невольно становишься участником склок и интриг. К этому невозможно привыкнуть.

Женщины — большие прагматики. Они просчитывают стратегию поведения как минимум на 10 шагов вперед, а то и на несколько лет. С каждым годом часов у меня становилось все меньше. Я очень часто уступал.

Лучше не говорить напрямую о своих желаниях и сделать все по-своему.

Мне все время приходится доказывать , что я не хуже других.

Учитель обязан выполнять разные, далекие от его профессиональных обязанностей функции. Например, провести подворный обход и пересчитать пенсионеров, собрать какие-то подписи или узнать количество голов скота. Это издержки профессии. Нам приходится с ними мириться.

Создание учебников в Казахстане – это прежде всего бизнес.

Все-таки нужно было оставить все лучшее , что было в советских методиках преподавания, особенно в математике.

Когда меня представили в качестве классного руководителя в городской школе, многим родителям учеников это показалось странным, некоторым – забавным. Через пару недель родители детей из параллельных классов стали просить перевести их малышей в мой класс. А у меня и так 35 человек. Некоторые считают, что мужчина-педагог работает по-особенному.

Грань между сельскими и городскими детьми давно стерлась. Впрочем, сельские дети более доверчивые.

Учитель только учит, но помочь ребенку учиться должны родители. К сожалению, не все это понимают.

Чтобы нормально зарабатывать, учителю приходится работать не меньше 14 часов в сутки. Существенную прибавку к зарплате в городе обеспечивает репетиторство. В селе этого нет.

Когда я пришел на собеседование в один из репетиторских центров, меня приняли за педофила. Пришлось показывать дипломы. Практика в школе увеличивает шансы найти подработку с хорошей зарплатой.

Иногда в работе приходится проявлять мужской характер. Одна из заботливых родительниц хотела заставить меня преподавать по методике, которая казалась ей более эффективной. Попытки объяснить, что моя методика не хуже, не принесли результата. В итоге мне пришлось дать понять, что «я здесь хозяин» — стукнуть по столу, образно говоря. И тогда она быстро все поняла.

Дети копируют поведение взрослых, причем делают это с невероятной точностью.

Материальный достаток – самое меньшее, что могут дать родители своим детям. Большинство малышей испытывают недостаток внимания, особенно мужского.

Метод сюсюканья давно не работает. С современными детьми нужно разговаривать деловым языком. Они гораздо умнее, чем кажется нам, взрослым. Сейчас очень много умных детей.

Некоторые родители заменяют родительскую ласку материальными благами, и это сразу видно.

Когда родители учеников дарят подарки , это приводит меня в замешательство. Кто-то должен объяснить людям, что учитель должен хорошо выполнять свою работу не ради презентов.

Впервые мне преподнесли подарок , когда я решил индивидуально позаниматься с мальчиками из ингушской семьи, которых в школе третировали только потому, что они плохо знали русский язык. Родители этих детей очень обрадовались и подарили мне рубашку. Они сделали это абсолютно искренне. Я не посмел отказаться.

В педагогике остаются единицы. Из 30 моих сокашников только пятеро работают в школе.

Поднять имидж педагога можно только хорошей зарплатой и доступным соцпакетом. Я где-то читал, что в одном из американских штатов учителям дают годовой отпуск для путешествий через каждые 7 лет.

Я много раз хотел уйт и из профессии из-за низкой зарплаты, но так и не решился. Очень люблю учить детей. Может, это и есть призвание?

Записала Анар Бекбасова

«Воспитание — дело трудное,

и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека,

ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних».

Сократ.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Данный Этический Кодекс Педагога (далее - ЭКП) - документ, разработанный с целью создания корпоративной культуры в школе, улучшения имиджа учреждения, оптимизации взаимодействия с внешней средой и внутри нашей школы, совершенствования управленческой структуры, т.е. обеспечения устойчивого развития в условиях современных перемен.


2. Кодекс - это свод основных морально-этических норм и правил социального поведения, следуя которым мы укрепляем высокую репутацию школы, поддерживая ее авторитет и продолжаем традиции предшествующих поколений учителей и учеников.

3. Кодекс определяет основные принципы совместной жизнедеятельности учеников, учителей и сотрудников школы, которые должны включать уважительное, вежливое и заботливое отношения друг к другу и к окружающим, аспекты сотрудничества и ответственности за функционирование школы.

4. Школа обязана создать необходимые условия для полной реализации положений Кодекса.

5. Изменения и дополнения в Кодекс могут вноситься по инициативе как отдельных практических педагогов, так и иных служб (Совета школы, Администрации) образовательного учреждения; изменения и дополнения утверждаются Комиссией по этике.

6. Кодекс является документом, открытым для ознакомления всех участников учебно-воспитательного процесса (детей, родителей, педагогов). Содержание Кодекса доводится до сведения педагогов на педсовете, родителей - на родительских собраниях, детей - на классных часах. Вновь прибывшие обязательно знакомятся с данным документом.

7. Нормами Этического Кодекса Педагогов руководствуются педагоги и все сотрудники МОУ СОШ №27, работающие с детьми.

8. Данный Этический Кодекс Педагогов определяет основные нормы профессиональной этики, которые:

Регулируют отношения между педагогами и их учащимися, а также другими членами общественности образовательного учреждения;

Защищают их человеческую ценность и достоинство;

Поддерживают качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;
- создают культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.


Предмет регулирования.

1.1. Кодекс регулирует социальные нормы (правила поведения) педагога, которых он придерживается в школе в течение всего учебного процесса, а также во время проведений школьных мероприятий.

1.2. Кодекс способствует созданию таких условий и обстановки для работы, при которых педагог сможет совершенствоваться, выработать новые навыки, иметь здоровую рабочую атмосферу.

1.3. МОУ СОШ №27 обязана ознакомить с Кодексом всех учителей, учащихся и родителей.

Цель Этического Кодекса Педагога

2.1. Целью Кодекса является внедрение единых правил поведения.

2.2. Кодекс способствует тому, чтобы педагог сам управлял своим поведением, способствует дисциплине и взаимному уважению, а также установлению в школе благоприятной и безопасной обстановки.

Сфера регулирования

3.2. Руководитель Комплекса, Совет школы, Администрация школы, Комиссия по этике, учителя и другие сотрудники школы, родители способствуют соблюдению этого Кодекса.

1. Источники и принципы педагогической этики

1.1 Нормы педагогической этики устанавливаются на основании норм культуры, традиций советско-российской школы, конституционных положений и законодательных актов Российской Федерации, а также на основании Положений прав человека и прав ребенка.

1.2 Основу норм ЭКП составляют следующие основные принципы: человечность, справедливость, профессионализм, ответственность, терпимость, демократичность, партнерство и солидарность.

2. Механизмы внедрения

Цель всех мероприятий по внедрению - сделать Кодекс понятным.

Так как Кодекс - управленческий инструмент, хотя и сравнительно новый, то нужно научить сотрудников с ним обращаться. Научиться использовать его для разрешения сложных этических ситуаций. Объяснение целесообразности введения Этического Кодекса в организации, значимость этих норм как для организации, так и для сотрудника проходит в форме предварительной и сопровождающей внутренней PR-компании (задача Пресс-центра).

Это способ «разморозить» тему, привлечь к ней внимание.

Обсуждение содержания Кодекса лучше проводить в форме полилога.

Оптимальными формами внедрения являются:

1) интерактивные семинары, информирующие о Кодексе и его исполнении;

2) информационное обеспечение, призванное разъяснить назначение Кодекса и механизм его реализации и способов разрешения сложных этических ситуаций;

3) трансляция через менеджмент -особенно первых лиц -демонстрирующая, что руководство не только говорит о важности исполнения Кодекса, но и само образцово его исполняет;

4) стимулирование сотрудников, организация внутришкольных конкурсов с выдачей грамот, похвальных листов; рекомендации об участии сотрудников в районных и городских, региональных мероприятиях; учет соблюдения Этического кодекса при распределении премиального фонда учреждения.

Можно еще раз отметить необходимость «публичности» процесса создания Кодекса. На фазе внедрения это позволит избежать сопротивления сотрудников включению в их систему ценностей «чуждых» этических норм.

Ключевым элементом для обеспечения исполнения этических норм является возможность выявления и реагирования на факты этических нарушений.

Для этого создается «Комиссия по этике» в функциональные обязанности которой входит прием вопросов сотрудников, разбор этических ситуаций, реагирование на такие ситуации.

Глава 2. Основные нормы


1. Личность педагога

1.1. Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.

1.2. Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.

1.3.Для педагога необходимо постоянное обновление. Он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.

2. Ответственность

2.1. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - образования подрастающего поколения.

2.2. Педагог несет ответственность за физическое, интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие детей, оставленных под его присмотром.

2.3. Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.

3.1. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

3.2. Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.
3.3. В общении со своими учениками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета.

3.5. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

3.6. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен наносить ущерб престижу профессии, извращать его отношения с учениками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.

3.7. Педагог дорожит своей репутацией.


Глава 3. Взаимоотношения с другими лицами.

1. Общение педагога с учениками.

1.1. Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.

1.2. В первую очередь, педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к ученику позитивна, является стержнем профессиональной этики учителя и основой его саморазвития. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания

1.3. Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его учениках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, инициативность, ответственность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

1.4. При оценке поведения и достижений своих учеников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.

1.5. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.

1.6. При оценке достижений учеников в баллах педагог стремится к объективности и справедливости. Недопустимо тенденциозное занижение или завышение оценочных баллов для искусственного поддержания видимости успеваемости и исправление ошибок учащихся во время письменных работ и контрольных проверок.

1.7. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения.

1.8. Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему учеником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
1.9. Педагог не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может использовать своих учеников, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.

1.10. Педагог не имеет права требовать от своего ученика вознаграждения за свою работу, в том числе и дополнительную. Если педагог занимается частной практикой, условия вознаграждения за труд должны быть согласованы в начале работы и закреплены договором.

1.11. Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих воспитанников. Он не имеет права навязывать ученикам свои взгляды, иначе как путем дискуссии.


2. Общение между педагогами

2.1. Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии учеников или других лиц.

2.2. Педагог как образец культурного человека всегда обязан приветствовать (здороваться) со своим коллегой, проявление иного поведения может рассматриваться как неуважение (пренебрежения) к коллеге. Пренебрежительное отношение недопустимо.

2.3. Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению. Если же педагоги не могут придти к общему решению (согласию) в возникшей ситуации, то одна из сторон имеет права направить в Комиссию по этике просьбу помочь разобрать данную ситуацию, и Комиссия сама уже принимает решение о необходимости информирования о ситуации руководителя или же нет.

2.4. Педагоги Комплекса стараются избегать конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

2.5. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в Комплексе между педагогам и высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза. В Комплексе не должно быть места сплетням.

Сотрудники МОУ СОШ №27 при возникших конфликтах не имеют права обсуждать рабочие моменты и переходить на личности с указанием должностных полномочий, обсуждать жизнь Комплекса за пределами школы, в том числе и в социальных сетях Интернет (доп. документ о неразглашении конфиденциальной информации ).

Если оное будет выявлено членами Комиссии по этике или же другими сотрудниками Комплекса, а также учениками, то Комиссия имеет право вызвать на Особый педсовет «нарушителя» (педагога, ученика, сотрудника, родителя), уличенного в этом противоправном действии и привлечь его к определенной дисциплинарной ответственности (выговор).

2.6. Вполне допустимо и даже приветствуется положительные отзывы, комментарии и местами даже реклама педагогов о Комплексе за пределами учебного заведении, а именно выступая на научно-практических конференциях, научных заседаниях, мастер-классах, который педагог вправе проводить, участвовать за пределами Комплекса.

2.7. Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в случаях выявления преступной деятельности.

Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она обязана быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

Решение об обнародовании критики принимается большинством голосов членов Комиссии по этике, без согласования с руководителем.
2.8. Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга. Если же подобное станет известно Комиссии по этике, то она имеет право начать расследование по выявлению прикрытых ошибок, проступков и т.д.


3. Взаимоотношения с администрацией.

3.1. МОУ СОШ №27 базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости.

Администрация ОУ делает все возможное для полного раскрытия способностей и умений педагога как основного субъекта образовательной деятельности.

3.2. В Комплексе соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет руководитель структурного подразделения школы и Комиссия по этике.

3.3. Администрация школы терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.

3.4. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий. Отношения администрации с каждым из педагогов основываются на принципе равноправия.

3.5. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанную с выполнением им своих трудовых обязанностей.

3.6. Оценки и решения руководителя структурного подразделения должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах педагогов.

3.7. Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы Комплекса. Администрация не имеет права скрывать или тенденциозно извращать информацию, могущую повлиять на карьеру педагога и на качество его труда. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.


3.8. Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе мешают образовательному учреждению выполнять свои непосредственные функции.

Если затянувшиеся конфликты не могу быть пресечены, то Комиссия по этике имеет право созыва «экстренного педсовета», на котором разбирается данная ситуация и выносится на открытое голосование вопрос об отстранении данного учителя, классного руководителя, воспитателя, сотрудника от занимаемой должности.

За руководителем подразделения остается окончательное право в принятии решения в разрешении возникшего конфликта, но Комиссия по этике может рекомендовать (аргументировано, на основании полученных доказательств) Педсовету и руководителю о принятии какого-либо решения, которое было принято коллегиально членами Комиссии, также руководитель, вне зависимости от решения Педсовета и рекомендации Комиссии, имеет право наложить вето.

3.9. Педагоги Комплекса уважительно относятся к администрации, соблюдают субординацию и при возникновении конфликта с администрацией пытаются его разрешить с соблюдением этических норм. Если же иное не получается по каким-либо причинам, то конфликт разбирается Комиссией по этике.

3.10. В случае выявления преступной деятельности педагога(ов) и ответственных сотрудников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики руководитель структурного подразделения школы должен принять решение единолично или при необходимости привлечь Комиссию по этике для принятия кардинального решения (действий) по отношению к нарушителям.

4. Работа в «КОД»е.

4.1. Педагоги, сотрудники, ученики и родители МОУ СОШ №27, используют в своей трудовой педагогической деятельности Программный Комплекс (ПК) контрольно-оценочной деятельности (КОД) как условие для эффективного управления образовательным процессом в современной школе.

4.2. Педагоги используют «КОД» как необходимую информационную площадку для реализации учебно-воспитательного процесса. Деятельность в данном направлении подразумевает элементарные нормы поведения (информационную культуру), а именно прямую и обратную связь между участниками (учителями, учениками и их родителями). Иметь культурную привычку отвечать своевременно на вопросы участников, не игнорировать и не высказывать высокомерие дистанционно.

4.3. Не рассылать всем участникам информацию, не имеющую отношения ко всем, если она принадлежит одному или нескольким участникам. Поэтому необходимо выработать культуру отправки информации конкретным адресатам.

4.4. «КОД» - это не место выяснения отношений между участниками.

4.5. Комиссия по этике имеет права «этического контроля» за информационной сферой «КОД»а.

5. Отношения с родителями и опекунами учеников.

5.1.Консультация родителей по проблемам воспитания детей - важнейшая часть деятельности педагога. Он устраняет причины конфликтов на основе этических принципов, принятых в ОУ.

5.2.Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.

5.3. Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников; не имеют права побуждать родительские комитеты организовывать для педагогов угощения, поздравления и тому подобное.

5.4. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

5.5. На отношения педагогов с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или опекунами школе.


6. Взаимоотношения с обществом

6.1. Педагог является не только учителем, тренером и воспитателем детей, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным образованным человеком.
6.2.Педагог старается внести свой вклад в корректное взаимодействие всех групп сообщества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает распрей, конфликтов, ссор. Он более других готов предвидеть и решать проблемы, разногласия, знает способы их решения.

6.3 Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль, избегает подчеркнутой исключительности, однако также не склонен и к тому, чтобы приспособленчески опуститься до какого-либо окружения и слиться с ним.


7. Академическая свобода и свобода слова

7.1. Педагог имеет право пользоваться различными источниками информации.

7.2. При отборе и передаче информации ученикам педагог соблюдает принципы объективности, пригодности и пристойности. Тенденциозное извращение информации или изменение ее авторства недопустимо.

7.3. Педагог может по своему усмотрению выбрать вид воспитательной деятельности и создавать новые методы воспитания, если они с профессиональной точки зрения пригодны, ответственны и пристойны.

7.4. Педагог имеет право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать свое мнение о школьной, региональной или государственной политике в сфере просвещения, а также о действиях участников образовательного процесса, однако его утверждения не могут быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.

7.5. Педагог не имеет права обнародовать конфиденциальную служебную информацию.

8. Использование информационных ресурсов.

8.1. Педагоги и административные работники должны бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Они не имеют права использовать имущество Комплекса (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд. Случаи, в которых педагогам разрешается пользоваться вещами и рабочим временем, должны регламентироваться правилами сохранности имущества учреждения.


9. Личные интересы и самоотвод.

9.1. Педагог и руководитель подразделения школы объективен и бескорыстен. Его служебные решения не подчиняются собственным интересам, а также личным интересам членов семьи, родственников и друзей.

9.2 .Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей группы, обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.

9.3. Педагог не может представлять свое учреждение в судебном споре с другим учреждением, предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и он может быть заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он должен сообщить главе администрации и лицам, рассматривающим данное дело.


10. Благотворительность и меценатство.

10.1. Школа имеет право принимать бескорыстную помощь со стороны физических, юридических лиц.

10. 2. Педагог является честным человеком и строго соблюдает законодательство Российской Федерации. С профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

10.3. Руководитель структурного подразделения школы или педагог может принять от родителей учеников любую бескорыстную помощь, предназначенную воспитательному учреждению. О предоставлении такой помощи необходимо поставить в известность общественность и выразить публично от ее лица благодарность.


11. Прием на работу и перевод на более высокую должность.

11.1. Руководитель структурного подразделения школы должен сохранять беспристрастность при подборе на работу нового сотрудника или повышении сотрудника в должности.

Правила обучения, касающиеся учителя, оставили после себя многие выдающиеся учителя в истории мировой педагогики. Эти правила, как правило, были руководством в жизни и самих этих учителей. Они именно примером собственной жизни учили последующие поколения нравственным канонам человечности. Таким выдающимся гражданином своей страны и всего мира был и Адольф Дистервег (1790–1866) – немецкий педагог, либеральный политик, преподававший математику и физику, служил директором учительской семинарии. Стремился объединить немецкое учительство: открыл в Берлине 4 учительских общества в 1831-41 гг., его избрали председателем «Всеобщего немецкого учительского союза» в 1848 г. Он выпускал педагогический журнал,боролся с реакционными законами по образованию, до конца жизни активно участвовал впрогрессивной общественной и педагогической деятельности. Написал в 1835 году свою главную книгу «Руководство к образованию немецких учителей» - произведение, не потерявшее своей актуальности и значимости для педагогов и по сей день. В этой работе педагог оставил свод правил для учителей, который гласит:

«I. Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту

1.1.Обучай природосообразно!

1.2. Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека!

1.3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно!

1.4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, ещё не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно!

1.5. Обучай наглядно!

1.6. Переходи от близкого к далёкому, от простого к сложному, от более лёгкого к более трудному, от известного к неизвестному!

1.7. Веди обучение не научным, а элементарным способом!

1.8. Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную

1.9. Никогда не учи тому, чего ученик ещё не в состоянии усвоить!

1.10. Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили!

1.11. Не муштровать, не воспитывать и образовывать, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования!

1.12. Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой!

1.13. Считайся с индивидуальностью твоих учеников!

II. Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта

2.1. Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и (вышеуказанными) законами развития ученика!

2.2. Задерживайся главным образом на изучении основ!

2.3. При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних!


2.4. Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части!

2.5. Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя её, однако, в полной мере!

2.6. Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы (где только возможно) на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее!

2.7. Связывай родственные по содержанию предметы!

2.8. Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот!

2.9. Считайся при выборе метода обучения с природой предмета!

2.10. Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне!

2.11. Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета!

III. Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д.

3.1. Проходи со своими учениками предметы скорее последовательно, чем одновременно!

3.2. Считайся с (предполагаемым) будущим положением твоего воспитанника!

3.3. Обучай культуросообразно!

IV. Правила обучения, касающиеся учителя

4.1. Старайся сделать обучение увлекательным (интересным)!

Увлекательным и интересным мы называем то, что особенно привлекает наше внимание и сочувствие, естественным образом возбуждает и повышает нашу жизненную энергию. Понятно, что мы охотно занимаемся тем, что нас увлекает, потому что чувство удовольствия связано у человека с возбуждением его внутренних духовных сил. Поэтому, если мы желаем завладеть нераздельно вниманием собравшейся толпы, приковать его к себе, мы должны внушить ей живой интерес, заинтересовать её своей личностью или своим способом изложения предмета, что опять-таки проистекает из стремления личности вызывать интерес или быть интересной.

4.2. Обучай энергично!

Мне много раз случалось задумываться над тем, в чём собственно может заключаться дисциплинирующая дидактическая сила некоторых учителей, обладающих этими свойствами, и почему во многих школах её недостаёт. Я нашёл источник этой силы в энергии и решительности воли, одним словом, в силе характера учителя. При нерешительности, нечёткости, отсутствии мужественности нельзя создать в какой бы то ни было области что-либо достойное внимания современников. Следовательно, было бы величайшим заблуждением полагать, что при шаткости убеждений, неясности чувств и отсутствии воли можно превратить глупость юношества в рассудительность, неловкость в искусство, рассеянность во внимание, невежество в образование.

4.3. Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал! Следи всегда за хорошим выговором, отчётливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи!

Говорить самому (т.е. учить) гораздо легче, чем заставлять говорить другого: приучать его к правильной, беглой речи. Это требует неистощимого терпения, постоянного внимания к ученику: не только к содержанию его речи, но также к форме и способу изложения. Вредная привычка – заставлять ученика больше слушать, чем говорить. Мы требуем от учителя добровольного участия в трудном деле, неизбежного при этом самоотречения и самопожертвования. Это не пустяки; это нелегко – мы хорошо это знаем. В особенности это трудно для подвижных, живых, темпераментных учителей. Последние обосновывают свой неправильный образ действий тем, что иначе дело подвигалось бы вперёд слишком медленно; они ссылаются на то, что ученики слышат хорошую речь, когда говорит учитель. Но действительно ли ученики подвигаются вперёд только слушая? И учатся ли ученики для школы или для жизни? Впрочем, подобные оговорки не заслуживают даже опровержения.

Как лучшие воспитатели лаконичны там, где речь идёт о правильной деятельности самого ученика, так и лучшие учителя если не лаконичны, то, во всяком случае, неразговорчивы и несловоохотливы. Страдающие словоохотливостью – самые худшие из всех.

У ученика должно войти в привычку всё, что он слышит и учит, выражать мысленно про себя в правильных предложениях, хотя бы от него и не требовалось передачи их вслух. Я знал одного учителя, который за несколько часов преподавания не говорил и десяти предложений, ученики же наоборот – сотни их. То был настоящий учитель. Вредная привычка – заговаривать учеников до одури, обрекать их на вечное слушание. Они должны, конечно, научиться внимательно слушать, и они учатся этому во многих наших школах при живом увлекательном преподавании. Но правильная речь самих учеников важнее этого; она также бесконечно важнее, чем правильное писание.

Ученика обязательно следует заставить изложить ход мыслей в связном и последовательном порядке, и ни в каком другом. С обратным ни в коем случае нельзя мириться! Иначе никогда не появятся ясность и прочность знаний, отчётливость суждений и последовательность вывода. Итак, как птицу по пению, так ученика можно узнать по речи.

4.4. Никогда не останавливайся!

Недостаточно только помнить пословицу: «Остановка - шаг назад». К этому надо добавить, что лишь до тех пор являешься способным начать образование другим, пока продолжаешь работать над собственным образованием и видишь в самой школе, в общении с детьми и преподавании главное образовательное средство.

Образование никогда и нигде не является чем-то законченным и завершённым. Оно находится в становлении и изменении, чего нельзя себе представить без деятельности, движения, роста. Если верно, что образование других состоит преимущественно в их вдохновении, а это вдохновение зависит от самодеятельности вдохновляющего, то отсюда следует, что подобное обучение для самого учителя является школой самообразования в высшем смысле слова. Так как учитель большую часть дня занимается обучением, то его дальнейшее собственное образование должно ему даваться легче, чем остальным людям, при условии, если его обучение действительно является вдохновением других и вместе с тем самовдохновением».

Другим выдающимся педагогом, оставившим для учителей правила для руководства в жизни, был великий педагог Януш Корчак, который говорил: «Детей нет, есть люди». Пример его собственной жизни является образцом для подражания для всех педагогов настоящего и будущего.

Генрик Гольдшмидт (Януш Корчак) родился 22 июля 1878 года. Его отца, известного варшавского адвоката, звали Юзеф Гольдшмидт, мать - ЦецилияГембицкая. Они оба были из давно ассимилированных в польское общество еврейских семейств, поэтому никогда не говорили о своем происхождении, и Генрик не знал ни идиша, ни иврита. Он получил хорошее воспитание и рос преданным патриотом своей страны. Генрик учился на медицинском факультете Варшавского университета с 1898 по 1903 годы.

Как Януш Корчак он становится известным, благодаря своим замечательным произведениям: «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910), «Король Матиуш I» (1923), «Как любить ребёнка» (1914), «Право ребёнка на уважение» (1929) и другим.

Корчак начал работать врачом в 1903 году в маленькой варшавской детской больнице, где проявилась его тяга к детскому воспитанию. С начала 10-х годов XX столетия он начинает работать в приюте для еврейских сирот, с которым он был связан до конца своей жизни.

В детском доме существовала система самоуправления, служившая самовоспитанию, воспитанию самостоятельности, справедливости. Воспитатель же по этой системе был помощником для детей. Действовали стенгазета, почтовый ящик для переписки воспитанников с воспитателями, доска для контактов с детьми, совместные заседания, товарищеский суд (для него Корчак составил кодекс воспитания). Дети могли подавать в суд не только друг на друга, но и на взрослых. В предисловии к «Кодексу товарищеского суда» Корчак написал:

«Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его.

Если сделал плохое, потому что не знал, что это плохо, теперь уже будет знать.

Если сделал плохое не нарочно, в будущем будет осторожнее.

Если сделал плохое, так как ему трудно привыкнуть, постарается больше не делать этого.

Если сделал плохое, потому, что его подговорили, больше не послушается.

Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его, подождать, пока не исправится».

В суде соблюдалась свобода высказывания, судьями были дети, которых сами же и выбирали в обстановке полной гласности. Воспитатель при этом выполнял роль секретаря с правом совещательного голоса. Судебный совет составлял основу для Совета самоуправления, который исполнял функции и законодательного, и исполнительного органа суда. Он разрабатывал принципы для регулирования жизни Дома сирот. Совет включал в себя десять детей и воспитателя в роли секретаря и председателя.

Совет принимал решения, которые касались и всего коллектива, и отдельных групп воспитанников. Решения носили временный или бессрочный характер. Совет выполнял свои воспитательные функции через комиссии по проблемам (например, комиссия по проверке чистоты учебников и тетрадей), контролю и указаниям которых подчинялись все дети.

Затем Совет превратился в исполнительный орган, когда стали избирать детский сейм, который находился на вершине системы детского самоуправления и состоял из 20 депутатов. Сейм избирался путем всеобщего голосования один раз в год. В его задачи входило принятие или отклонение решений Совета самоуправления, а также установление знаменательных дат и праздников в жизни Дома, присвоение наград и т.д. Позже Сейм даже принимал участие в принятии решений о приёме и отчислении воспитанников.

Органы самоуправления занимались решением и конкретных задач (поддержание чистоты и порядка, организация концертов, спектаклей и т.д.), и постоянных задач (организация работы, охрана собственности и т.д.).

Однако, самоуправление, несмотря на большие полномочия, не могло отменить деятельность самих воспитателей, которые входили в состав Педагогического совета, несшего ответственность за цели и результаты обучения, опеку над детьми, программу воспитательной работы, организацию жизни в Доме и развитие каждого воспитанника.

Кроме этого, реформы Януша Корчака включали в себя и введение широкой системы мелкой стимуляции и мотивов к самовоспитанию. К примеру, шкаф находок, почтовые ящики, списки благодарностей и извинений, нотариальная контора, «списки драк», «списки раннего вставания» и «плебисциты доброты и антипатии», через которые воспитанники давали оценку друг другу, тем самым, учреждая категории «гражданства».

Януша Корчака можно характеризовать как великого экспериментатора, отрицавшего любую догматичность и замкнутость любойсистемы.

Когда началась Вторая Мировая война, немцы создали гетто в Варшаве, в которое в 1940 году переселили и Дом сирот. На территории Польши началось планомерное истребление еврейского населения.

С зелёным флагом, символом надежды, расцвета, роста, в знак немого протеста против ужасов фашизма 5 августа 1942 года дети заходили в вагон очередного состава, отправлявшегося от Гданьского вокзала в лагерь смерти Треблинка. С ними находился и Януш Корчак, который мог спастись, поскольку ему предлагал спасение немецкий офицер на вокзале, который в детстве читал его книгу «Банкротство юного Джека» и узнал писателя. Великий Януш Корчак сказал ему: «Вы ошибаетесь. Дети прежде всего!». И дверь захлопнули, а доктор Януш Корчак и его воспитанники погибли в лагере смерти Треблинка.

Жизнь Корчака является примером жертвенности, с которой связывали профессию учителя все выдающиеся классики педагогики от Сократа до Сухомлинского. Это планка, которую установили настоящие Учителя, и каждый учитель может задать себе вопрос: «А готов ли я к этому?» Тот Учитель, которого ждут ученики, так или иначе всегда жертвует, в той или иной степени отдавая частичку себя детям.

Педагогическое наследие Я. Корчака содержит также 10 заповедей воспитания:

«1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот -третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека-это его встречи с детьми.

Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучай себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок-это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок-это праздник, который пока с тобой».

Полезными для учителей могут быть определенные правила жизни, оставленные Корчаком:

«1. Если трудно, исправляйся не сразу, а постепенно.

2. Выбирай для начала лишь один, самый легкий недостаток и, прежде всего, кончай с ним.

3. Не падай духом, если долго нет улучшения или даже есть ухудшение.

4. Не ставь слишком легких условий, но такие, чтоб ты мог выиграть.

5. Не слишком радуйся, если сразу отучишься; избавляться от приобретенных недостатков легко, а от врожденных трудно.

6. Делая то, что ты не любишь, и не делая того, к чему ты привык, ты закаляешь волю. А это самое главное. Стать хозяином своих рук, ног, языка, мыслей...»

Система пари, как способ познать себя, демонстрирует мудрость воспитательного подхода Януша Корчака и также может быть добавлена в копилку любого учителя. В своей книге «Как любить ребёнка» Я. Корчак так описывает победу воспитанника по системе пари:

«Помню последнюю победу одного мальчика. Он стоял на лестнице. Другой мальчишка мчался по лестнице вниз, пихнул его, этот того. Но тот вспетушился и дал сдачи. А мой покраснел, насупил брови, закусил губы, сжал кулаки... Это длилось какое-то мгновение. И вдруг ринулся вниз прямо во двор. Там он долго стоял и ждал, когда успокоится.

Когда пришёл срок нашему пари, он сказал улыбаясь:

Чуть не проиграл, на волосок был от драки!

Мальчик этот уже взрослый и говорит, что благодаря пари, он отучился драться.

Таких записанных у меня в тетрадках пари, пожалуй, уже тысяч с пятьдесят. Я заключаю каждую неделю таких пари с разными мальчишками и девчушками по пятидесяти и более. Дело тут не в конфетках, а в победе.

Спорят о том, что будут вставать сразу, как проснутся, умываться как следует, не опаздывать к столу, читать по пятнадцать минут в день; что не будут выскакивать с ответами в школе, стоять в углу, забывать, терять, лезть, приставать, надоедать, давать прозвища, болтать; что будут переписывать старательно по пяти строчек в день и чистить зубы. Что будут или не будут что-либо делать.

От вранья трудно отвыкнуть. Тот, кто часто врёт, начинает с четырнадцати раз в неделю (по два раза в день).

Да, но кто проверяет, что без обмана? Никто, ведь чтобы выиграть, можно оговорить любое число.

На прошлой неделе ты оставлял за собой право соврать четырнадцать раз, а на этой семь. Не мало ли?

А трудно тебе не врать?

Сначала было очень трудно».

При этом необходимо отметить, что для того, чтобы эта система пари реально работала, важно доверие учеников к учителю и собственный правдивый образ жизни педагога…

В последнее время среди российских педагогов ведутся активные дискуссии по поводу свода правил, именуемых "Профессиональным кодексом учителя ".
Напомним, что проект был представлен на проходящей в Санкт-Петербурге в РГПУ им. А. И. Герцена "Педагогической ассамблее ".
Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношении учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством. Профессиональный кодекс учителя состоит из трех разделов. В первом определяются нравственные и этические нормы для педагогов, во втором – требования к личности учителя, в третьем – его взаимоотношения с учениками, с педагогическим сообществом, родителями учеников, обществом и государством. Так, основными принципами этики учителя в кодексе названы гуманность, законность, демократичность, справедливость, профессионализм и взаимное уважение.
В частности, учитель не должен "заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью ", "терять чувства меры и самообладания ". Также педагог "соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз ".
Кроме того, учитель не должен брать и давать взятки и заниматься аморальной деятельностью. Недопустимыми признаются не только взятки, но и использование имущества школы или другого воспитательного учреждения (помещений, мебели, телефонов, копировальной техники, почтовых услуг, инструмент ов и материалов), а также своего рабочего времени для личных нужд. Нельзя злоупотреблять своим служебным положением, используя учеников для каких-либо одолжений или услуг в личных целях.
Учителю предписывается "хранить в тайне информацию, полученную от учеников, за исключением предусмотренных законодательством случаев, не разглашать высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях ". Особо подчеркивается, что "отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей ".
Помимо этого "учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни ". Администрация школы, в свою очередь, "не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей ". По словам разработчиков, основная цель кодекса – добиться того, чтобы некомпетентные педагоги не смогли работать в системе образования. Для нарушителей кодексом предусматриваются санкции: вопрос "рассматривается педагогическим коллективом и администрацией образовательного учреждения, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией ".
В необходимости профессионального кодекса учителя убежден директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Игорь Реморенко: "Учителя должны сами активно участвовать в определении тех норм, по которым их оценивают. Профессиональный кодекс учителя – это предвестник системы саморегулирования ".
Напомним, о "Профессиональном кодексе учителя " заговорили еще летом 2009 года. "Мне очень понравилась идея создания Кодекса учителя, которую предложил министр образования Республики Бурятия Алдар Дамдинов. Мне кажется, что этические, нравственные основания учительской деятельности сейчас чрезвычайно важны ", – отмечал в сентябре ректор Института проблем образовательной политики "Эврика " Александр Адамский в Новосибирске на семинаре, посвященном подведению итогов реализации в Сибирском федеральном округе комплексного проекта модернизации образования.
Алдар Дамдинов , в свою очередь, напомнил: "Мы на августовской конференции дали задание учителям – разработать такой своеобразный Кодекс учителя, в котором бы прописывались все нравственные стороны и другие моменты. К сожалению, не всегда возникает такое коллегиальное толерантное отношение к учителям, часто возникают моменты несопереживания успехам своих коллег. Думаю, что это неправильно, и в учительской среде такого быть не должно ".
В РГПУ им. А.И.Герцена также велись разработки проекта кодекса. Основная цель разработчиков – добиться того, чтобы некомпетентные педагоги не могли бы работать в системе образования.
Напомним, что не только в России думают о профессиональном кодексе педагога. Подобный документ уже есть в Великобритании, причем он постоянно обновляется. В минувшем году осенью британские учителя организовали кампанию против нового профессионального кодекса поведения, который, к примеру, запрещает им пить спиртное на выходных. Под обращением, требующим пересмотреть жесткие нормы поведения, поставили свои подписи около 10 тыс. учителей.
Британский кодекс был подготовлен Генеральным учительским советом Великобритании и направлен на укрепление социальной роли учителей в британском обществе. Согласно ему, учителя должны стать для детей образцом для подражания, как в стенах школы, так и за их пределами, представляя новому поколению "высокие стандарты общественного поведения ". Учителя, которые протестовали против нового кодекса, посчитали, что положения, указанные в проекте, "являются грубым вторжением в их частную жизнь и содержат пункты, которые можно интерпретировать максимально широко ".
Напомним также, что в Великобритании учителям выдается личная лицензия на преподавательскую деятельность, и если, согласно кодексу, педагог получит ряд дисциплинарных взысканий, он этой лицензии лишается и получает, фактически "волчий билет ". Протестующие учителя назвали проект "приказом об обязательной святости ". В проекте российского кодекса никаких жестких санкций за нарушение его положений не предусмотрено. Но сказано, что нарушения будут рассматриваться педагогическом коллективом и администрацией образовательного учреждения, "а при необходимости – более высокой профессиональной организацией ".


Проект
Профессиональный кодекс учителя

Преамбула

Нормами Профессионального кодекса учителя руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками. Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Раздел 1
1.1. Источники этики учителя
Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ "Об образовании " и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норм международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы.

1.2. Принципы этики учителя
При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами:
– гуманность;
– законность;
– демократичность;
– справедливость;
– профессионализм;
– взаимное уважение.

Раздел 2
Личность учителя
2.1. Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников.
2.2. Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией.
2.3. Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию.
2.4. Учитель не должен терять чувство меры и самообладание.
2.5. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
2.6. Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.
2.7. Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещение, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальная техника, другое оборудование , почтовые услуги, транспортные средства, инструмент ы и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд.

Раздел 3
Взаимоотношения учителя с учениками
3.1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.
3.2. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.
3.3. Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.
3.4. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной.
3.5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
3.6. Учителю следует стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению веры в их силы и способности.
3.7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учитель должен немедленно исправить свою ошибку.
3.8. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.
3.9. Учитель обязан хранить в тайне информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
3.10. Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.
3.11. Учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве.

Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом
3.12. Учителя стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации образовательного учреждения (далее – ОУ).
3.13. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
3.14. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной.
3.15. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.
3.16. Учитель имеет право на поощрение от администрации ОУ. Личные заслуги учителя не должны оставаться без вознаграждения.
3.17. Учитель имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы ОУ. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу учителя и качество его труда.
3.18. Инициатива приветствуется.
3.19. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
3.20. Учитель в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья учеников.

Взаимоотношения учителя с родителями учеников
3.21. Учителя должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников.
3.22. Учитель консультирует родителей по вопросам образования учеников.
3.23. Учитель не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях.
3.24. Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияние на оценку личности и достижений детей.
3.25. На отношения учителей с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательному учреждению.

Взаимоотношения учителя с обществом и государством
3.26. Учитель не только обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным, образованным человеком.
3.27. Учитель старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.
3.28. Учитель понимает свою социальную роль и исполняет свой гражданский долг.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1. При приеме на работу в ОУ руководитель ОУ обязан оговорить, что учитель должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе кодекса учителя и ознакомить учителя с содержанием указанного кодекса.
4.2. Нарушение положений кодекса учителя рассматривается педагогическим коллективом и администрацией ОУ, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией.