Людям важно уметь определять направление ветра. Ведь перемена ветра несёт перемену погоды. Например, северный ветер во многие области нашей страны приносит похолодание, южный – потепление, ветер с моря несёт влагу, из засушливых областей дуют сухие ветры.

Называют ветер по той стороне горизонта, откуда он дует. Если ветер подул с северо – запада, то говорят, что он северо – западный, если с юго – запада – юго – западный.

Зная стороны горизонта и умея ориентироваться на местности, вы можете определить, откуда дует ветер. Направление ветра можно узнать по развевающемуся флажку, по направлению дыма, идущего из труб.. Но более точно это можно сделать с помощью флюгера.

Флюгер – прибор, стрелка которого свободно вращается на вертикально установленном стержне. Острый конец стрелки всегда направлен против ветра. Ниже стрелки прикреплены неподвижно восемь стерженьков – указателей основных и промежуточных сторон горизонта.

Флюгер изобрели несколько тысяч лет назад. Во многих городах стало обычаем украшать шпили высоких зданий флюгером.

Почему дует ветер?

Представь, что мы сейчас не в комнате, а на лесной поляне. Сидим мы с тобой у костра и смотрим, как охватывает огонь сухие ветки, как с треском взмывают ввысь искры. Отчего искры летят вверх? Может, их что – то подталкивает? Только что?

Давай понаблюдаем за костром. Когда костёр горит жарко, без дыма, то можно увидеть, как над ним, устремляясь вверх, струится горячий воздух. Вот он – то несёт к небу искры.

А может, ты видел, как дрожит воздух над асфальтом? Так происходит потому, что солнце накаляет асфальт, а асфальт нагревает воздух. Тёплый воздух легче холодного, вот он и поднимается вверх, а кажется, что он дрожит.

Солнце греет не только твой двор, но и твоё село или город, поля и леса. С каждым летним днём становится всё теплее и теплее. И воздух над землёй делается всё теплее и легче. Поднимаются высоко в небо тёплые воздушные потоки.

А в это же время где – то на Земле стоит холодная погода. И воздух там холоднее, а значит тяжелее. Массы холодного воздуха двигаются туда, где теплее, тёплый воздух как бы освобождает им место. Вот получается ветер.

А что заставляет ветер летать с места на место, иногда за тысячи километров? Солнце! Оно греет землю неравномерно: всегда где – то теплее, где – то холоднее. А если бы во всём мире была одинаковая температура, не было бы на Земле ни ветерка.

Какая от ветра польза?

Пролетел ветер над городом. Унёс с собой пыль и копоть – дышать стало легче. Полетел дальше – тучи разогнал, дороги высушил. Раскалённой земле прохладу принёс. Небо облаками затянул, и пошёл дождь сильный – сильный. Напоил сухую землю водой, и всё зазеленело.

Ветер к морю прилетел, дунул, паруса надул, лодки погнал. Раньше он и корабли двигал, потому что корабли тогда были парусными. Нет ветра – они и плыть не могут: сидят люди у моря и ждут погоды. Ветер и теперь кораблям помогает. С попутным ветром они быстрее плывут.

Ветер выполняет ещё одну незаметную, но очень важную работу. Чтобы на месте цветков выросли плоды, цветочная пыльца должна с одного цветка перелететь на другой. Эту пыльцу на многие цветы переносят пчёлы. Но чаще это делает ветер. Ветерок подует, и пыльца летит с одного цветка на другой.

И плоды с семенами ветер тоже переносит. Ты же видел, как летают плоды берёзы, клёна, вяза? Ветер помогает им переселиться на новые места, где для молодых растений больше света, тепла, пищи.

Какие злые ветры летают над землёй?

Сверкает молния, грохочет гром. Ветер – смерч по волнам носится, как змея извивается. Вдруг ринулся из косматой тучи вниз, хобот вытянул, воду в море винтом завертел. Тучу с морем столкнул, водяным столбом закружил. С рёвом помчался дальше.

Смерч и на земле из пыли, песка столбы скручивает, всё, что на пути встречает, в себя втягивает. А перестаёт кружить, всё назад на землю падает.

Злой ветер – смерч, а иногда смешные дела делает. Падают раз с неба лягушки. Люди удивляются. Что такое? А это смерч над болотом пролетел – с грязью, с водой лягушек до туч подбросил. Вот теперь они вместе с дождём и падают. И не только лягушки, но и рыбы, апельсины с неба падают!

Есть и другие страшные и злые ветры, например буран, суховей, ураган. Зимой буран снег кружит, дороги заметает, деревья валит. Летом горячий, будто из печки вырвался, ветер – суховей пго степи носится. Траву, деревья, землю – всё, как огнём, палит.

Ураганы – это гигантские воздушные вихри. Обычно они сопровождаются проливными дождями, приводящими к наводнениям. Шквальные бури возникают в тёплое время года. Они сопровождаются сильными грозами и ливнями. Такие явления возможны в любой местности. Часто они даже имеют собственные названия: новороссийская бора. Всё это вызывает большие разрушения, приводит к человеческим жертвам.

«Будем молчать - станем рабами!»
Уважаемый Александр Лапин, читаю ваши публикации в рубрике «Русский вопрос» систематически.
Меня до глубины души возмутила статья А.С. Лебедева «Пора снимать этот «сериал» с экрана». Судя по высказываниям этого человека, ему никогда не понять, что вопрос о русских в России давным-давно назрел и никто, кроме писателя и журналиста Александра Лапина, так проникновенно, с болью не поднимает проблему русских в России. Ведь оказалось, что мы на своей родной земле не хозяева. Все выгодное куплено, схвачено ушлыми приезжими дельцами. Воруют, бьют, убивают, насилуют. А вы посмотрите, что они творят на рынках! У нас ОНИ хозяева. Нагло, смело устанавливают свои правила. А наш русский, простой, доброй души человек, привезя на продажу свою картошку, свеклу, просит у этого иностранца (а я уверена, что у них нет никаких прав на проживание в России или такое право куплено) разрешения встать со своей продукцией, которую он сам, своим трудом, вырастил, а не перекупил, как эти дельцы. Больно смотреть на такую ситуацию.
И если мы будем молчать об этом (как советует А.С. Лебедев закрыть «Русский вопрос»), то все превратимся в их рабов. Многие уже превратились, вкалывая у чужаков за гроши.
Возмущает, куда смотрят организации, которым дано право наводить порядок в городах на родной земле. Или они давно продались этим иностранцам, и поэтому те так распоясались, смело, нагло ведут себя на российской земле? А где же боль за свою Родину? За русский народ? Или деньги затмили совесть?
Чужаки чувствуют себя хозяевами. Сколько можно молчать, терпеть? И кто нас защитит в нашем доме? До каких пор мы, русские, будем допускать вседозволенность пришельцев на своей родной земле?
Я дважды перечитала статью А.С. Лебедева, вдумываясь в каждое слово. Много в ней и правильных высказываний о России и нас, русских. Но я категорически не согласна с ним по вопросу о прекращении вашей рубрики в любимой мною газете. Желательно бы и А.С. Лебедеву присоединиться и поддержать А. Лапина в «Русском вопросе»: как и каким способом изменить такую больную ситуацию?
Спасибо вам, А. Лапин, за прекрасные, важные и нужные сейчас статьи. Читаю, и сердце болит за Россию, за россиян. А ведь навести порядок в этом вопросе элементарно и просто.
Продолжайте рубрику «Русский вопрос»! Ждем каждый выпуск газеты. Спасибо вам.
Валентина Ивановна ПОЛЯКОВА.

«Живите в мире!»
Здравствуйте, Александр. Пишу вам второй раз, большое спасибо за присланные книги. С удовольствием читаю ваши статьи и полностью соглашаюсь с тем, о чем вы говорите.
Мне 70 лет. Жизнь, как говорится, прожита, и то, о чем я хочу сказать, может, некоторым будет и неинтересно, ведь время идет, мир и люди меняются. Я сейчас часто слышу: «Не надо ворошить прошлое». Или: «Кто старое помянет, тому глаз вон». Однако имеется у этой пословицы и такое окончание: «А кто забудет - тому два». Ведь тот, кто не знает и не помнит прошлого, не оценит и настоящего, я так думаю.
Все знают: война - это чудовище, где бы она ни была. Это разруха, гибель людей, покалеченные жизни. О войне много написано книг, снято фильмов. Но мы, еще живые, видели все это своими глазами и кое о чем можем пока рассказать.
Идут десятилетия и безвозвратно слизывают рубцы и язвы прошлого. Но память стереть невозможно. Часто думаю: ну какой нормальный человек добровольно пойдет убивать другого человека без всякой причины? Это может сделать только безумец. Очень жаль, что на земле иногда рождаются такие безумцы, которые потом по своему убеждению вовлекают целые народы в кровопролитие, заставляя уничтожать друг друга.
Сегодня я смотрю телевизор и вижу, что опять в мире неспокойно. Кое-кто хочет развязать большую войну. Очень страшно за детей наших и внуков, а у меня уже и правнуки.
Хочу пожелать будущему поколению главного: жить в мире, согласии, верить в добро, любить Родину, растить своих детей. И чтобы люди навсегда забыли слово «война».
С большим к вам
уважением Нина Владимировна ГУРКИНА.

«Начинать надо с себя»
Здравствуйте, уважаемый А. Лапин!
С огромным интересом читаю вашу рубрику «Русский вопрос», так как мне небезразлично то, что творится вокруг.
Полностью разделяю ваше мнение, что «необходимо возрождение веры, потому что только с верой в Бога может подняться Россия, другого варианта просто нет».
Но у многих читателей может возникнуть вопрос: для чего Бог (он же Всемогущий, Вездесущий, Всевидящий, Всесильный) допускает такую несправедливость?
Например, огромную пропасть между нищими и сверхбогатыми, столько зла, жестокости, насилия по всей земле?
Если свято верить в Премудрость Божию, что «любящим Бога все содействует ко благу» (Библия, Рим., гл. 8, стих 28), то приходит вывод, что большая часть человечества на земле нарушает Закон Божий, который гласит: «Возлюби Господа Бога твоего всею крепостию твоею, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Библия, Лук. 10, 27).
Если смотреть на все, а главное на себя, с такой позиции, то всем нам, «несчастным», надо начинать с себя, то есть устремиться всем своим существом к Всевышнему и возрастать в любви!
Живой Бог (без идолов) откроет такие перспективы, что нам и не снилось!
Но для этого необходимо очищать сердце постоянно и неустанно, «ибо чистые сердцем Бога узрят, ибо миротворцы будут наречены сынами Божиими» (Библия, Мф., гл. 5, 8, 9).
Прошу вас, Александр (для вашего же блага), не отходите от позиции глубоко верующего человека. И пусть ваши статьи в рубрике «Русский вопрос» создают у читателей положительную ауру! Благоговенье, радость, счастье, мир, покой, любовь, веру, надежду!
Благодарный читатель Л. А. ШВЕЦ.


Откуда берется ветер : опыты, познавательные рассказы, речевые упражнения, мультфильмы для детей. Логические задачи Льва Николаевича Толстого для детей о ветре.

Сегодня Вы узнаете с помощью занимательных опытов, откуда берется ветер, а также познакомитесь с тем, как отвечал на этот вопрос детям в 1875 году Л.Н. Толстой. Продолжение будет в следующей статье!

Откуда берется ветер: опыты для малышей

Кораблики (опыт-игра для детей 3-4 лет)

Возьмите таз с водой. Сделайте бумажные кораблики. Как сделать кораблики, Вы увидите в этом видео.

Это схема изготовления кораблика из бумаги для опыта.

Пустите кораблики на воду. Подуйте на них вместе с ребенком. Почему кораблики поплыли? (их толкает ветерок). А откуда взялся ветерок? Это мы выдохнули воздух.

Устройте соревнование корабликов. Какой кораблик быстрее доплывет до другого берега (для этого нужно брать таз квадратной формы или детскую ванночку). Спросите малыша, как нужно дуть, чтобы кораблик быстро плыл?

Попробуйте сделать разный ветер – мягкий и легкий ветерок, сильный ураган, свирепую бурю.

Кораблики для этой игры можно сделать не только из бумаги, но и из скорлупки грецкого ореха. С помощью пластилина прикрепите к скорлупке палочку с парусом (подойдет бумажный парус на палочке-зубочистке). Подуйте на парус. Как надо дуть, чтобы кораблик поплыл?

Прочитайте малышу строки о ветре А.С. Пушкина.

Веер (для детей 4-5 лет)

Сделайте веер из полоски бумаги, сложив ее «гармошкой». Или возьмите готовый веер. Попросите малыша помахать веером перед лицом. Что он чувствует? Для чего нужен веер? (в жаркую погоду веер дает нам ветерок, который охлаждает и помогает нам). А теперь пусть малыш попробует помахать веером над водой. Что происходит с водой в тазу? Откуда взялись волны?

На следующий день загадайте ребенку загадку. Спросите, почему в загадке говорится — «Дует ветер — я не дую» (потому что и так прохладно, и люди не пользуются веером).

Морской бой (для детей 4-5 лет)

Что может произойти с кораблями, если будет сильный ветер? (Они могут утонуть). Предложите ребенку сделать кораблики из бумаги и поиграть в морской бой. Играют в эту игру в паре. Нужно дуть на лодки свои и чужие, чтобы потопить корабли противника. Дуть можно как одновременно, так и по очереди.

После игры спросите ребенка, как надо дуть, чтобы ветер получился сильнее (набирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать).

Где теплее? (для детей 5-6 лет)

Этот опыт поможет выяснить, что легче – теплый воздух или холодный.

1. Давайте попробуем выяснить, где в комнате теплее, а где холоднее – на полу или на диване (выше или ниже). Можно взять термометр и измерить температуру и сравнить. Можно подержать руку у пола (рядом с дверью) и вверху.

2.Затем предложите ребенку подержать свою ладошку над батареей и под батареей. Где теплее?

3.А еще можно взять тоненькую бумажку (салфетку) или ватку. Прикрепите верхний конец полоски бумаги на стену над батареей (можно прикрепить строительным скотчем или с помощью пластиковой массы Uni patafix). Одновременно откройте форточку над батареей. Теплый воздух будет подниматься наверх, и бумажка начнет шевелиться и подниматься кверху.

4.Делаем вывод, что теплее всегда вверху. А это означает, что теплый воздух легче и он поднимается наверх.

5.Спросите ребенка: «Где ты спишь? Да, в кроватке. Это сейчас так устроено, что дети и взрослые спят в кроватях. ведь в наших городских домах тепло. А раньше, когда батарей не было, дети да старики спали на полатях. Полати располагались высоко над полом и устраивались между печкой и стеной дома. Спальное место на полатях не одно, а сразу много — на них спало рядом несколько человек. Почему спали на полатях? (там даже зимой было тепло, ведь полати находятся вверху, где теплый воздух)

Откуда берется ветер — опыт для детей 5-6 лет

Опыт разработан О.В. Дыбиной.

1.Вам понадобится свеча и змейка. Змейку очень просто сделать:

возьмите круг из тонкой бумаги и разрежьте его по спирали, затем получившуюся заготовку подвесьте за нить.

  • Зажгите свечу и подуйте на нее. Почему отклонилось пламя? (дует воздух).
  • Поместите змейку над пламенем свечи. Что происходит со змейкой? Она начнет вращаться. Почему же она вращается? Потому что теплый воздух идет вверх и поднимает змейку.
  • Можно попробовать чтобы дети сделали такой опыт сами, но не со свечой! Нужно подержать змейку над горячей батареей.

2.Подойдите к двери (например, ведущей на застекленный балкон) и попробуйте определить, куда дует ветер вверху дверного проема (выше) и около пола (ниже). Для того чтобы определить, куда дует ветер, можно поставить две свечи — внизу и вверху и посмотреть, куда отклоняется их пламя. Или взять тонкую салфетку или ватку и поднести к дверям. Куда она отклонится?

3.Почему же ветер дует в разные стороны? Оказывается, вверху воздух выходит из комнаты наружу. Это теплый воздух. Он выходит на улицу. А холодный воздух тяжелее и он находится внизу. Он входит в комнату с улицы. Так получается «ветер» в комнате. Но именно так получается и ветер в природе.

Оказывается, ветер – это движение воздуха! Теплый воздух движется наверху, а холодный внизу, и они стремятся поменяться местами.

4.Можно зарисовать стрелочками, куда дует ветер в комнате. Красная стрелочка вверху дверей будет обозначать теплый воздух. А синяя стрелочка внизу – холодный воздух.

5.Если в Вашей комнате есть сквозняк, и Вы часто просите ребенка не сидеть на полу около дверей, то напомните ему об этом. Спросите, почему Вы просите его этого не делать? Теперь он уже знает, чем вызвана Ваша просьба и совсем по-другому будет относиться к ее выполнению!

Примечание: не стоит перегружать малыша- дошкольника знаниями о физических явлениях, недоступных пока еще для понимания, и говорить о том, что важную роль в появлении ветра играет распределения атмосферного давления. Для дошкольника вполне достаточно такого краткого ответа на его вопрос «Почему бывает ветер». А вот школьнику можно уже объяснить и другие причины, связанные с появлением разного вида ветра. Какой бывает ветер и почему он бывает, Вы увидите в этом видеоролике для детей постарше — школьного возраста.

Опыты с вертушкой

Сделайте с ребенком вертушку и возьмите ее на прогулку. Покажите, как играют с вертушкой. Спросите ребенка, почему она вертится? (ветер ударяет в ее лопасти, и она начинает вертеться). Понаблюдайте с малышом, когда вертушка вертится быстро, а когда медленно и почему это происходит?

Как сделать вертушку для игры с ветром

Вертушка делается из бумаги, плотной фольги или листа тонкого пластика (папка, подарочная упаковка или бумага). Как ее можно сделать, Вы увидите в видеоролике.
http://youtu.be/YtnQqLNh1D0

А это схема изготовления вертушки.

Опыт «Ветер в пустыне»

Игру-опыт можно провести в песочнице или насыпать песок в таз. Выровняйте поверхность песка. А затем предложите ребенку стать ветром и подуть на песок. На поверхности его «песчаной пустыни» начнут появляться песчаные волны. Если продолжать дуть, то песок будет перемещаться из одного места в другое и получатся холмы. Пусть ребенок попробует сделать «барханы» — песчаные холмы. Так ветер помогает песку путешествовать по пустыне.

Давайте порассуждаем. Ветер – это хорошо или плохо? Почему?

Очень важно, чтобы уже в дошкольном возрасте ребенок понял, что в мире не всё так однозначно, и в каждом явлении можно найти хорошие и плохие стороны. Важно. чтобы он самостоятельно мыслил, мог объяснить свою точку зрения. Эти умения развиваются не сами собой, а в общении со взрослым, который ставит перед ребенком проблемные вопросы с неоднозначным ответом.

Давайте порассуждаем вместе.

Почему ветер – это хорошо? Потому что летом в жару, когда дует ветер, не так жарко. Потому что ветер надувает паруса, и корабли могут плыть. Потому что ветер разносит семена растений, с помощью ветра можно летать на воздушном шаре, запускать воздушных змеев. Ветер помогает работать ветряным мельницам и ветрякам.

Почему ветер – это плохо? Если холодной зимой дует ветер, то замерзаешь. На море в сильный ветер бывает шторм, и корабли могут утонуть. Сильная буря может разрушить дома и вырвать с корнем деревья. Ветер разносит семена не только полезных растений, но и сорняков.

Речевое упражнение «Какой бывает ветер?»

Подберите с ребенком как можно больше слов, которые описывают какой бывает ветер. С помощью подобных упражнений Вы не только обогатите словарный запас ребенка, но и приучите его внимательно относиться к подбору слов и замечать интересные образные слова в рассказах и сказках.

Какой ветер? Он бывает сильный. Как сказать по-другому? Буйный, быстрый, бешеный ветер, лихой, неистовый, напористый, нещадный, порывистый, свирепый, свистящий, стремительный, ужасный, ураганный, шквальный, яростный, могучий, неугомонный, пронизывающий, холодный, злой. лютый, сердитый, скверный, заунывный, угрюмый, страшный, ледяной.

А бывает наоборот — какой ветер? Да, слабый, легкий. Как сказать по-другому? Нежный, тихий, теплый, веселый, южный, весенний.

Теперь подберем слова, что делает ветер? Он дует, завывает, шумит, свистит, качает деревья, разгоняет тучи, гонит листья, доносит до нас звуки.

Как называется легкий ветер? Ветерок. А если ветер сильный? Ветрище. А если очень сильный? Буря, ураган, шторм, торнадо.

Как проводить речевые упражнения по подбору слов?

Я люблю проводить такие упражнения с детьми по подбору слов в форме игры. Например, если мы играем со словами зимой, то мы помогаем ветру укрыть землю снежинками. Одно слово — это одна снежинка! А укрыть надо много земли, изображенной на картинке! Вот и подбираем мы слова очень долго, ведь не можем же мы допустить, чтобы кустик или цветочек замерз без снега! Подобрали слово — положили бумажную снежинку на наш зимний пейзаж. Еще одно слово — вторую снежинку положили и так далее пока всю землю не укроем. Я подсказываю самые сложные, редко встречающиеся слова, дети говорят более распространенные слова.

Если играем осенью, то помогаем ветру сорвать листочки или перенести семена. Можно придумать любую игровую ситуацию. В таких играх ребенок видит результат своих усилий и поэтому стремится подобрать как можно больше слов про ветер. Я всегда удивляюсь, но это факт — дети помнят, где именно ИХ снежинка или листочек, которым они помогли ветру и что именно укрыла их снежинка, даже если игра проходит в большой группе детишек!!!

Такой прием работы я называю «наглядный результат речи». Если просто так подбирать много слов, то дети не понимают смысла — зачем это надо, и им становится скучно. А выполняя игровое задание с результатом, который можно увидеть, пощупать, им становится интересно! Богатый словарный запас, который получают дети в результате подобных упражнений, ох как нужен и в школе, и в жизни!

Как знакомили детей с ветром в 19 веке

Познавательные рассказы для детей о ветре Льва Николаевича Толстого. Вторая русская книга для чтения – 1875 год

Отчего бывает ветер (рассуждение)

Рыбы живут в воде, а люди в воздухе. Рыбам не слышно и не видно воды, пока сами рыбы не шевелятся или пока вода не шевелится. И нам также не слышно воздуха, пока мы не шевелимся или воздух не шевелится.

Но как только мы побежим, мы слышим воздух - нам дует в лицо; а иногда слышно, когда мы бежим, как воздух в ушах свистит. Когда же отворим дверь в теплую горницу, то всегда дует ветер низом со двора в горницу, а верхом дует из горницы на двор.

Когда кто-нибудь ходит по комнате или махает платьем, то мы говорим: «он ветер делает», а когда топят печку, всегда в нее дует ветер. Когда на дворе дует ветер, то он дует целые дни и ночи, иногда в одну сторону, иногда в другую. Это бывает оттого, что где-нибудь на земле воздух очень разогреется, а в другом месте остынет, - тогда и начинается ветер, и низом идет холодный дух, а верхом - теплый, так же как с надворья в избу. И до тех пор дует, пока не согреется там, где было холодно, и не остынет там, где было жарко.

Для чего дует ветер? (Рассуждение)

Свяжут крест из двух лучин и кругом креста обвяжут еще четыре лучины. На все наклеят бумаги. К одному концу привяжут мочальный хвост, а к другому привяжут длинную бечевку, и выйдет змей. Потом возьмут змей, разбегутся на ветер и пустят. Ветер подхватит змей, занесет его высоко в небо. И змей подрагивает, и гудит, и рвется, и поворачивается, и развевается мочальным хвостом.

Если бы не было ветра, нельзя бы было пускать змея

Сделают из теса четыре крыла, утвердят их крестом в вал и приделают к валу шестерни и колеса с кулачьями, так чтобы, когда вал вертится, он бы цеплял за шестерни и колеса, а колеса бы вертели жернов. Потом крылья поставят против ветра: крылья начнут вертеться, станут шестерни и колеса цеплять друг за друга, и жернов станет вертеться на другом жернове. И тогда сыплют зерно промежду двух жерновов; зерно растирается, и высыпается в ковш мука.

Если бы ветра не было, нельзя бы было молоть зерно на ветряных мельницах

Когда плывут на лодке и хотят плыть скорее, то возьмут, на середине лодки, вставят в дыру большой шест, к шесту этому приделана поперек перекладина. К этой перекладине прикрепят холстинный парус, к низу паруса привяжут веревку и держат ее в руках. Потом поставят паруса против ветра. И тогда ветер надует парус так крепко, что лодка нагибается набок, веревка рвется из рук, и лодка поплывет по ветру так скоро, что под носом лодки забурчит вода, и берега точно бегут назад мимо лодки.

Если бы не было ветра, нельзя бы было плавать с парусом

Там, где люди живут, бывает дурной дух; если бы не было ветра, дух этот так и оставался бы. А придет ветер, разгонит дурной дух и принесет из лесов и с полей хороший, чистый воздух. Если бы не было ветра, люди бы надышали и испортили воздух. Воздух все бы стоял на месте, и людям надо бы уходить из того места, где они надышали.

Когда дикие звери ходят по лесам и полям, то они всегда ходят на ветер, и слышат ушами, и чуют носом то, что впереди их. Если бы не было ветра, они бы не знали, куда им идти.

Почти все травы, кусты и деревья такие, что для того, чтобы на траве, кусте или дереве завязалось семя, нужно, чтоб с одного цветка пыль перелетала на другой цветок. Цветки бывают далеко друг от друга, и им нельзя пересылать свою пыль с одного на другой.

Когда огурцы растут в парниках, где ветра нет, тогда люди сами срывают один цветок и накладывают на другой, чтобы цветовая пыль попала на плодовой цветок и была бы завязь. Пчелы и другие насекомые иногда переносят на лапках пыль с цветка на цветок, но больше всего пыль эту переносит ветер. Если бы не было ветра, половина растений была бы без семени.

В теплое время над водой поднимается пар. Пар этот поднимается выше, и когда остынет наверху, то падает вниз каплями дождя.
Над землей поднимается пар только там, где есть вода, - над ручьями, над болотами, над прудами и реками, больше всего над морем. Если бы ветру не было, пары не ходили бы, а собирались бы в тучи над водой и падали бы опять там, где поднялись. Над ручьем, над болотом, над рекой, над морем был бы дождь, а на земле, на полях и лесах дождя бы не было. Ветер разносит тучи и поливает землю. Если бы ветра не было, то где вода, там бы было больше воды, а земля вся бы пересохла.

Логическая задача о ветре Льва Николаевича Толстого

Отчего, когда ветрено без мороза, то зябнешь больше, чем в мороз без ветра?

Порассуждайте с ребенком на эту тему после того, как проведете опыты с холодным и теплым воздухом, показывающие малышу, как образуется ветер. А вот ответ на этот вопрос, данный детям в 19 веке Львом Николаевичем:

Оттого, что тепло из тела переходит в воздух и если тихо, то воздух вокруг тела нагревается и стоит теплый. Но когда дует ветер, он относит нагретый воздух и приносит холодный. Опять из тела выходит тепло и нагревает воздух вокруг него, и опять ветер относит теплый воздух. Когда выйдет много тепла из тела, тогда и зябнешь.

Зная ответ на первый вопрос, попробуйте с ребенком ответить на следующий вопрос Льва Николаевича Толстого детям: «Отчего, когда горяч чай в чашке, на него дуют?». О правильном ответе ребенок может догадаться по аналогии с предыдущей логической задачей.

Продолжение игр и занятий о ветре и воздухе с детьми Вы можете прочитать в рубрике :

1) Для чего нужен воздух? Свойства воздуха в занимательных опытах для детей

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Осенью или зимой в тихую и туманную погоду ветки на деревьях и кустах, провода, мачты антенн покрываются мохнатым инеем или нитеобразным ледяным слоем - изморозью. Иней и изморозь состоят из мельчайших частичек льда, слипшихся в виде столбиков, тонких перьев, игл и т.п. Обычно инеем называют снежные кристаллы, которые образуются из водяных паров в насыщенной влагой атмосфере, а изморозью - ледяной осадок, возникший из переохлажденных капелек тумана.

Иней и изморозь могут появляться, а могут и исчезать - если вдруг потеплеет или подует сухой ветер (кристаллики льда тают или испаряются соответственно). Оказывается, даже небольшой ветерок способен сильно изменить картину морозных узоров.

Посмотрите на фотографию ветки растения, покрытого изморозью. Ветка была сфотографирована морозным утром, когда был очень сильный туман, гололед и дул слабый ветер. Можно ли по этой фотографии однозначно установить направление ветра? Так как изморозь образуется из капелек тумана, она появляется на предметах преимущественно с подветренной стороны и может быстро расти при ветре

В нашем случае во время съемки погодные условия были благоприятны росту изморози (а не таянию льда), а слабый ветер способствовал появлению анизотропии формы ледяных наростов, Поэтому, глядя на фотографию, легко определить преимущественное направление ветра - ветер дул с той стороны, где изморозь меньше. А теперь подумайте, как по виду ледяных кристалликов изморози или инея узнать, давно или недавно образовался ледяной нарост на ветках?

Источник: по материалам ж. "Квант"



Знаете ли вы?

Из истории телеграфа

Едва телеграфия освоила надежную передачу сообщений с помощью точек и тире - знаменитую азбуку Морзе, умы изобретателей захватила новая идея. А не попробовать ли передавать по телеграфу не просто знаки, а изображение?

И первое такое устройство появилось уже в 1856 году. Создал его итальянский физик Джиованни Казелли.




Принцип, положенный в основу его прибора, прост и остроумен. По металлической пластинке передатчика скользит приводимая в движение часовым механизмом стальная игла. Строка за строкой, словно считывая страницу. На пластину специальными чернилами, не проводящими ток, наносится изображение. Игла электрический сигнал прерывается, затем возобновляется вновь.

А в это время на приемном устройстве такая же игла бежит по листу бумаги, покрытому крахмальным клеем с примесью йодистого калия. Под воздействием тока крахмал окрашивается в синий цвет. Переданное изображение проявляется. Конечно, оно не бог весть какого качества, да к тому же негативное - белое на синем. Однако исходная идея была найдена, ее и развили в дальнейшем другие изобретатели.

Велосипед Леонардо да Винчи

В бумагах знаменитого ученого, инженера и художника эпохи Возрождения недавно был найден рисунок, на котором изображен... велосипед.

Он лишь немногим отличается по своей схеме от современного велосипеда. Таким образом, к многочисленным изобретениям Леонардо - водолазному костюму, подлодке, ткацкому станку и другим - мы можем добавить и велосипед.

Движущийся в определенном направлении. На других планетах он представляет собой массу свойственных их поверхности газов. На Земле ветер движется преимущественно горизонтально. Классификация, как правило, осуществляется в соответствии со скоростью, масштабом, типами сил, их вызывающими, местам распространения. Под влиянием потоков находятся различные природные явления и погода. Ветер способствует переносу пыли, семян растений, способствует перемещению летающих животных. Но как появляется направленный воздушный поток? Откуда дует ветер? От чего зависит его продолжительность и сила? И вообще, почему ветры дуют? Об этом и многом другом - далее в статье.

Классификация

В первую очередь ветры характеризуют по силе, направлению и продолжительности. Порывами считаются сильные и кратковременные перемещения (до нескольких секунд) воздушных потоков. Если дует сильный ветер средней продолжительности (примерно минуту), то его называют шквалом. Более продолжительные воздушные потоки называют в соответствии с их силой. Так, к примеру, легкий ветер, дующий на побережье, - это бриз. Есть еще тайфун, Продолжительность ветров может быть также различной. Некоторые длятся несколько минут, например. Бриз, зависящий от перепада температур на поверхности рельефа в течение суток, может продолжаться до нескольких часов. Местная и общая циркуляция атмосферы складываются из пассатов и муссонов. Оба этих типа относятся к категории "глобальных" ветров. Муссоны вызваны сезонными изменениями в температуре и имеют продолжительность до нескольких месяцев. Пассаты - это постоянно перемещающиеся. Они обусловлены разницами температур на различных широтах.

Как объяснить ребенку, почему дует ветер?

Для детей в раннем возрасте это явление представляет отдельный интерес. Ребенок не понимает, где образуется поток воздуха, из-за чего в одном месте он есть, а в другом - нет. Достаточно просто объяснить малышу, что зимой, например, дует холодный ветер из-за низкой температуры. Как же происходит этот процесс? Известно, что воздушный поток представляет собой массу молекул газов атмосферы, совместно перемещающихся в одном направлении. Небольшой по объему воздушный поток, обдувая может свистеть, срывать шапки с прохожих. Но если масса газовых молекул обладает большим объемом и шириной в несколько километров, то она может покрыть достаточно большое расстояние. В закрытых помещениях воздух практически не перемещается. И о его существовании можно даже и забыть. Но если выставить, например, руку из окна движущегося автомобиля, то можно кожей ощутить воздушный поток, его силу и давление. Откуда дует ветер? Движение потока осуществляется вследствие разницы давления в разных участках атмосферы. Рассмотрим этот процесс более подробно.

Разница атмосферного давления

Так почему дует ветер? Для детей лучше привести в пример плотину. С одной стороны высота столба воды, к примеру, три, а с другой - шесть метров. При открытии шлюзов вода перетечет в тот участок, где ее меньше. Примерно то же самое происходит и с воздушными потоками. В разных частях атмосферы давление различно. Это обусловлено разницей в температуре. В теплом воздухе движение молекул осуществляется быстрее. Частицы стремятся разлететься друг от друга в разные стороны. В связи с этим теплый воздух больше разряжен и весит меньше. В результате давление, которое в нем создается, снижается. Если же температура понижена, то молекулы образуют более тесные скопления. Воздух, соответственно, весит больше. Давление при этом повышается. Аналогично воде, воздух обладает свойством перетекать из одной зоны в другую. Так, поток переходит из участка с повышенным давлением в область с пониженным. Вот почему ветры дуют.

Движение потоков около водоемов

Почему ветер дует с моря? Рассмотрим пример. В солнечный день лучи прогревают и берег, и водоем. Но вода нагревается намного медленнее. Это связано с тем, что поверхностные теплые слои незамедлительно начинают смешиваться с более глубокими, и потому холодными слоями. А вот берег нагревается намного быстрее. И воздух над ним более разряжен, а давление, соответственно, ниже. Атмосферные потоки устремляются от водоема к берегу - в более свободную область. Там они, нагреваясь, поднимаются вверх, снова освобождая место. Вместо них появляется снова прохладный поток. Вот так происходит циркуляция воздуха. На пляже отдыхающие могут периодически чувствовать легкий прохладный ветерок.

Значение ветров

Выяснив, почему ветры дуют, следует сказать о том, какое воздействие они оказывают на жизнь на Земле. Ветер имеет большое значение для человеческой цивилизации. Вихревые потоки вдохновляли людей на создание мифологических произведений, расширяли торговый и культурный диапазон, воздействовали на исторические явления. Ветры также выступали в качестве поставщиков энергии для разных механизмов и агрегатов. За счет движения потоков воздуха получили возможность преодолевать значительные расстояния по океанам и морям, а воздушные шары - по небу. Для современных летательных аппаратов ветры имеют большое практическое значение - они позволяют экономить топливо и увеличивать Но следует сказать, что воздушные потоки могут приносить и вред человеку. Так, например, из-за градиентных колебаний ветра может быть потерян контроль над управлением самолета. В небольших водоемах быстрые воздушные потоки и вызванные ими волны могут разрушить постройки. Во многих случаях ветры способствуют увеличению масштаба пожара. В целом, явления, связанные с образованием воздушных потоков, различными способами воздействуют на живую природу.

Глобальные эффекты

Во многих районах планеты преобладают воздушные массы, обладающие определенным направлением движения. В районе полюсов, как правило, преобладают восточные, а в умеренных широтах - западные ветры. При этом в тропиках воздушные потоки принимают снова восточное направление. На границах между данными зонами - субтропическом хребте и полярном фронте - расположены так называемые области затишья. Преобладающие ветры в этих зонах практически отсутствуют. Здесь движение воздуха осуществляется главным образом вертикально. Это объясняет появление зон высокой влажности (близ полярного фронта) и пустынь (около субтропического хребта).

Тропики

В этой части планеты в западном направлении дуют пассаты, приближаясь к экватору. За счет постоянного перемещения этих воздушных потоков происходит перемешивание атмосферных масс на Земле. Это может проявляться в значительных масштабах. Так, к примеру, пассаты, перемещающиеся над Атлантическим океаном, переносят пыль с африканских пустынных территорий в Вест-Индию и некоторые районы Северной Америки.

Локальные эффекты формирования воздушных масс

Выясняя, почему ветры дуют, следует сказать и о влиянии наличия тех или иных географических объектов. Одним из локальных эффектов формирования воздушных масс считается температурный перепад между не слишком удаленными участками. Он может быть спровоцирован разными коэффициентами поглощения света либо различной теплоемкостью поверхности. Сильнее всего последний эффект проявляется между и сушей. В результате возникает бриз. Еще одним локальным фактором, представляющим важность, является присутствие горных систем.

Влияние гор

Эти системы могут представлять собой некий барьер на пути движения воздушных потоков. Кроме этого, горы во многих случаях сами вызывают ветрообразование. Воздух над взгорьями прогревается сильнее, чем атмосферные массы над низменностями на той же высоте. Это способствует формированию зон пониженного давления над горными хребтами и ветрообразованию. Данный эффект часто провоцирует появление горно-долинных атмосферных движущихся масс. Такие ветры преобладают в областях с пересеченной местностью.

Повышение трения у долинной поверхности приводит к отклонению параллельно направленного воздушного потока на высоту расположенных рядом гор. Это способствует формированию струйного высотного течения. Скорость этого потока может превышать силу окружающего ветра до 45%. Как было выше сказано, горы могут выступать в качестве препятствия. При обходе цепи поток меняет свое направление и силу. Перепады в горных хребтах оказывают существенное влияние на движение ветра. Например, если в горной цепи, которую преодолевает атмосферная масса, есть перевал, то поток проходит его с заметным увеличением скорости. В этом случае работает эффект Бернулли. Необходимо отметить, что даже незначительные перепады высот вызывают колебания Из-за существенного градиента скорости воздуха поток становится турбулентным и продолжает таким оставаться даже за горой на равнине на определенном расстоянии. Такие эффекты представляют в некоторых случаях особое значение. Например, они важны для самолетов, осуществляющих взлет и посадку на горных аэродромах.