Несколько лет назад, ещё в бытность свою президентом, Дмитрий Медведев навязал России в качестве полуофициального очередной церковный праздник - день "святых" Петра и Февронии из Мурома, отмечаемый православными 25 июня по юлианскому, а по новому стилю - 8 июля. Теперь в российском календаре эта дата значится как День любви, семьи и верности. Ранее церковь очень настаивала на введении некой своей, доморощенной альтернативы западному Дню святого Валентина, который якобы развращает нашу молодёжь. К тому же, в стране надо всеми силами укреплять семью, а сии муромские "святые-чудотворцы" мол, почитаются на Руси именно в качестве покровителей семейной жизни и супружеской любви...

Конечно же все слышали об этом новом празднике, многие даже гордятся, так сказать нашим доморощенным "днем Св. Валентина", однако практически большинство россиян имеют смутное представление о самоей сути этого "святого" праздника, равно и о его виновниках - Петре и Февронии, но раз уж не только православная церковь, но и сам бывший глава государства, известный своей любовью к " продвинутым гаджетам" и прочим электронным технологиям, Медведев освятил своим авторитетом празднование в России дня Петра и Февронии, то значительное число простых наших сограждан на полном серьёзе посчитали эту пару "святых" из Мурома подлинным идеалом семьи, супружеской любви, дружбы и т. д. и т. п.
При этом по обычной лености или наивности люди не пытаются даже заглянуть в первоисточник - церковное житие Петра и Февронии, - а доверяют благозвучной церковной версии данной истории. Православные же попы и их фанаты из числа мирян не устают расписывать в современных СМИ парочку муромских "чудотворцев" в самых привлекательных тонах.

Как звучит история Петра с Февронией можно узнать, ознакомившись с первоисточником этой истории - "Повестью о Петре и Февронии Муромских" или в "Академических исследованиях повести о Петре и Февронии", которые были сделаны под редакцией академика Панченко, в которых есть и прилукская, и причудская редакция, и муромская редакция, которые считаются наиболее полными. На самом деле в тексте жития сих "чудотворцев" из Мурома, - по крайней мере, подлинном, восходящем к ХVI веку, - вы как раз именно о любви, семейной жизни, супружеской верности и прочем не найдёте фактически ничего. Давайте же вспомним, о чем идет речь, когда идёт разговор о Петре и Февронии.Нужно заметить, что уже сами попытки современных клерикалов выдать Петра и Февронию за неких реальных исторических лиц, якобы живших в ХIII веке, - по сути ложь - никакого князя Петра, равно как и его упоминаемого "житием" брата Павла, которые правили бы в Муроме ни в том столетии, ни до, ни после него, история не знает. Тем более молчат летописи о какой-то там чудотворице Февронии, якобы умудрившейся стать муромской княгиней.

На самом деле в ХIII веке Муромским княжеством правили Святославовичи, ветвь Рюриковичей - Юрий Владимирович, князь муромский имел троих сыновей - Владимира, Давыда и Юрия. После смерти Юрия Муромского на престол взошел сначала Владимир Юрьевич, а после его смерти уже Давыд Юрьевич, который правил Муромским княжеством в течении 13 лет. Как видим никаких Павла и Петра на престоле Муромского Княжества в первой половине ХIII века мы не наблюдаем. Павел, Пётр и Феврония - вымышленные персонажи.

Однако по большому же счёту, чтобы убедиться в явной надуманности "Повести о Петре и Февронии", необязательно даже вникать в историю: достаточно просто ознакомиться с текстом этого жития, и всё станет на свои места.

Начинается эта повесть с абсолютно сказочного сюжета, - а именно, с рассказа о победе главного героя, Петра, над неким летающим "змеем", посланным самим дьяволом. Сам по себе такой сюжет, как поединок со Змеем, является классическим для фольклора самых различных народов с древнейших времён, - есть он и в христианстве, где его воплощает Георгий Победоносец и в русских народных былинах, где подобных гадов вовсю " мочат" богатыри типа Алёши Поповича или Добрыни Никитича... Но если в большинстве таких фольклорных историй герой избавляет свою землю и соотечественников от действительно страшного врага, опасного чудовища, приносящего зло множеству людей, то в "Повести о Петре и Февронии" с самого начала мы встречаемся с довольно жалкой и нелепой профанацией такого образа Змея, - даже можно сказать, с некой скабрезной карикатурой на него. Ибо тамошний "змей" являет угрозу не для рода человеческого в целом, или же всей Руси, или же отдельно взятой Муромской земли и города Мурома, а предстаёт врагом лишь одной, конкретно властвующей там княжеской семьи. Этот опереточный змей не сжигал огнём города, не жрал людей и не брал в полон прекрасных девиц: вместо всего этого он повадился всего лишь " наставлять рога" муромскому князю Павлу, - старшему брату того самого Петра, о котором пойдёт речь ниже... Притом, согласно сюжету Повести, змей сей являлся в спальню к жене князя (неназванной по имени княгине) в человеческом обличье, принимая личину её законного мужа Павла, так что никто из посторонних ничего и не мог заподозрить. Из рассказа неясно, в какой именно момент сама княгиня обнаружила такое скандальное обстоятельство, но упомянуто, что до того, как она рассказала обо всём своему мужу, "много времени преидоша". Надо думать, что поначалу жену князя её сатанинский любовник вполне удовлетворял. Далее, когда князь Павел узнаёт скандальную правду, он призывает свою супругу решительно порвать со змеем, дабы она смогла наконец "освободиться... от злого его дыхания, и сипения, и прочей мерзости, о которой стыдно сказать". Правда, из текста неясно, откуда муромский князь смог узнать такие интимные подробности близости его жены со "змеем", - можно подумать, он при этом лично присутствовал, - однако же, забегая вперёд, скажем, что подобное упоминание вообще является единственным моментом во всей этой якобы любовной Повести, хоть как-то непосредственно касающимся темы семейной жизни...

Но это ещё не сама сказка, а только "присказка", где речь идёт пока не о собственно Февронии или Петре, а только о злоключениях его брата Павла. Мало того, что никакой историчности в данном сюжете нет и быть не может, сей мистический анекдот про "скандал в благородном семействе" надо признать довольно пошловатым началом для истории об идеальной любви и супружеской верности, - не правда ли?

Но пойдём дальше: как же повёл себя православный князь города Мурома, сведав наконец про то, что некое дьявольское отродье, всё из себя такое вонючее и сипящее, " пользует" возлюбленную супружницу под его же собственной личиной?
Может Павел, как подобает средневековому герою-рыцарю, осенил себя крестным знамением и встал с мечом в руке на охрану и оборону своего супружеского ложа? Вовсе нет, - судя по тексту "Повести...", сей благоверный муж не на шутку струхнул, сразу почему-то решив, что ему самому такого грозного супостата ни за что не одолеть! Поэтому решил он действовать не спеша, а согласно коварному плану. - Своей жене он велел продолжать, как прежде, сношаться с гадким змеем для того, чтобы, усыпив бдительность гада, выведать у того способ, которым можно его убить. - Конечно, данный сюжет для сказочного фольклора тоже является классическим, встречаясь уже в библейской легенде про Самсона и Далилу... Жена успешно выполнила задание князя: когда змей после очередных любовных утех с нею расслабился, то рассказал на свою беду княгине, что смерть ему суждена "от Петрова плеча, от Агрикова меча".

Тут в дело впервые, собственно, и вступает пресловутый Пётр, - брат князя, которому Павел, на основании полученных от жены разведданных, поручает ради спасения своей супружеской чести выступить против коварного змея, как следует "раззудевшись плечом". Для этой цели Пётр вскорости вооружается, соответственно, "Агриковым мечом", который очень кстати обнаружился буквально рядом - за городом в церкви женского Воздвиженского монастыря, - " и с того дня стал искать удобного времени, чтобы убить змия." Тут, правда, встала та проблема, что последний, как уже говорилось в начале, являлся в покои княгини, приняв образ её мужа Павла. В связи с этим обстоятельством перед Петром маячила опасность невзначай снести "Агриковым мечом" по ошибке жбан собственному братцу, богопомазанному правителю города Мурома, притом прямо на ложе его законной жены, - что большинством простых муромцев было бы явно неверно истолковано, как цареубийство с целью узурпации престола. По идее, самым разумным вариантом в такой щекотливой ситуации для Павла было бы во время охоты на змея вообще полностью воздержаться от посещений своей супруги, - дабы Пётр, застав её в объятьях князя, мог бы сразу рубить с плеча, будучи уверен, что сей муж - ненастоящий...

В общем, долго ли, коротко ли, но Петру удалось благополучно избежать такой путаницы: выследив подлого змея в княжеских покоях, он прикончил его в два счёта своим чудесным Агриковым мечом. - Подлый сатанинский гад, хоть и пытался сперва прикинуться князем Павлом, непосредственно перед смертью принял своё истинное обличье: но, подыхая, успел забрызгать Петра своей ядовитой кровью. Последнего же, судя по всему, не учили, что после убийства принято мыться, или же ещё лучше заранее окроплять себя святой водой, - и вот из-за этой своей оплошности Пётр вскоре покрылся струпьями и язвами. При таких, совершенно немыслимых и фантастичных обстоятельствах, он "серьёзно заболел".

На этом первая, вступительная часть " Повести...", эксплуатирующая избитый сюжет о победе над змеем, кончается, и начинается основная часть этой истории, - надо признать, куда менее фантастичная, но зато намного более пошлая.

Итак, страдающий от своей тяжкой болезни Пётр стал искать врача, могущего его исцелить, но никто в Муромском княжестве не оказался на это способен. Тогда герой-змееборец поехал в соседнюю, Рязанскую землю, и начал поиски врачевателя там. И вот один его слуга наткнулся в селе Ласково на "зело премудрую" крестьянскую девицу Февронию, владевшую уникальным даром целительства. Убедившись в её способностях, "отрок" поведал Февронии о беде своего господина, упомянув и о причине его болезненного состояния, т. е. свершённом им убийстве летающего змея. Однако же, вопреки ожиданию, на эту простолюдинку рассказ о таком чудесном подвиге никакого особого впечатления не произвёл, ибо когда слуги привезли изъязвлённого героя в её деревню, она поставила совершенно циничное и наглое условие: что вылечит его, только если Пётр возьмёт её в жены.

Как гласит "Повесть...", он сперва и мысли не допускал о том, чтоб взять в жёны какую-то там деревенщину, однако, мечтая о скорейшем излечении, притворно обещал стать её мужем, если она уврачует его язвы. Таким образом, оба главных персонажа сей истории, почитаемые ныне РПЦ как "святые", ведут себя в данной ситуации абсолютно цинично и безнравственно, руководствуясь подлым расчётом: Феврония жаждет воспользоваться уникальным случаем, чтоб заиметь богатого знатного мужа, а Пётр с его стороны надеется любой ценой отвертеться от подобного "счастья", пытаясь откровенно надуть возомнившую о себе крестьянку. Но в итоге предвидевшая всё это Феврония обхитрила надменного княжича, и обманула его самого.

Пётр соглашается и обещает жениться. Феврония, будучи девочкой неглупой, судя по всему понимает, что её могут надуть, и она, совершая эти все манипуляции по излечению струпьев: «И един струп остави непомазан». То есть она оставляет одну язву, один струп на развод, её план оправдывается. Потому что, естественно, отказавшийся после излечения жениться, князь Пётр уезжает, но он не успевает доехать до своего Мурома: «И от того струпа начаша многи струпы расходиться на теле его. И весь оструплен многими струпы и язвами яко же и в первый раз». И тут он снова возвращается к Февронии, она снова ставит ему условие: либо ты берёшь меня в жёны, либо я тебя не лечу. Он соглашается, понимая, что другого выхода нет. И действительно, после второго случая, когда она его лечит, он, опасаясь, вероятно что где-то что-то ещё осталось незалеченным и третьего раза уже не будет, действительно, женится на ней.

Затем всё ещё происходит смешнее. То есть ни о какой любви, ни о каких чувствах, ни о каких отношениях не идёт речи - чистый шантаж. Феврония резко улучшает своё социальное и материальное положение таким образом. Пётр - жертва шантажа, причём, объектом шантажа является здоровье и жизнь.

Затем, эта пара в течение некоторого времени живёт в Муроме. О дальнейшей супружеской жизни Петра и Февронии за годы их правления в Муроме "Повесть..." говорит совсем кратко, буквально в нескольких фразах. Причём это описание не содержит ровным счётом никакой конкретики, касающейся именно семейного быта княжеской пары, а даёт только набор черт, свойственных идеальным правителям и вообще христианским праведникам в средневековой литературе, - мол, они много молились, блюли заповеди Господни, заботились о своих подданных, помогали странникам и нищим, кормили алчущих и т. д. и т.п.

Детей у Февронии и князя Петра, равно как и у его ранее умершего брата Павла, не было: по крайней мере, "Повесть..." о них почему то абсолютно ничего не упоминает. А ведь у Давыда Муромского, чья персона считается прообразом князя-змееборца Петра было трое детей - Евдокия, будущий князь Юрий Муромский и Святослав.

Дожив до преклонных лет и чуя приближение смерти, Пётр с Февронией постриглись в монахи: он под именем Давида, а она - Евфросинии. Каждый из них ушёл в свою обитель, - таким образом, их несуразное, вымученное супружество всё же закончилось, в понятиях того времени, разводом, ибо в монастыре, разумеется, никаких семей, никаких жён и мужей существовать не может. Эта бездетная, сошедшаяся на почве шантажа, пара разводится, супружеская же преданность Петра и Февронии, дескать, выразилась в их желании умереть одновременно друг с другом, о чём они и молили усиленно бога...

А затем наступает некий мифологический цирк в стиле зомби-апокалипсиса...

Сцена смерти описывается житием в лучших традициях религиозного фольклора. Инок Пётр-Давид из своего монастыря присылает монашке Евфросинье-Февронии весточку, что он уже помирает, но она ему отвечает: мол, погоди, дай мне дошить для церкви узорный платок! Тот опять сообщает, что "отходит", но его бывшая жена снова говорит, что не закончила шитьё, и так повторяется ещё раз... В третий раз, наконец, Феврония плюнула: так не дошив на платке святые образа, она воткнула в него свою иголку и так отослала Петру в его обитель, после чего оба они, как и желали, умерли в один день, 25 июня (по старому стилю) невесть какого года, - когда и отмечается православной церковью праздник в их честь. Перед своей кончиной Пётр и Феврония завещали похоронить их в одном гробе.

Хоронят же их в разных гробах, естественно. Потому что инока и инокиню, даже в наше время, пока ещё никому не пришла в голову светлая мысль, положить в один гроб. Поэтому Февронию решено было захоронить в загородном женском монастыре Воздвижения, а Петра, который всё же был раньше князем, - в соборной церкви города Мурома. Как только происходит это захоронение, вдруг, наутро, муромчане обнаруживают инока и инокиню в одном гробу, совершенно в другом месте. Каким образом и как они сползлись, с тем, чтобы улечься в один гроб, и история, и житие умалчивает.

Изумлённые муромцы, а изумиться было чему - не каждый день по столице ночью ползают трупы умерших правителей, их вытащили оттуда и снова переложили в отдельные гробы, но на следующий день снова нашли мертвецов в одной могиле...
И так происходит несколько раз. Православные жители города Мурома в итоге решили, что лучше с этими ходячими трупами не связываться, и оставили тела Петра и Февронии в покое, в общем гробу, раз уж им там так нравится. - Непонятно только, зачем им нужно было разводиться, чтобы потом с таким упорством добиваться своего воссоединения после смерти. Кончается сие благочестивое повествование заверением, что мощи этих "святых", разумеется, обладают чудесным свойством исцелять приходящих к ним паломников...

Что можно сказать обо всей этой полубезумной истории? - Что она, как и множество других церковных сказок, была бы крайне гнусна, если б по счастью, не являлась полностью вымышленной! Ведь фольклором здесь являются все главные составляющие сюжета: и Петр с Павлом как князья Мурома, и летающий змей, и сползающиеся и самоукладывающиеся в один гроб мертвяки, - да и сама возможность простой деревенской холопки, пусть и обладавшей большой "разумностью", стать княгиней на Руси средневековья могла иметь место разве что только в сказке..

Но "сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!". А какой же намёк, какая такая мораль раскрывается в "Повести о Петре и Февронии"? Чему она может научить современных "молодцев" и особенно "девиц"? .. Выходить замуж по расчёту и благодаря шантажу? Жить с супругом без любви и без детей? Оканчивать свою семейную жизнь разводом, уходить затем в монастырь, чтобы потом совместно захораниваться? Однако хороший пример...

Выходит символом российской любви, семьи и верности стала эта бездетная, разведенная, сошедшаяся из-за шантажа пара, которая после смерти зачем-то по муромской грязи собирается в одном гробу. Ничего более дикого и не представить нельзя. И эта пара почему-то сделана ныне символом любви, семьи и верности в России. Тут очень сложно говорить серьёзно, потому что, расчёт на дикую серость, на то, что никто никогда не прочтёт, даже хотя бы формально, даже церковного жития. Уж не говоря о каких-то более основательных источниках. Опять-таки расчёт на серость.

Наверно, каждый из нас слышал имена Петра и Февронии, Муромских чудотворцев, которые своей историей вечной любви стали символом супружеской жизни. Они смогли воплотить в ней идеалы христианских добродетелей: кротости, смирения, любви и верности.

Муром уже несколько столетий хранит сказание о жизни и смерти чудотворцев Петра и Февронии. Они провели на Муромской земле всю свою жизнь. И там же хранятся сейчас их .

История их необычной жизни, с течением времени, была приукрашена сказочными событиями, а имена стали символом супружеской преданности и подлинной любви.

Сказание о Петре и Февронии, было увековечено в шестнадцатом веке, иноком Еразмом, известном в мирской жизни под именем Ермолая Прегрешного. Он создал прекрасную повесть, посвященную настоящей вечной любви, прощению, мудрости и истинной вере в Бога.

После того, как церковь приняла решение о канонизации князей, митрополит Макарий распорядился увековечить их имена на бумаге. В результате чего была написана «Повесть о Петре и Февронии».

Это произошло в 1547 году, когда на церковном соборе были канонизированы святые муромские супруги.

Петр был меньшим братом благоверного Павла, который княжил в то время в Муроме. Как-то раз в их семье приключилась беда: блудный змей, обернувшись Павлом, повадился ходить к супруге князя. И наваждение это длилось долго.

Бедная женщина не смогла противостоять силе демона и уступила ему. После чего рассказала князю о свиданиях со змеем. Павел приказал жене узнать у дьявольского посланника секрет его смерти. Оказалось, что демон погибнет от плеча Петра и Агрикова меча.

Павел поделился с братом тайной змея, после чего Петр задумался, как ему погубить супостата. И лишь одно останавливало его: не знал он, о каком мече идет речь.

Петр всегда любил ходить в одиночестве по церквям. И вот однажды, решил он сходить в церковь, находившуюся за городом, в женском монастыре. Во время молитвы, явился к нему отрок и предложил показать Агриков меч. Князь же, желая убить змея, ответил, что хочет знать, где хранится меч и последовал вслед за ним. Отрок подвел князя к алтарю и указал на трещину в стене, где и лежало оружие.

Обрадованный Петр забрал меч, а после отправился к брату, чтобы рассказать ему о чуде, которое с ним произошло. С того самого дня ждал он подходящего момента, чтобы рассчитаться со змеем.

Вот однажды, зашел Петр в опочивальню к супруге Павла и застал там змея, принявшего обличие его брата. Удостоверившись в том, что это не Павел, Петр вонзил в него меч. Змей умер, приняв свой истинный образ, но его кровь попала на тело и одежду Петра. С тех самых пор, начал князь болеть, а тело его покрылось ранами и язвами. Он пытался исцелиться у разных врачей на своей земле, но никому из них, не под силу оказалось избавить князя от болезни.

Жизнь святой Февронии

Петр смирился со своей болезнью, отдавши свою судьбу в руки Всевышнего. Господь же, любя раба своего, направил его в земли Рязани.

Однажды, отрок князя оказался в селе Ласково. Подошел он к одному из домов, но никто не вышел его встречать. Он прошел в дом, но опять не увидел хозяев. Пройдя дальше, в горницу, отрок был поражен необычным зрелищем: девушка работала над полотном, а перед нею прыгал заяц.

Увидев вошедшего юношу, она посетовала, что плохо, если в доме нет ушей, а в горнице очей. Отрок, не понял, загадочных речей девушки, и спросил ее о хозяине дома. Ее ответ поразил его еще больше, она сказала, что мать и отец ушли, чтобы поплакать взаймы, а брат отправился в глаза смерти смотреть. Молодой человек опять не понял слов девушки и сказал ей об этом, попросив разъяснить загадочные речи.

Удивившись тому, что он не может понять столь простых слов, девушка объяснила ему, что будь у нее пес, он бы услышал, что кто-то идет и предупредил об этом, ведь собака — это уши дома. Очами же, она назвала ребенка, который мог бы увидеть гостя и также предупредить девушку. Отец же с матерью, как оказалось, ушли на похороны оплакивать покойника, чтобы, когда они умрут, пришли оплакивать их. Вот и есть плачь взаймы. А брат, будучи древолазом, пошел собирать мед. Ему придется лазить по высоким деревьям и смотреть себе под ноги, чтобы не упасть. Вот и получается, что он смерти в лицо глядит.

Подивился отрок мудрости девушки и спросил, как ее зовут. «Февронья», — ответила девушка.

Юноша рассказал ей о беде, постигшей князя Петра, сказав, что направил его Господь в эти земли искать исцеления. Вот он и приехал по приказу князя узнать о врачах здешних, чтобы найти того, кто князя вылечить возьмется.

Выслушав отрока, девушка велела привезти князя к ней, предупредив, что излечиться он сможет, только если верен своим словам и добр сердцем.

Знакомство святых

Петр уже не мог сам ходить. Потому, когда привезли его к дому, он попросил слугу узнать, кто возьмется за лечение. Того кто его излечит, пообещал он наградить щедро.

Феврония сказала, что она сама хочет его лечить, и награда ей не нужна. Но если хочет он исцелиться, то должен жениться на ней, а иначе не станет она ему помогать. Князь решил обмануть Февронию, пообещав жениться, а после излечения отказаться от своего обещания.

Девушка взяла закваску из хлеба, дунула на нее и отдала князю, велев сходить в баню, а после смазать этой смесью все язвы, а одну оставить.

Князь же решил проверить мудрость девушки. Он передал ей маленькую связку льна, велев за то время, пока он будет в бане, соткать ему платок и сорочку. Слуга передал девушке этот пучок вместе с княжеским приказом.

Феврония же попросила слугу принести небольшое полено, после чего отрубила от него щепку и передала князю. Вместе со щепкой, она дала Петру наказ, сделать из этой деревяшки станок и все оснащение, для того, чтобы она смогла соткать для него одежду на этом станке. И сделать его нужно за то время, что она лен будет драть.

Слуга отдал князю щепку от поленца, передав ответ девушки. Петр же отправил слугу обратно к девушке, сказав, что невозможно сделать из куска щепки станок. Выслушав ответ князя, Феврония ответила: «А как можно из маленького количества льна за такое короткое время, сделать одежду для мужчины?»

Слуга передал ответ девушки князю, Петр же удивился ее мудрости.

Слушать акафист Петру и Февронии

Чудесное исцеление Петра

Князь исполнил все так, как наказывала ему девушка: сначала помылся, потом смазал все струпья кроме одного закваской из хлеба. Выйдя из бани, он больше не ощущал боли, и кожа его была свободна от струпьев.

Мудрая же Феврония, следовавшая опыту своих предков, не случайно назначила ему такое лечение. Спаситель так же, излечивая больных, врачуя телесные раны, лечил при этом душу. Так и девушка, зная, что болезни даются Всевышним как наказание за какие-то грехи, назначила лечение для тела, исцеляя в действительности, душу князя. А так как Феврония предвидела, что Петр обманет ее, движимый своей гордыней, она и велела ему оставить одну язву.

Князь был поражен столь быстрым исцелением и в благодарность отправил девушке богатые дары. Взять же простолюдинку в жены Петр отказался, так как ему мешала гордость и княжеское происхождение. Феврония же ничего не взяла из даров.

Петр возвращался в Муром выздоровевшим, и только один струп оставался на его теле, напоминая о недавней болезни. Но стоило ему вернуться в свою вотчину, как болезнь вновь настигла его: от оставшегося на теле струпа, пошли новые язвы. И через некоторое время, князь вновь покрылся язвами и струпьями.

Повторное исцеление и свадьба

И снова пришлось Петру возвратиться к девушке для исцеления. Подойдя к ее дому, он послал к ней слугу со словами прощения и мольбой об исцелении. Феврония же без злобы и обиды, просто ответила, что князь может исцелиться, только если станет для нее мужем. Петр же решил взять ее в жены и пообещал на сей раз это искренне.

Тогда Феврония, как и в первый раз, назначила князю точно такое же лечение. Теперь, излечившись, князь незамедлительно женился на девушке, сделав Февронию княгиней.

Вернувшись в Муром, зажили они счастливо и честно, во всем следуя слову Божьему.

После того как умер Павел, Петр занял его место, возглавив Муром. Все бояре любили и уважали Петра, надменные же жены их не приняли Февронию. Они не хотели, чтобы ими правила обычная крестьянка, а потому уговаривали своих мужей на нечестные поступки.

По наветам своих жен, бояре клеветали на Февронию, пытаясь опорочить ее, и даже подняли бунт, предложив девушке уйти из города, забрав все, что ей хочется. Но Феврония желала забрать только своего возлюбленного, что очень порадовало бояр, так как каждый из них метил на место Петра.

Супружеская верность

Святой Петр не стал нарушать Божьей заповеди и расставаться с супругой. Тогда он принял решение оставить княжество и все имеющиеся сокровища и отправиться вместе с ней в добровольное изгнание.

Петр и Феврония отправились по реке на двух кораблях.

Один молодой человек, находившийся вместе со своей женой в одном судне с княгиней, залюбовался Февронией. Девушка сразу поняла, о чем он мечтает и попросила налить в ковш и выпить воды сначала с одной, потом с другой стороны корабля.

Мужчина выполнил ее просьбу, а Феврония спросила, отличается ли вода из двух ковшей. Мужчина ответил, что одна вода ничем не отличается от другой. На что Феврония промолвила, что и женское естество также не отличается и покорила его за то, что он мечтает о ней, позабыв свою собственную супругу. Обличенный мужчина все понял и раскаялся в душе.

Когда наступил вечер, они вышли на берег. Петр очень переживал о том, что теперь с ними будет. Феврония же, как могла, утешала мужа, говоря о милости Бога, заставляя его поверить в счастливый исход.

В это самое время, повар сломал пару маленьких деревьев, для того, чтобы с их помощью приготовить еду. Когда ужин закончился, Феврония благословила эти веточки, пожелав чтоб к утру они превратились во взрослые деревья. Утром все именно так и произошло. Она хотела, чтобы видя это чудо, ее супруг укрепился в вере.

На следующий день из Мурома прибыли послы, чтобы уговорить князей вернуться обратно. Оказалось, что после их отъезда, бояре не смогли поделить власть, пролили много крови, а теперь вновь хотят жить спокойно.

Житие благоверных супругов

Святые супруги без всякой злобы и обиды приняли приглашение вернуться и управляли Муромом долго и честно, во всем следуя законам Бога и творя добрые дела. Они помогали всем нуждающимся людям, с заботой относясь к своим подданным, как нежные родители относятся к своим детям.

В независимости от положения, они ко всем относились с одинаковой любовью, пресекали всякую злобу и жестокость, не стремились к богатству мирскому и радовались любви Божьей. И любили их люди, так как никому они не отказывали в помощи, кормили голодных и одевали нагих, исцеляли от болезней и наставляли на путь истинный заблудших.

Блаженная кончина

Когда супруги состарились, то одновременно приняли монашество, выбрав себе имена Давид и Ефросиния. Они вымолили у Бога милости предстать пред ним вместе, а людям велели, похоронить их в общем гробу, разделенном тонкой стенкой.

В тот день, когда Господь решил призвать к себе Давида, благочестивая Ефросинья вышивала образа святых на воздухе, чтобы пожертвовать свое рукоделие в храм Пресвятой Богородицы.

Давид отправил к ней гонца с известием о том, что пришел его час и обещался ждать ее, чтобы вместе отойти ко Всевышнему. Ефросиния попросила дать ей время, чтобы она могла закончить работу для святого храма.

Князь второй раз послал гонца, чтобы сказать, что он не сможет ждать ее долго.

Когда же в третий раз прислал Давид послание своей любимой жене, о том, что уже умирает, Ефросиния оставила незаконченную работу, обмотала иглу ниткой и воткнула ее в воздух. А блаженному супругу своему отправила известие, что умрет вместе с ним.

Супруги помолились и отошли к Богу. Это произошло 25 июня по старому календарю (или 8 июля по новому стилю).

Любовь сильнее смерти

После того, как супруги умерли, люди решили, что так как они приняли подстриг в конце жизни, то будет неправильно хоронить их вместе. Петра было решено похоронить в Муроме, Феврония же была упокоена в женском монастыре, находившимся за пределами города.

Для них сделали два гроба и оставили на ночь для отпевания в разных храмах. Высеченный же из каменной плиты гроб, сделанный по их желанию еще при жизни супругов, остался пустым.

Но придя в храмы на следующее утро, люди обнаружили, что гробы пусты. Тела же Петра и Февронии были найдены в гробе, который они подготовили заранее.

Неразумные люди, не поняв произошедшего чуда, вновь попытались разлучить их, но и на следующее утро Петр и Феврония оказались вместе.

После того, как чудо повторилось, никто уже не стал пытаться похоронить их отдельно. Князей погребли в едином гробе, возле храма святой Богородицы.

С тех пор, туда постоянно приходят люди, нуждающиеся в исцелении. И если они обращаются за помощью с верой в сердце, святые дарят им здоровье и семейное благополучие. А история вечной любви Петра и Февронии Муромских передается от поколения к поколению.

Изначально, гроб святых находился в Богородице-Рождественском соборе города Мурома. Потом, когда к власти пришли коммунисты, они отдали останки князей в местный музей. Соборный храм в 1930-е годы был разрушен.

Но уже в конце восьмидесятых годов святыня была возвращена Церкви.

В 1989 году мощи вернули Церкви. А с 1993 года рака с мощами святых Петра и Февронии находится в Троицком соборе Муромского Свято-Троицкого монастыря.

День 8 июля — Праздник Петра и Февронии

Память благоверных князей Петра и Февронии отмечается 25 июня (8 июля по новому стилю). Каждое лето в это число (8 июля) верующие отмечают удивительный праздник, посвященный безграничной любви и вечной преданности.

В 2008 году День семьи, любви и верности , официально утвердился в качестве народного праздника. Православные Храмы в этот день проводят службу, посвященную святым супругам и еще раз напоминают всем верующим их жизнь, которая является вечным образцом верности и любви для всех семей.

Именно поэтому, этот праздник называют еще – День Петра и Февронии Муромских.

Узнать подробнее о Свято-Троицком монастыре, где в настоящее время хранятся чудотворные мощи благоверных князей Петра и Февронии, можно узнать .

И еще один удивительный праздник отмечается на муромской земле. 23 августа 2004 года впервые был проведен День благотворительности и милосердия. Он состоялся по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алесксия II в Муромском мужском епархиальном монастыре (г. Муром Владимирской области).

В 1604 году (400 лет назад) умерла святая праведная Иулиания Лазаревская (Осорьина), прославившаяся удивительным милосердием и аскетической жизнью в миру. А спустя десять лет именно в этот день 10/23 августа 1614 года были обретены мощи святой. В том же году праведная Иулиания была причислена к лику святых.

Поэтому не случайно выбор дня для учреждения нового для нашей страны общественно-церковного праздника пал на 23 августа – день обретения мощей святой праведной Иулиании Узнайте больше про эти достопримечательности!

Мы хорошо знаем этих людей как великих политиков, ученых, музыкантов, художников и писателей. Но редко задумываемся об их личной жизни, хотя их семьи - пример настоящей любви и верности. В своей программе Тутта Ларсен рассказывает истории, которые не интересны «желтой прессе». Но они захватывают и поражают любого неравнодушного человека.

ПЕТР И ФЕВРОНИЯ МУРОМСКИЕ

ПЕТР И ФЕВРОНИЯ МУРОМСКИЕ

Верность считалась непреложным основанием брака. Можно сказать, она служит «показателем» надежности человека. Ведь если он изменяет, то и в других вещах доверия ему нет. Верность, в том числе и супружеская, это залог постоянства, благополучия и процветания. Семья не может существовать без нее. Но увы, все чаще и чаще в новостях или от знакомых мы слышим о случаях развода из-за неверности…

В былые времена на Руси развод или свободные отношения были, скорее, немыслимым исключением, чем нормой жизни. Люди давали клятву верности и хранили ее до самой смерти, всю жизнь поддерживая друг друга в радости и печали.

В XIII веке в рязанской деревне жила простая девушка Феврония. Благодаря своей мудрости и удивительным обстоятельствам, при которых она встретила и исцелила от тяжелой болезни князя Петра, она вышла за него замуж. Когда умер его старший брат Павел, Петр стал муромским правителем. Бояре уважали князя, а вот их жены невзлюбили Февронию. Боярыни стали подговаривать мужей избавиться от княгини. Наветами и оговорами извести её не удалось, и тогда бояре пришли к Февронии с просьбой покинуть их город. Феврония согласилась при условии, что с ней уедет и её муж. «Если он сам так захочет, ни слова тебе не скажем!» - ответили бояре, не очень веря в подобный исход ситуации. Однако, вопреки ожиданиям бояр, князь Петр решил отказаться от власти ради того, чтобы не расставаться с женой, и отправился вместе с ней в изгнание. Уже на другой день супругов догнали послы из Мурома. Они стали умолять Петра вернуться на престол. Оказывается, как только чета покинула Муром, бояре переругались из-за власти. Начались волнения и беспорядки. Жители поняли, что любовь и благочестие Петра приносили благодать не только Февронии, но и всему городу.

Феврония так же искренне любила Петра, была ему глубоко предана. Однажды случилось так, что им пришлось разлучиться и плыть на разных лодках. На судне с княгиней находился мужчина со своей женой. Заглядевшись на красавицу-княгиню, он замыслил измену. Феврония быстро разгадала недобрые намерения незнакомца. Другая женщина на ее месте растерялась бы, однако Феврония проявила присущую ей мудрость, чтобы выйти из неприятной ситуации. Она предложила мужчине зачерпнуть воды с левого и правого бортов, а затем выпить. «Одинакова вода или одна слаще другой?» - спросила Феврония. «Одинакова», — ответил он. Тогда Феврония сказала: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Мужчина застыдился и проникся ко княгине искренним уважением - ведь она была права! Больше он не пытался к ней подходить.

Объяснив мужчине, что его измена бессмысленна, княгиня сумела уберечь себя и брак - не только свой, с Петром, но и брак незнакомца. Мы ничего не знаем о чувствах его жены, но можно предположить, что она была благодарна за вразумление ее мужа.

Петр и Феврония своим примером показали, что супружеская верность - это одна из главных добродетелей в браке. Они правили долго и счастливо, Муром процветал во время их княжения. Думая о них, стоит помнить одну вещь - сохраняя верность, мы тоже можем сделать мир лучше.

Петр и Феврония оставались верными друг другу до самой смерти. По традиции, существовавшей в те годы среди князей, в старости супруги удалились в монастыри и приняли постриг. Они дали друг другу слово умереть в один день, чтобы всегда быть вместе. Похоронить себя завещали в одном гробу, разделенном тонкой перегородкой. Когда они скончались, их положили в разные гробы, соответственно их монашескому статусу. Однако на следующий день супруги оказались в одном гробу, и так повторялось два раза, когда их тела разлучали. Такое чудо стало доказательством верности Петра и Февронии и их любви. Сегодня их почитают в лике святых Православной церкви.

Хорошо, что в последние годы в России День Петра и Февронии 8 июля стал отмечаться как всенародный праздник любви и верности. Этот праздник совсем не похож на день святого Валентина, который еще называют Днем всех влюбленных. Влюбленность - прекрасное чувство, но оно может не перерасти в брак, а то и помешать ему. Символично, что день Петра и Февронии всегда приходится на время Петровского поста, то есть время воздержания. Праздник подчеркивает важность веры в Бога и верности супругу, главенство духовной стороны брака. Эта традиция подсказывает нам рецепт, благодаря которому влюбленность может перерасти в нечто большее - в любовь, не имеющую конца…

Радио ВЕРА

Тот, кто любит бога, не может более любить человека - он потерял понимание человеческого!
Людвиг Фейербах

Клерикальное лобби, жаждущее окончательно превратить Российскую Федерацию в православный Талибан, всё никак не унимается; совсем ещё недавно принятых бредовых законов ему явно кажется мало, и оно толкает российские власти к дальнейшим "духовным подвигам" в деле вмешательства государства в личную жизнь своих граждан. - Так, недавно премудрое правительство РФ начало обсуждать с депутатами и сенаторами очередную пуританскую инициативу, дескать призванную способствовать "укреплению российской семьи": резкое увеличение в стране госпошлины на официальный развод! Дескать, если материально поощрить граждан сочетаться брачными узами не удаётся, так надо, значит, как можно сильней затруднить расторжение этих уз, превратив гражданскую семью в аналог семьи мафиозной по принципу: "Войдёшь - не выйдешь!.." Клерикальная подоплёка этого законопроекта просматриваются вполне отчётливо, - ибо ещё в прошлом году такую идею публично озвучил небезызвестный православный реакционер, протоиерей Д. Смирнов, - да и вообще уже давно наша бездарная "верхушка", не имея никаких серьёзных идей по улучшению жизни населения и подлинной, (а не декларативной!) модернизации российского общества, хочет перестроить всю его жизнь на средневековый лад под лозунгом возврата "традиционных ценностей". Под ними же понимаются, конечно, прежде всего устои православия, а не традиции, скажем, язычества, - у которого, положим, оснований претендовать на традиционность в нашей стране ничуть не меньше!..

Так, в русле этой мракобесной политики несколько лет назад, ещё в бытность свою президентом, Дмитрий Медведев навязал России в качестве полуофициального очередной церковный праздничек - день "святых" Петра и Февронии из Мурома, отмечаемый православными 25 июня по юлианскому, а по новому стилю - 8 июля. Теперь в российском календаре эта дата значится как День любви, семьи и верности. Ранее церковь очень настаивала на введении некой своей, доморощенной альтернативы западному Дню святого Валентина, который якобы развращает нашу молодёжь; к тому же, в стране надо всеми силами укреплять семью, а сии муромские "святые-чудотворцы" мол, почитаются на Руси именно в качестве покровителей семейной жизни и супружеской любви...

К сожалению, надо констатировать, что эта поповская муть отравляет душу весьма многим нашим соотечественникам. - По этой причине недавно Синод РПЦ решил добавить в свой календарь елея: помимо июльского, уже давно отмечаемого дня Петра и Февронии, утвердили ещё и второй, уже осенний праздник в их честь, падающий в этом году на 15 сентября. Причина такого "удвоения" объясняется так: мол, слишком много молодых пар хотят сыграть свадьбы именно в этот день, но дата 8 июля совпадает с очередным постом, когда для православных венчание невозможно (ай-ай-ай, и как только всемудрый боженька, вдохновляющий решения Церкви, такой казус заранее не предусмотрел?!) - поэтому необходимо предоставить молодожёнам другой такой день, когда пост не мешает! - Что ж, в подобную причину вполне можно поверить. Ибо как писал Б. Брехт:"В человеке скуден хитрости запас..." А раз уж не только православная церковь, но сам глава государства, известный своей любовью к " продвинутым гаджетам" и прочим электронным технологиям, президент-"модернизатор" Медведев освятил своим авторитетом празднование в России дня Петра и Февронии, то значительное число простых наших сограждан на полном серьёзе могли посчитать эту пару "святых" из Мурома подлинным идеалом семьи, супружеской любви, дружбы и т. д. При этом по своей лености или наивности сии люди не пытаются заглянуть, собственно, в первоисточник, - церковное житие Петра и Февронии, - а доверяют благозвучным поповским перепевкам данной истории! Православные же попы и их прихвостни из числа мирян не устают расписывать в современных СМИ парочку муромских "чудотворцев" в самых привлекательных тонах. - Вот как представляет историю о них, к примеру, в № 26 "Вечерней Москвы" (от 4-1.07.2013) главный редактор православной газетки "Крестовский мост" Валерий Коновалов: "Муромский князь Петр серьезно заболел, а простая девушка Феврония, дочь бортника, сумела его вылечить. На радостях Петр обещал на ней жениться, но, выздоровев, не спешил выполнять обещание. И тут болезнь вернулась. Тогда Петр понял: это - судьба. Вот только окружение князя всячески противилось его неравному браку. Началась жестокая борьба против молодой семьи. В ход пускались интриги, шантаж, угрозы. Кончилось дело ультиматумом: или жена, или власть. Петр бросил власть, богатство, положение в обществе. Вдвоем с любимой на лодке они отправились в неизвестность. Но путешествие их было недолгим. В Муроме начались распри. Гонцы нашли путешественников и уговорили вернуться на престол. И уже после этого началась их долгая счастливая жизнь, в конце которой они приняли монашеский постриг и скончались одновременно."

Так звучит история Петра с Февронией в благостном изложении православного апологета. Но как человек, потрудившийся лично ознакомиться с первоисточником этой столь благостно расписанной выше истории, церковной "Повестью о Петре и Февронии Муромских" (по хрестоматии "Древняя русская литература", М. 1988 г.) , должен сказать, что краткое изложение её В. Коноваловым похоже, как гвоздь на панихиду: "Федот, да не тот"! - На самом деле в тексте жития сих "чудотворцев" из Мурома, - по крайней мере, подлинном, восходящем к ХVI веку, - вы как раз именно о любви, семейной жизни, супружеской верности и прочем не найдёте фактически НИЧЕГО!!! Повествуется же там, в традиционном стиле средневекового "сюра", о совершенно других вещах, к любви, семье и дружбе в нормальном человеческом понимании вообще не имеющих отношения!

Сперва наперво нужно заметить, что уже сами попытки современных клерикалов выдать Петра и Февронию за неких реальных исторических лиц, якобы живших в ХIII веке, - сущий вздор. Никакого князя Петра, равно как и его упоминаемого "житием" брата Павла, которые правили бы в Муроме ни в том столетии, ни до, ни после него, история не знает! Тем более молчат летописи о какой-то там чудотворице Февронии, якобы умудрившейся стать муромской княгиней. Пётр и Феврония - совершенно вымышленные, СКАЗОЧНЫЕ персонажи, и этим они, надо сказать, разительно отличаются от большинства прочих "святых" русского православия, которые, (при всех приписанных им церковными "житиями" чудесных подвигах и прочих благоглупостях) были всё же вполне подлинными, взаправду некогда жившими на Руси людьми... А вот Пётр с Февронией как раз представляют собой чисто литературно-фольклорные образы, взятые церковью из местных преданий!

Как же, можете вы спросить, данные фантомы попали в список официальных "святых", канонизированных РПЦ?! - История этого весьма показательна, и прежде всего в плане неуёмного вмешательства государства в церковную жизнь на Руси! Произошло сие в 1547 году, когда юный Иван Грозный, вдохновляемый митрополитом Макарием, загорелся идеей воплотить в жизнь доктрину "Москва - третий Рим" и превратить Россию в центр всемирного православия. Но, к его огорчению, в святцах тогдашней церкви он нашёл слишком уж мало, как ему показалось, лиц собственно русского происхождения: в основном там маячили всё какие-то греки да евреи!.. И тогда молодой царь Иван объявил в своей державе, так сказать, массовую духовную "мобилизацию": по всем русским землям велено было сыскать и представить кандидатов в "святые" из числа ранее живших там православных соотечественников. Стремясь выслужиться перед набожным царём, РПЦ в авральном порядке канонизировала тогда многие десятки новоявленных имён, из которых по причине спешки, да порой и невежества средневековых попов, не всех смогли надлежащим образом проверить "на вшивость". Ибо ни в одной русской области местное духовенство, конечно, не желало оказаться хуже других: и если там не находилось настоящих, подлинно достойных канонизации подвижников, то вместо них могли подсунуть весьма сомнительные кандидатуры. Вот так и угодила в официальные общероссийские святцы пара муромских "чудотворцев", Пётр с Февронией, историю про которых выкопало невесть из какого сундука тогдашнее духовенство г. Мурома, боясь оплошать перед царём в выполнении столь важной миссии!..

Однако по большому же счёту, чтобы убедиться в явной надуманности "Повести о Петре и Февронии", необязательно даже вникать в историю: достаточно просто ознакомиться с текстом этого жития, и всё станет на свои места! Ибо начинается оная повесть с абсолютно сказочного сюжета, - а именно, с рассказа о победе главного героя, Петра, над неким летающим "змеем", посланным самим дьяволом. Сам по себе такой сюжет, как поединок со Змеем, является классическим для фольклора самых различных народов с древнейших времён, - есть он и в христианстве (где его воплощает Георгий Победоносец), и в русских народных былинах, где подобных гадов вовсю "мочат" богатыри типа Алёши Поповича или Добрыни Никитича... Но если в большинстве таких фольклорных историй герой избавляет свою землю и соотечественников от действительно страшного врага, опасного чудовища, приносящего страшное зло множеству людей, то в "Повести о Петре и Февронии" с самого начала мы встречаемся с довольно жалкой и нелепой профанацией такого образа Змея, - даже можно сказать, с некой скабрезной карикатурой на него. Ибо тамошний "змей" являет угрозу не для рода человеческого в целом, или же всей Руси, или же отдельно взятой Муромской земли и города Мурома, а предстаёт врагом лишь одной, конкретно властвующей там княжеской семьи. Этот опереточный змей не сжигал огнём города, не жрал людей и не брал в полон прекрасных девиц: вместо всего этого он повадился всего лишь "наставлять рога" муромскому князю Павлу, - старшему брату того самого Петра, котором пойдёт речь ниже... Притом, согласно сюжету Повести, змей сей являлся в спальню к жене князя (неназванной по имени княгине) в человеческом обличье, принимая личину её законного мужа Павла, так что никто из посторонних ничего и не мог заподозрить, - оцените такой оборот! Из рассказа неясно, в какой именно момент сама княгиня обнаружила такое скандальное обстоятельство, но упомянуто, что до того, как она рассказала обо всём своему мужу, "много времени преидоша"; надо думать, что поначалу жену князя её сатанинский любовник вполне удовлетворял! И это - несмотря на то, что мерзкий змей в постели отнюдь не был подобен куртуазному маньеристу из любовной лирики средневековья: так, когда далее князь Павел узнаёт скандальную правду, он призывает свою супругу решительно порвать со змеем, дабы она смогла наконец "освободиться... от злого его дыхания, и сипения, и прочей мерзости, о которой стыдно сказать"! Правда, из текста неясно, откуда муромский князь смог узнать такие интимные подробности близости его жены со "змеем", - можно подумать, он при этом лично присутствовал, - однако же, забегая вперёд, скажем, что подобное упоминание вообще является единственным моментом во всей этой якобы любовной Повести, хоть как-то непосредственно касающимся темы семейной жизни!..

Замечу: это ещё не сама сказка, а только "присказка", где речь идёт пока не о собственно Февронии или Петре, а только о злоключениях его брата Павла! Мало того, что никакой историчности в данном сюжете нет и быть не может, сей пошло-мистический анекдотец про "скандал в благородном семействе" надо признать довольно пошловатым началом для истории об идеальной любви и супружеской верности, - не правда ли!?.. Но пойдём дальше: как же повёл себя православный князь города Мурома, сведав наконец про то, что некое дьявольское отродье, всё из себя такое вонючее и сипящее, "пользует" возлюбленную супружницу под его же собственной личиной!? Может Павел, как подобает средневековому герою-рыцарю, осенил себя крестным знамением и встал с мечом в руке на охрану и оборону своего супружеского ложа? Вовсе нет, - судя по тексту "Повести...", сей благоверный муж не на шутку струхнул, сразу почему-то решив, что ему самому такого грозного супостата ни за что не одолеть! Поэтому он решил действовать не спеша, а согласно коварному плану. - Своей жене он велел продолжать, как прежде, сношаться с гадким змеем для того, чтобы, усыпив бдительность гада, выведать у того способ, которым можно его убить. - Конечно, данный сюжет для сказочного фольклора тоже является классическим, встречаясь уже в библейской легенде про Самсона и Далилу... Жена успешно выполнила задание князя: когда змей после очередных любовных утех с нею расслабился, то рассказал на свою беду княгине, что смерть ему суждена "от Петрова плеча, от Агрикова меча"!

Тут в дело впервые, собственно, и вступает пресловутый Пётр, - брат князя, которому Павел (на основании полученных от жены разведданных) поручает ради спасения своей супружеской чести выступить против коварного змея, как следует "раззудевшись плечом". Для этой цели Пётр вскорости вооружается, соответственно, "Агриковым мечом", который очень кстати обнаружился за городом в церкви женского Воздвиженского монастыря, - " и с того дня стал искать удобного времени, чтобы убить змия." Тут, правда, встала та проблема, что последний, как уже говорилось в начале, являлся в покои княгини, приняв образ её мужа Павла. В связи с этим обстоятельством перед Петром маячила опасность невзначай снести "Агриковым мечом" по ошибке жбан собственному братцу, богопомазанному правителю города Мурома, притом прямо на ложе его законной жены, - что большинством простых муромцев было бы явно неверно истолковано! По идее, самым разумным вариантом в такой щекотливой ситуации для Павла было бы во время охоты на змея вообще полностью воздержаться от посещений своей супруги, - дабы Пётр, застав её в объятьях князя, мог бы сразу рубить с плеча, будучи уверен, что сей муж - ненастоящий... В общем, долго ли, коротко ли, но Петру удалось благополучно избежать такой путаницы: выследив подлого змея в княжеских покоях, он прикончил его в два счёта своим чудесным Агриковым мечом. - Подлый сатанинский гад, хоть и пытался сперва прикинуться князем Павлом, непосредственно перед смертью принял своё истинное обличье: но, подыхая, успел забрызгать Петра своей ядовитой кровью. Последнего же, судя по всему, не учили, что после убийства принято мыться, или же ещё лучше заранее окроплять себя святой водой, - и вот из-за этой своей оплошности Пётр вскоре покрылся струпьями и язвами. При таких, совершенно немыслимых и фантастичных обстоятельствах, он "серьёзно заболел", как выражается в своей статейке приснопамятный Коновалов!

На сём первая, вступительная часть "Повести...", эксплуатирующая избитый сюжет о победе над змеем, кончается, и начинается основная часть этой истории, - надо признать, куда менее фантастичная, но зато намного более пошлая! - Итак, страдающий от своей тяжкой болезни Пётр стал искать врача, могущего его исцелить, но никто в Муромском княжестве не оказался на это способен. Тогда оный герой-змееборец поехал в соседнюю, Рязанскую землю, и начал поиски врачевателя там. И вот один его слуга наткнулся в селе Ласково на "зело премудрую" крестьянскую девицу Февронию, владевшую уникальным даром целительства. Убедившись в её способностях, "отрок" поведал Февронии о беде своего господина, упомянув и о причине его болезненного состояния, т. е. свершённом им убийстве летающего змея. Однако же, вопреки ожиданию, на эту простолюдинку рассказ о таком чудесном подвиге никакого особого впечатления не произвёл; ибо когда слуги привезли изъязвлённого героя в её деревню, она поставила совершенно циничное и наглое условие: что вылечит его, только если Пётр возьмёт её в жёны (у Коновалова же, напомним, всё наоборот - Пётр якобы сам обещает жениться на Февронии уже после проведённого ею лечения)!

И надо сказать, что поведение Февронии тут возмутительно буквально с любых позиций: как врачебной этики, воспрещающей использовать тяжёлое состояние больного для столь циничного шантажа, так и благочестивой христианки, чей долг - бескорыстно помогать страждущим... Помнится, главная героиня художественного фильма времён перестройки "Интердевочка", - до сих пор вызывающего такое гнев наших ревнителей нравов, - на фоне "святой" Февронии выглядит намного приличней: занимаясь валютной проституцией и поиском иностранного кандидата в мужья, она всё же не смешивала это со своей медицинской работой в больнице... Если бы церковная "Повесть..." гласила, что, мол, Феврония полюбила Петра уже в процессе его лечения, а он бы согласился жениться на ней в благодарность за исцеленье, - это было б ещё куда ни шло; но в том и дело, что никакой ЛЮБВИ в данном сюжете изначально нет даже в помине! Ибо Феврония, живя в своей рязанской глуши, до этого собственно самого Петра в глаза не видывала, и даже после его приезда в деревню Ласково вела с ним переговоры не лично, а только через слуг. То есть, она возжелала Петра себе в мужья, зная о нём лишь то, что он - брат соседнего муромского князя, остро нуждающийся в лечении. Какая уж тут любовь - один лишь шкурный, корыстный расчёт получить завидного жениха, сделавшись в одночасье из холопки княгиней!!!

Пётр, заочно общаясь с Февронией, естественно тоже не мог питать тогда к ней никаких чувств, - кроме разве что чувства негодования на дерзость наглой простолюдинки. Как гласит "Повесть...", он сперва и мысли не допускал о том, чтоб взять в жёны какую-то там деревенщину; однако, мечтая о скорейшем излечении, притворно обещал стать её мужем, если она уврачует его язвы. Таким образом, оба главных персонажа сей истории, почитаемые ныне РПЦ как "святые", ведут себя в данной ситуации абсолютно цинично и безнравственно, руководствуясь подлым расчётом: Феврония жаждет воспользоваться уникальным случаем, чтоб заиметь богатого знатного мужа, а Пётр с его стороны надеется любой ценой отвертеться от подобного "счастья", пытаясь откровенно надуть возомнившую о себе крестьянку. Но в итоге предвидевшая всё это Феврония обхитрила надменного княжича, и обманула его самого: передав Петру целебную мазь для его язв, нарочно указала не совсем верный способ её применения. В результате он, болезный, получил лищь временное облегчение, но возомнил себя уже полностью здоровым и на радостях уехал было из Ласково к себе в Муром. - Февронию в жёны Пётр, конечно же, не взял, а откупился от неё только подарками, которые та гордо отвергла. Вскорости же после этого болезнь Петра вернулась: он снова покрылся струпьями. Поскольку же добытое в рязанской деревне целебное средство было им, судя по всему, ранее полностью израсходовано, сей княжич вынужден был снова вернуться за помощью к Февронии, которая во второй раз уже своего шанса не упустила: заставила-таки Петра на ней жениться и, лишь после этого окончательно его вылечила, уехала с ним в Муром. Через некоторое время, когда там умер князь Павел (судя по сюжету, не имевший детей), Пётр как младший брат унаследовал его власть. "Таким способом Феврония стала княгиней", - резюмирует сия благочестивейшая "Повесть..."

Здесь ещё нужно отметить ту довольно скандальную для эпохи "Домостроя" особенность, что вопреки всем традиционным православным заветам данное житие даже не заикается ни о каком-либо благословении заключённого брачного союза со стороны

РОДИТЕЛЕЙ молодожёнов. И если насчёт отца или матери Петра, - о которых тут вообще умалчивается, - можно ещё предполагать, что они уже к тому времени умерли, то родители Февронии, согласно тексту "Повести...", совершенно точно были ещё живы. Тем не менее, их бойкая дочь не только не просила у батюшки с матушкой родительского благословения на своё замужество, но даже вообще не советовалась с ними на этот счёт! Таким образом получается, - не к чести проморгавших сей казус церковных моралистов, - что Феврония решила свою судьбу исключительно сама, поступив и в этом отношении совсем не как благовоспитанная православная девица, а как наша вполне эмансипированная современница почище Ксюши Собчак: не мешкая даром, взяла быка (то бишь Петра) за рога да, как говорится, "за хомут - и в стойло"...

А теперь напомню, как бесстыдно лакирует и приукрашивает всю эту гаденькую историйку с Февронией вышеупомянутый православный редактор Коновалов: "На радостях Петр обещал на ней жениться, но, выздоровев, не спешил выполнять обещание. И тут болезнь вернулась. Тогда Петр понял: это - судьба!.." Мда уж, а у ходатаев православия судьба: врать и перелицовывать свои церковные предания, выдавая какашки за сладкую конфетку. По крайней мере, библейская заповедь "не лжесвидетельствуй!" у коноваловых, - по примеру Петра и Февронии, - находится по жизни в явном забвении!..

Далее "Повесть..." гласит, что начало правления в Муроме благочестивой парочки Петра и Февронии ознаменовано было столкновением с местным боярством. Ибо боярские жёны, понятно, сразу же невзлюбили деревенскую выскочку Февронию, столь наглым образом пролезшую в княгини, и рьяно настраивали против неё своих мужей. В итоге муромские бояре " с яростью" пришли к Петру и потребовали от него удалить супругу прочь: "Хотим все, княже, праведно служить тебе и самодержцем иметь тебя, - сказали они. - Но княгини Февронии не хотим, чтобы господствовала жёнами нашими. Если хочешь самодержцем быть, то пусть будет у тебя иная княгиня"... Что же ответил князь на такой ультиматум своих подданных? По идее кто другой на его месте, как уважающий себя самодержец и действительно любящий супругу муж, вполне мог бы за подобную дерзость отправить этих бояр на кол; либо, по крайней мере, посоветовал им лучше самим развестись со своими жёнами, и тем устранить данный конфликт! Но сказочный правитель Мурома, оказывается, ничуть не возражал, - судя по всему, предложение бояр было вполне созвучно его собственному отношению к навязавшейся на его голову княгине. Одно это уже вполне наглядно иллюстрирует всю степень якобы великой супружеской верности "блаженного" Петра и его так прославляемой ныне церковью любви к Февронии...

Итак, муромский князь "со смирением" воспринял требование бояр отказаться от жены, предложив им поговорить с самой княгиней. Те, заручившись пассивным согласием Петра на его развод, во время ближайшего пира единодушно высказали свои претензии Февронии прямо в лицо и предложили ей убраться куда подальше. Супруга князя, столкнувшись с такой резкой оппозицией, согласилась при одном условии: позволить забрать ей с собой из Мурома то, что она пожелает. Бояре поспешно обещали Февронии выполнить её условие, полагая, наверное, что сия деревенская простушка возьмёт из казны с собой какие-нибудь золотые цацки или меха, да и отвалит восвояси, в деревню Ласково, щеголять этим добром перед своими односельчанами и рассказывать тамошним кумушкам про своё недолгое житьё в барских хоромах... Феврония же оказалась не так проста: взяла и потребовала забрать в качестве отступного собственного мужа, Петра! Бояре же весьма охотно согласились на этот вариант, позволявший им помимо нелюбимой княгини освободиться заодно и от князя, - ибо как говорит "Повесть...", каждый из них мечтал сам в Муроме "самодержцем быть". Таким образом, незадачливый Пётр вместо того, чтоб избавиться от жены, принуждён был отбыть с нею в изгнание... Только вот уплывал он по Оке, согласно житию, вовсе не "вдвоём с любимой в лодке", - как брешет Валерий Коновалов, - а сразу на нескольких предоставленных ему боярами СУДАХ, вместе с немалой казной и челядью. Здесь единственный раз за всю "Повесть..."

упоминается и о неком испытании, которому подверглась хвалёная верность Февронии своему дражайшему супругу. - Однако ж весь этот случай свёлся к тому, что изгнанная княгиня "осадила" некого женатого молодца из плывущей с нею на корабле свиты, который, дескать, всего лишь с вожделением поглядел на Февронию: и только-то. Невеликой же святостью надо было для такого поступка обладать княгине!.. В целом же надо отметить, что плавание Петра с Февронией продлилось совсем недолго: муромские бояре в их отсутствие почти сразу же передрались между собой в борьбе за власть, частью перебив друг друга. Уцелевшие же, согласно "Повести...", опомнились и послали за князем Петром, заново призвав его владеть их землёй самодержавно. Так "блаженный же князь Пётр и блаженная княгиня Феврония возвратились в град свой", - подытоживает житие.

О дальнейшей супружеской жизни Петра и Февронии за годы их правления в Муроме "Повесть..." говорит совсем кратко, буквально в нескольких фразах. Причём это описание не содержит ровным счётом никакой конкретики, касающейся именно СЕМЕЙНОГО быта княжеской пары, а даёт только набор черт, свойственных идеальным правителям и вообще христианским праведникам в средневековой литературе, - мол, они много молились, блюли заповеди Господни, заботились о своих подданных, помогали странникам и нищим, кормили алчущих и т. д. Всё это, однако, с равным успехом могли бы делать и люди, вовсе не связанные между собой брачным союзом! Детей у Февронии и князя Петра, равно как и у его ранее умершего брата Павла, не было: по крайней мере, "Повесть..." о них абсолютно ничего не упоминает. Завидный "идеал" для счастливой православной семьи, - ничего не скажешь!

После же следует заключительная часть нудно-глупой истории "святой парочки", которая содержит финальный аккорд всей этой православной какафонии: не только скандальный, но ещё и откровенно извращенческий!.. Дожив до преклонных лет и чуя приближение смерти, Пётр с Февронией постриглись в монахи: он под именем Давида, а она - Евфросинии. Каждый из них ушёл в свою обитель, - таким образом, их несуразное, вымученное супружество всё же закончилось, в понятиях того времени, РАЗВОДОМ, ибо в монастыре, разумеется, никаких семей, никаких жён и мужей существовать не может! Хвалёная же супружеская преданность Петра и Февронии, дескать, выразилась в их желании умереть одновременно друг с другом, о чём они и молили усиленно бога...

Сцена смерти описывается житием вполне в традициях православного маразма. Инок Пётр-Давид из своего монастыря присылает монашке Евфросиньи-Февронии весточку, что он уже помирает, но она ему отвечает: мол, погоди, дай мне дошить для церкви узорный платок! Тот опять сообщает, что "отходит", но его бывшая жена снова говорит, что не закончила шитьё, и так повторяется ещё раз... В третий раз, наконец, Феврония плюнула: так не дошив на платке святые образа, она воткнула в него свою иголку и так отослала Петру в его обитель, после чего оба они, как и желали, умерли в один день, 25 июня (по старому стилю) невесть какого года, - когда и отмечается православной церковью праздник в их честь. Перед своей кончиной Пётр и Феврония завещали похоронить их в одном гробе, однако же муромцы были смущены такой просьбой, и не без основания, - ибо хоронить вместе монахов и монашек, которых в силу принятого ими пострига, как уже говорилось, не могли уже считаться супругами, в самом деле было нарушением всяких приличий и церковных норм. Поэтому Февронию решено было захоронить в загородном женском монастыре Воздвижения, а Петра, который всё же был раньше князем, - в соборной церкви города Мурома. Однако после похорон трупы Петра и Февронии якобы чудесным образом покинули эти свои отдельные могилы, и наутро оказались вместе в том общем каменном гробе, который они сами ещё при жизни для себя приготовили. Изумлённые муромцы их вытащили оттуда и снова переложили в отдельные гробы, но на следующий день снова нашли мертвецов в одной могиле... Короче, жуть в духе Стивена Кинга просто какая-то! Православные жители города Мурома в итоге решили, что лучше с этими ходячими трупами связываться, и оставили трупы Петра и

Февронию гнить в общем гробу, раз уж им там так нравится! - Непонятно только, зачем им нужно было разводиться, чтобы потом с таким упорством добиваться своего воссоединения после смерти!? Кончается сие благочестивое повествование заверением, что мощи этих "святых", разумеется, обладают чудесным свойством исцелять приходящих к ним паломников...

Что можно сказать обо всей этой полубезумной истории!? - Что она (как и множество других церковных "рассказок") была бы крайне гнусна, если б по счастью, не являлась полностью вымышленной! Ведь фольклором здесь являются все главные составляющие сюжета: и Петр с Павлом как князья Мурома, и летающий змей, и самоукладывающиеся в один гроб мертвяки, - да и сама возможность простой деревенской холопки, пусть и обладавшей большой "разумностью", стать княгиней на Руси средневековья могла иметь место разве что только в сказке!..

Но "сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!" А какой же намёк, какая такая мораль раскрывается в "Повести о Петре и Февронии"? Чему она может научить современных "молодцев" и особенно "девиц"!? .. Выходить замуж по расчёту? Жить с супругом без любви и без детей? Оканчивать свою семейную жизнь разводом, уходить затем в монастырь, чтобы потом совместно захораниваться!? Всё это, конечно же, совершенно безнравственная, гадкая, некрофилическая ахинея!

Так почему же РПЦ подсунула в своё время Д. Медведеву, сильно озабоченному укреплением семейных ценностей в нашей стране, в качестве образца православной семьи такую дурацкую, по сути издевательскую притчу, как "Повесть о Петре и Февронии"? - Да потому что ничего другого, более подходящего на эту тему, в загашнике у православных попов нет и никогда не водилось! Церковники, столь много и пафосно разглагольствуя про любовь, даже не понимают толком, что это за предмет и на что она похожа!! "Кол" у них по любви, - жирный и с минусом!!! Православные попы, может быть, вполне искренне ставили перед собой задачу сочинить некую поучительную историю про горячую любовь и супружескую верность, да только вот получился у них извращённыйй бред, мерзкая пародия на эту тему. И это неудивительно: для того, чтобы писать про такие вещи, необходимо в них разбираться, а сильно ушибленные богом религиозные фанатики этой возможности лишены - ибо Вера в абсурд извратила и помутила их Разум! Православные вообще очень любят рассуждать о высоких понятиях, о свободе, любви или морали, только почти никто из них ничего в таких материях не смыслит! Именно поэтому православный боров Юрий Поляков из "Литгазеты" изрекает, скажем, в программе "Поединок", что свобода, дескать, это " та или иная степень принуждения", а другой верующий придурок, её ведущий Вовка Соловьёв глубокомысленно соглашается с этим бредом: не понимая, что свобода - это как раз ОТСУТСТВИЕ всякого принуждения! Именно поэтому православный режиссёр Павел Лунгин, задавшись целью снять патриотический фильм о высокой духовности, снимает ерунду типа "Острова", где главным героем, "святым" оказывается дезертир и предатель Родины...- Вот и в данном случае, сходным образом вместо классической "любви до гроба" церковное житие Петра и Февронии прославляет, можно сказать, ЛЮБОВЬ В ГРОБУ!!!

Судя по всему, главным для православных авторов этой чуши в средние века было то, что Пётр и Феврония перед смертью приняли монашеский постриг - в этом и был залог из грядущего "счастья", вот только не в личной, семейной, а в загробной жизни!.. Это ещё раз подтверждает моё давнее убеждение: все православные сказания, притчи и жития, вся заключённая в них пресловутая церковная "мудрость" не имеет отношения к реальной, посюсторонней жизни, а ориентирована лишь на мистическое, ирреальное представление о "том свете". Поэтому и религиозная нравственность, проповедуемая церковью, в применении к настоящей, земной жизни оказывается принципиально чужда нормам светской этики, а порой и прямо оборачивается антигуманным, сатанинским абсурдом. Именно потому такую "небесную" мораль, пригодную разве что для монастырей, ни в коем случае нельзя пропагандировать в качестве основы светского общества, его семейных устоев и т. д. Между тем, именно этим и занимается у нас в стране ныне РПЦ, опираясь на поддержку многочисленных ангажированных СМИ и органов государственной власти... Каких же стоит ждать от этого результатов? "У иконописцев в последнее время, - радуется в своей статейке православный редактор В. Коновалов, - все больше заказов на изображение муромских супругов." - По идее, на соответствующей иконе эту замечательную пару стоит рисовать лежащей в совместном гробу: как же иначе их опознаешь!? "Это потому, что прихожане все чаще спрашивают священников: где помолиться о семейном счастье, - пишет далее Коновалов. - Значит, есть запрос на такую семью - образца Петра и Февронии." Неужто правда, именно на ТАКУЮ? Ну здорово: выходит, отечественные гробовщики будут работать в три смены! Вот уж воистину счастье для некрофилов!!!... В современной православной же церкви, как пишет далее Коновалов, "создана и специальная молитва Петру и Февронии - как покровителям семейной жизни и супружеской любви. Она будет читаться во всех храмах. Наверняка пригодится и многим верующим людям для домашних молитв!"- Да уж, таким "святым" только о помощи в семейной любви и домашней жизни молиться!.. Не чтение ли подобной молитвы супругами Путиными привело их к объявлению о своём разводе!? И, возвращаясь под конец статьи к той теме, с которой её начал, могу посоветовать нашей православной церкви, в добавок к обоим дням празднования "святых" Петра с Февронией, канонизировать также Владимира и Людмилу Путиных, установив День этих святых в качестве покровителей всех тех бедолаг, кто будет пытаться развестись в случае введения у нас обсуждающихся ныне слоновых госпошлин! Хотя, с другой стороны, произойти такая канонизация может, к сожалению, только после того, как Вова с Людой окажутся чудесным образом в одном гробу... Но думается, число желающих узреть их там уже сейчас намного превышает в России потенциальное число православных паломников, чтящих память мифических Петра и Февронии!

Александр Щёв, заместитель председателя Атеистического Общества Москвы.

Последние публикации на сопряженные темы

  • Большевики начали отходить от богоискательства, чтобы прекратить спаивание населения
  • Упадок символа благовещения

    Пришествий на страницу: 514 

  • Когда задаются вопросом, как в древней Руси относились к теме любви, то сразу вспоминают повесть о Петре и Февронии, историю двух святых, ныне покровителей семьи, любви и верности. В самой истории, как она дошла до нас со времен Ермолая-Еразма, слова «любовь» нет. Да и вообще, нам, приученным к слезливым голливудским сюжетам, геометрия отношений героев и их «love-story» показались бы сейчас весьма необычными.

    Какие козни строит героям повести дьявол?

    По сюжету, князь Петр спасает своего брата Павла от дьявольской напасти: к его жене начал летать змей «на блуд». Петру удается сразить змея мечом. Но змеиная кровь попадает на его кожу, и он покрывается язвами. Змей «уязвляет» князя, причем не только со стороны его тела, помимо язв и струпьев «прииде на нь болезнь тяжка зело» – какая-то другая, вторая болезнь, для которой нужен особый врач, а не те, к которым он обращался в Муроме. Феврония – тот самый врач, который может помочь. С другой стороны, чем может помочь девушка, далекая от целительства? О ее принадлежности к врачеванию нам ничего не известно. Кроме того, как же им встретиться: ему – Муромскому князю и ей – дочери бортника из Рязанской земли? Не затем ли Петру посылаются телесные и душевные страдания, чтобы он начал искать своего «избранного» врача, чтобы встреча двух противоположностей стала возможной?

    Что значат загадки Февронии?

    Князя привозят в Рязанскую землю. Отрок, пытаясь найти врача, заходит в один из домов и видит чудную картину: за ткацким станком сидит девица, а перед ней скачет заяц. Увидев гостя, она воскликнула: «Нехорошо быть дому без ушей, а горнице без очей!» Юноша ничего не понял из ее слов и надменно спросил, нет ли в доме мужчины. На что девица ему отвечает: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть». Снова отрок проиграл девице в мудрости, но сменил надменность на удивление. Для разума, который еще не дорос до таких вещей, Феврония поясняет: отрок пришел в дом, зашел в горницу и застал девушку в неприбранном виде, а если бы в доме был пес («уши» дома), то тот стал бы лаять. А если бы в горнице был ребенок («очи» дома), то сообщил бы ей о приближении гостя. Что касается отца и матери, то пошли они на похороны оплакивать покойника. Когда за ними смерть придет, то другие будут их оплакивать: это – плач взаймы. Брат же ее был бортником – когда он полезет вверх на дерево, то будет смотреть сквозь ноги на землю, чтобы не сорваться с высоты. Как видно, девица обладает каким-то особым умом. И не только. Заяц, который скакал рядом, – древний символ христианства, иногда изображаемый на иконах. Феврония, стало быть, чутка к гласу всевышнего.

    Зачем Феврония лечит Петра?

    Часто говорят, что князь Петр пообещал жениться на Февронии, если она его исцелит. Достаточно заглянуть в повесть, чтобы понять, что все было не так. Феврония, еще не видя князя в лицо, говорит его слугам: «Аще бо не имам быти супруга ему, не требе ми есть врачевати его». («Если я не стану супругой ему, то не подобает мне его лечить»). Слова мудрой девушки – не ультиматум князю и не плата за исцеление. Она говорит их сама себе: если она сможет стать супругой князя, то тогда ей следует его излечить. Феврония собирается спасать не князя, а свою половинку (если, конечно, князь согласится стать ею). По сути, слова девушки это классическая христианская мысль о том, что жена должна спасаться мужем, а муж – женою. Но князь считает, что дочь бортника ему не пара и решает обмануть ее. Феврония как будто знает, что так и будет. Она дает князю закваску, чудесным образом избавляющую от язв. Гордый Петр после исцеления не сдерживает обещание жениться и решает откупиться дарами. Вскоре прежняя напасть возвращается… Когда же князь приезжает к Февронии во второй раз, она говорит уже совсем по-другому: «Аще будет ми супружник, да будет уврачеван». Теперь князь поставлен в более жесткие условия: раз какая-то сила снова насылает на него хворь, то пора бы ему задуматься над своим высокомерием. Чтобы болезнь отступила, надо стать смиренным и сдержать обещание.

    Именно так, не с первой попытки и преодолевая себя самого, Петр становится на путь спасения, где еще встретит немало испытаний и вместе со своей суженой Февронией сыщет себе славу святого. Едва ли «Повесть о Петре и Февронии» история о любви в нашем теперешнем ее романтическом понимании. Скорее, это притча о мирском спасении. Спастись можно только вместе – а для этого надо пойти на жертву. Так что герои повести оказываются вместе не благодаря, а вопреки: Февронии надо проявить жертвенную любовь, спасти ближнего, а Петру – стать смиренным и принять спасение кроткой девушки, которая в происхождении ему явно уступает. Не в этом ли древняя житейская мудрость возлюбленных?