Цели:

  • Создать условия для развития учащихся;
  • Развивать мышление, речь, память;
  • Развивать познавательный интерес к окружающему миру;
  • Расширять кругозор учащихся;
  • Развивать творческие, литературные, артистические, художественные способности учащихся;
  • Воспитывать умение коллективно отдыхать;
  • Воспитывать интерес к познанию нового через книгу;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: игровое поле, юла со стрелкой, к игре “Что? Где? Когда?”, поле и корабли к “Морскому бою”, плакаты к “Звездному часу”, песочные часы, чертежи на доске, цифры, бумага, карандаши, ручки, картинки (земляника, ландыш, зяблик, клест), иллюстрации природы, магнитофон, кассета, выставка энциклопедий.

Оформление доски:

1 2 3
3 1 2
2 3 1

Начало занятия:

Отгадайте загадки:

1) Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)
2) Дышит, растет, а ходить не может (растение)

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего занятия? (Ответы учащихся)
- Да, сегодня мы побываем в гостях у природы.

(Открывается доска и читается эпиграф).

Кайгородов говорил: “Научиться ведать природу – значит, приобщаться к ней, быть ей не чужим, а близким, своим…”.

Вот сегодня мы и проверим, как вы знаете природу. Необычность нашего занятия в том, что вы побываете участниками сразу нескольких телевизионных игр. Наших гостей мы попросим быть членами жюри (им даются ручки и листочки и представляют их).

За правильные ответы команды получают баллы, которые помогут выявить самую внимательную, сообразительную, творческую команду.

Ход игры

Правила игры:

  1. По 1 ученику по очереди раскручивают юлу, определяя игру, в которую будем играть сначала.
  2. 2 раза в одну игру не играем, переходим к следующей по часовой стрелке.
  3. Каждая игра оценивается по-разному. По ходу игры я буду сообщать.

1. “Счастливый случай”.

Вопросы для 1 команды:

  1. Какую траву и слепые узнают? (Крапиву);
  2. Самое крупное животное? (Кит);
  3. Какой цветок имеет и мужское, и женское имя одновременно? (Иван-да-Марья);
  4. Как лягушки и жабы ловят пищу? (Языком);
  5. Самая большая летающая птица? (Дрофа);
  6. Чем питаются ласточки? (Насекомыми);
  7. Волк, лиса, рысь – одним словом… (Хищники);
  8. Бывают ли у птиц зубы? (Да);
  9. Какие звери летают? (Мыши);
  10. Движение воздуха – это… (Ветер).

Вопросы для 2 команды:

  1. Самая маленькая птица наших лесов? (Королек);
  2. Чем дышат лягушки под водой? (Кожей);
  3. Чем питаются стрижи? (Насекомыми);
  4. Береза, осина, тополь – одним словом… (Деревья);
  5. Когда температура тела птицы ниже зимой или летом? (Одинаковая);
  6. Какие птицы спят на лету? (Стрижи);
  7. Умеют ли слоны плавать? (Да);
  8. Какая птица ловит рыбу про запас? (Пеликан);
  9. Сосновый лес? (Бор);
  10. Где у кузнечика ухо? (На ноге).

Итоги игры.

Правила: За время песочных часов каждая команда по очереди должна ответить на 10 вопросов, если затрудняется, может сказать “дальше” и продолжить игру. За 1правильный ответ-1балл.

2. “Морской бой”.

В пустой клетке ставится корабль, если команда “попадает”, а если “мимо”, то х.

1 2 3
3 1 2
2 3 1
  1. Команды по очереди “стреляют”, пытаясь найти спрятанные корабли, если “попадают”, то зарабатывают баллы, которые стоят в данной клетке, а если “мимо”, то, чтобы заработать эти баллы, должны ответить на вопрос противника (заранее приготовленный).
  2. Очередность определяется жеребьевкой (вытаскивают жетоны с цифрами 1, 2).

3. “Звездный час”.

  1. Выбрать правильный ответ и поднять карточку.
  2. Верный ответ – 2балла.

1) Крупная северная водоплавающая птица.

  1. Чайка;
  2. Буревестник;
  3. Гагара;
  4. Пингвин.

2) У какой птицы вместо крыльев чешуя? (4)

3) Какая птица лает?

  1. Синица;
  2. Куропатка;
  3. Сова;
  4. Сорока.

(2 – самец большой куропатки).

4. “Поле чудес”.

  1. Участники выбирают карточки с рисунками, и не показывая сопернику, готовят описание, по которому соперник должен отгадать (возможно назвать 2-3 буквы,если они есть. мы их впишем).
  2. За верный ответ по описанию – 3 балла, по буквам – 2 балла.
  3. На подготовку – 1 минута.

1) (можно 3 буквы) ;
2) (можно 2буквы).

5. “Что? Где? Когда?”

(Конверты с заданиями на игровом поле выбираются с помощью юлы).

  1. Ученик выбирает конверт;
  2. Я читаю задание и дается 1минута на обдумывание (играет музыка), если команда знает ответ, она отвечает сразу, а если и после обдумывания она не знает ответ или дает неверный ответ, ход переходит другой команде;
  3. За верный ответ – 5 баллов.

Вопросы из конвертов:

1) Экологический рассказ.

С веселой музыкой мы пошагали по лесу. По дороге нам попадались грибы. Мы собирали их, вырывая с корнем, а незнакомые грибы сбивали палкой.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Поели и пошли обратно, побросав мусор и пакеты . В кустах мы нашли гнездо какой-то птички, взяли яички, подержали и положили обратно. На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Нам очень понравилась прогулка по лесу!

Внимание, вопрос! Какие ошибки прозвучали в рассказе? Назовите и исправьте.

2) Внимание, вопрос! Почему лес называют “легкими планеты”?

(1 га леса поглощает столько углекислого газа за1час, сколько его образуется при дыхании 200 человек).

3) В нашем районе сажали лесную полосу, но деревья росли плохо.

Внимание, вопрос! Чего им не хватало? (Им не хватало грибов. Привезли и посадили грибницу из другой лесополосы, и деревья ожили, заблагоухали и заметно пошли в рост).

4) Кверкус – так называли дуб древние римляне. В переводе на русский- “красавец”

Лесники говорят: “Дуб любит расти в шубе, но с открытой головой”.

Внимание, вопрос! Что это означает? (Дуб любит свет, но не переносит, когда затемнена его верхушка).

На Украине растет дуб высотой 36м. А самый старый дуб в Литве, ему 2000лет. Есть и другие знаменитые дубы, один из них связан с именем А.С.Пушкина. Дуб рос в с. Тригорское. О нем поэт писал:

“Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.”

А другой дуб растет недалеко от Санкт-Петербурга.

Внимание, вопрос! Что о нем писал А.С.Пушкин?

(“У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том…”)

6. “100 к 1”.

  1. В телевизионной игре участники должны были назвать самый популярный ответ на вопрос, а вам необходимо его нарисовать за 1минуту.
  2. Команда получает столько баллов, сколько человек так ответили.

Вопрос: Нарисуйте хвойное дерево. (Ель – 6 человек, сосна – 3 человека, лиственница – 1 человек).

7. “Великолепная 7-ка”.

  1. Команды выбирают листочки с отрывками из произведений. За 2 минуты они должны приготовить пантомиму и показать соперникам, а те в свою очередь должны отгадать из какого это произведения и кто автор.
  2. Оценивается пантомима по 5-бальной системе, а правильный ответ названия произведения – 2 балла, а с автором – 5 баллов.

1) Прилетел дятел пестрый, шапка красная, нос вострый. По стволу скок-поскок, стук-постук, выстукал, выслушал и давай дырку долбить. Долбил, долбил, выдолбил глубокое дупло. Лето в нем пожил, детей вывел и улетел.

(В.Бианки “Теремок”).

2) Надоело щенку кур гонять по двору. “Пойду-ка, – думает, – на охоту за дикими зверями и птицами”.

(В.Бианки “Первая охота”).

8. “Устами младенца”.

  1. Нашей игре больше подошло бы название “Устами поэта”. Ваша задача выбрать карточки с картинками, чтобы соперники не видели, сочинить загадку к ней.
  2. За творчество – от 1 до 5 баллов, за правильную отгадку – 2 балла.

1) Земляника;
2) Ландыш.

Ребята, вы, наверное, обратили внимание на эту выставку книг. Как вы думаете, для чего они здесь? (Ответы учащихся).
- Необходимо пользоваться энциклопедиями для познания окружающего мира, для того, чтобы вы могли ответить на все интересующие вас вопросы.
- Теперь давайте подведем итоги нашей игры. (Подведение итогов) .
- Сегодня мы коснулись актуальной темы – “экология окружающего мира”

Сейчас уже не стоит вопрос о необходимости беречь природу. Все знают, что это дело нужное. А главная задача в том, как это делать? И это должны делать мы - люди 21 века. Об этом стихотворение, которое сочинила Егорова Анна.

Природа – единственная на свете.
Берегите ее, дети!
Костер тушите,
В лесу не шумите,
Реки не загрязняйте,
Зверей не пугайте,
Леса не рубите
И с природой дружно живите!

Учитель:

Прекрасен мир живой природы,
А люди часть его.
Нам надо сообща беречь, преумножать,
Познавать этот великий мир!
Без него не было бы ни поэзии, ни искусства,
А, значит, и человека
В самом высоком смысле этого слова.

На этом наше внеклассное мероприятие законченно.

Цели: — воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе;

— Учить детей наблюдать за животными, помогать животным.

Оборудование: рисунки – знаки экологического характера;

карта Мордовии;

рисунок берёзы;

Ход мероприятия.

1-й чтец.

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Открыт для нас в жару и в стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

2-й чтец.

Взгляни на глобус:

Вот он – шар земной,

На нём Мордовия

С берёзовый листок величиной.

Всего лишь навсего

Не больше

Обыкновенного листка,

Берёза же – великая Россия

Так зелена, так высока!

Пускай на глобусе ты кажешься листком,

Горячим занесённым ветерком,-

Мордовия моя! Твой сын простой,

Я восхищён твоею широтой!

Ведущий. Здравствуйте, ребята, уважаемые учителя, дорогие гости! Сегодня мы собрались здесь на викторину «В гостях у природы». В ней участвуют команды 4 «Б» класса.

Позвольте вам представить жюри, которое будет оценивать ваши ответы.

Давайте начнём нашу игру с «Песни о дружбе».

ПЕСНЯ О ДРУЖБЕ.

    Ты, да я, да мы с тобой,

Ты, да я, да мы с тобой,

Здорово, когда на свете есть друзья.

Если б жили все в одиночку,

То уже давно на кусочки

Развалилась бы, наверное, земля.

    Ты, да я, да мы с тобой,

Ты, да я, да мы с тобой,

Землю обойдём, потом махнём на Марс.

Может у Оранжевой речки,

Там уже грустят человечки

От того, что слишком долго нету нас.

    Ты, да я, да мы с тобой,

Ты, да я, да мы с тобой,

Нас не разлучит никто и никогда,

Даже если мы расстаёмся,

Дружба всё равно остаётся,

Дружба остаётся с нами навсегда.

Обратите внимание на оформление кабинета. Земля – единственная избранница Солнечной системы, на которой существует жизнь. Но человек загрязняет атмосферу, уничтожает леса, отравляет воды рек, безжалостно использует природу.

Сегодня мы с вами будем путешествовать по экологическим станциям.

1 СТАНЦИЯ «ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ.»

Каждая команда сообщает своё название.

ПОДСНЕЖНИКИ

Нас в любое время года

Учит мудрости природа.

Птицы учат пению.

Паучок – плетению.

Пчёлы в поле и в саду

Приучают нас к труду.

У природы круглый год

Обучаться нужно,

Так как весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

СОЛНЫШКО.

Давайте будем дружить друг с другом,

Как птицы с небом, как поле с лугом,

Как ветер с морем, трава с дождём,

Как дружит солнце со всем кругом.

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица

И доверяли повсюду нам,

Как самым лучшим своим друзьям!

    СТАНЦИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ»

3-й чтец.

Бом-бом-бом!

Начинается погром.

Выезжаем на природу.

Сколько здесь в лесу народу!

Здесь костёр и там костёр,

Банки, склянки, всякий сор…

Ведущий. Представьте, что вы оказались в лесу или на берегу озера. Перед вами огромное количество разбросанного мусора. А ведь в лесу живут животные, и это наносит им непоправимый вред. Перед вами 8 экологических знаков. Подумайте, что означает каждый знак. Подберите к нему название. Время для выполнения задания три минуты. Каждая команда выбирает по 4 знака и в течение 3 минут сообщает название.

3 СТАНЦИЯ «ПОХОДНАЯ»

Ведущий. Поход, костёр, палатка – разве это не прекрасно. Но туристами быть

непросто: надо многое знать и уметь. А вы умеете укладывать рюкзак и собирать в поход только самые необходимые вещи. Это сейчас мы и проверим…

(на карточках написаны названия различных предметов: полотенце, кружка, чашка, телевизор, миска, ложка, будильник, коробка конфет, полиэтиленовый пакет, консервы, зонтик, хлеб, утюг, спальник, кошка, ролики, теннисные ракетки, зубная щётка, мыло, компас, коньки, учебники).

Выберите предметы, необходимые для похода, и уложите их в рюкзак. Время выполнения задания 2 минуты.

4 СТАНЦИЯ «ТЫ — МНЕ, Я — ТЕБЕ ».

Конкурс «Домашнее задание». Каждая команда задаёт друг другу по 3 вопроса.

4-й чтец.

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

5-й чтец.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

И поэтому все мы

Жить не можем без воды,

Без растений и животных,

Без красивых гор высоких,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек.

Так давайте сбережём

Наш земной природный дом.

Ведущий. Итак, продолжаем соревнование.

5 СТАНЦИЯ «ОТГАДАЙ-КА».

Ведущий. Вам нужно угадать по подсказке разные понятия. Если не сможете отгадать с первой подсказки, используйте следующую.

    Служит защитой от хищииков.

    Спасает от голода.

    Его разводят туристы и оленеводы.

    На нём можно кипятить воду и варить еду. (костёр)

    Необходима туристам, отправляющимся в поход на несколько дней.

    Помогает спрятаться от зверей и насекомых.

    Защищает от холода, ветра, и дождя.

    Можно укрыться от знойного солнца. (Палатка)

6 СТАНЦИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ»

Ведущий. Каждой команде я поочерёдно задаю пять вопросов. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

1 команда.

1. Трава, которую знают и слепые. (Крапива)

2. Дерево – символ России. (Берёза)

3. Зимуют ли птицы в скворечнике? (Нет)

4. Кто меняет шубу два раза в год? (Лиса, белка, заяц.)

5. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)

2 команда.

1. Какая ягода бывает чёрной, красной и белой? (Смородина)

2. Пингвин птица или нет?(да)

3. Какие животные спят зимой? (Медведь, ёж)

4. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда. (Кукушка)

5. Какое дерево даёт сладкий ароматный сок. (Берёза)

6-й чтец.

Пусть всё живое живёт много лет.

Природа ясна и прекрасна.

Она для всех нас не опасна.

А беды грозят только ей,

Природе любимой моей.

Многие люди не понимают,

Сколько хлопот они ей доставляют:

Леса вырубают, ручьи загрязняют,

Зверей убивают и птиц истребляют.

Баночку бросят, ну вот и готово!

И так продолжается снова и снова…

Я обращаюсь стихами к народу:

Побережём же родную природу!

Вглядись в красоту, скажи ей:»Привет!»

И пусть всё живое живёт много лет!

Ведущий. На уроках много говорим о природе, что она сейчас находится в опасности. А кто из вас знает о Красной книге? Почему она так называется?

Правильно, красный цвет- цвет опасности. В эту книгу внесены те животные и растения, которые находятся на грани исчезновения.

7 СТАНЦИЯ «А ТЫ ЗНАЕШЬ?»

Ведущий. Каждой команде поочерёдно задаются пять вопросов. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

1 команда.

1. Кто любит по веткам носиться? Конечно, рыжая…… (Белка)

2. Лысеющий на ветру цветок… (Одуванчик)

3. Как можно одним словом назвать деревья, кустарники и травы. (Растения)

4. Какая птица наших лесов выводит птенцов зимой. (Клёст)

5. Какую птицу можно назвать санитаром лесов? (Дятел)

2 команда.

1. Сено хоботом берёт толстокожий (Слон0

2. В чаще голову задрав,

Воет с голоду ….(Волк)

3.Вьют ли гнёзда наши перелётные птицы на юге? (Нет)

4.Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)

5. Какой водный обитатель считается санитаром водоёмов? (Рак)

8 СТАНЦИЯ «ОЦЕНИ СИТУАЦИЮ»

1-ая ситуация .

Гуляя с родителями в лесу, Света и Алёша увидели большой муравейник.

— Давай посмотрим, что внутри этого домика, — предложил Алёша.

— Давай, — с интересом ответила Света.

Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала:

— Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что…

ВОПРОС: Что бы сказали муравьи детям?

2-ая ситуация.

На день рождения Кате подарили щенка. Наконец-то сбылась её мечта. Теперь у неё появился новый друг – щенок по кличке Верный. Катя первое время долго играла с ним, кормила, гуляла. А потом у неё появилась новая говорящая кукла. О щенке Катя вспоминала очень редко, а когда он заболел, сказала маме: «Больной собаке не место в доме, пусть живёт на улице».

ВОПРОС: ЧТО СКАЗАЛ БЫ ЩЕНОК?

7-й чтец.

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою земля

И небо чистым быть.

А землю эту не щадя,

Терзал за веком век

И брал всё только для себя

«Разумный человек».

8-й чтец.

Сейчас же кинулись спасать

Природную среду.

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страдания, что земле

Приходится терпеть!

9-й чтец.

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворён в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов,

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек!

Песня «Не дразните собак».

1.Не дразните собак,

Не гоняйте кошек,

Не жалейте для птиц

Ни зерна, ни крошек.

И тогда воробей

Песенкой разбудит.

И царапать, и кусать

Вас никто не будет.

2. Если очень шуметь

Около берлоги,

То придётся потом

Уносить вам ноги.

И пчела просто так

Вовсе не пристанет.

Ведь ни жалить, не рычать

Зря никто не станет.

3.Ни к чему обижать

Бабочку на ветке.

Веселее в лесу

От её расцветки.

Не пугайте жуков

С длинными усами.

И поверьте, что жуки

Вас не тронут сами.

4.Если вам по душе

Красота земная.

Берегите её

Устали не зная.

Непременно тогда

Станем мы друзьями.

А про кошек и собак

Пойте вместе с нами.

Ведущий. Дорогие, ребята! Я рада, что вы все приняли участие в этой игре. Есть у нас победители, а проигравших нет. Вы все много знаете о природе и поняли, как важно бережно относиться к ней.

Экологическая викторина « В гостях у природы»

Цели : воспитание бережного и заботливого отношения к природе, понимания того, что все в мире связано друг с другом

Оборудование : плакат с эпиграфом, модель поезда, название станций, фигурка Незнайки, экологические знаки, экологический светофор, кроссворды для каждой команды, предметы из рюкзака: сапоги, ведёрко, спички, нож, пакет с кормом, магнитофон.

Ход занятия.

Вступительное слово:

Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:

Небо светло-голубое, солнце светит золотое,

Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава, горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса,

И поэтому все мы жить не можем без воды,

Без растений и животных, без красивых гор высоких,

Без лесов, полей и рек жить не может человек!

Так давайте сбережём наш родной природный дом!

Здравствуйте, ребята и наши уважаемые гости. Сегодня в нашем классе проводится викторина «В гостях у леса». В ней участвуют две команды.(названия команд) А судить их будет жюри, в состав которого входят…(представление членов жюри)

Земля – единственная избранница Солнечной системы, на которой существует жизнь. Но люди зачастую безжалостно используют природу: уничтожают леса, загрязняют атмосферу, отравляют воды рек. Не так давно люди, наконец, опомнились и спохватились! Они поняли, что если не прекратить так безответственно относиться к природе, всё живое на планете, в том числе и человек, может погибнуть.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по экологическим станциям, во время которого ещё раз вспомним, как нужно правильно вести себя в природе. А путешествовать мы будем на этом замечательном волшебном поезде. Отправляемся в путь!

(аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем…»

1 станция «Экологические загадки»

Вопросы задаются командам по очереди:

Что теряет лось каждую зиму?

Кто меняет шубу 2 раза в год?

Какие животные зимой спят?

Кто спит вниз головой?

Животное российских лесов, похожее на кошку.

Какая птица подбрасывает своё яйцо в чужое гнездо?

Зимуют ли птицы в скворечнике?

Пингвин – это птица или нет?

Его детёныши рождаются пушистыми, как котята, а потом покрываются иголками. Кто это?

Представительница пресмыкающихся, которая спасаясь, может отбросить часть хвоста.

Итог 1-го конкурса.

2 станция «Экологический светофор»

Сегодня в путешествие с нами собрался хорошо вам известный герой сказочной повести. Кто это?(Появляется Незнайка)

Правильно, это Незнайка. Кто может сказать, из какой он повести и кто её автор?

Незнайка взял с собой в путешествие рюкзак с разными вещами. Посмотрите, какой большой и тяжёлый у него рюкзак! Давайте проверим, а все ли вещи ему понадобятся, может быть здесь есть лишние? Поможем Незнайке разобраться?

А поможет вам экологический светофор. Каждый его сигнал на лесной тропинке означает то же самое, что и на проезжей части дороги:

Красный свет – природе вред!

Жёлтый – осторожно!

Свет зелёный – как красиво! Скажем, лес, тебе спасибо!

Запомнили? Красный свет загорается тогда, когда поступки человека приносят природе вред. Жёлтый зажигается для того, чтобы мы соблюдали определённые правила поведения. А зелёный свет зажигается тем, кто делает для обитателей леса, растений и животных добрые дела.

А теперь посмотрим, что же взял Незнайка в лес? А вы не забывайте зажигать светофор.

(Учитель достает вещи из рюкзака)

Резиновые сапоги: он собрался походить по кромке озера, пособирать ракушки. (жёлтый)

Нож: хотел потом содрать кору с берёзы, чтобы разжечь костёр. (Красный)

Спички: решил разжечь костёр, чтобы погреться возле него. (Красный)

Магнитофон: собрался послушать громкую музыку (красный)

Пластмассовое ведро: хотел полить посаженные в прошлый раз по краю оврага саженцы деревьев (зелёный)

Пакет с кормом: это для уток. Они на озере живут.(зелёный)

А если корм закончится, как поступить с пустым пакетом?

Итоги 2-го конкурса.

Молодцы, ребята! Вы помогли Незнайке разобраться, как нужно вести себя в лесу. А сами-то вы рюкзак собирать умеете? Сейчас проверим!

3 станция «Походная»

Прежде чем собрать вещи в дорогу, человеку необходимо составить список, чтобы ничего не забыть и не перепутать. Вот и вам сейчас предстоит составить такой список, внести в него самые необходимые вещи, а всё лишнее убрать.

(ребята получают конверты со списком вещей и выбирают всё необходимое: чашка, миска, кружка, полотенце, консервы, пакет, мыло, компас, коньки, телевизор, ложка, утюг, будильник, кошка, ролики.)

Итоги 3-го конкурса.

4 станция «Привал»

Ну что, устали? Давайте отдохнём и сделаем привал, а заодно поиграем в игру на внимание и проверим, хорошо ли вы знаете птиц. Этот конкурс не оценивается, мы просто развлечёмся. Я буду читать стихотворение, вы внимательно слушайте, а если я допущу ошибку, хлопайте в ладоши.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…

Прилетели птицы: голуби, куницы…

Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…

Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди, скворцы. Все вы молодцы!

5 станция «Экологические знаки».

Бом-бом-бом-бом! Начинается погром!

Выезжаем на природу, сколько здесь в лесу народу!

Здесь костёр и там костёр…Банки, склянки, всякий сор…

Представьте, что вы оказались на берегу озера или в лесу. Перед вами огромное количество разбросанного мусора. А ведь в лесу живут животные, и это наносит им вред.

Перед вами экологические знаки. Подумайте, что они могут означать. Подберите к каждому знаку название. Я даю вам на это 2 минуты.

(дети проводят защиту знаков)

Итоги 5-го конкурса.

6 станция «Отгадай-ка»

На этой станции вас ожидает кроссворд. Если вы разгадаете его правильно, в выделенных клетках по горизонтали сможете прочесть его название.

(кроссворд взят из журнала «Начальная школа» № 1-2004 год с. 72-73)

Итоги 6-го конкурса.

Итоги викторины. Награждение.

Дорогие ребята, я рада, что вы приняли участие в этой викторине. В ней нет проигравших, только победители. Все вы много знаете о природе и понимаете, как важно, чтобы каждый человек относился к ней бережно.

Спасибо за участие!

Сценарий игры - викторины по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Игровое познавательное развлечение в детском саду

Описание материала : предлагаю вам конспект игры-викторины для детей старшего возраста по теме «В гостях у природы». Данный материал будет полезен воспитателям старших групп. Этот конспект составлен со всеми требованиями по ФГТ. Соблюдается интеграция образовательных областей. Данное мероприятие можно провести как обобщение пройденного материала, а также приурочить к международному дню Земли - 22 апреля.

Задачи:

1. Способствовать углублению и обобщению представлений детей о лесе и его обитателях, о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных.

2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение слушать друг друга, дополнять ответы товарища, уточнять их, доказывать свое мнение, рассуждать, логически мыслить.

3. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лесу.

Предварительная работа : дидактические игры «Что лишнее», «Экологические цепочки»; рассматривание иллюстраций блока «Живая природа», «Неживая природа», чтение рассказов о животных, просмотр видеофильмов о природе серии ВВС, наблюдения на прогулке, разучивание стихотворений о природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, 2 нарисованных рюкзака с прорезями для карточек, 2 набора предметных картинок для конкурса «Собери рюкзак», 2 набора картинок с изображением растений, животных, птиц, насекомых для конкурса «Пищевые цепочки», 2 набора картинок с изображением животных для конкура «Бегают, летают, плавают», 6 карточек с ребусами, 2 набора знаков (экологических и дорожных), рукавицы на каждого играющего ребенка, 2 корзинки, шишки, фонограмма для игры «Мишки и шишки» эмблемы для команд, грамоты и призы.

Интеграция образовательных областей : «Познание» (ФЭП), «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».

Ход игры - викторины

Ведущий . Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня мы собрались с вами на викторину «В гостях у природы». Позвольте вам представить жюри, которое будет оценивать ваши ответы.

Ведущий. Природа - наше богатство. Сберечь это богатство для последующих поколений - наша задача и наш долг.

Вспомним слова писателя Михаила Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». (идет демонстрация слайдов леса, гор, степей, рыб, птиц, животных)

Ребенок читает стихотворение (А. Карим)

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

Ведущий . Сегодня мы будем путешествовать по экологическим станциям.

Но для начала команды поприветствуют друг друга.

(каждая команда сообщает свое название и девиз)

Станция 1 «Собери рюкзак»

Ведущий. Поход, костер, палатка - разве это не прекрасно. Но туристами быть непросто: надо много знать и уметь. А вы умеете укладывать рюкзак и собирать в поход только самые необходимые вещи? Это сейчас мы и проверим. Вам надо посовещаться с членами команды и выбрать необходимые предметы для похода, и уложить и в ваш рюкзак.

(обеим командам раздаются картинки различных предметов: полотенце, кружка, чашка, телефон, ложка, будильник, спальник, мыло, книга, компас, зубная щетка, коньки, хлеб, утюг, ролики, конфеты, консервы, зонтик, телевизор, теннисные ракетки, спички, котелок.)

Мы в поход сейчас пойдем,

Всех друзей с собой возьмем.

Рюкзаки и фляжки взяли,

По тропинке побежали.

Мы ногой два раза топнем,

Громко все в ладоши хлопнем.

Как листочки, покружились,

Чтоб в лесу мы очутились.

Вот так чудо из чудес:

Мы попали с вами в лес! (слайд с лесом)

Станция 2 «Объясни пословицу»

Ведущий зачитывает каждой команде по одной пословице, дает время на обдумывание и просит объяснить ее содержание.

1. По лесу ходи - под ноги гляди.

2. Дерево держится корнями, а человек - друзьями.

Станция 3 «Пищевые цепочки»

Ведущий. Ребята, что нужно животным для жизнеобеспечения? Правильно им нужна пища. Кто чем питается?

Вам предложены картинки с изображением растений, животных, птиц, насекомых. Нужно соотнести животных с их пищей. Вам надо на доске с помощью магнитов, стрелок составить пищевые цепочки. Победит та команда, которая составит больше таких цепочек и конечно же без ошибок.

Станция 4 «Четвертый лишний»

Ведущий . Вот мы с вами и на четвертой станции. На экране будет четыре картинки с растениями, животными, насекомыми. Вам надо будет выбрать лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

Последовательность размещения слайдов:

для 1 команды Клен, рябина, ель, тюльпан

для 2 команды Береза, дуб, шиповник, тополь

для 1 команды Заяц, кот, корова, собака

для 2 команды Бельчонок, зайчонок, медведица, лисенок

для 1 команды Яблоко, груша, смородина, апельсин

для 2 команды Малина, брусника, смородина, лимон

для 1 команды Таракан, муха, пчела, майский жук

для 2 команды Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка

Станция 5 «Мишки и шишки»

Ведущий. Сейчас вы станете медведями. Для этого наденьте рукавицы. Каждой команде нужно собрать как можно больше шишек разбросанных по лесу, в свою корзину. (дети обеих команд под музыку собирают шишки).

Станция 6 «Бегают, летают, плавают»

Ведущий. Вам нужно распределить нарисованных на карточках животных в группы по способу их передвижения: бегают, прыгают, летают, плавают.

Участники команд по очереди выходят к доске, выбирают по одному животному и определяют, к какой группе оно относится. Побеждает та команда, которая сделает это быстро и правильно.

Станция 7 «Экологические ребусы»

Ведущий. Каждой команде нужно отгадать по три ребуса о животных.

(ведущий выдает по три карточки с ребусами каждой команде)

Станция 8 «Экологические знаки»

Ведущий . Посмотрите, ребята, сколько мусора оставляют после себя отдыхающие люди (слайд с мусором в лесу). А ведь в лесу живут животные, и это наносит им непоправимый вред. Как вы думаете, какой? (ведущий выслушивает высказывания детей).

Перед каждой командой лежат разные знаки (экологические знаки, знаки дорожного движения). Вам нужно командой посоветоваться и выбрать экологические знаки, придумать им названия и объяснить, почему вы придумали именно такое, а не другое название.

Ведущий. Ну, вот дорогие друзья и подошло к завершению наше путешествие по станциям. Пока жюри подводит итоги, послушайте стихотворения, которые приготовили ребята.

Ребенок 1

Ты, дружок,

Смотри не подкачай!

Правдивым быть

И добрым обещай!

Не обижать ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка,

Люби цветы, леса,

Простор полей -

Все, что зовется

Родиной твоей.

Ребенок 2

Любите родную природу-

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

Ребенок 3

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Подведение итогов. Награждение.

Ведущий . Дорогие ребята! Я рада, что вы все приняли участие в этой игре. Есть у нас победители, но проигравших нет. Вы все много знаете о природе и поняли, как важно бережно относится к ней.

Цели: активизировать и обогащать умения родителей, осуществлять экологическое воспитание детей – любовь к природе; создать атмосферу общности интересов детей и взрослых. Закрепить знания детей о временах года, насекомых, растениях, животных, воспитывать, активизировать различные способности, навыки и умения детей.
Форма проведения: развлекательно — познавательная викторина, с участием родителей.
Оборудование: стенд «Юный эколог», игрушка «Пчелка», карточки с точечным изображением бабочки, картинки «времена года», сигнальные карточки, плакат «Домашние животные», ложки, мячики, кубики, картинки экологического содержания, волшебный сундучок, конверт,«гостинцы от лесных жителей», удостоверения клуба «Юный эколог».
Ход: Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня мы с вами собрались, чтобы сове6ршить увлекательное путешествие в великолепный мир природы!
— Все наши ребята очень любят природу, и всегда будут защищать ее и охранять! Правда, ребята?
— Но для того, чтобы быть настоящим экологом, необходимо много знать и уметь! А на нашем мероприятии «В гостях у природы» мы закрепим наши знания и умения. Сегодня, мы с вами будем много трудиться, учиться и конечно, играть, для того, чтобы стать настоящими членами клуба «Юный эколог». Согласны?
— Ребята, скажите какое время года сейчас у нас?
Дети: — Весна!
— Вы любите это время года?
–Да!
-Давайте назовем приметы весны. (тает снег, прилетают птицы, распускаются листья, солнце сильно греет, травка зеленеет)
· Конкурс «Проверь себя» (отгадай время года по картинке)
— Давайте с вами расскажем «Весне», как мы ее любим и ждем в гости!
· Стихотворение «Песня о весне» Я. Колоса
— Уходи, мороз косматый
Слышишь, старый, или нет?
И над садом, и над хатой
Голубой, весенний свет.
Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
Он лучистый, серебристый,
Он сверкает и дрожит,
А другой, такой же чистый
Рядом весело бежит.
Ты не слышишь, дед сердитый
Как в заоблачной дали
Над землей, дождем умытой,
Закричали журавли.
А зима сдала, осела –
Хватит ей озорничать.
Выходи, ребята, смело,
Песни петь, весну встречать!
— Ребята, если бы вы рисовали весну, какую краску вы бы взяли? (красную,
Зеленую, желтую…)
— А сейчас я вам предлагаю поиграть в весенние слова. Я назову слова, а вы отгадаете о чем я говорю.
· Игра «Весенние слова»
1). – Голубое, ясное, чистое, весеннее, высокое, безоблачное (небо)
2). – Яркое, золотое, теплое, ласковое (солнце)
3). – Холодный, снежный, весенний, солнечный, погожий (день)
— Молодцы, справились с заданием!

— Скажите, ребята, вы любите ходить в лес?

— А вы знаете как правильно вести себя на природе?

— Ну что давайте проверим?

· Игровое упражнение «Как вести себя в природе». (объяснить значение символов на стенде)

— Ребята, а вы знаете, кто живет в лесу? (животные, птицы, насекомые)

— А какие насекомых вы знаете? (бабочки, мухи, пчелы…)

— Давайте мы с вами превратимся в пчел и поиграем.

· Стихотворение «Трудолюбивая пчелка»

(по методике «расскажи стихи руками)

1). Пчелка трудится весь день (обрисовывают круг руками)

2). И работать ей не лень (покачивают пальцем)

3). От цветка летит к цветку, (взмахивание руками)

4). Клеит на брюшко пыльцу (круговые движения по животу)

5). Хоботком нектар сосет (рука вперед и вниз)
6). За день много соберет («раскрывают пальцы)

7). Унесет нектар тот в улей (обрисовывают улей)

8). И назад вернется пулей (резко выбрасывают указательный палец)

9). В сотах утрамбует мед (топают ногами)
10). Скоро ведь зима придет (ежатся)

11). Будет пчелкам чем питаться (имитирующие движения ложки)

12). Летом нужно всем стараться! (указательный палец вверх)

— А теперь у меня для вас задание: на карточках нарисованы точки, если вы их правильно соедините — то получится изображение, которое вы должны назвать. Победит тот, у кого линии будут самые плавные и аккуратные.

· Конкурс «Соедени точки – получи картинку»

· Конкурс для родителей

— Уважаемые родители, дети очень постарались и нарисовали весенние рисунки. Ваша задача определить, где рисунок вашего ребенка! Заодно узнаем, насколько вы хорошо знаете, как рисуют ваши дети!

· Задание на смекалку (раздаются сигнальные карточки: красная — да, зеленая — нет)

1. Ваня ходил в лес набрал целую корзину грибов: рыжиков, маслят, подберезовиков, мухоморов, опят. Вкусный ли будет суп? (нет)

2. Как называется книга, в которую занесены редкие животные — поднимите карточку этого цвета. (красная)

3. Может ли барсук залезть за шишками на сук? (нет)

4. Может ли тюлень на боку лежать весь день? (да)

5. Может ли медведь зимой пополнеть (нет)

6. Может ли синица на крыше поселиться? (да)

· «Собери картинку»

(Совместное задание для детей и их родителей)

«В гости к весне».

«Впереди лето».

Побеждает та команда, которая первой соберет картинку.

— А теперь, попрошу я вас, ребятки, отгадать мои загадки.

Вот иголки и булавки

Выползают из под лавки

На меня они глядят

Молока они хотят (еж)

Кто на дереве сидит,

Дырку в дереве долбит

Насекомых достает,

Этим целый день живет (дятел)

В лесу у пня

Суета, беготня:

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Из лесного сора

Строит себе город (Муравьи)

Летом в пруду и болоте

Вы ее, друзья, найдете

Зеленая квакушка-

Это, конечно…(лягушка)

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все…(солнце)

Молодцы вы все, ребятки,

Отгадали все загадки.

А в игре вы, малыши!

Тоже были хороши!

· Конкурс «Домашние животные и их малыши»

(Назвать на плакате изображенных животных и их малышей)

· Конкурс «Накорми своих птенцов»

(Ребенок должен донести в ложке, на вытянутой руке маленький мячик, преодолевая преграды (кубики).

— Ребята, вы любите животных?

— Мы животных очень любим,

Их не будем обижать,

И про них сегодня дружно

Ребята, а вы знаете стихотворения о природе, о животных или птицах?

· Чтение стихотворений о природе.

Милая певунья, ласточка родная,

К нам домой вернулась из чужого края.

Под окошком вьется с песенкой живою:

«Я весну и солнце принесла с собою…»

Краснеют на солнце сосен стволы,

Разносится всюду запах смолы;

А ландышей белых кисти висят;

Как тонок и нежен их аромат.

По лесу иду я, песню пою,

И слушают сосны песню мою.

Сквозь ветви густые солнце глядит;

Зяблик в ответ мне песней звенит…

Вешний цветик в травке новой щурит ласковый глазок.

Сел щегленок на кленовый зеленеющий сучок.

Любо птичке желтогрудой: в ясном блеске вышина,

Светит солнце, радость всюду,-Здравствуй, милая весна!

Я нашла в саду котёнка.

Он мяукал тонко-тонко,

Он мяукал и дрожал.

Может быть, его побили,

Или в дом пустить забыли,

Или сам он убежал?

День с утро стоял ненастный,

Лужи серые везде…

Так и быть зверёк несчастный,

Помогу твоей беде!

Я взяла его домой,

Накормила досыта…

Скоро стал котёнок мой

Загляденье просто!

Шерсть — как бархат,

Хвост — трубой…

До чего ж хорош собой!

Мелькают крылья ласточки

На солнце серебром;

Луга цветами убраны,

Леса шумят кругом.

Как солнцу рады ласточки,

Как высоко взвились!

Звенит их криком радостным

Вся голубая высь.

Поля кругом раскинулись,-

Конца им не видать.

Рожь поднялась, волнуется,-

Простор и благодать

Молодцы, ребята, замечательные стихи

· Игра –«Птицы»(Условия: названия птицы – хлопать в ладоши.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Прилетели птицы

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи.

Прилетели птицы

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки

Даже совы — сплюшки.

Молодцы, очень внимательные!

· Пантомима «Изобрази животное или птицу»

1. Пингвин

2. Медведь

4. Бабочка

— Ну что ж наше мероприятие подходит к концу, давайте подведем итоги!

Мы сегодня с вами вспомнили как правильно вести себя в лесу! Вспомнили приметы весны, увидели трудолюбивых пчелок, научились собирать тематические картинки, отгадали много загадок, побывали в роли птиц – накормили птенцов, рассказывали стихотворения о природе. В следствии проделанной нами работы, считаю присвоить каждому из вас звание — почетного члена клуба « Юный эколог» и вручить удостоверения, которые обязывают вас, ребята, быть настоящими защитниками природы!

Стук в дверь. (Сюрпризный момент. Вносят волшебный сундучок)

— Ребята, что это? Да тут письмо…,от кого это?

— «С благодарностью от лесных жителей. Гостинцы и мультфильмы – для ребят!»

Ну как, принимаете угощение от лесных жителей?!

Тогда кушайте гостинцы и идите смотреть мультфильмы!

Мероприятие окончено!

Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 21st Декабрь, 2014
Вы находитесь: