Январь 1945-го. Пенемюнде угрожают советские войска. Фон Браун покидает ракетный центр и укрывается на альпийском лыжном курорте, где в начале мая появляются его долгожданные спасители – американцы. К сдаче американцам фон Браун готовился заранее. Накануне эвакуации из Пенемюнде он собрал всех своих инженеров и обратился к ним с просьбой определиться в вопросе о сдаче в плен. По понятным причинам фон Браун и его конструкторы не желали сдаваться советской армии. Они прекрасно знали о зверствах фашистов на русской земле и боялись мести. Поэтому сотрудники фон Брауна приняли решение сдаться американцам.

В один из первых майских дней 1945 года, заметив американского солдата, брат и коллега Вернера фон Брауна Магнус догнал его на велосипеде и обратился на ломаном английском:

«Я Магнус фон Браун. Мой брат – изобретатель Фау-2. Мы бы хотели сдаться».

Сохранился близкий фрагмент интервью Вернера фон Брауна, которое он дал после своего пленения: «Нам известно, что факт создания нами нового ставит нам перед моральным выбором, какой победившей нации мы передадим наше детище. Этот вопрос стоит перед нами острее, чем когда бы то ни было ранее. Мы не хотим, чтобы мир оказался вовлечённым в очередной конфликт. Мы считаем, что передав наше новое оружие
людям, живущим по библейским законам, мы будем уверены, что мир защищён». («Люди, живущие по библейским законам» через несколько месяцев после этого интервью фон Брауна сбросили на Хиросому и Нагасаки атомные заряды. Жертвами двух бомбардировок стали более 250 000 человек. По оценкам подавляющего большинства военных аналитиков, бомбардировка не имела никакого значения в плане завершения разгрома Японии. Бывший нацистский конструктор фон Браун, впрочем, не имел к этому никакого отношения. – Прим. автора).

Вторая мировая война плавно перетекала в войну Холодную. И, поскольку мировая ракетная гонка уже была объявлена нацисткой Германией, а вместе с нею началась и охота за ракетными и ядерными секретами, американцы не стали медлить и уже летом 1945 года перевели группу фон Брауна с ракетами, комплектующими и документацией в Форт Блисс (штат Техас), расположенный в непосредственной близости от ракетного полигона Уайт Сэндз в соседнем штате Нью Мексико. Именно эти места следует считать колыбелью американской ракетной программы.

В течение последующих 15 лет Вернер фон Браун работал в вооружённых силах Соединенных Штатов, создавая управляемые баллистические ракеты V-2, он следил за их запусками на испытательном полигоне Уайт Сэндз в рамках проекта «Гермес» (Hermes), который стартовал менее чем через год после пленения фон Брауна – 16 апреля 1946 г.

В 1950 году конструкторская группа фон Брауна была переведена в арсенал Redstone близ Хантсвилла (штат Алабама) (такое же название носит одна из ракет фон Брауна). Здесь специалисты начали строительство армейской баллистической ракеты Юпитер-С (Jupiter) на базе баллистической «Редстоун».
В 1955 году фон Браун получил гражданство США, а до этой поры конструктор не был представлен широкой общественности, постоянно находясь под наблюдением сотрудников спецслужб.

1960 год стал очередной поворотной датой в судьбе конструктора. Ракетный центр фон Брауна был передан в ведение Управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, NASA и сразу же получил заказ на строительство ракет «Сатурн» (Saturn). Карьера фон Браун продолжала своё стремительное восхождение. Он был назначен первым директором Центра космических полетов (Marshall Space Flight Center) NASA, а также был утверждён в должности главного конструктора ракеты «Сатурн-5» (Saturn V). Именно эта ракета-носитель предназначалась для осуществления пилотируемых полетов на Луну в рамках программы «Аполлон». Кроме того, фон Браун руководил работами над искусственными спутниками Земли «Эксплорер» и корабля «Аполлон».

Бывший нацистский конструктор фон Браун, не пожелавший сдаться СССР, стал одним из ведущих исследователей космического пространства в Соединенных Штатах. Кульминацией карьеры Вернера фон Брауна стал 1972 год, когда его назначили заместителем директора NASA и управляющим космодромом на мысе Канаверал. Однако в этом же году экономика США испытала спад, что стало одной из причин сворачивания лунной программы. Космическому мечтателю, фанату исследования Космоса фон Брауну предложили заняться более выгодными с экономической и военной точек зрения программами запуском технических и разведывательных спутников. По-видимому, конструктор не нашёл общего языка с вышестоящим руководством и был отправлен в отставку. Лунная программа была свёрнута, а о полётах космических кораблей к Марсу – давней цели фон Брауна – человечество продолжает мечтать и по сей день.

Последней должностью фон Брауна был пост вице-президента компании Fairchild Space Industries, которая производила аэрокосмическую технику.
В 1973 году Вернер фон Браун перенёс операцию по удалению раковой опухоли. Однако в 1974 году он ещё продолжал работу над проектом спутника, а всё свободное время отдавал полётам на планере. Но болезнь и старость взяли своё, и в июне 1977 года «ракетный барон» Вернер фон Браун умер.

Научные награды:

Национальная научная медаль США

После Первой мировой войны Вирзиц был передан Польше, а его семья, подобно многим другим немецким семьям, выехала в Германию. Фон Брауны осели в Берлине, где 12-летний Вернер, вдохновлённый рекордами скорости Макса Валье и Фрица фон Опеля, осуществлёнными на автомобилях с ракетными двигателями , вызвал большое смятение на переполненной улице, взорвав игрушечный автомобиль, к которому прикрепил множество петард. Маленького изобретателя забрали в полицию и держали там, пока его отец не пришёл за ним в участок.

Фон Браун был музыкантом-любителем, получил соответствующее образование, мог по памяти играть произведения Баха и Бетховена . Он с раннего возраста научился играть на скрипке и фортепиано и первоначально мечтал стать композитором. Он брал уроки у Пауля Хиндемита , знаменитого немецкого композитора. Сохранилось несколько юношеских сочинений фон Брауна, и все они напоминают произведения Хиндемита.

В 1944 году, незадолго до того, как нацисты начали бомбардировать Англию при помощи Фау-2 , Годдард подтвердил, что фон Браун воспользовался его работами. Опытный образец Фау-2 улетел в Швецию и разбился там. Кое-какие части от ракеты были переправлены в США, в лабораторию в Аннаполисе , где Годдард проводил исследования для ВМФ Штатов. Видимо, Годдард исследовал обломки ракеты, которая 13 июня 1944 года в результате технической ошибки персонала ушла на неверный курс и разбилась неподалёку от шведского городка Беккебу. Правительство Швеции обменяло обломки неизвестной ракеты англичанам на истребители Спитфайр . В Аннаполис попала только какая-то часть обломков. Годдард опознал те детали ракеты, изобретателем которых он являлся, и сделал вывод, что плод его трудов превратили в оружие.

С момента, когда Общество космических путешествий VFR прекратило в 1933 году свою работу, в Германии не осталось объединений ракетчиков, а новый нацистский режим запретил гражданские опыты по ракетостроению. Ракеты позволялось строить только военным, и для их нужд был построен огромный ракетный центр (нем. Heeresversuchsanstalt Peenemünde ) в деревне Пенемюнде на севере Германии, на Балтийском море . Это место было выбрано отчасти по рекомендации матери фон Брауна, вспомнившей, что её отец любил в тех местах охотиться на уток. Дорнбергер стал военным руководителем полигона, а Браун - техническим директором. В сотрудничестве с люфтваффе центр в Пенемюнде разрабатывал ракетные двигатели на жидком топливе , а также реактивные ускорители взлёта для самолётов. Также там разрабатывали баллистическую ракету дальнего радиуса A-4 и сверхзвуковую зенитную ракету «Вассерфаль» .

После войны, объясняя, почему он стал членом НСДАП, Браун писал:

«От меня официально потребовали вступить в национал-социалистическую партию . В то время (1937 год) я уже был техническим директором военного ракетного центра в Пенемюнде… Мой отказ вступить в партию означал бы, что я должен отказаться от дела всей моей жизни. Поэтому я решил вступить. Моё членство в партии не означало для меня участие в какой-либо политической деятельности… Весной 1940 года ко мне в Пенемюнде приехал штандартенфюрер СС Мюллер и сообщил мне, что рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер прислал его с приказом убедить меня присоединиться к СС. Я немедленно позвонил своему военному начальнику… генерал-майору В. Дорнбергеру . Он мне ответил, что… если я желаю продолжить нашу совместную работу, то у меня нет другого выбора, кроме как согласиться.»

Это утверждение Брауна часто оспаривается, потому что в 1940 году Ваффен-СС ещё не выказывало никакого интереса к работам, проводившимся в Пенемюнде. И также спорно утверждение, что якобы на персон аналогичного фон Брауну положения давили с целью вступления в НСДАП, оставив в покое членство в СС. Когда показали фото Брауна, стоящего позади Гиммлера в униформе СС, Браун якобы ответил, что надел форму только для того случая, но в 2002 году бывший офицер СС в Пенемюнде рассказал Би-би-Си, что фон Браун регулярно появлялся на официальных мероприятиях в эсэсовской форме; следует отметить, что это было обязательным требованием. Вначале ему присвоили чин унтерштурмфюрера , впоследствии Гиммлер три раза повышал его в звании, в последний раз в июне 1943 года до штурмбаннфюрера СС. Браун заявлял, что это было якобы автоматическим повышением, уведомление о котором он получал каждый год по почте.

К тому времени английские и советские разведывательные службы были осведомлены о ракетной программе и команде разработчиков в Пенемюнде. В ночь с 17 на 18 августа 1943 года английская бомбардировочная авиация провела операцию Гидра. 596 самолётов взяли курс на Пенемюнде и сбросили на ракетный центр 1800 тонн бомб. Тем не менее, уцелел и сам центр, и основная группа разработчиков. Но в ходе рейда погибли конструктор двигателя Вальтер Тиль (Walter Thiel) и главный инженер Вальтер (Walther), что задержало ход немецкой ракетной программы.

Первая боевая A-4, в целях пропаганды переименованная в V-2 (Vergeltungswaffe 2 - «Оружие возмездия 2»), была выпущена по Великобритании 7 сентября 1944 года, спустя всего 21 месяц после того, как проект был официально принят.

Проводившиеся в то же время эксперименты Гельмута Вальтера с ракетами на пероксиде водорода привели к созданию лёгких и простых реактивных двигателей Вальтера , удобных и для установки на самолёт. Фирме Гельмута Вальтера в Киле рейхсминистерство авиации также поручило создать ракетный двигатель для He 112. И в Нойхарденберге испытания прошли два разных ракетных двигателя: двигатель фон Брауна на этиловом спирте и жидком кислороде и двигатель Вальтера на пероксиде водорода и перманганате кальция в качестве катализатора . В двигателе фон Брауна реактивная струя создавалась в результате непосредственного сжигания топлива, а в двигателе Вальтера использовалась химическая реакция, при которой возникал раскалённый пар. Оба двигателя создавали тягу и обеспечивали высокую скорость. Последующие полёты на He 112 происходили на двигателе Вальтера. Он был более надёжным, проще в управлении и представлял меньшую опасность как для лётчика, так и для самолёта.

Использование рабского труда

15 августа 1944 года Браун написал письмо Альбину Саватцки (Albin Sawatzki), руководившему производством V-2, в котором соглашался лично отобрать работников из концлагеря Бухенвальд , которые, как он якобы признал в некоем интервью 25 лет спустя, находились в «ужасном состоянии».

В книге «Вернер фон Браун: рыцарь космоса» (англ. Wernher von Braun: Crusader for Space ) Браун неоднократно утверждает, что он находился в курсе по поводу условий работников, но чувствовал себя абсолютно неспособным изменить их. Его друг приводит слова фон Брауна по визиту в Миттельверк:

Это было жутко. Моим первым побуждением было поговорить с одним из охранников СС, на что я услышал резкий ответ, что мне надлежит заниматься своим делом или я рискую оказаться в такой же полосатой тюремной робе!… Я понял, что любая попытка сослаться на принципы гуманности будет совершенно бесполезной.

Стр. 44 английского издания

Когда участника команды Брауна Конрада Данненберга в интервью «The Huntsville Times» спросили, мог ли фон Браун протестовать против ужасных условий содержания подневольных работников, он ответил: «Если бы он это сделал, то, я думаю, его могли расстрелять на месте».

Другие обвиняли фон Брауна в том, что тот принимал участие в бесчеловечном обращении или позволении такого отношения. Ги Моран (Guy Morand), французский участник Сопротивления, бывший пленником в концлагере Дора, в 1995 году засвидетельствовал, что после явной попытки саботажа:

Даже не заслушав мои объяснения, (фон Браун) приказал Майстеру (Meister) дать мне 25 ударов… Затем, решив, что удары не были достаточно сильны, он приказал, чтобы меня выпороли более жестоко… фон Браун приказал перевести мне, что я заслуживаю худшего, что на самом деле я заслужил, чтобы меня повесили… Я считаю, что его жестокость, жертвой которой я стал лично, стала красноречивым свидетельством его нацистского фанатизма.

Biddle, Wayne. Dark Side of the Moon (W.W. Norton, 2009) pp. 124-125.

Другой французский заключённый Робер Казабон (Robert Cazabonne) утверждал, что был свидетелем, как фон Браун стоял и смотрел, как заключённых вешали на цепях подъёмников. Сам Браун заявлял, что он «никогда не видел никакого жестокого обращения или убийств» и только «доносились слухи…, что некоторые из заключённых были повешены в подземных галереях».

Арест и освобождение при нацистах

По данным французского историка Андре Селье, прошедшего через концлагерь Дора-Миттельбау , Гиммлер в феврале 1944 года принял фон Брауна в своей штаб-квартире Гохвальд в Восточной Пруссии . Чтобы усилить свои позиции в иерархии нацистской власти, Генрих Гиммлер устроил заговор, чтобы при помощи Каммлера взять в свои руки контроль над всеми немецкими программами по вооружениям, включая разработку Фау-2 в Пенемюнде . Поэтому Гиммлер посоветовал Брауну более тесно сотрудничать с Каммлером в решении проблем Фау-2. Однако, как утверждал сам фон Браун, он ответил, что проблемы с Фау-2 чисто технические и он уверен, что решит их с помощью Дорнбергера .

По всей видимости, фон Браун с октября 1943 года состоял под надзором СД . Однажды был получен отчёт о том, как он и его коллеги Клаус Ридель и Гельмут Греттруп вечером дома у инженера высказывали сожаление, что они не работают над космическим кораблём и все они полагают, что война не идёт хорошо. Это расценивалось как «пораженческие настроения». Об этих высказываниях доложила молодая женщина-стоматолог, бывшая одновременно агентом СС . Вместе с ложными обвинениями Гиммлера о симпатии фон Брауна коммунистам и о якобы его попытках саботажа программы Фау-2, и принимая во внимание, что Браун имел диплом лётчика и регулярно летал на предоставленном государством самолёте и, таким образом, мог убежать в Англию - всё это стало причиной ареста фон Брауна гестапо .

Не ожидавший ничего плохого Браун был арестован 14 или 15 марта 1944 года и был брошен в тюрьму гестапо в Штеттине . Там он провёл две недели, не зная, в чём его обвиняют. Только с помощью абвера в Берлине Дорнбергер сумел добиться условного освобождения фон Брауна, а Альберт Шпеер , рейхсминистр вооружений и военной промышленности, убедил Гитлера восстановить Брауна в должности, чтобы программа «Фау-2» могла продолжаться. Шпеер, цитируя в своих мемуарах «Führerprotokoll» (протоколы заседаний Гитлера) от 13 мая 1944 года, пишет, что Гитлер сказал в заключение беседы: «Что касается Б., я вам гарантирую, что он будет освобождён от преследования до тех пор, пока он будет вам необходим, несмотря на общие затруднения, которые могут последовать».

Сдача в плен американцам

В марте, будучи в деловой поездке, Браун сломал левую руку и плечо из-за того, что его шофёр уснул за рулём. Перелом оказался осложненным, но Браун настоял, чтобы ему наложили гипсовую повязку и он мог бы больше не оставаться в больнице. Конструктор недооценил травму, кость стала сращиваться неправильно, месяц спустя ему пришлось снова лечь в больницу, где ему снова сломали руку и наложили повязку по новой.

В апреле войска союзников проникли достаточно глубоко в Германию. Каммлер приказал научной команде сесть на поезд и отправиться в Обераммергау в Баварских Альпах . Здесь они находились под тщательной охраной СС, которой было приказано ликвидировать всех ракетчиков при угрозе попадания их к врагу. Однако фон Браун сумел убедить майора СС Куммера рассредоточить группу по ближайшим деревням, чтобы не стать лёгкой мишенью для американских бомбардировщиков.

2 мая 1945 года, заметив американского солдата из 44 пехотной дивизии, брат Вернера и по совместительству его коллега инженер-ракетчик Магнус догнал его на велосипеде и сказал ему на ломаном английском: «Меня зовут Магнус фон Браун. Мой брат изобрёл Фау-2. Мы хотим сдаться». После пленения Браун сказал прессе:

«Мы знаем, что мы создали новое средство ведения войны и теперь моральный выбор - какой нации, какому победившему народу мы хотим доверить наше детище - стоит перед нами острее, чем когда-либо прежде. Мы хотим, чтобы мир не оказался бы вовлечённым в конфликт, подобный тому, через который только что прошла Германия. Мы полагаем, что только передав такое оружие тем людям, которых наставляет на путь Библия, мы можем быть уверены, что мир защищён наилучшим образом».

Высшие чины командования США хорошо знали, сколь ценная добыча попалась им в руки: фамилия фон Брауна возглавляла «Чёрный список» - кодовое наименование перечня немецких учёных и инженеров из числа тех, кого американские военные эксперты хотели бы допросить как можно скорее. 19 июля 1945 года, за два дня до запланированной передачи территории в зону советской оккупации, майор американской армии Роберт Б. Стэвер, шеф отдела реактивного движения Исследовательской и разведывательной службы Артиллерийского корпуса армии США в Лондоне и подполковник Р. Л. Уильямс посадили фон Брауна и руководителей его отделов в джип и доставили из Гармиша в Мюнхен . Затем группу перевезли по воздуху в Нордхаузен , а на следующий день - на 60 км юго-западнее, в городок Витценхаузен , находившийся в американской зоне оккупации. Фон Браун ненадолго задержался в центре допросов «Дастбин» (англ. Dustbin , «Мусорный ящик»), где представителей элиты Третьего рейха в области экономики, науки и техники допрашивали английские и американские разведслужбы. Изначально он был завербован для работы в США по программе Операция «Беспросветность» (англ. Operation Overcast ), позднее ставшей известной под названием Операция «Скрепка» .

Карьера в США

Армия США

Послевоенное время

Память

Ссылки

  • ВЕРНЕР фон БРАУН (1912-1977). Исторический справочник.
  • Тёмная сторона Вернера фон Брауна. Новые факты биографии.

См. также

Примечания

  1. Recollections of Childhood: Early Experiences in Rocketry as Told by Werner Von Braun 1963 . MSFC History Office . NASA Marshall Space Flight Center. Архивировано
  2. Oberth-museum.org
  3. Astronautix.com
  4. Neufeld, Michael J. Von Braun: Dreamer of Space, Engineer of War (Knopf, 2007) p. 61.
  5. Konstruktive, theoretische und experimentelle Beiträge zu dem Problem der Flüssigkeitsrakete. Raketentechnik und Raumfahrtforschung , Sonderheft 1 (1960), Stuttgart, Germany.
  6. Шаблон:ScienceWorldBiography
  7. The Man Who Opened the Door to Space . Popular Science May, 1959 . Архивировано из первоисточника 25 июня 2012.
  8. The Nazi Rocketeers, From Dreams of Space to Crimes of War pp 58. (See extensive bibliography)
  9. Dr. Space, the Life of Wernher von Braun pp 35
  10. Dr. Space, the Life of Wernher von Braun pp 36
  11. Mr. Space pp 35. Wernher von Braun in SS uniform . The Reformation Online . Архивировано из первоисточника 1 июня 2012.
  12. Speer, Albert (1969). Erinnerungen (p. 377). Verlag Ullstein GmbH, Frankfurt a.M. and Berlin, [ISBN 3-550-06074-2 ].
  13. Middlebrook Martin The Peenemünde Raid: The Night of 17–18 August 1943. - New York: Bobs-Merrill, 1982. - P. 222. - ISBN 0672527596
  14. Dornberger Walter V2--Der Schuss ins Weltall. - Esslingan: Bechtle Verlag, 1952 -- US translation V-2 Viking Press:New York, 1954. - P. 164.
  15. Warsitz, 2009, p. 30.
  16. Warsitz, Lutz: THE FIRST JET PILOT - The Story of German Test Pilot Erich Warsitz (p. 35), Pen and Sword Books Ltd., England, 2009, [ISBN 978-1-84415-818-8 ].
  17. Warsitz, 2009, p. 51.

Гений и злодейство.
Вернер фон Браун - один из основоположников современного ракетостроения, создатель первых баллистических ракет, член НСДАП с 1937 года и штурмбаннфюрер СС. После Второй мировой - ключевая фигура американской космонавтики. Физик и инженер-ракетчик, главный конструктор ракеты-носителя «Сатурн-5», которая в 1967 году вывела на орбиту космический корабль «Аполлон 11», доставивший экипаж на Луну.

1. Семья.
Барон (Freiherr ) Вернер Магнус Максимилиан фон Браун (Wernher Magnus Maximilian von Braun ) родился 23 марта 1912 года в городке Вирзиц (Wirsitz , ныне Wyrzysk, Польша) в Пруссии. Отец Магнус фон Браун занимал пост министра продовольствия и сельского хозяйства в правительстве Веймарской республики, мать, Эмми фон Квисторп, была родом из прусской королевской семьи. В 13 лет, на конфирмацию, именно мама подарила будущему великому ракетостроителю телескоп.
2. Ты вспомни, как всё начиналось.
Первый опыт в ракетостроении оказался не очень удачным - 12-летний Вернер, вдохновлённый рекордами скорости на автомобилях с ракетными двигателями Макса Валье и Фрица фон Опеля, взорвал игрушечный автомобиль, к которому прикрепил множество петард, на переполненной улице. Маленький изобретатель впервые был взят под стражу, его забрали в полицию и держали там, пока его отец не пришёл за ним в участок.

В 1930 году Вернер поступает в Берлинский технический университет, где присоединяется к группе «Общество космических путешествий» (Verein für Raumschiffahrt - «VfR»), принимает участие в испытаниях ракетного двигателя на жидком топливе, позже учится в Швейцарской высшей технической школе Цюриха. Его диссертация от 16 апреля 1934 года называется «Конструктивные, теоретические и экспериментальные подходы к проблеме создания ракеты на жидком топливе» и становится секретной по требованию Вермахта. В конце 1934 года группа под его руководством успешно запускает две ракеты, которые достигают высоты 2,2 и 3,5 километров. С 1937 по 1945 год фон Браун работает на ракетной базе Пенемюнде на берегу Балтийского моря, где участвует в создании так называемого «оружия возмездия».
3. Оружие возмездия.

«Фау-2», (V-2 — Vergeltungswaffe-2, оружие возмездия, другое название: А-4 — Aggregat-4 ) - одноступенчатая баллистическая ракета на жидком топливе. Запускалась вертикально, на активном участке траектории в действие вступала автономная гироскопическая система управления, оснащённая программным механизмом и приборами для измерения скорости. Максимальная скорость полёта — до 6120 км/ч, дальность полёта достигала 320 км, высота траектории — 100 км. Боевая часть вмещала до 800 кг аммотола. Средняя стоимость — 119 600 рейхсмарок.

Одним из наиболее революционных технологических решений, примененных на Фау-2, стала автоматическая система наведения, не требовавшая постоянной корректировки с земли, координаты цели вводились в бортовой аналоговый вычислитель перед запуском. Установленные на ракете гироскопы контролировали ее пространственное положение в течение всего полета и любое отклонение от заданной траектории выправлялось рулями на боковых стабилизаторах.

4. Боевая эффективность.
Оружие возмездия, на которое так уповал Гитлер, и которое должно было навести ужас на жителей Лондона и Антверпена, фактически было бесполезно. Ракета была серьёзно недоработана, а уровень тогдашних технологий не мог обеспечить приемлемой точности, из выпущенных ракет до цели долетала половина, да и та работала по принципу «на кого Бог пошлёт».

В Великобритании от ракетных ударов погибло 2724 человека, то есть каждая ракета, это дорогостоящее чудо немецкой инженерии, убивала по одному-два человека. Однако для гражданского населения ужас этих ракет заключался в другом: об их приближении не могли предупредить сирены воздушной тревоги, «Фау-2» поражали внезапно и являлись фактором деморализации.

На самом деле «Фау-2» нанесла ещё один ужасный урон - её главными жертвами стали те, кто её собирал. Пленные трудились на круглосуточно работавшей подземной фабрике «Миттельверк», многих узников, владевших необходимыми техническими навыками, например, сварщиков свозили из других лагерей. Условия существования узников были ужасающими: людей держали без солнечного света, в антисанитарии, они голодали и недосыпали.

Имелись случаи убийства пленных за попытку саботировать работы: по свидетельствам очевидцев, провинившихся демонстративно вешали на кранах сборочных линий и штурмбаннфюрер фон Браун был свидетелем этих казней.
5. Карьера в SS.

Сам Вернер фон Браун меньше всего походил на наивного простака, бравшего у нацистов деньги ради осуществления светлой мечты о космосе. Он был не только членом нацистской партии, он сделал карьеру в Ваффен СС от унтерштурмфюрера до штурмбаннфюрера (соответствует армейским званиям лейтенанта и майора), он прекрасно знал, что на заводе по изготовлению его ракет работают заключенные из концлагеря.

Он регулярно общался с высшим нацистским командованием, и не надо было большого ума, чтобы понять, на какой режим он работает. Именно фон Браун убедил Гитлера сосредоточить усилия на изготовлении ракеты «Фау-2» и тот факт, что в военном смысле эта ракета оказалась неэффективной, не освобождает её создателя от ответственности - после «Фау-2» в Пенемюнде начали разработку новой, более мощной ракеты, рассчитанной на поражение крупных объектов, но закончить проект просто не успели.

6. Операции «Скрепка».
Весной 1945 года фон Браун и его сотрудники решили сдаться в плен американцам. В июне 1945 года переезд самого шефа и его сотрудников в Америку был одобрен на уровне госсекретаря США, но до 1 октября 1945 года американской общественности ничего об этом известно не было. Спецслужбы «отмыли» фон Брауна от нацизма, он попал в число учёных, для которых Объединённое агентство по целям разведки США (Joint Intelligence Objectives Agency, JIOA ) создало фиктивные биографии и удалило упоминания о воинских званиях, членстве в НСДАП и о связях с нацистским режимом из открытых записей.

В итоге, фон Брауну, лично ответственному за обстрел Лондона, Антверпена, Парижа и гибели заключённых, вместо судебного разбирательства в качестве военного преступника, поручили возглавить американскую космическую программу.
7. Старт космической гонки.
Америке достался фон Браун, Советскому Союзу - сборочный завод «Миттельверк» и несколько уцелевших «Фау», правда без чертежей и расчётов. Как и американцы, русские ракетчики разобрали трофей до винтика и полностью скопировали. Это оказалось не просто, в стране для ракетостроения пришлось создавать современную техническую базу - к примеру, в конструкции «Фау» использовалось более 40 различных сортов резины, в то время как промышленность СССР производила только восемь.

Первая советская баллистическая ракета Р-1 была изменённой модификацией Фау-2, однако последующие Р-2 и Р-5 стали технологическим прорывом, а переработанная Р-7, двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета, стала носителем первых искусственных спутников Земли.
Причём тут фон Браун? Фундаментальные принципы, лежащие в основе ракетной техники, не претерпели существенных изменений за эти 70 лет. Конструкция всех ракетных двигателей остается той же, большинство из них работает на жидком топливе, а в бортовых системах управления по-прежнему применяются гироскопы - все эти решения были впервые внедрены на его разработках. Мы всё ещё продолжаем жить в эпоху «Фау-2».
8. Карьера в США.
После нескольких переездов фон Браун и оставшаяся часть его команды из Пенемюнде обосновались в Форт Блисс, штат Техас, на крупной базе американской армии к северу от Эль-Пасо. Работа продвигалась медленно, любое предложение, касающееся новых идей о ракетах, отвергалось: американцы считали каждый цент. С 1956 года Браун возглавил программу разработки межконтинентальной баллистической ракеты «Редстоун» и космических ракет на его основе — «Юпитер-С», «Юнона» и спутника «Эксплорер».

Толчком к ускорению работ и их финансированию послужил запуск Советским Союзом первого искуственного спутника, только после этого Браун получил разрешение на запуск «Юноны» - спутник попал в космос с опозданием в один год. Именно вариант ракетоносителя «Редстоун» был использован в 1961 г.оду для запуска в космос первого американского астронавта Алана Шепарда.

9. Награды не обошли выдающегося учёного.

А неплохо бы все награды разом смотрелись вместе, да ещё на чёрном мундире?
10. Аполитичный гений.

Когда стало ясно, что Америка может смести целый город одной-единственной бомбой,
некий ученый, обратившись к отцу, сказал: "Теперь наука познала грех".
И знаете, что он сказал? Он сказал: "Что такое грех?"

Курт Воннегут, "Колыбель для кошки"

Безусловно, Вернер фон Браун олицетворяет тот тип учёного, который напрочь лишён какого-либо подобия морали. Всё, что он делал, было успешным: можно бомбить Лондон или запускать людей на Луну - важен конечный результат. После войны он ни разу не выразил раскаяния по поводу своего участия в преступлениях нацистов - даже показного и формального. и тем не менее, на сайте американского Управления по космическим исследованиям НАСА ему дается такая характеристика: «Без всякого сомнения, Вернер фон Браун был величайшим в истории ученым в области ракетной физики».

Источники:
V2Rocket.com, Wernher von Braun:
http://www.v2rocket.com/start/chapters/vonbraun.html
"Фау-2: ракета Гитлера, положившая начало космической эре": http://www.bbc.co.uk/russian/science/2014/09/140915_vert_fut_nazis_space_age_rocket
"Фау-1": жужжащие бомбы Третьего Рейха против Британии: http://www.bbc.co.uk/russian/uk/2014/06/140609_v1_flying_bombs
Оригинал:

Вернер Магнус Максимилиан фрайхерр фон Браун (нем. Wernher Magnus Maximilian Freiherr von Braun ; 23 марта 1912, Вирзиц, провинция Позен, Пруссия — 16 июня 1977, Александрия, Виргиния, США) — немецкий, а с конца 1940-х годов — американский конструктор ракетно-космической техники, один из основоположников современного ракетостроения, создатель первых баллистических ракет. В США он считается «отцом» американской космической программы.

Вернер фон Браун родился в городе Вирзиц в провинции Позен тогдашней Германской империи (ныне — Выжиск в Польше). Он был вторым из трёх сыновей в семье, принадлежавшей к аристократическому роду, и унаследовал титул «фрайхерр» (соответствует баронскому). Его отец, Магнус фон Браун (1878—1972), был министром продовольствия и сельского хозяйства в правительстве Веймарской республики (см. Список министров продовольствия и сельского хозяйства Германии). У его матери, Эмми фон Квисторп (1886—1959), обе линии предков восходили к королевским семьям. У Вернера был младший брат, которого также назвали Магнус фон Браун. На конфирмацию мать подарила будущему ракетостроителю телескоп, что дало ему толчок к увлечению астрономией.

После Первой мировой войны Вирзиц был передан Польше, а его семья, подобно многим другим немецким семьям, выехала в Германию. Фон Брауны осели в Берлине, где 12-летний Вернер, вдохновлённый рекордами скорости Макса Валье и Фрица фон Опеля, осуществлёнными на автомобилях с ракетными двигателями, вызвал большое смятение на переполненной улице, взорвав игрушечный автомобиль, к которому прикрепил множество петард. Маленького изобретателя забрали в полицию и держали там, пока его отец не пришёл за ним в участок.

Фон Браун был музыкантом-любителем, получил соответствующее образование, мог по памяти играть произведения Баха и Бетховена. Он с раннего возраста научился играть на скрипке и фортепиано и первоначально мечтал стать композитором. Он брал уроки у Пауля Хиндемита, знаменитого немецкого композитора. Сохранилось несколько юношеских сочинений фон Брауна, и все они напоминают произведения Хиндемита.

В 1919—1920 годах учился в Гумбинненской Фридрихшуле (его отец, Магнус фон Браун, был в это время президентом Гумбинненского правительства). С 1925 года Браун посещал школу-интернат в замке Эттерсбург, неподалёку от Веймара, где у него не было хороших отметок по физике и математике. В 1928 году его родители перевели его в интернат имени Германа Литца на острове Шпикерог в Северном море в Восточной Фризии. Здесь он добыл экземпляр книги «Ракета для межпланетного пространства» Германа Оберта. Браун и прежде был очарован идеей космических полётов, а теперь он стал целенаправленно заниматься физикой и математикой, чтобы потом конструировать ракеты.

В 1930 году Браун поступил в Берлинский технический университет, где присоединился к группе «Verein für Raumschiffahrt» («VfR», «Общество космических путешествий»), где помогал Вилли Лею в испытании ракетного двигателя на жидком топливе вместе с Германом Обертом. Также Браун учился в Швейцарской высшей технической школе Цюриха. Хотя он и работал в оставшуюся часть жизни в основном над военными ракетами, космические путешествия так и остались его основным интересом.

Один случай в начале 30-х снискал Брауну уважение. Браун посетил презентацию, устроенную Огюстом Пикаром, который в то время был пионером полётов в стратосферу. После выступления Пикара молодой студент подошёл к нему и заявил: «Знаете, я планирую когда-нибудь отправиться в полёт на Луну». Рассказывают, что Пикар ответил словами поддержки.

На фон Брауна оказал большое влияние Герман Оберт, про которого немецкий ракетостроитель сказал:

«Герман Оберт был первым, кто, подумав о возможности создания космических кораблей, взял в руки логарифмическую линейку и представил математически обоснованные идеи и конструкции… Лично я вижу в нём не только путеводную звезду моей жизни, но также и обязан ему своими первыми контактами с теоретическими и практическими вопросами ракетостроения и космических полётов. В истории науки и технологии за его революционный вклад в области астронавтики ему должно быть отведено почётное место.»

В 1930 году начал работать над ракетами на жидком топливе в Германии. В 1932 году принят в военную ракетную научную группу Дорнбергера. В 1932—1933 годах на полигоне близ Куммерсдорфа осуществил запуск нескольких ракет на высоту 2000—2500 метров.

Вернер фон Браун работал над своей диссертацией, когда в 1933 году к власти пришёл Гитлер и НСДАП. Ракетостроение практически немедленно стало важным вопросом повестки дня. Капитан артиллерии Вальтер Дорнбергер, фактически курировавший разработку ракет в рейхсвере, организовал предоставление Брауну от департамента артиллерийского вооружения гранта на исследования. С того времени Браун работал рядом с существовавшим Куммерсдорфским опытным полигоном Дорнбергера для твёрдотопливных ракет. Ему была присвоена степень доктора физических наук (ракетостроение) 25 июля 1934 года от Берлинского университета за работу, озаглавленную «Об опытах по горению», его куратором был немецкий физик Эрих Шуман. Но это была только открытая часть его труда, полная диссертация, датированная 16 апреля 1934 года, называлась «Конструктивные, теоретические и экспериментальные подходы к проблеме создания ракеты на жидком топливе». Она была засекречена по требованию армии и не публиковалась до 1960 года. К концу 1934 года его группа успешно запустила две ракеты, которые достигли высоты 2,2 и 3,5 км.

В то время немцы были крайне заинтересованы в разработках американского физика-ракетчика Роберта Годдарда. До 1939 года немецкие учёные эпизодически связывались с Годдардом напрямую для обсуждения технических вопросов. Вернер фон Браун использовал схемы Годдарда, публиковавшиеся в разных журналах, и объединил их при строительстве серии ракет Aggregat (A). Ракета A-4 больше известна как Фау-2. В 1963 году Браун, размышляя над историей ракетотехники, так отозвался о работе Годдарда: «Его ракеты… по сегодняшним меркам могли показаться весьма примитивными, но они оставили заметный след в развитии и уже имели многие элементы, которые используются в самых современных ракетах и космических кораблях».

В 1944 году, незадолго до того, как нацисты начали бомбардировать Англию при помощи Фау-2, Годдард подтвердил, что фон Браун воспользовался его работами. Опытный образец Фау-2 улетел в Швецию и разбился там. Кое-какие части от ракеты были переправлены в США, в лабораторию в Аннаполисе, где Годдард проводил исследования для ВМФ Штатов. Видимо, Годдард исследовал обломки ракеты, которая 13 июня 1944 года в результате технической ошибки персонала ушла на неверный курс и разбилась неподалёку от шведского городка Беккебу. Правительство Швеции обменяло обломки неизвестной ракеты англичанам на истребители Спитфайр. В Аннаполис попала только какая-то часть обломков. Годдард опознал те детали ракеты, изобретателем которых он являлся, и сделал вывод, что плод его трудов превратили в оружие.

С момента, когда Общество космических путешествий VFR прекратило в 1933 году свою работу, в Германии не осталось объединений ракетчиков, а новый нацистский режим запретил гражданские опыты по ракетостроению. Ракеты позволялось строить только военным, и для их нужд был построен огромный ракетный центр (нем. ) в деревне Пенемюнде на севере Германии, на Балтийском море. Это место было выбрано отчасти по рекомендации матери фон Брауна, вспомнившей, что её отец любил в тех местах охотиться на уток. Дорнбергер стал военным руководителем полигона, а Браун — техническим директором. В сотрудничестве с люфтваффе центр в Пенемюнде разрабатывал ракетные двигатели на жидком топливе, а также реактивные ускорители взлёта для самолётов. Также там разрабатывали баллистическую ракету дальнего радиуса A-4 и сверхзвуковую зенитную ракету «Вассерфаль».

В ноябре 1937 года (по другим источникам, 1 декабря 1932 года) фон Браун вступил в НСДАП. В документе военной администрации американской зоны оккупации Германии (англ. Office of Military Government, United States ), датированном 23 апреля 1947 года, утверждается, что фон Браун поступил в школу верховой езды Ваффен-СС в 1933 году, потом, 1 мая 1937 года, в национал-социалистскую партию, и с мая 1940 года до самого конца войны был офицером Ваффен-СС.

После войны, объясняя, почему он стал членом НСДАП, Браун писал:

«От меня официально потребовали вступить в национал-социалистскую партию. В то время (1937 год) я уже был техническим директором военного ракетного центра в Пенемюнде… Мой отказ вступить в партию означал бы, что я должен отказаться от дела всей моей жизни. Поэтому я решил вступить. Моё членство в партии не означало для меня участие в какой-либо политической деятельности… Весной 1940 года ко мне в Пенемюнде приехал штандартенфюрер СС Мюллер и сообщил мне, что рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер прислал его с приказом убедить меня присоединиться к СС. Я немедленно позвонил своему военному начальнику… генерал-майору В. Дорнбергеру. Он мне ответил, что… если я желаю продолжить нашу совместную работу, то у меня нет другого выбора, кроме как согласиться.»

Это утверждение Брауна часто оспаривается, потому что в 1940 году Ваффен-СС ещё не выказывало никакого интереса к работам, проводившимся в Пенемюнде. И также спорно утверждение, что якобы на персон аналогичного фон Брауну положения давили с целью вступления в НСДАП, оставив в покое членство в СС. Когда показали фото Брауна, стоящего позади Гиммлера в униформе СС, Браун якобы ответил, что надел форму только для того случая, но в 2002 году бывший офицер СС в Пенемюнде рассказал Би-би-Си, что фон Браун регулярно появлялся на официальных мероприятиях в эсэсовской форме; следует отметить, что это было обязательным требованием. Вначале ему присвоили чин унтерштурмфюрера, впоследствии Гиммлер три раза повышал его в звании, в последний раз в июне 1943 года до штурмбаннфюрера СС. Браун заявлял, что это было якобы автоматическим повышением, уведомление о котором он получал каждый год по почте.

22 декабря 1942 года Адольф Гитлер подписал приказ о производстве ракет A-4 как «оружия возмездия», устанавливающий в качестве цели для разработчиков Лондон. После показа Брауном 7 июля 1943 года цветного фильма, демонстрирующего взлёт A-4, Гитлер пришёл в восторг и вскоре лично дал ему звание профессора. Для Германии и для того времени это было совершенно исключительное пожалование для инженера, которому исполнился всего 31 год.

С 1937 года Браун — технический руководитель германского ракетного исследовательского центра в Пенемюнде (нем. Heeresversuchsanstalt Peenemünde ) и главный конструктор ракеты A-4 (Фау-2), применявшейся во Второй мировой войне для обстрела городов Франции, Великобритании, Голландии и Бельгии.

В том же 1937 году вступил в Национал-социалистическую партию. В рамках проекта по созданию «оружия возмездия» — баллистической ракеты Фау-2, долетавшей до Лондона за 6 минут, перешёл в подчинение ведомства СС. Получил звание штурмбаннфюрера СС в июне 1943 года.

К тому времени английские и советские разведывательные службы были осведомлены о ракетной программе и команде разработчиков в Пенемюнде. В ночь с 17 на 18 августа 1943 года английская бомбардировочная авиация провела операцию Гидра. 596 самолётов взяли курс на Пенемюнде и сбросили на ракетный центр 1800 тонн бомб. Тем не менее, уцелел и сам центр, и основная группа разработчиков. Но в ходе рейда погибли конструктор двигателя Вальтер Тиль (Walter Thiel) и главный инженер Вальтер (Walther), что задержало ход немецкой ракетной программы.

Первая боевая A-4, в целях пропаганды переименованная в V-2 (Vergeltungswaffe 2 — «Оружие возмездия 2»), была выпущена по Великобритании 7 сентября 1944 года, спустя всего 21 месяц после того, как проект был официально принят.

В 1936 году ракетная команда фон Брауна на полигоне в Куммерсдорфе исследовала возможность установки жидкостного реактивного двигателя на самолёт. Эрнст Хейнкель горячо поддерживал эти работы и предоставил сначала He 72(англ.) русск. , а позднее — два истребителя He 112(англ.) русск. для экспериментов. В конце 1936 года Рейхсминистерство авиации направило в помощь Вернеру фон Брауну и Эрнсту Хейнкелю лётчика-испытателя Эриха Варзица. Во-первых, Варзиц в то время был одним из самых опытных лётчиков-испытателей, во-вторых, потому, что он обладал уникальным багажом технических знаний. После того, как Браун ознакомил Варзица с работой двигателя на испытательном стенде на земле, показал аналогичный двигатель, установленный на самолёт, он спросил:

«Станете ли вы работать с нами и испытывать реактивный двигатель в воздухе? Тогда, Варзиц, вы станете знаменитым. А позднее мы полетим на Луну — с вами у штурвала!»

В июне 1937 года в Нойхарденберге (большое поле в 70 км к востоку от Берлина, зарезервированное в качестве запасного аэродрома на случай войны) в опытный полёт отправился один из He 112. Взлёт происходил на поршневом двигателе, в воздухе Эрих Варзиц глушил мотор и продолжал полёт на ракетном двигателе фон Брауна. Несмотря на то, что самолёт сел «на брюхо» и фюзеляж загорелся, было официально доказано, что самолёт может удовлетворительно летать с толкающим движителем, расположенным сзади.

Проводившиеся в то же время эксперименты Гельмута Вальтера с ракетами на пероксиде водорода привели к созданию лёгких и простых реактивных двигателей Вальтера, удобных и для установки на самолёт. Фирме Гельмута Вальтера в Киле рейхсминистерство авиации также поручило создать ракетный двигатель для He 112. И в Нойхарденберге испытания прошли два разных ракетных двигателя: двигатель фон Брауна на этиловом спирте и жидком кислороде и двигатель Вальтера на пероксиде водорода и перманганате кальция в качестве катализатора. В двигателе фон Брауна реактивная струя создавалась в результате непосредственного сжигания топлива, а в двигателе Вальтера использовалась химическая реакция, при которой возникал раскалённый пар. Оба двигателя создавали тягу и обеспечивали высокую скорость. Последующие полёты на He 112 происходили на двигателе Вальтера. Он был более надёжным, проще в управлении и представлял меньшую опасность как для лётчика, так и для самолёта.

Генерал СС Ганс Каммлер, который в качестве инженера принимал участие в проектировании нескольких концентрационных лагерей, включая Освенцим, был известен своей жестокостью. Он предложил использовать принудительный труд заключённых из концлагерей для строительства ракет. В апреле 1943 года Артур Рудольф, главный инженер завода по производству Фау-2 в Пенемюнде, поддержал эту идею. В то время уже ощущалась нехватка рабочей силы. Впоследствии оказалось, что при строительстве ракет Фау-2 умерло больше людей, чем погибло от применения этой ракеты в качестве оружия. Фон Браун признавался, что много раз посещал секретный подземный завод Миттельверк и называл условия работы на заводе «отвратительными», но утверждал, что он никогда не становился свидетелем каких-либо смертей или избиений, хотя к 1944 году ему должно было быть известным о таких смертях. Браун утверждал, что он сам не посещал концлагерь Дора-Миттельбау, в котором 20 000 человек умерли от болезней, побоев, непосильных условий труда или были повешены.

15 августа 1944 года Браун написал письмо Альбину Саватцки (Albin Sawatzki), руководившему производством V-2, в котором соглашался лично отобрать работников из концлагеря Бухенвальд, которые, как он якобы признал в некоем интервью 25 лет спустя, находились в «ужасном состоянии».

В книге «Вернер фон Браун: рыцарь космоса» (англ. Wernher von Braun: Crusader for Space ) Браун неоднократно утверждает, что он находился в курсе по поводу условий работников, но чувствовал себя абсолютно неспособным изменить их. Его друг приводит слова фон Брауна по визиту в Миттельверк:

Это было жутко. Моим первым побуждением было поговорить с одним из охранников СС, на что я услышал резкий ответ, что мне надлежит заниматься своим делом или я рискую оказаться в такой же полосатой тюремной робе!… Я понял, что любая попытка сослаться на принципы гуманности будет совершенно бесполезной.

Когда участника команды Брауна Конрада Данненберга в интервью «The Huntsville Times» спросили, мог ли фон Браун протестовать против ужасных условий содержания подневольных работников, он ответил: «Если бы он это сделал, то, я думаю, его могли расстрелять на месте».

Другие обвиняли фон Брауна в том, что тот принимал участие в бесчеловечном обращении или позволении такого отношения. Ги Моран (Guy Morand), французский участник Сопротивления, бывший пленником в концлагере Дора, в 1995 году засвидетельствовал, что после явной попытки саботажа:

Даже не заслушав мои объяснения, (фон Браун) приказал Майстеру (Meister) дать мне 25 ударов… Затем, решив, что удары не были достаточно сильны, он приказал, чтобы меня выпороли более жестоко… фон Браун приказал перевести мне, что я заслуживаю худшего, что на самом деле я заслужил, чтобы меня повесили… Я считаю, что его жестокость, жертвой которой я стал лично, стала красноречивым свидетельством его нацистского фанатизма.

Другой французский заключённый Робер Казабон (Robert Cazabonne) утверждал, что был свидетелем, как фон Браун стоял и смотрел, как заключённых вешали на цепях подъёмников. Сам Браун заявлял, что он «никогда не видел никакого жестокого обращения или убийств» и только «доносились слухи…, что некоторые из заключённых были повешены в подземных галереях».

По данным французского историка Андре Селье, прошедшего через концлагерь Дора-Миттельбау, Гиммлер в феврале 1944 года принял фон Брауна в своей штаб-квартире Гохвальд в Восточной Пруссии. Чтобы усилить свои позиции в иерархии нацистской власти, Генрих Гиммлер устроил заговор, чтобы при помощи Каммлера взять в свои руки контроль над всеми немецкими программами по вооружениям, включая разработку Фау-2 в Пенемюнде. Поэтому Гиммлер посоветовал Брауну более тесно сотрудничать с Каммлером в решении проблем Фау-2. Однако, как утверждал сам фон Браун, он ответил, что проблемы с Фау-2 чисто технические и он уверен, что решит их с помощью Дорнбергера.

По всей видимости, фон Браун с октября 1943 года состоял под надзором СД. Однажды был получен отчёт о том, как он и его коллеги Клаус Ридель и Гельмут Греттруп вечером дома у инженера высказывали сожаление, что они не работают над космическим кораблём и все они полагают, что война не идёт хорошо. Это расценивалось как «пораженческие настроения». Об этих высказываниях доложила молодая женщина-стоматолог, бывшая одновременно агентом СС. Вместе с ложными обвинениями Гиммлера о симпатии фон Брауна коммунистам и о якобы его попытках саботажа программы Фау-2, и принимая во внимание, что Браун имел диплом лётчика и регулярно летал на предоставленном государством самолёте и, таким образом, мог убежать в Англию — всё это стало причиной ареста фон Брауна гестапо.

Не ожидавший ничего плохого Браун был арестован 14 или 15 марта 1944 года и был брошен в тюрьму гестапо в Штеттине. Там он провёл две недели, не зная, в чём его обвиняют. Только с помощью абвера в Берлине Дорнбергер сумел добиться условного освобождения фон Брауна, а Альберт Шпеер, рейхсминистр вооружений и военной промышленности, убедил Гитлера восстановить Брауна в должности, чтобы программа «Фау-2» могла продолжаться. Шпеер, цитируя в своих мемуарах «Führerprotokoll» (протоколы заседаний Гитлера) от 13 мая 1944 года, пишет, что Гитлер сказал в заключение беседы: «Что касается Б., я вам гарантирую, что он будет освобождён от преследования до тех пор, пока он будет вам необходим, несмотря на общие затруднения, которые могут последовать».

Красная армия весной 1945 года была уже в 160 км от Пенемюнде, когда фон Браун собрал свою команду разработчиков и попросил их определиться, как и кому им всем следует сдаться в плен. Опасаясь репрессий Красной армии по отношению к пленным, фон Браун и его сотрудники решили попытаться сдаться в плен американцам. Каммлер приказал команде фон Брауна переехать в центр Германии. Одновременно был получен противоречащий этому распоряжению приказ армейского командования — присоединиться к армейским частям и сражаться. Рассудив, что приказ Каммлера повышает шансы на сдачу в плен американцам, фон Браун подделал документы и отправил 500 членов своей команды в район Миттельверка, где они продолжили свою работу. Опасаясь, что его чертежи и документация будут уничтожены СС, фон Браун приказал спрятать копии в заброшенном стволе шахты в горном массиве Гарц.

В марте, будучи в деловой поездке, Браун сломал левую руку и плечо из-за того, что его шофёр уснул за рулём. Перелом оказался осложненным, но Браун настоял, чтобы ему наложили гипсовую повязку и он мог бы больше не оставаться в больнице. Конструктор недооценил травму, кость стала сращиваться неправильно, месяц спустя ему пришлось снова лечь в больницу, где ему снова сломали руку и наложили повязку по новой.

В апреле войска союзников проникли достаточно глубоко в Германию. Каммлер приказал научной команде сесть на поезд и отправиться в Обераммергау в Баварских Альпах. Здесь они находились под тщательной охраной СС, которой было приказано ликвидировать всех ракетчиков при угрозе попадания их к врагу. Однако фон Браун сумел убедить майора СС Куммера рассредоточить группу по ближайшим деревням, чтобы не стать лёгкой мишенью для американских бомбардировщиков.

2 мая 1945 года, заметив американского солдата из 44 пехотной дивизии, брат Вернера и по совместительству его коллега инженер-ракетчик Магнус догнал его на велосипеде и сказал ему на ломаном английском: «Меня зовут Магнус фон Браун. Мой брат изобрёл Фау-2. Мы хотим сдаться». После пленения Браун сказал прессе:

«Мы знаем, что мы создали новое средство ведения войны и теперь моральный выбор — какой нации, какому победившему народу мы хотим доверить наше детище — стоит перед нами острее, чем когда-либо прежде. Мы хотим, чтобы мир не оказался бы вовлечённым в конфликт, подобный тому, через который только что прошла Германия. Мы полагаем, что только передав такое оружие тем людям, которых наставляет на путь Библия, мы можем быть уверены, что мир защищён наилучшим образом».

Высшие чины командования США хорошо знали, сколь ценная добыча попалась им в руки: фамилия фон Брауна возглавляла «Чёрный список» — кодовое наименование перечня немецких учёных и инженеров из числа тех, кого американские военные эксперты хотели бы допросить как можно скорее. 19 июля 1945 года, за два дня до запланированной передачи территории в зону советской оккупации, майор американской армии Роберт Б. Стэвер, шеф отдела реактивного движения Исследовательской и разведывательной службы Артиллерийского корпуса армии США в Лондоне и подполковник Р. Л. Уильямс посадили фон Брауна и руководителей его отделов в джип и доставили из Гармиша в Мюнхен. Затем группу перевезли по воздуху в Нордхаузен, а на следующий день — на 60 км юго-западнее, в городок Витценхаузен, находившийся в американской зоне оккупации. Фон Браун ненадолго задержался в центре допросов «Дастбин» (англ. Dustbin , «Мусорный ящик»), где представителей элиты Третьего рейха в области экономики, науки и техники допрашивали английские и американские разведслужбы. Изначально он был завербован для работы в США по программе Операция «Беспросветность» (англ. Operation Overcast ), позднее ставшей известной под названием Операция «Скрепка».

20 июня 1945 года госсекретарь США одобрил переезд фон Брауна и его сотрудников в Америку, но до 1 октября 1945 года об этом не объявлялось в открытую.. Браун вошёл в число тех учёных, для которых Объединённое агентство по целям разведки (англ. Joint Intelligence Objectives Agency , JIOA) США создало фиктивные биографии и удалило упоминания о членстве в НСДАП и о связях с нацистским режимом из открытых записей. «Отмыв» их от нацизма, американское правительство таким образом дало учёным гарантии безопасности для работы в США. Название операции «Скрепка» (англ. Paperclip ) произошло от скрепок, которыми прикреплялись новые биографии учёных к их личным делам «государственных научных деятелей США».

Первые семь специалистов прибыли в Соединённые Штаты на военный аэродром в Ньюкасле, штат Делавэр, 20 сентября 1945 года. Затем они перелетели в Бостон и на лодке доставлены на базу военной разведки США(англ.) русск. в форте Стронг в Бостонской бухте. Затем все кроме Брауна прибыли на Абердинский испытательный полигон в штате Мэриленд, чтобы разобрать взятые в Пенемюнде документы. Эти документы должны были позволить учёным продолжить эксперименты с ракетами.

В конце концов, фон Браун и оставшаяся часть его команды из Пенемюнде прибыли в свой новый дом в Форт Блисс(англ.) русск. , штат Техас, на крупную базу американской армии к северу от Эль-Пасо. Фон Браун позднее писал, что ему было трудно вызвать в себе «искреннюю эмоциональную привязанность» к своему новому окружению. Его главный инженер-конструктор Вальтер Ридель стал героем опубликованной в декабре 1946 года статьи «Немецкий учёный утверждает, что американская еда безвкусная, а курица похожа на резину». Материал вскрыл присутствие команды фон Брауна в США, что стало поводом для критики со стороны Альберта Эйнштейна и Джона Дингелла. Просьбы немцев как-то улучшить условия жизни, например, постелить линолеум на покрытый трещинами деревянный пол, отвергались. Фон Браун отмечал: «…в Пенемюнде нас баловали, а тут мы считали каждый пенни…» Когда ему было 26, фон Браун руководил работой тысяч инженеров, а теперь он подчинялся «прыщавому» 26-летнему майору Джиму Хемиллу, у которого было только незаконченное инженерное образование. Его подчинённые-немцы обращались к нему «герр профессор», а Хемилл обращался к нему «Вернер» и никогда не хлопотал, если Браун просил дополнительные материалы, а любое предложение, касающееся новых идей о ракетах, отвергалось.

3 мая 1945 года Вернер фон Браун сдался наступающей американской армии вместе с документацией и частью специалистов из германской ракетной группы, что не помешало советским инженерам восстановить большую часть чертежей по оставшимся деталям, хотя сами ракеты и были взорваны. Ракетные двигатели из Пенемюнде стали прообразом советских двигателей для ракет Р-1, Р-2, Р-5. С сентября 1945 года — в США, возглавил Службу проектирования и разработки вооружения армии в Форт-Блиссе (штат Техас). С 1950 года работал в Редстоунском арсенале в Хантсвилле (штат Алабама). 11 сентября 1955 года получил американское гражданство. Американцы ограничили его разработкой только ракет малой дальности. Контракт на спутник получил конкурент Брауна — военно-морской флот США.

С 1956 года — руководитель программы разработки межконтинентальной баллистической ракеты «Юпитер-С» и спутника серии «Эксплорер». После запуска советских спутников ему было разрешено запустить свой «Юпитер-С». Но только после пробного запуска ракеты ВМФ, которая смогла подняться только на один метр. Таким образом, спутник фон Брауна был запущен с опозданием в один год.

С 1960 года — член Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) и директор Центра космических полётов NASA. Руководитель разработок ракет-носителей серии «Сатурн» и космических кораблей серии «Аполлон».

1966 год — в январе провёл неделю в Антарктиде.

16 июля 1969 года ракета-носитель «Сатурн-5» доставила космический корабль «Аполлон-11» на окололунную орбиту.

20 июля 1969 года Нил Армстронг, командир «Аполлона-11», стал первым человеком на Земле, ступившим на лунную поверхность. За этот полёт Браун был награждён медалью НАСА «За выдающуюся службу» в 1969 году.

После «Аполлона-11» фон Браун осуществил ещё 5 успешных пилотируемых полётов на Луну.

С 1970 года — заместитель директора NASA по планированию пилотируемых космических полётов, с 1972 года работал в промышленности на посту вице-президента фирмы «Фэрчайлд спейс индастриз» в Джермантауне, штат Мэриленд.

Его проектам лунной станции не суждено было реализоваться в связи со свёртыванием борьбы двух держав (США и СССР) за превалирование в освоении Луны. Результаты его работы стали мощной основой для покорения космоса другими конструкторами ракетной техники.

После ухода из НАСА в 1972 году прожил всего пять лет и умер от рака.

Вернер фон Браун родился в городе Вирзиц в провинции Позен тогдашней Германской империи (ныне - Выжиск в Польше). Он был вторым из трёх сыновей в семье, принадлежавшей к аристократическому роду, и унаследовал титул «фрайхерр» (соответствует баронскому). Его отец, Магнус фон Браун (1878-1972), был министром продовольствия и сельского хозяйства в правительстве Веймарской республики (см. Список министров продовольствия и сельского хозяйства Германии). У его матери, Эмми фон Квисторп (1886-1959), обе линии предков восходили к королевским семьям. У Вернера был младший брат, которого также назвали Магнус фон Браун. На конфирмацию мать подарила будущему ракетостроителю телескоп, что дало ему толчок к увлечению астрономией.

После Первой мировой войны Вирзиц был передан Польше, а его семья, подобно многим другим немецким семьям, выехала в Германию. Фон Брауны осели в Берлине, где 12-летний Вернер, вдохновлённый рекордами скорости Макса Валье и Фрица фон Опеля, осуществлёнными на автомобилях с ракетными двигателями, вызвал большое смятение на переполненной улице, взорвав игрушечный автомобиль, к которому прикрепил множество петард. Маленького изобретателя забрали в полицию и держали там, пока его отец не пришёл за ним в участок.

Фон Браун был музыкантом-любителем, получил соответствующее образование, мог по памяти играть произведения Баха и Бетховена. Он с раннего возраста научился играть на скрипке и фортепиано и первоначально мечтал стать композитором. Он брал уроки у Пауля Хиндемита, знаменитого немецкого композитора. Сохранилось несколько юношеских сочинений фон Брауна, и все они напоминают произведения Хиндемита.

В 1919-1920 годах учился в Гумбинненской Фридрихшуле (его отец, Магнус фон Браун, был в это время президентом Гумбинненского правительства). С 1925 года Браун посещал школу-интернат в замке Эттерсбург, неподалёку от Веймара, где у него не было хороших отметок по физике и математике. В 1928 году его родители перевели его в интернат имени Германа Литца на острове Шпикерог в Северном море в Восточной Фризии. Здесь он добыл экземпляр книги «Ракета для межпланетного пространства» Германа Оберта. Браун и прежде был очарован идеей космических полётов, а теперь он стал целенаправленно заниматься физикой и математикой, чтобы потом конструировать ракеты.

В 1930 году Браун поступил в Берлинский технический университет, где присоединился к группе «Verein f?r Raumschiffahrt» («VfR», «Общество космических путешествий»), где помогал Вилли Лею в испытании ракетного двигателя на жидком топливе вместе с Германом Обертом. Также Браун учился в Швейцарской высшей технической школе Цюриха. Хотя он и работал в оставшуюся часть жизни в основном над военными ракетами, космические путешествия так и остались его основным интересом.

Один случай в начале 30-х снискал Брауну уважение. Браун посетил презентацию, устроенную Огюстом Пикаром, который в то время был пионером полётов в стратосферу. После выступления Пикара молодой студент подошёл к нему и заявил: «Знаете, я планирую когда-нибудь отправиться в полёт на Луну». Рассказывают, что Пикар ответил словами поддержки.

На фон Брауна оказал большое влияние Герман Оберт, про которого немецкий ракетостроитель сказал:

В 1930 году начал работать над ракетами на жидком топливе в Германии. В 1932 году принят в военную ракетную научную группу Дорнбергера. В 1932-1933 годах на полигоне близ Куммерсдорфа осуществил запуск нескольких ракет на высоту 2000-2500 метров.

Работа над Фау-2 в нацистской Германии

Вернер фон Браун работал над своей диссертацией, когда в 1933 году к власти пришёл Гитлер и НСДАП. Ракетостроение практически немедленно стало важным вопросом повестки дня. Капитан артиллерии Вальтер Дорнбергер, фактически курировавший разработку ракет в рейхсвере, организовал предоставление Брауну от департамента артиллерийского вооружения гранта на исследования. С того времени Браун работал рядом с существовавшим Куммерсдорфским опытным полигоном Дорнбергера для твёрдотопливных ракет. Ему была присвоена степень доктора физических наук (ракетостроение) 25 июля 1934 года от Берлинского университета за работу, озаглавленную «Об опытах по горению», его куратором был немецкий физик Эрих Шуман. Но это была только открытая часть его труда, полная диссертация, датированная 16 апреля 1934 года, называлась «Конструктивные, теоретические и экспериментальные подходы к проблеме создания ракеты на жидком топливе». Она была засекречена по требованию армии и не публиковалась до 1960 года. К концу 1934 года его группа успешно запустила две ракеты, которые достигли высоты 2,2 и 3,5 км.

В то время немцы были крайне заинтересованы в разработках американского физика-ракетчика Роберта Годдарда. До 1939 года немецкие учёные эпизодически связывались с Годдардом напрямую для обсуждения технических вопросов. Вернер фон Браун использовал схемы Годдарда, публиковавшиеся в разных журналах, и объединил их при строительстве серии ракет Aggregat (A). Ракета A-4 больше известна как Фау-2. В 1963 году Браун, размышляя над историей ракетотехники, так отозвался о работе Годдарда: «Его ракеты… по сегодняшним меркам могли показаться весьма примитивными, но они оставили заметный след в развитии и уже имели многие элементы, которые используются в самых современных ракетах и космических кораблях».

В 1944 году, незадолго до того, как нацисты начали бомбардировать Англию при помощи Фау-2, Годдард подтвердил, что фон Браун воспользовался его работами. Опытный образец Фау-2 улетел в Швецию и разбился там. Кое-какие части от ракеты были переправлены в США, в лабораторию в Аннаполисе, где Годдард проводил исследования для ВМФ Штатов. Видимо, Годдард исследовал обломки ракеты, которая 13 июня 1944 года в результате технической ошибки персонала ушла на неверный курс и разбилась неподалёку от шведского городка Беккебу. Правительство Швеции обменяло обломки неизвестной ракеты англичанам на истребители Спитфайр. В Аннаполис попала только какая-то часть обломков. Годдард опознал те детали ракеты, изобретателем которых он являлся, и сделал вывод, что плод его трудов превратили в оружие.

С момента, когда Общество космических путешествий VFR прекратило в 1933 году свою работу, в Германии не осталось объединений ракетчиков, а новый нацистский режим запретил гражданские опыты по ракетостроению. Ракеты позволялось строить только военным, и для их нужд был построен огромный ракетный центр (нем. Heeresversuchsanstalt Peenem?nde) в деревне Пенемюнде на севере Германии, на Балтийском море. Это место было выбрано отчасти по рекомендации матери фон Брауна, вспомнившей, что её отец любил в тех местах охотиться на уток. Дорнбергер стал военным руководителем полигона, а Браун - техническим директором. В сотрудничестве с люфтваффе центр в Пенемюнде разрабатывал ракетные двигатели на жидком топливе, а также реактивные ускорители взлёта для самолётов. Также там разрабатывали баллистическую ракету дальнего радиуса A-4 и сверхзвуковую зенитную ракету «Вассерфаль».

В ноябре 1937 года (по другим источникам, 1 декабря 1932 года) фон Браун вступил в НСДАП. В документе военной администрации американской зоны оккупации Германии (англ.), датированном 23 апреля 1947 года, утверждается, что фон Браун поступил в школу верховой езды Ваффен-СС в 1933 году, потом, 1 мая 1937 года, в национал-социалистскую партию, и с мая 1940 года до самого конца войны был офицером Ваффен-СС.

После войны, объясняя, почему он стал членом НСДАП, Браун писал:

Это утверждение Брауна часто оспаривается, потому что в 1940 году Ваффен-СС ещё не выказывало никакого интереса к работам, проводившимся в Пенемюнде. И также спорно утверждение, что якобы на персон аналогичного фон Брауну положения давили с целью вступления в НСДАП, оставив в покое членство в СС. Когда показали фото Брауна, стоящего позади Гиммлера в униформе СС, Браун якобы ответил, что надел форму только для того случая, но в 2002 году бывший офицер СС в Пенемюнде рассказал Би-би-Си, что фон Браун регулярно появлялся на официальных мероприятиях в эсэсовской форме; следует отметить, что это было обязательным требованием. Вначале ему присвоили чин унтерштурмфюрера, впоследствии Гиммлер три раза повышал его в звании, в последний раз в июне 1943 года до штурмбаннфюрера СС. Браун заявлял, что это было якобы автоматическим повышением, уведомление о котором он получал каждый год по почте.

22 декабря 1942 года Адольф Гитлер подписал приказ о производстве ракет A-4 как «оружия возмездия», устанавливающий в качестве цели для разработчиков Лондон. После показа Брауном 7 июля 1943 года цветного фильма, демонстрирующего взлёт A-4, Гитлер пришёл в восторг и вскоре лично дал ему звание профессора. Для Германии и для того времени это было совершенно исключительное пожалование для инженера, которому исполнился всего 31 год.

С 1937 года Браун - технический руководитель германского ракетного исследовательского центра в Пенемюнде (нем. Heeresversuchsanstalt Peenem?nde) и главный конструктор ракеты A-4 (Фау-2), применявшейся во Второй мировой войне для обстрела городов Франции, Великобритании, Голландии и Бельгии.

В том же 1937 году вступил в Национал-социалистическую партию. В рамках проекта по созданию «оружия возмездия» - баллистической ракеты Фау-2, долетавшей до Лондона за 6 минут, перешёл в подчинение ведомства СС. Получил звание штурмбаннфюрера СС в июне 1943 года.

К тому времени английские и советские разведывательные службы были осведомлены о ракетной программе и команде разработчиков в Пенемюнде. В ночь с 17 на 18 августа 1943 года английская бомбардировочная авиация провела операцию Гидра. 596 самолётов взяли курс на Пенемюнде и сбросили на ракетный центр 1800 тонн бомб. Тем не менее, уцелел и сам центр, и основная группа разработчиков. Но в ходе рейда погибли конструктор двигателя Вальтер Тиль (Walter Thiel) и главный инженер Вальтер (Walther), что задержало ход немецкой ракетной программы.

Первая боевая A-4, в целях пропаганды переименованная в V-2 (Vergeltungswaffe 2 - «Оружие возмездия 2»), была выпущена по Великобритании 7 сентября 1944 года, спустя всего 21 месяц после того, как проект был официально принят.

Эксперименты с реактивными самолётами

В июне 1937 года в Нойхарденберге (большое поле в 70 км к востоку от Берлина, зарезервированное в качестве запасного аэродрома на случай войны) в опытный полёт отправился один из He 112. Взлёт происходил на поршневом двигателе, в воздухе Эрих Варзиц глушил мотор и продолжал полёт на ракетном двигателе фон Брауна. Несмотря на то, что самолёт сел «на брюхо» и фюзеляж загорелся, было официально доказано, что самолёт может удовлетворительно летать с толкающим движителем, расположенным сзади.

Проводившиеся в то же время эксперименты Гельмута Вальтера с ракетами на пероксиде водорода привели к созданию лёгких и простых реактивных двигателей Вальтера, удобных и для установки на самолёт. Фирме Гельмута Вальтера в Киле рейхсминистерство авиации также поручило создать ракетный двигатель для He 112. И в Нойхарденберге испытания прошли два разных ракетных двигателя: двигатель фон Брауна на этиловом спирте и жидком кислороде и двигатель Вальтера на пероксиде водорода и перманганате кальция в качестве катализатора. В двигателе фон Брауна реактивная струя создавалась в результате непосредственного сжигания топлива, а в двигателе Вальтера использовалась химическая реакция, при которой возникал раскалённый пар. Оба двигателя создавали тягу и обеспечивали высокую скорость. Последующие полёты на He 112 происходили на двигателе Вальтера. Он был более надёжным, проще в управлении и представлял меньшую опасность как для лётчика, так и для самолёта.

Использование рабского труда

Генерал СС Ганс Каммлер, который в качестве инженера принимал участие в проектировании нескольких концентрационных лагерей, включая Освенцим, был известен своей жестокостью. Он предложил использовать принудительный труд заключённых из концлагерей для строительства ракет. В апреле 1943 года Артур Рудольф, главный инженер завода по производству Фау-2 в Пенемюнде, поддержал эту идею. В то время уже ощущалась нехватка рабочей силы. Впоследствии оказалось, что при строительстве ракет Фау-2 умерло больше людей, чем погибло от применения этой ракеты в качестве оружия. Фон Браун признавался, что много раз посещал секретный подземный завод Миттельверк и называл условия работы на заводе «отвратительными», но утверждал, что он никогда не становился свидетелем каких-либо смертей или избиений, хотя к 1944 году ему должно было быть известным о таких смертях. Браун утверждал, что он сам не посещал концлагерь Дора-Миттельбау, в котором 20 000 человек умерли от болезней, побоев, непосильных условий труда или были повешены.

15 августа 1944 года Браун написал письмо Альбину Саватцки (Albin Sawatzki), руководившему производством V-2, в котором соглашался лично отобрать работников из концлагеря Бухенвальд, которые, как он якобы признал в некоем интервью 25 лет спустя, находились в «ужасном состоянии».

В книге «Вернер фон Браун: рыцарь космоса» (англ. Wernher von Braun: Crusader for Space) Браун неоднократно утверждает, что он находился в курсе по поводу условий работников, но чувствовал себя абсолютно неспособным изменить их. Его друг приводит слова фон Брауна по визиту в Миттельверк:

Когда участника команды Брауна Конрада Данненберга в интервью «The Huntsville Times» спросили, мог ли фон Браун протестовать против ужасных условий содержания подневольных работников, он ответил: «Если бы он это сделал, то, я думаю, его могли расстрелять на месте».

Другие обвиняли фон Брауна в том, что тот принимал участие в бесчеловечном обращении или позволении такого отношения. Ги Моран (Guy Morand), французский участник Сопротивления, бывший пленником в концлагере Дора, в 1995 году засвидетельствовал, что после явной попытки саботажа:

Другой французский заключённый Робер Казабон (Robert Cazabonne) утверждал, что был свидетелем, как фон Браун стоял и смотрел, как