Советские и белорусские "невозвращенцы" второй мировой. July 10th, 2011

Вторая мировая война вызвала большие перемещения людей на территории Европы. Никогда еще такое число советских граждан не оказывалось одновременно за границей.

В результате добровольных и принудительных переселений на территории Германии, Австрии и Италии в 1945 году находилось около 6 миллионов неместных жителей. После окончания боевых действий подавляющее большинство из них (около 5 миллионов ) вернулось в свои родные страны. Но в результате передела сфер влияния между странами-победителями, а также в результате расширения территорий, попавших под влияние СССР определенное количество людей не захотело возвращаться на Родину.

По состоянию на декабрь 1946 года в DP-лагерях (displaced persons - политические беженцы) на территории Германии и Австрии официально проживало около 660 тысяч человек (подавляющее большинство из стран Восточной Европы). Но предполагается, что общее число не хотевших возвращаться на Родину беженцев на несколько сотен тысяч выше , потому что многие беженцы (по разным причинам) предпочитали не регистрироваться в DP-лагерях.

На тот факт, что беженцев-«невозвращенцев» было гораздо больше, указывают также и следующие данные международной организации по делам беженцев UNRRA : в период времени 1946-1951 с помощью UNRRA на новое место жительства было переселено около 1,05 миллионов людей.

По данным официальной советской стороны (ссылки ниже) количество оставшихся в живых «невозвращенцев» из числа советских граждан разных республик СССР оценивается в примерно 700 тысяч человек.

Сколько из них являлись этническими белорусами и украинцами, остается загадкой. Потому что многие белорусы и украинцы выдавали себя и свои семьи за поляков, чтобы наверняка не быть принудительно репатриированными в СССР. По оценке Белорусского Национального Комитета, историков и свидетелей число покинувших во время второй мировой Родину белорусов насчитывает около 100 тысяч человек.

Кто же были эти люди?


  • Часть из них происходила из тех (выживших) 70 тысяч этнических белорусов, которые служили в польской армии, они были взяты в плен в 1939 году и были задействованы на принудительных работах в Третьем Рейхе. По статусу они были приравнены к французским и чешским военнопленным. Точное количество военнопленных белорусов из Красной армии неизвестно.

  • Значительную часть беженцев из БССР в 1944 году составляла интеллигенция, служащие, крестьяне и молодежь из Западной и Центральной Беларуси, которые, насмотревшись на «прелести» советской власти в 1939-1941 годах, решили от греха подальше покинуть Родину вместе с детьми...

  • Следующая категория (очень скользкая тема)...Члены военизированных подразделений: БКА (Беларуская краёвая абарона), БКС (Беларускі корпус самааховы) и других белорусских организаций, сотрудничавших с немецкими оккупантами. Точное число беларусов, активно сотрудничавших с немецкими оккупантами, подсчитать трудно. Но обращает на себя внимание тот факт, что даже весной 1944 года, когда возвращение "советов" выглядело уже неизбежным, на призывные пункты Беларуской краевой обороны явились свыше 40 тысяч жителей генерального округа "Белоруссия", площадь которого равнялась лишь одной трети от довоенной площади БССР. Учтем и тот факт, что за период с осени 1944 по лето 1945 года органы НКВД арестовали в БССР около 100 тысяч человек по обвинению в "пособничестве оккупантам"(правда, НКВД часто ошибалось насчет числа «врагов», ессно всегда в большую сторону). Историки предполагают, что общее чисто коллаборационистов в БССР составляло около 150 тысяч человек. Советскими историками много лет замалчивались мастштабы этого явления. Потому что если сложить численность членов БКА, БКС, СБМ, работников административных учреждений при немцах, плюс партизан Армии Краевой, которые воевали не только против немцев, но часто и против советских партизан, то получим цифры, сопоставимые с количеством «советских» партизан на территории БССР. А этот факт ну никак не вписывался в героическую картину «всеобщей борьбы советского/белорусского народа против немецких захватчиков ».Чтобы понять, почему такое количество белорусских граждан сотруднчиало с немцами, надо ознакомиться с историей Беларуси и ситуацией в этом регионе в 30-40-х годах. Почему-то редко упоминается, что многие жители Западной Беларуси вообще никогда не были и не служили на стороне Советов, чтобы потом их «предавать». В отличие, например, от палача Хатыни, Григория Васюры , который был не лишь бы кем, не «недобитый польский буржуй», а вскормленный советской властью бывший кадровый офицер Красной Армии !

  • Категория невозвращенцев-остарбайтеров из БССР, но она была не очень многочисленная.

Делами DPs (политических беженцев) занимались международные организации: UNRRA (United Nations Relief and Rehabilitation Administration) и IRO (International Refugee Organization) , а также национальные комитеты - в случае белорусов это Белорусский Национальный Комитет.

Большинство беженцев попадали в лагеря UNRRA и IRO в Германии, Бельгии, Франции и др. Они всеми силами пытались попасть на территории, оккупированные союзниками, потому что с занятых советскими войсками территорий всех автоматически, не спрашивая их желания, принудительно репатриировали на родину в СССР. А в лагерях на территориях, занятыми союзниками, имелась единственная лазейка быть не выданным на Родину - сказать, что ты из Западной Беларуси, Украины, Прибалтики - жителей этих регионов союзники не считали советскими гражданами и не выдавали их советским властям. А вот граждан остальных советских регионов приходилось силой выдавать СССР - согласно Ялтинскому договору между союзниками.

В этих лагерях беженцы часто задерживались на несколько лет. Существовали «смешанные» DP-лагеря, где находились люди разных стран. Были также лагеря по национальнстям - украинские, белорусские, где в школах преподавание велось на родном языке, а также выходили газеты и организовывались любительские театральные труппы и кружки.

Белорусские DP-лагеря были расположены в немецких городах Регенсбург (Regensburg), Ватенстедт (Watenstedt), Остерхофен(Osterhofen), Розенхайм (Rosenheim), Михельсдорф (Michelsdorf) и др.

В гимназии имени Янки Купалы в немецком Михельсдорфе в 1948 году училось около 130 белорусских детей.

Доподлинно известно, что также белорусском DP-лагере в Ватенштедте имелся детский сад, школа, гимназия, любительский театр.

Постановка пьесы М.Крапивницкого «Па рэвізіі” (1946) в белорусском DP-лагере:

В белорусском DP-лагере в Остерхофене была издана первая в Германии газета на белорусском языке, газета белорусских скаутов:

Белорусские скауты Михельсдорфа (1949 год):

Страницы школьного учебника в гимназии:

У здания администрации лагеря:

Так как среди взрослых беженцев было немало образованных людей, то недостатка в преподавателях не было. Преподаватели школы в Регенсбурге:


Это фото взято из местной газеты Михельсдорфа за март 2011, где был размещен репортаж учеников местной гимназии под названием «Молодежь исследует историю» - о существовании после войны в их родном городке белорусского DP-лагеря...
Дети даже отыскали (в 2011 году!) в окрестностях Михельсдорфа одного пожилого белоруса, который ходил после войн в ту самую белорусскую гимназию, от него они получили много редкой и интересной информации. В местном культурном центре была организована фото-выставка о жизни и буднях белорусского DP-лагеря.

Выпускники гимназии получали «матуру»(аттестат зрелости) официального образца.

По линии UNRRA и IRO молодым DP-беженцам выделялись места и стипендии в Мюнхенском университете. Подобная программа стипендий существовала также и для университета бельгийского города Лювен (Leuven).

Белорусские студенты лювенского университета во время экскурсии в Париж (1952):

Скитания белоруссих беженцев, а также их жизнь и быт в DP-лагерях Германии и учеба в Бельгии подробно описаны в автобиографическом романе Янки Запрудника «Дванадцатка » (ссылка на PDF-книгу ниже).

Документ 1948 года - данные о сотрудниках белорусской гимназии в Михельсдорфе: карточки медицинской страховки (на самих и их детей), «налоговые» группы, должности и количество детей. В графе «гражданство» указана Польша или Латвия - потому что жители Западной Беларуси, Украины и Прибалтики по законам Германии и союзников не считались советскими гражданами.

Вторая колонка в таблице - DP-номер каждого беженца.

В начале 50-х годов американское правительство разрешило въезд в США около 200 тысяч DP-беженцев, и DP-лагеря постепенно были распущены. Большинство белорусов из этих лагерей уехало в США, Канаду или Австралию. Некоторые осели в Западной Европе - в Бельгии, Британии...

Центр белорусской эмиграции в США находился в городе Саут Ривер (South River), штат Нью-Джерси. На собранные среди членов белорусской общины деньги была построена церковь Святой Евфросиньи Полоцкой.

МОСКВА, 28 янв — РИА Новости. Выдающий танцор, балетмейстер, актер, фотограф, коллекционер искусства и владелец известного ресторана "Русский самовар" Михаил Барышников 28 января отмечает 70-летие. В 1974 году, во время гастролей труппы Большого театра в Канаде, он принял решение не возвращаться в СССР. Как и для многих "невозвращенцев", для него это решение было непростым. Но главным аргументом за стала свобода творчества. РИА Новости вспоминает советских артистов балета, которые остались на Западе.

Рудольф Нуреев

Свой знаменитый "прыжок в свободу" Рудольф Нуреев совершил во время парижских гастролей в 1961 году. Побег означал для него, как и для всех "невозвращенцев" не только полный разрыв с родственниками, но и заочный приговор — Нуреев был осужден по статье "Измена родине" и приговорен в СССР к семи годам заключения.

В своих интервью он часто говорил о том, что жизнь на Западе дала ему прежде всего творческую свободу. Известно, что Нуреев был человеком непростым, со вздорным характером. Но в чем ему действительно никто не мог отказать, так это в невероятной преданности профессии и какой-то сверхчеловеческой работоспособности.

Рудольф Нуреев прославился не только как выдающийся танцор, но и как реформатор балета: именно благодаря ему во второй половине ХХ века стал развиваться мужской танец. Творческое наследие Нуреева огромно: он создал множество редакций классических постановок, долгие годы танцевал с Марго Фонтейн, позже руководил балетной труппой Парижской оперы. Будучи тяжело больным, попробовал себя в качестве дирижера.

Наталья Макарова

© AP Photo Наталья Макарова и Михаил Барышников в сцене из балета "Жизель" в Нью-Йорке

В 1970 году солистка Кировского театра Наталья Макарова попросила политического убежища во время гастролей труппы в Великобритании. Через месяц состоялось ее первое выступление в новом статусе, а партнером по сцене стал Рудольф Нуреев.

Макарова танцевала в American Ballet Theatre (Американский театр балета, которым сейчас, кстати, руководит Алексей Ратманский), была приглашенной звездой лондонского Королевского балета, выступала с труппами крупнейших мировых театров. Для нее ставил спектакли один из лучших хореографов ХХ века Ролан Пети. Помимо Нуреева, она выходила на сцену и с другими соотечественниками, оставшимися позже на Западе, — Михаилом Барышниковым и Александром Годуновым.
В конце 1980-х, благодаря усилиям бывших коллег, Наталья Макарова вернулась на сцену Кировского балета, исполнив несколько фрагментов из постановки Джона Кранко "Онегин". Сейчас живет в США.

Михаил Барышников

© AP Photo / Marty Lederhandler Михаил Барышников во время репетиции бродвейского спектакля "Метаморфозы"


© AP Photo / Marty Lederhandler

Уроженец Риги, Михаил Барышников был выпускником Ленинградского хореографического училища (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). Так же как и Нуреев, он окончил класс выдающегося преподавателя Александра Пушкина.

Оставшись в 1974 году на Западе во время гастролей Большого театра в Канаде, Барышников сразу же получил приглашение в одну из лучших трупп мира — American Ballet Theatre (ABT). Позже его пригласил к себе танцевать Джордж Баланчин, а в 1988 году Барышников вернулся в ABT уже художественным руководителем.

Как танцор, он славился своим невероятным прыжком. Известно, что его творческие поиски никогда не ограничивались классическим репертуаром: Барышников активно занимался современным балетом, пробовал себя в качестве драматического актера на сцене и в кино (в его послужном списке есть номинация на "Оскар" и участие в популярном сериале "Секс в большом городе").

© AP Photo / Randy Rasmussen


© AP Photo / Randy Rasmussen

Одноклассник Барышникова по Рижскому хореографическому училищу, артист Большого театра Александр Годунов остался в Америке во время гастролей в Нью-Йорке в 1979 году. Его супругу, балерину Людмилу Власову, которая также была в этой поездке, советские власти решили отправить обратно в Москву. События развивались драматично: американские представители самолет задержали, в итоге Власова вылетела на родину лишь три дня спустя. Воссоединиться пара так и не смогла, в 1982 году был оформлен их развод.

Высокого роста, статный блондин и прекрасный танцор, Годунов неизменно привлекал внимание публики, танцуя в Большом, был желанным партнером для многих солисток. Однако в Америке его сценическая карьера не сложилась. Получив первоначально приглашение в тот же American Ballet Theatre, где танцевал и Барышников, позже он не смог продлить контракт с труппой. Злые языки поговаривали, что бывший одноклассник Барышников видел в Годунове серьезного конкурента и, пользуясь своим влиянием, помешал его карьере.

В 1985 году Годунов прекратил танцевать и начал сниматься в кино, сыграв несколько ролей второго плана. В 1995-м скончался в возрасте 45 лет.

Невозвращенцами в советское время называли тех, кто путем нелегальной эмиграции покидал навсегда свою родину. Их действия приравнивались к предательству. Судебные решения выносились заочно. Имущество подлежало конфискации, родственники отправлялись в лагеря.

Расстрел через 24 часа

Бегство за границу в 20-х годах приобрело такой большой размах, что власти были вынуждены задуматься: в качестве главной превентивной меры был издан закон «Об объявлении вне закона должностных лиц – граждан Союза ССР за границей, перебежавших в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и отказывающихся вернуться в Союз ССР». Согласно новому закону: «Объявление вне закона влечет за собой: конфискацию всего имущества осужденного; расстрел осужденного через 24 часа после удостоверения его личности. Все подобные дела рассматриваются Верховным Судом СССР. Имена объявленных вне закона подлежат сообщению всем исполкомам и органам ГПУ».

Брали то, что смогли унести

Бежавшие люди брали с собой лишь самое ценное, то, что могли унести в руках. Практически вся домашняя обстановка – посуда, предметы обихода, наборы мебели – оставалась в пустых квартирах. Их сначала описывали сотрудники НКВД, а потом сюда вселялись новые жильцы, которым, нередко, доставались богатое убранство покинутых домов. Большинство невозвращенцев принадлежало к касте политической или научной элиты, которая даже в годы Гражданской войны не отказывала себе в мирских удовольствиях.

«Комиссионки» - центр торговли

Нередко вещи сдавались на реализацию в комиссионные магазины, которые стали открываться в городах с большим размахом. Причем особо ценные вещи раскупались практически мгновенно: в СССР переживали товарный кризис, возник дефицит на хорошие вещи, которые уже не выпускались, в конце 20-х годов по статистике на душу населения выпускалось всего лишь полботинка. В «комиссионку» приносили на реализацию свою вещи не только обычные жители, но и приближенные сотрудники НКВД. Впрочем, они напрямую сбытом таких вещей не занимались: это было запрещено делать под страхом увольнения и уголовного преследования. Но члены их семей могли реализовывать вещи. Об этом написала Председателю СНК СССР Вячеславу Молотову и Прокурору СССР Андрею Вышинскому возмущенная творящимся безобразием гражданка Зайцева. В своем письме она вынуждена была обратиться к высшим должностным лицам СССР и рассказать, что покупала втридорога продукты питания своим детям у спекулянток- жен милиционеров, которые под прикрытием своих мужей наживались на бедственном положении простого народа. Сотрудники милиции снабжались по нормам, приравненным к рабочим пайкам, им этого явно не хватало. Однако такие письма были единичными и не могли переломить общую тенденцию: в СССР стремились заполучить в государственный арсенал как можно больше ценных вещей. Было создано Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами – фонд Торгсин, куда также поступало имущество невозвращенцев.

Агенты магазинов

Черный рынок и комиссионные магазины получали немало ценных вещей, оставленных невозвращенцами. Директора «комиссионок» имели разветвленную сеть агентов, которые получали за свою информацию о ценном товаре определенный процент прибыли: цены в магазинах были вдвое выше, чем в обычных.

Партийная комиссия выявила миллионы

В 1935 году Комиссия партийного контроля направила в Совет народных комиссаров СССР «Докладную записку о широком использовании частником комиссионных магазинов», где, в частности, упоминались фамилии граждан, которые сдавали на реализацию огромное количество ценных вещей, ранее встречавшихся у лиц, незаконно покинувших страну.Главный доход «комиссионкам» приносили продажи так называемой «стильной мебели», которую оставляли невозвращенцы. В докладной записке указывалось, что владельцы магазинов изначально оценивали поступающую мебель по заведомо низкой цене, а потом перепродавали, разницу положив в себе в карман: один из руководителей Кабардино-Балкарии накупил себе мебели на 300 000 рублей, а две комиссионки Ленпромторга смогли продать мебели на 800 000 рублей. Это были баснословные суммы для того времени. Немало ценных вещей досталось так называемой группам «А» и «Б», куда входила по решению Наркомснаба партийная элита из числа руководителей – так стали появляться особые распределительные фонды. Некоторые квартиры напоминали музейные фонды.

В ответе - все

К 1929 году власти задумались: а почему никто не сообщает правоохранительным органам о злостном намерении покинуть страну? Была введена новая статья, предусматривающая уголовную ответственность членов семей, которые вовремя не сообщили о намерении своего родственника незаконно покинуть территорию Советского Союза. Семьи невозвращенцев признавались за уголовный элемент и направлялись в специальные поселения, как правило, в Сибирь. Несмотря, что такие поселения не входили в систему ГУЛАГа, жители не могли покинуть это место, они подчинялись особому режиму работы. Попасть на такое поселение считалось большим везением: в большинстве случаев семьи невозвращенцев карали жестко, применяя уголовные статьи, по которым несчастные люди отправлялись в исправительно- трудовые лагеря. Так показывали тем, кто скрылся «за бугром» и пребывал в благополучии всю меру их моральной ответственности за проступки перед родиной и членами своих семей.

  • 1 из 54 Федор Шаляпин. На момент побега Шаляпин был художественным руководителем Мариинского театра и первым в СССР заслужил звание народного артиста Республики.

  • 2 из 54

  • 3 из 54 "Вернись теперь такой артист назад на русские рублики - я первый крикну: - Обратно катись, народный артист Республики!"

  • 4 из 54

  • 5 из 54 В конце лета 1932 года Шаляпин снялся в кино, исполнив главную роль в фильме Георга Пабста "Приключения Дон Кихота" по одноименному роману Сервантеса. Фильм был снят сразу на двух языках - английском и французском, с двумя составами актеров.

  • 6 из 54

  • 7 из 54

  • 8 из 54 Рудольф Нуреев - балетный танцовщик, балетмейстер, одна из ярчайших звезд Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова, который ныне именуется Мариинским.

  • 9 из 54 В 1961 году во время гастролей Кировского театра в Париже отказался возвращаться в СССР, став одним из самых известных "невозвращенцев" в СССР.

  • 10 из 54

  • 11 из 54

  • 12 из 54

  • 13 из 54

  • 14 из 54 Александр Годунов - балетный танцовщик, которому прочили великую карьеру в Большом театре.

  • 15 из 54

  • 16 из 54 После известия о его отсутствии советские власти отправили жену Годунова - Людмилу Власову , единственную из труппы, на самолете в Москву. Однако самолет был задержан американскими властями прямо перед взлетом, и Государственный департамент США потребовал предоставить доказательства того, что Власова возвращается в СССР добровольно.

  • 17 из 54

  • 18 из 54 В течение года Годунов безуспешно пытался добиться возвращения жены. Эта пара стала известна как "Ромео и Джульетта" холодной войны. В 1982 году был оформлен их развод.

  • 19 из 54

  • 20 из 54

  • 21 из 54 Женившись на голливудской актрисе Ж. Биссет, пробовал себя в кино. Среди ролей в фильмах: фермер-амиш в фильме "Свидетель" (1985), экспрессивный дирижер оркестра в фильме "Долговая яма" (1986).
  • 22 из 54 Сыграл Карла - террориста в фильме "Крепкий орешек" (1988). Последняя роль актера - экстравагантный террорист-химик Лотар Красна, мечтающий поработить мир, была сыграна им в боевике 1995 года "Зона".

  • 23 из 54

  • 24 из 54

  • 25 из 54 Андрей Тарковский - культовый кинорежиссер.

  • 26 из 54 В 1984 году во время командировки в Стокгольм, где Андрей должен был обсуждать съемки фильма "Жертвоприношение", прямо на пресс-конференции объявил, что на Родину не вернется.

  • 27 из 54

  • 28 из 54
  • 29 из 54 Снятый в Швеции фильм "Жертвоприношение" (1985) стал последней работой режиссера. 13 декабря 1985 года врачи диагностировали у него рак легких.

  • 30 из 54

  • 31 из 54 Тарковский умер в Париже в возрасте 54 лет 29 декабря 1986 года. Похороны состоялись 3 января на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. "Человек, который видел ангела" - такая надпись сделана на памятнике.

  • 32 из 54 Наталия Макарова , балерина, которая была ведущей солисткой Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне - Мариинский театр).

  • 33 из 54

  • 34 из 54

  • 35 из 54 А в декабре 1982 года состоялся дебют Макаровой в качестве драматической актрисы на Бродвее - специально для нее был возобновлен мюзикл Ричарда Роджерса с хореографией Джорджа Баланчина "На пуантах". За главную роль танцовщицы Веры Бароновой в этом спектакле Макарова получила несколько престижных международных наград.

  • 36 из 54

  • 37 из 54

  • 38 из 54 Михаил Барышников - балетный танцовщик, солист Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова.

  • 39 из 54

  • 40 из 54

  • 41 из 54 В 1990 году вместе с танцовщиком и хореографом Марком Моррисом организовал "Проект "Белый дуб"" (Флорида), занимавшийся постановками и изысканиями в области современнного танца.

  • 42 из 54

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Невозвраще́нцы - название граждан СССР , а также подданных Российской империи или других государств, отказавшихся вернуться в страну из легальных заграничных поездок или командировок. Официальное название явления в СССР 1930-х годов: «Бегство во время пребывания за границей».

Невозвращенство является формой бегства, т.е. нелегальной эмиграции из страны с тоталитарным или «разрешительным» миграционным режимом. Наиболее характерно для таких стран, как СССР , КНР , КНДР , Республики Куба и других стран бывшего соцлагеря.

История

Одно из первых упоминаний в российской литературе XIX века о массовом невозвращении российских подданных содержится в мемуарах участника войны с наполеоновской Францией артиллерийского офицера А. М. Барановича.

После возвращения из европейского похода русская армия недосчиталась сорока тысяч нижних чинов, «о возвратe которых Государь Александр и просил короля Людовика XVIII », однако король просьбу императора исполнить не мог «за утайкою французами беглецов, и потому ни один не возвратился» .

Градоначальник Москвы генерал граф Ф. В. Ростопчин возмущенно писал своей жене:
...До какого падения дошла наша армия, если старик унтер-офицер и простой солдат остаются во Франции, а из конно-гвардейского полка в одну ночь дезертировало 60 человек с оружием в руках и лошадьми. Они уходят к фермерам, которые не только хорошо платят им, но еще отдают за них своих дочерей .
Сам Ф. В. Ростопчин с 1814 года и почти до конца своей жизни прожил в Париже. Своего друга, бывшего российского посла в Лондоне С. Р. Воронцова он просил помочь приобрести английское подданство:
...Сделайте же мне одолжение, устройте, чтобы я имел какой-либо знак английского уважения, шпагу, вазу с надписью, право гражданства .

Среди российской интеллигенции XIX века «первым интеллигентом-невозвращенцем» часто называется Владимир Сергеевич Печерин .

В СССР

Законодательно определение «невозвращенства» в СССР было сформулировано в 1929 году в связи с принятием Постановления ЦИК СССР «Об объявлении вне закона должностных лиц - граждан СССР за границей, перебежавших в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и отказывающихся вернуться в Союз ССР» .

21 ноября 1929 года статья о невозвращенцах была внесена в уголовное законодательство СССР (Закон «Об объявлении вне закона должностных лиц – граждан Союза ССР за границей, перебежавших в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и отказывающихся вернуться в Союз ССР» или так называемый «Закон о невозвращенцах») . Лица, совершившие это деяние или его попытку, обвинялись в государственной измене .

Лицо, отказавшееся вернуться, объявлялось вне закона. Признание лица вне закона согласно ст. 4 этого постановления производилось Верховным Судом СССР и влекло за собой конфискацию всего имущества осужденного и расстрел через 24 часа.

Этот закон имел обратную силу (ст. 6) - то есть распространялся и на всех тех должностных лиц - граждан СССР , кто не вернулся в СССР из-за границы ещё до принятия закона.

…численность невозвращенцев увеличилась более чем вдвое и составила, согласно справке, препровожденной 5 июня 1930 г. в ЦКК старшим уполномоченным ИНО ОГПУ Х. Я. Рейфом , 277 человек, из которых 34 являлись коммунистами. Причем, если в 1921 г. было зарегистрировано всего 3 невозвращенца (в том числе 1 коммунист), в 1922 г. - 5 (2), в 1923 г.- 3 (1) и в 1924 г.- 2 (0)…

До 1960 г. измена Родине составляла содержание статьи 58-1а Особенной части Уголовного кодекса РСФСР, введённой в действие постановлением ЦИК СССР 8 июня 1934 г.:

«Измена Родине, то есть действия, совершённые гражданами Союза ССР в ущерб военной мощи Союза ССР, его государственной независимости или неприкосновенности его территории, как то: шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелёт за границу, караются высшей мерой уголовного наказания - расстрелом с конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах - лишением свободы на срок 10 лет с конфискацией всего имущества» Понятие Родины здесь синонимично государству, так как за «измену Родине» были осуждены (в частности, при Сталине) многие люди, родившиеся вне Российской империи либо СССР в тогдашних границах.

В Уголовном кодексе РСФСР от 1960 г. , «Измена Родине» выделена в отдельную 64-ю статью:

«Измена Родине, то есть деяние, умышленно совершённое гражданином СССР в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности или государственной безопасности и обороноспособности СССР: переход на сторону врага, шпионаж , выдача государственной или военной тайны иностранному государству, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы в СССР, оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против СССР, а равно заговор с целью захвата власти, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки или смертной казнью с конфискацией имущества»

Некоторые известные невозвращенцы

В культуре

  • Фильм «Москва на Гудзоне ».
  • Фильм «Рейс 222 ». Сюжет фильма основан на подлинной истории артистов балета Александра Годунова и Людмилы Власовой .

См. также

  • Список лётчиков-перебежчиков из стран советского блока

Напишите отзыв о статье "Невозвращенцы"

Литература

  • Владимир Генис. Неверные слуги режима: Первые советские невозвращенцы (1920-1933). Опыт документального исследования. (в 2-х книгах). - Кн. 1. «Бежал и перешёл в лагерь буржуазии» (1920-1929). М., 2009. 704 c. ISBN 978-5-8107-0238-2 // Кн. 2. "Третья эмиграция" (1929-1933). М., 2012. 815 с. ISBN 978-5-98585-084-0

Ссылки

  • // Радио «Свобода» , 9.09.2012
  • - В. Генис в программе "Мифы и репутации" с И. Толстым на Радио «Свобода»
  • (англ.)

Примечания

Отрывок, характеризующий Невозвращенцы

В ту же ночь, откланявшись военному министру, Болконский ехал в армию, сам не зная, где он найдет ее, и опасаясь по дороге к Кремсу быть перехваченным французами.
В Брюнне всё придворное население укладывалось, и уже отправлялись тяжести в Ольмюц. Около Эцельсдорфа князь Андрей выехал на дорогу, по которой с величайшею поспешностью и в величайшем беспорядке двигалась русская армия. Дорога была так запружена повозками, что невозможно было ехать в экипаже. Взяв у казачьего начальника лошадь и казака, князь Андрей, голодный и усталый, обгоняя обозы, ехал отыскивать главнокомандующего и свою повозку. Самые зловещие слухи о положении армии доходили до него дорогой, и вид беспорядочно бегущей армии подтверждал эти слухи.
«Cette armee russe que l"or de l"Angleterre a transportee, des extremites de l"univers, nous allons lui faire eprouver le meme sort (le sort de l"armee d"Ulm)», [«Эта русская армия, которую английское золото перенесло сюда с конца света, испытает ту же участь (участь ульмской армии)».] вспоминал он слова приказа Бонапарта своей армии перед началом кампании, и слова эти одинаково возбуждали в нем удивление к гениальному герою, чувство оскорбленной гордости и надежду славы. «А ежели ничего не остается, кроме как умереть? думал он. Что же, коли нужно! Я сделаю это не хуже других».
Князь Андрей с презрением смотрел на эти бесконечные, мешавшиеся команды, повозки, парки, артиллерию и опять повозки, повозки и повозки всех возможных видов, обгонявшие одна другую и в три, в четыре ряда запружавшие грязную дорогу. Со всех сторон, назади и впереди, покуда хватал слух, слышались звуки колес, громыхание кузовов, телег и лафетов, лошадиный топот, удары кнутом, крики понуканий, ругательства солдат, денщиков и офицеров. По краям дороги видны были беспрестанно то павшие ободранные и неободранные лошади, то сломанные повозки, у которых, дожидаясь чего то, сидели одинокие солдаты, то отделившиеся от команд солдаты, которые толпами направлялись в соседние деревни или тащили из деревень кур, баранов, сено или мешки, чем то наполненные.
На спусках и подъемах толпы делались гуще, и стоял непрерывный стон криков. Солдаты, утопая по колена в грязи, на руках подхватывали орудия и фуры; бились кнуты, скользили копыта, лопались постромки и надрывались криками груди. Офицеры, заведывавшие движением, то вперед, то назад проезжали между обозами. Голоса их были слабо слышны посреди общего гула, и по лицам их видно было, что они отчаивались в возможности остановить этот беспорядок. «Voila le cher [„Вот дорогое] православное воинство“, подумал Болконский, вспоминая слова Билибина.
Желая спросить у кого нибудь из этих людей, где главнокомандующий, он подъехал к обозу. Прямо против него ехал странный, в одну лошадь, экипаж, видимо, устроенный домашними солдатскими средствами, представлявший середину между телегой, кабриолетом и коляской. В экипаже правил солдат и сидела под кожаным верхом за фартуком женщина, вся обвязанная платками. Князь Андрей подъехал и уже обратился с вопросом к солдату, когда его внимание обратили отчаянные крики женщины, сидевшей в кибиточке. Офицер, заведывавший обозом, бил солдата, сидевшего кучером в этой колясочке, за то, что он хотел объехать других, и плеть попадала по фартуку экипажа. Женщина пронзительно кричала. Увидав князя Андрея, она высунулась из под фартука и, махая худыми руками, выскочившими из под коврового платка, кричала:
– Адъютант! Господин адъютант!… Ради Бога… защитите… Что ж это будет?… Я лекарская жена 7 го егерского… не пускают; мы отстали, своих потеряли…
– В лепешку расшибу, заворачивай! – кричал озлобленный офицер на солдата, – заворачивай назад со шлюхой своею.
– Господин адъютант, защитите. Что ж это? – кричала лекарша.
– Извольте пропустить эту повозку. Разве вы не видите, что это женщина? – сказал князь Андрей, подъезжая к офицеру.
Офицер взглянул на него и, не отвечая, поворотился опять к солдату: – Я те объеду… Назад!…
– Пропустите, я вам говорю, – опять повторил, поджимая губы, князь Андрей.
– А ты кто такой? – вдруг с пьяным бешенством обратился к нему офицер. – Ты кто такой? Ты (он особенно упирал на ты) начальник, что ль? Здесь я начальник, а не ты. Ты, назад, – повторил он, – в лепешку расшибу.
Это выражение, видимо, понравилось офицеру.
– Важно отбрил адъютантика, – послышался голос сзади.
Князь Андрей видел, что офицер находился в том пьяном припадке беспричинного бешенства, в котором люди не помнят, что говорят. Он видел, что его заступничество за лекарскую жену в кибиточке исполнено того, чего он боялся больше всего в мире, того, что называется ridicule [смешное], но инстинкт его говорил другое. Не успел офицер договорить последних слов, как князь Андрей с изуродованным от бешенства лицом подъехал к нему и поднял нагайку:
– Из воль те про пус тить!
Офицер махнул рукой и торопливо отъехал прочь.
– Всё от этих, от штабных, беспорядок весь, – проворчал он. – Делайте ж, как знаете.
Князь Андрей торопливо, не поднимая глаз, отъехал от лекарской жены, называвшей его спасителем, и, с отвращением вспоминая мельчайшие подробности этой унизи тельной сцены, поскакал дальше к той деревне, где, как ему сказали, находился главнокомандующий.
Въехав в деревню, он слез с лошади и пошел к первому дому с намерением отдохнуть хоть на минуту, съесть что нибудь и привесть в ясность все эти оскорбительные, мучившие его мысли. «Это толпа мерзавцев, а не войско», думал он, подходя к окну первого дома, когда знакомый ему голос назвал его по имени.
Он оглянулся. Из маленького окна высовывалось красивое лицо Несвицкого. Несвицкий, пережевывая что то сочным ртом и махая руками, звал его к себе.
– Болконский, Болконский! Не слышишь, что ли? Иди скорее, – кричал он.
Войдя в дом, князь Андрей увидал Несвицкого и еще другого адъютанта, закусывавших что то. Они поспешно обратились к Болконскому с вопросом, не знает ли он чего нового. На их столь знакомых ему лицах князь Андрей прочел выражение тревоги и беспокойства. Выражение это особенно заметно было на всегда смеющемся лице Несвицкого.
– Где главнокомандующий? – спросил Болконский.
– Здесь, в том доме, – отвечал адъютант.
– Ну, что ж, правда, что мир и капитуляция? – спрашивал Несвицкий.
– Я у вас спрашиваю. Я ничего не знаю, кроме того, что я насилу добрался до вас.
– А у нас, брат, что! Ужас! Винюсь, брат, над Маком смеялись, а самим еще хуже приходится, – сказал Несвицкий. – Да садись же, поешь чего нибудь.
– Теперь, князь, ни повозок, ничего не найдете, и ваш Петр Бог его знает где, – сказал другой адъютант.
– Где ж главная квартира?
– В Цнайме ночуем.
– А я так перевьючил себе всё, что мне нужно, на двух лошадей, – сказал Несвицкий, – и вьюки отличные мне сделали. Хоть через Богемские горы удирать. Плохо, брат. Да что ты, верно нездоров, что так вздрагиваешь? – спросил Несвицкий, заметив, как князя Андрея дернуло, будто от прикосновения к лейденской банке.
– Ничего, – отвечал князь Андрей.
Он вспомнил в эту минуту о недавнем столкновении с лекарскою женой и фурштатским офицером.
– Что главнокомандующий здесь делает? – спросил он.
– Ничего не понимаю, – сказал Несвицкий.
– Я одно понимаю, что всё мерзко, мерзко и мерзко, – сказал князь Андрей и пошел в дом, где стоял главнокомандующий.
Пройдя мимо экипажа Кутузова, верховых замученных лошадей свиты и казаков, громко говоривших между собою, князь Андрей вошел в сени. Сам Кутузов, как сказали князю Андрею, находился в избе с князем Багратионом и Вейротером. Вейротер был австрийский генерал, заменивший убитого Шмита. В сенях маленький Козловский сидел на корточках перед писарем. Писарь на перевернутой кадушке, заворотив обшлага мундира, поспешно писал. Лицо Козловского было измученное – он, видно, тоже не спал ночь. Он взглянул на князя Андрея и даже не кивнул ему головой.
– Вторая линия… Написал? – продолжал он, диктуя писарю, – Киевский гренадерский, Подольский…
– Не поспеешь, ваше высокоблагородие, – отвечал писарь непочтительно и сердито, оглядываясь на Козловского.
Из за двери слышен был в это время оживленно недовольный голос Кутузова, перебиваемый другим, незнакомым голосом. По звуку этих голосов, по невниманию, с которым взглянул на него Козловский, по непочтительности измученного писаря, по тому, что писарь и Козловский сидели так близко от главнокомандующего на полу около кадушки,и по тому, что казаки, державшие лошадей, смеялись громко под окном дома, – по всему этому князь Андрей чувствовал, что должно было случиться что нибудь важное и несчастливое.
Князь Андрей настоятельно обратился к Козловскому с вопросами.
– Сейчас, князь, – сказал Козловский. – Диспозиция Багратиону.
– А капитуляция?
– Никакой нет; сделаны распоряжения к сражению.
Князь Андрей направился к двери, из за которой слышны были голоса. Но в то время, как он хотел отворить дверь, голоса в комнате замолкли, дверь сама отворилась, и Кутузов, с своим орлиным носом на пухлом лице, показался на пороге.
Князь Андрей стоял прямо против Кутузова; но по выражению единственного зрячего глаза главнокомандующего видно было, что мысль и забота так сильно занимали его, что как будто застилали ему зрение. Он прямо смотрел на лицо своего адъютанта и не узнавал его.
– Ну, что, кончил? – обратился он к Козловскому.
– Сию секунду, ваше высокопревосходительство.
Багратион, невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек, вышел за главнокомандующим.