Высоцкий Владимир Семёнович (1938-1980) – гениальный поэт, живший и творивший в Советском Союзе, киноактёр, автор прозаических произведений; был ведущим актёром в театре на Таганке, исполнял собственные написанные песни на русской семиструнной гитаре. В 1987 году посмертно удостоен Государственной премии СССР.

Родители

Родился Владимир 25 января 1938 года. Это произошло в 9 ч. 40 мин. утра в Дзержинском районе столицы СССР, на Третьей улице Мещанской находился роддом № 8. Теперь многое поменяло своё название, сейчас это улица Щепкина, а здание родильного дома принадлежит институту МОНИКИ. Но там всё равно есть табличка, что 25 января здесь появился на свет великий человек ─ Владимир Высоцкий.

Его папа, Высоцкий Семён Владимирович, родом был из украинской столицы, города Киева. Он был военным связистом, прошёл Великую Отечественную войну, имел около 20 медалей и орденов, дослужился до звания полковника. Дедушку Высоцкого по отцовской линии тоже звали Владимир Семёнович, родом он был из Бреста и в своё время получил сразу три высших образования – юриста, химика и экономиста. Бабушка поэта, Дарья Алексеевна, работала медсестрой, позднее косметологом, она обожала своего внука Владимира и была страстной поклонницей его творчества.

Мама, Нина Максимовна (девичья фамилия Серёгина), имела диплом Московского института иностранных языков о высшем образовании. Трудилась референтом-переводчиком с немецкого языка, позднее в «Интуристе» гидом.

И отец, и мать намного пережили своего гениального ребёнка. Семён Владимирович умер в 1997 году, Нина Максимовна в 2003.

Семья Высоцких жила в громадной коммуналке, располагавшейся в старом доме на 1-ой Мещанской улице. Через много лет в «Балладе о детстве» поэт напишет о своей первой квартире: «На 38 комнаток всего одна уборная».

Детство

С началом войны папа пошёл на фронт, а маленький Володя с мамой эвакуировались в село Воронцовка возле города Бузулук Оренбургской области. Там они прожили два года и в 1943 вернулись в Москву.

Отец Владимира на фронте познакомился с молодой вдовой Евгенией Лихалатовой, а когда вернулся домой, родители Высоцкого развелись. Мама в скором времени второй раз вышла замуж, но у маленького Володи не заладились отношения с отчимом, а у самой Нины Максимовны из-за занятости на работе совсем не оставалось времени на воспитание сына.

Тогда отец принял решение увезти ребёнка с собой в Германию, куда он был направлен на службу. Володя по родной матери, конечно, скучал, но и мачеха ему очень нравилась. Евгения Степановна по национальности – армянка и, чтобы показать, как уважительно он к ней относится, Владимир принял крещение в армянской апостольской церкви. Он звал её мамой Женей, а женщина практически одна занималась воспитанием пасынка, потому что Семён Владимирович целыми сутками пропадал на службе. В будущем именно она встанет на защиту Володи, когда он решит связать свою судьбу с творчеством, родные мать и отец будут категорически против этого.

Школьное обучение Владимир начинал в московской школе № 273, где отучился два года. Потом обучение проходил в немецком городе Эберсвальде, где служил отец. Тут же он впервые начал осваивать езду на велосипеде и игру на фортепиано. Осенью 1949 года он приехал с отцом и мамой Женей в Москву, где пошёл учиться в среднюю мужскую школу № 186. Он продолжил учёбу в 5-ом классе по месту проживания, а расположились отец и мама Женя на Большом Каретном переулке, о котором он потом напишет свою известнейшую песню. Именно здесь, на доме № 15, будет установлена первая мемориальная доска всенародному кумиру.

Учёба в институтах

Артистические данные проявились в Володе ещё в школьные годы, он занимался в драматическом кружке под руководством актёра МХАТ В. Богомолова. А в подростковом возрасте все вечера Владимир проводил в компаниях дворовой молодёжи, основным развлечением которых в то время было брынчание на гитаре и исполнение душещипательных песен про Колыму, Мурку и Воркуту.

В 1955 году Володя получил аттестат о среднем образовании и по настоянию родителей стал студентом механического факультета в Московском инженерно-строительном институте. Но здесь он не проучился и года. В новогоднюю ночь, когда все студенты отмечали праздник, Володя с другом Кохановским Игорем делал чертежи, без которых не было бы допуска к экзаменам. Когда всё было начерчено, Владимир взял чернила и вылил на ватман с готовым чертежом, сказав при этом: «Хватит. У меня в запасе 6 месяцев, чтобы подготовиться к поступлению в театральный. А это всё – не по мне…» . Он написал в деканат заявление, и его отчислили из учебного заведения по собственному желанию.

Летом 1956 года Володя поступил на актёрское отделение в школу-студию МХАТ. На третьем курсе он впервые сыграл на театральной сцене. Это была учебная постановка «Преступления и наказания», ему досталась роль Порфирия Петровича. На это же время приходится и его первая работа в кино. В картине «Сверстницы» Владимир играл небольшую роль студента Пети.

Театр

Окончив МХАТ, Высоцкий поступил на работу в театр имени Пушкина. Здесь он играл немного, около 10 персонажей, в большей части второстепенных. Самой значительной ролью был Леший в «Аленьком цветочке».

Следующим местом работы Высоцкого стал театр миниатюр, но и тут он не получал особой радости, роли ему давали эпизодические либо и вовсе задействовали в массовках. Многие откровенно посмеивались над его низким голосом с хрипотцой, который впоследствии стал его фирменной штучкой. Здесь актёр проработал менее двух месяцев.

Пытался Владимир пробиться и в театр «Современник». С 1960 по 1964 годы он находился в поиске, пока не попал в театр на Таганке. Отныне два слова «Таганка» и «Высоцкий» будут навсегда связаны между собой неразрывно, здесь он проработает до самой смерти, несмотря на то, что не всегда складывались у него отношения с руководителем театра Юрием Любимовым.

Прошло совсем немного времени, и уже люди шли в театр на Таганке только из-за Высоцкого. Он неистово заводил публику, до стона и изнеможения, так как это могут сделать только величайшие актёры.

Переиграть его невозможно, исполненные им роли так и останутся лучшими навсегда:

В театре на Таганке у Высоцкого были завистники, но были и настоящие верные друзья –Филатов Лёня, Демидова Алла, Валерий Золотухин. Вместе с коллективом Владимир часто выезжал за границу на гастроли: в Болгарию и Польшу, Венгрию и Германию, Францию и Югославию.

Кино

Особенно любили и продолжают любить зрители роли Высоцкого в кино.

Он сыграл почти в 30-ти кинокартинах, в 6 фильмах пел свои собственные песни, а ещё в 11-ти его песни исполняли другие люди.

В каком году фильм вышел на экраны? Название фильма Роль Высоцкого В. С.
1961 «Карьера Димы Горина» Софрон (монтажник-высотник)
1962 «713-й просит посадку» американский моряк
1963 «Штрафной удар» Юрий Никулин (гимнаст)
1965 «Стряпуха» Андрей Пчёлка
1965 «На завтрашней улице» Пётр Маркин (бригадир)
1967 «Короткие встречи» Максим (геолог)
1967 «Вертикаль» Володя (радист)
1968 «Интервенция» Воронов/Бродский
1968 «Хозяин тайги» Рябой (бригадир сплавщиков)
1968 «Служили два товарища» Брусенцов
1975 «Бегство мистера Мак-кинли» Билл Сигер (певец)
1976 «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» Ибрагим Ганнибал
1979 «Маленькие трагедии» Дон Гуан

Ну, и, конечно же, самый знаменитый фильм «Место встречи изменить нельзя», где Владимир блистательно сыграл капитана московской милиции Глеба Жеглова. Режиссёру Станиславу Говорухину было непросто работать с актёром. Владимир не любил вторых дублей, если он уже один раз сыграл, то пронёс всё через себя, уже пережил эти эмоции и повторять их снова не собирался. И партнёров своих заводил так, что те тоже всё отыгрывали с первого дубля.

Песни

Высоцкий написал более 850 поэтических произведений (стихов и песен).

Трудно назвать ту сторону жизни, которую бы он не затрагивал в своём творчестве. Он писал про любовь и политику, юмористические и сатирические стихи, в которых резко критиковал общественный строй, он сочинял баллады, песни-сказки, песни-монологи. Он пел о том, как относятся к жизни простые смертные люди, об их чести и достоинстве, о силе человеческого характера, о тяжестях судьбы.

В советских квартирах в то время стали появляться бобинные магнитофоны, и не было, наверное, ни одной семьи, в которой бы не слушали записи Высоцкого. Его запрещало правительство, а народ делал из Владимира кумира. Особенно задевали душу его «песни на надрыве»:

  • «Про райские яблоки»;
  • «Две судьбы»;
  • «Кони привередливые»;
  • «Жираф»;
  • «Банька по-белому»;
  • «Я не люблю»;
  • «Бег иноходца»;
  • «Парус»;
  • «Охота на волков»;
  • «Песня о друге»;
  • «Большой Каретный»;
  • «Он не вернулся из боя»;
  • «Спасите наши души»;
  • «Корабли».

К сожалению, признали великого поэта уже после его смерти. В 1981 году увидел свет сборник поэтических произведений Высоцкого «Нерв».

Личная жизнь

Со своей первой супругой Изой Жуковой Владимир познакомился в студенческие годы. Они сыграли свадьбу в 1960 году, но совместная жизнь оказалась совсем непродолжительной.

В 1961 году Высоцкий познакомился с самой красивой артисткой Советского Союза, так он описал тогда будущую супругу своему другу. Это была Людмила Абрамова. В их союзе родилось двое сыновей – в 1962 году Аркадий и в 1964 году Никита.

С Людмилой Абрамовой Владимир развёлся в 1968 году. Тем не менее через много лет после его смерти она основала и является хранительницей мемориального музея В. С. Высоцкого.

Его третьей супругой и музой стала Марина Влади, актриса из Франции.

Владимир знал её по фильму «Колдунья», в котором она сыграла в 17 лет. Тогда мужчины всего мира были влюблены в красавицу Марину. Влади также была наслышана об актёре Высоцком и о его песнях от своих французских коллег.

Их встреча состоялась в 1967 году. Марина по работе приехала в Советский Союз, пришла в театр на Таганке, на спектакль «Пугачёв», где так неистово Высоцкий кричал и рвался, закованный в цепи, играя на сцене Хлопушу. Её потрясла эта мощь. После спектакля они первый раз встретились друг с другом в ресторане.

Она уехала в Париж, но непонятная тоска не давала ей покоя, сначала Марина не могла сообразить, отчего так ноет сердце. Когда раздался телефонный звонок, и она услышала на том конце провода голос с хрипотцой, то поняла сразу, почему ей было так плохо. Марина Влади пропала, потому что влюбилась.

Советское руководство было к ним благосклонно и разрешило пожениться в 1970 году. Но у них не хватало времени, чтобы быть счастливыми. Марина постоянно изыскивала какие-то лазейки, чтобы приехать к мужу в СССР. Уехать в Советский Союз на постоянное жительство для неё было невозможно, в Париже у неё жили сыновья от предыдущих браков.

Бесконечные визы и огромные расстояния мучили их, но те дни, когда они были вместе, становились для Володи и Марины настоящим праздником. Омрачало лишь то, что с каждым разом она замечала, как сильно Высоцкий попадает в алкогольную зависимость. Влади постоянно боролась за него, пыталась отвоевать его у этой пагубной привычки. У неё почти получилось: в последний свой приезд в Париж Владимир пообещал ей, что завяжет с этим делом навсегда.

Да, он завязал. Навсегда… 25 июля 1980 года в Париже в квартире Марины раздался телефонный звонок в 4 часа утра. Она сразу почувствовала, что сейчас услышит; на том конце провода сказали: «Володя умер».

Смерть и похороны

Он умер в своей московской квартире во сне. Родные отказались делать вскрытие, поэтому точной причины смерти никто не знает (инфаркт или асфексия).

В стране проходила летняя олимпиада. Было запрещено сообщать о смерти великого поэта и музыканта. На кассовом окошке театра на Таганке повесили небольшой листок бумаги, где написали, что спектакль не состоится, актёр Высоцкий Владимир умер. Ни один человек, купивший билет на спектакль, не сдал его обратно.

Несмотря на то, что о смерти поэта не сообщили ни радио, ни телевидение, узнала вся страна, а на Ваганьковское кладбище, казалось, пришла вся Москва. Народ нёс огромные охапки живых цветов и в палящий июльский день прятал их под зонтиками, чтобы не завяли. Высоцкий искренне любил и жалел простых людей, а они его за это боготворили.

Биография и эпизоды жизни Владимира Высоцкого . Когда родился и умер Высоцкий, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты музыканта, поэта и актера, фото и видео.

Годы жизни Владимира Высоцкого:

родился 25 января 1938, умер 25 июля 1980

Эпитафия

«Он из самых последних жил не для славы и пел и жил,
Среди общей словесной лжи он себя сохранил.
И на круче без удержи все накручивал виражи,
Видно, мало нас учит жизнь - тот убит, кто раним».
Из песни Александра Градского «Песнь о друге» памяти Высоцкого

«Спи, шансонье. Всея Руси,
отпетый.
Ушел твой ангел в небеси
обедать».
Из стихотворения Владимира Вознесенского

«Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним, мне есть, чем оправдаться перед ним».
Последние стихи Высоцкого

Биография

Владимир Высоцкий - великий российский поэт, музыкант и актер, оставивший огромный след в русской культуре. Биография Высоцкого, трагическая судьба Высоцкого до сих пор вызывают огромный интерес не только у его современников, но и тех, кто не застал Владимира Высоцкого при жизни. Для многих людей Высоцкий жив и по сей день - в его песнях и его актерских работах.

День рождения Высоцкого - 25 января 1938 года. Он родился в Москве, незадолго до войны, в которую его семья была эвакуирована на Урал. После войны Высоцкий некоторое время жил в Германии, где служил отец. Тогда же под руководством второй жены отца Высоцкий начал заниматься музыкой, но после школы поступил на механический факультет, видимо, в надежде получить более востребованную профессию. Впрочем, уже через семестр Высоцкий оставил институт, а через год поступил в Школу-студию МХАТ, после окончания которой пробовал играть в нескольких театрах и, наконец, нашел свой театр, тот, который и по сей день ассоциируется с именем Высоцкого - Театр на Таганке под руководством Юрия Любимова. Начиная с конца 1950-х годов Высоцкий также активно снимался в кино, а в середине 60-х он становится и автором песен и музыки для кинофильмов и спектаклей. Творчество Высоцкого поражало своей плодотворностью и масштабами - песни Владимира Высоцкого звучали в кинофильмах, он выступал с авторскими концертами, писал музыкальные сказки, музыку к спектаклям, пробовал себя в роли писателя, записывал радиоспектакли, работал над киносценариями. Нередко в песнях музыканта находили отражение не только события личной жизни Высоцкого, но и в основном политические события и настроения в стране, что нередко служило причиной критики Высоцкого официальной прессой.

Личная жизнь Владимира Высоцкого складывалась непросто - первой женой Высоцкого была Иза Жукова, с которой Высоцкий прожил около четырех лет. Второй женой Высоцкого стала Людмила Абрамова, родившая Владимиру двух сыновей, Аркадия и Никиту. Также у Высоцкого есть внебрачная дочь Анастасия Иваненко. Большую роль в жизни Высоцкого сыграла французская актриса Марина Влади, которая прожила с артистом около десяти лет, они были женаты до самой смерти Владимира Высоцкого.

В 1970 году в Театре на Таганке начались репетиции спектакля «Гамлет» с Высоцким. Роль Гамлета стала яркой вехой не только в актерской биографии Высоцкого, но и в поэтической. В семидесятых годах творчество Высоцкого достигло своей макcимальной зрелости, но, увы, смерть Высоцкого оборвала этот яркий творческий путь.

Высоцкого не стало 25 июля 1980 года, он умер во сне. Причиной смерти Высоцкого по разным версиям стал инфаркт миокарда или асфиксия. По уверениям Марины Влади, последние годы Высоцкий страдал от алкогольной и наркотической зависимости, что усугубило его проблемы со здоровьем. Похороны Высоцкого прошли 28 июля, в этот день проститься к Театру на Таганке и почтить память Высоцкого пришло множество людей, заполнены были даже крыши здания вокруг Таганской площади. Могила Высоцкого находится на Ваганьковском кладбище, там же в 1985 году установили памятник Высоцкому, по поводу которого среди близких Высоцкого возникло немало споров, настолько он реалистичный. Как бы то ни было, могила Высоцкого и по сей день утопает в цветах от поклонников русского артиста. День Высоцкого отмечается каждый год в день рождения Владимира Семеновича - 25 июля.

Линия жизни

25 января 1938 г. Дата рождения Владимира Семеновича Высоцкого.
1941-1943 гг. Жизнь в эвакуации.
1947 г. Развод родителей, переезд в Эберсвальде (Германия) с семьей отца.
1956-1960 г. Учеба в Школе-студии МХАТ имени Немировича-Данченко.
25 апреля 1960 г. Брак с Изой Жуковой.
1960-1964 гг. Работа в Московском драматическом театре имени Пушкина.
25 июля 1965 г. Брак с Людмилой Абрамовой.
29 ноября 1962 г. Дата рождения сына Аркадия.
8 августа 1964 г. Дата рождения сына Никиты.
1964 г. Поступление на работу в Театр на Таганке.
июль 1967 г. Знакомство с Мариной Влади.
декабрь 1970 г. Брак с Мариной Влади.
1971 г. Премьера спектакля «Гамлет» с Высоцким в главной роли.
16 апреля 1980 г. Последняя съемка концерта Высоцкого.
18 июля 1980 г. Последнее появление Высоцкого на сцене театра в спектакле «Гамлет».
25 июля 1980 г. Дата смерти Высоцкого.
28 июля 1980 г. Похороны Владимира Высоцкого.

Памятные места

1. Бывший роддом № 8 (ныне здание МОНИКИ), где родился Высоцкий.
2. Бывшая школа № 186 (ныне здание Российской правовой академии Минюста), где учился Высоцкий.
3. Дом Высоцкого в Большом Каретном переулке, где Высоцкий жил в 1949-1955 и где сегодня установлена мемориальная табличка.
4. Московский государственный строительный университет (бывший Московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева), где Высоцкий проучился семестр.
5. Дом Высоцкого на проспекте Мира в Москве, где он жил с матерью.
6. Московский драматический театр имени Пушкина, где работал Высоцкий.
7. Дом Высоцкого на улице Шверника в Москве, где он жил с 1963 года.
8. Дом Высоцкого на Малой Грузинской улице в Москве, где он жил с 1975 года.
9. Большой драматический театр им. Товстоногова, где состоялась последняя съемка концерта Высоцкого.
10. Ваганьковское кладбище, участок № 1, где похоронен Высоцкий.
11. Памятник Высоцкому на Страстном бульваре в Москве.

Эпизоды жизни

Во время отдыха Высоцкого в Сочи его номер обворовали - украли вещи, одежду, документы. Высоцкий, обнаружив пропажу, пошел в отделение милиции и написал заявление. Но когда он вернулся в гостиницу, то в номере его уже ждали похищенные вещи и записка: «Прости, Владимир Семенович, мы не знали, чьи это вещи. Джинсы, к сожалению, мы уже продали, но куртку и документы возвращаем в целости и сохранности».

В 1979 году Высоцкий приехал в США. Журналисты, конечно же, стали задавать ему провокационные вопросы об «ужасах советского режима» и его бесчеловечности, на что Высоцкий ответил: «Неужели вы думаете, что если у меня есть проблемы с моим правительством, я приехал решать их здесь?». Больше его никто не провоцировал.

По рассказам современников Высоцкого до своей смерти он пережил, как минимум, две клинические смерти. Одну - в 1969 году, когда у него лопнул в горле сосуд и он был госпитализирован в институт Склифосовского. Алла Демидова рассказывала, что Высоцкий делился с ней своими ощущениями возвращения к жизни: «Сначала темнота, потом ощущение коридора, я несусь в этом коридоре, вернее, меня несёт к какому-то просвету, свет ближе, ближе, превращается в светлое пятно, потом боль во всём теле, я открываю глаза - надо мной склонившееся лицо Марины». Вторую клиническую смерть Высоцкий перенес во время гастролей в Бухаре, этот эпизод описан в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой». Это произошло за год до настоящей смерти Высоцкого.

Заветы

«И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья
И лишь шептал: «Спасибо, что живой».

«Любовь - это вечно любовь, даже в будущем вашем далёком».


Документальный фильм о Высоцком «Неизвестный, которого знали все»

Соболезнования

«Что о нем самое существенное хотелось бы сказать? Что это явление, конечно, удивительное. И при жизни многими, к сожалению, непонятое, - многими его товарищами, коллегами и поэтами. Он рожден был поэтом. Имел дар божий - поэта. Это был замечательный русский поэт. И это было во Владимире самое ценное».
Юрий Любимов, режиссер Театра на Таганке

«Такой был человек, что у него душа за все болела. Видимо, поэт - это не только стихи, это открытое всем людям сердце. Вот оно у него и не выдержало».
Валерий Золотухин, актер

«В Высоцком, как ни в одном из известных мне людей, сочетались разные таланты. Проявления чисто человеческие. Талант дружбы, где он был преданным и нежным. Талант любви при полнейшей самоотдаче. Талант работы. Причем все на предельном самовыявлении. Его сжигала какая-то внутренняя неуспокоенность, ненасытность, стремление рваться вперед и выше. Постоянное предчувствие конца и страх, что не успеет выразить все, что задумал, - свое кредо. Противоречие между высоким долгом и реальной жизнью, бытом, в конце концов, сломало его. Его жизнь - это буйство страстей. Постоянное ощущение, что мог бы сделать больше…»
Станислав Говорухин, режиссер

Здесь описана смерть Высоцкого. С событиями последнего дня жизни, указаны причина, дата, время и место смерти. Приведены посмертные фото, фото похорон и могилы. Поэтому всем людям с неустойчивой психикой, а так же лицам, не достигшим 21 года данная информация категорически не рекомендуется к просмотру.

Владимир Семенович Высоцкий
25.01.1938-25.07.1980

Причина смерти

Официально озвученная причина: «острая сердечная недостаточность». Подлинная причина неизвестна, так как вскрытие не проводилось по настоянию родственников. Существует несколько версий, в числе которых асфиксия, острый инфаркт миокарда. Помимо этого в августе - октябре 1980 года проводилось предварительное расследование «О неумышленном убийстве Высоцкого». Показания сотрудника внутренних дел, проводившего расследование приведены на .

В официальной МСС (медицинское свидетельство о смерти), выданное врачом Ильиных, поликлиники №174 г. Москвы, в качестве причины смерти указано: ХИБС и ОСН. (Хроническая ишемическая болезнь сердца и острая сердечная недостаточность). В те года, кстати, довольно непросто было получить МСС без вскрытия для здорового, 42-х летнего мужика (да еще и олимпиада ведь шла!) Потребовалось вмешательство академика Пермякова, чтобы отменить вскрытие и получить МСС в поликлинике.

Дата и место смерти

Владимир Семенович умер на 43 году жизни, 25 июля 1980 года, дома, в своей квартире на Малой Грузинской улице в Москве. Время смерти по разным источникам оценивается как ~ 3:30 ночи.


Возле тела В. Высоцкого слева направо: В. Янклович, В. Туманов, В. Абдулов, сын Туманова — Вадим.

Прощание

28 июля 1980 года в здании Театра на Таганке прошла гражданская панихида и церемония прощания.


Похороны Высоцкого. Видео

Место захоронения

Владимир Семенович Высоцкий похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище . Сейчас рядом с могилой Владимира Высоцкого похоронена его мама — Нина Максимовна Высоцкая.


Могила В. С. Высоцкого. Москва, Ваганьковское кладбище

Подробности

Для более полного погружения в творчество и жизнь Владимира Высоцкого мы рекомендуем прочесть книгу Валерия Перевозчикова «Владимир Высоцкий. Только самые близкие»

В книге до мельчайших деталей восстановлен круг общения Высоцкого. В том числе описаны и те, кто был с Владимиром в финале его яркой жизни.

Так же рекомендуем к прочтению скандально известную книгу последней жены Высоцкого «Владимир, или прерванный полет» . Это произведение представлять вообще не нужно, достаточно сказать, что на презентации в Москве сын Высоцкого публично пообещал засудить Марину Влади за эту книгу. Взгляд на события тех дней от непосредственного участника — всегда бесценно.

Смерть Высоцкого. Обстоятельства.

Отрывок из книги Валерия Перевозчикова «Тайна смертного часа»

В.Янклович: «Мы поехали в Склиф, я разговаривал с Сульповаром и со Стасом Щербаковым… С этого дня, я думаю, в квартире была Нина Максимовна, Володя был уже совсем плох. Он стонал, кричал все время… Все время накачивал себя шампанским…»

А. Федотов: «Бутылки две-три в день выпивал… Шампанское на наркоманов лучше действует…»

Б. А. Медведев: «Это бытовое представление о действии алкоголя на организм наркомана. На самом деле, все - индивидуально…»

Из Рима звонит в последний раз Барбара Немчик - на следующий день она улетает домой, в США:

«23-го днем мы разговаривали по телефону:

Как там у вас дела?

Валера ответил:

Сама не слышишь?

А было слышно - даже в телефон, - как Володя стонал: «А-а! А-а!»

И так - все время?

Все время».

Оксана: «Эти последние дни… В принципе, можно сказать, что Володя находился в состоянии агонии. Последние два дня он вообще не выходил из квартиры. По-моему, он знал, что умрет».

А. Штурмин: «Я приехал на следующий день… Володя был в ужасном состоянии. Ходил, стонал… Вначале меня не узнал. Потом узнал. Обнял.

Никогда в жизни не забуду его напряженное - твердое, как камень, тело. Они все время хотели вывести Володю из этого состояния - шампанским… А Володя все время показывал пальцем - шприц! шприц! А они говорят:

Ничего, ничего… Еще один день, и он выскочит!»

Оксана: «На следующий день я приехала днем…

А Володя стал падать… А все сидели за столом и говорили:

Это при тебе он так выкаблучивается… О-о… Смотри, опять упал… А тебя не было - нормально…

А вечером приехали эти врачи… Федотов все время делал уколы… Седуксен и что-то такое, что делают перед операцией. Но что конкретно, не знаю, - это же можно выяснить…

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования»


Доклад на тему:

«ТВОРЧЕСТВО

ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО»

Выполнил: Серенков Андрей

Проверила: Мурзич М.А.



Введение

Высоцкий - один из представителей "уличного" театра, и поэтому он легко, с какой-то безрассудной свободой шагает на эстраду. Поистине, ему нужен только коврик. Или микрофон, если уж он выдуман современной техникой. И гитара, конечно. Но можно и без нее - он будет читать стихи, изображать Керенского, Гитлера или кого-либо еще. Все это он делает артистично, лихо, с идеальным чувством эстрадной формы, начала и конца номера, с тем блаженством одиночества на подмостках, которое как божий дар дается артистам эстрады. Но лучшее у Высоцкого, конечно, его песни. Кто-то сказал про него, что пол под ним ходит, когда он появляется на сцене. Это верно. Особая пружинистость темперамента составляет суть его обаяния. Но когда он берет в руки гитару, когда успокаиваются его руки и ноги, становятся сосредоточенными обращенные к зрителям глаза - когда актер остается самим собой,- тут начинается самое интересное.

Я не возьмусь пересказывать содержание его песен, хотя лучшие из них - это своеобразные маленькие драмы. Следуемые одна за другой, то веселые, то грустные, то жанровые картинки, то монологи, произносимые от лица с ярко выраженной индивидуальностью, то размышления самого автора о жизни и времени, они, все вместе дают неожиданно яркую картину этого времени и человека в нем. Грубоватая "уличная" манера исполнения, почти разговорная и в то же время музыкальная, сочетается с неожиданной философичностью содержания - это дает особый эффект. По стилю - это брехтовские зонги, перенесенные на нашу русскую почву.

Исполнительский талант Высоцкого очень русский, народного склада, но эта, сама по себе обаятельная типажность подчиняется интеллекту, способности самостоятельно мыслить и безбоязно обобщать виденное. В любимовских спектаклях всегда ощутимо активнее интеллектуальное начало, оно выносится прямо к публике, обращается к ее разуму. Высоцкий поет также - наступательно, обращаясь не куда-то поверх голов, вообще в зал, а прямо глядя в глаза тех, кто перед ним, завоевывая эти глаза, не отпуская их, подчиняя и убеждая. Агитационная суть театра, который он представляет, сказывается и в этом.

Высоцкий мужественен не только по внешнему облику, но и по складу мысли и характеру. К счастью, в его песнях нет самоуверенных интонаций, он больше думает о жизни и ищет решения, чем утверждает что-либо, в чем до конца уверен. Но думает он, отбрасывая всякую возможность компромисса и душевной изворотливости. Думает так, как сегодня думают и ищут лучшие из его поколения. Безбоязненно, не стесняясь, он выносит к зрителю результат своих поисков, надеясь, что его поймут.

Высоцкий - дитя стихий, я не видел второго такого же по выносливости. Он неутомим как горная река, как сибирская вьюга, и это не метафора, увы! - он так же беспощаден к себе в работе, как и упомянутые явления природы. Только ему это дороже стоит - жизни и здоровья. Стихия, увлечение, интрига замысла, влюбленность делают его самим собой. Казенный распорядок, будничная суета меняют его облик. Это словно бы другой человек - неширок и нещедр, неузнаваем ни в чем... Но вот его властно призвала страсть, идея, мечта, песня, дружба, роль. Перед вами - Владимир Высоцкий. Он распахнут весь перед людьми, он рискует сгореть, расплавиться на каждом шагу... Он сочинит песню, которую завтра полюбят. Он уедет сниматься в горы, увлечется альпинизмом, и его стихи о дружбе и мужестве, о горах и войне принесут кинофильму успех. Прекрасно сыграв офицера в фильме "Служили два товарища", он наотрез отказался от дублера - сам скакал, сам седлал, сам падал с коня... Дитя стихий..."


1. Краткая биография

В начале Великой Отечественной войны с матерью, Ниной Максимовной, эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву.

1 сентября 1945 года пошел в первый класс 273-й Московской школы. Через два года, в 1947 году уехал с отцом и мачехой в Германию - город Эберсвальд. Пробыв там два года, в октябре 1949 года вернулся в Москву. Поселился в Большом Каретном, 15. Учился в 186-й мужской школе и в 1955 году окончил 10 классов. В этом же году поступил в Московский Инженерно-строительный институт им.Куйбышева, но уже через несколько месяцев, в начале 1956 года ушел из института.

Летом 1956 года поступил в Школу-студию МХАТ им. Немировича-Данченко на актерское отделение на курс Б.И.Масальского и А.М.Комиссарова. В мае 1958 года женился на студентке Школы-студии МХАТ Изольде Жуковой. В июне 1960 года окончил Школу-студию МХАТ. Устроился в Московский драматический театр им. А.С.Пушкина, затем в театр Миниатюр.

В 1961 году написана первая песня - «Татуировка».

Осенью 1961 года в Ленинграде познакомился с киноактрисой Людмилой Абрамовой, будущей второй женой. В ноябре 1962 года у Высоцкого и Л.Абрамовой родился первый сын - Аркадий.

По некоторым источникам имеется информация, что в это время Владимир Высоцкий начал злоупотреблять алкогольными напитками, и в мае 1964 года он по настоянию родителей впервые ложится в больницу, лечится от алкоголизма. В августе 1964 года у него родился второй сын - Никита.

С сентября 1964 года творческая жизнь Владимира Семёновича Высоцкого связана с Театром драмы и комедии на Таганке, куда он был зачислен в штат актеров. В 1965 году в Москве проходят первые сольные концерты. К тому времени им уже написано около сотни песен.

В июне 1966 года в Театре на Таганке премьера - «Жизнь Галилея». В главной роли - Владимир Высоцкий.

Летом 1966 года он снимался в двух фильмах: «Вертикаль» и «Короткие встречи». Свет увидела первая гибкая пластинка с песнями Высоцкого из фильма «Вертикаль». В 1967 году снялся в фильмах: «Служили два товарища» и «Интервенция».(Последний фильм при его жизни на экраны не вышел).

В июле 1967 года в Москве познакомился с французской киноактрисой де Полякофф Марина-Катрин, более известной нам, как Мариной Влади.

В марте 1968 года Высоцкого увольняют из Театра на Таганке, затем вновь принимают с множеством оговорок.

Август 1968 года - в Сибири написаны стихи для песен «Охота на волков» и «Банька».

В июле 1969 года первая клиническая смерть.

Летом 1973 года впервые едет на Запад - во Францию. В этом же году в США вышли первые два диска-гиганта с песнями Высоцкого

Весной 1975 года Высоцкий и Влади получили отдельную трехкомнатную квартиру на Малой Грузинской, 28.

10 мая 1978 года был первый съемочный день фильма «Место встречи изменить нельзя». Съемки закончились в феврале 1979 года.

1979 год - снялся в своем последнем фильме - «Маленькие трагедии».

20 июля 1980 года - написано последнее стихотворение: «И снизу лед, и сверху - маюсь между...»

Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.


2. На сцене театра

Им было сыгранно более 20 ролей на сцене театра, 8 - в радио спектаклях, Высоцкий - автор песен и текста песен ко многим кинокартинам. Снимался в фильмах:


- «Сверстницы» (Петя)


- «Карьера Димы Горина» (Софрон)


- «Грешница» (корреспондент)

- «713 просит посадки» (американский моряк)

- «Увольнение на берег» (Петр)


- «Живые и мертвые» (Веселый солдат)

- «Штрафной удар» (Александр Никулин)


- «Наш дом» (механик)

- «На завтрашней улице» (Петр Маркин)

- «Стряпуха» (Андрей Пчелка)


- «Я родом из детства» (Володя)

- «Вертикаль» (Володя)


- «Короткие встречи» (Максим)

- «Служили два товарища» (Бруснецов)

- «Хозяин тайги» («Рябой»)


- «Опасные гастроли» (Николай Коваленко)

- «Белый взрыв» (политрук)

- «Эхо далеких снегов» («Серый»)

- «Четвертый» (он)


1973 - «Плохой хороший человек» (Фон Коррен)


- «Единственная дорога» (Солодов)


- «Бегство мистера Мак-Кинли» (Билл Сеггер)

- «Единственная» (Борис Ильич)


- «Как царь Петр Арапа женил» (Ибрагим Ганнибал)


Место встречи изменить нельзя» (Глеб Жеглов)


- «Маленькие трагедии»



3. Творческое наследие

Творческое наследие Высоцкого таит в себе немало загадок. Серьезные исследования начались не так давно, и еще предстоит много споров, открытий, различных версий.

Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным, будет: олицетворенная совесть народа . Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле на Ваганьковском вот уже сколько лет, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника, поэтому и нарасхват любые напоминания о нём - книги, буклеты, кассеты, пластинки. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником.

Он обличал пороки нашего деморализованного общества без нравоучений, без покровительственных ноток. Ему чужда была проза. Смыслом являлась борьба за возвращение абсолютного: чести, совести, достоинства.

«Досадно мне, что слово «честь» забыто...»


Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

Когда веселых песен не пою.

Я не люблю открытого цинизма,

В восторженность не верю, и еще -

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда - наполовину

Или когда прервали разговор.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрелов в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий,

Червей сомненья, почестей иглу,

Или - когда все время против шерсти,

Или - когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой, -

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, что слово «честь» забыто

И что в чести наветы за глаза.

Когда я вижу сломанные крылья -

Нет жалости во мне, и неспроста:

Я не люблю насилье и бессилье, -

Вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя когда я трушу,

Обидно мне, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более - когда в нее плюют.

Я не люблю манежи и арены:

На них мильон меняют по рублю,

Пусть впереди большие перемены -

Я это никогда не полюблю!


Он умел болеть общим горем, умел нащупать и указать болевые точки общества.

Невозможно пересказывать содержание его стихов, хотя лучшие из них - это своеобразные маленькие драмы. Следуемые одна за другой, то веселые, то грустные, то жанровые картинки, то монологи, произносимые от лица с ярко выраженной индивидуальностью, то размышления самого автора о жизни и времени, они, все вместе дают неожиданно яркую картину этого времени и человека в нем с неожиданной философичностью содержания - это дает особый эффект.

Талант Высоцкого очень русский, народного склада, но эта, сама по себе обаятельная типажность подчиняется интеллекту, способности самостоятельно мыслить и безбоязненно обобщать виденное. Высоцкий мужественен не только по внешнему облику, но и по складу мысли и характеру. К счастью, в его стихах нет самоуверенных интонаций, он больше думает о жизни и ищет решения, чем утверждает что-либо, в чем до конца уверен. Но думает он, отбрасывая всякую возможность компромисса и душевной изворотливости. Безбоязненно, не стесняясь, он выносит результат своих поисков, надеясь, что его поймут. Высоцкий вкладывает внутреннее напряжение, высокую концентрацию эмоциональной энергии в своих героев.

«Высоцкий не преувеличивал свое значение, свой дар. Может быть, даже недооценивал. Однако, призвание свое знал, относился к нему серьезно, честно и был верен ему до конца, а поэтому и силы его росли, на удивление.» Это - слова Ю.Карякина из статьи, посвященной памяти Высоцкого.


Юрий Шатин в работе «Поэтическая система Высоцкого» писал: «…Вряд ли когда-нибудь мы до конца расшифруем этот замысел… художественное мышление Высоцкого носит принципиально двуплановый характер: плану эмпирическому, бытовому - соответствует план философско-идеологический о развитии мысли, добре и искусстве.

Персонажи не только словесно воплощают авторские идеи, но и обладают самостоятельным миром. Между двумя мирами существует жёсткая граница, пересечение её может быть лишь организованным насилием над сюжетом, выводящим и сюжет, и героя в новую ипостась. Здесь уже не перевоплощение, но экстазис в точном значении слова. От нас, зрителей или слушателей, требуется признание нескольких возможных миров, которые представляются различными модусами художественного языка. Переход в другой - всегда преодоление первого… …каждое стихотворение представляет собой законченный текст, и в то же время всякий раз подчиняется более сложному целому, организованному в виде спектакля или поэтического концерта. Но сам по себе текст песни или стихотворения не просто фрагмент, а скорее клеточка, отражающая законы целого. Целостность замысла, таким образом, независимо от его дальнейшей судьбы, изначально носит не механический, а органический характер, развитие целого идёт по внутреннему плану и не допускает произвольного склеивания отдельных частей

Есть все основания считать, что любой текст Высоцкого построен как органическая целостность и воспроизводит указанные закономерности. В завершенном произведении конструкцию нельзя наблюдать невооружённым глазом, она скрыта художественной тканью. Требуется рентгеновский луч анализа, чтобы за плотью увидеть скелет, удерживающий её и обеспечивающий возможность движения.

Можно любить или не любить поэзию В.С.Высоцкого - это дело вкуса и убеждения Понять же его грандиозный вклад в развитие русского и мирового искусства слова можно лишь одним путём - изучением основных свойств художественного языка, претворённых в структуре стихотворного текста.

Бытование поэзии Высоцкого в умах его современников было слишком непохожим на всё, что мы знали до сих пор. Почти никто не читал стихотворений поэта при его жизни, при том, что песни слышали все. Такое бытование не могло не породить устойчивого представления о бардовом, песенном характере всего творчества Высоцкого. Разумеется, это представление отчасти справедливо: примерно две трети стихотворений стали песнями, а оставшаяся треть долгое время не была доступна абсолютному большинству читателей.

Что сделало поэзию Высоцкого столь популярной у разных людей, в разных социальных и возрастных группах? Скорее всего, узнаваемость жизненных ситуаций в его стихотворениях. Та же узнаваемость обусловила неприятие его поэзии. Высоцкий охватил своим творчеством огромный тематический и жанровый спектр. В отличие от большинства поэтов его лирика чужда автобиографичности переживаний, она в значительной мере ориентирована на поэтическое представление ситуаций.

Цель большинства стихотворений Высоцкого - снять с читателя розовые очки, высмеять его благодушие и окунуть в мир высших ценностей человеческого бытия. Поэзия Высоцкого не оставляет шанса на спасение в неизменной действительности. Стихотворения поэта - художественное пророчество о мощных катаклизмах, участниками и свидетелями которых мы являемся ныне.

В своих пророчествах В.С.Высоцкий опирался на исторический и поэтический опыт, неисчерпаемые запасы которого заложены в нашей культуре и словно бы ожидают новых Колумбов».


Многочисленные его стихотворения обнажают жанровую природу лирики во всём её многообразии. Только с учётом подобного многообразия можно понять, как трансформируется жанр в отдельно взятом произведении.

До своего отъезда с отцом в Германию, Владимир Высоцкий жил в квартире на Первой Мещанской, 126. О доме и обстановке тех лет в 1975 году написал в «Балладе о детстве»:


Час зачатья я помню неточно

(Значит, память моя - однобока),

Но зачат я был ночью, порочно,

И явился на свет не до срока.

Я рождался не в муках, не в злобе:

Девять месяцев - это не лет.

Первый срок отбывал я в утробе,

Ничего там хорошего нет!

Спасибо вам, святители,

Что плюнули да дунули,

Что вдруг мои родители

Зачать меня задумали

В те времена укромные,

Теперь почти былинные,

Когда срока огромные

Брели в этапы длинные.

Их брали в ночь зачатия,

А многих - даже ранее,

Но вот живет же братия,

Моя честна компания!

Ходу! Думушки резвые, ходу!

Слова! Строченьки милые, слова!

Первый раз получил я свободу

По Указу от тридцать восьмого.

Знать бы мне, кто так долго мурыжил –

Отыгрался бы на подлеце!..

Но родился, и жил я, и выжил –

Дом на Первой Мещанской, в конце.

Там за стеной, за стеночкою,

За перегородочкой

Содедушка с соседочкою

Баловались водочкой.

Все жили вровень, скромно так –

Система коридорная:

На тридцать восемь комнаток

Всего одна уборная.

Здесь на зуб зуб не попадал,

Не грела телогреечка,

Здесь я доподлинно узнал,

Почём она, копеечка.

Не боялась сирены соседка,

И привыкла к ней мать понемногу,

И плевал я, здоровый трёхлетка,

На воздушную эту тревогу.

Да не всё то, что сверху, - от Бога,

И народ зажигалки тушил.

И как малая фронту подмога –

Мой песок и дырявый кувшин.

И било солнце в три луча,

Сквозь дыры крыш просеяно

На Евдоким Кириллыча

И Гисю Моисеевну.

Она ему: «Как сыновья?» -

«Да безвести пропавшие.

Эх, Гиська! Мы одна семья –

Вы тоже пострадавшие!

Вы тоже пострадавшие,

А значит, обрусевшие.

Мои - безвести павшие,

Твои - безвинно севшие».

Я ушёл от пелёнок и сосок,

Поживал не забыт, не заброшен,

Но дразнили меня: «Недоносок!»,

Хоть и был я нормально доношен.

Маскировку пытался срывать я:

Пленных гонют - чего ж мы дрожим!..

Возвращались отцы наши, братья

По домам - по своим да чужим.

У тети Зины – кофточка

С драконами да змеями,

То у Попова Вовчика

Отец пришел с трофеями.

Трофейная Япония,

Трофейная Германия...

Пришла страна-лимония,

Сплошная чемодания.

Взял у отца на станции

Погоны, словно цацки, я.

А из эвакуации

Толпой валили штатские.

Осмотрелись они, оклемались,

Похмелились, потом протрезвели.

И отплакали те, что дождались,

Недождавшиеся отревели.

Стал метро рыть отец Витькин с Генкой,

Мы спросили, зачем - он в ответ:

Мол, коридоры кончаются стенкой,

А тоннели выводят на свет!

Пророчество папашино

Не слушал Витька с корешем –

Из коридора нашего

В тюремный коридор ушёл.

Да он всегда был спорщиком,

Припрут к стене - откажется.

Прошел он коридорчиком

И кончил стенкой, кажется.

Ну, у отцов - свои умы!

А что до нас касательно –

На жизнь засматривались мы

Уже самостоятельно.

Все, от нас до почти годовалых,

Толковищу вели до кровянки,

А в подвалах и полуподвалах

Ребятишкам хотелось под танки:

Не досталось им даже по пуле –

В ремеслухе живи да тужи,

Ни дерзнуть, ни рискнуть...

Но рискнули

Из напильников делать ножи.

Они воткнутся в лёгкие,

От никотина чёрные,

По рукоятки лёгкие,

Трехцветные, наборные.

Вели дела обменные

Сопливые острожники –

На стройке немцы пленные

На хлеб меняли ножики.

Сперва играли в фантики,

В пристенок с крохоборами –

И вот ушли романтики

Из подворотен ворами.

Было время - и были подвалы,

Было дело - и цены снижали,

И текли куда надо каналы,

И в конце куда надо впадали.

Дети бывших старшин да майоров

До ледовых широт поднялись.

Потому что из тех коридоров

Им казалось: сподручнее - вниз.


В этом стихе и реальность, и ирония, и злость от сознания нищеты, бедности близких ему людей.


Стихи и песни Высоцкого о войне - это, прежде всего, монологи очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут.


Сегодня не слышно биения сердец.

Оно для аллей и беседок.

Я падаю, грудью хватая свинец,

Подумать успев напоследок:

«На этот раз мне не вернуться.

Я ухожу - придет другой.

Мы не успели, не успели, не успели оглянуться,

А сыновья, а сыновья уходят в бой».


Наверное, у каждого человека, знакомство с творчеством Владимира Высоцкого, есть «свой собственный Высоцкий», есть стихи или песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе, убедительнее.

Своё последнее стихотворение Владимир Семёнович Высоцкий написал за 5 дней до смерти:


И снизу лед, и сверху - маюсь между:

Пробить ли верх иль пробуравить низ?

Конечно, всплыть и не терять надежду!

А там - за дело в ожиданьи виз.


Лед надо мною - надломись и тресни!

Я весь в поту, хоть я не от сохи.

Вернусь к тебе, как корабли из песни,

Все помня, даже старые стихи.


Мне меньше полувека - сорок с лишним, -

Я жив, тобой и Господом храним.

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

Мне будет чем ответить перед Ним.


Лучше всего, на мой взгляд, творчество В.С.Высоцкого охарактеризовал Евгений Евтушенко:

Тебя, как древнего героя, держава на щите несла,

Теперь неважно, что порою несправедливою была.

Тебя ругали и любили, и сплетни лезли по земле,

Но записи твои звучали и в подворотне и в Кремле.

Заключение

и сгорел, не требуя никакой дани, не вымаливая никаких взяток, а страстно желая одного-единственного: не взять - отдать, одарить. Не от людей - людям, нам... Его способность отдачи, самоотдачи феноменальна. ...От песен Высоцкого каждый, наверное, ну хоть на миг становится тревожнее, умнее, красивее, каждый очеловечивается - тоже прямо на глазах. Его песни очень часто ранят, и ранят больно, но ведь в них никогда нет злобы, злорадства по поводу наших бед, они всегда добры.

Высоцким любовались. Признание его завоевано не лестью кому бы то ни было, не заигрыванием, не подмигиванием. Счастье признания он познал при жизни - когда "Таганка" была на КАМазе, Высоцкий шел домой в гостиницу по длинной, с версту, улице. И были открыты все окна. На подоконниках стояли магнитофоны, а со всех сторон гремели, гремели его песни. Так его приветствовали."

На панихиде говорили: "Умер народный артист Советского Союза". Он был истинно народен.


Творчество Владимира Высоцкого интересно и многогранно. Им написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театров, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 - в радиоспектаклях. Так кто же он - актер, поэт или композитор? Он сам, в одном из интервью, ответил на этот вопрос так: "Я думаю, что сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез,- может быть это какой-нибудь новый вид искусства. Может быть, все это будет называться в будущем каким-то одним словом, но сейчас пока этого слова нет." Володя родился 25 января 1938г, в семье военного, поэтому они много переезжали, но свою юность он провел в Москве, на Большом Каретном, где и начал писать. Свой жанр на эстраде он чаще всего называл - авторской песней. Первое свое стихотворение он написал в 1961г. Начал Высоцкий писать свои песни только для своих друзей, чтобы петь в маленькой дворовой компании, поэтому первые песни были такие уличные и даже немного хулиганские. Позднее он стал писать о войне и о более философских темах. В.Высоцкого много спрашивали, почему он, не прошедший и не видевший войну, писал о ней, и писал так, как будто сам принимал в ней участие. Он отвечал: "Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать - это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером... Мы дети военных лет - для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы "довоевываем" в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия. Я вот отдаю дань вот этому времени своими песнями. Это почетная задача - писать о людях, которые воевали.

Я этот небесный квадрат не покину.

Мне цифры сейчас не важны,-

Сегодня мой друг защищает мне спину,

А значит и шансы равны.

("Песня летчика")

Это не песни - ретроспекции: они написаны человеком, который войну не прошел. Это песни - ассоциации. Если вы в них вдумаетесь и вслушаетесь, вы увидите, что их можно петь и теперь: просто взяты персонажи из ситуации из тех времен, но все это могло произойти и здесь, сегодня. И написаны эти песни для людей, большинство из которых тоже не участвовали в этих событиях. Война ж совсем не фейерверк, А просто трудная работа, Когда черна от пота, вверх Скользит по пахоте пехота. Эти песни написаны на военном материале с прикидкой на прошлое, но вовсе не обязательно, что разговор в них идет только чисто о войне..." Много песен о войне он написал и для кино. Высоцкий сам снимался в картинах, но по общему признанию судьба киноактера у него не сложилась. Кинематограф не использовал всех его возможностей. Половина сыгранных ролей - эпизодические. В фильме "Служили два товарища" роль поручика Брусенцова, работу над которой Высоцкий вспоминал с особой теплотой, была задумана, как главная, но в конечном варианте она второстепенна. Так нередко получалось с фильмами и с песнями для них. По-настоящему, хозяином он был только на концертах. На концертах он всегда работал в полную силу. Каждый концерт, как последний. Исполняя песни, он мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать голову в плечи. И казалось: еще секунда - и рухнет потолок, и взорвутся динамики, лопнут струны, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо на сцене.Казалось: на таком нервном накале не возможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал. Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще больше западала в душу. Высоцкий, который только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно. На концертах он часто пел песни о спорте. Не знаю, кто из поэтов еще, уделял столько внимания спортивной теме. Высоцкий сам много занимался спортом, когда был помоложе, - занимался просто так,- боксом, акробатикой, да и многими другими видами спорта. Потом, когда стал актером, он стал заниматься спортом для сцены, потому что в театре на Таганке приходилось делать разные акробатические номера. Владимир Семенович хотел создать целую программу из своих песен, где будет песня о каждом виде спорта. Это, конечно, непомерная задача, т.к. только в "Спортлото" их уже 49. Однако он много работал и кое-что написал. У него есть "Песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать длинную (А он очень не хотел)" или тоже шуточная песня- продолжение "Песня о сентиментальном боксере". Есть песня "Профессионалы", которую он написал после игры СССР-Канада в хоккей, когда наши стали в пятый раз чемпионами мира. Игра была тяжелой и наши болельщики опасались, что канадские профессионалы, владеющие силовыми приемами, смогут победить, но все оказалось по-другому.

" ...Профессионалам, отчаянным малым,

Игра-лотерея,- кому повезет.

Играют с партнером - как бык с матадором,-

Хоть, кажется, принято наоборот ".

Эта песня стала самой любимой у хоккеистов. Иногда Владимир Высоцкий встречался с ними перед их выездами на ответственные соревнования, и они всегда просили спеть эту песню. Команда даже возит с собой магнитную пленку с ней - для того, чтобы поднять боевой дух перед игрой. А знаменитая "Утренняя гимнастика", такая антиалкогольная песня-шутка, вроде пародии на некоторые упражнения гимнастики.

" Вдох глубокий, руки шире,

Не спешите - три, четыре!-

Бодрость духа, грация и пластика!

Общеукрепляющая,

Утром отрезвляющая,

Если жив пока еще,- гимнастика!

Если вы уже устали-

Сели-встали, сели-встали,-

Не страшны вам Арктика с Антарктикой!

Главный академик Иоффе

Доказал: коньяк и кофе Вам заменит спорта профилактика "

"Песенка про прыгуна в длину" посвящена другу Владимира, знаменитому прыгуну в длину, Гериону Климову. У него несчастие: он все время переступает доску, от которой отталкиваются,- и у него рекорды не засчитываются.

"Что случилось, почему кричат?

Почему мой тренер завопил?

Просто-восемь сорок результат,-

Правда, за черту переступил.

Ой, приходится до дна ее испить-

Чашу с ядом вместо кубка я беру.

Стоит только за черту переступить-

Превращаюсь в человека-кенгуру "

"Песня о штангисте» - это не шуточная песня - она "лирико - комедийная". Посвящена она Василию Алексееву, самому сильному человеку в мире. Высоцкий сначала хотел написать комедийную песню, даже придумал куплет для нее. Там было так:

" Пытаются противники

Рекорды повторить,

Но я такой спортивненький,

Что-страшно говорить. "

Но затем передумал и песня получилась более серьезной

"... Не отмечен грацией мустанга,

Скован я, в движениях не скор.

Штанга, перегруженная штанга-

Вечный мой соперник и партнер.

Такую неподъемную громаду

Врагу не пожелаю своему-

Я подхожу к тяжелому снаряду

С тяжелым чувством: вдруг не подниму?!

Мы оба с ним как будто из металла,-

Но только он - действительно металл.

А я так долго шел до пьедестала,

Что вмятины в помосте протоптал "

В начале 70-х уже были популярны многосерийные телевизионные картины, и Высоцкий решил попробовать написать песню с продолжениями. Популярность шахмат тогда была очень велика, и люди следили за играми Спасского, Фишера. Многие мечтали с ними сыграть, а один знакомый сказал Владимиру, что ему приснился сон, где он играет с Фишером. Высоцкого натолкнуло это на определенную мысль, и он написал песню- "Честь шахматной короны" в две серии: первая-"Подготовка", а вторая-"Игра". Песня получилась полуфантастическая и шуточная.

"... И в буфете, для других закрытом,

Повар успокоил: "Не робей!

Ты с таким прекрасным аппетитом

Враз проглотишь всех его коней!

Ход за мной - что делать?!

Надо, Сева,-

Наугад, как ночью по тайге...

Помню-всех главнее королева:

Ходит взад-вперед и вправо-влево,-

Ну а кони вроде - буквой "Г" "

Но особое внимание, на мой взгляд, нужно уделить песням из фильма "Вертикаль". Они довольно-таки серьезны. "Альпинизм- это не спорт, но даже если и спорт, то соревнования здесь неуместны,- они ни к чему хорошему не приведут"- эту фразу Владимир Высоцкий произнес в одном из интервью. Все знают, что Высоцкий писал песни, как бы погружаясь в атмосферу того, о чем он пишет. Так же случилось на съемках фильма "Вертикаль". Он вместе со съемочной группой приехал в горы, и они своей красотой просто покорили его "Лучше гор могут быть только горы, На которых еще не бывал. " Он много встречался там с умными, хорошими людьми, а люди в горах, надо сказать, ведут себя совершенно иначе, чем в обычной, городской обстановке. Они раскрываются совершенно по-другому. Дело в том, что обстановка во время восхождения приближена к военной, и поэтому люди ведут себя как в бою. " Здесь вам не равнина, здесь климат иной - и идут лавины одна за одной, " В ином месте это редко увидишь. Сам Высоцкий рассказывал: "Меня пригласили как-то выступать альпинисты, я к ним приехал, они давно хотели меня послушать, но тут внезапно выяснилось, что потерпела аварию какая-то группа. Их всех, как одного, сдуло ветром, они ушли ночью, в непогоду, ушли на маршрут спасать людей. Зачем люди ходят вверх? Наверное, чтобы проверить, чтобы посмотреть, что ты есть за человек, понять лучше людей, которые с тобой. Потому что в горах нет милиции, нет "скорой помощи", которые могли бы тебя спасти или выручить". В горах не надежны ни камень, ни лед, ни скала,- Надеемся только на крепость рук, На руки друга и вбитый крюк - И молимся, чтобы страховка не подвела. " Альпинизм-это очень рисковое дело. А Владимир Высоцкий любил рисковых людей, поэтому выступления и перед моряками, и перед летчиками он тоже отмечал особо. Песни о море, о шторме, о моряках он исполнял не так часто, но их у него было не мало. Его восхищала морская взаимовыручка, и в песнях "Человек за бортом" и "Спасите наши души" он это отразил. " Был шторм - канаты рвали кожу с рук, И якорная цепь визжала чертом, Пел песню ветер грубую - и вдруг раздался голос: "Человек за бортом!" И сразу - "Полный назад! Стоп машина! На воду шлюпки, помочь - Вытащить сукина сына, или, там, сукину дочь!" Я пожалел, что обречен шагать По суше, - значит, мне не ждать подмоги - Никто меня не бросится спасать, И не объявят шлюпочной тревоги. А скажут: "Полный вперед! Ветер в спину! Будем в порту по часам. Так ему, сукину сыну, Пусть выбирается сам!" " (1969г.) Среди его друзей было много моряков, и он часто пел им в кают-компаниях. Морские песни у В. Высоцкого - это особая категория душевных песен. " Только снова назад обращаются взоры - Цепко держит земля, все и так и не так. Почему слишком долго не сходятся створы, Почему слишком часто моргает маяк?! " Они цепляют человека за самую душу, особо можно отметить "Балладу о покинутом корабле", «Упрямо стремлюсь я ко дну..." и "Лошадей двадцать тысяч в машины зажаты...", посвященную экипажу теплохода "Шота Руставели", на котором Владимир с Мариной Влади отдыхали. С Марией Влади Высоцкий познакомился в 1967, хотя узнал о ней гораздо раньше. В Союзе был популярен фильм "Колдунья" с ее участием. До их знакомства он написал шуточную песню: Во время очередного приезда в Москву ее друг пригласил Марину в театр на Таганке, пообещав, что она увидит молодого, но очень талантливого и уже популярного актера - В.Высоцкого. Ей очень понравилась его игра в спектакле "Пугачев", и она согласилась прийти на ужин в ресторане, где присутствовали актеры, участвовавшие в представлении. Владимир увез Марину с этого вечера к другу, где весь вечер пел для нее свои песни под гитару. Собственно, Марина Влади - русская и по отцу и по матери. Ее настоящее имя - Мария (Катрин) Владимировна Полякова - Байдарова. Фамилия ее образовалась от сокращения отчества - Марина Владимировна. А 1 декабря 1980 года они поженились, но это был трудный союз. У Высоцкого остались дети от первого брака и у Марины - тоже. Положение еще осложнялось и тем, что М. Влади жила и работала в Париже. Их обоих соединял только телефон, и мать Володи вспоминает, что счета, приходящие за междугородние разговоры, нередко имели трехзначные цифры. Он звонил в Париж в любое время дня и ночи, пел в телефонную трубку только что написанные песни, признавался в любви. Жаль, что связь могла прерваться на самом наисокровеннейшем месте, это действовало на нервы обоим. Возникал невероятно сложный клубок чувств, как явствует из песенного обращения к телефонистке Международной станции 07. В этом монологе весь Владимир Высоцкий, со своей ослепительной страстью, с безудержным желанием любить - сейчас, а не когда-нибудь в будущем. Поначалу ему с его нетерпением было трудно дожидаться, когда его соединят с любимой женщиной, и песня "07" появилась как раз в один из вечеров, когда он ждал разговора с Парижем.

" Для меня эта ночь вне закона.

Я пишу - по ночам больше тем.

Я хватаюсь за диск телефона,

Набираю вечное 07.

Девушка, здравствуйте!

Как вас звать? Тома.

Семдесят вторая! Жду! Дыханье затая!

Быть не может, повторите, я уверен - дома!

Вот! Уже ответили!

Ну, здравствуй,- это я.

Телефон для меня как икона,

Телефонная книга - триптих.

Стала телефонистка мадонной,

Расстояние на миг сократив "

Потом телефонистки уже хорошо его знали, соединяли сразу и порой сами слушали его необычные концерты. Когда же им удавалось все-таки встретиться, на гастролях или же когда Марина приезжала в Союз, то они были просто счастливы. " Не видел я другой такой руки, Которая меня бы так ласкала... " Ясно, что большая любовь вдохновила Высоцкого на создание своеобразных по духу и характеру лирических музыкально- поэтических произведений, которые обогатили своими мелодиями, содержанием, формой его песенное творчество. " Дом хрустальный на горе для нее. Сам, как пес бы, так и рос в цепи. Родники мои серебряные, Золотые мои россыпи! Не сравнил бы я любую с тобой, Хоть казни меня, расстреливай. Посмотри, как я любуюсь тобой,- Как Мадонной Рафаэлевой! " Любовь окрыляла Высоцкого, и он посвящал ей все новые и новые стихи. " В какой день недели, в котором часу Ты выйдешь ко мне осторожно... Когда я тебя на руках унесу Туда, где найти невозможно... " Как и у любой творческой личности, у В.Высоцкого были удачи и поражения, многочисленные переживания. Свои душевные и физические страдания он пытался утопить в вине. Высоцкий не был алкоголиком: он нигде не был зарегистрирован в таком качестве, никогда не лечился. Он сам боролся с пьянством в своих песнях и понимал, какой вред наносит алкоголизм человеку. Высоцкий не любил афишировать свою личную жизнь, и поэтому о ней он говорил мало, зато разные газетные писаки и прочие "почитатели" его творчества дополняли этот недостаток своими домыслами.

" Я ненавижу сплетни в виде версий,

Я не люблю, когда мне лезут в душу

Тем более - когда в нее плюют "

Многочисленные слухи и сплетни, которые постоянно ходили о нем, раздражали его и, как бы в отместку им, он написал песню "Слухи". " Закаленные во многих заварухах, Слухи ширятся, не ведая преград. Ходят сплетни, что не будет больше слухов совершенно, Ходят сплетни, будто сплетни запретят. Словно мухи тут и там, ходят слухи по домам, А беззубые старухи их разносят по умам. " Толпы поклонников, которые видели в нем только кумира, а не творца постоянно донимали глупыми вопросами о личной жизни. Чтобы не было неясностей, Высоцкий написал песню, которая отвечала на многие вопросы любопытных, и иногда исполнял ее на концертах. " Я все вопросы освещу сполна, Дам любопытству удовлетворенье. Да! У меня француженка жена, Но русского она происхожденья. Нет! У меня сейчас любовниц нет. А будут ли? Пока что не намерен. Не пью примерно около двух лет. Запью ли вновь? Не знаю, не уверен" Но нельзя сказать, что он совсем не терпел вопросов, даже наоборот, был рад, когда люди интересовались его творчеством, его работой в театре. Надо отметить, что Высоцкий очень гордился своей работой в театре на Таганке. В одном из интервью он сказал: " Многие из наших актеров - музыкально образованные люди, играют на разных инструментах, пишут музыку, стихи, прозу и инсценировки; есть среди нас и профессиональные композиторы. И из-за того, что так много вложено в это дело авторства актеров, то есть, использовано их творческое хобби, - от этого дело становится дороже. Поэтому у нас интересно работать, и правда эта летит через рампу, и когда вы придете в театр, вы убедитесь что никто не халтурит и не позволяет себе играть спустя рукава - только на технике. Всегда это - с потом, с кровью. Вы видите святой актерский пот и видите, что вам отдают все, с полной отдачей, с напряжением всех физических и духовных сил. И из-за этого тоже так трудно попасть в наш театр, потому что так в нем играют. " Одной из любимых и лучшей его работой по праву считается роль Гамлета. Эта роль была единственной главной в спектакле, и она принадлежала ему. Грандиозность его таланта подтверждает тот факт, что в 1977г во Франции спектаклю была присуждена высшая премия французской критики, как лучшему иностранному спектаклю года. Не лишним будет добавить, что за эту премию боролись более 200 трупп из разных стран. Владимир Высоцкий играл Гамлета без грима. Его невысокий рост и грубоватое лицо вначале могли озадачить. Но высокие красавчики ассоциировались только с героями развлекательных шоу. На сцене, как и в жизни, больше ценится внутренняя красота, тот свет души, который несет в себе личность. Да и суровым средневековым нравам больше соответствует хмурый, углубленный в себя юноша, чем какой-нибудь лучезарный красавец. Тем более трагедия трактовалась вовсе не в романтическом стиле. Гамлет свободно разгуливал по дворцу и вне дворца, не соблюдая какого бы то ни было дворцового этикета. Отсутствовали даже церемониальные сцены при появлении короля. Более того, Гамлет Высоцкого мог по - свойски похлопать по плечу людей из своего дружеского окружения и высокопоставленных чинов иерархии. Мог лежать на полу, прыгать, кувыркаться и вообще принимать различные нецарственные позы. Высоцкий обладал способностью открывать неожиданные глубины в подтексте ролей. Он показывал трагедию человека, опередившего свое время, шагнувшего, благодаря своему возвышенному духу и своим познаниям, в другую эпоху и мерящего своих современников собственной меркой. Осознав собственное бессилие изменить ход событий, Гамлет вел неравную борьбу со злом, понимая, что здесь усилия важнее результата. Гамлет Высоцкого, как и сам Высоцкий, стремился проникнуть в мотивы человеческого поведения. Велики, однако, его усилия изменить предначертанный порядок, осуществить предопределение судьбы. Когда игрался "Гамлет", были еще свежи впечатления от одноименного фильма режиссера Григория Козинцева с И.Смоктуновским и Анастасией Вертинской. Проводились неизбежные параллели, проявлялись пристрастия и вкусы. Не стихали разговоры о "Гамлете" на "Таганке" вплоть до последнего представления 18 июня 1980 года. Значит, эта роль, которую Высоцкий играл около десяти лет, завладела воображением зрителей, заставила их с трепетом следить за самобытным ее воплощением. Несмотря на неизбежные "за" и "против". Высоцкий покорил публику своим могучим талантом. В.Высоцкий умер 25 июля 1980г от инфаркта в больнице. А в это время в Москве полным ходом шла Олимпиада, был прекрасный пятничный день, на стадионах вовсю раздавали медали, и, казалось, всем было не до него. Ни газеты, ни радио, ни телевидение не посчитало это событие настолько важным, чтобы уделить смерти поэта хоть чуточку внимания, они продолжали славить победы советских спортсменов. Только на "Таганке" висел написанный от руки некролог, и люди останавливались и читали. Их становилось все больше и больше, появились цветы, реки цветов - люди прощались с "Шансонье всея Руси" - Владимиром Высоцким. К его уходу из нашего мира в полной мере можно отнести сказанные им же слова. " Я при жизни был рослым и стройным, Не боялся ни слова, ни пули. И в привычные рамки не лез. Но с тех пор, как считаюсь покойным, Охмурили меня и согнули, К пьедесталу прибив Ахиллеса. Не стряхнуть мне гранитного мяса. И не вытащить из постамента Ахиллесову эту пяту, И железные ребра каркаса Мертво схвачены слоем цемента - Только судороги по хребту. " Это пророческие слова. Высоцкий прекрасно знал, как ведут себя люди по отношению к "дорогому покойнику", и позволил себе посмеиваться над нами, предчувствуя, что мы поступим с ним по нашим стереотипам, уверенные, что делаем ему большое одолжение. Нам долго не будет хватать В.Высоцкого - его талантливых выходов на сцену "Таганки" и его героев, которых он создал, его веселых, грустных, озорных и непримиримых песен, его доверительного хрипловатого голоса... В своих стихах и песнях Высоцкий сумел передать склад ума и образ мыслей русского народа. Он выражал какую-то удаль, отчаянность, сумбур жизни своего народа и в то же время широту. Вот это все вместе, тут трудно подобрать одно слово, это поэтичное и в тоже время насмешливое и мудрое отношение к жизни делало его песни очень жизненными. 12 октября 1985 года был открыт памятник Высоцкому на его могиле. Поэт отлит из бронзы во весь рост, он словно стремится вырваться из стягивающих его пут. Над ним - гитара. Позади - две красивые лошадиные головы, которые напоминают о самой лучшей его песне: " Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее! Вы тугую не слушайте плеть! Но что-то кони мне попались привередливые, И дожить не успел, мне допеть не успеть. " В этом же году астрономы Крымской обсерватории назвали вновь открытую планету между орбитами Марса и Юпитера - ВЛАДВЫСОЦКИЙ. В космосе, среди огромного количества планет, блуждает маленькая светящаяся точка, и это вечно живое небесное тело связано с именем знаменитого поэта, певца и актера - Владимира Высоцкого.
Ключевые теги.