Относительная безопасность человечества в последние десятилетия обеспечивается ядерным паритетом между странами, которые владеют большей частью ядерного оружия на планете и средствами его доставки к цели. В настоящее время это два государства -Соединенные Штаты Америки и Российская Федерация. В основе хрупкого равновесия - два главных «столба». Американскому тяжелому носителю «Трайдент-2» противостоит новейшая российская ракета «Тополь-М». За этой упрощенной схемой скрывается намного более сложная картина.

Средний обыватель редко интересуется боевой техникой. По ее внешнему виду трудно судить о том, насколько надежно защищены границы государства. У многих в памяти пышные сталинские военные парады, во время которых гражданам демонстрировали нерушимость советской обороны. Огромные пятибашенные танки, гигантские бомбардировщики ТБ и прочие внушительные образцы оказались не очень полезными на фронтах начавшейся вскоре войны. Может быть, и комплекс «Тополь-М», фото которого производит столь сильное впечатление, тоже устарел?

Судя по реакции военных экспертов из стран, считающих Россию потенциальным противником, это не так. Только на практике лучше бы в этом не убеждаться. Объективных данных о новейшей ракете мало. Остается лишь рассмотреть то, что доступно. Кажется, что информации много. Известно, как выглядит мобильная пусковая установка «Тополь-М», фото которой опубликовали в свое время все ведущие мировые СМИ. Основные технические характеристики также не составляют государственной тайны, напротив, они могут стать предостережением для тех, кто, возможно, замышляет нападение на нашу страну.

Немного истории. Начало атомной гонки

Американцы атомную бомбу построили раньше всех в мире и не замедлили ее применить сразу же, в августе 1945 года, причем дважды. На тот момент ВВС США обладали не только но и самолетом, способным его нести. Это была летающая «суперкрепость» - стратегический бомбардировщик Б-29, масса боевой нагрузки которого достигала девяти тонн. На недосягаемой для средств ПВО любой страны высоте в 12 тысяч метров со скоростью 600 км/ч этот воздушный гигант мог донести свой страшный груз до цели, отдаленной почти на три с половиной тысячи километров. В пути экипажу Б-29 можно было не беспокоиться о своей безопасности. Самолет был прекрасно защищен и оборудован всем последними достижениями науки и техники: радаром, мощными скорострельными пушками заградительного огня с телеметрическим управлением (на случай, если кто-то все же приблизится) и даже неким аналогом бортового компьютера, производящего необходимые вычисления. Вот так, в спокойствии и комфорте, можно было карать любую непокорную страну. Но это быстро закончилось.

Количество и качество

В пятидесятые годы руководство СССР главную ставку сделало не на дальние бомбардировщики, а на стратегические межконтинентальные ракеты, и, как показало время, такое решение было правильным. Удаленность американского континента перестала быть гарантией безопасности. Во время США превосходили Советский Союз по числу ядерных боеголовок, но гарантировать жизнь своим гражданам в случае войны с СССР президент Кеннеди не мог. По оценке экспертов выходило, что в случае глобального конфликта Америка формально одержит победу, но число жертв может превысить половину населения. Опираясь на эти данные, президент Дж. Ф. Кеннеди поумерил воинственный пыл, оставил Кубу в покое и пошел на другие уступки. Все, что происходило в последующие десятилетия в области стратегического противостояния, сводилось к соревнованию не просто возможности нанести всесокрушающий удар, но и избежать при этом возмездия или минимизировать его. Вопрос ставился не только о количестве бомб и ракет, но и о возможности перехватывать их.

После холодной войны

Ракета РТ-2ПМ «Тополь» была разработана в СССР еще в восьмидесятые годы. Ее общая концепция состояла в способности преодолевать воздействие систем ПРО вероятного противника главным образом за счет фактора неожиданности. Запускать ее можно было из различных точек, по которым совершала боевое патрулирование эта подвижная система. В отличие от стационарных пусковых установок, место дислокации которых часто для американцев не составляло тайны, «Тополь» постоянно находился в движении, и просчитать его возможную траекторию оперативно не представлялось возможным даже с учетом высокой производительности пентагоновских компьютеров. Стационарные шахтные установки, кстати, также несли угрозу для потенциального агрессора, потому что не обо всех из них было известно, к тому же их хорошо защищали и строили много.

Распад Союза, однако, привел к разрушению длительно выстраиваемой системы безопасности, основанной на неизбежности ответного удара. Ответом на новые вызовы стала принятая в 1997 году на вооружение Российской армии ракета «Тополь-М», характеристики которой существенно улучшились.

Как усложнить задачу ПРО

Главное изменение, которое стало революционным во всем мировом баллистическом ракетостроении, касалось неопределенности и неоднозначности траектории ракеты на ее боевом курсе. Действие всех систем ПРО, уже созданных и только перспективных (находящихся на стадии проектной разработки и доводки), основано на принципе просчета упреждения. Это означает, что при фиксации пуска МБР по нескольким косвенным параметрам, в частности по электромагнитному импульсу, тепловому следу или другим объективным данным, запускается сложный механизм перехвата. При классической траектории вычислить положение снаряда, определив его скорость и место запуска, нетрудно, и можно заранее принять меры по его разрушению на каком-либо участке полета. Засечь запуск «Тополь-М» можно, в этом между ним и любой другой ракетой особой разницы нет. А вот дальше дела обстоят сложнее.

Изменяемая траектория

Идея состояла в том, чтобы сделать невозможным даже в случае обнаружения просчет координат боеголовки с учетом упреждения. Для этого следовало изменить и усложнить траекторию, по которой проходит полет. «Тополь-М» снабжен газоструйными рулями и дополнительными маневровыми двигателями (их число пока широкой общественности неизвестно, но речь идет о десятках), позволяющими менять направление на активном участке траектории, то есть во время непосредственного наведения. При этом информация о конечной цели постоянно удерживается в памяти управляющей системы, и в конечном счете заряд попадет именно туда, куда требуется. Иными словами, антиракеты, выпущенные для того, чтобы сбить баллистический снаряд, пройдут мимо. Поражение «Тополь-М» существующими и создаваемыми ПРО вероятного противника не представляется возможным.

Новые двигатели и материалы корпуса

Не только непредсказуемость траектории на активном участке делает удар нового оружия неотразимым, но и очень высокая скорость. «Тополь-М» на разных этапах полета приводится в движение тремя маршевыми двигателями и очень быстро набирает высоту. Твердое топливо представляет собой смесь, основой которой служит обычный алюминий. Разумеется, состав окислителя и другие тонкости по понятным причинам не разглашаются. Максимально облегчены корпуса ступеней, они выполнены из композитных материалов (органопластика) с использованием технологии непрерывного наматывания отвердевающих волокон сверхпрочного полимера («кокон»). Такое решение имеет двойной практический смысл. Во-первых, уменьшается вес ракеты «Тополь-М», характеристики ее разгона существенно улучшаются. Во-вторых, пластиковую оболочку труднее засечь радарами, высокочастотные излучения от нее отражаются хуже, чем от металлической поверхности.

Для снижения вероятности уничтожения зарядов на конечном этапе боевого курса применяются многочисленные ложные цели, отличить которые от настоящих очень сложно.

Система управления

С ракетами противника любая система ПРО борется, применяя целый комплекс воздействий. Наиболее распространенный способ дезориентации заключается в постановке мощных электромагнитных барьеров, называемых также помехами. Электронные схемы не выдерживают сильных полей и выходят из строя полностью либо перестают исправно функционировать на какое-то время. Ракета «Тополь-М» имеет помехозащищенную систему наведения, но и не это главное. В предполагаемых условиях глобального конфликта вероятный противник готов применить самые эффективные средства для уничтожения угрожающих стратегических сил, включая даже заградительные ядерные взрывы в стратосфере. Обнаружив непреодолимый барьер на своем пути, «Тополь», благодаря способности к маневру, с высокой степенью вероятности сможет его обойти и продолжить свою смертоносную траекторию.

Стационарное базирование

Ракетный комплекс «Тополь-М», независимо от того, мобильный он или стационарный, запускается минометным способом. Это означает, что запуск производится вертикально из специального контейнера, служащего для предохранения этой сложной технической системы от случайного или боевого повреждения. Вариантов базирования имеется два: стационарный и мобильный. Задача размещения новых комплексов в шахтах максимально упрощена за счет возможности доработки уже существующих подземных сооружений, предназначенных для тяжелых МБР, снятых с вооружения по условиям договора ОСВ-2. Остается только залить слишком глубокое дно шахты дополнительным слоем бетона и установить ограничительное кольцо, уменьшающее рабочий диаметр. При этом важно и то, что ракетный комплекс «Тополь-М» максимально унифицирован с уже оправдавшей себя инфраструктурой сил стратегического сдерживания, включая связь и управление.

Подвижный комплекс и его колесница

Новизна мобильной установки, предназначенной для стрельбы из любой точки маршрута боевого патрулирования (позиционного района), заключается в так называемом неполном вывешивании контейнера. Эта техническая особенность предполагает возможность развертывания на любом грунте, включая мягкий. Также значительно улучшена маскировка, что затрудняет обнаружение комплекса всеми существующими средствами разведки, в том числе космическо-оптической и радиоэлектронной.

Подробно следует остановиться на транспортном средстве, предназначенном для перевозки и запуска ракеты «Тополь-М». Характеристики этой мощной машины вызывают восхищение специалистов. Она огромна - весит 120 тонн, но при этом очень маневренна, имеет высокую проходимость, надежность и скорость. Осей восемь, соответственно, шестнадцать колес высотой 1 см, все они ведущие. Восемнадцатиметровый радиус разворота обеспечивается тем, что все шесть (три передние и три задние) осей могут поворачиваться. Ширина пневматиков - 60 см. Высокий просвет между днищем и дорогой (он составляет почти полметра) обеспечивает беспрепятственное прохождение не только по пересеченной местности, но и вброд (с глубиной дна более метра). Удельное давление на грунт вдвое ниже, чем у любого грузовика.

Приводится в движение мобильная установка «Тополь-М» силовой 800-сильной дизель-турбо установкой ЯМЗ-847. Скорость на марше - до 45 км/ч, запас хода - не менее полутысячи километров.

Другие хитрости и перспективные возможности

По условиям договора ОСВ-2 ограничению подлежит количество разделяемых боевых частей индивидуального наведения. Это означает, что создавать новые ракеты, оснащенные несколькими ядерными зарядами, нельзя. Ситуация с этим международным договором вообще странная - еще в 1979 году в связи с вводом советских войск в Афганистан он был отозван из Сената США и до сих пор не ратифицирован. Однако и отказа от соблюдения его условий от американского правительства не поступало. В общем и целом он соблюдается обеими сторонами, хотя официального статуса не получил и сегодня.

Некоторые нарушения, однако, имели место, причем взаимные. США настаивали на уменьшении общего числа носителей до 2400, что соответствовало их геополитическим интересам, так как многозарядных ракет у них было больше. К тому же немаловажно и то, что американские ядерные силы в большей степени приближены к российским границам, и подлетное время у них намного меньше. Все это побудило руководство страны искать способы улучшения показателей своей безопасности, не нарушая условий ОСВ-2. Ракета «Тополь-М», характеристики которой формально и без учета ее особенностей соответствуют параметрам РТ-2П, была названа модификацией последней. Американцы же, воспользовавшись пробелами в договоре, разместили крылатые ракеты на стратегических бомбардировщиках и практически не соблюдают количественные ограничения на носители с разделяющимися головными частями индивидуального наведения.

Эти обстоятельства учитывались при создании ракеты «Тополь-М». Радиус поражения составляет десять тысяч километров, то есть четверть экватора. Этого вполне достаточно, чтобы считать ее межконтинентальной. В настоящее время она оснащена моноблочным зарядом, но вес боевого отделения в одну тонну вполне позволяет сменить боеголовку на разделяющуюся в достаточно короткие сроки.

А есть ли недостатки?

Стратегический ракетный комплекс «Тополь-М», как и любая другая боевая техника, не является идеальным оружием. Причиной признания некоторых недостатков стала, как это ни парадоксально, дискуссия, развернутая в ходе обсуждения дальнейших перспектив договора ОСВ-2. В некоторых условиях можно туманно намекать на собственное всемогущество, а при других обстоятельствах выгоднее, напротив, указать на то, что мы не так уж и страшны, как кажется. Так произошло и с комплексом «Тополь-М». Скорость ракеты (до 7 км/сек), оказывается, недостаточно велика для полной уверенности в ее неуязвимости. Защищенность в условиях заградительного стратосферного ядерного взрыва тоже оставляет желать лучшего, особенно от такого страшного поражающего фактора, как Впрочем, ее вообще мало что выдержит.

«Тополь-М», радиус поражения которого позволяет уничтожать цели на других континентах, на настоящий момент - единственная российская стратегическая ракета, производящаяся серийно. Именно поэтому она и является опорой сил сдерживания.

По всей видимости, эта безальтернативность - явление временное, появятся другие образцы, которые вберут в себя достоинства «Тополя» и оставят в прошлом его недостатки. Хотя совсем без недочетов вряд ли получится. А пока это вид БР несет главную нагрузку в деле обороны. Как бы там ни было, а новейшая история показывает, что тот, кто себя защитить не может, дорого платит за собственную слабость.

На самом деле не все так плохо. О готовности к отражению агрессии можно судить, лишь опираясь на относительные величины. Абсолютного в вопросах обороны ничего не бывает, каждый из видов вооружения может совершенствоваться бесконечно. Главное, чтобы его боевые качества позволяли эффективно противостоять силам противника.

23 июля 2010 года исполняется 25 лет с того дня, как на боевое дежурство были поставлены грунтовые мобильные межконтинентальные ракеты "Тополь".

РТ-2ПМ "Тополь" (индекс Главного ракетно-артиллерийского управления МО РФ (ГРАУ) — 15Ж58, код СНВ РС-12М, по классификации NATO - "Серп", SS-25 "Sickle") - стратегический мобильный комплекс с трехступенчатой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой РТ-2ПМ, первый советский мобильный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой (МБР).

Разработка проекта стратегического мобильного комплекса с трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой, пригодной для размещения на самоходном автомобильном шасси (на базе твердотопливной МБР РТ-2П), была начата в Московском институте теплотехники под руководством Александра Надирадзе в 1975 году. Постановление правительства о разработке комплекса вышло 19 июля 1977 года. После смерти Надирадзе работа была продолжена под руководством Бориса Лагутина.

Мобильный комплекс должен был стать ответом на повышение точности американских МБР. Требовалось создать , достигаемой не строительством надежных укрытий, а созданием у противника неопределенных представлений о месте нахождения ракеты.

Условия модернизации были строго ограничены положениями Договора ОСВ-2, что определило скромное улучшение основных боевых характеристик ракеты. Первый опытный пуск ракеты, получившей обозначение РТ-2ПМ, состоялся на полигоне Плесецк 8 февраля 1983 года. Запуск производился из переоборудованной шахты стационарных ракет РТ-2П.

К концу осени 1983 года была построена опытная серия новых ракет. 23 декабря 1983 года на полигоне Плесецк начались летно-конструкторские испытания. За все время их проведения неудачным был только один пуск. В целом же ракета показала высокую надежность. Там же проводились испытания и боевых агрегатов всего боевого ракетного комплекса (БРК). В декабре 1984 года основная серия испытаний была завершена и принято решение о начале серийного производства комплексов. Однако полностью испытания мобильного комплекса, получившего название "Тополь", закончились лишь в декабре 1988 года.

Не ожидая полного завершения программы совместных испытаний, с целью накопления опыта эксплуатации нового комплекса в войсковых частях, 23 июля 1985 года под городом Йошкар-Олой был развернут первый полк мобильных "Тополей" на месте дислокации ракет РТ-2П.

Ракета РТ-2ПМ выполнена по схеме с тремя маршевыми и боевой ступенями . Для обеспечения высокого энергомассового совершенства и увеличения дальности стрельбы во всех маршевых ступенях было применено новое топливо повышенной плотности с удельным импульсом, увеличенным на несколько единиц по сравнению с наполнителями ранее созданных двигателей, а корпуса верхних ступеней впервые были выполнены непрерывной намоткой из органопластика по схеме "кокон".

Первая ступень ракеты состоит из маршевого ракетного двигателя на твердом топливе (РДТТ) и хвостового отсека. Масса полностью снаряженной ступени составляет 27,8 т. Её длина 8,1 м и диаметр 1,8 м. Маршевый РДТТ первой ступени имеет одно неподвижное центрально размещенное сопло. Хвостовой отсек цилиндрической формы, на наружной поверхности которого размещены аэродинамические рули и стабилизаторы.

Управление полетом ракеты на участке работы первой ступени осуществляется за счет поворотных газоструйных и аэродинамических рулей.

Вторая ступень состоит из соединительного отсека конической формы и маршевого РДТТ. Диаметр корпуса составляет 1,55 м.

Третья ступень включает соединительный и переходный отсеки конической формы и маршевый РДТТ. Диаметр корпуса - 1,34 м.

Головная часть ракеты состоит из одного боевого блока (ядерного) и отсека с двигательной установкой и системой управления.

Система управления -Тополя" - инерциального типа, построена с использованием бортовой вычислительной машины, микросхем с большой степенью интеграции, нового комплекса командных приборов с поплавковыми чувствительными элементами. Вычислительный комплекс системы управления позволяет реализовать автономное боевое применение самоходной пусковой установки.

Система управления обеспечивает управление полетом ракеты, проведение регламентных работ на ракете и пусковой установке, предстартовую подготовку и пуск ракеты, а также решение других задач.

В процессе эксплуатации ракета РТ-2ПМ находится в транспортно-пусковом контейнере, размещенном на мобильной пусковой установке. Длина контейнера составляет 22,3 м и диаметр 2,0 м.

Пусковая установка смонтирована на базе семиосного шасси автомобиля МАЗ и оснащена агрегатами и системами, обеспечивающими транспортировку, поддержание в установленной степени боевой готовности, подготовку и проведение пуска ракеты.

Пуск ракеты возможен как при нахождении пусковой установки в стационарном укрытии с раздвигающейся крышей, так и с необорудованных позиций, если это позволяет рельеф местности. Для проведения пуска ракеты пусковая установка вывешивается на домкратах и горизонтируется. Пуск ракеты производится после подъема контейнера в вертикальное положение с помощью порохового аккумулятора давления, размещенного в транспортно-пусковом контейнере ("минометный старт").

После отстрела защитного колпака контейнера ракета выбрасывается из него пороховыми стартовыми двигателями на несколько метров вверх, где включается маршевый двигатель первой ступени.

Максимальная дальность стрельбы - 10500 км. Длина ракеты - 21,5 м. Стартовая масса 45,1 т. Масса головной части - 1 т. Мощность ядерного боезаряда - 0.55 Мт. Точность стрельбы (предельное отклонение) - 0.9 км. Площадь боевого патрулирования комплекса - 125 тыс. кв. км.

Масса пусковой установки с ракетой составляет около 100 тонн. Несмотря на это, комплекс имеет хорошую подвижность и проходимость.

Боеготовность (время подготовки к старту) с момента получения приказа до пуска ракеты была доведена до двух минут.

В состав ракетного комплекса также входит подвижной командный пункт боевого управления на четырехосном шасси МАЗ-543М. Для управления огнем использовались передвижные командные пункты "Гранит" и "Барьер", вооруженные ракетой, у которой вместо боевой нагрузки был радиопередатчик. После запуска ракеты он дублировал стартовые команды для пусковых установок, расположенных на удаленных позициях.

Серийное производство ракеты РТ-2ПМ было развернуто в 1985 году на заводе в Воткинске (Удмуртия), а ее мобильная пусковая установка изготавливалась на волгоградском заводе "Баррикады".

1 декабря 1988 года новый ракетный комплекс был официально принят на вооружение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В том же году началось полномасштабное развертывание ракетных полков с комплексом "Тополь" и одновременное снятие с боевого дежурства устаревших МБР. К середине 1991 года было развернуто 288 ракет этого типа.

Ракетные дивизии "Тополей" были дислоцированы вблизи городов Барнаул, Верхняя Салда (Нижний Тагил), Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а также у поселка Дровяная Читинской области. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Белоруссии - под городами Лида, Мозырь и Поставы. Часть "Тополей", оставшихся на территории Белоруссии после распада СССР, была выведена из неё к 27 ноября 1996 года.

Ежегодно производится по одному контрольному пуску ракеты "Тополь" с полигона Плесецк. О высокой надежности комплекса говорит тот факт, что за время его испытаний и эксплуатации было произведено около пятидесяти контрольно-испытательных пусков ракет. Все они прошли безотказно.

На базе МБР "Тополь" разработана конверсионная космическая ракета-носитель "Старт" . Пуски ракет "Старт" осуществляются с космодромов Плесецк и Свободный.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (Индекс УРВ РВСН - 15П165 (шахтный) и 15П155 (подвижный), по договору СНВ - РС-12М2, по классификации НАТО - SS-27 Sickle B, в переводе - Серп) - российский ракетный комплекс стратегического назначения c МБР 15Ж65 (15Ж55 - ПГРК), разработанный в конце 1980-х - начале 1990-х годов на базе комплекса РТ-2ПМ «Тополь». Первая МБР, разработанная в России после распада СССР.

РТ-2ПМ2 "Тополь-М" - видео запуска ракеты

Ракета 15Ж65 (15Ж55) трёхступенчатая, твердотопливная. Предельная дальность - 11 000 км. Несёт один термоядерный боевой блок мощностью 550 кт. В шахтном варианте базирования принята на вооружение в 2000 году. В последующем десятилетии «Тополь-М» должна была стать основой вооружения Ракетных войск стратегического назначения.
В 2011 году МО РФ отказалось от дальнейших закупок ракетных комплексов «Тополь-М» в пользу дальнейшего развёртывания МБР РС-24 «Ярс» с РГЧ ИН, хотя постановку на боевое дежурство шахтных пусковых установок «Тополь-М» последнего, шестого полка 60-й ракетной дивизии планировалось закончить в 2012 году.

Разработка Тополь-М

Работы по созданию нового комплекса начались в середине 1980-х. Постановление Военно-промышленной комиссии от 9 сентября 1989 года предписывало создать два ракетных комплекса (стационарный и мобильный) и универсальную твердотопливную трёхступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету для них. Эта опытно-конструкторская работа получила название «Универсал», разрабатываемый комплекс - обозначение РТ-2ПМ2. Разработка комплекса велась совместно Московским институтом теплотехники и Днепропетровским КБ «Южное».

Ракета должна была быть унифицирована для обоих типов комплексов, но в первоначальном проекте предполагалось различие в системе разведения боевого блока. Боевая ступень для ракеты шахтного базирования должна была оснащаться ЖРД на перспективном монотопливе ПРОНИТ. Для подвижного МИТ разрабатывал двигательную установку на твердом топливе. Существовали и различия в транспортно-пусковом контейнере. Для подвижного комплекса он должен был изготавливаться из стеклопластика. Для стационарного - из металла, с креплением на нем ряда систем наземного оборудования. Поэтому ракета для подвижного комплекса получила индекс 15Ж55, а для стационарного - 15Ж65.

В марте 1992 года было принято решение разработать на базе наработок по программе «Универсал» комплекс «Тополь-М» (в апреле «Южное» прекратило своё участие в работах по комплексу). Указом Бориса Ельцина от 27 февраля 1993 года головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Было принято решение о разработке унифицированной ракеты только с одним вариантом боевого оснащения - с двигательной установкой боевой ступени на твердом топливе. Система управления разрабатывалась в НПЦ Автоматики и Приборостроения, боевой блок - в Саровском ВНИИЭФ.

Испытания ракеты начались в 1994 году. Первый пуск был проведён из шахтной пусковой установки на космодроме Плесецк 20 декабря 1994 года. В 1997 году, после четырёх успешных пусков начато серийное производство этих ракет. Акт о принятии на вооружение РВСН РФ межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М» был утверждён Госкомиссией 28 апреля 2000 года, а Указ Президента РФ о принятии БРК на вооружение был подписан Владимиром Путиным летом 2000 года, после чего на лётные испытания вышел подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) на базе восьмиосного шасси МЗКТ-79221. Первый пуск с мобильной ПУ был осуществлён 27 сентября 2000 года.
Комплекс производится ОАО «Воткинский завод» и ЦКБ «Титан».

Размещение Тополь-М

Размещение первых ракет в модифицированных шахтах, использовавшихся для ракет УР-100Н (15А30, РС-18, SS-19 Stiletto), начато в 1997 году.
25 декабря 1997 года на опытно-боевое дежурство в 60-й ракетной дивизии (пгт. Татищево) были поставлены первые две ракеты 15Ж65 (пусковой минимум) первого в РВСН полка вооружённого ракетным комплексом 15П065-35 - 104-го ракетного полка. А 30 декабря 1998 года, 104-й ракетный полк (командир - подполковник Ю. С. Петровский) заступил на боевое дежурство полным составом из 10 ШПУ с МБР «Тополь-М» шахтного базирования. Ещё четыре полка с МБР «Тополь-М» шахтного базирования заступили на боевое дежурство 10 декабря 1999 года, 26 декабря 2000 года (перевооружение с 15П060), 21 декабря 2003 года и 9 декабря 2005 года.

Процесс перевооружения на комплекс подвижного базирования начался 21 ноября 2005 года в 54-й гвардейской ракетной дивизии (г. Тейково), когда из эксплуатации были выведены два дивизиона и подвижный командный пункт (ПКП) 321-го ракетного полка (321 рп). Через год, в ноябре 2006 года, 321 рп заступил на опытно-боевое дежурство в составе одного дивизиона (3 пусковых установки) и ПКП ракетного полка на комплексе «Тополь-М». На боевое дежурство 1-й ракетный дивизион и ПКП 321 рп заступил 10 декабря 2006 года в 15:00. Тогда же стало известно о подписании президентом Владимиром Путиным новой государственной программы вооружений до 2015 года, которой предусмотрена закупка 69 МБР «Тополь-М».

В 2008 году Николай Соловцов заявил о начале в ближайшее время оснащения ракет «Тополь-М» разделяющимися головными частями (РГЧ). Оснащение «Тополей-М» РГЧ станет важнейшим способом поддержания ядерного потенциала России. «Тополь-М» с РГЧ начал поступать на вооружение в 2010 году.

В апреле 2009 года командующий РВСН Николай Соловцов заявил, что производство подвижных грунтовых ракетных комплексов «Тополь-М» прекращается, на вооружение РВСН будут поступать более совершенные комплексы.

Расположение 54-й ракетной дивизии по состоянию на 2010 год продолжало модернизироваться. По состоянию на конец 2012 года, на боевом дежурстве находилось 60 ракет «Тополь-М» шахтного и 18 мобильного базирования. Все ракеты шахтного базирования стоят на боевом дежурстве в Таманской ракетной дивизии (Светлый, Саратовская область).

Стационарный комплекс РТ-2ПМ2 включает в себя 10 межконтинентальных баллистических ракет 15Ж65, смонтированных в шахтных пусковых установках 15П765-35 (переоборудованные ШПУ 15П735 и 15П718 ракет 15А35 и 15А18М) либо 15П765-60 (переоборудованные ШПУ ракет 15Ж60), а также командный пункт 15В222.
Автономная пусковая установка 15У175 мобильного комплекса представляет собой одну ракету 15Ж55, помещённую в высокопрочный стеклопластиковый ТПК, смонтированный на восьмиосном шасси МЗКТ-79221.

Ракета 15Ж65 (15Ж55) состоит из трёх ступеней с твердотопливными маршевыми двигателями. Маршевые ступени выполнены из композитов, путём намотки типа кокон. Все три ступени оборудованы поворотным соплом для отклонения вектора тяги (решётчатые аэродинамические рули отсутствуют). Первая ступень имеет тягу 100т, массу 26т, из них масса ступени 3т, длину 8,5 м, время работы 60с. Вторая ступень имеет тягу 50 т, массу 13т, из них 1,5т ступень, длину 6 м, время работы ступени 64 с. Третья ступень имеет тягу 25т, массу 6т, из них 1т ступень, длину 3,1 м, время работы 56с.

Метод старта - миномётный для обоих вариантов. Маршевый твёрдотопливный двигатель ракеты позволяет ей набирать скорость намного быстрее предыдущих типов ракет аналогичного класса, созданных в России и Советском Союзе. Это значительно затрудняет её перехват средствами ПРО на активном участке полёта.

Ракета оснащена отделяемой головной частью с одним термоядерным боевым блоком мощностью 550 кт тротилового эквивалента. ГЧ также оборудована комплексом средств преодоления ПРО. КСП ПРО состоит из пассивных и активных ложных целей, а также средств искажения характеристик головной части. Несколько десятков вспомогательных двигателей коррекции, приборы и механизмы управления позволяют боевой части совершать манёвры на траектории, затрудняя её перехват на конечном участке траектории. Некоторые источники утверждают, что ЛЦ неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения (оптическом, инфракрасном, радиолокационном).

В связи с прекращением существования договора СНВ-2, запрещавшего создание многозарядных межконтинентальных баллистических ракет, МИТом проводились работы по оснащению «Тополей-М» разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Возможно, результатом этих работ является РС-24 «Ярс».
Машины инженерного обеспечения и маскировки.

В 2013 году на вооружение мобильных ракетных комплексов «Тополь-М» поступило 12 первых машин (из них 9 в Тейковскую ракетную дивизию) инженерного обеспечения и маскировки (МИОМ). Машины обеспечивают маскировку (заметание) следов боевых мобильных ракетных комплексов, вышедших на дежурство, а также создание высококонтрастных, хорошо заметных со спутников следов к ложным боевым позициям.

Испытания Тополь-М

Лётные испытания ракеты шахтного варианта базирования были проведены в период с 1994 по 2000 год, с их окончанием, в период 2000-2004 годов были проведены испытания мобильного варианта комплекса.

Испытания боевого оснащения

Несмотря на завершение испытаний ракетного комплекса и постановку на боевое дежурство серийной техники, работы по совершенствованию комплекса были продолжены в направлении развития боевого оснащения (головных частей), при этом в качестве носителя использовалась доработанная ракета комплекса «Тополь», так:

1 ноября 2005 года с полигона «Капустин Яр» в Астраханской области проведён успешный пуск ракеты РТ-2ПМ «Тополь» в рамках испытаний элементов нового боевого оснащения - единого боевого блока, ряда вновь разработанных элементов комплекса средств преодоления противоракетной обороны и ступени разведения, на которую может монтироваться до шести боевых блоков, при этом ступень разведения унифицирована для установки на МБР морского («Булава») и наземного («Тополь-М») базирования.

Лётное испытание нового боевого блока на штатной ракете комплекса РТ-2ПМ были совмещены с испытаниями в интересах продления гарантийного ресурса «Тополя». Впервые в российской практике, пуск был произведён не с космодрома Плесецк по полигону «Кура» на Камчатке, а с испытательного полигона «Капустин Яр» по расположенному в Казахстане 10-му испытательному полигону «Сары-Шаган» (район Приозёрска). Это было сделано в связи с тем, что радиолокационное обеспечение полигона «Кура» не позволяет фиксировать маневры, производимые боеголовками после их отделения от МБР. К тому же эти маневры отслеживаются американскими средствами измерений, размещёнными на Аляске. Параметры полёта из «Капустина Яра» на «Сары-Шаган» ведутся исключительно российскими средствами контроля.

Тактико-технические характеристики комплекса РТ-2ПМ2 "Тополь-М"

Количество ступеней.......................3
Длина (с ГЧ).......................22,55 м
Длина (без ГЧ).......................17,5 м
Диаметр.......................1,81 м
Стартовая масса.......................46,5 т
Забрасываемый вес.......................1,2 т
Вид топлива.......................твёрдое смесевое
Максимальная дальность.......................11000 км
Тип головной части.......................моноблочная, термоядерная, отделяемая
Количество боевых блоков.......................1 (+ ~20 ложных целей)
Мощность заряда.......................0,55 Мт
Система управления.......................автономная, инерциальная на базе БЦВК
Способ базирования.......................шахтный и мобильный
История запусков
Состояние.......................действующая
Места запуска.......................1 ГИК «Плесецк»,
Число запусков.......................16 (успешных-15; неудачных-1)
Принята на вооружение.......................1997
Первый запуск.......................20 декабря 1994

Фото Тополь-М

Комплекс РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (код РС-12М2, по классификации НАТО - SS-27 Sickle «Серп») - российский ракетный комплекс стратегического назначения с межконтинентальной баллистической ракетой, разработанный в конце 1980-х - начале 1990-х годов на базе комплекса РТ-2ПМ «Тополь».

Первая межконтинентальная баллистическая ракета, разработанная в России после распада СССР. Принята на вооружение в 1997 году. Головным разработчиком ракетного комплекса является Московский институт теплотехники (МИТ).

Ракета комплекса «Тополь-М» является твёрдотопливной, трёхступенчатой. Предельная дальность - 11 000 км. Несёт один термоядерный боевой блок мощностью 550 кт. Базируется ракета как в шахтных пусковых установках (ШПУ), так и на мобильных пусковых установках. В шахтном варианте базирования принята на вооружение в 2000 году.

Стационарный комплекс «Тополь-М» включает в себя 10 межконтинентальных баллистических ракет, смонтированных в шахтных пусковых установках, а также командный пункт.

Основные характеристики:

Количество ступеней — 3
Длина (с ГЧ) — 22,55 м
Длина (без ГЧ) — 17,5 м
Диаметр — 1,81 м
Стартовая масса — 46,5 т
Забрасываемый вес 1,2 т
Вид топлива — твёрдое смесевое
Максимальная дальность — 11000 км
Тип головной части — моноблочная, ядерная, отделяемая
Количество боевых блоков — 1 + около 20 муляжей
Мощность заряда — 550 Кт
Система управления — автономная, инерциальная на базе БЦВК
Способ базирования — шахтный и мобильный

Мобильный комплекс «Тополь-М» представляет собой одну ракету, помещённую в высокопрочный стеклопластиковый транспортно-пусковой контейнер (ТПК), смонтированный на восьмиосном шасси МЗКТ-79221 высокой проходимости и конструктивно практически не отличается от шахтного варианта. Вес пусковой установки — 120 тонн. Шесть пар колес из восьми являются поворотными, что обеспечивает радиус поворота 18 метров.

Давление на грунт установки в два раза меньше, чем обычного грузового автомобиля. Двигатель V-образный 12-ти цилиндровый дизель с турбонаддувом ЯМЗ-847 мoщнocтью 800 л.c. Глубина преодолеваемого брода до 1,1 метра.

При создании систем и агрегатов мобильного «Тополь-М» использован ряд принципиально новых технических решений по сравнению с комплексом «Тополь». Так, система неполного вывешивания даёт возможность развёртывать ПУ «Тополь-М» даже на мягких грунтах. Улучшены проходимость и маневренность установки, что повышает её живучесть.

«Тополь-М» способен производить пуски из любой точки позиционного района, а также обладает улучшенными средствами маскировки, как против оптических, так и других средств разведки (в том числе за счёт снижения инфракрасной компоненты демаскирующего поля комплекса, а также применения специальных покрытий, снижающих радиолокационную заметность).

Межконтинентальная ракета состоит из трёх ступеней с твёрдотопливными маршевыми двигателями. В качестве топлива используется алюминий, в роли окислителя выступает перхлорат аммония. Корпуса ступеней выполнены из композитов. Все три ступени оборудованы поворотным соплом для отклонения вектора тяги (решётчатые аэродинамические рули отсутствуют).

Система управления – инерциальная, на основе БЦВК и гиростабилизированной платформы. Комплекс высокоскоростных командных гироскопических приборов обладает улучшенными точностными характеристиками. Новый БЦВК обладает повышенной производительностью и стойкостью к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва. Обеспечено прицеливание за счёт реализации автономного определения азимута контрольного элемента, установленного на гиростабилизированной платформе, с помощью наземного комплекса командных приборов, размещенного на ТПК. Обеспечена повышенная боеготовность, точность и ресурс непрерывной работы бортовой аппаратуры.

Метод старта - миномётный для обоих вариантов . Маршевый твёрдотопливный двигатель ракеты позволяет ей набирать скорость намного быстрее предыдущих типов ракет аналогичного класса, созданных в России и Советском Союзе. Это значительно затрудняет её перехват средствами ПРО на активном участке полёта.

Ракета оснащена отделяемой головной частью с одним термоядерным боевым блоком мощностью 550 Кт тротилового эквивалента. Головная часть также оборудована комплексом средств преодоления ПРО. Комплекс средств преодоления ПРО состоит из пассивных и активных ложных целей, а также средств искажения характеристик головной части . Несколько десятков вспомогательных двигателей коррекции, приборы и механизмы управления позволяют боевой части совершать манёвры на траектории, затрудняя её перехват на конечном участке траектории.

Ложные цели неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения (оптическом, лазерном, инфракрасном, радиолокационном). Ложные цели позволяют имитировать характеристики боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном, переходном и значительной части атмосферного участка нисходящей ветви траектории полета боевых блоков ракеты, являются стойкими к поражающим факторам ядерного взрыва и излучению сверхмощного лазера с ядерной накачкой. Впервые спроектированы ложные цели, способные противостоять РЛС со сверхразрешением.

В связи с прекращением существования договора СНВ-2, запрещавшего создание многозарядных межконтинентальных баллистических ракет, Московский институт теплотехники работает над оснащением «Тополей-М» разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Возможно, результатом этих работ является . Сейчас проходят испытания мобильного варианта этого комплекса, размещённого на шасси восьмиосного тягача МЗКТ-79221.

/По материалам rbase.new-factoria.ru и ru.wikipedia.org /

MISSILE COMPLEX 15P765 «TOPOL-M» SILO-TYPE OS

29.04.2015
Ракетный комплекс «Тополь-М»: пятнадцать лет на службе Миноброны РФ. Модернизированный ракетный комплекс «Тополь-М» — первый ракетный комплекс, созданный только российскими предприятиями. Он был разработан в конце 1980-х гг.
Акт о принятии на вооружение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) был утвержден государственной комиссией 28 апреля 2000 г.
Первый пуск ракеты «Тополя-М» с автономной пусковой установки (АПУ) проведен 20 сентября 2000 г., на боевое дежурство АПУ была поставлена в 2006 г., принята на вооружение указом президента РФ Владимира Путина от 20 января 2007 г.
В настоящее время, по данным СМИ, комплексами «Тополь-М» вооружены две дивизии РВСН.
ТАСС

18.01.2017


16 января 2017 года совместным боевым расчетом Ракетных войск стратегического назначения и Воздушно-космических сил с космодрома Плесецк проведён пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) “Тополь-М” шахтного базирования.
Учебная боевая часть ракеты с высокой точностью поразила условную цель на полигоне на полуострове Камчатка.
Целью данного пуска явилось подтверждение стабильности летно-технических характеристик МБР данного типа.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ


РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П765 «ТОПОЛЬ-М» С ШПУ ТИПА ОС



С начала 1990-х годов в России для РВСН велась разработка только одной ракетной системы — “Тополь-М” с шахтными ПУ типа ОС и подвижными грунтовыми ПУ. После 1991 года технический облик ракеты был уточнен, в кооперации остались только российские организации и предприятия. К разработке первой ступени МБР подключилось пермское НПО «Искра». В 1992 году МИТ выпустил дополнение к эскизному проекту, отразившее изменившейся облик ракеты и комплекса в целом. В 1993 году Указом президента РФ перед МИТ была поставлена задача создания унифицированной МБР силами российских предприятий. К ракете «Тополь-М» были предъявлены практически те же требования, что к ракетам четвертого поколения. Сегодня можно сказать, что МБР «Тополь-М» характеризуется большой степенью преемственности от ранее созданного комплекса «Тополь».
Возможности по совершенствованию ракеты «Тополь-М», по отношению к сущест-вовавшей ракете «Тополь», были определены Договором СНВ-1, согласно которому новой считалась ракета, отличающаяся от существующей хо¬тя бы по одному из определенных признаков. Массогабаритные характеристи¬ки и некоторые принципы конструктивного исполнения МБР «Тополь-М» этим договором были ограничены. Тем не менее, ракету «Тополь-М» удалось существенно изменить по срав¬нению со своей предшественницей. Условия модернизации определены Договором СНВ-1, согласно которому новой считается ракета, отличающаяся от существующей (аналога) по одному из следующих признаков: числу ступеней; виду топлива любой из ступеней; стартовой массе более чем на 10%; длине либо собранной ракеты без головной части, либо по длине первой ступени ракеты, более чем на 10%; диаметру первой ступени более чем на 5%; забрасываемому, весу более чем на 21% в сочетании с изменением длины первой ступени на 5% или более.

В новой ракете были применены самые передовые научные и техниче¬ские решения: материалы, конструкции, твердые топлива Ракета “Тополь-М” выполнена по схеме с тремя маршевыми и боевой степенями. В маршевых ступенях используется высокоплотное смесевое топливо повышенной энергетики разработки НПО “Союз”. На ракете применены органы управления высокой эффективности и быстродействия. Боевой блок оснащается мощным термоядерным зарядом, отвечает самым жестким требованиям по ядерной взрывобезопасности и обладает особо высокой стойкостью к воздействию ядерных и других средств поражения.
Разработчиками ракетного комплекса «Тополь-М» были успешно решены задачи эффективного противодействия эшелонированным перспективным системам ПРО со средствами космического базирования. В соответствии с основными задачами разработки ракета “Тополь-М” обладает высокими возможностями по преодолению перспективной системы ПРО с элементами космического базирования и может применяться в условиях массированного ракетно-ядерного удара по позиционному району базирования комплексов РВСН. Ракета не имеет выступающих частей, в том числе аэродинамических рулей. Тем самым, наряду с применением соответствующих конструкционных материалов и покрытий обеспечивается повышенная стойкость к воздействию пылегрунтовых образований и других поражающих факторов ядерного взрыва лазерного и другого лучевого оружия.
Двигательные установки ракеты характеризуются сокращенной продолжительностью работы. В результате чего большая часть активного участка траектории находится в пределах атмосферы, препятствующей применению ракетных средств ПРО космического базирования и снижающей интенсивность воздействия на ракету лучевых средств поражения. По оценке специалистов, ракетный комплекс “Тополь-М”, первый чисто российского производства ракетный комплекс, который по своим тактико-техническим характеристикам будет значительно превосходить комплексы, находящиеся в эксплуатации.

С марта 1997 года работы по комплексу “Тополь-М” возглавил директор и генеральный конструктор МИТ Ю.С.Соломонов. Вспоминая о работе над шахтным вариантом комплекса «Тополь-М» он говорит: «При проектировании ракеты «Тополь-М» нам необходимо было создать конст¬рукцию, которая впервые в отечественной и мировой практике позволила бы решить ряд сложнейших задач. Требовалось разработать универсальную по отношению к видам базирования ракету, которая имела бы: одинаково высокие боевые качества как в составе стационарного шахтного комплекса, так и в составе подвижного грунтового комплекса на базе самоходной пусковой установки; высочайшую точность стрельбы и возможность длительного боевого дежурства в различных боевых готовностях; высокий уровень стойкости к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва в полете; адаптивность к развертыванию возможным противником систем противоракетной обороны различного состава.
…Удалось значительно улучшишь один из основных показателей боевого оружия — точность стрельбы, снизить степень уязвимости ракеты при воздействии на нее ПРО, повысить стойкость ракеты в полете к воздействию поражающих факторов различных видов оружия, включая ядерное, обеспечить повышенную ядерную взрывобезопасность. Гарантийный срок хранения новой раке¬ты больше, чем у созданных ранее. Была решена еще одна важная зада¬ча: комплекс, от разработки и изготов¬ления до поставки в войска, создан рос¬сийской кооперацией».
В кооперацию смежни¬ков МИТ по РК «Тополь-М» вошли ФГУП «НПЦ АП им. академика Н.А. Пилюгина» (генеральный дире¬ктор ЕЛ. Межирицкий), ФГУП «РФЯЦ — ВНИИЭФ» (директор Р.И. Илькаев, главный конструктор Ю.И. Файков), ФГУП «ФПДТ «Союз» (генеральный директор Ю.М. Милехин), НПО «Искра» (генеральный директор и генеральный конструк¬тор М.И. Соколовский), ФГУП «Вот¬кинский завод» (генеральный директор В.Г Толмачев), ФГУП ОКБ «Вым-пел» (генеральный директор и генеральный конструктор Д.К. Драгун), ОАО «КБСМ» (генеральный директор и генеральный конструктор Н.А. Трофимов) и другие предприятия.
Шахтный вид базирования с высокой стойкостью ШПУ предполагал минимальные расходы при развертывании, по этому он стал разрабатываться в первую очередь. Одним из главных достоинств структуры ракетных полков с РК «Тополь-М» стало использование ресурсосберегаю¬щих технологий. Исчезла необходимость в изменении диаметра или глубины старых «стаканов» шахтных ПУ - меняется лишь система крепления контейнера к ракете.
Разработка шахтного комплекса, учитывая тот факт, что на полигоне две шахтные пусковые установки - «Южная-1″ и «Южная-2″ — готовились тогда под ракеты КБ «Южное», стала проводиться под ракету «Тополь-М». Необходимо было переоборудовать эти ШПУ под новую ракету, что и было сделано в достаточно короткие сроки. Первый пуск ракеты «Тополь-М» был произведен из переоборудованной ШПУ «Южная-1″ разра¬ботки ОКБ «Вымпел» (главный конструктор О.С. Баскаков).

Первоначально для МБР «Тополь-М» было предложено использовать ШПУ типа ОС разработки ОКБ «Вымпел» для ракет среднего класса УР-100НУТТХ (15А35). В процессе проработок выявились опре¬деленные проблемы. Если для подвижного грунтового варианта комплекса «Тополь-М» такой проблемой был вопрос выбора шасси для пусковой установки — семи- или восьмиосное, то для стационарного варианта «критическим моментом» стало применение ранее построенных шахт. При этом без доработок остались их защитные устройства с приводами открытия, аппаратурный отсек, ствол, входной люк и вводные устройства. С минимальными доработками используется система амортизации при переосведетельствовании.

В дальнейшем, в соответствии с совместным решением МИТ, ГУРВО МО и КБСМ от 21 августа 1992 г. о проведении работ по переоборудованию были разработаны проектные материалы, определившие основные направления работ по переоборудованию шахтных пусковых установок тяжелых ракет Р-36М УТТХ под ракету ‘Тополь-М». С января 1993 г. в соответствии с подписанным Договором СНВ-2, допускалось переоборудование 90 ШПУ для тяжелых ракет под ракету «Тополь-М». Это важное решение открывало возможность сохране-ния шахтной группировки РВСН на основе ПУ для тяжелых ракет типа Р-36М УТТХ (по СНВ – РС-20) для размещения в них в перспективе ракет ‘Тополь-М».

Командный пункт для РК создан в ЦКБТМ под руководством А.Леонтенкова. Он является дальнейшим развитием КП шахтного типа и имеет некоторые отличия от своих предшественников. В КП применена аппаратура и другие средства нового поколения с увеличенной защищенностью от поражающих факторов ядерного взрыва и улучшенными характеристиками информационных каналов. Все составляющие КП изготовляются предприятиями России, до этого до четверти оборудования производилось на Украине, в Белоруссии, Латвии и др. Основное оборудование для стационарного КП РК «Тополь-М» проектировалось и изготовлялось на ФГУП «Государственный Обуховский завод» (генеральный директор А.Ф.Ващенко, главный конструктор Н.Ф.Илюшихин).

Огневые испытания маршевых РДТТ МБР «Тополь-М» проводились в ЦНИИ «Геодезии». Ее летные испытания ракеты начались успешным пуском, выполненной из шахтной пусковой установки полигона Плесецк 20 декабря 1994 года. В дальнейшем до 26 сентября 2000 года было произведено еще 10 испытательных пусков ракет “Тополь-М” стационарного комплекса. Второй запуск произведен в сентябре 1995 г., третий — 25 июля 1996 г. Четвертый пуск модернизирован-ной МБР «Тополь-М» был успешно выполнен 8 июля 1997 г. с полигона «Плесецк». Только пятый пуск, выполненный 22 октября 1998 г. оказался аварийным из-за ошибочного срабатывания нештатных системы аварийного подрыва, не устанавливаемой на боевой ракете, которая прервала полет вполне исправной ракеты. Все испытательные пуски произведены со стартовой площадки «Южная» из ШПУ. Для проведения дальнейших испытаний была построена вторая стартовая площадка — «Светлая» для размещения ШПУ комплекса «Тополь-М». Председатель Государственной комиссии заместитель ГК РВСН генерал-полковник В.А.Никитин. 8 декабря 1998 года с Плесецкого полигона был произведен шестой испытательный пуск ракеты «Тополь-М», при котором была показана высокая надежность техники. Седьмой пуск состоялся 3 июня 1999 года, он прошел успешно. 3 сентября 1999 года был выполнен восьмой пуск МБР, при котором боеголовка за 23 минуты достигла полигона «Кура» на Камчатке, затем 14 декабря 1999 года.
В 1999 году по проекту КБСМ (Гл. конструктор В.Д.Гуськов) было завершено создание экспериментальной боевой стартовой позиции 15П765-18Э на площадке «Юбилейная» космодрома «Плесецк» с использованием оборудования, демонтируемого в соответствии с Договором СНВ-2 из ШПУ МБР Р-36М. 9 февраля и 26 августа 2000 года (по цели в районе Камчатки) состоялись два успешных пуска ракеты «Тополь-М» из этой ШПУ. Успешно осуществленные очередные ис¬пытательные пуски «Тополь-М» подтвердили основные летно-технические характеристики ракеты.

Еще до окончания испытаний РК, 24 декабря 1997 года в Таманской ракетной дивизии под Татищево (Саратовской обл.) на боевое дежурство заступило две ШПУ с ракетами «Тополь-М» (одна из них учебная), а 27 дека¬бря 1998 г. на боевое дежурство был поставлен головной 104-й ракетный полк (командир Ю.Петровский) с 10 МБР «Тополь-М» в переоборудованных шахтных пусковых установках высокой защищенности снимаемых с дежурства МБР УР-100Н. Вся модернизация ракетной инфраструктуры под новый комплекс проводится по ресурсосберегающей технологии и обходится намного дешевле по сравнению с тем, если бы пришлось заново строить ракетные шахты, командные пункты и системы управления. На пусковых установках обошлись минимумом строительно-монтажных работ, так как ни глубина, ни диаметр шахт не изменялись. На командном пункте заменили только сам контейнер с аппаратурой, изготовленный на ФГУП «Государственный Обуховский завод». Все это, по словам начальника оперативного управления Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения генерал-майора С.Пономарева, позволило сэкономить на каждой ракетной шахте по 18,5 миллионов рублей, а полное переоборудование шахт под новую ракету принесет экономию в 3,38 миллиарда, растянутых на несколько лет. Кроме ракетных шахт и стационарных командных пунктов, в полку были модернизированы подъездные пути, проложены новые кабельные сети энергоснабжения и связи, модернизирована система управления. Построены жилой и учебный комплексы для дежурных боевых смен.

В течение 1999 г. с полигона Плесецк боевыми расчетами РВСН из этих шахтных пусковых установок успешно осуществлено не¬сколько учебно-боевых пусков МБР «Тополь-М». Эти пуски выполнялись с целью накопления статистических данных о тактико-технических характеристиках, работе всех систем МБР в полете и точности выполнения за¬данных программ. Успешные старты позволили Госу¬дарственной комиссии по проведе¬нию летных испытаний ракеты «То¬поль-М» позволили рекомендовать 25 апреля 2000 г. принятие на вооружение ново-го ракетного комплекса стационарного базирования, а 13 июля 2000 г. Указом президента РФ №1314 комплекс «Тополь-М» в шахтном варианте был принят на вооружение РВСН. Данным Указом открывалась дорога новому этапу развития РВСН. 26 декабря 2000 г. на боевое дежурство заступил третий полк комплекса «Тополь-М» шахтного вида базирования.
По первоначальным планам темпы ввода новых комплексов могли после 2000 года составить 40-50 пусковых установок (4-5 ракетных полков) в год. Но по скорректированным планам и реальным выделяемым средствам Минобороны РФ каждый год должны были ставить на вооружение один полк - десять ракет, однако из-за финансовых проблем смогли закупать не более шести машин в год. А в 2001-2002 годах подобных закупок вообще не было. Как заявил генеральный конструктор Ю.С.Соломонов: «На 2004 год объем госинвестиций для изготов¬ления нашего «Тополя-М» без ка¬кого-либо обсуждения и согласования с нами урезали почти вдвое, хотя именно нам эту работу поручал президент России.» В 2005 году на вооружение вместо шести ракет «Тополь-М» поступило лишь четыре. С 1997 года и до конца 2006 года в РВСН поступило 42 комплекса «Тополь-М». Согласно утвержденной госпрограмме вооружений на 2007-2015 гг. для РВСН будет закуплено 50 стратегических ракетных комплексов “Тополь-М”. Создание МБР «Тополь-М» от эскизного проекта до первого опытного пуска обошлось в 142,8 млрд. рублей (в ценах 1992 года).

На начало 2010 года на ракетный комплекс пятого поколения «Тополь-М» стационарного (шахтного) базирования были перевооружены 5 ракетных полков дивизии — в 1998, 1999, 2000, 2003 и 2005 гг.
С 2010 года в Татищевском ракетном соединении ведутся работы по перевооружению на ракетный комплекс «Тополь-М» очередного, шестого по счету ракетного полка. До конца 2012 года этот полк был доведен до полного штатного состава. После окончания перевооружения этого полка программа оснащения РВСН ракетным комплексом «Тополь-М» была завершена.
Как неоднократно отмечалось в российских СМИ, при выхода США из Договора по ПРО в рамках гособоронзаказа обсуждаются планы установки на комплексе «Тополь-М» трех боеголовок индивидуального наведения. Пока это запрещено договором СНВ-1, однако 5 декабря 2009 года срок действия этого документа истекает, что открывает перед Москвой возможность оснащения «Тополей-М» многозарядными боеголовками.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик МИТ
Ген. конструктор Б.Н.Лагутин, Ю.С.Соломонов
Изготовитель ракет Воткинский МЗ
Код НАТО SS-X-29
Наименование по СНВ-1 РС-12М2
(РС-12М вариант 2)
Классификация по СНВ-1 собранная МБР в пусковом контейнере (Класс А)
Тип комплекса стратегического назначения с ШПУ типа ОС с твердотопливной МБР, пятого поколения
Состояние первый испытательный пуск ракеты из ШПУ состоялся 20 декабря 1994 года.
На вооружение МБР поступила в декабре 1997 года, принят на вооружение Указом призедента РФ в 2000 году
Ракета РТ-2ПМ210 («Тополь-М»)
Дальн. стрел. межконтинентальная
Головная часть:
— тип моноблочная
термоядерная4
— разработчик ВНИИЭФ
— гл. конструктор Г.Дмитриев
— вес, кг 1200
Система управления ИНС с БЦВМ
— разработчик НПО АП


Рулевые приводы:
— разработчик ЦНИИ АГ
— гл. конструктор В.Солунин
Система прицеливания:
— тип наземная
— разработчик НПО АП
— гл. конструктор В.Л.Лапыгин, Ю.Трунов
— изготовитель аппаратуры управления ижевский завод «Аксион»
Тип старта из ТПК за счет ПАД
Число ступеней ракеты 33, 7
Длина ракеты, м:
— полная ракеты в ТПК 22,7
— без головной части 17,5
Макс. диаметр корпуса, м 1,86-1,95
Стартовый вес, т: 47,2-47,21
Тип топлива смесевое твердое
Гарант. срок хранения ракеты, лет 15
Первая ступень:
Размеры, м:
— диаметр 1,95
Двигатель однокамерный РДТТ


Вторая ступень:
Двигатель однокамерный РДТТ
— разработчик заряда НПО «Союз»
— гл. конструктор заряда З.П.Пак, Ю.М.Милехин
— корпус:
тип цельномотанный типа «кокон» из органопластика
разработчик ЦНИИСМ
гл. конструктор В.А.Барынин
изготовитель ЦНИИСМ
Третья ступень:
Двигатель однокамерный РДТТ
— разработчик заряда НПО «Союз»
— гл. конструктор заряда З.П.Пак, Ю.М.Милехин
Транспортно-пусковой контейнер:
Тип с термостатированием
Материал корпуса композиционный
Разработчик ЦНИИ спецмаш
Руководитель разработки В.А.Барынин
Размеры, м:
— диаметр 2,0
— длина 22,7
Пусковая установка (вариант 1):
Тип шахтная типа ОС переоборудованная ШПУ МБР УР-100Н
Разработчик ГНИП ОКБ «Вымпел»
Гл. конструктор О.С.Бакаков, Д.К.Драгун
Тип ПУ шахтная типа ОС
Защитное устройство от ШПУ МБР УР-100НУ11
Размеры шахты, м:
— диаметр внутренний 4,6
— высота 29,8
— внутрений диаметр крыши 7,6
Степень защищенности высокая
Число ракет в ШПУ 1
Число ШПУ в комплексе (полку) 10
Пусковая установка (вариант 2):
Тип шахтная типа ОС переоборудо-ванная ШПУ МБР Р-36М
Разработчик КБСМ
Гл. конструктор В.Д.Гуськов
Защитное устройство от ШПУ МБР Р-36М
Размеры шахты, м:
— диаметр внутренний 5,9
— высота соответсвует ШПУ МБР Р-36 с заливкой бетона на 5 метров выше старого дна шахты
— проходное сечение ограничительного кольца, м 2,9
Степень защиты высокая
Число ракет в ШПУ 1
Число ШПУ в комплексе до 10
Командный пункт:
Тип контейнерный шахтного
типа 15В222
Разработчик ЦКБ ТМ
Гл. конструктор А.А.Леонтенков
Разработчик и изготовитель основ-ного оборудования ФГУП «Государственный Обуховский завод»
Степень защиты высокая
Число КП в комплексе 1
Система боевого управления:
Разработчик НПО «Импульс»
Гл. конструктор Б.Михайлов

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН» + доп.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., 288 с.
2. «На стратегическом направлении…», М: Интервестник, 2006
3. Днепровский ракетно-космический центр. Днепропетровск: ЮМЗ-КБЮ, 1994
4. Призваны временем. От противостояния к международному сотрудничеству. Под общ. ред. С.Н.Конюхова — Днепропетровск:АРТ-ПРЕСС, 2004. — 768 с.
5. «От артиллерийских систем до стартовых комплексов», СПб: КБСМ, 2002
6. «Полигон особой важности» — М:»Согласие», 1997
7. Первов М. Ракетное оружие Ракетных войск стратегического назначения. М: «Виоланта», 1999
8. «ГП «Московский институт теплотехники», М: ЦИ ГП «МИТ» и Ортех», 2001
9. Информационный сборник РВСН. Спец. выпуск. ГШ РВСН, 1995 год
10. Абакумов А.Г. «Штрихи истории ракетного оружия», М: ВА РНСН им. Петра Первого, 1998
11. Ракетный щит отечества. М: ЦИПК РВСН, 1999
12. Трембач Е.И., Есин К.П., Рябец А.Ф., Беликов Б.Н. «Титан» на Волге. От артиллериии к космическим стартам», Волгоград: Станица-2, 2000
13. «Минский завод колесных тягачей 1959-1999″ — «Военный Парад», 1999
14. «Первый шаг военной реформы укрепил ракетно-ядерный щит России» В.Литовкин — «Известия» № 219 от 19 ноября 1997 года
15. Missile Forecast — Forecast International/ DMS, 1996
16. «Военная тайна» В.Литовкин — «Известия» от 24 декабря 1997 года
17. «Звездные войны-2″ А.Проценко — «Труд» от 3 февраля 1998 года
18. В.Литовкин «…и все-таки мы делаем ракеты!» — «Известия»
19. «В мире нет равных российскому ракетному комплексу «Тополь-М» — министр обороны РФ» — «Интерфакс» от 24 декабря 1997 года
20. М.Тарасенко «35 лет ОКБ «Вымпел» — «Новости космонавтики» №8 (175) — 1998
21. «Ракетные комплексы — в боевой готовности» — «Содружество», 199
22. Газеты «Известия», «Труд», «Красная Звезда», «ВПК», «НВО», «Общая газета», «Российская газета», «Содружество», журналы «Армейский сборник», «Армия», «Аэрокосмический курьер», «Военный Парад», «Морская политика России», «Национальная оборона», «Новости космонавтики», РИА Новости, ИТАР-ТАСС, Lenta.ru,