23 июля 2010 года исполняется 25 лет с того дня, как на боевое дежурство были поставлены грунтовые мобильные межконтинентальные ракеты "Тополь".

РТ-2ПМ "Тополь" (индекс Главного ракетно-артиллерийского управления МО РФ (ГРАУ) — 15Ж58, код СНВ РС-12М, по классификации NATO - "Серп", SS-25 "Sickle") - стратегический мобильный комплекс с трехступенчатой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой РТ-2ПМ, первый советский мобильный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой (МБР).

Разработка проекта стратегического мобильного комплекса с трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой, пригодной для размещения на самоходном автомобильном шасси (на базе твердотопливной МБР РТ-2П), была начата в Московском институте теплотехники под руководством Александра Надирадзе в 1975 году. Постановление правительства о разработке комплекса вышло 19 июля 1977 года. После смерти Надирадзе работа была продолжена под руководством Бориса Лагутина.

Мобильный комплекс должен был стать ответом на повышение точности американских МБР. Требовалось создать , достигаемой не строительством надежных укрытий, а созданием у противника неопределенных представлений о месте нахождения ракеты.

Условия модернизации были строго ограничены положениями Договора ОСВ-2, что определило скромное улучшение основных боевых характеристик ракеты. Первый опытный пуск ракеты, получившей обозначение РТ-2ПМ, состоялся на полигоне Плесецк 8 февраля 1983 года. Запуск производился из переоборудованной шахты стационарных ракет РТ-2П.

К концу осени 1983 года была построена опытная серия новых ракет. 23 декабря 1983 года на полигоне Плесецк начались летно-конструкторские испытания. За все время их проведения неудачным был только один пуск. В целом же ракета показала высокую надежность. Там же проводились испытания и боевых агрегатов всего боевого ракетного комплекса (БРК). В декабре 1984 года основная серия испытаний была завершена и принято решение о начале серийного производства комплексов. Однако полностью испытания мобильного комплекса, получившего название "Тополь", закончились лишь в декабре 1988 года.

Не ожидая полного завершения программы совместных испытаний, с целью накопления опыта эксплуатации нового комплекса в войсковых частях, 23 июля 1985 года под городом Йошкар-Олой был развернут первый полк мобильных "Тополей" на месте дислокации ракет РТ-2П.

Ракета РТ-2ПМ выполнена по схеме с тремя маршевыми и боевой ступенями . Для обеспечения высокого энергомассового совершенства и увеличения дальности стрельбы во всех маршевых ступенях было применено новое топливо повышенной плотности с удельным импульсом, увеличенным на несколько единиц по сравнению с наполнителями ранее созданных двигателей, а корпуса верхних ступеней впервые были выполнены непрерывной намоткой из органопластика по схеме "кокон".

Первая ступень ракеты состоит из маршевого ракетного двигателя на твердом топливе (РДТТ) и хвостового отсека. Масса полностью снаряженной ступени составляет 27,8 т. Её длина 8,1 м и диаметр 1,8 м. Маршевый РДТТ первой ступени имеет одно неподвижное центрально размещенное сопло. Хвостовой отсек цилиндрической формы, на наружной поверхности которого размещены аэродинамические рули и стабилизаторы.

Управление полетом ракеты на участке работы первой ступени осуществляется за счет поворотных газоструйных и аэродинамических рулей.

Вторая ступень состоит из соединительного отсека конической формы и маршевого РДТТ. Диаметр корпуса составляет 1,55 м.

Третья ступень включает соединительный и переходный отсеки конической формы и маршевый РДТТ. Диаметр корпуса - 1,34 м.

Головная часть ракеты состоит из одного боевого блока (ядерного) и отсека с двигательной установкой и системой управления.

Система управления -Тополя" - инерциального типа, построена с использованием бортовой вычислительной машины, микросхем с большой степенью интеграции, нового комплекса командных приборов с поплавковыми чувствительными элементами. Вычислительный комплекс системы управления позволяет реализовать автономное боевое применение самоходной пусковой установки.

Система управления обеспечивает управление полетом ракеты, проведение регламентных работ на ракете и пусковой установке, предстартовую подготовку и пуск ракеты, а также решение других задач.

В процессе эксплуатации ракета РТ-2ПМ находится в транспортно-пусковом контейнере, размещенном на мобильной пусковой установке. Длина контейнера составляет 22,3 м и диаметр 2,0 м.

Пусковая установка смонтирована на базе семиосного шасси автомобиля МАЗ и оснащена агрегатами и системами, обеспечивающими транспортировку, поддержание в установленной степени боевой готовности, подготовку и проведение пуска ракеты.

Пуск ракеты возможен как при нахождении пусковой установки в стационарном укрытии с раздвигающейся крышей, так и с необорудованных позиций, если это позволяет рельеф местности. Для проведения пуска ракеты пусковая установка вывешивается на домкратах и горизонтируется. Пуск ракеты производится после подъема контейнера в вертикальное положение с помощью порохового аккумулятора давления, размещенного в транспортно-пусковом контейнере ("минометный старт").

После отстрела защитного колпака контейнера ракета выбрасывается из него пороховыми стартовыми двигателями на несколько метров вверх, где включается маршевый двигатель первой ступени.

Максимальная дальность стрельбы - 10500 км. Длина ракеты - 21,5 м. Стартовая масса 45,1 т. Масса головной части - 1 т. Мощность ядерного боезаряда - 0.55 Мт. Точность стрельбы (предельное отклонение) - 0.9 км. Площадь боевого патрулирования комплекса - 125 тыс. кв. км.

Масса пусковой установки с ракетой составляет около 100 тонн. Несмотря на это, комплекс имеет хорошую подвижность и проходимость.

Боеготовность (время подготовки к старту) с момента получения приказа до пуска ракеты была доведена до двух минут.

В состав ракетного комплекса также входит подвижной командный пункт боевого управления на четырехосном шасси МАЗ-543М. Для управления огнем использовались передвижные командные пункты "Гранит" и "Барьер", вооруженные ракетой, у которой вместо боевой нагрузки был радиопередатчик. После запуска ракеты он дублировал стартовые команды для пусковых установок, расположенных на удаленных позициях.

Серийное производство ракеты РТ-2ПМ было развернуто в 1985 году на заводе в Воткинске (Удмуртия), а ее мобильная пусковая установка изготавливалась на волгоградском заводе "Баррикады".

1 декабря 1988 года новый ракетный комплекс был официально принят на вооружение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В том же году началось полномасштабное развертывание ракетных полков с комплексом "Тополь" и одновременное снятие с боевого дежурства устаревших МБР. К середине 1991 года было развернуто 288 ракет этого типа.

Ракетные дивизии "Тополей" были дислоцированы вблизи городов Барнаул, Верхняя Салда (Нижний Тагил), Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а также у поселка Дровяная Читинской области. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Белоруссии - под городами Лида, Мозырь и Поставы. Часть "Тополей", оставшихся на территории Белоруссии после распада СССР, была выведена из неё к 27 ноября 1996 года.

Ежегодно производится по одному контрольному пуску ракеты "Тополь" с полигона Плесецк. О высокой надежности комплекса говорит тот факт, что за время его испытаний и эксплуатации было произведено около пятидесяти контрольно-испытательных пусков ракет. Все они прошли безотказно.

На базе МБР "Тополь" разработана конверсионная космическая ракета-носитель "Старт" . Пуски ракет "Старт" осуществляются с космодромов Плесецк и Свободный.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В конце 1993 года Россия заявила о разработке первой отечественной ракеты, призванной стать основой перспективной группировки МБР. Разработка ракеты "Тополь-М" ведется российской кооперацией предприятий и конструкторских бюро. Головным разработчиком ракетного комплекса является Московский институт теплотехники под руководством Генерального конструктора Б.Н. Лагутина и Юрия Соломонова.

Ракета "Тополь-М" создается как модернизация МБР РС-12М. Условия модернизации определены Договором СНВ-1, согласно которому новой будет считаться ракета, отличающаяся от существующей (аналога) по одному из следующих признаков:
числу ступеней;
виду топлива любой из ступеней;
стартовой массе более чем на 10%;
длине либо собранной ракеты без головной части, либо по длине первой ступени ракеты более чем на 10%;
диаметру первой ступени более чем на 5%;
забрасываемому весу более чем на 21% в сочетании с изменением длины первой ступени на 5% или более.

Таким образом, массово-габаритные характеристики и некоторые конструктивного исполнения МБР "Тополь-М" жестко ограничены.

На 1-ГИК МО проходил этап государственных летных испытаний ракетного комплекса "Тополь-М". В декабре 1994 года состоялся первый пуск из шахтной пусковой установки.

В процессе боевого дежурства ракета "Тополь-М" будет находиться в транспортно-пусковом контейнере. Предполагается, что она будет эксплуатироваться в составе как стационарного (в шахтных пусковых установках), так и мобильного комплексов. При этом в стационарном варианте целесообразно использовать шахтные пусковые установки ракет, снимаемых с вооружения или уничтожаемых в соответствии с Договором СНВ-2, например, соответствующим образом дооборудованных шахтные ПУ ракет РС-20 (модернизированные конструктором Д.К. Драгуном). Такая доработка должна обеспечить невозможность установки "тяжелой" МБР в ПУ ракеты "Тополь-М" и включает заливку бетона на дно шахты и установку ограничительного кольца в верхней части ПУ. Размещение ракет "Тополь-М" в доработанные таким образом существующие ШПУ позволит существенно сократить затраты на разработку и размещение комплекса.

Ракеты оснащены моноблочными боеголовками, но, в отличие от всех других стратегических ракет, могут быть в кратчайший срок переоснащены разделяющимися головными частями, способными нести до трех зарядов. Это делает их недостижимыми для всех действующих систем ПРО. "Мало того, Соломонов пообещал, что в случае необходимости на эту моноблочную ракету могут быть установлены несколько боевых блоков с разделяющимися головными частями (РГЧ) индивидуального наведения. "Если будут сняты ограничения по договору (СНВ-2), а также выделены соответствующие финансовые средства и соответствующее время, "Тополь-М", безусловно, может быть превращен в ракету с РГЧ"

28 апреля 2000 Госкомиссия утвердила акт о принятии на вооружение Ракетных войск стратегического назначения межконтинентальной баллистической ракеты "Тополь-М".

Краткая характеристика

Конструкторское бюро Московский институт теплотехники
Генеральный конструктор Лагутин Борис Николаевич
Тип ракеты межконтинентальная
Способ старта активно-реактивный ("минометный")
Способ базирования стационарный, шахтная ПУ, и мобильный
Начало разработки 1994 год
Начало летно-конструкторских испытаний декабрь 1994 года

Основные ТТХ

Максимальная дальность стрельбы, км 10000
Количество ступеней 3
Стартовая масса, тонн 47,1
Забрасываемая масса, тонн 1,2
Длина ракеты без головной части, м 17,5 (17,9)
Максимальный диаметр, м 1,86
Тип головной части моноблочная, ядерная, имеет инерциальную автономную систему наведения.
Количество ГЧ 1
Топливо твердое, смесевое
Тип системы управления автономная, инерциальная на базе БЦВК.
Эквивалент боезаряда - 0.55 мегатонн тринитротолуола.
Отклонение от цели - 0.9 км.

Татищево, апр.1999

Производителем ракет "Тополь-М" является ГП "Воткинский машиностроительный завод". Ядерный боезаряд создан под руководством Георгия Дмитриева в "Арзамасе-16".

Дислокация частей - полк в Татищево (Саратовская область) (с 12 ноября 1998), в/ч на Алтае (ок. поселка Сибирский, Первомайский район, Атайский Край). Первые две ракеты "Тополь-М" /РС-12М2/ были поставлены на опытно-боевое дежурство в Татищево в декабре 1997 года после проведения четырех испытательных пусков, а 30 декабря 1998 года первый полк из 10 ракет этого типа заступил на боевое дежурство.


Татищево, апр.1999

При проектировании РК «Тополь» применялись принципиально новые технические решения. Над этой задачей работали конструкторы и инженеры многих российских промышленных объединений. Их исследования и разработки вывели этот тип вооружения в ряды суперсовременной техники, практически не имеющей аналогов и опережающей свое время. Именно такие устройства способны защитить государство от внешней агрессии и, в случае необходимости, стать оружием возмездия.

История создания

Известно, что первые разработки нового спецкомплекса, были начаты в середине 80-гг. прошлого века. Однако официальное постановление о начале работ над этим проектом, датировано сентябрем 1989 года. От государственной комиссии поступил заказ на создание сразу двух видов вооружения: стационарного и передвижного типа. А также межконтинентальной баллистической ракеты, состоящей из трех ступеней, работающей на твердом и жидком топливе.

Проект получил специальное имя «Универсал», а в документах комплексное орудие числилось под кодовым названием РТ-2ПМ2.

Первые разработки

Решение этой задачи было поручено двум инженерно-производственным организациям - КБ «Южное» в Днепропетровске и институту теплотехники в Москве (МИТ). Предполагалось, что, несмотря на требуемую высокую степень унификации, механизмы ракеты для вооружения передвижного и шахтного типа, все же будут иметь некоторые различия:

  • Оружие с маркировкой 15Ж65, стационарного базирования, должно было быть обеспечено жидкотопливным реактивным двигателем, работающем на инновационном горючем «Пронит».
  • Подвижный спецкомплекс оснащался ракетой (15Ж55) с твердотопливной установкой.

Транспортно-пусковой контейнер для обоих типов тоже должен был отличаться. Для первого вида - металлическая конструкция со специальными приспособлениями для закрепления различных элементов наземных систем. Для мобильного устройства - из стеклопластика.

Тополь-М

В апреле 1992 года КБ «Южное» прервало свое участие в совместных разработках, именно поэтому главным конструкторским бюро проекта стал МИТ. На базе уже полученных результатов было решено продолжить создание ракетного спецкомплекса, получившего новое название Тополь-М. Полностью унифицированное оружие планировалось оснастить устройством, работающим на твердом горючем.

Испытания нового образца были начаты зимой 1994 года. Для этого использовалась установка, размещенная в шахте на Плесецком космодроме.

После чего была продолжена разработка мобильного типа вооружения (подвижного грунтового ракетного комплекса - ПГРК), первые испытания которого прошли осенью 2000 года.

Интересно. Считается, что срок работы «Тополь-М» 15 лет. Однако осенью 2005 года было решено осуществить учебно-боевой запуск оружия, которое находилось в использовании более 20 лет. Необходимо было проверить надежность и безопасность всех систем и устройств.

Пуск проходил на космическом аэродроме в Плесецке, в направлении испытательного полигона на Камчатке (Кура). Межконтинентальная баллистическая ракета смогла поразить условную мишень, расположенную на полигоне с необходимой точностью. Применение такого вида вооружения, пробывшего такой длительный срок в эксплуатации, было совершено впервые.


Производство

После проведения успешных испытаний (было произведено четыре запуска баллистического оружия) в 1997 году ракетный комплекс для шахтного использования, был запущен в производство. А в 2000 году, после утверждения Государственной комиссией, был подписан приказ о принятии Тополь-М на вооружение.

  • Производством головой части, а также боевых механизмов занимался Российский федеральный ядерный центр в городе Саров. Системы управления Тополя-М создавались Санкт-Петербургским оптико-механическим Объединением «Ломо» и Научно-производственным центром автоматики и приборостроения имени академика Н. А. Пилюгина в Москве.
  • Разработка приводов была поручена Всероссийскому научно-исследовательскому институту «Сигнал» в Коврове, а также Люберецкому заводу им. А.В. Ухтомского.
  • Проектированием стартовой ракетной установки и базовых конструкций занимался Федеральный центр двойных технологий «Союз».
  • Разработка пусковых механизмов и автомобилей обеспечения проводилась Федеральным научно-производственным центром «Титан-Баррикады», а их производство производственным объединением «Баррикады».
  • Создание и переоборудование уже готовых пусковых установок в шахтах было поручено КБ «Вымпел» в Москве совместно с Обуховским заводом в Санкт-Петербурге.

В изготовлении композитных контейнеров было занято московское «ЦНИИ Спецмашиностроения».

Размещение

Зимой 1997 года в 140 полк РВСН 60 ракетной дивизии, размещенной в пгт Татищево, были доставлены две боеголовки типа 15Ж65 для комплекса стационарного типа (15П065-35). А через двенадцать месяцев этот полк, с десятью пусковыми установками (ШПУ), вооруженными баллистическеским оружием класса «земля - земля» (МБР), стал на боевое охранение. С 1999 по 2005 год еще четыре полка с ШПУ заступили на БД.

Размещение передвижных РК было начато осенью 2005 года. Такие устройства были доставлены в 321 ракетный полк. А в 2006 году президентом Российской Федерации была подписана новая программа, включающая в себя перевооружение некоторых подразделений, на период до 2015 года. В этом плане предусматривалось приобретение 69 передвижных установок «Тополь-М».

Загрузка в шахту межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М»

Интересно. Межконтинентальный баллистический комплекс РТ-2ПМ2 послужил прототипом для создания космической ракеты-носителя конверсионного типа «Старт». Ее запуск происходит на космических аэродромах Свободный и Плесецк.

Переоборудование

Шахтная модификация ракетного спецкомплекса «Тополь-М» включает в себя десять ракет (15Ж65)с пусковыми установками, а также командный пункт, который оборудован средствами повышенной защитой. Он находится внутри специальной шахты и располагается при помощи амортизаторов, что значительно снижает уязвимость.

Мобильный вариант вооружения состоит из девяти МБР (15Ж55), которые установлены на автономных ПУ.

Для устройства стационарного комплекса были использованы уже готовые шахтные механизмы под тяжелые межконтинентальный баллистический тип вооружения. Для этого дополнительно необходимо было залить бетонную смесь высотой в пять метров. Такое переоборудование значительно ускоряло работу, сокращало затраты на переоборудование, а также экономило время.

Поскольку «Тополь-М» является модификацией предыдущей модели «Тополь» его переоборудование должно было проводиться с учетом Договора СНВ-1. При этом в документе было определено, какие характеристики можно считать модернизированными, а что должно быть изменено.

Новый вариант баллистического оружия должен был отличаться хотя бы одним из следующих пунктов:

  • забрасываемым весом;
  • массой на старте;
  • общей длиной или размером и диаметром первой ступени;
  • количеством отделяемых частей;
  • видом горючего.

Факт. По состоянию на конец 2017 года на вооружении стоят 78 ракетных комплексов. Из них стационарного типа - 60 единиц, мобильных - 18 единиц.

Описание комплекса

Установка «Тополь - М» - является уникальным ракетным спецкомплексом, построенным исключительно российскими предприятиями. Его боевые и технические характеристики превосходят практически в полтора раза все вооружение предыдущего поколения.

  • Энергетические особенности боеголовки позволили уменьшить высоту активного пространства траектории, повысить забрасываемую массу, а также значительно увеличить эффективность преодоления защитных средств ПВО.
  • Благодаря исследовательской работе многих российских предприятий стало возможным создание унифицированного баллистического оружия, которое может запускаться как из высокозащищенных шахтных пусковых установок, так и для мобильных ПУ. Полная унификация позволила значительно снизить затраты на разработку, испытания и производство оружие, не уменьшив при этом ее боевые качества и надежность.

«Тополь-М» - стратегический комплекс с твердотопливной трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой, которая находится в специальном транспортно-пусковом контейнере. Для переоборудования пусковых установок с предыдущего типа оружия («Тополь») существенные затраты не потребуются. В процессе переоборудования необходимо лишь смена крепежных элементов контейнера. Это связано с конструктивными особенностями модернизированного оружия.


Интересно. Специально для баллистической межконтинентальной ракеты конструкторы создали головную часть, имеющую возможность маневрирования. Это позволяет избежать перехвата и уничтожения всеми существующими на сегодняшний день комплексами ПВО.

Особенности

  • Высокоточная система наведения и управления.
  • Невосприимчивость к воздействию электромагнитного импульса, а также наличие программного маневра во время прохождения облака от ядерного взрыва.
  • Система создания и запуска ложных целей.
  • Возможность маневрирования во время полета.
  • Возможность развертывания на мягком грунте.
  • Повышенная проходимость и маневренность спецкомплекса.
  • Специальный состав покрытия корпуса.
  • Герметичный отсек для систем управления.
  • Увеличенная прицельная дальность стрельбы с минимальным отклонением.
  • Наличие системы преодоления противоракетной обороны.
  • Благодаря применению твердотопливного горючего значительно увеличивается дальность стрельбы всех ступеней.
  • Инерциальное управляющее устройство оснащено бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ), что значительно увеличивает точность выстрела.

Интересно. В 2013 году в состав ракетных комплексов вошли первые двенадцать машин МИОМ. Эти автомобили осуществляют инженерное обеспечение и маскировку ПГРК, находящихся на боевом дежурстве. А также создают, отлично видимые со спутников, ложные следы к боевой позиции.

Устройство комплекса

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) является основой для передвижного и шахтного комплекса «Тополь-М».

Она состоит из трех ступеней, а также ступени, разводящей боевые блоки. Каждый из этих агрегатов находится внутри цельного корпуса (тип «кокон»). Корпус, а также сопла ракетных силовых установок, изготовлены с применением углеродных композитных материалов.

Запуск мобильного и шахтного комплекса производится при помощи минометного старта.

Боезаряды покрыты специальным составом, который позволяет значительно снизить их заметность на экранах ПВО-радаров.

МБР состоит из:

  • головной части (повышенный класс мощности, термоядерная);
  • переходного отсека;
  • маршевой силовой установки (3 ступень);
  • соединительного отсека (2);
  • маршевого двигателя (2);
  • соединительного отсека (1);
  • двигателя маршевого типа (1);
  • хвостового отсека (1 ступень).

Схема и состав ступеней:

  • В конструкцию первой ступени входит силовая установка маршевого типа, работающая на твердотопливном горючем, и хвостовое отделение. На его корпусе размещаются стабилизирующие устройства и система аэродинамического управления. РДТТ оснащен одним неподвижным соплом.
  • Вторая ступень состоит из аналогичного двигателя и соединительного отсека.
  • В схему третьей ступени входит головная часть, двигатель и соединительное отделение. В передней части днища третьей ступени размещен узел отсечки тяги, снабженный 8 реверсивными расширениями и окошками, которые прорубаются детонирующими удлиненными зарядами (ДУЗ).

Предстартовая подготовка, пуск и дальнейший полет полностью автоматизированы, они находятся под управлением специальной системы слежения.

В полную боеготовность комплекс приводится на протяжении двух минут. МБР может запускаться как во время движения, так и в в стояночном режиме. В этом случае ПУ должна быть вывешена при помощи домкратов.

«Тополь-М» оснащен специальным оборудованием, позволяющим преодолеть систему ПВО противника. Для этого осуществляется генерирование ложных боеголовок, полностью идентичных ракете. Созданные мишени ничем, практически, от нее не отличаются, ни в радиолокационном, ни в оптическом, инфракрасном и лазерном диапазоне. Эти псевдо-ракеты могут выдерживать поражающее действие ядерного заряда и лазерное излучение, а также двигаться аналогично самой боеголовке, что сильно затрудняет их идентификацию.

На заметку! МБР получила способность к маневру, что значительно снижает возможность попадания в ее корпус противоракетного вооружения.

Боезаряды покрываются специальным составом, который делает их незаметными для радаров. В дополнение к этому возможно распыление специальных аэрозолей, видимых в инфракрасном диапазоне и затрудняющих поиск самой боеголовки.


Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Габаритные размеры, м:

  • общая длина ракеты составляет 21,5;
  • диаметр транспортно-пускового контейнера - 2;
  • размер головной части - 2,1;
  • первая ступень - 8,1, диаметр корпуса - 1,8;
  • вторая ступень - 4,6, диаметр корпуса -1,55;
  • третья ступень - 3,9, диаметр корпуса - 1,34.

При боевом патрулировании ракетный спецкомплекс охватывает площадь 125000 квадратных километров. Максимальная дальность стрельбы «Тополя-М» около двенадцати тысяч километров. На старте ракета имеет общую массу 45 тонн, при этом вес головной части равняется одной тонне, а снаряженная первая ступень баллистической ракеты весит 27, 8 тонн.

Мощность одного заряда - 0,55 мегатонн, разлет орудия от 150 до 200 метров. В виде пусковой установки для мобильного типа используется восьмиосная база МЗКТ-79221.

Классификация

«Тополь-М» является межконтинентальной баллистической ракетой. Имеет индекс 15Ж65 (кодовое название СНВ РС-12М2). Исходя из классификации НАТО, она относится к классу оружия SS-27 Sickle B1.

Несмотря на массивную «внешность», МБР классифицируется как легкое вооружение.


Испытания

В период с декабря 1994 года по январь 2017 года было проведено 16 успешных запусков. При этом взлет МБР происходил как из шахтных ПУ, так и из мобильных пусковых установок, находящихся на территории космодрома Плесецк. Учебная мишень в большинстве случаев находилась на полигоне Кура (полуостров Камчатка). Испытательный запуск в апреле 2004 года проводился для определения предельной дальности полета и прошел успешно.

Из всех испытательных выстрелов только один закончился неудачей. Это произошло в октябре 2009 года еще с прототипом «Тополя-М». МБР отклонилась от основного курса и была уничтожена.

Пуск ракеты Тополь-М

Заключение

Условия договора СНВ-1 существенно ограничили возможность переоборудования баллистической ракеты «Тополь». Именно поэтому тактико-технические характеристики нового варианта оружия не имеют значительных отличий от предыдущей модели. Основные различия баллистических устройств заключаются в возможности преодоления противоракетной обороны противника.

Усовершенствование твердотопливных реактивных устройств позволило значительно сократить продолжительность отрезка траектории летательного оружия, на котором работает маршевый ракетный двигатель. Что дало возможность уменьшить вероятность перехвата и уничтожения МБР противоракетными установками противника. Возможность маневрирования головного отсека также снижает возможность поражения системой ПРО.

Управляющая система наведения стала менее зависима от возможных электромагнитных импульсов и других факторов, вызванных ядерным взрывом.

Подводя итоги, можно смело сказать, что первая межконтинентальная баллистическая ракета, произведенная российскими конструкторами, во многом превосходит мировые аналоги. «Тополь-М» вобрал в себя большую часть разрабатываемых инновационных технологий и является главной и уникальной составляющей Ракетных войск стратегического назначения.

Относительная безопасность человечества в последние десятилетия обеспечивается ядерным паритетом между странами, которые владеют большей частью ядерного оружия на планете и средствами его доставки к цели. В настоящее время это два государства -Соединенные Штаты Америки и Российская Федерация. В основе хрупкого равновесия - два главных «столба». Американскому тяжелому носителю «Трайдент-2» противостоит новейшая российская ракета «Тополь-М». За этой упрощенной схемой скрывается намного более сложная картина.

Средний обыватель редко интересуется боевой техникой. По ее внешнему виду трудно судить о том, насколько надежно защищены границы государства. У многих в памяти пышные сталинские военные парады, во время которых гражданам демонстрировали нерушимость советской обороны. Огромные пятибашенные танки, гигантские бомбардировщики ТБ и прочие внушительные образцы оказались не очень полезными на фронтах начавшейся вскоре войны. Может быть, и комплекс «Тополь-М», фото которого производит столь сильное впечатление, тоже устарел?

Судя по реакции военных экспертов из стран, считающих Россию потенциальным противником, это не так. Только на практике лучше бы в этом не убеждаться. Объективных данных о новейшей ракете мало. Остается лишь рассмотреть то, что доступно. Кажется, что информации много. Известно, как выглядит мобильная пусковая установка «Тополь-М», фото которой опубликовали в свое время все ведущие мировые СМИ. Основные технические характеристики также не составляют государственной тайны, напротив, они могут стать предостережением для тех, кто, возможно, замышляет нападение на нашу страну.

Немного истории. Начало атомной гонки

Американцы атомную бомбу построили раньше всех в мире и не замедлили ее применить сразу же, в августе 1945 года, причем дважды. На тот момент ВВС США обладали не только но и самолетом, способным его нести. Это была летающая «суперкрепость» - стратегический бомбардировщик Б-29, масса боевой нагрузки которого достигала девяти тонн. На недосягаемой для средств ПВО любой страны высоте в 12 тысяч метров со скоростью 600 км/ч этот воздушный гигант мог донести свой страшный груз до цели, отдаленной почти на три с половиной тысячи километров. В пути экипажу Б-29 можно было не беспокоиться о своей безопасности. Самолет был прекрасно защищен и оборудован всем последними достижениями науки и техники: радаром, мощными скорострельными пушками заградительного огня с телеметрическим управлением (на случай, если кто-то все же приблизится) и даже неким аналогом бортового компьютера, производящего необходимые вычисления. Вот так, в спокойствии и комфорте, можно было карать любую непокорную страну. Но это быстро закончилось.

Количество и качество

В пятидесятые годы руководство СССР главную ставку сделало не на дальние бомбардировщики, а на стратегические межконтинентальные ракеты, и, как показало время, такое решение было правильным. Удаленность американского континента перестала быть гарантией безопасности. Во время США превосходили Советский Союз по числу ядерных боеголовок, но гарантировать жизнь своим гражданам в случае войны с СССР президент Кеннеди не мог. По оценке экспертов выходило, что в случае глобального конфликта Америка формально одержит победу, но число жертв может превысить половину населения. Опираясь на эти данные, президент Дж. Ф. Кеннеди поумерил воинственный пыл, оставил Кубу в покое и пошел на другие уступки. Все, что происходило в последующие десятилетия в области стратегического противостояния, сводилось к соревнованию не просто возможности нанести всесокрушающий удар, но и избежать при этом возмездия или минимизировать его. Вопрос ставился не только о количестве бомб и ракет, но и о возможности перехватывать их.

После холодной войны

Ракета РТ-2ПМ «Тополь» была разработана в СССР еще в восьмидесятые годы. Ее общая концепция состояла в способности преодолевать воздействие систем ПРО вероятного противника главным образом за счет фактора неожиданности. Запускать ее можно было из различных точек, по которым совершала боевое патрулирование эта подвижная система. В отличие от стационарных пусковых установок, место дислокации которых часто для американцев не составляло тайны, «Тополь» постоянно находился в движении, и просчитать его возможную траекторию оперативно не представлялось возможным даже с учетом высокой производительности пентагоновских компьютеров. Стационарные шахтные установки, кстати, также несли угрозу для потенциального агрессора, потому что не обо всех из них было известно, к тому же их хорошо защищали и строили много.

Распад Союза, однако, привел к разрушению длительно выстраиваемой системы безопасности, основанной на неизбежности ответного удара. Ответом на новые вызовы стала принятая в 1997 году на вооружение Российской армии ракета «Тополь-М», характеристики которой существенно улучшились.

Как усложнить задачу ПРО

Главное изменение, которое стало революционным во всем мировом баллистическом ракетостроении, касалось неопределенности и неоднозначности траектории ракеты на ее боевом курсе. Действие всех систем ПРО, уже созданных и только перспективных (находящихся на стадии проектной разработки и доводки), основано на принципе просчета упреждения. Это означает, что при фиксации пуска МБР по нескольким косвенным параметрам, в частности по электромагнитному импульсу, тепловому следу или другим объективным данным, запускается сложный механизм перехвата. При классической траектории вычислить положение снаряда, определив его скорость и место запуска, нетрудно, и можно заранее принять меры по его разрушению на каком-либо участке полета. Засечь запуск «Тополь-М» можно, в этом между ним и любой другой ракетой особой разницы нет. А вот дальше дела обстоят сложнее.

Изменяемая траектория

Идея состояла в том, чтобы сделать невозможным даже в случае обнаружения просчет координат боеголовки с учетом упреждения. Для этого следовало изменить и усложнить траекторию, по которой проходит полет. «Тополь-М» снабжен газоструйными рулями и дополнительными маневровыми двигателями (их число пока широкой общественности неизвестно, но речь идет о десятках), позволяющими менять направление на активном участке траектории, то есть во время непосредственного наведения. При этом информация о конечной цели постоянно удерживается в памяти управляющей системы, и в конечном счете заряд попадет именно туда, куда требуется. Иными словами, антиракеты, выпущенные для того, чтобы сбить баллистический снаряд, пройдут мимо. Поражение «Тополь-М» существующими и создаваемыми ПРО вероятного противника не представляется возможным.

Новые двигатели и материалы корпуса

Не только непредсказуемость траектории на активном участке делает удар нового оружия неотразимым, но и очень высокая скорость. «Тополь-М» на разных этапах полета приводится в движение тремя маршевыми двигателями и очень быстро набирает высоту. Твердое топливо представляет собой смесь, основой которой служит обычный алюминий. Разумеется, состав окислителя и другие тонкости по понятным причинам не разглашаются. Максимально облегчены корпуса ступеней, они выполнены из композитных материалов (органопластика) с использованием технологии непрерывного наматывания отвердевающих волокон сверхпрочного полимера («кокон»). Такое решение имеет двойной практический смысл. Во-первых, уменьшается вес ракеты «Тополь-М», характеристики ее разгона существенно улучшаются. Во-вторых, пластиковую оболочку труднее засечь радарами, высокочастотные излучения от нее отражаются хуже, чем от металлической поверхности.

Для снижения вероятности уничтожения зарядов на конечном этапе боевого курса применяются многочисленные ложные цели, отличить которые от настоящих очень сложно.

Система управления

С ракетами противника любая система ПРО борется, применяя целый комплекс воздействий. Наиболее распространенный способ дезориентации заключается в постановке мощных электромагнитных барьеров, называемых также помехами. Электронные схемы не выдерживают сильных полей и выходят из строя полностью либо перестают исправно функционировать на какое-то время. Ракета «Тополь-М» имеет помехозащищенную систему наведения, но и не это главное. В предполагаемых условиях глобального конфликта вероятный противник готов применить самые эффективные средства для уничтожения угрожающих стратегических сил, включая даже заградительные ядерные взрывы в стратосфере. Обнаружив непреодолимый барьер на своем пути, «Тополь», благодаря способности к маневру, с высокой степенью вероятности сможет его обойти и продолжить свою смертоносную траекторию.

Стационарное базирование

Ракетный комплекс «Тополь-М», независимо от того, мобильный он или стационарный, запускается минометным способом. Это означает, что запуск производится вертикально из специального контейнера, служащего для предохранения этой сложной технической системы от случайного или боевого повреждения. Вариантов базирования имеется два: стационарный и мобильный. Задача размещения новых комплексов в шахтах максимально упрощена за счет возможности доработки уже существующих подземных сооружений, предназначенных для тяжелых МБР, снятых с вооружения по условиям договора ОСВ-2. Остается только залить слишком глубокое дно шахты дополнительным слоем бетона и установить ограничительное кольцо, уменьшающее рабочий диаметр. При этом важно и то, что ракетный комплекс «Тополь-М» максимально унифицирован с уже оправдавшей себя инфраструктурой сил стратегического сдерживания, включая связь и управление.

Подвижный комплекс и его колесница

Новизна мобильной установки, предназначенной для стрельбы из любой точки маршрута боевого патрулирования (позиционного района), заключается в так называемом неполном вывешивании контейнера. Эта техническая особенность предполагает возможность развертывания на любом грунте, включая мягкий. Также значительно улучшена маскировка, что затрудняет обнаружение комплекса всеми существующими средствами разведки, в том числе космическо-оптической и радиоэлектронной.

Подробно следует остановиться на транспортном средстве, предназначенном для перевозки и запуска ракеты «Тополь-М». Характеристики этой мощной машины вызывают восхищение специалистов. Она огромна - весит 120 тонн, но при этом очень маневренна, имеет высокую проходимость, надежность и скорость. Осей восемь, соответственно, шестнадцать колес высотой 1 см, все они ведущие. Восемнадцатиметровый радиус разворота обеспечивается тем, что все шесть (три передние и три задние) осей могут поворачиваться. Ширина пневматиков - 60 см. Высокий просвет между днищем и дорогой (он составляет почти полметра) обеспечивает беспрепятственное прохождение не только по пересеченной местности, но и вброд (с глубиной дна более метра). Удельное давление на грунт вдвое ниже, чем у любого грузовика.

Приводится в движение мобильная установка «Тополь-М» силовой 800-сильной дизель-турбо установкой ЯМЗ-847. Скорость на марше - до 45 км/ч, запас хода - не менее полутысячи километров.

Другие хитрости и перспективные возможности

По условиям договора ОСВ-2 ограничению подлежит количество разделяемых боевых частей индивидуального наведения. Это означает, что создавать новые ракеты, оснащенные несколькими ядерными зарядами, нельзя. Ситуация с этим международным договором вообще странная - еще в 1979 году в связи с вводом советских войск в Афганистан он был отозван из Сената США и до сих пор не ратифицирован. Однако и отказа от соблюдения его условий от американского правительства не поступало. В общем и целом он соблюдается обеими сторонами, хотя официального статуса не получил и сегодня.

Некоторые нарушения, однако, имели место, причем взаимные. США настаивали на уменьшении общего числа носителей до 2400, что соответствовало их геополитическим интересам, так как многозарядных ракет у них было больше. К тому же немаловажно и то, что американские ядерные силы в большей степени приближены к российским границам, и подлетное время у них намного меньше. Все это побудило руководство страны искать способы улучшения показателей своей безопасности, не нарушая условий ОСВ-2. Ракета «Тополь-М», характеристики которой формально и без учета ее особенностей соответствуют параметрам РТ-2П, была названа модификацией последней. Американцы же, воспользовавшись пробелами в договоре, разместили крылатые ракеты на стратегических бомбардировщиках и практически не соблюдают количественные ограничения на носители с разделяющимися головными частями индивидуального наведения.

Эти обстоятельства учитывались при создании ракеты «Тополь-М». Радиус поражения составляет десять тысяч километров, то есть четверть экватора. Этого вполне достаточно, чтобы считать ее межконтинентальной. В настоящее время она оснащена моноблочным зарядом, но вес боевого отделения в одну тонну вполне позволяет сменить боеголовку на разделяющуюся в достаточно короткие сроки.

А есть ли недостатки?

Стратегический ракетный комплекс «Тополь-М», как и любая другая боевая техника, не является идеальным оружием. Причиной признания некоторых недостатков стала, как это ни парадоксально, дискуссия, развернутая в ходе обсуждения дальнейших перспектив договора ОСВ-2. В некоторых условиях можно туманно намекать на собственное всемогущество, а при других обстоятельствах выгоднее, напротив, указать на то, что мы не так уж и страшны, как кажется. Так произошло и с комплексом «Тополь-М». Скорость ракеты (до 7 км/сек), оказывается, недостаточно велика для полной уверенности в ее неуязвимости. Защищенность в условиях заградительного стратосферного ядерного взрыва тоже оставляет желать лучшего, особенно от такого страшного поражающего фактора, как Впрочем, ее вообще мало что выдержит.

«Тополь-М», радиус поражения которого позволяет уничтожать цели на других континентах, на настоящий момент - единственная российская стратегическая ракета, производящаяся серийно. Именно поэтому она и является опорой сил сдерживания.

По всей видимости, эта безальтернативность - явление временное, появятся другие образцы, которые вберут в себя достоинства «Тополя» и оставят в прошлом его недостатки. Хотя совсем без недочетов вряд ли получится. А пока это вид БР несет главную нагрузку в деле обороны. Как бы там ни было, а новейшая история показывает, что тот, кто себя защитить не может, дорого платит за собственную слабость.

На самом деле не все так плохо. О готовности к отражению агрессии можно судить, лишь опираясь на относительные величины. Абсолютного в вопросах обороны ничего не бывает, каждый из видов вооружения может совершенствоваться бесконечно. Главное, чтобы его боевые качества позволяли эффективно противостоять силам противника.

Одним из самых удачных российских совеременных комплексов считается мобильный грунтовой ракетный комплекс «Тополь» (SS-25 «Sickle» по NATO-вской классификации) с ракетой РС-12М. "Тополь-М" является результатом дальнейшей модификации комплекса "Тополь" и оснащён более совершенной ракетой РС-2ПМ2

Одним из самых удачных российских совеременных комплексов считается мобильный грунтовой ракетный комплекс «Тополь» (SS-25 «Sickle» по NATO-вской классификации) с ракетой РС-12М.

Разработка межконтинентальной баллистической трёхступенчатой ракеты РТ-2ПМ на твёрдом смесевом топливе массой 45 т с моноблочной ядерной боеголовкой (масса 1 т) велась Московским институтом теплотехники под руководством главного конструктора Надирадзе (после его смерти разработку продолжил Лагутин) и является дальнейшей модернизацией ракеты РТ-2П.

Первое лётное испытание ракеты было проведено на полигоне Плесецк 8 февраля 1983 г., а в 1985 г. ракета РТ-2ПМ поступила на вооружение РВСН. Ракета РТ-2ПМ производится в Воткинске, ее ПУ - семиосная машина типа МАЗ-7310 (поздние модификации на МАЗ-7917) - на заводе «Баррикады» в Волгограде. Весь срок эксплуатации ракета РТ-2ПМ проводит в герметизированном транспортно-пусковом контейнере длиной 22 м и диаметром 2 м. ПУ при весе около 100т. и весьма солидных размерах обладает хорошей подвижностью и проходимостью.

В отличие от РСД-10 и "Темп-2С" ракету комплекса «Тополь» можно пускать из любой точки маршрута боевого патрулирования. При необходимости, пуск РС-12М можно произвести прямо из ангара во время стоянки для технического обслуживания, через раздвижную крышу. Для пуска с необорудованной позиции, ПУ вывешивается на домкратах и горизонтируется. Время подготовки к старту около 2 минут. Тип старта - миномётный: после установки "пенала"в вертикальное положение и отстрела его верхнего колпака пороховые аккумуляторы давления выталкивают из него ракету на высоту нескольких метров, после чего производится запуск маршевого двигателя первой ступени.

Ракета РТ-2ПМ выполнена по схеме с тремя маршевыми ступенями. В ракете было применено новое, более совершенное смесевое топливо, разработанное в Люберецком ЛНПО "Союз". На всех трёх ступенях установлены РДТТ с одним неподвижным соплом. На корпусе первой ступени размещались раскладные поворотные решётчатые аэродинамические рули (4 шт), используемые для упраления полётом совместно с газоструйными рулями и 4 решётчатых аэродинамических стабилизатора. Корпуса верхних ступеней изготовливались методом непрерывной намотки из органопластика по схеме "кокон". Третья ступень оснащалась переходным отсеком для крепления боевой части. Управление дальностью стрельбы производилось отсечкой маршевого двигателя третьей ступени, с помощью узла отсечки тяги, с восемью реверсивными раструбами и "окнами", прорубаемыми детонирующими зарядами в органопластиковой силовой конструкции корпуса.

Система наведения автономная, инерциальная с БЦВМ. Головная часть моноблочная, ядерная весом около 1 т. Ракета оснащалась комплексом средств преодоления ПРО вероятного противника. Комплексная система управления позволяла полностью автоматизировать управление ракетой в полёте, подготовку к старту и проведение контрольно-регламентных работ.

После модернизации ракета могла использоваться в ШПУ.

Для новых комплексов были разработаны подвижной и стационарный командные пункты. Подвижной командный пункт боевого управления МБР "Тополь" размещался на шасси четырехосного автомобиля МАЗ-543М.

Для управления огнём применялись и передвижные командные пункты "Барьер" и "Гранит", оснащённые ракетой, с передатчиком вместо боевой нагрузки, который после запуска ракеты осуществлял дублирование команды на старт для ПУ находящихся в позиционных районах.

В 1984 году началось строительство сооружений стационарного базирования и оборудование маршрутов боевого патрулирования мобильных ракетных комплексов "Тополь" в позиционных районах снимаемых с дежурства МБР РТ-2П и УР-100, размещавшихся в ШПУ ОС. Позже была произведено обустройство позиционных районов снимаемых с вооружения по договору РСМД комплексов средней дальности.

На вооружение комплекс "Тополь" начал поступать в 1985 году. Первый ракетный полк заступил на боевое дежурство под Йошкар-Олой 23 июля 1985. Ракетные дивизии "Тополей" были дислоцированы вблизи городов Барнаул, Верхняя Салда (Нижний Тагил), Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а также у поселка Дровяная Читинской области. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Белоруссии - под городами Лида, Мозырь и Поставы. После распада СССР часть "Тополей" остались на территории Белоруссии и были выведены из неё к 27 ноября 1996 года.

Согласно договора по СНВ-2 360 единиц ракетного комплекса "Тополь" до 2007 года будут сокращены.

В 1986 году на базе второй и третьей ступени ракеты РТ-2ПМ был разработан мобильный грунтовый комплекс среднего радиуса действия "Скорость".

Тактико-технические характеристики комплекса РС-12 "Тополь"

«Тополь-М»

В настоящее время основой сухопутной составляющей стратегических ядерных сил России является комплекс «Тополь-М», выпускаемый Воткинским машиностроительным заводом. Этот комплекс – единственный серийно выпускаемый в настоящее время ракетный комплекс в России.

"Тополь-М" является результатом дальнейшей модификации комплекса "Тополь" и оснащён более совершенной ракетой РС-2ПМ2.

Вследствие ограничений, накладываемых на модернизацию основными положениями договора СНВ-2 тактико-технические характеристики ракеты не могли претерпеть значительных изменений и основные отличия от РС-2ПМ кроются в особенностях полёта и устойчивости при проникновении сквозь системы возможной противоракетной обороны противника. Причём головная часть изначально создавалась с учётом возможности быстрой модернизации на случай появления у вероятного противника действующих систем ПРО. Создатели не отрицают также технической возможности установки головного блока с разделяющимися боеголовками индивидуального наведения. По оценкам специалистов их может быть от трёх до семи.

Благодаря трём усовершенствованным маршевым твердотопливным двигателям, ракета РС-12М2 стала набирать скорость намного быстрее, а несколько десятков вспомогательных двигателей, приборы и механизм управления делают к тому же её полёт еще и трудно предсказуемым для противника. У РС-12М2, в отличие от её предшественницы, отсутствуют решётчатые аэродинамические стабилизаторы, применена усовершенствованная система наведения (нечувствительная к мощным электромагнитным импульсам), используется более эффективный смесевой заряд.

По планам руководства России и МО РФ, "Тополь-М" должен будет заменить 270 комплексов шахтного базирования с ракетами, оснащенными разделяющимися головными частями. Это, прежде всего баллистические жидкостные ракеты систем РС-20 (SS-18 по западной классификации), РС-18 (SS-19), РС-16 (SS-17) и твердотопливная РС-22 (SS-24), созданная еще в начале восьмидесятых годах. Со временем к этим ракетам добавятся 350 подвижных комплексов "Тополь", для замены которых разработан подвижной вариант "Тополя-М" на базе восьмиосного тягача. По последним планам правительства в 2004 году планируется приступить к испытаниям мобильного варианта комплекса "Тополь-М".

В процессе боевого дежурства ракета "Тополь-М" будет находиться в транспортно-пусковом контейнере. Предполагается, что она будет эксплуатироваться в составе как стационарного (в шахтных пусковых установках), так и мобильного комплексов. При этом в стационарном варианте целесообразно использовать шахтные пусковые установки (ШПУ) ракет, снимаемых с вооружения или уничтожаемых в соответствии с Договором СНВ-2. Доработка этих ШПУ должна обеспечить невозможность установки "тяжелой" МБР и включает заливку слоя бетона на дно шахты, а также установку специального ограничительного кольца в верхней части. Размещение ракет "Тополь-М" в доработанные таким образом существующие ШПУ позволит существенно сократить затраты на разработку и размещение комплекса. Способ старта активно-реактивный ("минометный").

Перевооружение частей РВСН проводится с использованием уже имеющейся инфраструктуры. Мобильный и стационарный варианты полностью совместимы с существующей системой боевого управления и связи.

При создании систем и агрегатов мобильной пусковой установки, комплекса “Тополь-М” использованы принципиально новые технические решения. Так, система неполного вывешивания дает возможность развертывать ПУ “Тополь-М” даже на мягких грунтах. Улучшены проходимость и маневренность установки, что повышает ее живучесть. "Тополь-М" способен производить пуски из любой точки позиционного района (а не из ограниченного числа заранее определенных позиций), а также обладает улучшенными средствами маскировки как против оптических, так и других средств разведки.

Теxничеcкие xаpактеpиcтики шасси: кoлеcная фopмула - 16x16, упpавляемые пеpвые тpи и пocледние тpи ocи, pадиуc пoвopoта - 18 м, дopoжный пpocвет - 475 мм, пpеoдoлеваемый бpoд - 1,1 м, шины - 1.600x600-685, маccа в cнаpяженнoм cocтoянии - 40.000 кг, гpузoпoдъемнocть - 80.000 кг, двигатель - V12 дизель ЯМЗ-847 мoщнocтью 800 л. c., cкopocть - 45 км/ч, запаc xoда - 500 км.

Характеристики РК "Тополь-М" позволяют значительно повысить готовность РВСН к выполнению поставленных боевых задач в любых условиях, обеспечивать маневренность, скрытность действий и живучесть частей, подразделений и отдельных пусковых установок, а также надежность управления и автономное функционирование в течение длительного времени (без пополнения запасов материальных средств).

Ракеты оснащены моноблочными боеголовками, но, в отличие от всех других стратегических ракет, могут быть в кратчайший срок переоснащены разделяющимися головными частями, способными нести до трех зарядов. В случае необходимости, если будут сняты ограничения по договору СНВ-2, на эту моноблочную ракету могут быть установлены несколько боевых блоков с разделяющимися головными частями (РГЧ) индивидуального наведения.

Главные достоинства РК "Тополь-М" заключаются в особенностях полета и боевой устойчивости при проникновении сквозь системы возможной противоракетной обороны противника. Три маршевых твердотопливных двигателя позволяют ракете набирать скорость намного быстрее всех предыдущих типов ракет. Более высокая энергетика ракеты позволяет снизить эффективность ПРО на активном участке траектории. Несколько десятков вспомогательных двигателей, приборы и механизм управления делают этот стремительный полет еще и трудно предсказуемым для противника. Кроме того, ракета РС-12М2 несет целый комплекс средств прорыва ПРО больше, чем американская МX с 10 боеголовками. Наконец, по сведениям западных источников, для "Тополя-М" создана маневрирующая головная часть (российские источники такой информации не содержат); если это верно, то "Тополь-М" воплощает крупный прорыв в средствах преодоления противоракетной обороны.

Впрочем, "Тополь-М", видимо, не является идеальным комплексом; опора на него, как представляется, в значительной мере вызвана отсутствием альтернатив. В ходе дискуссии вокруг договора СНВ-2 в многочисленных публикациях были раскрыты его недостатки. В соответствии с этой информацией, "Тополь" имеет сравнительно небольшую скорость и низкую защищенность, что ограничивает его возможность по выходу из-под удара при коротком времени предупреждения и делает его уязвимым для поражающих факторов ядерного взрыва, таких как ударная волна. Хотя "Тополь-М", судя по всему, удалось усовершенствовать, его весогабаритные характеристики близки к "Тополю", а это ставит объективные пределы на пути преодоления указанных выше недостатков.

Тактико технические характеристики РС-12М2 "Тополь-М" (Россия)

Год принятия на вооружение 1997
Максимальная дальность стрельбы,км 10000
Количество ступеней 3
Стартовая масса,т 47,1
Забрасываемый вес,т 1,2
Длина ракеты без головной части,м 17,5
Длина ракеты с головной частью,м 22,7
Максимальный диаметр ракеты,м 1,86
Количество боевых блоков, шт 1
Тип головной части моноблочная, ядерная, отделяемая
Мошность боевого заряда, Мт 0,55
Точность стрельбы (КВО), м 350
Вид топлива твёрдое смесевое
Тип системы управления автономная, инерциальная на базе БЦВК
Способ старта миномётный
Способ базирования шахтный и мобильный

Русская Цивилизация