Икону «Отрада и Утешение» относят к нерукотворным ликам Богородицы и Христа, поскольку, как и многие другие внезапно явленные верующим иконы, она не была изначально писана рукой мастера. Такие иконы - явленное на земле чудо Божьей благодати в помощь верующим и порицание неверным. Сначала эта икона мало отличалась от других рукотворных образов. Пока чудо не заставило изображенные лики изменить свое положение.

История прославления иконы

Прославление иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» началось с удивительного чуда изменения ликов на одной из икон Ватопедского монастыря на Афоне.

Ватопедская икона Божией Матери «Отрада и Утешение»

Произошло это в 807 году 21 января в Благовещенском храме. По окончании утрени в храме остался только настоятель обители. Стоя возле одной из Богородичных икон, он услышал женский голос, который сказал ему, что сегодня нужно держать ворота монастыря запертыми, иначе не избежать беды. Не иначе как сама Богородица произнесла эти слова дважды.

Игумен поднял глаза на образ Богородицы и увидел, что голова ее стала повернута вправо, а лик Христа стал строже. Теперь Младенец словно заграждал уста Своей Матери, не давая ей предостеречь насельников обители о готовящемся нападении разбойников.

Немедленно собрав братию в храме, игумен показал монахам изменившуюся чудесным образом икону. После благодарственной молитвы все насельники монастыря по слову Божией Матери собрались на стене обители и отразили атаку разбойников.

Внимание! В благодарность за утешение и защиту обители монахи и сегодня держат лампаду перед иконой Богородицы «Отрада и Утешение» непрестанно горящей.

Чудо явления образа случилось 21 января, это произошло еще до изменения календаря. Поэтому сегодня память иконы Отрада и Утешение празднуется 3 февраля по новому стилю.

Значение иконы

Образ Богородицы Отрада и Утешение, иначе называемый Ватопедским несложно отличить от любого другого. Канонически этот образ восходит к иконописному типу Одигитрия. Христос, одетый в зеленый плащ, изображен здесь восседающим на левой руке Богородицы. В одной руке Он держит свиток. Другая Его рука заграждает уста Матери, словно не давая ей сказать что-то. Матерь Божия поддерживает руку Младенца своей рукой. Зеленый цвет плаща, надетого на Христа, считается символом присутствия Святого Духа.

Важно! Богословы считают, что икона «Отрада или Утешение» Пресвятой Богородицы напоминает верующим о Литургической жертве через жест целующей руку Христа Богородицы.

Для победы над плотью и смертью в Таинстве Евхаристии православным преподносится Тело и Кровь Христовы. Через принятие Святых Даров верующие уподобляются Христу, становятся частью Церкви, приближаются к спасению и вечной жизни. О важности Причастия для христианина говорит строгость лика Спасителя на иконе. Он слово напоминает о том, что без Причастия спасение невозможно, как нет на земле других способов соединения со Христом.

О Евхаристии в Евангелии сказано «ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем».

Чтимые списки чудотворной иконы

На территории России сегодня можно поклониться нескольких спискам со знаменитой афонской иконы:


На образе, хранящемся в Новодевичьем монастыре руками афонских старцев сделана надпись, говорящая о том, что молитвами Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии благодать Господня не иссякнет на русской земле, пока Россия как государство существует.

На Ходынском поле, где находились когда-то казармы, в начале XX века была воздвигнута церковь в честь иконы Божией Матери Отрада и Утешение. Этот храм был разрушен в 20-е годы и восстановлен уже после падения советской власти.

Чудотворный список иконы Пресвятой Богородицы Отрада и Утешение впервые оказался в России еще в XVIII веке. В Ростове Великом, где находится Спасо-Яковлевский монастырь, особым почитанием пользовалась одна из первых списанных с Ватопедского образа икона. В 1518 году две иконы из обители доставил в Россию преподобный Максим Грек.

Одна из привезенных тогда икон входила в келейный иконостас святителя Димитрия Ростовского, а сейчас ей можно поклониться в Ростовском Спасо-Иаковлевском монастыре.

О чем молятся иконе

Молитва - труд души, дающий не только надежду на исполнение прошения, но способствующий духовному росту. Молитва ценна сама по себе как опыт общения с Богом. Поэтому вредно тем, кто еще не до конца укрепился в вере, искать святого или икону, к которым можно обратиться в какой-либо житейской надобности.

Чудотворные списки иконы часто имели большое значение в избавлении от эпидемий. Крестный ход жителей вокруг охваченного болезнью города приводил к решению проблемы.

История обретения иконы в нынешнем виде говорит о том, что Ватопедская икона может сохранить дом в безопасности, защитить от нападения врагов. Важно, чтобы каждый христианин понимал, что главные его враги - грех и страсти. И молиться перед образом Богородицы следует, прежде всего, об очищении души от греховной грязи.

Совет! Тем, кто не знает слов молитвы, которую принято читать именно этой иконе, полезно помнить простое молитвенное обращение к Пречистой Деве: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Можно также глядя на образ Богородицы, обращаться к самому Христу такими словами: «Боже, очисти мя грешнаго».

Чтобы разобраться, в чем еще помогает молитва перед иконой «Отрада и Утешение», нужно понимать смысл молитвы перед образом и понимать, что возносимая образу честь восходит к первообразу.

Обратиться к Божией Матери можно и с просьбой, и с покаянием. Но не только слава о чудотворении иконы помогает тому, чтобы молитвы были услышаны. Важна сила веры молящегося, без которой Господь не услышит просьб и прославлений.

Внимание! Перед этой иконой можно и нужно славить и благодарить Богородицу и Господа нашего Иисуса Христа за все.

Ватопедская икона Божией Матери «Отрада» или «Утешение»

Парамифия (21 января / 3 февраля) - по греч. Увещание - один из самых почитаемых на Святой Горе Афон образов Пресвятой Богородицы. В России эта чудотворная икона известна под другими именами (Отрада и Утешение и Ватопедская), хотя на Афоне и в Греции они практически не используются. Есть некоторое расхождение у греческих и русских авторов и относительно происхождения иконы, в связи с чем мы попытаемся восстановить историю этого чудотворного образа, ориентируясь на наиболее авторитетные и достоверные источники из библиотеки самой Ватопедской обители.

Икона Парамифия – фреска XIV века, которая некогда находилась в правом конце внешнего притвора соборного храма монастыря Ватопед, но после произошедшего чуда была перенесена в особый придел во имя Божией Матери «Парамифия» («Увещание»).

В древности в Ватопеде был обычай, согласно которому, выходя из собора по окончании утрени, монахи прикладывались к находившейся тогда во внешнем притворе иконе Божией Матери. Там же игумен давал привратнику ключи от закрытых в вечерние часы врат Обители, чтобы тот их отворил.

Монастырское предание Ватопеда говорит нам о том, что 21 января 1320 года, когда игумен по обыкновению вручал ключи привратнику, икона ожила и Божия Матерь возопила: «Неоткрывайте сегодня ворота монастыря, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов». Тогда младенец Иисус, находившийся в объятиях Богородицы, пытался ручкой заградить уста Своей Пречистой Матери, сказав Ей: «Не надо, Мати моя, не говори им. Пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях». А Госпожа Богородица с великим материнским дерзновением к Сыну Своему и Богу, взяла ручку Христа, отвела от своих уст и воскликнула, обращаясь к игумену второй раз: «Не открывайте сегодня ворота Обители, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов». И «смотрите, покайтесь, потому что Сын Мой гневается на вас». И в третий раз повторила: «Сегодня не открывайте врата Обители...»
По завершении диалога, Госпожа Богородица и Пречистый Её Младенец снова замерли на иконе, но уже в том виде, в каком это видно сегодня: Божия Матерь удерживает ручку Христа чуть ниже Своих уст, голова Её повёрнута в попытке уклониться от неё, а выражение лица таково, что исполнено безграничного снисхождения, сострадательной любви и материнской нежности, в то время как Христос, хоть и младенец, но как Судия, имеет грозный вид.

Услышав предостережение Богородицы, монахи поспешили на стены обители и увидели, что пираты, действительно, окружили Ватопедский монастырь и ожидали, когда откроют ворота, чтобы его разграбить. Так благодаря чудесному вмешательству Богородицы монастырь был спасен.
В память об этом событии монахи затеплили и поддерживают неугасимой лампаду перед иконой. Каждую пятницу в параклисе, где хранится чудотворный образ, совершается Божественная литургия, и каждый день служится молебен. Кроме того в Ватопеде долгое время существовал обычай совершать монашеские постриги в приделе «Парамифии».

Икона «Увещание» поистине нерукотворна, потому что в сегодняшнем облике она создана благодатью Божией. Многие паломники свидетельствуют, что не могут насмотреться на образ Божией Матери, который дарит им умиротворение и покой.
С иконой «Парамифия» связана жизнь преподобного Неофита Ватопедского, который был «просмонарием»1 этого чудотворного образа.
Однажды Неофит по направлению игумена отправился по делам на подворье Ватопедского монастыря на остров Эвбею. Но там он тяжко заболел и чувствуя приближение кончины, стал слёзно молить Пречистую, чтобы Она сподобила его умереть в родной обители. Тотчас он услышал голос Божией Матери: «Неофит, ступай в свой монастырь и через год будь готов».
Неофит вернулся в обитель, и через год, причастившись как-то раз Пречистых Тайн и поднимаясь по лестнице перед параклисом Божией Матери Парамифия, он услышал Её голос: «Неофит, время твоего отшествия настало». Придя в свою келью, преподобный почувствовал недомогание и, получив прощение от всей братии, отошёл ко Господу.

В Москве есть и храм Иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле.
Списки чудотворного образа есть в Санкт-Петербурге в Казанском соборе Новодевичьего монастыря и в Белоруссии в Ляданском Свято-Благовещенском мужском монастыре (точная копия).

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» ()

Смотри также:

В главном соборе Афонского монастыря Ставроникита, освященного в честь святителя Николая, при колоне правого клироса, находится мозаичная чудотворная икона этого угодника Божия. Образ относится к XIII

Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» хранится на Святой Горе Афон в монастыре Дохиар, где впервые была явлена ее благодатная сила. В середине XVII века икона находилась в нише наружной ст

Иверская икона Пресвятой Богородицы – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Согласно преданию, она была написана евангелистом Лукой, долгое время находилась в малоазийской Никее

«Утешайте, утешайте народ Мой!» (Ис. 40:1) – так повелел Бог Своему пророку, обращаясь к томившимся в Вавилонском плену иудеям.

Спустя столетия Симеон Богоприимец тоже ожидал «Утешения Израилева» (Лк. 2:22). Христос-Младенец явился ему на руках Марии, Матери Своей – явился как один из многих младенцев, принесенных в Иерусалимский Храм. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка!» – проговорил потрясённый старец. Он был потрясён не видимой славой Господней, как Исайя или Иезекииль. Ему открылось Слава Божия – словно в гласе хлада тонка (3 Цар 19:11-12) – в хрупкости принесенного Младенца, в приоткрывшейся старцу тайне Креста и Гроба…

Младенец вырос и вышел на Своё крестное служение, и пришел в капернаумскую синагогу, и открыл книгу пророка Исайи.

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18,19).

«Отпустить измученных на свободу» – или, по церковно-славянски, «отпустити сокрушенныя во отраду…

Да! Отпускай на свободу измученных,
Отрок, чье имя прекраснее всех.
в горы взойди неприступными кручами,
в старости Сарре дарующий смех.

…Незадолго до Сретения совершается празднество в честь этой прекрасной иконы, носящей имя «Отрада и Утешение». Младенец, вернее, Отрок, облачен в зелень риз Духа – на Нём Дух Господень, давший Ему помазание, Дух Христов. И хитон Отрока – долгожданного Утешения Израилева, Отрока, которого Бог Отец помазал елеем радости для того, чтобы Он отпускал измученных на свободу, был последней и единственной Отрадой для тех, чья и душа, и кости сокрушены – хитон Его бел, как снег. Преображенная, обОженная плоть Сына – начало нового творения, начало великой радости мира…

Крылья голубки распахнуты в стороны –

лето Господне, и колос, и песнь!

Да! Сквозь пустыню, дорогой неторною –

Дождь – на руно, и завет Его – радугой,

петь Его, слышать и видеть весь день!

Да! Он ведет, Он берет тебя за руку –

пальцы влагая в следы от гвоздей.

Сам Он – чудесней видений и знамений,

в старости Сарре дарующий смех,

явленный Боже и Боже являемый,

Отрок, чье Имя прекраснее всех.

И Церковь в лице Богоматери причащается этой тайне Богочеловека, тайне Сына Божия, отпускающих на свободу измученных царством зимы и смерти.

«…саму руку Владыки всех
Получив…
Изливая свет, она виделась мне невещественно,
Непрестанно и невечерне. (…)
Она и чашею Божественного Духа
И безсмертного потока сделалась для меня» (преподобный Симеон Новый Богослов).

Это прикосновение руки, осязание руки Христа устами – образ Евхаристический. Он часто присутствует в иконописи. Особенно ярок он на иконе Положения во гроб, когда апостол Иоанн касается устами длани Умершего смертью Крестной, а Богоматерь лобызает Лик Сына. Этот Евхаристический образ присутствует и на иконе «Отрада и Утешение». Христос – утешение народа Своего, Церкви Своей. Христос – Распятый, Христос – который «был мертв, и се, жив во веки веков, аминь» (Откр.1:18), Христос, раздающий Себя в Евхаристии – просто и без упреков (Иак.1:5), Христос, имеющий ключи ада и смерти (Откр.1:18), имеющий полную власть над врагами…

Лик Отрока грозен. Не таким ли Он был, когда Петр уговаривал Его не идти на смерть? Он отверг искушение, Он преломил Себя на Кресте, Он дал вкушать Плоть Свою, Он, Воскресший – есть истинная Отрада, истинное Утешение Церкви Своей. И только Церковь может раздавать и дарить Его – Отраду и Утешение Свое – всем, теснимым врагами. Ибо Он сразился с последним врагом – смертью – и сломил в Себе ее жало. И Тело Победившего смерть питает нас, и Кровь Его течёт в жилах наших…

Воспой, наполни гласом даль,
утешь,
утешь!
Кто плачет – отложи печаль,
и пей, и ешь.

Спасти голубку из сетей –
Его народ –
Наш Бог кратчайшим из путей
грядет,
грядет!

Объяты страхом те, кто с Ним
и позади.
Он на неслыханном пути –
один,
один.

Не победить Его в суде,
Не побороть.
…О, будь же милостив к Себе,
Господь,
Господь!..

Когда на солнце ляжет тень –
свершится срок,
и будет лишь Господь в тот день
высок,
высок…

…Воспой, наполни гласом даль,
утешь,
утешь!
Кто плачет – отложи печаль,
и пей, и ешь –

Он одолел ночной туман –
зарей,
зарей, –
всех позовет по именам
навек Живой.

Икона «Отрада и Утешение» по-гречески называется Парамифия. Ватопедский монастырь расположен в Афоне, основан он еще императором Константином Великим. Название Ватопед – «куст отрока» – связано с чудесной историей спасения царевича Аркадия, сына императора Феодосия Великого. В 395 году, когда император и царевич плыли на корабле, разразилась буря, и Аркадий упал за борт и исчез в волнах.

Потрясенные путешественники пристали к берегу, где находился Афон, и начали поиски тела царевича. Обойдя весь берег, они дошли до плотных зарослей кустарника и вдруг в самых зарослях нашли живого, промокшего, но крепко спящего царевича. Когда мальчик проснулся, то рассказал, что своим спасением он обязан помощи и заступничеству Божией Матери. Куст был назван «вато пед» – «куст отрока», в память об этом событии получила такое название и обитель, которая уже была основана вблизи Святой горы.

В честь этого события Феодосий Великий принес монастырю большие дары, расширил его, а на том месте, где был найден живой и здоровый царевич Аркадий, устроен алтарь. На освящение его приезжал Константинопольский патриарх Нектарий и, конечно, сам спасенный чудом царевич.

Икона Божией Матери «Отрада» (ее в русской традиции называют по-разному: «Отрадо и Утешение», руководствуясь словами из молитвы, по-другому – «Отрада» или «Утешение») была написана также в то время. Тогда она относилась к типу Одигитрии-Путеводительницы – оба, и Богоматерь, и Младенец смотрят на нас, Она указывает на Сына как на Путь, а Он поднял ручку в благословляющем жесте.

Все изменилось в IX веке, когда в 807 году произошло событие, вследствие которого написанное человеческой рукой изображение изменилось под действием небесных сил, в чем выразилось особое покровительство Богородицы этой обители. После этого икона и получила свое окончательное название Парамифия – Отрада или Утешение.

В январе того года на монастыри, которые выросли вокруг и на склонах Святого Афона, решила напасть шайка разбойников под предводительством их вождя Вардухана. В ночной тьме злодеи высадились на берег и спрятались в том же густом кустарнике, ожидая открытия утром монастырских ворот. Но волей Пречистой всё пошло не так, как они задумали. С рассветом, после утрени, насельники разошлись по кельям отдохнуть немного перед дневными трудами. В храме остался только настоятель, стоявший на молитве перед иконой Пресвятой Девы.

Вдруг от иконы раздался голос Её, который говорил, чтобы сегодня братия не открывала дверей обители, а напротив, сама вышла на монастырские стены и дала отпор разбойникам. Внимательней взглянув на икону, настоятель увидел, что лики Пречистой и Младенца как бы ожили, и услышал и диалог. Иисус поднял ручку к устам Матери и просил Ее промолчать, не предупреждать братию, чтобы наказать монахов за грехи. Но, удержав Своей рукой руку Сына и отведя лик от нее, Она вновь повторила свое предупреждение.

Затем изображение застыло. На нем сохранилось выражение лица Богоматери иное, чем обычно на Одигитриях, – нежное, сострадательное, а лик Младенца-Христа, напротив, исполнен гнева и решимости воздать по заслугам за грехи.

Игумен последовал повелению Богоматери, собрал братию перед изменившейся иконой, ставшей нерукотворной, и все вместе они, произнеся молитву, воодушевленные столь явным заступничеством Царицы Небесной, которая указала им путь к спасению даже против воли Своего Сына и Господа, вышли на монастырские стены и прогнали разбойников от стен Ватопеда.

Теперь по сей день перед иконой горит неугасимая лампада, и списки с нее разошлись по всем странам христианского мира.

Какое чудо произошло

Вдобавок к чудесам, связанным со спасением царевича Аркадия и монашеской братии Ватопеда по воле Божией Матери через Ее икону «Отрада», известно еще чудо из жизни святого преподобного Неофита, который был просмонарием этой иконы – то есть монахом в сане иереея, который должен был нести неотлучную службу перед образом.

Так получилось, что Неофит был вынужден по направлению настоятеля отправиться по делам на подворье Ватопедского монастыря на остров Эвбею. Но на том острове он тяжко и безнадежно заболел. Чувствуя приближение кончины, монах стал слезно молить Пречистую, чтобы Она не дала ему испустить дух вне стен родной обители. И вблизи себя услышал Ее голос, который сказал ему, чтобы он возвращался в Ватопед, а через год готовился отойти ко Господу.

Неофит вернулся в обитель, и через год, поднимаясь по лестнице к иконе после причастия, он снова услышал Ее голос, говоривший, что время его пришло. Когда он вернулся к себе в келью, то почувствовал себя плохо, призвал к себе братию, попросил прощения у всех и отошел к Богу и Матери Божией, которая говорила с ним и заступалась за него.

Значение иконы

С тех пор в приделе, где находится икона «Отрада», много веков подряд перед ней теплится неугасимая лампада и ставится большая свеча, совершаются пострижения в монашеский сан всех, кто приходит, чтобы стать частью монастырской братии.

Распространенное нахождение в российских храмах этой иконы сегодня носит особый характер. Оно вновь напоминает об особом покровительстве Божией Матери над нашей Родиной, которая переживает нелегкое время – искупительное время перерождения, время атак на духовную, социальную, государственную нашу стойкость. И снова Пречистая нежно отводит заграждающую Ее святые уста ручку Сына и предупреждает нас о возможности угроз вне нас и в нас самих.

Икона Божией Матери, именуемая «Отрада и Утешение».

Образ "Отрада и Утешение"
из Ватопедского монастыря
Святой Горы Афон.

История иконы крепко соединена с Ватопедским монастырем на Афоне, а так же с императором Феодосием Великим, сын которого, Аркадий, упал с корабля в море во время бури. Беда эта случилась в 395 году близ монастыря. Корабль едва пристал к афонскому берегу. Путники Аркадия тщетно искали бездыханное тело в прибрежной полосе, совсем уже отчаявшиеся, они хотели вернуться на корабль. В последний миг внимание всех привлек куст. Когда все подошли к нему поближе, то увидели царевича спокойно спавшего в тени куста. Он рассказал своим друзьям, что спасло его заступничество Богоматери, к которой он успел обратиться в последнюю секунду жизни перед явной погибелью. Император Феодосий Великий помог созданию обители на месте чудесного спасения сына. Монастырь назвали Ватопед, что в переводе с греческого означает «куст отрока». В алтаре соборного храма поставили образ Пресвятой Богородицы и дали иконе имя «Отрада», через годы добавилось еще одно слово — «Утешение». Это случилось после того, как чудотворный образ спас Ватопедский монастырь от разбойников и разграбления, такое нападение было совершено в 807 году.

Икона «Отрада и Утешение» очень почитаема на Руси, в храмах есть много списков. Пресвятая Богородица, не лиши народ русский Своего Покрова.

Молитва перед иконой Пресвятой Богородицы «Отрадо и Утешение»

О, Пресвятая Госпоже Богородице, Отрадо и Утешение наше! Воззри милостивно на люди предстоящие с верою и любовию и покланяющиеся Пречистому Образу Твоему приими наше хвалебное пение и пролей теплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас, О, Предивная Владычице! Покажи на нас чудные милости Твоя, сохрани пастырей Церкви и вся христианское воинство. Молим Тя умиленно, избави и всех нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси искушений, бед и болезней и изьми от нас оклеветания и свары, сохрани от молниеноснаго грома, от заполения огненнаго, от града, труса, потопа и смертоносныя язвы, подаждь нам Твою милостивую помощь в пути, и в мори и на суши.
Се бо Всемилостивая Владычице во уповании несомнением Тебе нашу убогую молитву возносим. Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами, и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подавай нам отраду, утешение, защиту и помощь, да славим и величаем и ублажаем Тя во вся роды во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Надежда всем концем земли, Пречистая Дево Богородице, Утешение и Отрадо наша! Не гнушайся нас грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси пламень греховный и покаянием ороси изсохшие сердца наша. Очисти ум наш от греховных помышлений. Приими моления от души и сердца с воздыханием Тебе приносимыя. Буди Ходатаица о нас к Сыну Твоему и Богу и отврати гнев Его от нас Матерними молитвами. Укрепи в нас веру православную, вложи в нас дух страха Божия, дух смирения, терпения и любви. Душевныя и телесныя язвы исцели, утиши бурю злых нападений вражеских. Отыми бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути. Подаждь нам милость Твою и святое благословение Свое всем зде предстоящим и молящимся и всегда пребываяй с нами, подавая приходящим к Тебе отраду и утешение, помощь и заступление, да славим и величаем Тя вси до последняго нашего воздыхания. Аминь.

Молитва третья

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся Пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшном суде Сына Твоего явися нам Милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Икона Божией Матери «Отрада, или Утешение» в Казанском соборе Воскресенского монастыря На Святой горе Афонской, в Благовещенском храме Ватопедского монастыря живет чудотворный образ Обрадованной Девы, икона Божией Матери, именуемая "Отрада, или Утешение", прославленная чудесным избавлением обители от разбойников в 807 году. Лик Пречистой Девы исполнен милосердия и сострадания, лик Богомладенца Христа суров и грозен. Нежно сжимает Богородица Своею рукою ручку Младенца: не дает Божественная Мать Сыну Своему закрыть Ей уста и вершить суд. В 1852 году, препровождая список с чудотворной иконы в Санкт-Петербург, отец Серафим Святогорец завещал чадам земли Русской обращаться к этому образу "с молитвенным воплем и страдальческими слезами" и веровать, "что гнев Божий в какой бы степени ни разразился вокруг вас, но державная десница Небесной Заступницы отклонит его…" До 1938 г. список чудотворной иконы Божией Матери "Отрада, или Утешение" пребывал в Воскресенском Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге. Перед Афонским образом совершались акафисты и молебны, инокини круглосуточно читали Псалтирь. В апреле 1938 г., после закрытия церкви во имя Афонской иконы Божией Матери, икона исчезла. По преданию, образ сохранила алтарница, но следы его затерялись. Однако спустя много лет Царица Небесная снова пришла в возрожденную обитель с горы Афонской. Некий благочестивый мирянин заказал афонскому иконописцу список с чудотворной Ватопедской иконы, и в конце июля 2003 года в Казанском соборе Новодевичьего монастыря появился образ Божией Матери "Отрада, или Утешение". Новый образ исполнен в греческой манере иконописания, для которой характерно сохранение древних традиций. Как и прежде, лик Пречистой Девы исполнен кротости и всепрощения. Перед образом совершаются молебны, читаются акафисты, - верующие снова обрели возможность молить Матерь Божию о ниспослании им отрады и утешения в скорбях и печалях. Адрес Воскресенского Новодевичего женского монастыря: 196084 СПб, Московский пр., д. 100 "С".