Она пять раз была замужем, имела много поклонников. Ее бурная, страстная и влюбчивая натура, как признавалась Людмила Гурченко, требовала выхода. А ее многочисленные мужчины были в каком-то роде временными светлячками, которые летели на яркий огонек, чтобы погреться в его лучах и показать себя. Сегодня уже ни для кого не секрет, что они зачастую очень умело использовали народную известность Людмилы Марковны, извлекая для личной персоны немалую выгоду. Впрочем, Гурченко никогда не была «девочкой» для битья. Она обладала сильным и властным характером, порой капризным до неприличия. И надо признать, что совместная жизнь со звездой была далеко не сахарной.

Василий Ордынский

Первым возлюбленным восемнадцатилетней Люси был кинорежиссер Василий Ордынский. С ним Гурченко познакомилась на втором курсе ВГИКа. Завязавшийся между ними роман продлился не более года. Для Людмилы все произошедшее осталось как бы за кадром, лишь штрихом в начинающейся биографии актрисы. Спору нет: определенная выгода в этих отношениях была. Василий Ордынский даже пригласил ее на главную роль в одном из своих фильмов. Но члены худсовета, блюдя честь и совесть советского кино, дали полный отказ юной артистке. И все же статус «пассии» довольно известного режиссера дал о себе знать. Иначе бы ее не пригласили на главную роль в фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», который принес Людмиле Гурченко феноменальный успех и всенародное признание.

Борис Андроникашвили

Фото: кадр из фильма «Отарова вдова»

Расставание с Ордынским прошло легко и безболезненно. Вскоре на ее жизненном пути встретился Борис Андроникашвили – студент сценарного факультета ВГИКа, признанный кумир девушек курса, с неотразимой внешностью. Людмила, сама того не ведая, поддалась чарам эффектного молодого человека и вышла за него замуж. Борис стал первым официальным мужем Гурченко и отцом единственной дочери актрисы – Маши. После двух лет совместной семейной жизни они расстались: «лед и пламя» в отношениях оказались совершенно несовместимыми.

Фото: кадр из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова»

С детства я влюблялась на всех перекрестках и во всех киногероев, если «в него были зубы як мел, вусы як у Буденага». Короче, во всех «чернявых орлов». В институте влюблялась на каждом этаже. Прошел красавец – сердце ек! Но быстро разочаровывалась. И вдруг влюбилась. Влюбилась по уши, по-настоящему

Людмила Гурченко вспоминала позже об этом браке в своей книге «Люся, стоп!».

«С этим молодым человеком мы подходили друг другу как в песне: „Мы с тобой два берега у одной реки“. Это с теперешней колокольни видно, а тогда… Несмотря на свою изысканную внешность, от которой изначально не ждешь ничего глубокого, это был сложный человек с набором неординарных качеств – больших и малых. Все карманы его были забиты редкими книжками вперемежку с газетами и журналами. Читал все на свете. Обладал особым чувством юмора. Считал, что его личная критика самая точная и оригинальная. Отличался музыкальностью, мужским обаянием».

«В нем для меня было недосягаемо все. И наоборот. К моей профессии он относился с иронией. Музыкальную картину-комедию считал зрелищем, далеким от искусства. Ну а успех у публики… Когда я залезала не в „свою“ сферу (интересовалась его сложной сценарной профессией), меня всегда поражало, сколько иронии вызывал в нем мой „прыжок“ из легкомысленной, примитивной актерской жизни в его таинственный мир… Он как-то талантливо умел жить рядом, будучи только на своем берегу. С невероятной силой воли приходилось учиться жить вдвоем в одиночестве…»

Фото: кадр из фильма «Карнавальная ночь»

Поразительно, как долго я не могла постигнуть, что, начиная с головы и кончая кончиками пальцев – отсюда и досюда, – Борис не мой человек. Прекрасен, но – чужой. Очень, очень трудно понять самой, а еще труднее объяснить другим, как кончаются долгие отношения. Страстно хотелось счастья, и в этом было мое несчастье…

Затем была мимолетная связь с актером театра «Современник» Игорем Квашой. Игорь едва ли не публично бил себя в грудь, клялся Людмиле Гурченко в вечной любви и твердо обещал жениться. Однако «отчалить» навсегда от пригретого семейного очага и разрушить свой настоящий брак у него не хватило духа.

Александр Фадеев-младший

Фото: кадр из фильма «Вокзал для двоих»

И для многих было неожиданным решение звездной актрисы выйти замуж за приемного сына известного советского писателя Александра Фадеева-младшего.

«Спать есть с кем, а просыпаться и пить по утрам кофе не с кем» , – с грустью отметила в одной из своих книг Людмила Марковна.

Познакомились будущие супруги в ресторане ВТО – самом модном и посещаемом актерами заведении. Александр тоже был актером, но малоизвестным и «не внушающим больших способностей». Впрочем, он с лихвой окупал это в постоянных загулах, и его настоящим «театром» стал ресторан ВТО, где Александр был для местных официанток клиентом номер один. Так дальше продолжаться не могло. Тем более что муж при любом удобном случае пытался уколоть супругу: мол, твоя популярность – это ненадолго и скоро закончится. Через два года они расстались…

Сказать, что признанная советская дива сильно горевала по этому поводу, было бы несправедливо. И не всегда надо слепо верить писательским мемуарам наших знаменитостей: в них порой очень многого личного и скрытого. После развода Людмила Гурченко недолго жила с киноактером Анатолием Веденкиным. Потом случился бурный роман с художником Борисом Диодоровым: она просто увела его из-под носа законной супруги. «Споткнулся» о чары обворожительной Людмилы Гурченко и Владимир Высоцкий. За этот случайный эпизод связи Марина Влади возненавидела звездную актрису навечно.

Иосиф Кобзон

Третьим официальным мужем Людмилы Гурченко был Иосиф Кобзон. Впервые они увидели друг друга в 1964 году в коридоре Всесоюзного театрального общества. А вскоре Иосиф позвонил Людмиле и пригласил ее поужинать. Так было положено начало истории любви двух звезд – страстных и незаурядных натур, которая не могла не закончиться законным браком. Сейчас трудно судить, кто из них был прав или виноват. Но семейная жизнь известного певца и известной актрисы не сложилась. Более того, она стала невыносимой. Они разошлись как совсем чужие люди, которым, похоже, уже нечего было сказать друг другу…

Фото: кадр из фильма «Любовь и голуби»

Дура, мне казалось, что я его «перестрою». Какая наивность. Ему так нужен был рядом режиссер его внешности, репертуара. Большие возможности не заменят вкуса, стиля

В своей книге «Стоп, Люся!» Гурченко об этом браке написала следующее:

«Это была одна из самых жутких ошибок в моей жизни. От него надо было бежать, как Гарун. Быстрее лани. Но меня некому было направить. Что толку, что один композитор был в ужасе: „Люся, что вы наделали?“ А где вы были раньше?»

«Те считанные дни за неполных три года принесли такую головоломку… Многое, очень многое можно озвучить. Но зачем? Достаточно того, что три года после этого я не могла себе представить рядом ни одного человека. Одной, только одной. Боже сохрани. Никогда. Ни за что. Нет, нет. Я знаю, что тогда я многое поняла про себя».

Константин Купервейс

Фото: кадр из фильма «Небесные ласточки»

«Когда мы познакомились с Костей, он был Костя Михайлов. Оказалось, что родители жены заставили его взять ее фамилию. Изменить фамилию? А как это? Это фамилия отца! Даже захлебываюсь от мысли изменить фамилию под напором. Вот тут я проявила свое давление. И Костя Михайлов стал Костей Купервейсом. Я была довольна…» – писала о своем четвертом муже Людмила Гурченко в книге «Люся, стоп!».

Она встретила 23-летнего пианиста в тяжелое для себя время: у нее умер отец, которого она буквально боготворила. И ей как обычной женщине хотелось в эту трудную минуту найти себе опору: честно говоря, просто выплакаться, выговориться и найти сочувствие. Именно таким человеком показался Людмиле Константин Купервейс.

Мне годами внушали, что это – на всю жизнь. А как же иначе? Такая любовь! Такая, что пришлось поверить. А оказалось, что все слова и признания – просто пшик! 18 лет сплошного пшика, а?!

Фото: кадр из фильма «Рецепт ее молодости»

После первого же знакомства она пригласила его в пресс-бар Московского кинофестиваля, где они провели теплый и незабываемый вечер. Константин, можно сказать, был идеальным мужем для Людмилы Гурченко. Он исполнял любую прихоть своей звездной жены. Продюсер, личный секретарь, финансовый директор и даже няня ее дочери Маши – не перечесть обязанностей, которые легли на плечи молодого супруга. Константин даже и не заметил, что он в общем-то был некогда талантливым музыкантом и мог добиться успешной карьеры. Однако все «съела» среда, в коей он общался и «крутился». Разумеется, в море обожания и любви к Людмиле не было времени думать о себе. А к восемнадцатому году совместной семейной жизни Константин Купервейс вдруг прозрел: он словно очнулся от летаргического сна. Его решение уйти было неожиданным для Людмилы Гурченко.

Борис Борисович Андроникашвили (груз. ბორის ბორისის ძე ანდრონიკაშვილი), урождённый Пильняк (Андроникашвили-Пильняк). Родился 28 октября 1934 года в Москве - умер 9 июля 1996 года в Москве. Советский писатель, сценарист, актер. Второй муж Людмилы Гурченко.

Отец - Борис Андреевич Пильняк (настоящая фамилия - Вогау, нем. Wogau) (1894-1938), русский советский писатель, прозаик. 21 апреля 1938 года осуждён Военной коллегией Верховного Суда СССР по обвинению в шпионаже в пользу Японии и приговорён к смертной казни, расстрелян в тот же день в Москве.

Мать - Кира Георгиевна Андроникашвили (груз. კირა გიორგის ასული ანდრონიკაშვილი) (1908-1960), советская актриса и кинорежиссёр, заслуженная артистка Грузинской ССР, княжна.

Дед по матери - Георгий Александрович Андроников (1875-1911), князь, гусарский полковник.

Бабушка по матери - Екатерина Семёновна Сливицкая (1877-1947).

Тетя по матери - Нато Вачнадзе (урожденная Андроникашвили)(1904-1953), советская грузинская актриса, народная артистка Грузинской ССР, заслуженная артистка РСФСР.

Двоюродные братья (сыновья Нато Вачнадзе) - кинорежиссёры Эльдар Николаевич Шенгелая (1933 г.р.) и Георгий Николаевич Шенгелая (1937 г.р.).

Когда Борису исполнилось три года отец, бывший одним из самых издаваемых писателей СССР, был арестован по сфабрикованному обвинению в государственном преступлении - шпионаже в пользу Японии (он был в Японии и написал об этом в своей книге «Корни японского солнца»), в 1938-м приговорён к расстрелу.

Также была репрессирована и его мать. Незадолго до ареста она успела вывезти трёхлетнего Бориса в Грузию, где он 7 лет жил в семье своей тетки - Наты Вачнадзе. Кира Георгиевна отбывала срок в Акмолинском лагере жен изменников родины.

Родители были реабилитированы в 1956 году.

После окончания школы-семилетки отправился в Батуми, где поступил в Батумское мореходное училище.

В начале 1950-х перебрался в Москву, где поступил на сценарно-киноведческий факультет ВГИКа, который окончил в 1959-м.

С 1957 года снимался в кино, дебютировав в роли князя Арчила в фильме «Отарова вдова» режиссера Михаила Чиаурели по одноименной повести Ильи Чавчавадзе.

Борис Андроникашвили в фильме "Отарова вдова"

Позже сыграл несколько небольших ролей в других картинах.

В 1974 году выступил сценаристом фильма «Капитаны», который снимал режиссер Тамаз Гомелаури. Фильм рассказывает о юношах, которые заканчивают школу, о трудном жизненном рубеже, когда нужно решить главное - выбор профессии.

Член Союза писателей РСФСР с 1979 года.

Личная жизнь Бориса Андроникашвили:

Первая жена - (1935-2011), советская и российская актриса и певица, народная артистка СССР. Брак длился в течение 1958-1960 годов.

У пары 5 июня 1959 года родилась дочь Мария (позже - Королёва, умерла в 2017 году). Она имела сына Марка (1982-1998) и дочь Елену (1983 г.р.).

Людмила Гурченко о Борисе Андроникашвили говорила: "Несмотря на свою изысканную внешность, от которой не ждешь ничего глубокого, это был сложный человек с набором неординарных качеств - больших и малых".

Состоял в гражданском браке с актрисой (1925-2008). Их отношения продолжались около 5 лет.

Мордюкова о Борисе Андроникашвили говорила: "Ну да, выпускник ВГИКа, сценарист, человек, серьезный во всех отношениях, а уж до чего хорош был! Люди, когда впервые его видели, на пять минут немели - выдающаяся внешность!.. Борис Андроникашвили был сократовского склада мужчиной: философ, краснобай, Байрона читал по-английски... Мы прожили лет пять, все собирались съехаться, но... так и не расписались...".

Вторая жена - Русудан Хантадзе - художница.

В браке родилось двое детей: Кира Борисовна Андроникашвили (1970 г.р.) и Александр Борисович Андроникашвили (1973 г.р.).

Русудан Хантадзе - жена Бориса Андроникашвили

Фильмография Бориса Андроникашвили:

1957 - Отарова вдова - князь Арчил
1966 - Игра без ничьей - эпизод
1975 - Не верь, что меня больше нет
1977 - Гобой (короткометражный)
1988 - Житие дон Кихота и Санчо (ცხოვრება დონ კიხოტისა და სანჩოსი)
1996 - Смерть Орфея (ორფეოსის სიკვდილი)
1998 - Здесь наступает рассвет (Ak tendeba)

Сценарии Бориса Андроникашвили:

1974 - Капитаны

Библиография Бориса Андроникашвили:

1973 - Август месяц. Повести и рассказы
1977 - Красные кони. Рассказы
1977 - Мандариновый берег. Повести и рассказы
1984 - Розы на марше. Повести и рассказы
1987 - Страницы прошлого читая...
1989 - Дон Алонсо: роман, рассказы
1989 - О моём отце
1992 - Надежд питомцы золотых


собрались только самые близкие. Если на церемонии прощания последний велел убрать со сцены Дома литераторов микрофон, чтобы избежать громких высказываний у гроба супруги, то пришедшим на поминальную трапезу все-таки позволил произносить речи за упокой великой актрисы, пишет Экспресс-газета .

Сам Сергей Михайлович расположился за центральным столом. Мало кто знает, что, познакомившись 20 лет назад с Гурченко, одессит Сенин ушел из семьи, оставив в родном городе жену и маленькую дочурку. Сама же Гурченко вскользь рассказывала, что ее роман с Сениным закрутился на съемках фильма "Секс-сказка".

"Это было ровно 20 лет назад в Вильнюсе, - поделилась актриса Алена Лисовская, дебютировавшая в этой картине. - Получилось так, что мы с Людмилой Марковной ехали в литовскую столицу из Москвы в одном купе. В десять часов вечера Гурченко предложила поужинать. Я ответила, что на ночь не ем". "Ну и зря, - говорит, - а я ем всегда! У меня было голодное детство", - рассказала актриса.

"Гурченко разложила на столике аппетитные припасы: копченую колбаску, огурчики, свежий хлеб... Утром на перроне нас встретил Сергей Сенин, галантно расцеловал нам ручки. Тогда он еще не был супругом Гурченко, а просто продюсером ленты. Их романтические отношения разворачивались на моих глазах. Помню, Сергей очень расстроился, когда Гурченко отказалась прийти на банкет по случаю начала съемок. Ходил по коридору гостиницы мимо двери ее номера и возмущался. Дескать, как же так: у нее главная роль, а коллектив игнорирует", - поделилась подробностями отношений Сенина и Гурченко Лисовская.

Зато, по словам Лисовской, в критической ситуации Людмила Марковна повела себя очень собранно. Именно тогда в Прибалтике начались волнения и на улицы вышли танки. Отменили все железнодорожные и авиарейсы. Съемочная группа не могла вернуться в Москву. И Гурченко, которая из витающей в облаках кинозвезды вмиг перевоплотилась в деловую женщину, помогла Сенину быстро решить эту проблему.

"Думаю, именно тогда Сергей в нее влюбился окончательно, - вспоминает Лисовская. - Ведь от Людмилы Марковны шла невероятная энергетика. На премьере продюсер уже нежно держал актрису за руку". "Сергей Михайлович, - шутили мы, - вы же раньше говорили, что ваше сердце непреклонно". - "По-моему, я ошибался", - с добродушной улыбкой качал он головой.

Сергей Сенин родом из Одессы. Там он окончил школу и инженерно-строительный институт, а после остался работать в альма-матер в лаборатории при кафедре гидростроительства. Коллеги запомнили его веселым и жизнерадостным человеком, который даже к решению серьезных научных вопросов подходил творчески. Немудрено, что через несколько лет Сенин резко сменил сферу деятельности и устроился на киностудию.

"Я была знакома с Сережей еще до Гурченко, - рассказала его коллега Елена Зимина. - Раньше мы часто встречались на кинорынках в Москве, где он представлял Одесскую студию. Общалась я и с его младшим братом Александром до тех пор, пока тот не уехал в Канаду. Однажды Сашка мне позвонил и стал с волнением рассказывать, что у них в семье случилось горе. Мол, Сережа бросил жену и маленькую дочку и ушел от них к Гурченко! С тогдашней супругой Сенина я была знакома шапочно. Кажется, она тоже Людмила. Только гораздо моложе и, на мой взгляд, привлекательнее актрисы", - заметила Зимина.

Очевидцы рассказали о случае, который поставил точку в отношениях Сенина и его одесской супруги. Поначалу Сергей не спешил с ней разводиться и жил у Гурченко в Москве на правах любовника. Парочка продолжала вместе снимать кино. Их очередной работой стала картина "Послушай, Феллини!". Представить ее публике Сергей и Людмила приехали и в Одессу. В самый разгар презентации в кинозал вошла законная жена Сенина с дочкой. Увидев своими глазами мужа со звездной сожительницей, она развернулась и с гордо поднятой головой молча ушла. В этот же день подала на развод.

"Приобретя статус законного мужа Людмилы Марковны, Сенин очень изменился, - уверена Зимина. - Из высокого статного блондина он стал превращаться в мрачного брюнета с бородой. Увы, Сережа стал стремительно стареть. На него сейчас страшно смотреть. Наверное, он подравнивался под возраст новой жены. В последние годы никто даже и догадаться не мог, что Сенин моложе Гурченко почти на 20 лет. Метаморфозы любви! К слову, бывшая супруга и дочь Сережи больше десяти лет живут в Израиле. Надеюсь, женщина там нашла свое настоящее счастье. Ведь Сережа с молодости был любвеобильным мужчиной. Ходили слухи, что, еще живя в Одессе, он встречался со многими дамами, не сильно переживая, что об этом узнает вторая половинка", - рассказала Зимина.

Всенародно любимой актрисе исполнилось бы 80 лет

Появление на экране народной артистки СССР Людмилы Гурченко для зрителей всегда праздник. Она блестяще сыграла в картинах «Карнавальная ночь», «Соломенная шляпка», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Вокзал для двоих», «Любовь и голуби», «Старые клячи» и многих других. Судьба отмерила знаменитой актрисе 75 лет. О том, каким человеком она была, «ФАКТАМ» рассказал ее муж — продюсер Сергей Сенин.

*Людмила Гурченко и Сергей Сенин (фото tele.ru)

— Сергей Михайлович, вы прожили с Людмилой Марковной 19 лет. Какой ее день рождения больше всего вам запомнился?

— В юбилейные годы обязательно проходили какие-то мероприятия в Москве. А если это были не круглые даты, обычно собирались близкие друзья (человек 10−15) или мы отмечали вдвоем. Праздновали дома или в каком-то уютном ресторанчике. Люся очень любила ресторан «Пушкин». Иногда мы уезжали с ней в другой город. Но как бы ни отмечали, Люсины дни рождения всегда были теплые, уютные.

— Какое блюдо было у вашей жены любимым?

— Люся обожала вареники с картошкой.

— Людмила Марковна родилась в Харькове. Вспоминала родные места?

— Мы часто бывали в Харькове. В 2010 году отдыхали в Змиеве. Это замечательное место под Харьковом — заповедные чащи.

— Какие подарки вы дарили супруге на дни рождения?

— Например, платье или старинные украшения. Не обязательно драгоценности. Это могла быть даже красивая бижутерия.

— Слышала, что Людмила Марковна коллекционировала изделия из какого-то редкого стекла…

— Да, ей нравилось урановое стекло. Оно зеленоватого цвета с желтоватыми оттенками — очень красивое и необычное. Производили его в России, Германии и еще в нескольких странах. Производство завершилось в первой четверти XX века, так как плохо влияло на здоровье стеклодувов. Это связано с радиацией. Но изделия из уранового стекла безопасны. Из него создавали рюмки, пепельницы, шкатулки, вазы, лампы… К слову, искусствоведы Строгановской академии, которые сейчас помогают мне разобраться со всем наследием Людмилы Марковны, изучили нашу коллекцию и сказали, что она одна из крупнейших в России.

— Правда, что Людмила Марковна также коллекционировала фигурки ангелочков?

— Очень сложно назвать это коллекционированием. Даже урановое стекло мы собирали не по какой-то методике или принципу. Просто покупали понравившуюся вещь, случайно увидев на блошином рынке или в антикварном магазинчике. Привозили из самых разных мест. Даже в Португалии нашли русское урановое стекло! Оттуда притащили два подсвечника. Что касается ангелочков, у Люси их было много — самых разных. Когда бывали в какой-то стране или городе и нам попадался красивый необычный ангел, мы его покупали. Многие, зная об этой нашей привычке, дарили Люсе их.

— Людмила Марковна во всех отношениях была большим эстетом.

— Люся обладала вкусом, который сама в себе воспитывала, имела свой стиль, который вырабатывала на протяжении всей жизни.

— В одном из интервью Гурченко сказала, что, может быть, наивысшая загадка жизни — быть человеком современным. Людмила Марковна следила за модой?

— Конечно, она интересовалась тем, какие веяния, что сейчас носят. Но ко всему прикладывала свою фантазию. Везде ощущалась ее индивидуальность. Соответствуя современной моде, Люся в то же время умела сохранить свой уникальный, неповторимый стиль. Например, у нее есть платье всемирно известного модельера Кавалли, которое он бы, наверное, не узнал. Люся расшила его старинными кружевами. В Люсином гардеробе более двухсот рукотворных костюмов! Это потрясающие вещи… Сегодня они уже представляют собой музейную ценность.

— Как Людмиле Марковне удавалось держать себя в прекрасной форме? Диеты, физические нагрузки?

— Никаких диет она не соблюдала. Как я уже сказал, ее любимым блюдом были вареники с картошкой. Никаких гимнастик не делала. Любимое положение — лежа. Так сочинялись роли, музыка, танец… Потом — подъем, и все это быстренько записывалось. Люся говорила: «Побольше мучного, поменьше движений!» Видимо, стройность ей была дана от природы. Всю жизнь, начиная с десятого класса, она находилась практически в одном весе. Весила Люся чуть больше пятидесяти килограммов.

— Какая черта характера жены вас больше всего поражала?

— Прежде всего я бы отметил ее колоссальное терпение. Вообще, судьба актера — ждать. Терпеливо ждать своей роли, команды «мотор» на съемочной площадке и при этом всегда быть начеку, чтобы в нужный момент легко и свободно войти в работу.

— В одном интервью Людмила Марковна, рассказывая о себе, говорила, что она человек абсолютно не завистливый. А ей завидовали?

— Ну как вы думаете? Конечно, завидовали. Ее таланту, роскошной форме… Знаете, обычно люди завидуют тем личностям, до которых не способны дотянуться. О них начинают говорить и писать гадости. Это завистники умеют. А Люся, действительно, не завидовала никому. Напротив, талантом и талантливыми людьми она восхищалась до слез.

— Меня всегда потрясала энергичность Людмилы Марковны. За ней было не угнаться многим молодым.

— Вероятно, это во многом связано с тем, что лучшие годы ее жизни пришлись на, как она сама это называла, безролье. Люся ведь мечтала заниматься музыкальным кино. А ей предлагали совсем другие роли, которые, наверное, не приносили должного внутреннего ощущения себя. Поэтому в конце 1990—начале 2000 годов в работы, связанные с музыкальным решением, Люся погружалась с головой. Это были и мюзикл «Бюро счастья», и фильм «Пестрые сумерки», в котором она являлась автором музыки. Последней работой стала большая музыкальная картина «Я — легенда». Снималась, к слову, она в Киеве. Люся бралась за каждую возможность, остановить ее было нельзя. Ведь очень много времени, по ее мнению, прошло впустую.

— Удивительно. Со стороны кажется, что Людмила Марковна, напротив, была более чем востребована в своей профессии.

— На самом деле не всегда так получалось. В 1956 году на экраны вышел фильм «Карнавальная ночь», а следующий большой успех пришел лишь через 17 лет, когда в 1973 году Люся снялась в фильме «Старые стены». В 1956-м ей был 21 год, а в 1973-м — почти сорок. И в этот промежуток — самые лучшие для актрисы годы — ничего из того, о чем она мечтала, не происходило. Разве можно это назвать везением? В фильме «Старые стены», конечно, уже была другая роль — не музыкальная. Люся играла директора ткацкой фабрики. Но эта роль прозвучала! Люся получила за нее Госпремию. И после этого как-то все покатило и покатило… Но жанра музыкального, киномюзикла, о котором она мечтала, по большому счету, не случилось. И это для Люси было предметом достаточно серьезного переживания.

— Как Людмила Марковна относилась к славе?

— Очень спокойно и с юмором. Говорила, что с двух лет знала: она — народная артистка! И когда перед концертами ее спрашивали: «Людмила Марковна, как вас представить?», она отвечала: «Никаких званий не надо, просто — Людмила Гурченко». Никаких титулов нет и на ее памятнике на Новодевичьем кладбище. Ведь зрительская любовь не в них — она в другом.

— Отдыхали вы, наверное, преимущественно за рубежом?

— За границу выезжали, но больше любили отдыхать в Евпатории, куда обычно ехали машиной через Харьков.

— Каким человеком Людмила Марковна была в быту? Кажется, что такого уровня кинозвезды «парят» над рутиной, ничего не касаясь — ни мытья посуды, ни приготовления еды…

— Если бы это было так, Люся не работала бы до последних дней своей жизни. Понятное дело, я как-то пытался оградить ее от бытовых забот. Но у нас не было нянек и мамок. Мы жили вдвоем. Иногда приходила женщина, которая помогала с уборкой. Мои сотрудники могли отвезти, привезти, встретить. А вообще Люся была человеком очень самостоятельным, привыкла делать все сама. К этому ее приучила жизнь — за все отвечать самой. Если нужно было, шла в магазин, могла посуду помыть и ничего в этом не видела страшного.

— У нее было коронное блюдо?

— Тертые яблоко и морковка, банан, изюм, курага, грецкие орехи плюс сметана — такой вот любила здоровый салат. Правда, в нем очень много калорий.

— Смотрела в Интернете ваши семейные фото. Обстановка вашей квартиры немного напоминает дворцовую: изысканная мебель, красивая посуда

— До дворца далеко. У нас была очень скромная квартира. Сначала — 90 квадратных метров. Но поскольку у Люси уникальный гардероб, мы понимали, что для него нужна отдельная комната. Пришлось изрядно потрудиться, чтобы буквально рядом (в нашем любимом районе Патриарших прудов), продав прежнюю квартиру, купить новую, большей площади — 130 квадратных метров. Только почти к концу жизни сбылась Люсина мечта — иметь для нарядов отдельную комнату, где их можно было бы развесить. Она их бережно хранила, перешивала, переделывала. И таких нарядов с аксессуарами около 800! Мы жили на шестом этаже, в центре Москвы. Очень часто в нашем доме не работал лифт. Вот и весь «дворец». А еще под Москвой была скромная дача — небольшой двухэтажный домик, десять соток. Но мы чувствовали себя там очень уютно. Люся сама шила шторки, занавесочки, обивала стулья тканью. Шкафчики тоже ею придуманы. Соседи иногда поражались: «У нас дворец, но жить хочется у вас». Дачу, кстати, я отдал Люсиной дочери Маше.

— Сергей Михайлович, какая у вас с Людмилой Марковной была разница в возрасте и ощущали ли вы ее?

— 25 лет. Но мы этой разницы не чувствовали и говорили о ней всегда с юмором.

— Как считаете, Людмила Марковна была счастливым человеком?

— Этого не могу вам сказать. Считаю, что умный человек не может быть абсолютно счастливым. Внутри он всегда одинок. Счастье — это секундное состояние. Люся и сама об этом говорила: «Счастье — это сейчас».

— Она вам часто снится?

— Да. Сны бывают самые разные. Иногда — светлые. Бывает, что и ссоримся во сне — не знаю, почему.

— В жизни Людмилы Марковны случались чудеса?

— Бывали забавные совпадения. Как-то Люся улетела на гастроли в Самару со спектаклем, а я в эти дни находился в Одессе. Гуляя по городу, зашел в антикварный магазинчик и увидел очень красивые чашку и блюдце с высокими краями, что было важно, потому что Люся пила чай (и даже кофе) из блюдец. Это была работа известного русского мастера Кузнецова. Чашка в розах, большая — именно из такой Люся любила утром пить кофе с молоком. Я купил этот набор. А когда мы встретились в Москве и я достал свой подарок, вдруг… пауза. Люся вышла в соседнюю комнату, вернулась с пакетиком, а там — точно такая же чайная пара, только другой расцветки — салатовой.

— Потрясающе! Как говорится, вы жили словно на одной волне.

— Наверное…

Фото в заголовке с сайта ru.tsn.ua

Гурченко ушла, будучи непревзойдённой звездой. Но при этом она осталась просто Люсей. Именно так её звали близкие и фанаты. И Гурченко это нравилось. Роли, слава, аплодисменты... Всё, о чём мечтала, она получила сполна. Но была и ещё одна, не менее значимая роль в её жизни — роль жены и матери, в которой она так и не сумела полностью раскрыть весь свой талант.

«АиФ» как-то спросил Людмилу Марковну: «Почему, в отличие от многих голливудских и отечественных актрис, вы никогда даже не пытались скрывать свой возраст?». Гурченко ответила: «Что скрывать, когда на первой же странице моей книги написано: „Я родилась 12 ноября 1935 года“. Скрывать? Глупо. Вообще мне за границей хорошо, там никто не знает, когда вышла „Карнавальная ночь“. А здесь...»

Людмила Гурченко в роли Веры Нефёдовой в фильме «Вокзал для двоих». Фото: РИА Новости

Она строила свою жизнь по кирпичикам. Карьера в кино, муж, ребёнок. Всё продумано и рассчитано заранее. Озорной профиль, бездна обаяния... Такой дебютантку из Харькова полюбили зрители. Тогда никто и не догадывался: юная Леночка Крылова из «Карнавальной ночи» — на самом деле девушка с прошлым...

1953 год. Первокурсники мастерской Сергея Герасимова показывают актёрские этюды. Среди приглашённых — Василий Ордынский . Серьёзный, подающий надежды режиссёр. Увидев 18-летнюю Люсю, он сразу потерял голову. Люся ответила согласием. Молодую жену Ордынский забрал из подмосковного общежития, и она заняла законное место рядом с мужем в его столичной квартире. Разумеется, и главные роли в его фильмах должны теперь предназначаться ей!

И в первой своей картине «Человек родился» Ордынский в первую очередь, естественно, пробовал свою жену. Но худсовет забраковал Гурченко. Это стало ужасной трагедией для неё. В результате в этом фильме Гурченко достался только голос главной героини, а на экране блистала другая актриса — Ольга Бган . А Люся поняла: Василий не в силах стать её личным режиссёром. И... подала на развод! Уходя, она сделала всё, чтобы не испортить себе биографию. Даже самые близкие друзья не догадывались о её разводе. Это было не так сложно — они и о замужестве тоже не знали.

Гурченко ещё не раз воспользуется этим приёмом, удаляя из своего прошлого некоторые факты. И неугодных людей, будь то очередной муж, мать или даже... дочь. О том, что она есть, многие вообще не подозревали. Да и сама актриса в многочисленных интервью редко упоминала о Маше. А если и говорила, то с неловкостью.

Людмила Гурченко и Юрий Никулин. Фото: РИА Новости

О её личной жизни ходили легенды. Одни имена мужей говорят сами за себя: Иосиф Кобзон — звезда номер один советской эстрады. Александр Фадеев — сын знаменитого писателя. Известные актёры, музыканты, художники — все побывали у её ног. Но каждый раз повторялась «история с Ордынским». Стоило Гурченко понять, что очередной избранник не оправдывает её ожиданий, она рвала с ним без сомнений.

Гурченко верила: у неё всё будет как в кино. Тогда она ещё не догадывалась, что именно страсть к кинематографу со временем вытеснит из её сердца всех героев-любовников. С Борисом Андроникашвили они столкнулись случайно, у стойки самообслуживания ВГИКовской столовой. Увидев его, она выронила поднос. Породистый брюнет. Настоящий Лоуренс Оливье — мужчина её мечты! Красавец, о котором тайно вздыхала добрая половина студенток. Интеллектуал. Сын известного писателя Бориса Пильняка и грузинской княжны. Своего романа с Андроникашвили Гурченко не скрывала — она им гордилась. На самую блестящую пару ВГИКа окружающие смотрели с восхищением, к которому часто примешивалась зависть. В новый брак Гурченко ринулась как в омут — с головой. Сразу решила родить, хотя понимала, что может потерять всё: талию, карьеру, новые роли. И всё же — рискнула. В Борисе она рассчитывала обрести идеал мужчины. А идеал у неё был один — папа. Марк Гурченко , деревенский баянист-самоучка. Он так и не расстался с провинциальным говорком, хотя большую часть жизни прожил в Харькове. Зато усвоил главное: его дочурка, его «клюковка» — лучшая. И заставил поверить в это её саму.

Выйдя замуж, Люся получила совсем не то, чего ожидала. Мечтала о сыне, а на свет появилась дочь. Она родилась в Харькове. Слабая, болезненная, да ещё с врождённым дефектом. Девочку сразу передали на руки Люсиным родителям, а сама молодая мать вернулась в Москву. Здесь начались испытания суровой прозой жизни. 3-4 концерта в день, в разных концах Москвы. Фабрика, завод, профком, милиция. После выступления — домой на метро. Новых ролей в кино не было. Семья нуждалась в деньгах. А что же Борис Андроникашвили, её муж? Помогал, поддерживал в трудную минуту? Увы, нет. Об изменах мужа ей стало известно от подруг. Гурченко не стала унижаться до расспросов и выяснений. Сразу подала на развод. О личной драме Люси знали только близкие. На людях она всегда держала лицо. Это было частью профессии. Бориса Андроникашвили она вычеркнула не только из своей жизни, но и из жизни Маши. Тема горе-отца и его родственников была закрыта навсегда. О грузинских корнях дочери Гурченко вспоминала лишь в минуты раздражения. Обжёгшись один раз, Гурченко решила: жертвенная любовь — не для неё. Больше никакой веры мужчинам. И главное — никаких детей.

Людмила Гурченко во время выступления в Государственном центральном концертном зале «Россия». 1987 год. Фото: РИА Новости / Юрий Сомов

Дочь кинозвезды — это тоже роль, которую надо талантливо исполнить. Но Маша не хотела становиться «второй Гурченко». Она мечтала быть просто любимой дочкой. А ей уже с шести лет самой приходилось ходить за продуктами и оставаться дома одной дотемна. Постепенно в доме начали появляться мужчины. Первым отчимом Маши стал Александр Фадеев-младший. Приёмный сын писателя Фадеева, актёр. Завсегдатай ресторана ВТО — самого модного заведения в актёрской среде; там они с Гурченко и познакомились. Квартиру на Маяковке молодожёнам купила свекровь — известная актриса МХАТа Ангелина Степанова . Та привечала невестку и жалела её дочь. Но с очередным мужем у Гурченко не складывалось — Фадеев оказался мотом, кутилой и ревнивцем. Семейная жизнь едва не окончилась трагедией: Фадеев в пьяном угаре выстрелил в Гурченко из охотничьего ружья. Это была точка. В первый класс Машу отводил уже новый мамин муж, Иосиф Кобзон. Гурченко снова расправила крылья — возможно, союз с известным певцом — тот самый шанс снова стать примой? Но пестовать талант Гурченко Кобзон, при всём своём авторитете, не мог. До поры до времени разногласия мамы с новым мужем для Маши оставались за кадром. С девочкой Кобзон был на дружеской ноге. Дочка радовалась, а мама — становилась всё более раздражённой. И — отчаянно ревновала мужа к его многочисленным поклонницам...

Но самый долгий брак у Гурченко был с Константином Купервейсом . С ним она прожила 19 лет. Именно его, единственного из всех маминых мужей, Маша в свои 14 назвала папой. Хотя самому «папе» на тот момент было 24...

Купервейс — талантливый молодой пианист. С Гурченко они познакомились на концерте во время Московского кинофестиваля. Она пригласила его на озвучку своего фильма. Он её — на день рождения. Потом были прогулки по ночной Москве. Медовый месяц в Севастополе. Большая разница в возрасте — 14 лет — не стала для них помехой. Купервейс стал постоянным аккомпаниатором Гурченко. Все программы готовили дома вместе. Так появились знаменитые циклы «Песни войны» и «Любимые песни».

Соперничать с мамой Маша никогда не хотела. Она, не делая карьеры, поспешила выйти замуж. Вскоре её молодая мама стала молодой бабушкой. И, как ни странно, поначалу была довольна новой ролью, ведь у Маши родился долгожданный мальчик. Назвали Марком . Когда-то Людмила Гурченко сама мечтала о сыне. Хотела назвать его в честь отца. Вопрос, какое имя дать внуку, не стоял.

Людмила Гурченко. 2008 год. Фото: РИА Новости / Алексей Никольский

Марк — трагическая страница в жизни семьи. Немногие знают: единственный внук Людмилы Гурченко в 17 лет скончался от передозировки. Всё началось с обычных сигарет. Потом кто-то предложил парню попробовать травку. К 14 годам он уже плотно сидел на героине. Позже Гурченко не раз говорила, что дочь скрыла от неё беду. Так это или нет, но Марка определили на учёбу в дорогой английский пансион. Траты, которые скромной семье Королёвых вряд ли были под силу. Тогда, в декабре 98-го, он был как никогда весел и полон планов. И всё же от случайной дозы отказаться не смог... В последний путь Марка провожали сотни людей! Приехала и Людмила Гурченко. Молчаливая, потрясённая горем.

Гурченко недолго разбиралась, кто виноват в её личной трагедии: Маша оказалась в опале. Масла в огонь подлило и новое замужество актрисы. С её очередным избранником, продюсером Сергеем Сениным , отношения у Маши не заладились с самого начала. Зато сам Сенин благодаря удачной женитьбе взобрался на артистический Олимп и стал нагружать свою немолодую супругу всё новыми и новыми проектами. Гурченко работала во весь свой темперамент! Ни дня без съёмки. Ни года без новой картины. Эротическая сцена в 65 лет — кто ещё, кроме Гурченко, мог себе позволить такое?

У Гурченко не нашлось времени побывать даже на похоронах матери в 99-м. А когда пришла пора делить имущество, на свет всплыла нелицеприятная история. Народная артистка судится из-за квартиры с собственной дочерью! В схватке за квартиру Мария Королёва проиграла. Она и сейчас, спустя годы, чувствует себя раздавленной. Маша ведёт рутинную жизнь домохозяйки: магазины— кухня — телевизор. Разве так должна была сложиться судьба дочери самой Гурченко? Сейчас Маша понимает, что не сумела воспользоваться и сотой долей своего природного наследства. А ведь могла бы, стоило захотеть! Но в какой-то момент мать и дочь вычеркнули друг друга из жизни. Не разговаривали 19 лет! Ссора оказалась смертельной... О том, что Люси больше нет, Маша узнала из новостей. Они так и не успели сказать друг другу самые важные слова.