Платиновая блондинка считала, что у нее русская щедрая душа, которой хватит на всех, кто в нее влюблялся

Марлен Дитрих (ее настоящее имя Мария Магдалена ) крутила романы с Керком Дугласом , Чарли Чаплином , Френком Синатрой , Жаном Маре , Жераром Филиппом , Бернардом Шоу и, по слухам, даже с Эдит Пиаф . Но замуж вышла один-единственный раз – за ассистента режиссера Рудольфа Зибера . Ему она родила дочь Марию . После пяти лет брака актриса перестала быть мужней женой, правда, так никогда и не развелась. Супруг стал ее другом на всю жизнь – он знал все подробности ее личных отношений с любовниками и иногда помогал Марлен разбить очередное сердце. 27 декабря легендарной актрисе исполнилось бы 116 лет.

Ангел опустился на землю


Дитрих и Зибер познакомились на съемках фильма «Трагедия любви», где у малоизвестной актрисы была эпизодическая роль. Марлен тут же влюбилась в Руди и захотела от него ребенка. Однако ее мать Жозефина потребовала испытать будущего зятя в течение года. В 1923 пара наконец поженилась, через два года родилась дочь, а еще через год Марлен перестала спать со своим законным мужем. У Рудольфа появилась любовница Тами – балерина русского происхождения Тамара Матуль . Это не мешало супругам поддерживать связь и плотно общаться.

Именно Рудольф научил Марлен носить брюки и моноколь, чтобы производить впечатление на людей и даже их эпатировать. Хотя в то время Дитрих была еще полноватой, но она умела скрадывала недостатки фигуры.

Пока не встретила своего Пигмалиона – американского кинорежиссера, продюсера Джозефа фон Штернберга . Он разглядел в Дитрих будущую кинозвезду, раскрыл ей секреты мастерства, посадил на строгую диету (кофе и сигареты).

По его словам, когда они встретились, Марлен была больше похожа на пухленькую простушку-домохозяйку, которая старается выглядеть как настоящая женщина.

Дитрих стала платиновой блондинкой, удалила задние коренные зубы, чтобы ее щеки стали впалыми, стала носить первые «голые» платья, подклеивать лентами грудь, чтобы она казалась выше, и раскрыла свой чарующий голос в фильме «Голубой ангел» (1930). Наконец, актриса проснулась знаменитой и ее захотели миллионы мужчин.

Здравствуй и прощай!


Автор романа «Прощай, оружие!» Эрнест Хемингуэй увидел Марлен Дитрих на теплоходе в 1934 году. Взаимные чувства переросли в тридцатилетнюю дружбу-любовь по переписке и телефону. Актриса влюбилась в писателя с первого взгляда, но понимала, что для него важнее разговоры по душам, чем секс. Эрнест предлагала познать друг друга до конца, но этого так и не случилось.

Страсть полыхала лишь в письмах и разговорах. Пара клялась в «вечной любви», а на стороне не отказывала себе в интрижках. Эрнест называл это «несинхронизированной страстью». А еще признавался в том, что Марлен может разбивать сердца лишь одним голосом и писал ей: «Я забываю о тебе иногда, как забываю, что бьется мое сердце». Хемингуэй научил Дитрих боксировать, и ей это очень пригодится в будущем.


Пишите письма

В 1937 году во Франции, куда Марлен приехала с дочерью, мужем и его любовницей, стрелой любви она пронзила в самое сердце писателя Эриха Марию Ремарка . Гром из них никто не услышал, но молния ударила сразу в обоих. Автор «Трех товарищей» и «На Западном фронте без перемен» на этот момент чувствовал себя творческим импотентом и не только. Марлен даже обрадовалась: «… мы сможем просто болтать обо всем на свете и пить вино. А любовью со мною могут заниматься другие, менее талантливые» Эрих называл ее Пумой , ангелом, мечтой. Хотел жениться, но она постоянно от него ускользала. Ей, больше, чем редкая физическая близость, были интереснее их переписка, телефонные разговоры.

Ремарк написал ей триста писем, а Дитрих ему всего тридцать. За любовной корреспонденцией следил и муж Рудольф, а Марлен успевала крутить романы с партнерами по съемочной площадке. От одного из них она сделала аборт, о чем тут же рассказала Ремарку. Он так и не смог добиться от нее развода с мужем и не понимал свободных отношений, которые Марлен для себя выбрала. Ремарк впал в глубокую депрессию, зато снова начал писать.

Я на тебе как на войне

Очередная любовная игра чуть не привела к трагедии. Марлен без стыда телеграфировала мужу Рудольфу: «Приезжает великолепный Габен, выясни это. Я должна его заполучить». И сделала все сама.

В 1941 году в Голливуде она подошла к столику в ресторане, за которым сидел французский актер Жан Габен . И он пал к ее ногам, кстати, застрахованным на один миллион марок. Они жили как на вулкане. Его страсть Дитрих распаляла ревностью. Габен на это велся, ставил ей ультиматумы, требуя свадьбы или расставания.

Актриса, нашедшая ключ к сердцу своего мужчины, отказалась разводиться, но называла себя женой Габена. Он начал ее бить, и тут пригодились уроки Хемингуэя. Марлен отвечала ему, потом все прощала, но они так и не смогли быть вместе – Габен женился на другой.

Один среди многих


Актера Юла Бриннера Марлен, играючи, увела у голливудской красавицы Джуди Гарленд . Ей было 49 лет, а е

е возлюбленному – 31 год. Наверное, он не занял большого места в сердце женщины-загадки, которая перебирала мужчин, как свои любимые драгоценности, и все не могла найти единственный алмаз.

В постели с Юлом она имела наглость отвечать на звонки своих бывших и никогда и никому не могла отказать: «Они такие милые, когда просят… А потом ужасно счастливы. Вот и нельзя отказать». В конце жизни Бриннер сказал: «Благодаря Марлен я чуть-чуть понял, что такое настоящая женщина».

Кстати : Марлен говорила о себе, что у нее «русская душа», и пылко относилась к нашим соотечественникам. Любовь Орлова сильно ревновала своего мужа, режиссера Александрова , к Дитрих, и отрезала ее со всех фотографий, которые Александров привез после визита в Голливуд. Приехав в СССР, Дитрих встала на колени перед писателем Константином Паустовским .

В 1976 году умер Рудольф Зибер. К этому моменту Марлен Дитрих уже не вставала с постели, годом ранее она сломала шейку бедра и стала затворницей. Общалась с узким кругом лиц и по большей части по телефону. Она пережила мужа на 16 лет и умерла в 1992 году.

«Марлен Дитрих вела себя надменно, вызывающе, неуважительно. Я восхищался ею, а она доводила меня до бешенства!» - вспоминает всемирно известный модельер Пьер Карден .

С самого детства я мечтал стать актёром. Когда только приехал в Париж, даже снимался в эпизодических ролях, точнее, в массовках. Любовь к кино и театру осталась у меня на всю жизнь. В 1970 году при первой возможности я взял в аренду огромное помещение, из которого сделал театр «Эспас Карден». На его сцене выступало множество знаменитостей: Марина Влади , Майя Плисецкая , ваш знаменитый театр «Ленком». Но, пожалуй, самой «трудной», но яркой звездой на сцене моего театра стала Марлен Дитрих .

Заполучить звезду любой ценой

В конце 60-х Марлен переехала в Париж, в свой особняк на улице Монтень, который она купила в 40-е годы, в разгар романа с Жаном Габеном . После того как она сломала ногу, Дитрих категорически отказывалась от всех предложений сниматься в кино, но продолжала выступать с концертами. Меня, как, наверное, и всех мужчин, которые её когда-либо видели, Марлен заворожила. Я решил, что должен обязательно заполучить её в мой театр. Не стану описывать все перипетии наших переговоров, которые затянулись аж на два года. Скажу только, что дива запросила 30 тысяч франков за каждый концерт, не считая гонорара музыкантам. Сегодня эта сумма может показаться смешной (приблизительно 7 тысяч долларов), но по тем временам это были большие деньги - столько стоила хорошая машина. И всё же я решил добиться своего. В марте 1975 года контракт на три недели выступлений Марлен Дитрих в «Эспас Карден» был подписан. Я вздохнул с облегчением, а напрасно…

Наказание за капризы

В честь Дитрих назван астероид Марлен, открытый в 1923 г. немецким астрономом Карлом Рейнмутом.

Спустя пару недель мне сообщили, что мадам Дитрих приедет сегодня по­смотреть зал. Я ждал, волновался, а она умудрилась опоздать почти на четыре часа… Наконец Дитрих приехала. Войдя в театр, она едва кивнула в мою сторону и пошла прямо за кулисы. Марлен измерила шагами сцену вдоль и поперёк, осмотрелась, а затем поманила меня пальцем: «Я хочу белый полупрозрачный занавес, который будет отделять меня от музыкантов. Его должны сделать из материи типа «вуаль». «Конечно, мадам Дитрих, - поспешил ответить я. - Послезавтра всё будет готово». Через два дня Марлен приехала с инспекцией. Едва взглянув на занавес, она, не поворачивая головы, спросила: «Откуда эта ткань?» - «Из Лиона, мадам». - «Это никуда не годится. Всё надо заменить. Я дам вам адрес моего поставщика в Лондоне, там и купите. Если не обеспечите того занавеса, который я хочу, выступать не буду. У меня всё!» На этом, даже не простившись, Дитрих удалилась.

В 1936 г. Йозеф Геббельс предложил Дитрих за каждый фильм, снятый с её участием в Германии, 200 тысяч рейхсмарок и возможность выбирать режиссёров. Но актриса отказала минист­ру. В 1937 г. во время последнего посещения Германии она снова отклонила предложения национал-социалистов. 9 июня 1939 г. Дитрих получила гражданство США.

Ради прихоти дивы я отправил своего директора в Лондон. На следующий день он позвонил мне и, задыхаясь от хохота, рассказал: «Представляете, господин Карден, у продавца, которого нам указала Дитрих, такой ткани в наличии нет. Он ждёт поставку из Лиона!» Я был вне себя от злости и решил не оставаться в долгу перед этой капризной женщиной. По моей просьбе командированный директор взял у лондонского продавца бумагу, подтверждающую покупку у него материала, а сам занавес менять не стали. Марлен посмотрела на якобы новый материал и сказала: «Вот теперь совсем другое дело…»

Смертельная обида

Концерты Дитрих проходили с огромным успехом. Каждый вечер - аншлаг. Я распорядился, чтобы в конце каждого её выступления с балкона бросали на сцену триста красных роз. Марлен была очень довольна, но со мной оставалась такой же надменной. Я тоже встал в позу: специально не выходил к ней на сцену и не заглядывал в гримёрную с комплиментами.

Приблизительно через месяц после её выступлений в «Эспас Карден» Марлен неожиданно прислала мне письмо, в котором благодарила за прекрасную организацию концертов. Я был ещё очень зол на неё, поэтому тут же порвал письмо и ничего ей не ответил.

Марлен Дитрих. Фото: www.globallookpress.com

Через два или три года я ещё раз получил письмо от Дитрих, в котором она предлагала мне совместно с ней выпустить духи «Марлен». Это послание я также оставил без ответа. В конце концов, решив, что не стоит так долго злиться, я собрался уже было ей сообщить, что готов сделать для неё духи, но узнал, что она прикована к постели, никуда не выходит и ни с кем не общается.

У меня не осталось ни одной фотографии, где бы мы были запечатлены вместе с Дитрих. Все письма и фото я порвал, но, отдавая дань этой великой женщине, заказал для своей резиденции полотно, на котором изображены сама дива с очередным поклонником и я - на заднем плане. Как это и было в действительности!

Мужчины Марлен Дитрих

Рудольф Зибер

В 1923 г. Марлен вышла замуж за ассистента режиссёра Рудольфа Зибера. Они прожили вместе всего лишь пять лет, но при этом никогда не разводились. До смерти мужа актриса поддер­живала его материально.

Эрих Мария Ремарк

В 1937 г. Марлен познакомилась с писателем Эрихом Марией Ремарком («На западном фронте без перемен», «Три товарища»). У них завязался бурный и мучительный роман, который продлился вплоть до самой смерти писателя. Ремарк боготворил Дитрих, а она параллельно встречалась с другими мужчинами, уходила от него и возвращалась обратно. Многие считают Марлен прообразом Жоан Маду - героини «Триумфальной арки».

Жан Габен

Роман Дитрих и актёра Жана Габена начался в 1939 г. Несмотря на то что Марлен называла своего возлюбленного «совершенством» и «супермужчиной», она позволяла себе любовные шалости на стороне. Через шесть лет терпению Габена пришёл конец, и он расстался с Дитрих.

Действительно, у Марлен Дитрих было множество поклонников, многие из которых возводились затем в ранг любовников. Перечислить всех, наверное, невозможно. Вот только начало списка: Джозеф фон Штернберг - режиссер, который ее «сделал», актер Гэри Купер, с которым Марлен снималась в своем первом американском фильме «Марокко», баскетболист Джонни Маккалиф, актер Брайан Эхерн, теннисист Фред Перри…

Приезжал в Америку из Германии частенько и муж, Рудольф Зибер, и они - Марлен Дитрих, кто-нибудь из любовников и ее муж - уютно, тихо завтракали или обедали. Марлен любила всех. Главное общение, ласки, а отнюдь не секс. В Париже у нее был роман с одним из Ротшильдов. В любовниках Марлен ходили герой венской оперетты Ганс Ярая и звезда немого кино Джон Гилберт. Гилберт страдал припадками (последствия пьянства) и скончался от удушья 9 января 1936 года в возрасте 36 лет. По словам дочери, Марлен была с ним, когда это случилось, но поняв, что бедняга умирает, сбежала - такой трагический эпизод мог очень плохо отразиться на ее карьере. Она приказала слугам уничтожить все следы ее пребывания в спальне. Вызвала врача. Посмотрела с печалью и содроганием на лицо умершего Джона и исчезла из квартиры. На похоронах Гилберта она лишилась чувств.

Гибель любовника не остановила актрису. Как пела ее героиня в «Голубом ангеле»:

Снова любовь в сердце моем,

Как ни крути - бесполезно

Пробовать дать ей под зад каблуком

Или поставить на место.

Прагматичная Дитрих была уверена в том, что любовные романы ее тонизируют и облагораживают. Подзаряжают жизненной энергией. Я не знаю, читала ли Марлен Чехова, но у Антона Павловича на этот счет точное определение: «Женщина без мужчины стареет, а мужчина без женщин глупеет».

Марлен не хотела стареть и поэтому то и дело ныряла в волны любви. Композитор Миша Шполянский. Молодой и полный сил Юл Бриннер, еще не снявшийся в своей «Великолепной семерке». Сладкозвучный Фрэнк Синатра, о котором Марлен сказала: «Самый нежный мужчина из всех, кого я встречала». Дуглас Фербенкс-младший, который вылепил Марлен нагой и преподнес ей скульптуру, оставив себе гипсовую копию. Марлен Дитрих была связана и с известным дипломатом Эдлаем Стивенсоном, по поводу которого актриса как бы мимоходом заметила: «И как только человек, который пишет такие великолепные выступления, может быть таким неинтересным?.. Я, правда, ответила Стивенсону согласием, когда он попросил об „этом“ - он так смущался и был так мил, словно маленький мальчик».

Еще встречался с Марлен великий физик Роберт Оппенгеймер. Известно, что он был одним из тех, кто открыл секрет атомной бомбы. Но неизвестно, открыл ли он секрет Марлен Дитрих. Для многих других, особенно артистов, секретов не было. Марлен Дитрих не держала секретов в области любви. И тут уместно привести слова режиссера Фрица Ланга:

«Когда она любила мужчину, то отдавала ему всю себя, но при этом продолжала поглядывать по сторонам. В этом заключалась главная трагедия ее жизни. Наверное, ей надо было постоянно доказывать самой себе, что на смену одному возлюбленному всегда может прийти другой».

Это с мужчинами. А с женщинами? Да-да, Марлен Дитрих была бисексуалкой. В Голливуде у нее была громкая связь со жгучей красавицей Мерседес де Акоста. Этой связи Марлен добивалась долго, ибо Мерседес являлась пассией самой Греты Гарбо. Марлен заваливала Мерседес цветами и подкрепляла атаку пряными комплиментами. Наконец, 16 сентября 1932 года крепость пала: женщины провели полдня в постели. Любовь эта продолжалась довольно долгое время и вызывала в обществе негативную реакцию - все-таки консервативные 30-е годы!

И еще одна любопытная деталь. В оставленных мемуарах Мерседес есть такое признание: «Дитрих была профессионалкой, а Гарбо художницей». То есть, в конечном итоге, Марлен Дитрих не удалось переиграть в постели свою извечную соперницу Грету Гарбо.

А еще была Эдит Пиаф, крохотный воробышек с могучим голосом и ярко выраженным либидо. И американская писательница Гертруда Стайн, о которой так отозвался Эрнест Хемингуэй: «Мне всегда хотелось с ней переспать, и она об этом знала». Что добавить к этому? Только одно: Марлен Дитрих спала и с Гертрудой Стайн, и с Хемингуэем, впрочем, последнее некоторые историки оспаривают, считая, что их роман был скорее платоническим.

Визитной карточкой этой знаменитой женщины был образ феминистической неприступности. В сжатых, в форме сердечка, губах – длинная сигарета, румяные высокие скулы, тонкие брови и мужская одежда на худощавой женской фигуре. Таким виделся типаж стильной успешной дамы тридцатых годов. И заслуга в этом, прежде всего, Марлен Дитрих. Она сделала модными расклешенные брюки, которые носила с удивительным изяществом и смелостью. Ослепительная женщина оставила в мире моды, кино и музыки неизгладимый и потрясающий след. Так в чем же был ее большой секрет?

Начало жизни и карьеры будущего кумира не предвещало ничего многообещающего и интересного. Она родилась 27 декабря 1901 года в Берлине, получив от своих небогатых родителей имя – Мария Магдалена Дитрих.

Девочка увлекалась музыкой, обучалась игре на скрипке и лютне. Позже ей пришлось отказаться от карьеры скрипачки из-за длительных болей в руке. Марлен решила найти более надежный хлеб для пропитания. Зарождающееся художественное кино, как ничто другое, манило молодую и уже очень красивую девушку.

Она испытала себя в роли певицы и танцовщицы в кабаре, много гастролировала, пока не устроилась работать в театре, одновременно изучая азы профессии в актерской школе. Марлен дали опробовать небольшие театральные роли, но, самое главное, она стала эпизодически сниматься в фильмах.

Образ роковой женщины

Так длилось до 1930 года, когда Марлен проявила себя в роли похотливой Лолы-Лолы в фильме «Голубой ангел». Начинается длительный путь признания, о котором остальные женщины могли только мечтать. Известный режиссер Джозеф фон Штернберг приглашает дебютантку для «раскрутки» в Голливуд. Марлен ждет увлекательный съемочный марафон из семи фильмов. Ей предстоит стать одной из лучших исполнительниц женских ролей в мировой киноиндустрии и сотворить определенный эталон, икону неподражаемого стиля.

Марлен Дитрих в фильме «Голубой ангел»

Марлен работает над созданием нового видения идеальной женщины и усовершенствует свои природные данные, подчеркивая характерные черты красоты, данные ей от рождения – тонкие брови, своеобразные скулы, длинные ноги и симпатичный ротик в форме сердечка. Но этого явно недостаточно. Актриса с помощью строгой диеты убирает четырнадцать килограммов веса, а заодно и четыре коренных зуба – для визуализации более совершенного образа, за счет высоких скул.

Марлен Дитрих самозабвенно создавала образ идеальной женщины своего времени

Дочь Марлен Дитрих Мария после смерти матери в интервью газете «Spiegel» описала процесс «инициализации» будущей «звезды» приблизительно так:

«Она рассматривала такие шаги в качестве необходимого движения к совершенству. Понимаете, мать считала своим долгом выглядеть идеалом красоты. Здесь также сыграл важную роль режиссер Штернберг. Именно он создал портрет Дитрих как новый типаж для популярной актрисы. Она просто с удовольствием согласилась на эту роль. Моя мать стала заложницей своей собственной легенды – все для того, чтобы достичь вершины совершенной и недоступной гармонии. У нее было неистребимое желание быть образцом для подражания».

Быть чувственной во всем и всегда

Неважно во что одета женщина, носит она галстук или платье с блестками. Она должна вызывать желание. Настоящая леди – это всегда культ, высокий статус чувственности. Марлен Дитрих добивается харизмы уже в первом голливудском фильме «Марокко». Зрителям предстояло испытать шок от эмансипированного образа женщины в мужском брючном костюме. Режиссер преднамеренно пошел на скандал, ведь это был серьезный вызов тогдашнему представлению морали, но…

Настоящая леди – это высокий статус чувственности

Удивительно, вскоре женщины в самых разных уголках мира стали с удовольствием копировать великую актрису. Брюки и блейзеры легко и непринужденно вошли в женские гардеробы. Когда вы видите, с какой элегантностью их носят современные леди, вспомните, сколько мужества, силы воли и упорства пришлось проявить много лет назад Марлен Дитрих или Коко Шанель. Эти женщины беспощадно расправились с общепринятым представлением о красоте, поломали стереотипы, и стали новым непререкаемым образцом для дам, стремившихся к свободе самовыражения.

Марлен Дитрих предложила обществу собственные каноны красоты

Марлен Дитрих обожала одеваться в чувственную смесь тканей, подчеркивающих и женственность, и мужественность. Терпкий запах духов, смелый энтузиазм, проявляющийся в цилиндре, широких брюках, в боа из перьев и облегающих светящихся платьях – этот образ буквально пленял молодежь тридцатых годов. Но двойственный образ, созданный в гримерке, касался не только яркой искусственной жизни на большом экране. Он активно использовался популярной актрисой в жизни. О похождениях Марлен с мужчинами и женщинами ходили легенды. Она никогда не делала из этого секрета. Ей на самом деле было «наплевать», что скажут люди про любовные романы «звезды» в Голливуде или Берлине.

Имея многочисленные любовные связи, Марлен Дитрих оставалась в браке с Рудольфом Зибером

Театральный критик и писатель Кеннет Тайнан сказал однажды о Марлен:

«У нее всегда были интимные отношения, но никогда не было приверженности к чисто гендерным отношениям. Даже сегодня ее образ рассматривается не только в качестве определенного модного стиля, но и как популярная икона для людей нетрадиционной сексуальной ориентации».

Хемингуэй и Марлен встречались в жизни не более 10 раз, а любовная переписка длилась много лет

Тем не менее, Марлен до конца жизни официально оставалась в браке с Рудольфом Зибером. С ним она познакомилась еще до триумфа в Германии, а потом в Америке. Чета воспитывала дочь Марию, которая впоследствии написала о своей матери большую книгу. В ней она критиковала кулинарные способности Марлен Дитрих, а заодно и богемный способ жизни.

Марлен Дитрих и писатель Эрих Мария Ремарк, один из любимых мужчин актрисы

Марлен Дитрих и Жан Габен. Больше, чем друзья. «Габен был супермужчиной, которого ищет каждая женщина. Он был совершенством», — напишет о нем Марлен

Жан Габен и Марлен Дитрих, 1940 г.

С песнями и танцами против нацистов

Марлен успела отличиться не только в гомосексуальных отношениях. Пока она играла в американском кино, в Германии власть захватил нацистский режим. Актриса отнеслась к такому выбору с решительным осуждением и отказалась принять предложение Геббельса – изображать в пропагандистских фильмах типичную немецкую девушку. Еще до войны, Марлен переехала в Париж, а позже в США, где приложила немало усилий для всеобщей борьбы с фашизмом. Тем не менее, актриса всегда считала себя немкой и гордилась тем, что родилась в Берлине.

Мэрилин Монро и Марлен Дитрих. Гомосексуальные связи были частью жизни Марлен

Во время второй мировой войны Дитрих принципиально не снималась в большом кино и отдавала все свое свободное время поездкам на фронт с концертами для американских солдат. Несмотря на то, что отказ от ролей сильно разочаровал директоров киноиндустрии, Марлен эти представления считала единственной важной вещью в своей жизни.

Марлен Дитрих выступала с концертами для американских военных, 1945 г.

Заслуженная слава в мире и холодный прием в Германии

Позже, после войны, Марлен испытает разочарование и обиду. Вклад в войну против Гитлера ее соотечественники посчитали предательством. Американское правительство вручило актрисе медаль Свободы. Она также удостоилась французского титула Рыцаря Почетного легиона, но в самой Германии ее встретили холодно и почти враждебно, притом не только бывшие нацисты, но и простые немецкие солдаты. Этот упрек Марлен ощущала на себе все время. Немцы недвусмысленно указывали ей на то, что она оторвалась от Родины в трудное время, ради заокеанской славы.

В пятидесятых годах актриса начинает карьеру в образе популярной певицы. Кто не помнит ее глубокий хриплый голос в песне «Скажи мне, откуда цветы»? Этот мотив используется музыкантами до сих пор. Марлен активно выступала в ночных барах и престижных театрах, надевая на себя шикарно вышитые платьях и роскошные одежды. Ее пальто из лебединых перьев шокировало публику, но она надменно отвечала ей:

«Я не могу просто так петь. То, что видите на мне, должно стать сенсацией».

Когда на одном из выступлений в Германии недоброжелатель бросил на сцену яйцо, Марлен сухо заметила:
«Я не боюсь немцев. Моему пальто из перьев лебедя яйца и помидоры не страшны».

Больше Марлен Дитрих в Германии не выступала.

Легенда. По снисходящей траектории

Несмотря на известность и успех, Марлен Дитрих постигла участь большинства модных идолов – постепенное забвение. Последние годы своей жизни она провела в постели, находясь в маленькой парижской квартире, злоупотребляя алкоголем и таблетками. Померкнувшая «звезда» больше не появлялась на публике и не разрешала себя фотографировать.

Марлен Дитрих с внуками

«Я была сфотографирован еще до смерти», – любила повторять она.

Связь с внешним миром осуществлялась только через телефон. Марлен Дитрих общалась с друзьями, коллегами и политиками со всего земного шара.

«Голливуд не был ее миром. Голливуд принадлежит немногим людям из большого кино. Ее миром была вся вселенная», – заявила однажды дочь актрисы Мария.

Марлен часто разговаривала с десятками известных людей, включая британскую королеву, советского генсека Горбачева, президентов Франции и США. Она обсуждала с ними мировые события и давала многочисленные советы. Это были замечания очень умной, но одинокой женщины, которая любила внимание и развлекалась тем, что использовала свое привилегированное положение в обществе.

Питер Бермбах, один из активных ее собеседников, позже писал:

«Во время разговоров я начисто забывал, что Марлен – легенда, что она представляет ушедшую эпоху. На самом деле она была просто человеком, таким, как все мы».

Почётная могила Марлен Дитрих на кладбище в Берлине

Марлен Дитрих умерла 6 мая 1992 года. Но не умерли ее идеи и представления. И дело не только в своеобразном образе и стилистике женщины в брюках, а в создании новых стандартов и подходов в направлении всей нашей цивилизации.

Лучшие цитаты от Марлен Дитрих

«Женщина прилагает максимум усилий, чтобы изменить своего возлюбленного, но, если это удается, она перестает любить его».

«Женщины гораздо умнее мужчин. Скажите, вы видели женщину, которая любит мужчину, потому что у него красивые ноги?»

«Никто вас не сделает более счастливыми, кроме вас самих».

«Если бы я могла прожить жизнь заново, я бы совершила те же самые ошибки, но чуть раньше, чтобы у меня их было намного больше».

Мария Зильбер-Рива на презентации своей книги о матери

Ласло ЗУРЛА, специально для Леди-Шеф.Ру
.


Имя Марлен Дитрих, культовой актрисы и эпатажной красавицы прошлого века, ассоциируется со множеством удивительных звездных романов. Женщина, покорившая мир своим сексуальным голосом, который то завораживал, как звуки нежной арфы, то звучал с хриплым придыханием разъяренной львицы, то был резким, словно удар бича. Она была бисексуальна и любила всегда, как в последний раз, - каждой клеточкой своего существа. Но одно чувство жило в ней всю жизнь. Любовь к Жану Габену.

Начало

В мае 1923-го известный немецкий режиссер Зибер женился на молодой актрисе Марлен Дитрих. Тогда ее звали Мария Магдалена. Она подавала огромные надежды, выделяясь среди юных коллег неординарной внешностью и волшебным тембром голоса. Рудольф сразу понял, что перед ним - будущая звезда.


Вскоре Марлен родила дочь, а уже через несколько месяцев начала сниматься в кино. Брак с Зибером превратился из скоротечного романа в дружественный творческий союз. К тому времени Зибер полюбил танцовщицу, да и Марлен завела несметное количество любовниц и любовников. Пара не скрывала друг от друга своих отношений на стороне, но разводиться они не спешили и жили под одной крышей.


В 1930 году Дитрих сыграла певицу кабаре в фильме "Голубой ангел". Эта лента принесла ей огромную популярность, и ей предложили подписать контракт с киностудией "Парамаунт".


Марлен отправляется в Штаты вместе со своей семьей. Там она снимается в ряде картин, которые приносят ей не только мировую славу, но и большие гонорары. Дитрих сама вносит коррективы в режиссуру и придумывает костюмы персонажей. Она не играет фатальных женщин, - она сама такова по своей сути...

За полчаса до любви


С приходом к власти в Германии Гитлера для Марлен изменилось многое в жизни. Фюрер потребовал, чтобы актриса стала лицом Третьего Рейха. Но Марлен ненавидела фашизм и, приняв американское гражданство, избежала роковой участи.

За короткий срок Дитрих сменила десятки поклонников, среди которых были Керк Дуглас и Фрэнк Синатра. Эрнест Хемингуэй обожал эту женщину, доверяя ей первой читать свои рукописи. Он объяснял это тем, что его подруга, как никто другой, могла оценить сцены любви, имея в этой области непревзойденный опыт. А даже хотел жениться на Марлен.


Характер Марлен полярно изменился, когда в ее жизни появился французский актер Жан Габен. Она была старше его на три года и предложила свою помощь в продвижении в Голливуде. И влюбилась без всяких предисловий. Актриса приобрела небольшой домик недалеко от "Фабрики грез" и превратила свое уютное гнездышко в частичку Франции, чтобы угодить своему любимому. Теперь она стала образцовой женой, и эта роль ей нравилась. Она освоила деревенскую кухню и ежедневно готовила Жану его любимые блюда. Марлен в совершенстве выучила французский и даже старалась подражать диалекту Габена, разговаривая с ним на его родном языке. Позже она признавалась, что любила его, как взрослого ребенка.

Идиллия длилась недолго: влюбленные частенько нарушали клятву верности, что, впрочем, не мешало их чувству к друг другу, которое кипело страстями и ревностями, словно жерло вулкана.


Среди возлюбленных актрисы в то время побывали и Жерар Филипп, да и с бывшими друзьями она время от времени проводила нежные минуты. Терпению Жана Габена пришел конец, когда Марлен сообщила ему о своей беременности. В своем отцовстве он не был уверен. Актер вступил во французскую армию и отправился в Марокко в составе танковых войск.

Война



Марлен не мыслила своей жизни без Жана. Сделав аборт, она отправилась в Алжир с целью разыскать Габена. Продав все свое имущество, актриса вместе с труппой поехала поддерживать американских солдат танцами и пением. Она терпела столько тягот и лишений, пока нашла своего беглеца. Перенесла пневмонию, от которой чуть не умерла; отморозила руки, давая концерты перед боем в Арденнах. Ночевала в спальных мешках и не всегда полноценно питалась, ведь все вырученные деньги отправляла семье. Случалось, что попадала под бомбардировки, но выжила и Жана все-таки нашла.
Некоторое время они еще были вместе, и она впитывала последние капли своего счастья. Габен, этот брутальный мужчина, навеки приковал ее сердце к себе. Но его охлаждение уже чувствовалось.


Когда танковая дивизия Габена двинулась дальше, Марлен вместе с коллегами вернулась в Америку. Их труппа была расформирована, и в аэропорту Нью-Йорка ее встречал только муж Рудольф, с которым она так и не развелась. У актрисы не было ни работы, ни денег, и она отправилась в Париж, где удача вновь улыбнулась Дитрих, - ей предложили новую роль.

Прощание



После войны Габен не был востребован. Он все чаще пропадал в кабачках, завел любовницу в лице молодой француженки и вскоре написал прощальное письмо Марлен, где признался, что она была единственной любовью в его жизни. Дитрих не верила, что все так просто закончилось. Она искала встреч с любимым, старалась найти его в людных местах и даже сняла квартиру рядом с его домом. Часами ждала у окна, чтобы только мимолетно увидеть родной образ. Но встретившись, услышала грубое: "Какого черта ты здесь делаешь?"


И позже она отчаянно боролась за свое счастье. Засыпала Габена письмами, но ответов не получала. Женщина поняла, что гоняется за тенью своего прошлого, которое уже никогда не вернуть.

До конца жизни Марлен Дитрих прожила в одиночестве в Париже. Ее дочь Мария осталась в Штатах, где удачно вышла замуж и родила четверых детей. С матерью она общалась редко и о том, что Марлен прикована к постели, узнала от домовладельца, пытавшегося выселить бывшую звезду экрана из квартиры за неуплату.

Дитрих уже не боялась уйти в мир иной. Она всегда говорила, что бояться нужно жизни, а не смерти. Умерла великая актриса в возрасте 91 года. По иронии судьбы в этот день во Франции открывался Каннский кинофестиваль. Гроб с телом Марлен накрыли французским флагом и отпели в церкви. Затем под американским флагом отправили в Германию. В Берлине, уже под немецким флагом, ее похоронили в семейном склепе.


Так закончился путь "голубого ангела", путь земной любви самой интригующей женщины мирового кинематографа.

Был в жизни Марлен Дитрих и ещё один мужчина - Эрнест Хемингуэй. Но это была совсем другая история - .