Имя: Александр Грибоедов (Aleksandr Griboedov)

Возраст: 34 года

Деятельность: дипломат, поэт, драматург, пианист, композитор

Семейное положение: был женат

Александр Грибоедов: биография

Как часто читатели запоминают автора только по одному произведению? Например, помнят по «Пролетая над гнездом кукушки», - по «Над пропастью во ржи», - по «Убить пересмешника», а Патрика Зюскинда - по роману «Парфюмер». Перечисленные авторы и произведения – зарубежные, поэтому можно все списать на отсутствие переводов. Но как же тогда быть с отечественными авторами – с Александром Грибоедовым, например?

Детство и юность

Родился будущий писатель и дипломат в Москве. В учебниках по литературе пишут, что произошло это в январе 1785 года, однако специалисты в этом сомневаются – слишком удивительными тогда становятся некоторые факты из его биографии. Есть предположение, что Александр родился лет на пять раньше, а дату в документе написали другую, поскольку на момент рождения его родители не состояли в браке, что негативно воспринималось в те годы.


Кстати, в 1795 году у Александра Грибоедова родился брат Павел, который, к сожалению, скончался еще в младенческие годы. Скорее всего, именно его свидетельство о рождении позже послужило писателю. Саша родился в дворянской семье, которая вела свой род от перебравшегося в Россию поляка Яна Гжибовского. Фамилия Грибоедовых является дословным переводом фамилии поляка.

Мальчик рос любопытным, но в то же время степенным. Первое образование получал на дому, читая книги – отдельные исследователи подозревают, что это связано со скрытием даты рождения. Учителем Саши был популярный в те годы энциклопедист Иван Петрозалиус.


Несмотря на степенность, за Грибоедовым водились и хулиганские выходки: однажды, во время посещения католической церкви, мальчик исполнил на органе народную плясовую песню «Камаринская», чем поверг священнослужителей и посетителей церкви в шок. Позже, уже будучи студентом Московского государственного университета, Саша напишет едкую пародию под названием «Дмитрий Дрянской», что также выставит его в невыгодном свете.

Еще до учебы в МГУ Грибоедов поступил на обучение в Московский университетский благородный пансион в 1803 году. В 1806 поступает на словесное отделение Московского госуниверситета, которое оканчивает через 2 года.


После Грибоедов решает отучиться на еще двух отделениях – физико-математическом и нравственно-политическом. Александр получает степень кандидата наук. Он планирует продолжить обучение и дальше, но планы рушит наполеоновское вторжение.

Во время Отечественной войны 1812 года будущий писатель вступил в ряды добровольческого московского гусарского полка, которым руководил граф Петр Иванович Салтыков. Зачислен был в корнеты вместе с другими выходцами из дворянских семей – Толстых, Голицыных, Ефимовских и других.

Литература

В 1814 году Грибоедов начинает писать свои первые серьезные произведения, которыми становятся очерк «О кавалерийских резервах» и комедия «Молодые супруги», являющаяся пародией на французские семейные драмы.

В следующем году Александр перебирается в Санкт-Петербург, где и заканчивает службу. В Питере начинающий писатель знакомится с публицистом и издателем Николаем Ивановичем Гречем, в чьем литературном журнале «Сын Отечества» позже опубликует некоторые из своих произведений.


В 1816 становится членом масонской ложи «Соединенные друзья», а через год организует свою ложу – «Благо», которая будет отличаться от классических масонских организаций упором на русскую культуру. В это же время писатель начинает работу над «Горем от ума» - появляются первые идеи и наброски.

Летом 1817 года Грибоедов поступает на государственную службу в Коллегию иностранных дел, сначала в качестве губернского секретаря, а позже – в качестве переводчика. В этом же году происходит знакомство Грибоедова с и Вильгельмом Кюхельбекером.


С обоими он сдружится и еще не раз пересечется за свою короткую жизнь. Еще работая губернским секретарем, писатель пишет и издает стих «Лубочный театр», а также комедии «Студент», «Притворная неверность» и «Замужняя невеста». 1817 год ознаменован в жизни Грибоедова и другим событием – легендарной четверной дуэлью, поводом для которой послужила балерина Авдотья Истомина (как всегда, cherchez la femme).

Однако если быть точным, то в 1817-м стрелялись только Завадовский и Шереметев, а дуэль Грибоедова и Якубовича состоялась через год, когда писатель, отказавшись от места чиновника русской миссии в Америке, стал секретарем царского поверенного Симона Мазаровича в Персии. В пути к месту службы писатель вел дневник, в котором фиксировал свое путешествие.


В 1819 году Грибоедов завершил работу над «Письмом издателю из Тифлиса» и стихотворением «Прости, Отечество». Автобиографические моменты, связанные с периодом службы в Персии, также появятся в «Рассказе Вагина» и «Ананурском карантине». В этом же году получил Орден Льва и Солнца первой степени.

Работа в Персии была не по душе писателю, поэтому он даже обрадовался перелому руки в 1821 году, ведь благодаря травме писатель смог добиться перевода в Грузию – поближе к Родине. В 1822 году становится секретарем по дипломатической части при генерале Алексее Петровиче Ермолаеве. Тогда же пишет и издает драму «1812 год», посвященную Отечественной войне.


В 1823 году на три года покидает службу, чтобы вернуться на родину и отдохнуть. На протяжении этих лет живет в Петербурге, Москве и в имении старого товарища в селе Дмитровском. Заканчивает работу над первой редакцией комедии в стихах «Горе от ума», которую дает на рецензию пожилому уже баснописцу . Иван Андреевич по достоинству оценил произведение, однако предупредил, что цензоры не пропустят.

В 1824-м Грибоедов пишет стихотворение «Давид», водевиль «Обман за обманом», очерк «Частные случаи петербургского наводнения» и критическую статью «И сочиняют – врут, и переводят – врут». В следующем году начал работу над переводом «Фауста» , но успел закончить только «Пролог в театре». В конце 1825 года из-за необходимости вернуться на службу был вынужден отказаться от поездки в Европу, вместо этого уехав на Кавказ.


После участия в экспедиции генерала Алексея Александровича Вельяминова пишет стихотворение «Хищники над Чегелем». В 1826 году был арестован и отправлен в столицу по подозрению в декабристской деятельности, однако уже через полгода был выпущен на волю и восстановлен на службе из-за отсутствия прямых доказательств. Тем не менее, слежку за писателем установили.

В 1828 году Грибоедов принял участие в подписании Туркманчайского мирного договора. В этом же году получил Орден Святой Анны второй степени и женился. Больше писатель ничего не успех написать и опубликовать, хотя в его планах было много произведений, среди которых исследователи творчества особенно выделяют трагедии о и . По их словам, Грибоедов обладал потенциалом, не меньшим, чем у .

Личная жизнь

Есть теория, что четверная дуэль 1817 года состоялась из-за короткой интриги Грибоедова с балериной Истоминой, но фактов, доказывающих эту гипотезу, нет. 22 августа 1828 года писатель женился на грузинской аристократке Нине Чавчавадзе, которую сам Александр Сергеевич называл Мадонной Барталоме Мурильо. Обвенчали пару в Сионском соборе, расположенном в Тифлисе (ныне – Тбилиси).


К концу 1828 года Александр и Нина поняли, что ожидают ребенка. Именно поэтому писатель настоял, чтобы жена осталась дома во время его очередной посольской миссии в следующем году, из которой он так и не вернулся. Новость о гибели мужа повергла юную девушку в шок. Случились преждевременные роды, ребенок родился мертвым.

Смерть

В начале 1829 года Грибоедов был вынужден по работе отправиться в составе посольской миссии к Фетх Али-шаху в Тегеран. 30 января на здание, в котором временно располагалось посольство, было совершено нападение многочисленной группы мусульманских фанатиков (больше тысячи человек).


Спастись удалось всего одному человеку, по чистой случайности оказавшемуся в другом здании. Александр Грибоедов был обнаружен среди погибших. Его обезображенное тело узнали по травме левой руки, полученной во время дуэли с корнетом Александром Якубовичем в 1818 году.

Посмертно Грибоедова наградили Орденом Льва и Солнца второй степени. Похоронили писателя, как он и завещал - в Тифлисе, на горе Мтацминда, расположенной рядом с церковью Святого Давида.

  • Родители Грибоедова были дальними родственниками: Анастасия Федоровна приходилась Сергею Ивановичу троюродной племянницей.
  • Сергей Иванович – отец Грибоедова - был знатным картежником. Считается, что именно от него по наследству писателю досталась хорошая память, благодаря которой он смог стать полиглотом. В его арсенале были французский, английский, итальянский, немецкий, арабский, турецкий, грузинский, персидский и древнегреческий языки, а также латынь.

  • Сестра Грибоедова – Мария Сергеевна - была в свое время популярной арфисткой и пианисткой. Сам писатель, к слову, тоже хорошо музицировал и даже успел написать несколько фортепианных пьес.
  • Грибоедова и некоторых его родственников художники изобразили на полотне. Жена писателя - единственная, кто был запечатлен на фото.

Библиография

  • 1814 – «Молодые супруги»
  • 1814 – «О кавалерийских резервах»
  • 1817 – «Лубочный театр»
  • 1817 – «Притворная неверность»
  • 1819 – «Письмо издателю из Тифлиса»
  • 1819 – «Прости, Отечество»
  • 1822 – «1812 год»
  • 1823 – «Давид»
  • 1823 – «Кто брат, кто сестра»
  • 1824 – «Телешовой»
  • 1824 – «И сочиняют – врут, и переводят – врут»
  • 1824 – «Горе от ума»
  • 1825 – «Хищники на Чегеме»

ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич родился - драматург, дипломат.

Происходил из старинного дворянского рода.

Александр Сергеевич с юности владел французским, немецким, английским и итальянским языками, изучал также латинский и греческий языки и впоследствии пер­сидский, арабский и турецкий. Отлично играл на фортепьяно и написал несколь­ко музыкальных композиций. Воспитате­лями его были библиотекарь Москов­ского университета Петрозилиус, потом Б. И. Ион, питомец Геттингенского университета; в дальнейшем образование шло под руковод­ством философа, филолога и искусство­веда И. Т. Буле.

Летние каникулы юноша проводил у богатого дяди - А. Ф. Грибоедова в Смоленской губернии. В Москве Грибоедовы были связаны родст­вом с Одоевскими, Паскевичами, Римскими-Корсаковыми, Нарышкиными и знакомы с огромным кругом столичного барст­ва.

Около 1803 Грибоедов поступил в Московский университетский благородный пансион.

В 1806 был принят в Московский университет, занимался по программам трех факультетов (сло­весного, юридического и физико-математического) и в 1812 был «готов к испытанию для поступления в чин доктора» (прав).

В Благородном пансионе и в университете Александр Сергеевич мог общаться со многими будущи­ми декабристами: И. Д. Якушкиным, Н. И. Тургеневым , Никитой и Артамоном Муравьевыми, В. Ф. Раевским , С. П. Тру­бецким, А. И. Якубовичем и другими.

В начав­шуюся Отечественную войну патриотизм увлек поэта на военную службу. Грибоедов доб­ровольцем зачислился корнетом в Мос­ковский гусарский полк. Однако полк всю осень и декабрь 1812 простоял в Ка­занской губернии.

В декабре 1812 полк был присо­единен к Иркутскому гусарскому полку под командой генерала Кологривова. Вско­ре Грибоедов стал адъютантом самого Кологри­вова и принимал участие в комплектова­нии кавалерийских резервов в Белоруссии, о чем напечатал статью в «Вестнике Европы» (1814). В Белоруссии он подру­жился с С. Н. Бегичевым. Не побывав ни в одном сражении, по окончании войны Грибоедов подал прощение об отставке «для опре­деления к статским делам».

В 1817 был принят на службу в Государственную коллегию иностранных дел в Петербурге; познакомился с Пушкиным и Кюхельбе­кером .

В Петербурге Грибоедов вошел в обществен­ные, литературные и театральные круги. Он общается с членами нарождавшихся тайных организаций, участвует в двух масонских ложах, знакомится со многими литераторами. Грибоедов А. С. выступает и в журналистике (эпиграммой «От Апол­лона» и антикритикой на Н. И. Гнедича в защиту Катенина), и в драматичес­кой литературе -

«Молодые супруги» (1815),

«Своя семья» (1817; в сотрудничест­ве с Шаховским и Хмельницким),

«При­творная неверность» (1818),

«Проба интер­медии» (1818).

В костромском имении матери Грибоедова нача­лись волнения крепостных, вызванные не­посильными налогами. Волнения превра­тились в целое восстание, продолжавшее­ся несколько лет. В конце концов, Нас­тасья Федоровна вынуждена была продать крепостных в другие руки, что сильно подорвало материальное положение семьи. Это вынудило Александра Сергеевича искать постоянной служ­бы.

В начале 1818 в министерстве иностран­ных дел организовывалось русское пред­ставительство при персидском дворе; поверенным при шахе был назначен С. И. Мазарович, секретарем при нем - Грибоедов А.С.

В августе 1818 Александр Сергеевич покинул Петербург. В Тифлисе он сблизился с «проконсулом Кавказа» А. П. Ермоловым. Герой Отече­ственной войны 1812, человек большой культуры и личного обаяния, Ермолов сильно повлиял на «молодого человека» (как он сам называл Грибоедова) в вопросах общей политики и международных отношений. В частности, сильным было это влия­ние на взгляды и действия Грибоедова в Грузии и Персии.

В Грузии Александр Сергеевич очень скоро вошел в дру­жеские отношения с местной передовой национальной интеллигенцией. Объедине­нию русской и грузинской интеллигенции служил дом П. Н. Ахвердовой. Она была воспитательницей Нины Чавчавадзе, на которой Грибоедов женился (1828). Александр Сергеевич вошел в близ­кое общение с грузинскими поэтами - своим будущим тестем А. Чавчавадзе, Н. Бараташвили, Г. Орбелиани.

В феврале 1819 русская дипломатическая миссия прибыла в Тавриз, резиденцию наследника престола Аббаса-Мирзы, была принята в Тегеране шахом и потом вер­нулась в Тавриз. По Гюлистанскому трактату, русская миссия имела право требовать возвращения русских солдат - пленных и дезертиров, служивших в пер­сидских войсках. Грибоедов разыскал до 70 таких солдат и привел этот отряд осенью 1819 в Тифлис. Ермолов представил его к на­граде.

С ноября 1821 по февраль 1823 Грибоедов служил в Тифлисе при Ермолове секретарем по иностранной части, разъезжал часто с ним по Кавказу. В Тифлисе он общался с Кюхельбекером, который приехал туда в декабре 1821 и прожил до мая 1822. В то время Грибоедов уже работал над «Горем от ума» и читал другу комедию, сцену за сценой, как они создавались. После отъез­да Кюхельбекера в Россию он сильно затосковал по родине и через Ермолова исходатайствовал себе отпуск в Москву и Петербург. В конце марта 1823 он был уже в Москве. Здесь он прочел Бегичеву первых два акта «Горя от ума» (в ранней редакции). Вторые два действия комедии были написаны летом 1823 в тульском имении Бегичева.

В сентябре Грибоедов возвратился в Москву. Здесь он продолжал работать над текстом комедии, читал ее в литературных кругах. Вместе с П. А. Вяземским он написал водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» , с музыкой А. Н. Верстовского.

В июне 1824 Александр Сергеевич переехал в Петер­бург, опасаясь, очевидно, что московская цензура не разрешит печатание комедии «Горе от ума», сатирически изображающей московское барское общество.

Грибоедов читал свою комедию в театральных и литературных кругах Петербурга. Но провести пьесу на сцену не удалось, несмотря на влиятельные связи и хлопо­ты. В печать же цензура пропустила только отрывки: 7 -10 явление первого действия и третий акт с большими сокращениями. Появление отрывков в альманахе Булгарина «Русская Талия на 1825 год» вызвало целый поток критических ста­тей в петербургских и московских жур­налах, в том числе декабриста А. А. Бестужева .

«Горе от ума» быстро распространилось в бесцензурных полных списках. Но угрю­мое настроение не покидало поэта. Он пытался поехать за границу. Такие по­пытки он делал и ранее, не удалось это и в 1825. Тогда Грибоедов отправился в Киев и Крым, чтобы оттуда вернуться на Кавказ.

В мае 1825 Грибоедов прибыл в Киев, где изучал древ­ности. Встречался с членами тайного декаб­ристского общества: князем Трубецким, Бестуже­вым-Рюминым, Сергеем, Матвеем и Артамоном Муравьевыми. Среди них возникла мысль привлечь Грибоедова к тайному обществу, но вопрос о формальной принадлежности Грибоедова к организации декабристов остается неясным. Александр Сергеевич разделял скептицизм Ермоло­ва в отношении революционного военного восстания.

Вернувшись на Кавказ в конце сен­тября, в укреплении Каменный Мост, на реке Малке, Грибоедов написал стихотворение «Хищники на Чегеме» , навеянное недав­ним нападением горцев на станицу Сол­датская. К концу января 1826 в крепость Грозную собрались Ермолов, Вельяминов, Грибоедов, Мазарович. Здесь Грибоедов был арестован, 11 февраля 1826 он уже сидел на гауптвахте Главного штаба в Петербурге. В След­ственной комиссии и в письме к ца­рю он решительно отрицал свою принад­лежность к тайному обществу. Такое отрицание было смелым тактическим при­емом.

Александр Сергеевич Грибоедов сочувствовал идеям декабристов, их протесту против самодержавия и крепост­ного права. Вместе с тем он скептически смотрел на осуществимость конспиратив­ного движения и видел в декабризме не­мало слабых сторон. Александр Сергеевич не разделял радикальных социально-политических мне­ний, какие формировались в Южном об­ществе и в Обществе соединенных славян. Он ближе был к умеренному Северному обществу, а в нем - скорее ближе к центру, чем к левому или правому кры­лу. Возможно, что имело место заступ­ничество И. Ф. Паскевича, члена След­ственной комиссии, как и расчет Нико­лая I сохранить на Востоке выдающегося дипломата. Комиссия постановила освободить его, Грибоедов получил «очистительный аттестат» и прогонные деньги и был произведен в надворные советники.

Июнь и июль Грибоедов прожил в Петербурге. Это было для него тяжелое время. Радость освобождения меркла при мысли о каз­ненных или сосланных в Сибирь друзьях. К концу июля он приехал в Москву, куда собрался весь двор и войска к коро­нации нового императора; здесь же был и Паскевич. Неожиданно сюда пришло известие, что персияне нарушили мир и напали на русский пограничный пост. Николай I был этим разгневан, винил Ермолова в бездействии и командиро­вал на Кавказ Паскевича с большими полномочиями. Ермолов подал в отстав­ку, а Грибоедова перевели на службу к Паскевичу. К служебным неприятностям при­соединилось еще физическое недомога­ние - стали часто повторяться приступы лихорадки и нервные припадки. Еще тя­желее было политическое и моральное по­ложение Грибоедова Паскевич был крупным пред­ставителем дворянско-крепостнической реакции. Он сурово обращался с декабри­стами, сосланными на Кавказ, а Александр Сергеевич стре­мился облегчить их участь, в частности он хлопотал об А. И. Одоевском , А. А. Добринском, братьях Бестужевых.

Паскевич поручил Грибоедову заграничные сно­шения с Турцией и Персией. Он вел огромную переписку Паскевича, участво­вал в обсуждении военных действий, терпел все лишения походной жизни, принял на себя дипломатические пере­говоры с Персией в Дей-Каргане и Туркманчае. После побед Паскевича, взятия Эривана и оккупации Тавриза был за­ключен Туркманчайский мирный договор, выгодный для России.

Паскевич командировал Грибоедова для пред­ставления Туркманчайского трактата ца­рю в Петербург. 15 марта 1828 Александр Сергеевич был принят царем; Паскевич получил титул графа Эриванского и миллион рублей награды, а Грибоедову - чин статского советника и четыре тысячи червонцев. В Петербурге он прожил три месяца, собирался выйти в отставку. Но в Персии не оставалось русского опытного дипломатического представителя. Выбора не было: ехать должен был Грибоедов. Он был назначен министром-рези­дентом при шахе. Вместе с юной женой Грибоедов прибыл в Тавриз. В Персии у него было два трудных поручения: взыскивать контри­буцию за прошлую войну и разыскивать и отправлять в Россию русских поддан­ных, попавших в руки персиян или, нередко, бежавших от крепостной не­воли или жестокой солдатчины. То и дру­гое вызывало озлобление в персидском народе. Чтобы уладить дела, он выехал в Тегеран к шаху, оставив жену в Тавризе. В Тегеране обострились споры из-за контрибуции и из-за пленных. Грибоедов дал приют в миссии бывшему русскому под­данному, евнуху шахского гарема, и двум армянкам из гарема зятя шаха Алаяр-хана. Вспыхнул бунт. В деле сказались интриги английских дипломатов. По Туркманчайскому и Адрианопольскому мирным договорам, Россия усилила свое влияние, политическое и экономическое, на Востоке, подрывая тем самым влияние Англии. При попустительстве персидских властей русская миссия, во главе с Грибоедовым, была истреблена 30 янв. 1829 (кроме сек­ретаря посольства Мальцева). Тело Грибоедова было доставлено из Тегерана в Тифлис и погребено на горе святого Давида. Жена Грибоедова поставила памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя лю­бовь моя?»

Творчество Александра Сергеевича Грибоедова органически связано с политическим движением в стране после Отечественной войны 1812. Он печатался в течение 14 лет, но его литературное наследие невелико. В нем совершенно нет эпической прозы и почти отсутствует лирика. Больше всего у Грибоедова драматических произведений, но большинство из них, за исключением знаменитой комедии, не­высокого достоинства. Ранние пьесы инте­ресны только потому, что в них постепенно вырабатывался язык и стих. По форме они совершенно ординарны, как десятки тогдашних пьес в жанре легкой комедии и водевиля. По содержанию гораздо зна­чительнее пьесы, написанные после «Горя от ума»:

«1812 год» ,

«Грузинская ночь» ,

«Радомист и Зенобия» , но они дошли до нас только в планах да в отрывках, но которым трудно судить о, целом; достоин­ство стиха здесь сильно понижается, и сценарии их слишком сложны и обшир­ны, чтобы вместиться в рамки стройной сценической пьесы.

В наброске пьесы «1812 год» (название условное) слышатся отклики пережитого автором патриотиче­ского подъема в Отечественную войну. В пьесе затронута тема крепостного пра­ва - в связи с характеристикой роли народа и дворянства в войне.

В трагедии «Грузинская ночь» Грибоедов снова ставит проблему крепостного права. Гру­зинский князь в обмен на коня отдает другому князю отрока-крепостного, сына своей кормилицы, теперь няни его дочери. Кормилица упрекает князя в бесчеловеч­ном поступке, но ее сын остается в рабст­ве; тогда кормилица замышляет месть - и на этом строится развитие драмы.

Еще значительнее незаконченный текст историко-политической драмы «Радомист и Зенобия» (из истории древней Грузии и Иверии). В споре деспота Иверии Радомиста с послом Рима Касперием послед­ний кичится свободой отечества - восхва­ляет римскую доблесть и патриотизм, а восточный властелин похваляется слепой преданностью своих подданных и возра­жает, что Рим стал «самовластной импе­рией». В дальнейшем предполагалось изо­бразить придворных. В плане трагедии имеются явные намеки на декабристское время: всевластие временщика Арфаксада (Аракчеев), готовность к цареубийству Ашода (Якубович), вражда к иноземцам (немцеедство) и так далее. Если бы эта социаль­но-историческая трагедия была закончена, она стала бы документом декабристской художественной литературы. Но пьеса ос­тавлена Грибоедовым в отрывках.

В историю литературы Александр Сергеевич вошел как автор «Горя от ума». Над пьесой он рабо­тал несколько лет. Она была закончена в деревне Бегичева в 1823. Перед отъездом в Петербург Грибоедов подарил Бегичеву рукопись комедии, которая хранится те­перь в Государственной исторической библиотеке в Москве (Музейный автограф). В Петер­бурге он вновь совершенствовал пьесу, например вставил сцену заигрывания Молчалина с Лизой в четвертом акте. Исправ­ленный список был подарен им в 1824 А. А. Жандру («Жандровская рукопись», хранится там же).

В 1825 отрывки комедии были перепечатаны в «Русской Талии» Булгарина («первопечатный текст»).

В 1828 Грибоедов поручил Булгарину для печата­ния список «Горя от ума», вновь пере­смотренный («Булгаринский список», хра­нится в Государственной публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде). Эти четыре текста и образуют цепь до­шедших до нас авторизованных текстов.

Между тем для всех поколений чита­телей и критиков была очевидна тес­ная связь «Горя от ума» с декабризмом. Эта связь определялась не принадлежностью Грибоедова к тайным организациям, а глу­боким кровным родством его с социальной средой, что непосредственно и проявилось в идеологии и патетике пьесы. Идеологи­чески и в художественном творчестве Грибоедов шел в первом ряду дворянских револю­ционеров; недаром декабристы с таким энтузиазмом приняли «Горе от ума»; пока цензура запрещала печатать полный текст комедии, декабристы в Петербурге списывали ее целой группой под общую дик­товку и распространяли. Известно, что ко­медия «Горе от ума» была напечатана в двух разных подпольных изданиях, вышедших, очевидно, из полковых типографий. Но списки распространялись не только в пе­редовой дворянской среде, но и в широ­ких кругах демократической разночин­ской интеллигенции. Легенда о 40 тысячах списков должна быть отвергнута, но мы вправе говорить о многих сотнях руко­писных экземпляров.

Комедия преисполнена отголосков тог­дашней общественной жизни: ученый ко­митет, карбонарии, толки о камерах, то есть палатах депутатов, о суде присяжных, о Байроне и многих других. Есть резкие выпады против злоупотреблений крепостного права.

Реакционное значение скалозубовщины - аракчеевщины обостряло политиче­скую сатиру на характерные особенности военно-феодальной монархии, которая сложилась в те времена. С горячим со­чувствием отзывается Грибоедов о новых людях, друзьях Чацкого. Созданием образа Репетилова он сатирически откликнулся на расплодившийся вокруг декабризма мелкий либерализм. Идеологически «Горе от ума» кровно роднится с гражданской поэзией тех времен. Чита­тели-современники воспринимали «Горе от ума» как смелый памфлет-сатиру. Изобилие художественно-сатирических элементов дает «Горю от ума» место в пер­вом ряду художественных достижений раннего критического реализма. Это подкрепляется анализом пьесы. Реалисти­чен ее язык. Выработка литературного языка была огромной проблемой для пи­сателей декабристской эпохи. Грибоедов А.С. после­довательно истреблял элементы книжности и заменял их элементами речи живой, раз­говорной. В комедии встречаются старин­ные, слова и речения но употреблены они художественно целесообразно. Речь отдельных персонажей мастерски индивидуализирована. Речь Скалозуба склады­вается из отрывочных слов, коротких фраз, пересыпана профессиональными военными словечками. Молчалин избегает грубых, простонародных выражений. Он немногословен: не смеет своего суждения иметь. Замечательно выдержана речь Хлестовой. Это язык знатной московской барыни, умной и бывалой, но малокуль­турной, матери-командирши в богатых барских гостиных. Роль Лизы задумана и композиционно организована Грибоедовым как традиционная роль конфидентки в лю­бовной интриге барышни, тем не менее в речи Лизы немало элементов живого просторечья. Фамусовская Москва гово­рит бытовым языком, московским наречи­ем. Порой бывает трудно отличить речь барыни от речи горничной. Речь изо­билует реалиями, она элементарна, образ­на, тяготеет к повседневности. Иные за­дачи должна была разрешать речь Чац­кого и речь Софьи. Язык этих персонажей призван выразить сложную гамму чувств: любовь, ревность, душевную боль, граж­данскую скорбь, иронию, сарказм и так далее. В языке Софьи проступают всего явствен­нее понятия психологические, этические. Многочисленны они и в речах Чацкого: «когда все мягко так и нежно, и незрело», «лицо святейшей богомолки», «ум с сердцем не в ладу», «смятенье», «жар к ис­кусствам творческим, высоким и прекрас­ным», «слабодушие, рассудка нищету», «жалчайшее созданье», «та страсть, то чув­ство, пылкость та», «где прелесть этих встреч, участье в ком живое?», «что хуже в них - душа или язык?».

Но существенной особенностью речей Чацкого является их социально-политичес­кая идейность и патетика. В речах Чац­кого свой особый словарь: «участье», «ге­ний», «безлюдье», «чужевластье», «слабо­душие», «биенье», «пылкость», «уничиженье»; свой строй эпитетов: «неподражае­мый», «разгневанный», «бессловесный», «подлейший», «алчущий», «творческий», «рабский», «величавый»; свой синтаксис - с развитыми формами предложения, про­стого и сложного, с тяготением к периоди­ческому построению.

Явственно стремление художника выде­лить двух героев не только в образности, но и по языку, иному, чем бытовая речь других персонажей,- языку, богатому инверсиями, анафорами, градациями, ан­титезами, патетикой.

Язык Чацкого и Софьи обработан дра­матургом тоже реалистически. Лирический стиль давался труднее бытового. Тем не менее, и здесь огромны достижения автора в словесном выражении сложной психологии. Заслугой драматур­га-реалиста было воссоздание речи дво­рянской интеллигенции декабристской по­ры. Как и в речах Софьи, Фамусова и Хлестовой, в речи Чацкого найдутся сло­ва и речения из простонародной и живой дворянской, московской, речи: «окромя», «пуще», «ни на волос», «не вспомнюсь» и др. Но ошибочно было бы включать речь Чацкого в речь московского фамусовского общества. Современники с наи­большей остротой воспринимали публици­стичность речей Чацкого, роднящую их с языком петербургской, декабристски ори­ентированной литературы. Популярным словом в декабристской патриотической лексике было слово «отечество» и словосо­четания, с ним связанные. У Чацкого: «Где, укажите нам, отечества отцы...» Декабри­сты во славу вольности писали оды. У Грибоедова - «Вольнее всякий дышит». Даже у Фаму­сова: «Он вольность хочет проповедать». Слово «свобода» и производные от него нашли отклик в монологе Чацкого: «К свободной жизни их вражда неприми­рима». В декабристской лексике было распространено слово «раб» в значении политически угнетенного или развращен­ного человека и производные от него; у Чацкого: «в раболепстве самом пылком». В Музейном автографе комедии Загорецкий говорит: «Я сам ужасный либерал и рабства не терплю до смерти». Характерно употребление слова «народ»: «Чтоб умный, бодрый наш народ». Знамениты слова Чацкого: «нечистый этот дух пустого, раб­ского, слепого подражанья».

Огромно значение «Горя от ума» в об­новлении стихотворного языка, в культуре комедийного диалога, в обогаще­нии литературной речи живым просторе­чием.

Анализ художественной формы «Горя от ума» подтверждает отход Грибоедо­ва как от традиций классицизма, так и от новейшей легкой комедии и распро­страненной тогда романтической драмы. Стремление писать «свободно и свободно» приводило его к реализму, к самобытно­сти. Реалистической формы требовала са­ма русская жизнь. В печати критики разделились на два лагеря. Реакционеры стремились опорочить художественные до­стоинства комедии, уронить Чацкого. На сторону «Горя от ума» встала вся прогрес­сивная критика. Всех ярче и глубже на­писал о «Горе от ума» А. А. Бестужев в декабристском альманахе «Полярная звезда».

Проблема национального будущего, проблема социально-исторического опти­мизма в «Горе от ума» была близка де­кабристам. Борьба между Фамусовым - Скалозубом и Чацким кончается в пьесе как будто неблагополучно для Чацкого: он бежит из Москвы. Некоторые литературоведы спешили приписать Чацкому «раз­очарование в человечестве», «безысходный пессимизм». Но Герцен думал иначе: Чац­кий, «если уцелел 14 декабря, то, навер­ное, не сделался ни страдательно тоскующим, ни гордо презирающим лицом». Внутреннее бессилие фамусовского обще­ства и внутренняя сила Чацкого по­нятны читателю и зрителю. Автор ве­рит в эту силу и в ее конечную победу над внешним гнетом. Он сочувствует сво­ему герою в его борьбе за «свободную жизнь». Оптимизм его был близок де­кабристам. Реалистический метод у писателей-де­кабристов только намечался. Грибоедов А.С. пошел дальше. «Горе от ума» целиком отвечало задачам сатирического изображения. И оно же одновременно с «Онегиным» по­ставило проблему реалистического изображения современной жизни.

Гонча­ров в «Мильоне терзаний» убедительно показал, что в «Горе от ума» - две драмы, общественная и психологическая. Обще­ственная драма и драма психологическая уравновешены в «Горе от ума» и компози­ционно, и по содержанию. Не внешняя любовная интрига, типичная для старой легкой комедии, а именно драма любви - вот огромное завоевание драматургии Грибоедова. В горячих похвалах Софьи Молчалину он мастерски раскрывает то развращающее влияние косной социальной среды, под которое подпадает и эта сильная девушка. Реалистично, психологически убедительно изображает Александр Сергеевич в четвертом действии душевную катастрофу Софьи. По сущест­ву, «Горе от ума» не комедия, а драма, употребляя этот термин не в родовом, а в видовом, жанровом его значении. Побе­да реализма у Грибоедова была и победой гума­низма. Воинствующий гуманизм наиболее ярко сказался в монологах Чацкого. Это - гуманизм декабристский. Граждан­ская патетика Чацкого действовала на последующее поколение читателей, напр. на молодого Добролюбова.

«Грибоедовская Москва» не является только широкой рамой для психологиче­ской драмы Чацкого - Софьи. Наоборот, интимная драма личности осмысляется как результат драмы общественной, со­циальной. Первое название драмы было еще значительнее: «Горе уму». Сопостав­ление Чацкого и барской Москвы - это не только контраст данного индивидуального характера и окружающей среды. Это - столкновение дряхлеющего, но еще сильного крепостнического мира с новы­ми людьми. Драматург создает наряду с индивидуальными образами еще один образ - коллективный, образ барского общества. Грибоедов гениально изобразил быт фамусовской Москвы. Но в «Горе от ума» воссоздана еще иная Москва - социальная, барская, крепостническая, воинствую­щая, нимало не комическая. Именно эта Москва, с ее особой моралью, с ее воспитательной системой, с ее житей­скими Идеалами, искалечила Софью Пав­ловну. Ее отец - яркий представитель Москвы. На балу у Фамусова столк­новение двух общественных групп изо­бражено Грибоедовым с замечательной реалисти­ческой силой. В гостиной собирается как бы летучий митинг - целый суд над Чац­ким и его единомышленниками. Это - кульминация социальной драмы.

Высокое идейное и моральное значение «Горя от ума» по достоинству оценил В. И. Ленин. В его сочинениях находим многие десятки цитат и ссылок на « Горе от ума». Острая и афористичная речь Грибоедова перешла в пословицы и поговорки.

В истории русского театра «Горе от ума» занимает важное место. С 1830-х годов и до наших дней комедия не сходит со сцены столичных и периферийных театров. «Горе от ума» иллюстрировали Павел Соколов (1850), М. Башилов (1862), Д. Н. Кардовский (1913, 1915), Н. Кузьмин (1958) и многие другие художники.

Умер - , Тегеран.

Русские писатели. Биобиблиографический словарь.

Александр Грибоедов – личность выдающаяся и неординарная. Природа щедро одарила его разнообразными способностями и талантами: к литературе, музыке, лингвистике, военному делу, политике и дипломатии. В жизненном пути этого разностороннего человека немало необычного и даже удивительного. Мы собрали самые интересные факты из жизни Грибоедова , которые помогут лучше понять всю многогранность и неординарность этой личности.

  1. Имел много способностей . Грибоедов вошел в историю как писатель-драматург, лингвист, дипломат, композитор, кавалерист. Отличался прирожденными способностями к наукам и был очень образованным человеком. Закончил 2 факультета Московского университета, получив кандидатские степени по словесности и праву. И не доучился на третьем – математическом. Как раз перед последними экзаменами на получение степени началась война с Наполеоном, и юный Александр записался добровольцем в солдаты.
  2. Был незаконнорожденным ребенком и не знал своего настоящего отца . В послужных списках он указывал разные даты рождения: то 1793, то 1795. Позже обозначил годом своего рождения 1790. Мать писателя Александра Федоровна официально вступила в брак только в 1792 году.
    Писатель знал о своем происхождении, и всю жизнь это обстоятельство его тяготило. Кстати, фамилия «Грибоедов» не что иное, как перекрученная на русский лад польская фамилия Гржибовский. Писатель имел польские корни.

  3. С раннего детства поражал талантами. Особенно – к языкам . Маленький Саша очень красиво пел, играл на флейте и фортепиано, писал стихи и музыку. В 6 лет хорошо владел 3 иностранными языками. Вообще, Грибоедов – прирожденный полиглот. Занимаясь самообразованием, в совершенстве овладел 9 иностранными языками. Дом, в котором прошли детские годы Грибоедова, стоит в Москве и поныне.

  4. Пошел добровольцем на войну, но так и не поучаствовал ни в одном сражении . Патриотизма и мужества юному Александру не занимать, а вместе с горячим темпераментом это вызвало острое желание встать на защиту родины. Но не судьба – он не попал в действующую армию. Всю войну, пока соотечественники сражались не на жизнь, а на смерть, полк Грибоедова стоял в резерве.

  5. Участвовал в дуэли из-за женщины . Это была редкая форма дуэли – четвертная. Она особенна тем, что после инициаторов дуэли стреляются и их секунданты. Как раз Грибоедов и был одним из таких секундантов. Не поделили женщину. Яблоком раздора между 4 мужчинами оказалась балерина Истомина, упомянутая Пушкиным в «Евгении Онегине». Исход оказался трагичным: один из участников В. Шереметьев (друг Грибоедова) погиб. Дуэль между секундантами перенесли на более поздний срок. Она состоялась через год. Грибоедов предложил мировую, но оппонент не согласился замять дело. Он остался невредимым, а вот Грибоедов пострадал: противник прострелил ему кисть и отстрелил палец.

  6. Написал много музыкальных пьес, но почти все они навеки утрачены для потомков . До наших времен дошли только 2 вальса для фортепиано. Ныне они адаптированы для исполнения и на других музыкальных инструментах (баяне, флейте, арфе и пр.).

  7. Всю жизнь был масоном . Принадлежал к масонской ложе «Объединенных друзей» – самой большой в Петербурге. Из писем и заметок становится понятно его твердое намерение усовершенствовать свою ложу, убрав излишнее увлечение обрядами и ритуалами. Агитировал за распространение русского языка и грамоты. К сожалению, его проект не нашел поддержки среди масонов.

  8. Замешан в движении декабристов . Из-за чего полгода находился под следствием. Потом писателя отпустили, не сумев доказать его причастность к движению. Вообще он был стойким националистом: любил родной язык, музыку, традиции, русскую кухню и даже одежду. Всю жизнь тяготился судьбой своего народа. Имел много друзей среди декабристов. Разгром их движения переживал тяжело, вплоть до душевного кризиса.

  9. Был лично знаком с Пушкиным . Александр Сергеевич отзывался о Грибоедове как об одном из умнейших людей России. Вместе с Пушкиным они состояли на службе в Коллегии иностранных дел.

  10. Его литературное наследие – всего одно произведение, но бессмертное . Кто не знаком с его знаменитым «Горе от ума»? Замысел комедии родился вдали от родины, когда Грибоедов пребывал на дипломатической службе в Персии. Работа над произведением продолжилась в Грузии и была закончена уже в России. Первым ее критиком стал знаменитый баснописец И. А. Крылов.

  11. Ушел из жизни преждевременно, при загадочных обстоятельствах . Согласно официальной версии, во время дипломатической службы в Персии его растерзала толпа исламских фанатиков. Это случилось в Тегеране в 1829 году. Причиной конфликта стало намерение русского посольства помочь персидским пленным вернуться на родину. Последней каплей стало намерение русских помочь вернуться на родину наложницам и евнуху из гарема шахского зятя. Провоцируемая духовенством, топа черни ворвалась в посольство, резали и крушила все, что попадалось под руку. Вместе с Грибоедовым погибло еще больше 50 сотрудников посольства.

  12. Предчувствовал смерть . Друзья дипломата вспоминали, что последние месяцы жизни он ходил мрачный, жаловался на плохое самочувствие и постоянно твердил, что в Персии «его могила». Хотя тогда повода для подобных выводов не было – отношения с персидским правительством у Грибоедова были дружескими. Из-за мучивших тягостных предчувствий попросил отстранить его от дипломатической службы. Но отставку ему не дали.

  13. Женился за год до своей смерти на юной 16-летней девушке – княжне Нино Чавчавадзе . Эта любовь скрасила последние годы его жизни, омраченные сложной дипломатической работой. Интересно, что свою будущую жену он знал едва ли не с пеленок и брал участие в ее образовании. Когда Нино была маленькой, Грибоедов давал ей уроки музыки.

  14. В качестве компенсации за смерть дипломата персидский принц подарил императору Николаю I огромный неограненный алмаз . Среди груды изуродованных тел Грибоедова опознали благодаря особой отметке – отсутствию пальца на левой руке. Ныне оно покоиться в Тифлисе на склоне горы Мтацминда. Похоронен дипломат на территории монастыря. Над могилой по заказу жены писателя поставлена часовня. После кровавой резни послы шаха отправились к российскому правителю с подарком. Николай I принял его. Конфликт был улажен, зверское убийство подданных прощено и забыто. Этот камень хранится в Москве и поныне. Такова цена жизни Грибоедова и его сослуживцев.

  15. Вдова писателя после гибели мужа до самой своей смерти не снимала траурных нарядов . А это немало – целых 28 лет. Именно настолько она пережила Грибоедова. Кстати, на момент смерти мужа ей было только 17 лет. Похоронили Нино рядом с мужем.

Александр Сергеевич Грибоедов, биография которого будет представлена в этой статье, был очень одарённым и Он освоил четыре профессии: драматурга, музыканта, поэта и дипломата. Наиболее известен по легендарной пьесе в стихах «Горе от ума». Является потомком древнего дворянского рода.

Детство и учёба

Образованием мальчика занималась мама. Она была чванливой и гордой представительницей высшего сословия, но при этом ума и практичности ей хватало с лихвой. Настасья Фёдоровна прекрасно понимала, что высокое положение в обществе и продвижение по службе могут дать не только связи и происхождение, но и уровень образования человека. Поэтому в семье Грибоедовых оно было в приоритете. Мама наняла для Александра лучших французских гувернёров, а иногда приглашала для уроков профессоров. Ещё в детские годы содержатся в этой статье) прочёл столько книг, сколько обычный человек не осиливает за всю жизнь.

В 1803 году мальчика отдали в Благородный пансион, а три года спустя он поступил в Московский университет. До 1812 года Александр закончил словесное и юридическое отделения. Доучиться на физико-математическом факультете ему не позволила начавшаяся война.

Ещё в университете все окружающие признавали будущего драматурга самым образованным человеком. Он прекрасно знал всю мировую классику, читал и свободно общался на нескольких языках, сочинял музыку и виртуозно играл на фортепиано.

Военная служба

Биография Грибоедова, краткое содержание которой известно всем поклонникам его творчества, ознаменовалась в 1812 году важным событием. Для защиты Отечества Александр добровольно записался в гусарский полк. Но пока происходило его формирование, армию Наполеона отбросили далеко от Москвы. А вскоре она и вовсе вернулась в Европу.

Несмотря на это, Александр Сергеевич всё же решил остаться в армии. Его полк перевели в самые глухие области Белоруссии. Эти годы почти выпали из жизни писателя. В будущем он будет о них сожалеть. С другой стороны, многие его сослуживцы стали прототипами героев комедии «Горе от ума». В 1815 году писатель понимает, что больше не может существовать в армейской среде, и планирует завершить службу.

Жизнь в Петербурге

Биография Грибоедова, краткое содержание которой знали современники драматурга, круто изменилась с переездом в Петербург в 1816 году. Здесь он сблизился с передовыми людьми того времени и проникся их идеями. Александр Сергеевич обрёл тогда много новых друзей, ставших в будущем организаторами тайных сообществ. В светских салонах писатель блистал циничностью и холодным остроумием. Его тянуло к театральным подмосткам. В тот период он много писал и переводил для театра комедии. Также благодаря нужным знакомствам Грибоедов смог устроиться в Размеренную жизнь писателя нарушило участие в дуэли, закончившейся смертью оппонента. Связи матери позволили ему уехать с дипломатической миссией подальше от столицы.

Служба на Кавказе и в Персии

В 1819 году Александр Сергеевич Грибоедов, биография которого насыщена интересными событиями, прибыл на службу в Тегеран. Там он получил много новых впечатлений, встретился с местными князьями, придворными, бродячими поэтами и простыми людьми. Служба была несложной, и у Грибоедова оставалось достаточно времени для самообразования и литературного творчества. Он много читал, оттачивал знание арабского и персидского языков. Также на радость драматурга его комедия «Горе от ума» писалась здесь легко и плодотворно.

В тот период автор совершил просто героический поступок - вывез из страны русских пленных. Отвагу Грибоедова отметил генерал Ермолов, который решил, что такой человек не должен прозябать в Персии. Благодаря его стараниям Александра Сергеевича перевели на Кавказ (в Тифлис). Здесь писатель полностью закончил и отредактировал два акта произведения «Горе от ума».

Возвращение в Петербург и арест

В 1823 году творческая биография Грибоедова, краткое содержание которой хорошо известно школьникам старших классов, ознаменовалась завершением главного труда всей его жизни - пьесы «Горе от ума». Но в попытках её публикации и театральной постановки он встретил категорическое противодействие. С огромным трудом писатель договорился с альманахом «Русская талия» о печати нескольких отрывков. Также распространением книги занимались декабристы, считавшие её собственным «печатным манифестом».

В «Горе от ума» воедино сплелись классицизм и новаторство, широкое развитие характеров и точное следование канонам построения комедии. Значительным украшением произведения является использование афористичного и точного языка. Многие строки сочинения очень быстро разошлись на цитаты.

Поворот судьбы

Кто знает, как бы сложилась биография Грибоедова, краткое содержание которой было описано выше, если бы не поездка на Кавказ в 1825 году. Скорее всего, писатель взял бы отставку и с головой ушёл в литературную деятельность. Но мать Александра Сергеевича взяла с него клятву о продолжении карьеры дипломата.

Во время русско-персидской войны драматург участвовал в нескольких сражениях, но гораздо большего успеха он добился как дипломат. Грибоедов «выторговал» для России очень выгодный мирный договор и приехал с документами в Петербург. Александр Сергеевич надеялся остаться дома и закончить произведения «Грузинская ночь», «1812 год» и «Родомист и Зенобия». Но царь решил иначе, и писателю пришлось вернуться в Персию.

Трагический финал

В середине 1828 года Грибоедов с большим нежеланием покинул Петербург. Всеми силами он оттягивал свой отъезд, словно чувствовал близкую кончину. Если бы не эта поездка, то биография и могли бы продолжиться на радость поклонников писателя.

Последним лучиком счастья в жизни Александра Сергеевича была горячая любовь к Нине - дочери его друга А. Г. Чавчавадзе. Проезжая через Тифлис, он на ней женился, а потом направился в Тегеран, чтобы всё приготовить для приезда супруги.

Что касается дальнейших событий, то существует несколько версий того, как погиб Грибоедов. Биография, смерть - все это интересует почитателей таланта Александра Сергеевича. Мы перечислим три самые распространённые версии:

  1. Грибоедов был убит мусульманскими фанатиками при попытке вывоза женщин-армянок из гарема шаха. Всю русскую миссию разгромили.
  2. Сотрудники миссии вместе с писателем выказали неуважение к персидским законам и шаху. А прошедший слух о попытке вывоза женщин из гарема стал последней каплей, переполнившей чашу терпения шаха. Поэтому он приказал убить обнаглевших чужаков.
  3. На русскую миссию напали религиозные фанатики, натравленные английскими дипломатами.

На этом заканчивается краткая биография Александра Сергеевича Грибоедова, погибшего 30 января 1829 года. В заключение приведём несколько фактов о драматурге.

Жизнь замечательного человека

  • Грибоедов прекрасно знал турецкий, персидский, французский, арабский, латинский, английский, греческий, итальянский и немецкий языки.
  • Писатель входил в крупную масонскую ложу в Петербурге.
  • Находясь на Кавказе, Александр Сергеевич использовал своё положение и связи для облегчения жизни декабристов. Он даже смог вывезти несколько человек из Сибири.
Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Грибоедова Александра Сергеевича

Грибоедов Александр Сергеевич, известный русский дипломат и писатель, родился в 1795 году 4 января в Москве. Его отец был гвардейским офицером. Семья владела богатыми поместьями и двумя тысячами душ крепостных крестьян. Грибоедов получил образование дома, затем учился в Благородном пансионе в Москве с 1802 по 1805 год. В 1806 году он поступил на философский факультет в Московский университет. Через четыре года он закончил его (в 1810 году) словесное и юридическое отделения. Затем он продолжил учёбу на физико-математическом факультете. Александр Грибоедов был очень одарённым студентом и выделялся своими разносторонними способностями. Он занимался музыкой и великолепно играл на фортепиано, знал языки: итальянский, французский, немецкий и английский. До конца жизни у Грибоедова были научные интересы. В 1812 году он поступил в армию добровольцем. Он состоял в кавалерийской части, которая стояла в резерве. Грибоедов издал в 1814 году свою корреспонденцию о кавалерийских частях в резерве, которая была опубликована в журнале "Вестник Европы". Там же было опубликовано другое произведение этого времени – "Письмо из Бреста-Литовска". Уже в следующем году Грибоедов опубликовал комедию "Молодые супруги" – переделку французской комедии. Она вызвала критику господина Загоскина.

Грибоедов в 1816 году ушёл в отставку, а в 1817 году стал служить в Коллегии иностранных дел. Всё это время он не бросал литературных трудов и познакомился со всеми литераторами того времени, он разделял литературные взгляды , Катенина и Кюхельбеккера. Грибоедов был в группе "архаистов", которые состояли в обществе литераторов "Беседа любителей русского слова". Грибоедов в 1818 году назначен был секретарём дипломатической миссии в Персию. Это назначение было наказанием или ссылкой.

Во время путешествия он занимался сочинением поэмы "Путник". В дальнейшем он состоял на службе у генерала Ермолова в Тифлисе. Там он написал два первых акта своей комедии "Горе от ума". Комедия была задумана ещё в 1816 году. Затем в период 1823-1825 годов Грибоедов находился в длительном отпуске. В 1823 году он написал водевиль вместе с Вяземским, когда гостил у своего друга Бегичева в его тульском имении. Там же были закончены третий и четвёртый акты знаменитой комедии "Горе от ума". Затем Грибоедов возвратился на Кавказ. До нас дошли только замыслы произведений Грибоедова и частичные фрагменты. Он задумал написать драму "1812 год". Замысел драмы заключался в изображении судьбы солдата, бывшего крепостного крестьянина, который после войны должен был возвратиться к крепостнику-помещику, солдат должен был покончить жизнь самоубийством.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Антикрепостнической мыслью проникнута трагедия, которая дошла только в отрывке, "Грузинская ночь". Грибоедов в своих произведениях отдавал должное истории, но и постоянно возвращался к проблемам настоящего, размышлял о роли народа и царской власти.

Грибоедова отдали под следствие после восстания декабристов в 1826 году. Он находился под следствием с 22 числа января месяца по 5 июня, но обвинение не было выдвинуто. Оказалось, что Грибоедов ещё до декабрьского путча вышел из масонской ложи и не сотрудничал вообще с декабристами. В 1826 году он выступил как выдающийся государственный деятель и дипломат на Кавказе. Ему вышло предписание быть ответственным за дипломатические отношения с Персией и Турцией. Грибоедов принял деятельное участие в проекте подъёма промышленности Закавказья. При нём были созданы "Тифлисские ведомости", он составил "Положение по управлению Азербайджана". Также он принял участие в заключении мирного договора с Персией. Назначение в Персию Грибоедов воспринял не как милость, а как предстоящую чашу страданий. Перед отъездом в Персию он обвенчался с Ниной Чавчавадзе и оставил жену беременной.

Грибоедов стал жертвой заговора Фет-Али-шаха, который был подкуплен Англией. Его убила толпа персидских фанатиков, которые разгромили русское посольство. Они с сотрудниками посольства долго защищались от толпы. Даже пытался спрятаться в каминной трубе, но был обнаружен и убит в 1829 году 30 января. Тело уже убитого Грибоедова было изуродовано озверевшей толпой. Его тело перевезли в Тифлис и оно было захоронено на горе святого Давида. Останки очень долго везли в Тифлис. Известна встреча с арбой, которая везла тело Грибоедова. Правительство Персии извинилось перед Россией за убийство Грибоедова и других русских. Был подарен в знак извинения огромный алмаз "Шах". Нина Чавчавадзе поставила Грибоедову памятник.

Блестящий ум Грибоедова виден в комедии "Горе от ума", она во многом автобиографична. Комедия до сих пор актуальна, яркие крылатые выражения бытуют в речи до сих пор. При жизни Грибоедова комедия была отвергнута цензурой и распространилась в многочисленных рукописных списках. Отрывки были опубликованы в альманахе "Русская Талия" в 1825 году.