37 азиатских , 53 африканских , 26 американских , 3 океанических .

Статус наблюдателей имеют 17 стран: Армения , Босния и Герцеговина , Бразилия , Казахстан , Киргизия , Китай , Коста-Рика , Мексика , Парагвай , Сальвадор , Сербия , Черногория (статус после разделения государства не переоформлен), Таджикистан , Уругвай , Хорватия . Такой же статус имеют 5 международных и 2 национально-освободительных организации: ООН , Африканский союз , Лига арабских государств , Организация исламского сотрудничества , ОСНАА , Канакский социалистический фронт народного освобождения (Новая Каледония), Новое движение за независимость Пуэрто-Рико.

Проблема принятия решений

Несмотря на то, что основная идея Движения неприсоединения - отказ от участия в военных блоках, перед участниками Движения регулярно встаёт необходимость выработки общей позиции по тем или иным конфликтам. В большинстве случаев в Движении нет единства в подходах относительно конфликтов.

Например, на Каирской конференции 1964 года камнем преткновения стало желание присутствовать на ней пробельгийского политика из Демократической Республики Конго Моиза Чомбе . Некоторые страны (Нигерия, Либерия, Сенегал и Того) выступали за допуск Чомбе, тогда как другие государства (например, Югославия) были против . Большинством голосов было отказано Чомбе в допуске на конференции. Хотя Чомбе прилетел в Каир, но не смог принять участие в конференции .

События последнего десятилетия в мировой геополитике стали причиной различных отношений и подходов к одним и тем же проблемам со стороны стран-участниц Движения, чего не наблюдалось ещё в недалёком прошлом. Существуют как страны-сторонники каких-то революционных изменений и политических процессов на Ближнем Востоке, так и противники. Всё это - разделение и разные подходы - отражается на работе саммитов Движения неприсоединения.

Так, в 2012 году на саммите Движения неприсоединения в Тегеране разразился египетско-сирийский скандал, вызванный выступлением президента Египта Мохаммеда Мурси , во время которого делегация Сирии покинула зал заседаний. Египетский лидер охарактеризовал правительство Сирии как «репрессивное» и призвал к мирному установлению демократического режима в этой стране, а иранский дипломат предложил свою страну в качестве миротворца .

Страны-члены

Наблюдатели

  • Армения Армения
  • Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина
  • Бразилия Бразилия
  • Казахстан Казахстан
  • Киргизия Киргизия
  • КНР КНР
  • Коста-Рика Коста-Рика
  • Мексика Мексика
  • Парагвай Парагвай
  • Сальвадор Сальвадор
  • Сербия Сербия
  • Таджикистан Таджикистан
  • Уругвай Уругвай
  • Хорватия Хорватия
  • Черногория Черногория

Бывшие члены

Конференции

Конференции Движения неприсоединения на высшем уровне («саммиты »):

  1. Белград , Югославия , 1-6 сентября 1961
  2. Каир , ОАР , 5-10 октября 1964
  3. Лусака , Замбия , 8-10 сентября 1970
  4. Алжир , Алжир , 5-9 сентября 1973
  5. Коломбо , Шри-Ланка , 16-19 августа 1976
  6. Гавана , Куба , 3-9 сентября 1979
  7. Нью-Дели , Индия , 7-12 марта 1983
  8. Хараре , Зимбабве , 1-6 сентября 1986
  9. Белград , Югославия , 4-7 сентября 1989
  10. Джакарта , Индонезия , 1-7 сентября 1992
  11. Картахена , Колумбия 18-20 октября 1995
  12. Дурбан , ЮАР 2-3 сентября 1998
  13. Куала-Лумпур , Малайзия , 20-25 февраля 2003
  14. Гавана , Куба , 11-16 сентября 2006
  15. Шарм-эш-Шейх , Египет , 15-16 июля 2009
  16. Тегеран , Иран , 26-31 августа 2012
  17. Порламар , Венесуэла , 13-18 сентября 2016

Страна-хозяин очередной конференции в лице главы государства или правительства становится председателем Движения на очередные три года.

7-я конференция должна была пройти в 1982 году в Багдаде , но была отложена и перенесена в Нью-Дели из-за начала ирано-иракской войны в сентябре 1980 года . 16-я конференция должна была пройти в Рамалле , но была отменена из-за отказа в выдаче виз представителям нескольких стран со стороны Израиля.

Напишите отзыв о статье "Движение неприсоединения"

Примечания

Ссылки

Бандунгская конференция, пронизанная духом антиколониализма, отвергла раскол мира на два противостоящих лагеря, порожденный холодной войной. С 1955 г. до конца 60-х годов экономика за пределами Европы не развивалась так же динамично.

Борьба за уничтожение традиционных империй приобрела приоритетное значение, поскольку она ставила вполне осуществимые цели; она была обречена на успех. Пропаганда нейтрализма не была столь впечатляющей, она предполагала неучастие в существующих блоках и поиск своего особого места в системе противостояния холодной войны, а это означало взаимодействие с реальностью, которую молодые независимые государства не могли изменить и, в лучшем случае, они надеялись вырваться из нее. Поэтому термин «нейтрализм» утратил свою актуальность и был

960 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

заменен другим, менее обязывающим термином «неприсоединение». Эта семантическая тонкость более точно передавала противоречивую реальность. Нейтрализм ограничивал число участников новой коалиции, а термин «неприсоединение» позволял даже членам противостоящих блоков более гибко интерпретировать свою позицию.

После Бандунга значительная часть работы была выполнена благодаря представителям не афро-азиатских государств, круг заинтересованных стран постоянно расширялся. Ведущую роль играли известные политические деятели Насер, Неру и маршал Тито (который после долгих лет колебаний нашел, наконец, место, где Югославия могла играть важную роль в международной жизни). В конце декабря 1957 г. - начале января 1958 г. в Каире состоялась новая конференция, в которой участвовали 44 делегации. В тоне конференции слышались отголоски Суэцкого кризиса 1956 г. Представитель Египта Садат, который председательствовал на заседаниях, весьма категорично определил цель конференции: «Нейтрализм, который мы исповедуем, означает, что мы должны быть вне международных блоков и прилагать усилия к их сближению». Первые шаги к независимости черной Африки означали, что курс выбран правильно. Премьер-министр Ганы стал рупором независимых африканских стран и в декабре 1958 г. созвал в Аккре первую конференцию этих африканских государств, а затем, еще и конференцию с участием всех народов Африки. В таких случаях активный нейтрализм превращался в инструмент антиколониализма. Как сказал Нкрума, конференция народов Африки должна была подготовить «генеральный штурм империализма и колониализма».

Следующий активный период пришелся на 1960-1961 гг. В это время прошла серия конференций солидарности с народами Азии и Африки и, что особенно важно, в декабре 1960 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций благодаря договоренности между Насером, Тито и Сукарно, который принял эстафету от стареющего Неру одобрила документ, осуждающий колониализм. И Генеральная Ассамблея, и последующая подготовительная конференция в Каире в июне 1961г. заложили основы для конференции в Белграде (1-6 сентября 1961 г.), официально заявившей о создании движения «неприсоединившихся» стран. Но в Белграде понятие «неприсоединения» еще толковалось достаточно жестко: имелись в виду страны, которые не принимали участия в многосторонних военных союзах и которые не имели тесных военных связей с великими державами. Это объясняет, почему на конференции в Югославии не были официально пред-

Глава 10. Сосуществование-соперничество и деколонизация 961

ставлены ни Народный Китай, ни Япония, ни Пакистан, ни Турция. Приезд делегата Кубы расширял круг участников и на Латинскую Америку, но правила приема в «клуб» были настолько жесткими, что они сразу же были подвергнуты критике.

С 1961 г. был поставлен вопрос о правильной интерпретации концепции «неприсоединения», чтобы не превратить широкую коалицию в замкнутую группу стран, которая не имела бы достаточного влияния. Уже во время работы Белградской конференции впервые к этому вопросу подошли с других позиций: трактовка движения только как инструмента противодействия холодной войне (именно в это время наметились первые признаки разрядки напряженности между сверхдержавами) означала отказ от политической целесообразности, присущей более гибкому подходу. При таком подходе определение могло быть истолковано как отход от линии на широкую и прямую поддержку многосторонних союзов, даже если бы участники движения «неприсоединения» и входили в них. Таким образом, движение «неприсоединения» могло расширяться, а его влияние в международной жизни возрастать, прежде всего в таких крупных международных организациях как ООН. И еще одна возможность - образование организации, занимающейся определенными проблемами - вообще не принималась во внимание.

Белградская конференция не устранила основные противоречия и не разработала систему регулярных консультаций, что содействовало бы укреплению политического курса коалиции. В сложившихся условиях победило более широкое толкование концепции движения: страны, не участвующие непосредственно и активно в многосторонних соглашениях, объявлялись «неприсоединившимися» и могли участвовать в конференциях движения «неприсоединения», созывавшихся с различной периодичностью в последующие годы. Таким образом, движению удалось завоевать ведущие позиции в Организации Объединенных Наций, т.е. коалиция смогла устранить господство американцев в ООН и противостоять попыткам Советского Союза установить свою гегемонию. В 60-е годы она оказалась в руках небольшой, но самой сильной группы участников движения «неприсоединения» - арабских стран, которые оказывали решающее влияние на принятие резолюций Генеральной Ассамблеей. В то же самое время широкое толкование концепции участия в движении «неприсоединения» выявило непрочный и противоречивый политический характер этого движения.

Когда ограничительный характер нейтрализма был преодолен, а противоречия между афро-азиатскими странами даже стали перерастать в войну (китайско-индийский конфликт в 1962 г.), сложилась

962 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

новая ситуация. У стран «третьего мира» (не все страны, участвовавшие в движении «неприсоединения», а только те, перед которыми стояла проблема экономического развития) действительно имелись общие интересы, что придавало им вес в международной жизни, но в политическом плане их разделяли столь глубокие противоречия, что термин «неприсоединение» утрачивал свое содержание. Во время официальных заседаний, например, на Генеральной Ассамблее ООН, когда обсуждались общие принципы мирового правопорядка, или на конференциях самого движения, термин, несмотря на обилие риторики, вновь обретал прежнюю притягательность.

В действительности, международные отношения стали настолько сложными, что большая часть неприсоединившихся стран, которым надлежало бороться за нейтрализм, были тесно связаны в экономическом или военно-политическом плане с одним из блоков, в которых руководящую роль играли сверхдержавы. Начавшийся процесс разрядки, казалось, давал основания для развития движения «неприсоединения», в действительности же он лишал его самой сути, так как за распутывание узлов холодной войны взялись ее главные участники. В политическом плане исторический итог движения «неприсоединения» оказался не столь значительным, скорее создается впечатление неиспользованных возможностей. В конце 70-х годов движение «неприсоединения» насчитывало более 80 активных членов, а в широком плане более 100, если к активным членам добавить «наблюдателей» или «приглашенных» участвовать в отдельных конференциях. В общих чертах, движение обладало количественной силой, чтобы пользоваться влиянием в мире, но практически могло сделать очень немного.

Перед странами, получившими политическую независимость, встал вопрос об экономическом развитии, о проведении индустриализации, о росте производительности и сельскохозяйственного производства, об улучшении торговых отношений с развитыми индустриальными странами, в особенности в связи с экспортом сырья, главном источнике богатства развивающихся стран. Результаты были разочаровывающими, если принять во внимание демографический рост, в результате которого общее увеличение валового национального продукта (ВНП) оборачивалось снижением дохода на душу населения. С 1950 г. по 1967 г. доход на душу населения в развивающихся странах, взятых вместе, рос в среднем за год на 2,8% (при очень резких различиях между странами); за те же годы экспорт 22 развивающихся стран, взятых для репрезентативной выборки, увеличивался ежегодно на 4%, а экс-

Глава 10. Сосуществование-соперничество и деколонизация 963

порт пяти наиболее развитых стран мира (Соединенных Штатов, Великобритании, Федеративной Республики Германии, Франции и Италии) за тот же период рос в среднем на 9% в год. Нефтяной кризис, вызванный арабо-израильской войной 1973 г., изменил это соотношение только частично и только временно, потому что страны-производители нефти превратились в особую категорию развивающихся стран.

Причины такого положения следует искать в характере экспорта из развивающихся стран: в ценах на сырье, которые устанавливались в большей степени рынком, чем производителями, в различиях между спросом на товары широкого потребления, импортируемые в развитые страны, и спросом на товары длительного пользования, импортируемые в развивающиеся страны. В середине 70-х годов цены на сырье (за исключением нефти) продолжали падать, а на промышленные товары расти. Соотношение между доходами от экспорта и расходами на импорт становилось все менее благоприятным для развивающихся стран.

Другой аспект проблемы связан с непрофессиональным руководством экономикой в странах, недавно получивших независимость. Непомерных расходов требовали формировавшаяся бюрократия и раздутые вооруженные силы; стремление производить товары с наименьшими затратами, но невысокого качества, а потому не имевших спроса ни на внутреннем, ни на международном рынке; политика протекционизма и автаркии вела к росту расходов - всё это были элементы одной составляющей, которая усугубляла дальнейшую отсталость.

Немаловажную роль играла и проблема капиталов. Для осуществления инвестиций в экономику страны необходимо накопление капитала, которое в колониальный период происходило исключительно в интересах метрополии, а новые государства вынуждены были начать накопление с низкого уровня или обращаться за помощью к мировому финансовому рынку, где царят железные правила и жесткий контроль. Финансы могли поступать и в виде международной помощи, но политика кооперации делала в это время лишь робкие шаги, и ее масштабы не соответствовали экономическим потребностям более сотни стран.

Ничего не оставалось, как терпеливо идти по пути, уже пройденному странами, которые начали свое восхождение к модернизации в XVIII веке, или надеяться, что по политическим мотивам в страны третьего мира будут направлены значительные ресурсы, или ждать, когда международный капитал сочтет выгодным для себя осуществлять инвестиции в развивающиеся страны.

964 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

Однако это предполагало радикальное изменение исходных экономических условий в отдельных странах, и, прежде всего, преодоление идеологических предубеждений некоторых деятелей, которые видели в международном капитале, а чаще в транснациональных корпорациях истинных противников развития, виновников эксплуатации и отсталости, производства, основанного на низкой стоимости рабочей силы и небольших капиталовложениях: короче, видели в них олицетворение «неоколониализма». Но ни одно молодое государство не могло ни согласиться с необходимостью сохранения этих уз, ни отказаться от собственных национальных целей, чтобы дать увлечь себя сладкими речами о развитии, предполагавшем интеграцию в систему международного капитализма. Прежде чем это произошло, необходимо было пройти через ряд неудач и дождаться важных перемен в международной ситуации.

Эти обстоятельства объясняют трудности установления экономически и политически корректных отношений между промыш-ленно развитыми странами и развивающимися странами. Отношения осложнялись и застарелым недоверием к западным странам, болезненными воспоминаниями о колониальном периоде, неготовностью развитых стран решать экономические проблемы, рассчитанные на длительную перспективу и требовавшие разработки многосторонних проектов. Считалось, что эти проблемы чужды основным потребностям западной экономики, либо далеки от нее. Промышленно развитые страны были уверены, что обладают достаточной экономической и политической властью и могут диктовать условия международной торговли. Поэтому до 1973 г. (хотя примеры имелись и в недавнем прошлом) они проводили протекционистскую политику, особенно в отношении сельскохозяйственной продукции развивающихся стран, их основного экспорта, благодаря которому они могли бы занять свою нишу на международном рынке товаров, поскольку отсутствовал рынок для их промышленной продукции; производство ее тогда только начиналось.

Страны «третьего мира» сочли Организацию Объединенных Наций наиболее подходящим местом, где можно было выступить с предложением реформы мирового рынка, хотя проблема была изложена в общем виде и в выражениях, характерных для недавней борьбы за независимость. Уже в декабре 1960 г. Генеральная Ассамблея заявила, что предстоявшее десятилетие должно стать «десятилетием развития», что является условием мира и стабильности в мире. В 1962 г. в резолюции ООН была выдвинута формула «Trade not aid» - «Торговля, а не помощь», что означало

Глава 10. Сосуществование-соперничество и деколонизация 965

смену гуманитарного подхода методами, больше соответствующими характеру экономических проблем.

Организация Объединенных Наций в 1964 г. (23 марта - 15 июня) в Женеве провела конференцию по проблемам торговли и развития (United Nations Conference on Trade and Development), хорошо известную как ЮНКТАД, во время которой впервые были рассмотрены важнейшие экономические и политические аспекты проблемы развития. На конференции обсуждались предложения реформы международной экономической системы, согласно которым было необходимо, чтобы развивающиеся страны открыли свои двери для экспорта и интегрировались в экономику, находящуюся на подъеме. Но еще больше было необходимо, чтобы индустриально развитые государства гарантировали благоприятные цены на сырье и сельскохозяйственную продукцию, экспортировавшиеся из развивающихся стран; выплачивали субсидии странам, не готовым к торговому обмену; пошли на снижение пошлин на тропические и субтропические продукты; провели реорганизацию ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), которая содействовала бы торговле с развивающимися странами.

Соперничество между Советским Союзом и Соединенными Штатами заставило страны «третьего мира» лучше понять различные аспекты международной ситуации. Страны советского блока, также недавно освободившиеся от колониальной зависимости, не участвовали в диалоге, начатом ЮНКТАД. В рамках конференции, собравшей представителей 123 государств, сложилась так называемая «группа 77», в рамках которой участники движения «неприсоединения» стремились достичь единства позиций в области экономики, не сумев добиться его в политической сфере. Вес развивающихся стран в Организации Объединенных Наций был настолько значительным, что позволил осуществить институцио-нализацию отношений между промышленно развитыми и развивающимися странами. ЮНКТАД была преобразована в постоянный консультативный орган, который разрабатывал рамочные условия для проведения переговоров.

Тогда начался жесткий диалог, долгий и трудный. Агрессивность политики «группы 77» (в частности, на заседании в Алжире в 1967 г.) привела к обратным результатам. Индустриально развитые страны не были заинтересованы в том, чтобы пойти на уступки, которые могли оказаться напрасными или же пошли бы на пользу политическим противникам. Действительно важного успеха удалось добиться только однажды, во время второй конференции ЮНКТАД, состоявшейся в 1968 г. в Дели, когда развитые страны обязались ежегодно отчислять 1% своего ВНП развиваю-

Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

щимся странам в качестве помощи их экономическому развитию. Следует учесть, что страны советского блока были в состоянии перечислить менее одной пятой от общей суммы, которую предусматривал такой ничтожно малый процент.

Рост цен на нефть, совершивший скачок во время первого нефтяного шока в 1973 г., привел к изменению общей ситуации. В следующем году развитые государства приняли предложение, выдвинутое благодаря преобладанию в «группе 77» стран с умеренным подходом, согласно которому необходимо было начать обсуждение основ нового международного экономического порядка. Этот вопрос был в центре внимания Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1974 г., когда обсуждалась «Хартия экономических прав и обязанностей государств». С тех пор был возобновлен, хотя и со значительными трудностями, более конструктивный диалог.

С 1964 г. Европейское экономическое сообщество начало проводить политику содействия развитию. 18 бывших французских колоний заключили конвенцию в Яунде (Камерун), благодаря которой был создан фонд развития, но, прежде всего, конвенция отражала намерение стран ЕЭС с большей ответственностью решать проблемы развивающихся стран. Впервые конвенция Яунде была изменена в 1974 г., после вступления Великобритании в ЕЭС, и в 1975 г. заменена Ломейской конвенцией. С ее подписанием политика Сообщества охватывала уже 46 стран Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейнов (отсюда аббревиатура АКТ). С тех пор отношения между ЕЭС и странами АКТ регулировались посредством внесения поправок в Ломейскую конвенцию, что способствовало стабилизации торговли и более рациональной организации помощи, эти меры оказали значительное воздействие на всю систему международных отношений.

Со временем характер отношений между промышленно развитыми и развивающимися странами менялся. Развивающиеся страны решали основную проблему их экономической жизни с разными результатами. Считать их однородной группой, требовавшей одинакового подхода, становилось невозможным. Даже страны «третьего мира» больше не представляли собой однородную общность. Часть развивающихся стран благодаря росту цен на нефть, позволившему осуществлять инвестиции, вырвалась из пут отсталости и даже должна была решать проблему избытка финансовой ликвидности. Ряд стран, в особенности в Азии, благодаря тесным связям с транснациональными концернами и низкой стоимости рабочей силы, вошли в группу новых индустриально развитых стран - Малайзия, Тайвань, Южная Корея, Гонконг, Сингапур и, частично, Индонезия.

ДВИЖЕНИЕ НЕПРИСОЕДИНЕНИЯ - международная организация, которая объединяет страны, провозгласившие основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно-политических блоках и группировках.

На-ча-ло раз-ви-тию ДН как но-во-го те-че-ния в сис-те-ме ме-ж-ду-народных от-но-ше-ний по-ло-жи-ла Бан-дунг-ская кон-фе-рен-ция 1955 года. На Ка-ир-ской встре-че пред-ста-ви-те-лей 20 стран Азии, Аф-ри-ки, Ев-ро-пы и Латинской Аме-ри-ки (июнь 1961 года) был со-гла-со-ван ряд прин-ци-пов по-ли-ти-ки не-при-сое-ди-не-ния: не-за-ви-си-мая внеш-няя по-ли-ти-ка, под-держ-ка национально-ос-во-бо-дительных дви-же-ний, не-уча-стие в мно-го-сто-рон-них во-енных сою-зах, за-клю-чён-ных в ус-ло-ви-ях про-ти-во-стоя-ния ве-ли-ких дер-жав. Сре-ди ос-но-ва-те-лей ДН бы-ли та-кие вы-даю-щие-ся по-ли-ти-ки, как Дж. Не-ру, Г.А. На-сер, И. Ти-то, Су-кар-но, К. Нкру-ма. Как ор-га-ни-за-ция ДН бы-ло уч-ре-ж-де-но на Бел-град-ской кон-фе-рен-ции (Юго-сла-вия, сентябрь 1961 года; 25 го-су-дарств). В при-ня-той на кон-фе-рен-ции дек-ла-ра-ции из-ла-га-лись ба-зо-вые прин-ци-пы ДН: не-при-ятие дик-та-та , ге-ге-мо-низ-ма и экс-пан-сии в ме-ж-ду-народных от-но-ше-ни-ях, не-об-хо-ди-мость рав-но-прав-но-го и взаи-мо-вы-год-но-го со-труд-ни-че-ст-ва ме-ж-ду го-су-дар-ст-ва-ми; борь-ба за фор-ми-ро-ва-ние но-во-го эко-но-мического по-ряд-ка на ос-но-ве спра-вед-ли-во-сти и рав-но-пра-вия. Ка-ир-ская кон-фе-рен-ция (Еги-пет, октябрь 1964 года; 47 го-су-дарств) осу-ди-ла лю-бые фор-мы вме-ша-тель-ст-ва во внутренние де-ла го-су-дарств, вы-ска-за-лась за за-пре-ще-ние ядер-ных ис-пы-та-ний во всех сре-дах.

С Лу-сак-ской кон-фе-рен-ции (Зам-бия, сентябрь 1970 года; 54 го-су-дар-ст-ва) на-чал-ся этап ста-нов-ле-ния ДН как од-но-го из ин-сти-ту-тов в сис-те-ме ме-ж-ду-народных от-но-ше-ний. Кон-фе-рен-ция впер-вые упот-ре-би-ла в сво-их до-ку-мен-тах тер-ми-ны «Дви-же-ние не-при-сое-ди-не-ния» и «го-су-дар-ст-ва - чле-ны Дви-же-ния не-при-сое-ди-не-ния», при-ня-ла прин-ци-пи-аль-но важ-ное ре-ше-ние «уп-ро-чить и рас-ши-рить об-ласть вза-им-но-го со-труд-ни-че-ст-ва в ме-ж-ду-на-род-ных, ре-гио-наль-ных, дву-сто-рон-них рам-ках; обес-пе-чить не-пре-рыв-ность дея-тель-но-сти про-ве-де-ни-ем пе-рио-ди-че-ских кон-суль-та-ций пред-ста-ви-те-лей не-при-сое-ди-нив-ших-ся стран на раз-лич-ных уров-нях». Ли-ния Лу-сак-ской кон-фе-рен-ции, на-прав-лен-ная на то, что-бы при-дать ста-биль-ные ор-га-ни-зационные фор-мы со-ли-дар-но-сти не-при-сое-ди-нив-ших-ся стран, бы-ла про-дол-же-на на выс-ших фо-ру-мах ДН в Ал-жи-ре (Ал-жир, сентябрь 1973 года; 76 го-су-дарств), Ко-лом-бо (Шри-Лан-ка, август 1976 года; 84 го-су-дар-ст-ва и од-но национально-ос-во-бо-дительное дви-же-ние), Га-ва-не (Ку-ба, сентябрь 1979 года; 92 го-су-дар-ст-ва и 3 национально-ос-во-бо-дительных дви-же-ния), Де-ли (Ин-дия, март 1983 года; 97 го-су-дарств и 2 национально-ос-во-бо-дительных дви-же-ния), Ха-ра-ре (Зим-баб-ве, сентябрь 1986 года; 100 го-су-дарств и национально-ос-во-бо-дительных дви-же-ний), Бел-гра-де (СФРЮ, сентябрь 1989 года; 98 чле-нов ДН). Для вы-пол-не-ния при-ня-тых ре-зо-лю-ций бы-ло об-ра-зо-ва-но свыше 50 ор-га-нов. В ус-ло-ви-ях «хо-лод-ной вой-ны», ис-поль-зуя про-ти-во-ре-чия ме-ж-ду За-па-дом и Вос-то-ком, ДН до-би-лось ус-ту-пок от обо-их во-енно-по-ли-тических бло-ков, сна-ча-ла на суб-ре-гио-наль-ном и ре-гио-наль-ном уров-нях, а за-тем в гло-баль-ном мас-шта-бе. В 1950-1980-е годы в до-ку-мен-тах ДН мно-го мес-та от-во-ди-лось ан-ти-им-пе-риа-ли-стическим ло-зун-гам, осу-ж-де-нию ко-ло-ниа-лиз-ма, нео-ко-ло-ниа-лиз-ма, апар-теи-да, ра-сиз-ма, что объ-ек-тив-но сбли-жа-ло ДН с СССР и стра-на-ми со-циа-ли-стического ла-ге-ря . Это да-ва-ло ос-но-ва-ние советскому ру-ко-во-дству рас-смат-ри-вать ДН как сво-его со-юз-ни-ка. Од-на-ко боль-шин-ст-во стран ДН осу-ди-ли ввод войск Ор-га-ни-за-ции Вар-шав-ско-го до-го-во-ра в Че-хо-сло-ва-кию (1968) и советских войск в Аф-га-ни-стан (1979).

На ру-бе-же 1990-х годов, в ус-ло-ви-ях стрем-ле-ния США к соз-да-нию мо-но-по-ляр-но-го ми-ро-по-ряд-ка, ДН столк-ну-лось с прин-ци-пи-аль-ной про-бле-мой оп-ре-де-ле-ния сво-его мес-та и ро-ли в ми-ро-вой по-ли-ти-ке. Си-туа-ция усу-губ-ля-лась на-рас-та-ни-ем кри-зис-ных тен-ден-ций внут-ри са-мо-го ДН. Рас-па-лась СФРЮ, пред-се-да-тель-ст-во-вав-шая в нём с 1989 года. В 1991 году из ДН вы-шла Ар-ген-ти-на. Ут-ра-ти-ли ин-те-рес к ДН его ев-ропейские уча-ст-ни-ки - Кипр и Маль-та, по-дав-шие за-яв-ки на всту-п-ле-ние в Ев-ро-пей-ский со-юз (ЕС). Та-кие влия-тель-ные чле-ны ДН, как Ин-дия, Ку-ба, Ал-жир, по раз-ным при-чи-нам ос-ла-би-ли вни-ма-ние к про-бле-ма-ти-ке не-при-сое-ди-не-ния. Дис-кус-сия по по-во-ду пер-спек-тив ДН дос-тиг-ла апо-гея к мо-мен-ту со-зы-ва кон-фе-рен-ции не-при-сое-ди-нив-ших-ся стран в Джа-кар-те (Ин-до-не-зия, сентябрь 1992 года; 108 го-су-дарств). На кон-фе-рен-ци-ях не-при-сое-ди-нив-ших-ся стран в Кар-та-хе-не (Ко-лум-бия, октябрь 1995 года; 104 го-су-дар-ст-ва), в Дур-ба-не (ЮАР, сентябрь 1998 года; 103 го-су-дар-ст-ва), Куа-ла-Лум-пу-ре (Ма-лай-зия, февраль 2003 года; 106 го-су-дарств) и Га-ва-не (Ку-ба, сентябрь 2006 года; 115 го-су-дарств) сфор-ми-ро-вал-ся современный об-лик ДН как ме-ха-низ-ма для кон-со-ли-да-ции Юга и от-стаи-ва-ния его ин-те-ре-сов в диа-ло-ге с Се-ве-ром. Дур-бан-ская дек-ла-ра-ция оп-ре-де-ли-ла ме-сто и роль ДН в ме-ж-ду-народных от-но-ше-ни-ях как «пе-ре-до-вой си-лы но-во-го ты-ся-че-ле-тия, зна-ме-ную-ще-го со-бой эру воз-ро-ж-даю-щих-ся на-ций, эру Юга, эру оп-рав-дав-шей-ся на-де-ж-ды». При-ори-тет-ные за-да-чи ДН - ис-ко-ре-не-ние бед-но-сти и обес-пе-че-ние ус-той-чи-во-го раз-ви-тия стран «третье-го ми-ра», при-да-ние гло-ба-ли-за-ции силь-ной со-ци-аль-ной со-став-ляю-щей. Чле-ны ДН про-дол-жа-ют про-яв-лять ра-ди-ка-лизм в во-про-сах ра-зо-ру-же-ния, осо-бен-но ядер-но-го, тра-ди-ци-он-но воз-ла-гая от-вет-ст-вен-ность за от-сут-ст-вие про-грес-са в этом во-про-се на «офи-ци-аль-ные» ядер-ные дер-жа-вы - США, Рос-сию, Фран-цию, Ве-ли-ко-бри-та-нию и Ки-тай. При этом ДН не от-реа-ги-ро-ва-ло на всту-п-ле-ние в ядер-ный клуб двух сво-их чле-нов - Ин-дии и Па-ки-ста-на. Уча-ст-ни-ки кон-фе-рен-ции в Га-ва-не (2006) под-дер-жа-ли пра-во Ира-на на соз-да-ние собственных ядер-ных тех-но-ло-гий в мир-ных це-лях. В ор-га-ни-за-ции тра-ди-ци-он-но силь-ны по-зи-ции ис-лам-ских го-су-дарств, под влия-ни-ем ко-то-рых она не за-ня-ла чёт-кой по-зи-ции в от-но-ше-нии дей-ст-вий НАТО про-тив Юго-сла-вии, сто-яв-шей у ис-то-ков ДН. Важ-ным на-прав-ле-ни-ем дея-тель-но-сти ДН яв-ля-ет-ся ре-фор-ма ООН. ДН вы-сту-па-ет за пе-ре-рас-пре-де-ле-ние пол-но-мо-чий ме-ж-ду Со-ве-том Безо-пас-но-сти (СБ) и Ге-не-раль-ной Ас-самб-ле-ей в поль-зу по-след-ней, за пре-вра-ще-ние СБ в под-от-чёт-ный ей ор-ган, по-вы-ше-ние ро-ли спе-циа-ли-зированных ор-га-нов и ор-га-ни-за-ций ООН.

ДН - объ-е-ди-не-ние го-су-дарств, ме-ж-ду ко-то-ры-ми су-ще-ст-ву-ют глу-бо-кие по-ли-тические и идео-ло-гические про-ти-во-ре-чия, вслед-ст-вие это-го оно не име-ет чёт-кой струк-ту-ры и ор-га-ни-за-ции. У ДН нет ус-та-ва и бюд-же-та. Ре-ше-ния, при-ни-мае-мые кон-сен-су-сом на сам-ми-тах или кон-фе-рен-ци-ях ми-ни-ст-ров, но-сят ре-ко-мен-да-тель-ный ха-рак-тер. ДН не име-ет по-сто-ян-но-го сек-ре-та-риа-та или другой струк-ту-ры. Основная роль в под-го-тов-ке фо-ру-мов и ве-де-нии те-ку-щих дел иг-ра-ет пред-се-да-тель-ст-вую-щее го-су-дар-ст-во. Важ-ным ко-ор-ди-национным ме-ха-низ-мом яв-ля-ет-ся «трой-ка», ку-да вхо-дят пре-ды-ду-щий, ны-неш-ний и бу-ду-щий пред-се-да-те-ли. Чле-на-ми ДН в 2006 году со-стоя-ли 116 го-су-дарств Азии, Аф-ри-ки, Ев-ро-пы, Латинской Аме-ри-ки и Океа-нии, в ко-то-рых про-жи-ва-ет 51% населения пла-не-ты, на-хо-дят-ся 46% об-ра-ба-ты-вае-мых зе-мель и 86% ми-ро-вых за-па-сов неф-ти. Из стран, вхо-дя-щих в СНГ, Бе-ло-рус-сия, Турк-ме-ния и Уз-бе-ки-стан яв-ля-ют-ся чле-на-ми ДН, а Ар-ме-ния, Азер-бай-джан, Ка-зах-стан, Кир-ги-зия и Ук-раи-на по-лу-чи-ли пра-ва на-блю-да-те-лей. С 1995 года Рос-сия уча-ст-ву-ет в фо-ру-мах ДН в ка-че-ст-ве гос-тя.

Сочинения:

Дви-же-ние не-при-сое-ди-не-ния в до-ку-мен-тах и ма-те-риа-лах. 2-е изд. М., 1979.

Ответ на этот вопрос может иметь большое значение в понимании и вторичном изучении роли Движения неприсоединения.

Во время Второй мировой войны после поражения Стран оси (Германии-Италии-Японии), главы государств-победителей с 4 по 11 февраля 1945 года собрались в г. Ялта, на юге России, чтобы определить свои границы в назначенных сферах влияния.

На ялтинской конференции президент США Рузвельт, британский премьер Черчилль и лидер СССР Сталин договорились об оккупации и разделе Германии на оккупационные зоны и передаче управления соответствующими делами наблюдательской комиссии, состоявшейся из высокопоставленных командиров оккупационных сил в Берлине. На конференции было решено вместо Лиги наций создать международную организацию по поддержанию мира и безопасности во всем мире. Вслед за этим была создана Организация Объединенных Наций, перед которой были поставлены такие цели, как поддержание мира и безопасности во всем мире, расширение дружеских отношений между странами и обеспечение сотрудничества для решения международной проблематики экономического, общественного, культурного и гуманитарного характера.

СБ также был формирован в сердце ООН по защите интересов держав. На этой же конференции было признано право вето в СБ.

Таким образом, одновременно с окончанием войны и размещением мира, в лагере победителей постепенно воцарилась атмосфера враждебного недоверия. В этом процессе США и Советский Союз в качестве победителей стали полноценными символами этой враждебной политики, которая обрела характер противостояния в Европе, Азии, Африке и даже ООН.

Из этого соперничества появился два военно-политических блока: Организация Варшавского договора под началом Москвы и Организация Североатлантического (НАТО) на Западе под началом Вашингтона. Так мир вступил в холодную войну, которая имела далеко идущие пагубные последствия.

Игнорирование интересов обездоленных народов и несоблюдение прав малоразвитых или развивающихся стран оказались последствиями этой политической конфронтации, приведшей к появлению освободительных движений и развитию организаций, борющихся за независимость своих стран. Антиколониальная борьба охватила сначала Азию и Ближний Восток, а затем и Африку. При этом, появилась идея о созыве конференции с участием азиатских и африканских стран. После ряда преобразований плодом этой идеи стало возникновение Движения неприсоединения.

Неприсоединение или независимость стала сутью политики лидеров государств, имеющих общие цели и идеалы, независимо от расхождения в идеологиях и формах государственного управления.

Первый шаг для интеграции между государствами, которые в дальнейшем стали называться неприсоединившимися, был сделан в 1995 году на конференции в г. Бандунг в Индонезии. На этой же конференции идея о создании такой организации выдвинута тогдашними президентами Индии, Египта и Индонезии Джавахарлалом Неру, Гамалем Абду-Насиром и Ахмедом Сукарно.

Наконец в 1961 году в разгаре холодной войны благодаря усилиям покойного Неру, Сукарно, Насира и генерала Тито, лидера Югославии, было создано Движение неприсоединения с целью интеграции государств, не входящих в коммунистический или капиталистический лагеря.

Движение неприсоединения на самом деле сформировалось с целью борьбы против колониализма, империализма и нового колониализма, объединения развивающихся стран, установления либеральных и независимых от сверхдержав политических и экономических отношений с целью поддержания мира и безопасности между государствами-членами.

При беглом обзоре причин формирования этого движения можно сказать, что в условиях, когда Запад и Восток поделили мир на сферы своего влияние, некоторые свободолюбивые лидеры мира, не привязанные ни к капитализму, ни к социализму, в стремлении объединить государств, независимых от двух сверхдержав, решили создать организацию, которая могла бы приобрести весомое влияние на международном уровне. Как явствует из истории Движения неприсоединения, оно сформировано с хорошим началом и возвышенными целями. Как наглядно следует из устава Движения, в нем разработаны 10 принципов, исходя из которых, члены придерживаются независимого политического курса.

Движению неприсоединения удавалось некоторое время действовать по намеченным принципам, но постепенно его усилия утратили свое влияние и оно не могло сохранить свои позиции на международной арене. Через некоторое время в мире потерпела крушение одна из сверхдержав, и в мире воцарилась однополярная система. В этих условиях Движение неприсоединения также столкнулось с более серьезной проблемой. Несмотря на увеличение числа членов, проблема существовала и продолжает существовать в той или форме.

Ныне уже долгие годы главы движения неприсоединения стараются восстановить первоначальные принципы Движения и совершенствовать их в соответствии с требованиями времени. На прошлогоднем совещании министров иностранных дел в Шарм Аш-Шейхе были выдвинуты новые предложения для сохранения динамичности и эффективности Движения. Решено, что предложения будут утверждены на саммите в Тегеране.

До 1944 года около 109 государств входили в Движение неприсоединения: Мальт и Кипр из Европы, а остальные с трех континентов (Азия, Африка, Латинская Америка). В настоящем Движение объединяет 120 государств, которые составляют более двух третей членов ООН. Из общего количества Движения неприсоединения 38 из Азии, 53 государства из Африки, 26 государств из Латинской Америки и одно из Европы (Беларусь) являются официальными членами, а Гаити, Сент-Киттс и Невис – новые члены, которые присоединились к Движению на его 14-м саммите. 15 государств и 7 международных организаций имеют статус наблюдателей.

Страны Движения неприсоединения характеризуются реализацией политики мирного сосуществования, поддержкой освободительных движений, независимостью от того или иного военного блока в связи с разногласиями сверхдержав. Движения неприсоединения, однако, за последние полвека оставило позади немало взлетов и падений. Например, вслед за крушением Советского Союза и Варшавского договора некоторые государства, в том числе Аргентина, вышли из Движения, а к нему присоединились Гондурас и Таиланд. Киргизия была принята на правах наблюдателя, а Чехия и Словакия – в качестве гостей официальных заседаний.

Движение провело до сих пор 15 саммитов. Саммиты стран-участниц проводятся каждые три года, а в промежутке между двумя саммитами министры иностранных дел собираются в столице одного из членов.

В настоящем Египет является ротационным председателем Движения неприсоединения. Страна-хозяин, т.е. ИРИ на тегеранской конференции возьмет на себя ротационное руководство организацией.

Действительность такова, что человечество сталкивается с многими проблемами. Нельзя сказать конкретно, какая именно политическая, экономическая или международно-правовая система справится с этими проблемами, тем более, что многие международные организации находятся под монополией и господством крупных держав, добивающих обеспечения своих незаконных интересов.

Как явствует из истории образования этого Движения, оно имело начало с мировыми целями, которые отчетливо оговорены в уставе движения. Движение выдвинуло 10 принципов, на основе которых оно пытается реализовать свою независимую политику. Принципы, которые за последние полвека не только не изменились, но и олицетворились на международном уровне в новых потенциалах, бросив вызов мировым державам. С данной точки зрения, понятие "неприсоединение" делает акцент на признание прав народов следовать стратегии, соответствующей коллективным интересам, гарантирующей развитие, поддержание мира и безопасности, путем взаимодействия в урегулировании международных проблема.

Движение неприсоединения - международное объединение развивающихся государств, в основу политики которого положено неучастие в военно-политических блоках. На начало 90‑х гг. в нем принимали участие 102 государства и национально-освободительных движения (Организация освобождения Палестины (ООП) и Народная организация Юго Западной Африки (СВАПО). У его истоков стояли видные политические и государственные деятели. Одним из них был премьер-министр Индии Дж. Неру. Свое нынешнее название Движение неприсоединения получило на 3‑й конференции в Лусаке в 1970 г.; возникновение его относится к концу 40‑х - началу 50‑х гг., когда после окончания второй мировой войны развернулось национально-освободительное движение народов колоний (см. Колониализм). Организационно оформилось в сентябре 1961 г. на 1‑й конференции неприсоединившихся стран в Белграде; в ней приняли участие представители 25 стран. Конференции созываются регулярно - раз в три года (1973 г. - Алжир; 1976 г. - Коломбо; 1979 г. - Гавана; 1983 г. - Дели; 1986 г. - Хараре; 1989 г. - Белград).

На конференциях вырабатываются и принимаются основные программные документы Движения, в которых записываются его цели и принципы, направленные на борьбу против империализма и колониализма, на укрепление позиций стран неприсоединения.

В период между конференциями страна, проводившая последнюю конференцию, выполняет координационные функции, осуществляет связь между странами и представляет Движение на международной арене. В это же время проводятся конференции министров иностранных дел, на которых обсуждаются важнейшие проблемы текущего момента и согласовываются позиции стран. Этим же вопросам посвящены и ежегодные, созываемые накануне открытия сессий Генеральной Ассамблеи ООН совещания глав делегаций и министров иностранных дел.

Для решения текущих и других вопросов образовываются специализированные органы. Решения на всех уровнях носят рекомендательный характер.

Движение неприсоединения не имеет Устава, бюджета; его штаб-квартирой является столица страны, в которой проходила последняя конференция глав государств и правительств.

Надо отметить, что если вначале Движение в основном занималось внутренними проблемами участвующих в нем стран, то в последние годы оно все больше и больше уделяет внимания важнейшим вопросам современных международных отношений . Так, на конференции в Хараре рассматривались такие вопросы, как борьба с гонкой вооружений, проблемы разоружения . Белградская конференция показала, что участники Движения неприсоединения идут в ногу со временем, выступив за участие в широком международном диалоге для решения актуальных проблем современности. На этой конференции были приняты специальные резолюции по проблемам экологии, борьбы с терроризмом и наркобизнесом. Большой интерес проявляет Движение неприсоединения и к поиску новых подходов к перестройке международного экономического сотрудничества на основе справедливых и демократических принципов.

Движение неприсоединения играет всевозрастающую роль в деятельности ООН. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН страны Движения выступают с различными предложениями и вносят проекты резолюций по ряду вопросов.