4 781

Большинство людей считают, что история США началась в 1776 году, однако это предположение далеко от истины. На самом деле североамериканская история насчитывает тысячи лет. Кто населял территорию США давным-давно? Что эти люди оставили после себя? В данной статье представлены одни из самых интересных и загадочных археологических находок, когда-либо обнаруженных на территории Соединённых Штатов…

Петроглифы, обнаруженные в индейской пещере

В XIX веке в округе Харрисон (штат Западная Вирджиния) была найдена небольшая пещера, на стенах которой были нарисованы замысловатые доисторические петроглифы. Они изображали ряд животных, включая гремучих змей и рыб. Индейская пещера невероятно хорошо сохранилась; по словам археологов, время пощадило её и оставило «практически без изменений».

Любопытные петроглифы, обнаруженные на стенах пещеры, являются уникальными потому, что были созданы с использованием красного цвета. Он присутствует на ряде изображений. Археологи установили, что петроглифы были оставлены ранними коренными американцами, однако они не могут определить, к какому именно народу они принадлежали.

Остатки глиняной посуды, найденные в пещере, говорят о том, что в ней жили в период между 500 и 1675 годами. Что касается петроглифов, то цель их создания остаётся для учёных загадкой.

Американский Стоунхендж

За пределами Салема (штат Нью-Гэмпшир) находятся руины того, что, по мнению некоторых учёных, некогда было древним поселением. Сегодня это место известно как Американский Стоунхендж. Здесь можно найти многочисленные рукотворные дольмены, стены и прочие каменные структуры.

Американский Стоунхендж породил между историками и археологами немало споров, связанных с его происхождением и предназначением. Согласно самой распространённой теории, он был построен коренными американцами около 2 500 лет назад и использовался на протяжении веков в качестве места проведения религиозных церемоний.

Сторонники другой, менее популярной, теории утверждают, что обнаруженные каменные структуры были созданы ирландскими монахами примерно в 1000 году нашей эры.

Курганы Поверти-Пойнт

В штате Луизиана находится комплекс древних курганов, который сегодня известен как Поверти-Пойнт. Он был создан коренными американцами в период между 1700 и 1100 годами до нашей эры. Уникальным Поверти-Пойнт делает то, что он является единственным известным примером крупных комплексов, оставленных обществом охотников-собирателей.

Никто точно не знает, какой цели служил Поверти-Пойнт. По мнению некоторых археологов, он использовался в качестве места проведения различных церемоний и торжественных мероприятий. Однако другие учёные утверждают, что Поверти-Пойнт представлял собой постоянное поселение. Опять же, мы не знаем, какая именно культура построила его, поскольку по количеству артефактов, найденных археологами, судить о чём-либо невозможно.

Змеиный курган (Серпент-Маунд)

Серпент-Маунд – древний курган, обнаруженный в штате Огайо. Он представляет собой насыпь в виде огромной змеи. Археологам не удалось выяснить, когда, кто и с какой целью построил его. Результаты радиоуглеродного анализа показали, что курган, скорее всего, был создан в 1000 году нашей эры. Однако другие исследователи предполагают, что его возраст насчитывает более 2 000 лет.

Существует целый ряд теорий о том, в каких целях использовался курган. По мнению некоторых археологов, он служил местом проведения религиозных церемоний и, возможно, даже жертвоприношений. Другие учёные считают, что курган применяли в качестве астрономического календаря.

Петроглифы озера Виннемукка

Недалеко от высохшего озера Виннемукка в штате Невада археологи обнаружили то, что, по их мнению, является древнейшими петроглифами Северной Америки. Они были оставлены на нескольких огромных валунах. На одних из них преобладают изображения круглой формы, на других – алмазоподобной. Эти петроглифы являются уникальными по двум причинам.

Во-первых, их не так много, по сравнению с другими петроглифами, найденными по всей стране. Во-вторых, им, по меньшей мере, 10 тысяч лет. Остаётся ещё много вопросов относительно происхождения и предназначения петроглифов озера Виннемукка. Они, несомненно, были созданы ранними коренными американцами, однако к какому именно народу они принадлежали, учёным неизвестно.

Кахокия

Кахокия была крупнейшим городом в доколумбовой Северной Америке, в котором проживало около 15 тысяч человек. Он был основан посреди плодородной долины Миссисипи, там, где сейчас находится город Сент-Луис.

Кахокия просуществовала примерно с 700 по 1300 год нашей эры. Судя по всему, она представляла собой сложное урбанистическое общество с правящим классом и уникальной культурой. Её жители занимались фермерством, воевали с другими племенами и, по всей видимости, практиковали обряды жертвоприношения. А затем они исчезли без следа.

Историки давно ведут горячие споры по поводу того, что же с ними произошло, однако до сих пор не пришли к единому мнению. Согласно одной из теорий, причинами упадка Кахокии могли стать вырубка лесов, изменение климата, болезни и страх вторжения.

Монета, найденная в штате Мэн

Во время проведения раскопок поселения коренных американцев в штате Мэн в 1957 году археологи обнаружили маленькую монету неизвестного происхождения. Поначалу учёные думали, что это был британский пенни XII века. Однако год спустя они провели тщательный анализ находки и установили, что монета имела скандинавское происхождение.

Эксперты из Университета Осло заявили, что монета, скорее всего, была выпущена в период между 1065 и 1080 годами. Она является единственным доколумбовым скандинавским артефактом, найденным на территории США.

Но как древняя монета могла оказаться на побережье Мэна? Некоторые учёные считают, что она является доказательством существования контакта между ранними скандинавскими поселениями в Ньюфаундленде и коренными американцами.

Дайтон Рок

Дайтон Рок представляет собой камень весом сорок тонн, который был найден в реке Тонтон (Беркли, штат Массачусетс) в 1690 году. Он известен своими таинственными, уникальными петроглифами. На протяжении многих лет учёные пытаются найти ответ на вопрос, кто мог создать загадочные надписи на Дайтон Роке.

Согласно одной популярной теории, петроглифы имеют скандинавское происхождение. Однако некоторые археологи считают, что они были оставлены коренными американцами, поскольку в том районе, где был обнаружен Дайтон Рок, некогда проживало много индейцев.

Аптонский дольмен

По всей территории Новой Англии разбросаны сотни таинственных дольменов и каменных строений. Существует множество предположений относительно того, кто создал эти структуры. Одни считают, что это были коренные американцы, другие – ранние поселенцы, третьи – скандинавы или ирландские монахи.

Один из самых впечатляющих рукотворных дольменов находится в Аптоне (штат Массачусетс). Аптонский дольмен построен на холме; он имеет длинный коридор, который ведёт к куполообразному помещению. Аптонский дольмен указывает на то, что те, кто его создал, обладали фундаментальными знаниями в области астрономии и каменной кладки.

В день летнего солнцестояния лучи солнца падают прямо на вход в дольмен, благодаря чему внутренний купол становится идеально освещённым. В связи с этим некоторые учёные считают, что Аптонский дольмен был построен не поселенцами, а древними людьми. Среди археологов также есть те, кто приписывает строительство дольмена ирландским монахам. По их мнению, дольмен имеет поразительное сходство со структурами, обнаруженными в Ирландии примерно в VIII веке нашей эры.

Таинственный камень

В 1872 году недалеко от озера Уиннипесоки (штат Нью-Гэмпшир) археологи обнаружили загадочный гладкий камень тёмного цвета, который по форме напоминал яйцо. Его высота составляла около 10 сантиметров, а ширина – 6,4 сантиметра. На поверхности камня были высечены непонятные символы, а также изображения лица, кукурузных початков и вигвама.

Археологи крайне заинтересовались происхождением камня. Кем он был сделан? Для какой цели? Согласно одной из теорий, камень, возможно, создали коренные американцы, чтобы ознаменовать подписание мирного договора между двумя племенами. Сторонники других версий считают, что камень имеет кельтское или инуитское происхождение.

Загадка усложнилась, когда исследователи изучили два отверстия в камне: одно – в верхней, а другое – в нижней части. Они были сделаны с невероятной точностью, на что вряд ли были способны досовременные инструменты. Это навело учёных на мысль о том, что камень может быть искусно сделанной подделкой. А некоторые люди и вовсе убеждены, что он был создан сверхъестественными силами.

Кавказские дольмены строили при помощи геополимерн...

Чингисхан - загадки империи...

Сегодня одной из наиболее популярных тем уфологии является теория палеоконтакта, в ходе которого некие инопланетные цивилизации создали человека как своеобразного работника, добывающего золото для нужд «хозяев». Свою «трактовку событий» предложил исследователь, писатель, автор серии книг «Протоязык» Владимир Дегтярев.

– Владимир Николаевич, неужели человечество действительно продукт генного эксперимента пришельцев?

– Однозначно можно сказать одно - нынешний вид человечества не есть продукт эволюционного развития. Так что дарвинизм, многие десятилетия преподаваемый в школах и вузах по всему миру, можно считать лженаукой. Я полагаю, что хомо сапиенс был создан инопланетными существами «по своему образу и подобию» около 400 000 лет. Причем тут необходимо подчеркнуть, что инопланетяне, называемые древними людьми «богами», появились на нашей планете задолго до «сборки» человека, поэтому «пришельцами» скорее нужно называть людей.

– Кем являлись наши создатели?

– Их можно представить «богами-цивилизаторами». Это биологический вид внешне очень похожий на нас, только более продвинутый в технологическом отношении. Они появились на планете Ки (с шумерского – Земля) много миллионов лет назад. Я в своих работах опираюсь именно на шумерскую космогонию, а также на египетские, юкатанские и индийские источники. Согласно моим исследованиям, до нас на Земле уже были некие сущности, созданные пришельцами. Многим известна коллекция перуанских камней Ики, собранная доктором Кабрерой. На них люди изображены в компании с динозаврами и прочими доисторическими животными. Возникает две версии: или современный человек жил 65 миллионов лет назад («дата» вымирания динозавров), или же гигантские рептилии задержались на Земле до позднего палеолита, а именно этим периодом датируются камни из Южной Америки.

– Неужели и динозавров создали «боги-цивилизаторы»?

– Конечно! То есть динозавры и киты, баобабы и яблони, картофель и виноград, коровы, лошади, бараны, другие животные и растительные сущности в большинстве своем являются генномодифицированными созданиями древних поколений «пришельцев». Поэтому я утверждаю: люди - продукт генной инженерии инопланетян. Сначала они создали Землю из большой водной планеты Тиамат, которая вращалась на орбите между Марсом и Юпитером. А потом и сами появились на нашем «шарике».

– С какой целью они проводили эксперимент по созданию человека?

– Для них это был вовсе не эксперимент, как я полагаю, а насущная необходимость. Сегодня можно говорить только о последнем периоде существования Земли, описанном в древних текстах, а это примерно 400 тысяч лет. Поначалу «богов» на нашей планете было всего трое. Это знаменитые аннунаки, именуемые в шумерских текстах как Энлиль, Нинлиль и Энки. Поскольку трудиться пришельцы категорически не желали, им пришлось сотворить «младших богов», называемых в архаичной литературе неблагозвучным словом «игиги».

Вновь созданные работники добывали металлы, в том числе и золото, производили продукты питания и вообще все, что нужно для жизнедеятельности «вахтовиков» с планеты Нибиру, родины аннунаков. Тяжелый труд, несмотря на всю «божественную» машинерию, очевидно, надоел «младшим», и они банально взбунтовались. Тогда и пришло решение заменить «юниоров» биологическими копиями – людьми.

– А вот касательно золота. Зачем пришельцам понадобилось столько благородного металла?

– Энергия! Из-за обладания ее источниками сегодня происходят многочисленные военные конфликты. Есть версия, будто из добытого на Земле золота «боги» смастерили для своей родной планеты некий кокон, состоящий из мельчайших пластинок, с целью сохранения планетарного тепла, поскольку Нибиру очень далеко удаляется от Солнца – период ее обращения вокруг светила около 3 600 земных лет. Я же склоняюсь к иной трактовке: цивилизаторы Земли использовали желтый металл так же, как мы используем нефть, газ, каменный уголь и уран – в качестве источника энергии.

– А как это происходило чисто технически? Как получали энергию из металла?

– Сегодня в электронных приборах, в телевизорах, компьютерах используется золото, хоть и в микроскопических дозах. В прошлом, когда главенствовали радиолампы, в СССР на их производство ежегодно тратилось до двадцати тонн золота. Оно обеспечивало постоянную скорость малых токов, а значит стабильность в передаче информации. В мексиканском Теуакане не так давно обнаружили пирамиду, в основании которой был положен мощнейший конденсатор – два толстых слоя исключительно чистой слюды. Разбором строения (под видом реставрации) занимался некий «представитель официальной власти».

Слюду он вынул и продал. Она пошла на обычные конденсаторы. Потом на пирамиду пришли археологи, которые обнаружили обломки и отдали их на экспертизу. Результат удивил: на изученных образцах были выявлены микрочастицы золотого сплава очень высокой пробы. Прокладкой между слоями слюды в огромном и мощном конденсаторе служил именно желтый металл. Эта «конструкция» заряжалась той энергией, которой вполне достаточно в атмосфере. Ну а весь «добытый» из пирамиды драгметалл, разумеется, уплыл в неизвестном направлении.

– А какую функцию выполнял этот конденсатор?

– Видимо, являлся источником питания для многочисленных электроприборов пришельцев. Гигантские порфировые и гранитные блоки, использовавшиеся в циклопической кладке их строений, надо было чем-то резать, укладывать какими-то машинами. Для всего этого нужна колоссальная энергия. И это лишь малая часть жизнедеятельности «богов». Кроме того, пирамида могла быть частью какой-то большой передающей и принимающей системы. Наверняка же шли обмены информацией между земной колонией и метрополией на Нибиру. Этакая спутниковая тарелка, проще говоря. То есть пирамида была достаточно универсальным техническим объектом.

– На какие тексты, артефакты опираетесь ваша «золотая» теория?

– Сегодня сохранились четыре «Кодекса майя» (один – частично), которые содержат информацию по «золотому вопросу». Есть описания «божественной» золотодобычи в месопотамских глиняных табличках. Сохранилось достаточно много письменной и вещественной информации, но она большей частью касается нашего времени, Пятой цивилизации, возраст которой примерно 12-14 тысяч лет (после Потопа).

Огромный массив артефактов спрятан от посторонних глаз на побережье Ледовитого океана, в уральских горах, вообще в Сибири, но это отдельная тема, которая описывает прежний, допотопный мир. Там можно обнаружить наглядные подтверждения моему выводу, что «богов» драгметалл интересовал, прежде всего, как источник энергии.

Некоторые утверждают, что инопланетные формы жизни посещали Землю на протяжении всей истории её существования.
Однако такие утверждения сложно доказать. Большинство случаев наблюдения за неопознанными летающими объектами и похищения людей можно легко опровергнуть,
как «утки» или простые недопонимания происходящего.

Но как насчёт тех случаев, когда маленькие зелёные человечки на самом деле оставляли что-то за собой?
Или как насчёт тех артефактов, которые люди древних времён построили в честь того, что можно назвать только гостями из других планет?
В мире существует огромное множество странных объектов, как загадочных, так и сделанных рукой человека,
которые предположительно являются доказательствами визитов инопланетных форм жизни на нашу Землю.

10. Российское зубчатое колесо от НЛО (Russian UFO Tooth Wheel)

Мужчина из России нашёл странную часть механизма во Владивостоке, административной столице Приморского края. Объект напоминал кусок зубчатого колеса и был в куске угля, который мужчина использовал, чтобы зажечь огонь. Хотя выброшенные части старых машин не являются редкостью в России, мужчине стало интересно, и он показал свою находку учёным. Тестирование показало, что зубчатый объект состоял почти исключительно из алюминия и почти наверняка был искусственного происхождения.

Кроме того, его возраст составлял 300 миллионов лет. В связи с этой находкой возник ряд интересных вопросов, так как алюминий подобной чистоты и формы не встречается в природе и люди не знали как его получать до 1825 года. Любопытно ещё и то, что объект также походит на части используемые в микроскопах и других тонких технических устройствах.

Несмотря на то, что сторонники заговоров не преминули тут же заявить, что была найдена часть космического корабля пришельцев, учёные, изучающие объект не спешат с выводами и хотят провести ещё ряд тестов, чтобы выяснить больше информации о загадочном артефакте.

9. Каменная голова из Гватемалы (Guatemala Stone Head)


В 1930-х годах посреди джунглей Гватемалы исследователи нашли огромную, выразительно сделанную статую из песчаника. Черты лица вырезанного в камне не напоминали черты лиц представителей цивилизации Майя или любых других людей, которые, как известно, населяли эти земли. Более того, удлиненный череп и тонкие черты лица, казалось бы, вообще не встречались в учебниках истории.

Учёные заявили, что уникальные черты лица статуи изображают члена древней инопланетной цивилизации, которая была намного более развитой, чем любая из доиспанских рас Америки, о которых мы знаем. Некоторые даже предположили, что голова может быть всего лишь частью гораздо более крупной структуры, расположенной внизу головы (было установлено, что это не так). Конечно, есть шанс, что статуя может быть работой художника более позднего времени или даже полным обманом. К сожалению, мы, вероятно, никогда узнаем точно: голова использовалась в качестве мишени для тренировок революционных войск и её особенности были уничтожены почти бесследно.

8. Энигмалит Виллиамса (Williams Enigmalith)


В 1998 году путешественник по имени Джон Дж. Виллиамс (John J Williams) заметил в грязи странный металлический выступ. Он откопал странный камень, к которому, как обнаружилось после очистки, был присоединён странный электрический компонент. Электрическое устройство было явно техногенным и немного напоминало электрическую вилку.

С тех пор этот камень стал известной тайной в кругах энтузиастов НЛО. О нём писали в журнале «UFO Magazine» и (по словам Виллиамса) в «Fortean Times», знаменитом журнале, посвящённом загадочным явлениям. Виллиамс, инженер-электрик, говорит, что электронный компонент, встроенный в камень не был приклеен или врезан в гранит. На самом деле, камень, скорее всего, сформировался вокруг устройства.

Многие считают, что Энигмалит Виллиамса это «утка», так как Виллиамс отказывается расколоть камень, но согласен продать его за 500 000 долларов. Кроме того, каменное устройство похоже на нагревающиеся камни, которые обычно используются для согревания ручных ящериц. Тем не менее, геологический анализ, по-видимому, определил, что возраст камня составляет около 100 000 лет, и если это правда, то устройство внутри него не может быть делом рук человека. Виллиамс настолько уверен в своей находке, что согласен позволить провести исследования Энигмалита при соблюдении трёх условий: он должен присутствовать при исследовании, камень должен оставаться целым и невредимым, и он не будет платить за исследование.

7. Древние самолёты


Инки и другие доколумбовые люди оставили после себя чрезвычайно загадочные безделушки. Одними из самых странных вероятно являются так называемые Древние Самолеты, это небольшие, золотые фигурки, которые напоминают современные реактивные самолеты. Изначально считалось, что они были зооморфными (что означает, что они были сделаны в форме животных), однако вскоре обнаружилось, что у фигурок были странные особенности, которые были очень похожи на крылья истребителей, стабилизирующие хвосты, и даже на стойки шасси. Фигурки были вполне аэродинамическими и когда люди, верящие в древних астронавтов (предположительно) сделали модели самолётов в соответствии с пропорциями фигурок, и оснастили их пропеллерами и (опять же, предположительно) реактивными двигателями, они отлично летали. Всё это привело к предположению, что инки, скорее всего, контактировали с людьми (скорее всего внеземного происхождения), которые были в состоянии строить современные реактивные самолеты, и которые, возможно, даже сами располагали данной технологией.

Ну, ещё есть вариант, что эти замечательные статуэтки просто могли быть художественными изображениями пчёл, летучих рыб, или других крылатых существ. Как всегда, вся красота в глазах смотрящего.

6. Убейдский Человек-Ящерица (Ubaid Lizard Men)

Место археологических раскопок Аль-Убейди (Al Ubaid) является рогом изобилия для археологов и историков. Именно там было найдено бесчисленное количество предметов дошумерского времени, периода, известного как Убейдский (5900 - 4000 год до нашей эры). Однако некоторые из этих предметов являются довольно устрашающими. Ряд статуй Убейдского периода изображают странного, похожего на ящерицу гуманоида в уникальных обыденных позах, а это, по-видимому, указывает то, что эти существа не были богами (такими как египетские боги с головами животных), а скорее были расой людей-ящериц.

Конечно же, эти статуи породили бесчисленное количество историй и теорий о инопланетянах-ящерицах, которые когда-то населяли землю (и по словам сторонников теории заговоров - до сих пор её населяют). Хотя это кажется маловероятным, их истинная природа остаётся загадкой.

5. Останки метеоритов на острове Шри-Ланка (Sri Lanka Meteorite Fossils)


Проанализировав останки метеорита, упавшего в Шри-Ланке, исследователи, обнаружили, что предмет, найденный ими, был чем-то большим, нежели простым куском космического камня. Это был инопланетный артефакт в самом буквальном смысле: артефакт, состоящий из самых настоящих инопланетян. Два отдельных исследования показали, что метеорит содержал окаменелости и водоросли, которые явно были внеземного происхождения.

Профессор Чандра Викрамасингха (Chandra Wickramasinghe), руководитель первого исследования, говорит, что эти останки представили убедительные доказательства панспермии (гипотезы о том, что жизнь существует во Вселенной и распространяется посредством метеоритов и других твёрдых пород). Однако его высказывания, как и следовало ожидать, подверглись критике. Викрамасингха является заядлым энтузиастом теории панспермии, с тенденцией заявлять, что почти всё, что он находит, имеет неземное происхождение. Более того, следы жизни на метеорите на самом деле содержат пресноводные виды животных, обычно встречающихся на Земле, а это указывает, на то, что останки были загрязнены организмами за то время, которое они провели на нашей планете.

4. Гобелен «Летний триумф» (Summer’s Triumph Tapestry)


Гобелен известный как «Летний триумф» был создан в Брюгге (Bruges) (столице провинции Западная Фландрия (West Flanders) во Фламандском регионе Бельгии (Flemish Region of Belgium)) примерно в 1538 году. На данный момент гобелен находится в Баварском национальном музее (Bayerisches National Museum).

«Летний триумф» знаменит (или печально известен) среди сторонников теории заговоров, потому что на нём изображён целый ряд характерных предметов летающих в небе, которые явно похожи на неопознанные летающие объекты. Хотя их присутствие ставит в тупик, некоторые люди полагают, что они, возможно, были добавлены в гобелен (на котором изображено вознесение победоносного правителя к власти), чтобы связать НЛО с правителем в качестве символа божественного вмешательства. Это, конечно, вызывает больше вопросов, чем ответов, например: почему бельгийцы 16-го века узнавали летающие тарелки и мысленно связывали их с божеством?

3. «Прославление таинства Евхаристии» (Glorification Of The Eucharist)


Итальянский художник по имени Вентура Салимбени (Ventura Salimbeni) написал одну из самых загадочных алтарных картин в истории. «Disputa of the Eucharist», картина 16-ого века, также известная как «Прославление таинства Евхаристии» (Евхаристия это синоним термина Святое Причастие), состоит из трёх частей. Нижние две части относительно обычные: на них изображён ряд представителей духовенства и алтарь. Однако на верхней части изображена Святая Троица (Отец, Сын и голубь, изображающий Святого Духа, смотрящего на них)… а в руках они держат то, что очень похоже на космический спутник. Объект большой и обладает сферической формой с металлическим покрытием, телескопическими антеннами и странными огнями. На самом деле, он очень похож на старый «Спутник 1».

Несмотря на то, что энтузиасты НЛО и сторонники теории о древних космонавтах зачастую приводили «Прославление таинства Евхаристии» в качестве аргумента в поддержку их теорий о внеземной жизни (или возможно путешествиях), эксперты быстро отвергли подобные заявления. По их словам, сфера является «Сферой Мира» (Sphaera Mundi), шарообразным представлением вселенной, которое часто использовалось в религиозном искусстве. Странные огни на «спутнике» являются всего лишь солнцем и луной, а его антенны - это на самом деле скипетры, которые символизируют власть Отца и Сына.

2. Артефакты Майя мексиканского правительства (Mexican Government’s Maya Artifacts)


История такова: в 2012 году правительство Мексики выпустило ряд артефактов Майя, которые они держали в секрете в течение 80 лет, как государственную тайну. Эти предметы были взяты из неизученной пирамиды, которая была найдена под другой пирамидой в Калакмуле (Calakmul), на месте одного из самых могущественных древних городов Майя. В документальном фильме, санкционированном мексиканским правительством и снятым Раулем Хулиа-Леви (Raul Julia-Levy) (сыном известного актёра Рауля Хулиа) и финансистом Элизабет Тьерьё (Thieriot) (экс-женой бывшего издателя «San Francisco Chronicle») был опубликован ряд этих находок, большинство из которых чётко изображают НЛО и инопланетных пришельцев.

Этот случай может показаться довольно интригующим, но как только вы посмотрите ближе, начинает проявляться странная закономерность мошенничества. Создаётся впечатление, что оба документалиста о чём-то лгут. Хулиа-Леви, не кажется тем, кем он утверждает что является, а вдова Рауля Хулиа публично назвала этого человека мошенником по имени Сальвадор Альба Фуэнтес (Salvador Alba Fuentes). По её словам, Сальвадор пытается использовать славу её покойного мужа и говорит всем, что его на самом деле зовут Рауль Хулиа-Леви. Между тем, Тьерьё закрыла производство документального фильма и подала в суд на своего партнера, обвиняя «Хулиа-Леви» в краже её документального фильма и в злоупотреблении съемочным оборудованием (против чего «Хулиа-Леви» выступает с негодованием). Более того, кажется, что существует очень мало научных доказательств подлинности экспонатов, а фотографии, которые появились в Интернете, являются менее чем убедительным доказательством.

Возможно, артефакты были дешевыми подделками изготовленными местным ремесленником. Возможно, чиновники изменили своё мнение о документальном фильме и приказали Тьерьё перестать его снимать любой ценой. Какой бы ни была правда, стоящая за этими странными артефактами, их подлинность является далеко не убедительной.

1. Загадочная Сфера Бетцев (Betz Mystery Sphere)


Когда семья Бетц осматривала последствия странного огня, который уничтожил 35,6 гектара их леса, они нашли странный предмет: серебристую сферу, около 20 сантиметров в диаметре, совершенно гладкую, за исключением странного, удлиненного символа треугольника. Подумав, что это может быть прибором НАСА или даже советским спутником-шпионом, они, в конце концов, решили, что, скорее всего, это просто сувенир. Недолго думая, они решили взять его с собой.

Через две недели их сын бренчал на гитаре в той же комнате, где стояла сфера. Внезапно, сфера начала реагировать его мелодии, издавая странные пульсирующие звуки и резонанс, который очень встревожил собаку семьи. Вскоре семья обнаружила, что у сферы были и другие странные качества. Она могла остановиться и изменить направление, когда её пускали катиться по полу, в конце концов, возвращаясь к человеку, который толкнул её как верный пес. Казалось, что она подпитывается от солнечной энергии, становясь заметно активней в солнечные дни.

Начало создаваться такое впечатление, что что-то (или кто-то) контролирует сферу: она время от времени издавала низкочастотные вибрации и шумы, как будто бы внутри неё работал мотор. Она любой ценой избегала падения, или ударов обо что-то, как будто бы защищая то, что находилось внутри неё. Она даже смогла полностью преодолеть силу притяжения, вскарабкавшись по наклонённому столу, чтобы не упасть.

Естественно за этими сообщениями последовало сумасшествие в средствах массовой информации. Уважаемые и серьёзные газеты, такие как «New York Times» и «London Daily» послали репортёров лично увидеть чудо-сферу, которая повторяла свои трюки перед бесчисленной вереницей людей. Даже учёные и военные были впечатлены, хотя семья Бетц не позволяла им взять сферу для более детального изучения. Однако это вскоре изменилось, когда сфера начала плохо себя вести. Она стала проявлять поведение, подобное полтергейсту: ночью двери дома наглухо захлопывались и странная органная музыка ни с того ни с сего заполняла дом. В тот момент, семья решила выяснить, чем сфера являлась на самом деле. Военно-морской флот проанализировал её и обнаружил, что это был... совершенно обычный (правда, высококачественный) шар из нержавеющей стали.

По сей день эта инопланетная сфера, и её предназначение остаются загадкой. Однако существовало много теорий, при помощи которых люди пытались объяснить её природу. Кстати самой вероятной из них является самое обычное объяснение: за три года, перед тем как семья Бетц обнаружила сферу, в том районе, где она была найдена, проезжал художник по имени Джеймс Дурлинг-Джонс (James Durling-Jones). В багажнике на крыше его автомобиля было несколько шаров из нержавеющей стали, предназначавшиеся для скульптуры, которую он делал. Некоторые из этих шаров выпали во время того, как машина ехала по ухабам. Эти шары соответствовали точному описанию сферы Бетцев, и были достаточно сбалансированы, чтобы катиться по малейшему поводу (семья Бетц жила в старом доме с неровным полом, поэтому могло показаться, что такой шар ведёт себя хаотично). Эти шары могли даже издавать дребезжащий звук, благодаря крошечным кусочкам металлической стружки, застрявшим внутри во время процесса их производства.

Хотя оно не объясняет все явления, о которых сообщали люди, это объяснение, безусловно, бросает тень на всю риторику о «таинственной призрачной сфере из космоса».

В Сибири были обнаружены и исследованы жертвенники, святилища и культовые сооружения наших предков III – II тысячелетий до нашей эры. Представьте себе храм в виде шестиугольника длиной 13 метров, ориентированный по линии север – юг, с двухскатной крышей и полом, покрытым ярко-красной минеральной краской, сохранившей свою свежесть до наших дней. И все это в Приполярье, где само выживание человека ставится наукой под сомнение!

Теперь поясню об изначальном происхождении шестиконечной звезды, именуемой сейчас "звездой Давида ". Наши древние предки, или по науке "праиндоевропейцы", треугольником помечали лобковую часть женских глиняных фигурок, олицетворяющих богиню-мать, прародительницу всего живого, богиню плодородия. Постепенно треугольник, так же, как и изображение угла, обозначающее женское начало вне зависимости от положения их вершин, стал широко использоваться для орнаментации глиняной посуды и других изделий.



Треугольник, обращенный вершиной вверх, стал обозначать мужское начало. В Индии позже гексаграмма явилась символическим изображением распространенной религиозной скульптурной композиции йонилинг. Этот культовый атрибут индуизма состоит из изображения женских половых органов (йони), на которых установлено изображение эрегированного мужского члена (линг). Йонилинг, как и гексаграмма, обозначает акт совокупления между мужчиной и женщиной, слияние мужского и женского начал природы, в котором зарождается все живое. Так гексаграмма-звезда – превратилась в оберег, в щит от опасности и страдания. Гексаграмма, сегодня известная как звезда Давида, имеет очень древнее происхождение, не привязанное к конкретной этнической общности. Она встречается в таких культурах, как шумеро-аккадская, вавилонская, египетская, индийская, славянская, кельтская и другие. Например, позже в древнем Египте два скрещённых треугольника стали символом тайных знаний, в Индии это стало оберегом – "печать Вишну ", а у древних славян этот символ мужского начала, стал принадлежать богу плодородия Велесу и называться "звездой Велеса".

Во второй половине XIX века шестиконечная звезда стала одной из эмблем Теософского общества, организованного Еленой Блаватской, а позже – Всемирной сионистской организации. Сейчас шестиконечная звезда является официальным государственным символом Израиля . В национал-патриотической среде существует однозначное заблуждение, что шестиконечная звезда в православной традиции и в иудаизме – одна суть и тот же символ. Для нашего православия – это Вифлиемская звезда, символизирующая рождение Христа и к иудаизму никакого отношения не имеет.

Также в сибирском Приполярье были найдены и позже пропали следующие артефакты.

Почему скрываются артефакты, почему некоторые из них уничтожаются, почему в Ватикане столетиями собираются в архив древние книги и никому их не показывают, а только посвящённым? Почему так происходит?

События, о которых мы слышим с голубых экранов, печатных изданий и средств массовой дезинформации касается, в основном, политики и экономики. Внимание современного обывателя намеренно концентрируется на двух этих направлениях, чтобы скрыть от него вещи не менее важные. О чём идёт речь – подробно далее.

В настоящее время планету захлестнула цепь локальных войн. Это началось сразу после объявления Западом холодной войны Советскому Союзу . Сначала события в Корее, потом во Вьетнаме, в Африке, Передней Азии и т.д. Сейчас мы видим, как война, разразившаяся на севере африканского континента, медленно подбирается к нашим границам, уже бомбят мирные города и сёла юго-востока Украины. Все понимают, если падёт Сирия, то следующим будет Иран. А что за Ираном? Возможна ли война НАТО с Китаем? По мнению некоторых политиков, реакционные силы Запада в союзе с мусульманскими фундаменталистами, вскормленными бандеровцами, могут обрушиться на Крым, на Россию, а финалом будет Китай. Но это только внешний фон происходящего, так сказать, видимая часть айсберга, состоящая из политического противоборства и экономических проблем современности.

Что же скрыто под толщей невидимого и неизвестного? А скрывается вот что: где бы ни происходили военные действия, неважно, в Корее, Вьетнаме, в Индонезии, на севере Африки или на просторах Передней Азии, Украины, везде вслед за войсками НАТО, за американскими, европейскими и мусульманскими вояками, продвигается невидимая армия той силы, которая пытается править миром.

Чем же занимаются эти, мягко говоря, представители военного присутствия, если главной их обязанностью является разорение музеев на захваченных территориях? Они занимаются присвоением самого ценного, что находится под охраной оккупированных войсками НАТО государств. Как правило, после военного конфликта на той или иной территории, исторические музеи превращаются в самую настоящую свалку разбитых и перепутанных артефактов. В такой хаос, в котором сложно разобраться даже крупному специалисту. Всё это делается намеренно, но вопрос, куда исчезает награбленное, неужели в Британский музей или другие музеи Европы? Может в национальные исторические музеи Америки или Канады? Интересно то, что захваченные ценности не появляются ни в одном из выше названных заведений и поэтому нельзя предъявить счёт ни одной европейской стране, так же, как и американцам, и канадцам. Вопрос: где оседают вещи, взятые из исторического музея Багдада, Египта, Ливии и других музеев, куда ступила нога натовского солдата или наёмника из французского интернационального легиона? Теперь вот проблема возврата золота скифов Украины и Крыма , вернут ли или только часть, остаётся под вопросом, и никто на это не обращает внимания из-за развязанной войны олигархических властей Украины против собственного народа.

Ясно одно, что все украденные артефакты прямым ходом поступают в тайные масонские хранилища, либо в подземелья Ватикана. Невольно возникает вопрос: что пытаются скрыть глобалисты и их пособники от общественности?

Судя по тому, что удалось понять, в тайники масонского ордена поступают вещи и артефакты, связанные с древнейшей историей человечества. Например, из музея Багдада исчезла скульптура крылатого демона Пацуцу, по предположению, этот демон являлся образом неких существ, пришедших на Землю в незапамятные времена. В чём его опасность? Может быть в том, что он мог натолкнуть на мысль, что люди являются не продуктами эволюционного развития по теории Дарвина, а прямыми потомками пришельцев из космоса. На примере скульптуры Пацуцу и связанных с ней артефактов можно сделать вывод, что масонские ищейки крадут из музеев артефакты, которые рассказывают о подлинной истории человечества. Причем, это происходит не только на Западе, но и у нас, на территории России.

К примеру, можно вспомнить о Тисульской находке . В сентябре 1969 года в селе Ржавчик Тисульского р-на Кемеровской области , с глубины 70 метров из-под угольного пласта был поднят мраморный саркофаг. При его вскрытии собралось всё село, это стало шоком для всех. Ларец оказался гробом, до краёв наполненный розово-голубой кристальной чистоты жидкостью. Под ней покоилась высокая (около 185 см.) стройная, красивая женщина, лет тридцати, с тонкими европейскими чертами и большими, широко раскрытыми голубыми глазами. Прямо персонаж из сказки Пушкина напрашивается. Вы можете найти подробное описание этого события в интернете, вплоть до фамилий всех присутствующих, но есть много лживого вброса и искажённых данных. Одно известно, что место захоронения после было оцеплено, были вывезены все артефакты, а за 2 года, по неизвестным, причинам погибли все свидетели произошедшего.

Вопрос: куда всё это было вывезено? По оценке геологов, это декембрий, примерно 800 млн. лет тому назад. Ясно одно, научным кругам о Тисульской находке ничего не известно.

Ещё пример. На месте Куликовской битвы, сейчас стоит Старо-Симоновский монастырь в Москве. При Романовых поле Куликово переместили в Тульскую область , а в наше время, в 30-е годы, на настоящем месте братской могилы, усыпальницу павших здесь воинов Куликовской битвы разобрали, в связи со строительством Дворца культуры имени Лихачёва (ЗИЛ). Сегодня Старый Симонов монастырь расположен на территории завода "Динамо". В 60-х годах прошлого века, там просто отбойными молотками раздробили в крошку бесценные плиты и надгробия с подлинными древними надписями, и вывезли всё это вместе с массой костей и черепов самосвалами на мусор, спасибо, что хоть восстановили захоронение Пересвета и Ослябя, но настоящего уже не вернуть.

Ещё пример. Найдена объёмная карта в камне Западной Сибири, так называемая "Чандарская плита ". Сама плита искусственная, изготовленная по технологии, не известной современной науке. В основании карты, прочный доломит, на него нанесён слой диопсидового стекла, его технология обработки пока науке неизвестна. На нём воспроизведён объёмный рельеф местности, и третий слой представляет собой напылённый белый фарфор.



Создание такой карты требует обработки огромных объёмов данных, которые могут быть получены только методом аэрокосмической съёмки. Профессор Чувыров говорит, что этой карте не больше 130 тысяч лет, но сейчас она пропала.

Из выше приведённых примеров следует, что в советское время на территории страны действовала та же самая тайная организация, по герметизации древних артефактов, что и на Западе. Без сомнения, действует она и в наше время. Этому есть недавний пример.

Несколько лет назад для изучения древнего наследия наших предков, на территории Томской области была организованна постоянно действующая поисковая экспедиция. В первый же год работы экспедиции на одной из сибирских рек было открыто 2 солярных капища и 4 городища. И всё это, практически, на одном месте. Но когда через год снова был выезд в экспедицию, то на месте находок встретили странных людей. Чем они там занимались, непонятно. Люди были хорошо вооружены и вели себя весьма нагло. После встречи с этими странными людьми, буквально через месяц, нам позвонил один из наших знакомых, местный житель и сообщил, что на найденных нами городищах и капищах чем-то занимаются неизвестные люди. Что же привлекло этих людей к нашим находкам? Всё просто: нам удалось найти и на капищах, и на городищах тонкую керамику с древне шумерскими орнаментами.

О своей находке было сообщение в отчете, который передали в штаб РГО Томской области.

Крылатый солнечный диск встречается в древнеегипетской, шумерско-месопотамской, хеттской, анатолийской, персидской (зороастрийской), южно-американской и даже австралийской символике и имеет множество вариаций.



Сравнение орнаментальных мотивов древнешумерийского пиктографического письма и орнаменты Сибирских, северных народов. Предки шумеров – это суберы, древние жители Сибири.


Ларчик открылся весьма просто, если маленькая поисковая экспедиция местных краеведов натолкнулась на прародину древних шумеров Сибири – древнюю цивилизацию Сибири, то это в корне противоречит библейской концепции, утверждающей, что древнейшими на Земле носителями культуры могут быть только мудрые семиты, но никак не представители белой расы, прародина которых находится на севере Европы и на бескрайних просторах Сибири. Если же в Среднем Приобье открыта прародина шумеров, то по логике вещей, шумеры являются выходцами из этнического "котла" прародины белой расы. Следовательно, каждый русский, германец или балт, автоматически, превращается в близких родственников самой древней на планете расы.

Фактически, надо переписывать историю заново, а это уже непорядок. Чем занимались "неизвестные" на открытых нами руинах, пока неясно. Возможно, спешно уничтожали следы керамики, а может и сами артефакты. Это предстоит выяснить. Но то, что странные люди прибыли из Москвы, говорит о многом.

О древней каменной карте Сибири, найденной Чувыровым

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Есть, несомненно, миллионы удивительных артефактов древнего мира, которые помогают пролить свет на то, как жили наши далекие предки много тысячелетий назад. Однако некоторые из них особенно выделяются своей уникальностью, глубиной производимого впечатления, или своей способностью дополнять наши знания ранее неизвестными фактами истории. Здесь мы представляем десять таких артефактов. Мы намеренно решили исключить из этого списка хорошо известные артефакты, такие как Антиките́рский механи́зм, Багдадская батарея, Солнечный камень викингов и многие другие известные реликвии. Скорее, мы хотели бы остановиться на некоторых менее известных, но не менее впечатляющих артефактах древнего мира.

Молот Тора (около 900 г. н.э., Дания)

Находка похожего на Молот Тора артефакта викингов, относящегося к 10-му веку, помогла раскрыть давнюю тайну, связанную с более чем 1 000 древних амулетов, обнаруженных на территории всей Северной Европы. Реликвии, известные как амулеты Мьёльнир (др.-сканд. Mjöllnir «сокрушитель»), по всей видимости, изображают молот, который историки связывают с древнескандинавским богом Тором. Тем не менее, данный вывод не мог считаться бесспорным, так как формы амулетов не предполагали однозначной трактовки, и ни один из них не содержал надписей, позволяющих их идентифицировать. Однако в этом году, еще один аналогичный кулон был найден в районе города Кобелев, на датском острове Лолланд, который содержит руническую надпись «это молот». Отлитый в бронзе и, вероятно, покрытый серебром, оловом и золотом, 1 100-летний кулон подтверждает, что миф о Торе оказал сильнейшее влияние на ювелирное искусство викингов. Согласно скандинавской мифологии, Тор был богом, изображавшимся с молотом в руках, и связанным с громом, молнией, бурей, деревом дубом, силой, защитой человеческого рода, а также со святостью, целительством и плодородием. Тор является особо упоминаемым богом на протяжении всей записанной истории германских народов, начиная с римской оккупации германских областей, и до времени Великого переселения народов, когда в эпоху викингов его культ достиг наивысшей точки, и перед лицом христианизации Скандинавии амулеты Мьёльнир носились в знак сопротивления этому процессу. Многие языческие скандинавские имена являются производными от имени этого бога, что служит свидетельством его большой популярности.

Кипу из Караля (3 000 г. до н.э., Перу)

Священный город Караль был построен примерно 5 000 лет назад и представляет старейшую из известных цивилизаций Северной и Южной Америки, известную как Норте-Чико. Среди многих невероятных артефактов, обнаруженных на месте раскопок, археологи нашли фрагмент нитей с узелками на них, известных как кипу. Кипу, иногда называемые «говорящими узелками», представляют собой записывающее приспособление, состоящее из цветных, сплетенных и скрученных нитей из шерсти южноамериканских верблюдовых (альпаки и ламы), или из хлопчатобумажного корда. Известно, что ко времени инков эта система использовалась при сборе данных и ведении различных записей, начиная от контроля налоговых обязательств и надлежащего проведения переписи населения до ведения календаря и военного учета. С помощью узелков в веревках зашифровывалась числовая и другая информация в десятизначной системе. В совокупности, тип шерсти, цвета, узлы и соединения несли как статистическую, так и повествовательную информацию, которую в давние времена могли считывать несколько южноамериканских сообществ. В некоторых поселениях, кипу представляли значительную важность для местных общин, и скорее играли ритуальную роль, нежели служили средством записи. До находки кипу в Карале, никакие другие найденные образцы не относились ко времени, ранее 650 года н.э. Таким образом, важность данной находки заключается в том, что становится очевидным факт использования жителями южноамериканских Анд этой сложной системы записи на тысячи лет раньше, чем это вначале было принято думать.

Терракотовая детская бутылочки, игрушка и погремушка - все в одном лице (400 г. до н.э., Италия)

В прошлом году археологи нашли в Италии 2 400-летнюю детскую бутылочку из терракота, которая одновременно являлась игрушкой в форме поросенка. Уникальный артефакт является одним из нескольких редких предметов, найденных в прошлом году в местечке Мандурия (недалеко от города Таранто), когда в ходе строительных работ обнажилось мессапское захоронение. Эта реликвия известна как гуттус («капельник»), что представляет собой сосуд с узким горлышком, через которое разливают содержащуюся в нем жидкость. Подобные сосуды использовались для вина и других напитков, однако в этом случае, гуттус предназначался для кормления грудного малыша или маленького ребенка. Уникальность данного сосуда в том, что он выполнен в форме поросенка с заостренными ушками и глазами, напоминающими человеческие. Кроме этого, в живот поросенка вставлены терракотовые погремушки. Возраст сосуда оценивается в 2 400 лет и относится к тому времени, когда юго-восточную область Италии населяли мессапы, группа племен, мигрировавших сюда из Иллирии (области в западной части Балканского полуострова) около 1 000 г. до н.э. Мессапы вымерли после завоевания этой области Римской республикой и ассимиляции местного населения.

Небесный диск из Небры (около 1 600 г. до н.э., Германия)

Небесный диск из Небры имеет возраст 3 600 лет и сделан из бронзы, он столь необычен, что изначально его считали археологической подделкой. Однако детальный научный анализ показал, что он действительно является подлинным и драгоценным артефактом, и теперь диск включен в реестр «Памяти мира» ЮНЕСКО. Небесный диск из Небры был обнаружен в лесу Ziegelroda, Саксония-Анхальт, Германия. Диск находился внутри огороженной площадки ритуального доисторического захоронения на вершине холма (называемого Миттельберг) вместе с двумя драгоценными мечами, двумя топориками, двумя спиралевидными браслетами и одним бронзовым долотом. Размер диска составляет около 30 см в диаметре, его вес равен 2,2 кг, он украшен сине-зеленой патиной и инкрустирован золотыми символами. Эти символы в основном интерпретируются как солнце или полная луна, лунный полумесяц и звезды (одно из скоплений которых интерпретируется как созвездие Плеяд). Две золотые дугообразные пластины по бокам были добавлены позднее. Эти пластины описывают угол в 82°, что точно соответствует углу между точками заката солнца в дни летнего и зимнего солнцестояние на широте Миттельберга (51° с.ш.). Последним добавлением была еще одна дугообразная пластина в нижней части диска, окруженная многочисленными черточками неопределенного смысла. Эта вставка имеет различные интерпретации, например как Солнечная Лодка ("солнечная ладья") с многочисленными веслами, или как Млечный Путь. Тогда как значительно более ранние земляные сооружения и мегалитические астрономические комплексы, такие как Гозекский круг или Стоунхендж, уже использовались для обозначения солнцестояния, данный диск является старейшим из известных "портативных приборов", предназначенных для подобных измерений.

Инкрустированный золотом кинжал из кургана Буш вблизи Стоунхенджа (2000 г. до н.э., Англия)

В 1808 году Уильям Каннингтон, один из первых профессиональных археологов Британии, обнаружил то, что затем стало известно как драгоценности короны «Короля Стоунхенджа". Они были найдены в большом кургане бронзового века, находящемся всего в полумиле от Стоунхенджа, известном сегодня как Буш Бэрроу (курган Буш). Внутри 4 000-летнего кургана Каннингтон обнаружил изысканные драгоценности, золотой ромб, служивший застежкой для плаща, и причудливо украшенный кинжал. Первоначально кинжал украшали до 140 000 крошечных золотых шпилек, всего треть миллиметра в ширину. Чтобы изготовить эти шпильки, мастер вначале должен был создать чрезвычайно тонкую золотую проволоку, немного толще человеческого волоса. Затем конец проволоки расплющивался, чтобы получилась головка шпильки, и обрезался с помощью очень острого кремня или обсидиановой бритвы, на расстоянии всего в один миллиметр под головкой. Эту скрупулезную процедуру затем повторяли в буквальном смысле слова десятки тысяч раз. После этого, тысячи крошечных отверстий проделывались в рукоятке кинжала, а на ее поверхность в качестве клея наносился тонкий слой древесной смолы, чтобы закрепить шпильки. Затем каждая шпилька осторожно устанавливалась в приготовленное для нее крошечное отверстие. Было подсчитано, что весь процесс - изготовление проволоки, выделка шпилек, проделывание отверстий, нанесение смолы и установка шпилек - занял бы, по крайней мере, 2 500 часов.

Солнечная повозка из Трундхольма (около 1700-500 гг. до н.э., Дания)

Солнечная повозка из Трундхольма является отлитым из бронзы с позолотой артефактом, извлеченным из болота на датском острове Зеландия (Шелланн) в 1902 году. Даже если этот артефакт, как утверждается, принадлежит к Скандинавскому (нордическому) бронзовому веку (около 1700-500 гг. до н.э.), его точный возраст все еще не определен. «Колесница» состоит из бронзовой лошади, бронзового диска с тонким листом золота, вдавленного в одну из сторон, и 6 отлитых из бронзы колес, по четыре спицы в каждом. Помимо своего ритуального предназначения, Солнечная повозка из Трундхольма предположительно использовалась в качестве календаря. Эта теория была предложена Клаусом Рандсборгом, профессором археологии из Университета Копенгагена, согласно объяснениям которого размеры золотой дневной стороны соответствуют одной трети солнечного года, в то время как размеры большой центральной концентрической окружности на ночной стороне связаны с шестью лунными месяцами. Поэтому он сделал вывод, что "дневная сторона Солнечной повозки ссылается на солнечный календарь, а ночная сторона на лунный календарь, что представляется совершенным расчетом".

Оссуарий Иакова (1 век н.э., Израиль)

Оссуарий (ковчег, в котором древние иудеи хранили кости умерших) Иакова, как полагают некоторые, является одним из самых ценных библейских артефактов всех времен, поскольку, как утверждается, в этом ящике из известняка, хранились кости предполагаемого брата Иисуса. Если это предположение подтвердится, то это будет первой физической нитью, связывающей нас с Иисусом. На этом погребальном ковчеге первого века нашей эры имеется надпись на арамейском языке: «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». Ящик вырезан из цельного куска известняка, что характерно для погребальных ящиков, которые использовали евреи в Палестине первого века. В те времена тела умерших оставлялись в пещере в течение года, после чего кости помещались в ящик. Этот ящик из известняка оказался в центре самых спорных за несколько десятилетий расследований, связанных с подделкой предметов старины. Израильский департамент древностей (IAA) пытался доказать в суде, что эти предметы были подделаны собирателем древностей Одедом Голаном, но не смог добиться нужного для себя судебного решения. После этого департамент сделал попытку, опять же безуспешную, получить право собственности на артефакт. Утверждается, что перед тем, как вернуть реликвию ее владельцу, израильское правительство совершило в отношении нее акт вандализма.

Флейта Дивье Бабе (58 000 - 43 000 гг. до н.э., Словения)

Обнаруженная в пещере в Словении в 1995 году, флейта Дивье Бабе считается старейшим из когда-либо найденных музыкальных инструментов. Сделанная от 60 000 до 43 000 лет назад флейта является обломком бедренной кости пещерного медведя, в которой на некотором расстоянии друг от друга были проделаны отверстия. Ученые, которые отказывают неандертальцам в способности исполнять музыку, отвергли данное предположение, заявив, что отлично расставленные и аккуратно вырезанные отверстия на самом деле являются результатом того, что данный костный фрагмент грызли животные. Тем не менее, общее мнение о том, что флейта Дивье Бабе и в самом деле представляет собой музыкальный инструмент, растет по мере того, как взгляд на неандертальцев как на примитивных, некультурных животных меняется в сторону признания за ними более сложных человеческих черт.

Ящерица Убайд (Убейд) (с 5000 г. до н.э., Ирак)

В начале 20-го века, при раскопках археологического памятника Телль-эль-Убейд в Ираке, археологи совершили необычную находку - многочисленные 7 000-летние артефакты в виде человекоподобных статуэток, обладающих чертами ящериц, в том числе длинными головами, миндалевидными глазами, удлиненными и заостренными лицами и формой носа, как у ящериц. Некоторые из них носят на голове что-то наподобие шлема и имеют своего рода накладки на плечах. Другие статуэтки держат в руках жезл или скипетр, возможно, как символ справедливости и власти. Мужские и женские фигуры изображены в разных позах, однако наиболее странными выглядят женские статуэтки, держащие младенцев, которые сосут молоко. При этом фигурки младенцев также обладают чертами ящериц.Культура Убайд представляет собой доисторическую культуры Месопотамии, которая относится к промежутку между 5 500 и 4 000 гг.до н.э. Как и в случае шумеров, истоки убейдского народа неизвестны. Люди жили в больших деревенских поселениях в домах из сырцового кирпича, ими была создана своя архитектура и сельское хозяйство, они обрабатывали землю с помощью орошения.

Статуэтки Венеры (30 000 - 10 000 гг. до н.э., Европа)

Термин «статуэтки Венеры» употребляется в отношении собранных доисторических статуэток, изображающих женщин и изготовленных во времена палеолита. Большая часть статуэток была найдена в Европе, но некоторые были обнаружены на территориях вплоть до Сибири. На сегодняшний день найдено более 200 подобных фигурок, создание которых относят к промежутку времени между 30 000 и 10 000 гг. до н.э. Все изображенные женщины обладают сходными физическими характеристиками, в том числе пышными телами с большими грудями, ягодицами, животом, бедрами и ляжками; также эти фигурки обычно сужаются в верхней и нижней части. Головы фигурок зачастую имеют сравнительно небольшой размер и лишены деталей, на большинстве фигурок отсутствуют руки и ноги. Некоторые фигурки, по-видимому, изображают беременных женщин, в то время как у других подобные признаки не заметны. Фигурки были вырезаны из всевозможных материалов, начиная от мягкого камня (например, стеатита, кальцита, или известняка) до костей, включая слоновую кость, и глины. Последний тип представляет одни из самых ранних керамических работ, когда-либо обнаруженных.Термин «статуэтки Венеры» спорен сам по себе. Навеянный образом древнегреческой богини любви Венеры, термин предполагает, что фигурки изображают богиню. Конечно, это является одним из возможных объяснений, однако оно всего лишь одно из множества предложенных толкований. Налицо существенный разброс мнений в археологических и палеоантропологических кругах относительно возможного использования и символизма этих предметов. Из всего разнообразия выдвинутых гипотез можно выделить следующие: символ женской плодовитости, автопортреты, куклы каменного века, реалистичные изображения существовавших в то время женщин, идеальные представления о женской красоте, религиозные идолы, изображения богини-матери, или даже эквивалент порнографических образов.

перевод для сайта "Достояние планеты": Сергей Фиров