Чарльз Диккенс биография сокращенно наведена в этой статье.

Чарльз Диккенс краткая биография

Чарльз Джон Хаффем Диккенс - английский писатель, романист и очеркист.

7 февраля 1812 г. - родился в Лендпорте вблизи Портсмута в семье служащего финансового управления морского ведомства.

С 1817 по 1823 г. семья Диккенсов проживала в городе Четэм, где Чарльз начал посещать школу. Эти годы он впоследствии называл самыми счастливыми в своей жизни. Конец безмятежному детству положили финансовые неприятности, из-за которых отец был посажен в долговую тюрьму, а 11-летний Чарльз вынужден был несколько месяцев отработать на фабрике, производившей ваксу.

1824–1826 - годы обучения в частной школе «Академия Вэллингтон‑Хаус».

1827 г. - поступил на место младшего клерка в адвокатскую контору.

В 1828 г. - устроился свободным репортером в судебную палату, а в 1832 г. - парламентским корреспондентом.

В 1833 г. в ежемесячном журнале писатель напечатал свой первый очерк - «Обед на Поплар-Вок», подписанный псевдонимом «Боз».

1836 г. - опубликовал первые разделы романа «Посмертные записки Пиквикского клуба», имевшие большой успех у читателей. В том же году Диккенс женился на дочери юриста и журналиста Дж. Хогарта Кейт, у них было 10 детей, но в 1868 они разошлись.

1837–1841 гг. - выходят в свет знаменитые романы Ч. Диккенса: «Приключения Оливера Твиста» (1839), «Жизнь и приключения Николаса Никльби» (1839), «Лавка древностей» (1840) и др.

В 1842 г. писатель осуществил путешествие в США, во время которого пережил глубокое разочарование в американской демократии и американском образе жизни. Эти впечатления нашли отражение в романе «Мартин Чезлвит» (1844). Затем появился цикл «Рождественские повести» (1848), романы «Домби и сын» (1848), «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим» (1850).

В 1850-е гг. - были написаны романы «Холодный дом» (1853), «Тяжелые времена» (1854) и «Крошка Доррит» (1857). Некоторое время Диккенс работал редактором журнала «Домашнее чтение», в котором печатал собственные сочинения. После конфликта с издателями он основал аналогичный журнал «Круглый год».

Биография Чарльза Диккенса

Чарльз Диккенс появился на свет в 1812 году в семье чиновника морского ведомства в городе Портстмут. В возрасте 10 лет его главу семьи за долги посадили в тюрьму, семья оказалась в нищете, и с этого момента маленькому Чарльзу пришлось самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Отроческие и юные годы писателя были полны лишений и унижений, от природы одаренному и чувствительному мальчику слишком довелось узнать всю изнаночную сторону жизни. Диккенс был не понаслышке знаком с работными домами, тайными притонами, трущобами, нищим бытом бедняков, преступников и продажных женщин. Все пережитое он впоследствии необычайно живо и реалистично изобразит на страницах своих книг. Даже впоследствии, став известным писателем, он никогда уже не смог избавиться от призраков прошлого.

Диккенс считается одним из столпов реализма – одного из самых популярных течений в европейской литературе XIX века. Свою творческую деятельность Диккенс начал с должности репортера. Благодаря своему таланту и неравнодушному отношению к проблемам современности он в кратчайшие сроки был замечен публикой и стал одним из популярнейших авторов. Но славы знаменитого репортера ему было мало – Диккенсу хотелось занять достойное место в обществе. Сделать это можно было с помощью литературной деятельности. И вот из под его пера одна за другой появляются первые книги: нравоучительные «Очерки Боза» и юмористический роман «Посмертные записки Пиквикского клуба». Второе произведение принесло ему огромную популярность среди читающей публики, в одночасье превратив его в знаменитого писателя. Через несколько лет писатель выступил уже в новом амплуа серьезного автора, изобличающего пороки общества. Его произведения «Приключения Николаса Никльби» и в особенности «Приключения Оливера Твиста» ярко и красочно рисовали неприглядную сторону английского общества. Этот роман получил широкий общественный резонанс и впоследствии привел к смягчению и даже отмене многих жестоких законов по отношению к малоимущим и детям-рабочим. Все последующие годы Диккенс не уставал радовать своих читателей новыми произведениями «Домби и сын», автобиографичный роман «Дэвид Копперфильд», принесший ему общеевропейскую славу и многие другие произведения.

К среднему возрасту Диккенс, казалось бы, достиг всего, чего хотел. Однако не писательская слава, ни должность главного редактора газеты «Daily News», ни солидные гонорары, позволявшие ему жить на широкую ногу, не принесли ему покоя и счастья. Нервная, увлекающая натура не позволила ему также насладиться семейным покоем. Со своей супругой Кэтрин Хогарт он прожил всю жизнь, имея восьмерых детей, но из-за постоянных размолвок и связи с актрисой Эллен Тернан счастлив с ней не был. Последние годы жизни писателя также были омрачены его сомнением в собственном таланте. Писатель хотел видеть постепенное преображение общества, в котором он жил, уничтожение социальной несправедливости – все, что он обличал со страниц своих книг. Но изменения вступали в силу слишком медленно, автор страдал от собственной неспособности как-то влиять на ситуацию. В эти годы он написал книгу «Тяжёлые времена», где изложил свои сомнения относительно будущего своей страны. Измученный внутренними противоречиями, великий писатель умер в 1970 году от инсульта.

Чарльз Диккенс не только оставил после себя богатое литературное наследство, но также показал своим последователям достойный пример писателя-борца и общественного деятеля, отстаивающего идеалы справедливого общества.

Непревзойденный классик английской литературы, Чарльз Диккенс (Charles Dickens, 1812-1870) знаменит, по большей части, в качестве социального критика нравов XIX века. Это было время наиболее интенсивного развития производительных сил в Британии, когда она становилась ведущей державой в мировой экономике.

Разумеется, все это не могло не сказаться на производственных отношениях, которые и подвергались довольно жесткой оценке Чарльза Джона Хаффама Диккенса (таково полное имя этого мастера художественного пера). Впрочем, известен маэстро и в качестве создателя комических персонажей.

Место рождения будущего классика – Лендпорт , он появился на свет в многодетной (8 детей) семье 7 февраля. Первые уроки чтения маленькому Чарли преподавала мать, и он быстро перечитал все дешевые издания, имевшиеся в доме.

Его отцу приходилось постоянно менять место работы, поэтому семья часто переезжала, и в итоге пустила корни в Лондоне, где прозябала. Начавший было ходить в школу, Чарльз забросил ее и, как и многие его сверстники, пошел работать 12-ти лет от роду .

Первым местом работы будущего писателя стала фабрика ваксы. Четыре месяца изнурительного труда побудили в нем острое желание любым способом пробиться наверх по социальной лестнице.

Большим подспорьем в этом стало посещение частной школы, два года учебы в Академии Веллингтон-Хаус способствовали тому, что к 18 годам Диккенс успел поработать в адвокатской конторе, изучил стенографию и подготовил себя к репортерскому поприщу.

Стезя репортера, начало писательства

Первыми его шагами здесь стали должности независимого репортера суда и репортера газет «Парламентское зеркало» и «Правдивое солнце». Уже в 20 лет он заметно выделялся среди пишущей братии, аккредитованной в палате общин.

В это же время его посетила первая любовь, а поскольку предметом своего обожания Диккенс избрал Марию Биднелл из семьи управляющего банком, то это обстоятельство способствовало укреплению его честолюбивых стремлений.

Увы, отношения с простолюдином не привлекали девушку из состоятельной семьи . Видимо, зря, потому что в это время начинает свой отсчет писательская биография молодого Чарльза. Он стартовал с беллетристических очерков, живописующих быт и нравы тогдашнего Лондона.

Публиковаться Диккенс начал в журнале «Монтли мэгэзин» (декабрь, 1832) под псевдонимом Боз (таково было прозвище его младшего брата) . К этому времени он уже стал блестящим репортером «Утренней хроники», издания солидного и уважаемого. Выпускавший ее Джордж Хогарт имел весьма обширные связи в литературных кругах, водил дружбу с самим Вальтером Скоттом.

Так получилось, что его дочь Кэтрин приглянулась талантливому репортеру и начинающему писателю. Судя по всему, брак на ней пришелся по душе старому Хогарту, и в подарок на свой 24-й день рождения Чарльзполучил от папы своей супруги свою первую книгу. То были «Очерки, написанные Бозом».

Уже здесь, несмотря на понятную для молодости непродуманность и легкомыслие, заметен несомненный талант, который обладал Чарльз Диккенс.

В этих набросках лондонской жизни пошел отсчет большинства направлений, которые Диккенс затем развивал на протяжении всей своей жизни: реальность судов и тюрем, парламента и населявших его политиков, а также судьбы адвокатов, снобов, бедных и угнетенных .

Особенности национального юмора и «Оливер Твист»

Как ни странно, но следующим значительным шагом писателя стали его легендарные выпуски «Пиквикского клуба». Популярность их поначалу была невелика, однако впоследствии читатель по достоинству оценил английский юмор автора, представлявший собой диковинный коктейль из всех его оттенков, включая грубый фарс и высокую комедию, и на совесть сдобренный сатирой.

Это еще нельзя было назвать романом, как таковым . Однако же непередаваемое очарование радости и веселья, развивающееся по вполне различимому сюжету, выделяют это произведение из обилия опусов современников Диккенса.

С окончанием выпусков «Пиквикского клуба» Чарльз принял предложение Ричарда Бентли и возглавил «Альманах Бентли» . Выбор оказался точным (надо сказать, что репортерская стезя принесла с собой удачу в судьбу писателя), и когда в семье Диккенсов появился малютка Чарльз-младший, «Альманах» начал публикацию первых глав «Приключений Оливера Твиста».

Это был настолько разительный контраст, что, читая обе книги, ощущаешь сомнение в том, что они написаны одним автором.

С этого времени писательская биография Чарльза начинает буквально захлебываться от переполняющих ее событий. «Оливер Твист» был начат, когда «Пиквик» еще только разворачивал свой сюжет. Но и ему не удалось сформироваться полностью, так как Диккенс схватился за «Жизнь и приключения Николаса Никльби», который издавался на протяжении 20 выпусков журнала Чэпмена и Холла.

А еще в это же время Чарльз умудрился издать книгу о клоуне Гримальди, писать фарсы и либретто.

Работая над «Оливером Твистом», Чарльз Диккенс сменил свою ставшую непригодной для семейной жизни холостяцкую берлогу на большой дом. Здесь Кэтрин родила ему Мэри и Кейт, а сам Диккенс обзавелся знакомством с Джоном Форстером, который стал его самым большим другом.

Этот театральный критик из «Экзаминера» впоследствии выступал в качестве советчика писателя и его душеприказчика, ему принадлежат также лавры первого биографа.

С этого момента Диккенс становится своим в писательском обществе и одновременно пробует себя в качестве бизнесмена, успешно вкладывая деньги, заработанные на поприще романиста. Он ушел от Бентли, и теперь все его новинки выходили под издательской маркой Чэпмена и Холла . Здесь увидели свет «Лавка древностей» и «Барнаби Радж», а их автор стал членом таких престижных клубов, как «Гаррик» и «Атенеум».

«Лавка древностей», «Домби и сын» и другие книги

В «Лавке древностей», по мнению критики, Чарльз оказался излишне сентиментален, хотя гротеск романа безупречен. После его написания биография писателя оказалась связанной с Америкой, где Чарльз возмущался рабством и литературным пиратством.

Написанные им в этот период «Американские заметки» собрали похвалы на родине писателя, однако в самих Штатах вызвали негодование. Так же, как и написанный следом за ними «Мартин Чезлвит». И не мудрено: Диккенс здесь остается верен себе, а его сатира становится еще более острой и изощренной .

Образ известной теперь во всем мире по диснеевским мультикам утки Скруджа впервые запечатлен в диккенсовских рождественских повестях.

К сожалению, краткая биография творчества писателя не дает возможности перечислить все заслуги этого блестящего автора. Однако именно этот «хозяйственный человек» по имени Скрудж нагляднее всего олицетворяет образ американского бизнесмена. А верный себе Чарльз бичует его эгоизм и жадность. В последующих рождественских повестях Диккенс призывает читателя к великодушию и любви.

Устав от издательства и политики, он путешествует по Европе и сосредоточивается на написании романов. Лозанна стала местом, где он начал «Домби и сына», а в 1849-1850-м Диккенс пишет одну из лучших своих работ – «Дэвида Копперфильда» .

Это наиболее автобиографичное из произведений, которые создал Чарльз, здесь многие события созвучны с теми, которые выпали на его собственную долю, и в особенности – его первая любовь.

Накануне рождения девятого ребенка в диккенсовском семействе, писатель вновь переезжает и начинает «Холодный дом» (1852-1853). Это произведение можно считать вершиной его творчества, причем в обоих традиционных для Диккенса качествах – сатирика и социального критика.

Зато последовавшие за ним «Тяжелые времена» оказались далеки от совершенства . Диккенс обрушивает свою сатиру на процесс индустриализации – и, увы, промахивается. Однако же не отчаивается, а, напротив, засучив рукава, пишет «Крошку Доррит» (1855-1857).

Как ни странно, но, считавшийся удачным, брак писателя рухнул, как только он влюбился – на этот раз его любовным камнем преткновения стала актриса Эллен Тернан.

Развод не помешал Чарльзу продолжить его литературные занятия. Он пишет «Большие надежды» и свой последний роман «Наш общий друг» (1864-1965). Увы, такая активность сказалась на его здоровье, и 8 июня 1870 года Диккенс скончался. Уголок поэтов Вестминстерского аббатства стал его последним пристанищем.

19 века, который обрел огромную любовь читателей еще при жизни. Он по праву занимает ведущее место среди классиков мировой литературы.

Семья

Чарльз Диккенс, краткая биография которого представлена в этой статье, родился в 1812 году в Лэндпорте. Его родителями были Джон и Элизабет Диккенс. Чарльз был вторым по счету ребенком из восьми детей в семье.

Его отец работал на военно-морской базе Королевского флота, но был не работягой, а чиновником. В 1815 году его перевели в Лондон, куда он переехал со всей семьей. Однако прожили в столице они недолго. Уже через два года их ждал Чатем.

Из-за излишних затрат, несоответствующих достатку семьи, Джон Диккенс в 1824 году попал в долговую тюрьму, где по выходным дням к нему присоединялись жена и дети. Ему несказанно повезло, поскольку через несколько месяцев он получил наследство и смог выплатить долги.

Джону была присвоена пенсия в Адмиралтействе и, кроме того, жалование репортера, которым он подрабатывал в одной из газет.

Детство и юность

Чарльз Диккенс, биография которого интересна любителям литературы, учился в школе в Чатеме. Из-за отца ему рано пришлось выйти на работу. Это была фабрика по производству ваксы, где мальчику платили по шесть шиллингов за рабочую неделю.

После выхода отца из тюрьмы Чарльз остался на своей службе по настоянию матери. Кроме того, он начал посещать Веллингтонскую академию, которую окончил в 1827 году.

В мае того же года Чарльз Диккенс устроился младшим клерком в адвокатскую контору, а через полтора года, порядком освоив стенографию, стал работать свободным репортером.

В 1830 году его пригласили в "Монинг Хроникал".

Начало карьеры

Публика сразу приняла начинающего репортера. Его заметки привлекали внимание многих.

В 1836 году были напечатаны первые литературные опыты писателя - нравоописательные "Очерки Боза".

В основном он писал о мелкой буржуазии, ее интересах и положении дел, рисовал литературные портреты лондонцев и психологические зарисовки.

Надо сказать, что Чарльз Диккенс, краткая биография которого не позволяет охватить все детали его жизни, и свои романы начал печатать в газетах отдельными главами.

"Посмертные записки Пиквикского клуба"

Роман начал выходить в свет в 1836 году. По мере появления новых глав читательская аудитория писателя только росла.

В этой книге Чарльз Диккенс показывает старую Англию с различных сторон. В центре внимания - добродушный чудак мистер Пиквик, имя которого стало в итоге нарицательным.

Члены клуба путешествуют по Англии и наблюдают за темпераментами разных людей, сами зачастую попадая в смешные и

Создание романа - это отдельная преинтереснейшая глава. Диккенсу поступило предложение раз в месяц сочинять небольшой рассказ, соответствующий одной из гравюр художника Роберта Сеймура. Писателя все отговаривали от этой затеи, но он будто чувствовал, что создает что-то великое.

Скорое самоубийство Сеймура изменило все. Редакторам пришлось найти нового художника. Им стал Физ, который впоследствии был иллюстратором многих произведений Диккенса. Теперь не писатель, а художник оказался на втором плане, рисуя картинки, соответствующие тексту.

Роман произвел невероятный фурор. Именами героев тут же стали называть собак, давать прозвища, носить такие шляпы и зонты, как у Пиквика.

Другие произведения

Чарльз Диккенс, биография которого известна каждому жителю Туманного Альбиона, заставил смеяться всю Англию. Но это послужило ему подспорьем для решения более серьезных задач.

Следующим его произведением стал роман "Жизнь и приключения Оливера Твиста". Сложно сейчас представить себе человека, который не знает историю сироты Оливера из лондонских трущоб.

Чарльз Диккенс изобразил широкую социальную картину в своем романе, затрагивая проблему работных домов и показывая в противовес жизнь богатеньких буржуа.

В 1843 году выходит "Рождественская песнь", ставшая одним из самым популярных и читаемых рассказов об этом волшебном празднике.

В 1848 году публикуется роман "Домби и сын", называемый самым лучшим в творчестве писателя.

Следующим его произведением становится В некоторой степени роман автобиографичен. Диккенс привносит в произведение дух протеста против капиталистической Англии, старых устоев морали.

Чарльз Диккенс, произведения которого в обязательном порядке присутствуют на полке каждого англичанина, в последние годы писал исключительно социальные романы. Например, "Тяжелые времена". Историческое произведение позволило писателю высказать свои соображения относительно французской революции.

Роман "Наш общий друг" привлекает своей многоплановостью, в нем писатель отдыхает от социальных тем. И именно здесь меняется его манера письма. Она продолжает трансформироваться и в следующих произведениях автора, к сожалению, не законченных.

Жизнь Чарльза Диккенса была необыкновенной. Писатель умер в 1870 году от инсульта.

Диккенс уверял, что он видит и слышит персонажей своих произведений. Они, в свою очередь, постоянно путаются под ногами, не желают, чтобы писатель занимался чем-либо, кроме них.

Чарльз очень часто впадал в транс, что не раз замечали его товарищи. Его постоянно преследовало чувство дежавю.

С 1836 года писатель был женат на Кэтрин Хогарт. У супругов было восемь детей. Со стороны их брак казался счастливым, но Диккенса удручали нелепые размолвки с женой, переживания за болезненных детей.

В 1857 году он влюбился в актрису Эллен Тернан, с которой встречался до самой смерти. Разумеется, это были тайные отношения. Современники называли Эллен "невидимой женщиной".

Страна : Великобритания
Родился : 7 февраля 1812 г.
Умер : 9 июня 1870 г.

Чарльз Джон Хаффем Диккенс (Charles John Huffam Dickens ) - один из самых знаменитых англоязычных романистов, прославленный создатель ярких комических характеров и социальный критик. Чарльз Джон Хаффам Диккенс родился 7 февраля 1812 в Лендпорте близ Портсмута. В 1805 его отец, Джон Диккенс (1785/1786–1851), младший сын дворецкого и экономки в Кру-Холле (графство Стаффордшир), получил должность клерка в финансовом управлении морского ведомства. В 1809 он женился на Элизабет Барроу (1789–1863) и был назначен на Портсмутскую Верфь. Чарльз был вторым из восьми детей. В 1816 Джон Диккенс был направлен в Чатэм (графство Кент). К 1821 у него было уже пятеро детей. Читать Чарльза научила мать, какое-то время он посещал начальную школу, с девяти до двенадцати лет ходил в обычную школу. Не по годам развитый, он с жадностью прочитал всю домашнюю библиотечку дешевых изданий.

В 1822 Джон Диккенс был переведен в Лондон. Родители с шестью детьми в страшной нужде ютились в Кемден-Тауне. Чарльз перестал ходить в школу; ему приходилось относить в заклад серебряные ложки, распродавать семейную библиотеку, служить мальчиком на побегушках. В двенадцать лет он начал работать за шесть шиллингов в неделю на фабрике ваксы в Хангерфорд-Стерз на Стрэнде. Он проработал там немногим более четырех месяцев, но это время показалось ему мучительной, безнадежной вечностью и пробудило решимость выбиться из бедности. 20 февраля 1824 его отец был арестован за долги и заключен в тюрьму Маршалси. Получив небольшое наследство, он расплатился с долгами и 28 мая того же года был освобожден. Около двух лет Чарльз посещал частную школу под названием Академия Веллингтон-Хаус.

Работая младшим клерком в одной из адвокатских контор, Чарльз начал изучать стенографию, готовя себя к деятельности газетного репортера. К ноябрю 1828 он стал независимым репортером суда Докторс-Коммонз. К своему восемнадцатилетию Диккенс получил читательский билет в Британский музей и принялся усердно пополнять свое образование. В начале 1832 он стал репортером «Парламентского зеркала»(«The Mirror of Parliament») и «Тру сан» («The True Sun»). Двадцатилетний юноша быстро выделился среди сотни завсегдатаев репортерской галереи палаты общин.

Любовь Диккенса к дочери управляющего банком, Марии Биднелл, укрепила его честолюбивые стремления. Но семейство Биднеллов не питало расположения к простому репортеру, отцу которого довелось сидеть в долговой тюрьме. После поездки в Париж «для завершения образования» Мария охладела к своему поклоннику. В течении предыдущего года он начал писать беллетристические очерки о жизни и характерных типах Лондона. Первый из них появился в «Мансли мэгэзин» («The Monthly Magazine») в декабре 1833. Четыре следующих вышли в течение января – августа 1834, причем последний был подписан псевдонимом Боз, прозвищем младшего брата Диккенса, Мозеса. Теперь Диккенс был постоянным репортером «Морнинг кроникл» («The Morning Chronicle»), газеты, публиковавшей репортажи о значительных событиях во всей Англии. В январе 1835 Дж.Хогарт, издатель «Ивнинг кроникл» («The Evening Chronicle»), попросил Диккенса написать ряд очерков о городской жизни. Литературные связи Хогарта – его тесть Дж.Томсон был другом Р.Бернса, а сам он – другом В.Скотта и его советчиком в юридических вопросах – произвели глубокое впечатление на начинающего писателя. Ранней весной того же года он обручился с Кэтрин Хогарт. 7 февраля 1836, к двадцатичетырехлетию Диккенса, все его очерки, в т.ч. несколько не публиковавшихся ранее произведений, вышли отдельным изданием под названием «Очерки Боза» (Sketches by Boz). В очерках, зачастую не до конца продуманных и несколько легкомысленных, уже виден талант начинающего автора; в них затронуты почти все дальнейшие диккенсовские мотивы: улицы Лондона, суды и адвокаты, тюрьмы, Рождество, парламент, политики, снобы, сочувствие бедным и угнетенным.

За этой публикацией последовало предложение Чапмана и Холла написать повесть в двадцати выпусках к комическим гравюрам известного карикатуриста Р.Сеймура. Диккенс возразил, что «Записки Нимрода», темой которых служили приключения незадачливых лондонских спортсменов, уже приелись; вместо этого он предложил написать о клубе чудаков и настоял, чтобы не он комментировал иллюстрации Сеймура, а тот сделал гравюры к его текстам. Издатели согласились, и 2 апреля был издан первый выпуск «Пиквикского клуба». За два дня до этого Чарльз и Кэтрин поженились и обосновались в холостяцкой квартире Диккенса. Вначале отклики были прохладными, да и продажа не сулила больших надежд. Еще до появления второго выпуска покончил жизнь самоубийством Сеймур, и вся затея оказалась под угрозой. Диккенс сам нашел молодого художника Х.Н.Брауна, который стал известен под псевдонимом Физ. Число читателей росло; к концу издания «Посмертных записок Пиквикского клуба» (выходившего с марта 1836 по ноябрь 1837) каждый выпуск расходился в количестве сорока тысяч экземпляров.

«Посмертные записки Пиквикского клуба» (The Posthumous Papers of the Pickwick Club) представляют собою запутанную комическую эпопею. Ее герой, Сэмюел Пиквик, – это неунывающий Дон-Кихот, пухлый и румяный, которого сопровождает ловкий слуга Сэм Уэллер, Санчо Панса из лондонского простонародья. Свободно следующие один за другим эпизоды позволяют Диккенсу представить ряд сцен из жизни Англии и использовать все виды юмора – от грубого фарса до высокой комедии, обильно приправленной сатирой. Если Пиквик и не обладает достаточно выраженным сюжетом, чтобы называться романом, то он, несомненно, превосходит многие романы очарованием веселости и радостным настроением, а сюжет в нем прослеживается не хуже, чем во многих других произведениях того же неопределенного жанра.
Диккенс отказался от работы в «Кроникл» и принял предложение Р.Бентли возглавить новый ежемесячник, «Альманах Бентли». Первый номер журнала вышел в январе 1837, за несколько дней до рождения первого ребенка Диккенса, Чарльза младшего. В февральском номере появились первые главы «Оливера Твиста» (Oliver Twist; завершен в марте 1839), начатого писателем, когда Пиквик был написан лишь наполовину. Еще не закончив Оливера, Диккенс принялся за «Николаса Никльби» (Nicholas Nickleby; апрель 1838 – октябрь 1839), очередной серии в двадцати выпусках для Чапмана и Холла. В этот период он написал также либретто комической оперы, два фарса и издал книгу о жизни знаменитого клоуна Гримальди.

От Пиквика Диккенс спустился в темный мир ужаса, прослеживая в «Оливере Твисте» (1839) взросление сироты, – от работного дома до преступных трущоб Лондона. Хотя дородный мистер Бамбл и даже воровской притон Фейгина забавны, в романе преобладает зловещая, сатанинская атмосфера. В «Николасе Никльби» (1839) перемешаны мрачность Оливера и солнечный свет Пиквика.

В марте 1837 Диккенс переехал в четырехэтажный дом по Даути-стрит, 48. Здесь родились его дочери Мэри и Кейт, и здесь же умерла его свояченица, шестнадцатилетняя Мэри, к которой он был очень привязан. В этом доме он впервые принял у себя Д.Форстера, театрального критика газеты «Экзаминер», ставшего его другом на всю жизнь, советчиком по литературным вопросам, душеприказчиком и первым биографом. Благодаря Форстеру Диккенс познакомился с Браунингом, Теннисоном и другими писателями. В ноябре 1839 Диккенс взял в аренду сроком на двенадцать лет дом № 1 на Девоншир-Террас. С ростом благосостояния и литературной известности укреплялось и положение Диккенса в обществе. В 1837 он был избран членом клуба «Гаррик», в июне 1838 – членом знаменитого клуба «Атенеум».

Возникавшие время от времени трения с Бентли заставили Диккенса в феврале 1839 отказаться от работы в «Альманахе». В следующем году все его книги оказались сосредоточены в руках Чапмана и Холла, при содействии которых он начал издавать трехпенсовый еженедельник «Часы Мистера Хамфри», в котором были напечатаны «Лавка древностей» (апрель 1840 – январь 1841) и «Барнаби Радж» (февраль – ноябрь 1841). Затем, измученный обилием работы, Диккенс прекратил выпуск «Часов Мистера Хамфри».

Хотя «Лавка древностей» (The Old Curiosity Shop), выйдя в свет, покорила множество сердец, современные читатели, не приемля сентиментальности романа, считают, что Диккенс позволил себе избыточный пафос в описании безрадостных странствий и печально долгой смерти маленькой Нелл. Вполне удачны гротескные элементы романа.

В январе 1842 супруги Диккенс отплыли в Бостон, где многолюдная восторженная встреча положила начало триумфальной поездке писателя через Новую Англию в Нью-Йорк, Филадельфию, Вашингтон и дальше – вплоть до Сент-Луиса. Но путешествие было омрачено растущим негодованием Диккенса по поводу американского литературного пиратства и невозможности бороться с ним и – на Юге – открыто враждебной реакцией на его неприятие рабства. «Американские заметки» (American Notes), появившиеся в ноябре 1842, в Англии были встречены теплыми похвалами и дружелюбной критикой, но за океаном вызвали яростное раздражение. По поводу еще более острой сатиры в следующем его романе, «Мартин Чезлвит» (Martin Chazzlewit, январь 1843 – июль 1844), Т.Карлейль заметил: «Янки вскипели, как огромная бутыль содовой».
Первая из диккенсовских рождественских повестей, «Рождественская песнь в прозе» (A Christmas Carol, 1843), также разоблачает эгоизм, в частности жажду прибыли, отраженную в концепции «хозяйственного человека». Но зачастую от внимания читателя ускользает то, что стремление Скруджа к обогащению ради самого обогащения представляет собою полусерьезную-полукомическую параболу бездушной теории беспрерывной конкуренции. Главная мысль повести – о необходимости великодушия и любви – пронизывает и последовавшие за ней «Колокола» (The Chimes, 1844), «Сверчок за очагом» (The Cricket on the Hearth, 1845), а также менее удачные «Битва жизни» (The Battle of Life, 1846) и «Одержимый» (The Haunted Man, 1848).

В июле 1844 вместе с детьми, Кэтрин и ее сестрой Джорджиной Хогарт, которая теперь жила с ними, Диккенс отправился в Геную. Вернувшись в Лондон в июле 1845, он погрузился в заботы по основанию и изданию либеральной газеты «Дейли ньюс» («The Daily News»). Издательские конфликты с ее владельцами вскоре заставили Диккенса отказаться от этой работы. Разочарованный Диккенс решил, что с этого времени его оружием в борьбе за реформы станут книги. В Лозанне он начал роман «Домби и сын» (Dombey and Son, октябрь 1846 – апрель 1848), сменив издателей на Бредбери и Эванса.
В мае 1846 Диккенс опубликовал вторую книгу путевых заметок, «Картинки из Италии». В 1847 и 1848 Диккенс принимал участие как режиссер и актер в благотворительных любительских спектаклях – «Всяк в своем нраве» Б.Джонсона и «Виндзорские насмешницы» У.Шекспира.

В 1849 Диккенс приступил к роману «Дэвид Копперфилд» (David Copperfield, май 1849 – ноябрь 1850), который с самого начала имел огромный успех. Самый популярный из всех диккенсовских романов, любимое детище самого автора, «Дэвид Копперфилд» более других связан с биографией писателя. Было бы неверно считать, что «Дэвид Копперфилд» всего лишь мозаика несколько измененных и расставленных в другом порядке событий жизни писателя. Сквозная тема романа – «непокорное сердце» юного Дэвида, причина всех его ошибок, включая самую серьезную – несчастливый первый брак.

В 1850 он начал издавать еженедельник ценою в два пенса – «Домашнее чтение» («Household Words»). В нем содержалось легкое чтение, различные сведения и сообщения, стихи и рассказы, статьи о социальных, политических и экономических реформах, публиковавшиеся без подписей. В числе авторов были Элизабет Гаскелл, Гарриет Мартино, Дж.Мередит, У.Коллинз, Ч.Левер, Ч.Рид и Э.Булвер-Литтон. «Домашнее чтение» сразу же стало популярным, его продажа достигала, несмотря на эпизодические спады, сорока тысяч экземпляров в неделю. В конце 1850 Диккенс совместно с Булвер-Литтоном основали Гильдию литературы и искусства для помощи нуждающимся литераторам. В качестве пожертвования Литтон написал комедию Мы не так плохи, как кажемся, премьера которой в исполнении Диккенса с любительской труппой состоялась в лондонском особняке герцога Девонширского в присутствии королевы Виктории. В течение следующего года спектакли прошли по всей Англии и Шотландии. К этому времени у Диккенса было восемь детей (один умер в младенчестве), а еще один, последний ребенок, должен был вот-вот родиться. В конце 1851 семья Диккенса переехала в более вместительный дом на Тэвисток-сквер, и писатель начал работу над «Холодным домом» (Bleak House, март 1852 – сентябрь 1853).

В «Холодном доме» Диккенс достигает вершин как сатирик и социальный критик, мощь писателя проявилась во всем своем мрачном блеске. Хотя он не утратил чувства юмора, его суждения становятся более горькими, а видение мира безрадостным. Роман – своеобразный микрокосм общества: доминирует образ густого тумана вокруг Канцлерского суда, означающий запутанность законных интересов, учреждений и старинных традиций; туман, за которым скрывается алчность, сковывает великодушие и застилает зрение. Именно из-за них, по мнению Диккенса, общество превратилось в гибельный хаос. Судебный процесс «Джарндисы против Джарндисов» роковым образом приводит свои жертвы, а это почти все герои романа, к краху, разорению, отчаянию.

«Тяжелые времена» (Hard Times, 1 апреля – 12 августа 1854) печатались выпусками в «Домашнем чтении», чтобы поднять упавший тираж. Роман не был высоко оценен ни критиками, ни широким кругом читателей. Яростное обличение индустриализма, небольшое число милых и достоверных героев, гротескность сатиры романа выводили из равновесия не только консерваторов и вполне удовлетворенных жизнью людей, но и тех, кто хотел, чтобы книга заставляла лишь плакать и смеяться, а не мыслить.

Бездействие правительства, плохое управление, коррупция, ставшая очевидной во время Крымской войны 1853–1856, наряду с безработицей, вспышками забастовок и голодными бунтами укрепили убежденность Диккенса в необходимости радикальных реформ. Он вступил в Ассоциацию административных реформ, а в «Домашнем чтении» продолжал писать критические и сатирические статьи; во время полугодового пребывания в Париже он наблюдал ажиотаж на биржевом рынке. Эти темы – помехи, создаваемые бюрократией, и дикая спекуляция – он отразил в «Крошке Доррит» (Little Dorrit, декабрь 1855 – июнь 1857).
Лето 1857 Диккенс провел в Гэдсхилле, в старинном доме, которым любовался еще в детстве, а теперь смог приобрести. Его участие в благотворительных представлениях «Замерзшей пучины» У.Коллинза привело к кризису в семье. Годы неустанного труда писателя омрачались растущим осознанием неудачи его брака. Во время занятий театром Диккенс полюбил молодую актрису Эллен Тернан. Несмотря на клятвы мужа в верности, Кэтрин покинула его дом. В мае 1858, после развода, Чарльз-младший остался с матерью, а остальные дети – с отцом, на попечении Джорджины в качестве хозяйки дома. Диккенс с жаром принялся за публичные чтения отрывков из своих книг перед восторженными слушателями. Рассорившись с Брэдбери и Эвансом, занявшими сторону Кэтрин, Диккенс вернулся к Чапману и Холлу. Прекратив выпускать «Домашнее чтение», он весьма успешно начал издавать новый еженедельник «Круглый год» («All the Year Round»), печатая в нем «Повесть о двух городах» (A Tale of Two Cities, 30 апреля – 26 ноября 1859), а затем «Большие надежды» (Great Expectations, 1 декабря 1860 – 3 августа 1861). «Повесть о двух городах» нельзя отнести к лучшим книгам Диккенса. В ее основе лежат скорее мелодраматические совпадения и насильственные действия, нежели характеры героев. Но читателей никогда не перестанет увлекать волнующий сюжет, блестящее карикатурное изображение бесчеловечного и изысканного маркиза д"Эвремонда, мясорубка Французской революции и жертвенный героизм Сидни Картона, приведший его на гильотину.

В романе «Большие надежды» главный герой Пип рассказывает историю о таинственном благодеянии, которое позволило ему уйти из сельской кузницы своего зятя, Джо Гарджери, и получить подобающее джентльмену образование в Лондоне. В образе Пипа Диккенс выставляет не только снобизм, но и ложность мечты Пипа о роскошной жизни праздного «джентльмена». Большие надежды Пипа принадлежат идеалу 19 в.: тунеядство и изобилие за счет полученного наследства и блестящая жизнь за счет чужого труда.

В 1860 Диккенс продал дом на Тэвисток-сквер, и его постоянным жилищем стал Гэдсхилл. Он с успехом читал свои произведения публично по всей Англии и в Париже. Его последний законченный роман, «Наш общий друг» (Our Mutual Friend), был напечатан в двадцати выпусках (май 1864 – ноябрь 1865). В последнем завершенном романе писателя вновь появляются и соединяются образы, выражавшие его осуждение социальной системы: густой туман «Холодного дома» и огромная, давящая тюремная камера «Крошки Доррит». К ним Диккенс добавляет еще один, глубоко иронический образ лондонской свалки – огромных куч мусора, создавших богатство Гармона. Это символически определяет цель человеческой алчности как грязь и отбросы. Мир романа – всесильная власть денег, преклонение перед богатством. Мошенники процветают: человек со значимой фамилией Вениринг (veneer – внешний лоск) покупает место в парламенте, а высокопарный богач Подснеп – рупор мнения общества.

Здоровье писателя ухудшалось. Не обращая внимания на угрожающие симптомы, он предпринял еще ряд утомительных публичных чтений, а затем отправился в большое турне по Америке. Доходы от американской поездки составили почти 20 000 фунтов, но путешествие роковым образом сказалось на его здоровье. Диккенс бурно радовался заработанным деньгам, но не только они побуждали его предпринять поездку; честолюбивая натура писателя требовала восхищения и восторгов публики. После короткого летнего отдыха он начал новое турне. Но в Ливерпуле в апреле 1869 после 74 выступления его состояние ухудшилось, после каждого чтения почти отнимались левая рука и нога.

Несколько оправившись в тишине и покое Гэдсхилла, Диккенс начал писать «Тайну Эдвина Друда» (The Mystery of Edwin Drood), планируя двенадцать ежемесячных выпусков, и убедил своего врача разрешить ему двенадцать прощальных выступлений в Лондоне. Они начались 11 января 1870; последнее выступление состоялось 15 марта. Эдвин Друд, первый выпуск которого появился 31 марта, был написан лишь до половины.

8 июня 1870, после того как Диккенс весь день проработал в шале в саду Гэдсхилла, его за ужином разбил удар, и на следующий день около шести вечера он умер. На закрытой церемонии, состоявшейся 14 июня, тело его было погребено в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства.

Любители видео могут посмотреть небольшой фильм о жизни и творчестве Чарльза Диккенса с Youtube.com:


Библиография


Чарльз Диккенс. Циклы произведений

Чарльз Диккенс. Повести

1838 Sketches of Young Gentlemen
1840 Sketches of Young Couples
1841 Часы мистера Хамфри / Master Humphrey"s Clock
1843 Рождественская песнь в прозе / A Christmas Carol [= A Christmas Carol in Prose; Гимн Рождеству; Рождественская песнь; Рождественская песнь в прозе, или Святочный рассказ с привидениями; Скряга Скрудж и три добрых духа]
1844 Колокола / The Chimes [= The Chimes: A Goblin Story of Some Bells that Rang an Old Year Out and a New Year In; Колокола. Рассказ о Духах церковных часов; Часовые куранты]
1845 Сверчок за очагом / The Cricket on the Hearth [= The Cricket on the Hearth. A Fairy Tale of Home; Сверчок за очагом. Сказка о семейном счастье; Сверчок на шестке; Сверчок в очаге; Крошка и волшебный сверчок]
1846 Битва жизни / The Battle of Life [= The Battle of Life: A Love Story; Битва жизни. Повесть о любви; Житейская борьба]
1848 Одержимый или сделка с призраком / The Haunted Man and the Ghost"s Bargain [= Одержимый духом; Договор с привидением]
1854 The Seven Poor Travellers
1855 Остролист / In The Holly-Tree Inn [= The Holly Tree Inn; Остролист (В трех ветках)]
1856 The Wreck of the Golden Mary
1857 Ленивое путешествие двух досужих подмастерьев / The Lazy Tour of Two Idle Apprentices // Соавтор: Уилки Коллинз
1857 The Perils of Certain English Prisoners
1858 A House to Let
1859 Дом с призраками / The Haunted House [= Дом с Привидениями]
1860 A Message from the Sea
1861 Земля Тома Тиддлера / Tom Tiddler"s Ground
1862 Чей-то багаж / Somebody"s Luggage
1863 Меблированные комнаты миссис Лиррипер / Mrs Lirriper"s Lodgings
1864 Наследство миссис Лиррипер / Mrs Lirriper"s Legacy
1865 Рецепты доктора Мериголда / Doctor Marigold"s Prescriptions [= Предписания доктора Мэригольда]
1866 Станция Мегби / Mugby Junction
1867 Без выхода / No Thoroughfare [= Нет прохода] // Со

Чарльз Диккенс. Рассказы

1833 Мистер Минс и его двоюродный брат / A Dinner at Poplar Walk [= Mr. Minns and his Cousin; Мистер Минс и его кузен]
1834 Горацио Спаркинс / Horatio Sparkins
1834 Миссис Джозеф Портер / Mrs. Joseph Porter, Over the Way [= Домашний спектакль]
1834 Чувствительное сердце / Sentiment [= Превосходный случай]
1834 Крестины в Блумсбери / The Bloomsbury Christening
1834 Пансион / The Boarding-House [= Житейская борьба; Бординг-Гауз]
1834 Прогулка на пароходе / The Steam Excursion
1835 Эпизод из жизни мистера Уоткинса Тотла / A Passage in the Life of Mr. Watkins Tottle
1835 Some Account of an Omnibus Cad
1836 Sunday Under Three Heads
1836 Чёрная вуаль / The Black Veil [= Черное покрывало]
1836 Смерть пьяницы / The Drunkard"s Death
1836 Дуэль в Грейт-Уимлбери / The Great Winglebury Duel [= Дуэль в Грейт-Уинглбери; Дуэль в Грейт Уинглбери; Дуэль]
1836 The Strange Gentleman
1836 Семейство Тагс в Рэмсете / The Tuggses at Ramsgate [= Семья Тагзов в Рэмсгейте; Семья Тоггсов]
1837 Рукопись сумасшедшего / A Madman"s Manuscript [отрывок из романа «Посмертные записки Пиквикского клуба»]
1837 Полный отчет о первом съезде Мадфогской Ассоциации / First Meeting of The Mudfog Association for the Advancement of Everything [= Full Report of the First Meeting of the Mudfog Association for the Advancement of Everything]
1837 Is She His Wife?
1837 Некоторые подробности касательно одного льва / Some Particulars Concerning a Lion
1837 Рассказ о том, как подземные духи похитили пономаря / Story of the Goblins Who Stole a Sexton [= A Good-Humoured Christmas] [отрывок из романа «Посмертные записки Пиквикского клуба»]
1837 Приключение торгового агента / The Bagman"s Story [= The Queer Chair] [отрывок из романа «Посмертные записки Пиквикского клуба»]
1837 The Lamplighter"s Story [отрывок из романа «Посмертные записки Пиквикского клуба»]
1837 The Lawyer and the Ghost [отрывок из романа «Посмертные записки Пиквикского клуба»]
1837 Пантомима жизни / The Pantomime of Life
1837 Общественная жизнь мистера Талрамбла, бывшего мадфогского мэра / The Public Life of Mr. Tulrumble [= The Public Life of Mr. Tulrumble - Once Mayor of Mudfog]
1837 История дяди торгового агента / The Story of the Bagman"s Uncle [= The Ghosts of the Mail] [отрывок из романа «Посмертные записки Пиквикского клуба»]
1837 Рассказ странствующего актёра / The Stroller"s Tale [отрывок из романа «Посмертные записки Пиквикского клуба»]
1837 Правдивая легенда о принце Блейдаде / The True Legend of Prince Bladud [отрывок из романа «Посмертные записки Пиквикского клуба»]
1838 Мистер Роберт Боултон, джентльмен, связанный с прессой / Mr. Robert Bolton [= Mr. Robert Bolton: The "Gentleman Connected with the Press"]
1838 Полный отчет о втором съезде Мадфогской Ассоциации / Second Meeting of The Mudfog Association for the Advancement of Everything [= Full Report of the Second Meeting of the Mudfog Association for the Advancement of Everything]
1838 Sikes and Nancy [отрывок из романа «Приключения Оливера Твиста»]
1839 Familiar Epistle from a Parent to a Child [= Familiar Epistle from a Parent to a Child Aged Two Years and Two Months]
1839 Барон из Грогзвига / The Baron of Grogzwig [= Baron Koeldwethout’s Apparation] [отрывок из романа «Жизнь и приключения Николаса Никльби»]
1841 A Confession Found in a Prison in the Time of Charles the Second [= The Mother’s Eyes] [отрывок из повести «Часы мистера Хамфри»]
1844 Mrs. Gamp [отрывок из романа «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита»]
1850 A Child"s Dream of a Star
1850 Сыскная полиция / The Detective Police
1850 Три рассказа о сыщиках / Three Detective Anecdotes
1851 What Christmas Is as We Grow Older
1852 Рассказ мальчика / The Child"s Story
1852 Рассказ бедного родственника / The Poor Relation"s Story
1852 Для чтения у камелька / To Be Read at Dusk
1853 Никто / Nobody"s Story
1853 Рассказ школьника / The Schoolboy"s Story
1854 Плутовские кости / Loaded Dice
1854 The Road
1854 Крепостная певица / The Serf of Pobereze
1854 The Story Of Richard Doubledick [= The First Poor Traveller]
1855 Счет / The Bill [= Третья ветка. Счет]
1855 Коридорный / The Boots [= The Boots at the Holly Tree Inn; The Runaway Couple; Рассказ садовника; Беглецы; Вторая ветка. Коридорный]
1855 Первая ветка. Я сам / The Guest [= Introductory Matter]
1856 The Wreck
1857 Комната с привидением / The Ghost Chamber
1857 The Hanged Man"s Bride [= The Ghost in the Bridal Chamber; A Ghost in the Bride"s Chamber] [отрывок из повести «Ленивое путешествие двух досужих подмастерьев»]
1857 The Island of Silver-Store
1857 The Rafts on the River
1858 Over the Way // Соавтор: Уилки Коллинз
1858 Как попасть в общество / Going into Society
1858 Let At Last // Соавтор: Уилки Коллинз
1859 Пойман с поличным / Hunted Down
1859 Призрак Комнаты мастера Б. / The Ghost in Master B.’s Room
1859 Призрак угловой комнаты / The Ghost in the Corner Room
1859 Смертные в доме / The Mortals In The House
1860 Капитан Душегуб и сделка с Дьяволом / Captain Murderer and the Devil’s Bargain [= Captain Murderer; Капитан Душегуб]
1860 Гость мистера Тестатора / Mr. Testator"s Visitation
1860 Нянюшкины сказки / Nurse"s Stories [глава XV романа «Путешественник не по торговым делам»]
1860 The Club Night
1860 The Devil and Mr. Chips [= The Rat that Could Speak]
1860 Груз «Грейт Тасмании» / The Great Tasmania"s Cargo [глава VIII романа «Путешественник не по торговым делам»]
1860 Итальянский узник / The Italian Prisoner [глава XVII романа «Путешественник не по торговым делам»]
1860 The Money // Соавтор: Уилки Коллинз
1860 The Restitution // Соавтор: Уилки Коллинз
1860 Хулиган / The Ruffian [глава XXX романа «Путешественник не по торговым делам»]
1860 The Village
1861 Four Stories [= Four Ghost Stories]
1861 Глава шестая, в которой мы находим мисс Кимминз / Picking Up Miss Kimmeens
1861 Глава первая, в которой мы находим сажу и пепел / Picking Up Soot and Cinders
1861 Глава седьмая, в которой мы находим Жестянщика / Picking Up The Tinker
1861 Портрет / The Portrait-Painter"s Story [= Portrait Painter; Портретист]
1862 Его сапоги / His Boots
1862 Его пакет в оберточной бумаге / His Brown-Paper Parcel
1862 Оставлено им до востребования / His Leaving it till Called for
1862 Его удивительный конец / His Wonderful End
1862 The Goodwood Ghost Story
1863 О том, как миссис Лиррипер вела свое дело / How Mrs Lirriper carried on the Business
1863 О том, как диванная добавила несколько слов / How the Parlours Added a Few Words
1864 Миссис Лиррипер рассказывает, как закончил Джемми / Mrs Lirriper Relates How Jemmy Topped Up
1864 Миссис Лиррипер рассказывает, как она жила, и что переживала / Mrs Lirriper Relates How She Went On and Went Over
1865 Принимать безотлагательно / To Be Taken Immediately [= Doctor Marigold; Доктор Мериголд]
1865 Принимать с оглядкой / To Be Taken With a Grain of Salt [= The Trial for Murder; Суд над убийцей; Судебный процесс по делу об убийстве ]
1865 Принимать всю жизнь / To Be Taken for Life
1866 Barbox Brothers
1866 Barbox Brothers and Co.
1866 Main Line. The Boy at Mugby
1866 Сигнальщик / No. 1 Branch Line - The Signal-man [= Стрелочник; Связист; The Signalman]
1867 Четырехчасовой экспресс / The Four-Fifteen Express [= The 4:15 Express] // Соавтор: Амелия Эдвардс
1868 Роман, сочиненный на каникулах / A Holiday Romance, для детей
1868 Объяснение Джорджа Силвермена / George Silverman"s Explanation

Чарльз Диккенс. Сказки

1855 Принц Бык / Prince Bull: A Fairy Tale
1868 Роман. Сочинение подполковника Робина Редфорта / Romance from the Pen of Lieut. Col. Robin Redforth (Aged Nine) [= Captain Boldheart & the Latin-Grammar Master]
1868 Волшебная сказка, принадлежащая перу мисс Алисы Рейнбёрд, которой исполнилось семь / Romance from the Pen of Miss Alice Rainbird (Aged Seven) [= The Magic Fish-Bone; A Holiday Romance from the Pen of Miss Alice Rainbird, Aged 7; Волшебная косточка (Роман, написанный во время каникул); Сочинение мисс Элис Рейнбёрд], для детей