Основной функцией ОЭСР является координация экономической политики стран-участниц в целях смягчения возникающих в мировой системе хозяйства противоречий. Среди наиболее важных направлений деятельности ОЭСР - вопросы регулирования международной торговли, стабилизация валютно-кредитной системы, проблемы взаимоотношения с развивающимися странами. Однако принимаемые по этим вопросам решения носят чисто рекомендательный характер и редко влекут за собой согласованные действия.

Официально-провозглашенные цели ОЭСР:

  • 1. Содействие устойчивому социальному и экономическому развитию как участвующих так и не участвующих в организации стран, разработка эффективных методов координации их торговой и общественной политики;
  • 2. Содействие достижению наиболее высокого уровня устойчивого экономического роста, занятости и уровня жизни в странах-членах при сохранении финансовой стабильности, внося, таким образом, вклад в развитие мировой экономики;
  • 3. Содействие развитию мировой торговли и многосторонней недискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами;
  • 4. Стимулирование и координация действий в области оказания помощи развивающимся государствам;

Основными направлениями деятельности ОЭСР являются:

  • 1. Оказание помощи странам-членам в формулировании целей политики, направленной на достижение экономического и социального развития;
  • 2. Содействие проведению скоординированной политики, содействующей обеспечению экономического роста, а также внутренней и внешней финансовой стабильности;
  • 3. Содействие устранению препятствий на пути обмена товарами, услугами, а также текущих платежей; дальнейшая либерализация движения капиталов;
  • 4. Содействие эффективному использованию экономических ресурсов;
  • 5. Поощрение исследований и профессиональной подготовки кадров в области науки и техники;
  • 6. Содействие развитию развивающихся стран путем предоставления технической помощи;
  • 7. Осуществление сношений со всеми уровнями государственной власти стран-членов;
  • 8. Поддержание связей с другими международными организациями для обеспечения эффективного сотрудничества; сотрудничество с региональными экономическими организациями;
  • 9. Обеспечение ОЭСР информацией, необходимой для выполнения ее задач, и взаимного обмена такой информацией между ее членами;
  • 10. Проведение на постоянной основе конференций, совещаний, консультаций, исследований; издание информационных материалов: монографий, периодики, технических и статистических бюллетеней, специальной литературы и материалов конференций.

ОЭСР выпустила Кодекс посвященный операциям ТНК, целью которого является обеспечение поддержки экономических и политических целей стран-членов со стороны ТНК, кроме того, ОЭСР издала несколько руководств, посвященных порядку публикации транснациональными корпорациями финансовой отчетности и оперативной информации. ОЭСР выполняет важную функцию: служит форумом, на котором разные страны могут обсуждать политические, экономические и социальные аспекты, представляющих обоюдный интерес, и приходить к согласию, в вопросах требующих совместных действий.

Деятельность

ОЭСР активно занимается различными вопросами, вязанными с глобализацией. Деятельность Организации направлена на создание оптимальных условий для свободного перетока капитала и нематериальных продуктов (например, услуг и интеллектуальной собственности) в мировой экономике. В данной сфере идет работа по контролю над соблюдением условий Кодекса либерализации движения капитала и Кодекса либерализации текущих невидимых операций.

В области совершенствования международной системы налогообложения ОЭСР исследует отрицательные эффекты налоговой конкуренции между отдельными странами (речь идет о практике создания оффшорных и прочих специальных зон), занимается совершенствованием Модельной конвенции по налогообложению дохода и капитала, расширяет доступ стран, не входящих в организацию к «Руководству ОЭСР для многонациональных предприятий и налоговых органов по трансфертному ценообразованию».

Быстрое развитие международной торговли требует создания соответствующей конкурентной среды для ее участников, в том числе и в сфере отношений с государственными органами стран-партнеров. Не секрет, что подкуп государственных чиновников широко используется торговыми фирмами для облегчения проникновения на рынки некоторых стран, и это искажает объективную картину сравнительной экономической выгодности внешнеторговых сделок и подрывает конкуренцию. В связи с этим ОЭСР разработала «Конвенцию по борьбе с подкупом иностранных государственных служащих при заключении международных торговых сделок». Конвенция была подписана в декабре 1997 г. странами ОЭСР, Аргентиной, Бразилией, Болгарией, Чили и Словакией. В настоящее время идет процесс ратификации Конвенции национальными парламентами, после чего она вступает в силу. Страны, присоединившиеся к Конвенции, обязаны принять внутренние законодательные акты, предусматривающие наказание для национальных участников международной торговли, дающих взятки иностранным чиновникам.

Одним из специфических явлений, сопутствующих глобализации мировой хозяйственной жизни, является быстрое проникновение компьютерных сетей, в особенности сети Интернет, во внутреннюю и внешнюю торговлю. В связи с этим ОЭСР участвует в выработке универсальных международных правил регулирования электронной торговли. Однако ОЭСР делает здесь акцент, прежде всего не на мерах жесткого регулирования и контроля, а на различных аспектах защиты прав потребителей и избежании введения неоправданных барьеров и ограничений в сфере электронной торговли на национальном уровне.

    - (OECD) См.: Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000 … Экономический словарь

    ОЭСР - ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ … Юридическая энциклопедия

    ОЭСР - ОЕСР ОЭСР Организация экономического сотрудничества и развития англ., организация, фин. ОЕСР англ.: Organisation for economic co operation and development, OECD Источник: http://www.teletrade.ru/analytics/news/show/150271 ОЭСР Словарь: С. Фадеев … Словарь сокращений и аббревиатур

    - (см. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    ОЭСР - (Организация экономического сотрудничества и развития) организация, созданная в 1961 г. в целях содействия экономическому росту, повышению жизненного уровня, поддержанию финансовой стабильности, развитию торговли на многосторонней основе;… … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

    ОЭСР - оптико электронные средства разведки (мн.ч.) оптико электронные средства разведки Организация экономического сотрудничества и развития … Словарь сокращений русского языка

    ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) - (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD), орг ция промышленно развитых стран, созданная в 1961 г.; штаб квартира в Париже. ОЭСР содействует эконом, и социальному развитию государств членов путем координации политики; помогает … Народы и культуры

    Одна из ведущих международных экономических организаций, призванных координировать и разрабатывать единую экономическую политику капиталистических стран, созданная в 1961 г. после ратификации Конвенции об учреждении ОЭСР, подписанной в 1960 г.… … Юридическая энциклопедия

    ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ, ОЭСР - (англ. Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) – организация, созданная на основе Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) в 1960. На март 1998 чл. ОЭСР являлись 32 страны, в т.ч. Австралия, Австрия,… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ (ОЭСР) - (Organization for Economic Cooperation and Development OECD) международная межправительственная организация. Создана в 1961. ОЭСР выступила в качестве преемницы Организации европейского экономического сотрудничества, существовавшей в 1948 1960 с… … Политология: словарь-справочник

Книги

  • Антикоррупционные стандарты Организации экономического сотрудничества и развития и их реализация в Российской Федерации: Монография , . Монография посвящена правовым вопросам функционирования и деятельности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в антикоррупционной сфере. Виздании содержится комплексный…
  • Экономические обзоры ОЭСР 2004. Российская Федерация, сентябрь 2004 , . Книга представляет собой очередной аналитический обзор состояния и тенденций развития экономики России, подготовленный ОЭСР на основе широкомасштабных исследований. В данном Обзоре особое…
  • Анализ международной практики оценки эффективности реализуемой конкурентной политики и результативности деятельности конкурентного ведомства , И. В. Князева. В статье систематизированы международные практики, разработанные конкурентными ведомствами зарубежных стран и ОЭСР по оценке эффективности реализуемой ведомствами конкурентной политики и…

На сегодняшний день 36 стран с развитыми демократическими институтами и рыночной экономикой являются членами ОЭСР. Активные партнерские отношение ОЭСР поддерживает более чем с 70 странами, не являющимися членами Организации, из которых 24 страны регулярно участвуют в деятельности различных Комитетов ОЭСР в качестве наблюдателей. На долю стран-членов ОЭСР приходится:

  • 17,7% населения Земного шара
  • Более 60% мирового ВВП.

страны-члены

дата вступления

страны-члены

дата вступления

страны-члены

дата вступления

Австралия

Канада

Словения

Корея

США

Латвия

Турция

Великобритания

Финляндия

Венгрия

Люксембург

Франция

Германия

Италия

Чехия

Греция

Мексика

Чили

Дания

Нидерланды

Швейцария

Израиль

Новая Зеландия

Швеция

Ирландия

Норвегия

Эстония

Исландия

Польша

Япония

Испания

Португалия

Италия

Словакия


Созданная в начале 1960-х, в начале XXI века ОЭСР столкнулась с необходимостью проведения глубокой внутренней реформы в целях адаптации к новым реалиям и условиям набирающей темпы глобализации. В связи с этим в ОЭСР развернулась широкая дискуссия о том, какой в будущем может стать ее миссия и роль в условиях новых вызовов и угроз, в частности возник вопрос о расширении ОЭСР. В результате дискуссий в 2004 была разработана Стратегия расширения ОЭСР (Outreach Strategy). В рамках стратегии расширения специальной группой экспертов ОЭСР под руководством японского посла Сейчиро Нобору были сформулированы несколько критериев, на основании которых производится отбор потенциальных членов на вступление в ОЭСР - так называемые «критерии Нобору», к числу которых относятся:
  • Общность подходов (Like-mindedness)
  • Значимость на международной арене (Significant player)
  • Взаимовыгодность (Mutual benefit)
  • Глобальность (Global considerations)

В соответствии с решением принятым Советом ОЭСР 16 мая 2007 г. , определены две основных «волны расширения»:

oВ «первую волну» вошли пять стран - Россия, Чили, Эстония, Израиль и Словения - которые получили приглашение к началу переговорного процесса о вступлении (на сегодняшний день только Россия не присоединилась к Организации);

oВо «вторую волну» вошли пять стран – Бразилия, Китай, Индия, Индонезия и ЮАР – с которыми ОЭСР будет расширять сотрудничество с учетом их возможного будущего членства в Организации.

Страны-члены ОЭСР и страны, входящие в Стратегию расширения и глобального партнерства

Члены ОЭСР

Страны «первой волны» расширения

Страны «второй волны» расширения

Стратегия «глобального партнерства» ОЭСР

Стратегия расширения ОЭСР (Outreach Strategy) шире, чем отношения со странами-не-членами, и в настоящее время наметился переход от понятия «расширение» (outreach) к понятиям «глобальное взаимодействие» (global relations), «глобальное партнерство» (global partnership), «расширенное участие» (enhanced engagement) . Понятие глобального взаимодействия позволяет учесть два основных измерения расширения – расширение на основе сотрудничества со странами-не-членами (reaching-in ) и расширение через сотрудничество с другими международными организациями и негосударственными акторами (reaching-out ). Это также придает глобальный характер деятельности ОЭСР и формирует основы для международного сотрудничества, основанного на принципах многоуровневого взаимодействия и «открытой координации». Частью стратегии «глобального партнерства» является Хайлигендаммско-Аквильский процесс.

На саммите «Группы восьми» в июне 2007 года в немецком Хайлигендамме было принято решение, что под эгидой ОЭСР будет организован диалог между «Группой восьми» и крупнейшими развивающимися странами, входящими в так называемую «O5» (Outreach five), - Китаем, Индией, Мексикой, Бразилией, Южной Африкой. Эта инициатива получила название Хайлигендаммский процесс . Хайлигендаммский процесс охватывает четыре основных направления сотрудничества:

o Содействие трансграничным инвестициям для взаимной выгоды, включая поощрение ответственного поведения бизнеса;

o Содействие исследованиям и инновациям, включая сотрудничество в области защиты прав интеллектуальной собственности;

o Энергетика, при этом особое внимание уделяется энергоэффективности;

o Содействие развитию, прежде всего в Африке.

Эта новая роль ОЭСР закономерна, учитывая успешный опыт многолетней деятельности ОЭСР по содействию развитию, а также идущий в настоящее время процесс расширения Организации.

На саммите "Группы восьми" в июле 2009 года в итальянском городе Аквила партнеры согласились продолжить диалог под названием Хайлигендаммско-Аквильский процесс (ХАП) , итоги которого будут представлены на саммите "большой восьмерки" во Франции в 2011г. Соответствующее решение закреплено в совместном заявлении участников саммита (Joint Declaration: Promoting the Global Agenda ).
Возможные темы для продолжения диалога:

o Свобода взаимовыгодных инвестиций;

o Роль инноваций и технологий в процессе устойчивого социально-экономического развития;

o Стратегические подходы к вопросам развития и его социальное измерение;

o Помощь наиболее уязвимым государствам;

o Продовольственная безопасность и реформа соответствующих международных организаций;

o Энергетика;

o Другие возможные вопросы в соответствии с решениями Руководящего комитета. Интерес к некоторым вопросам уже был обозначен.

Данный процесс является политическим диалогом, целью которого заявлено укрепление взаимопонимания между странами в сферах, представляющих общий интерес. Среди них в документе названы свобода взаимовыгодных инвестиций, развитие инноваций, социальные вопросы, помощь наиболее уязвимым государствам, продовольственная безопасность и энергетика.

Сопредседателями руководства комитета ХАП является одна из стран от "Группы восьми" и одна из стран от "Группы пяти". Заседание комитета проходят поочередно в стране, входящей в "восьмерку" или в "пятерку".

В разные времена Организации экономического сотрудничества и развития давали разные определения. Ей приходилось быть научным центром и контролирующим органом, а также клубом, в число участников которого входят только богатые страны. Каждая ипостась по-своему верна, но не в состоянии отобразить полноту сути организации. Страны ОЭСР – это интернациональная организация, в которой происходит формирование политики ее членов.

Краткая характеристика

ОЭСР – это организация экономического сотрудничества и развития, в составе которой 35 государств. Этот союз напоминает некий форум, в пределах которого представителями стран участниц обсуждается экономическая и социальная политика, происходит обмен международным опытом, занимаются поиском вариантов решений актуальных , разрабатывают совместную стратегию по их решению.

Фактически происходит обобщение единых национальных взглядов и подходов к разрешению всевозможных межнациональных проблем и заключение сделок о возможных действиях на основании единых совместно разработанных методов.

Движущая сила организации


Часто результатом подобных встреч становится более обширный спектр направлений в отношении публичной политики, в т. ч. и прояснение результативности оказанного влияния на межнациональное сообщество. Подобные мероприятия очень значимы, потому как предоставляется возможность обмениваться мнениями в отношении перспектив, что открываются перед странами, которые находятся в подобных экономических и политических обстоятельствах. Если сказать, одним словом, то это клуб по интересам.

Базовым условием для членства является преданность государства рыночной экономике, а также глубокие убеждения в том, что группа выступает в качестве движущей силы политики. Расшифровка ОЭСР полностью соответствует духу самой организации.

Обособленность или открытость

Организация поддерживает контакты с разными странами, к тому же из числа тех, которые не входят в ее состав. Схема взаимодействия базируется на разнообразных совместных программах. При этом иногда подобное сотрудничество приводит в будущем к увеличению количества участников ОЭСР.

Предметом обсуждений, которые проводятся представителями стран участниц, нередко бывают аналитические обозрения, что исходят от Секретариата ОЭСР. Расшифровка профильных отделов включает в себя сбор сведений, отслеживание настроений, обзор экономических течений, изучение общественных смещений, технологический прогресс, систему налогообложения.


Перечисленная работа разбита по сферам, за которые несут ответственность структурные подразделения ведомств. Кроме того, профильные отделы сотрудничают с лицами, которые в дальнейшем используют собранную информацию для принятия ключевых судьбоносных решений. Значительная часть аналитических материалов выходит в открытую публикацию.

Страны ОЭСР в процессе обмена мнениями среди участников нередко приходят к созданию общеобязательных кодексов, которые регулируют беспрепятственное перемещение капиталов и договоренностям касательно борьбы с .

Страны ОЭСР: масштабы влияния

Доля ОЭСР в мировом составляет 60%. Организация проводит широкую аналитическую работу, формируя платформу для стран участниц по проведения многогранных переговоров в отношении экономических проблем. К тому же страны ОЭСР активно противодействуют отмыванию денег, уклонению от налогообложения и . Участие организации позволило выработать определенные механизмы, направленные на прекращение созданных отдельными странами налоговых оазисов.

Наряду с этим, страны ОЭСР ведут собственные черные списки государств, что занимаются нечестной налоговой конкуренцией. По состоянию на 2007 год этот перечень составляли следующие страны – Монако, Андорра и Лихтенштейн.

При этом профиль работы направлен не только на географическое расширение ОЭСР. Расшифровка и область интересов организации включает воздействие на экономику обособленных стран текущих процессов глобализации, что в состоянии открыть возможные перспективы роста или вызвать защитную реакцию.

Расширение контактов пропорционально влияет на рост сферы интересов ОЭСР. Основным отличием от МВФ или Всемирного банка является то, что организация не проводит размещение денег. Ее основная задача генерировать свежие идеи на основании научных исследований и политического обзора.

Страны ОЭСР

Как говорилось выше, список оэср включает тридцать пять участников, среди которых: Австралия Австрия Бельгия Великобритания Венгрия Германия Греция Дания Ирландия Исландия Италия Испания Канада Люксембург Мексика Норвегия Нидерланды Новая Зеландия Португалия Польша Словакия США Турция Франция Финляндия Чехия Швейцария Швеция Южная Корея Япония и др.

Всем, кто интересуется тенденциями в мировой экономике, безусловно, известно о существовании такой авторитетной организации, как ОЭСР. аббревиатуры гласит, что это Структура эта существует уже достаточно давно, и с течением времени её влияние только возрастает.

Глобализация мировой экономики

Расширение ОЭСР

Нередко приходится слышать о претензиях ОЭСР на мировое господство. У таких утверждений есть определённые основания. В организацию сегодня входят 34 страны, в том числе большая часть союза. На страны ОЭСР приходится около шестидесяти процентов мирового промышленного производства. Но это говорит лишь о том, что жить в современном технологическом мире и быть изолированным от него просто невозможно. Многие страны сотрудничают с ОЭСР по целому ряду направлений, не являясь её членами. Расширение Организации экономического сотрудничества и развития ограничено жёсткими стандартами, которым должны соответствовать страны, претендующие на полноценное членство. Список ОЭСР на расширение включает в себя такие значимые страны с интенсивно развивающейся экономикой, как Бразилия, Индия, Китай, Индонезия и ЮАР.

ОЭСР и Российская Федерация

Непросто складываются отношения ОЭСР с Россией. На протяжении многих лет Российская Федерация декларировала курс на интеграцию в эту международную структуру. Существенным шагом в этом направлении явилось вступление России во Всемирную торговую организацию. Но в марте 2014 года процесс интеграции России в ОЭСР был приостановлен на неопределённый срок. Причиной тому явились главным образом экономические санкции на фоне Украинского кризиса. Но значение имеет также и усилившаяся антизападная риторика в российских правящих кругах. Многие в России ставят под сомнение саму необходимость интеграции страны в данную международную структуру. Антиглобалистские консервативные тенденции всё острее проявляются во многих странах и регионах мира. Россия в этом плане не является исключением.

Перспективы глобализации

За неполных семь десятилетий своего существования ОЭСР, расшифровка названия которой свидетельствует о претензиях на мировое влияние, успела стать весьма авторитетной структурой. В начале третьего тысячелетия перед ней открылись новые перспективы и направления деятельности в сфере координации экономического развития и мирового разделения труда. Глобальное производство материальных ценностей в двадцать первом веке всё более смещается в регион Юго-Восточной Азии. И организация ОЭСР исполняет координирующую функцию в этом процессе. Она способствует сбалансированному учёту законных интересов владельцев прав интеллектуальной собственности на высокотехнологичную продукцию и тех, кто эту продукцию производит.