БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ MQ-9 REAPER (США)

THE DRONE OF THE MQ-9 REAPER (USA)

11.01.2017


Франция развернула в Африке еще два беспилотника General Atomics MQ-9 Reaper.
БЛА прибыли на базу 101 в Ниамее (Нигер) в конце 2016 года, где уже размещены три аппарата этого типа в рамках проведения операции Barkhane в регионе Сахеля. Прибытие новых беспилотников подняло вопрос о снятии с дежурства двух беспилотников типа Harfang.
В настоящее время в связи с техническими и правовыми ограничениями парк беспилотников «Рипер» не может летать в воздушном пространстве Франции, но в в конце января с прибытием шестого беспилотника на базу Коньяк эти вопросы будут сняты.
Военный паритет

20.02.2017


Ударный беспилотник Reaper королевских ВВС Великобритании потопил катер исламистов, оснащенного тяжелым пулеметом, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на ukdefencejournal.org.uk.
7 февраля группа боевиков вознамерилась пересечь реку Тигр. Террористы не знали, что уже давно и плотно наблюдаются разведывательными самолетами коалиции. В середине канала «Рипер» ударом своей ракеты Hellfire отправил катер на дно.
Отмечается, что интенсивность использования ВВС Великобритании в Ираке и Сирии в 2016 году значительно превосходит накал действий в Афганистане. Королевские ВВС в течение последних 12 месяцев обрушили на врага 1276 бомб и ракет, что больше чем в самом «бойком» году в Афганистане 10 лет назад.
Кроме боевых операций Великобритания занимается в регионе подготовкой иракских и курдских сил безопасности.
Военный паритет

MQ-9 Reaper – разведывательно-ударный БПЛА, который был создан компанией General Atomics Aeronautical Systems. Он предназначался для использования в ВМС и ВВС США, а также Британских ВВС. 2 февраля 2001 г. состоялся его первый полет.

В основе MQ-9 Reaper был самолет MQ-1 Predator. Оборудован турбовинтовым двигателем, который позволяет развивать огромные скорости, больше 400 километров в час. Потолок составляет 13 тыс. м. Максимальная продолжительность полета – 24 часа.

История MQ-9 Reaper

ВВС США в общей сложности планирует принять на вооружение 276 беспилотных летательных аппаратов Reaper. На вооружении США по состоянию на 2011 г., по различным источникам, стоят от 63 до 74 самолетов.

Модификации MQ-9 Reaper

    Block-1 – модификация MQ-9 с улучшенной продолжительностью полета, появилась в апреле 2012 г. Модернизированный БПЛА способен находиться в воздухе на 10-15 часов дольше, если сравнивать его с прошлой версией. Такого результата удалось достигнуть путем установки дополнительных топливных баков и усовершенствованного шасси. В результате продолжительность полета стала выше – 37 часов без захода на дозаправку. По заявлениям компании-производителя, если самолет оснастить более длинными крыльями, а именно 26,8 м вместо 20,0 м, то он сможет находиться в воздушном пространстве до 42 часов.

    Block-5: увеличена мощность мотора, установлена вторая радиостанция, предназначен для передачи информации несколькими наземными или воздушными объектами, увеличена грузоподъемность.

Использование MQ-9 Reaper

В марте 2007 г. был построен первый самолет ВВС США, а уже в октябре летательные аппараты такого типа эффективно справлялись со своими задачами в Афганистане. Пентагон в ноябре 2007 года сообщил об уничтожении группы талибов с помощью управляемых авиабомб, которые были сброшены с борта самолета. Также его применяют для патрулирования мексиканской границы.

MQ-9 Reaper видео

В ВВС США к марту 2009 г. находилось 28 БПЛА типа Reaper и 195 типа Predator.

ВВС США в августе 2008 г. закончили перевооружение первой боевой авиачасти MQ-9 Reaper, а именно 174-го истребительского авиакрыла Нацгвардии. Стоит отметить, что на это перевооружение ушло больше трех лет. Ударные БПЛА продемонстрировали особенно высокую эффективность во время боевых действий в Ираке и Афганистане. Главные преимущества перед известными F-16: более низкая цена закупки и эксплуатации, безопасность операторов, большая продолжительность полета.

Тактическая единица

Стоит отметить, что тактическая единица MQ-9 складывается из нескольких БПЛА, коммуникационного оборудования, станций наземного управления, персонала и ЗИП (контрактники или военнослужащие). Экипаж БПЛА складывается из оператора и пилота электронных систем. С учетом боевого задания самолет может иметь разные комбинации электронного оборудования и вооружения. Например, мультиспектральная система наблюдения от компании The Raytheon может включать телекамеры в инфракрасном и видимом диапазонах, лазерный дальномер-целеуказатель наведения систем вооружения, телевизионную систему на основе фотоумножения и т.д. Также есть радар с синтезированной аппаратурой, который используется для наведения управляемых бомб, и датчик движения цели.

MQ-9 Reaper хорошо показал себя при любых погодных условиях. Он имеет турбиновый двигатель, который обеспечивает ему высокую скорость до 400 км в час. Самолет может переносить четырнадцать ракет Hellfire (как известно, MQ-1 Predator способен перенести только две ракеты). В случае полной боевой нагрузки БПЛА может находиться в воздухе без дозаправки до 14 часов. Он имеет современную электронику, которая делает его одним из самых лучших среди беспилотников.

ВВС США ведут работы над возможностью управлять одновременно несколькими БПЛА с одной РЛС (так они намерены увеличить боевую эффективность самолетов на поле боя).

Нельзя не отметить и тот факт, что у безоружных версий БПЛА осталось название «Альтаир», в то время как боевые принято называть MQ-9 Reaper.

MQ-9 Reaper: боевое применение

    ВВС США 1 мая 2007 г. создали «крыло 432d» − подразделение для боевого применения для MQ-9 Reaper и MQ-1 Predator. Часть самолетов расположена в Неваде на базе ВВС «Крич». В 2007 г. начались первые болевые полеты в Афганистане и Ираке.

    В марте 2008 г. БПЛА Reaper выполнил в Афганистане 16 налетов на цели с использованием ракет и бомб Hellfire. К примеру, 4 февраля 2008 года самолет сбросил на грузовик, перевозивший минометный расчет вблизи Кандагара, бомбу.

    БПЛА Reaper в сентябре 2009 года находились на Сейшельских островах, выполняли операции в Индийском океане против пиратов.

    В 2010 году в Афганистане ударом самолета был убит Мустафа Абу Язид (Шейх аль-Масри), третий человек в управлении «Аль-Каиды».

    Ударом БПЛА Reaper 7 мая 2012 года был убит Фахд аль-Куса − один из руководителей йеменского крыла «Аль-Каиды».

Потери среди мирного населения

С увеличением использования беспилотной авиации, к сожалению, случаев непреднамеренного поражения жителей в эпицентре боевых действий стало намного больше.

Юридическая основа применения

Удары, нанесенные по террористам с использованием БПЛА, были утверждены решением Конгресса США, который был принят после состоявшегося 11 сентября 2001 года теракта. Но, с точки зрения мирового права, использование БПЛА никак не регулируется отдельно.

  • AN/APY-8 Lynx II (радиолокационная станция) с синтезаторной аппаратурой может работать в режиме картографирования, установлена в носовом обтекателе.
  • Комбинированная тепловизионная и электронно-оптическая прицельная станция MTS-B находится под фюзеляжем на сферической подвязке. Она содержит лазерный дальномер-целеуказатель, который может провести целеуказания всем боеприпасам НАТО и США с полуактивным лазерным наведением.

MQ-9 Reaper: вооружение

Самолет имеет 6 точек подвески:

  • две посредине крыла − по 230-270 килограммов;
  • две внутренние − по 680 килограммов;
  • две консольные − по 68-91 килограммов.

Способна нести:

    до четырех ракет AGM-114 «Хеллфайр»;

    или четыре «Хеллфайр», а также 2 бомбы Mark 82, имеющие лазерное наведение;

    или бомбы Mark 82, характеризующиеся GPS-наведением.

Ракеты AIM-92 Stinger проходят испытания и по сей день.

Стоимость MQ-9 Reaper

Стоимость тактической единицы – примерно 30 млн долларов, в зависимости от конфигурации.

По состоянию на 2011 г. на вооружении ВВС США находилось от 63 до 74 самолетов. Причем 7 из них использовалось пограничной службой США. В Италии есть шесть MQ-9 Reaper, в Турции – 4, в Великобритании – 1, Франция заказала 16 на сумму 1500 миллионов долларов.

MQ-9 Reaper характеристики:

Модификация MQ-9
Размах крыла, м 20.12
Длина самолета, м 10.97
Высота, м 3.56
Масса, кг
пустого 2223
максимальная взлетная 4760
Тип двигателя 1 ТВД Honeywell TPE-331-10T
Мощность, л.с. 1 х 776
Максимальная скорость, км/ч 482
Крейсерская скорость, км/ч 275-315
Дальность полета, км
Продолжительность полета, ч более 24
Практический потолок, м 15000

Reaper, (также известный как Predator B) результат боевых разработок Predator UAS, первый полет в 2001 году, в 2007 году прошел боевые испытания в Афганистане. Создан на основе беспилотника , практический потолок 50000 футов и выше, Reaper может применяться в любых погодных условиях, днем и ночью полезная боевая нагрузка более 1,5 тонн. Самолет оснащен одним двигателем Honeywell TP331-10, который обеспечивает максимальную скорость полета 400 км и крейсерскую скорость для максимальной выносливости 150-170 узлов.

MQ-9 Reaper может нести максимальный внутренний полезный груз в 800 кг, он может выполнять более сложные маневры при весе почти в два раза большем чем MQ-1 Predator. Кроме того, Reaper имеет гораздо больше внешних точек подвески, до 3000 фунтов всего - 1500 на каждом из двух стационарных точек подвески, или 500-600 фунтов на двух центральных и 150-200 кг. на подвесных станциях. В общем, самолет может нести до 14 ракет Hellfire, по сравнению с двумя на Предаторе. Reaper может находиться в воздухе до 14 часов при полной боевой загрузке.

Наличие более современной электронной начинки и большого объема высокоточного оружия делает из MQ-9 Reaper превосходный боевой беспилотник.

ВВС США планируют оснащения трех эскадрилий этих беспилотников до 2020 года

На MQ-9 Reaper установлены датчики, которые автоматически находят, отслеживают и с большой вероятностью уничтожают необходимые объекты. В Рипере применена система с радаром AN/APY-8 Lynx II, одна из последних разработок с передовыми радиолокационными инженерными решениями.

ВВС США разрабатывает возможность работать сразу с несколькими беспилотниками из одной наземной радиолокационной станции, по сути, умножив общую боевую эффективность на поле боя.

Прототип «Predator B»:

  • Predator B-001- первая модернизация БПЛА MQ-1 Predator. На него установлен турбовинтовой двигатель (712 кВт). Визуальное отличие от MQ-1 представляют крылья, они увеличены с 14,8 м. до 20 м. B-001 может нести 340 кг. полезной нагрузки на высоте 15,2 км., со скоростью 390 км/ч. Время полета до 30 часов.
  • Predator B-002 - следующая модернизация БЛА. Грузоподъемность 215 кг., верхний потолок высоты 18,3 км., время полета 12 часов.
  • Predator B-003 или «Альтаир» - снова увеличен размах крыльев, до 25,6 м. Следовательно, увеличенная грузоподъемность БЛА до 1360 килограммов, а максимальная высота полета 15,8 км. Время полета увеличено до 36 часов!

Так как-же он называется? Predator B-003? MQ-9 Reaper? «Альтаир»? За безоружными версиями закрепили название «Альтаир», в то время как боевые БЛА называют MQ-9 Reaper. Боевая версия беспилотного летательного аппарата может нести:

18 мая 2006 года Федеральное управление гражданской авиации выдало сертификат соответствия, что позволяет MQ-1 и MQ-9 летать в воздушном пространстве США предназначенном для гражданских перевозок.

Для ВМС США создается беспилотный аппарат на основе Reaper, названный «Mariner». Этот аппарат будет иметь складные крылья, увеличенный запас топлива, который позволит беспилотнику находиться в полете 49 часов.

В августе 2008 года ВВС США завершили перевооружение беспилотными летательными аппаратами MQ-9 Reaper первой боевой авиачасти - 174-го истребительного авиакрыла Национальной гвардии. Перевооружение происходило в течение трёх лет. Ударные БПЛА показали высокую эффективность в Афганистане и Ираке. Основные преимущества перед заменёнными F-16: меньшая стоимость закупки и эксплуатации, большая продолжительность полёта, безопасность операторов и возможность их посменной работы при продолжительных полетах.


По состоянию на 2009 год парка беспилотных летательных аппаратов составляет 195 MQ-1 Predator и 28 MQ-9 Reaper.

Тактико-технические характеристики беспилотного летательного аппарата MQ-9 Reaper:

Длина, м 11
Размах крыла, м 20
Высота, м 3.8
Пустой вес, кг 2223
Максимальны взлетный вес, кг 4760
Максимальная скорость,км/ч 482
Крейсерская скорость,км/ч 276-313
Практический потолок, м 15000


Последние новости

20.03.2019 г.

14:35

12:45

10:22
19.03.2019 г.

18:20

12:17

09:58
18.03.2019 г.

Беспилотный летательный аппарат MQ-9 Reaper (США)

MQ-9 Reaper – американский разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат.

Данный БПЛА был сконструирован компанией General Atomics Aeronautical Systems для передачи ВВС США, ВМС США и ВВС Великобритании. Первый полет MQ-9 Reaper осуществил 2 февраля 2001 года. Основой для создания этого БПЛА стала модель MQ-1 Predator. ВВС США заявили, что готовы принять на вооружение 276 беспилотников Reaper и до 2020 года оснастить ими три эскадрильи. Стоит отметить, что в 2007 году этот беспилотник прошел успешные боевые испытания в Афганистане.

MQ-9 Reaper может использоваться практически в любых погодных условиях. Он оснащен турбовинтовым двигателем, что позволяет разогнать MQ-9 Reaper до 400 км/ч. Самолет способен переносить 14 ракет модели Hellfire (в то время как MQ-1 Predator может нести только 2 ракеты). При полной боевой загрузке Reaper способен находиться в воздухе до 14 часов. Этот БПЛА оснащен современной электроникой, что делает его одним из лучших на рынке беспилотников.
MQ-9 Reaper укомплектован датчиками, которые в автоматическом режиме находят, отслеживают и уничтожают цель. Разработчики оснастили данный беспилотник системой с радаром AN/APY-8 Lynx II, которая является одной из последних радиолокационных разработок.

Вооруженные силы США работают над возможностью руководить сразу несколькими БПЛА из одной наземной РЛС (таким образом, ВВС США намерены увеличить общую боевую эффективность на поле боя).

Тактико-технические характеристики MQ-9 Reaper
Длина 11 м
Размах крыла 20 м
Высота 3,8 м
Вес пустого БПЛА 2223 кг
Максимальная взлетная масса 4760 кг
Максимальная скорость 400 км/ч
Практический потолок 15 км
Автономность 16 – 28 часов
Дальность 5920 км
Грузоподъемность 1700 кг
Двигатель Honeywell TP331-10 турбовинтовой, 670 кВт

На сегодня известно о двух модификациях MQ-9 Reaper:
— Block-1 (модификация 2012 года; увеличилась продолжительность полета; беспилотник может находиться в воздухе 10 – 15 часов; установлены дополнительные топливные баки),
— Block-5 (увеличилась мощность двигателя БПЛА и грузоподъемность; самолет оснастили второй радиостанцией для отправки информации нескольким воздушным или наземным объектам).

Стоит отметить, что за безоружными версиями БПЛА закрепилось название «Альтаир», а боевые называют MQ-9 Reaper.

Боевая модель может нести такое вооружение: 14 AGM-114 «Хеллфайр» ракеты «воздух-земля» или 4 AGM-114 «Хеллфайр» и две бомбы лазерного наведения GBU-12 Paveway II. Также, в США ведутся испытания Reaper с использованием ракет «воздух-воздух» AIM-92 Stinger.

MQ-9 Reaper имеет шесть точек подвески:
— две внутренние по 680 кг,
— две посередине крыла по 230-270 кг,
— две консольные по 68-91 кг.

Тактическая единица MQ-9 состоит из таких компонентов:
— несколько БПЛА,
— станция наземного управления,
— коммуникационная аппаратура,
— запчасти, инструменты и принадлежности,
— персонал.

Стоимость одной тактической единицы колеблется в пределах 30 миллионов долларов.

На вооружении ВВС США по состоянию на 2011 год находилось от 63 до 74 MQ-9 Reaper. 7 этих беспилотников находятся в арсенале пограничной службы США. В Великобритании есть 1 MQ-9 Reaper, в Италии – 6, в Турции – 4, Франция заказала 16 MQ-9 Reaper на сумму 1500 млн. долларов.

Два месяца назад американский беспилотный летательный аппарат MQ-1 Predator (Хищник) записал на свой счет миллионы часов налета. Свыше 20 процентов от этих часов приходятся на этот год. Замена Предатора MQ-9 Reaper успел налетать почти 250 тысяч часов. Американские стратегические беспилотные летательные аппараты (MQ-1, MQ-1C, MQ-9, RQ-4 и RQ-170) налетали около 400,000 часов в этом году, в прошлом году 300,000 часов, 185,000 часов в 2009 году и 151,000 часов в 2008-ом. Потребовалось 12 лет службы (1995-2007, в том числе разработка) чтобы MQ-1 Predator смог достичь своих первых 250,000 часов в воздухе, два года (2007-2009) чтобы налетать ещё 250,000 часов из 500,000 общего количества и всего лишь менее года чтобы достичь следующих 250,000 часов к весне 2010-го года.

Между тем, для ВВС и ЦРУ (крупнейший оператор БПЛА над Пакистаном и других местах) были построены или заказаны 500 MQ-1 и MQ-9. Около 20 процентов из них были потеряны в результате аварий, четырнадцать были потеряны таким образом только в этом году. В войсках же ощущается нехватка таких БПЛА.

ВВС США заказали почти пятьдесят беспилотных летательных аппаратов MQ-9 Reaper (Жнец) в этом году по $6.2 миллионов за каждый. Цена вырастет вдвое при установлении датчиков, систем управления огнем и средств связи. Такая ситуация типична для боевых самолетов, каким ВВС считает и Reaper.

На вооружении ВВС уже находятся более 70 MQ-9, поставка новых займет около года. ВВС планируют закупить еще 200 БПЛА MQ-9 пока ему на замену не придет MQ-X. MQ-1 Predator заменяется MQ-9, а последний MQ-1 для ВВС США был построен в прошлом году. Общий парк MQ-1 и MQ-9 в ВВС США состоит из более 250 БПЛА, а к концу десятилетия армия и ВВС будут располагать более тысячью больших, вооруженных БПЛА.

БПЛА MQ-1 Predator развился в семью из трех аппаратов. Оригинальный Predator весит одну тонну при длине 8.7 метра и размахом крыла 15.8 метров. Он имеет штатные узлы подвески под каждой плоскостью, способные нести по одной 47-килограммовой ракете Hellfire и ракете воздух-воздух Stinger. Наибольшая скорость Predator составляет 215 километров в час, наибольшая крейсерская скорость 160 километров в час и наибольшая высота полета 8,000 метров. Стандартная продолжительность полета составляет 12-20 часов.

MQ-9 Reaper (Жнец) весит 4.7 тонны, имеет 11.6 метра в длину и размах крыла 21.3 метра. На нем расположены шесть точек подвески для несения 682 кг вооружения, к которому относятся до восьми ракет Hellfire, две Sidewinder или две ракеты класса "воздух-воздух" AMRAAM, две ракеты Maverick, две 227-килограммовые умные бомбы (с лазерным или GPS наведением). Максимальная скорость аппарата составляет 400 километров в час и наибольшая продолжительность полета 15 часов. Reaper считается боевым самолетом и для выполнения многих задач может заменить F-16 и A-10.

MQ-1C Gray Eagle (Серый Орел) американской армии весит 1.5 тонны, несет 136 кг датчиков во внутренних отсеках и до 227 кг датчиков и на внешних подвесках. Он имеет продолжительность полета до 36 часов, а максимальная скорость составляет 270 километров в час. Размах крыла Gray Eagle составляет 18 метров, а длина 9 метров. MQ-1C способен приземляться и взлетать в автоматическом режиме и нести четыре ракеты Hellfire (по сравнению с двумя на Predator).

Китай пытается экспортировать беспилотные летательные аппараты практически идентичные Predator, но около 20 процентов легче. Замена для MQ-9 (MQ-X) все еще находится в стадии проектирования, хотя сокращение бюджетных расходов и улучшения датчиков (нескольких камер на одном дроне) может заставить ВВС просто "развивать" MQ-9. В настоящее время это означает добавление средств радиоэлектронной борьбы и оборудования противоракетной обороны, которые позволят дронам выживать в районах вражеских ПВО. Существует также необходимость лучшем ПО управления полетом и улучшенных возможностях функционировать при низких температурах (в таких местах, как Афганистан), где часто наблюдается обледенение крыла.

ВВС хочет повысить надежность своих БПЛА и уменьшать уровень потерь (количество потерь БПЛА на 100,000 часов налета). По состоянию на прошлый год, потери MQ-1 Predator были примерно на уровне 7. Это вдвое выше, чем у пилотируемых истребителей (как F-15 или F-16) и в пять раз выше чем у старых, но очень надежных B-52. Речь идет о таком же уровне как и у одномоторных частных самолетов (8.2).

Всего лишь несколько лет назад уровень потерь 1.1-тонных MQ-1 был равен 30. В прошлом году 4.7-тонный MQ-9 Reaper после четырех лет службы имел уровень потерь около 15. Прошло более десяти лет с тех по как MQ-9 совершил свой первый полет, Predator уже состоит на вооружении с конца 1990-х годов. Проектирование и эксплуатация MQ-9 во многом основывались на опыте MQ-1.

Беспилотные самолеты всегда несли большие потери, в значительной степени это связано с отсутсвием как пилота на борту так и всех возможных действий чтобы компенсировать его отсутствие. Старые модели БПЛА имели очень высокий уровень потерь. RQ-2A Pioneer эпохи 1980-х годов имел уровень потерь 363 аппарата на 100,000 часов налета. Несмотря на это, RQ-2 был очень востребован во время войны в Персидском заливе в 1991 году.