- Отец Григорий, как вы оказались в Чечне?

После моего рукоположения я служил некоторое время в Андреевском соборе Ставрополя, затем в Кабардино-Балкарской республике - в городе Прохладный, а в 2009 году на епархиальном собрании наш архиерей сообщил мне, что необходимо в самое ближайшее время отправиться на службу в Чечню - в город Грозный. На сборы и переезд было дано три дня. Как сейчас помню: 31 декабря ближе к 10 часам вечера я встречал матушку с вещами в Грозном. Она была уже в положении, мы ждали своего первенца Константина. Бог рассудил родиться ему в Чечне. И вот с того времени я несу свое послушание в Грозном в качестве штатного священника.

До меня здесь настоятелем был , который приезжал, чтобы совершить богослужение, из Ингушетии. Но, конечно, людям хотелось, чтобы был постоянный священник, хотелось настоящей приходской жизни. Вот архиерей и направил меня сюда.

После разделения Ставропольско-Владикавказской епархии нынешний назначил меня настоятелем храма и благочинным церквей Грозненского округа. Через несколько месяцев это благочиние было преобразовано: от него были отделены Наурский и Шелковской районы - там сейчас служит иеромонах Амвросий (Марченко), открыты три новых прихода в казачьих станицах.

- Ваш грозненский храм основан еще в XIX веке. Какое наследство вам здесь досталось?

Храм никогда не закрывался, даже в богоборческие времена. Он был построен в 1892 году на пожертвования болгарских, армянских, русских купцов, а также жителей Грозного. Строили его терские казаки, помогали им офицеры-чеченцы. Храм очень пострадал в первую чеченскую войну. Все убранство, иконы сгорели, а настоятель храма иерей Анатолий Чистоусов в январе 1996 года . В январе 1997 года был похищен настоятель храма иеромонах Евфимий (Беломестный). Он был освобожден в ходе спецоперации в феврале того же года. В июне 1999 году похитили настоятеля храма иеромонаха Захария (Ямпольского). Его судьба неизвестна до сих пор.

В 2004 году храм стали восстанавливать по просьбе прихожан, которые забрасывали письмами различные инстанции. Силами военных была отстроена заново крестильня, в которой стали совершаться богослужения. Прихожане вспоминают, как собиралось здесь всего несколько бабушек, приходили военные.

На собранные средства жертвователей со всей России был отлит набор из семи колоколов, приобретены иконы, в том числе храмовая икона архангела Михаила, куплена православная литература для прихожан.

Завершили восстановительные работы в 2006 году; тогда же водрузили купола и кресты. 21 ноября 2006 года, в день празднования Собора архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных, . К этому дню был доставлен и установлен иконостас. Воронежцы передали прихожанам-грозненцам одежду, обувь, продукты, церковную утварь и духовную литературу. В конце 2008 года началась реставрация храма: позолотили купола, голубые стены выкрасили в белый цвет. 26 апреля состоялась церемония освящения отреставрированного храма. Сегодня в большие праздники здесь собирается до 200 человек. И это большая радость!

- Чем живет приход, переживший две войны? Кто ваши прихожане?

Наши прихожане в основном пенсионеры. Живем за счет пожертвований военнослужащих и других заезжих людей. Они жертвуют одежду, продукты питания, строительные материалы. Чаще всего эта жертва взаимная. Например, у нас есть Молитвослов, который стоит 100 рублей. Приходит женщина и говорит, что у нее есть только 50 рублей. И, конечно, мы ей даем его за это пожертвование. Иногда развозим книги бесплатно, в том числе и в воинские части.

Поскольку наш приход немолодой по своему составу, то опираться нам приходится только на свои силы. Прихожане все очень немощные, старенькие, травмированные войной. И поэтому нам необходимо сестричество, чтобы можно было навещать тех, кто не может приходить в храм, а также помогать им: к кому-то нужно прийти постирать, помыть полы, принести продукты или просто поговорить по душам.

Наши пенсионеры, как и по всей России, живут крайне скромно. Но грозненцы особенно лишены внимания, защиты, в которых они очень нуждаются и нуждались раньше. В 1995-1996 годах я и представить себе не мог, что где-то недалеко от Ставрополья живут люди, которые пьют из лужи воду, которым нечего есть… Ведь многие месяцами прятались в подвалах, ждали смерти. Сложно передать, какие ужасы войны они пережили. И им сейчас очень не хватает внимания со стороны власти. Например, было такое: глава государства приехал сюда и не зашел в храм - и людям обидно. Пусть их немного, этих русских, но они же здесь есть. Радостной неожиданностью для прихожан был приезд Валентины Матвиенко.

Кроме того, у русских в Чечне есть жилищные проблемы. Квартиры их разрушены или повреждены во время бомбежки, находятся на очереди на восстановление. Нужна гуманитарная помощь, потому что порой не хватает той минимальной пенсии, которую они получают. Большинство из них одиноки или просто оставлены своими близкими.

Есть, конечно, и хорошее в нашей жизни. Мы ездим в паломнические поездки по Северному Кавказу, где много святых мест. Главное - это то, что есть возможность возродить православную духовную жизнь в республике.

- А молодежь в храме есть?

Совсем немного. Я могу по пальцам пересчитать тех, кого я знаю и стараюсь по мере сил пригласить в наш храм, приобщить к жизни прихода, открыть для них Христову истину. Вот один откликнулся и обучается сейчас в духовной семинарии во Владикавказе.

- В чем еще нуждается ваш приход?

- Я уже говорил, что нам нужно организованное на постоянной основе сестричество. Кроме того, я неоднократно доводил до сведения чиновников, что у нас нет места, где бы могли после службы собираться прихожане, смотреть вместе фильмы, обсуждать насущные проблемы, где бы мы могли вести катехизацию. Усилиями жертвователей, а это в основном прикомандированные военные или сотрудники полиции из других регионов России, построили небольшое помещение - трапезную и по совместительству гробовую, но это помещение можно использовать только в теплую погоду. Там мы собираемся после литургии на совместную трапезу. И здесь же у нас стоят погребальные принадлежности - гробы, кресты, а также пожертвованные заготовки на зиму, одежда, обувь, продукты.

Самым важным нашим начинанием является строительство при храме комплекса с библиотекой, гостиницей для паломников и благотворительной столовой. Там смогут остановиться приехавшие на малую родину бежавшие русские. Сегодня много говорят о возвращении русских в Чечню, и этот комплекс стал бы началом этого возвращения. Прежний архиерей добился договоренности о строительстве комплекса, обещали построить сразу после восстановления храма, и вот пока мы ждем.

Нашему приходу нужна литература, чтобы он мог стать центром для миссионерской деятельности в воинских частях, которые здесь есть. Я выезжаю и туда несколько раз в неделю; мы проводим там богослужения, беседы. В одной из частей есть воскресная школа для детей военных.

По силам ли тем, кто сегодня живет в Грозном в немощи и бедности, церковная жизнь? И трудно ли вам самому служится в Чечне?

Да так же, как и всем священникам: по долгу, по мере сил. Надо понимать, что 20 лет люди здесь жили без нормального духовного окормления плюс 70 лет богоборческих времен. Люди только сейчас в Чечне стали понимать, что человека нужно хотя бы достойно проводить в иной мир: соборовать перед смертью, отпеть. И конечно, всем недостает здесь катехизации.

Поначалу мы служили по три-четыре литургии в неделю. Люди были рады, истосковавшись по литургической жизни. Но со временем мы поняли, что нам не под силу частые богослужения и перешли на «щадящий» режим. Решили, что пусть лучше не так часто, но соберутся многие и придут в храм сознательно.

- Где вы живете со своей семьей, и какие у вас отношения с иноверцами?

Мы живем при храме, впрочем, как и прежний настоятель. Моему старшему сыну Косте уже 2 года. Подумываем отдавать его в детский сад: нужно, чтобы он общался с другими детьми, социализировался. Конечно, ему придется учить чеченский язык. Здесь в основном все говорят по-чеченски. Иной раз зайдешь в магазин и чувствуешь себя неуютно, не понимаешь, о чем говорят. Я пробовал учить язык, но пока мне не под силу - тяжело мне он дается. А вот дети, надеюсь, смогут его осилить.

- Вы планируете надолго остаться в Чечне?

Я не задаю себе такой вопрос. Это как создавать семью: никогда не предугадаешь, как все сложится. В семье любовь настоящая появляется только через десятилетия, когда пройдены вместе самые тяжелые времена. В Чечне же я только третий год. Время покажет. Пока я стараюсь честно выполнять свой пастырский долг.

4 марта 2017 года в станице Наурская Чеченской Республики епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам совершил чин великого освящения храма в честь Рождества Христова, сообщил официальный портал Московского Патриархата . "Кавказ.Реалии" попытался разобраться, является ли открытие новых христианских культовых сооружений в республике своеобразным реверансом в сторону Москвы или православные Чечни действительно нуждаются в новых приходах.

Согласно официальной переписи за 2010 год, этнический состав населения в Чечне таков: чеченцы - 1 206 551 человек (95,3%), русские - 24 382 (1,9%), кумыки - 12 221 (1%). Остальные народности составляли менее одного процента от всего населения.

Церкви и храмы в Чечне входят в Махачкалинскую епархию РПЦ, охватывающюю территорию Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики. Всего в Чечне зарегистрировано семь православных приходов, пять из которых открылись в 2014 году.

В Наурском районе, где была освящена новая церковь, проживает чуть более 2700 русскоязычных жителей, не все из которых являются православными. В станице Калиновской, входящей в этот район, расквартированы также российские военнослужащие. Есть военные и в других районах Чечни, однако неизвестно, какая часть из них исповедует православие.

Всего в республике восемь православных церквей:

  1. Церковь Михаила Архангела (Грозный, 8961 русских);
  2. Храм Рождества Христова (ст. Наурская, 1445 русских);
  3. Церковь "Всех скорбящих радость" (ст. Ищерская, 521 русских);
  4. Церковь в честь святой великомученицы Варвары (ст. Шелковская, 1300 русских);
  5. Часовня Святой Троицы (ст. Шелковская)
  6. Церковь Георгия Победоносца и часовня (станица Червленная, 985 русских);
  7. Церковь святого Николая Чудотворца (ст. Ассиновская, 161 русский):
  8. Часовня памяти воинов Внутренних Войск, жизнь за Веру и Отечество отдавших (на территории 46 Отдельной Бригады Оперативного Назначения (Ханкала, Грозный)).

Кроме того, строятся новые церкви в станице Мекенской (230 русских) и в станице Шелковской.

в республике зарегистрировано семь православных приходов

Церковь в Наурской открывали не раз за последние десять лет. В 2012 году глава Чечни Рамзан Кадыров лично возглавил соответствующую церемонию . Открывали ее и в 2014 году, и еще раз в 2015 году. В 2016 году ее ​открыли вновь, опять же в присутствии Кадырова.

По словам сотрудницы райадминистрации, на освещении храма в прошлую субботу было не так много людей, гораздо меньше, чем раньше. Священнослужитель одной из церквей Чечни на условиях анонимности сообщил "Кавказ.Реалии", что счел открытие храма в Наурской заурядным делом, не достойным комментариев.

Отметим, в Чечне не все христиане исповедуют православие. В республике есть также последователи Армянской Апостольской Церкви, а также баптисты и лютеране. Трудно сказать, сохранилась ли община адвентистов, которая имелась в Грозном до войны. Ясно одно, в отличие от православных, другие деноминации не имеют своих зданий для отправления культа.

Церковь в Наурской открывали не раз за последние годы.

Для сравнения: в Чечне функционирует 931 мечеть (314 соборных, 617 квартальных). По подсчетам РБК, в республике самое большое в России количество мечетей на душу населения: одна мечеть приходится на каждые 1490 жителей. Согласному тому же ресурсу, на одну церковь приходится 2400 человек, но стоит иметь в виду, что статистика в Грозном и в районах совершенно различна. Всего в столице Чечни проживают 9 тыс. русских, и на них приходится только одна церковь. То есть, если учитывать численность русских за пределами Грозного, одна церковь приходится на 1500 жителей. В этом смысле Чеченская республика выглядит вполне благополучно, даже если сравнивать ее с другими регионами России.

Несомненно, открытие храмов приветствуется православными Чеченской республики. Однако похоже, что эти акции имеют скорее политическую подоплеку, нежели отвечают реальным запросам и потребностям русского населения республики.

ГРОЗНЫЙ, 22 сен - РИА Новости. Первый в Чечне православный комплекс с воскресной школой торжественно открыли в субботу в казачьей станице Шелковская, на северо-востоке республики, передает корреспондент РИА Новости.

В церемонии участвовали полпред президента России в СКФО Александр Матовников, министр по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарев, глава Чечни Рамзан Кадыров.

Двадцатиметровый храм на берегу озера возвели на месте, где в 1937 году по приказу большевиков была разрушена церковь имени Святой Варвары. Теперь это целый комплекс на площади три тысячи квадратных метров, где помимо церкви есть воскресная школа, трапезная, дом для настоятеля церкви, гостиница для приезжих, рассказал помощник главы Чечни Даниил Мартынов, курировавший стройку.

Справедливость восторжествовала

Православные жители, пришедшие на открытие храма, не сдерживают слез радости. Для участия в празднике съехались жители разных городов России, в основном бывшие станичники. Нарядные дети, мамы с цветами и воздушными шарами, казаки, военные, священники. Все с нетерпением стоят во дворе храма, ждут приезда высоких гостей. Молодежь делает селфи на фоне церкви. Здания из красного кирпича, в тон — брусчатка, сверкающие купола, колокола, вызывает у людей волнение.

"Мы просто летаем, вы не представляете какое это для нас счастье! Был приспособленный молельный дом в станице Червленная, куда приезжал батюшка то из Наура, то из Грозного, а теперь у нас такой храм со своим батюшкой. Мы столько молились Варваре Великомученице, и вот, наконец, она нам помогла", - сказала РИА "Новости" местная жительница Любовь Бадина. По ее словам, специально на это событие приехала ее сестра из Крыма с детьми, съехались также все бывшие одноклассники из Москвы, Твери, Краснодара.

"Самое главное, у нас будет теперь воскресная школа, мы детей будем сюда водить, да я и сама буду ходить", — добавляет Бадина. По ее словам, храм еще предстоит освятить, и станичники с нетерпением ждут, 17 декабря, когда в день Святой Варвары состоится первая церковная служба.

Учительница местной школы Людмила Вахиндин пришла на праздник с семьей — детьми и внуками.

"Пришли всей семьей. Волнуюсь. Это такое событие, мы так долго ждали этого, теперь будет нам куда прийти и в праздники, и в горе", — заметила она.

Полпред президента Александр Матовников, выступая на открытии храма, напомнил об "исторической справедливости", восторжествовавшей после возведения церкви.

"80 лет назад на этом месте стоял храм, который снесли большевики. Сегодня историческая справедливость восторжествовала, и здесь появился новый храм. Мы благодарны главе Чечни Рамзану Кадырову и жителям за настойчивость и терпение", — сказал Матовников. Он уверен, что на этом месте "будет божья благодать".

"Мы видим, что на берегу красивого озера находится православный центр, а на противоположном берегу — мечеть. Это говорит о том, что на территории Чечни царит взаимоуважение между представителями разных конфессий и религий", — подчеркнул полпред.

Призыв Кадырова

Глава Чечни Рамзан Кадыров призвал православную молодежь активнее участвовать в жизни республики.

"Я призываю всех, и христианскую молодежь, чтобы активнее участвовали во всех процессах в республике, чтоб вовлекали ребят в спорт, культуру, образование. Если мы будем помогать подрастающему поколению, то завтрашний день у нас будет еще прекраснее", — заявил Кадыров, выступая перед собравшимися.

Он напомнил, что в период кризиса в Чечне "так называемые идеологи религии, мы их называем "шайтанами", пытались разделить народы Чечни по религиозному, национальному, конфессиональному признаку".

"Но у них ничего не получилось, все народы нашей республики живут мирно и дружно", — заключил Кадыров.

Письмо станичников

Помощник главы Чечни Даниил Мартынов, который с первых дней курировал строительство храма, рассказал, как началось строительство.

"Когда Рамзан Ахматович (Кадыров) получил письмо от православных жителей станицы Шелковской с просьбой построить православный храм, я в этот момент был рядом. Он в тот же вечер отреагировал и поручил мне курировать строительство храма. Он лично контролировал весь процесс. Когда принесли первые эскизы храма, он сказал: "Нет, это должен быть не просто храм, это должен быть православный комплекс", — рассказал Мартынов. Он считает открытие комплекса "важным историческим событием для республики". Он поблагодарил всех, кто принял участие в строительстве, в том числе и тех, кто финансировал проект.

Один из них - бизнесмен Тимофей Кургин — присутствовал на церемонии открытия.

Он поблагодарил главу Чечни за то, что пригласил его принять участие в реализации проекта.

"Я благодарен главе Чечни за то, что пригласил меня в этот проект. Мы видим прекрасный результат. В Чечне все меняется, стоится, развивается. Теперь еще строятся и православные храмы", — заключил Кургин.

Святая Варвара

Возрожденный храм святой великомученицы Варвары, которая приняла смерть в 306 году от рук отца-язычника Диоскура, считается защитницей от внезапной и насильственной смерти. Она жила в городе Илиополе Финикийском. Отличалась особенной красотой, и отец запер ее в башне, чтобы скрыть от посторонних глаз. В период заточения святая Варвара, изучая окружающий мир, который был виден ей из окон, пришла к мысли о существовании единого Создателя. Когда отец, чтобы выдать замуж, разрешил ей выходить из башни, Варвара познакомилась с христианами Илиополя и приняла крещение. Диоскур, узнав о христианском вероисповедании дочери, разозлился и отвёл ее к правителю города Мартиану. Варвару заставляли отречься от христианской веры, но она отказалась. Ее подвергли жестоким мучениям. Правитель города дал отцу право свершить суд над дочерью и Диоскур обезглавил Варвару.

Храм у озера станет памятником в честь великой мученицы.

Строительство храмов

За последние годы в республике построены десятки мечетей. В Грозном находится самая крупная в Европе мечеть "Сердце Чечни" им. Ахмата-Хаджи Кадырова.

Церковь в Шелковской станице стала вторым за последние два года православным храмом, построенным в Чечне. Здесь насчитывается самая многочисленная после Грозного православная община - около трех тысяч человек.

В станице Наурская, на севере Чечни, в 2015 году была построена церковь Рождества Христова на 100 человек. Самая крупная в республике — грозненская церковь Михаила Архангела возрождалась практически из пепла несколько раз и последний — в 2006 году.

Всего в республике восемь православных храмов.

Участок земли под строительство православного храма отведен в центральной части Грозного. Православные жители чеченской столицы положительно отнеслись к новости о планах властей республики построить еще один храм, однако жители Грозного, не исповедующие православие, усомнились в необходимости этого.

Чеченские власти намерены построить в Грозном новую православную церковь, сообщил корреспонденту "Кавказского узла " сотрудник аппарата главы и правительства Чечни.

"В Грозном будет построен новый православный храм. Этот вопрос находится в стадии проработки. Соответствующее указание дано накануне кабинету министров и мэрии Грозного главой республики Рамзаном Кадыровым", - заявил сотрудник ведомства.

По его словам, под строительство нового храма отведен участок земли в центральной части города. При этом он не назвал ориентировочное время начала работ и источники финансирования строительства.

Численность русскоязычного населения республики составляет более 17 тысяч человек, порядка девяти тысяч из них проживает в Грозном, сообщил сотрудник аппарата главы и правительства Чечни

"Сейчас есть предложение построить новую церковь в Грозном, большой красивый храм с хорошими условиями, на площади 2 га. Я дал поручение правительству, мэрии Грозного проработать этот вопрос. Мы относимся ко всем религиям одинаково, создаем одинаковые условия", - заявил глава Чечни.

В Чечне действует шесть православных храмов и три часовни

Православные храмы и церкви Чечни относятся к Махачкалинской епархии Русской православной церкви. В республике действует 6 православных храмов и 3 часовни, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" представитель епархии.

"Главная православная святыня Чечни - это храм Михаила Архангела, который был построен еще в конце позапрошлого века. В Наурском районе - храмы Рождества Христова и «Всех скорбящих радость», в Шелковском - церкви Святой великомученицы Варвары и Георгия Победоносца, а также две часовни. В Сунженском – церковь Святого Николая Чудотворца. Также на территории военной базы Ханкала имеется часовня. Кроме того, в этом году завершится строительство православного храма в райцентре Шелковская", - рассказал представитель епархии.

Намерение чеченских властей построить в Грозном новый православный храм представитель епархии назвал "благим делом".

Действующий сегодня в Грозном православный храм Михаила Архангела был построен на берегу реки Сунжа в 1868 году терскими казаками. Во время военных действий в Чечне в середине и конце 1999 года церковь получила значительные повреждения и была восстановлена в 2004 году. 19 мая этого года группа молодых людей, вооруженных ножами и обрезом ружья, совершила нападение на храм, в результате чего погибли два сотрудника полиции, охранявшие комплекс, и один прихожанин. Еще трое полицейских и медицинский работник, находившиеся на территории церкви, получили ранения. Все четверо нападавших были убиты . Позднее выяснилось, что все они были студентами Грозненского медицинского колледжа.

Православные жители Грозного позитивно отнеслись к идее построить новый храм

Жители Грозного, исповедующие православие, отнеслись позитивно к решению чеченских властей построить в Грозном новую церковь. При этом они отметили относительно небольшое число прихожан действующего в Грозном православного храма.

"Здание храма Михаила Архангела относительно небольшое, плюс очень маленькая территория вокруг церкви. Так что, если построят новый храм, это можно только приветствовать", - сказал местный житель Григорий .

"Постоянных прихожан храма примерно человек 100, если брать жителей Грозного. Воскресные службы посещают человек 20-25, в основном это пожилые люди. Но помимо них сюда ходят военные из Ханкалы, прикомандированные сотрудники полиции и так далее. В последние годы храм посещают и туристы, так что интерес растет", - отметила жительница Грозного Елена .

При этом она назвала сложным вопрос о необходимости строительства нового храма в Грозном.

"Надо сказать, что в последнее время в республику на постоянную работу или заработки приезжает много русских, стали возвращаться бывшие жители республики. Так что смысл в этом есть, а насколько церковь будет востребована, покажет время", - считает она.

Мусульмане Грозного усомнились в необходимости строить еще один храм

Жители Грозного, которые не исповедуют православие, выразили сомнения относительно необходимости реализации заявленного проекта.

"В Грозном, насколько я знаю, проживает менее 10 тысяч русскоязычных жителей. Действующий православный храм в лучшем случае посещают процентов 10-15 от этого числа людей. Так что вряд ли имеет смысл возводить здесь новую христианскую церковь. Во всяком случае, необходимости в ней нет. Это просто такой политический ход нашего руководства. Ведь объявили же несколько лет назад о строительстве в Грозном синагоги, рассчитанной, кажется, на несколько тысяч человек, но потом про это перестали упоминать. Так и здесь. Громкое заявление сделано, а что будет дальше, покажет время", - заметил бывший сотрудник регионального МВД Умар.

"Действия нашего руководства не поддаются логике. Зачем понадобилось строить христианский храм, если действующий посещают всего несколько десятков прихожан? Построили в центре города мечеть на 10 тысяч человек, так он даже в общую пятничную молитву не наполняется верующими. То же самое практически во всех крупных мечетях. Я не противник религии, но ведь нужно какое-то обоснование подобного рода решениям, какая-то целесообразность в таких проектах должна присутствовать?" - заявил преподаватель техникума в Грозном Магомед .

Напомним, что власти Чечни ранее обещали построить в Грозном синагогу. В январе 2013 года власти Чечни объявили о том, что в Грозном планируется построить синагогу на месте, где в начале XX века располагалась ашкеназская синагога, в которой в конце 30-х годов размещалось Грозненское музыкальное училище, уничтоженное в ходе военных действий. 9 января состоялась торжественная церемония закладки камня под строительство будущей синагоги. Церемония прошла с помпой, участие в ней приняли главный раввин горских евреев Израиля Янив Нафталиев, заместитель главного раввина Москвы Шимон Левин, бизнесмен Тельман Исмаилов, руководитель Московского театра эстрады Геннадий Хазанов. В Грозном состоялся футбольный матч местной команды "Терек" (ныне "Ахмат") с израильским клубом "Бейтар". Однако до сих пор синагога не построена.

Открытие храма святой великомученицы Варвары стало самым значительным событием для православных жителей Шелковского района в этом году, заявили в епархии и местной администрации.

Как писал "Кавказский узел ", о планах скорого завершения строительства православного храма в райцентре Шелковская сообщил "Кавказскому узлу" в июле представитель епархии. Власти Чечни анонсировали строительство нового православного храма в Грозном, выделив под него участок земли.

Действующий сегодня в Грозном православный храм Михаила Архангела 19 мая этого года подвергся нападению. Группа молодых людей с ножами и обрезом ружья, совершила атаку на храм, в результате чего погибли два сотрудника полиции, охранявшие комплекс, и один прихожанин. Еще трое полицейских и медицинский работник, находившиеся на территории церкви, получили ранения. Все четверо нападавших были убиты . Позднее выяснилось, что все они были студентами Грозненского медицинского колледжа.

Храм святой великомученицы Варвары в селении Шелковская построен на месте старой церкви, которая была разрушена в 1937 году. Вплоть до недавнего времени церковные службы в Шелковской отправлялись в приспособленном помещении. Общая численность жителей селения Шелковская составляет около 13 тысяч человек, из них порядка 1300 русскоязычных, сообщил представитель администрации района корреспонденту "Кавказского узла".

"Открытие нового православного храма стало самым значительным событием в жизни русскоязычной общины Шелковского района в этом году. Площадь храмового комплекса занимает полтора гектара: помимо самого храма построены также дом для священника, гостиница для паломников и воскресная школа. Храм способен вместить одновременно 200 человек", - сообщил сотрудник местной администрации.

Ход строительства контролировал замглавы управления Росгвардии в Чечне, советник Рамзана Кадырова по силовому блоку Даниил Мартынов. Участие в открытии храма приняли полпред президента России в СКФО Александр Матовников и глава республики, средства на строительство храма были выделены региональным общественным фондом имени Ахмата-хаджи Кадырова, сообщил сегодня представитель аппарата главы и правительства Чечни корреспонденту "Кавказского узла".

Новый храм в Шелковской стал седьмым православным храмом в Чечне. На сегодняшний день в республике действуют церковь Михаила Архангела в Грозном, Рождества Христова и Всех скорбящих радость в Наурском районе, церковь Николая Чудотворца в Сунженском районе, храмы святой великомученицы Варвары и Георгия Победоносца, а также две часовни в Шелковском районе, часовня на территории базы федеральных сил "Ханкала" под Грозным.

Православные приходы на территории Чечни находятся в ведении Махачкалинской епархии Русской православной церкви.

"Открытие православного храма в станице Шелковская - большое событие как для самих прихожан, так и всей нашей епархии. Отрадно, что сегодня верующие, какую бы они религию ни исповедовали, могут спокойно отправлять свои религиозные обряды, не опасаясь каких-то преследований или непонимания со стороны представителей других религий или национальностей", - сказал представитель Махачкалинской епархии корреспонденту "Кавказского узла".

Жители Шелковской подтвердили, что открытие храма стало знаковым событием. "Теперь мы можем отмечать христианские праздники и проводить обряды в нормальных условиях, а не как прежде – в доме, который был приспособлен под церковь, куда вмещалось всего несколько десятков человек", - сказал местный житель Роман корреспонденту "Кавказского узла".

Жительница Шелковской Раиса назвала символичным тот факт, что храм построен практически напротив мечети. "Наши старики говорили, что Бог один, только веры у людей разные", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".