Физические свойства. Кремний хрупок. При нагревании выше 800° C увеличивается его пластичность. Он устойчив к воздействию кислот. В кислой среде покрывается нерастворимой пленкой оксида и пассивируется.

Микроэлемент прозрачен для инфракрасного излучения, начиная с длины волны 1,1 мкм.

Химические свойства. Кремний взаимодействует:

  • с галогенами (фтором) с проявлением восстановительных свойств: Si + 2F2 = SiF4. С хлороводородом вступает в реакцию при 300° С, с бромоводородом – при 500° С;
  • с хлором при нагревании до 400–600° С: Si + 2Cl2 = SiCl4;
  • с кислородом при нагревании до 400–600° С: Si + O2 = SiO2;
  • с другими неметаллами. При температуре 2000° С реагирует с углеродом (Si + C = SiC) и бором (Si + 3B = B3Si);
  • с азотом при температуре 1000° С: 3Si + 2N2 = Si3N4;
  • с металлами с образованием силицидов: 2Ca + Si = Ca2Si;
  • с кислотами – только со смесью плавиковой и азотной кислот: 3Si + 4HNO3 + 18HF = 3H2 + 4NO + 8H2O;
  • с щелочью. Кремний растворяется и образуется силикат и водород: Si + 2NaOH + H2O = Na2SiO3 + H2.

С водородом не взаимодействует.

Взаимодействие в организме с витаминами и минералами

Кремний взаимодействует с витаминами , и . Сочетание злаков с цитрусовыми и зелеными овощами считается самым полезным.

Кремний участвует в борьбе со свободными радикалами. Взаимодействуя с тяжелыми металлами (свинцом), микроэлемент образует устойчивые соединения. Они выводятся мочеполовой системой. То же самое происходит со шлаками и токсичными веществами.

Кремний улучшает усвоение железа (Fe) и кальция (Ca) , кобальта (Cb), марганца (Mn), фтора (F).

Снижение концентрации кремния в соединительной ткани приводит к поражению сосудов, атеросклерозу, нарушению прочности костной ткани.

Роль кремния в возникновении и течении различных заболеваний

При недостатке кремния в организме увеличивается концентрация холестерина в крови. Из-за этого образуются холестериновые бляшки, ухудшается отток.

При потреблении кремния менее 20 мг в сутки ослабевает иммунитет. Появляются аллергические высыпания, кожа становится сухой и шелушится, развивается грибок.

Волосы истончаются, кожа головы шелушится и появляется зуд. Ногтевые пластины деформируются.

Работоспособность и психическое состояние ухудшаются из-за нарушения оттока крови и насыщения головного мозга кислородом.

При понижении количества кремния в организме до 1,2-1,6% чревато возникновением инсульта, инфаркта, сахарного диабета, вируса гепатита и онкологии.

Переизбыток кремния приводит к отложению солей в мочевыводящих путях и суставах, фиброзу и патологиям кровеносных сосудов. При наихудшем сценарии увеличивается печень, отекают конечности, синеют кожные покровы, появляется одышка.

Функциональный потенциал кремния


Главная задача кремния в организме – формирование костной, хрящевой ткани и стенок сосудов. 90% минерала содержится в соединительной и костной ткани, лимфатических узлах, щитовидной железе, волосах и коже. Однако этим функциональный потенциал химического элемента не ограничивается. Благодаря кремнию:

  • укрепляются кости и связки. Чем больше в первой минералов, тем она крепче. Снижение концентрации кремния в костной ткани чревато остеопорозом и атеросклерозом. Для хрящевой ткани, важен синтез гликозаминогликанов;
  • предотвращается дегенерация межпозвоночных дисков. Последние состоят из пластинок хрящевой ткани. Чем меньше кремния, тем быстрее изнашивается пластинка. Если в ней образуется трещинка, начнет вытекать спинномозговая жидкость. Это чревато протрузиями и грыжей;
  • восстанавливается костная ткань. Кости, связки и сухожилия срастаются очень трудно и долго;
  • улучшается состояние кожных покровов, ногтей и волос. В них содержится наибольшая концентрация химического элемента. Сухая и шелушащаяся кожа, ломкие и тусклые волосы, слоящиеся ногти – признаки дефицита кремния;
  • стабилизируется обмен веществ. Благодаря кремнию усваивается три четверти 70% химических элементов. Минерал участвует в белковом и углеводном обмене;
  • укрепляется иммунитет. Благодаря кремнию ускоряется фагоцитоз – образование специальных клеток иммунной системы. Их главная функция – расщепление чужеродных белковых структур. Если в организм попадает вирусная инфекция, фагоциты обволакивают неприятеля и уничтожают;
  • выводятся тяжелые металлы и токсины. Оксид кремния вступает в реакцию с ними, преобразует в нейтральные для организма соединения, которые выводятся наружу с мочой;
  • укрепляются стенки сосудов, сердечные клапаны, оболочка органов желудочно-кишечного тракта. Основа стенки сосудов – эластина, который синтезируется при помощи кремния;
  • снижается проницаемость стенок сосудов, уменьшаются признаки варикоза, тромбофлебита и васкулита;
  • предотвращаются онкологические заболевания. Антиоксидантные свойства витаминов С, А, Е усиливаются при взаимодействии с кремнием. Бороться со свободными радикалами организму легче;
  • предотвращаются заболевания головного мозга. При недостатке кремния стенки сосудов становятся более мягкими, плохо транспортируют кровь к головному мозгу, что приводит к гипоксии – кислородному голоданию, из-за которого мозг не функционирует на полную мощность. Отдавать и получать команды нейроны головного мозга без кремния не могут. В результате нарушается моторика движений, сужаются сосуды, болит и кружится голова, ухудшается самочувствие.

Источники кремния


Категория Продукт Примерное содержание кремния
Растительное масло Кедровое, кунжутное, горчичное, миндальное, оливковое, арахисовое, тыквенное, льняное, соевое
Животные масла Бараний, говяжий, свиной жиры, сало, маргарин, масло.Рыба: камбала, палтус, чавыча Незначительное, после переработки кремний отсутствует
Сок Виноградный, грушевый, клюквенный В стакане – 24% суточной нормы микроэлемента
Орехи Грецкие, фундук, фисташки, семена подсолнечника В горсти орехов от 12 до 100% суточной нормы. Больше всего кремния в грецких орехах и фундуке (100% в 50 г), меньше всего – в фисташках (25% в 50 г)
Злаки Нешлифованный рис, овсяная крупа, просо, пшеничные отруби, кукуруза, ячмень Порция каши (200 г) содержит суточную норму кремния
Овощи Капуста белокочанная, лук, сельдерей, огурцы, морковь, шпинат, картофель, редис, свекла. А также томаты, перец, ревень; фасоль, зелёные бобы и соя
Фрукты и ягоды Абрикосы, бананы, яблоки; клубника, вишня, слива В 200 г фруктов – до 40% суточной нормы кремния, в таком же количестве ягод – до 30%
Сухофрукты Финики, инжир, изюм
Молочные продукты Кислое молоко, кефир, яйца
Мясо и морепродукты Курица, говядина; морская капуста, водоросли
  • бурый рис – 1240;
  • овсяная крупа – 1000;
  • просо– 754;
  • ячмень – 600;
  • соя– 177;
  • гречневая крупа – 120;
  • фасоль – 92;
  • Горох – 83;
  • Топинамбур – 80;
  • Кукуруза – 60;
  • Фундук – 51;
  • Шпинат – 42;
  • Ряженка – 34;
  • Петрушка – 31;
  • Цветная капуста – 24;
  • Салат зеленый листовой – 18;
  • Персик – 10;
  • Жимолость – 10.

Совет! Хотите быстро восполнить запасы кремния в организме? Забудьте о мясе с гарниром. Само по себе мясо, хоть и содержит достаточное количество кремния (30-50 мг в 100 г), препятствует его усвоению из других продуктов. Раздельное питание – наоборот. Сочетайте нешлифованный рис, ячмень, просо, пшено, гречку с овощами и фруктами. Устраивайте «разгрузочные» дни на абрикосах, грушах и вишне

Сочетание с другими питательными веществами

Избегайте сочетания кремния с алюминием. Действие последнего противоположно действию кремния.

Кремний совместно с другими микроэлементами участвует в химических реакциях синтеза коллагена и эластина, входящих в состав соединительной ткани кожи, волос и ногтей.

Кремний усиливает антиоксидантные свойства витаминов С, А, Е. Последние борются со свободными радикалами, вызывающими онкологические заболевания.

Для профилактики онкологических заболеваний употребляйте совместно такие продукты (описано в таблице)

Продукты, богатые витамином А: Продукты, богатые витамином С: Продукты, богатые витамином Е:
  • морковь, петрушка, щавель и рябина;
  • свежий зеленый горошек, шпинат;
  • горох, листья салата;
  • тыква, помидоры, персик, абрикос;
  • капуста белокочанная, фасоль стручковая зеленая, слива синяя, ежевика;
  • красный перец, картофель, зеленый лук;
  • шиповник, облепиха, чернослив;
  • чечевица, соя, яблоки;
  • бахчевые культуры;
  • крапива, мята перечная
  • ягоды облепихи, клубника, черная смородина;
  • цитрусовые, хрен;
  • клубника, ананас; банан, вишня;
  • капуста белокочанная брокколи, брюссельская, квашенная;
  • зеленый молодой лук;
  • малина, манго;
  • зеленый перец, редька, шпинат
  • капуста, помидоры, корень сельдерея, тыква;
  • зелень, сладкий перец, горошек;
  • морковь, кукуруза;
  • малина, черника, различные сухофрукты;
  • черная смородина, шиповник (в свежем виде), слива;
  • кунжут, мак, ячмень, овес, бобовые

Оксид кремния взаимодействует в организме с тяжелыми металлами (свинец) и токсинами. В результате химической реакции образуются устойчивые соединения, которые выводятся из организма почками.

Суточная норма

Суточная норма кремния (подано ниже) рассчитана только для взрослых. Верхний допустимый уровень потребления кремния для детей и подростков не установлен.

  • Дети до 6 месяцев и после 7-ми – отсутствует.
  • От 1 до 13 лет – отсутствует.
  • Подростки (мужской и женский пол) – отсутствует.
  • Взрослые – 20-50 мг.

При применении кремнийсодержащих препаратов (Атоксил) суточная дозировка у детей старше 7 лет и взрослых составляет 12 г. Максимальная доза препарата– 24 грамма в сутки. Для детей от года до 7 лет – 150-200 мг препарата на килограмм массы тела.

Недостаток и избыток кремния

Недостаток кремния может быть спровоцирован:

Недостаток кремния в организме опасен следующим состоянием:

  • высокой концентрацией холестерина в крови. Холестерин засоряет кровеносные сосуды (образуются золестериновые «бляшки»), кровь становится более вязкой и ее отток ухудшается;
  • предрасположенностью к грибковым болезням. Чем меньше кремния, тем слабее иммунитет. При попадании в организм вирусной инфекции фагоциты (специальные клетки иммунной системы) вырабатываются в недостаточном количестве;
  • перхотью, выпадением и истончением волос. Упругость волос и кожи – заслуга эластина и коллагена, которые синтезируются благодаря кремнию. Недостаток его сказывается на состоянии кожных покровов, волос и ногтей;
  • перепадами настроения. От насыщения головного мозга кислородом зависит не только работоспособность, но и психическое состояние человека. Из-за ослабленных стенок сосудов кровь плохо поступает в мозг. Кислорода для выполнения привычных мыслительных операций не хватает. Перепады настроения и ухудшение работоспособности – результат нехватки кремния. То же самое происходит при смене погоды;
  • сердечно-сосудистыми заболеваниями. Причина та же – ослабленные стенки сосудов;
  • сахарным диабетом. Причина – повышение концентрации глюкозы в крови и неспособность организма снизить ее.
  • от 1,2 до 4,7% – инсульт и инфаркт;
  • 1,4% и менее – сахарный диабет;
  • 1,6% и менее – вирус гепатита;
  • 1,3% - онкологические заболевания.

Совет! Кремний участвует во всех видах обмена. Запасенный в стенках сосудов, микроэлемент оберегает их от проникновения жиров в плазму крови и блокирует кровеносное русло

Увеличьте в рационе количество продуктов, содержащих кремний, во время:

  • физической и эмоциональной усталости. Порция злаков на завтрак, большая тарелка зеленого салата на обед и стакан ряженки или кефира перед сном гарантируют заряд бодрости;
  • беременности и грудного вскармливания Иммунитет малыша и матери зависит от правильного рациона. 20-50 мг кремния в день сделают кости крепкими, а кожу – упругой;
  • подготовки к соревнованиям. Чем больше энергозатрат, тем больше кремнийсодержащих продуктов должно быть в рационе. Они предотвратят ломкость костей и растяжение связок и сухожилий;
  • пубертатного периода. Болевые ощущения в коленях (болезнь Шлатера) – распространенное явление. Клетки костной ткани делятся быстрее, чем клетки соединительной. Последняя не только поддерживает кость в анатомически правильном положении, но и оберегает от механических повреждений. Клюква, грецкие орехи и груша – отличный перекус для подростка.

Если состояние кожи, волос и ногтей неудовлетворительное, налегайте на каши и соки. Виноградный сок на завтра, клюквенный на обед и грушевый не ужин – первый шаг к эластичной и подтянутой коже.

Чем угрожает избыток кремния


Заболеть из-за избытка кремния в рационе невозможно, но в зоне риска жители местностей с высоким содержанием кремния в почве или воде.

Из-за высокой концентрации кремния в организме:

  • откладываются соли в мочевыводящих путях, суставах и других органах;
  • развивается фиброз в кровеносных сосудах и во всем организме в целом. Симптомы: учащенное дыхание при легкой нагрузке, уменьшение жизненной емкости легких, пониженное артериальное давление;
  • расширяется и гипертрофируется правый желудочек ("легочное сердце");
  • увеличивается печень, отекают конечности, синеют кожные покровы;
  • усиливается раздражительность, развивается астенический синдром;
  • повышается риск заболеваний верхних дыхательных путей. Наиболее распространенное из них – силикоз. Недуг развивается из-за вдыхания пыли, содержащей диоксид кремния, и протекает в хронической форме. По мере прогрессирования заболевания в легких пациента разрастается соединительная ткань. Нормальный газообмен нарушается, а на его фоне развиваются туберкулез, эмфизема или рак легких.

В зоне риска – работники рудников, литейных цехов, производителей огнеупорных материалов и керамических изделий. О заболевании сигнализируют затрудненное дыхание, одышка и кашель. Симптомы усиливаются при физической нагрузке. Фарфоро-фаянсовые, стекольные производства, месторождения руд цветных и драгоценных металлов, пескоструйная очистка литья – потенциально опасные объекты.

О переизбытке кремния свидетельствуют снижение и повышение температуры тела, депрессивное состояние, общая усталость и сонливость.

При подобных признаках включите в рацион морковь, свёклу, картофель, топинамбур, а также абрикосы, вишню, бананы и клубнику.

Препараты, содержащие кремний

Несмотря на то, что в организме взрослого содержится 1-2 г кремния, дополнительная порция не помешает. В сутки, с пищей и водой, взрослый потребляет около 3,5 мг кремния. На основной обмен взрослый тратит в три раза больше - около 9 мг. Причины повышенного употребления кремния – плохая экология, окислительные процессы, провоцирующие образование свободных радикалов, стрессы. Одними кремнийсодержащими продуктами не обойтись – запаситесь препаратами или лекарственными растениями.

Рекордсмены по содержанию кремния можжевельник, хвощ полевой, пижма, полынь, гинкго двулопастный. А также ромашка полевая, тимьян, китайский орех и эвкалипт.

Восполнить дефицит кремния можно при помощи кремниевой воды. Одно из свойства микроэлемента – структуризация молекул воды. Такая вода не пригодна для жизни патогенных микроорганизмов, простейших, грибков, токсинов и чужеродных химических элементов.

Кремниевая вода по вкусу и свежести напоминает талую воду.

Чтоб очистить и обогатить воду кремнием в домашних условиях, необходимо:

  • купить кремневые камушки в аптечном магазине – чем мельче, тем лучше (больше площадь соприкосновения кремня с водой);
  • положить в воду из расчета 50 г камней на 3 литра воды;
  • настаивать воду в стеклянной посуде при комнатной температуре в темном месте 3–4 дня. Чем дольше настаивается вода, тем более выражен лечебный эффект;
  • готовую воду перелить в другую емкость, оставив нижний слой глубиной 3–4 см (его использовать нельзя из-за скопления токсинов).
  • в герметичной емкости вода хранится до полутора лет.
  • пить кремниевую воду можно в любом количестве для профилактики атеросклероза, гипертонической и мочекаменной болезней, патологии кожи и сахарного диабета, инфекционных и онкологических заболеваний, варикозного расширения вен и даже нервно-психических болезней.

Атоксил (Atoxil). Действующее вещество Атоксила – диоксид кремния.

Форма выпуска:

  • порошок для приготовления суспензии;
  • бутылки по 12 г препарата;
  • флаконы по 10 мг препарата;
  • пакеты-саше по 2 г, в упаковке 20 пакетиков.

Фармакологическое действие. Действует как энтеросорбент, оказывает ранозаживляющее, противоаллергическое, противомикробное, бактериостатическое и дезинтоксикационное действие.

В органах желудочно-кишечного тракта препарат всасывает экзогенные и эндогенные токсины (бактериальные и пищевые аллергены, эндотоксины микроорганизмов, токсические вещества) и выводит их.

Ускоряет транспортировку токсинов из крови, лимфы и тканей в пищеварительный тракт.

Показания: диарея, сальмонеллез, вирусный гепатит А и В, аллергические заболевания (диатез, атопический дерматит), ожоги, трофические язвы, гнойные раны.

Применяется при заболеваниях почек, энтероколитах, токсическом гепатите, циррозе печени, гепатохолецистите, наркотической и алкогольной интоксикации, заболеваниях кожи (экземе, дерматитах, нейродермитах), интоксикациях при гнойно-септических процессах и ожоговой болезни.

Как применять:

  • Флакон. Открыть бутылку (флакон) с порошком, добавить до отметки 250 мл в чистую питьевую воду, взболтать до однородности.
  • Пакетик-cаше. 1-2 пакетика-саше растворить в 100-150 мл чистой питьевой воды. Принимать за один час до приема пищи или лекарственных препаратов.

Длительность лечения острых кишечных инфекций – 3-5 суток. Курс терапии – до 15 суток. При лечении вирусных гепатитов – 7-10 суток.

Побочные действия эффекты: запоры.

Противопоказания: обострение язвенной болезни двенадцатиперстной кишки и желудка, эрозии и язвы слизистой оболочки толстого и тонкого отделов кишечника, кишечная непроходимость, повышенная чувствительность к диоксиду кремния.

Препарат не назначают детям до одного года, беременным и кормящим грудью.

Взаимодействие с лекарствами:

  • с Ацетилсалициловой кислотой (Аспирин) – усиление дезагрегации тромбоцитов;
  • с Симвастатином и Никотиновой кислотой – снижение в крови атерогенных фракций показателей липидного спектра и повышение уровня липопротеидов ВП и холестерина;
  • с антисептиками (Трифураном, Фурациллином, Хлоргексидином, Бифураном и т.п.) – повышение эффективности терапии гнойно-воспалительных процессов.

БАЗИ́ЛИКА [греч. βασίλειον; лат. basilica - царская палата], в эллинистическо-рим. источниках общественная постройка, предназначенная для собраний; в раннехрист. лит-ре храм, церковь; тип прямоугольного, протяженного в плане здания, разделенного рядами опор на 3 или 5 продольных нефов, освещаемых через окна в стене повышенного центрального нефа. Проблема происхождения и развития христ. Б. как архитектурного типа широко обсуждалась в кон. ХIХ - сер. ХХ в. специалистами по христ. археологии и истории церковной архитектуры.

Античность

Происхождение дохрист. Б. связывают с историей греч. стои (колоннадной галереи): Страбон (V. III. 8) называл рим. Б. «царскими стоями». Аналоги Б. видят в ипостильных залах (ок. 210 г. до Р. Х. на о-ве Делос) и колонных тронных залах эллинистического Египта эпохи Птолемеев. Как и стои, они размещались за центром (греч. агора, рим. форум) полиса, но в отличие от стои рим. Б. были рассчитаны на собрания внутри, а не вне здания.

Древнейшие Б. появились в Риме во II в. до Р. Х.: согласно Титу Ливию (XXXIX.XLIV.7), первая была построена Катоном к западу от курии и комиция (Б. Порция, 184 г. до Р. Х.), за ней Б. Эмилия (179 г. до Р. Х.) и Б. Семпрония (169 г. до Р. Х.). Позже Б. распространились в Италии, зап. провинциях Европы и Сев. Африки.

Б. рим. эпохи различны по формам и функциям, в основном это здания делового назначения, залы для торговых, судебных и иных собраний. Гражданские Б. строили вблизи форума как крытое продолжение (ранние известны в Косе, Юж. Этрурия, сер. II в.; в Помпеях, ок. 120 г.; Ардее и Альбе Фуценс, I в. до Р. Х.). В военных поселениях римлян строились Б. principiorum (как центр лагеря, канцелярия и зал собраний; открыты во мн. укреплениях по окраинам провинций в Европе, Африке и Азии, в т. ч. в Дура-Европос, кон. II в.) и Б. для военных упражнений (exercitatoria). Во дворцах императоров Б. служили залами для приемов, и они сооружались по всей империи от Палатина (дворец имп. Домициана, упом. Плутархом, в Popl. XV) и Тиволи (вилла Адриана) до Сплита (зал приемов дворца имп. Диоклетиана, 300-306) и Трира (зал приемов и Новый зал имп. Константина Великого).

Б. постепенно приобрели нек-рые религ. функции: в Б. principiorum хранились священные штандарты войск; Б. форумов и дворцов были тесно связаны с почитанием обожествленного императора и его семьи; во мн. итал., европ. и африкан. городах Б. на форуме нередко ставилась рядом с храмом (Италия: Альба Фуценс, Веллейя, Августа Багиеннорум (Беневагиенна); Зап. Европа: Августа Раурика (Швейцария), Лугдун Конвенарум (Сен-Бертран-де-Комменж, Франция), Конимбрига (Коимбра, Португалия); Сев. Африка: Тимгад (Алжир), Лептис-Магна (Ливия)); Б. иногда использовали как культовые здания вост. религий (храм Сераписа в Пергаме (Красная Б., II в.); подземная Б. I в. за Порта Маджоре в Риме). Из старых, дохрист. архитектурных типов Б. в наименьшей степени ассоциировалась с языческими культами.

Термин «Б.» в позднеимперский период прилагали к любому большому крытому прямоугольному залу, независимо от его функции, однако архитектура типичной Б. основана на устойчивых принципах: протяженность, простота конструкции, освещенность через проемы стен центрального нефа, поднятые над аркадами, отделяющими его от боковых нефов. В качестве Б. постепенно стали использовать и тип зала, характерного прежде для комплексов терм: в этих постройках свод среднего нефа поддерживается поперечно направленными пристенными пилонами, а трехнефность постройки сохранялась в нек-рых из них благодаря проемам посреди этих пилонов (Б. имп. Максенция и Константина в Риме, нач. IV в.). Перекрытия Б. были деревянными, плоскими, балочно-стропильными, иногда с подшивным потолком с кессонами (исключение - Б. нач. IV в., напр., имп. Максенция и Константина с перекрытыми сводами), кровля часто черепичная. Стены и арки строили из камня или бетона (с кирпичной облицовкой), колонны - из мрамора и гранита.

Витрувий (Кн. 5. Гл. 1) описал 2 типа двухэтажных Б.: с 2 рядами надстроенных друг над другом колоннад и с колоннами во всю высоту главного нефа (Б., построенная Витрувием в Фане, не ранее 27 г. до Р. Х.). Впосл. с форума в Б., куда обычно вел один вход, были перенесены слушания судебных дел (Помпеи, Альба Фуценс; при имп. Траяне (98-117)). В Б. имп. Юлия в Риме обычно заседала коллегия центумвиров, слушавшая гражданские тяжбы, что требовало введения приподнятой платформы (трибунала) для кресел магистрата, обычно помещавшихся на противоположной входу стороне, в особой полуциркульной апсиде. Однако Б. имперского времени чаще были ориентированы не продольно, а поперечно и имели колоннады по всему периметру зала (такой тип описан Витрувием).

Раннехристианский период

Б. как церковное сооружение появляется в доконстантиновскую эпоху: древнейшее из специально построенных церковных зданий, храм в Айле (см. Элат), ок. 300 г., имел базиликальный план, ориентацию оси на восток (размер 26´ 16 м), прямоугольную апсиду. Массовое возведение Б. началось после Миланского эдикта 313 г. Христиане внесли в архитектуру Б. новые черты, обусловленные потребностями богослужения и христ. символики. Важнейшие из них - устойчивая осевая композиция, т. е. продольная вытянутость здания, подчеркнутая параллельными рядами колонн, акцентированность концов оси, на к-рых располагались противолежащие друг другу вход и апсида. Протяженность обычно подчеркивалась помещавшимися на той же оси двором-атрием и нартексом (композиция, издревле известная в дохрист. архитектуре Ближ. Востока, в т. ч. в близких по времени сооружениях, напр. в большом храме Баальбека). Такой тип постройки отвечал представлениям христиан об устройстве храма: протяженность символизировала корабль спасения; путь от входа к алтарной апсиде прообразовывал собой путь спасения; четырехугольная конструкция и возможность ориентации по сторонам света соответствовали понятиям о порядке мироустройства и т. д. К отличительным архитектурным элементам христ. Б. относится также широкое распространение арок, опирающихся на колонны (в рим. имперском строительстве колонны обычно сочетали с балкой-архитравом, под арки строили кирпичные столбы-пилоны, хотя есть исключения - дворец имп. Диоклетиана в Сплите).

Строя по заказу имп. Константина и его семьи первые крупные христ. храмы в Риме и в Св. земле, зодчие нач. IV в. предпочли базиликальный тип постройки традиц., т. е. языческому, храму, поскольку Б. была религиозно нейтральна и могла вместить большие группы молящихся, ее планировка соответствовала сложившимся формам богослужений христиан. Ранними образцами Б. для Италии стали Сан-Джованни ин Латерано (ок. 313-318) - пятинефное, одноапсидное, сильно вытянутое в длину сооружение, и первый собор ап. Петра в Риме (Сан-Пьетро) (ок. 320-330), также пятинефный, с поперечным членением (трансептом) между нефом и апсидой, в середине к-рого помещалась гробница апостола - композиционный центр храма. В IV-V вв. Б. зачастую превосходили по размерам крупнейшие языческие святилища (длина Б. в Лехеоне (Греция) 186 м). Внутреннее убранство отличалось великолепием: мраморные колонны и капители сложной резьбы, полированная облицовка стен, роскошные ковры мозаичных полов и золотофонные стенные мозаики. Ранние Б. имели свободную ориентацию, их апсиды нередко были направлены не на восток, а на запад (храм св. Гроба Господня в Иерусалиме, ок. 326; собор ап. Петра, Сан-Джованни ин Латерано и Санта-Мария Маджоре в Риме). Стандартный план Б. мог варьироваться: так, к базиликальной ц. Рождества в Вифлееме (до 333) вместо апсиды была пристроена октагональная в плане постройка, Б. в Аквилее (IV в.) не имела апсиды.

Быстрому распространению Б. в христ. мире способствовали стремление подражать образцам, предложенным императором-заказчиком; относительная простота и быстрота возведения; традиционность конструкции, позволявшей перекрывать и освещать огромные пространства; соответствие основным требованиям раннехрист. богослужения (вместительность, наличие алтарной апсиды, возвышения солеи и горнего места). В конце главного нефа выделялась алтарная часть, или пресвитерий (см. Алтарь , Хор), отделенный балюстрадой солеи. Устойчивыми элементами при входе в Б. стали нартекс, экзонартекс и атрий.

В зачаточном виде раннехрист. Б. содержали мн. элементы, впосл. развившиеся и ставшие традиц. для церковных построек. В большинстве ранних Б. алтарная апсида открывалась непосредственно в неф и отделялась только невысоким барьером, в первых же Б., имевших характер мартириев, появился трансепт. В V в., когда потребовалось дополнительное пространство для духовенства, трансепты умножились и позволили лучше организовать доступ к почитаемым мощам: процессии следовали, не нарушая хода службы в главном нефе, по боковым проходам, к-рые огибали алтарную часть снаружи, образуя амбулаторий (известен в ранних рим. Б., Сан-Себастьяно (312 или 313?) и Сант-Аньезе фуори ле Мура (ок. 350)).

Б. развивалась, отражая служебно-литургический строй и общие изменения архитектурных форм. Прежде небольшая алтарная часть постепенно расширилась, в ней сформировались синтрон, киворий над св. престолом, стоящим на платформе-крипиде, и др. устройства для совершения литургии. Изначально равномерно-протяженное пространство получило смысловой и конструктивный центр в пересечении трансепта с главным нефом. Над боковыми нефами стали возводить галереи-хоры (имелась уже в Б. св. Гроба Господня). Постепенно для Б. вырабатывали все более сложные по плану и конструкции варианты (выделяют до 12 основных композиций, среди к-рых крестообразные, дополненные нартексом, обстроенные портиками и внешними атриумами, с поперечным трансептом и др.). Для раннехрист. Б. был характерен экстенсивный путь развития - за счет повторения одних и тех же ячеек или пристройки самостоятельных объемов снаружи.

Б. господствовала как архитектурный тип в церковном строительстве приходских и кафедральных храмов с IV по VI в. Прекращение возведения больших, роскошно отделанных раннехрист. Б. на Западе пришлось на период после распада империи. Отказ от Б. как архитектурного типа затронул и Восток: в К-поле он произошел уже к сер.VI в., однако первые купольные храмы столицы не уступали размерами и убранством Б. V - нач. VI в. В кон. VI-VII в. появились центрально-купольные храмы и Б. практически забываются, в т. ч. и на периферии Византии (напр., в Армении и Грузии). Замена продольных сводчатых композиций на центрально-купольные не была здесь связана ни с политико-экономическими условиями, ни с изменениями церковного ритуала и, вероятно, диктовалась новым литургическим осмыслением храмового пространства.

Тем не менее развитие Б. на Западе и Востоке имело много сходных черт, поскольку определялось общими для раннесредневек. архитектуры творческими принципами: следованием иконографическим образцам (иногда одному и тому же на Востоке и Западе, как, напр., ц. св. Апостолов в К-поле), а также решением одних и тех же задач, напр. соединения в одном здании литургических и символико-мемориальных функций, т. е. задачи соединения Б. с мартирием. Но различия в литургической и культурной традициях и условиях строительства привели к тому, что пути и методы решения сходных задач с V в. стали реализовываться по-разному, что привело к сложению 2 самостоятельных типов христ. архитектуры.

Византия и Восток (VI-XV вв.)

В IV-VI вв. на визант. территориях в Греции, на островах Вост. Средиземноморья, в М. Азии и на Ближ. Востоке, прежде всего в Св. земле, было возведено огромное количество трехнефных (реже пятинефных) Б. стандартной композиции с нартексом, экзонартексом и атрием по продольной оси. Однако уже они обладали рядом особых свойств: в вост. части Византии Б., как правило, были менее вытянутыми, их чаще строили без клерестория и перекрывали сводом (сохраняя, однако, главный неф повышенным по отношению к боковым); чаще окружали галереями с 3 сторон (ц. св. Феодора Студита в К-поле), дополняли нартексом и атрием (ц. Ахиропиитос в Фессалонике, 450-470). Среди сохранившихся ярких примеров вост. Б.- пятинефная ц. св. Димитрия в Фессалонике, сер. V - нач. VI в.

С кон. IV в. заметно проникновение элементов Б. вост. типа на Запад, прежде всего в подверженную визант. влиянию Италию. Одним из важнейших образцов для европ. Б. раннего средневековья стала крестообразная ц. св. Апостолов в Милане (Сан-Надзаро), ок. 382 г., с длинным «коридорчатым» нефом, пересеченным протяженным трансептом и заканчивающимся полукруглой апсидой. Этот восходивший к ц. св. Апостолов в К-поле план был повторен в увеличенном виде в Сан-Симпличиано (Милан), кон. IV в., и в Санта-Кроче (Равенна), 1-я пол. V в., а также в дальнейшем неоднократно использовался зап. архитекторами. В трехнефной Б. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, имеющей стандартное композиционное решение, вост. влияние сказывается в многоугольной в плане апсиде, в пропорциях нефа и организации проемов.

Дальнейшее развитие Б. на Востоке определилось основным движением архитектурной композиции к созданию органически цельного церковного здания, соединявшего свойства 2 пространственных структур, характерных для Б. и мартирия, в едином купольном сооружении (см. Мартирий , Храм, Св. Софии храм в К-поле). В Византии был выработан тип Б. с куполом над пересечением нефа и трансепта, т. н. купольная Б., ранним примером ее является ц. св. Ирины (св. Мира, τῆς Εἰρήνης) в К-поле (после 532; после 740 переоформлена в первую в столичной школе зодчества крестово-купольную структуру благодаря добавке поперечных рукавов). Типологически близкие к ней Б., чьи коробовые своды поддерживают купол с востока и запада, обследованы в Дере-Аши, Мыре, Анкаре, Визе. На Востоке в целом ранние варианты соединения базилики с купольным храмом при преобладании крестово-купольного ядра характерны для Закавказья, не знавшего визант. купольной базилики: он появляется уже с 30-х гг. VII в. в Армении (храмы в Багаване , Мрене, Одзуне, и др., а в зачаточном состоянии - в крестово-купольном храме Текора 80-х гг. V в.) и в Грузии (Цроми, Самшвилде).

После эпохи иконоборчества, по мере ослабления традиций городской жизни, роста влияния монашества, развития архитектуры приходских и частных храмов происходит постепенное оттеснение больших Б. более компактными зданиями с центрическим планом. Уже с VIII в. Б. в Византии не была преобладающим типом, а с выработкой храма крестово-купольного типа окончательно уступила ему первенство. в XI в. на Востоке Б., прежде всего купольные, строят в основном на визант. периферии (исключение - ц. св. Софии в Никее, ок. 1065), в принимавших Крещение странах (трехнефная базилика св. Софии в Охриде, столице новообразованного Болгарского царства, XI в.); на Кавказе (монастырские соборы Дорт-килисе и Пархал в Тайке (Тао), базиликальные элементы в памятниках типа храма Баграта в Кутаиси, ок. 1000).

В средне-, поздне- и поствизант. эпохи тип раннехрист. Б. встречается редко. В XIII в. вырабатываются варианты, сочетающие элементы крестово-купольные и базиликальные. На севере Греции распространение получила трехнефная Б. с крестовым сводом (центральный неф перекрывается коробовым сводом и пересекается повышенным поперечным): монастырские храмы в Арте Като-Панагия, 1231-1267/68 гг., и Панагия Влахернитисса, кон. XII - нач. XIII в. (во 2-й пол. XIII в. возведены 3 дополнительных купола); Порта-Панагия вблизи Трикалы, 1238 г. В Мистре в ц. Одигитрии мон-ря Бронтохион, ок. 1310-1322 гг., и мон-ря Пантанассы, ок. 1430 г., были созданы комбинации трехнефной базилики с крестово-купольной галереей. После падения К-поля (1453) простейшие однонефные одноапсидные базилики с коробовым сводом в бывш. империи продолжали строить повсеместно. Из районов, наиболее тесно связанных с Приднепровской Русью, базиликальных построек много в Херсонесе, в средневек. и позднесредневек. (греч. и арм.) строительстве Крыма. Однако среди древнерус. храмов пока не обнаружено ни одного, к-рый можно было бы уверенно считать Б.

Зап. Европа (VI-XII вв.)

Доминирование раннехрист. Б. прекратилось к кон. VI в. в связи с кризисом в жизни городов в варварских королевствах (вестгот. Испания, англо-саксонская Англия и др.). Для возведения огромных Б. не было ни средств, ни строительных артелей, тем более что исчезала и потребность в строительстве Б., т. к. в жизни Церкви все большую роль играло монашество. План западнохрист. Б. приобрел функциональное деление: в главном нефе собиралась община, боковые оставлялись для процессий, направлявшихся к алтарной апсиде, отделенной от нефа не только особым поперечным компартиментом, вимой, но и развитым трансептом.

Место Б. с их обширным и единым пространством заняли храмы меньшего размера, рассчитанные на небольшие группы молящихся, с фрагментарным, поделенным на отдельные ячейки интерьером. Так, в Испании вестготы модифицировали Б. в центричные миниатюрные здания с планом типа «греческого креста» и боковыми помещениями в коротком трансепте (ц. в Баньос-де-Серрато, 661); в перекрытиях начали использовать коробовые своды, центр здания мог быть отмечен их пересечением (ц. Сан-Педро де ла Наве). Строительство таких храмов было вызвано не только собственно западноевроп. процессами, но и усилившимся к тому времени визант. влиянием в Испании. Своеобразные базиликальные храмы строили и в Англии (кентская группа, построенная до обращения англосаксов, напр. церкви в Рекалвере, 699, и еп. Уилфреда в Хексеме, 672-678, и др.).

Тем не менее в VI-VII вв. возведение Б. было редким явлением и возникла опасность их полного исчезновения как архитектурного типа. Однако во 2-й пол. VIII в. одним из важнейших элементов каролингского Ренессанса стало возрождение «большой формы» в архитектуре. Грандиозное по массовости строительство соборов в городах и мон-рях было ориентировано на рим. традицию и на раннехрист. святыни, особенно связанные с именем имп. Константина Великого. В этих условиях Б. была вновь востребована, и создание нового типа базиликального храма (прежде всего монастырского) стало главным достижением каролингской архитектуры. Отчасти вернулись к ранним решениям, но усложнение богослужения, потребность в дополнительных алтарях и организация поклонения мощам стали основными стимулами формирования Б. нового типа. Б. мон-ря в Фульде (90-е гг. VIII в.- 819) имела в качестве образца рим. собор Сан-Пьетро: как и там, в этой церкви огромный трансепт отделял зап. апсиду, где хранились мощи св. Бонифация, в результате чего появились 2 алтарных полукружия, на востоке и западе, и клуатр-атрий к западу. В Сен-Дени под влиянием папы Стефана II (753, 755) и смены галликанского обряда рим. была построена большая Б. с криптой под алтарем. Б. возводили не только в главных, но и в малых городах и мон-рях (напр., в мон-ре Сан-Винченцо аль Вольтурно, около Беневенто, 808).

Важнейшими нововведениями в каролингской Б. стали опоры с прямоугольным сечением под арки, введение контрапсид, превращение трансепта в обязательный элемент композиции храма, появление башни над средокрестием. Замена колонн на столбы-пилоны зрительно объединила поверхность стены клерестория с плоскостью нижнего яруса - арки стали напоминать проемы, к-рые позже оформили пилястрами и колонками. Композиция, включавшая 2 апсиды, расположенные по оси храма напротив друг друга, была известна в раннехрист. время и распространена на отдельных территориях (Сев. Африка); в эпоху Каролингов она вновь обрела популярность (план аббатства Санкт-Галлен, ок. 830, собор в Кёльне, освящен в 873) и сохраняла ее вплоть до кон. XI в. (ц. Марии Лаах, ок. 1093). Востребованность данной композиции была обусловлена особенностями рим. литургической практики, отраженными в Ordines Romani . Однако традиц. план, предполагавший размещение основного входа в храм с запада, в дальнейшем возобладал. Стандартным компонентом Б. стал трансепт в неск. его разновидностях: Т-образный, восходящий к ранним рим. образцам (в Фульде и Херсфельде); пониженный (церкви-мартирии для мощей св. Петра и Марцеллина в Штайнбахе, ок. 827, и Зелигенштадте, 831); имеющий в средокрестии четырехарочную композицию и разделяющийся на 2 рукава (ранний образец - ц. св. Михаила в Хильдесхайме, 1010-1033). Распространение трансепта имело как литургический, так и символический характер, он позволял организовать поклонение мощам, а позже - встроить в вост. стену дополнительные капеллы (ц. в Риполе, Каталония, 1020-1032), придать храму форму креста, а также наглядно подчеркнуть связь с раннехрист. образцами - собором Сан-Пьетро в Риме, крестообразными Б. типа ц. св. Апостолов в Милане (382). Башня над средокрестием (перестроенный собор Сен-Дени, 755-775; ц. Сен-Жермен-де-Пре) позволяла выделить внутри и в пространстве Б. центр литургического действа. Установка башен при контрапсиде над 2-м трансептом (напр., аббатство Сен-Рикье, т. н. Центула, Сев. Франция) привела к возникновению вестверка - башни на квадратном основании с противоположного алтарю конца, куда доступ обеспечивали 2 боковые башни с винтовыми лестницами (аббатство Корвей в Вестфалии, 873-885), что открыло путь к созданию романского зап. фасада с башнеобразным порталом, галереей или капеллой над ним и 2 фланкирующими башнями. Сумма вертикальных элементов, а также звонницы, деревянные щипцы кровель и малые формы придали средневек. Б. вертикальность, ранее не свойственную ей. В оттоновский период в интерьере западнохрист. Б. утверждаются такие важные элементы, как чередование в опорах аркад колонн и пилонов (ц. в Гернроде, XI в.) и галереи над боковыми нефами, появление к-рых диктовалось в основном архитектурными требованиями (галереи использовались также для размещения дополнительных алтарей, для певчих и проч.).

К XI в. сложился новый тип плана, где протяженное пространство Б. делилось на множество компартиментов-травей. Литургический центр здания, хор, где совершалась месса, занял особое место: отделенная трансептом вост. часть активно развивалась, занимая 2 и более компартиментов; становясь все протяженнее, она могла достигать невероятной длины (хор собора Кентербери, Англия, к 1100 имел 12 травей). Возрастание роли алтарной части определялось развитием под ней и трансептами крипты с мощами, а над ней, вокруг главного (высокого) алтаря,- обходной галереи с 3, 5 или редко 7 капеллами (собор Клермон-Ферран, ок. 960). Радиальный амбулаторий с полукруглыми капеллами, а также капеллы в вост. части трансептов стали важнейшей чертой западнохрист. Б., особенно паломнической и монастырской. Они позволяли разместить дополнительные алтари и множество реликвий, прежде всего раки с мощами. Амбулаторий был непосредственно связан с базиликальной частью здания, т. к. являлся как бы продолжением боковых нефов, по к-рым могли двигаться процессии к алтарям вост. части храма. Боковые нефы использовали также для создания дополнительных капелл.В католич. традиции Б. также называют храмы, наиболее значительные или важные в истории Церкви, с XVI в. это было закреплено особым решением папы Римского; право на получение названия Б. было оговорено в 1917 г. в Кодексе канонического права Римско-католической Церкви: «Никакая церковь не может быть почтена титулом базилики, разве что по апостольскому дозволению или по древнему обычаю» (Кан. 180). Существуют титулы великих и малых Б. Первые (basilicae majores), Патриаршие,- это храмы под прямой юрисдикцией папы (в Риме: Латеранская, Сан-Пьетро, Сан-Паоло фуори ле Мура, Санта-Мария Маджоре, св. Лаврентия; в Ассизи: св. Франциска). В них имеются особый папский алтарь, трон и святые врата; они обладают правом на особые индульгенции и иные преимущества. Звание малой Б. (basilicae minor) присваивается папой с XVIII в. тем церквам, к-рые Ватикан стремится выделить среди др.; они также располагают рядом привилегий в области символики и раздачи индульгенций, с особой торжественностью отмечают ряд праздников (Кафедры св. Петра (22 февр.), торжество апостолов Петра и Павла (29 июня), годовщины инаугурации папы). Статус малых Б. ниже кафедральных соборов епархий, но выше, чем у рядовых церквей.

Лит.: Minoprio A . A Restoration of the Basilica of Constantine // Papers of the British School in Rome. 1932. Vol. 12. P. 1-25; Витрувий . Об архитектуре: 10 кн. Л., 1936. Кн. 5. С. 122-130; Krautheimer R . Corpus basilicarum Christianarum Romae. Vat.; N. Y., 1937-1977. Vol. 1-5; idem . Early Christian and Byzantine Architecture. Harmondsworth, 1965, 19864; idem . The Constantinian Basilica // DOP. 1967. Vol. 21. P. 115-140; idem . Studies in Early Christian, Medieval and Renaissance Art. L., 1971; idem . Rome: Profile of a City, 312-1308. Princeton, 1980; Conant K . J . A Brief Commentary on Early Medieval Church Architecture. Baltimore, 1942; idem . Carolingian and Romanesque Architecture, 800-1200. Harmondsworth, 1959, 19784; Grabar A . Martirium. P., 1946. Vol. 1-2; Lassus J . Sanctuaires chrétiens de Syrie. P., 1947; Deichmann F . W . Frühchristliche Kirchen in Rom. Basel, 1948; idem . Studien zur Architektur Konstantinopels, im 5. und 6. Jh. nach Christus. Baden-Baden, 1956; idem . Ravenna. Wiesbaden, 1976. Vol. 4; idem . Einführung in die christliche Archäologie. Darmstadt, 1983; Davis J .The Origin and Development of Early Christian Church Architecture. L., 1952; Ward-Perkins J . B . Constantine and the Origins of the Christian Basilica // Papers of the British School in Rome. 1954. Vol. 22. P. 69-90; idem . Roman Imperial Architecture. Harmondsworth, 1981; Ward-Perkins J . B ., Balance M . H . The Caesareum at Cyrene and the Basilica at Cremna // Papers of the British School in Rome. 1958. Vol. 26. P. 137-194; Mathews T . F . An Early Roman Chancel Arrangement and Its Liturgical Functions // Rivista di archeologia cristiana. 1962. Vol. 38. P. 73-95; idem . Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy. Univ. Park; Chicago; L., 1971; Gall E . Cathedrals and Abbey Churches of the Rhine. N. Y., 1963; Davis-Weyer C . Early Medieval Art, 300-1150. Englewood Cliffs, 1971; Kubach H . E . Romanesque Architecture. N. Y., 1972, 1988; Mango C . Byzantine Architecture. N. Y., 1974; Brandenburg H . Roms frühchristliche Basiliken des 4. Jh. Münch., 1979; Focillon H . The Art of the West in the Middle Ages. Oxf., 19803. Pt. 1: Romanesque Art; Gandolfo F . Le basiliche armene IV-VII secolo. R., 1982; Якобсон А . Л . Закономерности в развитии раннесредневековой архитектуры. Л., 1983; Комеч А . И . Архитектура // Культура Византии, IV - 1-я пол. VII в. М., 1984; Kleinbauer E . Early Christian and Byzantine Architecture: an Annot. Bibliogr. and Historiography. Boston, 1992; Davies M . Romanesque Architecture: a Bibliogr. N. Y., 1993; Calkins R . Medieval Architecture in Western Europe from A. D. 300 to 1500. N. Y.; Oxf., 1998; Stalley R . Early Medieval Architecture. Oxf., 1999.

Л. А. Беляев

Базилика (ბაზილიკა) - архитектурное сооружение, которое в античные времена использовалось для светских целей, а в христианскую эпоху - для религиозных. Применительно к Грузии это вид христианского храма простой прямоугольной формы с двумя рядами колонн внутри. Их очень много построили в V веке , затем пришла мода на купольные храмы, но время от времени базилики строили и впоследствии.

Классическая схема базилики на примере храма Долочопи

Этимология

Слово происходит от греческого "басилевс" (царь). Правила русского языка допускают ударение и на первом "И" и на втором. Иногда это слово используется как своего рода почётное звание. Существует еще одно почётное звание - "малая базилика", которое вобще не имеет отношения к архитектуре. Пусть вас это не запутает.

Что это такое

Базилика - простое прямоугольное в плане здание, которое разделено на три продольные части (нефа). Если её разделяют колонны или столбы, то это трёхнефная базилика . Если стены, то трёхцерковная базилика . Если разделения нет, а имеется один большой зал, то это вообще не базилика, а зальная церковь . Зальную церковь очень легко спутать с базиликой. Настолько легко, что даже на этом сайте они иногда путаются. Что поделаешь.

В Европе базилики обычно делятся на нефы круглыми колоннами. Когда-то Собор Парижской Богоматери был классической базиликой, и именно с тех давних времен сохранились его колонны. В Грузии колонны не прижились. Здесь предпочитали квадратные или крестообразные столбы. Круглые колонны в Анчисхати - позднее дополнение. Возможно, влияние Европы.

Кроме того, базилика обязана иметь окна на втором ярусе. Без них она превращается в псевдобазилику .

Как они появились

Считается, что первую базилику построил Марк Порций Катон Старший на римском форуме в 184 году до нашей эры. Потом их строили много и разных, и использовали для официальных мероприятий. Никто и никогда не использовал их как храм - это принципиально важный момент.

Судьба базилик круто изменилась, когда их решили сделать храмами. Этот момент истории сам по себе очень важен. Дело в том что до своей легализации в 313 году христианские общины существовали подпольно, собирались в частных домах и пещерах и храмов не строили. Тогда вообще было не очевидно, что общинам нужен храм: например, еврейские общины жили без храмов, обходясь синагогами. Почти ничего в христианской догматике не вынуждает христиан строить специальные сооружения для богослужений.

И вот наступил 313 год, христиане вышли из подполья, и было решено, что им всё же нужен какой-то храм. Но какой именно? Надо ли строить "как язычники" или же следует строить как угодно, но "не как они". Интересно, что оба вопроса уже решились в Армении (если она действительно была крещена в 301, а не в 314): армяне раньше римлян решили, что храм таки нужен и построили его, тот самый Эчмиадзин - к сожаланию, в неизвестном нам виде.

В IV веке христианские общины следовали принципу, который впоследствии сформулирует Александр Мень: "Христианство - не религия, а кризис всех религий". То есть, христианство не просто ещё один культ, а нечто совсем другое. Поэтому христианский храм должен быть ничем не похож на языческие храмы. И было решено строить храмы в виде базилик.

Это было революционное решение и оно наверняка оскорбляло эстетические чувства язычников того времени. Это примерно то же самое, что сейчас проводить службы в конференц-залах. Это вроде как очень бездуховно и несакрально. Таков был замысел: вероятно, в базилике новообращённым было сложнее впадать в медитации, ощущать "святые вибрации" и вообще тащить а собой из язычества всю его эзотерику.

Первым храмом такого рода стала Латеранская базилика при резиденции папы римского (Латеранском дворце). Её возвели к 324 году. В 326 достроили базилику над могилой Святого Петра - знаменитый сейчас собор Святого Петра в Ватикане. В 330 году была построена базилика 12-ти апостолов в Константинополе.

Интересно, что заброшенные языческие храмы можно было бы использовать как христианские, ничего не меняя, но этого почти не происходило. Их перестраивали в базилики. Например, в Сиракузах стоял обычный греческий "периптер". Его внешние колонны заложили кладкой, а в стенах пробили арки. Где-то в Малой Азии был храм Афродиты в виде периптера. Там разобрали стены и сложили их снова так, чтобы колонны оказались внутри здания.Это говорит о том, насколько тогдабыло важно, чтобы христианский храм не был похож на языческий.

Купольных храмов сначала не строили вообще - они слишком явно ассоциировались с язычеством. Римский Пантеон остался языческим храмом еще несколько столетий, пока язычники не вымерли как явление. Однако, уже в самом конце IV века в Милане построили храм Сан-Лоренцо в виде купольного тетраконха . Уже сложно сказать, чем руководствовались авторы.

Вскоре после 459 года (смерти Симеона Столпника) случилось ещё одно важное событие: около сирийского Алеппо был построен храм Симеона Столпника. Над его каменным "столпом" возвели круглое здание с куполом, а с 4-х сторон пристроили 4 базилики. Так появилось сооружение, которое считается прообразом будущих крестово-купольных храмов. С начала VI века эти храмы начинают стремительно размножаться, вытесняя базилики. В этом веке языческая культура почти вымерла и купольный храм утратил все аллюзии на язычество.

Купольные храмы - восточное изобретение. В Европе (даже в Болгарии) базилики доминируют до сих пор, хотя и немного изменились внешне. В Грузии сейчас их примерно четверть от всех храмов. В России базилики не прижились вообще. То есть никак. На всю страну существует одна единственная базилика в Волгограде, которая вроде бы ещё в стадии строительства. По публикациям видно, что строительство базилики - это такой смелый эксперимент, который вполне может вызвать непонимание.

Базилики в Грузии

Грузия была крещена в 323 году. Первый храм (Светицховели) начали строить почти сразу, хотя существуют различные датировки этого события. Вероятно, это происходило почти одновременно со строительством Латеранского собора и Собора Святого Петра в Риме. Был ли храм базиликой? Отвеа на этот вопрос нет, зато есть .

Множество базилик было построено при царе Вахтанге Горгасале во второй половине V века . Сохранилась только одна: Болнисский Сион 477 года. Около 2012 года в Кварельском районе раскопали фундамент базилики Долочопи, которая датирована первой половиной V века. В том же веке, в неизвестные точно годы была построена маленькая базилика в монастыре Старая Шуамта . Так же Вахтанг перестроил храм Светицховели, превратив его в базилику - вероятно, очень похожую на Болнисский Сион. Впоследствии её перестроили в купольный храм, но кое-какие признаки базилики можно наблюдать по сей день.

«Стили в архитектуре» - Собор в Милане (1836-1856 гг.). Искусство Древнего Египта. Лондон. Витражи готических соборов. Екатерининский дворец. г. Пушкин. (1752-1757 гг). Замки романского стиля. Таврический дворец в Санкт-Петербурге. (1783-1789 гг). А) XVIII - XIX вв; Б) V - VI вв; В) X –XIII вв. Барокко. «Образно – стилевой язык архитектуры прошлого».

«Скульптура Романского стиля» - Основной темой романской скульптуры было прославление Бога. Виды романских капителей. Трирский кафедральный собор, Трир, Германия. Арочные своды. ТИМПАН – углублённая часть арки над входом. Цистерицианцы Орден монахов-отшельников, основанный св. АРКА из церкви в Нарборне, Лангедок, Франция, 1150-1175.

«Романская архитектура» - Романский стиль. В романской архитектуре используются различные строительные материалы. Типы сооружений. Пиза баптистерий, базилика и колокольня. Романская арка и крестовый свод. Характерные черты. Романская архитектура. Строительные особенности. Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра.

«Архитектурные стили» - Стиль модерн. Стиль классицизм. В буквальном переводе с итальянского, слово барокко означает вычурный, причудливый. Викторина. В домах появилась мебель, посуда, светильники и другая утварь в стиле модерн. Здания симметричны, лишены декора. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер. Стиль ампир.

«Стили в искусстве и архитектуре» - Модерн. Бамбергский собор, восточный фасад с двумя башнями и полигональными хорами. Дом Бальо (1906, арх. «Дом с башнями» на площади Льва Толстого в Санкт-Петербурге. Неоготика. Классицизм. Чарльз Камерон. Готика в России. Романский стиль. Готический собор в Кутансе, Франция. Барокко. Модернизм. Собор Парижской Богоматери.

Здания отличаются сложным планом, состоящим из ряда почти замкнутых помещений небольшого размера

Монастырь Хора в Константинополе

В этот период возрастает роль наружной декорировки зданий. В отдельных памятниках применялся и скульптурный декор с растительным орнаментом, изображением людей и животных

Церковь Апостолов в Фессалониках, 1312-1315 гг.

59. Романская базилика.

Романское искусство XI - XII вв

Ведущим видом романского искусства была архитектура. Сооружения романского стиля весьма многообразны по типам, по конструктивным особенностям и декору. Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. Городская архитектура, за редкими исключениями, не получила столь широкого развития, как архитектура монастырская. В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими - монахи. Лишь в конце 11 в. появились артели мирян каменотесов - одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место.

Принципы архитектуры романского периода получили наиболее последовательное и чистое выражение в культовых комплексах. Главным монастырским зданием была церковь; рядом с ней помещался внутренний дворик, окруженный открытыми колоннадами (клуатр). Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (так называемый дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище.

Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Романская базилика - трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окруженный радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). В некоторых странах, главным образом во Франции, разрабатывается хор с обходом; боковые нефы как бы продолжаются за трансептом и огибают алтарную абсиду. Такая планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленным в абсиде реликвиям.

дороманская базилика романский храм

В романских церквах четко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. притвор, продольный корпус базилики с его богатой и детальной разработкой, трансепты, восточная абсида, капеллы. Такая планировка вполне логично продолжала мысль, заложенную уже в планировке раннехристианских базилик, начиная с собора св. Петра: если языческий храм считался жилищем божества, то христианские церкви стали домом верующих, построенным для коллектива людей. Но этот коллектив не был единым. Священнослужители были резко противопоставлены «грешным» мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю, более почетную часть храма. Да и в части, отведенной мирянам, выделялись места для феодальной знати. Таким образом подчеркивалось неодинаковое значение различных групп населения перед лицом божества, их разное место в иерархической структуре феодального общества. Но в храмах романского времени было и более широкое идейно-эстетическое содержание. В строительном и в художественном отношении они представляли важный шаг вперед в развитии средневекового зодчества и отражали общий подъем производительных сил, культуры и человеческих знаний.

Характерные черты романской архитектуры

    В самом здании своеобразно решалась проблема освещения. Центральный коридор (неф) делали значительно выше и оконные проемы в нем устраивали над кровлею боковых коридоров. Со временем, когда количество молящихся увеличилось, пришлось пристраивать поперечный коридор (трансепт - “пересекающий”). Таким образом, в плане все здание получило форму католического четырехконечного креста.

    Характерными чертами романской архитектуры, кроме массивных стен, стали полуциркульные арки и цилиндрические(полуциркульные на подпружных арках) или крестовые каменные своды, пришедшие на смену деревянной кровле. (Недаром многие современные историки архитектуры называют романский стиль “стилем полукруглой арки”.) Для поддержки такой массы камня нужны были очень толстые колонны, которые иногда заменяли мощными крестчатыми или восьмигранными столбами - пилонами Символическое деление храма.

В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор (в Западной Европе его называют “нартекс”), корабли или нефы и алтарь. При этом части символически эти части уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам; или телу, душе и духу. Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу; западная - ад и была посвящена сценам Страшного Суда; северная - олицетворяла смерь, мрак, зло; а южная - посвящалась Новому Завету. В то же время сам Христос говорил, что он есть “путь, истина и жизнь”. И потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю. Интересно, что в романских соборах вход устраивали часто не в западной стене храма, а в северной. Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни.

Кафедральный собор в Пизе, 1063- конец 13 в.

Церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране

Церковь Сен Сернен в Тулузе