Первому тайному обществу декабристов предшествовало несколько более ранних организаций. Все они послужили школой будущего движения, его непосредственной предпосылкой. После окончания Отечественной войны 1812 г. тайные организации существовали в форме офицерских товариществ, кружков молодых людей, связанных родственными и дружескими узами. В 1811-1812 гг. действовал кружок «Чока» из 7 человек, созданный Н.Н. Муравьевым. В 1814 г. в Петербурге А.Н. Муравьевым была образована «Священная артель». Известен также «Орден русских рыцарей», основанный М.Ф. Орловым и М.Д. Дмитриевым-Мамоновым. Эти организации фактически не предпринимали активных действий, но имели большое значение, так как в них формировались идеи и взгляды будущих руководителей движения.

Тайное общество декабристов родилось в 1816г. в Петербурге. Его первым названием было «Союз Спасения». Россию надо было спасать, она стояла на краю пропасти - так думали члены возникшего общества. Это была первая собственно декабристская организация. Его основателем стал полковник Гвардейского Генерального штаба А. Муравьев. В шестерку основателей союза вошли князь С. Трубецкой, братья Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Н. Муравьев и И. Якушкин. Позднее в общество вошли поручик кавалергардского полка П. Пестель, князь Е. Оболенский, И. Пущин. Всего в составе союза числилось 30 офицеров. Когда общество оформилось и разработало свой устав, оно получило название «Общества истинных и верных сынов Отечества». Само название говорило о желании отмежеваться от «патриотов» другого сорта - не истинных и не верных.

Первое время целью тайного общества было только освобождение крестьян от крепостной зависимости. Но очень скоро к этой цели присоединилась и вторая: борьба с самодержавием и абсолютизмом. На первом этапе она вылилась в требование конституционной монархии.

«Союз Спасения» это первая русская политическая организация, имевшая революционную программу и устав - «Статут». Устав первого общества декабристов не дошел до нас: сами декабристы сожгли его, когда в 1818 г. преобразовали свое общество. Торжественное введение объясняло общую цель тайного общества - «подвизаться» на пользу общую всеми силами во имя блага Родины. Для этого надо было бороться за ликвидацию крепостного права и самодержавия: вместо самодержавия необходимо было ввести представительную форму правления в виде конституционной монархии. Члены нового тайного общества, считали, что необходимо «принудить» царское правительство согласиться на представительное правление. Удобнее это сделать в момент смены императоров на престоле. Члены общества обязались «не прежде принести присягу новому императору», как удостоверившись, что в России самодержавная власть будет ограничена народным представительством. Устав обязывал, насколько возможно, умножать число членов общества, добиваться того, чтобы члены тайного общества заняли важные посты в государстве - как по военной, так и по гражданской линии; вместе с тем устав обязывал членов общества бороться за отстранение иностранцев от влияния в государстве. К «статуту» были приложены тексты торжественных клятв по масонскому образцу.

Члены Союза требовали ликвидации военных поселений. Однако никто из них не ставил вопрос о ликвидации монархии как формы правления в России. Напротив, члены «Союза Спасения» были убежденными монархистами, верили, что царь, в конце концов, сумеет ввести конституцию в России. Ему в этом надо лишь помочь.

Ужасы народной революции пугали дворян-революционеров, поэтому, надо действовать для народа, но без народа, не через народ, думали они. Основные цели борьбы были, в общем, ясны: ликвидировать крепостное право и самодержавие, ввести конституцию, представительное правление. Но средства и способы добиться этого были туманны. Было решено требовать конституцию в момент смены императоров на престоле. Однако как обеспечить выполнение своих требований? Это оставалось неясным.

Вынашивались и мысли о цареубийстве (эта мысль возникла в 1817 г. после того как стало известно о жестоком подавлении правительственными войсками восстания новгородских военных поселян). Споры относительно идеи цареубийства, осознание крайней ограниченности сил привели в 1818 г. к самороспуску «Союза Спасения».

Отказ правительства от реформистских замыслов и переход к реакции во внешней и внутренней политике заставил декабристов изменить тактику. В 1818 г. преемственно с «Союзом Спасения» образовалось тайное общество под названием «Союз благоденствия», которое было более широким по составу. Это была строго централизованная организация с четкой структурой, которая предполагала безусловную дисциплину, полную конспиративность всех её членов. Её состав по-прежнему оставался преимущественно дворянским. Организаторами и руководителями стали А.Н. и Н.М. Муравьевы, С.И. и М.И. Муравьевы - Апостолы, П.И. Пестель, И.Д. Якунин, М.С. Лунин и др. Для овладения общественным мнением «Союз благоденствия» должен был, по планам декабристов, создать целую сеть тайных и явных (легальных) организаций и руководить ими. Местные организации «Союза благоденствия» появились в Петербурге, Москве, Тамбове, Нижнем Новгороде. Было запроектировано создание повсюду литературных, научных, педагогических, хозяйственных обществ, женских организаций и кружков молодежи. Предполагалось издание журнала «Россиянин XIX века». Согласно новому уставу в тайное общество должны были приниматься не только дворяне, но и купцы, мещане, духовные лица и свободные крестьяне. Предполагалось в течение двадцати лет будет готовиться общественное мнение и примерно около 1840 г. произойдет революция.

Программа и устав союза назывались «Зеленая книга». Заговорщическая тактика и конспиративность руководителей вызвали разработку двух частей программы. Первая, связанная с легальными формами деятельности, была предназначена для всех членов общества. Вторая часть, где говорилось о необходимости свержения самодержавия, ликвидации крепостничества, введения конституционного правления и, главное, об осуществлении этих требований насильственными средствами, была известна особо посвященным. «Зеленая книга» предлагала членам заступаться за крепостного крестьянина пред помещиком, призывать последнего не торговать людьми, бороться за справедливость в судах и учреждениях, чтобы не было зла народу, содействовать развитию торговли, промышленности и сельского хозяйства.

Члены «Союза благоденствия» открыто протестовали против крепостного права, возмущались Аракчеевым, военными поселениями, защищали передовую науку своего времени, предавали позору жестоких помещиков, освобождали от неволи талантливых самоучек и т.д. В голодный 1820 г. «Союз благоденствия» оказал посильную помощь голодающим в Смоленской губернии и накормил тысячи людей. Это вызвало большое беспокойство у Александра I. Однако, члены союза по - прежнему не принимали революционных методов действий и полагались в основном на средства пропаганды, сочетание тайной организации с легальными действиями и пр.

«Союз благоденствия» числено быстро рос и имел к 1921 г. до 200 членов, и, кроме того, вокруг него имелись «побочные управы», организации в той или иной степени идейно связанные с «Союзом». Таковы «Зеленая лампа», литературное общество, активным членом которого был и Пушкин А.С., «Вольное общество любителей русской словесности», «Общество для распространения ланкастерских училищ» и другие, существовавшие легально. Особенно стремились члены «Союза благоденствия» привлечь к себе молодежь, оторвать её от старого лагеря; они понимали, что надо противодействовать «староверству закоснелого дворянства» и иметь возможность воздействовать на «мнение молодежи».

Несмотря на определенный успех «Союза благоденствия» в нем начали нарастать противоречия между сторонниками умеренных и радикальных взглядов. Сторонники радикальных взглядов, выступая за решительные меры, ссылались на пример революций начала 1820-х гг. в странах Южной Европы, доказывали невозможность продолжения мирной пропаганды в условиях нарастания правительственной реакции. Кроме того, стало известно, что правительство готовится начать преследование движения. Все это побудило сторонников решительных мер объявить в 1821 г. о роспуске «Союза благоденствия» и создать на его основе две революционные организации - Северное и Южное общества. Принимая такой шаг, руководство общества намеревалось избавиться от предателей и шпионов, которое как оно не без оснований полагало, могли проникнуть в организацию.

Вывод. «Союз спасения» и «Союз благоденствия» были деятельными организациями и немало сделали за годы своей работы. Но все, что они сделали, в сущности, не приблизило их к цели. Основной задачей бала отмена крепостного права, ликвидация самодержавно-крепостного строя, введение законно-свободного представительного правления. Члены союзов не принимали революционных методов действий и полагались в основном на средства пропаганды. Важно отметить, что никто из членов обществ не ставил вопрос о ликвидации монархии как формы правления в России, все они были убежденными монархистами.


ПЛАН
стр .

Введение………………………………………………………… ……………… 2
1. Причины возникновения движения декабристов………………………… .. 4
2. Первые декабристские организации: их деятельность, цели
и программы……………………………………………………… …………. 8
3. Южное и Северное общество: цели, программы, деятельность………… 13
3.1. Основные программные положения « Русской правды»……………... 14
3.2. Основные положения конституции Муравьева………………………. 18
4. План государственного переворота. Причины поражения и значение
выступления декабристов………………………………………………… .. 22
Заключение…………………………………………………… ………………... 27
Список использованной литературы………………………………………….. 29

ВВЕДЕНИЕ

В день 14 декабря 1825 года был сделан смелый вызов самодержавию в столице Российской империи – Петербурге, на Сенатской площади. Восстание декабристов – отправная дата начала революционно – освободительной борьбы в России. С протестом против крепостничества, феодальных институтов и произвола самодержавия, в необычайно трудных и сложных исторических условиях, когда Россия была ещё забита и неподвижна, выступила лишь небольшая часть образованного передового дворянства, тогда, как в целом русское дворянство оставалось крепостнически настроенным и верным престолу.
Декабристы составляют целую эпоху не только в революционном движении в России, но и в истории общественной мысли и русской культуры вообще. Восстание декабристов против царизма – приобрело большое международное значение и получило значительный отклик в станах Западной Европы. Влияние декабристов на все стороны общественно- политической и культурной жизни не только их времени, но и последующей эпохи было исключительно велико. Декабристская тема нашла широкое отражение в художественной литературе, в музыке, в изобразительном искусстве. Этим объясняется актуальность выбранной мною темы. Потому, что благородные идеалы и высокие нравственные ценности декабристов, значение их революционного подвига непреходящи.
Целью курсовой работы является изучение: - причин возникновения движения декабристов; - деятельности дворянских революционеров, которая предшествовала вооруженному восстанию; - программных требований и тактических принципов декабристов; - восстания декабристов – как кульминационного события и вместе с тем итога движения декабристов; - значение их деятельности и причины поражения восстания.
Основная задача данной курсовой работы – показать, что именно декабристы первыми поняли, что самодержавие и крепостничество – главные причины отсталости России, поэтому ликвидация самодержавия рассматривалась ими как глубоко патриотическая задача «спасения» России. В своих программных документах декабристы ставили своей первоочередной задачей избавление России от ига крепостничества и произвола самодержавия, превращение русских в передовую нацию с высокоразвитой национальной культурой.
Первый раздел курсовой работы посвящен изучению причин возникновения первого в России революционного движения и формированию мировоззрения декабристов.
Во втором и третьем разделе рассматривается период создания первых организаций декабристов, деятельность Южного и Северного декабристских обществ. Изучены конституционные проекты декабристов - «Русская правда» Пестеля и «Конституция» Никиты Муравьева.
В четвертом разделе данной курсовой работы рассказывается о подготовке и ходе восстания 14 декабря 1825 г. в Петербурге и выступлении Черниговского полка на Украине. Анализируются причины поражения и значение выступления декабристов.

1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ
ДЕКАБРИСТОВ

Зарождение движения дворянских революционеров обусловливалось как внутренними процессами, происходящими в России, так и международными событиями первой четверти XIX века. Рассмотрим основные причины, которые повлияли на возникновение движения декабристов.
Главная причина – понимание лучшими представителями дворянства, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны. Декабристы постепенно осознали борьбу с крепостным правом и самодержавием как главную цель своей деятельности. Объективно движение декабристов порождено кризисом феодально-крепостной общественной формации и уходит своим корнями в ведущий процесс эпохи – разложение стареющего, исчерпавшего себя феодально-крепостного строя и возникновение новых, в то время прогрессивных, - капиталистических отношений. Крепостное право и самодержавие было тормозом развития страны. Самодержавно-крепостной строй сковывал производительные силы страны, тормозил их дальнейшее развитие. Основного производителя жизненных благ – крепостного крестьянина - помещик мог купить, продать, проиграть в карты и др. Все было подчинено интересам дворянского сословия, на страже интересов которого стояло самодержавие. Разложение крепостного хозяйства под влиянием развития капиталистических отношений явилось той почвой, на которой росло и развивалось стихийное крестьянское движение против крепостного права. Стремясь получить больше хлеба-товара, помещик шел в наступление на крестьянскую землю, сокращая их наделы.
Одержав победу в войне благодаря народу, царское правительство не замедлило показать свое истинное лицо – угнетение народа стало ещё тяжелее. Помещики свирепствовали над крестьянами, и новые царские законы поддержали их власть. Крепостной гнет усилился и в армии. В 1815-1825 гг. Александр I проводил внутри- и внешнеполитический курс с помощью А.А. Аракчеева и создал в России военно-политический режим. По всей стране были созданы военные поселения – худшая форма военно-крепостного гнета. Солдаты-крестьяне должны были заниматься военным учением и одновременно обрабатывать землю, сами содержать себя, добывая трудом продукты питания.
Торговые и промышленные слои населения испытывали препятствия проявлению предпринимательской инициативы, а также подъему и расширению доходности фабрик и заводов (из-за отсутствия свободных рабочих рук, аракчеевщины во внутренней политике). Часть дворянства, стремившаяся к торговле и предпринимательству, также испытывало недовольство. Закоренелые крепостники-дворяне не чувствовали уверенности в незыблемости основ существующего порядка.
Мощным побудительным фактором стала Отечественная война 1812 г. и пребывание русской армии в Европе в 1813-1815 гг. Подавляющее большинство декабристов – это боевые офицеры русской армии, участники войны 1812 г., в течение двух лет могли наблюдать европейское общество, образ жизни и принципы, на которых оно зиждется. По возвращении домой они другими глазами увидели окружающую их действительность. Знакомство с европейской действительностью убедило передовую часть дворян в том, что крепостное состояние русского крестьянства необходимо изменить. Они видели, что победа в войне обеспечена прежде всего участием простого народа, страдающего от произвола крепостников –помещиков и не имеющего перспектив улучшения своего положения в условиях самодержавно-крепостнического государства. Влияние военных событий на убеждения декабристов М. Муравьев – Апостол выразил так: «Мы были детьми 1812 года. Жертвовать все, даже жизнью, для блага отечества было влечением сердца».
______________________________ _
1.Йосифова Б. Декабристы.- М: 1983.- С. 5
Таким образом, в атмосфере общего недовольства, критических высказываний в адрес правительства, а главное - в ожидании нарастающей катастрофы и возникло революционное движение в России, обозначившее
начало сознательной политической и организованной борьбы против крепостного права и самодержавия. Выразителями буржуазно-революционной идеологии стала передовая дворянская интеллигенция. За первыми дворянскими революционерами, начавшими свое выступление против царизма в декабре 1825 г. установилось наименование «декабристы».
Ведущая роль дворянства объясняется тем, что русская буржуазия в этот период не выступала еще активно в общественном движении. Буржуазию вполне устраивала экономическая политика царизма, направленная на развитие капитализма сверху. Кроме того, в среде буржуазии в тот период еще не сложилась собственная интеллигенция. Политическая дееспособность российской буржуазии намного отставала от её экономической мощи.
Основные свои идеи будущие декабристы черпали из произведений французских просветителей, показавших бесперспективность сохранения феодализма и абсолютизма. Произведения Вольтера, Руссо расширяли революционный кругозор будущих декабристов. Идеология дворянских революционеров складывалась и на отечественной почве. Свободолюбивые стихи Пушкина, «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, «Горе от ума» Грибоедова и др., питали и углубляли передовые идеи в обществе.
Большое значение в переходе будущих декабристов к активной борьбе с самодержавием имели и международные события тех лет. Национально- освободительное и революционное движение, которое проявилось в ряде стран Южной и Западной Европы, возбуждало их сочувствие и укрепляло убеждение в том, что и Россия должна будет идти по этому пути.
Историческая действительность подсказывала декабристам способы борьбы, заставляла задуматься над революцией. Общую возбужденную атмосферу их воспитавшего прекрасно и точно охарактеризовал один из самых выдающихся декабристов – П.И. Пестель. Он писал: «Происшествия 1812, 1813, 1814, 1815 годов, равно как и предшествующих и последующих времен, показали столько престолов низверженных, столько других постановленных, столько царств уничтоженных, столько новых учрежденных, столько царей изгнанных, столько возвратившихся или призванных и столько опять изгнанных, столько революций совершенных, столько переворотов произведенных, что все сии происшествия ознакомили умы с революциями, с возможностями и удобствами оные производить. К тому имеет каждый век свою отличительную черту. Нынешний ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно везде одно и то же, от Португалии до России, не исключая не единого государства, даже Англии и Турции… Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать… Вот причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и укоренили оные в умах».
Вывод. Главная причина возникновения движения декабристов – понимание лучшими представителями дворянства, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны. Условия, в которых созрело первое русское революционное движение, были тесно связаны с тем общественным возбуждением, которое все более и более нарастало как в Западной Европе, так и в России после наполеоновских воин. Пребывание в странах, где не было крепостного права и где существовали конституционные учреждения и Россия с её отсталыми формами жизни –крепостным правом, самодержавным аракчеевским произволом, заставили задуматься будущих декабристов о судьбе своей родины. Высшей целью декабристов было превращение русских в передовую нацию с высокоразвитой национальной культурой.

____________________________
1.Нечкина М.В. Декабристы.- М: 1982.-С. 20
2. ПЕРВЫЕ ДЕКАБРИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЦЕЛИ И ПРОГРАММЫ

Первому тайному обществу декабристов предшествовало несколько более ранних организаций. Все они послужили школой будущего движения, его непосредственной предпосылкой. После окончания Отечественной войны 1812 г. тайные организации существовали в форме офицерских товариществ, кружков молодых людей, связанных родственными и дружескими узами. В 1811-1812 гг. действовал кружок «Чока» из 7 человек, созданный Н.Н. Муравьевым. В 1814 г. в Петербурге А.Н. Муравьевым была образована «Священная артель». Известен также «Орден русских рыцарей», основанный М.Ф. Орловым и М.Д. Дмитриевым-Мамоновым. Эти организации фактически не предпринимали активных действий, но имели большое значение, так как в них формировались идеи и взгляды будущих руководителей движения.
Тайное общество декабристов родилось в 1816г. в Петербурге. Его первым названием было «Союз Спасения». Россию надо было спасать, она стояла на краю пропасти – так думали члены возникшего общества. Это была первая собственно декабристская организация. Его основателем стал полковник Гвардейского Генерального штаба А. Муравьев. В шестерку основателей союза вошли князь С. Трубецкой, братья Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Н. Муравьев и И. Якушкин. Позднее в общество вошли поручик кавалергардского полка П. Пестель, князь Е. Оболенский, И. Пущин. Всего в составе союза числилось 30 офицеров. Когда общество оформилось и разработало свой устав, оно получило название «Общества истинных и верных сынов Отечества». Само название говорило о желании отмежеваться от «патриотов» другого сорта – не истинных и не верных.
Первое время целью тайного общества было только освобождение крестьян от крепостной зависимости. Но очень скоро к этой цели присоединилась и вторая: борьба с самодержавием и абсолютизмом. На первом этапе она вылилась в требование конституционной монархии.
«Союз Спасения» это первая русская политическая организация, имевшая революционную программу и устав – «Статут». Устав первого общества декабристов не дошел до нас: сами декабристы сожгли его, когда в 1818 г. преобразовали свое общество. Торжественное введение объясняло общую цель тайного общества – «подвизаться» на пользу общую всеми силами во имя блага Родины. Для этого надо было бороться за ликвидацию крепостного права и самодержавия: вместо самодержавия необходимо было ввести представительную форму правления в виде конституционной монархии. Члены нового тайного общества, считали, что необходимо «принудить» царское правительство согласиться на представительное правление. Удобнее это сделать в момент смены императоров на престоле. Члены общества обязались «не прежде принести присягу новому императору», как удостоверившись, что в России самодержавная власть будет ограничена народным представительством. Устав обязывал, насколько возможно, умножать число членов общества, добиваться того, чтобы члены тайного общества заняли важные посты в государстве – как по военной, так и по гражданской линии; вместе с тем устав обязывал членов общества бороться за отстранение иностранцев от влияния в государстве. К «статуту» были приложены тексты торжественных клятв по масонскому образцу.
Члены Союза требовали ликвидации военных поселений. Однако никто из них не ставил вопрос о ликвидации монархии как формы правления в России. Напротив, члены «Союза Спасения» были убежденными монархистами, верили, что царь, в конце концов, сумеет ввести конституцию в России. Ему в этом надо лишь помочь.
Ужасы народной революции пугали дворян-революционеров, поэтому, надо действовать для народа, но без народа, не через народ, думали они. Основные цели борьбы были, в общем, ясны: ликвидировать крепостное право и самодержавие, ввести конституцию, представительное правление. Но средства и способы добиться этого были туманны. Было решено требовать конституцию в момент смены императоров на престоле. Однако как обеспечить выполнение своих требований? Это оставалось неясным.
Вынашивались и мысли о цареубийстве (эта мысль возникла в 1817 г. после того как стало известно о жестоком подавлении правительственными войсками восстания новгородских военных поселян). Споры относительно идеи цареубийства, осознание крайней ограниченности сил привели в 1818 г. к самороспуску «Союза Спасения».
Отказ правительства от реформистских замыслов и переход к реакции во внешней и внутренней политике заставил декабристов изменить тактику. В 1818 г. преемственно с «Союзом Спасения» образовалось тайное общество под названием «Союз благоденствия», которое было более широким по составу. Это была строго централизованная организация с четкой структурой, которая предполагала безусловную дисциплину, полную конспиративность всех её членов. Её состав по –прежнему оставался преимущественно дворянским. Организаторами и руководителями стали А. Н.и Н.М. Муравьевы, С.И. и М.И. Муравьевы – Апостолы, П.И. Пестель, И.Д. Якунин, М.С. Лунин и др. Для овладения общественным мнением «Союз благоденствия» должен был, по планам декабристов, создать целую сеть тайных и явных (легальных) организаций и руководить ими. Местные организации «Союза благоденствия» появились в Петербурге, Москве, Тамбове, Нижнем Новгороде. Было запроектировано создание повсюду литературных, научных, педагогических, хозяйственных обществ, женских организаций и кружков молодежи. Предполагалось издание журнала «Россиянин XIX века». Согласно новому уставу в тайное общество должны были приниматься не только дворяне, но и купцы, мещане, духовные лица и свободные крестьяне. Предполагалось в течение двадцати лет будет готовиться общественное мнение и примерно около 1840 г. произойдет революция.
Программа и устав союза назывались «Зеленая книга». Заговорщическая тактика и конспиративность руководителей вызвали разработку двух частей программы. Первая, связанная с легальными формами деятельности, была предназначена для всех членов общества. Вторая часть, где говорилось о необходимости свержения самодержавия, ликвидации крепостничества, введения конституционного правления и, главное, об осуществлении этих требований насильственными средствами, была известна особо посвященным. «Зеленая книга» предлагала членам заступаться за крепостного крестьянина пред помещиком, призывать последнего не торговать людьми, бороться за справедливость в судах и учреждениях, чтобы не было зла народу, содействовать развитию торговли, промышленности и сельского хозяйства.
Члены «Союза благоденствия» открыто протестовали против крепостного права, возмущались Аракчеевым, военными поселениями, защищали передовую науку своего времени, предавали позору жестоких помещиков, освобождали от неволи талантливых самоучек и т.д. В голодный 1820 г. «Союз благоденствия» оказал посильную помощь голодающим в Смоленской губернии и накормил тысячи людей. Это вызвало большое беспокойство у Александра I. Однако, члены союза по – прежнему не принимали революционных методов действий и полагались в основном на средства пропаганды, сочетание тайной организации с легальными действиями и пр.
«Союз благоденствия» числено быстро рос и имел к 1921 г. до 200 членов, и, кроме того, вокруг него имелись «побочные управы» , организации в той или иной степени идейно связанные с «Союзом». Таковы «Зеленая лампа», литературное общество, активным членом которого был и Пушкин А.С., «Вольное общество любителей русской словесности», «Общество для распространения ланкастерских училищ» и другие, существовавшие легально. Особенно стремились члены «Союза благоденствия» привлечь к себе молодежь, оторвать её от старого лагеря; они понимали, что надо противодействовать «староверству закоснелого дворянства» и иметь возможность воздействовать на «мнение молодежи».
Несмотря на определенный успех «Союза благоденствия» в нем начали нарастать противоречия между сторонниками умеренных и радикальных взглядов. Сторонники радикальных взглядов, выступая за решительные меры, ссылались на пример революций начала 1820-х гг. в странах Южной Европы, доказывали невозможность продолжения мирной пропаганды в условиях нарастания правительственной реакции. Кроме того, стало известно, что правительство готовится начать преследование движения. Все это побудило сторонников решительных мер объявить в 1821 г. о роспуске «Союза благоденствия» и создать на его основе две революционные организации – Северное и Южное общества. Принимая такой шаг, руководство общества намеревалось избавиться от предателей и шпионов, которое как оно не без оснований полагало, могли проникнуть в организацию.
Вывод. «Союз спасения» и «Союз благоденствия» были деятельными организациями и немало сделали за годы своей работы. Но все, что они сделали, в сущности, не приблизило их к цели. Основной задачей бала отмена крепостного права, ликвидация самодержавно-крепостного строя, введение законно-свободного представительного правления. Члены союзов не принимали революционных методов действий и полагались в основном на средства пропаганды. Важно отметить, что никто из членов обществ не ставил вопрос о ликвидации монархии как формы правления в России, все они были убежденными монархистами.

3. ЮЖНОЕ И СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО: ЦЕЛИ,
ПРОГРАММЫ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Новый период декабристского движения связан с созданием двух тайных обществ: Южного и Северного. Возникшая на базе Тульчинской управы «Союза благоденствия» тайная организация стала именоваться с 1821 г. Южным обществом, во главе которого стоял полковник П. Пестель. В 1822 г. возникло Северное общество с центром в Петербурге, во главе которого стояли Н.И. Муравьев, Е.Н. Оболенский, С.П. Трубецкой и другие члены «Союза спасения» и «Союза благоденствия», жившие в Петербурге.
На первых порах, программы действий у «южан» и «северян» были различными. Северное общество, так же как и южное, осознавали себя единой организацией и поддерживали друг с другом тесные контакты. К моменту образования Северного и Южного общества ведущим тактическим лозунгом декабристов стала идея «военной революции» - переворот силами армии без участия народных масс. Ряд факторов повлиял на выбор подобной тактики. Многих декабристов вдохновил пример испанской революции 1820 г., совершенной сравнительно быстро и организованно под руководством офицеров – членов тайных обществ, а также пример российских дворцовых переворотов XYIII в., в которых активное участие принимали гвардейские полки. Декабристы опасались перспективы повторения «пугачевщины», неизбежной при втягивании в политическую борьбу огромных масс озлобленного крепостным правом крестьянства.
Как уже было отмечено, на первых порах программы действий у «южан» и «северян» были различными. Южное общество, представленное радикально настроенным Пестелем, а также высланными на Юг бывшими офицерами Семеновского полка, стояло на более революционных, решительных позициях. Руководители Северного общества, напротив, исповедовали конституционные, умеренные взгляды.
Это нашло яркое отражение в программных документах обоих обществ.

3.1. Основные программные положения «Русской правды»

Большое значение в Южном обществе имела деятельность Пестеля. П.И. Пестель – яркая, талантливая во всех отношениях фигура среди декабристов. Широко образованный, с большим умом, он отличался непреклонной волей и выделялся как опытный организатор и сильный теоретик. Пестель по поручению организации изложил революционные идеи общества в своей «Русской правде», которая и стала её программой. Он годами трудился над проектом своей конституции. Конституционный проект Пестеля не только многократно обсуждался на заседаниях и съездах руководителей Южного общества, но и к самой работе над текстом проекта привлекались отдельные члены общества.
Пестель был сторонником диктатуры Временного верховного правления во время революции, считал диктатуру решающим условием успеха. По мысли Пестеля после Временного революционного переворота власть должна перейти в руки временного революционного правительства и представлять собой беспощадную революционную диктатуру. С позиции диктатуры, централизма, репрессий по отношению к противникам мыслил Пестель будущее переустройство России. Диктатура, по его представлениям, должна была длиться 10-15 лет. В число мер, направленных на достижение будущего общего блага, справедливости, всеобщего равенства, он предусматривал цареубийство, истребление всей царской семьи, включая детей. Таким образом, Пестель решительно отвергал возможность сохранения в России монархии.
Основные программные положения «Русской правды» были: - ликвидация в стране монархии;- учреждение республики; - упразднение крепостничества и сословного строя; - превращение России а единое унитарное государство – без учета национальных особенностей её регионов; -равенство всех граждан России перед законом; - решение «еврейского вопроса». В России устанавливалась республика в следующей схеме государственных органов:
Верховный совет Народное вече
(из 120 членов – бояр, избираемых пожиз- (однопалатное)- высший законода-
ненно) - орган наблюдательный в отноше- тельный орган, избираемый на 5
нии Вече и Думы с точки зрения формаль- лет.
ной законности их действий Державная дума - высшая исполни-
тельная власть (из 5 членов)
Таким образом, законодательной властью обладал однопалатный парламент, а исполнительной – «Державная дума». Ежегодно один из членов «Державной думы» становился президентом республики (занимающий этот пост в течении одного года). Пестель провозгласил принцип всеобщего избирательного права. Избирательное право, согласно «Русской правде» предоставлялось всем гражданам России, достигшим 20-летнего возраста. В соответствии с идеями Пестеля в России должна была быть учреждена парламентская республика с президентской формой правления. Это был один из наиболее прогрессивных политических проектов государственного устройства того времени.
Пестель был врагом всякого федеративного устройства и сторонником единой и нераздельной республики с сильной центральной властью. Республика делилась на губернии или области, которые в свою очередь делились на уезды, а уезды – на волости. Ежегодно в каждой волости должно было собираться собрание, которое выбирало своих депутатов в различные местные органы власти. Окружные наместные собрания выбирали представителей в высший законодательный орган власти – Народное вече.
Столицей Российской республики по «Русской правде» должен был стать Нижний Новгород.
Проект Пестеля провозглашал коренное уничтожение крепостного права. Он объявлял, что «крепостное право дело постыдное, противное человечеству», рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми». Пестель чрезвычайно высоко ценил личную свободу человека. «Личная свобода,- говорится в «Русской правде»,- есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священная обязанность каждого правительства. На ней основано все сооружение государственного здания, и без неё нет ни спокойствия, ни благоденствия».
Освобождение крестьян без земли, т.е. предоставление им только личной свободы, Пестель считал неприемлемым. Пестель стоял за освобождение крестьян с землей. Его аграрный проект подробно разработан в «Русской правде». Вся обрабатываемая земля в каждой волости по проекту Пестеля должна делиться на две части: первая часть является общественной собственностью, вторая часть земли является частной собственностью. Земля из общественного фонда не подлежала продаже и залогу. Половина земельного фонда страны, по проекту Пестеля, оставалась в частной собственности. Она могла покупаться, продаваться и закладываться. Владение этой землей должно было обеспечить рентабельность и товарность хозяйства. Каждый гражданин будущей республики обязательно должен быть приписан к одной из волостей и имеет право в любое время безвозмездно получить причитающийся ему земельный надел и обрабатывать его.
Для осуществления своего аграрного проекта Пестель считал необходимым отчуждение помещичьей земли при частичной её конфискации. Имело место отчуждение земли за вознаграждение, имело место и безвозмездное отчуждение, конфискация (если дворянское имение имело 10 тысяч десятин и более- то половина земли отбиралась у него без всякого возмездия; если же дворянское имение имело меньше 10 тысяч десятин – то тогда половина земли у него тоже отбиралась, но за неё давалось возмездие). Таким образом, помещичье землевладение все же частично сохранялось. Беспощадно сметая устои феодально-крепостнического общества, стремясь глубоко преобразовать государство на
______________________________ ___
1. Нечкина М.В. Декабристы.- М: 1982 .- с. 78

буржуазный лад, Пестель, тем не менее, не решался отстаивать лозунг передачи всей земли крестьянам. Такой путь аграрной реформы должен был
и т.д.................

В первой половине XIX века государство и общество в России в том же состоянии, что и ранее, государственные основания не менялись. На этот период дворянство все так же является не доминирующей, очень небольшой частью населения. При этом оно занимает господствующую, привилегированную позицию. Помещики на данный момент не несут никакой службы, не имеют обязанностей по отношению к государству. В результате они становятся потребительским классом, их функции практически полностью заключаются в рабовладении. Дворяне идут работать в канцелярии, пополняя собой бюрократический аппарат Российской империи. Реформ в этот период практически не предпринималось, даже то, что делалось правительством, было заслонено фактом существования в России крепостного права.

“Целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн душ обоего пола, – писал В.О. Ключевский в своем “Курсе русской истории”, – целая половина этого населения зависела не от закона, а от личного произвола владельца... Крепостное русское село превращалось в негритянскую североамериканскую плантацию времен дяди Тома” .

Такое положение вызывало столкновение двух идеологий: либеральной и консервативной. В результате возникают различные тайные общества, апофеозом же данного движения становится выступление декабристов.

Сегодня становится важным изучение этого первого в России факта социального и политического протеста, возникшего со стороны верхушки общества, актуальность исследований в этом направлении не вызывает сомнения.

Цель нашей работы – рассмотреть планы государственных преобразований декабристов.

Эта цель реализуется в решении следующих задач:

Рассмотреть причины возникновения движения декабристов;

Описать общие для различных групп декабристов взгляды на будущие необходимые государственные преобразования;

Проанализировать отдельно пути государственных преобразований в «Конституции» Н.М. Муравьева и в «Русской правде» П.П. Пестеля.

Объективные причины возникновения движения декабристов были вызваны началом формирования в недрах феодального общества капиталистического уклада. С начала XIX в. слабо, но начинают проявляться сковывающие развитие страны рамки крепостничества и самодержавия.

Однако главным фактором возникновения движения стал субъективный. Большую роль в формировании идеологии декабристов сыграли Отечественная война 1812 года и заграничные походы русской армии. Война сблизила передовое дворянское офицерство с простым солдатом, с крестьянином-ополченцем, вызывала сочувствие к бедам и нуждам простого народа. Заграничные походы познакомили их участников с передовыми европейскими течениями общественной мысли, с жизнью людей на Западе. Сравнение уровня и образа жизни населения в Европе и России, европейских и российских порядков было далеко не в пользу последних. Размышления над причинами такого положения привели будущих участников тайных организаций к выводам о том, что для улучшения жизни в России стране требуется привнесение в нее западноевропейского общественного устройства. Влияние на настроение передовой молодежи оказали и революции в Неаполе (1820-1821), Пьемонте (1821), Испании (1820-1823). Главные цели декабристов, свелись к уничтожению крепостного права и самодержавия.

Первые тайные общества в стране возникли в среде офицерства. К ним относились основанные в 1814 году «Священная артель», во главе с А.Н. Муравьевым, «Орден русских рыцарей» во главе с М.Ф. Орловым и др. В них рассматривались планы преобразований в России.

Первой организацией декабристов считается созданный в 1816 году «Союз спасения» или «Общество истинных и верных сынов Отечества». Численный состав организации составлял 30 человек. В ней рассматривались различные способы ликвидации крепостного права и самодержавия, вплоть до цареубийства.

Цель данной организации – освобождение крестьян от крепостного права и достижение в России конституционного правления. Через два года общество самораспустилось и на его основе был создан «Союз благоденствия» (1818-1820). Он насчитывал в своем составе более 200 человек. Члены союза ставили своей задачей привлечение на свою сторону общественного мнения, которое, по их мнению, и правило миром. Многочисленный и пестрый состав участников общества, не позволял его радикально настроенным членам надеяться на эффективность деятельности «Союза благоденствия». В результате он был распущен и на его основе возникли Северное (Петербург) и Южное (Украина) тайные общества. И Южное, и Северное общества собирались изменить строй в России, с целью чего и подготавливали планы-проекты по переустройству государства.


2.Общие цели Северного и Южного обществ

Северное (Петербург) и Южное (Украина) тайные общества имели следующие общие цели :

1) уничтожение крепостного права;

2) уничтожение самодержавия; построение в России республики или конституционной монархии, при этом предполагалось создание и развитие представительных учреждений, необходимых для достижения этой цели;

3) законодательное закрепление равенства перед законом всех сословий общества, упразднение дворянства;

4) для достижения вышеобозначенных целей предполагалось проведение «военной революции». Решающей силой здесь были офицеры, которые должны были, используя военную силу, вынудить правительство уйти в отставку.

Подобный план действий возник у членов тайных обществ прежде всего в результате влияния успешных военных революций в других странах (например, в Испании).

Хотя во многом деятели Южного и Северного обществ были солидарны, но на фоне общих целей имелись и некоторые разногласия, которые касались прежде всего некоторых задач и способов решения этих задач. Имеющиеся разногласия касались вопросов:

1) о земле;

2) о политических правах;

3) о форме правления;

4) о форме государственного единства будущей России;

5) о способах преобразования государственного и общественного строя.

В Южном обществе его руководитель Павел Пестель разработал «Русскую Правду», в Северном Никита Муравьев - «Конституцию». Оба документа предполагали ликвидацию самодержавия и отмену крепостного права.

Рассмотрим эти документы с точки зрения содержащихся в них планов государственных преобразований.

Проекты Конституции составил Никита Михайлович Муравьев (1795-1843 гг.). Первые два проекта сохранились в бумагах членов общества, третий был написан Н.М. Муравьевым в каземате крепости по указанию следственного комитета .

В общем «Конституция» рассматривала будущую Россию как конституционную монархию с федеративным устройством, предусматривала сохранение помещичьего землевладения, наделение крестьян небольшим участком земли. Принятие «Конституции» предполагалось Учредительным собранием.

Существовало несколько проектов Конституции. Планы государственных преобразований менялись в этих проектах.

Так, в первом варианте проекта отмечалось: «Земли помещиков остаются за ними» . Предусматривалось здесь даже возмещение убытков, которые могли быть причинены переселением людей из одного места в другое.

В третьем по счету проекте утверждалось уже совсем другое: «Помещичьи крестьяне получают в свою собственность дворы, в которых они живут, скот и земледельческие орудия, в оных находящиеся, и по две десятины земли на каждый двор, для оседлости их» .

В проектах Н.М. Муравьева оговаривалось, что наделение политическими правами связано с величиной имущественного ценза. Здесь для Н.М. Муравьева существовала прямая зависимость .

На совещании 1820 года Н.М. Муравьев согласился с Пестелем в том, что необходима республика. Однако уже в 1821 году он изменил свое мнение и признал преимущества монархии, которую, по его мысли, необходимо строить на разделении властей.

По конституции Н.М. Муравьева, законодательная власть должна была осуществляться Народным Вечем. Народное Вече подразделялось на Верховную Думу и Палату представителей.

Верховная исполнительная власть в государстве должна принадлежать государю императору: «Император есть верховный чиновник российского правительства» . Император приносит присягу перед Народным Вечем, причем частью присяги является клятва сохранять и защищать конституционный устав России. Несмотря на достаточный объем прав императора, его деятельность, а также и деятельность чиновников исполнительной власти подлежит контролю и оценке Народного Веча.

Высшим органом судебной власти является «Верховное судилище». В проекте предусматривались также системы судов, которые состояли их областных, уездных заседаний с участием присяжных.

Республика допускалась Н.М. Муравьевым лишь в том случае, если не найдется достаточно значительной и авторитетной династии, согласной занять престол на изложенных условиях. Необходимость для России именно монархического правления Н.М. Муравьев аргументировал прежде всего большими территориями государства, которые невозможно охранять без сильной единоличной власти.

Н.М. Муравьев отмечал также, что эта сила власти может столкнуться с началами свободы, здесь могут возникнуть противоречия. Для согласования начал власти и начал свободы необходим повышенный контроль представительных учреждений за действиями аппарата исполнительной власти.

В связи с этим «Конституции» говорится: “Всякий чиновник исполнительной власти отвечает за каждое свое действие, никто не может оправдываться полученным приказанием... и всякий исполнитель противозаконного веления будет наказан так, как и подписавший веление. Император не подлежит суждений (если же сам император лично учинит какое-либо преступление, за которое никто другой не подлежит ответственности, то сие приписывается нравственному недугу Народным Вечем, которое, в таком случае, учреждает регентство посредством особого закона)” .

Будущая Россия представлялась Н.М. Муравьеву и его сторонникам федерацией, которая будет состоять из нескольких держав и областей или только из областей (по первому проекту – 14 держав и 2 области, по второму – 13 держав и 2 области, по третьему проекту – 15 областей). Державы и области группируются по территориальному принципу (Балтийская, Заволжская, Западная, Черноморская, Ленская и др.). В каждой из держав избиралось двухпалатное «законодательное» (правительствующее – по второму проекту) собрание; исполнительную власть осуществлял «Державный правитель», избранный Народным Вечем и утвержденный императором. Верховная Дума (в составе Народного Веча) избиралась собраниями держав.

Н.М. Муравьев полагал, что военная революция произойдет в столицах и других частях страны, где имеются вооруженные силы, руководимые офицерами – членами тайных обществ. Сенат будет принужден к опубликованию Манифеста об отмене крепостного права, о равенстве всех перед законом, о свободе печати и других свободах и правах; предполагалось избрание выборных представителей народных, которые учредят на будущее порядок правления и государственное законоположение.

Еще более радикально те же проблемы решал Павел Иванович Пестель (1793–1826 гг.). Им написана «Русская Правда» – программный документ Южного общества. По своим философским взглядам П.И. Пестель был материалистом и атеистом.

По «Русской правде» Россия должна была стать республикой с унитарным государственным устройством, предполагалось наделение крестьян землей. Введение в действие «Русской правды» предполагалось революционным правительством, обладающим диктаторской властью.

Земля по естественному праву является достоянием всех людей, а следовательно, каждый человек должен иметь в ней свою долю, так как земля – главный источник «пропитания человечества». Но согласно современным положительным законам установлена частная собственность, и право собственности так глубоко укоренилось в сознании людей, что полностью сломать его невозможно, тем не менее необходимо найти пути объединения этих двух тенденций и разрешения противоречия между ними. План П.И. Пестеля состоит не в ликвидации собственности на землю, а в превращении всех россиян в собственников.

Всю землю он предполагает разделить на две части: волостную (общественную) и частную. «Первая представляет собственность общественную, вторая – собственность частную». Волостная земля неприкосновенна, и она, в свою очередь, разделяется на участки, которые раздаются членам волости. Таким образом, все россияне становятся помещиками. В случае переселения какого-либо крестьянина в другие места земля поступает в распоряжение волости и в обороте не участвует. При возвращении бывшего члена волости в деревню ему из волостного фонда выдается необходимое для пропитания количество земли. Право частной собственности названо П.И. Пестелем «священным и неприкосновенным». Он считал, что в силу природного неравенства людей в способностях и физической силе в обществе сохранится и деление на бедных и богатых, но тем не менее каждый «россиянин будет совершенно в необходимом обеспечен и не попадет ни в чью зависимость».

Переход «из нынешнего состояния» к будущим порядкам предполагается постепенный. Земля у помещиков выкупается оброком или работой, с оставлением в частных руках не более чем по десяти тысяч десятин на хозяйство, причем с оплатой только половины изъятой земли, остальное экспроприируется безвозмездно. Вначале новые порядки вводятся только на казенных землях, а затем разрабатывается постепенный и последовательный план перехода всех земель в этот правовой режим.

Аграрный проект П.И. Пестеля основан на том, чтобы, освободив крестьян, улучшить их положение, «а не мнимую свободу им даровать» . Для достижения этой цели земли каждой волости предполагалось поделить на две части, одна из этих частей будет являться общественной собственностью, другая – частной собственностью. Общественные, или волостные, земли предоставляются в пользование всем гражданам, их не изымают у них; эти земли не могут продаваться или закладываться.

Каждый россиянин имеет право получить в своей волости участок земли, достаточный для пропитания одного тягла (муж с женою и тремя детьми). Земли частные свободно продаются и покупаются; они «будут служить и доставлению изобилия» . Цель аграрного проекта – обеспечить каждому россиянину прожиточный минимум, защищающий его от нищеты и от произвола «аристокрации богатств».

Одним из первых отечественных мыслителей П.П. Пестель отразил в теории новые общественные противоречия, складывающиеся в развитых странах Запада: «Отличительная черта нынешнего столетия, – писал он, – ознаменовывается явною борьбою между народами и феодальною аристокрацией, во время коей начинает возникать аристокрация богатств, гораздо вреднейшая аристокрации феодальной» . Возникновение в России «аристокрации богатств» неизбежно, поскольку в гражданском обществе будут обеспечены собственность, свобода промыслов, частная инициатива и конкуренция. Именно поэтому, считал Пестель, следует принять особые меры против всевластия богатых и обнищания масс.

Пестель выступал против имущественного ценза: «Богатые всегда будут существовать, и это очень хорошо, но не надобно присоединять к богатству еще другие политические права и преимущества». По «Русской Правде» все русские, достигшие 20 лет, имеют всю полноту гражданских и политических прав.

Пестель был сторонником республики. По его проекту верховную законодательную власть в России будет осуществлять Народное Вече, избираемое на пять лет (каждый год обновляется 1/5 часть его). Заветные (конституционные) законы «обнародуются и на суждение всей России предлагаются».

Верховная исполнительная власть поручается Державной Думе, состоящей из пяти человек, выбранных народом (затем – один ежегодно избирается Народным Вечем из кандидатов, предложенных губерниями). Под ведомством и начальством Державной Думы состоят все министерства (приказы). Верховный Собор должен проверять законность всех мер, принимаемых государственными учреждениями.

В отличие от Н.М. Муравьева, П.П. Пестель являлся сторонником единого русского централизованного государства. В России же он считал федерацию особенно пагубной и вредной, так как Россия – страна, где множество племен и народов, языков и вер. В будущей России, полагал П.П. Пестель, все эти племена и народности обрусеют: «Все различные племена, составляющие Российское государство, признаются русскими и, слагая различные свои названия, составляют один народ русский» .

Для осуществления “Русской Правды” предполагалось установление Временного Верховного правления на срок не менее 10 лет. Временное правительство из пяти директоров при опоре на тайные общества и воинские части должно провести размежевание общественных (волостных) и частных земель, предупредить и подавить возможные волнения и беспорядки.

В «Русской правде» говорится: «Рабство должно быть решительно уничтожено и дворянство должно непременно отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми» .

В итоге разногласия Северного и Южного обществ помешали их объединению. «Южная и Северная думы приняли два различных направления: первая положила себе целью демократический переворот, вторая – монархически-конституционный, – писал впоследствии один из декабристов. – Несмотря на это разногласие целей и средств, обе думы, не действующие совокупно, не прекращали сношений между собою. Двигателем по Южной думе был Пестель, по Северной – Никита Муравьев» .

Результатом деятельности тайных обществ становится восстание на Сенатской площади Санкт-Петербурга 14 декабря 1825 года. Революционный переворот планировался на лето 1826 г. Однако, неожиданная смерть Александра I внесла коррективы в их планы. Пользуясь возникшим междуцарствием, 14 декабря 1825 г. члены Северного общества обманом вывели войска (около 3-х тыс. человек) на Сенатскую площадь Петербурга. Плохая подготовка восстания, разногласия среди руководителей, в частности, отсутствие назначенного «диктатора» С.П. Трубецкого, обрекли восстание на поражение. К вечеру оно было подавлено. Выступление в Петербурге пытались поддержать лидеры Южного общества. Они подняли восстание Черниговского полка, которое также закончилось неудачей.

Декабристы были арестованы и судимы. Пятеро из них были казнены. Остальные были сосланы на каторгу и на поселение в Сибирь.

Главной причиной поражения движения декабристов неготовность российского общества к серьезным либеральным преобразованиям.

В советское время движение декабристов оценивалось однозначно положительно: они воспринимались как передовые люди, впервые начавшие борьбу за свободу трудового народа. Однако поражение их движения объяснялось незрелостью общества, недостаточной организованностью и т.п.

На сегодняшний день в исторической литературе существует множество оценок движения: от выступления предателей, посягнувших на священные устои русского государственного строя до «первенцев свободы», героев, положивших начало революционному освободительному движению в стране. Такой разброс мнений связан, прежде всего, с изменившейся политической ориентацией России и обращению к монархии как истокам русского общества.

1. История политических и правовых учений: Учебник [Текст] / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997. – 420 с.

2. Муравьев, Н.М. Конституция [Электронный ресурс] // Материалы к истории движения декабристов.

3. Пестель, П.П. Русская правда [Электронный ресурс] // Материалы к истории движения декабристов.

4. Семенова, А.В. Временное революционное правительство в планах декабристов [Текст]. - М.: Мысль, 1982. – 206 с.

1. Декабристы - революционное движение в России 20-х гг. XIX в., ставившее своей целью проведение революционным путем масштабных реформ Российского государства и отмену крепостного права. Особенностью движения декабристов было то, что впервые носителем революционных идей стал класс дворянства. Движение декабристов зародилось во второй половине второго десятилетия XIX в. Главными предпосылками возникновения движения было распространение прогрессивных и патриотических взглядов среди дворянства в результате победы в Отечественной войне 1812 г. и более близкого знакомства с жизнью Европы.

2. В своей эволюции организации декабристов прошли следующие этапы:

1816 г. - образование в Санкт-Петербурге первого тайного общества дворян «Союз спасения» (П.И. Пестель, М.И. Муравьев-Апостол, СП. Трубецкой и др. всего 28 человек);

1818 г. - преобразование «Союз спасения» в «Союз благоденствия», в который вошли более 200 человек;

1820 г. - ликвидация «Союза благоденствия» связи с внутренними противоречиями (желанием большинства действовать исключительно мирным путем), а также угрозой раскрытия организации;

Начало 1825 г. - создание Северного (Санкт-Петербург) и Южного (Украина) обществ декабристов.

3. Основными программными документами Северного и Южного обществ были:

Конституция Муравьева;

- «Русская правда» Пестеля.

Конституция Муравьева - главный программный документ Северного (Санкт-Петербургского) общества, ведущую роль в составлении которого сыграл лидер общества Муравьев. Конституция Муравьева имела двойственную природу:

с одной стороны, содержала ряд революционных идей; с другой - имела умеренно-монархический характер. Согласно Конституции:

В России сохранялась конституционная монархия, в которой власть императора существенно ограничивалась законом;

Император становился символом государства и почти не имел реальной власти;

Учреждался парламент - двухпалатное Народное вече;

Крепостное право отменялось, но сохраняюсь помещичье землевладение (крестьяне должны были выкупать землю).

«Русская правда» - конституционный проект лидера Южного общества Пестеля, был более радикальным. Согласно «Русской правде»:

В России полностью ликвидировалась монархия, устанавливалась президентская форма правления;

Учреждался парламент - Народное вече;

Правительство - Державная дума, состоящее из 5 человек;

Предусматривался Верховный собор - орган из 120 человек, призванный следить за законностью в стране;

Крепостное право и крупное помещичье землевладение ликвидировались;

Крестьяне получали свободу вместе с землей.

4. Восстание, в ходе которого дворянские революционеры собирались убить царя и взять власть в свои руки, намечалось на лето 1826 г. Однако ряд обстоятельств вынудил восставших выступить на полгода раньше:

19 ноября 1825 г. неожиданно умер император Александр I и Россия почти на месяц осталась без императора;

Возникли проблемы с престолонаследием - согласно указу Павла I бездетному Александру I должен был наследовать его следующий по возрасту брат Константин и армия первоначально присягнула на верность ему, но Константин отказался от престола. Новым наследником должен был стать его младший брат Николай, присяга на верность которому была назначена на 14 декабря 1825 г. Именно этот день - 14 декабря 1825 г., давший название самому движению, был выбран в качестве даты восстания. Восстание проходило следующим образом:

утром на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге вышли части Московского полка, руководимые членом Северного общества М.П. Бестужевым-Рюминым;

По замыслу восставших на площадь должны были выйти и другие силы восставших, после чего руководители декабристов планировали войти в здание Сената и предъявить сенаторам Манифест о свержении самодержавия;

Вопреки ожиданиям восставших значительная часть планировавших выступить частей на площадь не вышла, также не явился руководитель восстания С. Трубецкой - планы восставших были нарушены;

В это время сенаторы присягнули на верность новому императору Николаю I, и к восставшим вышел генерал-губернатор Санкт-Петербурга М. Милорадович с призывом разойтись;

М. Милорадович был убит декабристом П. Каховским, после чего мирный путь развития восстания был исчерпан;

Вскоре к площади подошли верные правительству войска и открыли огонь по восставшим;

Восставшие были вынуждены разойтись и восстание в Санкт-Петербурге было подавлено.

5. Поражение восстания вызвало волну репрессий со стороны властей:

Около 600 человек были привлечены к ответственности;

131 человек был признан виновным и осужден, в основном - к ссылке в Сибирь;

Пять человек - лидеры декабристов (П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин и П. Каховский) - были казнены.

Главные причины поражения восстания декабристов:

Отсутствие глубоких корней в народе;

Малочисленность восставших;

Слабая организация восстания, противоречия внутри декабристов, нежелание части восставших идти до конца.

6. Восстание декабристов 1825 г. имело двойственные последствия:

Положило начало революционному движению XIX в.;

Дало повод властям ужесточить репрессии, которые продолжались на протяжении всего 30-летнего царствования Николая I.

20. Внутренняя политика Николая I – поворот к политическому консерватизму. Социальные и экономические реформы.

Николай I правил в России в 1825–1855 гг. Главной своей задачей он считал укрепление власти дворян с опорой на армию и бюрократический аппарат. Создается II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярия. По приказу царя предпринята систематизация всех существующих в России законов. Эта работа была поручена М. М. Сперанскому. В 1832 г. было издано Полное собрание законов Российской империи, в 1833 г. был выпущен Свод действующих законов Российской империи. В 1826 г. учреждается III отделение канцелярии во главе с графом А. Х. Бенкендорфом. Кроме полиции был введен корпус жандармов – фактически политическая полиция.

В 1837–1842 гг. был проведен ряд преобразований в области крестьянского вопроса. По проекту министра государственных имуществ П. Д. Киселева осуществилась реформа государственных крестьян. Этой категории крестьян давалось частичное самоуправление, пересматривался порядок наделения крестьян землей и обложения податями. Были открыты школы и больницы. По указу об «обязанных крестьянах» (1842) помещики могли давать крестьянам личную свободу, а за пользование землей последние обязывались выполнять определенные договором повинности.

Министр финансов Е. Ф. Канкрин в 1839–1841 гг. провел финансовую реформу, введя в основу денежного обращения серебряный рубль и установив обязательный курс ассигнаций, чем укрепил финансовое положение страны.

В 30 х гг. ХIХ в. начинается промышленный переворот, т. е. переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры – к фабрике. Усилилась специализация регионов, увеличивалось городское население, развивался транспорт.

В 1837 г. была проложена первая железная дорога Петербург – Царское Село, в 1851 г. открыта Николаевская железная дорога Москва – Петербург.

Феодальный строй превратился в тормоз экономического развития. Барщинная система сельского хозяйства не отвечала требованиям времени, внедрялся наемный труд. Развитие страны требовало отмены крепостного права.

Важнейшим вопросом внутренней политики Николая I, становится крестьянский вопрос. Он считал, что надо всеми силами пытаться облегчить положения крестьян. За время его правления было выпущено множество законодательных актов, облегчающих жизнь крестьянства.

В условиях строжайшей секретности работали целых 11 комитетов, которые пытались продумать решения крестьянского вопроса. Император вернул к активной государственной деятельности Михаила Сперанского и поручил ему упорядочить законодательство Российской Империи.

Сперанский блестяще справился с заданием, подготовив «Полное собрание законов Российской Империи за 1648 -1826 годы» и «Свод законов Российской Империи». Больше всего историки критикуют Николая I за деятельность 3-его отделения Императорской канцелярии. Этот орган осуществлял надзирательную функцию. Российская империя делилась на жандармские округа, заведовали которыми генералы, имевшие в своем подчинение большой штат. Третье отделение занималось расследованием политических дел, пристально следило за цензурой, а так же за деятельностью чиновников различных рангов.

22.Внутренняя политика Николая I – поворот к политическому консерватизму. Социальные и экономические реформы.

Организации декабристов

Первые офицерские кружки образовались сразу после возвращения армии из Заграничного похода. Уже в 1814 г. генерал М.Ф. Орлов создал полулегальную организацию "Орден русских рыцарей". Орлов предполагал отменить крепостное право и ограничить самодержавную власть императора. Царь лишался права вести войну, изменять законы, вводить налоги без согласия Сената, включающего 200 представителей высшей знати, 400 провинциальных дворян и 400 депутатов от других сословий.

Тогда же возникла «Священная артель», возглавляемая офицерами Генерального штаба – братьями Николаем и Александром Муравьевыми. Артель не имела ни программы, ни устава, но в ней систематически велись беседы о желательности изменения существующего строя.

Самой крупной из преддекабристских организаций была артель Семеновского полка, в которую входили будущие лидеры декабристов: князь С.П. Трубецкой, Ф.П. Шаховской, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, И.Д. Якушкин и др. В 1815 г. Александр I, узнав о существовании этого общества, приказал распустить его.

Первое, собственно, декабристское общество возникло в феврале 1816 г. Оно называлось «Союзом спасения», а после принятия устава (1817 г.) – «Обществом истинных и верных сынов Отечества». Это была тайная, хорошо законспирированная организация, в состав которой входило около 30 человек. Основал «Союз спасения» А.Н. Муравьев, членами его являлись князь С.П. Трубецкой, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, М.С. Лунин, П.И. Пестель, И.И. Пущин, И.Д. Якушкин и др.

По своей структуре и организации «Союз» напоминал масонскую ложу (многие из декабристов были масонами). Единоначалие отсутствовало, но существовала строгая иерархия и дисциплина. Все члены общества делились на три категории (ступени): «боляре» (учредители), «мужи» (долго состоявшие в организации) и «братия» (вновь принятые). При вступлении в «Союз спасения» человек давал торжественную клятву верности. Как уже отмечалось, имелся устав общества – «статут». Основными целями организации считались отмена крепостного права и введение конституционного строя с народным представительством. Но круг обсуждаемых вопросов был шире: от установления контроля за деятельностью чиновников до борьбы с засильем иностранцев в государственном аппарате.

У общества не было четкой программы действий, и поэтому самой сложной проблемой оказался выбор методов борьбы. Здесь мнения расходились. Кто-то выступал за вооруженное восстание, многие склонялись к заговору, а некоторые (М.С. Лунин, И.Д. Якушкин) активно поддерживали идею цареубийства.

В конце 1817 г. «Союз истинных и верных сынов Отечества» исчерпал себя и был распущен, а на смену ему в январе 1818 г. пришел «Союз благоденствия» – вторая тайная декабристская организация.

С самого момента основания она отличалась большей открытостью (около 200 человек). Ее костяк составили бывшие члены «Союза спасения», но, разумеется, присутствовали и новые лица: князь С.Г. Волконский, П.Я. Чаадаев, Н.И. Тургенев и др.

Организацией руководила Коренная управа (Коренной союз) – 29 человек, избиравший из своих рядов Временный совет Коренного союза – 6 человек во главе с председателем Совета, полномочия которого продолжались два месяца. Каждый член Коренного союза организовывал вокруг себя ячейку тайного общества – побочную управу. Всего было создано 15 таких управ.

Устав «Союза благоденствия» назывался «Зеленой книгой» (по цвету переплета). В нем были зафиксированы основные программные задачи и методы борьбы. В отличие от «Союза спасения», новая организация делала особый акцент на создание общественной атмосферы, благоприятной для проведения революции. Каждый член «Союза благоденствия» обязан был всеми силами способствовать гуманизации общества, развитию просвещения, заниматься благотворительностью, честно и достойно выполнять свой служебный долг. Говорилось и о том, что «Союз» готов помогать правительству «к возведению России на степень величия и благоденствия». Разумеется, не забывали и о главной «сокровенной» задаче: отмене «унизительного крепостного рабства», а также «введении конституции и законно-свободного правления».

К 1820 г. в «Союзе благоденствия» обнаружились серьезные противоречия между сторонниками радикальных действий и теми, кто склонялся к умеренной просветительской деятельности. В январе 1820 г. П.И. Пестель выступил на заседании Коренной управы. Он отстаивал идею военного революционного переворота и доказывал преимущество республиканской формы правления. Большинство руководителей организации поддержали его.

Император прекрасно знал о существовании тайной революционной организации, но проявил свойственное ему в конце жизни равнодушие. «Не мне их судить», – сказал он.

Гораздо большее воздействие на Александра I оказало возмущение гвардейского Семеновского полка (октябрь 1820 г.). Солдаты отказались выполнять приказы и требовали заменить ненавистного командира-садиста полковника Е.Ф. Шварца. Дело дошло до того, что весь полк был посажен в Петропавловскую крепость! 2 ноября император издал указ о расформировании Семеновского полка, а его солдат и офицеров разослали по разным частям.

В январе 1821 г. съезд представителей управ принял решение о роспуске «Союза благоденствия». Таким способом, лидеры организации стремились избавиться от ненадежных людей и отвлечь от себя внимание правительства, напуганного «семеновской историей».

В марте 1821 г. вместо распущенного «Союза благоденствия» сформировались Южное (с центром в Тульчине) и Северное (с центром в Петербурге) тайные общества .

Южное общество

Во главе тульчинской Коренной управы (Директории) стояли П.И. Пестель (председатель) и А.П. Юшневский (блюститель). Командир Вятского пехотного полка, П.И. Пестель, сконцентрировал в своих руках все нити управления Южным обществом и обладал, по сути, диктаторской властью . Многие, кто знал этого человека, отмечали его мощный ум, эрудицию, дисциплинированность и … деспотичность, непомерное честолюбие, приверженность доктрине «цель оправдывает средства». Один из современников так говорил о Пестеле: «Особенно отличался он высоким лбом и длинными передними зубами. Умен и зубат!», а А.С. Пушкин писал просто: «Умный человек во всем смысле этого слова».

В соответствии с «Русской правдой» устанавливалась республика, верховную власть в которой получало временное революционное правительство, облеченное диктаторскими полномочиями. После установления твердого порядка вступал в действие принцип разделения властей.

Законодательные полномочия передавались избранному народом однопалатному парламенту – Народному вече.

Исполнительная власть осуществлялась правительством – Державной думой, а контрольно-судебные функции осуществлял Верховный собор. Первые два органа насчитывали 500 и 5 человек соответственно и избирались (Думу избирало Вече) на пятилетний срок, а третий состоял из 120 членов и избирался пожизненно.

Избирательное право получали все мужчины, достигшие двадцати лет. Уничтожались всякие сословные различия.

Гарантировались основные гражданские и политические права и свободы.

Столицей Российской республики должен был стать Нижний Новгород.

Не менее радикально Пестель решал и крестьянский вопрос. Крепостное право отменялось, безусловно. Все земли сельскохозяйственного назначения делились на две приблизительно равные части – общественный и частный фонды. Земли общественного фонда принадлежат волостной общине, находятся в пользовании крестьян и не подлежат отчуждению (продажа, заклад, обмен и т.д.). Любой человек, приписанный к волости, может получить достойный надел из общественной земли. Второй фонд предназначался «для изобилия», и поэтому владельцы частной земли вольны распоряжаться ею по своему усмотрению.

Северное общество

Альтернативный проект преобразований был разработан Н.М. Муравьевым – лидером Северного общества, которое окончательно оформилось только в 1822 г. Деятельностью этой организации руководила Дума: Н.М. Муравьев, М.С. Лунин, Н.И. Тургенев. Активное участие в работе Общества принимали также князь С.П. Трубецкой и князь Е.П. Оболенский (вскоре они вошли в состав Думы, заменив Лунина и Тургенева), а также И.И. Пущин, К.Ф. Рылеев (с 1823 г.) и др.

Программный документ, составленный М.Н. Муравьевым, получил название «Конституция». Лидер Северного общества предполагал, что после военного переворота в России должна быть установлена не республика, а конституционная монархия. При этом вводилось федеративное административно-территориальное деление (14 крупных автономий и две области). По мнению Муравьева, это обезопасит Россию от формирования деспотического режима.

Верховная законодательная власть в стране должна принадлежать двухпалатному парламенту – Народному вече. Депутаты обеих палат выбирались на шестилетний срок.

Высшие исполнительные полномочия сохранял за собой император, обладавший также правом «вето» на решения Народного вече.

Помимо того, создавалось Верховное судилище, причем суд должен быть гласным, бессословным, состязательным и с участием присяжных заседателей.

Сословное деление общества упразднялось, в выборах могли участвовать все мужчины, достигшие 21 года и прошедшие имущественный ценз.

«Конституция» М.Н. Муравьева провозглашала всех крестьян свободными и наделяла их соответствующими гражданскими правами. Однако помещичье землевладение сохранялось, а выдаваемый крестьянам надел (2 десятины) не мог стать основой благополучного хозяйства.

Также Н.М. Муравьев выступал за упразднение военных поселений, отмену рекрутчины и введение всеобщей воинской повинности.

Подводя итог анализу содержания обоих программных документов, важно подчеркнуть, что «Конституция» носила преимущественно либеральный, реформаторский характер и именно поэтому вряд ли была реализуема в российских условиях. Радикальный, революционный проект П.И. Пестеля, подразумевавший формирование диктаторского режима, более четко соответствовал духу русского народа, его истории и культуре. Вряд ли будет преувеличением сказать, что именно со времени декабристов берет свое начало спор русских либералов и радикалов, закончившийся, как известно, победой последних в октябре 1917 г.

1824–1825 гг. – период наиболее активной деятельности обеих декабристских организаций. В Петербурге проходят встречи лидеров для обсуждения наиболее важных вопросов и выработки единой программы. Быстро растет число заговорщиков. В 1825 г. к декабристам присоединилось «Общество соединенных славян», выступавшее за создание в Европе панславянского государства. Начинается непосредственная подготовка к вооруженному перевороту. Совместное выступление было назначено на лето 1826 г., но внезапная смерть императора Александра I (19.11.1825 г.) заставила революционеров изменить свои планы.