Адам и Ева – первые, сотворенные Богом, люди на земле.

Имя Адам означает человек, сын Земли. Имя Адам часто отождествляется со словом человек. Выражение «сыны Адамовы» означает «сыны человеческие». Имя Ева – дающая жизнь. Адам и Ева являются прародителями человеческого рода.

Описание жизни Адама и Евы можно прочесть в первой книге Библии – – в главах 2 – 4 (на страницах также доступны аудиозаписи).

Создание Адама и Евы.

Александр Сулимов. Адам и Ева

Адам и Ева были созданы Богом по подобию Его на шестой день творения. Адам был создан «из праха земного». Бог наделил его душой. Согласно еврейскому календарю Адам был сотворён в 3760-м году до н. э.

Бог поселил Адама в Эдемском саду и разрешил есть плоды с любого дерева, кроме Дерева Познания Добра и Зла. Адам должен был возделывать и хранить Эдемский сад, а также дать названия всем, созданным Богом, животным и птицам. Ева была создана как помощница Адама.

Создание Евы из ребра Адама подчеркивает идею двуединства человека. В тексте Бытия подчеркивается, что «не хорошо быть человеку одному». Создание жены - это один из главных замыслов Бога - обеспечение жизни человека в любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».

Первый человек – венец сотворенного Богом мира. Он обладает царским достоинством и является владыкой новосотворенного мира.

Где находился Эдемский сад?

Мы уже привыкли к появлению сенсационных сообщений о том, что найдено место, где находился Эдемский сад. Конечно же, местоположение каждого «открытия» отличается от предыдущего. В Библии описывает область вокруг сада, и даже используются узнаваемые топонимы, такие, как Эфиопия, и название четырех рек, включая Тигр и Евфрат. Это привело многих, в том числе и исследователи Библии, к выводу, что райский сад находился где-то в ближневосточной области, известной сегодня как Долина рек Тигр и Евфрат.

На сегодняшний день существует несколько версий местоположения Эдемского сада, ни одна из которых не имеет под собой веских доказательств.

Искушение.

Неизвестно, как долго Адам и Ева жили в Эдемском саду (согласно Книге Юбилеев, Адам и Ева прожили в Эдемском саду 7 лет) и находились в состоянии чистоты и невинности.

Змей, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Ева отказывается, ссылаясь на Бога, который запретил им есть с этого дерева и обещал смерть всякому, кто вкусит этот плод. Змей искушает Еву, обещая, что, вкусив плод, люди не умрут, но станут Богами, знающими Добро и Зло. Известно, что Ева не выдержала искушения и совершила первый грех.

Почему именно змей выступает как символ зла?

Змей – важный образ в древних языческих религиях. Ввиду того, что змеи сбрасывают кожу, их часто олицетворяли с перерождением, в том числе и с природными циклами жизни и смерти. Поэтому изображение змеи использовали в ритуалах плодородия, особенно тех, которые связаны с сезонными циклами.

Для еврейского народа, змея была символом многобожия и язычества, естественного врага Яхве и единобожия.

Почему Безгрешная Ева допустила себе быть обманутой змием?

Сравнение, пусть и опосредованное, человека и Бога, привело к появлению богоборческих настроений и любопытства в душе Евы. Именно эти настроения подталкиваю Еву к намеренному преступлению заповеди Божией.

Сопричиной грехпадения Адама и Евы была их свободная воля. Нарушение заповеди Божией было лишь предложено Адаму и Еве, но не навязано. И муж, и жена участвовали в своем падении по доброй воле, ибо вне свободной воли - нет греха и нет зла. Дьявол лишь возбуждает на грех, а не принуждает к нему.

История грехопадения.


Лукас Кранах Старший. Адам и Ева

Адам и Ева, не выдержав искушения, которому они подверглись со стороны диавола (Змея), совершили первый грех. Адам, увлеченный своей женой, нарушил заповедь Божию и вкусил от плода Дерева Познания Добра и Зла. Так Адам и Ева навлекли на себя гнев Создателя. Первым признаком греха было постоянное ощущение стыда и тщетные попытки скрыться от Бога. Воззванные Создателем они слагали вину: Адам - на жену, а жена - на змея.

Грехопадение Адама и Евы судьбоносно для всего человечества. Падением был нарушен Богочеловеческий порядок жизни и принят дьяволочеловеческий, люди пожелали стать Богами, минуя Бога. Грехопадением Адам и Ева ввели себя в грех и грех в себя и всех потомков.

Первородный грех – отвержение человеком определенной Богом цели жизни - уподобления Богу. Первородный грех содержит в зародыше все грядущие грехи человечества. В первородном грехе содержится сущность всякого греха - его начало и природа.

Последствия греха Адама и Евы сказались на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу.

Изгнание из рая.

Бог изгнал Адама и Еву из рая, чтобы те возделывали землю, из которой и был создан Адам, и питались плодами трудов своих. Перед изгнанием Бог сделал людям одежду, чтобы те прикрыли срам свой. Бог поставил на востоке у сада Эдемского Херувима с пламенным мечом, чтобы тот охранял путь к дереву жизни. Иногда принято считать, что вооруженным мечом херувимом был архангел Михаил – страж у ворот в рай. По второй версии – это был архангел Уриил.

Два наказания ждали Еву и всех ее дочерей после грехопадения. Во-первых, Бог умножил боли Евы в родах. Во-вторых, Бог сказал, что отношения между мужчиной и женщиной будут всегда характеризоваться конфликтами (Бытие 3:15 - 3:16). Эти наказания сбываются снова и снова в жизни каждой женщины на протяжении всей истории. Независимо от всех наших медицинских достижений, деторождение – это всегда болезненный и напряженный опыт для женщины. И не важно, насколько у нас передовое и прогрессивное общество, в отношениях между мужчиной и женщиной прослеживаются борьба за власть и борьба полов, полная раздоров.

Дети Адама и Евы.

Доподлино известно, что у Адама и Евы было 3 сына и неизвестное количество дочерей. Имена дочерей прародителей не запечатлены в Библии, так как, согласно древней традиции, род велся по мужской линии.

О том, что у Адама и Евы были дочери свидетельствует текст Библии:

Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.

Первыми сыновьями Адама и Евы были . Каин из зависти убивает Авеля, за что был изгнан и поселился с женой отдельно. Из Библии известно о шести поколениях Каинового колена, далее информация не прослеживается, считается что потомки Каина погибли во время Великого Потопа.

Третьим сыном Адама и Евы был . Потомком Сифа был Ной.

Согласно Библии, Адам прожил 930 лет. По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию - на Голгофе.

О судьбе Евы неизвестно, однако в апокрифическом «Житии Адама и Евы» сказано, что Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать детям своим высечь на камне историю жизни первых людей.

Притча. Адам и Ева

Часть 1. Ева.

Однажды в Золотом саду Эдема Ева обратилась к Богу:
- Слушай, у меня проблема!
- Что случилась, Ева? - спросил Бог.
- Бог, я знаю, ты создал меня и подарил мне этот сад, этих замечательных животных, этого смешного змея, но я несчастна!
- Почему? - послышался голос свыше.
- Я одинока и меня уже тошнит от всего этого!
- Ну, я знаю что делать! Я создам для тебя мужчину. Но это будет создание со множеством недостатков. Он будет врать, обманывать, будет тщеславным,
самодовольным... Короче, это будет тяжелое для тебя бремя. Но есть и положительная сторона. Он будет больше и быстрее тебя, и будет охотиться.
С момента своего создания он будет выглядеть глупым. Но чтобы ты постоянно не жаловалась, я сделаю так, что он будет удовлетворять все твои физические
нужды. Он не будет умен, поэтому ему будут нужны твои советы, чтобы делать все как следует.
- Звучит великолепно! Так в чем подвох-то? - иронично спросила Ева, подняв брови.
- Ты его получишь при одном условии...
- И?
- Ты должна позволить ему верить в то, что я создал его первым. Просто запомни, это наш маленький секрет.

Часть 2. Адам.

Адам, которому Бог рассказал про этот разговор, возмутился:
- Но это же - неправда!... Ведь на самом деле ты меня создал раньше. И ребро мое забирал, чтоб создать это существо... Ах, вот кого ты создал втайне от
меня...
Бог посмотрел на него с легкой улыбкой:
- Успокойся, сын мой! Видишь ли, этому существу очень важно иметь какой-то секрет. Почему бы этим секретом ни быть тайне вашего создания?
- Ну ладно про тщеславие и самодовольствие, но почему это вдруг я оказался глуп? Она что, умнее меня?
- Разумеется, нет... Просто ей будет важно верить в это.
- Она как я понял, не будет охотиться и работать. К тому же она капризна. Что я буду с ней делать?
- Ну, ты ведь говорил, что тебе скучно?! Теперь не будет скучно никогда!
- Ну, спасибо, Создатель! Удружил! Не было несчастья...
- Скажу даже больше, сын мой, отныне твое счастье будет зависеть от нее.
- Что??? Почему вдруг так?
- Так я решил... Я ведь много перепробовал всякого и решил, что это лучший способ сделать тебя лучше... Ты будешь расти... Духовно и физически. Ты станешь
поистине царем природы... И все это благодаря ей!
- М-да... Я даже не знаю что сказать... Ну, раз так...
- И последний мой тебе совет: не разрушай ее иллюзий! Помни: это я вложил их в нее!

Адам еще долго задумчиво смотрел на облака. Потом устало побрел в свою пещеру, отягощенный тяжкими думами.

Часть 3. Бог.

Видя, как воспринял новость Адам, Бог задумался. Он вовсе не ожидал такой реакции.
Удивительно - думал Бог - в Адаме раскрываются черты, которые я в него не вкладывал. Он зол на меня, это видно, даже если бы я не обладал способностью
видеть душу. Но почему? Я ведь хотел как лучше+ Я хотел чтоб Адам не скучал один в саду Эдема+ Хотя впрочем, он не жаловался на одиночество+
А это мое капризное созданьице - Ева, та вообще только согласилась из-за желания кем-то понукать+ М-да, дела+
Может все вернуть на место, как было? А куда тогда деть Еву?... Не убивать же ее в самом деле+ Столько труда на нее потрачено+
Может их заставить полюбить друг друга?... Чтоб они жить не могли друг без друга.. Вот это уже лучше. Но ведь я хотел, чтоб они сами решали свою судьбу+
Изначально ведь была мысль предоставить их самим себе и уже больше не вмешиваться в их дела.. Да ладно+ Черт с ними!+ Любовь в их душу буду вкладывать я
сам+ А если они будут терзаться от этой любви?
Ну и пусть мучаются+ В конце концов всегда можно внушить им мысль, что все, что дано Богом - это счастье+
Успокоив себя таким образом, Бог устало глянул на последок на землю, и пошел играть в карты с чертями. В последнее время ему в карты чертовски не везло.

Часть 4. Адам.

Адаму снился сон. По земле ходили существа похожие на него. Адаму стало страшно потому, что эти существа не были счастливы. Они влачили жалкое
существование, тяжким трудом добывая пропитание себе и существам, похожим на Еву. Позже им приходилось заботиться еще и о маленьких существах появившихся
из чрева Евы. Существа похожие на Еву как ему казалось, все время были недовольны теми, что были похожи на него.
Адам проснулся в холодном поту. Помотав головой, сгоняя наваждение, он попил воды из ручья и опять лег спать.
Они тихо разговаривали. Весь их вид указывал на присущую им якобы покорность. Их взгляды выражали немое раболепие и желание делать добро всем вокруг.
Гвалт стоял внутри высокого каменного строения с куполообразной крышей.
Из этой серой массы вдруг выделился один, нарядно одетый и не в меру упитанный.
- Дети Адама - начал говорить он. Адам вздрогнул. Какие еще дети Адама?
Я призываю вас - продолжал он - Верьте в бога.
Как это верить в бога? - Адам ничего не понимал. Верить в то, что он есть? - но ведь иначе быть и не может. Он ведь есть! Или нет?... В душу Адама
закралось сомнение. А ведь я сам Бога никогда не видел, а только разговаривал с голосом, раздающимся с небес+
Адам опять проснулся. В это воскресную ночь сон явно не давал отдыха. Начинался понедельник.

Часть 5. Ева.

Заново нарисовав кусочком уголька свои выщипанные накануне брови, Ева вспомнила про Адама. Что там говорил Бог про него? Что он глуп и нуждается в моей
помощи? Ой, надо бежать, а то он без меня наделает глупостей+
Наскоро обмотавшись сонным змеем, Ева выскочила на дорогу ведущему к пещере Адама. Добравшись до пещеры, Ева с удивлением обнаружила, что Адам еще спит.
- Ей, Адам - позвала она робко. Но Адам после беспокойной ночи, спал как убитый.
- Адам, вставай - тверже сказала Ева - уже утро. Долго ты еще будешь валяться?
Адам, очнувшись от такой наглости, схватил свою дубинку, но увидев перед собой явно смешное создание, расхохотался.
- Ты и есть та самая Ева?
- Она самая! И ничего смешного здесь нет - Ева показала Адаму язык.
Адам рассмеялся еще громче. Это существо его забавляло и нравилось ему все больше и больше. Смех согнал остатки сна и Адам вскочив, побежал к ручью
помыться. Вернувшись, он обнаружил, что его постель, состоявшая из слежавшейся травы, свернут в рулон. Пол в пещере был чист - по нему явно проводили
охапкой соломы. Груда фруктовых косточек, кожуры и прочий мусор был собран у входа на большем листе пальмового дерева.
- Милый - сказала Ева - вынеси мусор.
Адам, тяжко вздохнув, взял пальмовый лист за края и вышел прочь.

Часть 6. Змей

Суета, творящаяся вокруг, беспокоила ленивого Змея. Раньше бывало, Ева томно полулежала в тени деревьев, слушая благостный бред из уст Змея, лениво
ползающего в ветвях. Теперь же хозяйка чуть свет носилась по Эдему следом за Адамом и таскала за собой Змея.
Змей страдал. Проклиная и Адама, и Еву Змей придумал, как покончить со всем этим. Он помнил, что Бог не зря поместил в саду Эдема одно странное дерево -
Яблоню. Он хотел, что бы Адам и Ева додумались вкусить его плоды, и тогда бы им открылось нечто запретное. Змей решил ускорить события.
- Милая Ева, хочешь узнать что-то интересное? - спросил Змей.
- Хочу!
- Но это может быть опасно!
- Опасно? Тогда, наверное, не надо+
- Ладно - Змей со скучающим видом отвернулся - как хочешь, но это очень-очень интересная вещь. Прошел час. Ева терзалась от желания услышать новость.
- Нет-нет, давай рассказывай! - Ева почувствовала возбуждение.
- Нет, так нет! - Змей решил поиграть. Он стал наигранно отползать, но не успел он отползти и пары метров, как был схвачен за хвост и со всего размаху
шлепнут об землю.
- Живо говори! - Ева не выпускала хвост Змея из рук - или я из тебя шарфик сделаю.
- Хорошо-хорошо, я скажу, только отпусти.
- Говори или я тебя завяжу бантиком!
- На том дереве - Яблоне, очень вкусные плоды. Если вы с Адамом их съедите, то узнаете кое-что интересное.
- Сейчас мы посмотрим, что это за яблочки такие! - услышал Змей, последние слова Евы, отлетая в сторону.

Часть 7. Яблоко.

Ева сорвала одно яблоко. Осторожно принюхалась - пахло вроде ничего. Решившись, она сделала первый надкус. Вкус у твердого плода был непривычный: это
совсем не было похоже на банан или апельсин. Решив, будь, что будет, она съела все яблоко. Ева прислушалась к себе, ожидая каких-то изменений. Но ничего не
происходило. Походив в задумчивости вокруг дерева, Ева решилась съесть еще яблок.
Десяток огрызков валялось вокруг, но ничего так и не произошло. И тут Ева вспомнила слова Змея: "если вы с Адамом их съедите+". Так надо есть вместе с
ним? Ева быстренько сорвала еще с несколько плодов и направилась к Адаму.
Адам был как всегда на своей любимой лежанке и наблюдал за насекомыми.
- Адам хочешь яблок? - Ева выгнула ножку
- Не-а, лучше мяса пожарь - Адам, не отрываясь, смотрел за поединком двух жучков.
- Да что ты от своих тараканов оторваться не можешь?
- Это у тебя в голове тараканы, а это жуки - Адам пошевелил жучков тростинкой.
- Ну, Адам, ну хороший - ну давай попробуем?
- Ешь сама!
- Я уже их съела много и меня от них тошнит.
- Ну ладно, давай - Адам уже знал, что лучше выполнить ее просьбу.
Взяв из ее рук яблоко, Адам сделал большой надкус и стал жевать.
- Бог мой! - сказал Адам, вдруг перестав жевать - какая ты красивая.
Притянув ее к себе, он усадил ее на коленки. Его руки стали обнимать ее тело.
Губы сами нашли ее губы. Их тела плавно опустились на лежанку.
"Не обманул змей!" подумала Ева. Адам не думал - мыслей не было.

Часть 8. Любовь.

Я тебя люблю! - неслось над Райским садом.
- Я тебя тоже! - отвечало эхо.
- Люблю, люблю, люблю! - кричали влюбленные.
- И я, и я, и я! - вторило эхо.
Шум и гам стоял над Эдемом. Шумел ветерок, журчали ручьи, шелестели листьями деревья, гремели водопады, чирикали птички и даже только оправившийся Змей,
был счастлив.
Адам и Ева, взявшись за руки, бегали по лесу, залезали на самую высокую скалу, купались в прозрачной воде лазурного залива. Счастье казалось бесконечным.
Сорвав побольше яблок, они уходили надолго в пещеру Адама.
Но, однажды придя к яблоне, они не обнаружили на ней ни одного плода - последние были сорваны в прошлый раз. Уныние охватило влюбленных.
- И это все? - Ева расплакалась.
- Не плачь! - сказал Адам и добавил - Любимая. Это дерево цветет каждый год, и каждый год приносит плоды. У нас будет это еще.
- Не хочу ждать!
- А что делать? Придется.
Адам приобнял Еву желая ее ободрить и вдруг почувствовал тоже чувство, которое возникало у него, когда они ели яблоки. Не веря собственным ощущениям, он
начал целовать и обнимать Еву.
- Что ты делаешь?! Ведь без яблок нельзя!
- Кто тебе это сказал? - Адам сам удивился своей мысли - Можно+
- Это вопрос? - Ева удивилась своей неуступчивости.
- Да! - Адам не слышал вопроса, он продолжал утверждаться в своей мысли.
- А ты меня любишь? - спросила Ева, сама не зная зачем.
- Конечно, люблю! - сказал Адам и прижал ее покрепче к себе.

Часть 9. Стыд.

Адам забыл об охоте и других своих занятиях. Все его мысли были о Еве.
В очередной раз приблизившись к ней он вдруг услышал:
- Как тебе не стыдно? - спросила Ева - мы это делали только что. Только и делаем, что этим занимаемся, а ведь нам что-то нужно есть. Ты уже давно не ходил
на охоту, даже, наверное, забыл, где твоя дубинка. Тебе не стыдно?
- Стыдно? - Адам не знал этого слова. Он ощутил тоже чувство, какое он испытывал после непочтительного разговора с Богом - Извини.
- Ну, милый, ну не обижайся - Ева почувствовала, что злоупотреблять этим словом нельзя.
- Да ладно, нормально все - Адам встал - пойду-ка я, поохочусь.
Адам ушел. Ева испытала смешанное чувство - одновременно правильности и неправильности своего поступка.
- Однако, больше нельзя так говорить - решила Ева, надо придумать что-то другое.
Она вышла из пещеры и стала рвать траву, чтоб обновить лежанку. И вдруг ее осенила мысль: А что если я обвяжусь травой, и Адам, глядя на меня, не будет
думать об этом, а будет думать о пропитании? А когда мне это будет нужно, я сама сниму это с себя. Мысль ей понравилась. Ева свила себе из лианы поясок и
обвешала его травой и листьями.
Адам вернулся с охоты, держа на плечах тушу косули. На бедрах у него красовался пояс из травы и листьев. Видимо, его тоже посетила та же мысль.
Они молча пожарили мясо и поели. Насытившейся Еве захотелось прежнего занятия.
- Адам, ты хочешь этого?
- Хочу!
- А я думала, что в моем таком виде ты не будешь хотеть этого.
- Наоборот, мне хочется сорвать с тебя этот поясок. Что сейчас я и сделаю.

Часть 10. Бог.

Я вас решил выгнать из Райского сада - голос Бога был усталым.
- Но почему? - спросил Адам - что мы такого натворили?
- А куда? - Ева хотелось новых приключений.
- Вы ели яблоки и за это я вас отправлю на Землю.
- Но ведь ты сам их для нас вырастил здесь? - Адам недоумевал.
- Да ему просто стало их жалко - Ева вспомнила вкус яблок.
- Я хотел, чтоб вы узнали о них немного позже, когда были бы к этому готовы. И - Бог разозлился - разве чего-нибудь когда-нибудь жалел от вас?!
- А когда бы мы были бы к этому готовы? - сказал Адам примирительно - Может быть, мы уже были к этому готовы?
- Да и не мы, а Змей ваш во всем виноват - сказала Ева - если бы не он+
- Вы должны были хорошенько привыкнуть к друг другу, научиться общаться и понимать друг друга, стать верными друзьями, прежде чем я открыл бы вам такое
страстное чувство. А что получилось вместо этого? Вы открыли для себя Любовь, еще не осознав своего смысла и предназначения. Правда, вы позже осознали
Стыд, и это означает, что вы не совсем еще потеряны для меня. А хотел, чтоб вы жили так, чтоб Стыду не было места. Я хотел, чтоб в ваших сердцах была
только Любовь и никаких больше других чувств. Но раз уж так получилось, я вынужден вложить в вас еще два чувства - Веру и Надежду. Отныне все ваши счастья
и беды зависят только от вас. Ступайте на Землю, живите, как сможете. Я отпускаю вас. А Змея я уже наказал. Отныне он будет самой мерзкой тварью на земле.
Берегитесь его - он всегда будет вас искушать - голос свыше замолчал.

Часть 11. Земля.

Адам и Ева оглянувшись, увидели совсем другой пейзаж. Не было красивого сада, а был густой дремучий лес, не было сверкающей скалы, а была мрачная
неприступная гора, не было ровной мягкой травы, а было дикий заросший луг и вместо ласково волн лазурного залива, шумно грохотал морской прибой.
Им стало страшно, по лесу бегали хищные звери, не все плоды были съедобны, а пещера оказалась сырой и холодной.
- Не бойся Ева - сказал Адам - мы сделаем здесь все как надо.
- Да - неожиданно решительно ответила Ева - мы сможем.
От прежней Евы не осталась и следа: - Что там Бог говорил о верной дружбе? Он не прав! Может быть, мы и не успели узнать друг друга получше, но мы стали
верными друзьями, так ведь? А узнавать друг друга у нас теперь много времени.
- Да, Ева - Адам почувствовал прилив сил - я не знаю, какой смысл в меня хотел вложить Бог, но отныне мой смысл служить тебе, заботиться о тебе+
- Я люблю тебя! - Ева лукаво рассмеялась - Ты еще не забыл?
- Ты о чем?
- О том, что мы любили делать. Давай так: все что мы будем делать, мы будем делать для того, чтоб нам было удобно заниматься этим.
Адам, наконец, понял, что Ева гораздо практичнее его и к тому же она умеет внушать нужную мысль. И собрав всю свою мужскую храбрость, ответил:
- Да я горы сверну, ради тебя!
Земля, услышав его ответ, вздрогнула серией землетрясений.

Часть 12. Дети.

Пока Адам бегал за зверьем, ловил рыбу и строил жилье, у Евы незаметно вырос живот. Пришло время, и она родила малыша.
- Он такой же, как ты - сказала удивленно Ева, разглядывая орущего младенца - А как же я?
- У нас, их будет много - Адам был задумчив - и таких как я, и как ты. Я видел сон. Они будут с разными цветами кожи. Белый есть, будут еще желтый,
красный и черный.
- А синий и зеленый? - спросила Ева - мне нравятся эти цвета.
- Нет, таких не будет - Адам рассмеялся - зеленый будет теряться в траве, а синий в воде.
- Ну и ладно - Еву покинуло чувство юмора, уступив место новому чувству - щемящему чувству страха за ребенка - пусть они будут счастливы.
- Пусть стыдятся своих неправильных поступков. - посерьезнел и Адам - и пусть верят и надеются, что Бог вернет их в Райский сад Эдема.
А главное - Ева прижалась к Адаму - Пусть они любят друг друга, как мы.

Витя любил историю. С некоторых пор он захотел узнать историю своего рода. Но родители и сами не слишком много знали о предках - только то, что те были крестьянами, потом их раскулачили и отправили в Мурманск, где они и устроились до сегодняшнего дня. Витя смутно помнил бабушку по отцовской линии, от нее осталась лишь открытка « с днем рождения», где была написана странная фраза: «Однажды ты поймешь смысл своих мыслей и сможешь управлять реальностью».
Витя спрашивал отца про бабушку, тот говорил, что та была знахаркой и умерла от заворот кишок, когда несла ведра с водой до дому. Больше ничего.
Вот и сегодня Витя держал бабушкину открытку и думал над этой загадочной фразой. Затем, почему-то, его мысли перекинулись на историю Адама и Евы, на то, что же именно стало причиной их изгнания, ведь яблоко раздора олицетворяло что-то конкретное, что в корне изменило состояние первых людей. Они нарушили запрет и, как результат, были выгнаны из рая и потеряли бессмертие.
Витя долго размышлял над этим, да так и заснул, сидя на диване с открыткой в руках.
И вдруг, к его изголовью медленно спустился луч света. Он застыл на мгновение, и вдруг заговорил:
«Я знаю, чем ты озабочен. Подумай над природой запрета. Что это за энергия? Адаму и Еве было разрешено все. Все, что они ни делали, было в согласии с Богом. Сьесть яблоко-это был первый акт против воли бога. Первый за, может быть, миллионы лет, потому что изначально они были бессмертны. Подумай, все, что они делали раньше – было позитивным. Но в один момент они сначала подумали, затем обсудили, и затем создали нечто НЕГАТИВНОЕ.
На самом деле, именно в тот момент началось разделение на позитивное и негативное. Негативное несет проблемы, болезни, энергетическое истощение. И первый импульс к этому дала первая негативная мысль на Земле. Она дала проекцию на негативный разговор, который дал проекцию на негативный акт, который дал проекцию на негативное изменение реальности – пустые земли вместо райского сада, которая дала проекцию на изменение состояния здоровья- они перестали быть бессмертными. Создав негативное, они, сами того не замечая, стали снова и снова его создавать, накапливая все больше отрицательного опыта, отражавшегося на их реальности.
Люди много говорят о том, что нужно думать о хорошем, чтобы все было хорошо, но они и не представляют, насколько это утверждение работает. Если бы они понимали смысл своих мыслей, то могли бы управлять реальностью. К тому же, очень трудно быть сосредоточенным только на хороших мыслях весь день - немногим это удается.» – Свет загадочно улыбнулся и исчез.
Витя открыл глаза. Все, что было сказано запомнилось ему отчетливо.
«Как же все просто»! - Воскликнул Виталий. – «А я все думал, почему среди смертных грехов упомянуто уныние? Вроде чего такого, никому же вреда не приносишь, а стоит наравне с прелюбодеянием и тщеславием. А теперь понятно - уныние создает печальные мысли, которые печалат реальность! Ученые говорят, что научные открытия тщательно скрываются правительствами именно потому, что если их опубликовать - то людьми нельзя будет управлять. Теперь понятно, что за открытие скрывается властями! Понятно и почему телевидение пичкает нас известиями о преступлениях и катастрофах - они хотят ухудшить нашу реальность, чтобы лучше нами манипулировать!»
Витя осознавал, что владеет критически важной информацией, однако надо было ее проверить прежде, чем что-то говорить друзьям.
С самого утра Витя решил думать только положительные мысли. Это был уникальный день, суббота, который он решил посвятить этому важнейшему эксперименту. Итак, для начала он определил - что будет положительной, а что отрицательной мыслью. Он решил блокировать все мысли, которые содержат печальные слова. На улице было пасмурно, но он сказал себе, что идет прелестный дождичек, очень полезный для природы. Потом он подумал о родителях, написал им добрые пожелания и отправил имейлы. Потом пожелал здоровья всем родственникам и всем людям на Земле. Потом вспомнил было про ушибленное колено, но блокировал свои страхи о том, что не успеет поправиться до матча, а наоборот, представил и мысленно проговорил как он выздоровеет и как хорошо будет играть. Потом подумал было, что будет играть лучше всех, но блокировал эту мысль, поскольку выставлять себя лучше других счел плохой мыслью.
Витя решил в эту субботу не смотреть телевизор и не читать статей, чтобы негативная информация вообще не доходила до его ушей. Он достал запыленный синтезатор и решил поиграть. Потом скачал из интернета новую программу по записи музыки, да так и просидел за ней весь день. Он ни с кем не разговаривал, поэтому решил подкрепить свои положительные мысли положительными разговорами. Позвонил другу и поделился опытом по программе.
Он решил в этот день не есть мясо, не курить и не пить. Это была большая жертва, но ради эксперимента Витя терпел. К вечеру началось было раздражение, поэтому он решил потратить энергию на уборку - прибрался в квартире и вымыл посуду. Потом достал из-под кровати чашку, которая закатилась туда год назад, вымыл и ее. Потом решил отодвинуть кровать и вымыл весь пол под кроватью. Почему-то это показалось ему важным. Потом пошел в ванну и прибрал все, что было под ванной, вымыл туалет. Затем решил прибраться на кухне. Полночь застала его корпеющим над плитой. Он отскабливал жир с горелок, потом с кастрюль. И только закончив мыть последнюю сковородку, решил пойти спать.
Ночью снились приятные образы, а утром Витя проснулся от непривычного звука - за окном щебетали птицы. Он не слышал этого уже почти год! Витя встал, подошел к окну и раздернул занавески - на дворе стоял теплый солнечный день - пожалуй, первый за последние три недели...

Обычно считается, что первому человеку была дана лишь одна заповедь - не вкушать от древа познания добра и зла. Однако библейский текст говорит, что Адам получил от Бога не одну, а четыре заповеди.

Первая - “плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею” (Быт 1:28). Это - заповедь умножения жизни. Через все Писание проходит тема жизненного избытка, которым Творец одаряет человека. О создании первых людей книга Бытия (Быт 2:7) говорит, что человек получил “дыхание жизней” (в русском тексте в единственном числе - “жизни”). Речь тут не о множественности жизней, не о “реинкарнации”. Множественное число (как и в слове Элохим) говорит прежде всего о некоем самопревосхождении, о выходе за пределы собственной единичности и самотождественности.

Адаму было дано то, что потом вернет нам Христос: “Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком” (Ин 10:10). Это - слова Дарителя. А вот и подтверждение адресата: “Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе <…> Я получил все, и избыточествую” (Флп 4:13,18). Дар жизни дается человеку для того, чтобы этот дар умножать.

Но ту Божественную жизнь, которую принес в Себе Хрис-тос, может усвоить себе жизнь лишь человеческая. И, значит, мир должен наполниться жизнью собственно человеческой. Человеку предстоит наполнить своей жизнью мир еще не населенной Земли. А потому тема брака и размножения для Библии отнюдь не является чем-то маргинальным.

Вторая заповедь Эдема - возделывание рая (Быт 2:15). Человек пришел в мир не просто для того, чтобы наполнить его собою, но чтобы изменить. Есть что-то в этом мире, чего не может сделать Творец, но может “возделать” лишь человек. Предмет такой человеческой деятельности бессмысленно искать во внешнем мире. Космос, созданный Творцом и в течение шести дней творения послушно исполнявший все Его призывы, мог бы быть столь же пластичным и впредь. Но человеческая душа, по образу Творца наделенная свободой, стала тем пространством, на котором может трудиться только сам человек, и за которое только он сам несет ответственность. “Человеку надобно возделывать землю сердца своего”, - поясняет преп. Макарий Египетский. И в этом труде, изменяя себя так, что сокращается расстояние между человеком и Бого-человеком, человек меняет и мир.

И обратно - возделывая мир, человек меняет себя: ведь, по мысли Экзюпери, только тело землепашца питается тем, что дает ему хлеб; душа же питается тем, что он сам дает хлебу… И хотя труд “в поте лица”, как видно из дальнейшего библей-ского повествования, стал наказанием для Адама (Быт 3:19), все же изначальная радость трудничества так и не была забыта в Библейской традиции: “Ты будешь есть от трудов рук твоих, блажен ты, и благо тебе” (Пс 127:2).

Говоря языком христианства, человек своим трудом должен раскрыть душу и мир для действия в них Благодати. А на языке мифологем смысл повеления трудиться в том, что без помощи человека Демиург, оказывается, не может сохранить космос от вторжения хтонически-разрушительных сил. При этом древние религии уточняют, что только ритуальный человеческий труд может защитить космос от возвращения в первобытный хаос и неразличимость. Если человек будет правильно приносить жертвоприношения, если он должным образом исполнит свои священнические обязанности, то он сможет вступить в связь с хранящими силами и вместе они спасут мир от поругания. В этой общерелигиозной идее мне видится след предания, уна-следованного потомками Ноя от общего праотца. Существует церковное предание о том, что время антихриста настанет лишь тогда, когда прекратится на земле совершение Литургии. Литургия - действительно “общее дело”, общее служение, в котором заинтересован весь космос: вся тварь доныне мучается и стенает, ожидая откровения сынов Божиих (см. Рим 8:19,22).

Вообще Литургия, жертвоприношение - это разъятие. Избирается нечто, некая часть мира сего, чтобы посвятить ее миру горнему. Из обычного порядка вещей, из обычного употребления изымается нечто, дабы получить иной смысл и стать связью между двумя мирами, а через это - и освятить этот мир горней благодатью.

“Возделывание земли” - это ее расчленение. Библейское сознание, как и вообще архаическое мышление, чрезвычайно дорожит конкретной оформленностью мира. Многообразию мира постоянно угрожает хтоническая неразличимость всех вещей. В Библии величайшим чудом Творца оказывается то, что Он смог преградить бег морским волнам (и чем - песком! то есть веществом, слабее и податливее которого, казалось бы, ничего и быть не может). Своим трудом человек должен закрепить и подчеркнуть “космичность” (в смысле сложно-организованность, иерархичность) мира. Грех же есть там, где эти грани стираются. Грех Евы в том, что она отнеслась к древу познания как к любому другому. И первое следствие грехопадения было в том, что мир стал беднее: разрушен Эдем, и пространство Междуречья стало таким же, как и любая иная область Земли. Бог отделил Эдем от остального мира (Быт 2:8) - а человек не смог сохранить эту святыню. И затем дары Каина будут отвергнуты Богом именно потому, что не “возде-ланы”, не “отделены”. Христианская традиция комментариев Библии полагает, что жертвоприношение Каина оказалось не-должным - и именно потому, что Каин не пожелал взять на себя труд выбора и различения. “Авель принес жертву по выбору, и Каин без выбора; Авель избрал и принес перво-родных и туки, Каин же принес или колосья, или вместе и колосья и плоды, бывшие в то время”, - пишет преп. Ефрем Сирин. То же самое и у свт. Иоанна Златоуста: жертва Каина не принята Богом - потому что первенец Адама “принес, что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора”.

Из ошибки Каина можно понять и призвание труда Адама. Труд человека должен усугубить специфичность (“космич-ность”) мира; охранить и изменить мир.

Третья заповедь Эдема - заповедь познания мира (наречение имен - Быт 2:19). С самого начала человек вводится в мир как творец, как соработник Бога: животные приводятся к Адаму для наречения им имен. Если вдуматься, это очень странно: мир, сотворенный словом Божиим, нуждается еще и в слове человеческом. Бог хочет “видеть, как он назовет” мир (Быт 2:19). Бог оборачивает весь мир к человеку и ждет, что же че-ловек сделает с этим миром.

Способность Адама исполнить это Божие ожидание - это предмет мечты послекантианской философии: Адам не анали-тически, не отвлеченно понимал сущность “вещей-в-себе”, видя их логосы в конкретном многообразии. Вне своего про-свещения Логосом душа, по слову преп. Максима, “медленно продвигается по пути рассудочного познания”. То, что мог делать Адам, напротив, предполагает “непосредственное созер-цание логосов и причин сущих”. Не случайно свт. Григорий Богослов высказывает понимание, очень близкое к максимову логосо-видению: он называет Адама в Эдеме “делателем бо-жественных помыслов”. Но познание уже есть движение: “окрест истины ум находит предел своего движения”. Адам видел общее движение твари к Богу, динамически-логосное назначение каждой твари - но лишь в том случае, если и его собственное движение соответствовало движению всей Вселенной - к Богу. Выпадение из общего вектора движения обожения мира повлекло потерю человеком способности непосредственного познания.

Познающий взгляд человека подобен глазу лягушки: она видит или то, что движется, или когда сама находится в движении. Пока человек и мир двигались курсами, ведущими к общему центру (вспомним классический образ аввы Дорофея) - человек видел логосы иных видов бытия. Только когда человек поставляется на истинное место в иерархии бытия, только участвуя в его всецелом движении - и только из этого движения - он различает подлинные логосы. “Духовное видение есть свет движения. И как скоро омрачатся движения, существа не видят высших чинов”.

Сходное познание и ныне доступно людям - тем,

Кому Господь дозволил взгляд

В то сокровенное горнило,

В опыте умной молитвы подвижнику открывается “ведение словес твари”. Особенно интересно, что это выражение употребляет для описания своего опыта человек, заведомо не знавший учения преп. Максима о логосах - сибирский крестьянин, от лица которого ведутся “Откровенные рассказы странника своему духовному отцу”: “Молитва Иисусова весе-лила меня в пути и люди все стали для меня добрее <…> И когда я начинал молиться, все окружающее меня представ-лялось мне в восхитительном виде: древа, травы, птицы, земля, воздух, свет - все как будто говорило мне, что существует для человека, все свидетельствовало Божию неизреченную любовь к человеку <…> И я понял, что такое «ведение словес твари» и как «всякая тварь воспевает Бога»”.

Еще два обстоятельства, связанные с заповедью наречения имен, важны для нас.

Еще доновозаветное предание говорит, что само падение Денницы было связано с его завистью к человеку (а не к Богу). Надо напомнить, что Денница - “самый первый светоносец”. Именно к диаволу свт. Кирилл Иерусалимский относит слова (из ответа Бога Иову) о бегемоте как “верхе путей Божиих” (по-славянски - “начало создания Господня”). Люцифер был “князем мира”, “космократором” (Еф 6:12). Но когда земное создание оказалось более возлюблено Богом, наделено Им макрокосмическими свойствами, то есть обрело способность не совпадать, неконгруироваться с “миром сим” и его “властями”, - тогда, “при виде многих преимуществ, которыми Господь наделил человека, им (Денницей) овладела зависть”.

Грех Денницы - в отказе признать достоинство Адама: “тот, кто получил в удел управление землей, нашел нетер-пимым, что из природы, подчиненной ему, выходит сущность, созданная по образу Божьему”.

В апокрифе “Житие Адама и Евы” Люцифер говорит: “я не воздам почести тому, кто ниже меня и позднее меня”. Замечательно в этой связи, что святоотеческая мысль выходит за рамки родового эволюционизма и не согласна с формулой “раньше - значит лучше и важнее”. Старшинство в онто-логической иерархии бытия определяется не хронологией, а реальной онтологической плотностью бытия. Так, по мысли преп. Ефрема Сирина, Ева должна была бы спросить у змия - с чего это он взял, что имеет право поучать человека: “Сравним тебя с Адамом. Если ты станешь уверять, что ты старше Адама, то самое имя твое обличит тебя, что гораздо моложе ты Адама. Адаму было предоставлено наречь имена животным, чтобы показать великое старшинство его над ними. Не дети дают имена родителям, но от старейших переходят имена к юнейшим”. Поскольку слово “животное” означает “живущее”, к числу тех существ, которые должны были полу-чить имя от Адама, относились и духи (“животныя шесто-крыльная серафимы”). Тем самым, духи и среди них первей-ший - Люцифер - должны были признать первенство Адама.

Что древняя “обида” Люцифера на Творца не прошла до сих пор, видно из “Писем Махатм”, положенных Е. Блават-ской в основу неоязыческой теософии. Вдохновитель теософ-ских откровений называет себя “владыка космоса”. И вот от этих “планетных духов” шамбалисты узнают, что Бог - это “выдуманное чудовище с невежеством во хвосте” (Письма Махатм, 153). Как древле, так и ныне “владыка космоса” искушает тем, чем Асмодей - “Деву” Жуковского: “Забудь о Боге, мне молись - мои верней награды!”.

Кроме того, именно в заповеди логосного познания мира - радикальнейшее отличие библейской религии от буддизма. Бог велит человеку нарекать имена миру. Христианство - религия Слова, оно дружно со Словом, фило-логично. Эту же онтологичность слова признает и буддизм. Но с какой переменой знака! В знаменитую ночь просветления Гаутаме открывается, что именно в именах - причина бытия мира и человека. И, значит, избавиться от жажды бытия можно лишь через разрушение имен, через разрушение познания, точнее - через радикальное ограничение познания, приучение мысли к абсолютному молчанию обо всем в мире. Просветление Будды было строго логичным рассуждением: смерть происходит от рождений, рождения - от дел, дела - от желаний, желания - от ощущений, ощущение рождается соприкосновением духа с другими предметами, соприкосновение родится из ознаком-ления с именами и предметами, а ознакомление - из позна-вания. И вот - просветление: “Разрушь рождение - и страсть и смерть прекратятся! разрушь желание - и умрет воля! разрушь соприкосновение - и умрет ощущение! разрушь зна-ние - умрут имена, определения, а с ними - познаваемость вещей, их реальность для нас, возбуждающая ощущения! одним словом: разрушь обман призрачного внешнего мира, и умрет сансара, основа личного бытия, неведение истины!”. Буддизм стоит на позициях радикального номинализма: имена ничего не выражают; они лишь наделяют иллюзорной це-лостностью и привлекательностью поток дхарм, мешая тем самым его окончательному замиранию.

Библия же говорит, что человек должен дать имя миру.

И, наконец, четвертая заповедь - не вкушай от древа познания добра и зла. Кажется, она по форме противостоит позитивному наполнению первых трех заповедей. Почему же именно “пост” был важнейшим Божиим повелением?

Человек призван к пути. Ему предстоит проделать путь от образа Божия к подобию Бога. Подобие - цель, к которой надо идти. Путь же возможен лишь при наличии от-стояния исходной точки от цели.

Чтобы отправиться в путь, я должен знать и ощущать, что здесь и сейчас я не обладаю и в принципе не могу обладать тем, что ждет меня в другом месте, и между “здесь” и “там” лежит путь, который я должен пройти. Великий Пост по определению есть не что иное как путь к Пасхе, или, в другом смысле, вообще сама Пасха (ибо Пасха есть нечто дина-мическое, устремленное: бегство, стремительное избавление, стремительное совершение). Пост есть призыв к изменению, и именно так понимает первую заповедь свт. Григорий: “Если бы мы пребыли тем, чем были, и сохранили заповедь, то сделались бы тем, чем не были, и пришли бы к древу жизни от древа познания”. Сам по себе пост всегда бессмыслен. Его смысл лежит за его пределами, он - подготовка к тому, что его нару-шит, прекратит. Пост призван нечто переменить в человеке так, чтобы он стал более открыт для той радости, которая предназначена для него в конце пути. Пост обретает смысл за своими пределами: говение исполняется в Причастии, Великий Пост - в Пасхе… И если человеку в Эдеме дается заповедь Поста - значит рано или поздно этот пост должен был стать отмененным. “Заповедь <…> дана только на время”, - толкует это место книги Бытия преп. Ефрем Сирин

Но прежде человек должен чему-то научиться.

Человек призван к обожению. Значит, первое, что ему надлежит понять: я - не Бог. Вообще-то это - естественный вывод из любого акта подлинного Богообщения: в последнем даются два смысловых содержания. Первое - “есть Бог” (и отчасти - “что есть Бог”) и второе - “я не есть Бог”. Это понимаемое различие не является, однако, частным случаем “трансцендентальной апперцепции”, а имеет ясную оценочную окрашенность в покаянные тона. Это “я не есть Бог” должен был понять Адам, поняв - опечалиться этим, а опечалившись, - сделать нечто для преодоления замеченной пропасти.

Познание Бога для него было необходимым условием познания самого себя и своего места в бытии. Как мы увидим дальше, не поняв этого сначала, Адам и затем его потомки будут учиться этому в более жесткой форме уже за вратами Эдема, учиться - путничеству. Поскольку сотворить человека в его финальном состоянии - Богом - было невозможно, необходимо было призвать его к самостоятельному про-хождению пути обожения. И вот человек творится существом предельным. У него есть границы, а, следовательно, в мире есть иное, чем он сам, притом - высшее. Человек, как любят говорить экзистенциалисты, вообще начинается со стремления сделать невозможное, с жажды выхода за свои пределы. А раз так, то для осуществления своего экзистенциального призвания он должен видеть свои границы и даже тяготиться ими. Че-ловек - странник из времени в вечность. Он весь определен антиномией протона и эсхатона, своего начала и конца, прошлого и будущего. Он вышел из небытия, но призван к вечному и полному бытию. Человек всегда между, всегда на грани. В нем единятся и борются бытие и ничто, и когда нет Богообщения - Логос уже не сдерживает хаос, и человек возвращается “в землю, от нея же взят еси” (Быт 3:19). Поддерживать же Царство Божие внутри себя, преодолевать смерть, конец, хаос человек может лишь трудом, раскры-вающим его для дара благодати.

И вот, чтобы побудить Адама к труду по возделыванию не только земли Эдема, но и собственной души, на него нала-гаются бремена тяжкие для него и неудобоносимые - пост. “Не вкушай”.

Состояние Адама в этот момент, может быть, и не было столь блаженным, как это принято представлять (в конце концов, Адам ведь “не был человеком обоженным”. а, значит и актуально и полностью причастным божественному благу).

Косвенным образом, хотя и вполне логично, это под-тверждается и напоминанием Златоуста: “никто не думай о себе, что из-за предков потерпел вред: данное нам гораздо важнее потерянного нами”. Это значит, что то, что имел и утратил Адам, меньше того, что имеет христианин, которому дается “не рай, но самое небо” Полнота даров во Христе больше, чем в ветхом Адаме (“ныне Божии человеки стали выше первого Адама. Силою Духа человек становится выше его, потому что делается обоженным”, но эта формула, конечно, обратима: полнота духовного совершенства и радости в Адаме меньше, чем у тех, кто достойно причащается Христу. Изначала в Адама была вложена тяга к “восхождению от силы в силу” как источник роста, необходимый для становления человека. Человек задуман и создан как существо, жаждущее премениться в иной род бытия, а потому тяготящееся быть только собою.

Человек должен помнить о своем статусе служителя. Без этой памяти нет и памяти о Боге: без печали о дольнем не бывает тоски по горнему.

Человек был призван к познанию - и прежде всего познанию самого себя, своего положения и назначения. И вот, чтобы человек открыл и заметил самое главное в себе, ему был дан пост. И этот пост был труден для Адама, но он и был дан, чтобы побудить его к труду: “Надлежало, чтобы человек прежде всего получил бытие, получивши - возрастал, возрастая - му-жал, мужая - укреплялся, укрепляясь - усовершался, усовер-шаясь - прославлялся, прославляясь - удостаивался видеть Бога” (свт. Ириней Лионский)…

Человек не выдержал поста. Он совершил грех. И опять здесь - диалектика отрицательного запрета и положительного действия. Казалось бы, раз заповедь негативна, дана в качестве “нет”, то действие, ее нарушающее, содержит в себе “да”, имеет знак “плюс”: “делай”. Но, однако, грех по самой своей природе отрицателен. Грех - это не нарушение заповеди, а отказ откликнуться на призыв быть чем-то большим, отказ творить всегда новую жизнь. Ведь “Бог есть Бог того, кто желает приобрести большее, если при этом принуждает себя ко всему”.

Всмотримся еще: является ли заповедь чем-то извне налагаемым, неудобоносимым и лишним, без чего можно обойтись? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит обратиться к латыни. Запрет (заповедь) здесь - interdictum (“запрет”, “прещение”, в русском буквальном переводе этому соот-ветствовало бы выражение “между-речие”). Это - речь одного субъекта, обращенная к другому, диалог. Но если я слышу не мою речь, значит, в моем мире появился Другой, который не есть я. Появление Другого - это ограничение меня, точнее - о-предел-ение, выявление меня как меня, как не-Другого. В между-речии я должен остановиться, приемля Другого и то, что он говорит мне. Здесь мне открывается мой предел - Другой. Именно открывается, и потому интердикт - необ-ходимое проявление откровения. Так диалог оказывается неизбежно связан с ограничениями. Нарушение интердикта - это нарушение суверенности Другого, это стремление “потре-бить” его, сделав частью моего мира. В конечном счете это - уничтожение диалогичности, отпадение в монологичный и монотонный мир одиночки. Но сказано же Адаму: “Не хорошо быть человеку одному” (Быт 2:18).

Интердикт Адаму - это свидетельство серьезного отно-шения Бога к человеку: человек признается собеседником Бога. И это - требование аналогичной серьезности в отношении человека к Богу. Так что, резюмируя по-латыни, “omne colloquium est interdictum”, что можно перевести и как “всякий разговор есть между-речие”, и как “всякий разговор - это запрет”. Адам не одинок в Бытии, и его неодиночество требует от него определенного этикета, - таков смысл заповедей вооб-ще (независимо даже от их конкретно-позитивного смысла). “Бог учтив”, - сказал кто-то о тайне Божественного смирения перед нашей свободой. Адам же поступил невежливо. А это - тяжелый грех, он таит в себе кощунство даже в отношении образа Божия - человека.

Итак, Бог и мир ожидают от человека священнослужения. Человек должен был принести Богу себя и весь мир как свой (ответный) дар, утвердив тем самым в мире закон жертвенной любви. Поэтому-то “не ради рая был создан человек, а напротив, сам был виною насаждения рая”. Рай - для человека, но человек - для Бога. По словам К. С. Льюиса, при создании человека ему были предложены правила игры: вся-кого дара можно касаться пальцами, чтобы переправить его другому, но нельзя брать в руки: иначе золотое яблоко жизни окажется яблоком раздора. Человек не вправе считать собственным владением даже самого себя (что, впрочем, разъяснял своим ученикам еще готовящийся к смерти Сократ).

И вот человек должен был принять мир не для его эксплуатации и уж тем более не для “покорения природы” - а для служения в нем. Священником поставляется человек в раю. По преп. Максиму Исповеднику, человек является пред-стоятелем твари, совершающим сакральное, культовое управ-ление ею в полном и трезвом сознании того, перед Кем он предстоит.

Чем же в этом случае был мир? Космос был храмом, рай - трапезой (центральной частью) храма, в глубине Эдема таился алтарь, перед которым предстоял человек - живая икона и священник… Весь мир был неотделим от Бога, не закрыт для Него, и потому был “овеществленной благодатью”.

И все же человек не нашел пути, чтобы через дары мира причаститься ко Творцу. Все заповеди Эдема оказались им нарушены. Призванный умножать жизнь - он стал причиной смерти. Призванный к труду - он избрал путь беструдного, магического самообожения. Призванный к познанию - он не распознал искушения. Призванный к благоговейному дистан-цированию от святыни - он обошелся с нею кощунственно-властно.

И открылись у Евы глаза, “и увидела жена, что дерево хорошо для пищи” (Быт 3:6). Первый человек не смог стать священником, - и мы стали потребителями.

]Свт. Григорий Богослов. Слово 45. На Святую Пасху // Творения. Т. 1. Троице-Сергиева Лавра, 1994, с. 666 (Жирный шрифт - и, далее, курсив - в цитатах везде принадлежат автору статьи. - Ред.).

Преп. Максим Исповедник. Мистагогия, с. 163.

Преп. Исаак Сирин. Слово 17 // Творения. Троице-Сергиева Лавра, 1911, с. 101.

Толстой А. К. Иоанн Дамаскин // Собрание сочинений. Т. 1. М., 1963, с. 515.

Цит. по: Фудель С. И. У стен Церкви // Надежда. Вып. 2. Франкфурт-на-Майне, 1980, с. 300. Впрочем, здесь вполне могло сказаться влияние старых переводов духовной литературы с греческого на церковнославянский; ведь и в тексте Великого канона преп. Андрея Критского встречается слово безсловесный с позднейшим примечанием: безрассудный, - явная греческая калька. Итак, человек, не знавший учения о логосах, но впитавший в себя через литурги-ческую практику уважение к онтологической весомости слова, вполне способен к такому словоупотреблению.

Преп. Ефрем Сирин. Толкование на книгу Бытия, с. 239. Запретительное значение русского слова заповедь проявляется, например, в слове заповедник - место, где запрещается нечто делать.

Преп. Ефрем Сирин. О рае // Творения. Т. 5, с. 273.