МѢСЯЦА МАРѢТА ВѢ 17 ДЕНЬ

МЕСЯЦА МАРТА В 17 ДЕНЬ

ЖИТИЕ И ЖИЗНЬ СВЯТАГО АЛЕКСИЯ ЧЕЛОВѢКА БОЖИЯ

ЖИТИЕ И ЖИЗНЬ СВЯТОГО АЛЕКСИЯ ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ

Бѣ нѣкто человѣкъ благовѣренъ в Римѣ градѣ именем Евфимианъ, славенъ бывъ у Ануриа и Аркадия, у царю римскую. Богатъ сый зѣло, имѣаше же рабъ-домочадець 300 в свилнах ризах и в златых поясѣх, не имѣаше же чада, зане подружие его неплодно бѣ.

В граде Риме жил один благоверный человек по имени Евфимиан, бывший в почете у римских цесарей Гонория и Аркадия. Богат он был очень, имел триста рабов-домочадцев в шелковых одеждах с золотыми поясами, но не имел наследника, ибо супруга его была бесплодна.

Благовѣренъ же сый, заповѣди Божиа творяаше , пощаше же ся по вся дьни до 9-го часа, поставляше три трапезы въ своем дому: едину — сиротам и вдовицам , другую — нищимъ и недужным , третюю — странным и мимоходящим. Сам же въ девятый час вкушааше хлѣба своего с черноризсцѣ и мимоходыи нищими. Егда же идя в полату , милостыню пред собою слаше, глаголя, яко нѣсмь достоинъ по земли Божии ходити. Жена же его именем Агласиа, жена же вѣрна и боящися Бога, заповѣди творяше, молящися Богу и глаголющи: «Помени мя, Господи, недостойную рабу твою, и дай же ми плод чреву, да будеть ми вожь старостѣ и на утѣху душа моея!»

Как человек благоверный, он следовал заповедям Божьим, постился каждый день до девятого часа, устраивал в своем доме три трапезы: одну — для сирот и вдовиц, другую — нищим и недужным, третью — для странников и паломников. Сам же в девятом часу вкушал свой хлеб с чернецами и нищими. А когда шел в палаты, посылал впереди себя милостыню, говоря, что недостоин ходить по Божьей земле. И жена его именем Агласия, благоверная и богобоязненная, тоже соблюдала заповеди, молясь Богу и говоря: «Помяни меня, Господи, недостойную рабу твою, и дай плод чреву моему, да будет мне поводырем в старости и утешением души моей!»

И помяну ю´ Богъ по добродѣанию еа, и зачят и роди сынъ. И възвеселися жена и мужь еа о Бозѣ. Егда же бысть время отрочате учитися, вдасти é на первое учение грамотѣ, и навыче всей граматикые , и церковную строю, и от риторикиа мало, и бысть отроча премудро зѣло. Егда же бысть женити год, рече Ефимиянъ женѣ своей: «Сътворивѣ брак сыну своему». И възвеселися жена о словесѣ мужа своего, паде на ногу его, глаголющи: «Да уставит Богъ слово твое, еже глагола, да сътворивѣ бракъ сыну наю възлюбленному, — и да възрадуется душа моя!»

И Бог воздал ей за ее добродетель: она зачала и родила сына. И возблагодарили Бога жена и муж. Когда же отроку пришло время учиться, отдали его сначала обучению грамоте, и он познал всю грамматику, церковные правила и немного риторику, и был отрок очень умным. А когда настало время его женить, Евфимиан сказал своей жене: «Свершим брак сыну своему». И возрадовалась жена словам мужа своего, пала ему в ноги, говоря: «Да утвердит Бог слова, сказанные тобой, свершим брак сына нашего возлюбленного — и да возрадуется душа моя!»

И обручиша ему нѣвесту царьскаго роду и сътвориша ему бракъ, увязьше чертогъ, вѣнчаше а святыми священникы въ церкви Святаго Внифантиа. И введше я в чертогъ , веселишася до нощи весь день тыи.

И обручили его с невестой царского рода, свершили его брак, женили его, и венчали их праведные священники в церкви Святого Вонифатия, а, отведя его в брачную спальню, все веселились весь тот день до ночи.

Влѣз же в чертогъ, сѣде на престолѣ златѣ, и взем перьстень злат, и лѣз обитъ коприною, и дасть обручницѣ своей, и рече: «Възми и съхрани, и буди Богъ межи тобою и мною, дондеже Господь изволит». И иные тайныи извѣща к ней. Излѣзъ ис чертога, иде в ризницю и взем от богатьства своего и изыде нощию отай из Рима. Шед же и из Капетулѣи, обрѣте карабль, в рѣцѣ стоящь, и влѣз в онь, доплы града Лаодикия, рекомаго Магнарѣя . Излѣзъ же ис корабля, помолися Богу, глаголя: «Боже, сотворивый небо и землю и спасе мя из чрева матере моея, спаси мя и нынѣ от суетнаго сего жития и сподоби мя деснаго стояния, яко ты еси Богъ милостивъ и спасаай, тебѣ славу възсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу».

А он, войдя в спальню, сел на золотой свадебный трон, и снял золотое кольцо, и, завернув в персидский шелк, отдал своей обрученной, сказав: «Возьми и сохрани, и да будет Бог меж тобою и мною до той поры, пока Господь изволит». И иное тайное поведал ей. Выйдя из спальни, пошел он в сокровищницу и, взяв часть своего богатства, покинул Рим тайно ночью. Спустившись с Капитолия, увидел он корабль, стоящий на реке, и, взойдя на него, доплыл до града Лаодикии, называемого Магнарея. Сойдя с корабля, помолился он Богу так: «Боже, сотворивший небо и землю, вызволивший меня из чрева матери моей, спаси меня и ныне от этой суетной жизни и сподобь меня десного предстояния возле тебя, ибо ты Бог милостивый и Спаситель. Славу возносим тебе, Отцу, и Сыну, и Святому Духу».

И въставъ, в той час срѣте оселники и иде с ними, дондеже доиде Едесы сирьскиа, идѣже лежит образъ иконы Господа нашего Исуса Христа, иже дасть Авгарю сый. Влѣз же въ град, продасть все, еже имѣ, и дасть нищим, и облечеся въ худыя ризы , и сѣдяше яко проситель в папертѣ въ церкве владычица нашеа Пресвятыя Богородица, пощашеся от недили до недили, причащаяся святых таинъ и ядяше двѣ уки хлѣба и двѣ уки пиаше воды, без сна пребываше вься нощи. А еже ему дааху милостыню , то все даяше нищимъ.

Помолившись, тотчас же встретил он погонщиков ослов и отправился с ними, пока не дошли до Эдессы сирийской, где лежит образ Господа нашего Иисуса Христа, который некогда сам дал Авгарю. Войдя в город, продал он все, что имел, и роздал нищим, облекся в бедные одежды и как нищий проситель сидел на паперти церкви владычицы нашей Пресвятой Богородицы, постясь от воскресения до воскресения, причащаясь святых тайн, съедая лишь два куска хлеба и выпивая два глотка воды, пребывая без сна все ночи. А если ему подавали милостыню, он все отдавал нищим.

Искаху же его въ градѣ Римстѣ и не обрѣтоша его. И посла отецъ его отрокы искати его, и не обрѣтоша его. Пришедше въ Едесъ град Месопотамию и даша ему отроци свои милостыню и не познаша его. Видѣвъ же á, он позна á и прослави Бога и рече: «Благодарю тя, Господи , яко сподобил мя еси приати милостыню от своих домочадець имени твоего ради». И обратишася отроцѣ его в Рим и възвѣстиша господину своему, яко не обрѣтохом его.

Искали его в городе Риме, но не нашли. И отец послал слуг разыскивать его, но и они не нашли его. Когда слуги пришли в Месопотамию, в город Эдессу, то, не узнав его, подали ему милостыню. Он же, увидев, узнал их и возблагодарил Бога, сказав: «Благодарю тебя, Господи, что сподобил меня принять милостыню от своих домочадцев имени твоего ради». И вернулись его слуги в Рим, сказав своему господину, что не нашли его.

Мати же его, от того часа брачнаго, егда искааху его и не обрѣтоша, вшедши в ложницю свою и отврьзши оконце възглавии своем и пославши вретище, попелом посыпа, молящеся Богу, глаголющи: «Не имам въстати отсюду, дондеже увѣмъ о сыну своем единочадѣм, камо ся дѣ». А отець его, отнелѣже родися сынъ его, не прилѣпися женѣ своей, глаголя к ней: «Моливѣ Бога, да пощадит отроча, еже нама дасть».

Мать же с того свадебного часа, когда искали его и не нашли, вошла в свою спальню, открыла оконце возле своего изголовья и, постлав мешковину, посыпала пеплом и стала молиться Богу, приговаривая: «Не выйду отсюда, пока не узнаю о сыне своем единственном, куда делся». И отец, с тех пор как родился сын его, не прикасался к жене своей, сказал ей: «Помолим Бога, да пощадит дитя, которого нам дал».

Сътворшу же отрочатѣ 17 лѣт въ папрьтѣ Святыа Богородица и угоди Господеви своему: явися во сънѣ понамаревѣ святая Богородица, глаголющи: «Въведи человѣка Божиа въ церковь мою , яко достоинъ есть царства небесьнаго, яко миро бо добровоня молитва его есть и якоже вѣнець на главѣ цесареви, тако почиваетъ Духъ Святый на немь. И яко же солнце сияетъ въ всь миръ, тако просияетъ житие его прѣдъ ангелы Божии». Пономарь же ища того человѣка, и не обрѣте, и обратися моляся Богородицы, да явить ему человѣка того. Глаголя же пакы къ нему Богородица въторое: «Убогый сѣдя прѣдъ двьрьми цьрьковными, тъ есть человѣкъ Божий». Изиде же пакы въ папьртъ и обрѣте и´, имы и´ за руку, въведе и´ въ цьрковь, и оттолѣ служаше ему вельми.

Семнадцать лет провел юноша на паперти церкви Святой Богородицы и угодил Господу своему: явилась во сне пономарю святая Богородица со словами: «Введи в церковь мою человека Божия: достоин он царства небесного, ибо молитва его, как миро благоуханное, и, как цесарев венец на голове, почивает на нем Дух Святой. И как солнце сияет для всего мира, так просияет житие его пред ангелами Божьими». Пономарь же, поискав того человека и не найдя, обратился с молитвой к Богородице, чтоб явила ему человека того. И Богородица вновь сказала ему, вторично: «Убогий, сидящий у дверей церковных, это и есть человек Божий». И снова вышел он на паперть, нашел его и, взяв его за руку, ввел в церковь и с той поры служил ему исправно.

И прослу слово то человѣка Божия въ вьсемь градѣ томь. Видѣвъ же, яко познаша и´ вьси, отбѣжа от града того и пришьдъ въ Лаоди кию, вълѣзе въ корабль и хотя преехати въ Таръсъ Киликию, зане ту не знаяхуть его.

И разнеслась слава о человеке Божием по всему городу. А когда он понял, что все его узнали, то бежал из этого города, и, прийдя в Лаодикию, сел на корабль, и хотел уехать в Киликию, в Тарс, потому что там не знали его.

Волею же Божиею прегънанъ бысть корабль вѣтръмь бурьнъмь и приде въ Римъ. Излѣзъ же ис корабля, рече: «Живъ Господь Богъ мой! Не буду тяжькъ никомуже иному: въ домъ отца моего да иду, яко и ту незнаемъ есмь». Ида же, сърѣте отца своего, идуща от полаты въ врѣмя обѣда, и поклонися ему, глаголя: «Рабе Божий, помилуй мя, убогаго страньна, и не дѣи мене въ дворѣ своемь, да ся насыщаю и азъ съ рабы твоими “от крупиць, падающи съ тряпезы” твоея. Богъ же да благословить лѣта твоя и да ти подасть царьство небесное, и яже имаши на страньнѣй земли да благословить и да тя насытить упъвания своего». Слышавъ же отецъ его, паче о страньныхъ тъщънѣи бысть въвести въ домъ свой, и рече къ отрокомъ своимъ: «Къторый от васъ служити ему хощеть? Да аще угодить ему, живъ Господь, яко свободьнъ будеть и участке имать възяти въ дому моемь. Нъ въ папьртѣ въхода моего сътворите ему хыжицю, да вълазя и излазя, зьру его. Давайте же ему от моея яди и тряпезы». — И бѣ ему суровъ приснъ.

Но, волею Божьей, корабль был подхвачен сильным ветром и пришел в Рим. Сойдя с корабля, он сказал: «Благословен Господь Бог мой! Не буду в тягость никому: войду в дом отца моего, как будто я там неизвестен». Подходя, встретил он отца своего, идущего из дома в обеденное время, и поклонился ему, сказав: «Раб Божий, помилуй меня, убогого странника, и пусти меня во двор свой, дабы и я насыщался с рабами твоими “крохами, падающими со стола” твоего. Бог же да благословит лета жизни твоей и даст тебе царствие небесное, и странник, которого примешь, благословит и утешит тебя верованием своим». Когда отец его услышал о странниках, которых весьма привечал в своем доме, то сказал своим слугам: «Кто из вас хочет служить ему? Если же угодит ему, да видит Господь, тот будет свободным и получит часть моего имущества. А при входе в мой дом постройте ему хижину, чтобы, входя и выходя, я видел его. Давайте же ему еду с моего стола». Но был он с ним всегда суров.

Мати же его имущи сѣтование и печаль и не исхожаше из ложьниця своея, а снъха, оставъши, рече ей: «Не отиду отсуду до съмьрти моея, нъ гърлици ся уподоблю, пустынелюбици и единомужици. И азъ сътьрплю и пожду, донъдеже увѣдѣ о женисѣ моемь, чьто ему бысть».

А мать его, сетуя и печалясь, не выходила из своей спальни, а сноха, оставшаяся с ней, говорила: «Не уйду отсюда до смерти моей, а уподоблюсь горлице, пустынножительнице и единомужнице. И я буду терпеть и ждать до тех пор, пока не узнаю о женихе моем, что с ним».

Отроци же по вься вечеры пакости ему дѣяху, ругающеся: они же пьхахуть его ногами, друзии же заушахуть, инии же пакы, опанице омывающе, възливаху на нь помыя. Видѣвъ же человѣкъ Божий, яко диявъльмь научениемь то ему бываеть, съ радостию, и веселиемь, и тьрпѣниемь вься приимаше, тьрпя.

Слуги же каждый вечер мучили его, глумясь над ним: одни пинали его ногами, другие давали оплеухи, а иные же, моя посуду, выливали на него помои. А человек Божий, видя, что это свершается с ним по дьявольскому наущению, принимал все терпеливо, с радостью и стойкостью.

Съконьчавъшю же въ дому отчи 17 лѣт незнаемъ, къто бѣ, егдаже изволися Господеви възати предание от него; рече къ отроку, служащему ему: «Брате, принеси ми харътию и чьрнило». И принесе ему . И възьмъ, написа тайны, яже имяше съ отцьмь си, и съ материю, и еже глагола къ обрученици своей въ чьртозѣ, како ей дасть пьрстень и льзъ. И вьсе житие свое написа, да познають и´, яко тъ есть сынъ ею .

Когда же прошло семнадцать лет его пребывания в отчем доме неузнанным, тогда Господь изволил взять у него исповедание о себе; человек Божий сказал отроку, который ему служил: «Брат, принеси мне пергамен и чернила». И тот принес ему. Он взял и написал о тайном, что было у него с отцом и матерью, и о том, что говорил повенчанной с ним в своем брачном чертоге, когда дал ей кольцо и шелк. И всю жизнь свою описал, чтобы узнали его, что это — их сын.

Бысть же въ единъ дьнь недѣля сущии , по коньчании святыя литургия, и еще сущу Маркиану архиепископу въ церькви и благовѣрьныма цесарема и всѣмъ людьмъ, гласъ услышыша невидимъ за олтарьмь глаголя: «Придѣте вьси тружающиися и обрѣмѣнении грѣхы, и азъ вы покою!» Дивиша же ся и ужасошася вьси и падоша ници въпнюще: «Господи, помилуй!» Тъгда же пакы вторый гласъ услышаша: «Поищѣте человѣка Божия, да помолитъся за миръ. Свитающю же пятъку, исходить от телесе своего».

В один из воскресных дней по окончании святой литургии, когда архиепископ Маркиан был еще в церкви, благоверные цесари и все люди услышали неведомый глас из алтаря, изрекший: «Придите все отягощенные и обремененные грехами, и я вас упокою!» Удивились и ужаснулись все и пали ниц, возопив: «Господи, помилуй!» И тогда вновь, вторично, услышали глас: «Поищите человека Божия, да помолится за мир. На рассвете в пятницу покинет он тело свое».

Въ четвьртъкъ же вечеръ събьрашася вьси въ церькъвь Святаго апостола Петра молящеся Богу, да явить имъ человѣка Божия. И бысть гласъ, глаголя: «Въ дому Еуфимияни, ту есть тѣло его». Обращьша же ся оба цесаря, рѣста къ Еуфимияну: «Въ дому своемь таку благодать имѣя, почто нама нѣси повѣдалъ?» Еуфимиянъ же рече: «Живъ Господь Богъ мой! Не съвѣдѣ». И призва же стрѣйшаго рабъ своихъ и рече: «Свѣси ли кого в клевретех моих такого суща?» Он же рече ему: «Живъ Господь Богъ мой, яко не свѣмъ : вьси бо пустошьници суть». Тъгда повелѣста цесаря ити въ домъ Еуфимиянь, да поищють человѣка Божия. Тъгда повелѣ Еуфимиянъ рабомъ своимъ столы и престолы поставити съ свѣщами и съ тьмьянъмь срѣсти я. И придоста цесаря и архиепископъ, и вьси цесареви мужи, и бысть гълчание въ дому.

А в четверг вечером все собрались в церкви Святого апостола Петра, моля Бога, чтобы явил им человека Божия. И раздался глас, изрекший: «В доме Евфимиана тело его». И обратились оба цесаря к Евфимиану, сказав: «Имея в доме своем такую благодать, почему ты нам не сказал?» А Евфимиан ответил: «Видит Господь Бог мой! Не знал». И призвал он старейшину рабов своих и сказал: «Не знаешь ли среди моих рабов такого?» И тот ответил: «Видит Господь Бог мой, не знаю: все они — ничтожные люди». Тогда цесари велели идти в дом Евфимиана поискать там человека Божия. Для их встречи Евфимиан велел рабам своим поставить столы со свечами и фимиамом и сидения. И пришли цесари, архиепископ и все именитые цесаревы мужи, и в доме стало шумно.

Мати же его завѣсила была окъньце завѣсъмь, да не видить ея никътоже, и рече: «Чьто се есть мълва и мятежь, и почьто суть пришьли?» А сънха вьсѣхъ зьряше съ полаты. Слуга же человѣка Божия рече къ господину своему: «Господи, еда сь есть человѣкъ Божий, нищий сь, егоже ми бѣ поручилъ, велика бо знамения и дивьна видѣхъ у него. От недѣля до недѣлѣ причащающася святыхъ таинъ и 2 укъни хлѣба и 2 укъни воды пияше, вься недѣля не ядыи, а въ нощи бе съна пребываше. Нъ етери от клеврѣтъ моихъ пакости ему творяху: ови пьхающе, а друзии ругающеся, инии же помыями обливаху, онъ же съ радостию все приимаше».

Мать же, у которой завешано было оконце занавесью, чтобы ее никто не мог видеть, сказала: «Что это за разговор и шум, и зачем все пришли?» А сноха всех видела из комнаты. И слуга человека Божия сказал своему господину: «Господин, не человек ли Божий тот нищий, которого ты мне поручил, ибо великие и дивные чудеса замечал я за ним. С воскресения до воскресения причащался он святых тайн и, кроме двух кусков хлеба и двух глотков воды, не пил и не ел все воскресения, а ночами не спал. И некоторые из рабов моих мучали его: одни пинали, а другие глумились над ним, иные же обливали помоями, а он принимал все с радостью».

Еуфимиянъ же слышавъ се, тече къ человѣку Божию и, пришьдъ, глагола къ нему, и не бѣ гласа от него уже, и открывъ лице его, видѣ свьтящеся, яко ангелу, и дьржаща харътию въ руцѣ. Еуфимиянъ же хотѣ възьмъ харътию видѣти, чьто есть написано въ неи, онъ же не пусти ея. Еуфимиянъ же обращься и шьдъ, рече къ цесарема, яко егоже ищемъ, обрѣтохомъ, и исповѣда има, яко прѣже 17 лѣтъ приде къ мънѣ, и — все по ряду, како житие его, еще же и харътию дьржить въ руцѣ и не дасть ми ея.

Евфимиан, услышав это, устремился к человеку Божию и, войдя, заговорил с ним, но тот уже был безгласен, а открыв лицо его, увидел, что оно сияет, как у ангела, и держит он в руке пергамен. Евфимиан хотел взять пергамен, чтобы увидеть, что написано на нем, но тот не выпустил его из руки. И Евфимиан возвратился, чтобы сказать цесарям, что он нашел того, кого они ищут, и поведал им, как семнадцать лет назад пришел он к нему, и далее — все по порядку о его житии, а еще о том, что он держит в руке пергамен, но не отдал ему.

Тъгда повелѣста цесаря одръ настълати и положити на немь святаго. Въставша же цесаря, и архиепископъ, и вьси цесареви мужи, сташа прѣдъ одръмь глаголюще: «Рабе Божии, и вѣ, аще грѣшна есвѣ, то — цесаря есвѣ, а сь — отець вьсея вьселеныя. Въдажь намъ харътию, да видимъ, чьто ты еси и чьто есть писано въ неи». Тъгда въдасть имъ харътию, и възьмъша въдаста ю дияку церьковьному. Сѣдъшема же цесарема, и архиепископу, и Еуфимияну, начать харътию чисти халтоларь.

Тогда цесари велели соорудить ложе и положить на него святого. И поднялись цесари, архиепископ и все цесаревы мужи, и встали у одра со словами: «Раб Божий, ведомо тебе, что мы, грешные, — цесари, а вот — отец вселенский. Отдай нам послание, дабы мы увидели, что написано в нем, и узнали, кто ты». Тогда он отдал им свое письмо, а они, взяв его, передали церковному дьяку. И когда цесари, архиепископ и Евфимиан сели, архиварий начал читать грамоту.

Егда слыша отець чьтения харътия, въскочи съ прѣстола скоро, и растьрза ризы своя, и сѣдины тьрзаше, текыи надъ тѣло его, вьргъ же себе на пьрси его. Любьзна цѣловаше его глаголя: «Увы мънѣ, чадо мое! Почто ми сицѣ сътворилъ еси, почто ми нанесе сице въздыхание? Колико лѣтъ пустъ бѣхъ, чая слышати гласъ твои, ли бесѣду твою, и не явилъ ми ся еси. Увы мънѣ, вожение старости моея! Камо имамъ дѣти сѣтование сьрьдца моего? Отселѣ уже достоить ми плакатися острупленыя си душа».

Как только отец услышал чтение письма, тут же вскочил с места, растерзал одежды свои, стал рвать седины, устремился к телу его и бросился ему на грудь. Любовно целовал он его, говоря: «Горе мне, чадо мое! Почто так поступил со мной, за что нанес мне такое огорчение? Сколько лет понапрасну надеялся я услышать либо голос твой, либо речи твои, но ты не открылся мне. Горе мне, поводырь старости моей! Куда мне деться от сердечной скорби моей? Отныне суждено мне лишь оплакивать свою израненную душу».

Слышавъши же мати его, яко сынъ ея есть, раздьра окъньце свое и ризы своя, и растьрза главу свою, жалостьно глядяше на сына своего и молящи народы, сущии на полатѣ, молящи я´, глаголаше: «Увы мънѣ, мужи, дадите ми мѣсто, да възьрю си жалостьно възлюбленаго своего чада. Увы мънѣ, братия моя, да узьрю си единочадаго сына моего, агньца душа моея, пътѣньца гнѣзда моего и въздоение сьсьцю моею, надѣжа мышьцю моею». Любьзно же лобызающи, въпияше глаголющи: «Увы мънѣ, чадо моея утробы! Почто ми сице сътворилъ еси? Толико лѣтъ пустъ еси былъ въ дому отца своего и не явилъся еси мънѣ».

Когда же его мать услышала, что он сын ее, разодрала она завесу на окне и одежды свои, растерзала свои волосы, горестно глядя на сына своего и прося людей, находящихся в палатах, с мольбой им говорила: «Горе мне, почтенные люди, дайте мне место, да взгляну горестно на чадо свое возлюбленное. Горе мне, братия мои, да узнаю сына моего единственного, агнца души моей, птенца гнезда моего, вскормленного грудью моей, опору жизни моей». И с любовью целуя его, рыдала со словами: «Горе мне, чадо утробы моей! Зачем так поступил со мной? Столько лет попусту провел ты в доме отца твоего, и не открылся мне».

Снъха же текъши, въ сквьрнахъ ризахъ сущи, плакашеся, глаголющи: «Увы мьнѣ, пустынелюбьная гърлице моя! Колико лѣтъ пуста быхъ слышати гласъ твой, ли слухъ твой. Камо ся дѣлъ еси и не явил ся мънѣ, иже дьньсь есмь въдовицею. И нѣсть ми уже на кого възирати, нъ отселѣ въсплачю ся острупленаго сьрдца». Людие же дивящеся вьси сльзамъ ихъ, плакахуся.

Сноха же, вбежавшая в бедных одеждах, оплакивала его, причитая: «Горе мне, горлице, возлюбившей уединение свое! Сколько лет лишена я была возможности слышать голос твой, либо вести о тебе. Куда делся ты и зачем не открылся мне, ставшей с этого дня вдовицей. И не на кого уже мне взирать, и отныне восплачу израненным сердцем». Люди же дивились их плачу и со слезами молились.

Тъгда повелѣста цесаря и архиепископъ нести одръ и поставити посредѣ града. Слышавъше же, гражане вси ся сътекоша надь нь. Елико бо недужьникъ приступи къ нему, вьси исцѣлѣша: нѣмии проглаголаша, слѣпии прозьрѣша, бѣсьнии исцѣлѣша. Цесаря же видѣвъша си чюдеса, сама възьмъша одръ, понесоста съ архиепископъмь, да освятяться прикосновениемь тѣла человѣка Божия. А отьць его дьржася за руку его, колѣбляся, и стеня, и бия пьрси своя. Мати же его тако же власы своя простьръши на нь, въпияше. Снаха же, пакы сѣтующи и рыдающи, въ слѣдъ одра идяше, плачющи. Людие же гнѣтяхуться о одрѣ и не можахуть ити, дьржаще и´.

Тогда цесари и архиепископ велели нести одр и поставить посреди града. Горожане же, услышав об этом, все собрались над ним. Сколько бы недужных ни приходило к нему, — все исцелялись: немые заговорили, слепые прозрели, бесноватые выздоровели. А цесари с архиепископом, видевшие эти чудеса, сами взяли носилки с телом и понесли их, дабы освятиться прикосновением к телу человека Божия. Отец же его держался за его руку, шатаясь и стеная и бия себя в грудь. И мать его тоже рыдала, покрыв его своими волосами. И сноха, также скорбя и рыдая, шла за одром с плачем. Люди же теснились возле одра и, задерживая его, не могли двигаться дальше.

Тъгда повелѣста цесаря злато съ срѣбръмь сыпати людьмъ, обращьшемъ ся на не, възмогуть понести человѣка Божия. Нъ не обратися никтоже на не, паче любяще тѣло святаго. Многу же труду бывъшю поздѣ, нѣколи донесоша въ церьковь Святаго Вонифанта.

Тогда цесари велели бросать людям золото и серебро, чтобы, когда они устремятся к деньгам, можно было понести тело человека Божия. Но никто на это не позарился, ибо тело святого было им дороже. Много затруднений было и потом, прежде чем донесли они тело в церковь Святого Вонифатия.

Благовѣрьная же цесаря повелѣста сътворити ковьчегъ златъ и украсити и´ камениемъ драгымь и бисъръмь, и сътворьше, и въложиша въ нь тѣло чловѣка Божия Алексия месяца июля въ 17. И праздьньствоваша 7 дьний, отцю и матери и снъсѣ ту прѣбывающемъ.

Благоверные цесари повелели создать золотую раку и украсить ее драгоценными камнями и бисером, а сделав, положили в нее тело человека Божия Алексия месяца июля в 17 день. И совершали поминовение семь дней, а отец, мать и сноха там пребывали.

Божиею благодѣтию искыпѣ ис ковьчега ему миро благыя воня. И сему чюдеси бывъшу, вьси недужьнии събьрашася, и, възимающе, мазахуся, и исцѣлеваху, славяще и хваляше Отца, и Сына, и Святаго Духа, единого Бога истиньнаго , емуже слава ныня, и присно, и въ вѣкы. Аминь.

Божьей благодатью, излилось из раки его миро благовонное. И когда это чудо свершилось, собрались все болящие и, набирая его, мазались им и исцелялись, славя и восхваляя Отца, и Сына, и Святого Духа, единого Бога истинного, ему же слава ныне, и присно, и во веки. Аминь.


...у Ануриа и Аркадия... — Гонорий и Аркадия — римские императоры братья-соправители, сыновья Феодосия I Великого, известные строгими указами против язычников. После раздела Римской империи в 395 г. Гонорий (395—423) правил западной частью империи, Аркадий (395—408) — восточной.

...въ церкви Святаго Внифантиа. — Церковь в память римского св. мученика Вонифатия (день памяти 19 декабря), который был послан своей госпожой из Рима в Тарс Киликийский за мощами христианских мучеников и, увидев, как мужественно переносят христиане свои истязания, сам стал христианином и принял мученический венец: был посечен мечом 14 мая 290 г.

...лѣз... — лезь (лизь), лежа (лежей) — сорт шелка-сырца, вывозимый из Персии армянскими купцами.

...из Капетулѣи... — т. е. из Капитолия, кремля и святыни древнего Рима, расположенного на Капитолийском холме.

...доплы града Лаодикия...

...доплы града Лаодикия... — Лаодикия — название нескольких городов в древности, один из которых (во Фригии) был главным центром христианства.

...доиде Едесы сирьскиа, идѣже лежит образъ иконы Господа нашего... — В древности город Эдесса — столица Осроены (в северо-западной части Месопотамии, Междуречья, на р. Евфрат), римская колония, которая являлась крупным христианским центром и была овеяна сказаниями, связанными с именем Иисуса Христа и его Нерукотворного образа. С 1637 г. принадлежит Турции (г. Урфа).

...иже дасть Авгарю сый. —Имеется в виду Авгарь V Черный, дважды царствовавший в Осроене (с 4 г. до н. э.—по 7 г. н. э. и с 13 г.—по 50 г.). С его именем связаны сказания об исцелении его с помощью присланного ему Христом Нерукотворного образа — лика Иисуса Христа, запечатленного на полотне,

...хотя преехати въ Таръсъ Киликию... — Тарс (Таразос) — главный город Киликии, области, расположенной на юго-востоке Малой Азии; с 66 г. до н. э. часть ее была римской провинцией.

...«от крупиць, падающи съ тряпезы»... — Мф. 15, 27.

...принеси ми харътию... — Хартия — здесь в значении — пергамен, приготовленный из кожи для письма; ниже — в значении: грамота, письмо.

«Придѣте вьси тружающиися и обрѣмѣлении грѣхы, и азъ вы покою!» — Мф. 11, 28.

...а сь — отець вьсея вьселеныя. — Имеется в виду архиепископ.

Халтоларь. — Греч. хартоларь — архиварий (архивариус), хранитель книг и хартий.

Житие этого святого испокон веков чтили на Руси, принимали, как «своего», русского, несмотря на то, что родился он все же в Риме. Его жизненный путь не мог оставить равнодушным ни одно русское сердце.
Родители Алексия, Евфимиан и Аглаида долго не могли иметь деток, но матушка не оставляла надежд и слезно просила Господа. И Он услышал ее мольбы, в семье родился мальчик.
Когда Алексий стал взрослым, отец и мать решили его женить, подобрали невесту: добрую и благочестивую девушку. Но после свадьбы Алексий отдал супруге свое венчальное кольцо и попросил его сохранить, а сам уехал из отчего дома в Лаодокию Сирийскую, в город Эдесса. Как известно, именно здесь хранился Нерукотворный образ Господа. Рядом с храмом Пресвятой Богородицы он стал просить милостыню, одевшись в нищенские одежды. Алексий наложил на себя строгий пост: вкушал только воду и хлеб, ночью непрестанно молился.
Пречистая Богородица явилась во сне местному сторожу и указала, что Алексий - человек Божий. Люди стали чтить святого, а тот тайно бежал, не желая такого всеобщего внимания. Так после 17 летнего пребывания в городе, он отправился в город Тар, но корабль сбился с пути, причалив лишь у берегов Италии.
Алексий Божий человек понял, что это Божие провидение и решил отправиться к своей семье, понимая, что вряд ли они его узнают. Отец, мать и супруга уже отчаялись его когда-то увидеть, долго горевали, но решили положиться на волю Господа. Когда Алексий пришел в дом к своему отцу и попросил ночлега, его приняли, накормили и оставили жить у себя в сенях. Прожил святой Алексий здесь 17 лет, и когда стало известно ему о дне кончины своей, он описал подробно всю свою жизнь на огромном свитке. В один из дней, на праздничной воскресной службе в соборе святого апостола Петра произошло великое чудо. Глас свыше возвестил о том, что нужно искать человека Божия, чтобы он вознес свои молитвы о Риме и всех людях. Все стали молиться и просить, чтобы было открыто имя этого человека, молитвы были услышаны, и всем стало известно, что человек Божий живет в доме Евфимиана.
Когда Евфимиан пришел к преподобному Алексию, в живых его уже он не застал. Почивший держал в своей руке свиток, для того чтобы его прочесть и император, и папа Римский стали молиться коленопреклоненно. И тогда святой Алексий исполнил их просьбу. В торжественной обстановке, в храме текст свитка был озвучен всему народу. Всю правду узнали и самые близкие люди Алексия человека Божия, которые также как и все, склонили свои головы в почтенной молитве перед телом святого. Честные останки были погребены 30 марта (по новому стилю) в 411 году. Почитание жизни этого угодника Божия отражено не только в многочисленных иконах святого, храмах, названных в честь него, но и в духовных стихах. Алексий человек Божий был небесным покровителем Алексея Михайловича Романова.

17 марта по старому стилю (30 марта по н. ст.) Церковь празднует день памяти преподобного Алексия, человека Божия. Чем его необычный аскетический подвиг может стать назидательным для нас, людей XXI века?

Помню, читал одну замечательную статью французского журналиста о зарождении и развитии индустрии супермаркетов во Франции и во всем мире. Среди прочего автор писал о том, что магазины заменили для человека храм. В храмах поют – и в супермаркете играет приятная легкая музыка, в церквях красивые иконы и горят золотыми огоньками свечи – и в магазинах яркие блестящие упаковки, плакаты, все залито электрическим светом. Человек с большей радостью идет в супермаркет, чтобы воздать хвалу не Богу, но своему телу и удовольствиям, связанным с ним.

Совсем недавно на лекциях по библейской археологии в Киевской духовной академии я узнал удивительные вещи о древних ветхозаветных городах Содоме и Гоморре. Так сказать, об анатомии греха.

Оказывается, что Содом и Гоморра были очень богатыми городами. Они стояли на месторождениях нефти, а в те времена она также ценилась, потому что использовалась в производстве строительных материалов. Содомиты и гоморряне процветали. Они продавали нефть и изделия на ее основе направо и налево, купаясь в роскоши. Пока, наконец, как говорится в одной меткой пословице, не стали жить для того, чтобы есть, то есть чтобы всячески потакать своему телу, низменным инстинктам и тешить их. Сердца содомитов очерствели настолько, отмечается в истории, что они перестали давать милостыню и творить дела милосердия. Постепенно их пороки возрастали, пока, наконец, кульминацией страстей не стал гомосексуализм. Города постигла Божья кара, и на все времена их участь стала предостережением для грядущих поколений.

Потому что социальные катаклизмы наступают тогда, когда у людей богом становится чрево. Они возводят идолов из материальной культуры, богатства, половых отношений, чревоугодия. И постепенно эти страсти растлевают-развращают человеческую душу, разжигают в ней пламя эгоизма, гордыни, себялюбия. Она становится неспособной принять в себя мирный дух Божий, предлагающий человеку смирение, послушание, любовь к Господу и ближнему. А когда два гордеца встретятся, как козлики из детской сказки, на мостике через речку и не уступят друг другу – вот вам и конфликт. А если не уступят друг другу пять, шесть, десять, тысяча человек – начнется война. Такова анатомия греха.

И сегодня, конечно, для устранения общественных неурядиц нам нужно подумать в первую очередь о своем духовно-нравственном состоянии. Ведь Ниневия, сидя во вретище и пепле, покаялась и прощена была. А Великий постлучшее время для вретища, пепла и покаяния.

В исправлении общества и государства каждому нужно начать с себя. И в этом, пожалуй, один из лучших примеров – житие преподобного Алексия, человека Божия.

Сын римского патриция-сенатора конца IV – начала V веков отказывается от всего для того, чтобы стать нищим на паперти Эдесского храма в далекой Месопотамии.

Сознательно отказавшись от высокого положения и всех обязанностей и удовольствий, связанных с ним, он полностью посвящает себя служению Богу, претерпевая и голод, и зной, и стужу, и поношения. Каждое воскресение Алексий исповедуется и причащается Святых Христовых Таин, а милостыню, поданную ему, тут же отдает нищим.

И через семнадцать лет подобного подвига пономарь данного храма услышал голос Пресвятой Богородицы: «Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царства Небесного; молитва его восходит к Богу, как кадило благовонное, и Дух Святый почивает на нем». Так Матерь Божья прославила праведника, и люди узнали, что рядом с ними святой. Но Алексий бежит от славы людской и волею Божией неузнанный оказывается возле дома родителей, где подвизается как нищий, вымаливая спасение для себя, своей семьи и всех православных христиан. Ведь имя «Алексий» переводится с греческого языка как защитник, и он воистину становится молитвенным защитником и для родителей своих Евфимиана и Аглаиды, и для невесты, оставленной им тайно для совершения духовных подвигов.

Перед смертью он пишет хартию, в которой описывает свою жизнь и просит прощения у родителей и у невесты. Письмо заканчивалось словами: «Молю вас, любезные мои родители и честная невеста моя, не обижайтесь на меня, что я, покинув вас, причинил вам столь великую скорбь; я и сам скорбел сердцем о печали вашей; многократно молил я Господа, чтобы Он даровал вам терпение и сподобил вас Царства Небесного. Надеюсь, Он по благоутробию Своему исполнит молитву мою, ибо я из любви к Нему избрал столь многотрудное житие, не изменяя его ради ваших слез, так как для каждого христианина лучше более повиноваться Творцу и Создателю своему, чем родителям своим. Верую, что насколько великую скорбь причинял вам, настолько большую радость получите вы в Царствии Небесном».

Господь прославил Своего угодника. Во время Литургии, совершаемой Папой в присутствии императора, все услышали чудный голос, исходящий из алтаря: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Присутствовавшие в храме в великом ужасе пали на землю, взывая:

– Господи, помилуй!

– Поищите человека Божия, уже отходящего в другую жизнь; пусть он помолится о городе: молитва его для вас будет весьма благодетельна.

Позже Господь указал, что этот человек находится в доме Евфимиана. И так нашли преподобного Алексия, человека Божия. Он к тому времени уже преставился. Весь Рим во главе с Папой и императором прощался с великим святым. От его мощей происходили чудесные исцеления больных и бесноватых.

Свеча не укрылась под спудом, но была поставлена на вершине, чтобы светить всем. Так Господь прославил Своего – Божия человека.

Нам, дорогие братья и сестры, нужно поступать так же, как преподобный Алексий. Не в физическом смысле, конечно, бросать все – работу, семью, квартиру. Нет. На такое способен не каждый. Да и не всякому это полезно. Но мы должны быть нищие внутренне. Как говорит Евангелие, «нищие духом». И, как бы это болезненно ни было, отлепляться сердцем от любви к диванчику своему, к жидкокристаллическому телевизору с большущей диагональю, к колбасе десятков сортов. Потому что имеющий должен быть как не имеющий. Следует понимать, что все блага от Бога. И потому нужно сердечно прилепляться только к Нему – вот что такое «нищие духом».

Ведь по большому счету человечество является нищим, лежащим на паперти Божьего храма. Не стоит строить из себя властелина мира и вершителя судеб. Это ни к чему хорошему не приведет.

Посмотри на себя, человече, твоя душа одета в лохмотья, в рубище, на сердце и теле короста от греха. Ты истосковался по пище небесной, обернись к храму, протяни руку к Господу за подаянием – и Он поднимет тебя. И тоже, как и преподобный Алексий, ты станешь человеком Божиим. Преподобный отче Алексие, моли Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

От знатных и благочестивых родителей. Отец его Евфимиан был сенатором. Он отличался душевной добротой, был милосерден к больным и страждущим, ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих. У Евфимиана и жены его Аглаиды долго не было детей, и это омрачало их счастье. Но благочестивая Аглаида не оставляла надежды - и услышал ее Бог, и послал им сына. Отец назвал младенца Алексий (в переводе с греческого "защитник"). Святой Алексий рос здоровым ребенком, хорошо и прилежно учился. Когда же он достиг совершеннолетия, Евфимиан и Аглаида решили его женить. Они выбрали для сына девушку царской крови, очень красивую и богатую. Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: "Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью". Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом.

Сев на корабль, отплывающий на Восток, юноша прибыл в Лаодикию Сирийскую . Здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался с ними до города Эдессы , где хранился Нерукотворный образ Господа , запечатленный на плащанице. Раздав остатки имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храм Пресвятой Богородицы. Каждое воскресенье приобщался он Святых Христовых Тайн. По ночам Алексий бодрствовал и молился. Вкушал он только хлеб и воду.

Тем временем родители и жена святого Алексия, опечаленные его исчезновением, послали слуг своих на поиски. Были они и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы и подавали милостыню святому Алексию, не узнав его. Через некоторое время слуги вернулись в Рим, так и не найдя святого Алексия. И никому из родных не было откровения о нем. Тогда они смирились, и хотя продолжали скорбеть и тосковать о нем, но положились на волю Божию.

Преподобный Алексий провел в Эдессе семнадцать лет, прося милостыню в притворе храма Богородицы. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Когда же жители Эдессы стали чтить его, преподобный Алексий тайно бежал. Он думал отправиться в город Тарс (в Малой Азии , родина святого апостола Павла), но корабль, на котором плыл преподобный, попал в сильную бурю и сбился с курса, долго блуждал и пристал наконец к берегам Италии , невдалеке от Рима. Святой Алексий, узрев в этом Промысл Божий, пошел к дому отца своего, ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о кровных его, пребывающих в странствии. Тот рад был принять нищего, дал ему место в сенях своего дома, велел носить ему пищу с хозяйского стола и приставил слугу для помощи ему. Остальные слуги из зависти стали исподтишка оскорблять нищего, но преподобный Алексий прозрел в этом дьявольское наущение и принимал издевательства со смирением и радостью. Он по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился. Так прошло еще семнадцать лет. Когда же приблизился час кончины его, преподобный Алексий записал всю жизнь свою, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое.

В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. От святого престола изошел глас свыше: "Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его". Весь народ в ужасе и восторге пал ниц. В четверг вечером в соборе апостола Петра молили Господа открыть им человека Божия - и с престола изошел глас: "В доме Евфимиана - человек Божий, там ищите". В храме присутствовали римский император Гонорий (395-423), а также папа Римский Иннокентий I (402-417). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга, приставленный к святому Алексию, рассказал Евфимиану о его праведности. Евфимиан поспешил к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых.

Лик блаженно почившего святого сиял светом нездешним. В руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и папа Римский преклонили колена, прося святого разжать руку и святой Алексий исполнил их просьбу. Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого горя многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император Гонорий и папа Иннокентий I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, были погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта года, когда и празднуется память преподобного Алексия, человека Божия.

Житийная традиция

Признанная ныне древнейшей сирийская версия жития преподобного Алексия не называет его имени, и повествует лишь о бегстве святого из Рима и пребывании в Эдессе. После 17 лет проведенных в молитве и посте, гласит это сказание, святой скончался в приюте для бездомных и был погребен в общей могиле. Вскоре после этого пономарь церкви, где подвизался святой, рассказал епископу историю жизни человека Божия, которую тот поведал ему перед кончиной. Епископ велел с почестями перезахоронить мощи столь великого святого, но тело его чудесным образом исчезло из могилы, где нашли лишь жалкое погребальное вретище. Поскольку Эдесским епископом назван Раввула ( –), можно предположить, что житие святого было написано, вероятно на основе устного предания, во второй половине - в начале века.

Дополнение к этому житию составило греческое сказание, получившее известность ранее века в Константинополе (возможно, в связи с переселением туда сирийских монахов-акимитов). Вероятно что именно им пользовался прп. Иосиф Песнописец († 886), составляя канон святому, в котором впервые названо его имя - Алексий. Согласно этому сказанию, святой, стремясь укрыться от распространившейся в Эдессе славе о его праведной жизни, покинул город на корабле и оказался в Риме, за чем и следует вторая половина его подвижнической жизни.

На основе этих ранних сирийского и греческого житий была создана (вероятно, около века) вторая сирийская версия, в которой совмещение двух сказаний привело к указанию на «двойную смерть» святого: сначала в Эдессе, затем в Риме, в объяснение чего указывалось на чудо с опустевшей могилой (не упомянутое в Константинопольской традиции). В первой арабской (каршуни) версии сделана попытка согласовать обе традиции, убрав или сгладив заметные противоречия, в то время как вторая арабская редакция восходит исключительно к Константинопольской и совершенно игнорирует первоначальную эдесскую. В веке появилось греческое переложение жития в сборнике Симеона Метафраста . Кроме того, известны несколько греческих версий, а также ряд латинских редакций жития, в которых помимо имен Алексия человека Божия и его родителей названы имена невесты святого (Адриатика), архиепископа (папа Иннокентий I) и императоров (Аркадий и Гонорий).

Известно множество переводов жития Алексия человека Божия, восходящих либо к латинской версии (нем., старофранц., провансальская, древненорвеж.), либо к греческой в редакции Метафраста (древнегруз. и древнеарм.). С западной житийной традицией тесно связаны «песни» Алексия человека Божия, появившиеся, вероятно, в века в Нормандии и перешедшие оттуда в Англию и Германию (поэма Конрада из Вюрцбурга и др.). На Западе Алексий человек Божий считался небесным покровителем братства алексиан (целлитов), занимавшегося уходом за нищими и их погребением.

Древнейшая славянская пространная версия жития , восходящая к греческой редакции, в которой присутствуют элементы как византийской, так и латинской традиций , была переведена к конце века и вскоре получила распространение на Руси . Вторая славянская редакция сделана с использованием более пространной греческой версии. Краткое житие Алексия человека Божия переведено в XII веке в составе Пролога Константина Мокисийского , вторично переведено в первой половине XIV века (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога . В XVI веке древнейшее славянское пространное житие, исправленное по греческим текстам , а также краткое житие включены под 17 марта в Великие Минеи Четьи . Новый перевод жития с греческого языка, сделанный в году Арсением Греком , печатался в Анфологионе () и Прологе (начиная с ). В Житиях святых свт. Димитрия Ростовского повествование об Алексии человеке Божием, основанное на Великих Четьих Минеях, дополнено по переводам Арсения Грека, Петра Скарги , использованы также тексты из ActaSS и Л. Сурия . Именно это житие, составленное святителем на обширном житийном материале сложившемся к XVII веку, лежит в основе помещенного в Четьих Минеях Русской Православной Церкви.

Существуют также юго-западнорусские переводы и переработки жития Алексия человека Божия , восходящие к латинским оригиналам. В XVII –XVIII веках появились переводы жития Алексия человека Божия на украинский язык, сделанные на основе издания Скарги.

Почитание и мощи

Если на Востоке почитание преподобного Алексия стало распространятся уже с - века, то на Западе почитание Алексия человека Божия не засвидетельствовано в древних агиографических и литургических памятниках, но, несомненно, уже существовало к веку. Его широкое распространение связывают с приездом в году в Рим изгнанного со своей кафедры митрополита Дамасского Сергия . Получив от папы храм святого Вонифатия на Авентинском холме (где, согласно одной из версий жития, Алексий человек Божий венчался накануне своего бегства из дома), митрополит Сергий основал там монастырь для греческих и латинских иноков, с года упоминающийся в источниках под именем святых Вонифатия и Алексия человека Божия . В году здесь было объявлено об обретении мощей Алексия человека Божия и состоялось их торжественное перенесение в верхний храм, из-за чего возник спор с канониками собора святого Петра , где, по одной из версий жития, святой был погребен.

В средневековом Риме паломникам показывали «палаты Евфимиана», о чем сообщает в «Заметке о Риме» неизвестный участник русской делегации на Ферраро-Флорентийском Соборе (здание не сохранилось).

Однако, несмотря на широкое почитание Алексия человека Божия на Руси, известно не столь много храмов, освященных в его честь. В Москве около года был основан женский монастырь во имя Алексия, человека Божия , который первоначально находился на Остоженке, в году переведен «на Чертолье» (где сейчас находится храм Христа Спасителя), в году - в Красное Село (здание церкви во имя Алексия человека Божия – годов сохранилось, в нем находился Дом детского творчества, в 2000-м году церковь была передана верующим, восстановительные работы начались лишь спустя два года ).

В году на втором ярусе колокольни московского Страстного монастыря была освящена церковь во имя Алексия человека Божия. В настоящее время в нескольких московских храмах существуют приделы во имя Алексия человека Божия. В Новгороде известны придел вмц. Екатерины и Алексия человека Божия при церкви Успения на Торгу () и Алексеевский храм за валом Окольного города близ Людина (Гончарного) конца в Тонной слободе, упоминающийся в летописях с года ; во

Преподобный Алексий родился в Риме в семье благочестивых и нищелюбивых Евфимиана и Аглаиды. Супруги долгое время были бездетны и неустанно молили Господа о даровании потомства. И Господь утешил супругов рождением сына Алексия. В шесть лет отрок начал учиться и успешно изучал светские науки, но особенно прилежно читал Священное Писание. Став юношей, он начал подражать своим родителям: строго постился, раздавал милостыню и под богатой одеждой тайно носил власяницу. В нем рано созрело желание оставить мир и служить Единому Богу. Однако родители собирались женить Алексия и, когда он достиг совершеннолетия, нашли ему невесту.

После обручения, оставшись вечером наедине со своей невестой, Алексий снял с пальца перстень, отдал ей и сказал: "Сохрани это, и пусть Господь будет с нами, Своей благодатью устраивая нам новую жизнь". А сам тайно ушел из дому и сел на корабль, отплывавший в Месопотамию.

Попав в город Эдессу, где хранился Нерукотворный образ Господа, Алексий продал все, что у него было, роздал деньги нищим и стал жить при церкви Пресвятой Богородицы на паперти и кормиться подаянием. Преподобный питался только хлебом и водой, а полученную милостыню раздавал немощным и престарелым. Каждое воскресенье он причащался Святых Таин .

Родные всюду искали пропавшего Алексия, по безуспешно. Слуги, посланные Евфимианом на розыски, побывали и в Эдессе, но не узнали в нищем, сидящем на паперти, своего господина. От строгого поста тело его высохло, красота исчезла, зрение стало слабым. Блаженный же узнал их и благодарил Господа за то, что получил подаяние от своих слуг.

Безутешная мать святого Алексия затворилась в своей комнате, непрестанно молясь за сына. Жена его горевала вместе со свекровью.

Преподобный прожил в Эдессе семнадцать лет. Однажды пономарю церкви, при которой подвизался преподобный, было откровение о нем: Матерь Божия через Свою святую икону повелела: "Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царства Небесного; молитва его восходит к Богу, как кадило благовонное, и Дух Святый почивает на нем". Пономарь стал искать такого человека, но долго не мог найти. Тогда он с молитвой обратился к Пресвятой Богородице, прося Ее разрешить его недоумения. И снова был глас от иконы, возвестивший, что человек Божий есть тот нищий, который сидит на церковной паперти. Пономарь нашел святого Алексия и ввел в церковь. Многие узнали о праведнике и стали почитать его. Святой, избегая славы, тайно сел на корабль, отправлявшийся в Киликию. Но Промысл Божий судил иначе: буря унесла корабль далеко к западу и прибила к берегу Италии. Блаженный направился в Рим. Неузнанный, он смиренно просил у своего отца разрешения поселиться в каком-нибудь уголке его двора. Евфимиан поместил Алексия в специально устроенном помещении при входе в дом и велел кормить его со своего стола.

Живя в родительском доме, блаженный продолжал поститься и проводить дни и ночи в молитве. Он смиренно терпел обиды и насмешки от слуг родного отца. Комната Алексия находилась напротив окон его невесты, и подвижник тяжко страдал, слыша ее плач. Только безмерная любовь к Богу помогала блаженному переносить эту муку. Святой Алексий прожил в доме своих родителей семнадцать лет и был извещен Господом о дне своей кончины. Тогда святой, взяв хартию, описал свою жизнь, прося прощения у родителей и невесты.

В день кончины святого Алексия в соборной церкви служил литургию Римский Папа Иннокентий (402-417) в присутствии императора Гонория (395-423). Во время службы из алтаря раздался чудесный Голос: "Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы" (Мф. 11, 28). Все присутствовавшие в страхе пали на землю. Голос продолжал: "Найдите человека Божия, отходящего в вечную жизнь, пусть он помолится о городе". Стали искать по всему Риму, но не нашли праведника.

С четверга на пятницу Папа, совершая всенощное бдение, просил Господа указать угодника Божия. После литургии вновь в храме послышался голос: "Ищите человека Божия в доме Евфимиана". Все поспешили туда, но святой уже умер. Лицо его светилось подобно лику Ангела, а в руке была зажата хартия, которую он не выпускал, как ни старались ее взять. Тело блаженного положили на одр, покрытый дорогими покрывалами. Папа и император преклонили колена и обратились к преподобному, как к живому, прося разжать руку. И святой исполнил их мольбу. Когда письмо было прочитано, отец, мать и невеста праведника с плачем поклонились его честным останкам.

Тело святого, от которого начали совершаться исцеления, было поставлено посреди площади. Сюда собрался весь Рим. Император и Папа сами внесли тело святого в церковь, где оно находилось целую неделю, а затем было положено в мраморную гробницу. От святых мощей стало истекать благоуханное миро, подававшее исцеление больным.

Честные останки святого Алексия, человека Божня, погребены в церкви святого Вонифатия. В 1216 году были обретены мощи. Житие святого преподобного Алексия, человека Божия, всегда было одним из любимых на Руси.