В старину на Кавказе новорожденному мальчику дарили кинжал. Подрастающих ребят учили обращаться оружием, использовать для обороны и нападения. Мужчина не должен был с ним расставаться, в любой момент он должен был готов отстоять сою честь и честь своей семьи. Во все времена кавказский кинжал был символом силы, мужества и достоинства.

Изготовление кавказского кинжала процесс сложный и трудоемкий. В древние времена традиционно клинки изготавливались из трех видов стали:

  • альхана – самая крепкая сталь клинка, из нее делалась подложка;
  • дугалала – самая мягкая сталь для изготовления основной части;
  • антушка – специальная прочная сталь, из которой изготавливалось лезвие клинка.

Все три металла складывались бутербродом и раскалялись, после чего долгая работа на наковальне рождала новый клинок. Его шлифовали, обтачивали, прокаливали и закаливали, после чего оставалось изготовить рукоять и ножны.

Рукояти и ножны для кавказских кинжалов

Рукоять изготавливалась из моржовой кости или рога. Всадная рукоять из цельного рога или кости крепилась несколькими заклепками к хвостику клинка. Накладная – из двух пластин рога или кости, которые накладывались на хвостик с двух сторон и соединялись шайбами и клепками. Украшалась рукоятки накладными металлическими элементами.

Были так же распространены металлические рукояти. Они также могли быть составными из нескольких элементов – накладки, шайбы, заклепки и цельнометаллические – из металлического основания и нескольких заклепок, для прикрепления рукояти к полосе клинка.

Чтобы не тупилось лезвие, ножны вырезали из дерева, а снаружи обтягивали кожей, которую так же, как и рукоять украшали металлическими накладками. Ножны, как правило, изготавливались с учетом возможности крепления к поясу, как справа, так и слева. Во-первых, с учетом правша человек или левша, а во-вторых, многие богатые люди могли позволить себе носить два клинка, для демонстрации своего достатка, и по желанию менять их местами.

Существует два основных вида клинков. Это Кама и Бебут – , различие их в форме клинка.

Кама

Кама – прямой боевой кинжал. У него лезвия расположены параллельно друг другу. К краю резко сужаются и переходят в острие. Посередине выступает своеобразное ребро жесткости, по бокам от него две бороздки – долы, предназначены для уменьшения общего веса изделия. Тем не менее, это лишь стандартная форма, многие экземпляры имели другую форму, например два ребра жесткости и три дола, три ребра жесткости и четыре дола или одно ребро жесткости и один дол, смещенный от центра.

Оба лезвия одинаково заточенные. Основное назначение данного вида холодного оружия – нанесение колющих ударов, поэтому его режущие свойства несколько преувеличены теми, кто говорит о том, что они остры, как бритва. А попытки современных умельцев исправить «ошибки» и заточить лезвие приводят лишь к порче оружия.

Размеры кавказского кинжала влияют на его режущие и рубящие свойства. При сохранении идеальных колющих свойств, клинки могут быть более или менее приспособлены к другим видам ударов.

  • Малый 25-30 см. – не предназначен для нанесения рубящих ударов.
  • Средний 33-40 см. – самая универсальная модель, которая одинаково может использоваться как для режущих, так и для рубящих ударов.
  • Большой 45-60 см. — не предназначен для нанесения режущих ударов.

Кроме того у каждого народа существуют свои особенности клинков кавказских кинжалов:

  1. Азербайджанские – имели богатый орнамент, как на самом оружии, так и на рукояти и ножнах. Это арки, завитушки веток, стилизованные листья.
  2. Армянские – отличаются вытянутой головкой рукояти.
  3. Грузинские – как правило, более широкие и короткие. Это самые мощные из кавказских клинков.
  4. Дагестанские – считаются самыми лучшими. У них, как и у армянских, вытянутая головка рукояти. Они изящны и отлично выполнены.

Бебут

Бебут – боевой кинжал с изогнутым лезвием. У него только выгнутая сторона затачивалась остро.

Стоит отметить, что среди старинного оружия встречается довольно редко, в отличие от Кама. И те редкие образцы, которые можно проанализировать, принадлежали богатому сословию. Их не использовали ежедневного, а лишь как атрибут – признак богатства.

Широкое же распространение они получили в первую мировую войну. Русская армия оснастила ими артиллеристов и пулеметчиков. Дело в том, что этот вид холодного оружия обладал отличными рубящими свойствами. Он стал хорошей заменой армейскому тесаку, исполняя роль колющего оружия и шанцевого инструмента. Ведь вся артиллерия передвигалась с помощью лошадей, и у людей была постоянная потребность в универсальном подручном приспособлении.

Несмотря на то, что как правило, кавказские кинжалы не были заточены как бритва, существуют некоторые очень дорогие, эксклюзивные экземпляры, которые имели действительно сверхкачества. Это оружие из сварного булата или дамаска, которые имели особые технологии изготовления, были очень прочными и острыми. Изготавливались только по индивидуальным заказам несколькими мастерами и имели очень высокую стоимость.

С клинками у кавказских народов связано множество интересных традиций, обычаев и поверий. Они прочно вошли в культуру и стали неотъемлемым образом кавказского мужчины.

На Кавказе всегда ценилось оружие, в первую очередь холодное. Его тщательно выбирали, содержали в порядке, затачивали до нереальной остроты, ведь когда-то от качества ножа или кинжала могла напрямую зависеть жизнь владельца оружия и его семьи.

Сейчас интерес к истории, к традициям возрождается и, хотя никто не будет надевать кинжал к современному костюму, каждый мужчина желает обладать хотя бы одним современным или старинным кавказским кинжалом. Это важная часть национального костюма кавказского мужчины. Даже знаменитую лезгинку джигиты танцуют с кинжалами, держа их в зубах. Слагаются песни, пишутся стихи, народ сочиняет поговорки: «Кинжал, обнаженный глупцом, опаснее кинжала храбреца».

Особенности кинжалов разных частей Кавказа

Знаменитые кавказские клинки известны далеко за пределами этого региона. У них есть ряд сходных признаков для всех народностей, населяющих Кавказ, но имеют они и некоторые национальные особенности.

По форме кинжалы разделяются на прямые и изогнутые. Причем прямые пользуются большей популярностью, нежели с изогнутым концом. Ещё на большую или меньшую распространенность кинжалов повлияло и то, что некоторые образцы выпускались поштучно отдельными мастерами, а в некоторых местах технические и технологические возможности были выше, и производство клинков было более производительно. Примером этому служат кинжалы кавказские казачьи: кама, на лезвии которого четыре симметричных дола и бебут, на его лезвии только два дола.

Рукоятки клинков также характерны и имеют расширенное основание и удлиненную головку. Чаще всего рукоятки изготавливаются из ценных материалов, например из поделочной кости, рога и могут быть как монолитными, так и разборными. Металл на рукоятках также широко применяется в виде отдельных накладок или иногда рукоять полностью выполнена из металла, украшенного различными способами. Так же разнообразно украшаются и ножны кинжалов.

Что касается национальных особенностей кинжалов, то кроме общекавказской формы, каждый народ привнес что-то свое. Например, грузинские кинжалы отличаются более коротким по сравнению с другими видами клинком. В средней части клинков они обычно украшены накладными пластинами, а у пятки декорированы сквозными насечками. Орнамент – цветочный. Прием декорирования – чернение с гравировкой.

Кинжалы из Армении мало отличаются от общекавказской модели. Несколько более удлиненная головка и вырезы перехваты – основные отличия. Украшены армянские клинки растительным орнаментом или стилизованными надписями на армянском языке. Рукоятки дорогих изделий могут быть украшены драгоценными камнями.

Кинжалы, сработанные мастерами из Азербайджана почти не отличаются от армянских. Основное отличие – в декорировании. Узор может составлять как растительные мотивы, так и несколько угловатые, графические мотивы. Также распространено нанесение мусульманских мотивов – изгибающиеся стилизованные ветки и арочные перекрытия. Часто рукоять украшена в технике прорезного орнамента.

Очень похожи на грузинские кинжалы клинки хевсурдских мастеров-оружейников. Основа их прибора – латунь или железо, а украшают они простым орнаментом в виде медной насечки.
У адыгов и черкесов, народов Западного Кавказа, кинжалы отличаются коротким и широким клинком.

Карачаево-балкарские кинжалы называют «Кара кама», что означает «черный кинжал». Цвет клинку придает повышенное содержание молибдена в железе. При ковке металл приобретал характерный графитовый оттенок.

Осетинский кинжал «хъама» является непременным атрибутом национального костюма. Обоюдоострый прямой клинок с долами на лезвии носится в ножнах их черной кожи. В длину такое оружие может достигать метра.

В Абхазии клинки называют ножом. На рукояти обязательно металлическое кольцо и кожаный шнурок для мгновенного извлечения клинка из ножен. Традиционно нож использовался как охотничий – для разделки дичи.

Дагестанские кинжалы хорошо известны и пользуются значительным спросом далеко за пределами Кавказа. Мастера из села Кубачи изготавливают клинки в лезгинской манере – с ассиметричными долами на лезвии. Высокий эстетический уровень и изящество оружия сделало кубачинские клинки желанным приобретением многих людей. Лезвие между долами у них, как правило, подвергается воронению. Основные типы орнамента – мархарай, тута, а также сита и москов-накыш. Два первых орнамента – самые распространенные.

Также знамениты оружейники города Кизляр. Их клинки отличает необыкновенная крепость стали и красивая, оригинальная отделка. Несмотря на недавнюю историю – всего несколько десятилетий, кизлярские клинки собрали со всего Кавказа все лучшее в создании холодного оружия и смогли на этой основе создать свое уникальное и узнаваемое производство.

По поводу долов существует легенда, что они предназначены для того, чтобы по ним выливалась кровь жертвы после удара кинжалом. Представляется маловероятным, чтобы такой замысловатый и крайне медлительный способ когда-либо применялся на практике.
Долы – желобки на лезвии кинжала, предназначены для облегчения массы оружия, для увеличения сопротивлению изгибу и прочности в качестве ребер жесткости. Желобки наносят на клинок либо фрезеровкой, либо прокаткой. Также долы можно получить в процессе ковки. могут быть однодольными, двух- и трех- дольными и четырехдольными. Количество долов зависит от принятой в конкретном регионе их изготовления формы, традицией и эстетических соображений мастеров.

Возрождающийся интерес к кавказским кинжалам, к этому поистине народному промыслу объясняется тем, что люди стали больше ценить красоту подлинности, уникальности и мастерства, стали проявлять больший интерес к истории своего народа, своей семьи, больше интересуются традициями.

Самые редкие и дорогие образцы кавказских кинжалов до сих пор изготавливаются полностью вручную – от клинка, который куется особым образом, до изготовления ножен или украшения рукоятки. Их разнообразие и разброс цен велики, поэтому каждый мужчина сейчас, как и века назад, может подобрать вариант по руке, по кошельку, по мировосприятию.

И Ближнего Востока . Название кинжала пришло из абхазо-адыгских языков .

Клинок длинный (30-50 см), прямой, обоюдоострый. Вдоль клинка по центру идёт узкий дол , причём долы с разных сторон клинка могут располагаться асимметрично относительно друг друга. Сечение клинка - линзовидное. Клинок плавно сужается к острию. Рукоять узкая, без крестовины, с массивным навершием.

Кинжал носится в ножнах на поясе и на шее. Несмотря на хорошее проникающее действие, применяется в первую очередь как рубяще-режущее оружие. По причине малого веса клинка и смещенного к рукояти центра тяжести в качестве рубящего оружия малоэффективен. Является развитием линии колющего оружия.

Разновидности кинжала

  • азербайджанский клинок имеет отличительной особенностью разнообразные рисунки (орнаменты). Орнаменты могут быть нарисованы на клинке или на приборе. В этом орнаменте используются растительные, несколько геометризированные элементы, а также мотивы мусульманского орнамента: арки , извивающиеся ветки с редко расположенными стилизованными листками. Кроме того, сюда же вносятся переработанные элементы своеобразного широко распространенного в азербайджанском прикладном искусстве прорезного орнамента .
  • армянский - черен кинжала имеет головку вытянутой формы, что придает ему форму восточной арки . Детали, из которого изготовлен кинжал, делают из стали , а затем украшают фестонами в форме тюльпанов . Удлиненные головки рукоятей дополнительно видоизменяются путём вытягивания вверх их вершины, чем сильно напоминают восточную арку , а с боков головки делаются несколько углубленные вырезы - перехваты. Шляпки загвоздок имеют конусообразную , слегка выпуклую с боков форму; в других случаях - высокие цилиндрические или круглые, очень низкие, чуть выпуклые. Прокладки под шляпками загвоздок имеют также характерную ромбовидную форму. На ножнах устье, соединенное с обоймицей , и наконечник имеют небольшие треугольные выступы с краями, обрезанными наподобие восточной арки. Вершины этих выступов обычно заканчиваются большими фестончиками в форме тюльпанов. Детали прибора армянских кинжалов изготовляются в основном из стали и украшаются крупным стилизованным растительным орнаментом, нередко сочетающимся со стилизованными же армянскими надписями, исполненными золотой или серебряной таушировкой .Эти драгоценные металлы часто употребляются одновременно. У другой группы армянских кинжалов металлические детали прибора сплошь украшены мелким стилизованным растительным орнаментом, исполненным золотой или серебряной таушировкой .
  • грузинский вариант обладает коротким и широким клинком, переклад у кинжала серебристый или металлический, помимо этого на нём (в частности, на его рукояти) встречаются шляпки с краями, вырезанными в форме лепестков цветка. Грузинские кинжалы украшают различными фигурными прорезями с просечками из драгоценных металлов таких как золото или серебро . клинки у них довольно короткие, клиновидной формы, рукояти имеют обычную (общекавказскую) небольшую полуовальную головку. Кроме того, на рукоятях часто встречаются низкие полусферические шляпки загвоздок с круглыми прокладками под ними, с краями, вырезанными в форме лепестков цветка, а на ножнах большое устье с обоймицей и наконечник с треугольными выступами, нередко соединенными между собой тройными фигурными полосками того же металла, пространство между которыми оклеивается кожей. Клинки грузинских кинжалов обычно украшены в средней части накладными сварочными пластинками и у пятки фигурными сквозными прорезями, обрамленными золотой или серебряной насечкой. Серебряный оклад рукоятей и ножен художественно украшен сплошным крупным растительным или цветочным орнаментом, исполненным чернью с гравировкой, нередко с позолотой и канфарением.
  • дагестанский кинжал имеет очень вытянутую головку черенка. В этом он схож с армянскими кинжалами. Кинжалы, созданные мастерами из Дагестана всегда считались и считаются самыми лучшими на Кавказе . Высоко ценят их и за пределами Дагестана как по изяществу самой конструкции, так и по исключительно выдающемуся мастерству и художественному исполнению.
  • Кубачинские кинжалы имеют исключительно благоприятное соотношение длины клинка с его шириной и с размерами рукояти. Помимо тонкого расчета размеров, эти кинжалы имеют некоторые отличительные особенности и в деталях: так, клинки их обычно изготовляются по лезгинскому образцу - однодольные, когда глубокий дол с правой стороны расположен несколько выше, чем дол на левой стороне. Такая конструкция обеспечивает наибольшую жесткость клинка и делает его наиболее легким. В долах, когда их делается по нескольку с каждой стороны, часто травлением наносится узор, напоминающий рисунок сварочной стали. На клинках лезгинского типа пространство между долами и лезвиями подвергается воронению в виде широких полос. Головки рукоятей кинжалов делают значительно удлиненными, несколько сужающимися к их закругленному верху или же повторяют форму головки так называемого казенного образца, принятого на русских казачьих , в особенности уставных, кинжалы пулеметных команд и артиллерийских бебутах . Металлические шляпки загвоздок на составных рукоятях делаются небольшими конусообразными или в виде многогранных пирамидок, иногда эти пирамидки изготовляются с несколько вдавленными ребрами. При этом в Дагестане вообще не принято устраивать под шляпкой дополнительные прокладки. Нижняя часть рукояти, её головка, а также шляпки загвоздок оковываются металлом . Металлический прибор ножен (устье с обоймицей и наконечник), а также часто применяемая сплошная металлическая оковка рукоятей и ножен , сочетающаяся иногда с костяными вставками, обычно украшаются мелким стилизованным растительно-цветочным орнаментом, создававшимся в течение многих столетий златокузнецами Дагестана. Это те же самые четыре типа орнамента тутта, мархарай, москов-накыш и сита, которые используются в Кубачах и при украшении деталей прибора или оклада оружия с длинным клинком. Причем и здесь первые два орнамента употребляются особенно широко. Техника украшения аналогична технике украшения кубачинского оружия с длинным клинком.
  • Лезгинский кинжал разновидность дагестанского кинжала. На каждой голомени имеется по одному несимметрично расположенному долу.
  • хевсурская разновидность грузинского кинжала, но с латунным прикладом имеет обычную грузинскую форму или же изготовляются по общекавказскому типу, сильно приближенному к грузинской форме. Детали прибора рукоятей и ножей изготовляются из латуни или железа , украшенного простейшим орнаментом, исполненным медной насечкой.

Напишите отзыв о статье "Кама (кинжал)"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кама (кинжал)

Вся свита отступила, и Ростов видел, как генерал этот что то довольно долго говорил государю.
Государь сказал ему несколько слов и сделал шаг, чтобы подойти к лошади. Опять толпа свиты и толпа улицы, в которой был Ростов, придвинулись к государю. Остановившись у лошади и взявшись рукою за седло, государь обратился к кавалерийскому генералу и сказал громко, очевидно с желанием, чтобы все слышали его.
– Не могу, генерал, и потому не могу, что закон сильнее меня, – сказал государь и занес ногу в стремя. Генерал почтительно наклонил голову, государь сел и поехал галопом по улице. Ростов, не помня себя от восторга, с толпою побежал за ним.

На площади куда поехал государь, стояли лицом к лицу справа батальон преображенцев, слева батальон французской гвардии в медвежьих шапках.
В то время как государь подъезжал к одному флангу баталионов, сделавших на караул, к противоположному флангу подскакивала другая толпа всадников и впереди их Ростов узнал Наполеона. Это не мог быть никто другой. Он ехал галопом в маленькой шляпе, с Андреевской лентой через плечо, в раскрытом над белым камзолом синем мундире, на необыкновенно породистой арабской серой лошади, на малиновом, золотом шитом, чепраке. Подъехав к Александру, он приподнял шляпу и при этом движении кавалерийский глаз Ростова не мог не заметить, что Наполеон дурно и не твердо сидел на лошади. Батальоны закричали: Ура и Vive l"Empereur! [Да здравствует Император!] Наполеон что то сказал Александру. Оба императора слезли с лошадей и взяли друг друга за руки. На лице Наполеона была неприятно притворная улыбка. Александр с ласковым выражением что то говорил ему.
Ростов не спуская глаз, несмотря на топтание лошадьми французских жандармов, осаживавших толпу, следил за каждым движением императора Александра и Бонапарте. Его, как неожиданность, поразило то, что Александр держал себя как равный с Бонапарте, и что Бонапарте совершенно свободно, как будто эта близость с государем естественна и привычна ему, как равный, обращался с русским царем.
Александр и Наполеон с длинным хвостом свиты подошли к правому флангу Преображенского батальона, прямо на толпу, которая стояла тут. Толпа очутилась неожиданно так близко к императорам, что Ростову, стоявшему в передних рядах ее, стало страшно, как бы его не узнали.
– Sire, je vous demande la permission de donner la legion d"honneur au plus brave de vos soldats, [Государь, я прошу у вас позволенья дать орден Почетного легиона храбрейшему из ваших солдат,] – сказал резкий, точный голос, договаривающий каждую букву. Это говорил малый ростом Бонапарте, снизу прямо глядя в глаза Александру. Александр внимательно слушал то, что ему говорили, и наклонив голову, приятно улыбнулся.
– A celui qui s"est le plus vaillament conduit dans cette derieniere guerre, [Тому, кто храбрее всех показал себя во время войны,] – прибавил Наполеон, отчеканивая каждый слог, с возмутительным для Ростова спокойствием и уверенностью оглядывая ряды русских, вытянувшихся перед ним солдат, всё держащих на караул и неподвижно глядящих в лицо своего императора.
– Votre majeste me permettra t elle de demander l"avis du colonel? [Ваше Величество позволит ли мне спросить мнение полковника?] – сказал Александр и сделал несколько поспешных шагов к князю Козловскому, командиру батальона. Бонапарте стал между тем снимать перчатку с белой, маленькой руки и разорвав ее, бросил. Адъютант, сзади торопливо бросившись вперед, поднял ее.
– Кому дать? – не громко, по русски спросил император Александр у Козловского.
– Кому прикажете, ваше величество? – Государь недовольно поморщился и, оглянувшись, сказал:
– Да ведь надобно же отвечать ему.
Козловский с решительным видом оглянулся на ряды и в этом взгляде захватил и Ростова.
«Уж не меня ли?» подумал Ростов.
– Лазарев! – нахмурившись прокомандовал полковник; и первый по ранжиру солдат, Лазарев, бойко вышел вперед.
– Куда же ты? Тут стой! – зашептали голоса на Лазарева, не знавшего куда ему итти. Лазарев остановился, испуганно покосившись на полковника, и лицо его дрогнуло, как это бывает с солдатами, вызываемыми перед фронт.
Наполеон чуть поворотил голову назад и отвел назад свою маленькую пухлую ручку, как будто желая взять что то. Лица его свиты, догадавшись в ту же секунду в чем дело, засуетились, зашептались, передавая что то один другому, и паж, тот самый, которого вчера видел Ростов у Бориса, выбежал вперед и почтительно наклонившись над протянутой рукой и не заставив ее дожидаться ни одной секунды, вложил в нее орден на красной ленте. Наполеон, не глядя, сжал два пальца. Орден очутился между ними. Наполеон подошел к Лазареву, который, выкатывая глаза, упорно продолжал смотреть только на своего государя, и оглянулся на императора Александра, показывая этим, что то, что он делал теперь, он делал для своего союзника. Маленькая белая рука с орденом дотронулась до пуговицы солдата Лазарева. Как будто Наполеон знал, что для того, чтобы навсегда этот солдат был счастлив, награжден и отличен от всех в мире, нужно было только, чтобы его, Наполеонова рука, удостоила дотронуться до груди солдата. Наполеон только прило жил крест к груди Лазарева и, пустив руку, обратился к Александру, как будто он знал, что крест должен прилипнуть к груди Лазарева. Крест действительно прилип.
Русские и французские услужливые руки, мгновенно подхватив крест, прицепили его к мундиру. Лазарев мрачно взглянул на маленького человечка, с белыми руками, который что то сделал над ним, и продолжая неподвижно держать на караул, опять прямо стал глядеть в глаза Александру, как будто он спрашивал Александра: всё ли еще ему стоять, или не прикажут ли ему пройтись теперь, или может быть еще что нибудь сделать? Но ему ничего не приказывали, и он довольно долго оставался в этом неподвижном состоянии.
Государи сели верхами и уехали. Преображенцы, расстроивая ряды, перемешались с французскими гвардейцами и сели за столы, приготовленные для них.
Лазарев сидел на почетном месте; его обнимали, поздравляли и жали ему руки русские и французские офицеры. Толпы офицеров и народа подходили, чтобы только посмотреть на Лазарева. Гул говора русского французского и хохота стоял на площади вокруг столов. Два офицера с раскрасневшимися лицами, веселые и счастливые прошли мимо Ростова.
– Каково, брат, угощенье? Всё на серебре, – сказал один. – Лазарева видел?
– Видел.
– Завтра, говорят, преображенцы их угащивать будут.
– Нет, Лазареву то какое счастье! 10 франков пожизненного пенсиона.
– Вот так шапка, ребята! – кричал преображенец, надевая мохнатую шапку француза.
– Чудо как хорошо, прелесть!
– Ты слышал отзыв? – сказал гвардейский офицер другому. Третьего дня было Napoleon, France, bravoure; [Наполеон, Франция, храбрость;] вчера Alexandre, Russie, grandeur; [Александр, Россия, величие;] один день наш государь дает отзыв, а другой день Наполеон. Завтра государь пошлет Георгия самому храброму из французских гвардейцев. Нельзя же! Должен ответить тем же.
Борис с своим товарищем Жилинским тоже пришел посмотреть на банкет преображенцев. Возвращаясь назад, Борис заметил Ростова, который стоял у угла дома.

Кинжалы как один из видов холодного оружия были известны человечеству с античных времён. Часто их применяли как дополнительное оружие или инструмент в хозяйственной деятельности. Это был ещё и последний довод в политической борьбе в Европе эпохи Возрождения или на Востоке, где правители менялись как перчатки вследствие тайных убийств и дворцовых переворотов. На Кавказе это был обязательный атрибут для мужчин: напоминание об ответственности за свои слова и поступки и необходимости защитить честь рода даже ценой собственной жизни.

Первые упоминания в истории

Кавказский кинжал и время появления его является предметом споров у многих исследователей. Археологические находки подтверждают тот факт, что кинжалы присутствовали в жизни народов Кавказа ещё в бронзовом веке. Один из наиболее ярких примеров - находки из 10-метрового кургана (имеется в виду Майкопский курган на реке Белой). Учёные при раскопках обнаружили погребальную камеру, разделённую на три сектора деревянными перегородками. В центральном, или главном отсеке обнаружен скелет мужчины с золотой диадемой на голове. Среди предметов хозяйственной утвари и украшений из золота и серебра обнаружены и медные кинжалы. Майкопская культура уже существовала примерно во второй половине 3 тысячелетия до н. э. Необходимо упомянуть и имя известного арабского историка Рашида ад-Дина. Он упоминает о прямых коротких мечах, и это особенно интересно. Арабский историк 13 века описывает вторжение татаро-монголов на Кавказ и говорит о том яростном сопротивлении, которое учинили горцы. Используя особенности своей местности, они в узких горных проходах рубили оккупантов «короткими мечами». Данные археологии подтверждают, что кавказский кинжал в те времена уже прочно вошёл в обиход у местных народов благодаря своим качествам и практичности.

Использование кинжала в бою у кавказских народов

Если ознакомиться с материалами некоторых исследователей, описывающих технику боя на кинжалах, то иногда можно узнать некоторые интересные факты. Остановимся на двух наиболее ярких. Первый: техника боя сформировалась примерно в Средневековье. Она минималистична. Существовали блоки, хитрые финты, рубящие и колющие удары. Особенно интересно узнать про колющие удары. Если поинтересоваться мнением гордых потомков вайнахов (чеченцы, ингуши), тех, кто ещё не забыл традиции и законы предков, они объяснят, что колющие удары и проворачивание недостойны мужчины-воина. Это в старину считалось бесчестным. Допускались только рубящие удары. В подтверждение этому необходимо вспомнить войны на Кавказе в 19 веке. Сами чеченцы на такого сородича, который заколол в бою врага, смотрели с неодобрением и не считали это доблестью.

Второе утверждение: народы Кавказа были настолько сильны и искусны во владении кинжалом, что европейцы не решались с ними схватиться врукопашную. Это лучше всего рассказать военным историкам или казакам. Как минимум это утверждение их развеселит.

Легендарные мастера кузнечного дела Северного Кавказа

Клинки вайнахов пользовались и пользуются заслуженной славой на Кавказе. О них весьма лестно отзывались и европейцы. Стоит упомянуть хотя бы В. А. Потто, военного историка 19 века, или генерала Д. В. Пассека. Трудолюбие, взаимное заимствование передовых технологий других народов и творческий подход в разработке своих собственных уникальных методов в обработке металлов очень быстро вывели вайнахские клинки на лидирующие позиции. Такие клинки перерубали клещи, высекали огонь как огниво и не поддавались слесарным инструментам - об этом можно прочесть у Г. А. Вертепова. Слава об изделиях искусных мастеров распространилась по всему Кавказу, и не только. Тушины, хевсуры и другие народы весьма охотно пользовались изделиями мастеров из аулов Большие и Малые Атаги, Дарто, Джугурта и других. Необходимо упомянуть и имена знаменитых мастеров-оружейников. Вот далеко не полный список: Хамста, Мусради, Баттак и множество других. Описание их изделий и достижений - тема отдельная, ее хватит на несколько книг. Кавказ - не то место, где что-то быстро забывается. Сейчас остались мастера, которые дают надежду на то, что это благородное ремесло не исчезнет. В наше время наиболее известные мастера - Гаджи Курбанкадиев, братья Мовлади и Мовсар Юсоповы, Апти Абдулхамидов.

Отдельно стоит упомянуть деятельность коллекционера, популяризатора и исследователя такого благородного оружия, как кавказский кинжал, - Марата Ахмедова. Он автор статей и ведущий собственного канала на "Ютюбе", развенчивающий домыслы и раскрывающий малоизвестные факты для широкой публики. Возрождение духовных ценностей и нравственное воспитание подрастающего поколения невозможны без учёта опыта и наработок предков - это непреложная истина для всех народов без исключения. Так же как и достижения всех народов являются фундаментом для всей человеческой цивилизации.

Изготовление кинжалов

Служители молота и наковальни занимали достойное положение с древних времён у всех народов. Секреты мастерства бережно хранились и передавались. Предпринимались неустанные попытки усовершенствования технологического процесса от простого к сложному. Ярким примером служит знаменитый амузгинский булат. Его главный секрет в том, что он изготавливается из сплава практически любых металлов после многократной ковки и закалки. Клинки получаются сверхпрочными. Брусок - заготовка может состоять из сплава более чем 300 металлов. Само изготовление боевого кавказского кинжала проходило в несколько стадий. Первая заключалась в том, что выбиралась сталь крепкая, мягкая и специальная сверхпрочная. Мягкую сталь использовали для основной части клинка, сверхпрочную для подложки, а крепкая шла на лезвие. Все три металла попадали в горн, а потом обрабатывались на наковальне - так и создавалась форма будущего оружия. Вторая стадия - это кропотливая работа резцом: вырезание желобка или дола с двух сторон. Вопреки общепринятому мнению дол (или кровосток, как его любят называть в народе) не служит для обильного кровопускания. Его главными функциями являются снижение веса клинка, балансировка, уменьшение поверхности трения и эстетическая. Следующая стадия - шлифовка и заточка. Старинный кавказский кинжал изготавливался из дамасской стали и булата. Такие изделия могут оказаться жемчужиной в коллекции любого музея мира.

Типы кавказских кинжалов

Различают два основных типа боевых кавказских кинжалов: кама и бебут. Кавказский кинжал кама отличается прямой обоюдоострой формой, где край лезвия резко ссужается, переходя в остриё. Обычно лезвие имеет два дола, но встречаются экземпляры с тремя и даже четырьмя. Различаются кинжалы по размерам: малые - до 30 см, средние - до 40 см и большие - 50-60 см. Клинки бывают с воронением и зеркальные. Кавказские боевые кинжалы принято сравнивать с гладиусами - древнеримскими мечами. Ширина лезвия доходила до 4 пальцев.

Другой тип кавказского кинжала - бебут - реже встречается в работах древних мастеров по причине меньшей востребованности (он служил скорее эстетическим целям, подчёркивая статус и богатство владельца). От камы его отличает форма лезвия - она изогнутая и затачивалась лишь внутренняя сторона. Широко внедрять в российскую царскую армию его начали примерно в 1907 г. Сначала его взяла на вооружение полиция - нижние чины жандармерии, а потом и армия - разведка, пулемётчики и артиллерия.

Ножны

Для хранения и переноски клинков существует особый футляр. Ножны кавказского кинжала заслуживают отдельного описания. Обычно их изготавливали из дерева, обтягивали кожей, а в качестве украшения могли использовать металлические накладки (иногда встречаются полностью металлические ножны). Заканчиваются они шариком или фигуркой в форме семечка. Помимо эстетической функции шарикообразный наконечник имеет и практическое применение: кожаный ремешок, цепляющийся к нему, позволял зафиксировать кинжал, что дорогого стоит во время боя. Внутри ножен присутствует обойма, это примерно 4-5 см от фигурки на конце.

Главная функция обоймы - придание прочности и защита клинка в какой-то степени, особенно при ударе по ножнам. Имеется ещё и верхняя обойма. За этот обвес, собственно, и прикрепляется боевой кавказский кинжал к поясу. Особой похвалы достойна практичность этого оружия. Она выражается в том, что на ножнах компактно размещался в ряде случаев подкинжальный ножик или шило, что особенно было удобно при походах.

Рукоять

Рукояти кавказских кинжалов - это тоже тема для отдельного разговора, потому как затрагивается вопрос о хвате на три пальца. «Специалистами» выдвигаются предположения одно интереснее другого. Одна из версий: рост предков был гораздо меньше. Это даже и не стоит обсуждать - достаточно обратиться к антропологии. Ещё один довод, о малой руке предков нынешних кавказцев, опровергается чисто логически. Ну невозможно жить в том суровом краю, тяжело физически работать да и просто вести более активный образ жизни (войны, походы) и иметь руки малого размера. Скорее всего, разгадка кроется в самой манере боя, что тогда сложилась на Кавказе. Но чтобы наверняка утверждать это, необходимо больше данных о предмете изучения и более тщательный анализ. Рукояти кавказских кинжалов изготавливались из кости или металлических накладок. Гвозди на рукояти выполняли тоже сразу несколько функций. Первая - это удержание накладки на рукояти, а вторая - это ориентиры или маячки для руки. Они позволяли в ночное время нащупать и правильно выхватить кинжал.

Ещё несколько слов о спорах: слон или кит?

Изучение фото кавказских кинжалов не даёт всей полноты картины для анализа. Оружие необходимо держать в руках, прочувствовать его. Хотя как не бывает абсолютных и совершенных видов единоборств, а всё всегда зависит от уровня индивидуального мастерства бойца, так не бывает совершенства и в кузнечном деле. Тема скользкая, потому как в разных источниках и у разных авторов можно встретить различные мнения по поводу качества холодного оружия у разных народов Кавказа. Антикварный кавказский кинжал - давно большая редкость. Эти артефакты поражают качеством исполнения и функциональностью. Они безоговорочно свидетельствуют о высоком уровне материальной культуры и понимания передовых технологий предками различных народов. Поэтому спор о том, чьи клинки ценились выше и были лучше, неуместен.

Армянские и азербайджанские кинжалы

На фото кавказских кинжалов народов Армении и Азербайджана видно, как они похожи, но это только на первый взгляд. Основное их отличие - в украшении. Но, приглядевшись, можно очень чётко выделить орнамент, который украшает не только рукоятку, но и лезвие. Дело в том, что азербайджанцы создали особый вид узоров и орнаментов с элементами растительных и исламских мотивов (по законам исламских традиций нельзя изображать человека и животных).

Кубачинские (или дагестанские) кинжалы

Одной из отличительных особенностей кубачинских кинжалов является отсутствие дополнительной прокладки под шляпкой. Обязательна оковка металлом рукояти внизу. В отличие от чеченских кинжалов, в дагестанских применяется сплошная оковка ножен, иногда встречаются экземпляры с костяными вставками. Украшение данного типа оружия отличается изяществом и пафосом.

Заключение

В современности кинжал утратил то значение, которое он имел в жизни народов Кавказа в давние времена. Это не значит, что мужчины Кавказа отказались от холодного оружия. Просто сейчас для удобства они носят ножи, которые не стесняются применять.

Сувенирный кавказский кинжал в настоящее время легко найти в свободной продаже. Большинство покупателей это изделие рассматривают не как оружие: документы оформлять на него не надо. Поэтому многие люди, покупая сувенирные изделия, не обращают внимания на способы заливки рукоятки и режущие способности клинка.

БОЛЬШОЙ КАВКАЗСКИЙ КИНЖАЛ

Технические параметры и характеристики.

Общая длина кинжала в ножнах................780 мм.
Общая длина кинжала.................................7 55 мм.
Длина клинка.................................. ............610 мм.
Ширина клинка. ........................................ ..54 мм.
Толщина клинка.................................. .........4,8 мм.
Вес кинжала................................. ................831 гр.
Вес кинжала в ножнах...............................103 1 гр.

Кинжал кавказский, большой. Клинок стальной, кованный. Рукоять кинжала изготовлена из рога коричневого цвета, и состоит из хвостовика клинка и накладных плашек из рога, скрепленных с клинком металлическими заклепками. На лицевой части рукоятки кинжала установлены две металлические пуговицы.
Клинок простой традиционной формы. Без украшений и клейм. В сечении клинок имеет ромбовидную форму со слегка вогнутыми внутрь плоскостями поверхности граней.
Ножны кинжала современной работы: дерево, кожа, металл (наконечник и обоймица).
Кинжал изготовлен в середине или конце XIX века.
Кавказские кинжалы такого размера всегда считались редкими и сохранились в единичных экземплярах. Ориентировочная цена отдельных экземпляров в зависимости от сохранности, мастера, истории происхождения, использованных материалов для изготовления клинка, рукоятки, ножен и их украшения (простые, металл, серебро, инкрустация, резьба и т.д.), колеблется от 50 000 до 1 000 000 рублей (15 000-30 000 $ US).
Кинжалы такого размера изготавливались исключительно на заказ. В традиции изготовления кинжалов таких размеров усматривается подражание на Кавказе русским армейским (артиллерийским) тесакам (стояли на вооружении русской армии с середины XVII до середины XIX века – см. Фото 4.), или трофейными французскими тесаками, часто использовавшимся кубанскими казаками-пластунами* во время и после Крымской войны. Однако, от армейских тесаков, кавказский большой кинжал отличался не только размерами - клинок тесаков до 50 см, кинжала более 50 см, но разнообразием форм, весом, стандартами украшений, конструкцией и качеством. Кинжал был не только легче, но и качество его клинка выше.
При этом однозначно прослеживается и в отношении армейских русских и французских пехотных тесаков и больших кавказских кинжалом преемственность славы римских легионов и их мечей.
Большие Кавказские кинжалы до сегодняшнего дня можно найти или встретить в горных частях Чечни и Дагестана. Где в принципе они и сохранились в максимально доступном количестве. При этом прослеживается не только традиция заимствования в среде кавказских племен** всего необычного, и доведение его до определенных местных стандартов и традиций. Обращает на себя внимание так же и то, что кинжалы таких размеров вполне могли быть заимствованы именно в этих своих качествах, в такой характеристике – как размер, но с сохранением принятых традиционных форм кавказского кинжала в части противопоставления их грузинским традициям длинных мечей и палашей.
Традиционно, так же вероятно, влияние персидских оружейных традиций на кавказское оружие вообще и кинжалы в частности. Например, первые каджары или кинжалы с изогнутым клинком, бебут, изготовленные для вспомогательных казачьих частей персидского Шаха были так же большого размера, и по своим характеристикам сочетали в себе качества и кинжала и тесака.
По мнению некоторых исследователей Кавказа кинжалы таких размеров могли использоваться кавказскими народами для ритуальных целей. В том числе для совершения обрядов и приведения в исполнения различных наказаний.
Размеры кинжала позволяют предположить использование таких экземпляров исключительно пешими воинами, для которых требовалось иметь универсального оружия, заменявшего одновременно и кинжал, и саблю, и шанцевый (саперный) инструмент.
Одновременно, следует заметить, что для нанесения рубящего удара в бою таким кинжалом, не смотря на его мощь и силу, по сравнению с кавказской шашкой времени требовалось больше. Для нанесения рубящего удара большим кинжалом требовалось предварительно выполнить замах, на что требовалось время. Значит, следовало забыть о ловкости и скорости. Это требовало не столько ловкости и сноровки, сколько наличия большой физической силы. Преимущество шашки над рубящими свойствами большого кинжала было именно в скорости действия и максимально полезно исключительно для кавалериста. Одновременно, большой кинжал позволял пешему эффективно защищаться от конного.
Размеры, конструкция и вес (баланс веса кинжала в ножнах) представленного образца позволяют говорить (и это очевидно) о том, что традиционное ношение такого кинжала на поясе спереди с казачьей одеждой и одеждой народов Кавказа, и особенно на коне в седле, в значительной степени затруднительно и неудобно. Однако для пеших казаков–пластунов, такое холодное оружие, которое включало в себя два качества в одном, затруднение вряд ли было существенным.

28-05-2013
Александр Травников

* По мнению некоторых исследователей, с которыми автору удалось пообщаться, большой кавказский кинжал в некоторых станицах именовался «пластунским мечем». И после Крымской войны был распространен среди пластунов и безконных абреков во время Кавказской войны середины и конца 19 века.

** Термины народ и племя требуют некоторого пояснения. По мнению автора к определению народ следует относить те консолидированные группы населения, которые имеют опыт создания национального государства. Иные национальные общности, несмотря на их численность, следует относить к понятию племя. Таким образом, чаще всего на Кавказе, при изучении его истории, мы имеем дело именно с племенами.

Фото приложение:
Фото 1. Большой кавказский кинжал.

Фото 2. Большой кавказский кинжал в ножнах.

Фото 3. Большой кавказский кинжал рядом с традиционными кавказскими казачьими кинжалами Кубанского казачьего войска - ККВ обр. 1904 года. Первый образец кинжала ККФ ЗОФ на фото - современной работы (Кизляр), второй образец кинжала ККВ – кустарной работы, время изготовления ориентировочно в период с 1904-1914 год.

Фото 4. Тесак русский пехотный солдатский (