Военный эксперт Игорь Тихонов объяснил "Правде.Ру", почему Россия не пойдет на переговоры с Западом о компенсациях погибшим в крушении самолета Boeing рейса MH17 в небе над Донбассом.


"Как погиб "Боинг"?" Фильм Андрея Караулова

25 мая Нидерланды и Австралия возложили ответственность на РФ за крушение лайнера рейса МН17. Опубликован итоговый доклад международной следственной группы, в котором Россию призывают "вступить в диалог, чтобы прийти к решению по компенсации огромных страданий и ущерба, которые принесло крушение MH17". Дальнейшим шагом может стать передача дела в международный суд или другую организацию, угрожают авторы правительственного заявления.

Следователи затруднились ответить, когда и в какой суд будут переданы результаты расследования. Главный вывод — Boeing был сбит из ЗРК "Бук", принадлежавшего 53-й зенитно-ракетной бригаде ВС РФ из Курска.

Глава МИД Австралии Джули Бишоп анонсировала совместные санкции против РФ со стороны Австралии, Бельгии, Малайзии и Нидерландов. Выводы Нидерландов и Австралии поддержали Евросоюз и НАТО. Глава британского МИД Борис Джонсон написал в Twitter, что инцидент является "примером того, как Кремль пренебрегает невинными жизнями". "Кремль считает, что может действовать безнаказанно… Российское правительство теперь должно ответить за свои действия", — заявил глава британской дипломатии.

Как сказал "Правде Ру" военный эксперт, полковник запаса Игорь Тихонов , Запад пытается эту тему бездоказательно развить, чтобы "опять нас мордой в грязь ткнуть". Никто не стремится показать факты, отметил эксперт "Правды.Ру". А они таковы, что стрельбу "Бука" с дальностью до десяти километров обеспечивает целый оружейный комплекс. Это станция наземного обнаружения цели, которая наводит, ведет ракету, сопровождает цель и дает команду на пуск одной из установок.

"Если мы якобы это из Курска сделали, то от Курска до Донецка километров триста и дальность стрельбы из "Бука" не позволяет поразить такую цель… А если мы якобы привезли пусковую установку на территорию Украины, то эта машина не может стрелять самостоятельно, у нее должна быть станция наведения, сама установка по ТТХ не может самостоятельно наводить", — сказал "Правде.Ру" Игорь Тихонов.

По мнению эксперта "Правды.Ру", никакого диалога по компенсациям вести Россия не будет, потому что не примет результаты расследования. "Они начнут любыми путями через европейские суды накладывать санкции на счета наших предприятий за границей и пытаться эти деньги забрать по решению Гаагского суда. А что это за суд, показало дело югославского лидера Милошевича. Он умер в тюрьме, а потом Гаагский суд сказал: извините, а он не виноват, оказывается", — заметил Игорь Тихонов в интервью "Правде.Ру".

"Я не верю, что у американцев с их мощнейшими воздушно-космическими войсками не висели на тот момент над Украиной спутники. Поэтому я считаю, что пусть откроют свои карты, встретятся и посмотрят вместе с нами спокойно", — резюмировал Игорь Тихонов в беседе с корреспондентом "Правды.Ру".

Ранее министр иностранных дел РФ Сергей Лавров во время разговора со своим нидерландским коллегой Стефом Блоком заявил, что не услышал от него никаких достоверных фактов, которые смогли бы доказать причастность России к крушению малайзийского Boeing MH17.

Авиакатастрофа произошла в июле 2014 года. Самолет был сбит в небе над Донбассом, в результате чего погибли 298 человек.

Как "Правда.Ру", нынешняя резолюция по поводу виновности России от этой комиссии далеко не первая. Уже в 2016 году у экспертов были серьезные сомнения в качестве работы самой комиссии и в истинных целях ее работы. В частности, президент фонда "Партнер гражданской авиации", заслуженный пилот СССР Олег Смирнов тогда заявил: "Эта версия не первая, а очередная в абсолютно бездарном и непрофессиональном расследовании этой тяжелейшей трагедии. Происходящее кроме как информационной войной не назовешь. Все исследования проводятся с грубейшими нарушениями международных авиационных правил".

Международная следственная группа (JIT) заявила, что «Бук», из которого сбили MH17, был доставлен на Украину из России. JIT продолжит искать виновных

Обломки Boeing 777 Malaysia Airlines (рейс MH17) на военной базе Гилзе-Рейен в Нидерландах (Фото: РИА Новости/Максим Блинов)

Что и как доказало следствие?

28 сентября в ходе презентации глава центрального департамента уголовных расследований Национальной полиции Нидерландов Уилберт Паулиссен и генпрокурор Нидерландов Фред Вестербек продемонстрировали фотографии инверсионного следа запущенной ракеты. Следователям удалось привязать фотоснимок к местности и определить, откуда был нанесен удар. Чтобы точнее определить местоположение установки «Бук», комиссия опросила свидетелей, находившихся недалеко от места дислокации боевой машины.

Международная следственная группа (JIT) обстоятельств падения Boeing авиакомпании Malaysia Airlines. Следователи установили, что «Бук», из которого был сбит малайзийский самолет, был доставлен на Украину через российскую границу. Также JIT определила место запуска ракеты. Согласно отчету, ракету, поразившую MH17, запустили с сельскохозяйственного поля в районе поселка Первомайский. После атаки на Boeing самоходная установка была доставлена обратно на территорию России, следует из опубликованного текста доклада .

Помимо интервью, спутниковых снимков, данных разведок США и Нидерландов JIT оперировала большим количеством видеозаписей и снимков очевидцев продвижения колонны. Снимки были добавлены в трехмерную модель , которая проиллюстрировала ход событий.

По словам профессора факультета права НИУ ВШЭ Александра Домрина, эти доказательства могут быть приняты судом только как косвенные. «Какие-то телефонные переговоры, какие-то факты движения какой-то техники — все это опосредованные факты», — соглашается член международного союза адвокатов Валерий Ванин.

Как отреагировали за рубежом?

​Зарубежные политики неохотно комментировали результаты расследования крушения рейса MH17. Одной из первых высказалась депутат немецкого бундестага от партии «Зеленые» Марилуиза Бек. «Даже если предположить, что удар по самолету стал следствием военной ошибки, политическая ответственность лежит на Кремле и лично президенте Путине», — заявила она.

Официальная позиция США была более сдержанной. «США приветствуют промежуточный отчет Международной следственной группы по расследованию крушения рейса MH17», — сообщил официальный представитель Госдепартамента Джон Кирби. Он подчеркнул, что итоги расследования подкрепляют заявление главы ведомства Джона Керри, сделанные через несколько дней после крушения, о том, что «лайнер был сбит ЗРК «Бук» с контролируемой пророссийскими сепаратистами территории».

С поддержкой доклада JIT выступила глава Европейской службы внешних связей (EEAS) Федерика Могерини. «Чтобы обеспечить привлечение к ответственности виновных в гибели MH17, требуется постоянная поддержка расследования со стороны мирового сообщества», — заявила Могерини, добавив, что независимость и тщательность расследования является «критически важной».

Что говорит Москва?

После озвученных результатов расследования российский МИД выразил недовольство позицией JIT. «Россия разочарована тем, что ситуация вокруг расследования катастрофы «Боинга» не меняется. Выводы голландской прокуратуры подтверждают то, что следствие предвзято», — заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Она посетовала, что JIT отстранила Москву от полноценного участия в следственном процессе, а Украину при этом сделали полноправным членом JIT. По мнению представителя МИД России, это дало Украине «возможность подделывать доказательства».

Москва еще до начала презентации отрицала любые связи России или самопровозглашенных республик с крушением MH17.

«В данном случае важно делать выводы, учитывая последнюю информацию, которая была опубликована, а именно первичные данные радаров, которые фиксировали все летательные объекты, которые могли бы стартовать или находиться в воздухе на территории, контролируемой ополченцами», — пресс-секретарь президента Дмитрий Песков журналистам за час до пресс-конференции JIT.

«Никакие российские зенитные ракетные комплексы, и в том числе «Бук», российско-украинскую границу никогда не пересекали», — позже днем официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков. Он поставил под сомнения результаты проведенной JIT работы, заявив, что в основе доклада лежат «два источника: интернет и спецслужбы Украины».

Более конкретные претензии к ходу расследования высказал советник главного конструктора концерна «Алмаз-Антей» Михаил Малышевский: следственная комиссия ошиблась при определении зоны повреждений и курса ракеты. Малышевский рассказал, что в 2015 году Нидерландам были направлены засекреченные данные, которые были не учтены JIT. По данным «Алмаз-Антея», ракета могла быть выпущена из района южнее Зарощенского, на подконтрольной Украине территории.

В качестве доказательства Москва также приводит показания радиолокационного комплекса «Утес-Т» в Ростовской области. Комплекс не зафиксировал в день трагедии пусков на территории самопровозглашенных республик, однако заметил работу украинских ПВО в районе крушения, рассказал 26 сентября журналистам начальник радиотехнических войск ВКС России Андрей Кобан.

Чем и кому это грозит?

В конце пресс-конференции генпрокурор Нидерландов Вестербек анонсировал продолжение расследования до 2018 года. Судебная инстанция для разбирательства будет установлена после того, как JIT сформирует список официальных подозреваемых. Пока, по словам прокурора, в списке около 100 человек, причастных к транспортировке и обслуживанию «Бука». По словам Эрика Толлера, главы российского направления Bellingcat, группа передала JIT список , участвовавших в переброске «Бука» к российско-украинской границе. «JIT дает подозреваемым и тем, кто что-то знает, возможность сотрудничать с комиссией», — рассказывает Толлер. По его словам, речь идет об иммунитете от судебного преследования.

Комиссия уже начала поиск фигурантов дела. JIT опубликовала ряд телефонных переговоров между двумя мужчинами с позывными Орион и Дельфин. Ранее переговоры человека с позывным Орион публиковала «Новая газета». Издание называет Ориона военным советником комендатуры самопровозглашенной ЛНР.

«Этот доклад не размещен должным образом в правовом пространстве», — считает профессор РГГУ Марина Филимонова. По ее словам, JIT не обозначила «участников правоотношения и объект правоотношений». Филимонова утверждает, что ни один из четырех существующих в мире международных судов не даст Нидерландам пройти порог преемственности заявления.

«Слабая доказательная база не помешает международному трибуналу вынести решение», — не согласен юрист-международник Валерий Ванин.

Международное право не предусматривает возможность обвинять государство в целом, подчеркивает профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин. «Ответственность за военные преступления индивидуальна, вердикты будут выноситься по конкретным личностям. Нельзя обвинить Россию, потому что Россия не участница конфликта», — считает эксперт.

Москва. 28 сентября. сайт - Сегодня международная группа следователей, занимавшаяся расследованием крушения малайзийского "Боинга" под Донецком летом 2014 года, о причинах катастрофы. По ее мнению, самолет сбили с подконтрольной ополченцам территории ракетой зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) "Бук", который был привезен в Донбасс из России и затем возвращен обратно.

Тем не менее, конкретных виновников трагедии следователи не назвали. По их словам, это еще предстоит выяснить, и поэтому официальных заявлений о причастности России к крушению рейса МН17 и гибели 298 человек на пресс-конференции не прозвучало. В итоге работа международной следственной группы была продлена до начала 2018 года.

В международную группу, ведущую расследование крушения МН17, входят эксперты из Австралии, Бельгии, Малайзии и Украины. Руководит группой представитель Нидерландов.

Российский "Бук"

Глава департамента расследований полиции Нидерландов Гилберт Паулиссен заявил на пресс-конференции, что ракета 9М38 была запущена из района Первомайского, который в тот момент контролировался ополченцами. По его словам, это подтверждают спутниковые данные, полученные от США и от Европейского космического агентства. По его словам, использованный для запуска ракеты ЗРК "Бук" был привезен на восток Украины из России, а затем возвращен обратно.

Генпрокурор Нидерландов и координатор следствия Фред Вестербеке в свою очередь подчеркнул, что следователи исключают два сценария трагедии - техническую неисправность и теракт на борту лайнера. Кроме того, по его словам, в момент крушения рядом с малайзийским "Боингом" других летательных аппаратов не было.

Сотня людей под подозрением

Вестербеке добавил, что международной группе следователей известно о 100 людях, которые причастны к пуску ракеты и транспортировке ЗРК "Бук". Он пояснил, что эти люди не являются автоматически подозреваемыми, и чтобы объявить их таковыми следователям нужно установить всю цепочку команд - от кого исходил приказ о запуске ракеты и как он передавался. "Это уже позволит определить, кто из вовлеченных будет подозреваемым, а кто свидетелем", - сказал генпрокурор.

Он отдельно подчеркнул, что международная группа пока к крушению малайзийского "Боинга". По словам координатора следствия, работа международной следственной группы продлена до начала 2018 года.

ДНР отвергает обвинения

В самопровозглашенной Донецкой народной республике в свой адрес, прозвучавшие на пресс-конференции международной группы следователей. "Такого рода систем ПВО на нашем вооружении не было, ни систем, ни специалистов. Поэтому сбить "Боинг" мы не могли", - заявил "Интерфаксу" заместитель командующего оперативным командованием "Донецк" Эдуард Басурин. Он назвал уничтожение гражданского самолета бессмысленным и "безумством".

Басурин заявил, что международная комиссия уже второй раз делает неправильные выводы, так как ее специально заводят в тупик. По его словам, американская сторона уже два года не показывает якобы имеющиеся у нее снимки со спутников - доказательства того, что самолет был сбит с территории ополченцев, а Украина не предоставляет свои данные о нахождении самолетов в воздухе в момент трагедии.

Басурин также предположил, что "Боинг" мог быть сбит ракетой комплекса "Бук", находящегося на вооружении украинской армии. "На вооружении Украины с советских времен остались такие комплексы. Это мог быть один из них", - сказал он.

Украина осталась довольна

По оценке МИД Украины, обнародование информации о маршруте следования ЗРК "Бук", из которого был сбит "Боинг", говорит о причастности РФ к гибели лайнера.

"Новый и крайне важный элемент сегодняшнего доклада - информация о маршруте, которым оружие попало из России на территорию Украины и было вывезено в обратном направлении через контролируемый лишь россиянами и их боевиками участок украинско-русской границы. Это еще раз указывает на непосредственную причастность государства-агрессора к сбиванию самолета", - говорится в заявлении украинского внешнеполитического ведомства.

Позиция российской стороны

Первые выводы экспертов

13 октября 2015 года комиссия Совета безопасности Нидерландов, которая занималась расследованием причин катастрофы лайнера, опубликовала доклад, в котором говорилось, что самолет был сбит ракетой класса "земля - воздух", выпущенной из ЗРК "Бук".

В тот же день гендиректор концерна ПВО "Алмаз-Антей" Ян Новиков со ссылкой на собственное расследование заявил, что ракета была пущена в сторону "Боинга" не из Снежного, а из населенного пункта Зарощинское, который на тот момент контролировали украинские военные.

За два дня до обнародования результатов международного расследования, 26 сентября, российские военные заявили, что расположенный в Ростовской области радиолокационный комплекс "Утес-Т" приближения к каких-либо воздушных объектов из восточных районов Донбасса, контролировавшихся ополчением, например, из населенного пункта Снежное. По словам начальника Радиотехнических войск ВКС РФ Андрея Кобана, радиолокатор у поселка Усть-Донецкий зафиксировал только два гражданских лайнера поблизости от малайзийского самолета.

При этом российские ВКС располагают данными о том, что в районе катастрофы "Боинга" в Донбассе находились средства ПВО Украины. И, по мнению Кобана, "тот факт, что Украина до сих пор не обнародовала информацию с РЛС, позволяет предположить, что место пуска ракеты - если это был "Бук" - находилось на территории, подконтрольной Вооруженным Силам Украины".

В тот же день официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков заявил, что из-за позиции Украины, которая не предоставляет данные о расположении своих расчетов ЗРК "Бук" в день катастрофы, переговорах диспетчеров, об активности своих РЛС и работе украинских систем ПВО, расследование "идет по ложному следу - от противоречивых данных о поражающих элементах до неверного определения типа ракеты и, как следствие, места ее запуска". Он пообещал, что Россия передаст Голландии неопровержимую информацию, касающуюся катастрофы "Боинга".

Песков направляет с неточностями к военным

После брифинга в Минобороны РФ украинский журналист спросил пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, почему, согласно обнародованным в понедельник данным, на момент трагедии возле лайнера не было зафиксировано других самолетов, хотя ранее заявлялось, что возле него был замечен украинский Су-25.

Песков переадресовал этот вопрос военным - специалистам, "которые разбираются в показаниях радаров". Позднее он добавил, что "первичные показания - это картинка, которая несет очень много информации технического характера", а "показания радаров чистые и показания первичные - это совершенно разные картинки".

Позднее он заявил, что первичные данные с российских РЛС однозначно указывают на то, что ракета, предположительно ставшая причиной крушения "Боинга", была пущена с территории, не контролировавшейся ополченцами Донбасса. "Если была бы ракета, она могла бы быть пущена только с иной территории. Я в данном случае не утверждаю, с какой. Это дело специалистов", - сказал Песков, подчеркнув, что это "не гипотеза, а однозначные данные, зиждящиеся на первичных данных радаров".

Крушение "Боинга" под Донецком

Лайнер "Боинг-777" авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший по курсу Амстердам (Нидерланды) - Куала-Лумпур (Малайзия), был сбит в воздушном пространстве над Донецкой областью 17 июля 2014 года. На его борту находились 298 человек, все они погибли. Из них - 192 подданные Нидерландов (один имел и гражданство США), 44 гражданина Малайзии, среди которых 15 членов экипажа, 27 граждан Австралии, 12 - Индонезии, 10 - Великобритании (один имел и гражданство ЮАР), четверо немцев и четверо бельгийцев, трое филиппинцев, один гражданин Канады и один - Новой Зеландии.

Для расследования трагидии 7 августа 2014 года была создана международная совместная следственная группа (Joint Investigation Team, JIT), в состав которой входят прокуроры и представители других правоохранительных органов Украины, Нидерландов, Бельгии, Австралии и Малайзии, а также представители Евроюста.

Так она прокомментировала заявление своего новозеландского коллеги Уинстона Питерса, усомнившегося в том, что Россия ответственна за трагедию. Международные следователи утверждают, что самолёт был сбит ЗРК «Бук» из района, находившегося под контролем ДНР.

Данные российской радиолокационной станции указывают, что запуск произвели с территории, где размещались средства ПВО Украины. По мнению экспертов, на Западе стали понимать, что дело ведётся непрофессионально и намеренно затягивается.

Почему политики заговорили о непричастности РФ к катастрофе над Донбассом, выяснял RT.

«Противоречит интересам страны»

Министр иностранных дел Австралии Джулия Бишоп заявила, что пока не стоит говорить о каких-бы то ни было выводах по расследованию международной Совместной следственной группой (ССГ) крушения малайзийского Boeing MH17 над Донбассом 17 июля 2014 года. Из 298 погибших 38 были гражданами Австралии.

«Расследование продолжается, и, когда оно завершится, его результаты будут переданы обвинителям для юридических действий, которые Австралия также решительно поддерживает, - подчеркнула австралийский министр иностранных дел. - Невозможно составить мнение о доказательствах, поскольку они пока не оглашены».

Ранее Бишоп делала куда более уверенные заявления на этот счёт. Так, в октябре 2016 года она утверждала, что необходимо найти виновных в уничтожении самолёта «в российском военном командовании».

«В последнее время политика Австралии изменилась, стала менее конфронтационной в отношении России», - отметил в беседе с RT эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров.

Политолог связывает это изменение с потерями от антироссийских санкций и уходом с поста премьер-министра в 2015 году выступавшего с антироссийскими заявлениями Тони Эббота.

Новое заявление Бишоп прозвучало после того, как её новозеландский коллега Уинстон Питерс в интервью местному изданию Newshub заявил, что доказательств причастности России к уничтожению гражданского самолёта нет.

«Вы говорите, что человек, который пустил ракету, сделал это по указанию России. Большая проблема в том, что ваш аргумент с юридической точки зрения тут же провисает, так как у вас нет доказательств этого», - заявил министр иностранных дел Новой Зеландии.

Говоря о предложении возобновить прерванные в 2014 году переговоры о создании зоны свободной торговли с Россией, Питерс подчеркнул, что его страна не может терять время, дожидаясь итогов расследования.

«Если по итогам выяснится, что эти инсинуации не имеют фактических подтверждений, то мы просто впустую потратим время, а это не отвечает интересам нашей страны», - отметил министр.


Министр иностранных дел Новой Зеландии Уинстон Питерс Reuters

Источник: http://rusvesna.su/news/1520968587

«Действительно нет никаких доказательств, - отмечает Александров. - И причастность донбасских ополченцев тоже не доказана. Многое указывает, что это киевский режим сбил самолёт. И новозеландцы, и австралийцы это понимают. Но новозеландцы более свободны в своих высказываниях, а австралийцы всё же связаны с США военным договором АНЗЮС (Новая Зеландия и США разорвали договор о военном сотрудничестве ещё в 1987 году), потому они более осторожны».

Нелегитимное расследование

Уголовное расследование катастрофы Boeing MH17 «Малайзийских авиалиний» идёт уже четыре года - с момента создания 4 августа 2014 года Совместной следственной группы (ССГ), куда вошли представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины.

13 октября 2015 года Совет по безопасности Нидерландов опубликовал результаты технического расследования, в котором заявил, что самолёт был сбит ракетой типа «земля-воздух», входящей в состав ЗРК «Бук», «Бук-М1» и «Бук-М1–2». В октябре 2016 года ССГ заявила, что ракета была запущена из района посёлков Первомайское и Снежное, который контролировался ополченцами ДНР.

Как отметил в интервью RT эксперт Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Виталий Бордунов, ССГ - в принципе нелегитимный институт с точки зрения международного права.

«Если бы это были приличные нормальные люди, которые действительно уважали международное право, они бы поступили так, как положено. Украина должна была организовать соответствующее расследование вместе с Малайзией, чего не было сделано», - отмечает эксперт.

По словам Бордунова, катастрофа Boeing MH17 над Донбассом попадает под действие статьи 26 и Приложения 13 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 года.

Согласно документу, Украина, как страна, где произошла трагедия, должна была заключить соглашение о расследовании с Малайзией, которой принадлежало воздушное судно, а не с Нидерландами, и зарегистрировать его по правилам ИКАО. Соглашение должно было также пройти проверку на соответствие принципам Чикагской конвенции. Такая процедура предполагает контроль над расследованием со стороны ИКАО. Ничего из этого не было сделано.

«Эта международная комиссия создана вне рамок международного права, возглавляет её участковый полицейский маленького голландского города, где нет ни специалистов, ничего, - подчёркивает эксперт.

Всё это типично для современной ситуации в мире, если что - виновата Россия. Не важно, что доказательств нет».

По словам эксперта, «ИКАО стоит в стороне», а само расследование напоминает скорее «сговор» с целью обвинить Россию.

В октябре 2016 года Москва передала следствию данные первичной радиолокации, которые ставят под сомнение выводы Совместной следственной группы о пуске ракеты сбившей MH17.

«Как уже заявляли и в Министерстве обороны РФ, и представители концерна „Алмаз-Антей”, при пуске ракеты из Первомайского это в обязательном порядке было бы отражено на данных РЛС. А на РЛС это не отражено», - отметила в ноябре 2018 года официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Однако следствие до сих пор не отреагировало на эти данные.

«Как отмечают специалисты, всё это элементарно регистрируется, всё видно в этом раскладе, но на наши данные не обратили внимания, как будто их и нет», - отметил Бордунов.

Фактор предвзятости

12 марта 2018 года нидерландская программа журналистских расследований Zembla назвала имена главных подозреваемых в уничтожении самолёта.

Это якобы экс-министр обороны ДНР Игорь Стрелков, его подчинённый Сергей Дубинский и генерал-полковник ВС России в отставке Николай Ткачев. Якобы эти имена следствию сообщила Служба безопасности Украины.

Ранее журналисты, в том числе и австралийские неоднократно выступали с похожими по «сенсационности» разоблачениями, однако, по словам Бордунова, «это липа, с юридической точки зрения эти доказательства принять всерьёз невозможно».

Российский МИД неоднократно отмечал особое отношение Совместной следственной группы к Украине. В частности, отсутствует негативная реакция на то, что Киев скрывает часть информации: отказывается предоставлять данные о переговорах военных диспетчеров и расположении украинских ЗРК семейства «Бук». В то же время Россия в отличие от Украины не имеет статуса полноценного участника ССГ. Кроме того, ССГ использует в качестве доказательств материалы «расследования» сайта Bellingcat, основанные на данных из социальных сетей.

«На юридическом языке это называется предвзятость, нежелание разобраться, кто и что сделал, - утверждает эксперт ИКАО. - А раз так, то, сколько будет длиться это расследование, я не знаю, тут идут свои игры».

22 февраля 2018 года Министерство юстиции Нидерландов заявило о продлении расследования до 2019 года, хотя ранее оно собиралось обнародовать результаты уже в начале 2018 года. Об этом ведомство сообщило в докладе парламенту.

По данным голландского Минюста, до сих пор, спустя четыре года после катастрофы, ведётся сбор останков тел жертв. Тем не менее, несмотря на незавершённость следствия, Гаага «ведёт подготовку к началу судебного процесса». И хотя Министерство юстиции Нидерландов утверждает, что ознакомилось с докладом российских специалистов, сделанные из него выводы не озвучены.

«Ясности в этом вопросе нет, - считает Бордунов. - Идёт лишь один разговор, что Россия во всём виновата».

В октябре 2017 года Верховный суд Нидерландов разрешил правительству не публиковать результаты расследования Совместной следственной группы.

«Правду они сказать не могут, - считает Михаил Александров. - Если подтверждать непричастность России и донбасских ополченцев, значит надо обвинять Украину. А это будет политически сильный удар по Киеву».

По словам эксперта, как только расследование признает, что Украина сбила самолёт, этот поставит под вопрос отношения этой страны с Европой, на что ни США, ни НАТО, ни ЕС не пойдут.

«Соврать открыто они не могут, признать правду - тоже, вот они и затягивают», - подытожил Александров.

Следователи и детективы установили личности 100 человек, которые, возможно, причастны к катастрофе

Государственная прокуратура Нидерландов после , упавшего на Украине, опубликовала резюме результатов расследования, которое ведет международная группа прокуроров и детективов. Мы публикуем полный текст документа и видео реконструкций, связанных с крушением рейса MH17.

«Международная следственная группа: рейс МН-17 был сбит ракетой ЗРК «Бук», выпущенной из района пгт Первомайский.

Члены Международной следственной группы, расследующей причины катастрофы рейса МН-17, произошедшей 17 июля 2014 года, убеждены, что располагают неопровержимыми доказательствами того, что лайнер был сбит зенитной ракетой серии 9М38 зенитно-ракетного комплекса «Бук». Кроме того, в распоряжении следствия имеются доказательства, позволяющие утверждать, что местом запуска ракеты было поле в районе пгт Первомайский, который на то время находился под контролем пророссийских боевиков.

Об этом было объявлено сегодня в ходе презентации для родственников погибших в катастрофе. Государства, входящие в Международную следственную группу (Австралия, Бельгия, Малайзия, Нидерланды и Украина), ведут совместное уголовное расследование причин катастрофы авиалайнера.

Сегодня следствием были представлены промежуточные выводы, в том числе относительно системы вооружения, из которой был сбит самолет, и места запуска ракеты. Следствие в отношении виновных в катастрофе продолжается.

Версии

Проведенные экспертные исследования, показания свидетелей, данные, снятые с сетей мобильной связи, спутниковые снимки, радиолокационные данные, экспертные заключения и прочие доказательства, которыми располагает следствие, указывают на то, что самолет был сбит зенитным комплексом с земли.

При этом отмечается, что Международной следственной группой были проработаны и другие версии причин катастрофы. В частности, следствием были исключены версии о внештатной ситуации и теракте на борту самолета. Напротив, результаты экспертных исследований подтверждают версию о том, что самолет подвергся разрушающему воздействию извне. Версия о том, что авиалайнер был сбит в воздухе военным самолетом была проработана, однако на основании радиолокационных данных, показаний свидетелей и данных экспертных исследований она была признана несостоятельной.

Международная следственная группа располагает достаточным количеством радиолокационных данных (полученных как от Украины, так и от России), которые в совокупности дают полную картину воздушного пространства над восточной частью Украины. На основании этих данных установлено, что на момент катастрофы воздушных судов, способных сбить рейс МН-17, поблизости не находилось.

На прошлой неделе Российская Федерация заявила об обнаружении «новых» данные первичной радиолокации, на основании которых она также делает вывод о том, что вблизи авиалайнера других летательных аппаратов, которые могли бы его сбить, не было.

Средства поражения

Расследование показало, что самолет, совершавший рейс МН17, был сбит ракетой серии 9М38, используемой в зенитно-ракетном комплексе «Бук». Следствие сопоставило фрагменты предполагаемого средства поражения, обнаруженные на месте катастрофы, с материалом сравнения.

Для этого была произведена разборка различных типов ракет серии 9М38 ЗРК «Бук» и проведен сравнительный анализ данного опорного материала с металлическими фрагментами, найденными на месте катастрофы.

Видео презентация: Средства поражения:

Судебная экспертиза

В задачи группы экспертов входило установление связи между обнаруженными фрагментами и обстоятельствами сбития рейса МН17. Необходимо было доказать, что данные фрагменты не находились на рассматриваемой территории до момента катастрофы и не были помещены туда третьими лицами впоследствии. Место катастрофы не было огорожено в целях проведения осмотра судебно-медицинскими экспертами. Очевидно, что доступ к месту падения самолета был свободный.

Два примера, подтверждающие наличие связи:

При вскрытии тел членов летного экипажа было обнаружено несколько осколков боевой части ракеты серии 9М38 ЗРК «Бук». На поверхности одного из фрагментов были выявлены следы стекла характерного типа, используемого в конструкциях кабины пилотов самолета Боинг 777. Было установлено, что данный фрагмент проник внутрь воздушного судна снаружи через окно кабины.

В одном из оконных проемов был обнаружен металлический фрагмент, идентифицированный как фрагмент ракеты серии 9М38 ЗРК «Бук». Данный фрагмент был извлечен из проема в деформированном виде, что свидетельствует о том, что он попал в окно в результате взрыва большой мощности.

Видео презентация: Судебная экспертиза:

Транспортировка ЗРК

Международной следственной группе удалось установить большую часть маршрута, которым следовала СОУ ЗРК «Бук» на территорию Украины, а также маршрут ее движения в обратном направлении. Это стало возможным благодаря обработке информации, полученной из записей перехваченных телефонных разговоров, показаний свидетелей, фотографий и видеоматериалов, размещенных в социальных сетях, а также видеоматериалу, который еще не придавался огласке и был получен от свидетеля. ЗРК перемещался с территории России на территорию Восточной Украины и позже перевезён на белом тягаче марки «Volvo» и трале. Данное транспортное средство сопровождало несколько машин и люди в военной форме.

Территория запуска ракеты

Конечным пунктом назначения ЗРК «Бук» стали фермерские угодья неподалеку от пгт. Первомайский. Данный факт подтверждается информацией, предоставленной большим количеством свидетелей, которые видели и которым удалось зафиксировать конденсационный след ракеты, запущенной с помощью ЗРК «Бук», а также ее движение в воздухе. Другая группа свидетелей могла установить связь между конденсационным следом и СОУ ЗРК «Бук», которую они видели ранее 17 июля 2014 г.

Следственная группа провела работу со свидетелями, которые видели столб дыма, СОУ ЗРК «Бук» на месте запуска ракеты в районе пгт. Первомайский, а также саму ракету, после момента ее запуска.

Журналисты взяли интервью у свидетелей, которые наблюдали запуск ракеты с небольшого расстояния от места запуска. Эти свидетели утверждают, что они слышали очень интенсивный и высокий свистящий звук.

После того, как запуск ракеты был произведен с помощью ЗРК «Бук», СОУ ЗРК «Бук» покинула место запуска ракеты своим ходом. Спустя некоторое время ее снова погрузили на тягач марки «Volvo» и отвезли к российской границе. Ночью колонна пересекла границу в направлении Российской Федерации.

Виновные лица

После того, как мы определили, что произошло, следствие сейчас сосредотачивает основное внимание на установлении виновных лиц. Чтобы дать ответ на этот вопрос понадобится много времени. На данный момент Международная Следственная Группа установила личность около 100 людей, которые могут быть причастны к сбитию MH17 или транспортировке самоходной огневой установки БУК. Международная Следственная Группа получала сведения об этих людях из разных источников, таких как записи перехваченных телефонных разговоров и показания свидетелей.

Кроме этого ведется расследование в отношении структуры командования. Кто отдал приказ привезти самоходную огневую установку БУК в Украину и кто приказал сбить самолет, выполнявший рейс MH17? Экипаж БУКа принимал решение самостоятельно, или он выполнял приказ своего командования? Эти вопросы важны для квалификации преступлений, совершенных подозреваемыми виновными лицами.

Международная следственная группа хочет подчеркнуть, что она продолжает разыскивать дополнительную информацию и доказательства, в том числе и информацию про свидетелей, которые имели непосредственное отношение к совершенному преступлению. Украинское законодательство предполагает меньший срок заключения, а при определенных обстоятельствах освобождение от криминальной ответственности для тех, кто будет сотрудничать со следствием.

Кроме того, вебсайт www.jitmh17.com включает в себя определенное количество перехваченных телефонных разговоров. Международная следственная группа запрашивает информацию про определенных людей, которые брали участие в этих разговорах. Людей, которые могут опознать эти голоса, просят сообщить об этом Международной следственной группе.

Международная следственная группа будет активно включена в расследование в ближайшее время, и из этих соображений соглашение с Международной следственной группой было продлено вчера до 1 января 2018 года”.

Видеореконструкция работы «Бука: