) - советская и российская киноактриса и телеведущая , диктор Центрального телевидения СССР в 1980-х годах. Народная артистка Российской Федерации (). Кавалер ордена «Ключ дружбы» () - одной из высших наград Кемеровской области . В марте 2012 года избрана депутатом Совета депутатов муниципального округа «Арбат» в Москве сроком на пять лет .

Биография

Отец Ангелины, Михаил Никитич, во время Второй мировой войны служил военным лётчиком-истребителем. Погиб осенью 1944 года, разбившись на своём самолёте во время вылета в Югославию, когда Ангелине было всего два года. Мать, Мария Кузьминична, после гибели мужа переехала с семьёй в Москву, где работала бухгалтером в аэропорту «Внуково » .

Будучи студенткой, Ангелина подрабатывала манекенщицей в Общесоюзном доме моделей на Кузнецком Мосту в Москве .

После окончания театрального института, в 1966 году , снялась в советском военном фильме «Прощай » режиссёра и автора сценария Григория Поженяна .

В последнее время Ангелина Вовк много занимается общественной деятельностью. Ежегодно летом во Всероссийском детском центре «Орлёнок» на берегу Чёрного моря , куда дети приезжают по бесплатным путёвкам, она проводит детский музыкальный фестиваль «Песенка года », автором которого является .

Ангелина Вовк является Президентом Российского фонда культуры и искусства, поддержки детского творчества. Она ведёт большую работу по пропаганде и возрождению русских народных традиций, ремёсел, промыслов, устного и музыкального народного творчества .

Личная жизнь

Так сложилось, что своих детей у Ангелины Михайловны нет, внучками она считает детей своих крестников :

  • Ангелина (род. 2001). Девочку назвали в честь Ангелины Вовк.
  • Анна (род. 2002).

Трудовая деятельность

Работа на телевидении

В 2012 году участвовала в шоу «Танцы со звёздами » в паре с Олегом Вечкасовым на телеканалах «Россия-1 » и «РТР-Планета ».

С 3 декабря 2012 по 28 марта 2014 годы вела программу «Доброго здоровьица! » с Геннадием Малаховым .

Со 2 сентября 2013 по 20 декабря 2014 года вела программу «В наше время » на «Первом канале » вместе с Татьяной Веденеевой и Юрием Николаевым .

С 31 марта по 30 мая 2014 года вела ток-шоу «Дело ваше» с Людмилой Хитяевой и Зинаидой Кириенко .

Фильмография

  • - «Живёт такой парень » - манекенщица (эпизод)
  • - «Прощай » - Галя Чудакова
  • - «Старые песни о главном-2 » - камео

Работа в рекламе

  • Реклама очков «Супер-Вижн» (Super-Vision)

Признание

Государственные награды и звания

  • почётное звание «Заслуженный артист РСФСР ».
  • - почётное звание «Народный артист Российской Федерации ».

Общественные награды

Напишите отзыв о статье "Вовк, Ангелина Михайловна"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Вовк, Ангелина Михайловна

– Еще впереди много, много всего будет, – сказал он со старческим выражением проницательности, как будто поняв всё, что делалось в душе Болконского. – Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить, – прибавил Кутузов, как бы говоря сам с собой.
Князь Андрей взглянул на Кутузова, и ему невольно бросились в глаза, в полуаршине от него, чисто промытые сборки шрама на виске Кутузова, где измаильская пуля пронизала ему голову, и его вытекший глаз. «Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!» подумал Болконский.
– От этого я и прошу отправить меня в этот отряд, – сказал он.
Кутузов не ответил. Он, казалось, уж забыл о том, что было сказано им, и сидел задумавшись. Через пять минут, плавно раскачиваясь на мягких рессорах коляски, Кутузов обратился к князю Андрею. На лице его не было и следа волнения. Он с тонкою насмешливостью расспрашивал князя Андрея о подробностях его свидания с императором, об отзывах, слышанных при дворе о кремском деле, и о некоторых общих знакомых женщинах.

Кутузов чрез своего лазутчика получил 1 го ноября известие, ставившее командуемую им армию почти в безвыходное положение. Лазутчик доносил, что французы в огромных силах, перейдя венский мост, направились на путь сообщения Кутузова с войсками, шедшими из России. Ежели бы Кутузов решился оставаться в Кремсе, то полуторастатысячная армия Наполеона отрезала бы его от всех сообщений, окружила бы его сорокатысячную изнуренную армию, и он находился бы в положении Мака под Ульмом. Ежели бы Кутузов решился оставить дорогу, ведшую на сообщения с войсками из России, то он должен был вступить без дороги в неизвестные края Богемских
гор, защищаясь от превосходного силами неприятеля, и оставить всякую надежду на сообщение с Буксгевденом. Ежели бы Кутузов решился отступать по дороге из Кремса в Ольмюц на соединение с войсками из России, то он рисковал быть предупрежденным на этой дороге французами, перешедшими мост в Вене, и таким образом быть принужденным принять сражение на походе, со всеми тяжестями и обозами, и имея дело с неприятелем, втрое превосходившим его и окружавшим его с двух сторон.
Кутузов избрал этот последний выход.
Французы, как доносил лазутчик, перейдя мост в Вене, усиленным маршем шли на Цнайм, лежавший на пути отступления Кутузова, впереди его более чем на сто верст. Достигнуть Цнайма прежде французов – значило получить большую надежду на спасение армии; дать французам предупредить себя в Цнайме – значило наверное подвергнуть всю армию позору, подобному ульмскому, или общей гибели. Но предупредить французов со всею армией было невозможно. Дорога французов от Вены до Цнайма была короче и лучше, чем дорога русских от Кремса до Цнайма.
В ночь получения известия Кутузов послал четырехтысячный авангард Багратиона направо горами с кремско цнаймской дороги на венско цнаймскую. Багратион должен был пройти без отдыха этот переход, остановиться лицом к Вене и задом к Цнайму, и ежели бы ему удалось предупредить французов, то он должен был задерживать их, сколько мог. Сам же Кутузов со всеми тяжестями тронулся к Цнайму.
Пройдя с голодными, разутыми солдатами, без дороги, по горам, в бурную ночь сорок пять верст, растеряв третью часть отсталыми, Багратион вышел в Голлабрун на венско цнаймскую дорогу несколькими часами прежде французов, подходивших к Голлабруну из Вены. Кутузову надо было итти еще целые сутки с своими обозами, чтобы достигнуть Цнайма, и потому, чтобы спасти армию, Багратион должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию, встретившуюся с ним в Голлабруне, что было, очевидно, невозможно. Но странная судьба сделала невозможное возможным. Успех того обмана, который без боя отдал венский мост в руки французов, побудил Мюрата пытаться обмануть так же и Кутузова. Мюрат, встретив слабый отряд Багратиона на цнаймской дороге, подумал, что это была вся армия Кутузова. Чтобы несомненно раздавить эту армию, он поджидал отставшие по дороге из Вены войска и с этою целью предложил перемирие на три дня, с условием, чтобы те и другие войска не изменяли своих положений и не трогались с места. Мюрат уверял, что уже идут переговоры о мире и что потому, избегая бесполезного пролития крови, он предлагает перемирие. Австрийский генерал граф Ностиц, стоявший на аванпостах, поверил словам парламентера Мюрата и отступил, открыв отряд Багратиона. Другой парламентер поехал в русскую цепь объявить то же известие о мирных переговорах и предложить перемирие русским войскам на три дня. Багратион отвечал, что он не может принимать или не принимать перемирия, и с донесением о сделанном ему предложении послал к Кутузову своего адъютанта.
Перемирие для Кутузова было единственным средством выиграть время, дать отдохнуть измученному отряду Багратиона и пропустить обозы и тяжести (движение которых было скрыто от французов), хотя один лишний переход до Цнайма. Предложение перемирия давало единственную и неожиданную возможность спасти армию. Получив это известие, Кутузов немедленно послал состоявшего при нем генерал адъютанта Винценгероде в неприятельский лагерь. Винценгероде должен был не только принять перемирие, но и предложить условия капитуляции, а между тем Кутузов послал своих адъютантов назад торопить сколь возможно движение обозов всей армии по кремско цнаймской дороге. Измученный, голодный отряд Багратиона один должен был, прикрывая собой это движение обозов и всей армии, неподвижно оставаться перед неприятелем в восемь раз сильнейшим.
Ожидания Кутузова сбылись как относительно того, что предложения капитуляции, ни к чему не обязывающие, могли дать время пройти некоторой части обозов, так и относительно того, что ошибка Мюрата должна была открыться очень скоро. Как только Бонапарте, находившийся в Шенбрунне, в 25 верстах от Голлабруна, получил донесение Мюрата и проект перемирия и капитуляции, он увидел обман и написал следующее письмо к Мюрату:
Au prince Murat. Schoenbrunn, 25 brumaire en 1805 a huit heures du matin.
«II m"est impossible de trouver des termes pour vous exprimer mon mecontentement. Vous ne commandez que mon avant garde et vous n"avez pas le droit de faire d"armistice sans mon ordre. Vous me faites perdre le fruit d"une campagne. Rompez l"armistice sur le champ et Mariechez a l"ennemi. Vous lui ferez declarer,que le general qui a signe cette capitulation, n"avait pas le droit de le faire, qu"il n"y a que l"Empereur de Russie qui ait ce droit.
«Toutes les fois cependant que l"Empereur de Russie ratifierait la dite convention, je la ratifierai; mais ce n"est qu"une ruse.Mariechez, detruisez l"armee russe… vous etes en position de prendre son bagage et son artiller.
«L"aide de camp de l"Empereur de Russie est un… Les officiers ne sont rien quand ils n"ont pas de pouvoirs: celui ci n"en avait point… Les Autrichiens se sont laisse jouer pour le passage du pont de Vienne, vous vous laissez jouer par un aide de camp de l"Empereur. Napoleon».
[Принцу Мюрату. Шенбрюнн, 25 брюмера 1805 г. 8 часов утра.
Я не могу найти слов чтоб выразить вам мое неудовольствие. Вы командуете только моим авангардом и не имеете права делать перемирие без моего приказания. Вы заставляете меня потерять плоды целой кампании. Немедленно разорвите перемирие и идите против неприятеля. Вы объявите ему, что генерал, подписавший эту капитуляцию, не имел на это права, и никто не имеет, исключая лишь российского императора.
Впрочем, если российский император согласится на упомянутое условие, я тоже соглашусь; но это не что иное, как хитрость. Идите, уничтожьте русскую армию… Вы можете взять ее обозы и ее артиллерию.
Генерал адъютант российского императора обманщик… Офицеры ничего не значат, когда не имеют власти полномочия; он также не имеет его… Австрийцы дали себя обмануть при переходе венского моста, а вы даете себя обмануть адъютантам императора.
Наполеон.]
Адъютант Бонапарте во всю прыть лошади скакал с этим грозным письмом к Мюрату. Сам Бонапарте, не доверяя своим генералам, со всею гвардией двигался к полю сражения, боясь упустить готовую жертву, а 4.000 ный отряд Багратиона, весело раскладывая костры, сушился, обогревался, варил в первый раз после трех дней кашу, и никто из людей отряда не знал и не думал о том, что предстояло ему.

В четвертом часу вечера князь Андрей, настояв на своей просьбе у Кутузова, приехал в Грунт и явился к Багратиону.
Адъютант Бонапарте еще не приехал в отряд Мюрата, и сражение еще не начиналось. В отряде Багратиона ничего не знали об общем ходе дел, говорили о мире, но не верили в его возможность. Говорили о сражении и тоже не верили и в близость сражения. Багратион, зная Болконского за любимого и доверенного адъютанта, принял его с особенным начальническим отличием и снисхождением, объяснил ему, что, вероятно, нынче или завтра будет сражение, и предоставил ему полную свободу находиться при нем во время сражения или в ариергарде наблюдать за порядком отступления, «что тоже было очень важно».
– Впрочем, нынче, вероятно, дела не будет, – сказал Багратион, как бы успокоивая князя Андрея.
«Ежели это один из обыкновенных штабных франтиков, посылаемых для получения крестика, то он и в ариергарде получит награду, а ежели хочет со мной быть, пускай… пригодится, коли храбрый офицер», подумал Багратион. Князь Андрей ничего не ответив, попросил позволения князя объехать позицию и узнать расположение войск с тем, чтобы в случае поручения знать, куда ехать. Дежурный офицер отряда, мужчина красивый, щеголевато одетый и с алмазным перстнем на указательном пальце, дурно, но охотно говоривший по французски, вызвался проводить князя Андрея.

Ангелину Вовк знал в Советском Союзе каждый — от мала до велика.

Малыши обожали обаятельную тётю Лину, которая вела «Спокойной ночи, малыши!» вместе с Хрюшей и Степашкой. А взрослые смотрели «Новости» и «Песню года», которые вела Ангелина Михайловна. Сегодня впервые телеведущая рассказала о скандале, произошеднем в своё время на музыкальном телефестивале.

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Ангелина Михайловна, несколько лет назад ваших поклонников потряс тот факт, что Ангелину Вовк и Евгения Меньшова выкинули из программы «Песня года». Про свой уход вы сказали в «АиФ» следующее: «Грустно, что по отношению ко мне и моему соведущему Евгению Меньшову Крутой и Пугачёва поступили очень некорректно». А можно подробнее? У вас есть какие-то предположения, почему вас, многолетнюю ведущую популярнейшей в своё время телепрограммы «ушли»?

Ангелина Вовк: У меня нет на этот счёт никаких предположений, это уже перевёрнутая страница и я не хотела бы к ней возвращаться. Могу лишь сказать, что, конечно, мне было неприятно всё произошедшее.

Я считаю, что заслужила хотя бы то, чтобы мой уход был более красиво обставлен. Я телевизионный работник, который отдал жизнь телевидению, не заработав бешеных гонораров и денег. Я долгие годы вела фестиваль, ещё до того как появились Крутой и Пугачёва . А передо мной даже никто не извинился. А ведь я в своё время отстояла этот фестиваль, когда его собирались закрывать. Не Крутой, не Пугачёва отстояли «Песню года», а я. Пугачёва достаточно редко появлялась на фестивале, и судьба его её совершенно не волновала. Но… Если кому-то так поступать, как обошлись со мной, позволяет совесть, это его личное дело. Всё в духе времени. Мы сталкиваемся с таким поведением на каждом шагу, когда люди ведут себя грубо и некрасиво.

Ангелина Михайловна Вовк, ведущая, диктор Центрального телевидения СССР. 1971 год. Фото: РИА Новости / Василий Малышев

А ваш партнёр Евгений Меньшов, царствие ему небесное, не пробовал сопротивляться, чтобы остаться на «Песне года»?

Мы тогда вместе ушли из «Олимпийского», где снималась «Песня года». Пугачёва переделывала всё по ходу программы. Там, где по сценарию должны были говорить мы с Женей, была уже вклеена другая страница. Когда мы с Женей Меньшовым поняли, что нам отводится роль «голоса за сценой», пришли к выводу, что оставаться там бессмысленно.

- Ангелина Михайловна, вы прекрасно выглядите, находитесь в прекрасной форме. Признайтесь, в чём тут секрет?

Конечно, я слежу за собой. Каждый раз до «Песни года» я ложилась в специальную клинику, где надо мной работали, делали массажи, процедуры. И сегодня я посещаю косметолога, очень люблю пробовать новинки в косметологии. Считаю, что это часть профессии телеведущей - быть красивой и ухоженной. Никто из зрителей не хочет видеть на экране сморщенное лицо.

Ну и, конечно, я слежу за физической формой. Посещаю бассейн, а вот фитнесом занимаюсь от раза к разу, постоянно посещать спортивный клуб времени нет. В своё время я приобрела для дома несколько тренажёров, в том числе беговую дорожку и специальный станок для того, чтобы качать пресс. В общем, всё есть для поддержания формы, остаётся только не лениться.

Ангелина Вовк в передаче «Танцы со звездами». Фото: www.globallookpress.com

- Своих детей у вас нет, зато очень много крестников. Удаётся с ними со всеми общаться?

Наша жизнь в мегаполисе построена так, что порой ты и соседей своих неделями не видишь… Так что из крестников я чаще встречаюсь с теми, кто ближе ко мне живёт. За каждого своего крестника я молюсь, чтобы он помог им. Верю, что бог меня слышит.

Для нескольких поколений советских детей вы навсегда останетесь тётей Линой. А сейчас вас так кто-то называет?

Ко мне постоянно подходят те, кто вырос на «Спокойной ночи, малыши!». Причем меня так и называют: «Тётя Лина». (Смеется.) Они помнят, как я рассказывала сказки им перед сном, и благодарят, говорят, что любят…

// Фото: Елизавета Клементьева, Николай Малышев/ТАСС

Глядя на цветущую Ангелину Михайловну, и не скажешь, что сегодня, 16 сентября, ей исполняется 75 лет, а ее малыши давно выросли. Но для большинства Вовк все та же добрая тетя Лина с приятным голосом. Юбилей советская телезвезда отметит необычным способом – в Театре Луны: подарит друзьям и коллегам премьеру мюзикла «Чайка» по пьесе Антона Чехова. А через пару дней улетит на Лазурный берег во Францию, где продолжит празднование, а также выступит ведущей кинофестиваля. За неделю до события Ангелина Михайловна рассказала «СтарХиту», кто спасает ее от депрессии, что пугает в воспитании внучек и куда спрятала куклы Хрюши и Степашки во время государственного переворота.

Ирония судьбы

Ангелина Михайловна, ваш возраст по паспорту известен. А в душе сколько?


Чувствую себя, конечно, не на 18, но и не на 75 лет. Трудно определить возраст души, ведь она не стареет, а набирается мудрости, развивается. Ощущаю себя зрелым человеком. А когда вижу сверстниц, то понимаю, какая же молодец, что всегда следила за собой. Дело касается не только внешней оболочки. Я давно осознала, что мыслить нужно позитивно, тогда и жить будет легче. Быть оптимистом приятнее, и для окружающих в том числе. Зачем их раздражать? Это знание пришло ко мне из семьи. Моя бабушка пережила революции, войны, голод, но никогда не унывала. Ее спасала вера в Бога. Маме тоже выпала нелегкая судьба. Папа, летчик, разбился во время войны. Мне было всего два годика. Мама сильно переживала, но всегда смотрела вперед. Поводов вогнать себя в депрессию много, но улыбка, она как солнце, которое освещает человеку путь.

Церковь посещаете?

Несмотря на то, что я часто провожала бабушку на службу, она никогда не навязывала веру. Ею я прониклась сама спустя много лет, в 80-е. Однажды вышла из дома на улицу, а вокруг меня свистят злые вихри. Возможно, это было природное явление, но внутренне почувствовала, что надо бежать в церковь. Рядом, на Арбате, находился храм Иерусалимского подворья. Я рухнула перед Казанской иконой Божией Матери и с тех пор часто там бываю. За духовную поддержку благодарна батюшкам Михаилу и Александру. Последний является моим наставником. Отцу Александру вместе с друзьями помогла восстановить храм Спаса на Песках, где в советское время располагался «Союзмультфильм». А я, ведущая «Спокойной ночи, малыши!», выступила против родной организации с просьбой вернуть землю церкви. Именно этот храм, кстати, запечатлен на картине Василия Поленова «Московский дворик». Вот такая ирония судьбы.

Как-то вы рассказывали, что находитесь с Богом в тесной связи...

Да, однажды даже увидела лик Христа. Я переживала горький момент, прилегла днем, и передо мной появился Бог. Возможно, это был сон, но после него проблема разрешилась. А позже произошел случай куда более интересный. Мы с подругой Светой как-то ехали по Варшавскому шоссе. Она за рулем, я на пассажирском сиденье. И вдруг поднимаю глаза, а по небу как будто плывет женщина в белом хитоне, с распущенными волосами, и руки подняты вверх. Моторы заглохли у всех машин разом. Пока народ озирался, необычная фигура исчезла. А на следующий день, 18 августа 1991 года, начался путч. Я проснулась в 4 утра от звуков пулеметной очереди. Стреляли в районе Белого дома, а слышимость была такая, как будто под окном. Поняла, что надо ехать спасать страну. Взяла куклы Хрюши и Степашки, спрятала их под плащом, вызвала приятельницу, и мы вместе отправились к Белому дому. Попасть внутрь так и не удалось, но у военных слезы наворачивались, когда я распахивала тренч. Так трогательно выглядела моя попытка остановить беспорядки.

Вот вы активистка! Наверное, по этой причине и сейчас востребованы, хотя многие ваши коллеги-ровесники жалуются, что их забыли...

Конечно, было тяжело, когда в 90-е нас всех выставили за порог. Из-за отсутствия финансирования хотели закрывать программу «Спокойной ночи, малыши!», но я ее спасла – привела спонсора. Затем создала фестиваль «Песенка года», который уже 18-й раз проходит в «Орленке» в Туапсе. В этом году туда ездила моя внучатая племянница Анечка. Я всегда боролась за передачи для подрастающего поколения. Однажды даже написала президенту письмо, которое удалось передать с помощью друзей. А через две недели Владимир Путин объявил о том, что надо создать детское телевидение, так и появился канал «Карусель».

Домик у моря

Расскажите про Ангелину и Анну (Дочки племянника Вовк. – Прим. «СтарХита»).Они уже выросли...

Да. Так получилось, что своих детей у меня нет. Потому девочек воспитываю как внучек. Обе учатся в математическом лицее. Ангелина, названная в честь меня, серьезно занимается английским языком. Аня, на мой взгляд, имеет все шансы стать врачом-косметологом. Прекрасная женская профессия, всегда востребованная. Но посмотрим, как судьба вырулит. Может, она вид крови не переносит? Я вон своим кошкам сама даже уши почистить не могу, прошу подруг. Единственное, что меня пугает в нынешней молодежи, – это увлеченность Интернетом.

Не скажу, что я «фейсбушница», хотя первое время регулярно заходила в эту соцсеть. Потом надоело, да и времени нет. Встречи, работа, процедуры, кошки, собаки... А ночью предпочитаю спать. Гаджетами владею, но на обычном уровне. У меня айфон. Нравится приложение WhatsApp.

Кстати, о процедурах. Все так же посещаете косметолога? Знаю, что любите это дело.


— В моей жизни сбылось многое из того, о чем я мечтала. Взять хоть этот загородный дом: мы с моим первым мужем, Геночкой (известный в 1970-е годы диктор телевидения Геннадий Чертов. — Прим. «ТН»), хотели именно такой. Когда мы начали встречаться, я с бабушкой, мамой и отчимом жила под Внуково в поселке для офицерского состава: отчим, как и папа, не вернувшийся из полета в 1944 году, был летчиком. Наш деревянный дом, стоявший почти в лесу, безумно нравился и мне, и Гене. Но

его пришлось сдать государству, чтобы получить в Москве комнату в коммуналке. Мы с мужем часто его вспоминали и когда однажды приехали проведать, увидели, что дом снесли, а на его месте валяются куски бревен, обломки досок, камни. Было жалко, как живое существо… Я и мужа, и себя утешала: «Ничего, Геночка, мы построим новый дом, обнесем забором, посадим на участке сирень, жасмин, яблони, цветы всякие… И собака у нас будет, овчарка». Все сбылось, все я в жизнь воплотила: есть дом, а вокруг него сирень, жасмин, розы, пионы. В будке преданнейшая овчарка-полукровка, которую мы спасли несколько лет назад. Все, о чем мы мечтали с Геной, у меня есть — только рядом нет самого Гены. Скажи мне тогда кто-нибудь, что мечта сбудется с таким нюансом, я бы умерла. Я ведь его ужасно любила.

Это была любовь с первого взгляда. Амур выбрал для стрельбы не самое романтичное место — автобус. Он должен был везти нас, еще не успевших перезнакомиться первокурсников актерского факультета ГИТИСа, в колхоз на картошку. И когда в этот старый автобус зашел молодой человек, похожий на Жерара Филипа, мне мгновенно стало ясно: вот мужчина, с которым я хочу прожить всю

жизнь. Я его увидела и глазами, и сердцем — больше красоты меня поразили его интеллигентность и независимость. Не выношу притворства, не люблю угодливых людей породы «нашим, вашим за две копейки спляшем». Он был не из таких. Мне нравилось в нем все. Но я, ­разумеется, виду не подавала. А он очень быстро начал встречаться с другой девушкой с нашего курса. До сих пор помню, как ее звали — Клара Гильдыева. Всякий раз, когда я смотрела на него, в мое поле зрения попадала она — и мне нравились даже их отношения! Однажды ее оскорбили, и Гена как лев бросился на ее защиту. Я порадовалась: он не дает в обиду свою женщину.

— И вы не пытались взглядом или намеком показать ему, что есть и другие девушки, нуждавшиеся в защите?

— Нет, я ходила на свидания и принимала ухаживания других поклонников. Как в песне, «ах, кавалеров мне вполне хватает…». В меня влюблялись многие. Один болгарин, который учился с нами в институте, испытывал какое-то ненормальное чувство. Я не хотела с ним встречаться и не скрывала этого, но ему было так нужно хотя бы просто находиться рядом, что он пытался провожать меня на свидания! «Почему ты опять за мной идешь? Не ходи, не надо!» — «Нет, я пойду». Он брал меня измором, но я сдаваться и не думала. Оборону помогала держать бабушка. «Моя внучка не выйдет за тебя замуж: она никогда не уедет из России», — говорила она ему. Зато Гену, когда у нас наконец начался роман, бабушка приняла сразу. Сказала, что вот этот в мужья мне годится. Мы действительно были как единое целое — одно тело, одна душа, одно сознание.

В течение целого года Гена без устали спасал мне жизнь. Мы записывали «Голубой огонек», посвященный , — я его вела, это была вершина моей карьеры, и я разве что не летала от счастья. Вечером, ­объявив выступление венгерского певца, я присела за столик — а через минуту рухнула на пол, потеряв сознание. Температура поднялась до сорока одного градуса. Скорая помощь привезла меня в «Склиф» — и врач, который принимал, повел себя отвратительно. Он сказал: «Сейчас сделаем надрез в животе и посмотрим, есть ли внутреннее кровотечение. Если есть, делаем срочную операцию. Если нет, утром разбираемся, что случилось». Спрашиваю: «А надрез сделаете с наркозом?» — «Конечно, без наркоза». Говорю: «Я не выдержу». Он отвечает: «Ну, это ваши проблемы». Вынудил меня подписать записку, что я отказалась от срочной операции и в случае моей смерти никто не виноват. Гена растерялся: он не представлял, что делать в таких ситуациях. Меня оставили до утра в палате — фактически бросили умирать. Как выяснилось позже, у меня был перитонит и за ночь угроза жизни выросла в десятки раз. Утром мне сделали первую операцию. В последующие месяцы их было еще несколько, но, к счастью, уже не в «Склифе». В Институте Склифосовского почему-то наряду с прекрасными врачами много отборных зверюг было. Я лежала, как раздавленная лягушка, когда злобная медсестра потащила меня, почти умирающую, на рентген. Зима, мороз, в кабинете, где делают рентген, температура как на улице — но она положила меня прямо на холодную кушетку. Организм был дико ослаблен, так что у меня началась плевропневмония. Я лежала в реанимации, и там перенесла клиническую смерть — душа уже совсем было собралась покинуть бренную оболочку, но мама, сидевшая рядом, подняла крик на всю больницу. А новый реаниматолог оказался моим знакомым! Во времена студенчества он был влюблен в меня и звал замуж! Так любящие люди и не дали мне умчаться высоко в небо, оставили на земле. Потом подоспела помощь, организованная Валентиной Леонтьевой. Валентина Михайловна обратилась к руководителю Института имени Сеченова, академику Кузину, и он забрал меня в свое отделение «Искусственная почка», потому что мои собственные почки, да и другие внутренние органы, уже практически отказали. Я была худенькой, а за несколько месяцев потеряла 20 кг. Лежала не вставая шесть месяцев, и все мои силы уходили на то, чтобы съесть ложечку каши. Мечтала, что однажды смогу съесть кусок шашлыка, откусить яблоко, пройти своими ногами по снегу и окунуться в речке. Мама, ближайшая подруга и Гена были со мной днем и ночью. Сначала когда я лежала пластом, потом — когда заново училась передвигать ноги и самостоятельно держать ложку. С тех пор не устаю радоваться таким простым вещам, которые раньше казались мне само собой разумеющимися. В общем, мы с первым мужем прошли через большое испытание, и я всегда чувствовала его самоотверженную поддержку.

— Ну почему такие браки распадаются?

— Отчасти потому, что после перенесенных операций у меня уже не могло быть детей, но главным образом потому, что злые силы не дремлют. Приятельницы нашептывали: мол, ты повнимательнее за мужем присмотри, вон с той его знакомые видели в неурочное время в неположенном месте… Не то чтобы я сильно прислушивалась к словам и мнению окружающих, но на меня это действовало. Я и правда начала приглядываться, стала злиться, что-то выяснять. А он — давать все больше поводов

для подозрений. Наши безоблачные отношения стали меняться: то одно облако на солнце наползло, то другое — так наше небо и начало потихоньку затягивать, и уже не облака пошли, а тучи. Все приятельницы, нашептывавшие мне про Гену, оказались подругами в кавычках: у каждой из них были на него виды. Одна рассказывала сплетню про другую, другая про третью. И однажды что-то глубоко внутри у меня надломилось. Мы по-прежнему жили вместе, но Гена в моих глазах выглядел предателем. Была бы тогда такая мудрая, как сейчас, наверное, смогла бы взглянуть на происходящее со стороны. Но я была молода, очень любила и смотрела на ситуацию снизу вверх — как на гору Эверест. Так переживала, что боялась сойти с ума. А потом как-то приноровилась — и не к такому люди привыкают. Может, все бы и зарубцевалось и жили бы до сих пор вместе — в чем-то чужие, в чем-то родные, в чем-то любимые и любящие, в чем-то предавшие, две бывшие половинки одного целого. Но в 1980 году меня отправили в командировку в Чехо­словакию — и в моей жизни случилась еще одна любовь с первого взгляда.

— Я молча оделась и ушла в ночь — и больше к Гене не вернулась. С первым мужем — Геннадием (1966). Фото: Из личного архива Ангелины Вовк

— Где вас Амур подкараулил в Праге?

— Сначала он влет подстрелил моего будущего мужа Индржиха. Чехи выбирали в Москве диктора для съемок учебного фильма «Уроки русского языка» и остановились на мне. Выслали мою фотографию на киностудию «Баррандов», и Индржих, который работал там главным художником, увидев фото, сказал себе: «Лучше бы эта женщина не приезжала». Почувствовал, что мой приезд изменит его жизнь. Я на этих съемках тоже чувствовала, что кому-то нравлюсь, но никак не могла понять, кому же! Было стойкое ощущение: что-то очень важное для меня происходит, я окружена чьей-то любовью! Но чьей? За три дня до отъезда, готовясь к съемкам, я увидела какого-то мужчину, который пытался держаться невозмутимо, но все равно метался, как тигр в клетке. Мы встретились

глазами, и у меня весь мир рухнул, и нить, связывавшая меня с Геной, оборвалась. Индро был женат, но отношения с супругой у него были намного хуже, чем у меня с мужем, — об этом я узнала, уже улетев из Праги. А там мы общались, как хорошо расположенные друг к другу коллеги из разных стран. Вечером накануне моего отъезда мы собрались всей съемочной группой посидеть в ресторане. Индро присоединился к нам, а после ужина сказал: «Поехали, я тебе покажу королевский замок в Градчанах». Когда я села в машину, мне казалось, что она взорвется — так была наэлектризована. Я чувствовала, будто каждый атом, каждый микроб на руле и сиденьях, каждая электронная частица этой машины меня любит, обнимает и гладит. А мы молчали! Когда приехали к Градчанам, еле пришли в себя. У меня голова в прямом смысле шла кругом, но я ведь женщина и не буду бросаться на мужчину. И он не мог броситься на меня: происходило что-то очень глубокое и серьезное, что он боялся спугнуть резким движением. Мы молча любовались красотами, а потом он предложил: «Пойдем на Карлов мост». Это у них мост влюбленных. Мы шли по Карлову мосту, и вдруг начался дождь. Индржих накрыл меня своим плащом — и под этим плащом мы впервые поцеловались. Ночь, знаменитый мост, дождь, его плащ, наш поцелуй… Это была сказка!

— Сама природа вас подтолкнула к решительным действиям…

— Да, сказала: «Ну давайте, ребята, не теряйтесь! Я же все для вас сделала». Природа нас бы не поняла, если бы мы тогда не поцеловались. А утром я улетела из сказки в Москву, в реальную жизнь. Индржих при первой возможности прилетел ко мне. Он звонил, стоял под окнами моего дома, а я все не могла решиться уйти от Гены. Слишком уж твердая у меня была установка, что замуж надо выйти

раз и на всю жизнь. Но однажды, когда я вытирала тарелку, привезенную из Японии, Гена хотел взять ее у меня и поставить на место. Потянул на себя, а я ее почему-то не выпустила, и тарелка в наших руках раскололась ровно посередине. Я ничего не сказала мужу, но поняла, что это знак. Внутренне я привыкала к мысли, что между нами все точно кончено, но мы, хоть и отдалились друг от друга на сто световых лет, по-прежнему жили в одной квартире, и никаких решающих слов сказано не было. Но как-то Индро в очередной раз прилетел в Москву и позвонил мне. Было одиннадцать часов вечера, мы принимали гостей, а для меня этот звонок прозвучал как сигнал стартового пистолета. Я молча оделась и ушла в ночь — и больше к Гене не вернулась. Думаю, что для него это был удар ниже пояса, но я ничего не могла с собой поделать.

— Чехословакия считалась одной из самых развитых соцстран, и побывать там хотя бы разочек было невероятной удачей. К связям с иностранцами в СССР всегда относились крайне неодобрительно, могли и с работы уволить. Чего больше брак с иностранцем принес вам — радости, зависти, проблем на работе?

— Было все перечисленное. Глобальных проблем на работе, к счастью, не возникало, все-таки Чехословакия была социалистической страной, а на дворе стоял 1982 год. Но кое-какие неприятности случались. Однажды я нечаянно вышла из отпуска на день позже: когда возвращалась из Праги,

отменили рейс на самолет, и пришлось лететь на следующий день. Прихожу, а меня вызывает высокое руководство — сам Сергей Георгиевич Лапин, председатель Гос­телерадио. Спрашивает: «Почему вы опоздали на работу?» — «Знаете, отменили рейс, пришлось лететь позже». — «Напомните, вы заслуженная артистка России или…» — «России», — отвечаю. Он говорит: «А мне кажется, вы заслуженная артистка Чехословацкой Социалистической Республики. Вам, наверное, надо туда уехать». — «А я с этим не согласна». Но дальше разговора дело не пошло.

Конечно, было море счастливых моментов. Индро обожал заваливать меня подарками — ему нравилось видеть в моих глазах радость, поэтому он возил наряды чемоданами. Я с такой мужской щедростью никогда не сталкивалась. В первом браке я была главной добытчицей, но при этом должна была строго дать отчет, куда потратила деньги и какое платье хочу купить. А тут к моим ногам кидали горы прекрасной одежды — такое женщинам и сейчас приятно, а уж во времена тотального дефицита… Многие из этих чудесных нарядов вскоре носили наши дикторы: я их продавала, чтобы оплачивать телефонную связь с Чехословакией. Как Индржиху было необходимо видеть мою радость, так мне — слышать его голос. Поэтому я проговаривала с Прагой круглые суммы. Конечно, мне завидовали. Одна коллега даже открытым текстом говорила: «У тебя так все хорошо на работе, тебе ни в коем случае не нужно отсюда уезжать. Ну зачем тебе Индро? Отдай его мне!» Вторая моя коллега пыталась его

соблазнить. Честному, порядочному Индржиху это было не очень приятно. Ему вообще в Москве было непросто. Пойдем вместе в магазин, я его поставлю в одну очередь, а сама побегу посмотреть, что дают в других отделах. Возвращаюсь, а он опять последним стоит, объясняет: «Люди меня отодвигают — не буду же я с ними скандалить и драться». Человеку с его менталитетом и воспитанием жить у нас было бы тяжело. Он сразу сказал: «В Москву ни за что не перееду». И все ждал, когда же я решусь на переезд в Прагу. Я обещала, тянула, а сама думала: «Мама болеет, и семье брата надо помогать, и племянников на ноги ставить. Я же главный добытчик, защитник — мне страшно их бросать!»

К тому же для меня в Праге тоже не все было гладко: чехи не могли простить нам весну 1968 года, когда в Прагу вошли советские танки. Я это чувствовала, хотя друзья и знакомые Индро лично ко мне относились хорошо. Я выучила чешский: у меня бабушка полька, так что я умела говорить и читать по-польски, а эти языки похожи. Но моего знания чешского хватало максимум на час беседы — я за это время очень уставала. И что мне было делать, пока Индро работает? Ходить по магазинам и по гостям?

Мне такая праздная жизнь казалась дикостью.

Но Индро пытался заманить меня к себе на постоянное жительство всеми возможными способами. Он не только художник, но и архитектор, поэтому купил и перестроил для нас прекрасный старый дом. Многое он делал своими руками. Несмотря на проблемы с поясницей, возил тачки с песком. Он возит

песок, а я-то знаю, что ему больно. Прошу: «Давай помогу, у меня ничего не болит». — «У нас это не принято. Иди и занимайся своими делами». А какие у меня там могли быть дела? Мелочи. Он купил этот особняк, ­предусмотрев абсолютно все: дом стоял в огромном саду, а в глубине этого сада была маленькая часовенка. Рядом находился аэропорт, а поскольку мой отец был летчиком, для меня самолеты всегда были просто священны. Индржих говорил: «Ты будешь здесь растить прекрасные цветы, молиться и смотреть на самолеты». Третий этаж дома в Праге он сделал специально для меня. Я ему сказала, что хочу не ванну, а душ. И мой «скупой» рыцарь, скрипя зубами, поставил мне душ, хотя с душем расход воды больше. В моей огромной комнате он во всю стену нарисовал старинную Москву — мол, все для тебя, любимая, ты и в Праге будешь как дома.

Благодаря программе «Песня года» Ангелина Вовк попала в Книгу рекордов Гиннесса. С Евгением Меньшовым и Аллой Пугачевой. Фото: PersonaStars

В конце 1980-х — начале 1990-х, когда Советский Союз разваливался и не было ясно, к чему это приведет, он уже умолял меня: бросай все и приезжай! Но ведь чем напряженнее ситуация, тем больше я отвечаю за своих родных. И не только это… Я глубоко вросла корнями в нашу землю, я ее люб­лю. Но и мужа я очень люблю! Я понимала, что эта история не может тянуться вечно и надо принять решение. И наверное, правильнее уехать к Индржиху. Когда в очередной раз ночью думала об этом и плакала,

вместо того чтобы спать, то провалилась в какое-то забытье — и увидела лик Христа. Он наклонился надо мной и спросил: «Тебе действительно это надо?» И я поняла, что не смогу уехать в Прагу. А через несколько дней, когда позвонила Индро, почувствовала, что муж как-то странно и уклончиво со мной разговаривает. Я поняла, что у него появилась другая женщина. Было безумно больно, но я всегда помнила, что той ночью я уже сделала выбор сама. Я видела его избранницу на фото, она приятная женщина, чешка из Австрии, художник.

Пару лет назад я проведала наш пражский дом. Подошла к нему и заплакала: он стоял такой красивый и такой сиротливый, пустой. В саду созрели огромные яблоки, которые никто не собирал. То ли Индро продал его, то ли не захотел в нем жить с кем-то еще. Если бы было много денег, я бы его обязательно купила — это же такая эпоха моей жизни!

— Вы не общались после развода?

— Почти нет. И я не могу этого понять. Индро знал, что у меня все очень непросто стало на работе, что я в панике — и у него даже не шевельнулось ничего. Выкарабкивайся как хочешь. А ведь когда у меня дела шли хорошо, я ему помогала. Если бы ему или Гене сейчас понадобилась помощь, я бы все на свете сделала! Потому что какой-то ­частью души я люблю и одного и другого, но без ­сексуального притяжения. У меня ощущение, что мужчины называют любовью сильное вожделение. Есть оно — есть любовь, схлынуло — кончилась любовь. А ведь это только приложение к любви. Ну как же они этого не понимают? Почему не чувствуют? Но я все равно вспоминаю обоих с добром и с радостью. Представляю, как бы Индро схватился за голову, увидев мой корявый домик.

— Симпатичный и уютный дом, зря вы на него наговариваете!

— У архитекторов другие представления о прекрасном, а тут все действительно непрофессионально сделано. Ну уж как получилось. Но мне мой дом тоже люб и дорог — в нем, как говорит моя духовная сестра Светлана, каждый гвоздь полит моей кровью. Тяжело он мне достался. Я занялась строительством в начале 1990-х: мама тогда перенесла инсульт, и ей надо было жить за городом. Домик сначала был поскромнее, уже потом я пристроила ванную комнату и кухню, чтобы мама могла и зимой себя комфортно чувствовать. Сейчас хочу крышу перекрыть и сделать вместо холодной веранды зимний сад.


А ведь строительство могло даться мне и гораздо меньшей кровью. Знаете, как я получила этот участок? Вела программу, куда приходил один большой московский начальник. И как-то он меня спросил: «У вас есть дача?» Говорю: «Нет, никак очередь не доходит». — «Приезжайте ко мне, мы найдем вам место». Приехала, он открыл карту Подмосковья: «Выбирайте». Я сразу: «Круглое озеро под Лобней». Он удивился: «А Рублевка?» — «Нет, — отвечаю, — Круглое озеро. У меня в Лобне семья брата живет, племянники любимые». Сейчас я думаю: Боже, поступила как дура! Могла бы взять землю на Рублевке, продать потом за бешеные деньги, купить участок здесь, а на оставшуюся круглую сумму особняк отгрохать. Мне одна женщина сказала: «Вы сами отворачиваетесь от своего счастья». И правда же… А как я в Англию к принцу Чарльзу не поехала!

— Боже, как?!

— В самом конце 1970-х стали поступать просьбы английских журналистов об интервью со мной. Но кто бы тогда мне разрешил давать ин­тервью английским журналам? Мне передавали вопросы, на которые я отвечала, отвечала… И однажды завотделом сказал: «Ангелина, завтра утром надо встретиться с господами из Англии». Но я не пошла: накануне были тяжелые съемки, которые поздно закончились, и я себя скверно чувствовала. Тогда пригласили не одну меня, а еще кого-то из наших дам, и так как я не пришла, поехала другая сотрудница. Завотделом страшно на меня рассердился. А потом я встретила одного сведущего человека, имевшего отношение к спецслужбам, который сказал, что я очень понравилась принцу Чарльзу (он, кстати, тогда еще не был женат на ) и его маме.

— Самой королеве-матери? Да вы при таком раскладе могли стать принцессой Ангелиной!

— Я была бы больше чем принцесса: я бы вела на две страны программу «Спокойной ночи, русские и английские малыши!».

— Один сведущий человек, имевший отношение к спецслужбам, сказал, что я очень понравилась принцу Чарльзу (он, кстати, тогда еще не был женат на Диане) и его маме. Фото: Арсен Меметов

— Ой, я как бывший малыш говорю вам большое спасибо за передачу!


— Да, ко мне до сих пор многие подходят и благодарят за нее. Особенно забавно, когда это делают солидные мужчины, которые выглядят как мои ровесники. И мне самой есть за что благодарить «Спокойной ночи, малыши!», и программе есть за что сказать спасибо мне. Ведь в начале 1990-х годов, когда в стране был полный хаос, ее хотели закрыть. Но я нашла банкиров, которые выделили на нее деньги. Дела в «Спокойной ночи, малыши!» пошли на лад: отремонтировали студию, заказали новые декорации, люди начали получать зарплату… Только меня вести программу не позвали. А когда спросила у одного редактора почему, мне ответили: «Будешь платить — будешь вести». Обидно было такое услышать, я-то все сделала, как говорится, «бэзвозмэздно, то есть даром». Но что поделаешь: такие времена, такие нравы и правила игры. ­Да и с моей любимой «Песней года» в те годы была похожая ситуация. Ее закрыли, но я договорилась с руководством «Газпрома», чтобы на нее выделили деньги. Мне дали 50 млн рублей — в начале 1990-х это была астрономическая сумма! Я передала ее людям, которые, как мне казалось, могли сделать прекрасную обновленную версию программы — снова не взяла себе ни копейки, и опять меня мягко, но настойчиво отстранили от ее ведения. Было больно и неприятно — я ведь себя без «Песни года» уже не представляла, вела ее так долго, что даже попала в Книгу рекордов Гиннесса, — 35 лет! Я не знала, получится ли у меня не в самом юном возрасте найти новую работу. Но старалась не обижаться, молилась — и стали появляться новые проекты. Моя духовная сестра Света сказала, что я буду работать до 85 лет. Ну не знаю, наверное, до восьмидесяти пяти — многовато. Но до восьмидесяти-то можно!

Семья: племянник — Кирилл, инженер; его жена — Юлия, инженер; крестница — Наталья, дирижер (живет в Берлине); внучатые племянницы — Ангелина (13 лет), Анна (11 лет)

Образование: в 1965 году окончила актерский факультет ГИТИСа

Карьера: вела программы «Будильник», «Спокойной ночи, малыши!», «Утренняя почта», «Голубой огонек», «Песня года» и др. В 2012 году участвовала в проекте «Танцы со звездами» на канале Россия. На Первом канале с 2012 по 2014 год вела вместе с Геннадием Малаховым программу «Доброго здоровьица!», сейчас ведет программы «В наше время» и «Дело ваше». Организовала детский фестиваль «Песенка года», который с 2000 года проводится во Всероссийском детском центре «Орленок». Народная артистка РФ

Родилась Ангелина Михайловна Вовк в 1942 году в небольшом городке Тулун Иркутской области. Отец служил лётчиком-истребителем и погиб в 1944 году, разбившись на самолёте. После смерти супруга мать Ангелины переехала с семьей в Москву и устроилась работать в аэропорт «Внуково». Будущая звезда телевидения с детства мечтала о небе, хотела связать свою жизнь с самолетами и работать стюардессой, но мама, помня о трагической гибели отца, была категорически против. Тогда девушка решила стать артисткой и поступила на актерский факультет ГИТИСа. Улыбчивая красавица Ангелина в это время подрабатывала манекенщицей в доме моделей на Кузнецком Мосту.

Актерская карьера Ангелины Михайловны Вовк не сложилась (она снялась всего в двух фильмах после окончания вуза), но зато советское телевидение приобрело очаровательную ведущую. В 1968 году в столице открылся Всесоюзный государственный институт повышения квалификации работников телевидения и радио при Гостелерадио СССР, куда и поступила Ангелина на режиссерский курс, но уже через год поняла, что это не нее профессия и перешла на курсы дикторов, после окончания которых была принята на работу в дикторский отдел.

В начале карьеры Ангелине Михайловне поручили вести новостные программы, но, как вспоминает ведущая, она не умела читать по бумажке и не могла долго сохранять серьёзное лицо. Поэтому она стала работать в детских и музыкальных программах. Она блитательно вела передачи «Спокойной ночи, малыши!», «Будильник», «Утренняя почта» и «Музыкальный киоск». Зрители также помнят Ангелину Вовк, как великолепную ведущую фестиваля «Песня года», всевозможных концертов, конкурсов и т.д.

Сейчас Ангелина Михайловна активно занимается общественной деятельностью, является президентом Российского фонда культуры и искусства, поддержки детского творчества. Она является создателем детского музыкального фестиваля «Песенка года», который проходит ежегодно во Всесоюзном детском центре «Орленок».

Личная жизнь

Ангелина Михайловна Вовк была замужем дважды. Ее первым мужем был актер и диктор телевидения Геннадий Чертов. Супруги прожили вместе довольно долго, их брак продлился 16 лет, но из-за недопонимания им пришлось развестись.

Вторым супругом стал художник и архитектор Индржих Гец, чех по национальности. Это был брак на расстоянии, так как они жили в разных государствах и встречались лишь несколько раз в году. Этот брак был достаточно долгим и продлился тринадцать лет, но пара не выдержала испытание расстоянием и рассталась. Собсвенных детей у Ангелины Михайловны нет.

Совет 2: Вовк Ангелина Михайловна: биография, карьера, личная жизнь

Ранние годы, юность

Ангелина Михайловна родилась в г. Тулун 16 сентября 1942 г. Её отец погиб в войну, он был лётчиком. Ангелине тогда исполнилось 2 года. После гибели мужа мать переехала в столицу, она устроилась в бухгалтерию аэропорта «Внуково».

В детстве Ангелина посещала студию театра, увлекалась танцами, спортом. Она мечтала быть стюардессой, поэтому уделяла много времени изучению английского. Однако мать девушки была против её выбора. Тогда Ангелина началу учиться в ГИТИСе, её преподавателями были Андровская Ольга, Конский Григорий.

Творческая карьера

Первой в карьере оказалась работа в Общесоюзном доме моделей. После ВУЗа Ангелину пригласили сняться в к/ф «Живёт такой парень». Потом были съёмки в к/ф «Прощай». Других киноролей у Вовк не было.

Из-за съёмок Ангелина не смогла устроиться в театр - когда окончилась работа над картиной, труппы уже были созданы. Тогда девушка пошла учиться на режиссёра. Спустя год, после производственной практики, Ангелина поняла, что режиссёром стать не сможет. Вовк оставила обучение и записалась на курсы дикторов. По распределению она попала на Центральное телевидение.

Молодая ведущая сначала читала новости, потом её перевели в отдел детских передач. Много лет Ангелине поручали вести передачи «Спокойной ночи, малыши!», «Будильник», благодаря этой работе она стала популярной.

В 90-е это помогло спасти программу «Спокойной ночи, малыши!» от закрытия. Ангелину Михайловну пригласили выступить на корпоративном празднике у банкиров. Она попросила их о помощи, те оплатили расходы.

Вовк также вела передачи «Голубой огонёк», «Утренняя почта», «Песня года», передачи добавили ей популярности. Ведущая даже попала в Книгу рекордов Гиннеса за многолетнюю работу в фестивале «Песня года». В 2006 г. она покинула передачу. Позже Вовк вела передачи «Доброе утро, Россия!», «Дело ваше».

В 2012 году Ангелина Михайловна участвовала в «Танцах со звёздами», выступив с Вечкасовым Олегом, танцором.

Личная жизнь

Первым супругом Ангелины Михайловны был Чертов Геннадий, актёр, диктор. Они вместе учились в ГИТИСе. Геннадий и Ангелина поженились в 1966 году, брак длился 16 лет. Причиной расставания стали семейные недопонимания.

Потом Вовк вышла замуж за Индржиха Геца, художника, архитектора. Познакомились они в Чехословакии, ведущую пригласили на съёмки фильма с уроками русского языка. Индржиху поручили сделать декорации. Брак был заключён в 1982 году, но встречаться супруги могли только несколько раз в год. Ангелина не могла покинуть страну, а Индржих не мог переехать в столицу. Позже у него появилась другая женщина, брак распался.