Линкор под названием «Дредноут » (H.M.S. «Dreadnought») (англ. «бесстрашный») был единственным представителем британских кораблей с наиболее удачным дизайном среди эпохи броненосцев. Он отличался от своих собратьев завидной скоростью и обладал прекрасными мореходными качествами.

«Дредноут » стал первым кораблем, который был оснащен десятью главными орудиями и несколькими орудиями меньшего калибра, против четырех больших орудий ранних построек. Устаревшие и доведенные до предела совершенства паровые поршневые двигатели тройного расширения заменили прямоприводные паровые турбины, придавшие большую скорость. Единственным его недостатком была слабая защита от передних атак, которую устранили значительно позже.

Постройка « Дредноута » началась в октябре 1905 года, на верфи «HM Dockyard » в городе Портсмут, а вступил в строй в декабре 1906 года. После четырех месяцев работ на стапеле корпус корабля был готов к спуску на воду. Серым ветреным днем в феврале 1906 года десятки тысяч зрителей собрались на Портсмутской верфи. Разбив бутылку австрийского вина, король Эдуард дал надводному кораблю имя «Дредноут ». В течение следующих восьми месяцев 3000 рабочих превращали пустой корпус в плавучую крепость. Только тогда стало очевидна невероятная огневая мощь «Дредноута ». Его вооружение составило 10 двенадцатидюймовых орудий в два с половиной раза больше чем у предшественников. По мнению изобретателя, такой линкор с крупнокалиберными орудиями станет настоящим воплощением огневой мощи. Дредноут хорошо показал себя во время морских испытаний, на котором присутствовали руководители государства. Он был досконально изучен военно-морскими ведомствами. А в 1907 году было принято решение назначить его в качестве флагманского корабля Королевских ВМС. Несколько недель газеты переполняли сообщения об исключительности, размерах, секретности нового корабля и его неслыханной огневой мощи.

«ДРЕДНОУТ» фото

«Дредноут» во время испытаний

дредноутом восхищался британский флот

форштевень дредноута

дредноут

Линкор «Дредноут » стал первым кораблем Британского флота, на котором полностью было изменено размещение экипажа. Решение было вызвано опасением относительно того, успеет ли экипаж быстро занять свои посты во время боевой тревоги. То есть места размещения офицеров максимально приблизили к их основным боевым постам, на мостиках и центральных постах, а матросов - к машинно-котельным отделениям, где была задействована большая часть личного состава.

линкор «Dreadnought» в боевом походе

Идея постройки дредноута принадлежала первому морскому лорду адмиралу Джону Фишеру. Первый корабль должен был стать последним воплощением идей в металлургии и проектировании силовых установок на вооружение. «Броня - это скорость » - заявил Фишер. Это был первый линкор, на котором была установлена недавно изобретенная паровая турбина. Она позволила развить скорость до 21 узла. Фишер хотел построить надводный корабль со всеми орудиями среднего калибра, эта концепция получила название «all-big-gun ». Причем удалось их разместить так, что не изменилось стандартное водоизмещение общепринятое на кораблях с четырьмя тяжелыми орудиями. Эти орудия стали лучшим среди своего калибра за всю историю Британского флота, поскольку дальнейшие увеличения положительного успеха не давали.

носовая 305 мм башня дредноута в положении предельного угла горизонтального обстрела

В 1914 году при вспышке первой мировой войны дредноут стал флагманом четвертой боевой эскадры на Северном море. Его единственной значительной битвой было потопление немецкой U-29 18 марта 1915 года. Как большинство устаревших броненосцев, его состояние пришло в негодность из-за частого патрулирования в морях, и вскоре был выведен в резерв, а в феврале 1919 года был продан на слом компании «TW Ward & Company » за 44000 фунтов стерлингов.

калибр головного орудия линкора «Dreadnought» составлял 305 мм

Линкор «Дредноут » во всех отношениях оказался выдающимся кораблем. Он сочетал в себе столько нововведений, что это сделало его конструкцию качественно новой. Все последующие за ним линкоры, построенные в соответствии с идеей этого судна, сразу стали называться дредноутами . А Британия с одним «Дредноутом » намного обошла соперников. Но его создание привело к тому, что все созданные ранее линкоры стали устаревшими, в том числе и британские. И почти сразу же «Дредноут» разжег гонку вооружений. Затеянная опасная игра привела мир к невероятной катастрофе, величайшему противостоянию на море, которого еще не видел мир.

Характерной особенностью которых было большое число орудий главного калибра.

Корабли

  • «Дредноут» - британский военный корабль. Спущен на воду в 1573 году.
  • «Дредноут» - британский фрегат (первоначальное название - «Торрингтон»). Спущен на воду в 1654 году.
  • «Дредноут» - британский военный корабль. Спущен на воду в 1691 году.
  • «Дредноут» - британский военный корабль. Спущен на воду в 1742 году.
  • «Дредноут» - британский военный корабль, позже - госпитальное судно. Спущен на воду в 1801 году.
  • «Дредноут» - британский броненосец (первоначальное название - «Фьюри»). Спущен на воду в 1875 году.
  • «Дредноут » - британский линкор, совершивший революцию в военно-морском деле и ставший родоначальником названного в его честь класса кораблей. Спущен на воду в 1906 году.
  • «Дредноут » - первая британская атомная подводная лодка.
  • Дредноут (класс кораблей) - класс кораблей, родоначальником которого стал HMS Dreadnought (1906) .

Прочее

  • «Дредноут» - Скаранский эквивалент Командного Авианосца Миротворцев в сериале Farscape .
  • «Дредноут» - комедийный фильм с боевыми искусствами .
  • «Дредноут» - грузовой автомобиль из к/ф «Смертельная гонка» .
  • «Дредноуты» - спектакль/видеоверсия Евгения Гришковца .
  • «Дредноут» - грубошёрстная ткань типа бобрика, пальто из такой ткани.
  • «Дредноут » - вид гитары.
  • The Dreadnoughts - канадская кельтик-панк -группа

Компьютерно-игровые термины

  • «Дредноут» - средство передвижения в онлайн игре Аллоды Онлайн .
  • «Дредноут» - один из типов (раса) противников в Wizardry 8 .
  • «Дредноут» - космический корабль из игр Homeworld 2 и Homeworld: Cataclysm .
  • «Дредноут» (Dreadnought) - класс боевых кораблей в компьютерной игре EVE Online .
  • «Дредноут» - боевой костюм для смертельно раненных космических десантников во вселенной Warhammer 40k .
  • «Дредноут» - боевой ракетный корабль СССР в компьютерных играх «Red Alert 2 » и «Red Alert 3 ».
  • «Дредноут» - гигантский летающий военный корабль в видеоигре Final Fantasy II .
  • «Дредноут» - класс самых больших военных космических кораблей в игре Mass Effect
  • «Дредноут» - третья профессия воина-человека в онлайн игре Lineage II .
  • «Дредноут балауров» - Дерадикон, боевой корабль в онлайн-игре Aion .
  • «Дредноут» - самый крупный и мощный боевой космический корабль во флоте землян в компьютерной игре «Conquest: Frontier Wars».
  • «Дредноут» - флагманский корабль расы инопланетных захватчиков Ur-Quan в серии игр Star Control .
  • «Дредноут» - самый крупный космический корабль Драккар из онлайн-стратегии Alpha Empire.
  • «Дредноут» - боевой корабль, основная сила флота в игре Империя .
  • «Дредноут» - боевой корабль, собираемый гоблинами во вселенной Warcraft III

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Дредноут" в других словарях:

    1) английский броненосец, положивший начало классу линейных кораблей. Вступил в строй в 1906. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 Дредноут общее название крупных артиллерийских кораблей в начале XX в., предшествовавш … Морской словарь

    - (англ. Dreadnought букв. неустрашимый), английский броненосец (постройки 1906). Имел 10 305 мм башенных орудий и 24 орудия 76 мм, 5 торпедных аппаратов; броня до 280 мм. До 30 х гг. Дредноутами называли линейные корабли этого типа … Большой Энциклопедический словарь

    ДРЕДНОУТ, а, муж. Большой броненосец, предшественник современного линейного корабля. | прил. дредноутный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (Dreadnought) английский броненосец, прототип класса современных мощных линейных кораблей, для которых имя его стало нарицательным. Д. был построен в Англии в 1905 06 г.г. на основе опыта русско японской войны. Имел водоизмещение 17900 т,… … Морской словарь

    Сущ., кол во синонимов: 5 броненосец (12) корабль (101) линкор (5) … Словарь синонимов

    Ленина. Разг. Шутл. ирон. Крейсер «Аврора». Синдаловский, 2002 … Большой словарь русских поговорок

    - (англ. dreadnought букв. бесстрашный) в первые десятилетия 20 в. крупный броненосец с мощной дальнобойной артиллерией. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. дредноут дредноута, м. [англ. drednought] (мор.). Броненосец большого… … Словарь иностранных слов русского языка

    А; м. [англ. dreadnought] Крупный быстроходный броненосец первых десятилетий 20 в. с мощным вооружением, предшественник современного линейного корабля. * * * ДРЕДНОУТ «ДРЕДНОУТ» (англ. «Dreadnought», букв. неустрашимый), английский броненосец… … Энциклопедический словарь

    - («Дредноут») английский Линейный корабль, положивший начало этому классу кораблей. Постройка «Д.» явилась попыткой учесть опыт русско японской войны 1904 1905, в которой выявились недостатки броненосцев (См. Броненосец). Построен в 1905… … Большая советская энциклопедия

В начале 1905 года, в те самые дни, когда русский флот спешил к берегам Японии навстречу своей гибели, Комитет, созданный Первым Морским Лордом Джоном Арбутнотом Фишером, уже разработал план переустройства британского флота «от киля до клотика». Сам адмирал заявлял: «Я изменю все! И не советую мешать мне - я уничтожу любого, кто станет у меня на пути». В меморандуме, разосланном членам Адмиралтейства, Фишер писал: «Новый флот будет состоять из кораблей четырех классов и будет отвечать всем требованиям современной войны». Он перечислял эти классы: линкоры водоизмещением 15900 тонн, способные развивать скорость до 21 узла; броненосные крейсера (15900 тонн, 25,5 узла), эсминцы (900 тонн, 36 узлов) и подводные лодки (350 тонн, 13 узлов).

Комитет, которому предстояло возродить в новом качестве британский флот, включал опытных морских офицеров, виднейших судостроителей и крупных промышленников. Все вместе они знали об артиллерии, броне и ходовых качествах кораблей, управлении огнем и торпедах, средствах связи и топливе почти все. Среди штатских в нем состояли такие звезды британской науки, как сэр Филип Уотс, судостроитель, оставивший свою частную компанию, чтобы занять пост директора Королевских верфей в Портсмуте, и лорд Келвин, прославленный ирландский физик и математик из университета Глазго, изобретший температурную шкалу и подводный кабель, сделавший международный телеграф реальностью. Членами Комитета состояли также принц Луи Баттенбергский, контр-адмирал, начальник морской разведки и племянник (по жене) короля Эдуарда VII, 46-летний кэптен Джон Р. Джеллико, обладавший, как и сам Фишер, большим опытом и разносторонними познаниями в морском деле и до тонкостей знавший артиллерию. Его известность не выходила за пределы узкого круга морских офицеров, но именно ему в час суровых испытаний суждено было взять командование над новорожденным флотом.

В первую очередь Комитет приступил к осуществлению давней и трепетной мечты Фишера - созданию линкора. Проводя артиллерийские учения корабля, эскадры, флота, он часто использовал излюбленную формулу Наполеона «Frappez vite et frappez fort» («Бить часто и сильно») и давно вынашивал образ такого корабля, который бы плавал быстрей и наносил удары сокрушительней, чем прежние. За пять лет до своего «воцарения» он уговорил своего друга В. X. Гарда, занимавшего тогда должность главного строителя на Королевских верфях на Мальте, сделать наброски чертежей подобного идеального корабля. Фишер дал воображаемому линкору имя «Антейкэбл», и проект, над которым начал работать Комитет в 1905 году, получил то же название. Неизвестно, кем и когда было выбрано имя "Дредноут" («Бесстрашный»), которому выпала участь стать символом новой эпохи в судостроении и военно-морском искусстве.

Впрочем, это имя, которое в разное время носили семь кораблей британского флота (первый "Дредноут" сражался еще с Непобедимой Армадой в 1588 году), шло в русле давней традиции «одушевлять» вступающий в строй новый боевой корабль, давая ему имя предшественника, некогда внушавшее страх врагам.

Но как бы ни назывался создаваемый корабль, он знаменовал собой настоящий прорыв в мореплавании и - при всей своей новизне - был детищем своего времени. Хотя позднее именно Фишера стали считать творцом "Дредноут", вовсе не ему принадлежали определяющие и принципиально новые черты этого линкора - высокие скоростные качества в сочетании с тем, что на его вооружении стояла исключительно дальнобойная крупнокалиберная артиллерия. Достижения науки в этой области позволяли все больше и больше увеличивать дистанцию залпа, и военно-морская мысль во всем мире постепенно приходила к выводу о необходимости заменить «разношерстную» корабельную артиллерию тяжелыми и однородными орудиями главного калибра.

Помимо того, что это позволяло вести интенсивный огонь на максимальной дистанции, унификация корабельной артиллерии сильно облегчала поиск цели и определение расстояния до нее. В недалеком прошлом то и другое предоставлялось в значительной степени на волю случая, пока в 1912 году адмирал сэр Перси Скотт не изобрел электрический ПУАО (прибор управления артиллерийским огнем). До тех пор системы наведения и поиска цели оставались на том же уровне, что и в нельсоновские времена. Официально это называлось «брать в вилку», но уместней было бы сказать «палить как Бог на душу положит».

Артиллерийский офицер-корректировщик, находясь в боевой рубке, приказывал во время боя дать серию залпов и по всплескам «засекал» места падения снарядов. Затем он вносил поправки, используя для связи с наводчиками переговорную трубу, соединенную с орудийными башнями, и уповал на лучшее. Лишь после того, как цель брали в «вилку», то есть половина снарядов уходила в недолет, а половина - в перелет, определялась истинная дальность цели, и то весьма произвольно и приблизительно, поскольку площадь «вилки» могла быть не меньше акра. Даже вышколенные комендоры адмирала Того в Цусимском бою в половине случаев «мазали»: из каждых 100 снарядов, выпущенных с дистанции 7000 ярдов, лишь 42 поражали русские корабли, а 58 бесполезно взрывались в море.

Разумеется, пока «разговаривала» дальнобойная артиллерия, орудия малого калибра превращались в балласт. Но когда корабли сближались настолько, чтобы можно было ввести в действие все калибры, грубая приблизительность корректировки огня проявлялась особенно ярко. Офицеру зачастую было нелегко заметить разрывы малых и средних снарядов среди высоких столбов воды, взметенных снарядами главного калибра. Когда же это удавалось, работа для него только начиналась: у 6-, 9- и 12-дюймовых снарядов, идущих к одной и той же цели,- разные траектории и, следовательно, требуются разные углы возвышения. Таким образом, корректировщику огня в кромешном аду сражения приходилось выкрикивать в переговорную трубу поправки для орудий не одного, а для всех имеющихся на борту калибров.

Первый проект корабля, способного нести на борту большое количество дальнобойных орудий, разработал человек, наделенный выдающимися дарованиями, но живший в стране, флот которой был слаб и невелик. Итальянский судостроитель Витторио Куниберти уже подарил ему первую орудийную платформу и снарядные подъемники, приводимые в движение электричеством. В 1902 году он представил правительству проект линкора водоизмещением в 17000 тонн, вооруженного дюжиной 12-дюймовых орудий, 12-дюймовая броня защищала жизненно важные центры корабля. Однако для постройки его у Италии не нашлось ни денег, ни «производственных мощностей». Броненосец остался в «синьке». Куниберти поделился своей идеей с англичанином Фредом Т. Джейном, издателем ежегодника «Боевые корабли», помещавшим в нем и списки кораблей, вошедших в состав флотов всего мира, и мнения ведущих ученых, зачастую полярно противоположные. В 1903 году Джейн опубликовал проект Куниберти и его же статью под названием «Идеальный линкор для британского флота».

«Идеальный линкор», помимо крупнокалиберной артиллерии, должен был иметь неслыханную скорость в 24 узла, что на шесть узлов превышало средние показатели того времени. «Бык в пустом пространстве цирковой арены тешит себя мыслью, что раз он превосходит подвижного и проворного тореадора силой, то поле боя непременно останется за ним,- с образностью, достойной наследника римлян, декларировал Куниберти,- но он слишком медлителен, чтобы настичь соперника, и тому почти всегда удается избежать ужасающего удара рогов».

Появление статьи в ежегоднике вызвало самые противоречивые отклики, отлично характеризующие разброд в умах, царивший в то время. Консервативно настроенные британские специалисты реагировали на нее широким спектром чувств - от негодования до вежливого недоумения. Сэр Уильям Уайт, возглавлявший раньше управление судостроения, счел предложение снять с кораблей вспомогательную артиллерию возмутительным. Журнал «Инджинир» был менее категоричен и выразился уклончиво: «Наступит день, когда подобный корабль появится на нашем флоте, но, по нашему мнению,- еще не скоро». Однако такой день настал. Президент Соединенных Штатов Теодор Рузвельт, сильно любивший флот, но слабо в нем разбиравшийся, внес на рассмотрение Конгресса предложение построить для американских ВМС Военно-морские силы линкор с однородным и тяжелым вооружением. В начале 1904 года этот законопроект был утвержден, и американцы заложили два броненосца. Тем временем на верфях Японии работы уже шли полным ходом. И Джеки Фишеру потребовалось все его дьявольское рвение и красноречие, чтобы убедить своих косных соотечественников: пора догонять «уходящий в отрыв» мир.

Для членов созданного Фишером Комитета вопрос о тяжелом и однородном вооружении был очевиден, но, не вызывая споров, находился для них в иной плоскости: сколько крупнокалиберных орудий должно стоять на корабле и где их размещать. Остановились наконец на десяти (проект Куниберти предусматривал 12), поскольку, по единодушному мнению членов Комитета, водоизмещение будущего линкора не должно было превышать 18000 тонн.

Разместить их решили следующим образом: одну пару - на носу; еще две пары - в средней части корабля (миделе) на левом и правом бортах; и еще две - ближе к корме, но по центру, чтобы все четыре орудия могли вести огонь одновременно и с бортов и с кормы. Эта синхронность имела особое значение: шесть орудий били с носа или с кормы и восемь - с борта, тогда как самые лучшие линкоры предшествующей поры, вооруженные четырьмя 12-дюймовками, вели огонь с носа (или кормы) двумя орудиями и с борта - четырьмя. Таким образом, "Дредноут" по своей огневой мощи в два раза превосходил любой линкор, дающий бортовой залп, и в три - стреляющий из носовых орудий. Последнее обстоятельство особенно обрадовало напористого и агрессивного Фишера, твердо убежденного, что противник всегда будет удирать от преследующего его "Дредноут" и тут-то попадет под смертоносный огонь носовых орудий, более мощный, чем огонь бортом.

Проектную документацию подготовили к маю 1905 года и «синьки» отправили на Королевские верфи в Портсмут, где 2 октября заложили корпус. С этого дня постройка двинулась вперед с головокружительной скоростью. Фишер так живо влезал во все детали, так настырно торопил и подгонял инженеров и рабочих, что его неизменная фраза «Навались - или отвали!» вошла у докеров в поговорку.

Однако он был далеко не только подгонялой - Фишер придумал и внедрил множество новаций, экономивших время на каждой стадии постройки. Одним из таких новшеств стали стандартные, то есть взаимозаменяемые, части конструкции. Как раз в то время, когда Комитет разрабатывал проект "Дредноут", на стапеле достраивался линкор «Кинг Эдвард VII», массивный корпус которого сваривался из нескольких тысяч стальных пластин разнообразнейшей конфигурации - их нарезали из листов, привозимых с заводов, а потом в течение нескольких месяцев собирали вместе и подгоняли воедино - работа эта напоминала составление «картинки-головоломки». Фишер настоял, чтобы корпус "Дредноут" большей частью состоял из взаимозаменяемых стальных листов стандартной прямоугольной формы. Их привозили с завода, сгружали и ставили на нужное место любую из них, а все проволочки - впрочем, небольшие - были связаны с ожиданием листов особо сложной конфигурации. Это простое новшество сберегло почти целый год рабочего времени, и если в среднем постройка корабля от закладки до спуска на воду занимала 16 месяцев, то 527-футовый корпус "Дредноут" буквально на глазах изумленных докеров обрел очертания всего за 18 недель - срок ничтожно малый. 10 февраля 1906 года новый линкор подготовили к спуску на воду.

Достройка «у стенки» и установка вооружения и оборудования тоже прошли молниеносно. Мощности литейных заводов в 1905 году были таковы, что на изготовление десяти 12-дюймовых орудий ушло бы несколько лет. Однако Фишер, который никогда не считался с общепринятыми нормами и правилами, добился немедленной установки восьми орудий, предназначенных для строящихся линкоров «Агамемнон» и «Лорд Нельсон». Благодаря этому «перехвату» работы снова велись с большим опережением графика.

3 октября 1906 года "Дредноут" уже вышел на ходовые испытания. Вместо 3-3,5 лет, за которые обычно строились корабли такого класса, могучий броненосный линкор родился за один год и один день, то есть по тогдашним меркам - в мгновение ока. Многие справедливо усматривали в этом нечто провиденциальное. И хотя придумал этот невиданный доселе корабль не Фишер, никто не оспаривал решающей роли адмирала в том, с какой фантастической быстротой был построен "Дредноут", и в том, как мудро и находчиво руководил он созданием этого Левиафана.

Ходовые испытания "Дредноут" стали настоящей сенсацией. Из Портсмута он ушел к югу, в Средиземное море, а оттуда, через Атлантику - к Тринидаду, после чего вернулся к родным берегам. Испытания показали, что при полной нагрузке турбины способны обеспечить кораблю скорость в 21 узел. Еще более впечатляющим было то, что путь до Вест-Индии и обратно (около 7000 миль) линкор прошел со средней скоростью 17,5 узла и без единой поломки - результат, небывалый для судов, оснащенных поршневыми машинами.

Самым ответственным моментом испытаний являлась стрельба. "Дредноут" предстояло дать залп всем бортом - из восьми 12-дюймовок. Сэр Филип Уоттс, директор Портсмутских верфей, где родился новый корабль, ждал этого момента с трепетом. «Он был очень сумрачен и серьезен,- вспоминает один из присутствовавших на стрельбах офицеров,- словно опасался, что при первом же залпе корабль развалится на части. Однако раздался приглушенный расстоянием грохот, "Дредноут" слегка вздрогнул. Десятки толпившихся на берегу людей даже и не узнали, что разом выстрелили восемь 12-дюймовок. А «слегка вздрогнул» корабль оттого, что послал на 8000 ярдов снаряды общим весом 21250 фунтов.

Испытания "Дредноут" выявили только один конструктивный недостаток: при повороте корабля снижалась его остойчивость. Его первый командир, сэр Реджинальд Бэкон, вспоминал, что «на скорости выше 15 узлов при перекладке рулей больше, чем на 10 градусов, мощности машины не хватало, чтобы выровнять корабль, и он продолжал кружиться на месте, покуда скорость не падала до 15 узлов». Была и еще одна неприятность - на обратном пути из Атлантики скорость непонятно почему упала на один узел, а через два дня так же без видимых причин вернулась к прежнему уровню. Выяснилось, что отставший лист обшивки выполнял роль тормоза. Эти неполадки удалось устранить довольно быстро - как только "Дредноут" вернулся с ходовых испытаний. В целом же они прошли необыкновенно успешно, и в декабре 1906 года Фишер в восторге писал: "Дредноут" следовало бы переименовать в "Крутое яйцо". Почему? Потому что его невозможно разбить!"

Оснащение одного корабля десятью тяжелыми 12-дюймовыми орудиями, безусловно, стало крупным достижением. Но вооружение - еще не все. В "Дредноут" нашли свое воплощение и другие головокружительные инженерные мысли.

Полубак "Дредноут" отличался необычайной длиной, по носу шел 28-футовый фальшборт. За счет этих конструктивных особенностей палубу в штормовую погоду не захлестывало водой, что резко повышало точность наведения орудий. Нос ниже ватерлинии имел луковицеобразный выступ - это улучшало мореходные качества корабля. В средней части корпус был спрямлен, что делало его несколько похожим на коробку. Такие обводы смягчали бортовую качку. Вдоль бортов ниже ватерлинии шли подводные кили, имевшие в сечении форму треугольника с вершиной, направленной под углом вниз. Эти кили гасили колебания, вызываемые вихревыми потоками от винтов.

На корабле имелась противоторпедная защита - боновые заграждения, устанавливаемые с корпуса, и стальные сети для перехвата торпед. Другим средством защиты от торпедных атак являлась противоминная артиллерия - двадцать семь 12-фунтовых пушек, наводящихся вручную. Они были рассредоточены по всему кораблю и устанавливались на надстройках, в том числе на верху орудийных башен.

Идя вразрез с вековой традицией, грот-мачта "Дредноут" была трехногой. Такая конструкция придавала максимальную остойчивость марсу, с которого в башни передавались данные стрельбы. Сама по себе идея была замечательна. Но проектировщики не учли одной существенной детали - мачта находилась между двумя дымовыми трубами. Мало того, что дым из передней трубы серьезно затруднял обзор, он был горячий, и в штормовую погоду, когда топки работали вовсю, трубчатая конструкция мачты так нагревалась, что по трапу, находящемуся внутри нее и ведущему из трюма на марс, было просто невозможно перемещаться.

Во всех отношениях "Дредноут" являлся самым сложным техническим устройством своего времени. Он был длиннее (527 футов), шире (82 фута), имел более глубокую осадку (26,5 фута), чем любой линейный корабль старшего поколения. Его водоизмещение составляло 17900 тонн, на 750 тонн больше, чем у самого крупного военного корабля того времени.

Каждая башня "Дредноут" весила 500 тонн, а вес одного орудия главного калибра превышал вес всех пушек «Виктори», флагмана Горацио Нельсона, вместе взятых. Башни стояли на неподвижных барбетах, усиленных вертикальными стальными балками и закрытых барабанами, сваренными из 11-дюймовых броневых плит. Для защиты погребов с боезапасом и других отделений средняя часть корабля по ватерлинии была прикрыта 11-дюймовым броневым поясом. За броней находились бункера, имевшие в сечении форму срезанного клина, в которых находилась большая часть 2900-тонного запаса угля. Бункера являлись вторым защитным поясом.

Кроме того, от киля до уровня 9 футов выше ватерлинии шли водонепроницаемые переборки, которые делили трюм на 18 герметических отсеков. Это обеспечивало высокую живучесть корабля - инженеры полагали, что "Дредноут" мог выдержать два прямых попадания торпед, оставаясь при этом в строю. (В случае необходимости "Дредноут" и сам мог провести торпедную атаку - на корабле установили пять торпедных аппаратов).

Силовая установка, приводящая в движение всю эту махину, представляла собой последнее слово техники. Классические паровые машины возвратно-поступательного действия с их ревущими и гремящими поршнями отходили в прошлое. "Дредноут" стал первым тяжелым военным кораблем, оснащенным паровыми турбинами. На нем стояли восемь турбин системы Парсонса. Пар вырабатывали восемнадцать котлов системы Бабкока и Уильямса. Развивая мощность 23 000 л. с., машина вращала четыре гребных винта. Турбины позволяли развивать крейсерскую скорость 17,5 узла. Предельная скорость "Дредноут" доходила до 21 узла. Дальность плавания составляла 6620 миль.

Управление спаренными уравновешивающими рулями осуществлялось посредством штурвала с мостика или с любого из четырех запасных рулевых постов, рассредоточенных по всему кораблю. Два из них находились на командных постах, расположенных на топах обеих мачт, попасть туда можно было лишь по трапам, идущим внутри трубчатой конструкции, закрытой броней (эти полости использовались также в качестве голосовой трубы).

Для управления плавающей крепостью требовалась команда из 773 человек. Размещение ее по жилым отсекам было еще одним прорывом в будущее. По традиции матросы ютились в тесных кубриках носовой части, а офицеры располагались в относительно просторных каютах в корме. На "Дредноут" же все поставили с головы на ноги: команду поселили на корме - поближе к машине, а офицерам предоставили среднюю часть - рядом с мостиком. Каждую из пяти башен "Дредноут" обслуживал расчет из 35 человек. Действия команды были доведены до автоматизма: за какие-то 10 минут сдвоенная 12-дюймовая артиллерийская установка могла произвести 12 выстрелов по цели, находящейся за 20 миль. 850-фунтовые снаряды хранились в снарядном погребе, расположенном в трюме. По подвесному монорельсу снаряд подавался на карман заборника - первого звена в системе подъема боеприпасов. Затем, двигаясь вверх, снаряд поступал на палубу порохового погреба, где в заборник догружались четыре пороховых заряда. Еще выше, непосредственно под башней, находилось рабочее отделение, где комплектовался выстрел. Здесь снаряд и пороховой заряд укладывались в подаватель, который, двигаясь по рельсам, изогнутым в виде дуги, подавал выстрел на затвор. Механизм подачи работал гидравлически. Выстрел досылался в камору ствола гидравлическим досылателем - сначала снаряд, а потом пороховые заряды.

Затвор запирался, и стволы орудий поднимались на нужный угол возвышения, поворачиваясь на цапфах - массивных втулках с каждой стороны ствола. Они покоились на опорных подшипниках, вмонтированных в стенки башни. Так осуществлялось наведение по вертикали. В то же время вся башня вращалась по оси посредством механизма зубчатой передачи - зубчатого обода и шестерни. Таким образом устанавливался угол отклонения ствола, т. е. осуществлялось наведение по горизонтали. Углы наводки задавались с центрального поста офицером, управлявшим огнем.

Силой отдачи орудия откатывались приблизительно на 18 дюймов, и гидравлический накатник приводил их в исходное положение, после чего орудия перезаряжались. Но прежде выполнялось небольшое, но крайне важное действие. Чтобы исключить возможность того, что горячие газы, оставшиеся в стволе от предыдущего залпа, выбросят новый заряд прямо на комендоров, после каждого выстрела камора ствола охлаждалась струёй воды и сжатого воздуха.

"Дредноут", как и всякое абсолютно новое явление, не все встретили доброжелательно. Сэр Джордж Кларк, секретарь Комитета имперской обороны, утверждал, что было полнейшим безрассудством отважиться на такой технологический риск, и уверял, что «наша политика в области судостроения - не забегать вперед, а улучшать уже опробованное другими». Сэр Уильям Уайт, который до пришествия Фишера и Филипа Уоттса занимал пост директора Портсмутских верфей, а потому имел основания заявлять, что «зелен виноград», считал недопустимым «складывать все яйца в одну или две огромные, дорогие, величественные, но весьма уязвимые корзины». А язвительный адмирал Чарлз Бересфорд, коллега и соперник Фишера, говорил: «Этот класс кораблей не даст нам никаких преимуществ».

Бересфорд, командовавший флотом, терпеть не мог Первого Морского Лорда, являвшегося его непосредственным начальником, и, очевидно, перенес свою неприязнь и на любимое детище Фишера. Однако в замечании Бересфорда есть доля истины. Такой качественный скачок в вооружении "Дредноут" породил известные проблемы, неожиданные для его создателей: рядом с ним все существующие линкоры казались безнадежно устаревшими, и это делало бессмысленным столь ревностно оберегаемое численное превосходство британского флота. Целая армада тихоходных, слабовооруженных линкоров, защищенных тонкой броней, не в силах была бы справиться с эскадрой новых дредноутов. Германия, без сомнения, должна была ухватиться за идею создания таких кораблей, чтобы сократить разрыв, а Британии, если она желала сохранить свой приоритет и титул «владычицы морей», предстояло начать изнурительную гонку морских вооружений.

Не за свои великие свершения попал в историю "Дредноут". Громких подвигов за ним не числилось, всю войну промолчали его гигантские орудия, и лишь однажды довелось кораблю участвовать в сражении. Случилось это в марте 1915 года на Северном море: он встретил подводную лодку U-29, протаранил ее и потопил. Славен "Дредноут" не тем, что сделал, а тем, чем был. В 1906 году, когда корабль вступил в строй, он настолько опережал эпоху, что во всех линейных кораблях, спущенных на воду после него, не имелось ничего принципиально нового - они всего лишь явились воплощением идей, заложенных в его концепцию. Эмблемой "Дредноут" был золотой ключ, сжимаемый рукой в рыцарской рукавице, что, безусловно, должно было символизировать честолюбивые устремления Адмиралтейства, видевшего в новом корабле ключ от двери, ведущей к безраздельному господству на море.

Зимой 1906 года был спущен на воду линейный корабль «Дредноут», имя которого стало не только нарицательным, но и явилось олицетворением мощи флотов первой половины ХХ века.

"Дредноут"

"Дредноут» - английский линейный корабль, имя которого стало нарицательным. Принципиально новым стало размещение артиллерии главного калибра в пяти двухорудийных башнях, трех в диаметральной плоскости и двух бортовых. Сразу после появления «Дредноута» все броненосцы со стандартным по тому времени вооружением из четырех орудий главного калибра моментально устарели. Второй особенностью «Дредноута» стал отказ от среднего калибра - на тот момент 152-мм орудий, которые до этого устанавливались в башнях или казематах. Для отражения атак миноносцев корабль нес двадцать четыре 76 мм орудия. На момент начала Первой мировой войны флоты ведущих стран мира обладали куда более мощными линейными кораблями, нежели их английский предшественник. Единственную свою победу «Дредноут» одержал не над закованным в броню линкором, а над немецкой подводной лодкой U-29, которая 19 марта 1916 года попала под таранный удар гиганта. Примечательно, что подлодкой командовал капитан Веддиген, потопивший осенью 1914 года в течении двух часов один за другим три английских крейсера. В 1921 году «Дредноут» был исключен из состава флота и спустя два года разрезан на металл.

«Карманный линкор»

Если попытаться обозначить самый маленький по водоизмещению линейный корабль, то с определенными оговорками им может быть назван карманный линкор "Адмирал граф Шпее" и два однотипных с ним корабля. «Карманный линкор» «Адмирал граф Шпее» был построен в рамках ограничений Версальско-Вашингтонской системы. И хотя в Германии (впрочем, как и в других странах мира) превысили допустимый тоннаж на 11 %, корабль получился весьма скромного водоизмещения, но с мощным, как потом на беду англичан оказалось, вооружением. Поскольку было не вполне понятно, к какому классу эти три немецких корабля отнести - броненосным крейсерам или линкорам (броненосцам в немецкой классификации), в Англии возник термин "Pocket battleship" – "карманный линкор". В 1939 году жертвами «Адмирала Шпее» в Атлантике стали одиннадцать торговых судов. 13 декабря 1939 года «карманный линкор» вступил в бой с тремя английскими крейсерами. В ходе напряженного боя обе стороны получили серьезные повреждения. Невозможность быстро исправить повреждения и опасность подхода других английских кораблей вынудила командира «Адмирала Шпее» после консультации с Берлином уничтожить корабль. 17 декабря 1939 года «Адмирал Шпее» был взорван на рейде Монтевидео. По иронии судьбы, за 25 лет до этого так же в Юго-Западной части Атлантики (район Фолклендских островов) погибла немецкая эскадра вице-адмирала Шпее, имя которого и носил «карманный линкор».

В России незадолго до Первой мировой войны началось строительство линейных кораблей типа «Полтава». Каждый из них нес по три 305 мм орудия в четырех башнях. По опыту Русско-японской войны был усилен противоминный калибр, состоявший из шестнадцати 120 мм орудий. И если в Первой мировой войне корабли на Балтике себя не проявили, то в в дальнейшем активно участвовали в Великой Отечественной войне. Линейный корабль "Марат" (до 1921 года «Петропавловск») использовался при обороне Кронштадта. В сентябре 1941 года «Марат» был серьезно поврежден во время немецкого авианалета, когда немецкая тонная бомба оторвала всю носовую часть до второй башни. Корабль сел на грунт, а затем использовался как неподвижная огневая батарея. В 1943 году линкору было возвращено его первоначальное имя. А в 1950 году линкор был переклассифицирован в несамоходное учебное судно и вновь переименован в «Волхов», но спустя уже три года исключен из состава флота и сдан на слом.

«Парижская Коммуна»

Однотипным с "Маратом" советским линкором был линейный корабль «Парижская Коммуна» («Севастополь» до 1921 года), действовавший в годы Великой Отечественной войны на Черном море. За время войны линкор совершил 15 боевых походов, произвел 10 стрельб по позициям противника. В то же время сам корабль отразил 20 вражеских авианалетов, уничтожив три немецких самолета. 31 мая 1943 года линкору было возвращено имя «Севастополь». 8 июля 1945 года линейный корабль был награжден орденом Красного Знамени. В послевоенный период «Севастополь» использовался как учебный корабль, а в 1956 году был исключен из состава ВМФ и разобран на металл.

Линкор «Ямато»

Самыми крупными из числа построенных в мире линейных кораблей стали два японских линкора типа "Ямато". «Ямато» и однотипный с ним «Мусаси» несли по девять 460 мм орудий. Водоизмещение достигало рекордных для линкора 72 тыс. тонн. Однако боевая биография гиганта оказалось намного скромнее. Линкор стал активно использоваться только с 1944 года, когда японское командование, потеряв значительную часть авианосцев, пыталось активизировать действия крупных артиллерийских кораблей. Во время сражения в заливе Лейте в октябре 1944 года «Ямато» в составе ударного соединения адмирала Куриты прорвался к группе американских эскортных авианосцев и только нерешительность японского адмирала, который в критический для американцев момент вывел свое соединение из боя, спасла американский флот от более значительных потерь. В апреле 1945 года «Ямато» был включен в группу японских кораблей, которая должна была нанести удар по американским силам у Окинавы. Самоубийственный поход японского соединения (кроме «Ямато» - легкий крейсер «Яхаги» и 8 эсминцев) завершился катастрофой, когда 7 апреля 1945 года японские корабли, шедшие без воздушного прикрытия, были атакованы американской авиацией. Получив повреждения 10 торпедами и 13 бомбами японский линкор затонул с большей частью экипажа. Вместе с линкором погибли 3061 человек; спаслись только 269 . Потери американцев составили 10 самолётов. Еще во время войны в Японии сложилась мрачная поговорка: «На свете есть три бесполезные вещи - египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор «Ямато».

Старейший сохранившийся дредноут, USS Texas (BB-35), спущенный на воду в 1912 году

Ровно 110 лет назад, 10 февраля 1906 года, в Портсмуте был спущен на воду британский военный корабль “Дредноут” (англ. dreadnought - «бесстрашный»). К концу того же года он был достроен и введен в состав Королевского флота.

“Дредноут”, сочетавший в себе целый ряд новаторских решений, стал родоначальником нового класса боевых кораблей, которому он дал свое имя. Это была последняя ступень к созданию линкоров – самых больших и мощных артиллерийских кораблей, когда-либо выходивших в море.

Вместе с тем, “Дредноут” не был уникальным – революционный корабль стал продуктом долгой эволюции броненосцев. Его аналоги уже собирались строить в США и Японии; больше того, американцы приступили к разработке собственных дредноутов даже раньше англичан.

Но Британия оказалась первой.

Визитная карточка «Дредноута» — артиллерия, состоявшая из десяти орудий главного калибра (305 миллиметров). Их дополняло множество небольших 76-миллиметровых орудий, а вот промежуточный калибр на новом корабле отсутствовал вовсе.

Такое вооружение разительно отличало «Дредноут» от всех предыдущих броненосцев. Те, как правило, несли лишь четыре 305-миллиметровых орудия, зато снабжались солидной батареей среднего калибра — обычно 152 миллиметра.

Привычка снабжать броненосцы множеством — до 12 и даже 16 — пушек среднего калибра объяснялась просто: 305-миллиметровые орудия довольно долго перезаряжались, и в это время 152-миллиметровые должны были осыпать противника градом снарядов. Эта концепция доказала свою состоятельность в ходе войны между США и Испанией в 1898 году — в битве при Сантьяго-де-Куба американские корабли добились удручающе малого количества попаданий главным калибром, но буквально изрешетили неприятеля среднекалиберными «скорострелками».

Однако Русско-японская война 1904-1905 годов продемонстрировала совсем другое. Русские броненосцы, которые были намного больше испанских кораблей, выдерживали массу попаданий 152-миллиметровых пушек — серьезный урон им наносил только главный калибр. К тому же японские моряки оказались просто точнее американских.

12-дюймовые орудия на HMS Dreadnought © Library of Congress Bain collection

Автором концепции линкора, оснащенного исключительно тяжелой артиллерией, традиционно считается итальянский военный инженер Витторио Куниберти. Он предлагал построить для военно-морских сил Италии броненосец с 12 305-миллиметровыми орудиями, турбинной силовой установкой, использующей жидкое топливо, и мощным бронированием. Итальянские адмиралы отказались реализовать идею Куниберти, но разрешили ее опубликовать.

В издании Jane’s Fighting Ships за 1903 год появилась короткая — всего три страницы — статья Куниберти «Идеальный боевой корабль для британского флота». В ней итальянец описал гигантский броненосец водоизмещением в 17 тыс. тонн, оснащенный 12 305-миллиметровыми пушками и необычайно мощной броней, да еще и способный развить скорость в 24 узла (что делало его на треть быстрее любого броненосца).

Всего шести таких «идеальных кораблей» будет достаточно, чтобы разгромить любого противника, считал Куниберти. За счет своей огневой мощи его линкор должен был топить вражеский броненосец одним залпом, а благодаря высокой скорости — сразу же переходить к следующему.

Автор рассматривал скорее отвлеченную концепцию, не занимаясь точными расчетами. Во всяком случае, вместить все предложения Куниберти в корабль водоизмещением 17 тыс. тонн представляется почти невозможным. Полное водоизмещение реального «Дредноута» оказалось куда больше — порядка 21 тыс. тонн.

Так что, несмотря на сходство предложения Куниберти с «Дредноутом», вряд ли именно итальянец оказал большое влияние на строительство первого корабля нового класса. Статья Куниберти была опубликована в то время, когда «отец» «Дредноута» адмирал Джон «Джекки» Фишер уже пришел к схожим выводам, но совсем другим путем.

Пушки на крыше башни. HMS Dreadnought, 1906 год. © US Library of Congress Bain collection

«Отец» «Дредноута»

Адмирал Фишер, продавливая проект «Дредноута» через британское Адмиралтейство, руководствовался не теоретическими, а практическими соображениями.

Еще командуя военно-морскими силами Британии в Средиземном море, Фишер опытным путем установил, что стрельба из разнокалиберных орудий чрезвычайно затрудняет прицеливание. Артиллеристы того времени, наводя пушки на цель, ориентировались на всплески от падения снарядов в воду. А на большой дистанции всплески от снарядов калибра 152 и 305 миллиметров различить практически невозможно.

К тому же существовавшие тогда дальномеры и системы управления огнем были крайне несовершенными. Они не позволяли реализовать все возможности пушек — британские броненосцы могли стрелять на 5,5 километра, но по итогам реальных испытаний рекомендуемая дальность прицельного огня составила всего 2,7 километра.

Между тем увеличивать эффективную дистанцию боя было необходимо: серьезным противником броненосцев стали торпеды, дальность хода которых в то время достигла порядка 2,5 километра. Был сделан логичный вывод: лучше всего сражаться на дальних дистанциях будет корабль с максимальным количеством орудий главного калибра.

Рубка дредноута USS Техаs, США, © EPA/LARRY W. SMITH

В какой-то момент в качестве альтернативы будущему «Дредноуту» рассматривался корабль, оснащенный множеством 234-миллиметровых орудий, которые тогда уже применялись британцами в качестве средней артиллерии на броненосцах. Такой корабль сочетал бы скорострельность с огромной огневой мощью, однако Фишеру нужны были по-настоящему «большие пушки».

Фишер настоял и на оснащении «Дредноута» новейшими паровыми турбинами, позволявшими кораблю развивать свыше 21 узла, тогда как для броненосцев считалось достаточным и 18 узлов. Адмирал хорошо понимал, что преимущество в скорости позволяет навязать противнику выгодную для себя дистанцию боя. С учетом огромного превосходства «Дредноута» в тяжелой артиллерии, это означало, что несколько таких кораблей способны разгромить вражеский флот, оставаясь фактически недосягаемыми для большей части его пушек.

© H. M Stationery Office

Без единого выстрела

«Дредноут» был построен в рекордно короткие сроки. Как правило, называют впечатляющий год и один день: корабль заложили 2 октября 1905 года, а 3 октября 1906 года линкор вышел на первые ходовые испытания. Это не совсем корректно — традиционно время постройки отсчитывают от закладки до включения в боевой состав флота. «Дредноут» же вошел в строй 11 декабря 1906 года, через год и два месяца с начала строительства.

Беспрецедентная скорость работ имела обратную сторону. На фотографиях из Портсмута видна не всегда качественная сборка корпуса — иные броневые плиты стоят криво, а крепящие их болты имеют разный размер. Немудрено — 3 тыс. рабочих буквально «горели» на верфи по 11 с половиной часов в день и по 6 дней в неделю.

Ряд недоработок связан с самим проектом корабля. Эксплуатация показала недостаточную эффективность новейших систем управления огнем «Дредноута» и его дальномеров — самых больших на тот момент. Дальномерные посты даже пришлось переносить, чтобы их не повредило ударной волной орудийного залпа.

Самый мощный корабль эпохи так ни разу и не выстрелил по противнику из своего главного калибра. «Дредноут» не присутствовал при Ютландском сражении в 1916 году — самом масштабном столкновении флотов, состоявших из дредноутов, — он был на ремонте.

Но даже будь «Дредноут» в строю, ему пришлось бы остаться во второй линии — всего за несколько лет он безнадежно устарел. На смену ему и в Британии, и в Германии пришли более крупные, скоростные и мощные линкоры.