15 сентября 1916 года на реке Сомме в северной части Франции произошло событие, определившее на десятилетия развитие военной техники и тактики ведения сухопутного боя. Впервые в истории 18 английских танков Мк.1 успешно атаковали германские позиции, обеспечив при этом 20-кратное, против обычного, снижение потерь британцев в живой силе. Но, едва они заявили о своем первенстве в появлении «сухопутного флота», как 29 сентября в русской газете «Новое время» вышла статья под заголовком «Сухопутный флот - русское изобретение». Этот спор продолжается до наших дней.

Автором этой статьи был уже получивший к тому времени известность русский изобретатель Александр Александрович Пороховщиков, кстати, приходящийся дедом советскому и российскому актеру Александру Пороховщикову.

Родившийся в 1893 году в дворянской семье, Александр Пороховщиков с юных лет отличался тягой к изобретательству. Хорошее финансовое положение его семьи во многом способствовало развитию на практике этих качеств и идей молодого Пороховщикова.

Его первые успешные изобретения были связаны с авиацией.

Например, изготовленная им еще в гимназические годы модель моноплана получила одобрительный отзыв одного из основателей отечественной авиации профессора Николая Егоровича Жуковского. Еще позже изобретатель представил несколько типов самолетов, которые заинтересовали военное ведомство, а на некоторых из них в авиационных школах даже обучались будущие летчики.

Впрочем, одной авиацией деятельность Александра Пороховщикова не ограничивалась.

Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что на бланках принадлежавшей ему «Соединенной мастерской» фигурировали отделения: самолетов, самоходов (автомобилей), вездеходов, двигателей, повозок, военного снаряжения, электротехническое, железнодорожное, и даже «секретное».

В августе 1914 года, когда уже разгорелся пожар Первой мировой войны, Александр Пороховщиков обратился в Особый комитет по усилению воздушного флота и ставку Верховного главнокомандования русской армии с предложением создать быстроходную боевую гусеничную машину для движения по бездорожью.

О рождении этой идеи изобретатель рассказывал так: «На поле шло учение новобранцев. Глядя на солдат, перебегавших цепью, я подумал: невеселая штука — бежать в атаку под пулеметами врага.

А что, если послать на штурм окопов не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами…

Конструктивное решение я увидел в постановке бесконечных лент или гусеничных ходов тракторного типа…».

Однако чертежи и смета постройки боевой машины, получившей название «Вездеход», были им представлены Главному начальнику снабжений Северо-Западного фронта лишь четыре месяца спустя.

При этом изобретатель обещал обеспечить ее плавучесть за счет герметизации корпуса. И, после изучения документации, 13 января смету создания «самодвижущегося экипажа» в 9960 рублей 72 копейки утвердили. В качестве авторемонтной мастерской Пороховщикову в Риге были выделены казармы ушедшего на фронт Нижегородского пехотного полка, а также 25 солдат-мастеровых и столько же наемных рабочих.

Конструктивно сварной каркас «Вездехода» опирался на одну широкую гусеницу из прорезиненной ткани, натянутую на четыре пустотелых барабанах, причем передний барабан был заметно приподнят над опорной поверхностью. Сверху же гусеницу прижимал пятый барабан. Управление машиной должно было осуществляться за счет размещенных у бортов двух поворотных рулевых колес.

18 мая 1915 года в ходе испытаний опытный образец машины Пороховщикова (в смонтированном деревянном корпусе с уложенными на него для компенсации массы балластными мешками) на гусеницах достиг невиданной по тем временам для гусеничной техники скорости — 25 верст в час.

Длина «Вездехода» составляла 3,6 метра, ширина — 2 метра, высота (без башни) — 1,5 метра, окончательный вес предполагался равным 3,5−4,0 тоннам, экипаж — 2 человека, машину предполагалось оснастить 1−2 пулеметами.

Позже изобретатель сделал свою машину колесно-гусеничной: по дорогам она передвигалась на колесах и заднем барабане гусеницы, а при встрече с препятствием или на рыхлом грунте «вездеход» ложился на гусеницу и «переползал» через него.

Схема «Вездехода» Пороховщикова. Фото: Editura Militara

Также весной 1915 года Пороховщиков фактически разработал многослойную броню, представлявшую собой «комбинацию из упругих и жестких слоев металла и особых вязких и упругих прокладок». Доказав свои преимущества (дешевизна, возможность гнуть, сверлить и сваривать листы брони) в ходе нескольких проведенных испытаний, тем не менее, «железная броня» Пороховщикова была отклонена представителями военного ведомства.

Но, что интересно, изобретенный им принцип многослойности брони оказался весьма востребованным спустя более полувека в конструкциях различных танков мира.

20 июля комиссия Северо-Западного фронта в своем акте по итогам испытаний «Вездехода» отметила: «Оказалось, что означенный „Вездеход“ легко идет по довольно глубокому песку со скоростью около двадцати пяти верст в час; в дальнейшем „Вездеход“ перешел на среднем ходу канаву с пологими откосами шириной поверху 3 метра и глубиной около 1 аршина… Поворотливость вполне удовлетворительная; в общем, „Вездеход“ прошел по грунту и местности, непроходимым для обыкновенных автомобилей».

Испытания постоянно дорабатываемого опытного образца «Вездехода» продолжались до 29 декабря 1915 года, когда машина смогла достичь скорости около 40 верст в час. Многие первоначально выявленные конструктивные недостатки опытного образца к тому времени были уже устранены, но…

Зимой 1916 года военным ведомством финансирование работ по усовершенствованию «Вездехода» было прекращено как нецелесообразное.

В частности, один из кураторов проекта военный инженер полковник Поклевский-Козелло в своей докладной от 8 января 1916 года отмечал, что «построенный экземпляр „Вездехода“ … не мог ходить по рыхлому снегу глубиной около 1 фута, а испытания хода по воде сделано не было». С некоторыми недостатками своего детища согласился и сам Пороховщиков, настаивавший, тем не менее, на продолжении работ. Но в итоге созданный им опытный экземпляр так и остался лишь прообразом настоящей боевой машины.

Конструктору было предписано вернуть в казну деньги, выделенные на постройку машины, а сам «Вездеход» отправить в Главное военно-техническое управление (ГВТУ). Позже, в сентябре 1917 года ГВТУ отвергло и представленный Пороховщиковым проект «Вездеход № 2», существенно отличавшийся от предыдущего, но вызвавший немало нареканий со стороны комиссии военного ведомства.

Существует версия, что чертежи «Вездехода» впоследствии оказались во Франции.

И якобы после знакомства с ними владелец крупнейшей во Франции автомобилестроительной фирмы Луи Рено приступил к постройке собственной версии русского «Вездехода». Так появился самый массовый танк Первой мировой войны — Renault FT-17 , на основе которого в 1919 году создавался первый советский танк «Красное Сормово». Впрочем, согласно другой версии, идеями и чертежами русского конструктора «Вездехода» воспользовались англичане при создании своих танков.

Renault FT-17. Фото: Marcin Szala

Тот факт, что в период войны разведывательные органы многих мировых держав вели активную деятельность на территории других государств, может являться косвенным подтверждением этих версий. Как бы то ни было, судьба подлинных чертежей «Вездехода» Александра Пороховщикова до сих пор остается невыясненной.

Шла Первая мировая война. Россия стояла на пороге двух революций.

Обстановка не позволяла военному ведомству такую роскошь, как долгосрочные разработки новых видов вооружений и военной техники.

Да и в условиях, когда бои на фронтах приобрели затяжной позиционный характер, скоростные качества «Вездехода» вряд ли могли являться преимуществом при прорыве многорядных заграждений из проволоки. В России было принято решение о закупке иностранных гусеничных боевых машин.

Все это, конечно же, сводило к минимуму шансы на качественное воплощение в жизнь многих рожденных в ту пору передовых военно-технических идей. В том числе и проекта «Вездехода» Александра Пороховщикова.

Непрекращающиеся споры о первенстве в изобретении танка происходят на фоне споров о том, можно ли изобретение Пороховщикова считать танком? И можно ли изготовление лишь опытного экземпляра, без полной реализации проекта, считать событием, свидетельствующим о первенстве?

На сей счет даже у российских исследователей танкостроения существуют противоположные взгляды. Тем более что, помимо «Вездехода» Пороховщикова, в те годы были еще проект танка Василия Менделеева, «Царь-танк» капитана Николая Лебеденко, которые также в итоге оказались невостребованными.

Но, в любом случае, Александр Пороховщиков был и остается одним из пионеров мирового танкостроения, чьи передовые идеи — как в случае с многослойной броней — нашли свое воплощение спустя десятилетия.

Судьба же самого конструктора оказалась во многом сродни судьбе его изобретений.

В 1918 году Пороховщиков успешно сдал официальный экзамен на звание военного летчика и воевал в этом качестве на Северном, Западном и Южном фронтах. Но при этом он не забросил и конструкторскую работу, создавая новые самолеты. В 1923 году он переехал в Москву, работал сначала военным, а после 1928 года — гражданским инженером в различных конструкторских организациях и на заводах. В октябре 1940 года Похоровщикова арестовали по обвинению в шпионаже, антисоветской агитации и вредительской деятельности. В июле 1941 года изобретатель был расстрелян. В декабре 1955 года его посмертно реабилитировали.

Вадим Коваль

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

Разработчик: А.А.Пороховщиков

Начало работы над проектом: январь 1915 г.

Изготовление опытного экземпляра: июнь 1915 г.

Судьба проекта: Проект реализован не был, в следствие того, что параметры машины не соответствовали требованиям заказчика

«Вездеход» это машина удивительная. Первые упоминания об этом проекте относятся к августу 1914 года. Начавшаяся Первая Мировая война заставила Россию существенное внимание уделить обеспечению войск техникой, как для обеспечения действующей армии всем необходимым, так и для непосредственного участия в боевых действиях. Было широко развёрнуто проектирование бронеавтомобилей с пулемётным и пушечным вооружением.

Рис. 36 «Вездеход» Пороховщикова на испытаниях.

Именно в это время от штабс-капитана Пороховщикова А.А. в адрес Особого комитета по усилению флота поступает достаточно радикальное предложение, направленное на оснащение армии так необходимыми ей бронированными машинами принципиально новой конструкции.

9 января 1915 года Пороховщиков представляет генералу Данилову (начальнику снабжения Северо-Западного фронта) пакет необходимой проектной документации и смету на постройку боевой машины, которую конструктор назвал «Вездеходом».

Стоимость работ и заявленные технические характеристики новой боевой машины полностью устроили высшее военное руководство. Конструктор утверждал, что она будет плавать и иметь проходимость, существенно превышающую ту, которую имели обычные автомобили.

13.01.1915 особым докладом № 8101 были оговорены характеристики, которым должна была соответствовать новая машина, выделено место для проведения работ (Рига, авторемонтная мастерская) и необходимое количество персонала.

Рис. 37 Александр Александрович Пороховщиков

Согласно проектной документации корпус «Вездехода» выглядел достаточно необычно. Несущий сварной каркас устанавливался на одну гусеницу, достаточно широкую, которую планировалось изготавливать из прорезиненной ткани. Гусеница натягивалась на четыре барабана, первый из которых существенно возвышался над опорной поверхностью. Сверху гусеницу прижимал пятый барабан. Ведущим был барабан задний. Карбюраторный 10-ти сильный двигатель передавал на него вращение через КПП и карданный вал. По расчётам Пороховщикова получалось, что новая машина будет иметь удельное давление на грунт, не превышающее 0,05 кг/кв.см. Справа и слева от гусеницы было предусмотрено обустройство колонок с колёсами, управлять которыми водитель имел возможность с помощью специального штурвала. Так планировалось осуществлять повороты машины.

Рис. 38 Проектное изображение «Вездехода 2» с трёхъярусной башней, единственное дошедшее до нашего времени

Рис. 39 Каноничное послевоенное изображение "Вездехода" - можно сравнить с фотографией и самостоятельно заметить отличия

Для обеспечения оптимального движения по воде корпусу «Вездехода» была придана обтекаемая форма. Планировалось сделать его герметичным. Ниши воздухозаборника находились в передней части корпуса.

Бронирование вездехода для своего времени было инновационным, многослойным. Оно состояло из 3 слоёв: внешний - 2 мм стальной лист цементированный, прокладка амортизирующая из водорослей и волос, второй стальной лист. Общая толщина бронирования составляла 8 мм. При обстреле с расстояния пятидесяти метров броня полностью защищала от пуль, выпущенных из пулемёта и винтовки.

Для справки. Танки с разнесённым бронированием появились в ведущих танко производящих государствах мира только в шестидесятых годах века ХХ.

Пороховщиков предложил любопытное решение для конструкции ходовой части своей машины. Задний барабан и колёса использовались для перемещения «Вездехода» по хорошим дорогам.

Рис. 40 Модель-копия «Вездеход» А.А.Пороховщикова

На рыхлых грунтах машина «ложилась» на имевшуюся гусеницу и двигалась на ней. Испытания показали глобальный просчёт автора с выбором способа движения. Относительно простой по конструкции двигатель позволял машине ехать только прямо. Так как попытка повернуть провалившиеся в грунт колёса приводила к их поломке. Но об этом узнали потом. А пока уже к июню 1915 года первый опытный экземпляр был изготовлен.

Рис. 41 Модель-копия «Вездехода» с фигуркой танкиста

Правда «изготовлен» можно сказать с большой натяжкой. Фактически это было опытное шасси с деревянным макетом корпуса и догрузкой до требуемой массы мешками с балластом. Бронекорпус собирали параллельно с ходовой.

20.07.15 состоялась официальная демонстрация «Вездехода» , которая с треском провалилась. Гусеница постоянно слетала с барабанов (не помогли и кольцевые желоба с направляющими) или проскальзывала на них. Размещение водителя и командира «в ряд» мешали последнему вести круговой огонь из пулемёта. Очень маленький заброневой объём башни не позволял разместить там боезапас и пулемёт «Максим» вместе с членами экипажа.

В качестве единственного плюса конструкции отметили её высокую скорость по твёрдому грунту, около 43 км/час.

Все попытки Пороховщикова довести характеристики «Вездехода», до указанных в докладе № 8101, успехом не увенчались. Поэтому в декабре 1916 года работы над проектом свернули. Конструктор утверждал, что все недостатки «первого русского танка» явились причинами отхода при изготовлении опытного экземпляра от его проекта.

Рис.42 Разрез «Вездехода»

Проект закрыт. Но появившаяся в ноябре 1916 года информация о результатах использования в боях британских танков активизировала интерес Генерального Штаба к новым образцам военной техники и возможности получить на вооружение российской армии хотя бы одну модель полноценного танка. Переговоры с англичанами закончились безрезультатно. Франция на сотрудничество согласилась.

На этом фоне предложение Пороховщикова – новый «Вездеход № 2» (Вездеход 16, по другим источникам), оказалось очень кстати.

Тактико – технические характеристики экспериментальной гусеничной машины «Вездеход»

Боевая масса (кг) 3500 – 4000
Экипаж (чел) 2
Длина / ширина / высота (мм) 3600 / 2000 /1500 (без башни)
Вооружение 2 пулемёта «Максим» калибра 7,62 мм
Боекомплект (шт) 8000 – 10000
Приборы прицеливания Прицел пулемётный оптический
Бронирование (мм) 8
Двигатель (марка / мощность) л.с. «Вольт», карбюраторный, 2-х цилиндровый / 10
Трансмиссия Механическая
Ходовая часть Одногусеничная с одним прижимным, одним натяжным и тремя опорными барабанами
Скорость по твёрдой дороге (км/час) До 43

«Вездеход – 2»

В Броневое отделение авточасти ВТУ 17.01.1917 года Пороховщиков подаёт свой новый проект, с приложением к нему масштабной модели будущей боевой машины. В отличии от «Вездехода» первой модели это был действительно танк, имеющий все соответствующие «видовые признаки», с колёсно-гусеничным ходом. Его ходовая часть была проработана более детально. На ось ведущего барабана (заднего) жёстко были посажены автомобильные колёса, диаметр которых превышал диаметр барабанов. Передняя пара колёс (управляемые, поворотные), была посажена ось барабана с порядковым номером 2.

По твёрдым поверхностям «Вездеход – 2» двигался на колёсах, как автомобиль. При этом гусеницы проматывались в холостую. На рыхлых грунтах колёса увязали в грунте и «Вездеход 2» садился на гусеницу и начинал двигаться на ней. Повороты планировалось осуществлять, используя для этих целей первую пару колёс (переднюю).

Кроме этого в новом проекте появилась «броневая рубка», которая состояла из трёх поясов, независимо вращающихся. В каждом планировалась установка пулемёта «Максим». Четвёртый «Максим» устанавливался рядом с местом водителя в лобовом листе корпуса. Бронирование осталось без изменений – 8 мм.

Проект был рассмотрен только 20.09.1917. в нём специалисты выявили достаточно большое количество конструктивных недостатков. Основными из них были названы следующие: движение по рыхлой почве автомобиль совершать не может, вследствие несовершенства конструкции, а по твёрдому покрытию уступает по своим характеристикам имеющимся автомобилям.

Вывод. «Вездеход» конструктора Пороховщикова в его настоящем виде внимания не заслуживает.

В некоторых изданиях появилась и такая версия «Вездехода» Пороховщикова. Однако никакой достоверной информации о том, что подобная машина существовала, не имеется, и ни один из признанных авторитетов в области истории танкостроения никогда не упоминал о подобном проекте в своих работах. Поэтому данные фотографии можно рассматривать как один из гипотетических вариантов возможного развития проекта «Вездеход»

Рис. 44 Возможный внешний вид и компоновка доработанного «Вездехода» Пороховщикова по мнению ряда авторов работ об истории отечественного танкостроения

Вездеход Пороховщикова

Танк Пороховщикова можно считать не только первым русским танком, но и первым танком вообще, так как идея его возникла и была осуществлена раньше, чем в других странах. Кроме того, Пороховщиков во многом предвосхитил развитие танков в будущем. И если мы начали историю танка с английской машины, а не с танка Пороховщикова, то только потому, что его танк не получил применения в русской армии. Танк Пороховщикова был забыт, и о нём вспомнили лишь много лет спустя, когда танки уже широко применялись во всех армиях.

В самом начале первой мировой войны, в августе 1914 года, мастер Русско-Балтийского машиностроительного завода в Риге Пороховщиков обратился в ставку Верховного главнокомандования русской армии с предложением оригинального проекта быстроходной боевой гусеничной машины для движения по бездорожью. Тогда же он обратился в Особый комитет по усилению флота, обещая создать вездеходную бронемашину на гусеничном ходу. Никаких существенных документов Пороховщиков тогда не предоставил и лишь 9 января 1915 года после долгих проволочек на приёме у начальника снабжений Северо-Западного фронта генерала Данилова у изобретателя уже имелись готовые чертежи и смета постройки боевой машины, называемой Вездеход .

По всей видимости, предварительные расчеты Пороховщикова пришлись по душе высшему военному руководству: кроме высокой проходимости Пороховщиков обещал и плавучесть машины. Проект одобрили - разрешение на постройку Вездехода было получено 13 января 1915 г., было ассигновано 9660 рублей 72 копейки, а проектные данные были оговорены в особом докладе № 8101. Наблюдение за постройкой машины вёл начальник Рижского отдела по квартирному довольствию войск военный инженер-полковник Поклевский-Козелло. 1 февраля в Рижских авторемонтных мастерских завода «Руссо-Балт», что были при казармах Нижегородского пехотного полка, 25 солдат-мастеровых и столько же наемных квалифицированных рабочих приступили к изготовлению опытного образца первого в мире танка, разработанного известным летчиком и конструктором Александром Александровичем Пороховщиковым.

Конструкция Вездехода была необычна. Сварной каркас опирался на одну широкую гусеницу из прорезиненной ткани, натянутую на четырех барабанах, причем передний барабан был заметно приподнят над опорной поверхностью. Пятый барабан прижимал гусеницу сверху. Задний барабан был ведущим, вращение на него передавалось через коробку передач и карданный вал от карбюраторного двигателя мощностью 10 л.с. Удельное давление на грунт должно было составлять всего около 0,05 кг/кв.см. По бокам от гусеницы помещались две колонки с небольшими колесами, которыми водитель управлял с помощью штурвала - таким образом осуществлялся разворот всего корпуса.

Машина снабжалась обтекаемым корпусом с нишей воздухозаборника впереди. Интересно, что бронирование Вездеход было многослойным: она состояла из лицевого цементированного 2-мм стального листа, амортизирующей прокладки из волос и водорослей, и еще одного стального листа с суммарной толщиной 8 мм.

В конструкции этого танка уже были предусмотрены все основные элементы современных боевых машин - броневой корпус, вооружение во вращающейся башне, двигатель внутреннего сгорания, гусеничный движитель. Машина снабжалась обтекаемым корпусом с нишей воздухозаборника впереди. По хорошей дороге Вездеход должен был двигаться на заднем барабане и колесах, а на рыхлом грунте ложиться на гусеницу. Такая схема, при относительной простоте, обладала одним глобальным недостатком - фактически Вездеход мог двигаться только по прямой, поскольку поворот направляющих колес влево и вправо мог привести к их полной поломке.

Несущей конструкцией танка была сварная рама с четырьмя полыми вращающимися барабанами, вокруг которых перематывалась одна широкая гусеничная лента. Натяжение ленты регулировалось с помощью натяжного приспособления и натяжного барабана. Управление машиной осуществлялось с помощью размещенных у бортов двух поворотных рулевых колес. В танке Пороховщикова для поворота впервые были применены бортовые фрикционы - механизмы, которые в дальнейшем стали устанавливать на большинстве танков; на некоторых машинах они сохранились и до сих пор.

При движении по твердому грунту танк опирался на эти колеса и на ведущий барабан, а на мягком грунте «ложился» на гусеничную ленту. Длина машины составляла 3,6 метра, ширина - 2 метра, высота (без башни) - 1,5 метра, окончательный вес предполагался равным 3,5-4,0 тоннам, экипаж - 1 человек, пулеметное вооружение, противопульное бронирование. Двигатель мощностью 15 кВт, планетарная трансмиссия, комбинированный колесно-гусеничный движитель (одна гусеница и два управляемых колеса) обеспечивали максимальную скорость 25 км/ч..

18 мая 1915 года Пороховщиков испытал свою машину в пробеге по хорошей дороге на гусенице, переход на колеса при этом не производился. При испытании её скорость достигала 25 км/час (такой скоростью не обладали ни английские, ни французские первые танки). После небольших доработок решили провести официальную демонстрацию Вездеход , которая состоялась 20 июля 1915 года

Позже Пороховщиков усовершенствовал свою машину, сделав ее колёсно-гусеничной: по дорогам машина двигалась на колесах и заднем барабане гусеницы, когда на ее пути встречалось препятствие - Вездеход ложился на гусеницу и «переползал» через него. Это опережало танкостроение того времени на несколько лет. Пороховщиков сделал корпус танка водонепроницаемым, вследствие чего он мог легко преодолевать водные преграды.

Тогда же (весной 1915 года) Пороховщиков предложил броню собственной разработки: «Броня представляет собою комбинацию из упругих и жестких слоев металла и особых вязких и упругих прокладок». Котельное железо отжигалось «по способу, составляющему секрет изобретателя», а в качестве прокладки «после громадного числа опытов» он выбрал сушеную и прессованную морскую траву. Особо подчеркивал автор дешевизну «железной брони», возможность гнуть и варить ее.

В 1916 году провел в Петрограде испытания - 29 декабря 1916 года достиг скорости 40 вёрст в час, что было исключительно высоким показателем.

Самой интересной разработкой Пороховщикова были форма корпуса и конструкция брони: ее сделали многослойной. Тем не менее, зимой 1916 г. военные прекратили финансирование работ. А танки с разнесенным многослойным бронированием появились лишь в начале 70-х годов XX века… Также существует версия того, что чертежи Пороховщикова были использованы британскими инженерами для своих разработок.

Опытная машина, с перерывами, продолжала испытываться до декабря 1915 г., после чего генерал-лейтенанту Коваленко было послано соответствующее донесение. В частности указывалось, что «построенный экземпляр „Вездехода“ не выказал всех тех качеств, которые обусловлены докладом № 8101, например, не мог ходить по рыхлому снегу глубиной около 1 фута (30 см), а испытания хода по воде сделано не было…»

Между тем, машина Пороховщикова не считалась боевой, в виду отсутствия на ней бронирования и вооружения, и в документах она фигурировала как «самоход» - то есть автомобиль. По признанию самого конструктора, первый образец созданного им «русского танка» действительно обладал рядом недостатков, но все они являлись причинами отхода от проекта. По его мнению, можно было добиться намного лучших результатов, если бы Вездеход имел большее расстояние между барабанами, более мощный двигатель и рифленую гусеничную ленту.

От дальнейших работ по «Вездеходу» решили отказаться, тем более, что за это время было истрачено 18090 рублей. Военное ведомство обязало Пороховщикова вернуть в казну деньги, выделенные на постройку машины, а сам Вездеход отправить в ГВТУ.

Тем временем, чертежи Вездехода

попали во Францию. Член французского Консультативного комитета по артиллерии специального назначения полковник Жан-Батист Эжен Эстьен предложил эти чертежи Луи Рено – владельцу крупнейшей во Франции автомобилестроительной фирмы. Рено, подробно ознакомившись с чертежами, отказался от покупки, мотивируя отказ отсутствием опыта постройки подобных машин. Однако русский проект был простым, как всё гениальное, и Рено, обладавший отличной зрительной памятью, смог довольно точно восстановить эти чертежи, вернувшись с переговоров. Не теряя времени, Рено занялся постройкой собственного варианта русского Вездехода. Так появился танк

Сто лет назад, 18 мая 1915 года состоялись испытания вездеходной машины, разработанной конструктором Александром Пороховщиковым (1892‒1941). Машина, получившая название «Вездеход», вполне могла стать «первым русским танком» - как ее часто называют в литературе, поскольку проект Пороховщикова предусматривал возможность бронирования и оснащения ее вооружением, однако танком ей стать так и не довелось.

Автор проекта, вспоминая об идее создания вездехода, писал: «На поле шло учение новобранцев. Глядя на солдат, перебегавших цепью, я подумал: невеселая штука - бежать в атаку под пулеметами врага. А что, если послать на штурм окопов не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами... Конструктивное решение я увидел в постановке бесконечных лент или гусеничных ходов тракторного типа...» . В связи с этим инженер-конструктор, уже известный к 1914 году как авиатор и создатель первого в мире двухбалочного самолета-разведчика (первый свой самолет Пороховщиков построил в 18-летнем возрасте!), обратился в ставку Верховного главнокомандования с предложением оригинального проекта быстроходной боевой гусеничной машины для движения по бездорожью. 9 января 1915 года Пороховщиков представил начальнику снабжений Северо-Западного фронта генералу Н.А.Данилову готовые чертежи и смету постройки боевой машины, названной «Вездеход».

Через четыре дня проект получил одобрение, на его реализацию из казны было выделено более 9,5 тысяч рублей и с 1 февраля в рижских мастерских завода «Руссо-Балт» началось строительство опытной модели вездехода. А уже 18 мая 1915 года Пороховщиков испытал свою машину в деле. Скорость «Вездехода» оказалась по тем временам рекордной - 25 км/час (такой скоростью не обладали ни английские, ни французские танки), но первое испытание показало и наличие недоработок, которые были исправлены к 20 июля 1915 году, когда на полковом дворе казарм Нижегородского полка состоялась официальная презентация «Вездехода».


Что же представляла собой эта «чудо-машина»? Длина самохода составляла 3,6 метра, ширина - 2 метра, высота (без башни) - 1,5 метра, вес - около 4 тонн. Сварной каркас вездехода опирался на одну широкую гусеницу из прорезиненной ткани, натянутую на четыре пустотелых барабана, причем передний барабан был заметно приподнят над опорной поверхностью. Пятый барабан прижимал гусеницу сверху. Задний барабан был ведущим, вращение на него передавалось через коробку передач и карданный вал от карбюраторного двигателя мощностью 10 лошадиных сил. По бокам от гусеницы «Вездехода» помещались две поворотные колонки с небольшими колесами, которыми водитель управлял с помощью штурвала.

Но несмотря на правильный ход мыслей, Пороховщикову так и не удалось сделать из своего детища суровую боевую машину. Механизм поворота, как показали испытания, был ненадежным, в результате чего вездеход застревал; конструкция ходовой части также была признана несовершенной, поскольку гусеница нередко соскакивала с барабанов. Вместе с тем, продолжая работать над этим проектом, Пороховщиков опережал свое время: усовершенствовав свою машину, он сделал ее колесно-гусеничной, что позволяло «Вездеходу» ехать по дорогам как обыкновенному автомобилю, а в случае появления на пути препятствий, переползать через него при помощи гусениц. Новшествами были и водонепроницаемый корпус машины, что позволяло ей преодолевать водные преграды, а также особая многослойная броня, разработанная Пороховщиковым. В самоходе Пороховщикова для поворота впервые были применены бортовые фрикционы - механизмы, которые в дальнейшем стали устанавливать на большинстве танков.

Новые испытания усовершенствованной машины состоялись в конце декабря 1915 года. «Вездеход» уже достигал скорости 40 верст в час, что было исключительно высоким показателем. Но несмотря на это финансирование проекта было прекращено, поскольку «построенный экземпляр "Вездехода" не выказал всех тех качеств, которые обусловлены докладом № 8101, например, не мог ходить по рыхлому снегу глубиной около 1 фута (30 см), а испытания хода по воде сделано не было...» . В связи с этим от дальнейших работ по усовершенствованию «Вездехода» решили отказаться, а от конструктора потребовали компенсировать государственные траты на разработку боевой машины, составлявшие к тому времени уже боле 18 тысяч рублей.

Между тем, осенью 1916 года в печати появились первые сообщения о применении англичанами в битве на Сомме нового оружия - «сухопутного флота», состоящего из боевых «лоханей» - танков. Одно из британских изданий в статье «Сухопутный флот» писало в те дни: «...Несомненно, что в этом деле мы первые. Теперь эта дьявольская машина принадлежит нам и только нам» . А вскоре танки появились и у немцев.

Появление нового вида оружия, наводившего страх на противника, вызвало обеспокоенности российских военных властей, не имевших в своем распоряжении ничего подобного. Лидер фракции правых в Государственной Думе профессор С.В.Левашев в одной из своих речей так выражал общую обеспокоенность техническим отставанием России: «...Нам известно, что наш хитроумный и коварный враг делает как раз теперь последние и чрезвычайные усилия, чтобы вырвать победу из наших рук. Так, например, "Русский инвалид" сообщает, что германцы усиленно заняты сейчас разработкой вопроса о создании нового чуда техники - гигантских боевых передвижных машин на подобии английских лоханей. Германцы решили превзойти англичан постройкой этих лоханей, представляющих собой настоящие сухопутные броненосцы. Пленные австрийцы и германцы уверяют, что эти броневые левиафаны будут скоро изготовлены и должны появиться на нашем фронте, где немцы рассчитывают при помощи их иметь больший моральный успех, чем на западном фронте».


Откликаясь на появление у британцев нового вида военной техники, одна из влиятельнейших российских газет «Новое время» 29 сентября 1915 года опубликовала статью А.Пороховщикова «Сухопутный флот - русское изобретение», в которой главное военно-техническое управление (ГВТУ) обвинялось в задержке работ по созданию русского танка. Пороховщиков сообщал начальнику ГВТУ: «24 декабря 1914 г. мною был представлен Главному начальнику снабжений Северо-западного фронта проект изобретенного мною "Вездехода" - точного прототипа нынешних "лоханей" (т.е. танков. - А.И.) английского сухопутного флота». А когда в январе 1917 г. начались переговоры с о закупках гусеничных боевых машин в странах-союзницах, конструктор представил в ГВТУ проект и модель «Вездехода №2».


Обновленный вариант самохода Пороховщикова уже представлял собой боевую машину с экипажем в 4 человека и «броневой рубкой». Последняя состояла из трех независимо вращающихся поясов с пулеметом «Максим» в каждом. Еще один «Максим» крепился в лобовом листе корпуса. В отличие от предшественника, «Вездеход №2» был оснащен более совершенной ходовой частью: при движении по дороге с твердым покрытием «Вездеход №2» опирался на грунт только колесами и двигался, как автомобиль, так как гусеница перематывалась вхолостую, а на рыхлой почве, когда колеса погружались в грунт, начиналось движение на гусеничном ходу. Также Пороховщиков ввел следующее новшество - «броневую рубку» из трех независимо вращающихся поясов. Но ввиду «наличия огромного количества насущных дел» ГВТУ рассмотрело этот проект только 20 сентября 1917 года. Относительно танка был высказан целый ряд замечаний, а в заключении говорилось, что «проект "Вездехода" конструктора Пороховщикова в его настоящем виде не заслуживает никакого внимания» .

В итоге, «первый русский танк» так и не пошел в производство. Октябрьская революция и последовавшая за ней Гражданская война надолго остановили разработки в этом направлении. Судьба же изобретателя «первого русского танка» сложилась трагически. После прихода к власти большевиков, А.Пороховщиков передал свой авиазавод государству, а сам в качестве летчика сражался в рядах Красной армии. В 1919‒1923 г. он продолжил конструкторскую деятельность, создавая учебные самолеты П-IV бис, П-IV 2бис, П-VI бис. Затем Пороховщикова арестовали, сослав в Соловецкий концлагерь, где он занимался проектированием гидросооружений для Беломорканала. Выпущенный на свободу перед началом Великой Отечественной войны Пороховщиков был направлен на работу в Автобронетанковое управление РККА, но уже 20 октября 1940 года конструктора снова арестовали и приговорили к расстрелу по ложному обвинению в шпионаже. 28 июля 1941 года приговор был приведен в исполнение.

Подготовил Андрей Иванов , доктор исторических наук