Мария Антония Йозефа Иоганна Габсбург-Лотаринская (Marie Antoinette Josèphe Jeanne de Habsbourg-Lorraine, 2 ноября 1755 – 16 октября 1793) – королева Франции, младшая дочь императора Франца I. Во время Французской революции была осуждена в идейном покровительстве неверных и казнена на гильотине.

Детство и юность

Мария-Антуанетта родилась 2 ноября в Вене. Она была пятнадцатым по счету ребенком императора Франца I Лотарингского и его супруги Марии-Терезии. До этого момента женщина переносила беременности и роды просто и легко, но именно рождение последней девочки было сильно осложнено (вплоть до ситуации, когда врачи опасались увидеть мертворожденного ребенка). Тем не менее, после продолжительных мучений, которые удваивались еще и сильным ночным землетрясением, на свет появилась здоровая и крепкая девочка Мария-Антуанетта.

Воспитанием девочки, как и всех остальных детей, занимались специально нанятые учителя и репетиторы, но программу подготавливала лично мать семейства. Несмотря на то, что абсолютно все дети были окружены семейной любовью и заботой, от них практически с ранних лет требовали серьезного обучения и соблюдения всех правил, которые распространялись на взрослых представителей общества того времени. Так, начиная с трех лет, Мария-Антуанетта была вынуждена надевать корсет и изучать этикет, чтобы, по мнению матери, становиться леди с самых юных лет. Кроме того, детям преподавали уроки живописи, музыки, географии, математики, иностранных языков, часто водили в театры и на оперные представления.

Однако, как утверждают библиографы и ученые, Мария-Антуанетта никогда не отличалась особой любовью к знаниям. Она плохо разбиралась в географии, редко посещала занятия французским и немецким (практически не владела письмом на этих языках, а знала лишь пару разговорных предложений), терпеть не могла музыку (даже, несмотря на то, что в репетиторах значился сам Глюк). Но, с другой стороны, аббат Вермон, который был назначен епископом в качестве главного наставника юной королевы, утверждал, что её интеллектуальные способности намного выше кажущихся.

После того, как Мария-Антуанетта стала юной девушкой, мать постаралась как можно больше отгородиться от дочери, чтобы та получила полную самостоятельность. Но, несмотря на кажущуюся свободу выбора и многочисленные полномочия, юная принцесса никак не могла привыкнуть к чуждой ей атмосфере. Не получившая (вернее, не пожелавшая получить) достойного образования, Мария-Антуанетта постоянно оставалась за пределом всех происходивших событий.

Приставленная к ней фрейлина мадам Нуалье, которая отличалась строгими правилами поведения, была быстро названа принцессой «Мадам Этикет», о чем практически сразу же узнал весь дворец. Чтобы исправить ситуацию с дочерью, Мария-Терезия поручила попечительство послу Австрии, графу Мерси д’Аржанто, человеку, с которому принцесса, а в будущем и королева Франции, будет вести тайную переписку до самого момента смерти.

Восхождение на престол

Будучи женой Людовика XVI, Мария-Антуанетта становится королевой Франции. Эта новость сразу же воспринимается народом как начало положительных перемен, ведь новая власть еще никогда не разочаровывала граждан. С самых первых дней Мария-Терезия спешит подать дочери дружеский совет о том, что править страной необходимо без предрассудков и только объективно, но слова её остаются незамеченными гордой королевой.

Став властной персоной, Мария-Антуанетта сильно изменяется. Если раньше её друзьями были, действительно, мудрые и знающие люди, теперь она стремится к обществу интриганов и сплетников. Ярким примером такой персоны являлась лучшая подруга королевы – графиня де Полиньяк, которая происходила из обнищавшего аристократического рода. Именно из-за этой особы Мария-Антуанетта сильно изменяется в характере и начинает совершать поступки, о которых раньше даже бы и не задумалась.

К слову, семейство Полиньяков при правлении Марии-Антуанетты выгодно изменило свой статус, приобретя одну из самых завидных должностей во всем королевстве. Сама же юная графиня старалась ни на шаг не отставать от королевы, советуя ей всевозможные подлости и гадости, которые последняя необдуманно и беспрекословно выполняла.

Роскошная и чрезмерно этичная светская жизнь версальского дворца сильно надоедала королеве и нервировала ее. Поэтому вскоре после восхождения на трон она избрала для себя Трианон, уютный и сравнительно небольшой дворец, куда уехала ото всех, прихватив с собой лишь общество самых достойных, по её мнению, людей. Этим она вызвала серьезное недовольство остальных.

Однако общественное мнение не заботило юную и беззаботную Марию-Антуанетту. Она играла в азартные игры, приближала к себе воров и лиц с криминальным прошлым. Очень долгое время она пыталась ввести в уже существующие модные тенденции свои собственные изменения, на которые тратила невероятно большие суммы.

И даже несмотря на то, что сговорчивый Людовик XVI постоянно увеличивал суммы для её достойной жизни, их еле-еле хватало на покрытие всех расходов и, к слову, многочисленных долгов, королевы.

10 августа 1789 года во Франции началось восстание черни. Люди были недовольны положением страны и стремлением глав государства вести постоянные междоусобные войны. Было принято решение взять штурмом Версаль, после чего убить представителей королевской семьи, передав правление в руки Конвенты.

После того, как революция свершилась, Людовика XVI казнили практически на следующий день. Марию-Антуанетту долгое время держали в нескольких тюремных камерах, надеясь на то, что страны-союзники Франции, узнав о состоянии королевы, начнут её спасение и прекратят военные действия. Однако новость о том, что Мария-Антуанетта была свергнута, никого не интересовала, поэтому спустя пару месяцев заточения, женщина была отведена на гильотину и публично казнена.

Мария Антуанетта (фр. Marie-Antoinette , нем. Maria Antonia Josepha Joanna) (2 ноября 1755, Вена - 16 октября 1793, Париж), жена французского короля , дочь австрийской эрцгерцогини Марии Терезии и Франца I, императора Священной Римской империи. Казнена во время Великой Французской революции.

Младший (одиннадцатый) ребенок и любимая дочь Марии Терезии, Мария Антония была воспитана в строгих правилах Габсбургского дома. В 1770 году состоялась ее свадьба с дофином Людовиком, внуком французского короля . Полноценные брачные отношения между молодоженами не могли быть установлены из-за физического недостатка Людовика. Дело могла поправить простая операция, но Людовик решился на нее лишь через несколько лет спустя. Несомненно, этот факт имел важное значение в их отношениях: причинив жене немало огорчений, король впоследствии ни в чем не мог ей отказать.

Хорошенькая и грациозная дофина с удовольствием приняла участие в придворных развлечениях: она играла в придворном театре (впоследствии сыграла Розину в запрещенном мужем-королем «Севильском цирюльнике»), много танцевала, увлекалась музицированием. С первых месяцев пребывания в Версале она показала свой гордый характер, отказавшись наладить отношения с Дюбарри, признанной метрессой Людовика XV. Лишь сам король вынудил ее придерживаться правил этикета. Эта история, вышедшая за пределы двора, заставила говорить о принцессе как об «австрийской гордячке».

После коронации Мария Антуанетта более отдалилась от старой придворной знати. Она окружила себя небольшим числом избранных, среди которых первое место занимала графиня Полиньяк и ее семья. Королева покидает Версальский дворец и воцаряется в своем интимном кружке в Малом Трианоне. Такое поведение вызывает всеобщее неодобрение - королева настраивает против себя большинство придворных. Не только двор, но и вся страна неприязненно воспринимают новую для Франции ситуацию, когда после столетнего правления тихих, незаметных королев и череды блестящих метресс, Францией управляет полностью подчинившая своего мужа королева.

В 1777 году король наконец решается на хирургическую операцию, и у правящей четы начинается нормальная семейная жизнь. Через полтора года у королевы рождается дочь, затем еще трое детей (к моменту начала революции остались живы лишь двое). Однако это не прекращает распространение порочащих королеву слухов о ее невероятном разврате. За пределами Франции печатаются памфлеты о больших тратах на придворные увеселения, тайных развлечениях в ночном Париже. Особую ярость вызывает «искусственная» деревня в Малом Трианоне. Слухи падают на благодатную почву - экономическое положение Франции ухудшается, королева получает прозвище «мадам Дефицит». Историки предполагают, что, помимо оппозиционеров, в распространении порочащих королеву слухов повинны обиженные ею влиятельные придворные и, прежде всего, граф Прованский, брат короля, будущий Людовик XVIII, которого рождение у королевы наследников лишало надежд занять трон. Заказчиками памфлетов, направленных против королевы, были весьма состоятельные особы, а среди авторов были и такие высокооплачиваемые сочинители, как Бомарше.

В 1785 году престижу королевской семьи был нанесен сильнейший удар. 9 августа у королевы получает аудиенцию ювелир Бомер, который излагает ей историю, известную впоследствии как «дело об ожерелье королевы». Центральным действующим лицом в ней являлась некая Жанна, именовавшая себя графиня Валуа де ла Мотт. Она представляла себя как родственницу королевской семьи и подругу королевы. Сойдясь близко с кардиналом де Роганом, она предложила ему приобрести для королевы уникальное ожерелье, изготовленное ювелирами Бомером и Боссанжем еще для Дюбарри и не раз предлагавшееся ими королеве Марии Антуанетте. Принц крови кардинал де Роган был одно время послом при дворе Марии Терезии, но навлек на себя ее немилость. Мария Антуанетта также не испытывала к нему добрых чувств, а вот Роган мечтал стать ее фаворитом. Для его большей уверенности авантюристка Жанна устраивает ему тайное свидание с актрисой, изображающей королеву и вручает письменный документ с ее подделанной подписью. Кардинал через Жанну начинает выплаты ювелирам, через нее же королеве «передается» колье. Мнимая Валуа присваивает себе и то и другое. Колье она с мужем отправляет в Лондон, где его продают по частям. В эту историю было также замешано еще множество авантюристов, включая Калиостро, через которого была найдена актриса, сыгравшая для кординала роль королевы.

Настоящая Мария Антуанетта получила письменное изложение истории с колье от ювелиров. Она обратилась к мужу с просьбой защитить ее честь. Главным врагом и виновником она считала Рогана, и находившийся всецело под ее влиянием король отдал приказ об его аресте. Арест принца крови вызвал негодование в парижском обществе.

Дело о колье было передано на рассмотрение парижского парламента. Суд полностью оправдал кардинала, Калиостро и мягко отнесся к другим сообщникам. Вся вина была возложена на Жанну. Оправдание кардинала, виновного в том, что он мог предположить, что королева Франции может дать ему тайное свидание, означало приговор легкомысленному (подлинному или мнимому) поведению Марии Антуанетты. Через несколько недель после приговора Жанна бежала из тюрьмы (что было возможно лишь при чьем-то покровительстве). Уехав в Лондон, она выпустила там «Мемуары», полные злобных выпадов против королевы. Практически вся страна была убеждена в вине «австриячки». Престиж династии был основательно подорван.

С началом революции, после взятия Бастилии 14 июля 1789 года Мария Антуанетта вела себя гораздо решительнее своего супруга. Она настаивала на вооруженном подавлении восстания. С октября 1789 королева наладила тайную связь с одним из вождей революции, Мирабо. Она же организовала бегство королевской семьи в Варенн 25 июня 1791 года. После его провала Мария Антуанетта пыталась организовать вторжение во Францию войск своего брата, императора Леопольда II Габсбурга. Она мужественно встретила и казнь своего мужа и обвинения в совращении своего девятилетнего сына. 14-15 октября 1793 года состоялся процесс по обвинению «вдовы Капет» (так ее стали называть после казни мужа) в государственной измене. Она была признана виновной и гильотинирована.

Мария-Антуанетта (2 ноября 1755, Вена, Австрия — 16 октября 1793, Париж, Франция) — королева Франции, младшая дочь императора Франца I и Марии-Терезии. Супруга короля Франции Людовика XVI с 1770 года. С начала Французской революции вдохновительница контрреволюционных заговоров и интервенции. Осуждена Конвентом и казнена на гильотине.

Биография
Мария Антуанетта - жена французского короля Людовика XVI, дочь австрийской эрцгерцогини Марии Терезии и Франца I, императора Священной Римской империи. Казнена во время Великой Французской революции. Родилась Мария-Антуанетта 2 ноября 1775 года в Вене в семье императора Франца I и королевы Марии Терезии. После смерти Франца Стефана управлять Священной Римской Империей стала Мария Терезия.
Младший (одиннадцатый) ребенок и любимая дочь Марии Терезии, Мария Антония была воспитана в строгих правилах Габсбургского дома. В 1770 году состоялась ее свадьба с дофином Людовиком, внуком французского короля Людовика XV. Полноценные брачные отношения между молодоженами не могли быть установлены из-за физического недостатка Людовика. Дело могла поправить простая операция, но Людовик решился на нее лишь через несколько лет спустя. Несомненно, этот факт имел важное значение в их отношениях: причинив жене немало огорчений, король впоследствии ни в чем не мог ей отказать.

Хорошенькая и грациозная дофина с удовольствием приняла участие в придворных развлечениях: она играла в придворном театре, много танцевала, увлекалась музицированием. С первых месяцев пребывания в Версале она показала свой гордый характер, отказавшись наладить отношения с Дюбарри, признанной метрессой Людовика XV. Лишь сам король вынудил ее придерживаться правил этикета. Эта история, вышедшая за пределы двора, заставила говорить о принцессе как об «австрийской гордячке». После коронации Мария Антуанетта более отдалилась от старой придворной знати. Она окружила себя небольшим числом избранных, среди которых первое место занимала графиня Полиньяк и ее семья. Королева покидает Версальский дворец и воцаряется в своем интимном кружке в Малом Трианоне. Такое поведение вызывает всеобщее неодобрение — королева настраивает против себя большинство придворных. Не только двор, но и вся страна неприязненно воспринимают новую для Франции ситуацию, когда после столетнего правления тихих, незаметных королев и череды блестящих метресс, Францией управляет полностью подчинившая своего мужа королева.
В 1777 году король наконец решается на хирургическую операцию, и у правящей четы начинается нормальная семейная жизнь. Через полтора года у королевы рождается дочь, затем еще трое детей. Но это не прекращает распространение порочащих королеву слухов о ее невероятном разврате. За пределами Франции печатаются памфлеты о больших тратах на придворные увеселения, тайных развлечениях в ночном Париже. Особую ярость вызывает «искусственная» деревня в Малом Трианоне. Слухи падают на благодатную почву — экономическое положение Франции ухудшается, королева получает прозвище «мадам Дефицит». Историки предполагают, что, помимо оппозиционеров, в распространении порочащих королеву слухов повинны обиженные ею влиятельные придворные и, прежде всего, граф Прованский, брат короля, будущий Людовик XVIII, которого рождение у королевы наследников лишало надежд занять трон. Заказчиками памфлетов, направленных против королевы, были весьма состоятельные особы, а среди авторов были и такие высокооплачиваемые сочинители, как Бомарше.
В 1785 году престижу королевской семьи был нанесен сильнейший удар. 9 августа у королевы получает аудиенцию ювелир Бомер, который излагает ей историю, известную впоследствии как «дело об ожерелье королевы». Центральным действующим лицом в ней являлась некая Жанна, именовавшая себя графиня Валуа де ла Мотт. Она представляла себя как родственницу королевской семьи и подругу королевы. Сойдясь близко с кардиналом де Роганом, она предложила ему приобрести для королевы уникальное ожерелье, изготовленное ювелирами Бомером и Боссанжем еще для Дюбарри и не раз предлагавшееся ими королеве Марии Антуанетте. Принц крови кардинал де Роган был одно время послом при дворе Марии Терезии, но навлек на себя ее немилость. Мария Антуанетта также не испытывала к нему добрых чувств, а вот Роган мечтал стать ее фаворитом. Для его большей уверенности авантюристка Жанна устраивает ему тайное свидание с актрисой, изображающей королеву и вручает письменный документ с ее подделанной подписью. Кардинал через Жанну начинает выплаты ювелирам, через нее же королеве «передается» колье. Мнимая Валуа присваивает себе и то и другое. Колье она с мужем отправляет в Лондон, где его продают по частям. В эту историю было также замешано еще множество авантюристов, включая Калиостро, через которого была найдена актриса, сыгравшая для кординала роль королевы.
Мария Антуанетта получила письменное изложение истории с колье от ювелиров. Она обратилась к мужу с просьбой защитить ее честь. Главным врагом и виновником она считала Рогана, и находившийся всецело под ее влиянием король отдал приказ об его аресте. Арест принца крови вызвал негодование в парижском обществе. Дело о колье было передано на рассмотрение парижского парламента. Суд полностью оправдал кардинала, Калиостро и мягко отнесся к другим сообщникам. Вся вина была возложена на Жанну. Оправдание кардинала, виновного в том, что он мог предположить, что королева Франции может дать ему тайное свидание, означало приговор легкомысленному поведению Марии Антуанетты. Через несколько недель после приговора Жанна бежала из тюрьмы. Уехав в Лондон, она выпустила там «Мемуары», полные злобных выпадов против королевы. Практически вся страна была убеждена в вине «австриячки». Престиж династии был подорван.
С началом революции, после взятия Бастилии 14 июля 1789 года Мария Антуанетта вела себя гораздо решительнее своего супруга. Она настаивала на вооруженном подавлении восстания. С октября 1789 королева наладила тайную связь с одним из вождей революции, Мирабо. Она же организовала бегство королевской семьи в Варенн 25 июня 1791 года. После его провала Мария Антуанетта пыталась организовать вторжение во Францию войск своего брата, императора Леопольда II Габсбурга. Она мужественно встретила и казнь своего мужа и обвинения в совращении своего девятилетнего сына. 14-15 октября 1793 года состоялся процесс по обвинению «вдовы Капет» в государственной измене. Она была признана виновной и гильотинирована.

Мария Антуанетта. История любви

Мария Антуанетта была младшей дочерью императрицы Марии Терезии и Франца I, правителей Священной Римской империи. Когда девочке исполнилось десять лет, ее отец умер, оставив жене империю и восьмерых детей. Мария Терезия оказалась весьма деловой женщиной, она не только отлично управляла государством, но и устроила своим отпрыскам удачное будущее. Самую блестящую партию австрийская императрица уготовила младшей дочери. Мария Антуанетта была помолвлена с наследником Франции — Людовиком.
Девочку старались воспитывать как будущую королеву. Она ни в чем не знала отказа, училась повелевать и чувствовала себя уверенной среди тысяч направленных на нее глаз. Вместе с тем по характеру Мария Антуанетта росла беззаботной, веселой хохотушкой, не слишком привлекательной, зато очень легкой в общении, с живым ярким темпераментом. Когда Мария Антуанетта собралась отправиться во Францию, ее поддерживала неизменная убежденность, что благодаря своему очарованию она всегда сможет добиться того, что ей нужно.
Одетая в атласные одежды, украшенная драгоценностями невеста покинула отчий дом, чтобы больше уже никогда туда не возвратиться. При прощании мать подарила девушке маленькие золотые часики, которые навсегда остались талисманом Марии Антуанетты. На границе невесту встречал великолепный свадебный поезд во главе с дедом принца, королем — Людовиком XV. Последний, слывший большим знатоком по части слабого пола, остался доволен собственным выбором для внука. Принцесса была само очарование, и она придется ко французскому двору. Но жених Людовик несколько разочаровал Марию Антуанетту. Неуклюжий малый, глуповатый юноша больше всего в жизни интересовался хорошей едой, однако не отказываться же теперь от французского престола, тем более что жених благоговел перед принцессой. Пройдут годы, но Людовик будет так же восхищаться женой, как в тот первый день их знакомства.
Свадьба состоялась 16 мая 1770 года. Украшенный кортеж следовал по улицам Парижа, восторженная толпа горожан кричала здравицы счастливой невесте. Грандиозный фейерверк закончился печально: началось настоящее столпотворение — люди бросились к бесплатным угощениям, в давке многие погибли. Когда мертвые тела отвозили для опознания, по городу поползли зловещие слухи, что кровавое предзнаменование не принесет счастья молодым. Несмотря на трагедию, первые годы жизни Марии Антуанетты в Версальском дворце мало отличались от счастливых праздников детства. Людовик не желал принимать участия в светской жизни, потея и краснея при виде обожаемой жены. Принцесса, не особенно печалясь, собрала подходящий для себя кружок молодых людей, которые обожали проводить ночи напролет в развлечениях. Они играли в карты, танцевали, высмеивали наследника. Особенно шутникам нравилось переводить стрелки часов во дворце, создавая тем самым неразбериху.
В 1774 году Людовик XV умер от оспы. Молодая чета получила всю полноту власти. Новый король по прежнему много ел, по вечерам засыпал в кресле и записывал в дневнике: «Сегодня ничего не случилось», а Мария Антуанетта продолжала поражать парижан своим экстравагантным поведением. Она поменяла свой образ и из разукрашенной дамы превратилась в деревенскую простушку. Новый облик королевы гармонировал с небольшим дворцом загородного типа — Малым Трианоном, где жила королевская чета. Женщины сходили с ума от новой моды, введенной Марией Антуанеттой, давая прекрасные заработки парикмахерам и портным. Мало кто понимал, что соломенная шляпка королевы стоит дороже целого дома рядового горожанина.
В двадцать три года Мария Антуанетта впервые стала матерью, и за шесть последующих лет она родила четверых детей, из которых выжили только двое: Мария Терезия и дофин Людовик. Королева обожала своих малышек, но за государственными делами и развлечениями у неё мало оставалось времени для детей. Впрочем, сами государственные дела составляли подготовку к развлечениям. Королева жила для удовольствий и не скрывала этого. Она тратила королевскую казну на друзей, наряды, выезды и балы. Король, человек смирный и терпеливый, мирился с любыми капризами жены, и когда советники стали настаивать на сокращении «карманных денег» королевы, то Мария Антуанетта добилась их увольнения.
Пока королевская чета спокойно существовала в своем уютном мирке, в стране назревали катастрофические события. Историки находят множество причин, ведущих к социальным потрясениям. Мы не будем описывать нищету простых французов или философские мотивы свободомыслящих, не станем осуждать легкомыслие правящих классов. Скажем только, что Людовик XVI на просьбы снизить налоги отказался даже слушать предложения, назвав их «безумными». Естественно, злоба народа обрушилась на «эту иностранку», все, прежнее преклонение толпы словно переплавилось в ненависть. Теперь вместо восхищённого шёпота девушек на улице то и дело слышались грубые анекдоты про королеву: будто однажды Марии Антуанетте доложили, что рядовым французам нечего есть — нет хлеба. На что королева ответила: «Так пусть едят торты и пирожные».
Мария Антуанетта считала, что у нее есть природное право не обращать внимания на недовольство сограждан. Она сохраняла легкомысленное спокойствие, уверенная, что все это пройдет. Но катастрофа все таки разразилась. 14 июля 1789 года весь мир содрогнулся от кровавых бесчинств в Париже. Неизвестно, чем руководствовалась королева — привязанностью к мужу, долгом, прежней самоуверенностью, но, имея возможность спастись бегством, она предпочла остаться с королем, хотя все приближенные покинули венценосных пленников. 5 октября разъяренная парижская чернь ворвалась в Версаль, и на следующий день королевская семья была привезена под арестом во дворец Тюильри.

Почти два года провели здесь в заточении Людовик и его семья. Вначале с ними обращались лояльно: дети жили с родителями и, наконец, королева получила возможность проводить с ними большую часть времени. 20 июня 1791 года королевская чета предприняла отчаянную попытку спастись бегством, но она закончилась неудачей, что и подтолкнуло революционеров заняться участью арестованных безотлагательно.
Они были переведены в мрачное здание в центре Парижа. Людовик XVI все никак не мог поверить, что подданные могут лишить его трона, и упорно отказывался выполнить требования революционеров. В январе 1793 года начался судебный процесс, который привел короля в недоумение: по приговору его лишали не трона — жизни. Перед смертью Людовик провел последние два часа с семьей, получив столько любви от жены, сколько никогда он не видел раньше. Мария Антуанетта провела ночь без сна, следя по материнским золотым часикам, как время отстукивает последние минуты их царствования. Когда утром над Парижем поплыл звон колоколов, королева поняла, что ее мужа больше нет.
После казни Мария Антуанетта еще какое то время продолжала прежнее существование, но однажды ночью к ней пришли трое мужчин, чтобы увести сына. Королева бросилась к ребенку с криком, что она не отдаст Людовика, пусть лучше сначала убьют ее, но насильники были неумолимы. Через несколько дней Марию Антуанетту перевели в тюрьму Консьержери. В маленькой сырой камере ее ни на минуту не оставляли одну, даже во время утреннего и вечернего туалета, у нее отобрали все вещи, в том числе маленькие золотые часики — ее талисман.
Потекли последние унылые дни в тюрьме. Мария Антуанетта попросила иголки и нитки, чтобы занять себя вышиванием, но и в этой просьбе ей было отказано. Тогда она надергала ниток из обтрепанных занавесок, висевших в камере, и плела что то вроде сетки. Однако дух ее был не до конца сломлен, королеве удавалось вести переписку с французскими эмигрантами, она попыталась подкупить стражу и бежать из тюрьмы. Конвент и Комитет общественного спасения использовали членов королевской семьи как разменную карту, чтобы ликвидировать опасность интервенции — Мария Антуанетта была иностранкой. Некоторое время велись переговоры, но под давлением общественного мнения 16 октября 1793 года суд вынес смертный приговор королеве.
В день казни Мария Антуанетта поднялась очень рано, часов не было, так что она не могла следить за временем. С помощью служанки королева надела белое платье. Охрана следила за каждым ее шагом, осужденная воскликнула: «Во имя Господа и приличия, прошу вас, оставьте меня хотя бы на минуту! » Вошедший в камеру палач отстриг роскошные волосы Марии Антуанетты: это был его трофей. Ее посадили в грязную телегу и повезли по улицам Парижа. Толпа грозно и оскорбительно улюлюкала ей вслед.
Гильотина находилась неподалеку от дворца Тюильри, на площади Революции. Когда Марию Антуанетту подвели к плахе, она неосторожно наступила на ногу палачу. «Простите меня, мсье, я не нарочно ». Это были последние слова французской королевы.

Австрийская эрцгерцогиня

Мария-Антуанетта появилась на свет 2 ноября 1755 года в Вене и была 15 ребенком Марии-Терезии и императора Франца I Лотарингского . Эрцгерцогиня была названа в честь Девы Марии, святого Антония Падуанского, своего старшего брата Йозефа и святого Иоанна. Всех предыдущих своих детей Мария-Терезия произвела на свет без каких-бы то ни было проблем. Во время родов последней дочери возникли серьёзные осложнения, врачи даже опасались за жизнь матери. Тяжёлые роды вкупе со землетрясением в Лиссабоне, которое произошло 1 ноября 1755 и унесло множество жизней, стали трактоваться как плохие знамения для новорожденной. Особенно принимая во внимание тот факт, что крестными родителями Марии-Антуанетты были король и королева Португалии, хотя их представителями были эрцгерцог Йозеф и эрцгерцогиня Мария-Анна.

Детство и юность Марии-Антуанетты прошли при дворе, в основном, во дворце Шёнбрунн , в кругу большой и любящей, однако придерживающейся строгих нравов семьи. Уже начиная с трёх лет она должна была носить корсет, как и остальные члены её семьи женского пола. Воспитание в императорской семье начиналось с самого раннего возраста и базировалось на строгой программе, разработанной Марией-Терезией специально для её детей. Программа занятий включала в себя уроки танцев, посещение театральных представлений, уроки истории, живописи, правописания, изучение теории управления государством, немного математики и иностранных языков. Девочкам также преподавались рукоделие и искусство ведения светской беседы. Несмотря на старания Марии-Терезии современники отмечали, что принцесса не отличалась большой любовью к знаниям. Девочка предпочитала занятиям игры, а мать до определённого момента не обращала внимания на её образование. Мария-Антуанетта плохо писала и по-немецки, и по-французски, её музыкальное образование оставляло желать лучшего (хотя учителем был сам Глюк), знания по истории и географии были самыми поверхностными. По рекомендации епископа Орлеанского в качестве воспитателя ей был назначен аббат Вермон. Находя её обаятельной, обладающей превосходным характером и умением держать себя, Вермон отмечал, что:

У неё больше интеллекта, чем можно было предполагать, но, к сожалению, из-за разбросанности в свои двенадцать лет она не привыкла его концентрировать. Немножко лени и много легкомыслия затрудняют занятия с нею. Шесть недель я преподавал ей основы изящной словесности, она хорошо воспринимает предмет, но мне пока не удалось заставить её глубже заинтересоваться преподанным материалом, хотя я и чувствую что способности к этому у неё имеются. Я понял наконец, что хорошо усваивает она лишь то, что одновременно и развлекает её .

По отзывам лиц, знавших Марию-Антуанетту, она не прочла до конца ни одной книги и всегда избегала серьёзных разговоров.

Дофина Франции

Союз Габсбургов и Бурбонов

Мать призывала Марию-Антуанетту вести «спокойную и непредосудительную жизнь» и «прилагать все усилия на благо государства» и надеялась на продолжение дружественных отношений между Францией и Австрией, залога европейского мира.

Мария-Антуанетта играет на арфе

В окружение Марии-Антуанетты мог попасть лишь тот, кто показал своё умение развлекать её. Те, кто хорошо знал королеву, удивлялись, каких ничтожных людей приблизила она к себе. За редкими исключениями это были интриганы, которые, пользуясь дружбой с королевой, получали выгодные должности, льготы и дорогие подарки для себя и своих родственников. Такой была ближайшая подруга королевы - графиня де Полиньяк , происходившая из обнищавшей аристократической семьи. Взлёт Полиньяков был стремительным. Все его члены заняли выгодные должности при дворе. Ежегодно это семейство из королевской казны получало около полумиллиона ливров . Вскоре королева становится послушным орудием недостойных людей из своего окружения. Вопросы о назначении на любой пост решала только Мария-Антуанетта, за спиной которой стояла Полиньяк.

Но исключения всё-таки были. Например, признанный мастер в искусстве катания на коньках шевалье де Сен-Жорж, который был партнёром Марии-Антуанетты по льду. В модном для высшего общества того времени развлечении - катании на коньках - с королевой Франции не могла сравниться ни одна женщина .

Мария-Антуанетта увлеклась ролью законодательницы мод. Король увеличил её содержание, но средств на оплату нарядов и украшений всё равно не хватало. Мария-Антуанетта, презрев королевский запрет, обратилась к азартным играм. В салон королевы допускались все, кто был в состоянии вести крупную игру, в том числе люди с дурной репутацией. По сообщению Мерси д’Аржанто, в 1778 году королева проиграла 171 344 франка .

Ещё одной дорогой игрушкой для королевы стал Трианон . Мария-Антуанетта сделала его своей резиденцией, куда удалилась от стесняющего её версальского этикета с немногими избранными. И вызвала ненависть тех придворных, которые не были допущены в её общество.

Образ жизни молодой неопытной королевы, часто нарушавшей церемониал версальского двора и с самого начала, в качестве «австриячки», имевшей против себя общественное мнение, давал повод к многочисленным клеветническим измышлениям. История с ожерельем королевы чрезвычайно повредила её репутации и дала повод к самым злостным, охотно принимавшимся на веру, сплетням. Ревностно поддерживая распущенную, жадную и фанатически враждебную реформам придворную партию, Мария-Антуанетта в сильной степени содействовала падению Тюрго и Мальзерба ; она открыто вмешивалась в политику, поддерживая интересы Австрии по поводу событий в Голландии и Баварии.

С самого начала революции королева стала ожесточенным врагом конституционно-демократического режима. При нападении черни на Версаль ( -6 октября 1789 года) жизни её угрожала серьёзная опасность. Когда она переселилась с королем в Тюильри , она старалась побудить его к решительной деятельности и завязала отношения с Мирабо для спасения монархии; но в решительный момент все планы разбились о ненависть и недоверие Марии к вождю конституционной партии. Неудачная попытка бегства 20 июня 1791 года сильно ухудшила положение Марии-Антуанетты и её мужа. Она старалась ускорить австрийско-прусское вторжение , в видах спасения трона и королевской семьи; но на самом деле оно привело к противоположному результату. Когда 10 августа 1792 года тюильрийский дворец был взят, она сохранила спокойствие и достоинство.

Последние дни Марии-Антуанетты

Нападение черни на Тюильри. Мария-Антуанетта защищает своих детей

Через пять месяцев после казни Людовика XVI революционный Комитет общественного спасения принял решение перевести Марию Антуанетту из донжона замка Тампль в камеры башни Консьержери на парижском острове Сите . Принимая это решение, революционный трибунал рассчитывал на то, что австрийское правительство срочно приступит к переговорам об окончании войны. Однако ни Австрия , ни другие европейские державы никак не отреагировали на это. Зато некоторые ярые роялисты стали разрабатывать план вызволения королевы из тюрьмы.

Мария-Антуанетта была доставлена в Консьенжери 2 августа 1793 года и заключена в камеру, выходящую окнами на так называемый Женский двор. Камера была обставлена мебелью весьма скупо: кровать с ложем из ремней, раковина, небольшой столик с ящиком, табурет и два стула. На королеве было траурное платье, и она имела с собой немного белья - белую ночную рубашку, пару батистовых блузок, платки, шёлковые чулки, несколько ночных чепчиков и ленты. На шее у неё висел портрет сына и его локон, спрятанный в детскую перчатку.

Ни пера, ни бумаги у королевы не было, и последние дни она проводила за чтением и молитвами. Два раза в день ей приносили еду: в девять утра - завтрак (кофе или шоколад с булочкой), а в полдень - обед (суп, овощное блюдо, дичь или телятину и десерт). Ужинала Мария-Антуанетта остатками от обеда.

Казнь Марии-Антуанетты

Обычная ширма отделяла королеву от двух приставленных к ней жандармов. Маркиз де Ружвиль строил планы по организации побега королевы: задумано было выкрасть её во время импровизированного мятежа. Чтобы предупредить королеву, маркиз «случайно» обронил футляр от очков, в котором лежала записка с изложением плана. Прочитав записку, Мария-Антуанетта разорвала её на кусочки и нацарапала шпилькой на клочке бумаги: «Доверяюсь вам. Сделаю как вы сказали». Эту записку она дала жандарму с просьбой передать её кому надо, но охранник тут же сообщил своему начальству о готовящемся побеге королевы. После этого были ужесточены условия её содержания в камере и ускорены сроки судебного процесса. 14 сентября её перевели в другую камеру.

Процесс над 37-летней Марией Антуанеттой начался в 8 утра 15 октября 1793 года . Вдову Людовика Капета прозвали «австриячкой» из-за её родственных связей: она была дочерью императрицы Марии-Терезии . Защитником Марии-Антуанетты на процессе выступил Клод Шово-Лагард, а обвинителем - весьма грубый на язык Фукье-Тенвиль . Полемист Жак Эбер обвинил Марию Антуанетту в инцесте , но она не стала отвечать ему. Когда один из судей спросил, почему она не отвечает на предъявленные обвинения, Мария-Антуанетта сказала взволнованным голосом: «Если я не отвечаю, то лишь потому, что сама природа отказывается отвечать на подобные гнусные обвинения в адрес матери. Я призываю всех, кто может, явиться сюда». По залу прокатился ропот, и заседание суда было прервано. А вскоре с показаниями выступил сорок один свидетель. В конце концов королеву обвинили в том, что она поддерживала связи с государствами, враждебными Франции, способствовала победе противника и предала интересы страны.

На следующий день, 16 октября в 4 часа утра, был зачитан единогласно принятый приговор к высшей мере наказания. После чтения приговора палач Шарль Анри Сансон постриг наголо королеву и надел ей оковы на отведённые за спину руки. Мария-Антуанетта в белой пикейной рубашке, с чёрной лентой на запястьях, с платком из белого муслина, наброшенным на плечи, и с чепчиком на голове, в лиловых туфлях, что означало милосердие к народу Франции, села в повозку палача.

В 12 часов 15 минут пополудни королева была обезглавлена на нынешней площади Согласия . В 1815 году её останки перенесены в Сен-Дени . Точное место захоронения в соборе неизвестно.

В литературе и искусстве

Мария-Антуанетта в изобразительном искусстве

Мария-Антуанетта славилась красотой; лучшие портреты принадлежат её подруге, Э. Виже-Лебрен , и Рослену. Известна картина Поля Делароша , изображающая её перед судьями.

Мария-Антуанетта в кино

  • «Мария-Антуанетта», 1938, реж. В. С. Ван Дайк
  • «История с ожерельем» , 2001, реж: Ч. Шайер
  • «Мария-Антуанетта» , 2006, реж. С. Коппола
  • «Мария-Антуанетта», 2006, реж. Ив Симоно, Франсис Леклер
  • «Прощай, моя королева (англ.) русск. », 2012, реж. Бенуа Жако

Мария-Антуанетта в литературе

  • Стефан Цвейг . Мария Антуанетта
  • Кэролли Эриксон. Тайный дневник Марии Антуанетты
  • А. Дюма. Джузеппе Бальзамо. (Записки врача)
  • А. Дюма. Шевалье де Мезон Руж
  • А. Дюма. Ожерелье королевы.
  • А. Дюма. Анж Питу
  • А. Дюма. Графиня де Шарни
  • Виктория Хольт . В ожидании счастья.
  • Виктория Хольт . Исповедь королевы.
  • Виктория Хольт . Мария-Антуанетта.
  • Морис Леблан Полая игла.
  • Эвелин Левер. Мария-Антуанетта.
  • Эдвард Радзинский. Железная маска и граф Сен-Жермен.
  • Шарль Анри Сансон . Записки палача, или политические и исторические тайны.
  • Шанталь Тома. Прощай, моя королева.
  • Генрих Гейне - Мария Антуанетта
  • Антония Фрэзер. Мария Антуанетта. Жизненный путь

Мария-Антуанетта в манге

  • «The Rose of Versailles», манга Риёко Икэды и одноимённое аниме.

Мария-Антуанетта в музыкальном театре

  • Мюзикл «Мария Антуанетта» на музыку Сильвестра Левая и слова Михаэля Кунце (2006 год)

См. также

  • Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные! - легендарная фраза, которая приписывается королеве
  • Принцесса де Ламбаль - подруга королевы

Примечания

Литература

Мария Антуанетта - Великие любовные истории

Гордая австриячка (Мария Антуанетта, королева Франции) (Аль-Рабаки Марина)
Французская королева, жена (с 1770 года) Людовика XVI. Младшая дочь императора Франца I и Марии-Терезии. Казнена в годы Великой французской революции.
Мария Антуанетта
Жертвы бессмысленной человеческой жестокости в истории надолго остаются в памяти людей, словно постоянно напоминая нам о собственном неразумии и несовершенстве. Конечно, в поведении Марии Антуанетты можно найти промахи, которые якобы привели её к гильотине, но они кажутся вовсе несущественными перед роковыми обстоятельствами истории Франции, страны, где молоденькой австрийской принцессе выпало принять корону.

Мария Антуанетта была младшей дочерью императрицы Марии Терезии и Франца I, правителей Священной Римской империи. Когда девочке исполнилось десять лет, её отец умер, оставив жене империю и восьмерых детей. Мария Терезия оказалась весьма деловой женщиной, она не только отлично управляла государством, но и устроила своим отпрыскам удачное будущее. Самую блестящую партию австрийская императрица уготовила младшей дочери. Мария Антуанетта была помолвлена с наследником Франции - Людовиком XVI.

Девочку старались воспитывать как будущую королеву. Она ни в чём не знала отказа, училась повелевать и чувствовала себя уверенной среди тысяч направленных на неё глаз. Вместе с тем по характеру Мария Антуанетта росла беззаботной, весёлой хохотушкой, не слишком привлекательной, зато очень лёгкой в общении, с живым ярким темпераментом.

Поскольку девочка была младшей, то её, конечно, баловали. Когда Мария Антуанетта собралась отправиться во Францию, её, пятнадцатилетнюю, поддерживала неизменная убеждённость, что благодаря своему очарованию она всегда сможет добиться того, что ей нужно.

Итак, одетая в атласные одежды, украшенная драгоценностями невеста покинула отчий дом, чтобы больше уже никогда туда не возвратиться. При прощании мать подарила девушке маленькие золотые часики, которые навсегда остались талисманом Марии Антуанетты. На границе невесту встречал великолепный свадебный поезд во главе с дедом принца, здравствующим королём - Людовиком XV. Последний, слывший большим знатоком по части слабого пола, остался доволен собственным выбором для внука. Принцесса была само очарование, и она, несомненно, придётся ко французскому двору.

Но жених Людовик несколько разочаровал Марию Антуанетту. Неуклюжий малый, глуповатый юноша больше всего в жизни интересовался хорошей едой, однако не отказываться же теперь от французского престола, тем более что жених благоговел перед принцессой. Пройдут годы, но Людовик будет так же восхищаться женой, как в тот первый день их знакомства.

Свадьба состоялась 16 мая 1770 года. Украшенный кортеж следовал по улицам Парижа, восторженная толпа горожан кричала здравицы счастливой невесте. Каждая из девушек хотела бы оказаться на её месте.

Но грандиозный фейерверк закончился печально: началось настоящее столпотворение - люди бросились к бесплатным угощениям, в давке многие погибли. Когда мёртвые тела отвозили для опознания, по городу поползли зловещие слухи, что кровавое предзнаменование не принесёт счастья молодым.

Но, несмотря на трагедию, первые годы жизни Марии Антуанетты в Версальском дворце мало чем отличались от счастливых праздников детства. Людовик не желал принимать участия в светской жизни, потея и краснея при виде обожаемой жены. Принцесса, не особенно печалясь, собрала подходящий для себя кружок молодых людей, которые обожали проводить ночи напролёт в развлечениях. Они играли в карты, танцевали, высмеивали наследника. Особенно шутникам нравилось переводить стрелки часов во дворце, создавая тем самым неразбериху.

Мария-Антуанетта играет на арфе

Мария Антуанетта и Людовик XVI в саду

В 1774 году Людовик XV умер от оспы. Молодая чета получила всю полноту власти, однако это мало изменило их образ жизни. Новый король по прежнему много ел, по вечерам засыпал в кресле и записывал в дневнике: «Сегодня ничего не случилось», а Мария Антуанетта продолжала поражать парижан своим экстравагантным поведением. Она поменяла свой образ и из разукрашенной дамы превратилась в деревенскую простушку. Новый облик королевы гармонировал с небольшим дворцом загородного типа - Малым Трианоном, где жила королевская чета. Женщины сходили с ума от новой моды, введённой Марией Антуанеттой, давая прекрасные заработки парикмахерам и портным. Мало кто понимал, что соломенная шляпка королевы стоит дороже целого дома рядового горожанина.

В двадцать три года Мария Антуанетта впервые стала матерью, и за шесть последующих лет она родила ещё четверых детей, из которых выжили только двое: Мария Терезия и дофин Людовик. Королева обожала своих малышек, но за государственными делами и развлечениями у неё мало оставалось времени для детей.

Впрочем, сами государственные дела составляли подготовку к развлечениям. Королева жила для удовольствий и не скрывала этого. Она тратила королевскую казну на друзей, наряды, выезды и балы. Король, человек смирный и терпеливый, мирился с любыми капризами жены, и когда советники стали настаивать на сокращении «карманных денег» королевы, то Мария Антуанетта добилась их увольнения.

Пока королевская чета спокойно существовала в своём уютном мирке, в стране назревали катастрофические события. Историки находят множество причин, ведущих к социальным потрясениям. Мы не будем описывать нищету простых французов или философские мотивы свободомыслящих, не станем осуждать легкомыслие правящих классов. Скажем только, что Людовик XVI на просьбы снизить налоги отказался даже слушать предложения, назвав их «безумными». Естественно, злоба народа обрушилась на «эту иностранку», все, прежнее преклонение толпы словно переплавилось в ненависть. Теперь вместо восхищённого шёпота девушек на улице то и дело слышались грубые анекдоты про королеву: будто однажды Марии Антуанетте доложили, что рядовым французам нечего есть - нет хлеба. На что королева ответила: «Так пусть едят торты и пирожные».

Мария Антуанетта считала, что у неё есть природное право не обращать внимания на недовольство сограждан. Она сохраняла легкомысленное спокойствие, уверенная, что все это пройдёт. Но катастрофа всё таки разразилась. 14 июля 1789 года весь мир содрогнулся от кровавых бесчинств в Париже - беспечной «столице мира». Неизвестно, чем руководствовалась королева - привязанностью к мужу, долгом, прежней самоуверенностью, но, имея возможность спастись бегством, она предпочла остаться с королём, хотя все приближённые покинули венценосных пленников. 5 октября разъярённая парижская чернь ворвалась в Версаль, и на следующий день королевская семья была привезена под арестом во дворец Тюильри.

Почти два года провели здесь в заточении Людовик и его семья. Вначале с ними обращались лояльно: дети жили с родителями и, наконец, королева получила возможность проводить с ними большую часть времени. 20 июня 1791 года королевская чета предприняла отчаянную попытку спастись бегством, но она закончилась неудачей, что и подтолкнуло революционеров заняться участью арестованных безотлагательно.

Они были переведены в мрачное здание в центре Парижа. Людовик XVI все никак не мог поверить, что подданные могут лишить его трона, и упорно отказывался выполнить требования революционеров. В январе 1793 года начался судебный процесс, который привёл короля в недоумение: по приговору его лишали не трона - жизни. Перед смертью Людовик провёл последние два часа с семьёй, получив столько любви от жены, сколько никогда он не видел раньше. Мария Антуанетта провела ночь без сна, следя по материнским золотым часикам, как время отстукивает последние минуты их царствования. Когда утром над Парижем поплыл звон колоколов, королева поняла, что её мужа больше нет.

После казни Мария Антуанетта ещё какое то время продолжала прежнее существование, но однажды ночью к ней пришли трое мужчин, чтобы увести сына. Королева бросилась к ребёнку с криком, что она не отдаст Людовика, пусть лучше сначала убьют её, но насильники были неумолимы. Несколько недель спустя у Марии Антуанетты забрали и дочь. Посреди одной из ночей стража разбудила Марию Антуанетту и перевела ее в другую тюрьму. Ее дети остались в прежней тюрьме, матери они больше никогда не увидели.

Через несколько дней Марию Антуанетту перевели в тюрьму Консьержери. В маленькой сырой камере её ни на минуту не оставляли одну, даже во время утреннего и вечернего туалета, у неё отобрали все вещи, в том числе маленькие золотые часики - её талисман. Кое как удалось отвоевать гребешок и пудру.

И потекли последние унылые дни в тюрьме. Мария Антуанетта попросила иголки и нитки, чтобы занять себя вышиванием, но и в этой просьбе ей было отказано. Тогда она надёргала ниток из обтрёпанных занавесок, висевших в камере, и плела что то вроде сетки. Однако дух её был не до конца сломлен, королеве удавалось вести переписку с французскими эмигрантами, она попыталась подкупить стражу и бежать из тюрьмы. Конвент и Комитет общественного спасения использовали членов королевской семьи как разменную карту, чтобы ликвидировать опасность интервенции - всё таки Мария Антуанетта была иностранкой. Некоторое время велись переговоры, но под давлением общественного мнения 16 октября 1793 года суд вынес смертный приговор королеве.

В день казни Мария Антуанетта поднялась очень рано, часов не было, так что она не могла следить за временем. С помощью служанки королева надела белое платье. Охрана следила за каждым её шагом, и, наконец, осуждённая воскликнула: «Во имя Господа и приличия, прошу вас, оставьте меня хотя бы на минуту!» Вошедший в камеру палач отстриг роскошные волосы Марии Антуанетты: это был его трофей. Её посадили в грязную телегу и повезли по улицам Парижа. Толпа грозно и оскорбительно улюлюкала ей вслед.

Гильотина находилась неподалёку от дворца Тюильри, на площади Революции. Когда Марию Антуанетту подвели к плахе, она неосторожно наступила на ногу палачу.

«Простите меня, мсье, я не нарочно».

Это были последние слова французской королевы.