В комментариях к предыдущему посту задали несколько вопросов о дочери Марии-Антуанетты, Марии Терезе. Интересно, что дальнейшая судьба ее была связана с Россией.

Принцесса была единственной, кто выжил из тех членов королевской семьи, кто не успел сбежать за границу и был заключен в замок Тампль. Людовик XVI, Мария Антуанетта, мадам Елизавета (сестра короля) сложили голову на плахе. Если я еще могу понять за что казнили королевскую чету, то в случае с мадам Елизаветой пребываю в недоумении. Никто никогда не сказал о ней ни одного дурного слова. Луи-Шарль (ставший после смерти брата дофином, а после гибели отца - королем Людовиком XVII, но так и не взошедший на трон) умер в тюрьме, предположительно от костного туберкулеза. Девочка выжила. Видимо, она была покрепче братьев, а юный возраст помешал республиканцам отправить ее на гильотину. Все-таки, детей старались не убить, а перевоспитать. Другое дело, что понимали под этим словом. Принца, Людовика, научили тачать башмаки, а также пить и сквернословить.
Итак, девочка осталась в живых. Она провела в тюрьме три с половиной года и получила свободу в декабре 1795 года, когда ей было 17 лет. Дело в том, что революционный генерал Дюмурье решил дезертировать и перешел к австрийцам. При этом он прихватил с собой нескольких комиссаров Конвента, в том числе военного министра Бернонвиля и Друэ, того самого, кто узнал короля в Варенне. Видимо, генерал решил, что к бывшим врагам с пустыми руками приходить негоже и хотел таким образом добыть себе немного бонусов. Сначала пленников отправили в тюрьму, а через 2 года обменяли на принцессу.

Мария Тереза Шарлота, герцогиня Ангулемская. Фюгер. После 1795.

10 июня 1799 года Мария Тереза вышла замуж за своего двоюродного брата Луи Антуана, сына графа Артуа. Надо сказать, что у Людовика XVI было два брата: граф Прованский (будущий король Людовик XVIII), лентяй и увалень, и граф Артуа (будущий король Карл X), красавец и бабник. Так вот, в конце XVIII века первый был провозглашен королем, хотя реально на трон он взошел лишь после взятия русскими Парижа в 1814 году. А до этого светлого события он и его двор кочевал из страны в страну. В конце XVIII века он пребывал в России, в Митаве. Там и состоялась свадьба Марии-Терезы и ее кузена, герцога Ангулемского.

Слева изображены (от края к центру):
1. Граф Прованский (старший из братьев Людовика XVI, будущий Людовик XVIII),
2. Луиза Савойская, его супруга,
3. Граф Артуа (младший из братьев Людовика XVI, будущий Карл X),
4. Луи-Антуан де Бурбон, герцог Ангулемский (сын графа Артуа, супруг Марии Терезы),
5. Шарль Фердинанд де Бурбон, герцог Беррийский (второй сын графа Артуа),
6. Мария Тереза Савойская (супруга графа Артуа).

Справа изображены (от края к центру):
1. Людовик XVI,
2. Мария-Антуанетта,
3. Дофин Луи-Шарль,
4. Принцесса Мария Тереза Шарлота.

В центре – король Франции Генрих IV.

Аббат Жоржель посетил Митаву в декабре 1799 года. Вот что они пишет:
«Замок, бывший ранее резиденцией герцогов Курляндских, стоит на краю города на Рижской дороге, на левом берегу речки Гросбах (Большой ручей). Этот замок, окруженный рвом, наполненным водой, представляет большой квадрат с четырьмя фасадами и двором посредине. Он построен по типу современных зданий и имеет очень внушительный вид: часть его, пострадавшая от пожара, выстроена заново. С.-петербургский двор, присоединивший по праву сильного два герцогства - Курляндию и Семигаллию - к своей империи, по-видимому, хочет обратить этот замок в казарму. Внутренние покои велики, обширны и достойны царственной особы: в этот момент замок служил убежищем Людовику XVIII, великодушно предоставленным ему Павлом I, куда он укрылся со всем своим теперешним двором.

"Они вернутся". Анонимная гравюра.

Изображены: принц Конде, граф Прованский, граф Артуа.

Когда мы проезжали через Митаву, в замке находились королева, герцог и герцогиня Ангулемские. При короле состояли его главный духовник, кардинал де Монморанси, камергеры герцоги д"Омон и де Флери, князь де Пиен, сын герцога д"Омона; герцог де Гиш, граф д"Авари - капитаны гвардии; граф Коссе-Бриссак - капитан швейцарской сотни; маркиз де Жокур, маркиз де Лашапель и граф де Сен-Приест, со слугами и ливрейными лакеями. Павел I пожелал, чтобы в Митаве, резиденции короля, находились для его охраны сто гвардейцев из армии Конде: они держат караул только внутри дворца; русскому полку митавского гарнизона поручена внешняя охрана.
Фрейлинами королевы были графиня Тур д"Овернь с дочерью, а маркиз де Несль состоял при ней адъютантом; при герцоге и герцогине Ангулемских состояли герцог и герцогиня де Серан с дочерью графиней Генриеттой де Шуази. Король и королева с придворными обедали в четыре часа.

Король получает от русского императора кроме помещения и отопления двести тысяч рублей ассигнациями ежегодно, что соответствует шестистам тысячам французских ливров. Кроме того он получает восемьдесят четыре тысячи ливров от испанского двора. Королева от того же двора имеет десять тысяч ливров в месяц - она отдает это содержание на общие нужды, оставляя себе по сто луидоров в месяц. Придворные дамы и кавалеры кроме стола, освещения и отопления получают по сто луидоров в год. Таково было в это время положение двора, который до революции играл, благодаря своему великолепию, первую роль в Европе.

После обедни король принял депутацию в зале для аудиенции; его окружили придворные; на лице его отражалось душевное спокойствие; беседа его с двумя депутатами об их семьях и возложенной на них миссии была очень интересна - в ней сквозили добро-га и любезность. Людовик XVIII очень образован и умен; несчастье - хороший учитель, особенно для королей, - лишило его той чопорности, за которую его упрекали в Версале. Он был просто одет и голубую королевскую одежду с красным воротником, в скромную форму, установленную, во избежание излишних расходов, для всего двора. Его величество изволил вспомнить, что он видел меня в Версале; своими вопросами он дал мне смелость рассказать о себе и о ее сиятельстве графине де Марсан, воспитательнице королевских детей, которая поручила мне сообщить его величеству о ее верноподданнических чувствах и о том нетерпении, с каким она ждет момента возвращения его во Францию, которое заставит ее забыть бедствия революции и осуществит желание всех благонамеренных французов.»

Ж.А.Ф.Ансело. посетивший Россию в 1826 году, также интересовался бывшим местопребыванием французского двора в изгнании:
«Я посетил Митаву. Город довольно хорошо построен, но, расположенный среди песков, не радует путешественника ни променадом, ни живописными видами; достойным упоминания я нашел здесь лишь дворец бывших герцогов Курляндских. Этот замок особенно интересен для нас, ибо в нем во дни преследований жили покойный Людовик XVIII и принцы. Именно здесь августейшая дочь несчастного Людовика XVI отдала свою руку герцогу Ангулемскому, предпочтя пышной жизни в эмиграции превратную судьбу своего кузена, такого же изгнанника, как она сама. Я посетил часовню, где эта героическая принцесса поклялась перед Всевышним посвятить свои добродетели, которые могли бы стать украшением какого-либо трона, облегчению страданий изгнанника. Нам показали спальню покойного государя: здесь в январе 1800 года именитым изгнанникам от имени Павла I был зачитан приказ удалиться из российских пределов в течение суток. Не жалуясь, но противопоставляя варварскому приказу отважную покорность, больной монарх, невзирая на холода, отправился на поиски прибежища, где ему было бы позволено приклонить голову. Благородный изгнанник казался особой более царственной, нежели государь, которого страх заставил оскорбить в его госте двойное величие - рождения и несчастья.»

Для любителей нетрадиционных версий событий.
Е.Б.Черняк Пять столетий тайной войны.

Австрийская эрцгерцогиня

Мария-Антуанетта появилась на свет 2 ноября 1755 года в Вене и была 15 ребенком Марии-Терезии и императора Франца I Лотарингского . Эрцгерцогиня была названа в честь Девы Марии, святого Антония Падуанского, своего старшего брата Йозефа и святого Иоанна. Всех предыдущих своих детей Мария-Терезия произвела на свет без каких-бы то ни было проблем. Во время родов последней дочери возникли серьёзные осложнения, врачи даже опасались за жизнь матери. Тяжёлые роды вкупе со землетрясением в Лиссабоне, которое произошло 1 ноября 1755 и унесло множество жизней, стали трактоваться как плохие знамения для новорожденной. Особенно принимая во внимание тот факт, что крестными родителями Марии-Антуанетты были король и королева Португалии, хотя их представителями были эрцгерцог Йозеф и эрцгерцогиня Мария-Анна.

Детство и юность Марии-Антуанетты прошли при дворе, в основном, во дворце Шёнбрунн , в кругу большой и любящей, однако придерживающейся строгих нравов семьи. Уже начиная с трёх лет она должна была носить корсет, как и остальные члены её семьи женского пола. Воспитание в императорской семье начиналось с самого раннего возраста и базировалось на строгой программе, разработанной Марией-Терезией специально для её детей. Программа занятий включала в себя уроки танцев, посещение театральных представлений, уроки истории, живописи, правописания, изучение теории управления государством, немного математики и иностранных языков. Девочкам также преподавались рукоделие и искусство ведения светской беседы. Несмотря на старания Марии-Терезии современники отмечали, что принцесса не отличалась большой любовью к знаниям. Девочка предпочитала занятиям игры, а мать до определённого момента не обращала внимания на её образование. Мария-Антуанетта плохо писала и по-немецки, и по-французски, её музыкальное образование оставляло желать лучшего (хотя учителем был сам Глюк), знания по истории и географии были самыми поверхностными. По рекомендации епископа Орлеанского в качестве воспитателя ей был назначен аббат Вермон. Находя её обаятельной, обладающей превосходным характером и умением держать себя, Вермон отмечал, что:

У неё больше интеллекта, чем можно было предполагать, но, к сожалению, из-за разбросанности в свои двенадцать лет она не привыкла его концентрировать. Немножко лени и много легкомыслия затрудняют занятия с нею. Шесть недель я преподавал ей основы изящной словесности, она хорошо воспринимает предмет, но мне пока не удалось заставить её глубже заинтересоваться преподанным материалом, хотя я и чувствую что способности к этому у неё имеются. Я понял наконец, что хорошо усваивает она лишь то, что одновременно и развлекает её .

По отзывам лиц, знавших Марию-Антуанетту, она не прочла до конца ни одной книги и всегда избегала серьёзных разговоров.

Дофина Франции

Союз Габсбургов и Бурбонов

Мать призывала Марию-Антуанетту вести «спокойную и непредосудительную жизнь» и «прилагать все усилия на благо государства» и надеялась на продолжение дружественных отношений между Францией и Австрией, залога европейского мира.

Мария-Антуанетта играет на арфе

В окружение Марии-Антуанетты мог попасть лишь тот, кто показал своё умение развлекать её. Те, кто хорошо знал королеву, удивлялись, каких ничтожных людей приблизила она к себе. За редкими исключениями это были интриганы, которые, пользуясь дружбой с королевой, получали выгодные должности, льготы и дорогие подарки для себя и своих родственников. Такой была ближайшая подруга королевы - графиня де Полиньяк , происходившая из обнищавшей аристократической семьи. Взлёт Полиньяков был стремительным. Все его члены заняли выгодные должности при дворе. Ежегодно это семейство из королевской казны получало около полумиллиона ливров . Вскоре королева становится послушным орудием недостойных людей из своего окружения. Вопросы о назначении на любой пост решала только Мария-Антуанетта, за спиной которой стояла Полиньяк.

Но исключения всё-таки были. Например, признанный мастер в искусстве катания на коньках шевалье де Сен-Жорж, который был партнёром Марии-Антуанетты по льду. В модном для высшего общества того времени развлечении - катании на коньках - с королевой Франции не могла сравниться ни одна женщина .

Мария-Антуанетта увлеклась ролью законодательницы мод. Король увеличил её содержание, но средств на оплату нарядов и украшений всё равно не хватало. Мария-Антуанетта, презрев королевский запрет, обратилась к азартным играм. В салон королевы допускались все, кто был в состоянии вести крупную игру, в том числе люди с дурной репутацией. По сообщению Мерси д’Аржанто, в 1778 году королева проиграла 171 344 франка .

Ещё одной дорогой игрушкой для королевы стал Трианон . Мария-Антуанетта сделала его своей резиденцией, куда удалилась от стесняющего её версальского этикета с немногими избранными. И вызвала ненависть тех придворных, которые не были допущены в её общество.

Образ жизни молодой неопытной королевы, часто нарушавшей церемониал версальского двора и с самого начала, в качестве «австриячки», имевшей против себя общественное мнение, давал повод к многочисленным клеветническим измышлениям. История с ожерельем королевы чрезвычайно повредила её репутации и дала повод к самым злостным, охотно принимавшимся на веру, сплетням. Ревностно поддерживая распущенную, жадную и фанатически враждебную реформам придворную партию, Мария-Антуанетта в сильной степени содействовала падению Тюрго и Мальзерба ; она открыто вмешивалась в политику, поддерживая интересы Австрии по поводу событий в Голландии и Баварии.

С самого начала революции королева стала ожесточенным врагом конституционно-демократического режима. При нападении черни на Версаль ( -6 октября 1789 года) жизни её угрожала серьёзная опасность. Когда она переселилась с королем в Тюильри , она старалась побудить его к решительной деятельности и завязала отношения с Мирабо для спасения монархии; но в решительный момент все планы разбились о ненависть и недоверие Марии к вождю конституционной партии. Неудачная попытка бегства 20 июня 1791 года сильно ухудшила положение Марии-Антуанетты и её мужа. Она старалась ускорить австрийско-прусское вторжение , в видах спасения трона и королевской семьи; но на самом деле оно привело к противоположному результату. Когда 10 августа 1792 года тюильрийский дворец был взят, она сохранила спокойствие и достоинство.

Последние дни Марии-Антуанетты

Нападение черни на Тюильри. Мария-Антуанетта защищает своих детей

Через пять месяцев после казни Людовика XVI революционный Комитет общественного спасения принял решение перевести Марию Антуанетту из донжона замка Тампль в камеры башни Консьержери на парижском острове Сите . Принимая это решение, революционный трибунал рассчитывал на то, что австрийское правительство срочно приступит к переговорам об окончании войны. Однако ни Австрия , ни другие европейские державы никак не отреагировали на это. Зато некоторые ярые роялисты стали разрабатывать план вызволения королевы из тюрьмы.

Мария-Антуанетта была доставлена в Консьенжери 2 августа 1793 года и заключена в камеру, выходящую окнами на так называемый Женский двор. Камера была обставлена мебелью весьма скупо: кровать с ложем из ремней, раковина, небольшой столик с ящиком, табурет и два стула. На королеве было траурное платье, и она имела с собой немного белья - белую ночную рубашку, пару батистовых блузок, платки, шёлковые чулки, несколько ночных чепчиков и ленты. На шее у неё висел портрет сына и его локон, спрятанный в детскую перчатку.

Ни пера, ни бумаги у королевы не было, и последние дни она проводила за чтением и молитвами. Два раза в день ей приносили еду: в девять утра - завтрак (кофе или шоколад с булочкой), а в полдень - обед (суп, овощное блюдо, дичь или телятину и десерт). Ужинала Мария-Антуанетта остатками от обеда.

Казнь Марии-Антуанетты

Обычная ширма отделяла королеву от двух приставленных к ней жандармов. Маркиз де Ружвиль строил планы по организации побега королевы: задумано было выкрасть её во время импровизированного мятежа. Чтобы предупредить королеву, маркиз «случайно» обронил футляр от очков, в котором лежала записка с изложением плана. Прочитав записку, Мария-Антуанетта разорвала её на кусочки и нацарапала шпилькой на клочке бумаги: «Доверяюсь вам. Сделаю как вы сказали». Эту записку она дала жандарму с просьбой передать её кому надо, но охранник тут же сообщил своему начальству о готовящемся побеге королевы. После этого были ужесточены условия её содержания в камере и ускорены сроки судебного процесса. 14 сентября её перевели в другую камеру.

Процесс над 37-летней Марией Антуанеттой начался в 8 утра 15 октября 1793 года . Вдову Людовика Капета прозвали «австриячкой» из-за её родственных связей: она была дочерью императрицы Марии-Терезии . Защитником Марии-Антуанетты на процессе выступил Клод Шово-Лагард, а обвинителем - весьма грубый на язык Фукье-Тенвиль . Полемист Жак Эбер обвинил Марию Антуанетту в инцесте , но она не стала отвечать ему. Когда один из судей спросил, почему она не отвечает на предъявленные обвинения, Мария-Антуанетта сказала взволнованным голосом: «Если я не отвечаю, то лишь потому, что сама природа отказывается отвечать на подобные гнусные обвинения в адрес матери. Я призываю всех, кто может, явиться сюда». По залу прокатился ропот, и заседание суда было прервано. А вскоре с показаниями выступил сорок один свидетель. В конце концов королеву обвинили в том, что она поддерживала связи с государствами, враждебными Франции, способствовала победе противника и предала интересы страны.

На следующий день, 16 октября в 4 часа утра, был зачитан единогласно принятый приговор к высшей мере наказания. После чтения приговора палач Шарль Анри Сансон постриг наголо королеву и надел ей оковы на отведённые за спину руки. Мария-Антуанетта в белой пикейной рубашке, с чёрной лентой на запястьях, с платком из белого муслина, наброшенным на плечи, и с чепчиком на голове, в лиловых туфлях, что означало милосердие к народу Франции, села в повозку палача.

В 12 часов 15 минут пополудни королева была обезглавлена на нынешней площади Согласия . В 1815 году её останки перенесены в Сен-Дени . Точное место захоронения в соборе неизвестно.

В литературе и искусстве

Мария-Антуанетта в изобразительном искусстве

Мария-Антуанетта славилась красотой; лучшие портреты принадлежат её подруге, Э. Виже-Лебрен , и Рослену. Известна картина Поля Делароша , изображающая её перед судьями.

Мария-Антуанетта в кино

  • «Мария-Антуанетта», 1938, реж. В. С. Ван Дайк
  • «История с ожерельем» , 2001, реж: Ч. Шайер
  • «Мария-Антуанетта» , 2006, реж. С. Коппола
  • «Мария-Антуанетта», 2006, реж. Ив Симоно, Франсис Леклер
  • «Прощай, моя королева (англ.) русск. », 2012, реж. Бенуа Жако

Мария-Антуанетта в литературе

  • Стефан Цвейг . Мария Антуанетта
  • Кэролли Эриксон. Тайный дневник Марии Антуанетты
  • А. Дюма. Джузеппе Бальзамо. (Записки врача)
  • А. Дюма. Шевалье де Мезон Руж
  • А. Дюма. Ожерелье королевы.
  • А. Дюма. Анж Питу
  • А. Дюма. Графиня де Шарни
  • Виктория Хольт . В ожидании счастья.
  • Виктория Хольт . Исповедь королевы.
  • Виктория Хольт . Мария-Антуанетта.
  • Морис Леблан Полая игла.
  • Эвелин Левер. Мария-Антуанетта.
  • Эдвард Радзинский. Железная маска и граф Сен-Жермен.
  • Шарль Анри Сансон . Записки палача, или политические и исторические тайны.
  • Шанталь Тома. Прощай, моя королева.
  • Генрих Гейне - Мария Антуанетта
  • Антония Фрэзер. Мария Антуанетта. Жизненный путь

Мария-Антуанетта в манге

  • «The Rose of Versailles», манга Риёко Икэды и одноимённое аниме.

Мария-Антуанетта в музыкальном театре

  • Мюзикл «Мария Антуанетта» на музыку Сильвестра Левая и слова Михаэля Кунце (2006 год)

См. также

  • Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные! - легендарная фраза, которая приписывается королеве
  • Принцесса де Ламбаль - подруга королевы

Примечания

Литература

Если бы королева Франции Мария-Антуанетта жила в наши дни, ее назвали бы феминисткой. Она отстаивала права женщин теми способами, которые считала нужными, она была законодательницей моды, позволяла себе многое, что дамам воспрещалось (например, азартные игры). Она стала козлом отпущения и подверглась суду во время Великой французской революции. Вначале был казнен ее супруг Людовик Шестнадцатый, через несколько месяцев на эшафот взошла и Мария-Антуанетта. Факты об этой удивительной исторической личности противоречивы, но мы постараемся быть объективными.

От кумира до козла отпущения: Мария-Антуанетта – факты

15-й ребенок австрийских королей

Когда Марию-Антуанетту судили – неоспоримый факт – ей не простили австрийского происхождения и обвинили в заговоре против французского народа. Королева, действительно, была 15-м (!), младшим, ребенком австрийской императрицы (Габсбургская династия) Марии-Терезии и императора Франца Первого. Полное имя эрцгерцогини – Мария Антония Йозефа Иоганна Габсбург-Лотарингская. Кстати, в детстве она встречалась с семилетним вундеркиндом Вольфгангом Амадеем Моцартом.

Брачная ночь через 7 лет

Брак будущего короля Франции Людовика Шестнадцатого и австрийской принцессы был отличным способом укрепить связь между этими двумя странами, только оправившимися после семилетней войны. Свадьба 15-летнего дофина Людовика-Огюста и 14-летней эрцгерцогини состоялась 7 мая 1770-го года.

Хотя эти двое стали супругами столь рано, их сексуальные отношения начались только через семь лет после брака. Людовик был импотентом из-за неприятной болезни, от которой его избавила операция. Он долго не решался сделать обрезание, но, когда все было позади, Мария-Антуанетта, наконец, стала его фактической женой.

Первенец достался монархине тяжело

Первые роды Марии-Антуанетты были очень тяжелыми, конвульсивный припадок затянулся на 12 часов, она лежала в душном помещении в окружении придворных. Когда родился ребенок (дочь Мария Тереза), королева воскликнула: «Бедная девочка, ты не то, чтобы желанна, но не менее дорога мне. Сын был бы собственностью государства, а ты будешь моей». Трогательно.

Ее популярность можно сравнить со славой поп-звезды

Интересный факт: Мария-Антуанетта долгое время была кумиром французского народа, который позже ей жестоко отомстил. Популярность молодой королевы сравнима со славой современных поп-звезд или старлеток. Даже, когда новобрачная только появилась в Париже, ее встречала пятидесятитысячная толпа. К сожалению, около тридцати человек были растоптаны – все хотели подойти к красавице монархине поближе.

Стиль эпохи рококо: прическа в виде фрегата

Как гласят исторические факты, Мария-Антуанетта была законодательницей мод высшего порядка. У нее был личный парикмахер (куафюр) Леонар Отье, который помогал королеве придумывать совершенно сумасшедшие прически. Леонар вскоре стал одним из ее ближайших друзей. Он умел сотворить на голове госпожи настоящие чудеса, бросавшие вызов гравитации. Остается только удивляться, как дамы эпохи рококо могли выдерживать такие «пирамиды»! Некоторые прически Марии-Антуанетты достигали четырех футов (примерно 121 см), в волосы и искусственный шиньон вплетались перья, разные побрякушки. Одна из грандиозных причесок королевы имела форму британского фрегата.

Крылатая фраза принадлежит не ей

Очень важный факт: Мария-Антуанетта никогда не произносила фразу: «Если у них (народа – Ред.) нет хлеба, пусть едят пирожные». Это напраслина, возведенная на королеву, – она была не так жестокосердна и помогала нуждающимся. А крылатая фраза записана философом Руссо еще в то время, когда Мария-Антуанетта была крошкой.

Неправедный суд и общая могила

Едва жена Людовика Шестнадцатого предстала перед судом, ее обвинили во многих вещах, в том числе, в государственной измене и половой распущенности. Самым диким было обвинение в инцесте: прокуроры утверждали, что Мария-Антуанетта состояла в кровосмесительной связи с сыном Луи-Шарлем (которому было всего 8 лет). Мальчика запугали, и он был вынужден соврать.

После того, как Марию-Антуанетту обезглавили, ее тело положили в гроб и бросили в общую могилу за церковью Мадлен. Королева Франции, бывший кумир народа, принцесса Австрии, оказалась в безымянной могиле! Когда произошла реставрация королевской власти, Людовик Семнадцатый велел эксгумировать тело своего брата и невестки. После этого несчастных упокоили вместе с другими членами королевской семьи в базилике Сен-Дени.

Дети: лишь одна дожила до старости

Последний факт о Марии-Антуанетте касается ее детей. Мария Тереза Шарлотта была единственным отпрыском королевы, которая достигла взрослости. Она скончалась в старости – в 72 года. Вторым родился сын Луи Жозеф, умерший семилетним. Третий, Луи-Шарль, сгинул в тюрьме в 10 лет – во время революции, уже после материнской казни. Младшую дочь Софи (София-Елена-Беатрис) убил туберкулез – малышке было всего 11 месяцев. Мария-Антуанетта горько оплакала ее.

Дети Людовик Жозеф (Луи Шарль), дофин Франции
Мария Тереза Французская (Шарлотта) (Madame Royale)
Людовик XVII
София-Елена-Беатрис

Австрийская эрцгерцогиня

Мария-Антуанетта появилась на свет 2 ноября 1755 года в Вене и была 15-м ребёнком Марии-Терезии и императора Франца I Лотарингского . Эрцгерцогиня была названа в честь Девы Марии , святого Антония Падуанского , своего старшего брата Йозефа и Иоанна Крестителя . В семейном кругу она носила имя Антуан или Тония. Всех предыдущих своих детей Мария-Терезия произвела на свет без каких бы то ни было проблем. Во время родов последней дочери возникли серьёзные осложнения, врачи даже опасались за жизнь матери. Тяжёлые роды вкупе с землетрясением в Лиссабоне , которое произошло 1 ноября 1755 и унесло множество жизней, стали трактоваться как плохие знамения для новорожденной. Особенно принимая во внимание тот факт, что крестными родителями Марии-Антуанетты были король и королева Португалии, хотя их представителями были эрцгерцог Йозеф и эрцгерцогиня Мария-Анна .

Детство и юность Марии-Антуанетты прошли при дворе, в основном, во дворце Шёнбрунн , в кругу большой и любящей, однако придерживающейся строгих нравов семьи. Уже начиная с трёх лет она должна была носить корсет , как и остальные члены её семьи женского пола. В детстве у эрцгерцогини были не совсем ровные зубы и приказу Марии-Терезии придворный дантист-фразцуз приготовил для нее коррекционные проволочные насадки. Воспитание в императорской семье начиналось с самого раннего возраста и базировалось на строгой программе, разработанной Марией-Терезией специально для её детей. Программа занятий включала в себя уроки танцев, посещение театральных представлений, уроки истории, живописи, правописания, изучение теории управления государством, немного математики и иностранных языков. Девочкам также преподавались рукоделие и искусство ведения светской беседы. Несмотря на старания педагогов, современники отмечали, что принцесса не отличалась большой любовью к знаниям. Она предпочитала заниматься скорее играючи, а мать до определённого момента не обращала внимания на её образование. Мария-Антуанетта плохо писала и по-немецки, и по-французски, её музыкальное образование оставляло желать лучшего, но музыку она любила, играла на арфе и клавесине, флейте, неплохо пела (её учителем музыки был Глюк ). Знания по истории и географии были немного поверхностными. Некоторое время искусство танца Мария-Антуанетта изучала у знаменитого реформатора балета, Жана-Жоржа Новера . Танцевать и радоваться жизни ей нравилось всегда.

По рекомендации епископа Орлеанского в качестве воспитателя ей был назначен аббат Вермон . Находя её обаятельной, обладающей превосходным характером и умением держать себя, Вермон отмечал, что:

У неё больше интеллекта, чем можно было предполагать, но, к сожалению, из-за разбросанности в свои двенадцать лет она не привыкла его концентрировать. Немножко лени и много легкомыслия затрудняют занятия с нею. Шесть недель я преподавал ей основы изящной словесности, она хорошо воспринимает предмет, но мне пока не удалось заставить её глубже заинтересоваться преподанным материалом, хотя я и чувствую, что способности к этому у неё имеются. Я понял, наконец, что хорошо усваивает она лишь то, что одновременно и развлекает её .

По отзывам лиц, знавших Марию-Антуанетту, она не прочла до конца, наверное, ни одной книги и старалась избегать серьёзных разговоров.

Видео по теме

Дофина Франции

Союз Габсбургов и Бурбонов

В отличие от успешного претворения своих планов по женитьбе своих сыновей, Мария-Терезия столкнулась с многочисленными проблемами при устройстве браков своих дочерей. Старшая дочь, эрцгерцогиня Мария-Анна, из-за слабого здоровья осталась не замужем. Планы по заключению брачного союза между миловидной эрцгерцогиней Марией-Елизаветой Австрийской и королём Франции Людовиком XV расстроились из-за болезни эрцгерцогини оспой . В то время, как эрцгерцогиня Мария-Кристина Австрийская смогла выбрать себе супруга, герцога Альберта Саксен-Тешенского , по своему желанию, эрцгерцогиня Мария-Амалия Австрийская была выдана замуж против её воли за Фердинанда I Бурбон-Пармского . Эрцгерцогини Иоанна-Габриелла и Мария-Йозефа умерли от оспы, таким образом эрцгерцогиня Мария-Каролина Австрийская заняла место невесты Фердинанда I, короля Обеих Сицилий .

Бракосочетание Людовика и Марии-Антуанетты

Заключение брака между австрийской эрцгерцогиней Марией-Антуанеттой и дофином Франции должно было стать последним и самым грандиозным брачным союзом между династиями Бурбонов и Габсбургов, а также скрепить мир между Францией и Австрией. Мария-Терезия настойчиво добивалась от французского короля официального предложения. Оно было получено в 1769 году . После подписания брачного договора обнаружились значительные пробелы в общих знаниях Марии-Антуанетты и недостаточное владение ею французским языком. Императрицей были приглашены воспитатели, преподаватели танцев и иностранных языков, которые в кратчайшие сроки должны были подготовить юную эрцгерцогиню к исполнению её обязанностей в качестве будущей королевы Франции. С этого момента и до самого отъезда Мария-Антуанетта спала в покоях своей матери.

19 апреля 1770 года состоялось бракосочетание по доверенности, где жениха представлял эрцгерцог Фердинанд. 21 апреля Мария-Антуанетта, в возрасте 14 лет, навсегда покидает Вену. 7 мая прошла церемония «передачи» на «нейтральной» территории, на безлюдном рейнском островке, вблизи Страсбурга. По правилам ритуала девушка должна была расстаться со своими австрийскими друзьями и знакомыми, которые её сопровождали, а также полностью раздеться. Это означало, что она оставляет всё, что принадлежало чужеземному двору и государству, чтобы стать дофиной Франции. Её одели во все французское, и с этого дня австрийская эрцгерцогиня Мария-Антония стала дофиной Франции Марией-Антуанеттой. Королевская семья встретила Марию-Антуанетту в Компьенском лесу .

Мать призывала Марию-Антуанетту вести «спокойную и непредосудительную жизнь» и «прилагать все усилия на благо государства» и надеялась на продолжение дружественных отношений между Францией и Австрией, залога европейского мира, но характер молодой, свободолюбивой женщины не давал ей смириться с "золотой клеткой", муж же, за редким исключением, пресекал ее попытки вмешания в государственные дела, считая их только своим поприщем.

В окружение Марии-Антуанетты мог попасть лишь тот, кто показал своё умение развлекать её. Королева желала веселиться, чтобы забыться. Клоака версальского двора с ее интригами, распущенностью и нравственным беспределом чрезвычайно давили на нее, воспитанную в строгих традициях австрийского императорского дома. Те, кто хорошо знал монархиню, ее тонкий вкус и чувство гармонии, удивлялись, каких ничтожных людей она приблизила к себе. За редкими исключениями, это были лицемерные льстецы и интриганы, которые, пользуясь дружбой с ней, получали выгодные должности, льготы и дорогие подарки для себя и своих родственников. Возможно, такой была и ближайшая подруга Марии Антуанетты - графиня де Полиньяк , происходившая из обнищавшей аристократической семьи, которая же, наряду с принцессой де Ламбаль,тем не менее, оставалась верной своей венценосной подруге до самого конца. Взлёт семейства Полиньяков был стремительным. Его члены заняли выгодные должности при дворе. Ежегодно это семейство из королевской казны получало около полумиллиона ливров . Вскоре, доверяя своим " друзьям", королева становится послушным орудием этих недостойных людей из своего окружения. Но счастливые исключения в нем всё-таки были. Например, признанный мастер в искусстве катания на коньках шевалье де Сен-Жорж, который был партнёром королевы на льду. В модном для высшего общества того времени развлечении - катании на коньках - с королевой Франции не могла сравниться ни одна женщина .

Мария-Антуанетта увлеклась ролью законодательницы мод. Король увеличил её содержание, но средств на оплату нарядов и украшений всё равно не хватало. Королева обратилась к азартным играм. В салон допускались все, кто был в состоянии вести крупную игру, в том числе люди с дурной репутацией. Тем не менее, она и не подозревала, что в ее салоне ведется нечистая игра. По сообщению Мерси д’Аржанто, в 1778 году королева проиграла 171 344 франка .

Ещё одной дорогой игрушкой для нее стал Трианон . Мария-Антуанетта сделала его своей резиденцией, куда удалилась от душившего ее версальского этикета с немногими избранными. И вызвала ненависть тех придворных, которые не были допущены в её общество.

С начала революции Мария Антуанетта становится противником конституционно-демократического режима. При нападении черни на Версаль ( -6 октября 1789 года) жизни её угрожала серьёзная опасность. Когда королевская семья переселилась в Тюильри , стараясь побудить мужа к решительной деятельности, она завязала переписку с Мирабо для спасения монархии; но в решительный момент все планы разбились о недоверие к вождю одной их конституционных партий, которого революционисты впоследствии устранили, уличив в измене. Неудачная попытка бегства 20 июня 1791 года сильно ухудшила положение монархов, которые к тому времени уже были сильно ограничены в действиях. По предложению своих друзей, королева старалась ускорить австрийско-прусское вторжение , для спасения трона и семьи; но это привело к противоположному результату. Когда 10 августа 1792 года тюильрийский дворец был взят, она сохранила спокойствие и достоинство, равно, как и в Варенне, при неудавшейся попытке покинуть пределы страны в июне 1791.

Последние дни Марии-Антуанетты

В 12 часов 15 минут королева была обезглавлена на нынешней площади Согласия . В 1815 году по приказу Карла Десятого (граф д’Артуа) её останки были перенесены в Сен-Дени . Сейчас точное место захоронения в соборе неизвестно.

В литературе и искусстве

Мария-Антуанетта в изобразительном искусстве

Мария-Антуанетта славилась красотой; лучшие портреты принадлежат её подруге, Э. Виже-Лебрен , и Рослену. Известна картина Поля Делароша , изображающая её перед судьями.

Мария-Антуанетта в кино и мультипликации

  • «Мария-Антуанетта », 1938, США, реж. В. С. Ван Дайк Норма Ширер .
  • «Мария-Антуанетта - королева Франции », 1956, Франция-Италия, реж. Жан Деланнуа , в роли королевы Марии-Антуанетты - Мишель Морган .
  • «Джон Пол Джонс » ()
  • «Мария-Антуанетта », 1975, Франция, 4-серийный мини-сериал, реж. Ги-Андре Лефранк, в роли королевы Марии-Антуанетты - Женевьева Казиль .
  • «Леди Оскар» , 1979, Франция-Япония, реж. Жак Деми, снят по сюжету манги Риёко Икэды «Роза Версаля», в роли Марии-Антуанетты - Кристин Бом.
  • «Австрийка », 1989, реж: Гранье-Дефер, Пьер .
  • «История с ожерельем» , 2001, реж: Ч. Шайер.
  • «Мария-Антуанетта» , 2006, реж. С. Коппола , в роли королевы Марии-Антуанетты - Кирстен Данст .
  • «Мария-Антуанетта. Подлинная история» , 2006, Канада-Франция, реж. Франсис Леклер, Ив Симоно, в роли королевы Марии-Антуанетты -
Мария Антуанетта - Великие любовные истории

Гордая австриячка (Мария Антуанетта, королева Франции) (Аль-Рабаки Марина)
Французская королева, жена (с 1770 года) Людовика XVI. Младшая дочь императора Франца I и Марии-Терезии. Казнена в годы Великой французской революции.
Мария Антуанетта
Жертвы бессмысленной человеческой жестокости в истории надолго остаются в памяти людей, словно постоянно напоминая нам о собственном неразумии и несовершенстве. Конечно, в поведении Марии Антуанетты можно найти промахи, которые якобы привели её к гильотине, но они кажутся вовсе несущественными перед роковыми обстоятельствами истории Франции, страны, где молоденькой австрийской принцессе выпало принять корону.

Мария Антуанетта была младшей дочерью императрицы Марии Терезии и Франца I, правителей Священной Римской империи. Когда девочке исполнилось десять лет, её отец умер, оставив жене империю и восьмерых детей. Мария Терезия оказалась весьма деловой женщиной, она не только отлично управляла государством, но и устроила своим отпрыскам удачное будущее. Самую блестящую партию австрийская императрица уготовила младшей дочери. Мария Антуанетта была помолвлена с наследником Франции - Людовиком XVI.

Девочку старались воспитывать как будущую королеву. Она ни в чём не знала отказа, училась повелевать и чувствовала себя уверенной среди тысяч направленных на неё глаз. Вместе с тем по характеру Мария Антуанетта росла беззаботной, весёлой хохотушкой, не слишком привлекательной, зато очень лёгкой в общении, с живым ярким темпераментом.

Поскольку девочка была младшей, то её, конечно, баловали. Когда Мария Антуанетта собралась отправиться во Францию, её, пятнадцатилетнюю, поддерживала неизменная убеждённость, что благодаря своему очарованию она всегда сможет добиться того, что ей нужно.

Итак, одетая в атласные одежды, украшенная драгоценностями невеста покинула отчий дом, чтобы больше уже никогда туда не возвратиться. При прощании мать подарила девушке маленькие золотые часики, которые навсегда остались талисманом Марии Антуанетты. На границе невесту встречал великолепный свадебный поезд во главе с дедом принца, здравствующим королём - Людовиком XV. Последний, слывший большим знатоком по части слабого пола, остался доволен собственным выбором для внука. Принцесса была само очарование, и она, несомненно, придётся ко французскому двору.

Но жених Людовик несколько разочаровал Марию Антуанетту. Неуклюжий малый, глуповатый юноша больше всего в жизни интересовался хорошей едой, однако не отказываться же теперь от французского престола, тем более что жених благоговел перед принцессой. Пройдут годы, но Людовик будет так же восхищаться женой, как в тот первый день их знакомства.

Свадьба состоялась 16 мая 1770 года. Украшенный кортеж следовал по улицам Парижа, восторженная толпа горожан кричала здравицы счастливой невесте. Каждая из девушек хотела бы оказаться на её месте.

Но грандиозный фейерверк закончился печально: началось настоящее столпотворение - люди бросились к бесплатным угощениям, в давке многие погибли. Когда мёртвые тела отвозили для опознания, по городу поползли зловещие слухи, что кровавое предзнаменование не принесёт счастья молодым.

Но, несмотря на трагедию, первые годы жизни Марии Антуанетты в Версальском дворце мало чем отличались от счастливых праздников детства. Людовик не желал принимать участия в светской жизни, потея и краснея при виде обожаемой жены. Принцесса, не особенно печалясь, собрала подходящий для себя кружок молодых людей, которые обожали проводить ночи напролёт в развлечениях. Они играли в карты, танцевали, высмеивали наследника. Особенно шутникам нравилось переводить стрелки часов во дворце, создавая тем самым неразбериху.

Мария-Антуанетта играет на арфе

Мария Антуанетта и Людовик XVI в саду

В 1774 году Людовик XV умер от оспы. Молодая чета получила всю полноту власти, однако это мало изменило их образ жизни. Новый король по прежнему много ел, по вечерам засыпал в кресле и записывал в дневнике: «Сегодня ничего не случилось», а Мария Антуанетта продолжала поражать парижан своим экстравагантным поведением. Она поменяла свой образ и из разукрашенной дамы превратилась в деревенскую простушку. Новый облик королевы гармонировал с небольшим дворцом загородного типа - Малым Трианоном, где жила королевская чета. Женщины сходили с ума от новой моды, введённой Марией Антуанеттой, давая прекрасные заработки парикмахерам и портным. Мало кто понимал, что соломенная шляпка королевы стоит дороже целого дома рядового горожанина.

В двадцать три года Мария Антуанетта впервые стала матерью, и за шесть последующих лет она родила ещё четверых детей, из которых выжили только двое: Мария Терезия и дофин Людовик. Королева обожала своих малышек, но за государственными делами и развлечениями у неё мало оставалось времени для детей.

Впрочем, сами государственные дела составляли подготовку к развлечениям. Королева жила для удовольствий и не скрывала этого. Она тратила королевскую казну на друзей, наряды, выезды и балы. Король, человек смирный и терпеливый, мирился с любыми капризами жены, и когда советники стали настаивать на сокращении «карманных денег» королевы, то Мария Антуанетта добилась их увольнения.

Пока королевская чета спокойно существовала в своём уютном мирке, в стране назревали катастрофические события. Историки находят множество причин, ведущих к социальным потрясениям. Мы не будем описывать нищету простых французов или философские мотивы свободомыслящих, не станем осуждать легкомыслие правящих классов. Скажем только, что Людовик XVI на просьбы снизить налоги отказался даже слушать предложения, назвав их «безумными». Естественно, злоба народа обрушилась на «эту иностранку», все, прежнее преклонение толпы словно переплавилось в ненависть. Теперь вместо восхищённого шёпота девушек на улице то и дело слышались грубые анекдоты про королеву: будто однажды Марии Антуанетте доложили, что рядовым французам нечего есть - нет хлеба. На что королева ответила: «Так пусть едят торты и пирожные».

Мария Антуанетта считала, что у неё есть природное право не обращать внимания на недовольство сограждан. Она сохраняла легкомысленное спокойствие, уверенная, что все это пройдёт. Но катастрофа всё таки разразилась. 14 июля 1789 года весь мир содрогнулся от кровавых бесчинств в Париже - беспечной «столице мира». Неизвестно, чем руководствовалась королева - привязанностью к мужу, долгом, прежней самоуверенностью, но, имея возможность спастись бегством, она предпочла остаться с королём, хотя все приближённые покинули венценосных пленников. 5 октября разъярённая парижская чернь ворвалась в Версаль, и на следующий день королевская семья была привезена под арестом во дворец Тюильри.

Почти два года провели здесь в заточении Людовик и его семья. Вначале с ними обращались лояльно: дети жили с родителями и, наконец, королева получила возможность проводить с ними большую часть времени. 20 июня 1791 года королевская чета предприняла отчаянную попытку спастись бегством, но она закончилась неудачей, что и подтолкнуло революционеров заняться участью арестованных безотлагательно.

Они были переведены в мрачное здание в центре Парижа. Людовик XVI все никак не мог поверить, что подданные могут лишить его трона, и упорно отказывался выполнить требования революционеров. В январе 1793 года начался судебный процесс, который привёл короля в недоумение: по приговору его лишали не трона - жизни. Перед смертью Людовик провёл последние два часа с семьёй, получив столько любви от жены, сколько никогда он не видел раньше. Мария Антуанетта провела ночь без сна, следя по материнским золотым часикам, как время отстукивает последние минуты их царствования. Когда утром над Парижем поплыл звон колоколов, королева поняла, что её мужа больше нет.

После казни Мария Антуанетта ещё какое то время продолжала прежнее существование, но однажды ночью к ней пришли трое мужчин, чтобы увести сына. Королева бросилась к ребёнку с криком, что она не отдаст Людовика, пусть лучше сначала убьют её, но насильники были неумолимы. Несколько недель спустя у Марии Антуанетты забрали и дочь. Посреди одной из ночей стража разбудила Марию Антуанетту и перевела ее в другую тюрьму. Ее дети остались в прежней тюрьме, матери они больше никогда не увидели.

Через несколько дней Марию Антуанетту перевели в тюрьму Консьержери. В маленькой сырой камере её ни на минуту не оставляли одну, даже во время утреннего и вечернего туалета, у неё отобрали все вещи, в том числе маленькие золотые часики - её талисман. Кое как удалось отвоевать гребешок и пудру.

И потекли последние унылые дни в тюрьме. Мария Антуанетта попросила иголки и нитки, чтобы занять себя вышиванием, но и в этой просьбе ей было отказано. Тогда она надёргала ниток из обтрёпанных занавесок, висевших в камере, и плела что то вроде сетки. Однако дух её был не до конца сломлен, королеве удавалось вести переписку с французскими эмигрантами, она попыталась подкупить стражу и бежать из тюрьмы. Конвент и Комитет общественного спасения использовали членов королевской семьи как разменную карту, чтобы ликвидировать опасность интервенции - всё таки Мария Антуанетта была иностранкой. Некоторое время велись переговоры, но под давлением общественного мнения 16 октября 1793 года суд вынес смертный приговор королеве.

В день казни Мария Антуанетта поднялась очень рано, часов не было, так что она не могла следить за временем. С помощью служанки королева надела белое платье. Охрана следила за каждым её шагом, и, наконец, осуждённая воскликнула: «Во имя Господа и приличия, прошу вас, оставьте меня хотя бы на минуту!» Вошедший в камеру палач отстриг роскошные волосы Марии Антуанетты: это был его трофей. Её посадили в грязную телегу и повезли по улицам Парижа. Толпа грозно и оскорбительно улюлюкала ей вслед.

Гильотина находилась неподалёку от дворца Тюильри, на площади Революции. Когда Марию Антуанетту подвели к плахе, она неосторожно наступила на ногу палачу.

«Простите меня, мсье, я не нарочно».

Это были последние слова французской королевы.