Храброе сердце.


Как Володя Дубинин

сражался за Керчь

Юный герой спас от гибели партизанский отряд, укрывшийся в каменоломнях.

Морская душа

В годы Великой Отечественной войны город Керчь стал ареной жестоких и кровопролитных боёв. Линия фронта проходила через него четырежды, а сражения были настолько ожесточёнными, что в городе уцелело менее 15 процентов зданий.

Героев в боях за Керчь было немало, но город до сих пор помнит самого младшего из них — 14-летнего Володю Дубинина.

Володя родился 29 августа 1927 года в семье Никифора Семёновича и Евдокии Тимофеевны Дубининых. Отец Володи, Никифор Дубинин, в годы Гражданской войны воевал против белых в партизанском отряде, позже стал моряком. Работал и на Чёрном море, и в Заполярье, так что семья успела попутешествовать по стране.

Володя рос подвижным, любознательным, немного хулиганистым парнем. Любил читать, увлекался авиамоделизмом, фотографией…

Когда началась война, Никифора Дубинина призвали в армию. Евдокия Тимофеевна с Володей и его сестрой перебралась к родне, в район Старый Карантин.

Чем ближе наступавшие гитлеровцы были к Керчи, тем активнее руководство города готовилось к партизанской войне в случае его оккупации. Базами партизанских отрядов должны были стать Аджимушкайские и Старокарантинские каменоломни, которые представляли собой настоящие крепости.

Неуловимые разведчики

Володя с приятелями узнали про партизанский отряд в Старокарантинских каменоломнях. Мальчишки стали просить взрослых взять их в партизаны. После некоторого колебания командир

отряда Александр Зябрев дал добро. Мальчишки, способные выйти из каменоломен сквозь узкие расщелины, были незаменимы в качестве разведчиков.

Как-то дома Володя нашёл медаль «За трудовую доблесть» и прикрепил её себе на рубашку, заметив: «Красиво». Сестра Валя, которая была старше Володи на два года, урезонила:

Но это ведь не твоя награда. Такую медаль надо заслужить. А ты ещё маленький!

Володя покраснел, снял медаль и ответил:

Вот увидишь, каким я стану.

После оккупации Керчи Володя ушёл с отрядом в каменоломни.

Партизаны в каменоломнях Старого Карантина очень скоро начали беспокоить немецкое командование. Однако выбить их оттуда гитлеровцы не могли. Тогда они приступили к осаде, заблокировав все выходы и старательно заливая цементом щели.

Вот тут-то и пригодились мальчишки. Володя Дубинин, Ваня Гриценко, Толя Королёв выходили из каменоломен там, где не могли выбраться взрослые, и приносили ценные сведения о противнике.

Когда гитлеровцы заблокировали все крупные лазы, в оставшиеся мог пролезть только маленький и юркий Володя. Тогда другие мальчишки стали работать как «группа прикрытия» — они отвлекали блокировавших входы солдат, давая возможность выбраться наружу. Также в условленное время ребята встречали возвращавшегося из разведки Володю.

Наперегонки со смертью

Володя и другие ребята занимались не только разведкой. Во время боёв они подносили боеприпасы, оказывали помощь раненым, выполняли другие поручения командира.

В декабре 1941 года гитлеровцы приняли решение затопить Старокарантинские каменоломни и покончить с партизанами. Находившийся в разведке Володя узнал об этом, когда до начала карательной акции оставалось всего несколько часов.

Рискуя жизнью, днём, практически на виду у немецких патрулей, Володя сумел проникнуть

В катакомбы и предупредить партизан об опасности. Командир поднял отряд по тревоге, и люди начали спешно сооружать плотины, дабы помешать планам фашистов.

Это был бег наперегонки со смертью. В какой-то момент вода в каменоломнях поднялась почти до пояса. Тем не менее за двое суток партизанам удалось создать систему плотин, не давшую гитлеровцам погубить отряд.

В спасении партизан главную роль сыграл разведчик Володя Дубинин.

Герой навсегда

В канун нового, 1942 года командование поставило задачу разведчику Дубинину добраться до Аджимушкайских каменоломен и связаться с базировавшимся там партизанским отрядом.

Но, когда Володя отправился выполнять приказ, наткнулся на… советских солдат. Это были бойцы морского десанта, которые в ходе Керченско-Феодосийской операции освободили Керчь.

Радости Володи и его боевых товарищей не было предела. Но гитлеровцы окружили Старокарантинские каменоломни сетью минных полей, и партизаны не могли покинуть их. Выйти там, где выходил Володя, взрослые физически не могли.

И тогда Володя вызвался быть проводником у сапёров. Первый день разминирования прошёл успешно, но 4 января 1942 года около 10 утра у входа в каменоломни прогремел мощный взрыв. На мине подорвались четыре сапёра и Володя Дубинин.

Погибших сапёров и Володю похоронили в братской партизанской могиле в Молодёжном парке Керчи.

Посмертно Владимир Никифорович Дубинин был награждён орденом Красного Знамени.

Городу Керчи ещё предстояли яростные бои, вторая оккупация и долгожданное окончательное освобождение 11 апреля 1944 года.

В 1973 году Керчи было присвоено звание «Город-герой».

В сражениях за Керчь мужество и героизм проявили тысячи советских воинов, но подвиг Володи Дубинина не затерялся среди них.

Его именем названа одна из улиц родного города, а в 1964 году на ней

был открыт памятник Володе.

В 1949 году писатели Лев Кассиль и Макс Поляновский выпустили книгу «Улица младшего сына», посвящённую Володе Дубинину. С этого момента юный партизан обрёл всесоюзную славу.

Спустя десятилетия, в годы перестройки, некоторым покажется, что эта слава незаслуженна, словно та медаль, которую маленький Володя прикрепил себе на рубашку.

Но история сама всё расставила по местам. Подвиг Володи Дубинина и память о нём по-прежнему живы.

Андрей Сидорчик

До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, но после смерти Ленина Всесоюзной организации дали имя вождя. Принято считать, что у истоков советского пионерского движения стояла Надежда Крупская, и это действительно так, но большую роль сыграл также советский педагог Иннокентий Жуков.

Он был идеологом скаутизма, и во многом благодаря ему пионерская организация переняла так много от бойскаутов. Например, была позаимствована структура движения и игровой метод воспитания детей. Именно Жуков предложил девиз «Будь готов!», который стал приветствием каждого советского пионера. Сама Крупская была не в восторге от скаутского движения, считая его частью капиталистического строя.

«Бойскаутизм является в руках буржуазии средством пропитать подрастающую молодежь чувствами патриотизма, религиозными настроениями, чувствами покорности перед королем, родителями, хозяевами.

Пункт 2 «закона скаутов... гласит: «Скаут верен королю, начальникам, родителям, своей родине и своим хозяевам. Он должен стоять за них при всяких обстоятельствах против любого из их врагов и даже против того, кто дурно о них отзывается», — писала жена Ленина в своей брошюре «Бойскаутизм и РКСМ» от 1922 года.

Несмотря на это, Крупская признавала, что бойскаутское движение очень эффективно воспитывает детей в нужном государству духе, и предлагала перенять некоторые методы воспитания.

«Имеет значение и то, что от бойскаута при поступлении требуется известная подготовка, хотя крайне незначительная и элементарная. Это является как бы символом того, что принятие в бойскауты надо заслужить. Мне кажется, что РКСМ следовало бы внести в свой устав, что в члены РКСМ могут быть приняты только те юноши и девушки, которые, скажем,

1) докажут свое знакомство с целями РКСМ, 2) знают содержание двух-трех определенных книжек, 3) принимали участие в «субботниках молодежи» в течение, скажем, 5 раз и т. д.

Вступление следует обставлять тоже известной торжественностью. Принимать в РКСМ на торжественном заседании ячейки или комитета, начинающемся пением «Интернационала», на котором делается, скажем, общий отчет о деятельности союза и пр.».

Партия последовала этому совету, и принятие в пионеры с тех пор стало одним из самых торжественных и волнующих событий в жизни десятилетних мальчишек и девчонок по всему Советскому Союзу.

РИА «Новости» Надежда Крупская среди пионеров, 1927 год

С начала 1930-х годов пионерские объединения стали создаваться на базах школ: отряды состояли из школьных классов, внутри могли образовываться отдельные звенья, пионерской дружиной становилась целая школа. Кстати, институт пионерских вожатых тоже позаимствовали у скаутского движения.

До пионерии в царской России тоже существовало детское движение скаутинга. В 1909 году полковник Олег Пантюхов создал в Павловске под Петербургом скаутский патруль «Бобры». Интерес к таким объединениям быстро возрос, так что к 1917 году в России насчитывалось около 50 тыс. скаутов в 142 городах. В такие отряды вступали дети любого общественного положения и вероисповедания начиная с 12 лет. Интересно, что эти отряды также сделали своим главным девизом призыв «Будь готов!».

Значок пионеров — красная звезда на фоне костра — тоже преемник символа скаутов.

Три лепестка лилии, которые обозначали долг перед собой, перед ближними и перед Богом, заменили три языка пламени.

Знаменитые посиделки у костра тоже впервые придумали не пионеры. Кстати, первый пионерский костер был проведен еще до создания официального пионерского движения в Союзе: он прошел 7 мая 1922 года в сокольническом лесу в Москве, и на него собрались дети из тогда еще экспериментальных пионерских объединений столицы.

Юрий Абрамочкин/РИА «Новости» Пионеры у вечернего костра в пионерском лагере для детей работников Слюдянского рудоправления, 1961 год

Наконец, обязательный и самый узнаваемый символ пионеров, красный галстук, тоже переняли у мирового детского движения, правда, у скаутов цвет мог различаться в зависимости от страны или организации.

Галстук пионера был не просто тряпочкой на шее. Считалось, что это — частица революционного Красного знамени, соответственно, для пионера беречь честь пионерского галстука значило хранить честь Красного знамени. Так детей готовили к ответственности и вступлению в комсомол. Была введена преемственность: октябрята — пионерия — комсомол, — с 7 лет у советского ребенка была заранее подготовленная карьерная лестница.

В 1957 году был принят новый свод пионерских законов. Вместе с ними были прописаны обычаи пионеров, в них говорилось не только об общественном долге, но и о привычках, которые выдают настоящего пионера. Среди них, в частности, «пионер не валяется в постели утром, а поднимается сразу, как ванька-встанька»;

«пионеры стелют постели своими, а не чужими руками»; «пионеры моются тщательно, не забывая мыть шею и уши, чистят зубы и помнят, что зубы — друзья желудка».

Среди других законов были следующие: «пионер — всем ребятам пример»; «пионеры точны и аккуратны»; «пионеры стоят и сидят прямо, не горбясь»; «пионеры не боятся предлагать свои услуги людям»; «пионеры не курят; курящий пионер уже не пионер»; «пьяный пионер позорит дружину». Также обязательным считалось, что «пионеры не держат руки в карманах; держащий руки в карманах не всегда готов»; «пионеры охраняют полезных животных»; «пионеры помнят всегда свои обычаи и законы».

Такое внимание к личной гигиене и бытовым привычкам не должно нас удивлять. Пионер обязан был быть не только патриотичным, талантливым и трудолюбивым, но и здоровым. Например, в турпоходах почти всегда носили шорты (которые тогда назывались трусами), в холодную погоду под них могли надевать шерстяные колготы или чулки-гольфы, которые к тому же предохраняли ноги от травм. Спортивные трусы также старались надевать в погоду теплее +10°C. Считалось, что советский пионер должен быть не только выносливым, но и закаленным.

Каждый атрибут пионера, будь то клятва перед товарищами или ношение формы, использовался как метод воспитания нужных качеств характера.

Давид Шоломович/РИА «Новости» Прием в пионеры на Красной площади, 1965 год

Знаменитые военно-спортивные игры, такие как «Зарница» и «Орленок», до сих пор пытаются возродить во многих лагерях и детских объединениях. Игра «Зарница» проводилась по всему СССР с 1967 года. Игроков разделяли на две команды «Красных» и «Синих», и почти всегда побеждали «Красные». Возможно, давало свои плоды патриотическое воспитание, вспоминают бывшие пионеры.

Надежда Крупская утверждала, что воспитывать будущих коммунистов, преданных Родине и партии, надо без отрыва «от производства». Поэтому с самого начала своего существования пионеры занимались общественно-полезной деятельностью. Направления этих занятий менялись в зависимости от запросов страны в разные годы.

Например, в 1920-1930-е годы пионеры активно помогали бороться с безграмотностью и беспризорностью. Последнее прекрасно отражено в фильме «Республика ШКИД», где один из воспитанников детского приюта орал пионеру-барабанщику: «Эй, голоногий, бубен потеряешь!» А, например, в 1950-е страна восстанавливалась после войны, и тяжелой промышленности не хватало металла. Соответственно, все советские пионеры по заданию вожатых и учителей бросились собирать металлолом.

Среди пионеров всегда были передовики, герои и ударники труда. Имена большинства из них сейчас нам ни о чем не говорят, а в то время они были примерами служения стране, о них постоянно писали в газетах. Например, настоящей стахановкой стала 11-летняя пионерка из Таджикской ССР Мамлакат Нахангова. На сборе хлопка девочка стала брать его двумя руками и за день приносила 70-80 кг, взрослые в среднем собирали по 15 кг. В 1935 году в Кремле Мамлакат наградили высшей советской государственной наградой, юная пионерка встретилась со Сталиным, который вручил ей фотокарточку с личной подписью. В следующем году пионерка поехала в лагерь «Артек», мечту всех советских пионеров.

Интересно, что труженицу чествовали везде, кроме родного кишлака Шахмансур. Многие сборщики хлопка не радовались перевыполнению плана и угрожали ей, чтобы она «не смела превышать выработку».

Василий Малышев/РИА «Новости» Церемония открытия комплекса Московского городского Дворца пионеров и школьников на Ленинских горах, 1962 год

В 1940 году в школе №2 города Клина образовался первый тимуровский отряд, который состоял из шести пионеров. Именно в этом городе Аркадий Гайдар написал свою повесть «Тимур и его команда». Сам автор рассказывал, что тимуровскую организацию он создал в реальности, когда был ребенком, став командиром дворовой команды, которая тайно делала добрые дела и не просила за них награды. После публикации повести в стране возник настоящий бум детского волонтерства.

При этом пионеры и тимуровцы — не совсем одно и то же. По словам историка Алексея Балакирева, в годы Великой Отечественной войны из двадцати миллионов школьников пионерами были лишь треть ребят.

В тяжелых условиях детьми в школах и семьях занимались меньше, и им приходилось воспитывать себя самим, поэтому тимуровское движение возникло очень кстати: за пять лет войны в Советском Союзе появилось три миллиона подростков, которые считали себя тимуровцами. Дети и подростки сами, без участия старших наставников, организовывали собрания и помогали городу или фронту так, как могли и умели.

Одной из самых знаменитых тимуровских команд в годы войны стала организация в городе Пласт Челябинской области. В 1941 году около сотни местных ребят объединились, чтобы помочь фронту: собирали лекарственные растения, металлолом, проводили концерты в госпиталях. Некоторые даже работали в шахтах недалеко от Пласта: в них добывали золото, за которое СССР покупал у Америки и Британии военную технику и продукты.

В 1942 году пионерское и тимуровское движение стали активно соединять, потому что последнее грозило вытеснить пионерию.

Вскоре тимуровцы стали одним из «подвидов» советских пионеров, и после войны они занимались помощью ветеранам и пенсионерам, поисками братских могил, воспитанием младших товарищей.

Александр Макаров/РИА «Новости» Болгарские и советские дети на 111-ом Всесоюзном слете пионеров в лагере «Артек» имени В.И. Ленина, 1967 год

Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина закончила свое существование 28 сентября 1991 года. Сегодня в России есть некоторые аналоги пионерских организаций, которые носят негосударственный общественный характер: Российское движение школьников, Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций. Собственные детско-подростковые движения, кажется, мечтает создать каждое ведомство. Из недавнего — 15 мая 2017 года СК РФ сообщил о планах создать молодежное движение «Юные следователи», чтобы воспитывать будущих криминалистов. Но единой массовой детской организации в стране с советских времен так и не появилось.

МОСКВА, 19 мая — РИА Новости, Анна Михайлова. Красный галстук, торжественная клятва перед лицом своих товарищей и клич "Всегда готов!" — 19 мая 1922 года в СССР появилась Всесоюзная пионерская организация. В ряды юных ленинцев принимали в третьем классе, когда детям было по 9-10 лет. В 1991-м эта традиция прервалась, организацию распустили, а День пионера перестал быть государственным праздником. В годовщину 95-летия основания организации последнее поколение советских пионеров вспоминает о том, что этот день значил для них.

Илья Казаков, вступил в пионеры в 1980 году

Вступление в пионеры было связано с обидой, потому что я вступал в первую очередь, и нам сказали, что в связи с какой-то загвоздкой первую очередь будут принимать в пионеры в Музее имени Калинина, а следующую — в музее Ленина. У меня это вызвало какой-то детский шок: я не понимал, как Калинин может оказаться старше Ленина. Подробности мероприятия я плохо помню, это было очень торжественно, надо было выучить клятву пионера. Волнение, подготовка и какое-то ощущение советского праздника — вроде демонстрации. Это была очень четкая эволюционная цепь советского человека — октябренок, пионер, комсомолец, коммунист — и каждое звено нужно было покорить в определенном возрасте. Люди, которых принимали в третью очередь, считались отстающими в глазах самих детей. Во что бы то ни стало надо было в первую или вторую очередь попасть, чтобы чувствовать себя полноценным советским ребенком. Особой идеологии в этом не было — это было не более чем испытание соревновательное, которое очень хорошо стимулировало.

Екатерина Некрасова, вступила в пионеры в 1989 году

Не попасть в пионеры боялись не только двоечники, но и отличники, потому что можно было проколоться на самых незначительных вещах вроде не возвращенной вовремя библиотечной книги. Естественно, все мы заучивали клятву пионера: я не помню сейчас ни строчки, но тогда мы ее знали назубок. Принимали нас в пионеры в Музыкальном театре имени Натальи Сац. Все были одеты в белые рубашки, девочки — в синих юбках, мальчики — в синих брюках. Принесли с собой тщательнейшим образом отглаженные галстуки, все говорили: "Это я стоял с утра гладил" — но понятно, что гладили бабушки, которые в четыре утра ради этого встали. Дети постарше — пятиклассники или шестиклассники — надевали на нас эти галстуки. Я особенно гордилась тем, что на меня надела галстук моя учительница: то есть совсем высокая честь была оказана, что сама учительница приобщает меня к священному званию пионера. Ходили слухи о том, что гладить галстук нужно каждое утро, но уже через месяц они превращались просто в тряпочки — скомканные и пережеванные. Хотя у самых ответственных отличников они действительно были отглажены, но не у меня. Отдельная была история научиться завязывать галстук, чтобы получился красивый узелок. Это тоже была специальная процедура.

Сергей, вступил в пионеры в 1989 году

Когда принимали в пионеры, главными эмоциями были радость и гордость. В то время не быть пионером означало быть своего рода изгоем, поэтому пионерами стремились стать все, хотя каких-то конкретных ожиданий и размышлений, зачем это, у меня не было. Роспуск организации прошел для меня незаметно, самое яркое воспоминание — дети перестали носить галстуки. Особого разочарования не было, ведь из-за галстука было много проблем — даже в школу не пускали, если забыл его надеть.

Екатерина Нигматулина, должна была вступить в пионеры в 1991 году

В год, когда я должна была вступить в пионеры, их как раз распустили. Я очень хотела стать пионеркой, и для меня это была самая большая трагедия, что все отменили. Я была морально полностью готова к вступлению. Во-первых, у меня во дворе была подружка, которая была меня старше на пару лет. Она все время ходила с этим галстуком, и я думала: "Ну когда же я дорасту и буду тоже ходить с галстуком?". Вторая мотивация — это, конечно, советские фильмы типа "Гостья из будущего", "Приключения электроника", где все были дружные, прекрасные. И третье: я, наверное, всегда была послушной отличницей, и мне казалось, что это очень престижно.

Вступить в ряды , причем добровольно, в СССР имел возможность любой школьник, переставший по возрасту быть октябренком и не достигший 14 лет. Но существовали зачастую, правда, формально, и некоторые ограничения. Связаны они были, прежде всего, с успеваемостью и поведением ученика. Во всяком случае, право на то, чтобы стать пионером, всерьез обсуждалось вначале в его классе, а потом и на Совете школьной . И ему могли иногда и отказать. На деле же красные галстуки повязывали практически всем. Основной массе четвероклассников их вручали 22 апреля, в день рождения Ленина. Причем проходили эти церемонии либо у памятника вождю, либо в крупном зале, например, кинотеатра.

Вначале мальчики и девочки читали вслух «Торжественное обещание». После чего кто-то из приглашенных или коммунистов повязывал каждому из них символизировавший своими тремя концами связь трех коммунистических поколений красный галстук и вручал пионерский значок такого же цвета с портретом Ленина. Завершали праздник жест новоиспеченного пионера рукой, поднятой по диагонали над головой в пилотке, и своеобразный пароль со словами «Будь готов! Всегда готов!». Те же, кому не посчастливилось стать в пионерский строй в апреле, получали свой шанс в праздничный день 19 мая. Но только уже без особых торжеств и речей.

Отряды и звенья

Став пионерским, обычный школьный тут же превращался в отряд, возглавлявшийся вожатым из числа старшеклассников и носивший, как правило, имя какого-то пионера-героя или просто погибшего героя одной из войн ХХ века. Например, убитого кулаками Павлика Морозова или «молодогвардейца» Олега Кошевого. Отряд делился на звенья. А совокупность всех школьных отрядов именовалась дружиной. Основными занятиями пионеров, помимо хорошей учебы и подготовки к вступлению в комсомол, считались участие в «Тимуровском движении» и субботниках, сбор и металлолома. Покинуть ряды организации пионер мог только в двух случаях: после достижения 14 лет и вступления в комсомол, или при исключении за « » и хулиганство.

День пионерии

Кстати, праздник, отмечаемый 19 мая и получивший при рождении название «День Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина», мог стать таковым и в другой день. Но предпринятая в 1918 году первая попытка создать в Советской России, по примеру американских , отряды юных коммунистов, оказалась не слишком успешной. В стране началась Гражданская война, и большевикам стало не до малочисленных отрядов своих несовершеннолетних последователей.

Вторая попытка, случившаяся в ноябре 1921 года, получилась более жизнестойкой. После принятия решения о создании детской политической организации, поначалу носившей имя римского раба и Спартака, в Москве появилось несколько «спартаковских» групп, использовавших невиданные до того символы - красные галстуки и пятиконечные звездочки. 7 мая того же года в одном из столичных парков запылал первый пионерский костер. А еще через 12 дней Всероссийская конференция , позднее ставшая Съездом ВЛКСМ, приняла решение о создании в стране организации, состоящей из пионерских отрядов. В том же году композитор Сергей Кайдан-Дешкин и поэт Александр Жаров написали песню со словами «Взвейтесь кострами, синие ночи! Мы пионеры - дети рабочих», и она сразу же получила статус гимна.

Связанная статья

«Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут!». Слова этой нехитрой песенки, посвященные школьникам младших классов советских времен, знают, наверное, многие носившие в детстве с гордостью пятиконечную звездочку. И кто понятия при этом не имел, что входил в массовую политическую организацию. Но вряд ли все они столь же хорошо помнят, кто и как принимал их в октябрята и вручал значок с портретом юного Ленина.

В октябрята - в ноябре

Первый недоуменный вопрос, который мог бы задать зарубежный исследователь истории детско-юношеских политических движений Советского Союза, звучит так: «Почему именно ?». И определенная логика в этом присутствует. Ведь торжественное вручение звездочек обычно приурочивалось к праздничной советской дате 7 ноября, ко дню Октябрьской революции.

Ответ иностранцу кроется как раз в упомянутом названии российской революции 1917 года. 7 ноября, когда в Петрограде прозвучал знаменитый выстрел из пушки крейсера «Аврора», по старому стилю было 25 октября. И именно по этой «календарной» причине революция стала именоваться «Октябрьской». А младшеклассников советских школ, чтобы они не забывали о важнейшем для страны событии, с 1923-1924 года начали называть «октябрятами». Любопытно, что поначалу в октябрята принимали только наиболее достойных детей, родившихся в 1917-м. А вот в последние СССР в них поголовно записывали всех, кто учился в первом классе.

Рубиновая звездочка

Нынешнее поколение юных своим « » из прошлого, может, наверное, по-хорошему немного позавидовать. Ведь церемония принятия в октябрята была для семи-восьмилетних ребят действительно грандиозным праздником. Готовиться к ней и к будущему вступлению они начинали заранее, с первых школьных дней учили стихи и утвержденные руководившим школьными организациями ЦК ВЛКСМ правила поведения и законы. Такие, например, как «Октябрята - правдивые и смелые, ловкие и умелые»; «Октябрята - дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут»; «Октябрята стремятся стать юными пионерами» и другие.

Неординарной для советских детей являлась и проходившая, как правило, в спортивном или актовом зале школы процедура получения символов движения - красивых пятиконечных звездочек рубинового цвета. Из центра которых на ребят и мир внимательно смотрел кудрявый мальчик Володя Ульянов. Он же - будущий вождь Октябрьской революции Владимир Ленин. Значки, первые в жизни удостоверения и красные флажки октябрятам вручали, а заодно и напутствовали, ставшие их вожатыми и . Кстати, у первых советских октябрят звездочки были из ткани и пришивались на левой стороне рубашки.

Под знаком серпа и молота

На следующий день после торжественного приема новоиспеченные октябрята, их классный руководитель и вожатые проводили первое собрание, на котором формировались так называемые «звездочки» или «пятерки». Иначе говоря, группы школьников по пять человек, каждый из которых имел свою должность и свои обязанности - командир, библиотекарь, санитар, физкультурник, цветовод. Вожатый группы и его помощник, помогавшие подшефным не только в подготовке к вступлению в пионеры, но и в организации всех общественных мероприятий, именовались в честь государственного страны «серп» и «молот». Главным для октябрят считалась Всесоюзная неделя, предшествовавшая дню рождения Ленина (22 апреля). Встречать ее было нужно отличными оценками по учебе и поведению и активным участием в проходивших 22 числа каждого месяца «Ленинских чтениях».

ВЛКСМ (Всесоюзный Ленинский Комитет Союза Молодежи), или просто комсомол, являлся крупнейшей молодежной политической организацией Советского Союза. Он считался непосредственным резервом коммунистической партии, готовя для нее, в том числе, и руководящие кадры. Любая акция комсомольцев проходила обязательное согласование у «старших товарищей». А одна партийная рекомендация для вступления в члены ВЛКСМ даже равнялась двум комсомольским.

Сколько орденов у комсомола?

В советские времена декларировалось, что стать членом ВЛКСМ может любой того желающий гражданин страны от 14 до 28 лет. В реальности же все было не столь просто. Фактически прием в комсомольцы-добровольцы осуществлялся только после очень серьезной проверки кандидата на соответствие высокому, как тогда считалось, званию молодого коммуниста. Первое, что требовалось от претендента на комсомольский билет, это написать заявление в свою организацию и обосновать его стремлением строить «светлое коммунистическое будущее» именно в составе ВЛКСМ. Важным приложением к заявлению являлись две рекомендации от со стажем не менее десяти месяцев, либо одна, но уже от члена КПСС.

Следующий этап приема заключался в рассмотрении заявления в первичной комсомольской организации, например, в учебном заведении или в роте . Она могла либо одобрить его, либо по каким-то причинам отклонить. Те, чьи заявления в итоге одобрялись, а их, особенно в конце эпохи социализма, было большинство, в определенный день приглашались в райком ВЛКСМ или в комитет комсомола воинской части на собеседование. Слишком сложным оно, впрочем, не являлось и обычно состояло из нескольких шаблонных вопросов и предполагало столь же шаблонные и «правильные» . Будущих комсомольцев экзаменовали на знание Устава ВЛКСМ, просили рассказать, почему они хотыт вступить в организацию. Кроме того, им предлагали назвать количество государственных наград у комсомола (их было шесть; половина из них - ордена Ленина, еще три - ордена Красного , Трудового Красного знамени и Октябрьской революции), вспомнить имена руководителей страны и ВЛКСМ, а также наиболее важные советские даты.

Двухкопеечный взнос

Пройдя собеседование, потенциальный обычно уже знал, приняли ли его. И вскоре получал от секретаря комитета новенький красный с портретом Владимира Ильича Ленина и комсомольский билет такого же цвета со своей фотографией и графами для отметок о сдаче ежемесячных взносов. Школьники, студенты и призванные на срочную армейскую службу платили две копейки (стоимость двух коробков спичек или ежедневной газеты). Для тех, кто работал, взнос составлял один процент от зарплаты. Собирал их комсорг первичной организации, и он же ставил штамп. Неуплата взносов являлась одним из оснований для исключения из комсомола - наряду с аморальным поведением, пьянством, тунеядством, нарушениями дисциплины, и прочим, что именовалось негативными явлениями и подвергалось заслуженной критике.

К слову, столь уж безобидным исключение из комсомола, равно как и отказ вступить в него, не являлось. В дальнейшем оно нередко сказывалось на содержании характеристики для поступления в вуз или на хорошую работу. Достаточно серьезной санкцией для беспартийного, то есть не являвшегося членом КПСС или ВЛКСМ, был, к примеру, отказ комиссии райкома партии разрешить выезд за границу. Естественно, не мог человек, не получивший предварительно комсомольский билет, и вступить в единственную в СССР политическую партию. А, и сделать хорошую служебную карьеру.

Рожденный в октябре

Все годы своего существования комсомол гордился тем, что является ровесником Октябрьской революции. На самом деле в октябре 1917-го в России создавались только разобщенные и именовавшиеся «социалистическими» молодежные союзы. Официальная же ВЛКСМ - 29 октября 1918 года, когда в Москве открылся I Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи. Руководителем советского комсомола на этом съезде был избран Ефим Цетлин, в 37-м расстрелянный как «враг народа». В тех же 1937-1939 годах печальную судьбу Цетлина разделили еще пятеро предвоенных комсомольских вожаков. И вообще, из всей первой главных комсомольцев СССР своей смертью умер только отсидевший 17 лет в лагерях Александр Мильчаков.

Видео по теме

Павлик Морозов – пионер, чье имя было прославлено советскими средствами массовой информации. Его подвиг заключался в том, что он выдал властям своего родного отца, узнав о том, как тот активно решил сопротивляться советской власти. Его имя стало неким собирательным образом подростка, готовым пойти на все ради светлого коммунистического будущего. В 30-е годы XX века известно более 30 детей, которые повторили подвиг Павлика Морозова и стали символами молодого советского государства.

Родился Павел Тимофеевич Морозов в 1918 году в селе Герасимовка Свердловской области. Он организовал в своем родном селе первый и активно агитировал за создание колхоза. Кулаки, в число которых входил и Тимофей Морозов, активно противодействовали советской власти и устроили заговор, с целью сорвать хлебозаготовки. Павлик случайно узнал о готовившейся диверсии. Юный пионер не остановился ни перед чем и разоблачил кулаков. Селяне, узнавшие о том, что сын сдал своего родного отца властям, зверски расправились с Павликом и его младшим братом. Их жестоко убили в лесу.


О подвиге Павлика Морозова написано немало книг, о нем слагали песни и стихи. Первую песню о Павлике Морозове написал тогда еще никому не известный молодой писатель Сергей Михалков. Это произведение сделало его в одночасье очень популярным и востребованным автором. В 1948 году именем Павлика Морозова была названа улица в Москве и поставлен памятник.


Павлик Морозов был не первым


Известно, по меньшей мере восемь случаев, когда детей убивали за доносы. Эти события произошли раньше убийства Павлика Морозова.


В селе Сорочинцы Павел Тесля также донес на своего отца, за что и поплатился жизнью пятью годами ранее Морозова.


Еще семь подобных случаев произошло в различных деревнях. За два года до гибели Павлика Морозова в Азербайджане был зарезан доносчик Гриша Акопян.


Еще до смерти Павлика, газета «Пионерская правда» рассказывала случаи, когда юных доносчиков жестоко убивали односельчане. Здесь же публиковались тексты доносов детей, со всеми подробностями.


Последователи Павлика Морозова


Жестокие расправы над юными доносчиками продолжались. В 1932 году было убито за доносы трое детей, в 1934 – шесть, а в 1935 – девять.


Примечательна история Прони Колыбина, который донес на свою мать, обвинив ее в краже социалистической собственности. Нищая женщина собирала на колхозном поле опавшие колоски, чтобы хоть как-то прокормить семью, включая самого Проню. Женщину посадили, а мальчика отправили на отдых в Артек.


Митя Гордиенко также приметил на колхозном поле пару, которая собирала опавшие колоски. В итоге по доносу юного пионера мужчину расстреляли, а женщину приговорили к десяти годам лишения свободы. Митя Гордиенко получил в подарок наградные часы, «Ленинские внучата», новые сапоги и пионерский костюм.


Чукотский мальчик, которого звали Ятыргин, узнал, что оленеводы собрались увести свои стада на Аляску. Он сообщил об этом большевикам, за что разъяренные оленеводы ударили Ятыргина топором по голове и бросили в яму. Думая, что мальчик уже умер. Однако он сумел выжить и добраться до «своих». Когда Ятыргина торжественно принимали в пионеры, то было решено дать ему новое имя – Павлик Морозов, с которым он и дожил до старости.

Видео по теме

Ко Дню рождения Пионерской организации

Всем известно, сколь много детей самоотверженно трудились во время Великой Отечественной войны, заменяя ушедших на фронт взрослых. Сколь многие из них воевали в составе подполья, в партизанских отрядах, в действующей армии - и погибали, совсем юные, спасая родную страну!..

Почему же пионеры становились героями? Что заставляло этих детей быть такими самоотверженными и преданными Родине? Тут есть над чем задуматься.

До начала ХХ века в России никаких отдельных детских организаций не было, да и в мире они появились лишь в середине XIX века. Первыми в России появились Христианское молодёжное движение, Молодёжная организация «Потешные войска», общество «Сетлемент» и прочие не слишком массовые организации для детей из господствующих классов. Бедняки вынуждены были зарабатывать себе на пропитание, а не объединяться в какие-то движения.

Первым по-настоящему массовым стало скаутское движение, но оно, опять же, объединяло «барчуков».


1. Скауты

История скаутского движения начинается в 1907 году с публикации книги Роберта Баден-Пауэлла «SCOUTING FOR BOYS». В Россию она попала под названием «Юный разведчик».

В России скаутинг зарождается в 1909 году. Основатель российского скаутского движения - полковник Олег Иванович Пантюхов (с 1919 г. имевший титул Старший Русский Скаут). По идеологии лидеры русского скаутизма могут быть разделены на два «крыла»: монархическое и демократическое. Идеологом демократического крыла был скульптор И.Н.Жуков, который утверждал, что скаут «не военный разведчик, а … ,пионер культуры“, „разведчик всего хорошего“, маленький друг всего мира….». Жуков вместе с Н.К.Крупской стояли у истоков пионерии (в частности, он предложил название «пионерская организация»).

(Кстати, Антон Семенович Макаренко был одним из первых людей, кто начал организовывать отряды российских скаутов. В это время он работал надзирателем в интернате при Долинском железнодорожном училище).

Скаутов к 1917 году - около 50 тысяч. Дети рабочих и крестьян не любили их по идеологическим соображениям, ведь скауты были ярко выраженными представителями «барчуков». Но движение скаутов после революции распалось надвое по идеологическому принципу: часть из них были «белыми», а часть - «красными». «Красные» влились потом в пионерскую организацию.

Острая потребность в создании детской общественной организации появилась сразу после Октябрьской революции. Не могли дети, захваченные бурной революционной стихией, оставаться к ней безучастными, и требовали своего включения в революционную борьбу.

2. Коммунистические детские движения.

А) Осенью 1918 года была создана детская организация юных коммунистов (ЮКов), но уже через год оказалась распущена.

Б) В 1921-1922 годы новые идейные и педагогические принципы детской организации разрабатывались на заседаниях Революционного Коммунистического Союза Молодёжи (РКСМ ), коллегии Наркомпроса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), научно-педагогической секции Государственного учёного совета . К работе были привлечены видные партийные деятели и педагоги, среди которых - Надежда Константиновна Крупская , Анатолий Васильевич Луначарский , Михаил Николаевич Покровский , Павел Петрович Блонский .

Из резолюции II Всероссийской конференции РКСМ - Революционного Коммунистического Союза Молодёжи - 19 мая 1922г.: «Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает Центральному Комитету разработать вопрос о детском движении и применении в нём реорганизованной системы скаутинг. Учитывая опыт московской организации, конференция постановляет распространить этот опыт на тех же основаниях и на другие организации Революционного Коммунистического Союза Молодёжи под руководством ЦК».

В октябре 1923 года 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака» .

21 января 1924 года , в день смерти Ленина, решением ЦК РКСМ организации было присвоено имя Владимира Ильича Ленина.

В марте 1926 года установлено официальное название - Всесоюзная пионерская организация им. Владимира Ильича Ленина (сохранявшееся за организацией до конца её существования).

Важнейшей задачей было вырастить человека нового типа, не скованного прежней, «буржуазной» моралью. Надежда Константиновна Крупская писала: «Взрослому человеку, выросшему в капиталистическом строе, очень трудно отказаться от старых навыков, от старых привычек, от старых отношений. А наши пионеры - ребята, у которых ещё складываются, ещё не выработаны окончательно новые отношения к общественным явлениям. Вот почему пионерское движение имеет такое совершенно исключительное значение».

* * *

К началу Великой Отечественной войны советское общество измени-лось качественно . Главным стабилизирующим фактором стала не только внешняя угроза, но и успехи в экономике, науке, образовании, которые превратили граждан СССР в единое целое с таки-ми характерными чертами как дружба, интерна-ционализм, героизм, веротерпимость, воля, муже-ство, коллективизм, общинность. Ушла в далекое прошлое разница между богатыми и бедными, различными социальными слоями. Сохранилось понимание христианских ценностей, несмотря на воинствующий атеизм. Пионер осознавал себя участником совместных действий детей и взрослых по улучшению окружающей сре-ды.

Война обострила осознание самого себя, свое-го места в жизни и в обществе, которое было сформировано за два предыдущих десятилетия: понима-ние общности ценностей, общее понимание своей истории, истории своей страны, общества, общие перспективы своего развития.

Во время войны продолжалась воспитательная работа в детской и молодёжной среде.


Пассивными формами воспитания были публикации в кни-гах, научных и публицистических статьях в газетах, короткие сообщения в листовках в партизанской пе-чати, а также воспитание через художественные образы , вызы-вающие стремление подражать героям. Были и та-кие формы, которыми действовали общественные, политические и государственные объединения - комсомол, компартия, пионерская организация и школа - собрания, беседы, встречи с военными, бойцами, людьми ратного и трудового подвига, из-вестными людьми.

Активными формами было участие в кон-кретных делах: помощи фронтовикам (тимуровское движение), уход за ранеными в госпиталях, высту-пления в составе агитбригад с концертами, восста-новление разрушенного войной, посадка деревьев, трудовая деятельность на предприятиях и в сель-ском хозяйстве, сбор денег, металлолома, маку-латуры, лекарственных растений, пузырьков для лекарств и другое. Формировало чувство патрио-тизма и негодование по фактам зверства фашистов на оккупированных территориях.

Совокупность воспитания, духовности, социо-культурных факторов, стимулирования и принуж-дения и составляло ресурс победы. Организующей силой выступала Коммунистическая партия, под руководством которой действовали и молодежные, детские объединения - комсомол и пионерская ор-ганизация.

Духовным компонентом в борьбе с фашизмом была в том числе и гордость за героическое прошлое страны: по-беда над Наполеоном, суворовские походы, героическая оборона Севастополя в Крымской войне и другое.

Война заставила общественные объединения искать и находить новые формы, методы и новое содержание деятельности . Аркадий Гайдар обратился к пионерам и школьникам СССР по радио 21 августа 1941 с призывом помогать своим трудом в борьбе за победу. В пионерских отря-дах, школах, во дворах городов и сёлах возникли тимуровские команды. В июле - середине августа 1941 годов они начали действовать по всей стране. Только в РСФСР тимуровцев было более 2-х млн. чел.

Формы активной работы:

1.Тимуровцы;

2.Зарабатывание и сбор денег в фонд обороны, на именное вооружение;

3. Труд на производствен-ных местах (фабриках, заводах, колхозах, совхо-зах).

4. Участие в боевых дей-ствиях в партизанских отрядах и подполье.

За боевые действия больше 200 тысяч пионе-ров было награждено боевыми орденами и медаля-ми. Из них более 20 тысяч «За оборону Москвы», 15249 человек - «За оборону Ленинграда». А 6 че-ловек получило звание Героев Советского Сою-за (посмертно).

* * *

А теперь - не очень широко известная страница в истории Великой Отечественной войны:

Нацистские организации молодежи

Фашистами предполагалось, что советское го-сударство и общество, имевшее многонациональ-ный состав, противоречия в «тоталитарном» обще-стве и низкий жизненный уровень распадется на враждующие группировки. Они считали, что заво-евать такую страну можно быстро. Но народ проде-монстрировал дружбу и сплоченность всех наций, мужество, героизм, самопожертвование. А ком-партия приобрела авторитет, количество людей, вступивших в ее ряды, резко увеличилось. Свои-ми действиями приобрели авторитет и комсомол, и пионерская организация. Это ярко продемон-стрировали процессы, происходящие в молодеж-ной и детской среде на временно оккупированной территории, где могли проявить себя лишь резуль-таты ранее проведенной воспитательной работы и менталитет людей, семейное воспитание и тра-диции. В основе этого воспитания было формирование коллективизма, интернационализма, взаимопомо-щи, жертвенности, любви к родине.

Нацисты, в противовес этому, воспитывали национализм, индивидуализм, стремление под-чиняться завоевателям. В русло своей идеологии они обращали население, прежде всего молодежь, ок-купированных стран. По-пытки создания молодежных объединений с фа-шисткой идеологией были предприняты во всех оккупированных странах и территориях: во Франции, Бельгии, Польше, Латвии, Литве, Эстонии, Украи-не и других. При этом организации строились по национальному признаку, состав определяла «ти-тульная» нация.

Удивляет, на первый взгляд, тот факт, что Гер-мания, находящаяся несколько лет в состоянии войны, когда, казалось бы, все ресурсы должны быть направлены на военную победу, выделяет средства, материалы, готовит кадры для работы с молодежью оккупированных стран, шьет для этих детей форму, выпускает литературу, оплачи-вает работу инструкторов. И все для формирова-ния лояльного отношения к Германии, воспитания нового понимания патриотизма.

Но созданные немцами молодежные, детские объединения на оккупированных территориях СССР распались еще до прихода Красной армии. Народ не принял чужеродные идеи.

* * *

Говоря об участии пионеров, школьников в об-щих делах народа, сложно вычленить, был ли па-триотизм детей на фронте, на оккупированной территории, в тылу только следствием их членства в пионерской организации, или же их патриотиче-ские поступки были результатом влияния воспита-тельной системы школы, пионерской организации, семьи, всех институтов советского общества. Ско-рее всего, больше влияло последнее, но нравствен-ные формы проявления патриотизма, результат и процесс воспитания оформлялись в организацион-ные формы деятельности пионерии. В годы войны среди 20 млн детей пионерского возраста (с 10 до 16 лет) лишь каждый 3-й - 4-й был в организации. Да и внутри неё не все были активистами. Однако это нисколько не умаляет заслуг пионерской организации в воспитании настоящих героев, даже если не все они были пионерами.