Во второй половине 1940-х годов советская ядерная программа развивалась с умопомрачительной скоростью. На нее тратились колоссальные ресурсы. Главным толчком стало наличие у потенциального противника – США – ядерной бомбы. Руководство страны осознавало, что необходимо догонять Америку, которая не только имеет такое , но уже и успешно его применила в боевых действиях (нанесение ядерных ударов по Хиросиме и Нагасаки).

Первый советский атомный заряд был испытан в 1949 году. И здесь встал вопрос, как доставить атомный заряд на территорию США. Изготовленные советскими военными несколько десятков бомб, которым разработчики дали название «Татьяна» (вероятно из-за того что индекс изделия начинался с «Т») на территорию США были способны только туполевские бомбардировщики Ту-4. Но в 1952 году эти тихоходные, оснащенный поршневыми двигателями, бомбардировщики для американских реактивных истребителей F-86 был легкой добычей. Кроме того, Ту-4 мог долететь до американских территорий только с промежуточной посадкой на ледовом аэродроме на каком-то из северных островов или на льдине у Северного полюса. При этом экипажа бомбардировщика имел билет в один конец. У них был единственный выход после завершения операции – попытаться долететь до мексиканской границы и выброситься с парашютом.


Естественно, такое положение дел не удовлетворяло ни руководителей страны, ни военных. Поэтому началась проработка вопроса использования атомных бомб и в интересах различных родов Вооруженных Сил СССР. Руководство страны отдавало предпочтение ракетной технике и бомбардировочной авиации. Однако и Военно-морской флот хотел получить в свои руки ядерное вооружение.

В то время самым многочисленным классом кораблей в советском флоте были подводные лодки. ВМФ СССР еще перед войной был лидером среди мировых государств по количеству подводных лодок. Во время Великой Отечественной войны была подтверждена их эффективность действий на коммуникациях противника. Подводные лодки, находящиеся под толщей воды, в условиях ядерной войны имели явное преимущество перед надводными судами. Они могли достаточно близко подобраться к берегам противника и нанести удар. Поэтому командование ВМФ в первую очередь хотело иметь атомное оружие именно на подлодках. Однако здесь сразу возникали другие технические трудности и проблемы: максимальный диаметр торпедных аппаратов советских подводных лодок составлял 533 мм, а диаметр «носимой» атомной бомбы, испытанной в 1951 г., – 1500 мм. Что же делать в данной ситуации? Моряками предлагалось уменьшить заряд до необходимых габаритов, а атомщики требовали увеличить габариты торпеды. Именно поэтому появилось два проекта торпедного оружия с ядерным боеприпасом.

Т-15 – «Царь-Торпеда»

Инициатором проекта Т-15 был Алферов В.И., деятельность которого была связана в разное время с ВМФ, Наркоматом судостроительной промышленности и Министерством среднего машиностроения. Капитан первого ранга Алферов В.И. в КБ-11 принимал активное участие в создании атомной бомбы, разрабатывал схему и приборы системы для подрыва ядерного заряда. Алферов В.И., пользуясь своим авторитетом в промышленности, сразу после испытания первой советской водородной бомбы организовал разработку сверхбольшой торпеды под водородный заряд получившей обозначение Т-15.

Автором идеи создания сверхмощной ядерной торпеды считается Андрей Дмитриевич Сахаров, который предложил использовать в качестве «средства доставки» мощного ядерного заряда (100 мегатонн!) разрабатываемые АПЛ проекта 627. Это подтверждается и его собственными воспоминаниями. Данные торпеды предполагалось использовать против военно-морских баз США, а также для нанесения удара по городам находящимся на побережье (хотя против последнего варианта выступали многие, включая и военных моряков). В результате взрыва такой бомбы образовывалась гигантская волна – цунами уничтожающая все на побережье и даже далеко от береговой линии.

По соображениям секретности, а также с учетом личностных отношений (в ВМФ к Алферову относились крайне негативно, поскольку его письмо Берии и Булганину, о якобы незаконной передаче американцам документации на авиаторпеду 45-36АВ-А во время войны, стало поводом для несправедливого суда над адмиралами Кузнецовым, Галлером, Алафузовым и Степановым) разработка торпеды Т-15 была начата без привлечения Военно-Морского Флота. 6-й отдел ВМФ о данной торпеде узнал только через проект первой атомной подводной лодки – «проект 627» – главным конструктором которой являлся В.Н. Перегудов

Предполагаемое вооружение атомной лодки флоту стало известно только в декабре 1953 г., после утверждения тактико-технических характеристик эскизного проекта 627. Моряков оно сильно удивило. В первом отсеке подлодки размещался один громадный торпедный аппарат, который практически полностью вытеснял традиционное торпедное вооружение. Длина торпедного аппарата составляла 23,5 метра (22 процента от общей длины подводной лодки). На подлодке, кроме полутораметровой торпеды, предусматривалась установка двух носовых 533-миллиметровых торпедных аппаратов с торпедами для самообороны. Запасных торпед не предусматривалось.

Такая необычная компоновка подводной лодки объясняется габаритами разработанной в НИИ-400 под руководством главного конструктора Шамарина Н.Н. торпеды Т-15. Длина торпеды составляла около 23 метров, масса торпеды – 40 тонн, масса боевой части – 3,5-4 тыс. кг. Основная весовая нагрузка приходилась на аккумуляторную батарею, которая обеспечивала торпеде скорость в 29 узлов, при этом дальности хода составляла 30 километров. Предположительно в торпеде Т-15 предлагалось использовать термоядерный заряд. Боевая часть торпеды разрабатывалась в КБ-11 Минсредмаша СССР, под руководством главного конструктора Харитона Ю.Б. Подрыв термоядерного заряда должен был производиться ударным или дистанционным (часовым) взрывателем. Управление стрельбой торпеды Т-15 обеспечивалось с ПУТС (пост управления торпедной стрельбой) «Тантал».

Тактико-технические элементы подводной лодки утвердили 21.12.1953. В июле следующего года СКБ-143 завершило технический проект атомной подводной лодки. Минсудпром и Минсредмаш 18.10.1954 представили техпроект в Президиум ЦК КПСС. После этого Минобороны было предложено рассмотреть проект и направить свое заключение в Совет министров. Глава Минобороны Булганин Н.А. поручил разобраться с этим вопросом адмиралу Котову П.Г., помощнику министра по военно-морским вопросам. Тогда же решили вопрос о допуске к проекту специалистов и руководителей военно-морского флота. В 1954 году была образована экспертная комиссия во главе с вице-адмиралом Орлом А.Е., начальником Управления Главного штаба военно-морского флота. ВМФ главным образом возражал по составу вооружения атомной подводной лодки. По мнению специалистов военно-морского флота, подлодка имеющая подобное вооружение флоту не нужна. Кроме того, возникли серьезные сомнения по поводу того, что подлодка сможет подойти на расстояние пуска торпеды Т-15 (40 километров), а сама торпеда сработает, как нужно.

На фоне этого по результатам экспертизы военно-морского флота было решено откорректировать технический проект 627 атомной подлодки. Постановлением Совета Министров СССР № 588-364 от 26.03.1955 техпроект подлодки был утвержден только с 533-миллиметровыми торпедными аппаратами, а работы по Т-15 прекращены.

Однако советских ядерных торпед на этом не заканчивается.

Ядерная торпеда Т-5

Как уже отмечалось, моряки выступали против увеличения габаритов торпед и хотели получить ядерный заряд приемлемых габаритов (калибра 533 мм). Именно по этой причине 6-й отдел ВМФ в конце 1953 года выдал через 6-е Управление Министерства обороны промышленности тактико-техническое задание на атомное БЗО (боевое зарядное отделение) корабельной 533-миллиметровой торпеды.

Разработкой этого изделия, получившего в процессе создания обозначение Т-5, занималось НИИ-400 (ЦНИИ "Гидроприбор"). Коллектив разработчиков возглавил Борушко А.М. Ядерный заряд для торпеды - РДС-9 - разрабатывали в КБ Министерства среднего машиностроения СССР под руководством академика Харитона Ю.Б. За всю боевую часть, в том числе и автоматику, отвечал генерал-лейтенант Духов Н.Л., член-корреспондент Академии наук СССР, главный конструктор московского филиала КБ-11. Конструкция торпеды не имела каких-то «революционных» нововведений - обычная 533-миллиметровая парогазовая прямоидущая торпеда с дальностью хода 10 километров при скорости 40 узлов. Торпеда имела инерциальную систему управления и тепловой кислородно-спиртоводяной парогазовый поршневой двигатель.

Разработчики практически сразу столкнулись с техническими трудностями. Так, например, длительное время не могли добиться устойчивости торпеды по глубине хода. Во время ходовых испытаний торпеды Т-5 в инертном снаряжении из пятнадцати выполненных выстрелов во время четырёх она после прохождения приблизительно середины пути делала «мешок» и происходило преждевременное срабатывание гидростатического замыкателя, что равноценно выдаче команды на подрыв боевой части, поскольку к этому времени снимались все ступени ее предохранения. Другой проблемой стало обеспечение теплового режима ядерной боевой части, поскольку для ее нормального функционирования требовалась температура +5...+25 Со, что было трудно обеспечить в необогреваемом торпедном аппарате подводной лодки, особенно если она базируется на Севере.

Пока конструкторы решали эти и другие проблемы, 21 сентября 1955 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1955 г. на полигоне Новая земля были проведены испытания атомного БЗО (боевое зарядное отделение) торпеды Т-5. БЗО было опущено с тральщика проекта 253Л и подорвано на глубине 12 метров, усредненная мощность составила 3 килотонны.

В 1957 году были проведены государственные испытания торпеды Т-5. Согласно программе, испытания должны были провести два пристрелочных выстрела торпед без специальной боевой части, один – в контрольной комплектации (со специальной боевой частью, без делящихся материалов в ней), один боевой выстрел. Первоначально планировалось произвести подрыв заряда на глубине 25 метров, однако позднее данный параметр изменили на 35 метров. Один из выстрелов первоначальных этапов государственных испытаний закончился неудачей. В связи с этим адмирал Головко А.Г., первый заместитель Главкома военно-морского флота, посчитал, что испытания необходимо прекратить. Председатель комиссии адмирал Басистый Н.Е., после совещания со специалистами и доклада Главнокомандующему ВМФ решил проводить боевую стрельбу с атомным боевым зарядным отделением. Условия испытания были следующими: подводная лодка проекта 613 С-144 (73 отдельный дивизион подлодок Северного флота) под командованием капитана первого ранга Лазарева Г.В. находилась «на перископной глубине, скорость хода торпеды 40 узлов, глубина взрыва – 35 метров...». Стрельба состоялась 10 октября 1957 года в 10 часов при температуре воздуха -6 град и видимости 20 км. Отклонение торпеды во время хода (10 км) составило 130 метров.

В 1958 году Военно-морской флот принял торпеду Т-5 на вооружение. Данные торпеды выпускались малыми сериями для Северного и Тихоокеанского флотов на заводе имени Кирова (Алма-Ата). Производство торпед было прекращено в конце 1960 года. В июне 1960 год на Тихом океане были проведены их контрольные испытания в инертном снаряжении. Причин прекращения производства торпед Т-5 было несколько. Во-первых, сжатые сроки разработки довольно сильно сказались на ходовых качествах и надежности торпеды, поэтому она по многим параметрам уступала уже состоявшим на вооружении торпедам. Во-вторых, и это, наверное, главное, в конце 1960 года на вооружение начали поступать 533-миллиметровые АСБЗО (автономные специальные боевые зарядные отделения) для серийных моделей торпед. Разработку АСБЗО мощностью 20 килотонн начали согласно Постановлению Совета министров СССР от 13 февраля 1957 года в КБ-25 Минсредмаша СССР и НИИ-400 Минсудпрома СССР. Именно принятие на вооружение АСБЗО послужило концом для специальных ядерных торпед.

Основные характеристики торпед Т-15 / Т-5:
Калибр – 1550 мм / 533 мм;
Масса торпеды – 40000 кг / 2200 кг;
Длина торпеды – 2355 см / 792 см;
Тип энергетики – электрическая / парогазовая;
Ядерный заряд – термоядерный / атомный;
Носитель торпеды – АПЛ проекта 627 / ПЛ всех проектов;

Подготовлено по материалам:
http://raigap.livejournal.com/181946.html
http://www.iss-atom.ru
http://vpk-news.ru
http://militaryrussia.ru
http://www.atrinaflot.narod.ru

Источники в Пентагоне подтвердили факт испытаний Россией нового вида оружия - гигантской торпеды с термоядерной боеголовкой ужасающей мощности, известной как "Статус-6", пишет Popular Mechanics . "Это очень плохая новость", - сообщили американские военные.

По данным разведки США, испытания состоялись 27 ноября. Торпеда была выпущена с борта подлодки специального назначения Б-90 "Саров", подробности неизвестны. Автор опубликованного в The Washington Free Beacon материала на эту тему называет российский подводный аппарат революционным: торпеда с ядерной силовой установкой способна двигаться со скоростью 90 узлов на глубине до километра. Дальность хода "Статуса" 10 тысяч километров, размер боевой части 6,5 метров. Там, по данным американцев, может размещаться термоядерный заряд мощностью до 100 мегатонн. Взорванный у побережья США, он вызовет гигантское цунами, которое сотрет с лица земли прибрежные штаты вместе с военно-морскими базами, аэродромами и военными заводами.

По мнению экспертов, "Статус-6" является новым ассиметричным ответом России на развертывание США глобальной системы противоракетной обороны. Впервые о создании гигантской торпеды стало год назад, когда на правительственном совещании по военным вопросам в объективы телекамер попал планшет с описанием нового оружия. В Кремле "засветку" секретной информации назвали "случайностью". Однако ряд политологов считают ее намеренным "сливом" и дезинформацией: согласно обозначенным в планшете срокам, "царь-торпеду" планировалось создать в 2019 году.

В качестве носителя "Статуса" будут использованы подлодки специального назначения - помимо "Сарова" это находящиеся на модернизации "Белгород" проекта 09852 "Антей" и "Хабаровск" проекта 09851. Официально субмарины именуются носителями глубоководных аппаратов и имеют стыковочный узел в днище, отчего их ношу нельзя обнаружить ни с суши, ни со спутника.

В описании системы сказано, что она предназначена в том числе и для нанесения гарантированно неприемлемого ущерба противнику путем создания зон обширного радиоактивного загрязнения на побережье, непригодных для жизнедеятельности человека в течение длительного времени. Под это описание подходит кобальтовая бомба - термоядерное оружие, описанное одним из создателей американского атомного оружия Лео Силардом. Внешняя оболочка такого боеприпаса состоит из кобальта-59, а его взрыв гарантирует уничтожение всего живого.

Испытаний кобальтовой бомбы никогда не проводилось из-за непригодности пораженных территорий для освоения и риска уничтожить всю биосферу Земли - по расчетам, для этого понадобится всего 510 тонн кобальта. Однако такая бомба и гигантская торпеда в качестве средства ее доставки могут быть использованы в качестве оружия сдерживания - вместе со стоящей на боевом дежурстве системой , гарантирующей нанесение ответного удара всей мощью ядерных сил России даже при уничтожении командных пунктов и персонала РВСН.

По данным последнего Обзора ядерного потенциала (Nuclear Posture Review), Россия разрабатывает новую ядерную торпеду/беспилотник, получившую название «Статус-6». Хотя торпеда обладает некоторыми вызывающими тревогу возможностями (об этом уже написал в своей статье ), это не первое такого рода оружие, над которым работают русские. Более важно то, что «Статус-6» имеет, судя по всему, фатальные недостатки, ограничивающие его практическую эффективность в сценариях боевых действий.

Предыстория

Ядерные торпеды активно разрабатывались в годы холодной войны. Самой ранней разработкой является атомные ударные подводные лодки «Ноябрь» проекта 627, которые рассматривались как носители ядерной торпеды Т-15, разработанной для нападения на портовые сооружения НАТО. Эти торпеды предоставляли Советскому Союзу возможность ограничить военно-морское доминирование НАТО, а также рассматривались как альтернативное средство для нанесение удара по Соединенным Штатам.

Однако радиус действия торпеды Т-15 составлял всего около 40 километров (25 миль), а ее скорость не превышала 25 узлов, и поэтому трудно было представить себе ситуацию, в которой подводная лодка могла бы успешно провести такого рода атаку. Проект был закрыт, а сами «Ноябри» были перестроены и стали нормальными атомными ударными подводными лодками. Позднее Соединенные Штаты и Советский Союз примут на вооружение ядерные торпеды, оптимизированные для выполнения тактических задач.

Возможности

Если судить по имеющейся в настоящее время информации, то можно предположить, что «Статус-6» после отделения от подводной лодки-носителя начинает двигаться к намеченной цели собственным ходом и уже под собственным управлением. Скорость подводного беспилотника доходит до 56 узлов, он способен погружаться на глубину до 1000 метров, а радиус его действия составляет 10 тысяч километров (6200 миль). Скорость и глубина его погружения представляют собой проблему для существующих возможностей военно-морского флота, поскольку по показателям глубины и скорости он превосходит большинство существующих торпед.

Если этот беспилотный подводный аппарат будет когда-нибудь принят на вооружение, Соединенные Штаты, вероятно, ответят с помощью своего собственного подводного дрона. С учетом радиуса действия, этот беспилотник может быть запущен с береговых установок, хотя данные о его запуске могут свидетельствовать о том, что боевые действия скоро начнутся, тогда как в критической ситуации они послужить в качестве casus belli, то есть повода для войны.

Контекст

В США задумались о высокоточном оружии России

AldriMer.no 10.01.2018

Киборги и автоматы Калашникова 2.0

Gli Occhi Della Guerra 30.11.2017

Обновленный «Лидер» сдержит США

Sina.com 05.12.2017
Пока еще не ясно, какую коммуникацию русские смогут поддерживать с подводным беспилотником после его запуска, хотя его характеристики свидетельствуют о том, что он будет контролироваться с помощью надводных кораблей. Это отнюдь не тривиальный вопрос. При запуске с максимального расстояния беспилотнику «Статус-6», судя по всему, потребуется до четырех дней для того, чтобы достичь намеченной цели. Это крайне опасно в условиях кризиса, поскольку политическая динамика в момент запуска может отличаться о того, что будет в момент нанесения удара по цели. Более того, перспектива наличия оружия, которое самостоятельно в течение четырех дней движется к своей цели, по меньшей мере, вызывает тревогу.

«Статус-6», скорее всего, может использоваться в качестве средства стратегического сдерживания, разработанного для того, чтобы иметь еще одну возможность для нанесения удара по Соединенным Штатам, который нельзя предотвратить с помощью систем защиты от баллистических ракет. Несмотря на свой обширный ядерный арсенал, Россия уже давно проявляет беспокойство по поводу безопасности своего потенциала второго удара, с учетом возможностей совокупного удара со стороны Соединенных Штатов и совершенствования системы противоракетной обороны. Но, как отмечает Брайан Кларк (его слова приводит в своей статье Дейв Маджумдар), «Статус-6» нельзя назвать практичным средством сдерживания.

Что касается оружия первого удара, то полезность беспилотника будет зависеть от предельной секретности и высокой надежности; если американцы смогут засечь его запуск, или он по каким-то причинам запоздает с выходом на цель, то элемент неожиданности будет потерян. В качестве средства сдерживания последнего удара этот подводный беспилотник может иметь двойной недостаток — он может приблизиться к цели уже после основных событий конфликта, и, кроме того, он может не иметь систему «отключения», что российское политическое руководство могло бы использовать в качестве разменной монеты на переговорах.

Можно предположить, что «Статус-6» способен также атаковать скопление боевых кораблей, в том числе американские ударные авианосные группировки. Однако это потребует более совершенной системы управления и контроля, или нужно будет сделать аппарат достаточно автономным для принятия решения относительно выбора цели и времени подрыва.

Выводы

Как отмечают некоторые аналитики, идея использования вооруженного атомным зарядом подводного беспилотника дальнего радиуса действия вызывает тревожные чувства, однако она не выглядит вполне реалистичной. Неопределенными и трудно представимыми является те условия, при которых российское политическое руководство будет принимать решение об использовании оружия, способного поразить намеченную цель лишь через несколько дней.

На самом деле такой подводный беспилотник может послужить, скорее, испытательной моделью для разработки других технологий. Он может также использоваться некоторыми конструкторскими бюро для сохранения своего финансирования, однако его сложно назвать готовым к применению боевым комплексом.

Тем не менее один из уроков состоит в том, что против решительно настроенного противника противоракетная система никогда не сработает, и это в большинстве случаев будет очень дорого стоить. Такие мощные нации как Китай или Россия, по крайней мере, имеют в своем распоряжении средства для разработки таких видов оружия, которые смогут уничтожить противоракетную оборону или преодолеть ее, разрушив при этом зонтик безопасности, к которому приучили себя Соединенные Штаты. Возможно, «Статус-6» не является именно таким оружием, однако совершенно очевидно, что Россия изучает любые средства, которые могут сработать.

Второй урок состоит в том, что старые идеи, кажется, теперь уже действительно умерли. Ядерная торпеда, почти в буквальном смысле, была первой идеей, с которой выступил Советский Союз, рассчитывая (в то время) преодолеть то значительное превосходство, которым обладали Соединенные Штаты в области средств доставки. Спустя 60 лет, похоже, кто-то возродил эту идею для нового цикла холодной войны.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Во второй половине 1940-х годов советская ядерная программа развивалась с умопомрачительной скоростью. На нее тратились колоссальные ресурсы. Главным толчком стало наличие у потенциального противника - США - ядерной бомбы. Руководство страны осознавало, что необходимо догонять Америку, которая не только имеет такое оружие, но уже и успешно его применила в боевых действиях (нанесение ядерных ударов по Хиросиме и Нагасаки).

Первый советский атомный заряд был испытан в 1949 году. И здесь встал вопрос, как доставить атомный заряд на территорию США. Изготовленные советскими военными несколько десятков бомб, которым разработчики дали название «Татьяна» (вероятно из-за того что индекс изделия начинался с «Т») на территорию США были способны только туполевские бомбардировщики Ту-4. Но в 1952 году эти тихоходные, оснащенный поршневыми двигателями, бомбардировщики для американских реактивных истребителей F-86 был легкой добычей. Кроме того, Ту-4 мог долететь до американских территорий только с промежуточной посадкой на ледовом аэродроме на каком-то из северных островов или на льдине у Северного полюса. При этом экипажа бомбардировщика имел билет в один конец. У них был единственный выход после завершения операции - попытаться долететь до мексиканской границы и выброситься с парашютом.

Естественно, такое положение дел не удовлетворяло ни руководителей страны, ни военных. Поэтому началась проработка вопроса использования атомных бомб и в интересах различных родов Вооруженных Сил СССР. Руководство страны отдавало предпочтение ракетной технике и бомбардировочной авиации. Однако и Военно-морской флот хотел получить в свои руки ядерное вооружение.

В то время самым многочисленным классом кораблей в советском флоте были подводные лодки. ВМФ СССР еще перед войной был лидеров среди мировых государств по количеству подводных лодок. Во время Великой Отечественной войны была подтверждена их эффективность действий на коммуникациях противника. Подводные лодки, находящиеся под толщей воды, в условиях ядерной войны имели явное преимущество перед надводными судами. Они могли достаточно близко подобраться к берегам противника и нанести удар. Поэтому командование ВМФ в первую очередь хотело иметь атомное оружие именно на подлодках. Однако здесь сразу возникали другие технические трудности и проблемы: максимальный диаметр торпедных аппаратов советских подводных лодок составлял 533 мм, а диаметр «носимой» атомной бомбы, испытанной в 1951 г., - 1500 мм. Что же делать в данной ситуации? Моряками предлагалось уменьшить заряд до необходимых габаритов, а атомщики требовали увеличить габариты торпеды. Именно поэтому появилось два проекта торпедного оружия с ядерным боеприпасом.

Т-15 - «Царь-Торпеда»

Инициатором проекта Т-15 был Алферов В.И., деятельность которого была связана в разное время с ВМФ, Наркоматом судостроительной промышленности и Министерством среднего машиностроения. Капитан первого ранга Алферов В.И. в КБ-11 принимал активное участие в создании атомной бомбы, разрабатывал схему и приборы системы для подрыва ядерного заряда. Алферов В.И., пользуясь своим авторитетом в промышленности, сразу после испытания первой советской водородной бомбы организовал разработку сверхбольшой торпеды под водородный заряд получившей обозначение Т-15.

Автором идеи создания сверхмощной ядерной торпеды считается Андрей Дмитриевич Сахаров, который предложил использовать в качестве «средства доставки» мощного ядерного заряда (100 мегатонн!) разрабатываемые АПЛ проекта 627. Это подтверждается и его собственными воспоминаниями. Данные торпеды предполагалось использовать против военно-морских баз США, а также для нанесения удара по городам находящимся на побережье (хотя против последнего варианта выступали многие, включая и военных моряков). В результате взрыва такой бомбы образовывался гигантская волна - цунами уничтожающая все на побережье и даже далеко от береговой линии.

По соображениям секретности, а также с учетом личностных отношений (в ВМФ к Алферову относились крайне негативно, поскольку его письмо Берии и Булганину, о якобы незаконной передаче американцам документации на авиаторпеду 45-36АВ-А во время войны, стало поводом для несправедливого суда над адмиралами Кузнецовым, Галлером, Алафузовым и Степановым) разработка торпеды Т-15 была начата без привлечения Военно-Морского Флота. 6-й отдел ВМФ о данной торпеде узнал только через проект первой атомной подводной лодки - «проект 627» - главным конструктором которой являлся В.Н. Перегудов

Предполагаемое вооружение атомной лодки флоту стало известно только в декабре 1953 г., после утверждения тактико-технических характеристик эскизного проекта 627. Моряков оно сильно удивило. В первом отсеке подлодки размещался один громадный торпедный аппарат, который практически полностью вытеснял традиционное торпедное вооружение. Длина торпедного аппарата составляла 23,5 метра (22 процента от общей длины подводной лодки). На подлодке, кроме полутораметровой торпеды, предусматривалась установка двух носовых 533-миллиметровых торпедных аппаратов с торпедами для самообороны. Запасных торпед не предусматривалось.

Такая необычная компоновка подводной лодки объясняется габаритами разработанной в НИИ-400 под руководством главного конструктора Шамарина Н.Н. торпеды Т-15. Длина торпеды составляла около 23 метров, масса торпеды - 40 тонн, масса боевой части - 3,5-4 тыс. кг. Основная весовая нагрузка приходилась на аккумуляторную батарею, которая обеспечивала торпеде скорость в 29 узлов, при этом дальности хода составляла 30 километров. Предположительно в торпеде Т-15 предлагалось использовать термоядерный заряд. Боевая часть торпеды разрабатывалась в КБ-11 Минсредмаша СССР, под руководством главного конструктора Харитона Ю.Б. Подрыв термоядерного заряда должен был производиться ударным или дистанционным (часовым) взрывателем. Управление стрельбой торпеды Т-15 обеспечивалось с ПУТС (пост управления торпедной стрельбой) «Тантал».

Тактико-технические элементы подводной лодки утвердили 21.12.1953. В июле следующего года СКБ-143 завершило технический проект атомной подводной лодки. Минсудпром и Минсредмаш 18.10.1954 представили техпроект в Президиум ЦК КПСС. После этого Минобороны было предложено рассмотреть проект и направить свое заключение в Совет министров. Глава Минобороны Булганин Н.А. поручил разобраться с этим вопросом адмиралу Котову П.Г., помощнику министра по военно-морским вопросам. Тогда же решили вопрос о допуске к проекту специалистов и руководителей военно-морского флота. В 1954 году была образована экспертная комиссия во главе с вице-адмиралом Орлом А.Е., начальником Управления Главного штаба военно-морского флота. ВМФ главным образом возражал по составу вооружения атомной подводной лодки. По мнению специалистов военно-морского флота, подлодка имеющая подобное вооружение флоту не нужна. Кроме того, возникли серьезные сомнения по поводу того, что подлодка сможет подойти на расстояние пуска торпеды Т-15 (40 километров), а сама торпеда сработает, как нужно.

На фоне этого по результатам экспертизы военно-морского флота было решено откорректировать технический проект 627 атомной подлодки. Постановлением Совета Министров СССР № 588-364 от 26.03.1955 техпроект подлодки был утвержден только с 533-миллиметровыми торпедными аппаратами, а работы по Т-15 прекращены.

Однако история советских ядерных торпед на этом не заканчивается.

Ядерная торпеда Т-5

Как уже отмечалось, моряки выступали против увеличения габаритов торпед и хотели получить ядерный заряд приемлемых габаритов (калибра 533 мм). Именно по этой причине 6-й отдел ВМФ в конце 1953 года выдал через 6-е Управление Министерства обороны промышленности тактико-техническое задание на атомное БЗО (боевое зарядное отделение) корабельной 533-миллиметровой торпеды.

Разработкой этого изделия, получившего в процессе создания обозначение Т-5, занималось НИИ-400 (ЦНИИ "Гидроприбор"). Коллектив разработчиков возглавил Борушко А.М. Ядерный заряд для торпеды — РДС-9 — разрабатывали в КБ Министерства среднего машиностроения СССР под руководством академика Харитона Ю.Б. За всю боевую часть, в том числе и автоматику, отвечал генерал-лейтенант Духов Н.Л., член-корреспондент Академии наук СССР, главный конструктор московского филиала КБ-11. Конструкция торпеды не имела каких-то «революционных» нововведений — обычная 533-миллиметровая парогазовая прямоидущая торпеда с дальностью хода 10 километров при скорости 40 узлов. Торпеда имела инерциальную систему управления и тепловой кислородно-спиртоводяной парогазовый поршневой двигатель.

Разработчики практически сразу столкнулись с техническими трудностями. Так, например, длительное время не могли добиться устойчивости торпеды по глубине хода. Во время ходовых испытаний торпеды Т-5 в инертном снаряжении из пятнадцати выполненных выстрелов во время четырёх она после прохождения приблизительно середины пути делала «мешок» и происходило преждевременное срабатывание гидростатического замыкателя, что равноценно выдаче команды на подрыв боевой части, поскольку к этому времени снимались все ступени ее предохранения. Другой проблемой стало обеспечение теплового режима ядерной боевой части, поскольку для ее нормального функционирования требовалась температура +5...+25 Со, что было трудно обеспечить в необогреваемом торпедном аппарате подводной лодки, особенно если она базируется на Севере.

Пока конструкторы решали эти и другие проблемы, 21 сентября 1955 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1955 г. на полигоне Новая земля были проведены испытания атомного БЗО (боевое зарядное отделение) торпеды Т-5. БЗО было опущено с тральщика проекта 253Л и подорвано на глубине 12 метров, усредненная мощность составила 3 килотонны.

В 1957 году были проведены государственные испытания торпеды Т-5. Согласно программе, испытания должны были провести два пристрелочных выстрела торпед без специальной боевой части, один - в контрольной комплектации (со специальной боевой частью, без делящихся материалов в ней), один боевой выстрел. Первоначально планировалось произвести подрыв заряда на глубине 25 метров, однако позднее данный параметр изменили на 35 метров. Один из выстрелов первоначальных этапов государственных испытаний закончился неудачей. В связи с этим адмирал Головко А.Г., первый заместитель Главкома военно-морского флота, посчитал, что испытания необходимо прекратить. Председатель комиссии адмирал Басистый Н.Е., после совещания со специалистами и доклада Главнокомандующему ВМФ решил проводить боевую стрельбу с атомным боевым зарядным отделением. Условия испытания были следующими: подводная лодка проекта 613 С-144 (73 отдельный дивизион подлодок Северного флота) под командованием капитана первого ранга Лазарева Г.В. находилась «на перископной глубине, скорость хода торпеды 40 узлов, глубина взрыва - 35 метров...». Стрельба состоялась 10 октября 1957 года в 10 часов при температуре воздуха -6 град и видимости 20 км. Отклонение торпеды во время хода (10 км) составило 130 метров.

В 1958 году Военно-морской флот принял торпеду Т-5 на вооружение. Данные торпеды выпускались малыми сериями для Северного и Тихоокеанского флотов на заводе имени Кирова (Алма-Ата). Производство торпед было прекращено в конце 1960 года. В июне 1960 год на Тихом океане были проведены их контрольные испытания торпед в инертном снаряжении. Для прекращения производства торпед Т-5 было несколько. Во-первых, сжатые сроки разработки довольно сильно сказались на ходовых качествах и надежности торпеды, поэтому она по многим параметрам уступала уже состоявшим на вооружении торпедам. Во-вторых, и это, наверное, главное, в конце 1960 года на вооружение начали поступать 533-миллиметровые АСБЗО (автономные специальные боевые зарядные отделения) для серийных моделей торпед. Разработку АСБЗО мощностью 20 килотонн начали согласно Постановлению Совета министров СССР от 13 февраля 1957 года в КБ-25 Минсредмаша СССР и НИИ-400 Минсудпрома СССР. Именно принятие на вооружение АСБЗО послужило концом для специальных ядерных торпед.

Основные характеристики торпед Т-15 / Т-5:
Калибр - 1550 мм / 533 мм;
Масса торпеды - 40000 кг / 2200 кг;
Длина торпеды - 2355 см / 792 см;
Тип энергетики - электрическая / парогазовая;
Ядерный заряд - термоядерный / атомный;
Носитель торпеды - АПЛ проекта 627 / ПЛ всех проектов;

Согласно Обзору ядерной политики США, российская межконтинентальная автономная ядерная торпеда «Статус-6» – это реальное оружие, которое представляет собой реальную угрозу. В то же время, реальность этой угрозы аналитики оценивают по-разному.

«Это несомненно представляет опасность для Америки, которую стоит принять во внимание», – рассказывает бывший американский офицер-подводник Брайан Кларк, который сегодня занимает должность старшего научного сотрудника в Центре стратегических и бюджетных оценок.

При условии, что торпеда будет создана, главная опасность для Вашингтона заключается в её способности обойти американскую систему противоракетной обороны.

«Американские военные начнут опасаться того, что “Статус-6” может обмануть систему защиты от баллистических ракет, – отмечает Кларк. – Однако новая торпеда будет сравнима по уровню шума с подводными лодками или окажется даже заметнее в этом плане. Как и подводная лодка, торпеда приводится в движение ядерной силовой установкой из небольшого реактора и турбины, но в ней недостаточно места для снижающих шум конструкторских решений наподобие “парящих” палуб и шумоизоляции. Американские ВМС должны следить за этими беспилотными подлодками с помощью систем противолодочной обороны, среди которых и СОСУС».

Американские гидролокаторы без труда могут обнаружить торпеду, но у США нет действенного способа защиты от оружия наподобие «Статус-6».

«Проблема в том, чтобы найти способ уничтожить торпеду, – говорит Кларк. – Подводная лодка может отказаться от своих планов после неудачной торпедной атаки или в результате обнаружения гидролокаторами. Но у “Статуса-6” нет экипажа, и она продолжит двигаться к цели до тех пор, пока не будет физически остановлена. На сегодня у Америки нет оружия или технологий, с помощью которых можно было бы остановить подводный беспилотник».

«Статус-6», несмотря на всю его инновационность, вряд ли станет эффективным оружием.

«В целом, “Статус-6” не считается эффективным оружием, – говорит Кларк. – Бомбардировщиком с ядерными бомбами или крылатыми ракетами управляет пилот, который в случае эскалации или деэскалации конфликта может получить приказ отказаться от операции или скорректировать свои действия. В теории, торпеду так же можно отозвать, но из-за технических неполадок или проблем со связью активация или деактивация снаряда может пройти неудачно».

«Статус-6» вряд ли удастся применить в связи с балансированием на грани ядерной войны. «Торпеда не столь эффективна с точки зрения эскалации конфликта, в то время как с помощью бомбардировщиков и баллистических ракет можно дать противнику понять, что конфликт обостряется, но без необратимых последствий, – сообщает Кларк. – “Статус-6” не подаёт противнику никаких сигналов за исключением взрыва или появления во вражеских водах, что делает его уязвимым».

Если данные американской разведки о существовании оружия верны, возможно, наибольшая опасность состоит в том, что боезаряд «Статус-6» может быть утерян или украден.

«Оснащение “Статус-6” ядерным боезарядом может привести к тому, что этот вид российского ядерного оружия могут потерять или украсть, – заявляет Кларк. – Даже при наличии защиты от несанкционированного вмешательства российское правительство вряд ли захочет терять контроль над ядерным оружием, особенно с учётом его внимания к эскалации конфликтов и самоконтролю».

Бывший советский и российский представитель на переговорах по вопросам контроля над вооружениями Николай Соков, который сегодня является старшим научным сотрудником Центра изучения проблем нераспространения имени Джеймса Мартина, назвал концепцию отголоском эпохи СССР.

«Концепция очень старая и относится к тем временам, когда межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет морского базирования было мало, они считались ненадёжными и уязвимыми, – рассказал Соков изданию The National Interest. – Сегодня трудно понять, зачем создавать медленный снаряд мощностью в 100 мегатонн. Когда несколько лет назад на российском телевидении показали слайд презентации, я подумал, что это была уловка, призванная всполошить американскую разведку. Вызывает вопросы подлинность развединформации о недавних испытаниях. Россия активно работает над созданием малых субмарин. Охотно верю, что ведётся разработка подлодки-носителя с маленькими субмаринами на борту, способными погружаться на значительные глубины. Но для чего оснащать их боезарядами мощностью в 100 мегатонн?»

Директор Программы нераспространения в Восточной Азии Центра изучения проблем нераспространения имени Джеймса Мартина Джеффри Льюис предположил, что медленная торпеда будет использоваться для атаки на прибрежные цели наподобие военно-морских баз. «Она может взорваться в порту, уничтожить корабли или просто поставить под угрозу прибрежные города, такие как Нью-Йорк, – считает Льюис. – На мой взгляд, Америка может создать защиту против подобных атак, хотя я не уверен, окажется ли она эффективной. По моему мнению, это будет проще, чем перехват ракеты».


Подпишитесь на нас