The Organization of the Petroleum Exporting Countries (OPEC).

ОПЕК – это постоянно-действующая межправительственная организация. Она была создана пятью странами-основателями (Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла) в сентябре 1960 года во время проведения конференции в Багдаде. В настоящее время членами организации являются 12 стран. К уже упомянутым странам-основательницам присоединились: Катар (в 1961 г.), Ливия (в 1962 г.), Объединенные Арабские Эмираты (в 1967 г.), Алжир (в 1969 г.), Нигерия (в 1971 г.), Эквадор (в 1973 г.), Ангола (в 2007 г.). В свое время в эту организацию также входили: Индонезия (с 1962 по 2009 гг.) и Габон (с 1975 по 1994 гг.).

Штаб-квартира ОПЕК в первые пять лет располагалась в Женеве (Швейцария), а с 1 сентября 1965 года переехала в Вену (Австрия), где и находится по настоящее время.

Цель ОПЕК – координация и унификация нефтяной политики стран-членов организации с тем, чтобы обеспечить справедливые и стабильные на мировом рынке, эффективные экономически обоснованные и регулярные поставки нефти странам-потребителям, а также обеспечить инвесторам, вложившим свой капитал в развитие нефтедобывающей отрасли, справедливую доходность вложений.

Отношение к ОПЕК со стороны основных потребителей нефти - промышленно развитых стран на протяжении последних более чем сорока лет менялось, причем кардинально. Вначале на Западе к ней отнеслись скептически, настороженно и даже весьма враждебно. Ведь формировалась эта организация в период значительных перемен в мировой экономической системе, во времена распада прежнего миропорядка, перехода контроля над важнейшими источниками стратегического сырья от международных нефтяных монополий к национальным правительствам и компаниям.

Во времена формирования ОПЕК международный рынок нефти контролировался семью транснациональными компаниями, действовавшими, прежде всего, в интересах западных стран – потребителей нефти. Для координации своих действий эти компании сформировали Международный нефтяной картель, в который вошли крупнейшие на тот момент международные нефтяные компании: Экссон, Мобил, Галф, Тексако, Стандард Ойл оф Калифорния (СОКАЛ), Бритиш Петролеум и Ройял-Датч/Шелл. В интересах стран - потребителей нефти картель удерживал цены на устойчиво низком уровне около 1,5-3 долл. за баррель.

Объединение стран – экспортеров нефти в ОПЕК позволяло входившим в нее странам формировать единую политику в борьбе с созданной картелем монополией и постепенно отношение к этой организации на международной арене от первоначально скептического менялось к более серьезному. С ростом авторитета росло и количество стран-членов организации.

В Советском Союзе в 60-е годы отношение к ОПЕК было изначально благосклонное - организация служила реальным противовесом нефтяным монополиям «империалистов» в условиях активизации борьбы развивающихся стран за национальную независимость. Советские лидеры тогда считали, что если бы не некий тормоз в лице «реакционных монархических режимов» ряда ближневосточных государств, то страны - члены ОПЕК вообще могли бы пойти чуть ли не по социалистическому пути. Этого, как показало будущее, не произошло. Впервые ОПЕК была вынесена на вершину мировой политики в ходе первого энергетического кризиса 1973-74 гг. Этот кризис вспыхнул в результате нефтяного эмбарго, которое ввели нефтедобывающие арабские страны против западных стран - союзников Израиля, и ОПЕК эту акцию активно поддержала. Тогда мировые цены совершили резкий троекратный скачок и вывели мировой рынок нефти на новый этап своего развития.

В то время СССР, уже находясь в числе крупнейших мировых экспортеров нефти, даже рассматривал возможность прямого вступления в ОПЕК, где его тогдашние «друзья» Ирак, Алжир и Ливия играли не последние роли. Правда, до вступления дело не дошло, и этому, скорее всего, помешал «неудобный» Устав ОПЕК. Во-первых, стать членом «первого сорта» СССР не мог, поскольку не числился в «основателях». Во-вторых, в Уставе имелись отдельные положения, которые тогда были абсолютно неприемлемы для закрытой плановой экономики. Так, например, члены организации должны были обеспечивать свободу инвестиций в свою нефтяную промышленность для потребителей нефти (читай - для стран Запада), а также гарантировать доходы и возврат капиталов.

ОПЕК быстро завоевала авторитет, и в первые 20 лет ее существования оба противоборствующих в то время политических лагеря, на которые тогда четко был разделен мир, не оставляли усилий по привлечению этой организации в качестве политического союзника. На самом деле ОПЕК создавалась в первую очередь не как политический союз, а как международная товарная организация, призванная блюсти экономические интересы своих членов, что четко записано в ее Уставе. Там же обозначено, что цель организации - координация и унификация нефтяной политики участников, с тем, чтобы наилучшим образом способствовать стабильности цен на мировом рынке.

Казалось бы, объединение стран, производящих 1,3 - 1,4 млрд т нефти в год и обеспечивающих две трети экспортных поставок на мировой рынок, в состоянии эффективно регулировать цены. Но жизнь показала, что на самом деле не все так просто. Довольно часто, особенно в последнее время, усилия ОПЕК по корректировке цен или не дают желаемого эффекта или даже приводят к неожиданным негативным последствиям.

С введением в начале 1980-х годов фьючерсов на нефть финансовый рынок стал оказывать все возрастающее влияние на формирование нефтяных цен. Если в 1983 году на нью-йоркской товарной бирже были открыты позиции по нефтяным фьючерсам на 1 млрд. баррелей нефти, то в 2011 году их было открыто уже на 365 млрд. баррелей. А это в 12 раз больше, чем вся мировая добыча нефти в 2010 году! Помимо нью-йоркской товарной биржи нефтяными фьючерсами торгуют и на других биржах. Кроме того, существуют и другие финансовые инструменты (деривативы), привязанные к нефти.

Таким образом, ОПЕК принимая какое-либо решение об изменении квот на добычу нефти с тем, чтобы скорректировать мировые цены, на самом деле лишь намечает желательное направление для движения мировых цен. Игроки на финансовых рынках, особенно те, кого относят к разряду «спекулянтов», активно содействуют и используют к своей выгоде колебания цены на нефть, тем самым, серьезно искажая эффект, на который были рассчитаны мероприятия ОПЕК.

Цели и задачи ОПЕК

Все двенадцать государств пребывают в глубочайшей зависимости от заработков собственной нефтяной индустрии. Наверное, единствен ная из государств, представляющая исключение, это Эквадор, кото рая получает значительные прибыли от туризма, леса, реализации газа и прочих сырьевых материалов. Для других государств ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого невысокого - 48 процентов в истории с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.

ОПЕК организована государствами нефтеэкспортерами для исполнения последующих главных целей и задач:

  • Координация и унификация нефтяной политики государств – членов;
  • Определение более действенных коллективных и личных средств охраны их интересов;
  • Внедрение нужных средств и методов обеспечивания устойчивости расценок на крупном рынке нефти;
  • Охрана интересов государств – изготовителей нефти методом обеспечивания им стойких прибылей;
  • Обеспечивание действенного, постоянного и выгодного снабжения нефтью государств – покупателей;
  • Обеспечивание получения объективных прибылей инвесторами от финансовложений в нефтяную промышленность;
  • Обеспечивание охраны среды;
  • Совместная работа со государствами, которые не считаются членами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации крупного рынка нефти.

Сейчас члены организации держут под контролем приблизительно две третьих разведанных запасов нефти на планете. ОПЕК гарантирует 40% мировой добычи и половину крупного экспорта этого ценного сырья. Организация согласовывает политику нефтедобычи и крупное ценообразование на сырую , также устанавливает квоты на размеры производства нефти. И невзирая на расхожее мнение, что время ОПЕК прошло, она как и раньше остается одним из более авторитетных глобальных инвесторов в нефтяной отрасли, характеризующих ее предстоящее становление.

Совместные трудности становления всех государств ОПЕК

Потому что большая часть, если не все из стран-участников ОПЕК считаются развивающимися государствами со схожим муниципальным приспособлением, со схожей культурой, идеологией, политикой, то конечно, что они все на тернистом пути становления встречают одинаковые преграды. В основном, эти все преграды соединены с закоренелым складом ума народа данных государств. Так как очень нелегко перейти к новому виду публичного устройства, не успев отвыкнув от тех устоев и обыкновений, которые укреплялись в сознании народа веками.

Одним из главных недочетов ОПЕК состоит в том, что она соединяет воединыжды державы, интересы которых часто обратны. Саудовская Аравия и др державы Аравийского полуострова относятся к количеству малонаселенных, но владеют огромными припасами нефти, большими вложениями в следствии рубежа и поддерживают очень тесные дела с западными нефтяными компаниями. Для иных входящих в ОПЕК государств, к примеру Нигерии, свойственны высочайшая численность народонаселения и бедность, они продадут дорогие программы финансового становления и имеют гигантскую задолженность.

2-ой, казалось бы, простой неувязкой считается очевидная «куда деть средства». Так как не всегда просто верно воспользоваться хлынувшим на страну дождем нефтедолларов. Монархи и правители государств, на которые обвалилось достояние, рвались применять его «во популярность личного народа» и потому затевали разные «стройки века» и прочие сходственные планы, которые никак невозможно именовать осмысленным инвестицией денег. Исключительно позже, как скоро прошла эйфория от первого счастья, как скоро немного охладился пыл вследствие падения тарифов на нефть и понижения муниципальных заработков, средства муниципального бюджета стали расходоваться наиболее уместно и хорошо.

Третьей, неувязкой считается компенсация научно-технической отсталости государств ОПЕК от основных государств мира. Так как к моменту сотворения организации некие из государств, входящих в ее состав, еще не отделались от пережитков феодального строя! Решением таковой трудности имела возможность быть убыстренная индустриализация и урбанизация. Введение новейших технологий в создание и, в соответствии с этим, жизнь жителей нашей планеты не прошло безо всяких следов для народа. Главными шагами индустриализации были неких зарубежных фирм, к примеру АРАМКО в Саудовской Аравии, и интенсивное вербование частного капитала в промышленность. Это производилось методом многосторонней гос поддержки частному сектору экономики. К примеру, в этой же Аравии было сотворено 6 особых банков и фондов, которые оказывали помощь бизнесменам под гарантии страны.

4 неувязкой считается недостающая государственных кадров. Оказывается сотрудники в государстве оказались неподготовленными к введению свежих технологий и оказались неспособными обслуживать прогрессивные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, также иных заводах и предприятиях. Решением данной проблем стало вербование зарубежных профессионалов. Это было не так просто, как может показаться на первый взгляд. Так как скоро это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием сообщества.

Россия и ОПЕК

Начиная с 1998 года Россия считается наблюдателем в ОПЕК. За этот период времени стороны приобрели положительный навык партнерства. Сформировался многообещающий формат постоянных встреч российских министров с руководителями ОПЕК и сотрудниками из государств, входящих в данную компанию.

Сейчас ОПЕК просто идет на контакт не только лишь с официальными лицами российского топливно-энергетического комплекса, но и с вузами Рф, которые готовят проф кадры свежего уровня чтобы достичь желаемого результата .

Мир стоит перед опасностью «длительного нефтяного упадка» и обязан быть готов к тому, что стоимости на нефть станут высокими на протяжении долгого периода, сказал Международный валютный . Это - самое внезапное из официальных предостережений, которые до сего времени звучали в масштабах длительных мониторингов для энергетических поставок.

Наша родина уделяет существенное внимание ситуации на нефтяных рынках не только лишь в контактах со государствами ОПЕК, но и во содействии с ключевыми странами-потребителями. Для Рф, это, сначала, европейские державы (в пределах 90 процентов экспорта нефти). Так, в масштабах Энергодиалога Рф и Евросоюза державы условились, а именно, вместе проанализировать вопрос о воздействии стратегических запасов нефти на стабилизацию нефтяного рынка.

Все державы ОПЕК присутствуют в глубочайшей зависимости от прибылей собственной нефтяной индустрии. Наверное, единственная из государств, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает значительные прибыли от туризма, леса, реализации газа и прочих сырьевых которые были использованы. Для других государств ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого невысокого - 48 процентов в истории с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.

Из этого идет, что в отсутствии внешнего рынка говорить о развитии государств ОПЕК нет толку. Экспорт сырья, являясь главным источником заработка государств, «вытягивает» за собой и внутреннюю экономику. Из данного следует, что экономика стран-участников картеля напрямую находится в зависимости от глобальных тарифов на углеводородное сырье.

Вроде как, стоимости на нефть обязаны покрывать производственные и главные опасности изготовителей. Если взглянуть под другим углом, расценки не могут оказывать негативного воздействия на становление мировой экономики и, а именно, обязаны разрешать осуществление вложений в становление нефтяной индустрии

ОПЕК и ВТО

Значение энергетики для финансового становления нереально переоценить, но этой неувязкой нередко третируют на уровне масштабных институтов, а нормы интернациональной торговли в энергетическом секторе фактически не срабатывают. Старания ВТО, к примеру, сначала концентрируются на преодолении барьеров для импорта, на тот момент как в области энергетики лимитирования в основном дотрагиваются экспорта.

В отличие от иных продуктов ископаемые виды горючего неповторимы. Они гарантируют огромную часть энергии во всем мире, хотя являют из себя окончательный ресурс. Опаски, связанные с нехваткой ресурсов, принуждают главных инвесторов принимать конструктивные меры, чтоб обеспечить доступ к источникам энергии. Может быть предстоящее обострение геополитических столкновений, в специфики с учетом мониторингов профессионалов о подъеме спроса на энергоресурсы на 50% к 2035 г., 80% данного роста обязаны покрыть ископаемые виды горючего.

Значимость ископаемых видов горючего для удовлетворения возрастающего спроса в странах-потребителях отражается и в значимости данных ресурсов для стран-экспортеров. Заключительные оценивают энергетику как принципиальный инструмент личного становления - во всех качествах данного понятия. Вследствие этого они нередко предпринимают шаги, противоречащие основам независимой торговли. Исключительность энергетики возрастает в связи растущей озабоченности, связанной с экологией. Страны, бравшие на себя обещания по сокращению выбросов, употребляют для производства другой энергии дотации и , что противоречит основам независимой торговли и ВТО.

Нормы интернациональной энергетической торговли обязаны избегать последних подходов - как внедрения всех основ вольной торговли, так и однобокого муниципального либо регионального регулирования.

Термин ОПЕК появился с одновременным объединением ряда стран, ключевых игроков на экспортном нефтяном рынке, в единое сообщество. Задачей международного сообщества стало управление квотами на разработку нефтяных месторождений.

Что такое ОПЕК простыми словами

Понятие произошло от сокращенного наименования - The Organization of the Petroleum Exporting Countries (OPEC). Страны, включенные в список объединения, контролируют до 2/3 всех месторождений нефти, что позволяет диктовать условия остальным участникам рынка. По добыче на них выпадает до 35% объема - почти половина мирового экспорта нефтепродуктов.

Организация ОПЕК является ключевым партнером государств, экспортирующих нефть

Помимо контрольных функций, члены ОПЕК занимаются следующим:

  • Разработка единой политической линии по разработке нефтяных месторождений.
  • Поддержание предсказуемой стоимости нефтепродуктов.
  • Максимальная стабильность перевозок нефти к заказчикам.

Ключевым моментом является получение прибыли от вложений в нефтяную промышленность. Два раза в год руководящие лица по линии энергетики стран-участников встречаются для анализа всех произошедших на мировом рынке событий и составляют прогноз на будущее.

В состав ОПЕК вошли в первую очередь страны, экономика которых зависит от добычи нефти. Сырьевая база многих государств сильно израсходована, что вынуждает искусственно регулировать объемы экспорта, чтобы в будущем не оказаться без источника пополнения государственного бюджета.

История появления организации ОПЕК

Впервые с необходимостью расшифровки термина ОПЕК столкнулись в 1960-х годах XX века, когда было принято решение о создании данной организации. Это событие произошло в Багдаде при участии пяти развивающихся нефтедобывающих стран: Венесуэлы, Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана, Ирака. С сентября 1960 года началась история ОПЕК, состав которой со временем стал расширяться.

Инициатива появилась по причине снижения закупочной цены на нефть в одностороннем порядке. Произошло это по единоличному решению руководства картели «Семь сестер», на который в то время приходился значительный процент нефтяного рынка. Так, отсутствие единого управленческого звена приводило к избытку сырья, что для добывающих компаний равнозначно убыткам.

Начиная с 1968 года, когда приняли Декларацию «О нефтяной политике стран - членов ОПЕК», деятельность стран-участников ОПЕК стала похожей на урегулированную и предсказуемую. Со временем организация лишь увеличивала влияние на мировом рынке и привлекала все больше государств, заинтересованных в повышении уровня контроля над собственными ресурсами и сырьем стран-конкурентов.

Какие страны входят в ОПЕК сегодня

Состав списка стран ОПЕК менялся преимущественно в сторону увеличения количества участников. Так, в 1960-х годах к сообществу присоединились Алжир, Индонезия, Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты. В следующем десятилетии решение о входе в состав ОПЕК приняли страны: Нигерия, Эквадор, Габон.

В последний состав организации были включены государства:

  • Венесуэла.
  • Иран.
  • Ирак.
  • Кувейт.
  • Саудовская Аравия.
  • Ангола.
  • Индонезия.
  • Ливия.
  • Алжир.
  • Нигерия.
  • Катар.

Российская Федерация выступает лишь наблюдателем, оставаясь независимой от любых решений союза, но постоянно участвуя в общих обсуждениях. Принятие России в состав ОПЕК возможно, но для этого придется выполнить ряд условий вроде возврата партийных запасов золота Бухаресту, признания ошибки в поддержании режима Чаушеску.

Политика организации

С момента создания ОПЕК работает над улучшением благосостояния стран, участвующих в ней. Фактически было создано сообщество, позволяющее противостоять крупным игрокам, ранее представляющих настоящие монополии на нефтяном рынке. Для объединения появилась возможность противопоставлять совокупные интересы политике конкурентов, настаивать на развитии рыночной ситуации во благо небольших стран.

Ключевыми направлениями политики ОПЕК являются:

  • Повышение справочных цен на нефть.
  • Рост налоговых ставок на прибыль с нефтедобычи.
  • Исключение разницы в справочных ценах различных государств, создаваемой из-за различного месторасположения источников сырья.

По сути, все мероприятия сводились и продолжают сводиться к устранению монополии со стороны крупных добытчиков. Последние не раз пытались разобщить участников ОПЕК и сохранить свое влияние, но появление единой политики стало для них весьма непосильным препятствием, и постепенно к организации стали прислушиваться.

Единственным недостатком сообщества является попытка приравнять условия работы на нефтяном рынке для всех участников независимо от личного вклада в общее дело. Иногда внешние политические интересы этих государств противопоставляются, приходится искать компромиссы уже внутри самой ОПЕК.

Структура ОПЕК

Помимо общего состава ОПЕК, важным является организационная структура. Система становится эффективной лишь при наличии четко определенной схемы принятия решений и точном определении ключевых фигур, участвующих в их разработке/озвучивании. Для ОПЕК высшим органом управления является Конференция. Она состоит из делегаций от стран-участников, главой которых обычно становится Министр энергетики или подобной государственной структуры.

Продуманная структура управления ОПЕК позволяет упростить процесс принятия решений

Сбор конференций объявляется два раза в год в штаб-квартире ОПЕК, расположенной в Вене. В экстренных случаях допускается внеочередная сессия, она собирается по просьбе большинства государств и с одобрения «Совета управляющих». Последние занимаются как оперативным управлением, так и составлением текущих докладов, проведением научных исследований, принятием решений о приеме новых членов, утверждением членов «Совета управляющих».

После утверждения состава «Совета управляющих» каждый его член получает двухлетний мандат, в течение данного срока он является полномочным исполнительным органом. По истечении указанного периода кандидатуры пересматриваются. В работе ОПЕК опирается на целый перечень комиссий. Такая схема позволяет избежать монополии при принятии ключевых решений, создает атмосферу объективности при обсуждении любых вопросов.

Что такое Корзина ОПЕК

С 1987 года появилось понятие Корзина ОПЕК (от англ. - OPEC Reference Basket). Его значение равно средневзвешенной цене основных сортов нефти, добываемых внутри «стран-участниц» (по одному от каждого представителя). Состав корзины систематически изменяется согласно смене списка участников и изменению тенденций на мировом рынке.

Последний среднеарифметический показатель корзины рассчитывался из сортов нефти следующих стран:

  • Алжир - сорт Saharan Blend.
  • Ангола - Girassol.
  • Эквадор - Oriente.
  • Иран - Iran Heavy.
  • Ирак - Basra Light.
  • Кувейт - Kuwait Export.
  • Ливия - Es Sider.
  • Нигерия - Bonny Light.
  • Катар - Qatar Marine.
  • Саудовская Аравия - Arab Light.
  • ОАЭ - Murban.
  • Венесуэла - Merey.

Исторический максимум стоимости корзины ОПЕК зафиксирован в 2008 году. Ценовая отметка в $140.73 за баррель нефти была достигнута 3 июля 2017 года, но впоследствии стоимость упала. На январь 2017 года она составила всего $52.91 за баррель. Перерасчет производится ежедневно по завершении очередного торгового дня на бирже.

При оценке корзины учитываются мировые запасы нефти, снижение резерва отдельных стран и изменения способов добычи. Но прогнозы до сих пор сохраняются прежними - уровень $60 за баррель в пятилетней перспективе. Резко изменить ситуацию сможет любое политическое, экономическое или природное явления. При сохранении тех же тенденций прогноз останется прежним.

Квоты ОПЕК

Одним из основных инструментов влияния ОПЕК на нефтяной рынок является назначение квот на добычу. По результатам общего решения обычно публикуются объемы (отдельно для каждой из стран), в итоге все стороны имеют возможность реализовать собственные интересы без нарушения прав остальных государств.

При обсуждении очередного изменения квот/сохранения прежних объемов учитывают:

  • Производственную мощность.
  • Исторические объемы производства.
  • Внутреннее потребление нефти.
  • Затраты на производство.
  • Население.
  • Зависимость от экспорта нефтяного сырья.
  • Наличие и размер внешнего долга.

Полностью данные о назначенных квотах ОПЕК не публикует. О распределении долей на мировом рынке можно судить преимущественно по докладам, озвучиваемым по итогам каждого календарного года. Из-за систематического изменения состава организации часть данных не рассматривается как объективный показатель.

Основные проблемы ОПЕК

Организация ОПЕК объединяет страны лишь по признаку наличия экспорта нефти, но у многих из них периодически возникают внутренние проблемы, мешающие исполнению требований по тем же квотам. Если Саудовская Аравия и все соседствующие с ней страны имеют высокий уровень жизни населения, малую заселенность территории, огромные запасы нефти с невысокой себестоимостью добычи, то Нигерия или Венесуэла постоянно испытывают проблемы с перенаселением и бедностью.

Влияние ОПЕК на мировом рынке высоко, его можно воспринимать в качестве весьма эффективного политического и экономического оружия. Контроль цен выгоден лишь при наличии единого мнения внутри организации, в последнее время этого не хватает. Это влияет на могущество сообщества - при охвате минимум трети всего объема добыча нефти негативно отражается на стабильности цен на сырье.

На протяжении практически пятидесяти лет ОПЕК удавалось сохранять единство между ее членами, но в последнее время появилось недоверие, разрушающее картель. При быстром развитии «добычи дешевой сланцевой нефти» в США и падении спроса в Азии на нефтяном рынке наблюдается неопределенность. Появляются сигналы о приближении еще больших проблем. Так, агрессия ИГИЛ на Ближнем Востоке оказывает подавляющее действие на международную экономику. Сокращение энергетического рынка приводит к недовольству участников ОПЕК, получающих раз за разом уменьшающиеся квоты.

ОПЕК и Россия

Отдельно рассматривается вопрос о взаимодействии ОПЕК и России. Стороны понимают, что ключевым моментом является стабильный рынок энергетики, но временное сотрудничество малоэффективно в направлении работ по росту предсказуемости цен на сырье. Несмотря на независимость РФ от ОПЕК, у нефтяного картеля с Россией много общего.

Когда в 1990-х годах ОПЕК пыталась увеличить рыночную стоимость нефти, стало ясно, что в результате она потеряет значительную часть нефтяного рынка, но этого позволить себе никто не может. В результате очередного собрания «Совета управляющих» было принято решение подключить независимых производителей, включая Россию, но польза от этого появилась лишь в 2000-х годах после «экономической войны».

В начале ОПЕК пыталась в ультимативной форме вынудить Россию снизить количество добываемой и экспортируемой нефти. Россия прислушалась (на словах) к мнению организации и уменьшила объемы экспорта, но на деле наша страна продолжала наращивать мощность добывающего сектора. После ряда последующих конфликтов и различных событий в мире вроде иракского кризиса было принято решение о сотрудничестве.

Аббревиатура ОПЕК расшифровывается как «Объединение стран-экспортеров нефти». Главной целью организации было регулирование цен на черное золото на мировом рынке. Необходимость создания такой организации была очевидной.

В середине XX века цены на нефть стали падать из-за перенасыщения рынка. Большего всего нефти продавал Ближний Восток. Именно там были обнаружены богатейшие месторождения черного золота.

Для того чтобы проводить политику по удержанию цен на нефть в мировом масштабе, нужно было заставить нефтедобывающие страны снизить темпы ее добычи. Только так можно было убрать излишки углеводородов с мирового рынка и поднять цены. Для решения этой проблемы было создано ОПЕК.

Список стран, входящих в состав ОПЕК

Сегодня в работе организации принимают участие 14 стран. Дважды в год в штаб-квартире ОПЕК в Вене проводятся консультации между представителями организации. На подобных встречах принимаются решения о повышении или уменьшении квот добычи нефти отдельных стран или всей ОПЕК.

Основательницей ОПЕК считается Венесуэла, хотя эта страна не является лидером по добыче нефти. Пальма первенства по объемам принадлежит Саудовской Аравии, за ней следуют Иран и Ирак.

Всего же ОПЕК контролирует около половины мирового экспорта черного золота в мире. Почти во всех странах-участницах организации нефтедобывающая отрасль является ведущей в экономике. Поэтому снижение мировых цен на нефть наносит сильный удар по доходам членам ОПЕК.

Список стран Африки, входящие в ОПЕК

Из 54 африканских государств только 6 являются членами ОПЕК:

  • Габон;
  • Экваториальная Гвинея;
  • Ангола;
  • Ливия;
  • Нигерия;
  • Алжир.

Большинство «африканских» участников ОПЕК вступили в организацию в 1960-1970 годы. В то время многие африканские государства освободились от колониального господства европейских стран и получили независимость. Экономика этих стран была ориентирована главным образом на добычу полезных ископаемых и последующий их экспорт за рубеж.

Для стран Африки характерна высокая численность населения, но также и высокий процент нищеты. Для покрытия расходов на социальные программы правительства этих стран вынуждены добывать много сырой нефти.

Для того чтобы выдержать конкуренцию со стороны европейских и американских нефтедобывающих транснациональных корпораций страны Африки и вступили в ОПЕК.

Страны Азии, входящие в ОПЕК

Политическая нестабильность на Ближнем Востоке предопределила вступление Ирана, Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака, Катара, Объединенных Арабских Эмиратов. Азиатские страны-участницы организации характеризуются слабой плотностью населения и огромными зарубежными инвестициями.

Доходы от нефтедобычи настолько огромны, что Иран и Ирак оплачивали свои военные расходы в восьмидесятые годы двадцатого века продажей нефти. Причем воевали эти страны друг против друга.

На сегодня политическая нестабильность на Ближнем Востоке угрожает не только самому региону, но и ставит под угрозу мировые цены на нефть. В Ираке и Ливии идет гражданская война. Снятие санкций с Ирана грозит наращиванием добычи нефти в этой стране, несмотря на явное превышение квоты ОПЕК на нефтедобычу.

Страны Латинской Америки, входящие в ОПЕК

Всего две страны Латинской Америки входят в ОПЕК – это Венесуэла и Эквадор. Несмотря на то, что Венесуэла – страна-инициатор основания ОПЕК, само государство является политически нестабильным.

Недавно (в 2017 году) по Венесуэле прокатилась волна антиправительственных протестов, связанных с непродуманной экономической политикой правительства. За последнее время государственный долг страны значительно вырос. Некоторое время страна держалась на плаву за счет высоких цен на нефть. Но с падением цен обрушилась и экономика Венесуэлы.

Страны-экспортеры нефти, не входящие в ОПЕК

В последнее время ОПЕК лишилась рычагов давления на своих членов. Такой положение во многом связано с тем, что на мировом рынке появилось несколько стран-импортеров нефти, не входящих в состав ОПЕК.

В первую очередь это:

  • Россия;
  • Китай;

Несмотря на то, что Россия не входит в ОПЕК, она является постоянным наблюдателем в организации. Наращивание объемов добычи нефти странами, не входящими в ОПЕК, приводит к снижению стоимости нефти на мировом рынке.

Однако повлиять на них ОПЕК не может, поскольку даже члены организации не всегда соблюдают договоренности и превышают допустимые квоты.

Многие компании и представители-специалисты стран входящие в ОПЕК приезжают на довольно крупную выставку «Нефтегаз», проходящую в Москве.

В сентябре прошлого года организация ОПЕК отметила свой юбилей. Она была создана в 1960 году. Сегодня страны ОПЕК занимают лидирующую позицию в области экономического развития.

ОПЕК в переводе с английского «OPEC» — «Организация стран-экспортёров нефти». Это международная организация, созданная для того чтобы контролировать объёмы продаж сырой нефти и установления цены на неё.

Ко времени создания ОПЕКа на нефтяном рынке были существенные излишки чёрного золота. Появление лишнего количества нефти объясняется стремительной разработкой обширных её месторождений. Основным поставщиком нефти был Ближний Восток. В середине 50-х годов ХХ столетия на рынок нефти вышел СССР. Объёмы добычи чёрного золота в нашей стране увеличились вдвое.

Результатом этого стало возникновение серьёзной конкуренции на рынке. На этом фоне цены на нефть существенно упали. Это и способствовало созданию организации ОПЕК. 55 лет назад эта организация преследовала цель поддержания адекватного уровня цен на нефть.

Какие государства входят

На сегодняшний день в эту организацию входит 12 держав. К ним относятся государства Ближнего Востока, Африки и Азии.

Россия членом ОПЕК в 2019 году не является. Характеристика держав, находящихся в составе этой организации — дело непростое. С уверенностью можно сказать только одно: как и 55 лет назад, сегодня страны, находящиеся в составе списка, объединяет нефтяная политика.

Инициатором создания этой организации была . Изначально в список вошла она, а также ведущие государства-экспортёры нефти. После этого список пополнился и . Ливия вошла в список не во времена полковника Каддафи, как думают многие, а при короле Идрисе, в 1962 году. вошли в список только в 1967 году.

В период 1969-1973 гг. список пополнили такие члены, как , и . В 1975 году список пополнил Габон. В 2007 году в список вошла . Пополнится ли список ОПЕК в ближайшее время, доподлинно неизвестно.

Что представляют собой страны

Государства, находящиеся в составе этой организации в 2019 году, производят только 44% от объёмов добычи нефти во всём мире. Но эти страны оказывают огромное влияние на рынок чёрного золота. Это объясняется тем, что государства, находящиеся в составе этой организации, владеют 77% всех разведанных запасов нефти во всём мире.

В основе экономики Саудовской Аравии находится экспорт нефти. Сегодня это государство-экспортёр чёрного золота располагает 25% запасов нефти. Благодаря экспорту чёрного золота страна получает 90% доходов. ВВП этого крупнейшего государства-экспортёра составляет 45 процентов.

Второе место по добыче золота отдано . Сегодня это государство, являющееся крупным экспортёром нефти, занимает 5,5% на мировом рынке. Не менее крупным экспортёром следует считать . Добыча чёрного золота приносит стране 90% прибыли.

До 2011 года завидное место по добыче нефти занимала Ливия. Сегодня ситуацию в этом, некогда богатейшем государстве, можно назвать не просто сложной, а критической.

Третьим по величине запасов нефти является . Южные месторождения этой страны могут добывать до 1,8 млн чёрного золота в одни только сутки.

Можно сделать вывод, что большая часть государств, входящих в ОПЕК, находится в зависимости от прибыли, которую приносит их нефтяная промышленность. Единственным исключением из этих 12 государств является Индонезия. Эта страна получает доходы ещё от таких отраслей, как:

Для остальных держав, находящихся в составе ОПЕК, процент зависимости от продажи чёрного золота может составлять от 48 до 97 показателей.

Когда наступают сложные времена, то у государств, имеющих богатые запасы нефти, есть только один выход - как можно скорее диверсифицировать экономику. Происходит это за счёт осваивания новых технологий, способствующих сбережению ресурсов.

Политика организации

Кроме цели унификации и координации нефтяной политики, у организации есть не менее приоритетная задача — считать стимуляцию экономичных и регулярных поставок товара членами тех государствам, которые являются потребителями. Ещё одной важнейшей целью является получение справедливой доходности на капитал. Это актуально для тех, кто активно вкладывает средства в промышленность.

К основным органам управления ОПЕК следует отнести:

  1. Конференцию.
  2. Совет.
  3. Секретариат.

Конференция является высшим органом этой организации. Высшей должностью следует считать должность генерального секретаря.

Встречи министров энергетики и специалистов по чёрному золоту происходят два раза в год. Главной целью заседания является оценивание, в каком состоянии находится международный рынок нефти. Ещё одной приоритетной задачей является разработка чёткого плана по стабилизации ситуации. Третьей целью собрания является прогнозирование ситуации.

О том, каков прогноз организации, можно судить по ситуации на рынке чёрного золота в прошлом году. Представители стран-участниц этой организации утверждали, что цены будут сохранены в размере 40-50 долл.США за 1 баррель. При этом представители этих государств не исключали, что цены могут вырасти и до 60 долл. Это могло произойти только в случае интенсивного роста экономики Китая.

Судя по последней информации, в планах руководства этой организации нет желания сократить количество добываемых продуктов нефти. Также организация ОПЕК не вынашивает планов относительно вмешательства в деятельность международных рынков. По мнению руководства организации, необходимо дать международному рынку шанс самостоятельной регуляции.

Сегодня цены на нефть близки к критичной точке. Но ситуация на рынке такая, что цены могут как стремительно падать, так и возрастать.

Попытки решить ситуацию

После начала очередного экономического кризиса, который охватил весь мир, страны ОПЕК приняли решение снова собраться. До этого 12 государств собирались, когда произошло рекордное падение фьючерсов на чёрное золото. Тогда размер падения был катастрофическим — до 25 процентов.

Судя по прогнозу, который дали эксперты организации, кризис не затронет только Катар. В 2018 году цена на нефть марки Brent составляла около 60 долл.США за 1 баррель.

Ценовая политика

Сегодня ситуация для самих участников ОПЕК выглядит следующим образом:

  1. Иран -цена, при помощи которой обеспечивается бездефицитный бюджет государства — 87 долл.США (доля в организации составляет 8,4%).
  2. Ирак — 81 долл. (доля в организации — 13%).
  3. Кувейт — 67 долл. (доля в организации — 8,7%).
  4. Саудовская Аравия — 106 долл. (доля в организации — 32%).
  5. ОАЭ — 73 долл. (доля в организации — 9,2%).
  6. Венесуэла — 125 долл. (доля в организации — 7,8%).

По некоторым данным, на неофициальной встрече, Венесуэла выступила с предложением сократить текущие объёмы производства нефти до 5 процентов. Эта информация пока не подтвердилась.

Ситуацию внутри самой организации можно назвать критической. Год изрядно подешевевшего чёрного золота сильно ударил по карману государств ОПЕК. По некоторым данным, суммарный доход государств-участников может снизиться до 550 миллиардов долларов США в год. Предыдущая пятилетка показывала куда более высокие показатели. Тогда годовой доход этих стран составляет 1 трлн. долл. США.