Дикий кабан — животное всеядное, режим его питания зависит от мест обитания, наличия и доступности кормов. Этот зверь не имеет постоянных, используемых в течение всего года кормов. Где обитает это животное? Существует ли разница в том, чем питается дикий кабан в природе и в домашних условиях? На эти вопросы мы ответим в этой статье.

Где живет кабан?

Эти животные вначале появились в странах Азии, Северной Африки. Позже они заселили острова Суматру, Яву и многие другие. Сегодня дикие кабаны распространены от Атлантического до Тихого океана, включая северную Африку, Восточную, Южную Европу, а также Среднюю, Центральную Азию севернее Гималаев.

Раньше ареал был значительно шире. Помимо Британских островов, в него входил юг Скандинавии, где в наши дни дикий кабан истреблен. В нашей стране он распространен в лесах Сибири, в Красноярском крае, в нескольких районах Иркутской области. Небольшие популяции зафиксированы в Подмосковье. Среда обитания зверя - горные, тропические леса с повышенной влажностью. В России эти мощные животные облюбовали болотистые местности и дубовые леса.

Дикий кабан: описание и повадки

Мощное животное имеет туловище клиновидной формы, что помогает зверю преодолевать густые заросли, не оставляя преследуемой им жертве, ни малейшего шанса на спасение. В длину туловище кабана может достигать 180 см, а рост в холке - около 110 см, при весе почти в три центнера, хотя чаще встречаются особи весом в 150 кг.

Самец всегда крупнее и тяжелее самки. Интересно, что при таких внушительных размерах, животное может развивать скорость до 45 км в час.

Голова

Удлиненная передняя часть черепа с мощной верхней челюстью позволяет животному рыть землю, чтобы добыть пропитание. Носовая часть завершается мощным пятачком-рылом, на который и ложится основная работа по рыхлению грунта. Оно имеет очень жесткое окаймление, которое и помогает отыскивать корм.

У кабана 44 зуба: 12 резцов, 28 коренных и 4 клыка. Крепкими зубами животное хватает добычу, удерживает и пережевывает ее. Им без труда поддаются орехи, корневища, кости — все, чем питаются дикие кабаны. Особого внимания заслуживают клыки кабана. У зрелых особей они достигают длины в 25 см. С их помощью зверь отыскивает пищу, раскапывая грунт для добычи корней растений. Кроме того, они используются при обороне от волков и медведей.

Интересно, что клыки начинают развиваться у поросят в утробе матери и у новорожденных поросят они готовы выполнять свою функцию.

Конечности

Хорошо развитые, мускулистые, заканчивающиеся копытцами. Передние ноги развиты сильнее, они служат не только для передвижения, но и для рытья почвы. Высота конечностей позволяет грузному животному перепрыгивать через высокие преграды и даже прыгать в длину.

Шерстный покров

Шерсть очень жесткая, напоминающая щетину. Окрас может варьироваться от коричневого до темно-серого цвета. Зимой она становится очень густой с плотным подшерстком.

Образ жизни

Это животное не очень хорошо видит, зато у него отлично развито обоняние. Запах человека он чувствует на расстоянии четырехсот метров. Резкие запахи зачастую отпугивают животное и срывают охоту.

В основном, дикие кабаны живут стадами. В их состав входят самки с потомством прошлого года. Взрослый кабан покидает его и живет в одиночестве. В стадо приходит на период спаривания, и в это время принимает на себя роль вожака. Активны кабаны по ночам, когда они выходят, чтобы раздобыть пищу и принять водные процедуры.

Днем он обычно отдыхает на болотах или в камышах, прячась в кустарниках. Довольно интересны повадки дикого кабана. Животные чувствительны к резким перепадам температур. Чтобы избежать солнечных ожогов и защитить себя от укусов насекомых, они тщательно измазывают грязью все тело. Вероятно, поэтому важным условием для их комфортного проживания является наличие водоема возле лежбища.

Кабаны стараются держаться на почтительном расстоянии от людей. Они крайне редко приближаются к населенным пунктам, зато регулярно совершают вылазки на поля, где растет кукуруза или овес. Не меняются повадки кабана и зимой. Он мало двигается, поскольку ему сложно передвигаться по глубокому снегу.

Дикий кабан: питание (корма, еда)

Все корма этого животного можно разделить на четыре группы:

  • плоды, орехи, семена и ягоды;
  • подземные части растений;
  • вегетативные части растений (надземные);
  • животные корма (насекомые и их личинки, дождевые черви, рыба и моллюски, грызуны и птицы, падаль и лягушки).

Следует отметить, что все, чем питаются дикие кабаны в природе, можно разделить на сезонные группы и видовой состав. Большую часть кормов (подземные части растений, животные корма) зверь находит не на поверхности, а в почве. В три с половиной раза больше кабан поедает подземных кормов, нежели наземных.

Дикий кабан питается тем, что встречается на пути. Он наделен хорошей памятью, а потому может возвращаться на места, где он поел наиболее сытно. Это животное всеядно. Отвечая на вопрос, чем питаются кабаны в природе, можно констатировать, что в пищу употребляется все, что зверь находит, что дарует ему природа в определенный период.

Рацион диких кабанов зависит от ряда факторов:

  • ареала обитания;
  • произрастания тех или иных растений;
  • ареала насекомых и животных, которые могут стать добычей;
  • доступности кормов;
  • времени года.

Питание весной

Отощавший и исхудавший за долгую зиму дикий кабан, готов есть все, вплоть до коры молодых деревьев. Но солнышко все интенсивнее пригревает, тает снег, появляются живые обитатели в лесу. Чем питается дикий кабан в этот период? Если удается поймать небольших позвоночных, то кабан будет сыт в течение нескольких дней. Иногда приходится рыть оттаявшую землю, чтобы найти корневища одуванчика, горца, гравилата. Кроме того, на поверхности можно обнаружить прошлогодние орехи и желуди. Просыпаются насекомые, которые также разнообразят рацион.

С появлением зелени кабан с аппетитом поедает жгучую крапиву, осот, гравилат. Зверь находит в укромных местах личинки, которые в прошлом году были отложены насекомыми, В конце весны начинают вить гнезда птицы. Если они оказываются в пределах досягаемости, то и яйца и сами птицы становятся добычей кабанов.

Летний рацион

Это самое сытное время для этих мощных животных. Нетрудно догадаться, чем питаются дикие кабаны в этот период. Нежные побеги растений, плоды и ягоды, листья и семена — все, что к этому моменту успело созреть, и то, что еще лишь набирает соки и выходит на поверхность земли, все попадает в пасть дикого кабана. Едят кабаны и мелких позвоночных: ежей и мышей, лягушек, а также беспозвоночных — личинок насекомых, дождевых червей. Если зайцу не удалось вовремя убежать от кабана, то и он может стать ужином для зверя.

Изобилие кормов осенью

Желуди и орехи — любимое лакомство кабанов. Эти плоды содержат большое количество жиров и белка, что позволяет животному быстро насытиться. Особенно комфортно кабаны чувствуют себя осенью в дубовых лесах. К осени появляются многочисленные грызуны с потомством. Именно они становятся легкой добычей для кабанов.

Нередко, в поисках пищи, эти животные наносят визиты на огороды дачников и селян. В это время они становятся настоящим бедствием, уничтожая огороды. Корнеплоды и капуста, а также их ботва, черви, в изобилии находящиеся в огородной почве, семейка кабанов уничтожает без остатка.

Зимнее питание

Зимой зверя выручает хорошее чутье. В снегу порой проскакивает мышь, порой замерзает птица, и она идет на обед. Имея отличную память, кабаны возвращаются к дубам и ореховым деревьям, разрывают снег и отыскивают упавшие плоды. Хвощ, который летом кабаны не едят, зимой становится прекрасным подспорьем. Морозы преобразуют в сахара простые углеводы и хвощ становится сладким.

Не брезгуют эти животные и остатками от чужого пиршества. Кости животных, падаль — все идет для утоления голода. Только самые сильные и выносливые животные переносят зиму. Весной поголовье заметно сокращается.

Питание в домашних условиях

Следует знать, чтобы разводить диких кабанов, необходимо знать, чем питаются эти животные в домашних условиях. Для этого подойдет животная и растительная пища: молодые особи с удовольствием поедают каши из смесей зерновых, вареные и свежие корнеплоды.

А для обогащения рациона следует давать кабанам молоко, фарш, цыплят, грызунов. В сутки объем пищи должен быть не менее шести килограммов. Балуйте диких свиней желудями и орехами.

02 марта 2014

Животные живут повсюду: в лесополосах, горах и пустынях, в воздухе и даже среди вечных снегов. Животные – 75% всех живых существ, живущих на планете. Их очень много и все они такие разные.

Животные различаются друг от друга формой, размерами, окраской. Каждое животное уникально по-своему. Благодаря уникальности и разнообразию, кузнечик не похож на медведя, а лиса не похожа на муравья.

Разумеется, что животные, как и любые другие живые организмы дышат, питаются, размножаются и уходят в мир иной. Животные, как и люди, могут бегать, прыгать, плавать, ползать, ходить. Они также ежедневно ищут себе пищу, место для ночлега и партнеров для продолжения рода.

На сегодняшний день, науке известно более 2 миллионов разновидностей животных.

Чем же питаются братья наши меньшие, живущие в дикой природе? Каким образом, эти два миллиона находят себе еду?

Присмотревшись повнимательнее и немного понаблюдав за животными, можно сделать вывод, что зайцам по вкусу сочная трава, молодые зеленые побеги, кора деревьев. Едой для линя служит водная растительность, а пчелы с удовольствием питаются нектаром и цветочной пыльцой. Интересно, но, не смотря на то, что все эти представители животного мира абсолютно разные, они имеют одну общую черту – они являются травоядными.

В тоже время, волки абсолютно равнодушны к растениям. Их рацион формируют косули, зайцы, дикие свиньи. Сова употребляет мышей, а божья коровка уничтожает тлю. Казалось бы, ну, что может быть общего у этих животных? Оказывается, все они являются хищниками, поскольку поедают других животных.

Но в загадочном мире природы, встречаются и всеядные животные, которые вполне могут съесть и сочное, зеленое растение, и полакомиться свежим мясом.

Мудрая природа создала животный мир таким, что каждое животное зависит от другого представителя животного мира. По сути, все животные, насекомые и водоплавающие, являются звеньями одной цепочки.

Травоядные животные потребляют траву, в свою очередь эти животные являются пищей для хищников. Если по каким-либо причинам в данной местности исчезает растительность, то травоядные животные также покидают регион. В след за ними хищные животные отправляются в другие местности в поисках пищи.

Таким образом, все животные и вся растительность планеты составляют собой единую пищевую цепочку. Именно поэтому, при исчезновении одного вида растений или животных, нарушается природная цепь и в результате, страдает большое количество других представителей животного мира.

Читайте также

01.04.2019

Говорят, что талантливые люди талантливы во всем. Про Дарью Юрскую это точно можно сказать. Девочка...

30.04.2018

Собственный дворик или дача всегда привлекали простором. Каждый добрый хозяин всегда стремится...

09.03.2018

Одним из самых серьезных вызовов для человечества и глобальной проблемой становится загрязнение...

04.02.2018

Собаки давно стали надежными спутниками человека. Есть сторожевые собаки, которые будут надежно охранять...

29.09.2014

Довольно интересных домашних питомцев, как улиток сегодня можно встретить в доме многих современных...

В разделе на вопрос как питаются животные (доклад) заданный автором Даяна тойчиева лучший ответ это
Разные животные, питаются по-разному.
Всех животных, можно разделить на две большие группы, хищники, и травоядные.
Хищники, это животные, которые питаются мясом других животных.
Сюда относятся, волк, лиса, тигр, лев, кот, и многие другие.
Другая большая группа, это травоядные.
Травоядные питаются не только травой, как можно понять из названия, это животные которые питаются растительной пищей.
Лось, олень, косуля, заяц, барсук, ежик, и многие другие.
Есть животные, которые в зависимости от ситуации питаются различными видами пищи.
Это медведь, кабан, от части лиса, и другие животные.
Их иногда называют всеядными.
Обе эти группы тесно взаимосвязаны.
И малое количество травы, и других растений, со временем сказывается на поголовье хищников.
Если мало травы, то мало травоядных, если мало травоядных, то мало пищи для хищников, и так далее.
Такая система, называется пищевая цепочка.
Хотя в философском смысле, лучше было бы назвать ее кольцом.
Поскольку хищник, когда умирает, становится удобрением, и в месте его последней спячки, лучше растет трава, которую съест травоядное, которое в свою очередь скушает другой хищник.
И такой круговорот в природе.
Вот и не верь буддистам, с их колесом сансары, и бесчисленными перерождениями.
Следует отметить, что разделение на травоядных и хищников, не является характерным только для животных, оно универсально, и птиц, и рыб, и рептилий, тоже можно разделить на эти две группы.
Вот так, питаются разные животные.
Успехов вам, и всего наилучшего.


Цели: уточнить знания детей о животных; знать названия, их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.; образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса -ищ; подбор слов-антонимов; согласовывать числительные с существительными; упражняться в подборе эпитетов; развивать словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал - картинки с изображением диких животных и их частей тела.

Ход занятия

1. Организационный момент

Сядет тот, кто назовет животных, которые живут в лесу.

2. Беседа по картинкам о диких животных . Логопед выставляет картинки животных.

Как называются эти животные? (Дикие.) Почему? а) Логопед загадывает загадку:

Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый - краса - А зовут ее... (Лиса.)

Какая лиса? (Хитрая, быстрая, рыжая, ловкая...)

Кто еще живет с лисой? (лис, лисенок, лисята.) Дидактическая игра «Чье это?» (по картинкам)

(Лисья морда, лисьи уши и т.д.) Образование сложных прилагательных:

У лисы тонкие лапы. Какая лиса? (Тонколапая.)

У лисы длинный нос.

У лисы острые уши.

У лисы короткие усы.

У лисы рыжий хвост.

У рыжей лисы красивая густая, пушистая шерсть. Тело ее очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, стоячие, глаза с овальными зрачками. Ноги у лисы короткие, тонкие. Она всеядна, но больше всего любит свежее мясо. Охотится на мышей, водяных крыс, зайцев. У лисы хороший слух, обоняние. Зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. У нее тоже много врагов, из которых самый опасный - волк.

б) Логопед загадывает загадку: Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу. (Медведь.)

Какой медведь? (Косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый...)

Дидактическая игра «Чье это?». (По картинкам.) (Медвежья лапа и т.п.)

Назови членов семьи медведя. (Медведь, медведица, медвежо нок, медвежата.)

Как называется жилище медведя? (Берлога.)

У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью. У него большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глаза. У медведя слабое зрение. Уши небольшие, круглые. Лапы при ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками. Поэтому медведя назвали косолапым. Медведь очень сильное животное. Питается грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле, и мелкими животными. Особенно любит полакомиться медом, и даже имя свое получил за это - медведь: ведает, где мед. Осенью он усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов медведь засыпает в своей берлоге.

в) Логопед загадывает загадку: Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк.)

Продолжите предложение по смыслу: Волк - это папа в семье волков. Мама - ... (волчица). Дети - ... (волчата).

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом и с помощью суффикса -ищ:

У волчицы усы. У волчонка - усики. У волка - усищи. (Аналогично: глаза, нос, хвост.)

Какой волк? (Злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лох матый...)

Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, широкий лоб, толстая шея, уши торчат, зубы острые. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие острые когти. У волка прекрасное зрение. Он видит даже, в темноте. Слух острый. Может долго охотиться за добычей. И как только она теряет силы и не может бежать, волк сразу нападает на нее. Волк - хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса». Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водоема, в глухом месте.

г) Логопед загадывает загадку: Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке беленькой зимой, А в шкурке серой - летом.(Заяц.)

- Какой заяц? (Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий...) Дидактическая игра «Скажи наоборот»: черный - белый, смелый - трусливый, быстрый - медленный, веселый - грустный, умный - глупый, длинный - короткий.

У зайца красивая, пушистая, мягкая шерсть. Во время прыжка заяц выбрасывает вперед сначала длинные задние лапы, а потом передние короткие. Норы не делает. Днем лежит под кустом,
ночью добывает себе пищу. Летом ест траву, зимой - сено, кору деревьев и кустарников. У зайца много врагов: лиса, волк, ястреб, сова, орел. Зимой его спасает белая окраска.

3. Физкультминутка

4. Продолжение беседы о диких животных. Логопед загадывает загадку:

Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтобы зверю жить в тепле. (Белка.)

Какая белка? (Быстрая, ловкая, красивая, пушистая, шустрая, рыжая...)

Сосчитайте, сколько белок на картинке? (одна белка, две белки...)

Большая белка - это мама. Как ее называют? (Бельчиха.) А маленькие - это дети. Как их называют? (Бельчата.) А один - (Бельчонок.)

Дидактическая игра «Чье это?»

Белка - маленький, беззащитный зверек. У нее пушистая, рыжеватая шерстка, выпуклые черные глаза. Большой пушистый хвост, размером с саму белку. На затылке торчат ушки с кисточками. Зубы у белки большие, изогнутые и очень острые. Питается орехами, семенами хвойных деревьев. На зиму она делает в дуплах запасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках кустарников. Белка спасается от врагов только тем, что прячется в густых ветках деревьев и дуплах.

б) Логопед загадывает загадку: Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. (Еж.)

Какой еж? (Колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, ум ный...)

Назовите его семью. (Еж, ежиха, ежата, ежонок.) Дидактическая игра «Закончи предложение».

Ты увидел в лесу (кого?) ... ежа. Мы любуемся (кем?) ... ежом. Нам понравился (кто?) ... еж. Мы молока дадим (кому?) ... ежу. Я вам рассказала (о ком?) ... о еже.

Еж - удивительное животное, приспособленное к самым опасным ситуациям. Тело его покрыто жесткими торчащими иголками. При опасности еж свертывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмешься. Питается зверек жучками, червячками, лягушками. Зимой еж спит в норке под корнем большого дерева.

в) Логопед показывает картинку и рассказывает о лосе.

Лось - очень крупное животное. У него высокие ноги, сравнительно короткое туловище. На большой голове - рога. Окраска лося буровато-черная. Летом лось питается листьями, ягодами, грибами. Зимой, раскапывая снег, ищет сухую траву и ест кору деревьев.

5. Итог занятия

Материал для закрепления

I. Уточнить, почему они называются дикими животными, чем питаются, как передвигаются, где живут. Знать названия детенышей, семью. Подобрать эпитеты к каждому животному. Составить рассказ о любом животном.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: волк - волки - волков и т.д.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: белка - белочка и т.д.

3. Образование сложных прилагательных.

Например: У лисы длинный хвост. Какая лиса? - Длиннохвостая.

У зайца короткий хвост - ... тонкие лапы - ... , короткие лапы - ... , толстые лапы - ... , длинные уши - ... , острые уши - ... , короткие усы - ... .

4. Образование притяжательных прилагательных. Например: Нора лисы. Чья нора? - Лисья. Берлога медведя. - ...

Дупло белки. - ... Логово волка. - ... Морда лисы. - ... Хвост зайца. - ...

Образование существительных с помощью суффикса -ищ. Например: нос - носище и т.д. (лапы, хвост, усы, глаза, зубы).

Подбор слов-антонимов.

Например: У лисы длинный хвост, а у зайца короткий хвост. У медведя толстые лапы, а у лисы... и т.д.

7. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».

8. Закрепить употребление предлогов: на, с, вокруг, между, из-за, около.

С этими предлогами составить предложения и записать в тетрадь.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение МКДОУ д/с № 46 «Гнездышко»

Составили воспитатели: Зимова Мария Федоровна Степанова Ирина Анатольевна

Вид проекта познавательно — творческий

Участники: дети старшей-подготовительной группы «Гнездышко»

Взаимодействие педагогов: воспитатели, родители

Срок реализации проекта: 3 недели

Образовательные области: Ознакомление с окружающим миром, развитие речи.

Актуальность: Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Дети не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предметы.

Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта. Обогащение знаний детей о диких животных в образовательной деятельности.

1) Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.

2) Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)

3) Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных.

4) Воспитывать желание оказывать помощь животным.

Основные направления реализации проекта:

1) Познание: «Дикие животные наших лесов»;

2) Драматизация сказки «Снежный колобок »;

3) Беседа на тему «Кто как к зиме готовится»;

4) Домашнее задание для детей и родителей - Создание «Книжка -малышка про диких животных»

Предварительная работа:

1) Подбор иллюстративного материала по теме, настольно - печатных игр, дидактических игр, игрушек диких животных, материалов для игр.

2) Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей.

Участие родителей в проекте:

1) Разучивание диалогов с детьми, участвующими в выступлении на сказочном развлечении.

2) Выполнение домашнего задания родителями вместе с детьми (Создание «Книжка - малышка про диких животных»).

Проблема: Кого можно из животных встретить в лесу зимой?

Решение: Путешествие в зимний лес (сказка «Снежный колобок»)

Подготовительный этап.

Предварительная работа:

Подбор иллюстративного материала по теме, настольно - печатных игр, дидактических игр, игрушек диких животных, материалов для игр.

Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, изготовление дидактических игр, подборка иллюстрированного материала из интернет ресурсов для презентации «Животные в зимнем лесу»

Основной этап — деятельный

Беседа на тему: «Кого из животных можно встретить в лесу зимой?», «Кто зимой спит?».

Рассматривание иллюстраций, слайдов по теме.

Просматривание видеороликов

Чтение русских народных сказок, героями которых являются звери и животные

Разгадывание загадок

Развивающие игры: «Чей малыш», «Кто лишний», «Чей хвост», «Чьи детки», «Кто где живет», «Составь животного из частей»,

Игра «У медведя во бору»

Д/Игры со словами: «Кто кем был», «Кто где живет», «Кто чем питается», «Мама, папа, детеныш», «Чьи уши, следы, хвосты».

Театрализация сказки «Снежный колобок»

Продуктивная деятельность:

Лепка «Зайчик»

Аппликация «Животное леса» (по желанию детей)

Рисование по сказке «Три медведя»

Пластилинография «Угощение для белочки»

Взаимодействие с родителями

Помочь в изготовлении и подборе костюмов для театрализации

Завершающий этап.

Инсценировка по сказке «Снежный колобок» с использованием ИКТ.

Предполагаемый результат проекта

Приобретение детьми новых знаний о диких животных.

Узнавать и называть детёнышей

Название жилища

Отгадывать загадки

Составлять описательный рассказ по карточкам

Называть животных, которые зимой спят

Владеть обобщающими понятиями

Презентация проекта: демонстрация слайдов.

Загадки.

Сейчас я Вам загадаю животных, а вы угадайте, кто это:

а) Кто пчелиный любит мед? Лапу кто зимой сосет? (медведь).

б) Что за зверь лесной стал, как столбик, под сосной? У этого зверька уши больше головы. (заяц).

в) Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней? (лиса).

г) Всё время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это — … (волк)

д) Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил?

А в кусты через пенек промелькнул, как огонек? (белка).

е) Словно елка, весь в иголках.

Сам он круглый, а не мяч, рта не видно, а кусач,

Голой ручкой не возьмешь, ну, скажите, это … (ёж)

Большая верхняя губа,

На нём — громадные рога,

Ему природа дорога.

В лесу крупнее зверя не нашлось

Раз он - сохатый, значит - (лось).

«Кто кем раньше был».

А сейчас я с вами поиграю. Взрослые животные раньше были кем? (малышами, детёнышами).

Медведь был кем? — медвежонком

Лиса - лисенком

Заяц - зайчонком

Ёж - ежонком

Волк - волчонком

Белка - бельчонком

Лось - лосенком

«Кто где живет?»

Ребята, у каждого животного есть свой дом и он имеет своё название. Давайте с вами вспомним, кто где живёт. (Отвечать мы будем полным предложением):

У лисы дом называется - нора. Лиса живет в норе. (СЛАЙД №

3). У медведя дом - берлога. Медведь живет в берлоге. (СЛАЙД №

3). У волка дом называется логово. Волк живет в логове. (СЛАЙД №

4). Заяц живет под кустами. (СЛАЙД №

5). У ежа дом называется норка. Еж живет в норке.

(СЛАЙД № 5)

У белки домик - дупло. Белка живет в дупле. (СЛАЙД № 5).

Лось живет вдалеке от людей, в чаще. (СЛАЙД № 6).

«Кто чем питается?»

Ребята, давайте вспомним, чем питаются дикие животные. (Дети отвечают на вопрос). Я вам расскажу, какое это животное.

Лиса питается мясом (куры, заяц) и рыбой. Также может есть плодовые ягоды. Это хищное животное. (СЛАЙД № 7).

Белка питается грибами и орешками. Это животное называют грызуном. (СЛАЙД № 8).

Заяц летом ест траву, а зимой кору деревьев. Это травоядное животное. (СЛАЙД № 9).

Медведь летом питается мясом, рыбой, ягодами. А зимой он сосет лапу. Медведь хищник. (СЛАЙД № 10).

Волк питается зайцами, сусликами, домашними гусями, может съесть кладку яиц. Это хищное животное. (СЛАЙД № 11).

Еж питается грибами, яблоками, ужами, лягушками. (СЛАЙД № 12).

Лось питается мхами, грибами, ягодами, корой ивы, сосны, осины. (СЛАЙД № 13).

«Мама, папа и детеныш».

Ребята, у каждого животного есть семья. Давайте скажем, кто входит в состав семьи каждого животного. Это семья медведей. Мама медведица, папа медведь и их детеныш медвежонок. (СЛАЙД № 14).

Это семья волков. Мама волчица, папа волк и их детеныш волчонок. (СЛАЙД № 15).

Это семья лис. Мама лиса, папа лис, детёныш лисенок. (СЛАЙД № 16).

Это семья зайцев. Мама зайчиха, папа заяц, детеныш зайчонок. (СЛАЙД № 16).

Это семья ежей. Мама ежиха, папа еж и их детеныш ежонок. (СЛАЙД № 16).

Это семья белок. Мама белка, папа белка, детеныш бельчонок. (СЛАЙД № 16).

Это семья лосей. Мама лосиха, папа лось и их детеныш лосенок. (СЛАЙД № 17).

Физкультминутка «Дикие животные».

Как-то раз лесной тропой Дети идут по кругу

Звери шли на водопой. Дети идут по кругу

За мамой - лосихой топал лосёнок, Идут, громко топая

За мамой - лисицей крался лисёнок, Крадутся на носочках

За мамой - ежихой катился ежонок, Передвигаются вприсядку

За мамой - медведицей шёл медвежонок, Идут вперевалку

За мамою - белкой скакали бельчата, Скачут вприсядку

За мамой - зайчихой косые зайчата, Скачут на прямых ногах

Волчица вела за собою волчат Крадутся

Все мамы и дети напиться хотят. Лицо вкруг, лакательные движения языком

Чьи уши? следы? хвост? (образование притяжательных прилагательных по картинкам).

Ребята, когда животные идут по снегу, они оставляют что? (следы).

Следы медведя, чьи это следы? - медвежьи(СЛАЙД № 18).

Волка - волчьи (СЛАЙД № 18).

Лисы — лисьи (СЛАЙД № 18).

Зайца - заячьи (СЛАЙД № 19).

Ежа - ежиные (СЛАЙД № 19).

Белки - беличьи (СЛАЙД № 20).

Лося - лосиные (СЛАЙД № 20).

Загрузить: Didakticheskie_igry_o_dikih_zhivotnyh.pptx (5,6мб)

Все животные являются гетеротрофами , то есть питаются органическими веществами. Они не могут как растения сами синтезировать органическое вещество из неорганических веществ. Конечно, большинство органических веществ, поступивших в организм животного, изменяется в нем с помощью биохимических реакций, становятся «родными» для данного вида животного. Однако поглотить животное всё-равно должно органическое вещество.

И хотя все животные гетеротрофы, способов их питания огромное множество, так как животные сильно отличаются между собой. Одни устроены просто, другие сложнее. Одни обитают в воде, другие на суше. Каждое животное приспособлено для питания «своей» пищей. Главное, чтобы пища была органической природы.

В каждой группе животных по типу питания можно выделить различные подгруппы. Так растительноядные животные могут питаться листвой, травой, семенами, нектаром цветков и др. Плотоядные животные могут есть одноклеточных, насекомых, лягушек, птиц, млекопитающих, умерших животных. У каждого вида животного в связи с приспособлением к питанию определенными живыми организмами будут наблюдаться свои особенности строения и поведения.

Обычно у растительноядных млекопитающих пищеварительная система более сложная, так как переваривать растительную пищу сложнее. Однако у млекопитающих-хищников более сложное поведение, так как поймать жертву не всегда просто. При этом надо ее выслеживать, затаиваться, неожиданно нападать. При этом жертва имеет приспособления, чтобы убегать от хищника и защищаться от него (например, объединяясь в стада). Различаются и зубы травоядных и хищников. У растительноядных млекопитающих хорошо развиты резцы и коренные зубы.

У хищников есть мощные клыки.

Хотя животные приспосабливаются к конкретному виду пищи, есть среди них и «универсалы» — всеядные животные. Из млекопитающих примерами таких животных являются медведь, человекообразные обезьяны, человек. Всеядность позволяет не зависеть от конкретного вида пищи, и при ее исчезновении переходить на другое питание. Другими словами, всеядность — это полезное приспособление, дающее преимущество в выживании.

Падальщики едят умерших крупных животных. Среди млекопитающих-падальщиков следует отметить гиен и грифов. Они имеют свои приспособления к такому типу питания. Например, у грифов длинная почти голая шея. Это позволяет не пачкаться при разделывании туши.

Разнообразие ротовых аппаратов насекомых также сформировалось в зависимости от их пищи. У одних — это колюще-сосущий ротовой аппарат (комар), у других — режущий, у третьих - грызущий и т. п.

Среди животных встречается и симбиоз (взаимовыгодное сожительство). Например, рак-отшельник и актиния.

Среди животных к сапрофитам относятся насекомые и черви, обычно живущие в почве. Они питаются отмершими частями растений, умершими животными и их экскрементами. Сапрофиты играют важную роль в круговороте веществ в природе, так как разлагая органику, возвращают во внешнюю среду химические элементы в форме минеральных веществ.

Что должен знать дошкольник про животных? Во-первых, дикое это животное или домашнее, животное леса, севера или Африки, то есть место обитания. Во-вторых, в каком «домике» живет животное, если оно дикое: это может быть нора, берлога, дупло или животное совсем не делает себе домика. В-третьих, чем это животное питается. Увлекательный рассказ — то, что нужно. И обязательно сопроводить этот рассказ о животных картинками, ведь мы же знаем, что зрительная память очень помогает в обучении дошкольника. Поговорим с ребенком о диких животных и покажем карточки, так малыши лучше заинтересуются темой и запомнят все подробности.

Дикие животные
Заяц

Заяц живет в лесу. Он не роет себе нор, а прячется в кустарниках, в углублениях под корнями, под ветвями, там и сооружают себе зимовье. Основная пища зайца — это трава, сено, молодые веточки деревьев. Ест заяц и овощи, фрукты и ягоды, если удается их найти.

Лиса — дикое животное. Она живет в лесу, в норе. Лиса — хищный зверь. Основная еда лис — насекомые (жуки, дождевые черви) и мелкие грызуны (мыши-полёвки). Если удастся лисе поймать зайца или птицу, что бывает не очень часто, она с удовольствием съест и их. Часто лисы селятся рядом с человеком и воруют домашних птиц из птичников. Иногда может полакомиться и рыбкой, выброшенной на берег Не побрезгует ягодами и фруктами, когда голодна.

Волк — животное леса. Живут волки в логове. Волки охотятся стаями, поэтому им под силу поймать крупную добычу: лося, оленя. С удовольствием угостится волк и птицей, и зайчиком. В голодные годы волки могут нападать на домашний скот, но это бывает очень редко. Волки очень осторожны и боятся человека.

Ежи живут в лесу. Они редко сами роют норы, чаще занимают чужие или сооружают гнездо среди выпирающих корней, под кустом, в углублениях земли, натаскивая туда много листьев, сухой травы и мха.

Зимой ежи впадают в спячку. Едят ежи в основном насекомых. Если попадется змея, могут съесть и её. Не прочь полакомиться грибами, желудями, ягодами и фруктами.

Бурый медведь

Бурый медведь — дикое животное леса. На зиму медведь сооружает себе берлогу и впадает в спячку. Основная пища медведей — ягоды, коренья, грибы. Найдет медведь птичье гнездо — полакомится яйцами, найдет улей диких пчел — поест медку. Медведь умеет ловить рыбу и с удовольствием ее ест. Может скушать и мышку, если удастся ее поймать. Не побрезгует и падалью.

Белка живет в лесу. Она находит в дереве дупло и селится там. Ест белка ягоды, фрукты, грибы, орехи, желуди и зерно. Запасает припасы на зиму, пряча их под корнями или среди веток деревьев, чтобы не голодать зимой.

Когда ребенок познакомился с животными, их образом жизни, питанием, пусть он попробует сам рассказать о том, что запомнил. В этом помогут картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания >>

На первых порах связного рассказа получить может не удастся, тогда попробуйте распечатать и разрезать приведенные выше карточки на сектора, а ребенку предложить разложить картинки правильно.

А более подробные рассказы для детей о животных можно посмотреть на нашем сайте в разделах: доклады детям о животных >> и презентации про окружающий мир >>

Источник