Наверное каждый из игроков игры CS:GO мечтал о дорогих скинах на ножи, перчатки, авп и другие виды скинов для оружия. Нет желания покупать внутриигровые предметы за очень большую цену совсем, а погонять с AWP Dragon Lore очень хочется. К счастью есть метод, с помощью которого можно изменить любой скин.

Установить скины на кс го очень просто. Есть несколько способов изменить вид вашего оружия. Но есть один большой минус. При изменении вида скина кс го, модельки будете видеть только вы . Другие игроки не смогут узнать о виде ваших скинов. Если же вам все ровно будут ли другие видеть ваши безделушки или нет, то эта статья именно для вас.

Первый способ (устаревший)

С помощью этого способа вы легко можете изменять скины в кс го без скачивания любых файлов и дополнительных приложений. Это можно сделать самим у себя на компьютере изменив нужный файл в самой игре cs go. Для этого нужно изменить настройки в файле самой игры. Посмотрите видео инструкцию по изменению скинов в кс го:
Этот способ на 2018 год - устаревший и плохо работающий.

Второй способ (актуальный)

В этом способе нам нужно будет скачать специальную программу, которая позволяет менять скины и оружия.

Инструкция по использовании CS:GO Changer:

  1. Скачайте программу для изменения скинов с официального сайта программы cs-changer
  2. Установите ПО себе на компьютер и перейдите в главное меню (рисунок ниже)
  3. Вам нужно подождать пока список скинов обновиться, после чего запустить игру cs go
  4. После запуска игры нажмите на кнопку для работы с CS:GO Changer
  5. Нажмите на клавишу Home для получения списка скинов, а также настроек в игре

Получить бан за использование данного софта невозможно. Для детального ознакомление с программой вы можете перейти по ссылке Как работать с SkinChanger . Если же у вас возникла ошибка при работе с программой, то ниже приведено список статьей по всем ошибкам данной программы.

  • В виде от первого лица больше невозможно поднять камеру, используемую игроками и зрителями, выше точки расположения головы в виде от третьего лица. Это изменение предотвратит возможность получения дополнительного обзора, когда голова остаётся скрытой.
  • Если вид от первого лица был немного изменён, то стрельба также будет изменена на сервере и клиенте, чтобы скорректировать расположение источника огня и траектории пуль.
  • Если по какой-либо причине при опускании головы в виде от третьего лица голова игрока оказывается ниже позиции расположения камеры в виде от первого лица, то позиция камеры в виде от первого лица у игрока будет немного опущена, чтобы быть на том же уровне или чуть выше расположения головы в виде от третьего лица. Это означает, что теперь в виде от первого лица все движения в виде от третьего лица отображаются более точно и корректно.
  • Анимация приземления от третьего лица теперь зависит от высоты и времени, проведённого в воздухе. Теперь анимация будет проигрываться более плавно и точно при небольших прыжках и падении с малой высоты.
  • Система, предотвращающая многократное использование возможности приседания, была изменена: теперь она зависит от снижения скорости, а не от количества нажатий кнопки «присесть». Как и раньше, чем чаще игрок использует приседание, тем медленнее он будет вставать, но теперь новая система должна предотвратить такие баги, когда игроки могли мгновенно встать или избежать наказания от системы при незначительном использовании кнопки передвижения. Теперь чем чаще игроки будут использовать приседание, тем чаще они не смогут сделать это вновь и будут находиться в положении стоя.
  • Настройки скорости передвижения при приседании в виде от первого и третьего лица теперь более тесно связаны. В виде от третьего лица игрок приседает немного быстрее, чтобы анимация в виде от первого лица совпадала с тем, что видит игрок.
  • Анимация приземления игрока при приседании теперь проигрывается более плавно и точно, из-за чего движение головы вверх в виде от третьего лица становится менее заметным.
  • Пламя от коктейля Молотова теперь невозможно потушить дымовой гранатой, которая располагается значительно ниже точки воспламенения - например, на разных этажах, как на карте Mirage.
  • Коктейль Молотова также больше невозможно потушить дымовой гранатой, располагающейся выше точки огня.
  • Огонь от коктейля Молотова больше не распространяется через закрытые двери.
  • Дымовые гранаты больше не застревают в игроках при тушении огня после отскока от стены.

Звук:

  • Улучшено качество и снижено искажение звуков стрельбы у такого оружия, как AWP, SSG 08, G3SG1 и SCAR-20.
  • Добавлены новые звуки перезарядки для такого оружия, как SSG 08, G3SG1 и SCAR-20.
  • Звуковой след от выстрела AWP, SSG 08, G3SG1 или SCAR-20 больше не остаётся только на месте выстрела, а вместо этого распространяется в разных направлениях вокруг.

Карты:

  • Незначительная правка багов на последней версии карты Cache.

Другое:

  • Система, компенсирующая лаги и подвисания, теперь более точно восстанавливает параметры позы игрока.
  • Исправлен баг, связанный с вращением модели игрока при обработке лагов и подвисаний.

Часто на форумах возникает вопрос, как включить вид от 3 лица в кс го? Возможно, некоторых игроков устраивает стандартное положение игры, ну а для тех, кому хочется попробовать 3rd Person, опишем подробный метод.

  1. Сначала вызываем консоль на экран, после этого прописываем sv_cheats 1, чтобы применять нужные для нас команды.
  2. Настала очередь команды thirdperson, которая открывает модель персонажа сбоку. Прописываем cam_idealyaw 0, после чего уже сзади смотрим на модель.
  3. В самом конце необходимо еще прописать cam_idealpitch 0, cam_idealyaw 0.
  4. Необязательная команда cam_idealdist. С ней тоже можно поэкспериментировать. Ее стандартная величина «100», увеличение или уменьшение этого показателя влияет на расстояние.

При неправильных настройках будет неудобно играть. К примеру, прицел висит на игроке, поэтому точно стрелять проблематично.

Как отключить вид от 3 лица в КС ГО?

Достаточно вести всего одну команду firstperson в консоль, после чего настройки вернуться в стандартное состояние.