Опера "Директор театра" была написана Моцартом в 1786 году для праздника, организованного в Вене кайзером Йозефом II в честь генерал-губернатора Нидерландов. В программе торжеств, помимо званых обедов и танцев, было музыкальное "состязание" между итальянской и немецкой оперой. Два первых композитора Вены, Моцарт и Сальери, получили заказы на сочинение опер. 7 февраля во дворце Шёнбрунн были исполнены одноактные оперы Сальери «Сначала музыка, потом слово» на либретто Дж. Б.Касти и Моцарта «Директор театра» на либретто Г.Штефани.

Сальери представлял итальянскую оперную традицию. Моцарт написал в немецких традициях зингшпиль. Победа была присуждена Сальери.

Первоначально в опере было 10 ролей: «разговорные» и «поющие». Жанр – зингшпиль – предполагает именно такой вариант. Зингшпиль можно сравнить с опереттой.

В современной трактовке в опере 4 персонажа, которые и поют, и говорят. Как всегда, в этом театре, интересно оформление сцены, прекрасные костюмы. Как всегда - выстроены и показаны характеры персонажей. Как всегда – прекрасны голоса. Получилась милая изящная музыкальная шутка!

Сюжет . Комик-буфф получает разрешение на формирование театральной труппы и обсуждает эту новость с директором театра. Появляется певица, претендующая на положение примы. Затем вторая. Между ними разворачивается битва за первое место и более высокий гонорар. В эту битву, естественно, втягиваются директор и комик. 4 актера, 4 характера, 4 голоса.

Соответственно, в опере четыре музыкальных номера, не считая увертюры, - две виртуознейшие арии, терцет с большими сопрановыми соло (одно в темпе Adagio, другое в темпе Allegro) и «водевиль» (завершающий оперу куплетный финал).

Увертюра

1. Ария Госпожи Херц, первая певица, «Da schlägt des Abschieds Stunde»

2. Ария Госпожи Зильберкланг, вторая певица, «Bester Jüngling»

3. Терцет (Госпожа Херц, Госпожа Зильберкланг, Господин Фогельзанг- директор театра) «Ich bin die erste Sängerin»

4. Водевиль (Госпожа Херц, Госпожа Зильберкланг, Господин Фогельзанг и Буфф) «Schlussgesang Jeder Kunstler»

Одноактная комическая опера Моцарта для четырёх солистов была поставлена Б.А. Покровским в 1975 году и с неизменным успехом шла в театре почти 30 лет. После некоторого перерыва спектакль восстановлен .Над восстановлением работали режиссер - Валерий Федоренко, дирижер-постановщик - народный артист России Владимир Агронский, дирижер - выпускник Московской консерватории Айрат Кашаев, художник - Ольга Ошкало, а также солисты театра, на которых Покровский поставил эту оперу в 1975 году: заслуженные артисты России Людмила Соколенко, Нина Яковлева, Ярослав Радивоник и Борис Тархов.

В спектакле заняты молодые солисты театра Наталья Сивцевич, Татьяна Федотова, Екатерина Ферзба (Мадам Херц), Ирина Алексеенко, Олеся Старухина (Мадемуазель Зильберкланг), Василий Гафнер, Алексей Сулимов (Директор театра), Андрей Цветков-Толбин и Роман Шевчук (Комик-буфф).

Я побывала на вчерашнем, 28.08.2013, премьерном спектакле!

Впечатления.

Сцена оформлена как «задник» настоящей сцены. По центру, справа и слева – зрительный зал, как если бы вы видели его со сцены. В центре «сцена в сцене» - небольшой зашторенный «куб» в который можно входить и использовать его как маленькую сцену, как своеобразный подиум. 3 стула. Небольшой круглый столик с фужерами и бутылкой вина.

Разговор директора театра и комика-буфф прерывается появление госпожи Херц, первого сопрано. Она появляется из зрительного зала и шествует к сцене, распеваясь на ходу. Молодая изящная женщина с сильным нежным голосом, в роскошном платье. Далее выход на сцену, требования и сольная партия в том самом «подиуме». Мужчины сдаются на все условия дамы.

И в это время открывается дверь из зрительского холла в зрительный зал и на пороге появляется Мадемуазель Зильберкланг, второе сопрано. Несколько вульгарная девица, с базарными манерами вскарабкивается на сцену и диктует свои условия. Следует блестящая сольная партия на «подиуме». А что у Моцарта не блестящее?!!!

Разворачивается настоящая дамская война, в которой главным призом, а соответственно и способом решения вопроса, становится директор. Комик выступает в роли союзника-противника.

Какие только ужимки не пускают дамы в ход! Все – которые можно показать на сцене! И разворачиваются события легко, изящно, играючи, с оглядкой на зал – дескать, вы оценили? Вы, зрители поняли, что именно я самая хорошенькая, самая смелая, но чувствующая разумные рамки!

А директор! Хочется всего, а тут еще и дело нужно спасти!

Директор и комик мечутся между двумя молоденькими, хорошенькими, талантливыми дамами.

Директор не выдерживает дамской войны и заявляет, что ради искусства необходимо перемирие.

Чтобы избежать более крупных потерь – работа – все соглашаются на мировую, на началах взаимоуступок.

Во временя куплетного финала дамы удаляются в «куб-подиум» переодеваются в нём и выходят в современной одежде. Мужчины по очереди исчезают со сцены и появляются также в современной одежде.

Спектакль воспринимается именно шуткой, анекдотом! Изящный музыкальный анекдот!

В очередной раз – спасибо театру!!!

К сожалению пока не выложены ролики со спектакля театра Покровского. Но очень хочется показать музыку!

Опера "Директор театра" была написана Моцартом в 1786 году для праздника, организованного в Вене кайзером Йозефом II в честь генерал-губернатора Нидерландов. В программе торжеств, помимо званых обедов и танцев, было музыкальное "состязание" между итальянской и немецкой оперой. Два первых композитора Вены, Моцарт и Сальери, получили заказы на сочинение опер. 7 февраля во дворце Шёнбрунн были исполнены одноактные оперы Сальери «Сначала музыка, потом слово» на либретто Дж. Б.Касти и Моцарта «Директор театра» на либретто Г.Штефани.

Сальери представлял итальянскую оперную традицию. Моцарт написал в немецких традициях зингшпиль. Победа была присуждена Сальери.

Первоначально в опере было 10 ролей: «разговорные» и «поющие». Жанр – зингшпиль – предполагает именно такой вариант. Зингшпиль можно сравнить с опереттой.
В современной трактовке в опере 4 персонажа, которые и поют, и говорят. Как всегда, в этом театре, интересно оформление сцены, прекрасные костюмы. Как всегда - выстроены и показаны характеры персонажей. Как всегда – прекрасны голоса. Получилась милая изящная музыкальная шутка!

Сюжет.
Комик-буфф получает разрешение на формирование театральной труппы и обсуждает эту новость с директором театра. Появляется певица, претендующая на положение примы. Затем вторая. Между ними разворачивается битва за первое место и более высокий гонорар. В эту битву, естественно, втягиваются директор и комик. 4 актера, 4 характера, 4 голоса.
Соответственно, в опере четыре музыкальных номера, не считая увертюры, - две виртуознейшие арии, терцет с большими сопрановыми соло (одно в темпе Adagio, другое в темпе Allegro) и «водевиль» (завершающий оперу куплетный финал).
Увертюра
1. Ария Госпожи Херц, первая певица, «Da schl;gt des Abschieds Stunde»
2. Ария Госпожи Зильберкланг, вторая певица, «Bester J;ngling»
3. Терцет (Госпожа Херц, Госпожа Зильберкланг, Господин Фогельзанг- директор театра) «Ich bin die erste S;ngerin»
4. Водевиль (Госпожа Херц, Госпожа Зильберкланг, Господин Фогельзанг и Буфф) «Schlussgesang Jeder Kunstler»

Одноактная комическая опера Моцарта для четырёх солистов была поставлена Б.А. Покровским в 1975 году и с неизменным успехом шла в театре почти 30 лет. После некоторого перерыва спектакль восстановлен.Над восстановлением работали режиссер - Валерий Федоренко, дирижер-постановщик - народный артист России Владимир Агронский, дирижер - выпускник Московской консерватории Айрат Кашаев, художник - Ольга Ошкало, а также солисты театра, на которых Покровский поставил эту оперу в 1975 году: заслуженные артисты России Людмила Соколенко, Нина Яковлева, Ярослав Радивоник и Борис Тархов.
В спектакле заняты молодые солисты театра Наталья Сивцевич, Татьяна Федотова, Екатерина Ферзба (Мадам Херц), Ирина Алексеенко, Олеся Старухина (Мадемуазель Зильберкланг), Василий Гафнер, Алексей Сулимов (Директор театра), Андрей Цветков-Толбин и Роман Шевчук (Комик-буфф).

Премьерные показы «Директора театра» - 28 и 29 августа.
Я побывала на вчерашнем, 28.08.2013, премьерном спектакле!

Впечатления.

Сцена оформлена как «задник» настоящей сцены. По центру, справа и слева – зрительный зал, как если бы вы видели его со сцены. В центре «сцена в сцене» - небольшой зашторенный «куб» в который можно входить и использовать его как маленькую сцену, как своеобразный подиум. 3 стула. Небольшой круглый столик с фужерами и бутылкой вина.
Разговор директора театра и комика-буфф прерывается появление госпожи Херц, первого сопрано. Она появляется из зрительного зала и шествует к сцене, распеваясь на ходу. Молодая изящная женщина с сильным нежным голосом, в роскошном платье. Далее выход на сцену, требования и сольная партия в том самом «подиуме». Мужчины сдаются на все условия дамы.
И в это время открывается дверь из зрительского холла в зрительный зал и на пороге появляется Мадемуазель Зильберкланг, второе сопрано. Несколько вульгарная девица, с базарными манерами вскарабкивается на сцену и диктует свои условия. Следует блестящая сольная партия на «подиуме».

А что у Моцарта не блестящее?!!!

Разворачивается настоящая дамская война, в которой главным призом, а соответственно и способом решения вопроса, становится директор. Комик выступает в роли союзника-противника.

Какие только ужимки не пускают дамы в ход! Все – которые можно показать на сцене! И разворачиваются события легко, изящно, играючи, с оглядкой на зал – дескать, вы оценили? Вы, зрители поняли, что именно я самая хорошенькая, самая смелая, но чувствующая разумные рамки!

А директор! Хочется всего, а тут еще и дело нужно спасти!

Директор и комик мечутся между двумя молоденькими, хорошенькими, талантливыми дамами.
Директор не выдерживает дамской войны и заявляет, что ради искусства необходимо перемирие.
Чтобы избежать более крупных потерь – работа – все соглашаются на мировую, на началах взаимоуступок.

Во время куплетного финала дамы удаляются в «куб-подиум» переодеваются в нём и выходят в современной одежде. Мужчины по очереди исчезают со сцены и появляются также в современной одежде.

Спектакль воспринимается шуткой, анекдотом! Изящным музыкальным анекдотом!
В очередной раз – спасибо театру!!!

В который раз глубоко сожалею о том, что на Проза.ру нельзя показать музыку!!!

Вольфганг Амадей Моцарт

«Директор театра»

одноактная опера-зингшпиль

пьеса Наума Галкина по мотивам либретто Г. Стефани


История этой оперы началась в феврале 1786 года в столице Австрии. К её рождению причастен сам кайзер Йозеф Второй.

По случаю приезда генерал-губернатора Нидерландов, была составлена увеселительная программа. В неё, помимо бала и фейерверков, входило и оперное состязание. Лучшим композиторам Вены были заказаны комические оперы о закулисной жизни театра. Имена этих композиторов хорошо известны: австриец Вольфганг Амадей Моцарт и итальянец Антонио Сальери.

Оба в короткий срок справились со своей задачей блестяще. Сальери представил на суд публики оперу «Сначала музыка - потом слово», построив сюжет на извечном споре: кто главнее - композитор или поэт?

Моцарт же написал музыкальную комедию, высмеивающую театральные нравы, которые, как известно, за 220 лет ничуть не изменились.

Постановки шли одна за другой. Интересно, что критики 18-го века оценили музыку Сальери выше, чем музыку Моцарта.

Но время всё расставило по своим местам. Моцарт ныне почитаем, как великий классик, а имя Сальери покрыто позором. Не вполне заслуженным, кстати говоря.


Опера «Директор театра» сейчас ставится редко, но всегда с неизменным успехом. Есть несколько вариантов переделки актёрского текста, ради приближения его к современности.

Не отстаёт от новых веяний и «Царицынская опера». Согласно волгоградской версии, действие происходит в наши дни, в некоем условном провинциальном оперном театре. На первый взгляд жизнь артиста - это сплошной праздник: цветы, овации, успех… Но как же всё меняется, стоит лишь на несколько минут заглянуть за кулисы! Проблемы узнаваемы: зданию нужен ремонт, денег на новые постановки не дают, а если вдруг появляется спонсор, то начинает диктовать условия, да ещё какие!..

Интрига пьесы развивается вокруг полумифических зарубежных гастролей, на которые жаждут поехать все артисты. Жаждут-то все, но не все этого достойны. Выбор у директора небогат, да притом ещё каждый претендент приходит со своими амбициями, своими капризами…

В ходе кастинга возникают конфликтные ситуации - то полные драматизма, то уморительно смешные. Характеры героев раскрываются во всей красе. Здесь присутствует и острая сатира, и горькая ирония, и все оттенки юмора, вплоть до «чёрного». Спектакль адресован в первую очередь молодёжной аудитории.


Кроме музыки Моцарта, сохранённой в первозданной чистоте, в спектакле немало и вставных вокальных номеров, в которых артисты откровенно пародируют себя и своих собратьев.

Чем закончится катавасия с набором гастрольной труппы, зритель узнает, когда придёт на спектакль. Сюрпризов его ожидает немало. Грех не воспользоваться уникальной возможностью заглянуть за кулисы и увидеть то, что обычно скрыто от посторонних глаз.


Поставил «Директора театра» московский режиссёр Игорь Ушаков (Государственный академический Большой театр РФ).

В спектакле заняты ведущие артисты театра «Царицынская опера»: лауреат международных конкурсов Наталья Мещерякова; лауреат международных конкурсов Анна Девяткина (Медведева); Владимир Мингалёв; Станислав Малых; Николай Леонов; Валентина Пономарёва; Вера Соловьёва и другие.


Спектакль идёт в едином блоке с балетом на музыку Д.Д. Шостаковича «Барышня и хулиган».


Начало в 18 часов.

Накануне первой премьеры сезона - капитального возобновления оперы Моцарта «Директор театра» — режиссер Валерий Федоренко рассказал о том, как происходило возвращение в репертуар одного из самых «хитовых» спектаклей прошлых лет.

— Валерий Борисович, почему для восстановления был выбран именно этот спектакль Бориса Покровского?

— Во-первых, он чрезвычайно удобен в эксплуатации: небольшая продолжительность, небольшой состав оркестра, всего четыре солиста. Кроме того, он легко сочетается с любой одноактовкой — классической или современной. Если поначалу мы настороженно относились к соединению в один вечер разных опер, то теперь видим, что публика с удовольствием на это идет.

— Вы не первый раз работаете над восстановлением спектаклей Покровского. В чем специфика работы именно над «Директором театра»?

— Есть два типа спектаклей: актерские и режиссерские. Условно, конечно. Вот, например, «Нос» — чисто режиссерский. Там все поставлено до взгляда, до движения мизинца. В принципе, там можно даже ничего не играть: достаточно выполнить жесткий рисунок мизансцен, и зритель поймет, о чем эта история. «Директор театра» — в большей степени актерский спектакль. А такие всегда труднее восстанавливать, так как четкого рисунка в них нет, и очень многое зависит от исполнителей. Поэтому не всегда можно точно установить, что поставлено режиссером, а что привнесено самими артистами. Более того, даже участники премьеры зачастую этого не помнят. И хотя я пригласил для работы над спектаклем в качестве консультантов первый состав исполнителей, мы стараемся не буквально восстанавливать старую постановку. Я придерживался такого правила: все мизансцены, зафиксированные Покровским, сохраняются в неприкосновенности, а вот актерские куски можно менять. Я исхожу из того, что вложенные в этот спектакль сорок лет назад идеи и мысли, безусловно, не устарели, но поданы они сегодня должны быть в другой форме — более ярко, многогранно и насыщенно. Ведь зрительское восприятие со временем премьеры сильно изменилось. А музыка написана Моцартом еще раньше! Поэтому мы должны наполнить каждую мизансцену максимально яркими красками.

— Как вам работается с новым поколением солистов Камерного Музыкального?

— Ни в коем случае не хочу обидеть старшее поколение — спектакли с их участием всегда были изумительны! — но мне кажется, что сейчас уровень исполнения будет еще выше. Во-первых, у нас оркестр сейчас звучит лучше, чем сорок лет назад. Во-вторых, в театр пришли совсем молодые ребята с очень хорошими голосами. Поэтому, если у композитора предусмотрена возможность вставить каденцию или исполнять более высокую ноту — я разрешаю. У нас сильный состав исполнителей, который может себе это позволить.

— Какой из принципов работы Покровского Вам кажется наиболее важным?

— Это понятие сценического перпендикуляра. К сожалению, он ни в одной своей книге подробно не останавливается на нем, но на практике все его спектакли построены в соответствии с этим принципом. В любом спектакле есть три линии: текста, сценического действия и эмоциональная линия, которая задается музыкой. В самых лучших спектаклях эти три линии не должны совпадать, они должны вступать друг с другом в противодействие. Представьте себе: герой поет о любви, а сам подкрадывается к девушке с ножом за спиной, а в музыке в это время звучит какой-нибудь патриотический мотив. Вот это и есть перпендикуляр. Про него ни в коем случае нельзя забывать даже при восстановлении такой миниатюры, как «Директор театра».

— «Директор театра» — не полноценная опера, а зингшпиль…

— Кто вам сказал? Это музыковеды так его определили. Музыка в спектакле действительно звучит не все время. Более того, предпринимались даже попытки пересочинить либретто заново. И я убежден, что в тех театрах, где идет это произведение, драматические сцены могут иметь совершенно разный текст, и в этом нет ничего ужасного. Но еще один важнейший принцип Покровского, которому он научил меня — это уважать автора. Я постарался не изменить ни одного слова, ни одного междометия в том тексте, который был сделан для спектакля Покровским сорок лет назад.

— На каком языке будет идти опера?

— У Покровского было несколько разных вариантов. Спектакль часто вывозили на гастроли, поэтому иногда он шел целиком на немецком языке, иногда — полностью на русском. Но мы восстанавливаем изначальный вариант: весь спектакль идет на русском языке (и драматические, и музыкальные сцены) за исключением двух арий, которые по сюжету поют претендентки на прослушивании.

— Кто будет дирижировать премьерой?

— Дирижер-постановщик возобновления — Владимир Агронский. Но первым спектаклем будет дирижировать молодой дирижер Айрат Кашаев. Мы работаем по принципу: я отвечаю за то, что зритель увидит, а он — за то, что зритель услышит. И если мы сделаем все правильно, то публика скажет: «Какие хорошие артисты!»

Беседовал Вячеслав Уваров

Оперный гуру Дмитрий Бертман о своем драматическом опыте в театре мюзикле по пушкинскому «Моцарту и Сальери».

Известный оперный провокатор, худрук «Геликон-Оперы» Дмитрий Бертман решил поработать вместе с драматическими артистами Игорем Костолевским, Михаилом Янушкевичем и Михаилом Филипповым. Он поставил «Директора театра » — спектакль по пушкинскому «Моцарту и Сальери», где будет звучать музыка обоих композиторов. Накануне премьеры корреспондент «Вашего досуга» встретился с режиссером.

Дмитрий Бертман

Это первый ваш опыт в драматическом театре?
Нет, что вы. Я и диплом ставил в драме, и потом в театре Калягина выпускал мюзикл My fair lady. «Директор театра» — тоже мюзикл. За основу мы взяли текст Пушкина, но нельзя сказать, что Костолевский играет Моцарта, а Филиппов — Сальери, там все хитрее.

Как, по-вашему, гений и злодейство не совместимы?
К сожалению, наше время доказывает обратное — вот на эту тему хотелось поразмышлять. Сумасшедший старик Сальери признавался, что отравил Моцарта, но история говорит другое. Есть замечательная немецкая книга, в которой приводятся факты: Моцарт писал доносы на Сальери — тот ведь был страшно популярен, собирал огромные залы, сама Екатерина Великая писала либретто для одной из его опер. У Моцарта такой популярности не было, Зальцбург в то время — как наш Урюпинск. К тому же Сальери писал по-итальянски и по-французски, а Моцарт по-немецки — немецкий не был языком высшего сословия. Кстати, как вам тот факт, что после смерти Моцарта его вдова отдала своего сына учиться у Сальери?! Да и у Пушкина Сальери, кидая в вино яд, произносит: «Заветный дар любви, переходи сегодня в чашу дружбы...». Чашу должны выпить оба. «Постой, постой ты выпил без меня...», — говорит Сальери.

То есть и у Пушкина все неоднозначно?

Ну, конечно! Но наш спектакль не о том, было ли отравление. Он о едином поле, в котором существуют Гений и Злодейство, и как они в конце концов совмещаются...

Правда ли, что вы используете очень давно не звучавшие арии из опер Сальери?
Да, это уникальная музыка. Кстати, одну из этих арий в юности услышал Гектор Берлиоз — и решил стать композитором. С помощью двух солисток нашего театра, Марины Карпетченко и Инны Звеняцкой, мы отважимся на хулиганство: соединим в один дуэт партии из опер Сальери и Моцарта, они будут исполняться на разных языках, но в одной тональности.

Как все это будет выглядеть — парики, камзолы?
Нет-нет. Моцарт, Сальери и артисты камерного ансамбля Petit Opera будут одеты в усредненную одежду — так, как музыканты приходят на репетиции. На певицах и директоре театра будут стилизованные оперные костюмы. Благодаря художнику Максиму Обрезкову действие будет происходить в двух пространствах одновременно: на сцене и в яме. Музыканты во все времена мечтают выбраться и ямы и попасть на сцену — туда, где успех. Директор театра пытается выпустить спектакль и существует в двух мирах одновременно.

Директора сыграет Михаил Янушкевич?

Да, но это и бытовой, и одновременно инфернальный образ. Образ Зависти, которая и есть настоящий директор любого театра.