«Вот как потухает изорванный человек, – подумал я, – тут уж ничего не сделаешь…»

Но вдруг сурово сказал, не узнавая своего голоса:

Камфары.

Тут Анна Николаевна склонилась к моему уху и шепнула:

Зачем, доктор? Не мучайте. Зачем еще колоть? Сейчас отойдет… Не спасете.

Я злобно и мрачно оглянулся на нее и сказал:

Попрошу камфары…

М.А. Булгаков «Полотенце с петухами»

Стимуляторами ЦНС называют лекарственные средства, первичное действие которых связано с повышением активности ЦНС и улучшением специфических функций мозга, как у больных, так и у здоровых лиц.

Многие из лекарственных средств в высоких дозах способны стимулировать работу ЦНС, что расценивается как их негативное действие. Стимуляторы ЦНС активируют преимущественно деятельность органов центральной нервной системы, оказывая минимальное непосредственное влияние на другие системы и органы.

Стимуляторы ЦНС можно, достаточно условно, разделить на три группы:

    Конвульсанты (просудорожные агенты) – средства, которые повышают активность преимущественно моторных зон мозга и корковых частей анализаторов (зрительного, слухового и прочих), при введении в организм человека легко провоцируют судороги.

    Аналептики – средства, которые повышают активность преимущественно стволовых структур мозга (продолговатого мозга и моста).

    Психостимуляторы – средства, которые повышают активность преимущественно ассоциативных зон коры головного мозга, восходящих отделов ретикулярной формации и эмоциогенных систем, стимулируют психическую и физическую активность человека.

Классификация стимуляторов цнс и когнитивных функций мозга

    Стимуляторы ЦНС:

    1. Конвульсанты (просудорожные агенты): стрихнин, пикротоксин, бикукулин, пентилентетразол ;

      Аналептики: никетамид, бемегрид, камфора ;

      Психостимуляторы:

      1. Амфетамин и амфетаминоподобные: амфетамин, метилфенидат, мезокарб ;

        Производные пурина: кофеин .

    Средства, повышающие когнитивные функции мозга:

    1. Собственно ноотропные средства:

      1. Аналоги ГАМК (рацетамы): пирацетам, анирацетам, оксирацетам, прамирацетам ;

        Ноотропные пептиды: семакс ;

        Вазоактивные церебропротекторы: пиритинол, винпоцетин, гинкго двулопастное .

    2. Средства для лечения болезни Альцгеймера:

      1. Центральные М 1 -холинергические агонисты:талсаклидин, ксанамелин, холина альфосцерат ;

        Ингибиторы нейрональной ацетилхолинэстеразы: ривастигмин, эптастигмин, донепезил, такрин, велнакрин ;

        Антагонисты NMDA-рецепторов глутамата:мемантин ;

        Серотонинергические средства центрального действия: идебенон, инделоксазин, бифемелан .

Конвульсанты

Стрихнин (Strychnine ) Главный алкалоид семян чилибухи или «рвотного ореха» (Strychnos nux vomica ), произрастающего в районе Филлипинских островов, Индии и Австралии. Южноамериканские виды Strychnos spp . стрихнина не содержат, а находящиеся в них алкалоиды входят в состав кураре. Кроме стрихнина семена чилибухи содержат бруцин (диметоксистрихнин) близкий к стрихнину по действию, но уступающий ему по активности. Прочие алкалоиды чилибухи (вомицин, псевдострихнин,- и -колубрины) практического значения не имеют. Общее содержание алкалоидов в чилибухе составляет около 2,5%.

Впервые стрихнин появился в Германии в XVI веке, где его использовали в качестве крысиного яда. В медицинскую практику стрихнин был внедрен в XVIII веке. В настоящее время стрихнин практически не используется с лечебными целями и представляет только токсикологический интерес.

МД: Стрихнин выступает в роли конкурентного антагониста глициновых рецепторов. В настоящее время полагают, что глицин выступает в роли комедиатора в синапсах ЦНС. Выделяют 2 типа глициновых рецепторов:

    GluA-рецептор – представляет собой рецепторный сайт, сопряженный с ГАМК А -рецептором и Cl - -каналом. Он непосредственно связан с белком Cl - -канала и, под влиянием глицина может открывать канал в обход ГАМК А -рецептора.

    GluB-рецептор – представляет собой рецепторный сайт, сопряженный с NMDA-рецептором и Ca 2+ -каналом. Под влиянием глицина происходит активация NMDA-рецептора возбуждающими аминокислотами (аспарагинатом и глутаматом). В отсутствие глицина NMDA-рецептор не способен воспринимать действие своих медиаторов-агонистов.

Стрихнин является антагонистом только GluA-типа глициновых рецепторов. При введении в организм, он занимает активный центр рецептора и глицин уже не способен его активировать и открыть хлоридный канал. Одновременно, резко снижается ответ хлоридного канала и на активацию ГАМК А -рецепторов. В конечном итоге, поступление хлорид-ионов в клетку сокращается, что приводит к деполяризации мембраны под влиянием токов Na + и Ca 2+ . Возбудимость нейрона возрастает.

ФЭ: Стрихнин оказывает влияние на спинной мозг, некоторые из цетров продолговатого мозга и корковые отделы анализаторов.

    Влияние на сегментарные структуры спинного мозга. Стрихнин блокирует влияние глицина на GluA-рецепторы, расположенные на клетках Реншоу. Данные клетки осуществляют в спинном мозге функцию реципрокного торможения мышц антагонистов, т.е. они обеспечивают расслабление мышц разгибателей, если активированы сгибатели и наоборот. Именно благодаря клеткам Реншоу мы способны плавно, без рывков и усилий осуществлять все наши движения. Выключение глицин-опосредованного торможения мотонейронов клетоками Реншоу приводит к их гиперактивности. Любой поступающий на вход мотонейронов афферентный импульс становится генерализованным, вызывая одновременное сокращение антагонистических групп мышц, а в тяжелых случаях и генерализованные тетанические судороги (сокращение всей скелетной мускулатуры).

    Влияние на стволовые структуры (продолговатый мозг). Стрихнин повышает возбудимость дыхательного центра, сосудодвигательного центра и центра блуждающего нерва. В отчетливой форме этот эффект проявляется только при введении относительно больших доз стрихнина и на фоне изначального снижения активности упомянутых центров. Возникает учащение дыхания, повышается артериальное давление и замедляется ЧСС.

    Влияние на органы чувств. Стимулируя активность коры в области полей анализаторов, стрихнин улучшает зрение, обостряет обоняние, вкус, слух, повышает тактильную чувствительность в целом. Наиболее выражено влияние стрихнина на зрительный анализатор. Оно реализуется не только на уровне коры головного мозга, но и на уровне фоторецепторов сетчатки (GluA-сайты ГАМК С -рецепторов). Под влиянием стрихнина повышается острота зрения, увеличивается поле зрения, усиливается цветоощущение.

Показания к применению и режим дозирования. В XIX веке применение стрихнина достигло своего максимума, по популярности он уступал, пожалуй, только кокаину. Отголоски популяризации использования стрихнина можно найти в романах А. Дюма, повестях Г. Уэллса, детективах А. Кристи. Основной областью применения стрихнина было лечение заболеваний нервной системы, сопровождающихся параличами и парезами. Стрихнин входил, подобно кокаину, в состав некоторых напитков-тоников, которые применяли для повышения работоспособности.

В настоящее время включение стрихнина в состав напитков-тоников запрещено, а его практическое использование ограничено экспериментальной медициной.

Терапевтическая доза стрихнина составляла 0,5-1,0 мг внутрь или подкожно, высшая разовая доза – 2 мг, суточная – 5 мг.

НЭ: Разница между терапевтической и токсической дозой у стрихнина столь мала, а его выведение из организма происходит столь медленно, что прием доз стрихнина, даже незначительно превышающих максимальные, может привести к острому отравлению. Первыми признаками отравления стрихнином являются повышение тонуса затылочных мышц («взгляд гордеца»), тризм жевательной мускулатуры, затруднение дыхания. При тяжелом отравлении развиваются пароксизмы тетанических судорог, опистотонус, остановки дыхания. Приступы судорог продолжаются около 1 мин и возникают через каждые 5-10 мин в ответ на любой раздражитель (свет, звук, прикосновение простыни). Как правило, до последнего момента у человека сохраняется ясное сознание, при этом он испытывает ужасающие боли в суставах, вследствие одновременного сокращения мышц-антагонистов. Смерть наступает от асфиксии во время 3-5 приступа.

Меры помощи при отравлении:

    Если яд был принят внутрь следует промыть желудок раствором перманганата калия (1:1.000) и ввести в конце промывания активированный уголь.

    Одновременно для купирования судорог пациенту вводят внутривенно 1000 мг тиопентала натрия или 10-20 мг диазепама. В тяжелых случаях прибегают к введению миорелаксантов (сукцинилхолина) и переводу пациента на ИВЛ.

    Для ускорения выведения яда прибегают к форсированному диурезу, вводя внутривенно на фоне фуросемида глюкозо-солевые растворы с аскорбиновой кислотой для обеспечения закисления мочи.

ФВ: порошок, раствор 0,1% в ампулах по 1 мл.

Пикротоксин (Picrotoxin ) Получают из «рыбьей ягоды» или кукольвана – ползучего растения Anamirta cocculus – которое распространено в Восточной Индии и на Филлипинах. Полагают, что пикротоксин является неконкурентным антагонистом барбитурового сайта ГАМК А -рецептор Cl - -ионофорного комплекса. В присутствии пикротоксина чувствительность ГАМК А -рецептора к своему медиатору резко падает и Cl - -канал длительно остается закрытым, не обеспечивая процесса торможения нейрона.

Введение пикротоксина сопровождается развитием клонических судорог, которые носят внезапный и ассиметричный характер. Судороги сопровождаются рвотой, учащением дыхания, повышением артериального давления вследствие активации пикротоксином рвотного, дыхательного и сосудодвигательного центров продолговатого мозга.

Практического значения пикротоксин не имеет. Основная область его использования – экспериментальная медицина. До конца XIX в кукольван импортировался в Россию и применялся для одурманивания рыбы, при ее ловле (отсюда и название «рыбья ягода»). Кроме того, широко практиковалось добавление плодов в пиво, где под влиянием спирта происходила экстракция пикротоксина в раствор, что придавало пиву стимулирующие свойства. В Советском Союзе до 1988 г была разрешена к применению аналептическая смесь для инъекций следующего состава:

Rp .: Coffeini natrio - benzoatis 10 mg

Pentylenetetrazoli 10 mg

Strychnini nitrici 0,05 mg

Picrotoxini 0,05 mg

В настоящее время пикротоксин иногда применяется в гомеопатической медицине.

Таблица 1. Сравнительная характеристика конвульсантов.

Параметр

Стрихнин

Пикротоксин

Бикукулин

Пентилентетразол

Источник

Strychnos nux vomica

Anamirta cocculus

Dicentra cucullaria

Продукт синтеза

Механизм действия

Антагонист GluA-сайта ГАМК А -рецептор Cl - -канала

Антагонист Cl - -канала

Антагонист К + -канала реполяризац.

Антагонист барбитурового сайта ГАМК А -рецептор Cl - -канала

Прямая активация Na + -каналов

Спинальный эффект

Тетанические ритмические судороги

Клонические внезапные ассиметричные судороги

Клонические внезапные ассиметричные судороги

Стволовые эффекты:

    дыхательный

    сосудодвигательн

  • вагусный

Применение

Экспериментальная медицина

Экспериментальная медицина.

Гомеопатия

Экспериментальная медицина

Экспериментальная медицина.

Спортивный допинг

Бикукулин (Bicuculline ) Является алкалоидом Dicentra cucullaria . По своим эффектам аналогичен пикротоксину, отличаясь от него исключительно механизмом действия. Бикукулин является непосредственным блокатором Cl - -канала, входящего в состав ГАМК А -рецептор Cl - -ионофорного комплекса. Под влиянием бикукулина канал не способен пропускать ионы Cl - даже в присутствии лигандов ГАМК А -рецептора. Кроме того, бикукулин напрямую блокирует К + -каналы, которые обеспечивают реполяризацию нейрона после его активации.

Пентилентетразол (Pentylenetetrazol , Corazolum , Metrazol , Leptazol , Cordiazol ) Механизм действия этого проконвульсанта окончательно не ясен. Полагают, что в его реализации принимают участие 2 процесса:

    прямое деполяризующее действие пентилентетразола на мембрану нейрона при контакте с ней;

    неконкурентный антагонизм пентилентетразола в отношении барбитурового сайта ГАМК А -рецептор Cl - -ионофорного комплекса (пикротоксиноподобный механизм).

В
малых дозах пентилентетразол вызывает общее возбуждение, но в больших – судороги, которые напоминают эффект пикротоксина. В отличие от пикротоксина пентилентетразол в большей мере влияет на центры среднего мозга, чем на спинной мозг. В отличие от стрихнина, который усиливает влияние афферентных нейронов на мотонейроны спинного мозга, пентилентетразол активирует преимущественно нисходящие влияния коры и мозжечка на эти нейроны.

В отличие от стрихнина, для пентилентетразола характерен более широкий терапевтический индекс (у пентилентетразола терапевтический индекс 40, тогда как у стрихнина 8). Такая особенность делает пентилентетразол менее опасным в обращении, чем стрихнин.

В прошлом пентилентетразол использовали как стимулирующее средство для устранения дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности, повышения психической и физической активности у пожилых лиц со старческой деменцией. Иногда его использовали для судорожной терапии психозов. Обычно его вводили внутрь, подкожно или внутривенно по 100 мг 2-3 раза в день.

В настоящее время пентилентетразол применяют в экспериментальной медицине при поиске противосудорожных средств. В скоростных видах спорта препараты на основе пентилентетразола используют как допинг, поэтому он входит в перечень средств, запрещенных к применению в спорте МОК и WADA.

ФВ: порошок, таблетки по 100 мг, раствор 10% в ампулах по 1 мл.

Что такое «Интеллект»?

Прежде всего, позвольте мне объяснять, что я имею в виду, когда я говорю слово «интеллект». Чтобы было понятно, я не просто говорю об увеличении объема фактов или битов знаний, которые Вы можете накопить, или то, что называют кристаллизовавшимся интеллектом - это не тренировка на беглость или запоминание – на самом деле, это практически противоположность. Я говорю об усовершенствовании Вашего подвижного интеллекта , или Вашей способности запоминать новую информацию, сохранять ее, затем использовать те новые знания как основу для решения следующей задачи или изучения еще одного нового умения и так далее.

Теперь, в то время как кратковременная память не является синонимом интеллекта, она очень связана с интеллектом. Чтобы успешно сделать интеллектуальный вывод, достаточно важно иметь хорошую кратковременную память. Таким образом, чтобы максимально использовать интеллект, стоит значительно улучшить кратковременную память – это как, например, использовать самые лучшие и современные детали, чтобы помочь механизму работать на высочайшем уровне.

Что из этого можно для себя извлечь? Это исследование имеет большое значение, потому что было обнаружено:

  1. Гипотетический интеллект можно тренировать.
  2. Обучение и последующий успех зависят от дозировки, чем больше Вы тренируетесь, тем больше пользы Вы извлекаете.
  3. Каждый человек может развить свои когнитивные способности, независимо от начального уровня.
  4. Прогресса можно достичь с помощью тренировок на заданиях, которые не напоминают вопросы в тесте.

Как можно применить это исследование на практике и извлечь из этого пользу?

Существует причина, по которой задача n-назад оказалась настолько успешным в увеличении когнитивных способностей. Эта тренировка включает в себя разделение внимания между конкурирующими раздражителями, то есть мультимодальность (один визуальный раздражитель, один - слуховой). Здесь нужно сосредоточиться на определенных деталях, игнорируя неподходящую информацию, и это помогает улучшать кратковременную память в течение долгого времени, постепенно увеличивая способность воспринимать информацию эффективно в нескольких направлениях. Кроме того, раздражитель постоянно переключали, таким образом, что никогда не возникало явления «тренировок на вопросы теста» - каждый раз было что-то новое. Если Вы никогда не сдавали n-назад тест, позвольте мне рассказать о нем: это очень непросто. Не удивительно, что от такого занятия столько пользы для когнитивных способностей.

Но давайте рассуждать с практической точки зрения.
В конечном счете, карты в колоде или звуки в произведении закончатся (эксперимент продлился 2 недели), таким образом, не практично думать что, если Вы хотите непрерывно увеличивать свои интеллектуальные способности в течение всей жизни, то одного n-назад будет достаточно. Кроме того, Вам это надоест, и Вы прекратите это делать. Я уверена, что я бы так и сделала. Не говоря уже о времени, которое Вы потратите на обучение таким образом – все мы постоянно очень заняты! Таким образом, нам стоит подумать, как смоделировать те же самые типы суперэффективных мультимодальных методов, стимулирующих мозг, - которые можно использовать в нормальной жизни, и все же получая максимальную пользу в росте когнитивного мышления.

Итак, принимая все это во внимание, я разработала пять основных элементов, которые помогут в развитии подвижного интеллекта, или когнитивной способности. Как я уже отметила, непрактично постоянно выполнять n-назад задание или его вариации каждый день всю оставшуюся жизнь, чтобы получать пользу для когнитивных способностей. Но практичным является изменение образа жизни, в котором будет та же самая – и даже большая польза для когнитивных способностей. Это можно делать каждый день, чтобы получить пользу от интенсивной все-мозговой тренировки, а также это должно перейти в пользу для полного когнитивного функционирования.

Вот эти пять основных принципов:

  1. Ищите новшество
  2. Бросьте себе вызов
  3. Мыслите творчески
  4. Не идите легким путем
  5. Будь в сети

Каждый из этих пунктов сам по себе уже великая вещь, но если Вы действительно хотите функционировать на максимально высоком когнитивном уровне, лучше выполнять все пять пунктов, и так часто, как возможно. На самом деле, я живу по этим пяти принципам. Если Вы примете их как фундаментальные руководящие принципы, то я гарантирую, что Вы будете максимально использовать свои способности, превосходя даже то, на что Вы считали себя способным - все это без искусственного повышения. Отличная информация: Наука подтверждает эти принципы с помощью данных!

1. Ищите новшество

Это не совпадение, что такие гении как Эйнштейн разбирались во многих областях, или были эрудитами, как мы их называем. Гении постоянно ищут новые занятия, изучая новые области. Это - их индивидуальность.

Только одна черта из «Великой пятерки» из Пятифакторной модели индивидуальности (Акроним: ОДЕПР, или Открытость, Добросовестность, Экстровертность, Приятность, и Раздражительность), которая связана с IQ, и это - черта Открытости к новому опыту. Люди, которые имеют высокий уровень Открытости, постоянно ищут новую информацию, новую деятельность, новые вещи, которым можно научиться - новые события, в общем.

Когда Вы ищете новшество, происходит несколько событий. Прежде всего, Вы создаете новые синаптические связи с каждой новой деятельностью, в которой Вы участвуете. Эти связи основываются друг на друге, увеличивая деятельность нервной системы, создавая еще связи, чтобы на их основании создавались новые связи – таким образом, происходит обучение.

Интересующей областью в недавнем исследовании является нервная пластичность как фактор в индивидуальных различиях интеллекта. Пластичность относится к числу связей, созданных между нейронами, и как это влияет на последующие связи, и насколько длительные эти связи. В основном это означает то, сколько новой информации Вы в состоянии принять, и в состоянии ли Вы сохранить ее, производя постоянные изменения в мозге. Постоянно подвергая себя непосредственно новым вещам, помогает поместить мозг в исходное состояние для обучения.

Новшества также запускают выработку допамина (я упоминала это раньше в других постах), который не только сильно мотивирует, но и стимулирует нейрогенезис - создание новых нейронов - и готовит мозг к обучению. Все, что Вы должны сделать, утолить голод.

Превосходное условие для обучения = Новая деятельность-> выработка допамина-> способствует более мотивированному состоянию-> которое способствует вовлечению и созданию нейронов-> может происходить нейрогенезис + увеличение синаптической пластичности (увеличение количества новых нервных соединений, или обучения).

Как продолжение исследования Джегги, исследователи в Швеции обнаружили, что после 14 часов тренировок кратковременной памяти в течение 5 недель, наблюдалось увеличение количества обязательного потенциала допамина D1 в предлобной и теменной областях мозга. Этот определенный рецептор допамина, тип D1, связан с ростом нервных клеток и их развитием, между прочим. Это увеличение пластичности, способствуя большему закреплению этого рецептора, является очень полезным для того, чтобы максимизировать когнитивное функционирование.

Выполняйте дома пункт: Будьте «Эйнштейном». Всегда ищите новую деятельность для ума – расширяйте свои когнитивные горизонты. Изучите инструмент. Походите на курсы живописи. Пойдите в музей. Почитайте о новой области науки. Будьте зависимыми от знаний.

2. Бросьте себе вызов

Существует огромное количество ужасных работ, написанных и распространенных о том, как «тренировать мозг» и «стать умнее». Когда я говорю о «тренировочных играх для мозга», я имею в виду игры на запоминание и на скорость, целью которых является увеличение скорости обработки информации и т.д.; сюда относятся такие игры, как, например, Судоку, которыми советуют заниматься в «свободное время» (закончите оксюморон, учитывая развития когнитивных способностей). Я собираюсь развенчать часть того материала, который Вы ранее слышали об обучающих играх для мозга. Вот, что я Вам скажу: Они не работают. Индивидуальные обучающие игры не делают Вас умнее - они делают Вас более опытными в обучающих играх для мозга.

Итак, у них действительно есть цель, но результат не продлится долго. Чтобы чего-то получить из этих типов когнитивного вида деятельности, нужно обратиться к первому принципу поиска новшества. Как только Вы справляетесь с одним из этих когнитивных действий в обучающей игре для мозга, Вы должны идти дальше к следующей стимулирующей деятельности. Поняли, как играть в Судоку? Отлично! Теперь переходите к следующему типу стимулирующих игр. Проводилось исследование, которое подтверждает эту логику.

Несколько лет назад ученый Ричард Хэиер хотел узнать, можно ли значительно увеличить когнитивную способность с помощью интенсивных тренировок на новых видах умственной деятельности за несколько недель. Они использовали видеоигру Tetris в качестве новой деятельности, и использовали людей, которые никогда раньше не играли в игру, в качестве объектов исследования (знаю, знаю – представляете, такие люди существуют?!). Они выяснили, что после тренировок в течение нескольких недель на игре Tetris, у объектов исследования наблюдалось увеличение корковой толщины, а также увеличение активности коры головного мозга, подтверждением чего служило увеличение количества глюкозы, использованной в той области мозга. В основном, мозг использовал больше энергии в течение того периода тренировок, и становился толще - это означает большее количество нервных соединений, или новый изученный опыт - после таких интенсивных тренировок. И они стали экспертами в Tetris. Круто, да?

Вот в чем дело: После первоначального резкого когнитивного роста они заметили снижение как в корковой толщине, так и в количестве глюкозы, используемой во время выполнения задачи. Однако, они все так же хорошо играли в Tetris; их умение не ухудшалось. Сканирования головного мозга показали меньше мозговой активности во время игры, вместо ее увеличения, как в предыдущие дни. Почему же снижение? Их мозг стал более эффективным. Как только их мозг понимал, как играть в Tetris, и действительно начинал разбираться в нем, ему становилось лень что-то делать. Ему не нужно было работать так усиленно, чтобы хорошо играть в игру, таким образом, когнитивная энергия и глюкоза уходили в другом направлении.

Эффективность Вам не помощник, когда дело доходит до когнитивного роста. Чтобы мозг продолжал создавать новые соединения и поддерживал их активность, Вы должны продолжать идти дальше к другой стимулирующей деятельности, как только Вы достигаете пика мастерства в определенной деятельности. Вы хотите быть в постоянном состоянии небольшого затруднения, изо всех сил пытаясь достигнуть чего-то, независимо от того, что это, как отметил Эйнштейн в своем высказывании. Это держит мозг в подвешенном состоянии, так сказать. Позже мы вернемся к этому вопросу.

3. Мыслите творчески

Когда я говорю, что мыслить творчески поможет Вам усовершенствовать нервную систему, я не имею в виду написание картины, или выполнение чего-то вычурного, как, например, в первом пункте «Ищите новшество». Когда я говорю о креативном мышлении, я имею в виду непосредственное творческое познание, и что оно значит в то время, как в мозгу продолжается процесс.

В противоречие широко распространенному мнению, креативное мышление не является «мышлением с помощью правой части мозга». Здесь задействованы обе половин мозга, не только правая. Креативное познание включает в себя дивергентное мышление (широкий диапазон тем/предметов), способность находить отдаленные ассоциации с идеями, переключаться между традиционными и нетрадиционными взглядами (когнитивная гибкость), и создание оригинальных, свежих идей, которые также соответствуют деятельности, которой Вы занимаетесь. Чтобы все делать правильно, нужно, чтобы правое и левое полушарие работали одновременно и сообща.

Несколько лет назад доктор Роберт Штернберг , бывший Декан Университета Тафтс, открыл Центр PACE (Психология cпособностей, компетентности и мастерства) в Бостоне. Штернберг пытался не только определить основное понятие интеллекта, но и найти способы, с помощью которых любой человек может максимально развить свой интеллект посредством тренировок, и особенно, посредством обучения в школах.

Здесь Штернберг описывает цели Центра PACE, который был основан в Йельском университете:
«Основная концепция центра заключается в том, что способности не закреплены, они гибкие, их можно менять, каждый человек может преобразовать свои способности в свою компетентность, а компетентность в мастерство», объясняет Штернберг. «Особое внимание мы уделяем вопросу, как мы можем помочь людям изменить свои способности так, чтобы им было проще решать задания и справляться с ситуациями, с которыми они столкнутся в жизни».

Проводя исследование, Проект Радуга , он разработал не только инновационные методы креативного обучения в классе, но произвел оценку, которые проверяли студентов таким образом, что они должны были подходить к решению проблем творчески и практично, а также аналитически, вместо того, чтобы просто запоминать факты.

Штернберг объясняет:
«В Проекте Радуга мы оценили творческие, практические, а так же аналитические способности. Творческий тест мог быть, например, таким: ‘Вот мультфильм. Дайте ему название’ Практическим заданием могло бы быть фильм о студенте, который пришел на вечеринку, осматривается вокруг, никого не знает, и очевидно чувствует себя неловко. Что делать студенту?"

Он хотел понять, можно ли, научив студентов воспринимать задания с креативной точки зрения , заставить их узнать больше по теме, получать больше удовольствия от обучения, и переносить полученные знания в другие области научной деятельности. Он хотел разобраться, можно ли, изменяя методы обучения и оценки, предотвратить «обучение для сдачи тестов» и заставить студентов учить больше, в общем. Он собрал информацию по этой теме и таки получил хорошие результаты.

Вкратце? В среднем студенты в испытательной группе (те, которым обучали, используя креативные методы) получили более высокие итоговые баллы по окончанию курса в колледже, чем контрольная группа (в которой обучение вели с помощью традиционных методов и систем оценки). Но, для того, чтобы все было справедливо, - он дал испытательной группе тот же экзамен аналитического типа, как и обычным ученикам (тест, в котором представлено несколько вариантов ответов), и они также получили более высокие баллы на этом тесте. Это значит, что они смогли перенести знания, которые они получили, используя творческие, мультимодальные методы обучения, и набрали больше на абсолютно другом когнитивном тесте по тому же материалу. Вам это ничего не напоминает?

4. Не идите легким путем

Я уже упоминала ранее, что эффективность не послужит вам другом, если вы пытаетесь повысить уровень своего интеллекта. К сожалению, многие вещи в жизни ориентированы на то, чтобы увеличить эффективность. Таким образом, мы делаем больше, затрачивая при этом меньше времени, физических и умственных усилий. Однако это не имеет благоприятного воздействия на ваш мозг.

Возьмем один объект современного удобства, GPS. GPS является удивительным изобретением. Я отношусь к числу тех людей, для кого был изобретен GPS. Я ужасно плохо ориентируюсь на местности. Я все время теряюсь. Поэтому я благодарила судьбу за появление GPS. Но знаете что? Попользовавшись GPS в течение короткого времени, я обнаружила, что мое чувство ориентации стало еще хуже. Когда его не оказывалось у меня под рукой, я чувствовала себя еще более потерянной, чем раньше. Поэтому, когда я переехала в Бостон - город, откуда берут свое начало фильмы ужасов о заблудившихся - я перестала пользоваться GPS.

Врать не буду – моим страданиям не было предела. Моя новая работа подразумевала поездки по всем окраинам Бостона, и я терялась каждый день как минимум 4 недели. Я так часто терялась и бродила невесть сколько, что думала, что я потеряю работу из-за хронических опозданий (на меня даже пожаловались в письменной форме). Но со временем я начала находить нужный путь благодаря огромному навигационному опыту, который я приобрела с помощью только мозга и карты. Я действительно стала ощущать, где и что находится в Бостоне благодаря исключительно логике и памяти, а не GPS. Я до сих пор помню, как я гордилась тем, что нашла отель в центре города, где остановился мой друг, отталкиваясь только от названия и описания местности – даже без адреса! У меня было такое чувство, будто я окончила школу навигационного просвещения.

Технология во многом делает нашу жизнь проще, быстрее, эффективнее, но иногда наши когнитивные способности могут пострадать в результате такого рода упрощений и в будущем навредить нам. Прежде чем все начнут вопить и отправлять письма на электронную почту моим трансгуманистическим друзьям о том, что я грешу против технологии, я должна вас предупредить, что это вовсе не то, что я делаю.

Посмотрите на это так: когда вы едете на работу на машине, то на это уходит меньше физических сил, времени, и это более удобный и приятный способ, чем идти пешком. Вроде бы все хорошо. Но если вы только ездите или всю жизнь проводите на сигвэе , даже не короткие расстояния, то вы и не будете тратить энергию. Со временем ваши мышцы атрофируются, ваши физическое состояние будет ослабевать, и вы, вероятно, наберете лишний вес. В результате ухудшится ваше общее состояние.

Ваш мозг тоже нуждается в упражнениях. Если вы перестанете использовать свои навыки при решении проблем, ваши логические, когнитивные возможности, то как тогда ваш мозг будет всегда в лучшей форме, не говоря уже об улучшении ваших умственных способностей? Задумайтесь о том, что, если постоянно полагаться только на полезные современные удобства, то могут пострадать ваши навыки в определенной области. Например, программы-переводчики: замечательные, но мое знание языков заметно ухудшилось, как только я начала ими пользоваться. Теперь я заставляю себя думать над переводом, прежде чем узнаю правильный. То же самое относится и к проверке орфографии и автоматическому исправлению. По правде говоря, автоматическое исправление – это худшее, что было придумано для улучшения мыслительного процесса. Вы знаете, что компьютер найдет и исправит ваши ошибки, так что вы продолжаете себе печатать, даже не задумываясь о том. Как правильно пишется то или иное слово. В результате, через несколько лет стабильной автозамены и автоматической проверки правописания, являемся ли мы самой безграмотной нацией? (Хотелось бы, чтобы кто-то провел исследование данного вопроса.)

Есть моменты, когда использование технологии является оправданным и необходимым. Но бывают случаи, когда лучше сказать нет упрощениям и использовать свой мозг, пока вы можете позволить себе такую роскошь, как время и энергия. Для того, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме, рекомендуется как можно чаще ходить на работу пешком или подниматься по лестнице вместо лифта несколько раз в неделю. Разве вы не хотите, чтобы ваш мозг тоже оставался в форме? Откладывайте GPS в сторону время от времени, и окажите услугу своим навыкам ориентирования на местности и навыкам решения проблем. Держите его под рукой, но попробуйте сначала найти все сами. Ваш мозг поблагодарит вас за это.

5. Будь в сети

И вот мы подошли к последнему элементу на пути увеличения вашего когнитивного потенциала: компьютерная сеть. Что хорошего в этой последней установке, так это то, что если вы делаете предыдущие четыре вещи, вы, вероятно, уже делаете и это. Если нет, то начинайте. Немедленно.

Общаясь с другими людьми, либо через социальные сети такие как Facebook или Twitter, либо лицом к лицу, вы подвергаете себя таким ситуациям, которые позволят вам гораздо легче достичь целей 1-4. Сталкиваясь с новыми людьми, идеями и оказываясь в новом окружении, вы открываете себя новым возможностям для мыслительного роста. Находясь среди людей, которые могут не относиться к области вашей деятельности, вы сможете увидеть проблемы с новой стороны или открыть для себя новые решения, о которых вы никогда не задумывались прежде. Общение с другими людьми в интернете – это отличный способ научиться открывать себя для всего нового и воспринимать уникальную и значимую информацию. Я даже не стану вникать в то, какую общественную пользу и эмоциональное благополучие приносит компьютерная сеть, но это всего лишь дополнительное преимущество.

Стивен Джонсон , написавший книгу «Как рождаются хорошие идеи», обсуждает важность групп и сетей для продвижения идей. Если вы ищете новые ситуации, идеи, окружение и перспективы, то сеть является ответом для вас. Было бы довольно трудно реализовать концепцию «поумней», не делая сеть основной составляющей. Самое замечательное в компьютерных сетях: Выгодно для всех участников. Коллективный разум для победы!

Мне осталось упомянуть еще кое-что…
Помните, еще в начале этой статьи я рассказала историю о моих клиентах с расстройствами аутистического спектра? Давайте задумаемся на мгновение, как повысить уровень гибкости своего интеллекта в свете всего, о чем мы уже говорили. Чего эти дети способны достичь на таком высоком уровне? Это не случай и не чудо - это потому, что мы учли все эти принципы обучения в их программе терапии. В то время, как большинство других провайдеров терапии застряли на парадигме «Безошибочного обучения» и слегка модифицированных Методах Ловааса прикладного анализа поведения, мы приняли и полностью охватили мультимодальный подход к обучению. Мы заставили детей стараться учиться изо всех сил, мы использовали самые креативные методы, о каких только могли думать, и мы осмелились поставить планку, казалось бы, гораздо выше их способностей. Но знаете что? Они вышли за временные рамки, и заставили меня искренне поверить, что удивительные вещи возможны, если у вас достаточно воли, мужества и настойчивости, чтобы настроить себя на этот путь и придерживаться его. Если эти дети с ограниченными возможностями могут жить, при этом постоянно повышая свои когнитивные способности, то и вы сможете.

На прощание я задам вопрос для размышлений: Если у нас есть все эти вспомогательные данные, показывающие, что эти методы обучения и подходы к обучению могут иметь такое глубокое положительное влияние на когнитивный рост, почему программы терапии или школьные системы не воспользуются некоторыми из этих методов? Я бы хотела видеть их в качестве стандарта в области обучения, а не исключения. Давайте попробуем что-то новое и встряхнем немного систему образования? Мы бы значительно подняли коллективное IQ.

Интеллект – это не только то, сколько уровней в курсе математики ты прошел, как быстро вы можете решить алгоритм, или сколько новых слов более 6 символов вы знаете. Речь идет о том, чтобы приблизиться к новой проблеме, признать ее важные составляющие, и решить ее. Затем собрать полученные знания и применить их для решения следующей, более сложной проблемы. Речь идет об инновациях и воображении, и о том, чтобы суметь применить их для того, чтобы сделать мир лучше. Именно этот вид интеллекта и является ценным, и именно к такому виду интеллекта мы должны стремиться и именно его поощрять.

Об авторе: Андреа Кушевски – врач-консультант в области поведенческой терапии для детей, страдающих аутизмом, проживающая во Флориде; специалист по Синдрому Аспергера, или высокофункциональному аутизму. Она преподает основы поведения в социуме, коммуникацию, а также влияние поведения на сферу дома и общества, обучение детей и родителей методам терапии. Работа Андреа в качестве исследователя совместно с , американским отделением Исследовательской группы по общественным наукам METODO Transdisciplinary, Богота, Колумбия, исследует влияние нейро-когнитивных факторов поведения человека – сюда входят такие аспекты, как творческий потенциал, интеллект, незаконное поведение, и диффузорно-конфузорные расстройства типа шизофрении и аутизма. Также, будучи исследователем креативности, она – сама живописец и изучала различные виды визуальной коммуникации, начиная от традиционного рисунка к цифровой живописи, графического дизайна, и трехмерного моделирования, мультипликации в сфере медицинских наук и бихевиоризма. У нее есть блог на The Rogue Neuron и в Твиттере

Есть, оказывается, такая тема, называется туман мозга или психический туман. Обычно обусловлен потреблением глютена, и при его исключении жизнь налаживается. Но вот кроме того, причиной симптомов этого тумана, типа забывчивости и вообще неприятной путаницы в голове, невозможности сосредоточиться, отсутствия ясности и понимания, банально являются возрастные изменения. Как с ними бороться на уровне построения новых нейронных связей читаем и . Если вкратце, то меняем привычные шаблоны поведения, учимся новому. А вот как насытить мозг важными и полезными для его здоровья нутриентами , читаем ниже.

Продукты, улучшающие когнитивные функции и способствующие здоровью мозга:

Авокадо. Содержит олеиновую жирную кислоту (строитель, активный участник обмена веществ, и поставщик энергии, защитник наших нейронов). Авокадо способствует улучшению кровотока, повышению мозговой функции и здоровью сердца!

Черника. Главная ягода для глаз, сердца, теперь еще и мозга! Самый антиоксидант, улучшает память, когнитивные функции, профилактика болезни Альцгеймера. Добавляем в смузи, каши на завтрак, в полезные десерты и сладости (читай ).

Бобовые. Стабилизируют уровень сахара в крови. Способствуют метаболизму, насыщению, а также содержат растительный белок, витамин A и витамины группы B, железо, кальций, фолиевую кислоту.

Орехи и семена. Одна горсть в день может уменьшить воспаление, предоставить необходимые белки и насытить витаминами, минералами и жирными кислотами Омега-3, способствует здоровью мозга и сердца. Миндаль, грецкие орехи, фисташки, семена подсолнечника, льна, чиа и тыквенные семечки (последние особенно полезны для мужчин) используем в качестве перекуса, добавляем в миндальное и тыквенное молоко, тыквенные семечки, семена чиа и льна — в смузи, делаем сыроедческие, восхитительно вкусные торты и энергобатончики (читай ).

Дикий лосось. Уже известно, что лосось, выращенный в неволе:), содержит столько вредной химии для подкормки, что никакие жирные кислоты Омега-3 не компенсируют вред, наносимый им нашему организму. А вот в диком лососе содержатся высокий уровень Омега-3 и витамины группы В, поэтому он наш основной продукт для улучшения когнитивной функции мозга и построения здоровых нейронов.

Когда люди достигают среднего возраста, они зачастую начинают замечать, что их память и острота ума уже не те, что раньше. Им вдруг становится труднее запомнить, куда они положили ключи пару минут назад, имя старого знакомого или название любимой рок-группы.

На первый взгляд безопасная, казалось бы, эта потеря психического внимания потенциально может оказать влияние на ваши умственные способности, а также профессиональное, социальное и личное благополучие. расскажет, что вы сможете сделать для того, чтобы избежать появления этих симптомов.

Вашему мозгу необходимы упражнения

Неврологи считают, что наш мозг нуждается в регулярных тренировках так же, как и наши мышцы. Они убеждены, что выполнение умственных упражнений может значительно улучшить осуществление наших основных когнитивных функций.

Мышление, по существу, является процессом создания нейронных связей в головном мозге. В определенной степени, наша способность к самосовершенствованию состоит в образовании нервных связей и передается по наследству. Однако, поскольку эти соединения создаются с помощью постоянных тренировок, ученые считают, что интеллект может расширяться и колебаться в зависимости от умственных усилий, прикладываемых человеком.

При этом если клетки мозга не способны соединяться друг с другом, все упражнения будут напрасны. Поэтому, перед тем, как начинать выполнение тренировок, ученые рекомендуют увеличить количество и улучшить качество соединений клеток мозга. Для этого включите в рацион добавки треоната магния.

Улучшение связей нервных клеток

Наш мозг состоит из около 100 миллиардов нейронов. В среднем, каждый нейрон соединяется с другими нейронами с помощью примерно 10000 синапсов. Чем большим количеством таких связей вы обладаете, тем лучше ваша память, тем быстрее ваш мозг сможет обработать информацию, и тем лучше будет ваше внимание и способность к концентрации.

Для улучшения соединений нервных клеток, вам необходим магний. Мы уже писали вам о пользе магния для людей, стремящихся . К сожалению, это вещество является одним из наиболее дефицитных в пищевом рационе большинства людей. Ученые считают, что хронический недостаток магния способен оказывать негативное влияние на функции мозга. Таким образом, рекомендуем вам включить в рацион как можно больше продуктов, богатых магнием, а также рассмотреть возможность приема добавок этого вещества.

Однако, как правило, добавки магния не так легко проникают через гематоэнцефалический барьер. Чтобы преодолеть это препятствие, ученые рекомендуют принимать инновационную форму магния, называемую треонат магния. Треонатом является вещество, представляющее собой метаболит витамина C, который выступает в качестве носителя, помогая магнию проникать в мозг. Другие формы добавок, такие как хлорид магния, глюконат, цитрат не способны оказать необходимую помощь головному мозгу.

Игры-головоломки тренируют мозг

Известно ли вам о существовании физической связи между мозгом и остальными частями вашего организма?

В некоторых своих областях, мозг связан с мышцами, в других - с вашей кожей и внутренними органами. Все эти связи должны функционировать в оптимальном режиме для поддержания здоровья всего организма.

Отличным способом профилактики нарушений связей между мозгом и телом являются упражнения, которые можно разделить на 4 категории:

  • Память и воспоминания
  • Внимание и концентрация
  • Когнитивные способности и решение задач
  • Быстрота реакции и пространственное мышление

Для наиболее эффективной стратегии улучшения тренировки вашего мозга, ученые рекомендуют заниматься одной игрой из каждой категории ежедневно.

Память и воспоминания - шахматы, карты и кроссворды

Играя в шахматы каждый день, вы можете эффективно улучшить вашу кратковременную память. Настоящий игрок способен держать невероятное количество стратегий в ячейках краткосрочной памяти. Игры с шариками популярны во всём мире, как реальном, так и виртуальном. На этом сайте вы можете играть в популярную игру с шариками Лайнс 98 бесплатно онлайн без регистрации и во весь экран. А так-же, во многие другие онлайн игры, такие как Zuma, Цветные шарики, Шарики в замке и многие другие.

Кроссворды или игры, которые предоставляют вашему мозгу возможность выбора из множества вариантов, также чрезвычайно полезны. В том числе, улучшить память вам помогут и некоторые карточные игры.

Внимание и концентрация - чтение и запоминание

Понимание прочитанного, на самом деле, требует концентрации и внимания. Кроме того, концентрация способна отлично . Игры, в которых необходимо запоминать изображения или порядок расположения фигур, очень полезны для вашего мозга. Дело в том, что кратковременная память тесно связана со способностью концентрировать внимание на чем-либо.

Когнитивные способности и решение задач – счет

Одними из наиболее популярных тренировок для мозга являются игры, в которых задействованы числа. Существуют буквально тысячи различных игр, с помощью которых вы сможете не только эффективно улучшить когнитивные способности, но и получить удовольствие!

Быстрота реакции и пространственное мышление – видеоигры

Вы действительно можете играть в видеоигры, особенно, если хотите улучшить скорость реакции. Этот вид тренировок будет способствовать ускорению передачи сигнала от нейронов, и улучшить быстроту реакции.