Покатавшись по Русскому Северу, мы собрались в Скандинавию. Следующая точка - самый северный мыс Европы Нордкап. Мурманская область имеет три погранперехода: два с Финляндией и один с Норвегией, причем они имеют свои особенности. Через какой удобнее проехать и что для этого необходимо, будет написано в этом посте.

Самый быстрый и прямой способ попасть в Норвегию на этот мыс через МАПП Борисоглебск - единственный погранпереход с этой страной. Но тут есть один важный момент - если вы собрались в Норвегию на долго и взяли с собой продукты, на этой границе придется со всеми запасами попрощаться, т.к. норвежцы не разрешают их провозить с собой. У нас с собой был полный багажник провизии на две недели путешествия, терять их и тратить огромные деньги на покупку местных никак не хотелось. Оставался вариант только через Финляндию (как раз визу этой страны мы и делали, потому что планировали через нее как въехать так и выехать).

У Мурманской области две границы с Финляндией: МАПП Салла и МАПП Лотта. КПП Лотта ближайшая к Мурманску и находится в 230 км от города. Дорога длинная и без населенных пунктов, поэтому перед выездом нужно знать две вещи: 1) по пути нет заправок, а на самой границе цена литра топлива примерно на 10 рублей дороже, чем в Мурманске, поэтому заправьтесь заранее и до полного бака (допускается перевозить с собой не более 10 литров топлива в железной канистре), 2) граница не особо популярная, поэтому перед ней отсутствуют пункты, где можно купить гринкарту на автомобиль, позаботьтесь об этом заранее в Мурманске, иначе придется возвращаться.

Для перехода границы на автомобиле нужно иметь при себе: загранпаспорт с визой, документы на автомобиль (если даже вы не собственник, генеральную доверенность не спрашивают), ту самую гринкарту (минимальный ее срок 2 недели), страховка жизни на время пребывания в зоне Шенгена (могут спросить), бронь отелей (чтобы не объяснять весь маршрут, мы предъявили только двухнедельную бронь отеля в Хельсинки и сказали, что сейчас поедем туда и проведем там все оставшееся время).

Еще очень важный момент! В Финляндии, как и во всей Скандинавии, строго запрещены антирадары. За это предусмотрен штраф порядка 100 евро, изъятие данного прибора и хранение его на данном КПП, пока вы не вернетесь и не заберете его обратно, за хранение также предусмотрен сбор. Причем, не достаточно просто снять его с автомобиля, необходимо всячески избавиться от следов его нахождения - провода, коврики и следы от липучек на стеклах. Если пограничник заподозрит, что антирадар на автомобиле был установлен, будет перетряхивать машину. Мы сняли антирадар, спрятали его в спальник, убрали проводок, а при удалении липкого коврика, оставались следы клея, которые никак не хотели убираться. Тогда мы придумали другой вариант - приклеили коврик обратно и поставили на место антирадара телефон с включенным навигатором, чтобы отвести внимание. Получилось! Пограничники внимательно посмотрели на телефон, лобовое стекло и пропустили нас.

Кстати, обе границы в пятницу днем мы прошли минут за 30. Граница чрезвычайно безлюдна, в основном ей пользуются жители Мурманска и то в пятницу вечером (субботу утром) в сторону Финляндии и воскресенье вечером в обратную. Поэтому в это время не советую ее пересекать. В остальные дни тут почти никого нет.

Что касается навигаторов, пользовались несколькими - от Гугла, MapsMe и предустановленным в ГУ автомобиля. У каждого есть свои плюсы и минусы, поэтому мы решили дублировать разными, чтобы случайно не уехать не туда.

В Европе огромные штрафы за превышение скорости и скорость строго ограничена знаком. Если написано 80, то можно ехать не более 80, а не как у нас 99. Радар может посчитать за превышение даже +1 км в час, поэтому чтобы избежать возможных штрафов, ехали на 5-10 км в час ниже установленного лимита. Перед всеми камерами установлен знак, предупреждающий о ее приближении. Почти все тут автоматизировано, за все время путешествия видели полицию только пару раз, патрули не стоят и пунктов, подобных нашим ДПС, нет. После начала каждого населенного пункта есть знак, который поясняет, какой скоростной режим нельзя превышать, это видно на фото на заднем фоне. Поэтому нет необходимости гадать, какой скорости нужно придерживаться в том или ином городе. За 2 недели путешествия мы не получили ни единого штрафа.

Примерно через 200 км после пересечения границы с Финляндией, начинается Норвегия, обозначено это таким знаком:) Как вы видите по фото, обочины на дорогах либо вообще нет, либо почти нет, поэтому встать на автомобиле, не помешав движению, вне стационарных стоянок очень сложно.

Особенно это мешает, когда хочешь остановиться, чтобы сделать какой-нибудь шикарный кадр, а в Скандинавии у вас постоянно будет такой желание. Приходится либо останавливаться прямо на дороге, либо съезжать со склона с риском перевернуться. По моим ощущениям, и сами дороги чуть уже, чем в России. Каждый раз, когда тягач с прицепом проезжал мимо, нервишки здорово шалили, особенно на поворотах, того и гляди, тебя зацепят.

Первую остановку на отдых и небольшой пикник сделали в маленьком городке по пути около продуктового магазина Coop. Посмотрели цены и поняли, что не зря набрали с собой столько продуктов. В среднем, все дороже раза в 3, чем у нас. А этот термос впоследствии здорово нас выручал, когда не было времени на готовку пищи. Позже я расскажу, как мы готовили еду и где жили.

Первый шок, который мы испытали, пока тут отдыхали - это вид убитого лося в прицепе автомобиля.

Без претензий на абсолютную историческую точность, заметим, что впервые граница между Русью и Норвегией была установлена на основании соглашения Ярослава Мудрого с королем Олафом Трюкес- соном в XI в. И проходила она по заливу Люген-Фьорд. 1 Далее, на основе «Ореховского договора» со Швецией 1323 г. эта граница была сдвинута восточнее к Варангер-Фьорду.

Отдав должное тому обстоятельству, что российско-норвежские усилия по установлению границы на море имеют долгую историю, обратимся сразу к двадцатому столетию.

Начиная с 1944 г. СССР и Норвегия предпринимали усилия по установлению морской границы. Соглашение «О морской границе» было подписано 15 февраля 1957 г. С 1970 г. обе страны вели долгие двусторонние переговоры не приводившие к успеху/ В 1975 г. Норвегия выступила с предложением провести разграничение континентального шельфа по линии, проходящей восточнее границы полярных владений Советского Союза. Поскольку претензии Норвегии были отвергнуты 15 октября 1976 г. Правительства СССР и Королевства Норвегии подписали Соглашение о взаимных отношениях в области рыболовства, all января 1978 г. - Протокол о временных мерах в области рыболовства. Спорные районы получили название «серой зоны», где стороны согласились не препятствовать рыбакам обеих сторон осуществлять рыболовный промысел. 1

Рис. 18

В соответствии со статьей 3 договора между РФ и Королевством Норвегия «О разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане» (2010 г.) в районе разграничений морских пространств двух государств образован «Специальный район», который детерминирован как район к востоку от линии разграничения морских пространств, находящемся в пределах 200 м. миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря материковой части Норвегии, но за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина тер-

риториального моря РФ. В этом районе Российская Федерация вправе осуществлять суверенные права и юрисдикцию, вытекающие из той юрисдикции в исключительной экономической зоне, которую Норвегия иначе была бы вправе осуществлять по международному праву. Россия должна принимать необходимые меры для обеспечения того, чтобы любое осуществление ею таких суверенных прав или юрисдикции в Специальном районе было таким образом отражено в ее соответствующих законах, правилах и на картах.

Рис. 19

В «специальном районе» принятые нормы не должно негативно влиять на возможности каждой из Сторон в области рыболовства и оба государства должны осуществлять сотрудничество в сфере рыбного промысла с тем, чтобы сохранить их существующие доли в объемах общего допустимого улова и обеспечить относительную стабильность их рыболовной деятельности по каждому соответствующему виду рыбных запасов.

Примечательным (чтобы не сказать странным) являются положения статьи 5, в соответствии с которыми установлены нормы, имеющие отношения к месторождениям углеводородов, простирающихся за линию разграничения. Как следует из части 2, упомянутой статьи «если установлено существование месторождения углеводородов на континентальном шельфе одной из Сторон, а другая Сторона полагает, что это месторождение простирается на ее континентальный шельф, то последняя Сторона может уведомить об этом первую Сторону и должна представить данные, на которых она основывает свое мнение».

Если такое мнение представлено, то Стороны начинают обсуждение вопроса о контурах месторождения углеводородов и о возможности эксплуатации такого месторождения как единого целого. В ходе такого обсуждения Сторона, инициировавшая его, должна представить обоснование своего мнения с подтверждением его геофизическими и / или геологическими данными, включая любые существующие данные бурения, и обе Стороны должны приложить все усилия для того, чтобы вся относящаяся к вопросу информация была предоставлена для ведения такого обсуждения. Если месторождение углеводородов простирается на континентальный шельф каждой из Сторон, и месторождение на континентальном шельфе одной Стороны может полностью или частично эксплуатироваться с континентального шельфа другой Стороны, либо эксплуатация месторождения углеводородов на континентальном шельфе одной Стороны может затронуть возможность эксплуатации месторождения углеводородов на континентальном шельфе другой Стороны, то по требованию одной из Сторон в соответствии с Приложением II заключается Соглашение об эксплуатации этого месторождения углеводородов как единого целого, включая его распределение между Сторонами.

  • Энгельгарт А.П. Русский Север. СПб., 1896. Вып. II, с. 1.

29 мая вступает в силу новый порядок пересечения норвежско-российской границы гражданами двух стран, живущими в 30-километровой приграничной зоне. С этого дня они смогут посещать соседнее государство без виз.

В честь этого события в Киркенесе (норвежский город в 8 км от границы с РФ) состоятся официальные мероприятия, на которые ожидаются российские политики и министр иностранных дел Норвегии Юнас Гар Стёре. Кстати, именно он стал инициатором открытия границы для жителей приграничных регионов.

Стёре выдвинул эту идею еще в 2008 году во время переговоров с губернатором Мурманской области, однако реализоваться она смогла лишь спустя четыре года. Соответствующие документы подписали главы МИД двух стран в присутствии тогдашнего президента России Дмитрия Медведева и премьер-министра Норвегии Йенса Столтенберга в октябре 2010 года. В 2011 году соглашение утвердили Госдума и Совет Федерации.

Теперь жителям приграничных районов двух стран для визита друг к другу понадобиться лишь загранпаспорт и специальное удостоверение жителя приграничного региона. Для его получения заявитель должен представить в консульские службы Норвегии обоснованную причину в необходимости регулярного посещения приграничной территории - это могут быть родственные связи, экономические, культурные или иные причины. При обращении за визой приглашений в данном случае не потребуется.

Сбор за оформление разрешения составляет 20 евро, причем от его уплаты освобождены несовершеннолетние лица, студенты очной формы обучения, лица в возрасте от 60 лет. Документ выдается сроком до 3-х лет и дает право его обладателю на неограниченное количество пересечений границы и его нахождение до 15 дней на территории соседней страны. Кстати, протяженность российско-норвежской границы составляет 196 км.

Открытие границы в Осло считают «маленьким шагом вперед» для двустороннего сотрудничества, но некоторые политики уверены, что Норвегия могла бы сделать намного больше. Так, например, считает руководитель Баренц-секретариата Руне Рафаэльсен. В интервью газете Hegnar он заявил, что от безвизовой зоны «выиграют лишь немногие жители». По предварительным подсчетам, с российской стороны право въезжать в Норвегию без виз получат около 40 000 жителей Мурманской области.

«По большому счету, можно было достигнуть куда большего простыми средствами. Достаточно было распространить финскую практику на норвежско-российской границе Шенгенского пространства», - сказал Рафаэльсен.

Впрочем, в посольстве Норвегии в России заявляют, что пока не намерены выдавать россиянам длинные мультивизы, как это делает Финляндия. Так, например. на недавней пресс-конференции атташе по визовым вопросам посольства Норвегии в РФ , что россияне, которые хотят получить мультивизу, «должны предоставить дополнительные документы, которые подтверждают, что заявителю необходимо несколько раз за какой-то период посетить Норвегию». «Только в этом случае он вправе рассчитывать на мультивизу», - пояснил г-н Рогне.

Норвегия – государство в Северной Европе , основная часть которого находится в западной части Скандинавского полуострова.

Территории Норвегии включает в себя примерно 50 тысяч мелких прибрежных островов, а также крупный архипелаг Шпицберген, острова Медвежий и Ян-Майен Северно-Ледовитого океана. На подробной карте Норвегии можно обнаружить границу страны с тремя государствами: со Швецией на востоке, с Финляндией и Россией на северо-востоке.

Норвегия – один из крупнейших производителей нефти и газа в Европе, мировой экспортёр древесины, титана и рыбы.

Норвегия на карте мира: география, природа и климат

Норвегия на карте мира находится в Северной Европе, на западе Скандинавского полуострова, омываясь водами Северного моря с юга, Норвежского – с запада, Баренцевого – с севера.

Полезные ископаемые

Страна обладает крупными запасами нефти и газа, железа, титана, цинка. В меньших объемах также встречаются месторождения свинца, меди, каменного угля, апатитов и графита.

Рельеф

Большую часть территории Норвегии занимают Скандинавские горы с многочисленными фьордами (глубоко вдающимися в сушу заливами со скалистыми берегами) и долинами. Северная и южная часть страны занята возвышенными плоскогорьями – фьелдами – Юсте-далсбрс, Телемарк, Ютунхеймен, в последнем из которых и находится высшая точка Норвегии – гора Галлхёпигген (2470 м).

Гидрография

Речная сеть Норвегии густая, а сами реки – полноводные, глубокие и узкие. Питание рек снегово-дождевое или ледниковое. Длиннейшая река – Гломма (619 км), протекающая по востоку страны.

Около 4 тысяч норвежских озер занимают 5% площади страны и располагаются преимущественно в Южной Норвегии. Крупнейшее озеро – Мьёса площадью 365 км 2 , на карте Норвегии на русском языке расположенное в южной части страны, в 100 км к северу от столицы Осло.

На территории страны находятся почти 900 ледников, большая часть из которых также приходится на Южную Норвегии.

Флора и фауна

Норвежские почвы не отличаются высоким плодородием. Самые распространенные типы почв: горно-луговые, слабогумусные подзолы, подзолы, бурые, болотные оглеенные и другие.

В стране встречаются смешанные широколиственные леса, тайга и хвойно-широколиственные, горные леса и тундровая растительность. Леса занимают 27% территории страны, в них растут: дубы, буки, ясени, березы, ели, мхи и лишайники.

В местных лесах и тундрах водятся рыси, олени, куницы, горностаи, белки, медведи, зайцы и лисицы; а среди представителей пернатых – глухари, тетерева, чайки, гуси и другие птицы. В пресных водоемах обитают рыбы семейства лососевых, а в морских – сельдь, макрель, треска.

К природоохранным зонам Норвегии относятся 37 национальных парков, несколько заповедников и около сотни заказников.

Климат

Климат Норвегии меняется от мягкого умеренного морского на юге, умеренного континентального в центре и до субарктического на самом севере страны. Климат Норвегии значительно смягчается под влиянием теплых течением Атлантического и Северно-Ледовитого океанов, отличаясь мягкой, для таких высоких широт, зимой и прохладным летом. Средняя температура января в Норвегии колеблется от -17 °C на крайнем севере до +2 °C на юго-западе страны, а средние температуры июля составляют от +7 °C до +17 °C соответственно. В Норвегии преобладает пасмурная и дождливая погода – в год выпадает примерно 800 – 1200 мм осадков.

Карта Норвегии с городами. Административное деление страны

Норвегия состоит из 19 фюльке (провинций, губерний), а также неофициально делится на 5 регионов:

  • Южная Норвегия,
  • Северная Норвегия,
  • Западная Норвегия,
  • Восточная Норвегия,
  • Центральная Норвегия.

Крупнейшие города

  • Осло – столица и важнейший город Норвегии, расположенный на берегу Осло-фьорда, на юго-востоке страны. Осло является крупным морским портом и центром нефтегазовой промышленности, а также одним из самых дорогих городов мира. Крепость Акерсхус, построенная в 13-м веке – главная достопримечательность города. В Осло проживает 673 тысячи человек.
  • Берген – второй по величине город страны, который на карте Норвегии с городами на русском языке можно обнаружить в ее западной части. Нахождение на побережье Северного моря определяет основную специализацию города – морской бизнес и морские исследования (океанография). Население Бергена – 273 тысячи человек.
  • Алесунд – еще один город на западном побережье Норвегии, крупнейший центр рыболовной промышленности страны. В трех километрах к западу от Алесунда находится большой аквариум, где наглядно показывается жизнь морских обитателей Северной Атлантики в самых естественных условиях – трески, угрей, палтусов и других рыб – потому что вода в него поступают напрямую с моря. Население города составляет 42 тысячи человек.