Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ) претендует на получение статуса опорного вуза, подал заявку на участие в этом конкурсе Минобрнауки РФ. О том, почему именно УрГЭУ должен стать опорным университетом региона, как вуз готовится к приемной кампании, повысится ли проходной балл и изменится ли качество обучения, в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал ректор Яков Силин.

Яков Петрович, скоро стартует приемная кампания. Недавно в УрГЭУ состоялся день открытых дверей. Растет ли число желающих поступить в вуз?

В этом году их количество увеличилось. Вот-вот начнется ажиотаж, еще больше желающих будет в мае. По сравнению с прошлым годом особенно выросло количество желающих поступить в магистратуру.

- На ваш взгляд, с чем это связано?

Мы предлагаем очно-заочную форму обучения. Она интереснее, чем заочная, и удобнее, чем очная, особенно для тех, кто постарше. Как правило, в 30 лет уже за парту не садятся. У многих есть семьи или просто они работают, не могут целыми днями учиться.

- Меняются ли требования к студентам со стороны вуза?

Наступил период другого, более основательного подхода. Изменения мы почувствовали еще в прошлом году. За 2016 год вуз отчислил больше студентов, чем принял. Казалось бы, зачем, они же деньги платят, а у нас 89% студентов обучаются за свои деньги. Но вопрос не в деньгах! Важнее то, какого специалиста подготовишь, хочет ли он учиться. И кому нужен слабый? Все хотят видеть у себя "качественного" выпускника.

То же касается и абитуриентов. В прошлом году приняли в полтора раза меньше учащихся, чем в 2015 году. А по качеству намного лучше получилось.

- Какой средний проходной бал в УрГЭУ?

В прошлом году на бюджетные места - от 74 до 82 баллов. В этом, думаю, будет также. Это довольно высокая планка. Отмечу, что в прошлом году проходной балл в УрГЭУ повысился на 15-20 пунктов. Именно по этому пути надо идти всем вузам. Не должно быть высшее образование доступно до такой степени, что пришел, заплатил, походил, получил корочку и ушел. Хорошее высшее образование уже само по себе тяжелая работа.

Одной из ключевых проблем нашей страны является низкая производительность труда, она в четыре-шесть раз ниже, чем в Европе. А кто организует производство? Чаще всего люди, получившие высшее образование. Мы хотим, чтобы человек разбирался в экономике. Но для этого нужно, чтобы он получил хорошую основу знаний. Поэтому мы продолжим повышать требования к качеству образования.

- В чем заключается ужесточение этих требований, помимо повышения проходного балла для абитуриентов?

В первую очередь это касается преподавателей. Хотим, чтобы они стремились повышать свой уровень, тогда педагоги смогут дать больше знаний студентам. Абитуриент будет понимать: здесь требования на порядок выше, чем в других местах. Можно ведь пойти в частный вуз, по его окончании кто-нибудь возьмет на работу. Можно пойти в другие государственные вузы, где экономика не профильная, стоимость обучения ниже. Но чудес не бывает, ты получишь ровно то образование, за которое заплатил. Поэтому лучше прийти к нам, пусть даже на заочное или дистанционное обучение, а еще лучше - на очный бакалавриат. Могу сказать с уверенностью: если хотите иметь качественное экономическое образование - это к нам! Зачем идти куда-то, если есть мы.

- Сколько сейчас направлений обучения в вузе?

В бакалавриате 20 направлений экономики и порядка десяти (скоро останется девять) - в магистратуре. Это много.

У нас действует соглашение с "Уралвагонзаводом", это сегодня единственное предприятие, которое направило напрямую в бакалавриат своих работающих специалистов. Также есть целая группа магистрантов и тех, кто повышает квалификацию. Мы под заказ "Уралвагонзавода" разрабатываем программы, а он их утверждает.

- За разработку программ платит "Уралвагонзавод"?

Часть затрат берем на себя, нам важно, чтобы предприятие убедилось в нашей способности обучать таких специалистов, какие им нужны. Есть серьезные соглашения с Нижнетагильским металлургическим заводом, с машзаводом им. Калинина, с союзом предприятий оборонных отраслей, с банками, вузами.

Просто подготовить студента недостаточно, нужно думать, куда он пойдет работать. Поэтому год назад мы переформатировали в вузе кадровую службу.

- То есть, стараетесь максимально ориентироваться на запросы рынка труда, соответствовать им?

Мы регулярно зовем для консультаций специалистов с предприятий. Последний разговор у меня был на днях с директором очень крупного завода. Я его попросил, вот по такой-то специальности дайте своих специалистов и пусть они "вывернут наизнанку" нашу программу, пусть скажут, что вот это бы он своим детям рассказывал, а это нет. Экспертами должны быть практики.

Скоро у нас начнется формирование штатного расписания. Многое станет по-другому. Будут не только завкафедрой, преподаватели, но и приглашенные консультанты. Например, есть кафедра бухучета и аудита. Значит, кто-то из бухгалтеров-практиков будет там находиться, задавать вопросы. Если посчитают, что преподаватель не соответствует профессиональным требованиям - значит будут кадровые решения. Как он может готовить специалистов, если сам не знает профессию? В этом вопросе я надеюсь на профессиональное чутье заведующих кафедрами.

- Вернемся к разговору о приемной кампании. Сколько бюджетных мест запланировано на этот год?

Сейчас у нас только 11% мест бюджетные. С сентября станет еще меньше, наверное, 8-9%.

- Соответственно, проходной бал станет еще выше?

Да. Растет проходной балл, растет и конкуренция между абитуриентами.

- На ваш взгляд, это положительно повлияет на "качество" студентов?

Я думаю, да. Возможность получить высшее образование должна быть у любого человека. Но далеко не все хотят учиться. Некоторые хотят иметь документ о высшем образовании, а не высшее образование.

Все наши студенты, даже те, кто учится средне, а уж тем более хорошо, задолго до окончания вуза "разобраны" работодателями. Самые прозорливые руководители приходят на первый-второй курс, объявляют конкурсы, выбирают лучших, а их уже видно, платят за студентов, дают им темы курсовых работ и дипломов, и потом гарантировано получают специалиста.

- Какие изменения в вузе происходят в плане направлений обучения? Возможно, появляются новые специальности?

Эксперты прогнозируют, что в течение года или двух могут произойти изменения в подготовке по разным направлениям. Например, колоссальнейшие изменения ждут финансистов и бухгалтеров. Мы сейчас готовим шесть лет бухгалтера, но это и бухгалтер, и экономист, и финансист - все в одном. Таких днем с огнем не найдешь, они востребованы. Буквально через полгода-год у них хорошая работа и зарплата. Но это уже не столько бухгалтер, сколько айтишник со знанием норм бухучета.

Что касается нового, то на следующий год планируем получить аккредитацию по очень интересному направлению - информационная безопасность. Оно сегодня есть только в Уральском федеральном университете.

- Каких еще специалистов готовите?

Возвращаемся к подготовке инженеров по профилю "Машины и аппараты пищевых производств". Свердловская область - это промышленный регион. Зайдите в любой супермаркет, гипермаркет или на предприятие - везде есть особое оборудование, технологические линии, а, значит, нужны инженеры. По этой специальности никто кроме нас не готовит. Несколько лет был провал в подготовке данных кадров, но сейчас восстановили программы, уже создали лабораторный комплекс, даже получили бюджетные места.

Или еще очень редкая специальность - товароведение. Хорошего специалиста еще поискать надо. Специалист по качеству - отдельная тема, он нужен на любом серьезном предприятии.

Год назад создали кафедру экономики социальной сферы (экономики здравоохранения, образования, соцзащиты, спорта, культуры). Везде своя специфика. По заданию министерства здравоохранения Свердловской области подготовили все, чтобы в этом году отдельно создать кафедру экономики и управления здравоохранения.

Недавно появилась кафедра экономики жилищно-коммунального хозяйства. Пока ведем повышение квалификации, разрабатываем профориентационные программы, сформировали коллектив. Сейчас будем набирать студентов. Управляющие компании, ТСЖ, ТСН - это же самая больная в стране тема.

- Преподавательский состав под эти направления специально подбирали новый?

В экономике, а, соответственно, в специфике преподавания, есть как нечто общее, так и свои особенности. Конечно, некоторых мы переманили из других вузов. К нам идут. У нас выгоднее, доходнее, гарантировано наличие студентов. Если выиграем конкурс Минобрнауки РФ, станет еще лучше.

Документы поданы, затем Москва примет решение. Когда подавали документы, мы были 129-ми претендентами по счету. Но после несколько десятков отсеялось, осталось 86. Конкурс для нас не самоцель, а повод сделать еще один шаг вперед, стать на ступень выше. Мы сделаем это даже если не пройдем по конкурсу. У нас своя стратегия развития, и мы ее разрабатываем с коллективом.

- Сколько университетов будет выбрано?

Это не объявлялось, в прошлом году было 11. Но тогда одним из условий участия являлось объединение двух-трех вузов. Мы не участвовали, так как я не видел смысла ставить вопрос об объединении. В этом году данный критерий убрали. Но в регионе может быть только один опорный вуз. Губернатор Евгений Владимирович Куйвашев поддержал нас.

- Что изменится, если вуз станет опорным?

Не для красного словца скажу, что это будет другой уровень ответственности коллектива, педагогов, ректора, само собой. Требования как к федеральным или национально-исследовательским, так и к опорным университетам, более высокие по качеству педагогов, по качеству работы.

- Бюджет у вуза большой?

Наш бюджет в десять раз меньше, чем у федерального университета, в этом году он составляет 1 млрд 50 млн рублей.

Через пару дней в УрГЭУ состоится восьмой евразийский экономический форум молодежи. В прошлом году в форуме приняли участие более полутора тыс. человек через интернет из более 60 стран и 65 регионов России. Сколько ожидаете на этот раз?

- А география как-то расширится? Сколько стран примет участие?

Приедут участники из 60 регионов России. Зарегистрировались представители около 60 стран, но не все могут присутствовать лично, кто-то направляет на конкурс свои научные труды. Вообще, работа на международном уровне активизировалась. На нашем подготовительном факультете учатся студенты из 30 стран. Это многих удивляет.

Год назад в УрГЭУ учились представители семи бывших союзных республик, сейчас уже 11-и. Что касается самого форума, то в этом году мы как раз сделали упор на страны СНГ. Тематика - добрососедство и сотрудничество.

- Почему выбрана такая тема? На чем будет сделан акцент?

Это самые близкие нам страны. Относиться к ним можно по-разному, а границы территорий были и будут. Нам нужно думать, с кем нашим детям и внукам предстоит жить. И, если есть возможность обучать молодежь из стран СНГ, то это стоит делать, ведь они вернуться на родину, будут жить и работать. Мы хотим говорить на одном экономическом языке. Мы сегодня формируем свое будущее.

Также является:

  • председателем Комитета по развитию профессионального образования и трудовым ресурсам Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (работодателей),
  • членом коллегии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области,
  • членом Технического комитета по стандартизации «Интеллектуальная собственность» ТК-481 РФ,
  • руководителем Екатеринбургского отделения Клуба политического действия «4 ноября» (политический клуб),
  • членом Совета директоров Европейской Академии розничной торговли,
  • заместителем председателя Координационного совета Ассоциации «Евразийский экономический клуб ученых».

Почетный профессор:

  • Харбинского политехнического университета (Китай, 2006),
  • Института экономических исследований Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан (Казахстан, 2008),
  • Казахского университета экономики, финансов и международной торговли (Казахстан, 2009),
  • Ассоциации «Евразийский экономический клуб ученых» (Казахстан, 2009).

Является главным редактором журнала «Известия Уральского государственного экономического университета» включенного в перечень ВАК, а также председателем редакционного совета научно-аналитического журнала «Управленец».

Биография

М. Федоров родился в 1951 году в п.Нечунаевское Сузунского района Новосибирской области в семье лесника.

После окончания школы в 1968 году поступил на геологоразведочный факультет в Свердловский горный институт (ныне - Уральский государственный горный университет).

В 1973 году окончил Свердловский горный институт по специальности «Геология и разведка месторождений полезных ископаемых», после чего занимался общественной, научной и педагогической работой.

С 1973 по 1975 год был секретарем комитета комсомола института, а затем инструктором и заведующим отделом студенческой молодежи Свердловского обкома комсомола, одновременно учился в аспирантуре.

В 1982 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата геолого-минералогических наук.

С 1989 по 1993 годы учился в докторантуре Московского геологоразведочного института. В 1993 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора геолого-минералогических наук.

Многолетние работы на бокситовых месторождениях Северного и Южного Урала, Тимана, Казахстана и других послужили базой для крупного научного обобщения собранного за многие годы материала. Сравнивая разновозрастные образования алюминиевой руды на Урале, М. В. Федоров пришел к выводу, что формирование бокситовых месторождений в регионе, как и на планете в целом, происходит в определенной последовательности и подчиняется закону периодичности, который согласуется с законом Д. И. Менделеева. Указанный закон был сформулирован автором уже в докторантуре Московского геологоразведочного института, в которой М. В. Федоров под руководством почетного академика РАН, профессора С. М. Тихомирова проходил обучение с 1989 по 1993 годы. Эти исследования легли в основу защиты в 1993 году диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

С 1993 года профессор Кафедры экономики природопользования в Уральском государственном экономическом университете. Здесь он занимался изучением природно-ресурсного потенциала региона, подготовил монографическую работу «Алюминий Урала».

В 1995 году Михаил Васильевич создал творческий коллектив, в состав которого вошли ученые УГГА и УрГЭУ В.Калашников (имеет более 10 авторских свидетельств и патентов на изобретения), Г.Усов, Р.Арутюнов, Л.Минухин, Л.Азин и ряд других. Творческий коллектив в 1998 году был преобразован в Уральский научно-исследовательский институт технологии и техники пищевой промышленности и сертификации (НИИ «Уралпищепромсертификат» при УрГЭУ), генеральным директором которого был избран Михаил Федоров. В 1999 году на одну из разработанных технологий - «Каскадно-роторная с планетарным движением мелющих тел технология получения сортовой муки» - был получен Евразийский патент.

М. В. Федоров является одним из организаторов Всероссийской научно-практической конференции «Пищевая промышленность. Продовольственная безопасность - XXI век» (1999 год). С июня 2000 года он - руководитель Органа по сертификации продукции и услуг - совместно с УНИИМ, УралТЕСТом, ОблЦГСЭН, Уралэкспоцентром организует Международный конгресс «Сертификационные испытания пищевой продукции» и Международную выставку аналитического оборудования «Безопасность продовольствия - XXI век».

В 2000 году коллективом Уральского государственного экономического университета при поддержке УГГА (ныне - Уральский государственный горный университет) и научных организаций ротационно-каскадная технология с планетарным движением мелющих зерновых продуктов выдвинута на соискание Государственной премии РФ в области науки и техники, в число соискателей также вошли ректор УрГЭУ В. М. Камышов и М. В. Федоров.

В феврале 2000 года назначен заведующим Кафедрой технологии продуктов общественного питания УрГЭУ. Он участвует в проведении научно-практической конференции по проблемам развития общественного питания, является ответственным редактором сборника научных трудов «Кулинария как отрасль питания на рубеже XXI века». При его участии на кафедре открываются новая специальность «Социально-культурный сервис и туризм» и специализация «Ресторанный сервис».

В 2002 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук.

С 2005 года - ректор Уральского государственного экономического университета.

18 февраля 2010 года ректор УрГЭУ М. В. Федоров единогласно избран президентом АНО «Большой евразийский университетский комплекс» на Совете ректоров вузов Свердловской области.

Основные направления научной деятельности:

  • конкурентоспособность предприятий и отраслей народного хозяйства,
  • проблемы обеспечения продовольственной безопасности населения,
  • нанотехнологии механохимической деструкции полимеров,
  • закономерности бокситообразования в истории развития земной коры Урала.

В 2000 году под руководством М. В. Федорова разработана ротационно-каскадная технология получения сортовой муки.

По заданию Правительства Свердловской области М. В. Федоров осуществлял научное руководство разработкой:

  • «Схемы развития и размещения производительных сил АПК Свердловской области на период до 2015 года»,
  • «Концепции обеспечения продовольственной безопасности населения Среднего Урала»,
  • «Программы развития жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области».

Имеет 5 патентов на изобретения, в том числе Евразийский патент на способ измельчения зерна.

Женат, имеет двух дочерей. Его дочери закончили УрГЭУ. Младшая дочь Татьяна учится в аспирантуре университета.

Критика

В 2011 году был обвинён блогером Навальным в покупке на бюджетные деньги автомобиля Lexus, в то время как, по заявлению Фёдорова, на устранение более чем на 300 нарушений пожарной безопасности УрГЭУ у вуза нет средств.

Прочее

Не путать с Федоровым Михаилом Васильевичем, кандидатом технических наук, генеральным директором и председателем совета директоров ОАО «Самарский металлургический завод», соратником бизнесмена Олега Дерипаски.

Группа РИА Новости во вторник открывает в Екатеринбурге на базе Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ) Международную школу "Журналистика нового поколения". Проект рассчитан на студентов факультетов журналистики и молодых журналистов России, стран Центральной Азии и Южного Кавказа. Школа будет работать в рамках Евразийского экономического форума молодежи, который уже в четвертый раз организует УрГЭУ. Об этом и других проектах крупнейшего на Урале вуза в интервью РИА Новости рассказал ректор университета Михаил Федоров.

— Михаил Васильевич, не каждый российский университет, тем более не столичный, способен проводить мероприятия широкого регионального масштаба. Гостями и участниками Евразийского экономического форума молодежи становятся представители разных государств, чем для них полезно участие в нем?

— Форум родился благодаря мероприятию в 2009 году, в преддверии саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которое называлось молодежная деловая игра "Саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)-2039".

Мы подсчитали: средний возраст президентов стран-участников ШОС - 51 год, средний возраст студента - 21 год. Их разделяет 30 лет. И мы задумали собрать одновременно с ШОС молодых людей из разных стран, выбрать среди них "будущих президентов". Они, в соответствии со своей ролью, должны предложить собственные варианты развития, показать, что собираются предпринять, прежде всего, в экономике своих государств.

Тогда приехали ребята из Китая, Казахстана и многих других стран. Президентом России была избрана наша студентка Анна Полякова, которая сейчас является исполнительным директором Евразийского форума.

Мне эта форма общения молодежи показалась чрезвычайно интересной. Так родилось и общее название ежегодных форумов: диалог цивилизаций.

— Евразийских цивилизаций?

— Не привязанных к конкретным странам. Имеется в виду не столько географический, сколько общечеловеческий смысл. На наших глазах формируется новое IT-поколение, непознанное, необъяснимое, будь то в США, Европе, Азии, или у нас в России. Это совсем другая цивилизация. Пора уже принимать ее всерьез.

— Вы являетесь большим подвижником евразийской интеграции, в том числе в сфере образования. Как представляете себе создание единой системы обучения со странами бывшего СССР, в которых многие советские стандарты и базовые принципы остались в прошлом?

— Что касается образовательного рынка, мы все на одном поле.

Я имею в виду рынок предложений - это же непаханое поле для работодателей. Нам всем как бы заново предстоит вести образовательную деятельность с учетом нового миропорядка, включая кризисные явления глобального уровня. Следовательно, всем необходимо под это готовить и "затачивать" кадры, внедрять ноу-хау и фактически создавать иную экономику, способную выстоять в условиях кризиса. Здесь нужны колоссальные силы, вряд ли какая страна это вытянет в одиночку.

У участников евразийского процесса есть явная фора: мы можем говорить на одном языке, за время совместного существования у нас сложился схожий менталитет, мы все находимся в стадии формирования новой геополитики. А про человеческие ресурсы и говорить нечего — приходи, работай, развивай.

В общем, делай эту территорию современной.

— Вы как-то сказали, что хотели бы создать бренд Екатеринбурга как молодежной столицы Евразии. Но чем можно привлечь сюда нынешнюю молодежь, у которой благодаря безграничному интернету фактически весь мир перед глазами?

— Когда в Екатеринбурге был генеральный секретарь Международного бюро выставок Виссенто Лоссерталес, я ему предложил вместе организовать конкурс "Молодежная столица мира". Город, который выигрывает, получит возможность провести мировую молодежную выставку своих творческих работ.

Разумеется, "Молодежная столица мира" должна иметь наиболее привлекательные показатели, чтобы каждый, кто попадет в нее, мог сказать, да, здесь все интересно и все посвящено будущему.

Думаю, Екатеринбург с учетом событий, которые его ожидают, имеет право претендовать на город для молодежи. В этом году здесь проходит кубок Европы по скалолазанию. В следующем - состоится мировой чемпионат по программированию. Мы ведем активную борьбу за то, чтобы в Екатеринбурге состоялось крупнейшее мировое событие - выставка "Экспо-2020".

Ко всему прочему у нас мощный образовательный центр, один из первых в стране по количеству учебных заведений и числу студентов на душу населения. И если мы говорим о новом образовании, которое должно соединить в себе науку, знания и практику, то выигрыш Екатеринбурга в том, что он способен обеспечить это соединение, то есть качественную подготовку молодых людей к будущей жизни.

Ставка на молодежь в любом проекте оправдана. Не случайно во многих странах пристально следят за нами и выстраивают свою, в том числе образовательную политику так, чтобы максимально привлечь молодых людей из России. Ведь россияне обладают уникальными способностями предлагать и генерировать идеи. А сегодня мир как никогда нуждается в интересных и креативных идеях.

Если же мы будем продуманно выстраивать коммуникации между соседними странами, между бизнесом и властью, вряд ли молодым людям понадобится покидать родные места, искать счастье на стороне. Вот и наш Евразийский форум — это один из ключей к объединению молодежи разных стран, к тому, чтобы дать возможность в полной мере ощутить свою востребованность.

Должен заметить, что Международная школа РИА Новости для молодых журналистов из стран СНГ, которая будет действовать в рамках нашего Евразийского форума, пришлась как нельзя кстати.

— Честно сказать, первоначально были некоторые сомнения: ведь основное направление вашего форума — экономика, а профессиональная журналистика - это все-таки, в первую очередь, специализация в области общественных связей…

— Наоборот, взаимоотношения с обществом — сегодня очень важный момент любых экономических разработок. Молодые специалисты на этом направлении нам просто необходимы, особенно умеющие заглядывать в будущее. Ведь очень интересно, как евразийское пространство будет выглядеть завтра, какой вклад внесет Урал, который называют опорным краем державы, в формирование инновационного пояса всей Евразии. Уверен, что молодые журналисты из стран СНГ — участники международной школы — смогут воочию убедиться в возможностях Уральского региона.

Фёдоров Михаил Васильевич

Родился в 1952 году. В 1973 г. окончил Свердловский горный институт по специальности «Геология и разведка месторождений полезных ископаемых», после чего занимался общественной, научной и педагогической работой. В 1982 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата геолого-минералогических наук. С 1989 по 1993 г. учился в докторантуре Московского геологоразведочного института.

В 1993 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора геолого-минералогических наук. С 1993 г. профессор кафедры экономики природопользования в Уральском государственном экономическом университете.

Педагогическая деятельность: с 1998 г. генеральный директор Уральского научно-исследовательского института технологии и техники пищевой промышленности и сертификации. В феврале 2000 г. назначен заведующим кафедрой технологии продуктов общественного питания УрГЭУ. В 2002 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук. С 2005 г. - ректор Уральского государственного экономического университета.

Основные направления научной деятельности: конкурентоспособность предприятий и отраслей народного хозяйства, проблемы обеспечения продовольственной безопасности населения, нанотехнологии механохимической деструкции полимеров, закономерности бокситообразования в истории развития земной коры Урала.

Научно-исследовательская деятельность: доктор экономических наук, доктор геолого-минералогических наук, профессор, действительный член Российской академии естественных наук.

Общественно-политическая деятельность: президент АНО "Большой евразийский университетский комплекс", вице-президент Президиума Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей, председатель Комитета по развитию профессионального образования и трудовым ресурсам Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей, заместитель председателя Совета ректоров вузов Свердловской области, член Технического комитета по стандартизации "Интеллектуальная собственность" ТК-481 РФ, руководитель Екатеринбургского отделения Клуба политического действия «4 ноября», активный посол заявки «ЭКСПО-2020» Екатеринбург, заместитель председателя Гражданского форума Свердловской области, член коллегии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, член Совета директоров Европейской Академии розничной торговли, вице-президент Ассоциации «Евразийский экономический клуб ученых», член правления Вольного экономического общества России, член Общественного совета при Главном управлении МВД России при УрФО, член Правления Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области, первый вице-президент «Евразийского научно-исследовательского Института Человека».

Почетный профессор:

  • Харбинского политехнического университета (Китай, 2006),
  • Института экономических исследований Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан (Казахстан, 2008),
  • Казахского университета экономики, финансов и международной торговли (Казахстан, 2009),
  • Ассоциации «Евразийский экономический клуб ученых» (Казахстан, 2009).

В 2011 году независимым общественным советом при участии Государственной Думы РФ, Совета Федерации РФ, Российского союза ректоров, Российской академии образования, Российской академии естественных наук Михаил Федоров признан «Ректором года - 2011», за вклад в развитие высшего профессионального образования, высокий профессионализм и плодотворный труд. За создание постоянно действующей площадки Евразийского экономического форума молодежи, который ежегодно проводится УрГЭУ, Михаил Федоров стал обладателем награды регионального информационного центра «ИТАР-ТАСС Урал» в номинации «За дальновидность» и удостоился звания «Личность года - 2011» по версии Европейской академии ритейла.

Главный редактор журнала «Известия Уральского государственного экономического университета» включенного в перечень ВАК, председатель редакционного совета научно-аналитического журнала «Управленец».

Под руководством М.В. Фёдорова в 2000 г. разработана ротационно-каскадная технология получения сортовой муки. По заданию Правительства Свердловской области М.В. Фёдоров осуществлял научное руководство разработкой «Схемы развития и размещения производительных сил АПК Свердловской области на период до 2015 г.», «Концепции обеспечения продовольственной безопасности населения Среднего Урала», «Программы развития жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области».

© 2007-2019 Евразийская ассоциация университетов

Все права защищены

Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ ) - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, расположенное в городе Екатеринбурге , которое готовит экономистов различного профиля, технологов, юристов и специалистов в области государственного и муниципального управления.

Уральский государственный экономический университет
(УрГЭУ )
Оригинальное название Ural State University of Economics
Год основания 10 октября 1967 года
Ректор Яков Петрович Силин
Расположение Россия Россия , Екатеринбург
Кампус городской
Юридический адрес 620000, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62
Сайт usue.ru

История

Университет был образован 10 октября 1967 года как Свердловский институт народного хозяйства (СИНХ) на базе экономического факультета Уральского государственного университета им. А. М. Горького и свердловского филиала .

В настоящее время в УрГЭУ обучаются около 15 тысяч студентов. За 40 лет университет подготовил свыше 65 тысяч специалистов для разных отраслей народного хозяйства .

В УрГЭУ работают более 400 преподавателей, среди них 55 докторов наук и более 100 кандидатов наук, преимущественно в сфере экономики и финансов, 1 член-корреспондент РАН, 5 заслуженных деятелей науки РФ, 10 человек избраны действительными членами ряда общественных академий. Среди профессорско-преподавательского состава УрГЭУ десятки преподавателей являются обладателями патентов .

В 2015 году численность сотрудников вуза сократилась с 2184 до 1934 человек .

С 29 декабря 2015 года ректором УрГЭУ является Яков Петрович Силин. Трудовой контракт с Яковом Петровичем Силиным был заключён до 28 декабря 2020 года.

Первое здание университета

В историческом здании университета некогда располагалось Екатеринбургское духовное училище, домовая церковь, молельный зал с куполообразной крышей.

В середине XIX века у Екатеринбурга возникла потребность в духовном учебном заведении. Поэтому в 1858 году на фундаменте таможни в юго-западной части Екатеринбурга , где позже располагалась усадьба купца Коробкова, было построено Екатеринбургское духовное училище.

Училище закончили известные писатели и ученые, среди которых профессор Петербургского университета и изобретатель радио Александр Попов , писатели Дмитрий Мамин-Сибиряк и Павел Бажов , известный историк русской церкви Антон Карташёв и другие.

Уникальность здания заключается и в том, что оно было первым в Екатеринбурге образовательным учреждением, соответственно, его открытие положило начало образовательной деятельности на Урале.

5 декабря 2008 года старое здание университета отметило своё 150-летие. В 1858 году в Екатеринбурге на пересечении улиц Монастырской и Уктусской было завершено строительство здания для Екатеринбургского духовного училища, основанного в 1833 году. В 1918 году в здании открыли военную академию. В 1919 году корпус передали только что открытому Уральскому госуниверситету . В 1960-е годы, когда начались преобразования в народном хозяйстве и Советскому Союзу потребовались экономисты с высшим образованием, встал вопрос об открытии экономических вузов. В здании бывшего духовного училища начал работать филиал . В 1967 году организован Свердловский институт народного хозяйства (СИНХ) на базе экономического факультета УрГУ и филиала . В 1981 году построено новое учебное здание СИНХа.

Названия университета в разные годы

1967-1990 гг. - Свердловский институт народного хозяйства (СИНХ);

1990-1993 гг. - Уральский институт народного хозяйства (УрИНХ);

1993- н. в. - Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ).

Ректоры университета в разные годы

Структура университета

Структура университета с 2011 года включает:

  • 4 института (33 кафедры),
  • колледж,
  • 9 центров,
  • 4 филиала,
  • 3 представительства,
  • информационно-библиотечный комплекс,
  • музей.

При университете ведут свою работу 7 университетских общественных организаций.

В разные годы университет имел разную структуру.

Структура университета в период с 2009 по 2011 года:

  • Факультет мировой экономики и финансов
  • Факультет менеджмента и права
  • Торгово-технологический факультет
  • Факультет сферы услуг и информационных технологий

Структура университета до 2009 года:

  • Экономический факультет
  • Финансовый факультет
  • Факультет менеджмента и международных экономических отношений
  • Торгово-экономический факультет
  • Факультет техники и технологии пищевых производств
  • Факультет сервиса и туризма (2006-2008)

Институты университета

В состав университета входит 4 института:

Институт экономики

  • Кафедра региональной, муниципальной экономики и управления
  • Кафедра экономики предприятий
  • Кафедра корпоративной экономики и управления бизнесом
  • Кафедра мировой экономики
  • Кафедра внешнеэкономической деятельности
  • Кафедра политической экономии
  • Кафедра государственного и муниципального управления
  • Кафедра делового иностранного языка
  • Кафедра логистики
  • Кафедра экономики жилищного, коммунального хозяйства и энергетики
  • Кафедра экономики социальной сферы

Институт финансов и права

  • Кафедра финансов, денежного обращения и кредита
  • Кафедра финансовых рынков и банковского дела
  • Кафедра бухгалтерского учета и аудита
  • Кафедра публичного права
  • Кафедра предпринимательского права
  • Кафедра гражданского права
  • Кафедра конкурентного права и антимонопольного регулирования

Институт менеджмента и информационных технологий

  • Кафедра менеджмента
  • Кафедра маркетинга и международного менеджмента
  • Кафедра финансового менеджмента
  • Кафедра бизнес-информатики
  • Кафедра информационных технологий и статистики
  • Кафедра шахматного искусства и компьютерной математики
  • Кафедра прикладной социологии
  • Кафедра истории и философии
  • Кафедра экономики труда и управления персоналом
  • Кафедра физического воспитания и спорта

Институт торговли, пищевых технологий и сервиса

  • Кафедра технологии питания
  • Кафедра управления качеством
  • Кафедра пищевой инженерии
  • Кафедра коммерции, логистики и экономики торговли
  • Кафедра товароведения и экспертизы
  • Кафедра физики и химии
  • Кафедра туристического бизнеса и гостеприимства
  • Кафедра иностранных языков

Заочный факультет

Институт непрерывного образования

Институт дополнительного профессионального образования

Центр дистанционного образования

Центр параллельного и дополнительного образования студентов

Колледж УрГЭУ

Библиотека

Библиотека УрГЭУ
Страна Россия Россия
Адрес Россия Россия , Екатеринбург
Основана