Наталья Виноградова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе (лексическая тема - «Ягоды») «Мишуткины лакомства»

Цель : Закреплять умения детей различать ягоды : лесные, садовые.

Задачи :

1) Совершенствование грамматического строя речи , навыков словообразования : образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образовывать относительные прилагательные.

Развитие связной речи : учить составлять описательные рассказы.

Пополнение словарного запаса : слово ассорти.

2) Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением .

3) Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование : Картинки с изображением ягод , мяч, наглядная схема для составления описательного рассказа, клей, банка из картона.

Ход занятия:

Ребята, к нам в гости пришел мишутка и он хочет загадать вам загадки про свои любимые угощения. Давайте попробуем их отгадать.

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая. (Черника)

Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица. (Земляника)

Молодцы, ребята, все угадали. Скажите, о чем были эти загадки? Как сказать одним словом?

А какие бывают ягоды ? (садовые и лесные)

Какие вы знаете садовые ягоды ? Какие лесные?

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук здороваются.

В лес идем мы погулять. Обе руки «идут» указательными

За черникой, за малиной, и средними пальчиками по столу.

За брусникой, за калиной. Загибают пальчики, начиная с большого.

Землянику мы найдем,

И братишке отнесем.

Игра «Составь картинки и назови их»

У каждого ребенка конверт с разрезанными картинками ягод .

Ребенок собирает картинку и называет ягоду .

Составление рассказа по плану

Где растет?

Какого цвета?

Что можно приготовить?

Физкультминутка

Мы шли, шли, шли. (Ноги слегка расставить. Руки на поясе. Шаги на месте, следить за положением туловища)

Земляничку нашли.

Сели, поели и опять пошли. (Присесть, касаясь руками пола, смотреть вперед)

Мы шли, шли, шли,

Черничку нашли…

Игра с мячом «Назови ласково» , «Один – много» .

Слова : клюква, малина, брусника, черника, ежевика, земляника, клубника. (садятся за стол)

Ребята, а что можно приготовить из ягод ? (варенье, компот, сок, пироги) .

Ребята, Мишуткина бабушка прислала вам угощения, тут и сок, и варенье, и пироги. Сейчас я каждому раздам и вы назовете, что вам попалось :

Варенье из клубники – клубничное варенье;

Пирог из вишни – вишневый пирог;

Сок из малины – малиновый сок и т. д.

Ребята, а давайте мы тоже приготовим подарок для Мишутки и его бабушки . (На столе у каждого лежит изображение ягодки , у воспитателя – банка из картона). Каждый ребенок приклеивает к банке свою ягодку и проговаривает : я добавляю в компот клубнику, следующий чернику и т. д.

Как называется такой компот? (ассорти, повторяем новое слово.

Подведение итогов.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Закрепление предлогов В-ИЗ». Лексическая тема «Школа» Цель: Закрепить полученные знания детей о школе, школьных принадлежностях Задачи: Образовательные:закрепить предлоги в, из; закреплять согласование.

Индивидуальная работа по развитию речи. Лексическая тема: «Мебель» Цель: закрепить знания детей по теме; продолжать работу по формированию грамматического строя речи; звуковой культуре речи; развитию связной.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Транспорт» Цель: Правильное произношение звуков Р, совершенствование навыков словообразования. Задачи: Коррекционно-образовательные. 1. Расширение.

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе логопедической группы Лексическая тема «Дикие животные» Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов». Совершенствование грамматического.

Конспект НОД по экологии, развитию речи в подготовительной группе Тема: «Очаровательная осень» Цели: закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить стихи, пословицы, поговорки об осени; развивать наблюдательность, познавательные.

Конспект занятия Лексическая тема: «Путешествие в весенний лес» Цель: преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом.

Светлана Агафонова
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе по теме «Лесные ягоды»

Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе на тему "Лесные ягоды "

Задачи :

Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных ягодах , местах их произрастания;

Активизация и актуализация словаря по теме «Ягоды » .Лес осенью»(лес,болото,ягода ,клюква,брусника,черника,морошка,ежевика,малина)

Воспитание бережного отношения к природе.

Ход занятия

1. Организационный момент

Шаровидную форму,

Ягоды имеют ,

На болотах осенью,

Дозревать умеют! (клюква)

Много ягоды в лукошках ,

Тут черника, и морошка.

Вот чернеет ежевика,

Рядом - красная. (брусника)

В :- О чем я загадала загадку?

Д :-о ягодах

В :- Сегодня мы поговорим о поздних ягодах . Клюква поспевает на болотах поздней осенью. Она растет на кочках, ягоды лежат прямо на мху . Ягоды видны издалека , а стебельки незаметны. Но если присмотришься, увидишь, что на моховой подушке протянулись тоненькие нити, а на них –жесткие блестящие листочки.

Ягодка черненька , маленька, сладенька, ребятишкам миленька»-так говорят в народе о чернике. Растут черничные кустики на торфяных болотах.

На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка-ягодка (морошка)

Это крупная, сочная,красивая ягода .

Растет на севере. Встречается на моховых болотах, по берегам рек и озер, на лесных полянах . Является лечебным средством.

Брусника –мелкий стелющийся кустарник. По вкусу ягоды напоминают бруснику . Из ягод варят варенье , а из листьев делают лекарство.

Ежевика напоминает малину. Ягоды на вид черные , но на самом деле черными эти ягоды только кажутся , окрашены они в густой темно-фиолетовый цвет. Из ягод ежевики получают очень вкусное варенье, джем, желе. Поздней осенью в лесу можно собирать только клюкву, бруснику и рябину. Остальные ягоды в это время уже не встретишь.

2. Физминутка «По ягоды »

В :- А теперь я предлагаю вам отправиться в лес за ягодами . А с собой мы возьмем корзиночки для сбора ягод .

Мы к лесной лужайке вышли ,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки.

Кто высоко так шагал-

Не споткнулся,не упал.

Вот мы и пришли на полянку.

(Дети идут друг за другом, наклоняются, изображая сбор ягод ).

Собираем мы в лесу

Клюкву и бруснику, (На ковре разложены картинки с изображением ягод )

И домой мы понесем Дети собирают только ягоды .)

Полную корзинку.

2. «Какой вкус?»

У черники -сладкий, у клюквы - кислый, у брусники - горько-кислый, у морошки- сладкий, у ежевики- кисло-сладкий, у рябины-горький.

3. Игра «Четвертый лишний»

В :- Когда ягоды приносят из леса , их обычно перебирают,очищают от листочков, незрелых ягод , разного лесного мусора , который мог попасть в корзинку.

Брусника, черника, палочка, морошка;

Ежевика, рябина, клюква, листочек;

Клюква, морошка, цветочек,брусника;

Черника, клюква, веточка, ежевика.

4. Игра с мячом «Вот какие повара»

В :- Есть черника, земляника, ежевика и брусника.

Стоит лишь поговорить,что из ягод нам сварить .

Я буду бросать вам мяч и начинать предложение. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение.

В :-Из черники можно приготовить ….

Д :-Черничное варенье.

В :-Из клюквы можно приготовить …

Д :- Клюквенный компот.

В :- Из брусники можно приготовить …

Д :- Брусничный джем.

В :- Из морошки можно приготовить …

Д :- Вкусный морс.

В :-Что еще можно приготовить из ягод ?

Д :- Вкусный пирог,торты, пирожные.

6. Подведение итогов занятия

В :-Кому нужны ягоды ?

Д :-Животным, птицам, насекомым, людям.

В :- «Какая от ягод польза

Д :- В них много витаминов, полезных для человека. Из них готовят лечебные отвары, морсы.

В :- В народе говорят : «Возле леса жить- голодным не быть. Почему так говорят?

Д :-Лес-это наше богатство, его надо беречь и охранять.

Список литературы :

1. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. -СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс» ,2013.-624с.

2. Лозбякова М. И. Учимся правильно и чётко говорить : Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. М.: Вентана - Графф, 2003. - 304 с.

Публикации по теме:

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Космическое путешествие» Космическое путешествие. Цель: Развитие патриотизма. Социализация. Показать, что мечты людей сбываются (полет в космос). Задачи: 1. Воспитательная.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Космос» Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме «Космос» Задачи: -Формирование представлений о космосе,освоении космоса людьми,работе.

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Домашние животные» Тема: «Домашние животные» Задачи: Познакомить детей с такими понятиями как «домашние животные» и их «детеныши». Развивать внимание,.

Познавательно-творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста

Вера Алексеевна Гончарова
«Ягоды». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе

Программные задачи : Закреплять понятия «фрукты» , «ягоды » ; учить образовывать относительные прилагательные, существительные в формах именительного и родительного падежей множественного числа; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; подбирать антонимы и синонимы.

Оборудование : Муляжи фруктов и ягод ; картинки с фруктами и ягодами (яблоко, груша, слива, малина, крыжовник, смородина, клубника) .

Раздаточный материал : Две картинки (ягода , фрукт, разрезанные на 4 части.

Ход занятия:

Воспитатель : Отгадайте загадки, найдите картинки – отгадки и поставьте их на доску.

Кто-то там, в углу садовом,

В скромном платьице лиловом

Прячется в листве пугливо.

Догадались? Это. (слива)

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала. (груша)

Кто там спрятал под листок

Свой румяный крепкий бок?

Под листы-панамочки

Прячутся в зной. (яблочки)

Что за фрукт поспел в садочке?

Кость внутри, в веснушках щечки.

Прилетел к нему рой ос. -

Сладок мягкий. (абрикос)

Воспитатель : - Что изображено на картинках?

Назовите одним словом. (фрукты) .

Где растут фрукты? (На дереве, в саду)

Какие ягоды бывают красного , черного цветов? (Смородина) .

Найдите картинку и поставьте на доску.

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

Что за крупная ягода красного цвета , круглой формы с «крапинками» , сладкая, растет на кустиках и на грядках? «Клубника»

Что за ягода растет в саду на кустах, на ветках которых – шипы. (Крыжовник) .

Что изображено на картинках?

Назовите одним словом. (Ягоды ) .

Клубника, малина, крыжовник, смородина – где растут? (В саду)

Значит, какие это ягоды ? (Садовые)

На чем растут ягоды ? (На кустах и кустиках)

Как используют фрукты и ягоды ? (Варят компот, варенье, делают пюре, сок, джем, сушат.

Что нужно делать с фруктами, прежде чем их использовать? (Мыть)

Дидактическая игра : «Какой, какое?»

Компот из клубники – какой? (Клубничный)

Варенье из яблок – какое? (Яблочное)

Сок из груши – какой? (Грушевый)

Пюре из малины – какое? (Малиновое) .

Дидактическая игра : «Один – много»

Слова : зеленое (красное) яблоко, спелая (желтая) груша, сладкая (душистая) малина, зеленый (кислый) крыжовник, синяя (крупная) слива, ароматная (красная) клубника.

Физкультминутка :

Будем мы варить компот, (левая ладошка «ковшиком» , указательным пальцем правой руки «мешают» )

Фруктов нужно много.

Вот : (загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим, мы компот. (варят и мешают)

Угостим честной народ.

Работа с раздаточным материалом.

Каждый ребенок описывает конверт с двумя картинками (фрукт, ягод , разрезанными на 4 части. Ребенок должен сложить картинки, сопровождая свои действия речью : «У меня яблоко и малина» .

Составление рассказа – сравнения по плану.

Дети составляют рассказ - сравнения фрукта и ягоды .

Что это? (Это слива и малина)

На чем растет? (малина растет на кустиках, а слива на дереве) .

Цвет. (Малина - ягода красного цвета , а слива – синего цвета) .

Как используют? (Малину и сливу едят сырыми, варят варенье, компот.)

Итог занятия :

Ребята, вам понравилось занятие ? Чему мы сегодня научились? (ответы детей) .

Беседа «Гигиена рук» (формировать у детей культурно - гигиенические навыки, обсудить необходимость мытья рук после посещения туалета, перед едой, поговорить об опасностях, связанных с грязными руками. Выяснить, кто из ребят всегда помнит о необходимости мыть руки, придумать для остальных «рисунки - напоминалки»)

Д/и. «Отгадай, что на моей картинке» (формировать у детей умение зрительно обследовать предмет и давать словесное описание формы предметов. Развивать зрительное восприятие. Речь. вербальное воображение)

Песенное творчество: работа с попевкой «Песенка осеннего дождя» (учить детей придумывать текст и мелодии на заданную тему по образцу, развивать музыкально-слуховые представления, эмоциональную отзывчивость на музыку)

Развивающая игра «Сложи узор» (развитие творчества, памяти, воображения)

Работа в уголке природы: посадка черенков (закрепить представления детей о размножении растений черенкованием. Формировать соответствующие трудовые умения, развивать любознательность, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к природе, поощрять желание участвовать в совместной деятельности).

Прогулка (утро):

1.Наблюдение за сезонными изменениями (формировать понятия о явлениях природы, закреплять знания о солнце)

2.Трудовая деятельность: уборка мусора на участке (воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы)

3.П/и. «Ловишки» (упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга).

4.Индивидуальная работа: упражнение на развитие равновесия (учить вбегать на горку и сбегать с неё).

2 половина дня:

Д/и. «Угадай, что в мешочке» (учить детей последовательно осуществлять обследование ягод при помощи осязания, определить их форму. Качество поверхности. Формировать умение рассказывать о ходе работы, обобщать, и оценивать её результаты.)

Заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края» (учить детей понимать.чувствовать образный язык стихотворения, выразительно декламировать его. Развивать поэтический слух, литературную речь.)

С/р.и. «Путешествие в лес». Сюжет «По ягоды» (развивать умение детей распределять роли, развитие навыков сотрудничества).

Развивающая игра Собиралка «Полное лукошко» (учить запоминать названия ягод, набрать из лесного плетёного лукошка как можно больше съедобных ягод)

Прогулка (вечер):

1.Набдюдение за пешеходом (закрепить знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения)

2.) П/и. «Светофор» (развивать ловкость. закреплять знания о значении светофора).

3. Трудовая деятельность:сбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших листьев к корням деревьев).

4.Индивидуальная работа: развитие движений (закреплять навыки метания предметов) .

Рассмотреть с ребенком натуральные ягоды и объяснить, что все это можно назвать одним словом «ягоды». При этом следует обратить внимание на характерные признаки: цвет, форму, вкус, по возможности показать и рассказать ребенку, как и где растут ягоды (в саду, в лесу, на дереве, на кусте, на земле, гроздьями, по одному);

Рассказать, показать и дать попробовать ребенку то, что готовят из ягод;

Дидактическая игра «Узнай ягоду на вкус»; в качестве экскурсии можно посетить с ребенком рынок и посмотреть, какие овощи, фрукты и ягоды там продают.

Задание 2. Отгадать загадку и выучить по выбору.

Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой. На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Ягода)

В сенокос - горька, а в мороз - сладка. Что за ягодка? (Калина)

Две сестры летом зелены. К осени одна краснеет, другая - чернеет. (Красная и черная смородина)

На припеке у пеньков много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек держит алый огонек. Разгибаем стебельки - собираем огоньки. (Земляника)

Задание 3. Составить описательный рассказ о ягоде по следующему плану:

Что это?

Где растет?

Каков внешний вид (цвет, форма, размер)?

Какова на вкус?

Что из нее готовят?

Задание 4. Дидактическая игра «Назови сок, назови варенье» (образование относительных прилагательных): сок из малины - малиновый; сок из вишни - ...; варенье из малины - малиновое, варенье из вишни - ....

Задание 5. Дидактическая игра «Какая ягода лишняя? Почему?» (по картинкам).

Клубника, смородина, черника, вишня. (Черника - растет в лесу.)

Клюква, малина, клубника, брусника. (Малина - растет на кусте.)

Задание 6. Вспомнить загадки об овощах, фруктах и ягодах.

Задание 7. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).

Овощи: картошка, лук, яблоко, помидор.

фрукты: лимон, огурец, банан, персик.

Ягоды: малина, клубника, ананас, черника.

Задание 8. Дидактическая игра «Что растет в саду, а что в огороде?» Ребенок перечисляет известные ему овощи, фрукты, ягоды и рассказывает, где они произрастают.

Задание 9. Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Свекла растет на яблоне; груша растет на грядке; клубника растет на дереве; клюква растет на кусте: картошка растет на болоте.

Задание 10. Ответить на вопросы.

Про какой овощ можно сказать «твердый»?

Про какой фрукт можно сказать «сочный»?

Про какую ягоду можно сказать «кислая»?

Задание 11. Дидактическая игра «Подбери признак»: лимон (какой?) ...; клубника (какая?) ...; помидор (какой?) - ....

Задание 12. Пересчитать предметы овощи, фрукты, ягоды (согласование существительных с порядковыми числительными, счет до пяти): первое яблоко, второе яблоко...; первый помидор, второй помидор...; первая картошка, вторая картошка... .

Задание 13. Вырезать картинки с изображением ягод и вклеить их в альбом.