Коллегия МДО одобрила опыт работы Южного окружного управления образования, утвердила предложенное им Положение о блоке дополнительного образования - структурном подразделении государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы, в качестве примерного и рекомендовала его для использования в работе. Начальникам окружных управлений рекомендовано изучить опыт ЮОУО и создать окружные программы развития дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.

Управлению воспитания и дополнительного образования МДО поручено организовать работу по распространению опыта ЮОУО, подготовить и провести городскую конференцию, семинар для заместителей начальников окружных управлений образования и руководителей методических центров на эту тему, а также организовать и провести городской смотр-конкурс организации дополнительного образования в образовательных учреждениях.

Нина МИНЬКО, начальник Южного окружного управления образования:

В 1997 году благодаря поддержке Департамента образования в нашем округе была развернута в экспериментальном порядке работа по созданию блоков дополнительного образования как структурных подразделений образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы на бюджетной основе во всех окружных образовательных учреждениях - школах, детских домах, школах-интернатах, центрах лечебной педагогики и так далее. Целью эксперимента стало обеспечение доступности дополнительного образования и повышение тем самым качества общего образования. В результате уже в 1997 году произошел количественный скачок по охвату детей допобразованием в 3,5 раза. Если в 1994-1995 учебном году им занимались 18700, то в 1998-1999-м уже 71831, а в 2004-2005-м 133907 учащихся. Такая разница по количеству детей позволяет дать количественную оценку социальной потребности в дополнительном образовании детей.

Мы провели специальное исследование на предмет установления преимуществ, которые имеют БДО по сравнению с внешкольными учреждениями допобразования, и сделали вывод, что блоки на базе учебного заведения имеют несомненные преимущества. Сегодня в округе блок допобразования - структурное подразделение государственного образовательного учреждения, реализующее как образовательные программы, так и различные образовательные программы дополнительного образования детей за пределами определяющих его статус основных (базовых) образовательных программ. В отличие от традиционной, так называемой филиальной модели, кадровое формирование БДО осуществляет директор образовательного учреждения, принимая на работу педагога допобразования с соответствующей записью в трудовой книжке или оформляя учителей-предметников педагогами допобразования путем внутреннего совмещения с обязательным проведением тарификации педагогов БДО. Директор образовательного учреждения утверждает штатное расписание БДО, ставки заработной платы и должностные оклады, надбавки и доплаты к ним, несет ответственность за уровень квалификации работников БДО.

Социальную потребность нельзя удовлетворить с помощью филиальной модели потому, что она в 4-5 раз выше, чем среднегодовая пропускная способность всех специализированных учреждений дополнительного образования, учреждений культуры, спорта и муниципальных досуговых клубов округа. Кроме того, сеть филиалов создает большие трудности в решении кадровых вопросов, при контроле режима и качества работы, на филиалах очень трудно развивать перспективные виды деятельности, которые сложны и технически, и организационно.

Результатом эксперимента стало создание двухуровневой системы дополнительного образования, включающей в себя специализированные учреждения дополнительного образования (их 15) и блоки допобразования в учреждениях, реализующих образовательные программы. Кроме того, мы можем сказать, что нынче успешно реализуются принципы системного подхода в развитии образовательного пространства дополнительного образования на территории округа. Например, в районе Нагорное нет учреждений допобразования для детей, поэтому там создание БДО решает проблему территориальной доступности к нему. В районе Нагатино-Садовники есть центр «Юный техник», и здесь создание БДО расширяет тематическое поле, в результате выстраивается образовательное пространство в соответствии с социальным запросом населения. В районе Зябликово есть многопрофильное учреждение ЦРТДЮ «Радужный» и 16 БДО, поэтому учреждение создает условия для занятий на уровне допрофессиональной и профессиональной подготовки, а БДО обеспечивают максимальный охват детей допобразованием. Такое взаимодополнение дает уникальную возможность обеспечить на больших территориях оптимизацию тематико-возрастного поля.

Организация дополнительного образования детей в образовательном учреждении - совершенно иное явление, нежели традиционная внеклассная и внешкольная работа. С созданием БДО в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, появилась реальная возможность перехода от разрозненного набора воспитательных мероприятий, кружков, секций и факультативов к выстраиванию целостного образовательного пространства. Статистические данные по охвату детей из многодетных семей (85%) и детей, состоящих в инспекциях по делам несовершеннолетних (98%), показывают, что получающие допобразование в БДО имеют более широкий спектр услуг (группы продленного дня, бесплатное питание и так далее), а дети-инвалиды (83%) заняты допобразованием в БДО на базе школ-интернатов, коррекционных школ, ЦЛПиДО, применяющих соответствующие методики. Все это - еще одно подтверждение больших возможностей БДО в решении проблемы доступности дополнительного образования для всех категорий обучающихся.

В БДО в Южном округе работают 4006 педагогов, из них около 900 в возрасте до 30 лет. 920 - от 30 до 40 лет, 1093 - от 40 до 50 лет. Организация блоков позволяет привлекать внешних совместителей - специалистов в различных областях дополнительного образования (78%), год от года увеличивается количество педагогов с высшим педагогическим образованием, 93% за последние пять лет повысили свою квалификацию на курсах, большинство (60%) аттестованы и имеют квалификационную категорию, причем 19% - высшую.

19 образовательных учреждений округа, в которых есть БДО, имеют статус городских экспериментальных площадок по теме «Модель центра непрерывного профильного образования» и занимаются интеграцией основного и дополнительного образования. В 2006-2007 учебном году планируется открытие городских экспериментальных площадок по теме «Развитие дополнительного образования в условиях разнопрофильных учреждений» в Центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения для инвалидов-колясочников, коррекционной школе №991, детском доме №9. Дополнительное образование в разнопрофильных учреждениях - та сфера, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у воспитанников целостного восприятия мира, на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей. Блок дополнительного образования расширяет воспитательные возможности и культурное пространство учреждений. Для воспитанников данных учреждений дополнительное пространство становится важнейшим средством обеспечения адекватного пространства для реализации индивидуальной образовательной траектории, способствует социализации и самореализации личности, дает актуальные прикладные навыки, создает возможности сознательной профориентации.

В разнопрофильных учреждениях Южного округа дополнительным образованием охвачены 2624 обучающихся по 8 направлениям и 48 видам деятельности, работают 103 педагога. 17 образовательных учреждений функционируют в режиме школы полного дня. В каждой школе блок дополнительного образования играет важную роль, обеспечивая доступное качественное дополнительное образование для 750 учебных групп, 11251 учащегося по 11 направлениям и различным видам деятельности.

В подобных учреждениях особую важность приобретают еще воспитательные и интеграционные функции, способствующие созданию воспитательной системы школы, обогащая и расширяя культурную среду образовательного учреждения.

Задача блока дополнительного образования в школе-интернате, коррекционном образовательном учреждении, школе полного дня и других учреждениях - не только гарантировать определенный уровень образования, воспитания и социальной защиты воспитаннику, но и предоставить ему шанс на успех в будущем.

В ходе эксперимента в округе четко отработан механизм организации деятельности блоков дополнительного образования в учреждениях, реализующих общеобразовательные программы. На основании ежегодного приказа ЮОУО и приказа директора образовательного учреждения БДО как структурное подразделение формируется при условии освоения более 27 недельных часов дополнительного образования с проведением тарификации. Ежегодная тарификация - обязательное условие для организации работ блока.

Нормативно-правовые условия деятельности БДО в образовательном учреждении - запись в Уставе учреждения, лицензия на право ведения образовательной деятельности БДО, Положение о БДО, должностные инструкции сотрудников блока.

Непосредственное управление БДО осуществляет директор образовательного учреждения, а руководить его работой может ответственный в должности заместителя директора по допобразованию или руководитель структурного подразделения, которые назначаются приказом директора. Ответственный за БДО планирует, организует и контролирует образовательный процесс, отвечает за качество и эффективность работ структурного подразделения.

В ходе экспериментальной деятельности разработана и предложена примерная номенклатура дел ответственного за БДО, включающая нормативно-правовую документацию (локальные акты), отчетно-финансовую документацию (тарификация, журналы, программы, расписание), отчетно-аналитическую документацию (аналитические справки, журналы контроля, мониторинг БДО).

Результатом работы блоков дополнительного образования в учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, стали следущие показатели:

высокий процент охвата детей образовательных учреждений различными видами деятельности дополнительного образования во второй половине дня (99,8% учреждений округа имеют блок дополнительного образования);

традиционно в Южном округе большое количество детей принимает участие в фестивале «Юные таланты Московии» - в VIII фестивале принимали участие 17615 учащихся из БДО, 2738 стали победителями;

два творческих коллектива БДО награждены профессиональным призом фестиваля «Юные таланты Московии» «Девочка на шаре» (музыкальная студия школы №623, танцевально-спортивный клуб «Дельта-данс» ПТУ-160);

с 2003 по 2005 годы звание «Образцовый детский коллектив» получили детские творческие коллективы восьми образовательных учреждений Южного округа (школы №№547, 578, 628, 858, 936, 1173, ЦО «Полюс» №504, лицей моды №341);

творческие достижения обучающихся в блоках дополнительного образования отмечены наградами фестивалей, соревнований городского, всероссийского и международного уровней (в 2004-2005 учебном году более 1400 детей участвовали в фестивалях и соревнованиях международного уровня, 130 творческих коллективов и команд стали победителями, на всероссийских фестивалях и соревнованиях из 900 участников - 300 творческих коллективов и команд стали победителями);

педагоги БДО активно участвуют и побеждают в таких конкурсах, как конкурс образовательных программ дополнительного образования детей, научно-методический потенциал дополнительного образования, «Педагог-внешкольник» (например, в окружном конкурсе художественного творчества педагогов дополнительного образования в 2005-2006 учебном году участвовали 119 педагогов из 74 образовательных учреждений, 61 педагог стал победителем).

Могу сказать, что нашу работу в округе видят, чувствуют и высоко оценивают. Например, для окружного научно-методического центра допобразования выделено 500 квадратных метров в доме-новостройке, а кроме того, нам отдали киноконцертный центр «Фестивальный», в котором мы сможем проводить окружные мероприятия.

Ольга БУРЛАКИНА, директор Центра лечебной педагогики и дифференциального обучения:

Наш центр был открыт в 2003 году, он оказывает образовательные услуги детям-инвалидам с нарушением опорно-двигательной системы, а также детям с проблемами в психическом и физическом развитии. Сегодня в центре постоянно обучаются 240 детей в месяц, 190 - дети, имеющие инвалидность. Из них 35 учатся надомно, 38 получают основное образование в диагностических классах по коррекционному, развивающему обучению, 117 детям из различных районов Южного округа мы оказываем коррекционную помощь. Основная цель центра - создание обогащенной развивающей среды для детей-инвалидов, которые в силу своих ограниченных возможностей имеют узкий круг общения и часто воспитываются в условиях социальной изоляции. Одно из приоритетных направлений работы центра - организация и развитие блока дополнительного образования, который обеспечивает успешную социализацию и адаптацию ребенка к дальнейшей жизни. Главная задача педагогов в том, чтобы помочь ребенку полноценно прожить каждый день его единственного, неповторимого детства. Все обучающееся в центре занимаются различными видами дополнительного образования.

Ребенок включается в блок дополнительного образования на основе приоритета его интересов, дифференцированного подхода, учитывающего его потребности и интересы, ориентации на его индивидуальные особенности, доступность выполняемых видов деятельности и активное участие семьи в выборе направлений деятельности, личностного подхода к ребенку. Отличительная особенность работы блока допобразования - разработка индивидуальных маршрутов для детей-инвалидов по рекомендации специалистов психолого-медико-педагогического консилиума.

Работа в блоке дополнительного образования ведется по шести направлениям (17 видам деятельности, в 14 объединениях): физкультурно-спортивная, художественно-эстетическая, научно-техническая, социально-экономическая, культурологическая, естественно-научная.

Каждый ребенок обучается в 3-4 различных объединениях. Занятия проводятся индивидуально и малыми группами по 2-3 человека, группы формируются с учетом особенностей развития детей и их совместимости. 13 педагогов центра имеют специальное образование по работе с детьми со сложной структурой дефекта.

Одно из важнейших направлений работы - спортивно-оздоровительная работа с детьми, имеющими проблемы в развитии, так как детей этой категории не принимают в массовые спортивные секции. В центре они могут заниматься в секциях: «Развивающие спортивные игры», «Общая физическая подготовка на основе подвижных игр», «Адаптивная физкультура».

Наибольшее количество детей занимаются в 10 объединениях художественно-эстетической направленности. Опыт показывает, что систематические занятия детей-инвалидов художественным творчеством помогают не только достичь хороших результатов в развитии их способностей, но и гармонизировать личность, помочь приобрести ей более оптимистический взгляд на жизнь, научить детей терпимости и доброжелательности, повысить их самооценку. Открывая для себя радость творчества, ребенок поэтапно меняет свою жизненную позицию и отношение к миру. Дети занимаются в творческих объединениях: «Декоративная обработка материалов», «Домовята» (изготовление мягких игрушек), «Моделирование из бумаги», «Волшебная ниточка» (вышивка по картону), «Караоке», «Веселые нотки». Многие с удовольствием посещают декоративную студию «Ботега», где занимаются керамикой, батиком, живописью, графикой.

На музыкальных занятиях педагоги используют элементы музыкальной терапии - специально созданные формулы музыкального самовнушения, а также песни, которые могут оказывать положительное воздействие на мироощущение ребенка, чьи двигательные и речевые возможности ограничены. Совокупность методов и приемов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных ребенку переживаний, помогают ему быть счастливым и востребованным обществом. Благодаря дополнительному образованию дети с особенностями в развитии могут получить подготовку по таким предметам, как компьютерная грамота, экономика, химия, физика, страноведение с изучением иностранного языка.

Ребята, обучающиеся в блоке дополнительного образования, неоднократно принимали участие в окружных, городских конкурсах и выставках, 62 стали лауреатами и дипломантами, а изостудия «Ботега» награждена дипломом фестиваля «Юные таланты Московии».

Елена ПАВЛОВА, заведующая методической лабораторией дополнительного образования ЮОУО:

Необходимость методического обеспечения системы дополнительного образования сегодня очевидна, поскольку методическая оснащенность - условие эффективности, одно из средств достижения качества деятельности выстроенной системы, ее результатов. Сегодня деятельность методической службы полифункциональна. Она сочетает различные виды деятельности: управленческую и педагогическую, исследовательскую и дидактическую, методическую и организаторскую.

Для совершенствования организационно-методического и информационного обеспечения двухуровневой системы дополнительного образования в Южном учебном округе создана окружная методическая лаборатория дополнительного образования. Содержание деятельности лаборатории определено в окружной Программе развития системы дополнительного образования на 2005 - 2010 годы. Ключевые направления деятельности лаборатории - это научно-методическое сопровождение содержания дополнительного образования, повышение его эффективности и качества; развитие мониторинговой службы системы дополнительного образования; создание различных банков данных системы дополнительного образования; организация и развитие системы повышения квалификации педагогических работников; разработка и совершенствование нормативно-правовой документации для блоков дополнительного образования в учебных заведениях.

Задача научно-методического сопровождения решается в Южном округе комплексно методическими службами учреждений дополнительного образования и окружной методической лабораторией через выстраивание таких современных методических структур, как специализированные учреждения и объединения блоков дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений по профилю. Например, КЛЦ «Петрофлот» занимается военно-патриотическим направлением и морским делом, ДШИ «Родник» - вокально-хоровым искусством, ДШИ «Тутти» - инструментальным, ЦДТ «Логос» - декоративно-прикладным искусством, ЦДТ «Юный техник» развивает спортивно-техническое направление. Все учреждения дополнительного образования детей стали информационно-методическими центрами блоков допобразования. В рамках фестиваля «Юные таланты Московии» у нас создано 29 окружных методических объединений, которыми руководят методисты-кураторы по направлениям и видам деятельности системы дополнительного образования. Методическое сопровождение учреждениями дополнительного образования осуществляется и для массовых мероприятий, например, центр «Радужный» проводит в течение 10 лет окружной тур фестиваля «Надежда» для учащихся блоков допобразования разнопрофильных учреждений, а Дом туризма организует и проводит туристические слеты для детей-сирот.

Самое главное, что в округе выработан механизм совершенствования организационно-методического и информационного обеспечения деятельности блоков дополнительного образования.

На первом этапе мы с помощью электронной тарификации-мониторинга анализируем положение дел и выявляем те актуальные потребности в методической помощи, которая требуется для соблюдения норм учебной нагрузки детей, соответствия образовательных программ требованиям и содержанию дополнительного образования. По итогам тарификации на основе автоматизированной системы мониторинга мы создаем информационно-аналитические книги, например, книга «Тематика образовательных программ» позволяет определить образовательное пространство двухуровневой системы дополнительного образования, корректировать и планировать развитие различных направлений и видов деятельности детей. В результате удается охватить блоками дополнительного образования детей всех возрастных категорий. Скажем, центр детского творчества «Юный техник» специализируется по спортивно-техническому профилю, а блоки допобразования района Нагатино-Садовники реализуют социальные запросы детей по всему спектру тематического направления образовательных программ.

На втором этапе нам важно заниматься повышением качества и эффективности работы в блоках дополнительного образования, поэтому мы проводим для заместителей директоров по блоку допобразования или ответственных за это направление работы многочисленные семинары, «круглые столы»: «Систематизация управленческой деятельности», «Подготовка пакета документов для прохождения лицензирования», «Из опыта работы» и так далее. Кроме того, в практику работы вошли семинары и консультации для педагогов, методистов, заместителей директоров по теме «Разработка образовательной программы дополнительного образования детей». Как результат - педагоги блоков неоднократно становились лауреатами окружных конкурсов образовательных программ и научно-методических разработок по допобразованию детей.

Для профессионального роста педагогических и руководящих кадров в нашем округе на базе двух учреждений допобразования (ДШИ «Тутти», Дом детско-юношеского туризма и экскурсий) проводятся курсы повышения квалификации Московского института открытого образования, в центре детского творчества «Логос» мы ежегодно проводим окружные, всероссийские детские и педагогические конференции по различным видам декоративно-прикладного искусства. В этом году в школе-интернате №95 состоялся городской семинар «Развитие дополнительного образования в условиях школы-интерната».

Кроме того, для повышения качественного уровня существующих коллективов и выявления новых перспективных мы доработали окружную систему конкурсов и фестивалей таким образом, чтобы окружной тур фестиваля «Юные таланты Московии» проходил в два этапа. На первом - конкурсы проходят во всех школах, на втором - соревнуются коллективы. Причем начинающие среди начинающих, а «образцовые детские коллективы» и коллективы, награжденные призом «Девочка на шаре», с такими же.

На третьем этапе мы реализуем задачи кадрового сопровождения. В окружной методической лаборатории допобразования работают методисты по программно-методической деятельности, по редакционно-издательской, по информационно-аналитической деятельности, методисты по работе с блоками допобразования, по различным направлениям деятельности, например, кураторы по жанрам фестивалей и конкурсов, специалист-программист и специалисты по созданию банка данных.

Четвертый, заключительный этап - разработка методического продукта и его трансляция. Благодаря Управлению образования Южного округа педагоги и руководители образовательных учреждений имеют возможность использовать в работе ежегодные издания окружных сборников информационно-методических материалов по дополнительному образованию, где опубликованы нормативно-правовые документы, разработанные в округе локальные акты и документы, регламентирующие деятельность блоков дополнительного образования, разработанные методистами лаборатории методические рекомендации по отчетно-аналитической деятельности ответственных за блоки допобразования по разработке образовательных программ, серия материалов «Из опыта работы», а также сборники образовательных программ дополнительного образования детей. У нас в округе создан и пополняется банк данных по программно-методическим материалам системы дополнительного образования, ведется работа над созданием медиатеки дополнительного образования.

Татьяна ДАНИЛКИНА, директор школы №554:

Сегодня значительно выросли образовательные потребности населения микрорайона, в частности, в области дополнительного образования. То, что в школе есть блок допобразования, часто становится для родителей важным аргументом при выборе школы для своего ребенка. У нас в школе такой блок есть, и мы реализуем программы по 7 направлениям, 22 видам деятельности, организуем работу 35 ученических объединений. В школе трудятся 29 педагогов дополнительного образования, причем для 64% - это основная должность. Руководит работой блока заместитель директора.

На заседании совета школы была разработана и утверждена управляющим советом модель нашего выпускника - выпускника школьного государства Ювента. Мы уже убедились, что задачи по формированию качеств личности успешнее реализуются в условиях интеграции общего и дополнительного образования. Три основных направления интеграции: по содержанию, по технологиям и формам.

Одно из важнейших направлений деятельности по созданию условий для самореализации личности мы осуществляем через элективные курсы, предпрофильное и профильное обучение в общем образовании, вариативную систему дополнительного образования и ученическое самоуправление - в воспитательной системе. Направления воспитывающей деятельности аналогичны направленностям дополнительного образования, а занятия в объединениях - одна из форм воспитательной работы на уровне класса, школы и социума.

Одна из распространенных форм - проведение клубных дней, которые позволяют учащимся проявить свои творческие способности, продемонстрировать сверстникам свои достижения. Знания и умения, полученные в условиях интеграции общего и дополнительного образования, успешно актуализируются в системе ученического самоуправления. Например, в департаменте массовой информации Ювенты активно работают учащиеся классов гуманитарного профиля, а также посещающие занятия объединения «Юный журналист» и художественную студию.

Чтобы определить, как влияет интеграция на состояние здоровья, успеваемость и развитие личности, мы регулярно проводим мониторинги. 71% детей утверждают, что знания, полученные на занятиях, успешно используют на уроках и наоборот. 30% учащихся ориентированы на профессиональный выбор. Эти данные убеждают нас в положительной роли процессов интеграции. Мы считаем, что общее и дополнительное образование - необходимые компоненты единого образовательного пространства школы, позволяющего успешно развивать познавательную, творческую и гражданскую активность ребенка.

Интеграция является важнейшим фактором развития современного общества. Интеграционные процессы идут сегодня в экономике, политике, культуре, науке, отражая глобальную тенденцию движения к единому миру.

В последние годы все большую актуальность приобретает тема интеграции школы и учреждений дополнительного образования. Она родилась в педагогической практике в 80-е годы ХХ века и осуществлялась по инициативе отдельных руководителей-новаторов в русле поиска новых путей развития школы. Следует заметить, что сотрудничество школы с внешкольными учреждениями имело место всегда, но интеграция – это не просто сотрудничество, это слияние в единую социально-педагогическую систему. Это процесс сложный, связанный с преодолением ведомственных барьеров, поисками дополнительного финансирования и предполагающий работу двух коллективов в напряженном инновационном режиме.

В 90-е годы практика создания интегративных образовательных комплексов “школа – УДО” была продолжена, но не стала массовой ввиду организационных и финансовых сложностей. Однако, она получила официальное признание как действенная и прогрессивная. В Концепции модернизации Российского образования, Межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 подчеркивается важность взаимодействия образования и культуры, школы и учреждений дополнительного образования. Кроме того, предстоящий переход на профильное обучение также предполагает интеграцию школы с дополнительным образованием. Дополнительное образование многогранно. В данной статье мы сконцентрируем внимание на учреждениях начального художественного образования, т.е. на школах искусств, и покажем возможности построения образовательных комплексов “средняя школа – школа искусств”.

Каждая интегративная модель уникальна. Школа искусств может развернуть свою деятельность

в одном классе (гимназия № 2 г. Арзамаса, московские школы № 744, 739 – музыкальные классы);
в одной параллели (театральные классы в московской школе № 624);
в одной вертикали (филиал детской хоровой школы Костромы работает с 1“Б” по 11“Б” средней школы № 4);
в целом звене : филиал Детской художественной школы Сарова работает с детьми среднего звена школы № 7 (5-8 классы); филиал Детской школы искусств №1 – в начальных классах (с 1 по 4 кл.) школы № 5 этого же города.

Итак, вариантов слияния множество. Это касается как формы, так и содержания. Однако, зададимся вопросом: зачем учреждения, принадлежащие к разным ведомствам и работающие в стабильном режиме, встают на путь интеграции?

На решение юридических лиц объединить работу педагогических коллективов влияет целый ряд факторов, главный из которых – демографический. И средние школы, и учреждения дополнительного образования переживают сегодня непростую ситуацию с набором учащихся. На практике идет борьба за каждого ребенка, которая по сути есть борьба за выживание самого учебного заведения. Интеграция с учреждением культуры делает общеобразовательную школу привлекательной для родителей будущих первоклассников, наделенных правом выбора учебного заведения. Для школы искусств – это прекрасная возможность стабилизировать контингент учащихся и обеспечить нагрузку педагогам.

Инициатива, как правило, исходит от основной школы – именно она пускает под свою крышу дополнительное образование. Параллельно с принятием принципиального решения идет выбор содержания дополнительного образования, которое должно влиться в основное и обогатить его. Этот выбор обусловлен профилем школы, ее концептуальными и методологическими установками. Так, саровский лицей № 3 счел для себя приемлемым архитектурно-строительное направление. Педагоги Детской школы искусств № 1 занимаются с юными лицеистами конструированием из бумаги и других материалов сложных композиций, что вполне соответствует математическому складу ума учащихся. Средние школы гуманитарного профиля № 5 и 7 избрали в качестве направлений дополнительного образования соответственно музыку и ИЗО, пригласив к сотрудничеству музыкальное отделение школы искусств №1 и художественную школу.

В 1997 году средняя школа № 20 г.Саров, испытывавшая в то время проблемы с набором учащихся, выступила инициатором объединения деятельности со школой искусств № 2, предложив открыть филиал на базе начального звена. ДШИ № 2 ведет работу с детьми по 8 специальностям. Для филиала в общеобразовательной школе была выбрана специальность “фольклор”.

Идея занятий фольклором была принята всеми: работниками двух школ, которым предстояло отныне сотрудничать, Администрацией города (Учредитель), выделившей финансирование под данный проект, а также родителями будущих первоклассников. Если в 1997 году школе № 20 удалось набрать только один первый класс, то в 1998 г. (а это год открытия филиала) первых классов было два. Добавим, что по сей день проблем с набором нет, и это говорит о популярности школы среди горожан.

Подготовительный этап проектирования комплекса был посвящен составлению нормативных актов, регулирующих взаимоотношения сторон и определяющих пути совместной работы. Приведем выдержки из "Положения о филиале фольклорного отделения ДШИ № 2 на базе муниципальной средней общеобразовательной школы № 20". В этом документе определена цель работы: "систематическое нравственно-эстетическое воспитание и развитие каждого учащегося начальных классов". Здесь же сформулированы задачи, стоящие перед филиалом:

  • 100% охват учащихся 1-4 классов школы художественной деятельностью;
  • развитие творческого потенциала учащихся через занятия искусством;
  • выявление одаренных детей для дальнейшего обучения фольклору в подростковом возрасте;
  • предоставление малообеспеченным семьям возможности дать своим детям полноценное дополнительное образование.

В главе "Положения", касающейся организации работы, закрепляются следующие ключевые моменты: "Режим работы филиала соответствует режиму школы. Групповые занятия фольклорного отделения включаются в школьное расписание; индивидуальные – проводятся после школьных уроков и во время динамических пауз. Управление работой филиала осуществляют администрация школы 20 и администрация ДШИ. Общий контроль, создание нормативных документов, развитие материальной базы осуществляют директора обоих учреждений. Составление расписания, проверка занятий, замещения уроков, решение организационных вопросов – функции курирующих завучей двух школ." Итак, нет главной школы и нет второстепенной – обе они находятся на равных позициях. Это партнеры, делающие одно дело.

Принципиально важным здесь является вопрос о расписании. Практика показывает, что в большинстве общеобразовательных школ уроки подобных филиалов выносятся за пределы основного расписания, на послеобеденное время. Но в этом случае теряется смысл сотрудничества: школа искусств автоматически уходит на 2-й план, на положение кружка, ее уроки представляются необязательными, их значение в детском сознании падает, далее – пропуски занятий, отставание от программы и заявления на отчисление. По сути, средняя школа в такой ситуации выглядит просто арендодателем, безвозмездно предоставляющим свои площади для занятий искусством – нет слияния, нет общей работы.

В нашем случае обеими сторонами осознается недопустимость подобного подхода к учебному процессу. В качестве примера приведем расписание некоторых классов на 2004-2005 учебный год (Приложение 1 ). Мы видим, что групповые уроки школы искусств (выделены курсивом) органично включаются в основное расписание. Индивидуальные же дисциплины продолжительностью 0,5 часа вынесены за его пределы: преподаватели русских народных инструментов и общего фортепиано работают по особому расписанию. Дети приходят на индивидуальные занятия из группы продленного дня. Здесь нельзя не отметить роль учителя начальных классов: это помощник педагогов филиала. Младшие школьники живут по звонку, а индивидуальные занятия у каждого в свое время – риск пропустить или опоздать велик. Школьный учитель имеет расписание всех уроков школы искусств и контролирует их посещение детьми своего класса. Это еще один момент заинтересованного сотрудничества – здесь уже на уровне учителей.

Итак, все специальные уроки проводятся во время пребывания ребенка в общеобразовательной школе. С 15.00 ч. дети свободны, впереди полдня для приготовления уроков, прогулки, спорта, занятий по интересам, отдыха. На протяжении шести лет такая практика работы полностью себя оправдала: довольны и ученики, и родители.

К занятиям школы искусств дети относятся с искренним интересом. Они разучивают массу песен, танцев, игр, знакомятся с народными обрядами. Ежегодно во всех классах готовятся мероприятия, связанные с традиционными праздниками народного календаря, в которых участвуют и педагоги, и ученики. Эти мероприятия перерастают рамки обычных концертов: иногда они идут несколько дней и необязательно в помещениях школы – некоторые из них проводятся на улице, а особо значимые – в залах ДШИ № 2, которые оборудованы световой и звуковой аппаратурой высокого класса. К народным праздникам часто бывают приурочены детские музыкальные конкурсы, а также занятия прикладным искусством (в этом случае к детям приходят преподаватели ремесленно-художественных отделений ДШИ № 2). Замечу, что для проведения таких занятий школа отдает уроки труда – в этом также видна тенденция к слиянию и взаимопроникновению двух учебных заведений.

План масленичной недели 2004 г. (Приложение 2 ) иллюстрирует данную область работы и показывает разнообразные формы совместной деятельности обеих школ по нравственно-эстетическому воспитанию детей средствами народного искусства. Говоря же о методах работы, выделим метод "погружения" в традицию или включенного действия, который в современной фольклористике характеризуется следующими элементами:

  • активное включение всех участников в действие;
  • знание самой традиции;
  • переключение деятельности (с познавательной – на игровую, с художественной – на коммуникативную и др.);
  • сочетание традиционного и современного материала.

Работая вместе, школы стремятся создавать детям "социальную ситуацию развития" (Выготский Л.С.), поле деятельности, позволяющее реализовать себя, самоутвердиться через творчество. Школьники включены в интенсивную концертную работу. Они выступают перед людьми, принадлежащими к разным возрастным и социальным группам. Их зрители – воспитанники детских садов и сверстники, воины застав и обитатели Дома престарелых. Ребята доставляют людям радость соприкосновения с родной культурой, и это позволяет им понять значимость своего дела. Самоутверждению помогают смотры и конкурсы, на которых наши дети, как правило, занимают призовые места. Ежегодно приходится выезжать на фестивали в другие города. В каждом из этих случаев детей сопровождают учителя, а иногда и завучи обеих школ, а их успех воспринимается как общая победа. Таким образом, сотрудничество образовательных учреждений выходит за пределы не только школьных стен, но и за пределы города.

Накануне третьего выпуска учащихся, весной 2004 года, была проведена диагностика результативности экспериментальной работы, которая выявила, что выпускники интегративного комплекса обладают развитыми эстетическими, нравственными, гражданскими и социальными качествами, которые в дальнейшем позволят им успешно самореализоваться, занять достойное место в обществе, достичь вершин в профессиональной деятельности.

Шестилетний опыт совместной работы двух учебных заведений разной ведомственной принадлежности позволяет определить, что же дает интеграция всем субъектам образовательного процесса, школам, городу, обществу в целом.

Дети:

1. Приобретают возможность получить дополнительное образование, не выходя из школьных стен.

2. Интегрированное расписание позволяет проводить уроки школы искусств в первую смену. У детей есть время на занятия по интересам (спорт, техническое творчество, компьютерный клуб и др.).

3. Гуманистическая, личностно-ориентированная, адаптивная среда комплекса, вариативные учебные планы, индивидуальные образовательные маршруты позволяют создать позитивно окрашенную и богатую эмоциями учебную атмосферу, в которой раскрывается творческая индивидуальность каждого.

Родители:

Получают возможность дать детям полноценное дополнительное образование одновременно с основным школьным в 1 смену (отпадает необходимость провожать ребенка в школу искусств и обратно, затрачивая на это рабочее или личное время).

Общеобразовательная школа:

1. Практика “2-х школ под одной крышей” привлекла внимание горожан. С начала работы в ней Филиала ДШИ набор учащихся в первые классы осуществляется без проблем.

2. Школа приобрела специалистов высокого уровня (музыкантов, вокалистов, хореографа), которые активно участвуют в организации культурной жизни всей школы (не только младшего звена).

3. Школа заняла лидирующее место среди 18 школ города по эстетическому воспитанию (результаты смотров, фестивалей, объем и качество концертной работы), что способствует укреплению ее авторитета и популярности в городе.

4. Расширились и укрепились контакты школы с учреждениями культуры, что открыло новые возможности для воспитательной работы.

Школа искусств:

1. Стабилизировался контингент учащихся.

3. Расширились и укрепились контакты школы с учреждениями системы образования, что открыло новые возможности для воспитательной работы и методического совершенствования.

Общество:

1. В городе появился очаг национальной культуры, создающий условия для нравственно-эстетического и гражданского воспитания подрастающего поколения.

2. Возникновение нового образовательного пространства объединило в себе учреждения образования и культуры. Общая работа сгладила границы между ведомствами.

3. Работа УВК “общеобразовательная школа – школа искусств” дает другим школам пример решения застарелой проблемы, связанной с крайне малым количеством часов, отводимых учебными планами на предметы эстетического цикла. Интеграция со школой искусств предоставляет реальную возможность осуществлять полноценное эстетическое образование учащихся, формировать художественный вкус и эстетические потребности, противодействуя тем самым падению культуры общества. Важное значение имеет и тот факт, что вместе с детьми к миру искусства приобщаются и их родители.

4. Динамичное, постоянно расширяющееся образовательно-воспитательное пространство, существующее вокруг комплекса, предоставляет широкие возможности для утверждения детей в социуме через национальное искусство, для их идентификации как носителей культуры своего народа и, в конечном итоге, для становления гражданской позиции и патриотического сознания школьников.

Таким образом, интеграция школы и учреждения культуры активно способствует решению задач патриотического и духовно-нравственного воспитания детей, которые поставлены перед образовательными учреждениями Правительством России.

Опыт двух саровских школ, описанный нами в данной статье, может иметь не только познавательное значение: в ближайшее время он может стать “пособием по выживанию”. В связи с готовящимися изменениями законодательной базы, бесплатные кружки в школах уходят в прошлое. Будущее учреждений дополнительного образования также не вызывает оптимизма. Реально оценивая перспективы, на путь интеграции со школами искусств вступило уже 7 из 18 средних школ г.Саров (№№ 3, 5, 7, 12, 13, 14, 20).

Для руководителей, заинтересованных в сохранении дополнительного школьного образования, считаю целесообразным дать отработанный нами на практике алгоритм действий по созданию филиалов школ искусств:

  1. Два юридических лица приходят к соглашению о сотрудничестве.
  2. Учредитель дает принципиальное согласие на открытие в конкретной школе филиала школы искусств.
  3. Школа искусств получает лицензию на право ведения образовательной деятельности в новом структурном подразделении.
  4. Выделяется необходимое для данного проекта финансирование.
  5. Вносятся изменения в Уставы обеих школ.
  6. Создаются локальные акты, регулирующие отношения сторон:
  7. Договор о совместной работе;
  8. Положение о филиале учреждения культуры на базе средней школы.
  9. Разрабатываются учебные планы филиала с учетом специфики избранного вида искусства (театр, ИЗО, музыка…), существующих нормативов и санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к учебному процессу.
  10. Создается материально-техническая база филиала.
  11. Комплектуются педагогические кадры для работы в филиале.
  12. Комплектуются кадры учащихся филиала.
  13. Составляется учебное расписание, учитывающее интересы двух сторон.
  14. Начинается учебный процесс.

Практика показала, что интеграция с общеобразовательной школой дает школе искусств возможность жить и осуществлять свою высокую культурную миссию, а стране – возможность сохранить очаги подлинной культуры, где воспитываются духовно богатые люди, гуманисты и патриоты.

Приложение 1

РАСПИСАНИЕ НА 2003-2004 УЧЕБНЫЙ ГОД

понедельник

1. Чтение
2. Математика
Динамическая пауза:
Инд.занятия *
3. Русский язык
4. ИЗО
Инд. занятия

понедельник

1. Чтение
2. Математика
Динамическая пауза:
Инд.занятия *
3. Русский язык
4. ИЗО
Инд. занятия

понедельник

1. Русский язык
2. ИЗО
3. Математика
4. Литература
5. Фольклорный ансамбль
6. Сольфеджио
Инд. занятия*

понедельник

1. Русский язык
2. Математика
3. ИЗО
4. Литература
5. Сольфеджио
6.Фольклорный ансамбль
Инд. занятия*

вторник

1.Чтение
2. Русский язык
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Математика
4. Труд
Инд. занятия

вторник

1. Чтение
2. Русский язык
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Математика
4. Труд
Инд. занятия

вторник

1. Вок.ансамбль/ танец ***
2. Математика
3. Русский язык
4. Литература
5. Инструм. ансамбль
Инд. занятия

вторник

1. Математика
2. Вок.ансамбль/ танец ***
3. Русский язык
4. Литература
5. Народное творчество
Инд. занятия

среда

1. Русский язык
2. Математика
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Танец
4. Нар. творчество
Инд. занятия

среда

1. Русский язык
2. Математика
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Нар. творчество
4. Танец
Инд. занятия

среда

1. Русский язык
2. Физкультура
3. Математика
4. Природоведение
5. Народное творчество
6. Танец

среда

1. Физкультура
2. Математика
3. Русский язык
4. Литература
5. Танец
Инд.занятия

четверг

1. Чтение
2. Русский язык
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Математика
4. Вок. ансамбль
Инд. занятия

четверг

1. Чтение
2. Русский язык
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Вок. ансамбль
4. Математика
Инд. занятия

четверг

1. Танец /вок. ансамбль
2. Математика
3. Русский язык
4. Литература
5. Инструм.ансам./Танец
Инд.занятия

четверг

1. Математика
2. Танец /вок ансамбль
3. Русский язык
4. Литература
Инд.занятия

пятница

1. Русский язык
2. Риторика
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Физкультура

пятница

1. Русский язык
2. Риторика
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Физкультура
4. Математика и конструирование

пятница

1. Природоведение
2. Математика
3. Физкультура
4. Литература
Инд.занятия

пятница

1. Физкультура
2. Природоведение
3. Математика
4. Литература
5. Инструм.ансам./танец

суббота

1. Окружающий мир
2. Труд
3. Фольклорный анс.
(четные недели)**

суббота

1. Окружающий мир
2. Труд
3.Фольклорный ансам.
(нечетные недели)
**

суббота

1. Русский язык
2. ИЗО
3. Литература
4. Труд
5. Инстр.ансамбль

суббота

1. Русский язык
2. ИЗО
3. Литература
4. Труд
5. Инстр.ансамбль

Примечания:

* в 1 классе индивидуальные занятия по русским народным инструментам проводятся по 0,5 часа во время динамических пауз и после 4 урока. Со 2 класса к ним добавляются индивидуальные занятия по общему фортепиано.

** предмет "Фольклорный ансамбль проводится в первых классах 1 раз в две недели.

*** начиная со 2 класса, учебный план предусматривает по ряду специальных дисциплин деление учеников на подгруппы.

Приложение 2

"ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА"

План мероприятий

День недели

По народному календарю

Мероприятие

Место и время проведения

Ответственные

Примечания

Понедельник "Встреча масленицы" "А мы масленицу встречали" – театрализованное представление. Зал филиала ДШИ № 2, 14.00. Андреев Н.И – за мероприятие,
учителя шк.20 – за доставку детей.
Костюмы, реквизит, свет, звук – сотрудники ДШИ.
Вторник "Заигрыши" Конкурс исполнителей на народных инструментах Малый зал шк.20, 12.30. Логинов С.П.,
Грачикова Л.А.
Жюри – преподаватели ДШИ, учителя нач. кл.
Среда "Лакомка" Чаепитие с блинами.
Классные часы "Традиции нашего народа"
12.00 – школьная столовая
Классы.
Администрация школы 20;
учителя нач. классов.
Библиотекарь ДШИ – помощь литературой по фольклору.
Четверг "Разгуляй-четверток" Конкурс сольного и хорового пения "Юный вокалист". Малый зал шк.20, 12.30. Бельдюгин С.Н.,
Китина И.Е.
Жюри – преподаватели ДШИ, учителя нач. кл
Пятница "Тещины вечерки" Уроки керамики:"Дымковская игрушка".
Концерт для родителей.
Награждение лауреатов муз. конкурсов.
Классные комнаты: 2, 3, 4 уроки.
Зал школы 20, 16.00.
Преподаватели керамики ДШИ.
Андреев Н.И.
Доставить в школу глину.
Дети приносят фартуки, клеенки.
Подготовить грамоты, дипломы.
Суббота "Проводы масленицы" Катание на лошади, игры на воздухе, сжигание чучела. 1)12.00 – территория вокруг школы Администрация школы 20,
учителя начальных классов
Лошадь – из городского парка,
чучело изготовить на уроках труда.

Примечания . На Руси в масленичную неделю царила атмосфера всеобщего веселья и предельной раскрепощенности. Разумеется, условия школьного обучения не позволяют ее воплотить в полной мере. И все же мы стараемся наполнить эти 6 дней мероприятиями, которые доставляют детям массу положительных эмоций (лепка народной игрушки, выступления на сцене, катание на лошади),погружают их в традицию. Кстати говоря, для этой недели исторически характерно сочетание как обрядовых, так и необрядовых действий, что мы и имеем в данном случае.

Приведенный план наглядно иллюстрирует совместную воспитательную работу сотрудников 2-х школ, цель которой - приобщение детей к культуре своего народа.

Интеграция общего и дополнительного образования детей подразумевает тесную связь и взаимодействие. Основная цель – это создание целостного образовательного пространства как условия развития личности ребенка.
Уровни интеграции дополнительного и других сфер образования
1. По субъектам – личностям:
- уровень личности ребенка – формирование целостной личности ребенка, индивидуального образовательного пространства в соответствии с заказом ребенка на дополнительное образование;
- уровень педагога – формирование образовательного пространства руководимого образовательного объединения, дидактического, методического, педагогического, коммуникативного и других аспектов интеграции;
- уровень органа управления – формирование образовательного пространства УДО через реализацию вариантом интеграции целей, уровней, функций и технологий управления.
2. По образовательный пространствам:
- уровень предмета – формирование внутрипредметных связей в соответствии с целью целостного представления предмета;
- уровень комплексной образовательной программы – формирование межпредметных связей, оформляются в виде комплексной или интегрированной программы одним или несколькими педагогами;
- уровень учреждения дополнительного образования – формирование образовательного пространства учреждения, формируется в виде программы учреждения.
3. По внутреннему и внешнему управляющему воздействию:
- внутренняя интеграция - создание вариантов интеграции в рамках интегрированных программ, образовательных объединений, структурных подразделений, учреждения в целом;
- внешняя интеграция - создание вариантов интеграции на уровне социума, региональной (муниципальной образовательной системы).

Формы сотрудничества УДО и школы
 создание в стенах общеобразовательных учреждений отдельных творческих объединений детей;
 проведение уроков по некоторым общеобразовательным предметам на базе УДО;
 создание в учреждениях дополнительного образования детей условий для проведения различных воспитательных мероприятий для учащихся;
 проведение предметных олимпиад, фестивалей, конкурсов силами школ и учреждений дополнительного образования детей;
 организация учебно-исследовательской деятельности школьников в стенах УДО и др.

Дополнительное образование дополняет образовательное пространство школы до его целостности.
Пространства взаимодействия»:
 интегрированные уроки (уроки-концерты, уроки-спектакли и т.п.), элективные курсы, предпрофильную подготовку;
 предметные кружки, факультативы, школьные научные общества;
 концерты, выставки, фестивали, смотры, соревнования и другие массовые мероприятия,
 и др.

Целеполагание должно осуществляться на основе исследования социального заказа
Социальные заказчики:
 дети и их родители;
 государство в лице органов управления образованием (министерство, отделы, департаменты, управления образованием), органов власти (правительства, администрации и т.д.);
 организации, учреждения, предприятия в лице учреждений образования (дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессиональные училища, вузы, другие УДО), учреждений и предприятий иных сфер деятельности, общественные организации.

Технологии управления процессом интеграции
Интегрированная программа
Интегрированные программы можно классифицировать по разным основаниям.
По субъектам деятельности можно выделить 3 вида программ:
 совместной деятельности педагогов (взрослых);
 совместной деятельности детей;
 совместной деятельности детей и педагогов разных объединений.
Интегрированная программа
По сущностным признакам можно выделить 4 группы программ.
По масштабу деятельности:
 внешнего сотрудничества;
 внутреннего сотрудничества.
По целям и задачам:
 одноцелевая (целевая);
 многоцелевая.
По содержанию:
 однонаправленная;
 комплексная.
По системообразующему фактору:
 учебно-предметной ориентации;
 проблемно-тематические («сквозные»).

В настоящее время в России происходит глобальная реформация всех сфер жизнедеятельности, в том числе и образовательной. Принятие "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г." привело к усилению тенденций вариативной, разноуровневой образовательной системы. Это, в свою очередь, потребовало поиска нового подхода к организации образовательно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях с целью повышения качества образования.

Принятие Федеральных образовательных стандартов ставит повышенные требования к выпускнику школы. Он должен быть разносторонне развит, социально адаптирован в современном обществе, иметь четкую гражданскую позицию.

Следовательно, с принятием ФГОС роль системы дополнительного образования детей существенно возрастает. Она сочетает в себе воспитание, обучение, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде, реализует программы духовно - нравственного и патриотического воспитания, научно-творческой и социально-проектной деятельности.

В профессиональной деятельности педагога дополнительного образования всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения. Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у обучающихся.

Педагогический коллектив нашего учреждения на протяжении последних лет одной из основных задач определяет повышение качества образования. С этой целью педагоги на учебных занятиях активно используют современные педагогические технологии, интеграционные формы для более полного, насыщенного образовательного процесса.

На слайде можно увидеть интеграцию различных образовательных областей на учебных занятиях.

Например, занятия в объединениях ОФП, ритмики интегрируются с хореографией; шахматы - с информатикой; занятия в объединениях цикла "Технология" - с различными областями искусства и т.д.

Примеры интеграции программ дополнительного образования детей

Образовательная область Направленность интеграции
Спортивно-техническая (ОФП, ритмика, шахматы) Формирование здорового образа жизни, хореография, информатика
Социально- педагогическая (журналистика, школа лидера) Музейная и выставочная деятельность, жизнь в обществе, история родного края, социальные проекты
Технология (вязание, моделирование одежды) Декоративно-прикладное творчество, парикмахерское искусство, визаж, искусство (музыка, литература, живопись, театр)
Искусство (театр, вокал, хореография, ИЗО) Мировая культура, народное творчество, декоративно-прикладное творчество
Предметная (иностранные языки, информатика, цветоводство) Углубленное изучение предметов, подготовка к олимпиадам, научно-исследовательская деятельность, искусство (музыка, литература, живопись)

Таким образом, мы видим, что при изучении предметов одной направленности происходит наложение, взаимопроникновение и взаимодополнение образовательных программ разных направленностей. В зависимости от поставленных целей, выбора форм, методов, педагогических технологий определяется качественно новый результат уровня образования.

Данный процесс может быть выражен в следующей схеме:

Согласование общих целей и механизмов реализации образовательных программ УДОД

Исходя из опыта работы в учреждении определились следующие формы использования интеграции на учебных занятиях:

  • конструирование и проведение занятия двумя и более преподавателями разных дисциплин;
  • конструирование и проведение интегрированного занятия одним педагогом;
  • создание интегрированных тем, разделов, курсов.

Остановимся более подробно на каждой из форм.

1. Проведение бинарных занятий.

Интегрированное учебное занятие по технологии и изобразительному искусству в объединении "Конструирование и моделирование одежды".

Педагоги: Зиле Ольга Дмитриевна, преподаватель технологии пошива одежды; Карасова Фарида Михайловна, преподаватель ИЗО.

В процессе занятия обучающиеся знакомятся с историей и росписью ткани в технике "батик", самостоятельно расписывают ткань в этой технике, и в конечном итоге изготавливают шейный платок, являющийся одним из аксессуаров одежды. Данное занятие имеет практическую направленность, а именно: помимо приобретения теоретических и практических знаний и навыков, у обучающихся воспитывается эстетический вкус по применению данного аксессуара в одежде.

2. Интегрированное учебное занятие по английскому языку и информатике в объединении "Английский язык".

Педагоги: Хасанова Елена Викторовна, преподаватель английского языка;

Сухомлинова Мария Владимировна, преподаватель информатики.

На занятиях информатика выступает в роли интегрирующей дисциплины.

При использовании компьютера в учебном процессе обучающийся становится полноправным его участником. Педагог не дает готовых знаний, но побуждает детей к самостоятельному поиску.

Компьютерные средства позволяют обеспечить наилучшую реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях.

Широкое использование возможностей компьютера имеет большую прикладную направленность. Занятия строятся на основе игровых технологий обучения. Такой вид заданий активизирует деятельность обучающихся, заставляет осмысленно выполнять каждый этап работы от постановки цели до получения результата.

2. Конструирование и проведение занятий одним педагогом:

Так, например педагог объединения "Французский язык" на одном из своих занятий по теме "Времена года" в создании презентации к занятию использует репродукции знаменитых художников. Это позволяет сформировать у ребенка творческое мышление, художественный вкус, воображение, желание познакомиться с другими произведениями великих художников.

3. Создание интегрированных тем, разделов, курсов.

В ЦВР "Истоки" разработаны и реализуются четыре авторские сквозные образовательные программы:

Программа "Выставочный зал".

Направлена на создание особой культурно-образовательной среды, способствующей формированию общей культуры обучающихся, духовных и нравственных качеств личности, развитию творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного искусства, обеспечение творческой самореализации воспитанников.

Программа "Школа музыкальной культуры" - является сложноорганизованной, т.е. при реализации программы постоянно происходит внутривидовая интеграция, интегрируют культурные области: танец - музыка, музыка - литература, театр - музыка, теория музыки - сольфеджио - хоровое пение, народный танец - эстрадный танец - классика и т.д.

Интегрированное занятие призвано соединить настоящее с прошлым, воспитывать в детях не потребительское, а чуткое и гуманное отношение к культуре.

Программа "Многоцветье Ямала".

Интегрированный познавательный курс занятий обеспечивает как теоретическое, так и практическое изучение быта, традиций, фольклора и декоративно-прикладного искусства народов Севера; представляет собой систему целенаправленного педагогического воздействия и является эффективным средством воспитания и обучения детей. Интегрированное освоение богатств национальной культуры заключает в себе органичное соединение разных видов искусств, образования и воспитания, образования и досуга, общения и игры, теоретические и практические занятия. В процессе реализации образовательной программы дети получают новые знания.

Данная программа - это систематизация и обобщение многолетнего опыта совместной работы педагогов дополнительного образования в области интеграции различных видов детской деятельности и социокультурного пространства. Результатом изучения данной программы являются не только знания, умения и навыки, а воплощение ребенком этих знаний в реальный продукт деятельности: декоративно-прикладное изделие, танец, сыгранная роль и т.д.

Интегрированный подход требует от педагога повышенного уровня педагогического мастерства, универсальности его образования, дополнительной подготовки, высокого профессионализма и эрудиции. Но вместе с тем, он дает качественные показатели в реализации образовательных программ и деятельности учреждения в целом. Это, в первую очередь,

  • итоговая аттестация обучающихся - определен высокий и средний уровень ЗУН;
  • сохранность контингента имеет положительную динамику на протяжении 3-х последних лет;
  • воспитанники объединений продолжают учебу в ВУЗах по направлению, выбранному ранее в учреждении дополнительного образования: журналистика, дизайн, парикмахерское искусство, технология, институты культуры и др. Это один из основных показателей качества обучения в учреждении.

Эффективное использование педагогических инноваций дает возможность педагогам МОУ ДОД ЦВР "Истоки" обобщать наработанный опыт на муниципальном и региональном уровнях в форме проведения семинаров, федеральном уровне - в форме различных публикаций: это методические рекомендации, разработки занятий и сценариев.

Так, в феврале 2011 года на базе нашего учреждения прошел обучающий семинар

Старикова Н. В., заместитель директора по учебно-

воспитательной работе муниципального бюджетного

образовательного учреждения дополнительного

образования детей «Станция юных натуралистов»,

г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ

Одной из задач развития дополнительного образования детей, обозначенной в Концепции (от 04.09.2014 г. № 1726-р), является интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом .

Следует отметить, что интеграционные процессы в сфере дополнительного и общего образования за последние несколько лет существенно расширились в связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС). В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечено, что при организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей , организаций культуры и спорта (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373).

Новые стандарты предъявляют более высокие требования к подготовленности выпускников, что требует интенсивного перехода на новый формат образования - компетентностный. Компетентностная парадигма образования в отличие от традиционной ориентирована на формирование предметных, метапредметных и личностных компетенций обучающихся, что сложно сделать без активного взаимодействия с системой дополнительного образования.

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС имеет задачи, которые являются принципиальными ориентирами и для дополнительного образования детей - развитие индивидуальных способностей обучающихся и детской одарённости, свобода выбора, вариативность образовательных программ и их практическая направленность.

Интересы детей достаточно разнообразны, а возможности школы в удовлетворении запросов и пожеланий обучающихся и их родителей ограничены. Данную проблему позволяет решить взаимодействие общего и дополнительного образования детей. Таким образом, дополнительное образование является ресурсом, возможность использования (или неиспользования) которого определяет каждая школа самостоятельно.

Интеграция дополнительного и общего образования может осуществляться в разнообразных формах. Станция юных натуралистов города Салехарда с 2011 года осуществляет сотрудничество со школами города по реализации дополнительных общеразвивающих программ в соответствии с ФГОС. Основная идея взаимодействия - расширение спектра образовательных программ для организации внеурочной занятости детей. Сегодня учреждение предлагает 6 одногодичных программ естественнонаучной и художественной направленности, которые могут быть использованы при организации внеурочной деятельности в начальной школе:

Естественнонаучная направленность («Мой питомец», «Школа юного волшебника», «На пути к исследованию»);

Художественная направленность («Бисеринка», «Серебряные струи», «Чудесные превращения бумаги»).

Программы рассчитаны на один-два учебных часа в неделю. По своей структуре они приближены к программам внеурочной деятельности. В них определены ожидаемые результаты освоения (предметные, метапредметные, личностные), критерии их оценки. По характеру содержания данные программы имеют надпредметный характер и направлены в основном на формирование универсальных учебных действий и развитие личностных качеств обучающихся.

Например, программа «Школа юного волшебника» предполагает изучение азов физики, химии, биологии не через понятия и определения, а через занимательные эксперименты и опыты, где теория вторична, а практический смысл первичен. Из пассивного объекта образовательного процесса ребёнок превращается в активный субъект, который сам добывает знания, сам делает выводы и отрывает для себя удивительные, интересные и увлекательные явления окружающего мира. При таком подходе практически каждое занятие становится для ребёнка образовательным событием.

Программа «На пути к исследованию» направлена на вовлечение детей в исследовательскую деятельность. В ходе работы над проектами и исследовательскими работами дети учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать её, формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнёрами.

Освоение детьми научно обоснованных способов взаимодействия с домашними питомцами предусмотрено программой «Мой питомец».

Домашние животные содержатся во многих семьях, а разнообразие их видов и пород постоянно растёт. Животное часто компенсирует ребёнку дефицит общения, положительно влияет на эмоциональное состояние в семье. Формирование культуры отношения к животным базируется на идеях гуманистической педагогики и экологической психопедагогики. Общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал, и эта программа даёт возможность его использовать. Наблюдения за домашними питомцами и животными из живого уголка станции юных натуралистов дают богатый материал, который можно использовать для научно-исследовательской и проектной деятельности. Детство - лучшее время для пробуждения в душе ребёнка чувства благоговения перед жизнью, которое может и должно стать первым звеном в цепочке: чувство - знание - понимание - убеждение - мировоззрение.

Реализация программ художественной направленности создаёт широкие возможности для творческого самовыражения детей, поддерживающие инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребёнком художественных замыслов. Происходит вовлечение детей в разные виды художественного и декоративно-прикладного творчества, освоение различных материалов, приобщение детей к истокам народного творчества.

Программы, предлагаемые станцией юных натуралистов для организации внеурочной деятельности, востребованы школами города. Интерес представляет их содержание, развивающий характер, ориентация на исследовательскую деятельность, формирование творческой индивидуальности, коммуникативных навыков и др.

Образовательный процесс осуществляется преимущественно на базе школ города, а также в оборудованных кабинетах станции юных натуралистов. Количество детей, занимающихся по вышеназванным программам, составляет около трети от общего числа обучающихся учреждения.

Опыт сотрудничества в рамках реализации ФГОС выявил определённые плюсы для учреждения дополнительного образования:

В течение учебного года наполняемость групп и сохранность контингента обучающихся находятся на достаточном уровне;

Часть детей, пройдя обучение по данным программам, продолжает в дальнейшем заниматься на станции юных натуралистов по традиционным дополнительным общеразвивающим программам.

Важным результатом участия станции юных натуралистов во внеурочной деятельности является выход на открытый уровень партнёрства со школами города. Практика показала, что в учреждении имеются резервы и широкий спектр возможностей для развития интеграционных процессов общего и дополнительного образования, которые определяют дальнейшие перспективы взаимодействия.