Министерство обороны РФ представило реформу военных кафедр, изменения вводятся для того, чтобы оптимизировать военную подготовку, и это, по оценкам экспертов, может значительно сократить количество офицеров запаса.

Впрочем, актуальность реформы обосновывается, наоборот, не сокращением, а необходимостью расширения объемов военных программ для будущих офицеров запаса.

Стоит напомнить, что с 2008 г. уже существуют в дополнение к военным кафедрам учебно-военные центры (УВЦ) , которые отвечают за подготовку кадровых офицеров по инженерным, технологичным, наукоемким специальностям в гражданских вузах, теперь данные УВЦ намерены соединить с военными кафедрами и создать отдельные центры подготовки.

Полковник ВВC в отставке, экс-депутат Госдумы РФ Виктор Алкснис в беседе с предполагает, что, вполне возможно, такие центры будут существовать отдельно от гражданских вузов, что повлечет за собой снижение мобилизационных способностей армии.

- Минобороны сообщает о ликвидации военных кафедр в вузах, как относитесь к такой инициативе?

У меня негативное отношение. Связано это с тем, что в результате реформ российской армии (так называемых "реформ") у нас возник серьезный некомплект офицерского состава. Особенно в эпоху Сердюкова было закрыто большое количество военных училищ, академий, они были реорганизованы и лишились преподавательского состава. И теперь проблема нехватки офицерских кадров считается одной из самых главных. Да, для той небольшой армии, которая сегодня имеется, можно еще этим количеством офицеров перекрыть необходимость в кадрах, но проблема в том, что отсутствует мобилизационный резерв .

В случае увеличения численности армии - вы же понимаете, армия для того и существует, чтобы вступить в войну - офицеров просто не хватит. И поэтому военные кафедры выполняли очень важную роль, практически все мужчины, студенты, там, где эти кафедры были, получали необходимую военную подготовку и их, в случае необходимости увеличения численности армии, и призывали на должности младшего офицерского состава, тогда худо-бедно эта задача могла быть решена.

Сейчас, если будут закрыты кафедры, надеяться, что специальные центры будут осуществлять подготовку офицеров запаса в таких количествах, я бы не стал. Я очень сомневаюсь. Для самих студентов не будет никакой мотивации уезжать из дома, несколько месяцев проводить в отрыве от учебы, работы, тогда как раньше они все это получали по месту учебы. Поэтому, как мне кажется, это один из тех перегибов реформаторов, которые проявляются последние 30 лет в Министерстве обороны.

Военные кафедры в вузах уже не справляются со своей задачей или есть другие минусы? Не хватает квалификации для подготовки или нет единого управления? В чем причина реформы, на Ваш взгляд?

Одна из нынешних проблем не только армейской действительности в том, что у наших руководителей неистребим "зуд реформаторства". Каждый хочет отличиться и войти в историю России. Чиновники просто экспериментируют над армией, как над подопытным, а надо бы им сначала "потренироваться на кошечках".

Были же созданы уже в дополнение к кафедрам и учебно-военные центры для подготовки высококвалифицированных офицеров запаса: инженеров, техников? Для объединения с ними и создаются отдельные центры, в чем могут быть негативные стороны таких УВЦ?

Одно дело, когда у студента есть кафедра военная, и он относится к этому серьезно, как к важной дисциплине, он переходит из аудитории, где сдавал экзамен по сопромату, в другую - где тут же получает необходимую для офицера подготовку. И совсем другое дело, когда студенту нужно не только выходить за стены альма-матер, но и отправляться, может быть, в другой город, куда-то ехать в "учебный центр". Я считаю, что это глупость, и она добром не кончится.

- Но как же в большинстве стран, откуда мы и перенимаем опыт, все это осуществляется?

Если в большинстве стран мира сухопутная армия относительно численности населения и масштаба государства - а они не очень велики, эти страны Европы, территория незначительная - в нормальном соотношении, то Россия обладает самой крупной территорией, поэтому ей необходима такая многочисленная армия, которая сможет обеспечить защиту своих границ и большое количество офицерского состава.

Перед другими странами такой проблемы не стоит, у них, как правило, небольшие, компактные армии, которые могут обеспечить безопасность своих относительно небольших границ. Россия, повторюсь, обладает самой большой в мире территорией, следовательно, самыми большими в мире границами, и над ними нужно осуществлять контроль.

Данная реформа приведет к сокращению количества офицеров запаса для российской армии.

Минобороны России внесло в Госдуму законопроект о замене кафедр и других подразделений военной подготовки при вузах на унифицированные военные учебные центры. В конце мая законопроект был одобрен правительством.

Главным условием предстоящих изменений является то, что создание военных учебных центров не предусматривает увеличения общего числа граждан, привлекаемых к военной подготовке .

Сейчас в вузах России действуют 54 военные кафедры.

Эксперты видят два варианта того, как может строиться военная подготовка студентов по новой схеме:

Вариант первый: существующий порядок, при котором студенты вузов, имеющих военные кафедры, не идут реально служить в армию, сохранится, и разница будет заключаться только в предметном наполнении и унификации стандартов программы обучения.

Вариант второй: военные кафедры будут ликвидированы как класс, и все студенты всех вузов будут обязаны по окончании обучения отслужить по контракту, чтобы получить офицерское звание.

ВУСы и вузы

Такая реформа военного образования пойдет на пользу качеству подготовки офицеров, поддерживает проект председатель Московского областного военно-патриотического центра «Граница» Вадим Синицын .

«Сейчас военная подготовка, что в вузах, что в школах, проводится на рудиментарном уровне. Число вузов, где сохранились военные кафедры, сведено к минимуму. При этом каждый вуз готовит офицеров запаса по собственным программам, так как отсутствует общефедеральный образовательный стандарт военной подготовки. Создание единых военно-учебных центров создаст единую базу для такой подготовки», - сказал он «Ридусу».

Существующая на сегодня система военных кафедр подразумевает, что каждый вуз (где такая кафедра сохранилась) дает своим студентам военно-учетную специальность (ВУС) согласно профилю учебного заведения. На гуманитарных факультетах это может быть «спецпропаганда», в транспортных институтах - «железнодорожные войска», в мединститутах - «военная медицина» и т. д.

Однако изолированность военных кафедр различных вузов означает, что профиль и количество офицеров, получивших в дополнение к лейтенантским погонам ту или иную ВУС, может не отвечать реальным потребностям Минобороны.

Создание военно-учебных центров эту «партизанщину» устранит, создав одну на всю страну программу подготовки офицеров запаса, и та программа будет в точности соответствовать нуждам вооруженных сил в каждый конкретный период.

«Это не значит, что будет полностью ликвидирована подготовка военных специалистов по конкретным направлениям, но она станет как бы „факультативной“, в то время как основная, базовая подготовка превратится в обязательную для всех студентов. Это усилит взаимодействие между Министерством обороны и высшими учебными заведениями, что пойдет на пользу и тем и другим», - уверен эксперт.

Прыжок в офицеры

Если при создании унифицированных военных учебных центров будут ликвидированы военные кафедры, это уравняет в положении студентов тех вузов, где «военки» имеются, с теми, где их нет, ожидает профессор Военного университета Минобороны Виктор Корякин .

«Сейчас студенты, обучающиеся в вузах с военной кафедрой, получают лейтенантские погоны вместе с дипломом и сразу поступают в запас. А у студентов, которые такую подготовку не прошли, есть альтернатива: либо отслужить по контракту, начиная с солдатского или сержантского звания, и получить лейтенантские погоны в процессе прохождения службы; либо заключить контракт с такой военной частью, которая готова сразу оформить его на лейтенантскую должность», - сказал он «Ридусу».

Для этого сам студент должен будет обратиться в военкомат с заявлением о желании служить офицером, а не рядовым, по окончании вуза. Если аттестационная комиссия в военкомате сочтет, что его кандидатура для такого «перескока через уровень» подходит, студента могут назначить на офицерскую должность еще до получения им двух звездочек - так сказать, авансом.

«Да, это серьезный карьерный скачок - с гражданки сразу в офицеры. Но закон этого не запрещает», -подчеркивает Корякин.

На второй неделе лета студенческая молодёжь и ее родители были близки к панике. Еще бы: Минобороны вроде как решило отменить военные кафедры.

Законопроект об отмене военных кафедр в вузах был внесен в Госдуму Минобороны России (распоряжение от 4 июня 2018 года № 1112-р). Документ прошел общественное обсуждение, получил положительные заключения Минюста, правового управления Президента и других структур. Нет особых сомнений, что вскоре документ будет принят Думой и станет законом. В чем же его суть?

По словам статс-секретаря Минобороны Николая Панкова , в законопроекте военное ведомство лишь узаконивает систему отношений с гражданскими вузами, которая де факто начала складываться примерно 10 лет назад. По его же заверениям ни один студент от переименований не то что не пострадает, но даже не заметит их. Впрочем, слово самому господину статс-секретарю.

...и девушки тоже!

— Николай Александрович, напомните, пожалуйста, предысторию появления этого законопроекта.

— До 2008 г. в гражданских вузах были только военные кафедры по подготовке офицеров запаса. Но в тот год мы дозрели до очень серьезного, абсолютно не характерного для нашей армии решения организовать подготовку кадровых офицеров по наукоёмким специальностям в стенах гражданских вузов. Так в дополнение к военным кафедрам появились учебные военные центры (УВЦ).

В 2014 г. президент Владимир Путин подал идею организовать подготовку в вузах не только офицеров запаса, но и солдат, сержантов, старшин и матросов. Полушутя мы теперь называем эту форму отдания конституционного долга родине «военной службой в рассрочку».

Обучаясь в своем гражданском вузе, студент проходит военную подготовку по программе для солдата или младшего командира, участвует в лагерных сборах, сдает экзамен, принимает присягу, получает военный билет и пополняет мобилизационный резерв. Ну, то же самое, что многим еще с советских времен памятно по получению лейтенантских погон после военной кафедры.

— Да, в СССР можно было стать рядовым запаса без службы в армии, но за сержантские лычки приходилось служить по 2 года. Какие еще новшества случились после 2008 г.?

— Для тех, кто ныне получает звание офицера запаса в наши дни мало что изменилось. Другое дело — студент, обучающийся на кадрового офицера. К нему предъявляются более жесткие требования по здоровью и физической подготовке. Он в обязательном порядке заключает договор об обучении в УВЦ и одновременно принимает на себя обязательства отслужить на офицерской должности 3 или 5 лет. За то, что его студенческая жизнь перестает быть такой вольготной, как у простого студента, он (или она, для девушек двери УВЦ тоже открыты) получает небольшую доплату. На 1 и 2 курсах это полуторная стипендия, на старших курсах — 3-4 стипендии. Ну и однократная выплата в 5 тыс. рублей на приобретение формы.

Что ВУЦ, что УВЦ...

— Это то, что есть на сегодняшний день. А в чем суть грядущих перемен?

— С 2008 года в вузах существовали 2 параллельные структуры — военная кафедра и УВЦ. Они работали в одних учебных аудиториях, проходят занятия на одних полигонах, с одной и той же техникой. Следующий шаг напрашивался логически — создать в вузах единую структуру, которую было решено слегка переименовать. Теперь это не учебные военные центры, а ВУЦ —военные учебные центры. Именно в рамках ВУЦ будут реализовываться все 3 программы обучения. Как я уже сказал, это подготовка кадровых офицеров, офицеров запаса и рядовых-сержантов запаса. Так сказано в проекте закона. При этом военные кафедры как таковые не испарятся. Напротив, в рамках ВУЦ их количество будет увеличиваться. Если в 2015 году их было 70, то в 2017 году уже 87, а в этом году, видимо, перевалит за 90. Офицеров запаса мы готовим по полутора сотням военно-учетных специальностей, солдат и сержантов — по девяти десяткам.

Back in USSR?

Зачем студентам все эти ВУЦы и УВЦ, понятно — для большинства это легальный и не особенно обременительный способ получить на руки военный билет, открыв себе тем самым путь на государственную службу. Но система выгодна и военным. Для Минобороны эта система — самый дешевый источник пополнения людского резерва. Ведь все расходы, кроме разве что должностного оклада преподавателей-офицеров, берут на себя гражданские вузы. Расходы, надо сказать, довольно большие. Сейчас вневойсковой военной подготовкой занимаются более 61 тыс. студентов гражданских вузов. 10,5 тыс. по программе кадровых офицеров, 34,2 тыс. на офицеров запаса, 16,5 тыс. — на рядовых и сержантов запаса. Судя по всему, количество таких студентов будет из года в год расти, а пропорции не изменятся. Похоже на то, что цель реформы военного образования в гражданских вузах — вернуться к советской модели, когда право проходить военную подготовку было предоставлено всем студентам и студенткам.

Законопроект, предполагающий ликвидацию военных кафедр в вузах и замену их едиными военными учебными центрами. Соответствующее распоряжение появилось на сайте кабмина.

«С целью более эффективного совместного использования имеющейся у этих подразделений учебно-материальной базы, учебного вооружения и военной техники законопроектом предлагается заменить несколько существующих видов структурных подразделений военной подготовки в вузах на единый вид подразделений военной подготовки — военные учебные центры», — говорится в документе.

В настоящее время военная подготовка ведется в вузах через учебные центры, военные кафедры и на факультетах военного обучения.

Кроме того, в пояснительной записке к распоряжению уточняется, что основной целью законопроекта является повышение эффективности обучения студентов по направлениям военной подготовки. Также авторы инициативы не ждут, что создание центров приведет к увеличению числа студентов, обучающихся по военным специальностям.

До этого Государственная дума уже вносила коррективы в процедуру подготовки военных кадров. В частности, в марте 2017 года депутаты приняли в третьем чтении законопроект, также подготовленный правительством, согласно которому студенты, обучающиеся в вузах, в которых нет военных кафедр, могут проходить военную подготовку в военных вузах.

То есть фактически нынешний внесенный законопроект заменит несколько видов уже существующих подразделений военной подготовки в вузах на единый центр.

Практика высшей допризывной подготовки в высших учебных заведениях и техникумах берет свое начало еще в СССР — во второй половине 1920-х годов. Она была введена в рамках реформы вооруженных сил и предполагала 180 часов теоретической и два месяца практической подготовки на сборах в военных лагерях. Первые занятия по военной подготовке стартовали в 1926-1927 учебном году, охватив 135 вузов и 80 тыс. студентов.

Окончив вуз, студенты, прошедшие такую подготовку, могли пройти службу в армии за девять месяцев (во флоте — 12 месяцев), в то время как для всех остальных призывников срок службы составлял два года — в пехоте и артиллерии, три года — в воздушном флоте, и четыре года — в военно-морском флоте.

В числе первых университетов, при которых открылись военные учебные формирования, оказались, в частности, им. Ломоносова. На военных кафедрах готовили младших командиров Красной Армии, а впоследствии — Советской Армии.

Однако в начале 1990-х годов программа подготовки младших офицеров в высших учебных заведениях стала постепенно сворачиваться. По данным Министерства обороны, сейчас военные кафедры открыты при 54 гражданских вузах. В отличие от советских времен, студенты, прошедшие военную подготовку в вузе, не призываются на военную службу.

Продолжительность подготовки на военных кафедрах варьируется в зависимости от военно-учетной специальности: на офицера запаса учатся 30 месяцев, на сержанта запаса — 24 месяца, на солдата запаса — 18 месяцев. При этом занятия на военной кафедре проводятся параллельно с основным учебным процессом.

Периодически современные военные кафедры в вузах оказываются в центре скандалов. Так, в апреле текущего года появилась информация о том, что со студентов Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича брали деньги за обучение на военной кафедре.

Министр обороны РФ тогда остро отреагировал на появление подобной информации.

«Это недопустимо, чтобы на людях, которые хотят стать солдатами, сержантами или офицерами запаса, бизнес строили. Я порядок мер и поручений подписал. У нас два варианта: либо разбирается с ректором этого университета, либо мы закроем в СПбГУТ военную кафедру», — заявил министр обороны на одном из селекторных совещаний.

Речь идет об унификации подготовки

Во вторник ряд СМИ внесли панику в дружные ряды студентов вузов, сообщив, что Минобороны закрывает военные кафедры. Паника оказалась ложной. Причиной стало невнимательное изучение некоторыми журналистами законопроектов, которые Минобороны вносит на рассмотрение правительства. Военное ведомство поспешило сообщить, что информация не соответствует действительности. Как пояснили «МК» в военном ведомстве, речь идет просто об унификации процесса военной подготовки в гражданских вузах.

Сегодня есть несколько форм обучения военным специальностям в гражданских вузах. Это и военные центры, и военные кафедры, и сборы. Принято решение унифицировать военно-учебный процесс. В стране будет создана сеть крупных военных учебных центров с мощной учебно-материальной базой, - сказал представитель ведомства.

По его словам, вся существующая в гражданских вузах военно-учебная структура будет организационно входить в эти военные учебные центры. Ни о какой отмене военных кафедр речь не идет. Для сохранения сложившейся системы военной подготовки граждан на базе всех существующих учебных военных центров, факультетов военного обучения (военных кафедр) при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования Правительством Российской Федерации будут созданы военные учебные центры.

Реализация законопроекта позволит повысить качественные параметры в управлении процессом обучения студентов вузов по всем имеющимся направлениям военной подготовки - сказали «МК» в ведомстве.

В 2016 году свыше 10 тысяч студентов первого набора успешно завершили обучение по программам военной подготовки и прошли полевые сборы. Такие центры имеются в 30 субъектах Российской Федерации. Сейчас по таким программам проходят обучение более 20 тыс. студентов. При этом география военной подготовки постоянно расширяется. В 2016–2017 годах созданы военные кафедры при 17 гражданских вузах, из которых 4 расположены в регионах Сибири и Дальнего Востока. Сейчас учебные военные центры и военные кафедры (факультеты военного обучения) функционируют при 87 гражданских вузах.

Вся эта работа потребовала унификации. В одних и тех же гражданских вузах подготовка осуществляется в учебных военных центрах, где готовят кадровых офицеров для военной службы по контракту, и на военных кафедрах (факультетах военного обучения), где учат по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса и программам военной подготовки солдат, матросов запаса. Теперь решено осуществлять военную подготовку по всем существующим программам в едином структурном подразделении вуза - военном учебном центре. Законопроектом термины «учебный военный центр», «факультет военного обучения», «военная кафедра» заменяются единым термином «военный учебный центр».

Ранее министр обороны Сергей Шойгу сообщил на заседании Общественного совета при Минобороны РФ о том, что ведомство намерено дать максимальному количеству молодых людей возможность проходить военную подготовку и получать военные специальности в вузах. «Мы эту работу продолжаем, у нас уже начали появляться комплексные центры подготовки, куда входят и военные кафедры, и военные институты. Помимо этого продолжаем открывать в учебных заведениях новые военные кафедры», - отметил министр.