«Древний Муром и Дивное Дивеево. Дивеево - Русская Земля Обетованная»

О Дивеево писать трудно. До поездки сюда я читала разные отзывы про него и всегда удивлялась их аскетичному стилю повествования. Я люблю, и сама имею склонность, к цветистости изложения, к подробностям и деталям, а такая скупость слов и чувств меня озадачивала. Но, теперь, вернувшись из этого воистину дивного места, сама не знаю, ни с чего начать, ни как написать о том, что мы там увидели и прочувствовали - очень трудно найти нужные слова. Попытаюсь.
Дивеево - это особая земля. Это особый кусочек нашей планеты, где человек имеет возможность очистить свою душу.

Я в и


О МОНАСТЫРЕ: НАШИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ. КАНАВКА БОГОРОДИЦЫ

Сам Серафимо-Дивеевский монастырь занимает достаточно большую по площади территорию, но даже и её, похоже, мало - очень много паломников и людей, которые сюда приезжают. В монастырской ограде с улицы Октябрьской есть несколько входов в монастырь. Мы совершенно случайно пошли правильным путём - через Колокольню. Правильным - потому что так получается более торжественно, не просто выскочить где-то сбоку на территорию, а именно пройти через арку колокольни, увидеть Троицкий собор салатового цвета через ажурные чугунные ворота, большую мощёную площадь, яркие цветники, за ними величественный Преображенский собор кипенно- белого цвета, почти копию первого, только с более округлыми формами. Купола на этом соборе и колокольне - не просто горят золотом, а ослепительно сияют, как полноценные дополнительные солнца к основному светилу. Очень много золота в небе. Это очень красиво.

Вход в монастырь

На территории монастыря, почему-то отчётливо ощутилось, что Троицкий собор (там находятся мощи святого Серафима Саровского) - мужского рода, а Преображенский - женского. Хотя, на самом деле, конечно, такого разделения нет. Может быть, так кажется, исходя из их внешнего облика: Троицкий - высокий, чуть угловатый, зелёный, серо-стальные маковки, а Преображенский - стройный, мягкий, белее снега и купола золотые.

Троицкий собор

Преображенский собор

Мы зашли в Троицкий собор. Шла служба и внутри было чрезвычайно много людей, поэтому мы немножко постояли, вышли и стали обходить его кругом. Слева увидела большую очередь. Она стояла к мощам святого Серафима Саровского, вход к которым отдельный. Мы стоять не стали. Не знаю, как объяснить честно почему, скажем так - почувствовали себя невправе обращаться к нему в том состоянии, в котором мы тогда находились. Конечно, это очень обидно, что так у нас нелепо получилось. Но с другой стороны его невидимое присутствие в Дивеево чуть ли не материально ощутимо.

Рассказывают, что и монашки часто встречают седобородого старца у Святой Канавки, и строители, видели его в храме, и дети, которых он особенно любил, часто рассказывают родителям о добром дедушке, который с ними разговаривал. В Троицком соборе можно также увидеть некоторые вещи, принадлежавшие отцу Серафиму: мантию, нательный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, башмаки и чугунок.В этом соборе также находится любимая икона батюшки Серафима «Божья Матерь Умиление».

Мы ходим по территории, присматриваемся, ориентируемся, прислушиваемся к многочисленным экскурсоводам, водящим группы. Слушать очень интересно, тем более что мы никуда не торопимся в отличие от тургрупп, поэтому слушаем, как несколько гидов рассказывают об одном и том же, но по-разному.

За Троицким собором расположен небольшой некрополь. Здесь нашли своё последнее пристанище игуменьи, несколько блаженных стариц из монастыря, монахи. Такого мы никогда не встречали. О них расскажу чуть ниже. Могилки - бархатные зелёные холмики все в цветах почитаются святыми местами. Сюда люди специально приезжают, чтобы мысленно пообщаться с блаженными, попросить их помощи.

Дальше мы заходим в Преображенский собор . Там внутри тоже стоит очередь, чтобы приложиться к мощам трёх дивеевских блаженных (о них тоже расскажу отдельно). Здесь в соборе я узнаю о святом масле, о сухариках из чугунка преподобного, и о землице с Канавки (подробности будут ниже, сейчас не хочу отвлекаться). Но нам сейчас не до этого.

Выходим из Собора и спрашиваем, где Канавка . Она начинается сразу за Преображенским собором, чуть правее, а заканчивается тоже примерно за ним, но уже левее. Я подготовилась к ней ещё заранее.

По Канавке можно, конечно, прогуляться и просто так, но что-то я сомневаюсь, что это удастся. Это очень намоленное и сильное место, и когда заходишь за кованую калиточку, там, где её Начало, и вступаешь на эту высокую дорожку на гребне вала, а внизу под тобой высокий склон и узкая канавка, это как переходишь из земного притяжения в отсутствие гравитации. Здесь совсем другой воздух даже и совсем другое направление мыслей - старое осталось за калиткой.

Святую Канавку надо проходить, читая молитву Пресвятой Богородице или Архангельское приветствие (этими словами приветствовал Архангел Гавриил Деву Марию при Благовещении): «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших».
Отец Серафим говорил так: «Канавка эта - стопочки Божией Матери. Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев».

У меня в руках чётки, правда, признаюсь, они буддистские, сувенирные и в них 108 бусинок-горошинок, а молитву Пресвятой Богородице надо прочитать 150 раз, поэтому дома я нужную бусинку отметила красной ленточкой. Чётки очень удобно использовать, они нужны для того, чтобы не сбиться со счёта.

Люди, которые ходят по Канавке, безусловно, все очень разные, и есть очень и очень своеобразные. Когда кто-то громко нараспев вслух читает молитву, это, конечно, неудобно, но терпимо, но и встречается и пуленепробиваемый контингент, который впереди тебя буднично и самозабвенно обсуждает «поведение Надьки с Ленкой» - это за гранью моего понимания.

Канавка - очень длинная, у неё ломаная траектория, она по-разному изогнута, окружена цветами. Весной здесь на склонах (вижу) цветут ландыши, летом - разные цветы, есть даже очень ухоженные огородики вдоль неё.
Начинать читать молитву нужно сразу же, как только вы на неё ступили, иначе не успеете прочитать 150 раз. Её длина и количество молитв продуманы ещё самим святым старцем Серафимом.

Обходя Канавку, мы увидели невдалеке за монастырской оградой огромное дерево, которое было чем-то украшено и привлекло наше внимание. Потом мы туда сходили. Оказалось - это огромная лиственница царевича Алексея . Это дерево было посажено в честь первой годовщины рождения цесаревича - то есть в 1905 году. Кора этой лиственницы на срезе имеет цвет запёкшейся крови, и смола - тоже. Других подобных деревьев в природе не найдено. Она огорожена невысоким штакетником, рядом с ней есть стенд, и висит его фотография. На лиственнице и оградке повешены иконы царской семьи, служатся молебны.

Рассказы о поездке в Муром и Дивеево

На этой Земле есть святые пространства, они считаются осененными особой божественной благодатью, потому наиболее благоприятны для паломничества и духовного делания. Сейчас на планете существует четыре священных места, связанных с Богоматерью, одним из них является святая канавка Богородицы в Дивеево. Местный монастырь на этой земле духовно опекал старец Серафим Саровский.

Дивеевский монастырь существовал до того как старец Серафим освятил эту территорию своим присутствием. Обитель была построена неподалеку от Саровской пустыни, где осуществлял монашеский подвиг батюшка Серафим.

Монастырь был открыт благодаря подвижнице, которую сам старец в дальнейшем отмечал за духовный подвиг.

Основательницей считается Агафья Мельгунова, богатая помещица, которая в весьма молодом возрасте оставила дом, раздала имущество после того, как осталась вдовой.

Женщина странствовала по Руси, в видениях ей являлась Богородица, направлявшая в нужные города и поселки. Дивеевская канавка тоже появилась благодаря Агафье Семеновне, которую Богородица сподобила остаться в 1760 году в Дивеево, близ Сарова, начать свое служение и более не путешествовать.

После этого последовало устроение обители:

  • сначала помогала Саровская пустынь;
  • в 1780 году освятили первую Казанскую церковь;
  • в 1788 помещицей Ждановой было передано 1300 квадратных саженей земли в распоряжение насельницам;
  • в 1826 году создается мельничная община;
  • в 1829 строится храм Рождества Христова;
  • в 1833 завершена канавка Пресвятой Богородицы и преставляется старец Серафим;
  • в 1842 мужские и женские общины объединяются в Серафимо-Дивеевский монастырь.

Видение Пречистой Девы Серафиму Саровскому в 1823 году подвигло старца и сестер обители на создание канавки. Нужно сказать, старцу потребовалось в какой-то период даже явить чудеса перед сестрами, дабы они более активно вели свою работу.

Обустройство святыни

Много духовных подвигов совершил преподобный старец Серафим Саровский и неоднократно становился свидетелем явления Божьей Матери, которая даровала ему благодать.

Официальной датой очередного явления Богородицы считается 25 ноября 1825 года. Тогда Божья Матерь повелела старцу образовать новую общину, которую следовало обнести валом.

Речь идет о мельничной общине, которая начала действовать на следующий год после явления старцу Богородицы, только вот святая канавка в Дивеево появляться не спешила.

Согласно словам самого старца, рыть могли только послушницы из обители, а мирские люди допускались только для того, чтобы вал насыпать и землю носить. Конечно, создание этой ландшафтной формы требовало определенного подвига от послушниц, которые и так вели весьма аскетичное существование.

Тем не менее, старец особо радел об этом деле, фактически оно завершило его земной путь. Есть свидетельства самих послушниц, которые видели, как он сам копает канавку. Казалось бы, ничего странного, точнее, почти ничего, ведь старец проживал относительно далеко от женской обители, но:

  • как рассказывает одна из подвижниц, она вышла с утра к началу канавки и увидела святого Серафима, который уже выкопал немного и позвал ее;
  • после она решила позвать остальных, чтобы помочь, но когда вернулась, увидела только мотыгу;
  • в тот самый день в скиту у Серафима Саровского оставалась подвижница и ясно видела как он пребывал в своем жилище, то есть никак не мог бы оказаться в Дивеево, более того, он даже письмо в обитель писал с помощью этой подвижницы.

Такое видение невероятно взволновало и вдохновило женщин, после чего была создана святая канавка Богородицы в максимально короткий период.

Сам старец Серафим почил практически сразу после окончания чудесного строительства. Он благословил всех верующих проходить по тропинке, которой ходила сама Богородица и читать для Нее молитву.

Внешнее описание

Внешне пространство выглядит весьма обыденно. Перед паломниками предстает обыкновенный вал, над которым идет облагороженная тропинка, а сбоку располагается та самая канавка. Протяженность ее составляет 777 метров. Длина выбрана абсолютно разумно, ведь в православной традиции семерка представляет собой полноту и является числом божественным.

Обратите внимание! Число 666 трактуется как недостаток и незавершенность, число дьявола, то есть лишенного божественной полноты. 777 — положительный сакральный символ в православной традиции.

По форме канавка представляет собой семиугольник: такая форма тоже выбрана с определенной целью. Шесть сторон этой конструкции ничем не заполнены, а не седьмой стороне стоит собор, воздвигнутый в честь иконы Божьей Матери Умиление.

Духовная польза

Наряду с внешней простотой и примитивностью за этой конструкцией скрывается огромный духовный потенциал, которые делает небольшую часть земли на территории Дивеево особенным местом.

Как говорят верующие, многие феномены этого мира не видны глазу и могут быть восприняты только духовным зрением.

Подобным образом и удел Богородицы в Дивеево простыми людьми воспринимается равно как любое другое пространство.

В советский период на территории монастыря устроили пивные ларьки и много другого непотребства. Антихрист Советской эпохи все-таки смог перешагнуть через канавку. Тем не менее, даже простые люди не решались оставаться там вечером и многие вообще избегали вольностей, пребывая там. Даже приходившие за пивом, стремились побыстрее уйти, когда видели на скамейке фигуры сидевших миловидных старушек.

Обратите внимание! Согласно многим рассказам, на территории обители многие люди видели фигуры монахинь. Вероятно, там являлись подвижницы на могилах которых поставили новые строения.

Как говорил сам старец Серафим, канавка возвышается до небес. Навряд ли есть возможность увидеть этот феномен на видео или фото, понятное дело, речь идет о вещах незримых, которые относятся к духовному миру.

В частности, кто приезжает в Дивеево, даже не будучи особо верующими, ощущают благодать от этого пространства, близость самой Богородицы и особую атмосферу, которая отличает обитель от всего остального мира.

В целом, такие святые места даны верующим, чтобы они могли использовать благодать для собственного духовного роста:

  • очищаться от грехов;
  • укреплять веру;
  • набираться сил;
  • исцеляться;
  • вдохновляться.

Молитва на святом пространстве может иметь особый эффект, позволяет почувствовать ранее не ощутимое. Также весьма существенными являются слова Серафима Саровского о роли этого «укрепления» в период конца времен. Согласно его словам, Антихрист сможет пройти именно до этой самой канавки, но переступить ее не сумеет.

Преподобному старцу в видении явилась Богородица, которая прошла именно этим путем, поэтому земля в этом месте является священной.

Некоторые считают возможным и сейчас увидеть Деву Марию, которая согласно традиции регулярно посещает собственный удел и может явиться некоторым верующим.

Как понять эти слова, требуется осмыслить, возможно, в конце времен именно Дивеевская обитель останется одной из немногих, где будет сохранена истинная вера. Возможно, речь идет о чем-то более символическом, и вера в саму канавку поможет противостоять Антихристу. Для понимания этого требуется размышление в сочетании с глубокой верой, так или иначе, пространство почитается православными, как особенное.

Использование святой земли

Многие верующие стараются увезти с собой небольшое количество земли, которая считается святой и благодатной.

Конечно, земля с канавки может помогать верующим, но не следует считать эту субстанцию чем-то волшебным или магическим.

В действительности, своим составом и свойствами взятая горсть может ничем не отличаться от взятой в огороде, единственным отличием здесь является вера, с которой эта землица принимается и используется.

Обратите внимание! Крепкая вера обращает на себя внимание Господа, который своей неизмеримой милостью посылает православным благодать и всяческое утешение в любых делах.

Землю используют самыми разными способами, но наиболее распространенными являются такие:

  • смешивание со святой водой и использование для питья, конечно, в разумных гомеопатических количествах;
  • прикладывание к больным частям тела;
  • использование в доме, к примеру, некоторые укладывают возле постели, чтобы оградить себя от нападок бесовского воинства во время сна.

Могут быть и другие варианты оберегового использования: кто-то кладет немного в фундамент, другой зарывает по периметру дома, некоторые носят в кулоне как амулет.

Особенно полезной является эта землица, если православный имеет связь с Дивеевской обителью и регулярно совершает молитву Богородице в уме, вслух, в любую доступную минуту. К слову говоря, старец Серафим советовал простым верующим непрестанно совершать умную молитву: в первой половине дня – Христу, во второй – Богородице.

Полезное видео

Подведем итоги

Чтобы приехавшему под Саров паломнику набрать немного земли, нужно непременно прочитать молитву, пройдя по самой канавке. Стандартным вариантом является прочтение 150 раз подряд «Богродице Дево, радуйся».

Также некоторые указывают на следующие молитвы:

  • «Отче наш»;
  • «Милосердия двери отверзи нам»;
  • «Богородица Дево радуйся».

Каждую читают не менее пятнадцати раз подряд, хотя не всегда нужно следовать каким-то формальным предписаниям, а нужно молиться так, чтобы взрастить в себе веру и ощутить благодать Господа.

Вконтакте

Цель этой статьи ответить на вопросы тех, кто только собирается поехать в Дивеевский монастырь: Что такое Дивеево? Что здесь делать? Как себя вести? Что такое Святая Канавка? И самый главный вопрос – зачем вообще приезжают в Дивеево?

Изначально я знала про Дивеевский монастырь очень мало – то, что это особое, очень намоленное место, связанное с именем Серафима Саровского, и то, что здесь очень красиво. Ну и, пожалуй, все. Для приезжающих сюда этого очень мало.

Паломникам проще – они сознательно едут и знают зачем приехали, куда идти, что здесь делать. Знают они и все особенные места Дивеевского монастыря, такие как Святая Канавка.

Первый пост о Дивеево я делаю для таких же товарищей, как и я – тех, кто хочет сюда поехать, но ничего про обитель не знает. Исправляю свою запоздалую ошибку.

Особенное место – история Дивеевского монастыря и Святой Канавки

В поисках особенности Серафимо-Дивеевского монастыря перед другими я набрела на информацию, что эта обитель является четвертым уделом Святой Богородицы (первые три – Иверия, Афон и Киев), т.е. одним из четырех мест на Земле (и единственным в России!), находящихся под особым ее покровительством. Думаю, здесь и кроется особая притягательность этого места. Одни приезжает сюда помолиться, духовно очиститься, исцелиться, другие, считая Дивеево местом силы, приезжает за исполнением желаний, которые, говорят, здесь сбываются. Главное, что каждый находит то, что ищет.

Начало ему положило строительство Мельницы. К началу 1833 года, за несколько дней до кончины преподобного Серафима, была построена Канавка. Канавка “представляет собой семиугольник длиной 777 метров по периметру. При жизни батюшки Серафима было выкопано шесть сторон, а на седьмой стороне, по пророчеству преподобного, должен быть расположен большой собор в честь иконы Божией Матери “Умиление”.*

“Много чУдного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. Что Канавка эта – стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киева, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!”. ” (Отец Василий Садовский).*

Что же читают молящиеся? “Богородице, Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенная Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших”.

Святая Канавка за годы советской власти сильно пострадала, а частично даже была уничтожена. Но и в годы гонений на церковь верующие приходили молиться на Канавку.

Возрождение обители началось в конце 80-х годов 20 века, когда церкви было разрешено торжественно отметить 1000-летие Крещения Руси. В 1989 году Свято-Троицкий храм был возвращен церкви. А летом 1991 года в монастырь перенесли мощи Серафима Саровского. Потом многие годы, практически до конца 2000-х, восстанавливали Канавку.

Не могу оставить без советов тех, кто собирается ехать в Дивеево впервые.

Итак, что делать, где остановиться и как себя вести в Дивеево? 10 советов путешественникам

  1. Для верующих: про молитву, которую читают на Канавке 150 раз, я уже написала выше (икону с этой молитвой можно купить в монастыре).
  2. Для автомобилистов – бесплатная парковка есть на территории монастыря. Не стесняйтесь подъезжать к шлагбауму. Вас пропустят.
  3. Для тех, кто снимает: фотосъемка возможна с благословения, но мы снимали и без него. Главное, фотографируя, быть незаметным, вести себя скромно и не вызывающе, и вас не заметят. Фотографируются с монастыре многие, сама видела.
  4. Девочкам и женщинам: берите с собой платки и юбки, независимо от возраста. Без оных вас могут просто грубо выпроводить из храма, будь вы хоть 2-х летней девочкой.
  5. В Дивеево несколько церквей, святынь и святых источников. Если хотите посетить и увидеть все, то планируйте путешествие более, чем на один день. Для беглого знакомства с монастырем хватит и 4-х часов.
  6. Приложитесь к мощам Серафима Саровского в Троицком соборе. Как правильно прикладываться к мощам? Два поклона, приложились, еще один поклон.
  7. Не забудьте заехать к источнику Серафима Саровского (14 км. от Дивеево), наберите святой воды, искупайтесь. Для купания женщинам нужна с собой ночная рубашка. Если нет с собой, можно недорого купить на месте.
  8. Для тех, кто ищет дешевое частное жилье: посмотрите в группе “Дивное Дивеево” ВКонтакте. Уровень цен 300-400 руб./место. Предложений очень много. Много и другой полезной информации.
  9. Для путешественников: поездка в Дивеево хорошо вписывается в маршрут “Нижний Новгород – Арзамас – Дивеево – Муром”. Где остановиться на этом маршруте, можете прочитать в статье по этой ссылке.
  10. Дивеевский монастырь – с одной стороны, место святое, намоленное, с другой, серьезно вставшее на коммерческие рельсы предприятие. Современные нравы и здесь могут достать. Не обижайтесь на грубость от особо бойких, если что не так сказали или не так сделали. Просто будьте к этому готовы.

Архитектуру Дивеевской обители я покажу в отдельном посте, не огорчайтесь, что здесь не увидели.

* В статье использованы материалы книги “Канавка Царицы Небесной” (Свято-Троицкий Дивеевский монастырь, 2009. – 80 с. – ил.)

Комментарии

Полностью с тобой согласна, Галочка: к Дивеево нужно готовиться. Я перед поездкой прочитала такую «толстенькую» книгу, и мной в Рязани «руководила» одна очень хорошая женщина: так что я ехала уже знаю куда, зачем и как.

Вот-вот. Поэтому возник этот пост. Толстенькую книгу не каждый прочитает, и знающая женщина не у каждого есть, но если человек прочитает хотя бы эту статью, то уже будет хорошо.

А ещё для тех. кто первый раз собирается в Дивеево и хочет серьёзно подготовиться к поездке. рекомендую сайт www.diveevo.ru. Здесь много информации о Серафиме Саровском: статьи, книги и многое другое. А в правой части в самом верху есть ссылка на официальный сайт монастыря www.4udel.nne.ru

. Святая Канавка за годы СВОЕЙ власти сильно пострадала (из текста) – наверное, “СОВЕТСКОЙ”?

Хорошо и доходчиво написано, но давайте по-русски(по-моему, было бы нехуже: сообщение, рассказ, письмо. но не ПОСТ.) С уважением русской речи, С.А.

Светлана Анатольевна, спасибо, что сообщили об опечатке.

В интернет вообще и в блоггинг в частности слово “пост” “вписано” естественным способом. Тоже не самые русские слова.

Рассказы пишут литераторы и писатели. Блогеры пишут статьи (они же посты).

Ой, Галочка, привет! Не узнала твой сайт, зашла про Канавку почитать, а потом смотрю, Софочка в конце, ну и на адрес сайта уже посмотрела, а это ты))) Так приятно видеть в интернете знакомые лица! И спасибо тебе за рассказ, хорошее представление дает об этом месте, как раз то, что нужно, и фото замечательные.

Привет, Леночка! Очень-очень рада тебя видеть у себя в гостях. 🙂 Очень приятно, что рассказ мой тебе понравился.))) Спасибо за добрые слова.

Спасибо большое. Собираемся семьей совершить поездку в это благодатное место в июле, прям душа рвется туда.

Хорошей вам поездки, Екатерина! Пусть всё сложится.

Добавить комментарий

Подписка на новые статьи

Последние комментарии

  • С колокольней у нас облом 10 часов 41 минута назад
  • Да, симпатично! И романтично 1 день 4 часа назад
  • Наталья, спасибо! Здорово! 1 день 16 часов назад
  • Здорово! Здорово съездили! 6 дней 4 часа назад
  • Я очень рада, что мое 6 дней 5 часов назад
  • дааа. Просто красота. 6 дней 9 часов назад
  • Какой отличный выигрыш! И 6 дней 21 час назад
  • Спасибо за Ваш отзыв, Наталия 6 дней 21 час назад

Наш Клуб в соц. сетях:

© Все материалы на сайте являются интеллектуальной собственностью. Любое использование возможно только с разрешения автора.

Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Официальный приходской сайт

Святыни Дивеево - канавка Богородицы.

Еще была я в Дивеево - но текст и фото беру у подруги - она тоже там была совсем недавно.

«Продолжаю рассказ о святынях, которые мы посетили в Дивеево.

Канавка или пояс Богородицы одна из главных святынь Дивеево, нам посчастливилось пройти по ней дважды, вечером в субботу, и рано утром воскресенье(кажется с полшестого до полседьмого). Чтобы почувствовать все, что там чувствуется, надо только приехать и пройти там…….

Фото и текст не мои, искала в интернете, хотелось составить текст так, чтобы и вы прониклись к этой святыне так, как полюбила ее я, в конце поста дам ссылки на все источники, из которых составила текст и взяла фото.

«Эту канавку сама Матерь Божия своим пояском измерила…

Тут стопочки Богородицы прошли…

Кто канавку с молитвой пройдет да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут и Афон, и Иерусалим, и Киев» (Преподобный Серафим Саровский).

Идут и идут по канавке люди. Весной и летом, осенью и зимой. Последние

годы все чаще стали ходить босиком (даже зимой по снегу). Идут русские,

украинцы, молдаване, грузины, армяне, англичане, немцы, французы,

американцы… Канавку, Дивеево, преподобного Серафима Саровского знает

весь мир. Канавка лечит, Канавка очищает, Канавка просвещает.

По Канавке мало просто пройти. Нужно еще

просто, как кажется. Кто-то пройдет быстро, и глядь, вот уже конец пути,

а он и сотню молитв не прочел… Значит, еще не готов, не угомонился

по жизни, и нужно приехать сюда еще раз. Чтобы уже по-другому весь этот

путь пройти. Одни идут медленно-медленно, никуда не спеша. Эти -

успеют. Другие торопятся, им все времени нет на молитву. Канавка - как

жизнь: одни выходят в путь раньше, а приходят позже других. А другие,

напротив, ранние, пробежали всех быстрее и не в срок закончили путь.

Кто-то идет не спеша, кроткими шажками, словно плывет по

Канавке. Кто-то идет деловым шагом, устремленный вперед. Глядь, а

впереди и нет ничего. Все! Приехали… И только монахини идут по канавке

особыми выверенными шагами. Без спешки, но и не вразвалочку. Эти -

всегда успеют, как бы ни шли. Ведь у них быстрая и пламенная молитва! А

опытные жители этого удивительного села стараются все пути свои начинать

с Канавки. Утром пройдут по ней, прочтут молитв уж сколько успеют, а

потом весь день, куда бы ни шли, положенный остаток молитв дочитывают. И

все пути у них спорятся, ведь путь-то начат с молитвой! И такую жертву

принимает от них Царица Небесная. А некоторые идут по Канавке с

помянут усопших… И все - спешащие и неторопливые - дойдут до конца в

свой, отмеренный только им, срок.

Священномученик Серафим, епископ Дмитровский (Звездинский), живший

видения Божией Матери, идущей по Канавке. Его келейница Анна

свидетельствует, что Владыка после вечерней службы был в келье и

вдруг кинулся к окну с непрестанными молитвенными восклицаниями,

потом к другому окну:

«Пречистая Богородица идет по Канавке! Не могу

зрети пречудной Ее

красоты!». – сказал Владыка Серафим со слезами.

Святая Канавка была устроена по повелению Самой Царицы Небесной, как и

все в Дивееве. Канавка с валом должна была окружать Мельничную общину и

должна была быть вырыта руками самих сестер. Канавка должна была быть

вырыта три аршина глубины и три аршина ширины, землю надо было бросать

внутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Для

укрепления вала Преподобный велел насадить крыжовник.

Сестры медлили начинать копать из-за непомерно тяжелой

работы. И вот, однажды как-то раз очередная сестра ночью вышла из кельи и

видит, что Батюшка Серафим в белом балахончике сам начал копать Канавку.

В испуге и радости, вбегает она в келью и всем сестрам это сказывает.

Все выбежали на это место, и, увидав Батюшку, поклонились ему в ноги,

но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали на

земле. С аршин уже была выкопана Канавка. Другая сестра была накануне у

Батюшки в Саров и ночевала в его пустыньке. А утром он ее посылает:

«Гряди, матушка, скажи девушкам, пусть сегодня начинают канавку рыть, я

там был и сам начал ее». Шла она и недоумевала, как это Батюшка ходил в

Дивеево? Приходит она в монастырь, а там сестры ей наперебой

рассказывают, как видели Батюшку. А она им свое рассказала. Сестры,

пораженные таким чудом, не откладывая, начали работу. Рыли три года и

преподобный Серафим отошел ко Господу.

После закрытия Дивеевского монастыря в 1927 году святую Канавку во

многих местах засыпали, вал сровняли. Наибольшие повреждения Канавка

потерпела в послевоенные годы: в некоторых местах ее перерезали

различные коммуникации, а внутрь всей южной части Канавки была врыта

канализационная труба. Несмотря на многочисленные запрещения и

опасности, многие желающие продолжали ходить и молиться на святой

Лаврентия, были начаты работы по восстановлению первого участка святой

Канавки – от начала до первого поворота.

Хорошая статья про восстановление канавки,

По Канавке лучше всего ходить с трех до четырех часов ночи. В это время

Сама Царица Небесная бывает здесь и иногда является избранным. Однажды

пономарь Андрей пройдя всю Канавку после трех часов ночи, видел Матерь

Божию в небе над Канавкой в сияющем серебряном облаке.

Не зря старцы советуют паломникам молиться ночью. Схиигумен Иероним из

Санаксарского монастыря говорит:

С трех до пяти часов ночи идет золото, с пяти до шести - серебро, с

шести до семи - бронза.

В Дивееве Божия Матерь каждый день с нами. Сама Царица Небесная об этом

сказала - через Батюшку Серафима. Вот почему заповедал великий Саровский

старец, чтобы паломники обязательно пробыли ровно сутки в монастыре,

тогда им с Матушкой Богородицей будет не разминуться… Многие паломники

на Святой Канавке ощущают незримое благодатное присутствие Владычицы -

аромат Ее! Идешь себе и идешь, вроде бы ничего особенного не происходит,

молишься, и вдруг - словно входишь в благоуханный Эдемский сад. Видно,

Царица Небесная возле тебя прошла…

избавление от тяжелых недугов многие и многие, всецело вверившие себя

заступничеству Пресвятой Богородицы и святого преподобного Серафима. Вот и стекаются люди к святой Канавке в Дивеевском монастыре. Просят

каждый о своем и получают просимое. Каждое слово на канавке доходит до неба.

Землю Канавки велел Батюшка брать паломникам для исцеления: «Будут

приезжать посетители, и глинку с Канавки будут брать на исцеление, и

будет она вместо золота». Зная это, православные люди набирают землицу в

мешочки, развозят ее, как драгоценное сокровище, во все концы света, и

много - много исцелений происходит от этой землицы.»

Канавка Царицы Небесной в Дивеевском монастыре >>

Святая Канавка Пресвятой Богородицы в Дивеево

Святая канавка в Дивеевской обители является единственным в России уделом Святой Богородицы. Всего таких мест на земле, находящихся под ее особым покровительством, четыре. Святая канавка в Дивеево уже много лет является местом паломничества. Среди приезжих есть не только те, кто стремится духовно очиститься, но и те, кто страстно жаждет исполнения своего самого заветного желания. Канавка Пресвятой Богородицы каждому позволяет обрести то, что он ищет.

Еще батюшка Серафим Саровский, принимавший непосредственное участие в устройстве канавки, говорил, что эту землю в Дивеево Богородица сама взяла в удел. По его словам, эту канавку Божьей Матери сам антихрист не сможет перепрыгнуть.

История святого места

Дивеевский монастырь был создан после явления батюшке Серафиму 25 ноября 1823 года самой Божьей матери. Она указала место, где должна была появиться обитель, вокруг которой следовало проложить канаву и обнести высоким валом. В начале 1833 года строительство было завершено. Сама канавка приобрела форму семиугольника 777 метров в длину. Канавка прошла по шести сторонам семиугольника, последнюю сторону оставили для большого собора в честь иконы Божьей Матери Умиление.

Со смертью Серафима Саровского для обители наступил период первых испытаний. За канавкой Божьей Матери перестали ухаживать. По ней стали ходить, не оказывая уважения, ездить на экипажах. Некоторые строения снесли, а новые постройки монастыря предпочитали возводить за пределами Канавки.

С 1850 года сестры начали ежедневно ходить по Канавке и читать 150 раз молитву Богородице Дево, радуйся. Все мосты были убраны, а сама канавка расчищена. По валу шла аккуратная дорожка, вокруг которой росли кустарники и цветы. За ними также тщательно ухаживали. Слава о целебной земле и растениях с Канавки Божьей Матери к началу 20 века облетела всю Россию. Тысячи людей начали приезжать за исцелением в Преображенскую церковь и к Канавке Царицы Небесной.

В 1927 Дивеевская канавка и монастырь новой властью были официально закрыты. Сестер выслали на поселения, а несогласных отправили в лагеря. Постройки монастыря использовались, как квартиры и административные учреждения. Ремонт строений в период советской власти не проводился, поэтому многие постройки были уничтожены. Однако, многие верующие даже в годы гонений на Церковь продолжали приходить к святому месту и читать молитву, рискуя быть отправленными в лагеря. На территории монастыря были устроены пивные ларьки, но даже завсегдатаи опасались задерживаться после появления трех благообразных старушек на одной из лавочек. Многие были уверены, что это три блаженные, на могилах которых новая власть поставила питейные заведения.

80-е годы 20-го века принесли Дивеевской обители возрождение. После длительного перерыва истинные верующие собрались в обители, чтобы торжественно отметить тысячелетие Крещения Руси. Уже в 1989 году церкви вернули Свято-Троицкий храм, а через 2 года мощи Серафима Саровского были перенесены в монастырь. Сама канавка была полностью восстановлена к 2000 году.

Паломничество

Приезжают к храму и туристы. Троицкий собор в салатовых цветах с его большой мощенной площади в обрамлении ажурных чугунных ворот является завораживающим и одновременно впечатляющим зрелищем. Преображенский собор, укутанный яркими цветниками, притягивает своими округлыми формами. Купола на соборе ослепительно сияют даже в непогоду.

Многие побывавшие в монастыре утверждают , что от Троицкого собора исходит мужская сила, от Преображенского – женская. Возможно, это связано с архитектурными особенностями собора:

  • Троицкий выглядит прямым, немного угловатым с серо-стальными маковками;
  • Преображенский выглядит стройным и мягким благодаря белоснежным стенам и золотым куполам.

Святую канавку проходят не торопясь, читая молитву Пресвятой Богородице 150 раз . По пути останавливаются, чтобы помолиться за здравствующих и усопших. Канавка очень длинная, но начинать читать молитвы необходимо с самого первого шага. Иначе не успеть.

Специально для гостей на территории монастыря работают трапезные, чтобы многочисленных гостей и туристов ничто не отвлекало от истинной цели приезда. Для тех, кто планирует задержаться в Дивеево, несколько гостиниц, расположенных рядом с монастырем, готовы предоставить номера за небольшую плату.

Что привезти домой из Дивеева

Истинные верующие и даже туристы привозят из Дивеевского монастыря:

Святая Канавка в Дивеево место уникальное . В нем невероятным образом сочетается прошлое и настоящее, традиции, наука и чудесное. В этом месте не принято просить, но каждый гость, пришедший с открытым сердцем, уходит щедро одаренным. Никто не может остаться равнодушным и не увезти с собой на память фото или видео этого чудесного места.

Что представляла собой канавка вокруг киновии? Она была создана в последние годы жизни преп. Серафима. Батюшка очень торопился с устройством этой канавки, т. е. той дорожки, по которой прошла Царица Небесная. Вот что писал о. Василий Садовский в своих записках: "Много чудесного говорил батюшка Серафим об этой канавке, что это стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Царица Небесная. Эта канавка до небес высока. Землю эту взяла в Удел Сама Госпожа Пречистая Богородица.

Тут у меня, говорил батюшка, и Афон, и Киев, и Иерусалим. И как антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не перескочит. Рыли сестры эту канавку до самой кончины батюшкиной, к концу его жизни, по приказанию его, и зимой и летом не переставая, огонь брызгал от земли, когда топором ее рубили, но переставать не велел". Старица Анна Алексеевна, одна из первых сестер, рассказывает: " Шесть лет жила я на мельнице, куда нас семерых избрал батюшка Серафим, где и поместил нас жить. Тут я была самовидицей следующего чуда. Раз одна из нас, очередная, вышла из келий и видит: батюшка Серафим в белом балахончике сам начал копать канавку. В испуге и радости, не помня себя, вбегает она в келию и всем нам сказывает. Все мы в неописуемой радости, кто в чем был, бросились на то место и, увидев батюшку Серафима, бросились ему в ноги, но, поднявшись, не нашли его, лишь лопатка и мотыжка лежат перед нами на вскопанной земле". Евдокия Ефремовна (монахиня Евпраксия) подтверждает тоже этот рассказ. Елена Васильевна Мантурова, несмотря на то что считалась начальницей мельничной обители, трудилась наравне с прочими и рыла канавку. В посту 1829 года пришло распоряжение о жертве трех десятин земли по просьбе батюшки Серафима. Отец Василий свидетельствует, что батюшка был в таком восхищении и радости, что и сказать нельзя, и было великое торжество, все запасли камушки и стали класть между вбитыми колышками. Весной о. Серафим велел опахать эту землю сохою по одной борозде три раза, причем должны были присутствовать Михаил Васильевич [Мантуров], о. Василий и старшие сестры. Землю опахивали по камушкам, расположенным заранее. Батюшка Серафим приказывал вырытую землю бросать внутрь обители, чтобы образовался вал также в три аршина. Батюшка прислал семян цветов для того, чтобы посадить их на канавке. Позже внутри канавки на территории киновии были посажены красивые деревья, а в 1922 году они были уже могучими и красивыми и склонялись над канавкою. Когда канавка уже была хорошо заметна, скончалась великая госпожа дивеевская схимонахиня Марфа - 21 августа 1829 года. Память ее приходится на день равноап. Марии Магдалины 22 июля, на 4-й день памяти батюшки Серафима. Схимонахиня Марфа и Елена Васильевна жили в Дивееве одновременно. Какое это было благодатное чувство идти по канавке с четками в руках, читая 150 раз молитву "Богородице Дево, радуйся!". Особенно под вечер, когда стихает вся дневная озабоченность и наступает полная тишина. Небо становится как-то ближе к земле, медленно идут молящиеся по канавке, как будто это и не наш суматошный век, а древняя Святая Русь, Бог знает, каким путем пришедшая сюда из глубины веков.

Русь создала сказание о Китеж-граде, и это была ее вековечная мечта - уйти от грешного мира, но здесь была не мечта, а истинная реальность, здесь было истинное богообщение небожителей с людьми. Здесь имели место истинные видения батюшки Серафима и других святых и праведных людей, здесь все жили духовной жизнью и духовными радостями. Здесь небо сходилось с землей. Здесь "шла брань с духами злобы поднебесной", которые всячески пугали подвижниц и тех, которые хотели следовать их путем. Даже паломники были стращаемы в темноте бесовскими явлениями, но всех ограждала благодать Божия, по молитвам батюшки Серафима и матушки Александры. Наш дорогой братчик однажды встретил на канавке фигуру в два этажа ростом и ужаснулся, но тотчас ужас сменился полным миром душевным - батюшка Серафим никого в обиду не давал. По канавке шли паломники, повторяя путь Богоматери, шли монахини, священники и архиереи, шли умиротворенные, набравшиеся духовных сил для трудного жизненного пути в то страшное время. Шли с незабываемыми впечатлениями на всю жизнь. Многие брали горсточку земли с канавки, и иногда она их ограждала от вражьих нападений. Канавка была сделана четырехугольником и на углах нами были сделаны, по древнему обычаю, на столбах красивые резные башенки со вставленными в них иконами Богоматери, идущей по этой канавке, - башенки были съемные и на ночь снимались сестрами. Подходя к ним, паломники крестились - это было им видимым напоминанием, что по этой дорожке прошла Царица Небесная. Как все это было прекрасно!

1 января 1992 года впервые после долгого перерыва была возобновлена традиция ежедневного прохождения по святой Канавке, когда сестры вместе с игуменией, предводительствуемые иконой Божией Матери «Умиление» обходят весь монастырь.

Только спустя шесть лет начались работы на участке, ближе всех примыкавшем к территории, переданной монастырю, — от начала до первого поворота. После торжественного молебна 25 августа 1997 года были начаты первые работы.

Поскольку Канавка во многих местах была почти засыпана мусором и плохо различалась, то несколькими поперечными разрезами уточнили ее местонахождение. В разрезах ясно были видны профиль первоначальной Канавки, слои, заполнявшие ее в результате оплывов краев в первые сто лет существования Канавки, и слой засыпки в советское время. В одном из разрезов удалось найти начало святой Канавки. Замечательно, что на глубине трех аршин (2,15 м) начинается слой песка, в который уходила вода, благодаря чему Канавка оставалась сухой после дождей.

За три дня до празднования 100-летия прославления преподобного Серафима Канавку вырыли почти полностью и благоустроили. Последний участок Канавки был передан монастырю в 2006 году, и 31 июля закончилось ее восстановление.

27 апреля 1995 года возобновили традицию после поздней литургии в течение Пасхальной недели ежедневно и по воскресеньям до отдания Пасхи проходить по святой Канавке крестным ходом. Крестные ходы по ней совершаются также впраздник памяти преподобного Серафима 2/15 января; в праздник иконы Божией Матери «Умиление» 28 июля/10 августа; на погребение Матери Божией 16/30 августа; в праздник основания Мельничной обители 9/22 декабря; 1/14 января в полночь под праздники Обрезания Господня и свт. Василия Великого с пением молебна на новолетие.

Вот уже почти два столетия идут и идут непрерывным потоком по святой Канавке люди, идут по завету Преподобного за Царицей Небесной, по Ее следам.

Издательская группа
Свято-Троицкого-Серафимо-Дивеевского
женского монастыря.



Святая Канавка
Среди многих святынь Дивеева особое место занимает Святая Канавка. Прп. Серафим говорил, что Царица Небесная Сама Своим пояском измерила и ежедневно проходит по Канавке, обходя Свой Удел и благословляя всех. Именно поэтому в Дивееве обязательно нужно пробыть сутки, обязательно переночевать, чтобы сподобиться этого благословения Божией Матери, Которая ночью проходит по Канавке. Священномученик Серафим, епископ Дмитровский (Звездинский), живший одно время в Дивеевской обители, сподобился 2 февраля 1927 года видения Божией Матери, идущей по Канавке. Его келейница Анна свидетельствует, что Владыка после вечерней службы был в келье и вдруг кинулся к окну с непрестанными молитвенными восклицаниями, потом к другому окну: «Пречистая Богородица идет по Канавке! Не могу зрети пречудной Ее красоты!». - сказал Владыка Серафим со слезами.

Канавка эта до Небес высока. Преподобный говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдет, до полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!», «Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет она нам вместо золота!» Ежедневно все сестры ходят по Канавке вечером, после вечерней трапезы, неся впереди икону Божией Матери Умиление. Преподобный Серафим говорил, что антихрист не перейдет Канавку. Многие понимают это духовно (в частности, так считал Владыка Серафим (Звездинский)) - кто будет читать с благоговением Богородичное правило, душу того антихрист не одолеет.

После закрытия Дивеевского монастыря Святая Канавка потерпела большие повреждения. Во многих местах ее засыпали, вал сровняли, в некоторых местах ее перерезали различные коммуникации. Восстанавливать ее начали в 1997 году.

Святая Канавка была устроена по повелению Самой Царицы Небесной, как и все в Дивееве. Канавка с валом должна была окружать Мельничную общину и должна была быть вырыта руками самих сестер. Канавка должна была быть вырыта три аршина глубины и три аршина ширины, землю надо было бросать внутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Для укрепления вала Преподобный велел насадить крыжовник. Прежде же, Преподобный приказал, чтобы все сестры обошли землю и после скушали мед с мягким хлебом. Сестры медлили начинать копать из-за непомерно тяжелой работы. И вот, однажды как-то раз очередная сестра ночью вышла из кельи и видит, что Батюшка ерафим в белом балахончике сам начал копать Канавку. В испуге и радости, вбегает она в келью и всем сестрам это сказывает. Все выбежали на это место, и, увидав Батюшку, поклонились ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали на земле. С аршин уже была выкопана Канавка. Другая сестра была накануне у Батюшки в Саров и ночевала в его пустыньке. А утром он ее посылает: «Гряди, матушка, скажи девушкам, пусть сегодня начинают канавку рыть, я там был и сам начал ее». Шла она и недоумевала, как это Батюшка ходил в Дивеево? Приходит она в монастырь, а там сестры ей наперебой рассказывают, как видели Батюшку. А она им свое рассказала. Сестры, пораженные таким чудом, не откладывая, начали работу. Рыли три года и закончили к празднику Рождества Христова, а вскоре, 2(15) января преподобный Серафим отошел ко Господу.


В этой святой обители покоятся мощи преподобного Серафима Саровского, который оставил множество предсказаний. Часть из них уже сбылась.

Про Казанский собор монастыря святой говорил, что при конце света «церковь эта будет целиком взята на небо». Про другой собор — Троицкий — предсказывал, что «убогий Серафим упокоится здесь телом». «Современники старца очень удивлялись этим его словам: “Нешто саровские вас отдадут?” Ведь старец подвизался в монастыре в Сарове, что в 20 км от Дивеева, туда за советом к нему и ходили сёстры», — рассказывает «АиФ» игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Произошло так, как и предсказывал великий старец, хотя сразу после прославления в лике святых в 1903 г. его мощи сначала находились в Сарове. После революции и закрытия монастыря они, как считалось, пропали, но были обретены чудесным образом в 1990 г. в Ленинграде в запасниках Музея религии и атеизма. Саров к тому времени превратился в ядерный центр страны, закрытый город, куда можно было попасть только через военный КПП. Поэтому мощи преподобного, пройдя крестным ходом полстраны, упокоились в Дивееве, в Троицком соборе.

Свеча старца

Среди моря людей, встречавших в 1991 г. во вновь открытом монастыре мощи Серафима Саровского, была и 91-летняя схимонахиня Маргарита (Лахтионова). До революции она 15-летней пришла в Дивеевскую обитель, став послушницей. В 1927 г. после разгона монастыря большевиками насельницы, а их было больше тысячи, ушли в мир.

Большинство монахинь прошли тюрьмы и лагеря, но от веры и монашеских обетов не отказались. Так, мать Маргарита провела в лагерях почти 10 лет. Вернувшись, поселилась в Дивееве недалеко от разорённого монастыря. Это у неё хранилась свеча старца Серафима, которую он незадолго до своей смерти в 1833 г. передал сёстрам со словами: «С ней вы меня будете встречать в Дивееве». Более 150 лет свеча передавалась от одного поколения монахинь к другому. И вот в 1991 г. мать Маргарита, будучи глубокой старицей, пришла встречать мощи святого Серафима с той самой свечой — она передала её дивеевскому протодиакону, тот вставил её в подсвечник и зажёг.

После 1991 г. стало исполняться и другое предсказание великого старца о том, что, как только его мощи упокоятся в Дивееве, обитель начнёт расцветать с новой силой и со временем превратится в лавру, то есть в крупнейшую и по территории и по количеству насельников обитель. «Батюшка Серафим предсказывал, что территория монастыря раскинется до реки, — рассказывает матушка Сергия. — Может, это произойдёт и не при нашей жизни. Но мы уже задумываемся, куда можно было бы переселить организации, которые находятся на этой территории, — прокуратуру, здание УВД, два здания администрации и другие». Впрочем, за предыдущие 25 лет пришлось переселить гораздо большее количество организаций, которые заняли в своё время помещения и храмы обители, а также извлечь из рва святой Канавки* канализационные трубы.

«В те годы для этого нужно было 5 тысяч долларов, — вспоминает матушка игумения. — Денег не было. И вдруг приходит незнакомый человек и жертвует ровно эту сумму».

Чудеса на канавке

Святую Канавку сооружать начали ещё при жизни преподобного Серафима, которому это повелела сделать Сама Царица Небесная. Богородица 12 раз являлась старцу. «Я по своей воле в монастыре ни одного камешка не поставил, только по указанию Царицы Небесной», — говорил батюшка и наказывал, что ширина Канавки должна быть 3 аршина (1 аршин — 71 см), глубина рва также 3 аршина, а землю, которую выкапывают, надо кидать вовнутрь обители, да так, чтобы высота рва стала тоже 3 аршина. «Земелька эта будет как золото цениться», — предрекал старец, объясняя это тем, что по Канавке каждый день проходит Богородица, которая взяла Дивеево в Свой четвёртый Удел (после Афона, Иверии и Киева. — Ред.).

Сёстрам он говорил: «Если бы вы знали, какая это Канавка, — это ограда до небес! Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдёт, а Канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит Канавка, так прочь и уйдёт».

Землю с Канавки паломники берут с собой, прикладывают к больным местам, получая исцеление. «Кто Канавку пройдёт да 150 раз произнесёт про себя молитву “Богородице Дево, радуйся”, тому здесь будет и Афон, и Иерусалим, и Киев», — говорил преподобный Серафим.

«Мы ничего не просили»

Многие паломники посещают и скиты обители, которых с 1991 г. возникло более двадцати. «Мы ничего не просили. Господь всё Сам давал в руки, — рассказывает матушка настоятельница и приводит лишь один пример. — В начале 90-х гг. глава одной из сельских администраций сказал, что у них живут две бабушки, которые очень просят меня приехать. Две сестры, две старые девы, Екатерина и Анастасия. При встрече они мне говорят: “Матушка, как мы вас ждали, как молились преподобному Серафиму!” И показывают своё богатство — большой портрет старца на холсте, дореволюционный. Были у них и другие сокровища — 10 пар войлочных ботиночек “прощай молодость”, 10 пар чулок и 5 тысяч рублей, отложенных с пенсии. “Мы всё это отдадим, только возьмите нашу церковь на восстановление!” А там храм каменный без окон, без крыши, как после бомбёжки, птицы внутри летают. А бабушки всё просят: “Наша деревня Автодеево созвучна с Дивеево”.

Приехал к нам патриарх Алексий II, повели его смотреть храм этот по битому кирпичу и птичьему помёту... А через год Святейший уже стоял здесь на амвоне. Кругом была чистота и порядок. Одну из бабушек, Екатерину, в этом храме отпевали, а вторая, Анастасия, приняла монашество и доживала у нас свой век». Особая история связана и с монастырским кладбищем. «Ещё 10 лет назад это было чистое поле, а теперь там построена деревянная церковь, разбит парк, устроен пруд с золотыми рыбками. Сделано всё это старанием нашего благодетеля Вячеслава. Он сам очень верующий человек. И его главной заботой было привести к вере отца. По молитвам Вячеслава отец перед смертью покаялся и причастился, умер примирённым с Богом. Его могила стала одной из первых на монастырском кладбище. В памятные дни отца (рождения, кончины и дня ангела) Вячеслав обязательно приезжает на его могилу, посещает службу, вычитывает по усопшему Псалтырь — а это 6 часов непрерывного чтения. В нём такой заряд твёрдости веры, что я порой привожу его в пример сёстрам».

Святые источники

Большинство паломников обязательно посещают святые источники, коих в Дивееве и округе более десяти. Окунаются с молитвой об исцелении. Многие выздоравливают. «Кому-то быстро выздороветь полезно, а кому-то нет. Господь Сам видит, что человеку нужно», — говорит матушка игумения. К слову, она сама до пострига более 10 лет проработала врачом, хотя с юности знала, что путь её иной — монашеский. Матушку воспитывали верующие родители, семья жила в Сергиевом Посаде, на службы ходила в Троице-Сер-гиеву лавру. За советом к тамошним старцам семья будущей игумении обращалась не раз.

«Когда мне исполнилось 20 лет, мама привела меня к архимандриту Серафиму (Шинкарёву) и сказала, что хочет сейчас знать, как буду я устроена, — рассказывает матушка Сергия. — Старец сказал: «Она будет монахиней». В это время я была студенткой мединститута. Мама моя возразила: «Батюшка, да это же скучно». А старец: «Мне не скучно, и ей не будет скучно!» В юности матушка жалела, что у них семья состоит всего из четырёх человек (у матушки есть сестра): «А теперь моя семья в сотни раз больше, у нас в монастыре более пятисот сестёр. Игумения нашей обители — Сама Царица Небесная, а наш главный попечитель — преподобный Серафим. И это не преувеличение. Присутствие Божией Матери ощущает каждый, кто переступает порог обители, каждый, кто пройдёт по Канавке. А те, кто прикладывается к раке с мощами преподобного, никогда не уходят неутешными. Сбываются слова старца: «Приходите ко мне как к живому, и я вам помогу».

*Святая Канавка - одна из главных святынь монастыря. В 1825 г. Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав, как следует обнести это место канавой и валом.