Конспект урока
Выполнение зарисовок храма, совмещая с пейзажемЗадачи урока
обучающие :
учить изображать:
Взгляд на форму
Восприятие геометрических тел, которые составляют основу всего разнообразия фигур,
Выполнять графитом и красками установленную цель
развивающие :
развивать:
Чувство прекрасного
Память и воображение
воспитывающие :
воспитывать:
Заинтересованность к изобразительном искусству, к пониманию зодчества
Внимание к живописи, духовности.
Оборудование
бумага, карандаши, ластик, краски, интерактивная доска, компьютер и рисунки.
Ход урока и закрепление материала
Вечно мои прадеды и деды
Плотниками были на Руси .
Не ни них ли с малолетства глядя ,
В руки брали сыновья топор .
Потому и мастерами дяди
Значатся в округе до сих пор .
Сколько обтесал отец мой бревен !
Вот они встают передо мной :
Друг за другом положить их вровень –
Был бы опоясан шар земной .
Вечно мои прадеды и деды
Плотниками были на Руси .
Не ни них ли с малолетства глядя ,
В руки брали сыновья топор .
Потому и мастерами дяди
Значатся в округе до сих пор .
Сколько обтесал отец мой бревен !
Вот они встают передо мной :
Друг за другом положить их вровень –
Был бы опоясан шар земной .
Нижняя Онега ( деревня Воемозеро )
Сейчас уже никто не сможет дать определенного объяснения, откуда прижилось зодчество: шатровые церкви, сходные с космическими ракетами; избы и дворы величиной с полпятиэтажки; серебристость осиновой «чешуи» - лемех на кровлях и главках. Что-то, конечно, развил строгий северный климат-хоть те же дома-дворы, где все, от жилья до конюшни, выстраивали под одну крышу для защиты от снега и мороза. Что-то, скорее всего, почерпнули в давние эпохи у соседей: кельтские храмы издали сходствуют с варяжскими ставкирками, а фантазирование шатра стараются оспаривать восточные народы. Каких бы мыслей мы бы не высказывали, всем этим типам строений не менее тысячи лет, и к примеру, основная София Новгородская, построенная в тот же год когда произошло главное событие в христианстве -Крещения Руси, была шатровым святилищем. Поднятые той светом, где природная история, эти строения столь же естественны, как окрестные, холмы, рощи и реки.
Семь красочных образцов:
- Погост и музей Кижи в Карелии – самая безупречная (Преображенская) и самая уцелевшая (Воскрешения Лазаря) деревянные храмы в России.
- Малые Карелы в близи Архангельска – самый значительный русский музей деревянного зодчества.
- Часовни Кенозерского национального парка – самый благоприятный для отдыха и экскурсий заповедник деревянной старины.
- Варзуга и другие селения Терского берега в Мурманской области – самые северные давние русские села.
- Кимжа и другие селения у реки Мезени – самая неделимая и истинная деревянная Русь.
- Сретенско-Михайловская церковь на месте сгинувшего селения Красная Ляга – самое заворожённое место.
Невский лесопарк под Петербургом – восстановленный храм Вытегорского погоста, самая крупная и сложная из уцелевших до XX века, но сгоревшая в 1960-е годы
(этюд Татьяны Лещенко)
Кенозеро, деревня Вершинино, Никольская часовня, точный возраст не доступен в источниках, но не секрет что она была за долго до 1846 года. Еще в самом начале XX отсутствовала колокольня,была пристроена позднее завершив весь образ. В 80-е годы XX века часовня пришла в упадок После создания Кенозерского Национального парка в 1991 году часовню реставрировали российские и норвежские реставраторы. Восстанавливали два года.
Часовня стоит на венце холма, откуда и пошло само название деревни.
(этюд Татьяны Лещенко)
Почозерский храмовый ансамбль XVIII - XIX , деревня Филипповская, Плесецкого района, Архангельской области. Уникальный храмовый комплекс, состоящий из двух церквей, Обретения Главы Иоанна Предтечии Происхождения Честных Дев Христовых, и колокольни. В 2001 году храмовй комплекс начали реставрировать. Эскиз проекта рестоврации был разработан архитектором Л.Ткаченко. Работа велась в течение восьми лет.
(этюд Татьяны Лещенко)
Каргопольский р - он , село Красная Ляга . Самая старинная церковь Каргопольского района – Сретенско - Михайловская (1665) Имеет форму шатра . В 1894-1895 гг церковь была покрыта внешней обшивкой с эклектичным декором вологодскими мастерами . Церковь находится в плачевном состоянии на сегодняшний день , внутреннее убранство почти не сохранилось .
«Как мера и красота скажут» , которая выступает как генетическай код севернорусской культуры.
Это метафора берет свое начало в строительной терминологии русского деревянного зодчества. На Севере во множестве случаев церкви строились по инициативе крестьян,они зачастую были не только религиозными, но и общественными центрами. Крестьянский волостной мир для строительства церквей приглашал профессиональных мастеров – плотников. Строили храмы из дерева, а «деревянное дело» было у северян «за обычай». В порядных – своеобразных письменных заданиях – договорах на строительство, выполняющих роль юридического документа, подробно оговаривалось, какой должна быть быть церковь.
Это были своего рода словестные чертежи, где в качестве образцов приводились аналогичные постройки и формы. Получив представления о будущем строении, мастера должны были полагаться на свой опыт, чутье и вкус. Недаром в старинных договорах, которые заключались между мастером плотницкой артели и «миром» (крестьянами-заказчиками), обычно встречаются такие выражения: «делать по угожеству»
«рубить» как «пригож», « … а строить высотою, как мера и красота скажут».
При этом мы не должны забывать, что язык – один из важнейших кодов культуры. Язык – ее первоначальная, древняя основа, которая всегда стоит за любым культурным знаком, ибо все выраженное культурными текстами может быть выражено средствами языка.
Народная культура с ее календарем, предсказаниями, знамениями, приметами создает свою версию метафорической символики. Метафора как код культуры служит при выявлении эвристических научных гипотез, а в науке метафора – необходимое средство научного творчества. Практически всякое новое научное понятие появляется как некая метафора, становясь точным понятием лишь с течением времени.
Формируя культурное пространство, человек осуществлял свое понимание законов природы, видение мира через такие феномены, как храм и жилище. В культурном пространстве Русского Севера сформировался высокий статус крестьянского дома и храма.
«В храме сознательно воплощается образ Вселенной». Храм как наиболее обобщенный, семантически насыщенный образ мироздания занимал центральное место в сакральном пространстве северного крестьянского «мира» Нельзя забывать о том, что для человека организованное им жилое пространство – своеобразная модель окружающего мира. Храмы как символы мироздания господствуют в этом пространстве, жилище человека составляет второй план, хозяйственные постройки – третий.
Задание: выполнить изображение шатрового деревянного храма
Структура урока
Организационный момент (1-2 мин.)
Постановка целей, задач урока (2 мин)
Объяснение урока нового материала (15-25 мин.)
Закрепление нового материала (10-15 мин.)
Подведение итогов урока (3-4 мин.)
Окончание (1 мин.)
Содержание урока
Организационный момент
Здравствуйте! Пожалуйста, присаживайтесь
Постановка целей, задач урока
Сегодня мы начнем изучать Русскую архитектуру , а именно деревянное зодчество « Русского Севера », затроним так же храмы города Курска .
Объяснение нового материала
Понятие « русское деревянное зодчество» а так же «культура Русского Севера» , понятия обретшие вид своеобразной формулы. Оно вызывает ряд устойчивых ассоциаций – просторы, полноводные реки, леса, болота, своеобразная народная деревянная архитектура, отражающая приемы приспособления человека к суровому климату.
Методы и методические приемы
Словесные: беседа;
Наглядные: репродукции;
Практические: демонстрирование некоторых приемов в живописи и рисунке тематической композиции.
Оборудование занятия
Для учителя :
Для ученика :
Компьютер , книги , репродукции , плакаты .
Альбом , карандаши , краски , кисти , ластик , тетрадь для записей , ручка .
Схема оформления доски
Тема урока
Педагогический рисунок
Пример композиции
Тема урока
« Русское деревянное зодчество »
Вид занятия
Рисование по памяти , по представлению
Тип урока
Комбинированный
Цели урока
Образовательные
Научить формировать нравственности, эстетике, думать о прекрасном, об искусстве, понятие роли изобразительного искусства в жизни общества. Научиться проводить анализ произведения искусства с точки зрения построения изображения и соблюдения главных законов в рисунке и живописи.
Развивающие
Развитие художественно-творчских способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности, развивать творческую фантазию.
Воспитывающие
Воспитывать интерес к изобразительному искусству, к пониманию архитектуры, интерес к живописи, духовности
Урок – путешествие по МХК
«Достойная культура всех народов».
Цель: Повторение и обобщение по теме на основе креативных навыков.
Обобщение и систематизация знаний учащихся.
Задачи:
Развитие познавательной активности, творческих способностей учеников;
Формирование интереса к знаниям, умений работать с дополнительной литературой;
Формирование элементов самых разных культур: культуры общения, речи, пластики, этики, одежды, отношений;
Развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления - интуиции, пространственного воображения, смекалки;
Развитие памяти;
Воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах.
Оборудование: иллюстрации, применение ТСО, отрывки из литературных, музыкальных произведений, презентация.
Учитель - Тема нашего театрализованного урока-путешествия «Достойная культура всех народов». И сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в прошлое.
ЗВУЧИТ: музыкальный фрагмент « к Элизе»
Учитель - Учителя!
Они у каждого найдутся
И знания из поколений
В поколения передаются.
И по крупицам собирая знания
Мы строи, пишем, создаем!
Не важно, где их применяем,
А важно, как и для чего… живем!
(на тексте дети занимают свои места)
ЗОДЧИЙ-
Учителя эпох и поколений
Я, зодчий – строю храмы и жилье.
Мои творения по всей планете…
Пизанской башни торжество.
И мудрый сфинкс, и церковь Святой Ксении.
Я воссоздал благодаря учителям.
МАСТЕР-
Хвалу я пою тем мастерам,
Которые мне вложили разум в руки.
Я мастер! Все умею, все смогу.
Тому народные творенья мне порукой.
И жостовский поднос, и Тульский самовар,
Китайский фарфор, русская матрешка.
Культуру наций, я в веках пронес
Нет большей похвалы, которую бы мог сказать
Любой народный мастер.
ЖИВОПИСЕЦ-
Я – живописец!
Хвала учителям!
Я и Рембрант, и Пикассо и Айвазовский.
Я веру вам, через икону дам!
Творения Рублева, Феофана Грека…
КОМПОЗИТОР –
А я заставлю плакать и смеяться,
Грустить и радоваться,
Горевать и возрождаться.
Я душу трону клавишей, струной
А может быть как Лель и дудочкой простой.
Я музыкой своей гимн пропою учителям
Которые отдали знанья нам.
Учитель –
Мы через творчество свое
Трудом, игрой и КВНом
Искусство и культуру стран всех познаем
И это все уроком называем.
Так вместе творчески, духовно и культурно
Мы как личности растем!
Учитель и ученики – пред вами.
Хотите знать о нас побольше – смотрите:
И увидите все сами!
ЗВУЧИТ: гусли – выходит Боян, проектируется Колокол, эпиграф.
БОЯН – Колокола!
Ваш звучный звон –
Язык земли,
Меня вскормившей.
Живет в вас радость,
Жизни бывшей…
Учитель - Колокола…на протяжении множества веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, освещая время труда и отдыха, сна и бодрствования. С древнейших времен колокола на Руси неизменно сопутствовали праздникам и торжествам, сообщали людям о важных событиях, зазывали народ на вече, указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам, а в трагические для Родины дни звали на защиту Отечества. Удивительная история колокольной музыки уходит в древность. Но на Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошел в музыку, отразился в литературе, в живописи.
Учитель – Давайте вспомним, когда появились колокола на Руси? Можем ли мы представить историю нашей страны без колокольного звона? И кто их создал?
1ученик - в 1530 году Иван Афанасьевич вылил для Новгорода колокол, звон его уподоблялся «страшной трубе гласящей».
2-й – «Это превосходит силы человеческие! Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет!» так писал историк из Византии Павел Алеппский о Большом Успенском колоколе Кремля. Исполин в 800пудов (128 тонн) казался чудом. Большое колокольное дело совершил очень молодой Александр Григорьев в 1655 году.
3-й –Самый огромный колокол не только в России, но и в целом свете был отлит в Москве в 1773-1735 гг. Иваном Моториным и его сыном Михаилом. Его вес 200 тонн.
4-й-Звонить в колокол было одним из любимых занятий русских людей. Существовал особый устав звонов, в котором указывалось, ак звонить в будни и праздники. Встречать колокольным звоном лучших людей отечества считалось величайшей честью.
5-й – К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена прозвища: Гавриил, Реут (ревун). Широкий, лебедь, Медведь - в зависимости от характера их звучания.
Учитель – Будничный звон колоколов резко контрастирует с приподнятыми праздничными звонами. Его исполняет 1 звонарь. Давайте послушаем.
Звучит: Будничный звон колоколов
Учитель – Во времена Петра! получил распространение Егорьевский звон, характерный своим плавным и размерным ритмом. Мощные звуки 3-х больших колоколов наполняют пространство гармонией. На фоне их особенно выделяется звучание мелких колоколов. Послушайте.
Звучит: Егорьевский звон».
Учитель - Во время пожаров, бедствий или другого происшествия раздавался звон одного более звучного колокола. Такой звон называется Набатным или всполошным. В древности набатные колокола называли «вечевыми» т.к. в них звонили при сборе народа на вече. Послушайте этот звон.
Звучит: Набатный колокол.
Учитель - В конце 19 века музыкально одаренные ростовские звонари создали свой оригинальный звон, в котором мелки за звонные колокола передают веселый праздничный трезвон, а средние открывают творческий простор для новых мелодий. Давайте послушаем праздничные звоны.
Звучит: праздничные звоны.
Учитель – А как отозвались колокола в нашей русской литературе! Их звон слышен в ней от стародавних времен вплоть до наших дней. Давайте вспомним некоторые.
1-й – Не спят. Не помнят, не торгуют,
Над черным городом, как стон,
Стоит, терзая ночь глухую,
Торжественный пасхальный звон.
2-й– 7 холмов – как 7колоколов!
На семи колоколах – колокольни.
Всех счетов – сорок сороков.
Колокольное семихолмье.
М.Цветаева
3-й – День православного Востока,
Святись, святись великий день,
Разлей свой благовест широко
И всю Россию им одень!
Ф.И.Тютчев
Учитель – Спасибо. Часто звучит колокольный звон ив русской классической опере. Вспомните «Ивана Сусанина» М.Глинки, «Бориса Годунова» Мусоргского.
Давайте послушаем фрагменты из этих опер:
ЗВУЧИТ:__________________________________
Учитель – Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать, а в их звуках слышалась человеческая речь.
Ученые установили вполне реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.
Учитель – Родиной колокольного звона считаются Нидерланды. Очень любили колокольный звон в Англии. При церквах и соборах существовали общества звонарей. В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. Сейчас устраивают праздники колокольной музыки. Чаще всего такие праздники проводят в старинных русских городах Ростове Великом, Суздале, которые славятся своими чудесными колоколами.
Боян – Пусть, Трогая сердца людские,
Потомков звоном будет звать,
Сливаться с хором литургии
В груди скорбящего рыдать!
К единству, дружбе, благостыне
Пусть он людей зовет отныне,
И в мире то исполнит он
Чему он нами посвящен.
ЗВУЧИТ:_________________________-колокольный звон
Учитель – Говорят: икона – молитва в красках,
Храм – молитва в камне,
Колокол – молитва в звуке.
У того, кто не научился молиться, есть выход. Остановитесь на минуту и прислушайтесь! С вами говорит колокол…
Учитель – А теперь давайте перенесемся к чуду русской архитектуры.
Выходит Зодчий
Зодчий – Большинство памятников древнерусского зодчества. Дошедших до нас –церкви. Именно они дают нам представление о русской средневековой архитектуре.
Учитель – давайте вспомним первые столетия русского зодчества. Перечислите древнейшие постройки Киева, Новгорода, Владимира.
1-й – (прикрепляет картинку на доску) - по случаю выдающейся Победы велел князь Ярослав заложить храм в честь святой Софии в Киеве. Подлинным украшением собора стало многоглавие. Этот собор играл важную роль в жизни средневекового Киева - в нем хранились государственные документы, имелась библиотека и мастерская рукописных книг.
2-й – В середине 11 в. Сын Ярослава князь Владимир заложил храм в Новгороде и назвал Софийским. Поражали его огромные размеры: высокое подкупольное пространство, множество потайных помещений.
3-й – на территории старинного Юрьева монастыря в начале 12в. Был сооружен монументальный Георгиевский собор. Этот собор был последним монументальным сооружением Новгорода.
4-й – последней постройкой 12в., был выдающийся памятник – церковь Спаса на Нередице. Ее заказчик – князь Ярослав Владимирович – пожелал поставить храм близ своей загородной резиденции. Несмотря на небольшие размеры храма. Она кажется величественной и монументальной. Главная особенность спаса на Нередице в его пластичности, округлости форм.
5-й – в 3 км. от Боголюбова на месте слияния рек Клязьмы и Нерли был возведен храм невиданной красоты с названием Покрова. Церковь Покрова на Нерли восхищает своей необыкновенной легкостью. Почти невесомостью. В своем белом каменном наряде храм, словно невеста в подвенечном платье.
Зодчий – веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры. Византия явилась ее родоначальницей, но выбравшись из уз ученичества, русское зодчество пошло своим самобытным путем.
Демонстрация слайдов
Учитель – кто мне скажет, какие архитектурные памятники 12 века дошли до наших дней?
1-й – Золотые ворота во Владимире. Сохранились до наших дней, правда в сильно искаженном виде.
2-й – ныне белокаменное чудо церкви Покрова на Нерли стоит посреди поля на невысоком холме. У его подножия - небольшое озерцо, остаток русла реки Нерль.
3-й – недалеко от Москвы в Дубровицах сохранился собор.
Учитель – удивительными по красоте были и архитектурные ансамбли русских монастырей, строившихся обычно вдали от селений, в глухих
Лесистых местах. Да и жизнь монахов интересной. Давайте заглянем в монастырь.
ЗВУЧИТ:___________________стоит журнальный столик, свеча, лежит книга, длинный лист бумаги, монах пишет пером.
Учитель – В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Монах - Я писал зимой и летом.
Озаренный тусклым светом,
Я писал из года в год
Про великий наш народ.
Учитель – А что означает слово монах?
1-й – в переводе с греческого, означает «уединенный»
Учитель – кто перечислит подвиги монахов?
2-й – Пещерничество. Затворничество, столпничество, давали монахи и обеты безмолвия, юродство. Юродивым называли человека, притворившегося безумцем, чтобы терпеть поношения и издевательства людей. К их пророчествам прислушивались даже цари.
Учитель – Кто мог постричься в монахи?
3-й – Любой человек, достигший десятилетнего возраста.
Учитель – в какие одежды облачался послушник при пострижении?
4-й – Одежда была из грубой шерстяной ткани черного цвета. Ряса -длинная до пят рубаха, кожаный пояс, сапоги и клобук – невысокая шапочка.
Учитель – какова же была монастырская жизнь?
1-й – В монастырях существовала строгая система управления. Всю их жизнь регламентировал Устав.
2-й – В середине века монастыри были важными очагами культуры – письменности, иконописания, храмостроения. Первые библиотеки на Руси также были монастырскими.
3-й – Книги в монастыре не только собирали, но и переписывали. В русских монастырях жили и работали древние летописцы. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор создал в 12 веке первую отечественную летопись «Повесть временных лет».
4-й – в 15-17 веках в Троицком монастыре творили величайшие мыслители земли русской. Писатель Епифани Премудрый провел в обители более 30 лет.
5-й – За распространение своих взглядов проповедник Максим Гек, был сослан, скитался по Монастырям, пока не оказался в Троицком, где и умер, оставив богатое литературное наследие – более 150 проповедей, переводов.
6-й – Во многих монастырях хранились богатейшие собрания изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
7-й – Святого Сергия Радонежского в Древней Руси называли «Игуменом Земли Русской». Его почитали и любили, считали своим покровителем. Он Родился в боярской семье. В 23 года. Оставшись без родителей, он раздал наследство и вместе со старшим братом. Стефаном. Священником, среди дремучего леса,срубил хижину, чтобы жить в уединении и непрестанной молитве. Сергий принял монашеский постриг. Постепенно к Сергию собиралось немало людей, и на месте одинокой избушки вырос большой монастырь. Сергий первый в России ввел в нем строжайший устав.
Учитель – Мир русского монастыря был удивительно многогранен. Он сочетал в себе возвышенную религиозную, духовность и скудность монашеского быта, многообразие искусств и обширное, образцовое хозяйство, книжную ученость.
Учитель – русская средневековая живопись преимущественно религиозна. Живопись – это прежде всего, искусство цвета. Художники изображали святых, иллюстрировали библейские сюжеты. В храмах их можно увидеть в виде настенной живописи, мозаики и фрески. В старину к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Давайте посмотрим некоторые из них.
Звучит:__________________________выходит живописец
Живописец – В старину в каждом доме на почетном месте – в красном углу –висели образа. В царском быту были распространены «мерные иконы» Когда рождался царевич, с младенца снимали мерку и передавали иконописцу. Тот выбирал доску в рост новорожденного и писал образ его святого-покровителя.
Учитель - В Оружейной палате Кремля хранится мерная икона «Иоанна Лествичника» написанная в 1554г в честь рождения царевича Ивана, сына Ивана Грозного. Чаще всего на иконах изображали святых. А почетное место занимали иконы с изображением «Богоматери». И сегодняшний «вернисаж» познакомит нас с образом «Богоматери» в изобразительном искусстве.
Звучит: Аве Мария.
На Руси было известно более 300 иконографических сюжетов изображения Богоматери. К ее образу многократно обращались самые разные художники. Среди великих мастеров, отдавших в своем творчестве дань этой теме, итальянский живописец и ученый Леонардо да Винчи (1452-1519) (на доску прикрепляется изображение).
1-й - образ мадонны (так в Италии называли богоматерь) не раз привлекал внимание живописцев Возрождения. Это одно из произведений Леонардо в редкой для того времени технике – маслом. «Мадонна с цветком» - написанная во Флоренции в 1472г. Полотно словно окутано легкой, воздушной дымкой. «Юная мать с радостной улыбкой протягивает младенцу цветок и наблюдает, как малыш внимательно его рассматривает.
2-й – Еще один волнующий материнский образ, созданный Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» (1490) Изображено состояние спокойной радости. В которое погружена прекрасная молодая женщина с ребенком. Спокойная уравновешенность всех элементов картины подчеркивает гармоничность образа матери.
3-й – С творчеством Рафаэля Санти (1483-1520) связано представление о возвышенной красоте и гармонии. Неустанное стремление к свету и совершенству составляет суть его художественного творчества. В 1515-1519гг по заказу монастыря Святого Сикста в Пъячеце, ныне она называется «Сикстинская Мадонна» Рафаэль изобразил непросто Божественную мать с младенцем, но чудо явления Царицы небесной, несущей людям своего сына как искупительную жертву. Облик Марии, полный любви и строгого величия, нежности и решимости. Покоряет одновременно торжественностью и простотой. Легко ступает она по облакам, и благоговейно склоняются перед нею Сикст 4 и святая Варвара.
4-й - Совсем иной образ Богоматери сложился в русском искусстве. Древнерусские мастера, в отличие от западноевропейских, создавали не картины, изображающие Богоматерь, а иконы.
5-й – Главная святыня земли Русской «богоматерь Владимирская» - икона начала 12 века. Вглядитесь в это изображение… Богоматерь держит Младенца на правой руке, а Ребенок прильнул к ее щеке, и протягивает ручонки, обнимая ее за шею. Мария задумалась, прижимая к себе Сына. В ее взгляде мы видим и отрешенность, и печаль: Мать знает, какие страдания ждут ее дитя.
С благоговением относится к этой иконе русский народ. Перед ней молились русские князья и цари, вступая в поход.
Учитель – Почему именно эта икона стала одной из величайших русских святынь?
1-й – легенды о ней связаны с именем евангелиста Луки и неоднократное участие в спасение Москвы от набегов татар.
2-й – дальнейшая история иконы тесно связана с именем Андрея Боголюбского. Князь Андрей Юрьевич задался целью перенести политический центр страны из Киевской Руси в Суздальские земли.
3-й – Икона к тому времени уже проявилась чудесами: она трижды сходила со своего места, а однажды прихожане увидели ее парившей под куполом церкви. Исполненный желания взглянуть на чудо, князь осмотрел все иконы и выбрал эту. С нею он отправился в Киев. А затем в Ростов.
4-й – В пути князь несколько раз обращался за помощью к Божьей Матери, и Богородица ему помогала.
5-й- Во Владимире икона исцелила больных и увечных. А когда он задумал перевезти икону в Ростов, кони даже с места не сдвинулись. То место князь назвал Боголюбовым, а позже и сам получил прозвище Боголюбский.
Учитель – Издревле Божия Мать считается покровительницей и заступницей земли Русской. Может быть по этому к образу Богородицы неоднократно обращались русские живописцы, создавая произведения большой художественной силы – как церковные, так и светские.
Учитель – А вот такие строки посвятил М.А. Волошин этой иконе:
А она в тревоге и печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где закат пожарами повит.
И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что Лик
В пламени молитвы каждый миг
Как живой меняет выраженье.
Учитель –
Путешествие по вернисажу окончено. И давайте еще раз вспомним и повторим то о чем мы сегодня говорили на уроке:
Как в древней Руси города передавали друг другу сообщения о приближении врагов? (с помощью колокола)
Где можно услышать концерт колоколов? (В Ростове Великом, Суздале)
Какие звоны мы сегодня услышали? (праздничные, набатные, будничные)
Какие архитектурные ансамбли дошли до наших дней? (Соборы. В нашем городе восстановлен Собор Покрова пресвятой Богородицы)
А что означает слово монах? (уединенный)
Какими качествами должен обладать монах?
Скажите, а кто-нибудь из вас смог бы вот так отказаться от мирской жизни?
Какие литературные произведения мы сегодня с вами вспомнили?
Учитель – Более углубленный материал по темам вы можете найти в этих книга, на этих сайтах.(на экране проецируются книги, ссылки на сайты)
ЗВУЧИТ: классическая музыка.
Учитель – трудно перечислить все золотые россыпи народной культуры и искусства России. Знакомясь с ней, вводя ее в свой быт, мы становимся духовно богаче, человечней, потому, что в ней слились воедино нравственные и эстетические начала, целесообразность и красота. Этот опыт мудрого, трудолюбивого народа, который может постоянно возрождаться, если хоть капелька памяти сохранится в душах людей.
И мне учителю родного городка пора пропеть хвалу великим.
Живописец – А я еще хочу сказать негромкие слова,
Спасибо, же предмету МХК.
Композитор – Что дети помнят, знают всю культуру стран
И всех прошедших истинных событий.
Зодчий – Что знают зодчие и мастера.
Мастер – Что знают музыканты, композиторы.
А может быть простой строитель.
Учитель – Я год от года детям отдаю, что знаю!
И свои знанья пополняю.
Я донесла от сердца своего
К сердцам детей достойную культуру
Тех прошедших дней.
ЗВУЧИТ:_______________________________________
Учитель – наш урок подошел к концу. Спасибо всем за активное участие. Все получают оценку отлично. А домашним заданием будет – написание докладов о культурных памятниках родного края.