Опера «Директор театра» являет собой блестящее подтверждение тому, что истинный гений способен создать шедевр даже по заказу сильных мира сего. В качестве заказчика выступал сам австрийский император Иосиф II. Этот монарх организовал в Вене 7 февраля 1786 года грандиозный праздник, посвященный прибытию в австрийскую столицу генерал-губернатора Нидерландов. Праздник удался на славу – были и танцы, и званные обеды – но главным сюрпризом стала премьерная постановка двух одноактных опер, авторами которых были и Антонио Сальери – тот самый Сальери, которого легенда превратила в убийцу … убийцей он, конечно, не был, а вот соперником, пожалуй, был – во всяком случае, в тот день. Ведь кайзер хотел не просто порадовать высокопоставленную публику новыми операми – он устроил соревнование между двумя лучшими композиторами Вены, чтобы ответить на главный вопрос: кто же лучше пишет оперы – итальянцы или немцы?

Поскольку речь шла о соперничестве в области театра, тематика была выбрана соответствующая – сюжеты обоих произведений посвящались закулисной театральной жизни. Сальери, представлявший Италию, написал оперу «Сначала музыка, потом слово» на либретто итальянского поэта Дж. Касти, а , защищавший честь немецкой музыки на этом необычном конкурсе, создал оперу «Директор театра». В качестве либреттиста выступил Г. Штефани, который четырьмя годами раньше создал либретто для другой оперы – « ».

Опера «Директор театра» в комедийном ключе живописует театральные нравы, которые и в современном мире ничуть не изменились: то же соперничество, та же борьба за главные роли, те же капризные и вздорные «звезды сцены». Директор театра оживленно обсуждает с комиком-буфф предстоящее формирование театральной труппы – но им обоим приходится включиться в «сражение» между двумя певицами – госпожой Херц и госпожой Зильберкланг, претендующими на положение примадонны и высокие гонорары. Дабы прекратить раздоры, директору приходится пригрозить отменой спектакля – и только тогда все соглашаются помириться и работать из любви к искусству.

Оперу «Директор театра» написал в жанре зингшпиля – немецкой комической оперы, в структуре которой чередуются музыкальные номера и разговорные диалоги. В оригинале было девять действующих лиц, у пяти из которых роли были разговорными, и четыре поющих – бас, тенор и два сопрано, причем роль директора была разговорной, и в первой постановке исполнил ее сам автор либретто. В современных постановках оставлены лишь четверо персонажей, которые и поют, и говорят.

По своему масштабу одноактная опера «Директор театра» невелика – она состоит из увертюры, двух арий сопрано, терцета и «водевиля» – куплетного финала, в котором принимают участие все четверо персонажей. Но даже на этих немногочисленных номерах у исполнителей есть блестящая возможность показать себя – сопрановые арии отличаются виртуозностью (ведь каждая из героинь хочет доказать, что она лучшая!), весьма обширное сопрановое соло присутствует и в терцете.

Так кто же победил в том музыкальном соревновании, на котором впервые была представлена опера «Директор театра»? Нет, это был не – победа была присуждена Сальери. Его оперы критики вообще часто оценивали выше, чем творения – и это наилучшим образом опровергает легенду о той зависти, которую Сальери испытывал по отношению к . При жизни причин для такой зависти не было – и невозможно было предвидеть будущее, в котором моцартовским операм была суждена более долгая сценическая жизнь. Так произошло и на этот раз: «Сначала музыка, потом слово» Антонио Сальери ныне забыта, а «Директор театра» – хоть и не так часто, как « » или « » – появляется в репертуаре театров.

Музыкальные Сезоны

"Директор" вернулся на театральную сцену

28 августа Камерный музыкальный театр имени Покровского открыл 42-й сезон возобновлением оперы Моцарта "Директор театра". Участники вечера были достойны уважения, потому что дали шанс публике воочию наблюдать результат преемственности поколений. Сам спектакль заслуживал благодарности, так как продолжал серию примеров бережного отношения к традициям их создателя, которые быстро прерывались и так нелепо заканчивались во многих российских и мировых музыкальных театрах ранее.

История "Директора театра" в Камерном музыкальном началась в 1975 году, когда две его солистки - Людмила Соколенко и Нина Яковлева попросили Бориса Покровского поставить на них одноактную комическую оперу Моцарта. "Борис Александрович очень легко, остроумно и с ощущением театра сымпровизировал разговорные диалоги", – вспоминает главный режиссер Михаил Кисляров. В итоге, спектакль о соперничестве двух актрис за театральное лидерство почти тридцать лет удивлял поклонников оперы, несмотря на разные варианты своих решений.

"Эта опера восстановлена в кратчайшие сроки: было несколько репетиций в конце того сезона и буквально несколько репетиций сейчас, – рассказывает Михаил Кисляров. – То, как артисты включились, то, как у них загорелись глаза - для нас это очень радостное событие. Для нас важно и то, что эта работа имеет большое воспитательное значение, – подчеркивает он. Свой опыт молодым передавали те, кто участвовал в первой постановке спектакля: заслуженные артисты России Людмила Соколенко, Нина Яковлева, Ярослав Радивоник и Борис Тархов.

Моцартовский шедевр восстанавливали с радостным трепетом. "Этот спектакль для меня особый. Я им дирижировал после Анатолия Левина и Геннадия Рождественского" – признается главный дирижер Владимир Агронский. "Я видел эту оперу, когда еще не работал в театре. Думаю, это история Камерного музыкального. Очень люблю и хорошо помню этот спектакль", – вспоминает режиссер-постановщик Валерий Федоренко.

В конце 80-х Борис Александрович не уставал вводить новых исполнителей, менять текст, переставлять ситуации по ходу действия. Театральная атмосфера была настолько удивительной, что, артисты не мыслили своего существования без нее ни на репетициях, ни на сцене.

В версии возобновленной изменилось время, изменилось поколение актеров. "Мы многого не умеем, многого не знаем, – оправдывается Владимир Агронский. – Мы могли сохранить только внешнюю форму, но того индивидуализма, в хорошем смысле этого слова, нам сейчас трудно добиться", – отмечает он. – Чтобы оправдать существующие мизансцены приходилось слегка изменять мотивационные моменты для исполнителей. При этом конечно сохраняется суть - классический концерт-шутка на тему того, как существует музыкальный театр".

Спектакль в день премьеры получился ровным и складным. Без прежней легкости и непосредственности в актерской игре, но технически точным и естественным в вокале. Лирическая певица "с сердцем" - мадам Херц (Екатерина Ферзба) была чрезмерно нежна в чувствах и высоких нотах. Виртуозное сопрано "серебряный колокольчик" - мадемуазель Зильберкланг (Олеся Старухина) остра в движениях и ярка в виртуозных пассажах. Директор театра (Василий Гафнер) и комик-буфф (Роман Шевчук) исторически информированней выглядели в ансамблях, а не сольно. Отбросив волнение премьеры, их персонажи оставили положительное впечатление для актеров. Однако на мужском фоне женские героини выглядели на порядок выше и интереснее в своем, надо признаться, ожидаемом поведении на театральной сцене.

Оперу составили всего четыре музыкальных номера на немецком и увертюра, которые перемежались с разговорными диалогами на русском языке. Как это часто бывает, сочинение Моцарта стало неким эталоном чистоты искусства, благодаря совершенной форме, ясности музыкальных интонаций и режиссерского решения. Во многом, такое ощущение сложилось благодаря продуманной и строго выверенной дирижерской работе выпускника Московской консерватории Айрата Кашаева, приглашенного специально для возобновления оперы.

Перед премьерой директор Камерного музыкального Олег Михайлов сказал, что в его театре гораздо спокойнее, чем у героев возобновленного сочинения Моцарта. Владимир Агронский добавил, что удовлетворен нынешним усердием артистов и доволен их вокальным и актерским уровнем работы.

Остается только надеяться, что достигнутые результаты благодаря аккуратности в обращении с пожилыми артистами и молодежью не изменятся. А опера "Директор театра" сохранится только в репертуаре и не покинет его вне зависимости от жизненно-театральных явлений столицы.

Владимир Ойвин, Newsmuz.com, 04 ноября 2013 г.

"Директор театра" Моцарта - первая оперная премьера сезона

Премьеру возобновления комической оперы Вольфганга Амадея Моцарта "Директор театра" представил 28 августа 2013 года Московский государственный академический Камерный музыкальный театр им. Б. А. Покровского.

Перед началом спектакля состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие: режиссёр восстановления оперы Валерий Федоренко, главный дирижёр театра Владимир Агронский, главный режиссёр Михаил Кисляров, новый дирижёр театра Айрат Кашаев, директор Камерного музыкального театра Олег Михайлов.

Вела пресс-конференцию руководитель литературно-драматической части театра Наталия Сурнина. Она рассказала историю создания оперы и ее постановки Борисом Александровичем Покровским. Известно, что опера "Директор театра" была написана Моцартом по заказу кайзера Иосифа II для состязания с оперой Антонио Сальери "Сначала музыка, потом слово". Публике надо было выбрать: чьё сочинение на сюжет из жизни оперного закулисья лучше – итальянское или немецкое? Тогдашние слушатели выбрали победителем состязания Сальери.

Опера "Директор театра" была поставлена в Камерном музыкальном театре в 1975 году и продержалась на его сцене почти 30 лет. С 1992 года она шла в паре с сальериевской "Сначала музыка, потом слово". Режиссёр восстановления Валерий Федоренко сказал, что поставил целью освободить спектакль от наслоений, накопившихся по разным обстоятельствам за столь долгий срок его жизни.

Главный дирижёр театра Владимир Агронский отметил, что Камерный театр восстановил и будет далее восстанавливать постановки, сделанные в разные годы Борисом Александровичем Покровским. Относительно восстановления "Директора театра" Агронский пояснил: так как изначально в той постановке были задействованы выдающиеся исполнители, то восстановить его в том виде, в котором он создан, невозможно. Покровский обладал удивительным даром индивидуальной работы с артистами. Новые исполнители молоды, и школу Покровского они не прошли. С ними надо аккуратно обращаться. С одной стороны, необходимо добиваться, чтобы они выполняли тот рисунок роли, который создал Покровский, а с другой стороны они другие! Ведь в театре произошла полная смена поколений. На вопрос, не собирается ли театр возобновить и оперу Сальери, Агронский ответил, что не собирается – т.к. музыка Сальери, хоть и хороша, но, безусловно, уступает музыке Моцарта. "Не лежит у меня душа к этому!" – закончил Владимир Агронский.

Айрат Кашаев, дебютирующий в Камерном театре как оперный дирижёр, сказал, что счастлив здесь работать.

В восстановлении "Директора театра" в качестве ассистентов режиссёра работали исполнители первой постановки оперы в музыкальном Камерном театре: сопрано Нина Яковлева, колоратурное сопрано Людмила Соколенко, тенор Борис Тархов и баритон Ярослав Радивоник.

Сам восстановленный спектакль "Директор театра" слушается легко и на едином дыхании. Это в первую очередь заслуга молодого дирижёра Айрата Кашаева. Он родился в 1984 году в Казани. С отличием окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по двум специальностям: хоровое дирижирование" (класс профессора Л. З. Конторовича) и "оперно-симфоническое дирижирование" (класс профессора Г. Н. Рождественского) и был удостоен звания "Лучший выпускник года – 2012". В 2009 году получил I премию на II Всероссийском конкурсе хоровых дирижёров. С 2008 года Айрат Кашаев – главный дирижёр театра Колледжа музыкально-театрального искусства им. Г. Вишневской, с 2011 года – художественный руководитель Академического хора Колледжа Российской академии музыки имени Гнесиных, лауреат Пятого международного хорового фестиваля "Пою Богу моему дондеже есмь". С февраля 2013 года А. Кашаев – ведущий дирижёр Московского камерного оркестра Центра Павла Слободкина. С апреля 2013 года – дирижёр Камерного музыкального театра им. Б. А. Покровского.

В опере "Директор театра" всего четверо персонажей. В премьерном спектакле участвовали: директор оперного театра – тенор Василий Гафнер, комик-буфф – баритон Роман Шевчук, и две потенциальные примадонны – сопрано, каждая с претензией на первенство в труппе. Первой на сцене появляется мадам Херц – "певица с сердцем" (в сегодняшних понятиях – лирическое сопрано). Её партию исполнила Екатерина Ферзба. За ней приходит мадемуазель Зильберкланг (серебряный колокольчик) – колоратурное сопрано Олеся Старухина. Речитативы и разговорные диалоги звучали на русском языке, четыре арии исполнялись на немецком.

Обе дамы весьма достоверно живописали атмосферу в оперных труппах, как говорится, "от Ромула до наших дней". Так было при Моцарте, так бывало и в прошедшем веке, бывает и сегодня. Достаточно вспомнить соперничество Марии Каллас и Ренаты Тебальди в середине ХХ века. (В ситуацию в нынешних оперных труппах вдаваться не будем.)

Мужские партии были исполнены на хорошем и вокальном, и драматическом уровне. Неплохо прозвучали речитативы и ансамбли. А вот в первой арии у Екатерины Ферзбы поначалу были проблемы вокального характера, особенно на верхних нотах, но к середине арии она с ними справилась. Олеся Старухина выступила ровнее, хотя и у неё в верхнем регистре голос порой звучал резковато. В целом, делая скидку на премьерное волнение, общее впечатление вполне положительное.

Пару "Директору театра" составила тоже одноактная опера Георга Филиппа Телемана "Пимпиноне, или неравный брак". В задачу этой рецензии анализ этого репертуарного произведения не входит. Другое дело, что "Пимпиноне", по моему мнению, не самым удачным образом корреспондирует с моцартовским "Директором театра". Сюда просится очаровательная опера молодого Моцарта "Бастьен и Бастьена", тоже когда-то украшавшая афишу Камерного музыкального театра. Вот бы восстановить и её! Получился бы стилистически идеальный спектакль.

Пока же Камерный музыкальный театра имени Бориса Покровского можно поздравить с двумя в целом очень удачными весёлыми премьерами – музыкальными комедиями "Три Пинто" Вебера-Малера и "Директор театра" Моцарта.

Опера "Директор театра" была написана Моцартом в 1786 году для праздника, организованного в Вене кайзером Йозефом II в честь генерал-губернатора Нидерландов. В программе торжеств, помимо званых обедов и танцев, было музыкальное "состязание" между итальянской и немецкой оперой. Два первых композитора Вены, Моцарт и Сальери, получили заказы на сочинение опер. 7 февраля во дворце Шёнбрунн были исполнены одноактные оперы Сальери «Сначала музыка, потом слово» на либретто Дж. Б.Касти и Моцарта «Директор театра» на либретто Г.Штефани.

Сальери представлял итальянскую оперную традицию. Моцарт написал в немецких традициях зингшпиль. Победа была присуждена Сальери.

Первоначально в опере было 10 ролей: «разговорные» и «поющие». Жанр – зингшпиль – предполагает именно такой вариант. Зингшпиль можно сравнить с опереттой.

В современной трактовке в опере 4 персонажа, которые и поют, и говорят. Как всегда, в этом театре, интересно оформление сцены, прекрасные костюмы. Как всегда - выстроены и показаны характеры персонажей. Как всегда – прекрасны голоса. Получилась милая изящная музыкальная шутка!

Сюжет . Комик-буфф получает разрешение на формирование театральной труппы и обсуждает эту новость с директором театра. Появляется певица, претендующая на положение примы. Затем вторая. Между ними разворачивается битва за первое место и более высокий гонорар. В эту битву, естественно, втягиваются директор и комик. 4 актера, 4 характера, 4 голоса.

Соответственно, в опере четыре музыкальных номера, не считая увертюры, - две виртуознейшие арии, терцет с большими сопрановыми соло (одно в темпе Adagio, другое в темпе Allegro) и «водевиль» (завершающий оперу куплетный финал).

Увертюра

1. Ария Госпожи Херц, первая певица, «Da schlägt des Abschieds Stunde»

2. Ария Госпожи Зильберкланг, вторая певица, «Bester Jüngling»

3. Терцет (Госпожа Херц, Госпожа Зильберкланг, Господин Фогельзанг- директор театра) «Ich bin die erste Sängerin»

4. Водевиль (Госпожа Херц, Госпожа Зильберкланг, Господин Фогельзанг и Буфф) «Schlussgesang Jeder Kunstler»

Одноактная комическая опера Моцарта для четырёх солистов была поставлена Б.А. Покровским в 1975 году и с неизменным успехом шла в театре почти 30 лет. После некоторого перерыва спектакль восстановлен .Над восстановлением работали режиссер - Валерий Федоренко, дирижер-постановщик - народный артист России Владимир Агронский, дирижер - выпускник Московской консерватории Айрат Кашаев, художник - Ольга Ошкало, а также солисты театра, на которых Покровский поставил эту оперу в 1975 году: заслуженные артисты России Людмила Соколенко, Нина Яковлева, Ярослав Радивоник и Борис Тархов.

В спектакле заняты молодые солисты театра Наталья Сивцевич, Татьяна Федотова, Екатерина Ферзба (Мадам Херц), Ирина Алексеенко, Олеся Старухина (Мадемуазель Зильберкланг), Василий Гафнер, Алексей Сулимов (Директор театра), Андрей Цветков-Толбин и Роман Шевчук (Комик-буфф).

Я побывала на вчерашнем, 28.08.2013, премьерном спектакле!

Впечатления.

Сцена оформлена как «задник» настоящей сцены. По центру, справа и слева – зрительный зал, как если бы вы видели его со сцены. В центре «сцена в сцене» - небольшой зашторенный «куб» в который можно входить и использовать его как маленькую сцену, как своеобразный подиум. 3 стула. Небольшой круглый столик с фужерами и бутылкой вина.

Разговор директора театра и комика-буфф прерывается появление госпожи Херц, первого сопрано. Она появляется из зрительного зала и шествует к сцене, распеваясь на ходу. Молодая изящная женщина с сильным нежным голосом, в роскошном платье. Далее выход на сцену, требования и сольная партия в том самом «подиуме». Мужчины сдаются на все условия дамы.

И в это время открывается дверь из зрительского холла в зрительный зал и на пороге появляется Мадемуазель Зильберкланг, второе сопрано. Несколько вульгарная девица, с базарными манерами вскарабкивается на сцену и диктует свои условия. Следует блестящая сольная партия на «подиуме». А что у Моцарта не блестящее?!!!

Разворачивается настоящая дамская война, в которой главным призом, а соответственно и способом решения вопроса, становится директор. Комик выступает в роли союзника-противника.

Какие только ужимки не пускают дамы в ход! Все – которые можно показать на сцене! И разворачиваются события легко, изящно, играючи, с оглядкой на зал – дескать, вы оценили? Вы, зрители поняли, что именно я самая хорошенькая, самая смелая, но чувствующая разумные рамки!

А директор! Хочется всего, а тут еще и дело нужно спасти!

Директор и комик мечутся между двумя молоденькими, хорошенькими, талантливыми дамами.

Директор не выдерживает дамской войны и заявляет, что ради искусства необходимо перемирие.

Чтобы избежать более крупных потерь – работа – все соглашаются на мировую, на началах взаимоуступок.

Во временя куплетного финала дамы удаляются в «куб-подиум» переодеваются в нём и выходят в современной одежде. Мужчины по очереди исчезают со сцены и появляются также в современной одежде.

Спектакль воспринимается именно шуткой, анекдотом! Изящный музыкальный анекдот!

В очередной раз – спасибо театру!!!

К сожалению пока не выложены ролики со спектакля театра Покровского. Но очень хочется показать музыку!

Оперный гуру Дмитрий Бертман о своем драматическом опыте в театре мюзикле по пушкинскому «Моцарту и Сальери».

Известный оперный провокатор, худрук «Геликон-Оперы» Дмитрий Бертман решил поработать вместе с драматическими артистами Игорем Костолевским, Михаилом Янушкевичем и Михаилом Филипповым. Он поставил «Директора театра » — спектакль по пушкинскому «Моцарту и Сальери», где будет звучать музыка обоих композиторов. Накануне премьеры корреспондент «Вашего досуга» встретился с режиссером.

Дмитрий Бертман

Это первый ваш опыт в драматическом театре?
Нет, что вы. Я и диплом ставил в драме, и потом в театре Калягина выпускал мюзикл My fair lady. «Директор театра» — тоже мюзикл. За основу мы взяли текст Пушкина, но нельзя сказать, что Костолевский играет Моцарта, а Филиппов — Сальери, там все хитрее.

Как, по-вашему, гений и злодейство не совместимы?
К сожалению, наше время доказывает обратное — вот на эту тему хотелось поразмышлять. Сумасшедший старик Сальери признавался, что отравил Моцарта, но история говорит другое. Есть замечательная немецкая книга, в которой приводятся факты: Моцарт писал доносы на Сальери — тот ведь был страшно популярен, собирал огромные залы, сама Екатерина Великая писала либретто для одной из его опер. У Моцарта такой популярности не было, Зальцбург в то время — как наш Урюпинск. К тому же Сальери писал по-итальянски и по-французски, а Моцарт по-немецки — немецкий не был языком высшего сословия. Кстати, как вам тот факт, что после смерти Моцарта его вдова отдала своего сына учиться у Сальери?! Да и у Пушкина Сальери, кидая в вино яд, произносит: «Заветный дар любви, переходи сегодня в чашу дружбы...». Чашу должны выпить оба. «Постой, постой ты выпил без меня...», — говорит Сальери.

То есть и у Пушкина все неоднозначно?

Ну, конечно! Но наш спектакль не о том, было ли отравление. Он о едином поле, в котором существуют Гений и Злодейство, и как они в конце концов совмещаются...

Правда ли, что вы используете очень давно не звучавшие арии из опер Сальери?
Да, это уникальная музыка. Кстати, одну из этих арий в юности услышал Гектор Берлиоз — и решил стать композитором. С помощью двух солисток нашего театра, Марины Карпетченко и Инны Звеняцкой, мы отважимся на хулиганство: соединим в один дуэт партии из опер Сальери и Моцарта, они будут исполняться на разных языках, но в одной тональности.

Как все это будет выглядеть — парики, камзолы?
Нет-нет. Моцарт, Сальери и артисты камерного ансамбля Petit Opera будут одеты в усредненную одежду — так, как музыканты приходят на репетиции. На певицах и директоре театра будут стилизованные оперные костюмы. Благодаря художнику Максиму Обрезкову действие будет происходить в двух пространствах одновременно: на сцене и в яме. Музыканты во все времена мечтают выбраться и ямы и попасть на сцену — туда, где успех. Директор театра пытается выпустить спектакль и существует в двух мирах одновременно.

Директора сыграет Михаил Янушкевич?

Да, но это и бытовой, и одновременно инфернальный образ. Образ Зависти, которая и есть настоящий директор любого театра.