Предмет синтаксиса

Синтаксис изучает, с одной стороны, правила связывания слов и форм слов, а с другой — те единства, в составе которых эти правила реализуются,— синтаксические единицы. Минимальные составляющие их — слово и форма слова. Таким образом, синтаксические единицы состоят из компонентов, которые материально представлены высшими морфологическими единицами. Это дает основание рассматривать синтаксис как грамматический уровень системы языка, стоящий над морфологическим.

Разные научные концепции содержат разные перечни синтаксических объектов. В современном отечественном языковедении широко распространено учение о трех синтаксических единицах: словосочетании, простом предложении и сложном предложении. Объектами синтаксиса также являются, с одной стороны, слово (лексема) и форма слова, но не сами по себе и не во всех своих свойствах, а лишь со стороны их связей с другими формами слов и их функции в составе синтаксических единиц, в которые они входят как компоненты, а с другой стороны — единства большие, чем простое или сложное предложение (их называют сверхфразовыми единствами, сложными синтаксическими целыми или текстами); они изучаются в синтаксисе также лишь со стороны связей между входящими в них простыми и сложными предложениями. Так как и слово, и форма слова, и сверхфразовое единство проявляют себя в синтаксисе не во всех своих свойствах, эти объекты и не являются синтаксическими единицами.

  • Синтаксические единицы

Давнюю традицию русской науки составляет выделение двух основных синтаксических единиц — словосочетания и простого предложения.

В. В. Виноградов назвал и определил важнейшее грамматическое свойство простого предложения. Вслед за многими русскими языковедами он обратил внимание на то, что содержание предложения всегда актуализировано, соотнесено с действительностью, с актом коммуникации: предложение обязательно содержит ту или иную модальную и временную характеристику сообщаемого. Ср.: Тут солнце.— Только бы тут было солнце! — Пусть всегда будет солнце! — при почти полном тождестве грамматического строения и лексического наполнения эти предложения различаются тем, что содержание первого оформлено как сообщение о реальном факте, существующем одновременно с моментом речи, второго — как пожелание, третьего — как побуждение.

В речи каждое предложение имеет модально-временное значение: реального факта, отнесенного к тому или иному времени (а значит, соотнесено с речевым актом — «моментом речи» — как точкой отсчета времени), или определенного вида ирреальности, в частности (как это было в наших примерах) желательности или побудительности. Модальные значения тоже связаны с речевым актом, но не через «момент речи», а через позицию говорящего: они несут в себе значение, отражающее позицию говорящего при соотнесении им содержания предложения с действительностью (в нашем примере — желание, волю или констатирующую объективность позиции говорящего). Именно в комплексе грамматических значений, соотнесенных с актом речи, опирающихся на него и его отражающих, увидел Виноградов грамматическую сущность предложения Этот комплекс грамматических значений, всегда имеющий формальное выражение, он назвал предикативностью, использовав термин, который в истории науки наполнялся разным содержанием, но всегда связывался с предложением, отражая так или иначе понимаемую специфику предложения как синтаксической единицы.

Таким образом, различие между словосочетанием и предложением может быть сформулировано как различие между непредикативной и предикативной синтаксическими единицами. Это различие коренное, фундаментальное. Все другие различия или производны от данного, или не всеобщи. Так, производным от признака предикативности ~ непредикативности является признак различия в функциях предложения и словосочетания, а именно: функция коммуникативной единицы у предложения и неспособность словосочетания выступать в этой функции.

Известно несколько существенных, но не всеобщих признаков, различающих предложение и словосочетание. Так, предложение может быть однокомпонентным: Пожар!; Светает; Уходи; Холодно; словосочетание же минимум двухкомпонентно. Однако этот различительный признак не обладает всеобщностью, и потому, опираясь на него, нельзя во всех случаях отличить словосочетание от предложения. Есть предложения, для которых двухкомпонентность совершенно обязательна, она необходимое условие построения предложения как предикативной единицы: Я студент; Курить — здоровью вредить; Погода хорошая и т. п.

Традиционное для русской науки понимание объектов синтаксиса характеризуется тем, что наряду со словосочетанием и простым предложением как особая синтаксическая единица рассматривается сложное предложение.

В функциональном плане оно имеет много общего с простым предложением (что и дало основание сохранить в его наименовании слово «предложение»), но со стороны своей формальной организации сложное предложение является сочетанием предикативных единиц на основе определенной синтаксической связи. Его части обязательно обладают основным конституирующим признаком предложения — предикативностью. В большинстве случаев части отличаются от самостоятельных предложений только тем, что содержат показатели синтаксической связи — союзы и союзные слова: Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день уж настаёт (П.); Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником два года незаметных (П.); И невозможное возможно, дорога дальняя легка, когда блеснёт в дали дорожной мгновенный взор из-под платка (Бл.).

  • Различительные признаки синтаксических единиц

Итак, в соответствии с общим направлением русской научной традиции и теми идеями, которые представлены в большинстве современных синтаксических теорий, прежде всего в концепции В. В. Виноградова, определим синтаксис как учение о словосочетании, простом предложении и сложном предложении.

Словосочетание — это непредикативная синтаксическая единица, компонентами которой являются слово и форма слова или несколько форм слов, соединенных между собой синтаксической связью.

Простое предложение — это предикативная синтаксическая единица, состоящая из нескольких соединенных между собой синтаксической связью форм слов или из одной формы слова.

Сложное предложение — это синтаксическая единица, компонентами которой являются предикативные единицы, соединенные между собой синтаксической связью.

Различия между синтаксическими единицами имеют чисто грамматический характер; по своему вещественному содержанию словосочетание, простое предложение и сложное предложение могут совпадать. Условием такого совпадения является тождество лексического состава (лексически значимых морфем). Ср.: вечернее рассказывание сказок бабушкой (словосочетание) — Вечером бабушка рассказывала сказки (простое предложение).— Когда наступил вечер, бабушка рассказывала сказки (сложное предложение). Три разные синтаксические единицы дают название одному и тому же событию и различаются лишь теми элементами смысла, которые определяются грамматическими различиями между ними. Словосочетание, являясь непредикативной единицей, представляет событие вне связи с ситуацией речи и оценивающей позицией говорящего. В простом предложении, являющемся предикативной единицей, называемое событие соотнесено с ситуацией речи; причем это соотношение таково, что событие сразу, все в целом оценивается говорящим как реальный факт прошлого. [Ср. тот же смысл, но иную модальную оценку и временную характеристику события говорящим в предложениях: Пусть вечером бабушка рассказывает сказки (побуждение, временной план будущего); Вот бы вечером бабушка рассказывала сказки (желательность, временной план будущего).] В сложном же предложении, каждая из частей которого обладает предикативностью, с ситуацией речи соотнесены порознь оба компонента сообщения о событии, содержащиеся в частях сложного предложения: указание на вечер и на рассказывание сказок бабушкой. При этом оценка говорящим этих составных частей события может и не быть тождественной, как в нашем примере, где в обеих частях значение реальности события и временной план прошлого. Ср.: Вот бы бабушка рассказывала сказки, когда наступит вечер; Пусть бабушка рассказывает сказки, когда наступит вечер — модальная оценка желательности и побудительности относится только к рассказыванию сказок, а наступление вечера оценивается как реальный факт.

Таким образом, различительными признаками синтаксических единиц являются: отсутствие соотнесенности с ситуацией речи, оценки говорящего — непредикати вность (словосочетание); соотнесенность с ситуацией речи, оценка говорящим сразу всего объективного содержания — монопредикативность (простое предложение); соотнесенность с ситуацией речи, оценка говорящим объективного содержания по частям— полипредикативность (сложное предложение). Эти признаки составляют основные, конституирующие характеристики синтаксических единиц, определяют принципы их формальной организации и потому достаточны для того, чтобы, опираясь на них, можно было отличить одни синтаксические единицы от других. Но определения синтаксических единиц могут быть уточнены, развиты и дополнены при специальном рассмотрении каждой из них.

Синтаксические единицы - единицы речи и языка

Единицы синтаксиса представлены множеством речевых проявлений, однако они являются единицами не только речи, но и языка. За каждым конкретным словосочетанием, простым или сложным предложением стоит некая не собственно речевая, а языковая сущность. Например, словосочетание рисует берёзу, употребленное в предложении Сейчас художник рисует берёзу, представляет собой соединение двух словоформ: формы 3-го лица единственного числа настоящего времени глагола рисовать (главный компонент) и формы винительного падежа существительного берёза (зависимый компонент). Но в этом соединении можно увидеть и иное синтаксическое устройство. Его определение предполагает обобщение конкретного речевого материала на основе анализа в парадигматическом аспекте (т. е. по ассоциации) и ведет нас от речи к языку. Анализ предполагает два этапа.

На первом этапе анализа обращение к другим потенциальным речевым соединениям с той же лексемой рисовать, но в иных ее формах (рисовать берёзу, рисуй берёзу, рисуя берёзу, рисующий берёзу и т. д.) и с той же лексемой берёза, но в другой возможной в данном сочетании форме (рисует берёзы — вин. п. мн. ч.), т. е. обращение к иным возможным без нарушения синтаксических правил соединения формам слов рисовать и берёза позволяет установить, что исходное словосочетание рисует берёзу построено по правилу, предполагающему, что словосочетание является соединением слова (лексемы) рисовать, которое может в составе этого соединения быть в любой из своих форм, и формы винительного падежа слова берёза. Форма числа зависимого существительного не участвует в синтаксической связи, она передает только номинативное значение единичности ~ множественности: рисовать берёзу (берёзы). Таким образом, за конкретным речевым сочетанием из двух словоформ стоит образец сочетания слова (рисовать) с определенной формой (вин. п.) другого слова (берёзу).

Если сравнить словосочетание рисовать берёзу (также на основе ассоциативных связей) с такими словосочетаниями, как рисовать лес (поле, ребёнка, прошлое), с одной стороны, и видеть берёзу (поле, ребёнка, прошлое), описать берёзу (поле, ребёнка, прошлое), вспоминать берёзу (поле, ребёнка, прошлое) и т. д.— с другой, то станет ясно, что данный образец словосочетания не специфичен для слов рисовать и берёза. По этому образцу могут быть построены словосочетания из многих слов. Конституирующим признаком таких словосочетаний является то, что главный их компонент — прямопереходный глагол, а зависимый — форма винительного падежа существительного с синтаксическим значением ближайшего объекта ". Строение таких словосочетаний может быть выражено формулой VlransN.nt, где V — глагол, N — существительное, trans — переходный, 4 synt — винительный (четвертый) падеж с синтаксическим значением. Формула читается так: «переходный глагол и имя существительное в форме винительного падежа с синтаксическим значением».

Таким образом, на втором этапе анализа обнаруживается, что за словосочетанием с конкретным лексическим наполнением (рисовать -(- вин. п. существительного берёза) стоит отвлеченный образец, представленный выше в виде формулы, который является единицей языка и допускает широкие возможности лексического наполнения в речи: строить дом, делать дело, копать огород, пить чай, выполоть траву, узнавать новости, беречь время, любить родину, помнить добро, причинять неприятности, допустить неточности, испытывать радость и др.

Отвлеченные образцы стоят и за всеми простыми и сложными предложениями, употребляемыми в речи в составе текстов или как отдельные высказывания. Эти образцы и есть простые и сложные предложения, рассматриваемые как единицы языка. В современной науке они называются структурными схемами, моделями или формулами предложений. Понятие структурной схемы появилось недавно и не в равной мере применено ко всем синтаксическим единицам. Пока описаны в виде закрытого, т. е. исчерпывающего все разнообразие структурных схем, списка лишь простые предложения.

Принцип единства описания разных синтаксических единиц требует, чтобы в виде закрытых списков структурных схем были перечислены также отвлеченные образцы, по которым строятся словосочетания и сложные предложения. О применении понятия структурной схемы к словосочетанию мы уже говорили. Теперь покажем, что оно приложимо и к сложному предложению.

Так, сложное предложение Есть минуты, когда не тревожит роковая нас жизни гроза (Бл.) построено по структурной схеме, которая может быть записана формулой Pi с: (1М„.,пр-+- когда + Р2), где Р(, Р2 -— предикативные единицы, входящие в состав сложного предложения, N — существительное, temp — указание на обязательность темпоральной лексической семантики существительного; в скобки заключен сегмент сложного предложения, внутри которого обязателен данный порядок компонентов, хотя этот сегмент как целое может перемещаться в границах Р| (ср. другое предложение, построенное по данной схеме: День, когда началась война, я никогда не забуду). Формула читается так: «предикативная единица, в состав которой входит сегмент со следующим фиксированным порядком: существительное с темпоральным значением, когда и вторая предикативная единица».

§1. Предмет синтаксиса

Синтаксис - лингвистическая дисциплина, изучающая синтаксические связи слов в словосочетании и предложении, а также связи простых предложений в составе сложных. Соответственно выделяются три единицы синтаксиса. Каждая имеет свою природу и свойственные ей признаки.

Синтаксис - это уровень структуры языка.

§2. Единицы синтаксиса

Единицы синтаксиса:

  • словосочетание
  • простое предложение
  • сложное предложение

Важно понимать, что предложения и словосочетания - это единицы разного уровня. Почему ими занимается одна лингвистическая дисциплина - синтаксис? Потому что для синтаксиса важно, как из слов на основе синтаксических связей создаются разные синтаксические конструкции.
Слова соединяются в словосочетания, а словосочетания складываются в предложения. Предложение - это синтаксическая конструкция более высокого уровня, чем словосочетание. Оно иначе организовано: в каждом предложении выделяется грамматическая основа . В простых предложениях грамматическая основа одна. Если в предложении более одной грамматической основы, то это предложение сложное.

лежать на печи

словосочетание

Емеля лежал на печи.

простое предложение, грамматическая основа: Емеля лежал

Пока Емеля лежал на печи, вёдра сами сходили на реку за водой.

сложное предложение, состоящее из двух простых, имеющих грамматические основы: Емеля лежал и вёдра сходили

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Что изучает синтаксис?

    • фонетическое строение слова
    • морфемное строение слова
    • части речи
    • синтаксические связи слов в словосочетании и предложении, а также связи простых предложений в составе сложных
  2. Верно ли полагать, что синтаксические конструкции создаются на основе синтаксических связей?

  3. Какие единицы языка изучает синтаксис?

    • слово и словосочетание
    • словосочетание, простое предложение и сложное предложение
    • морфемы
  4. Есть ли словосочетание в предложении: Праздники прошли .?

  5. Сколько грамматических основ в предложении: Улыбайся, даже если тебе не улыбнутся в ответ .?

  6. Простым или сложным является предложение: Что тебе нужно для счастья?

    • простое предложение
    • сложное предложение

Вопрос №48 Виды синтаксической связи в словосочетании и предложении

В этом вопросе у ученых возникают разногласия. Есть различия во взглядах в грамматиках 54, 70 и 80 в подходе к описанию словосочетания. В традиционном понимании связей акцент делается на механизм связей: примыкание, согласование, управление.

Согласование – вид подчинительной связи, при которой формы рода, числа и падежа зависимого слова предопределяются формами рода, числа и падежа главного слова. Согласование может быть

· полным (по всем трем формам) – синяя птица

· неполным (в числе и падеже) – наша врач

Управление – зависимое слово принимает форму того или иного падежа, диктуемую главным словом. Зависимая форма не меняется при изменении формы главного слова. Управление бывает

· сильное – господствующее слово предопределяет обязательное появление определенных падежных форм – послать письмо

· слабое – распространение главного слова данной формой не предопределено его лексико-грамматическими свойствами – бедный духом

Примыкание – зависимое слово (неизменяемая часть речи или словоформа) изолировано от системы падежей и выражает свою зависимость от главного слова только лексически.

Отношение в традиционном подходе:

§ объектные (управление)

§ определительные (согласование)

§ обстоятельственные (примыкание).

Но по Шведовой (Грамматика 80):

§ объектные

§ определительные

§ восполняющие

Обстоятельственные вошли в определительные:

§ собственно определительные

§ обстоятельственно-определительные

§ объектно-определительные

По Шведовой, произошло расширение примыкания – появилось падежное примыкание (за счет слабого управления): Дети гуляют в парке . (по Шведовой, здесь связь – падежное примыкание). традиционно –

обстоят.-опред. отношения управление

Шведова использует для различения слабого и сильного управления синтаксические отношения – для сильного управления необходимы объектные отношения: написал письмо, распилил дерево. Для слабого управления – объектно-определительные: распилил пилой.

Синтаксические отношения:

1. Объектные.

2. Определительные (в их состав входят обстоятельственные)

Собственно-определительные.

Обстоятельственно-определительные.

Субъектно-определительные.

3. Восполняющие. (Зависимое слово содержательно дополняет главное, образуя минимально информативно достаточное словосочетание) (присутствует при информационно недостаточных словах – «сделаться», «состоять» - эти слова реализуют себя только в сочетании с другими словами)

Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями

1. Заголовки, надписи на вывесках, названия. Универмаг .

2. Именительные представления и именительные темы – существительное в именительном падеже, которое предшествует предложению и употребляется в форме размышления, вводит тему, подготавливает восприятие последующего высказывания. Время… Как быстро оно летит.

3. Конструкции, являющиеся сообщением о ком-либо или о чем-либо, названном в предшествующем контексте. Это предложения с главным членом-сказуемым в форме именительного падежа. Ты кто? – Студент .

Билет № 47 Предмет синтаксиса. Основные синтаксические единицы.

Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающей законы организации связной речи, способы соединения слов в речи, т.е. коммуникации.

Существуют разные уровни синтаксиса (Валгина):

§ синтаксис словосочетания – проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами

§ синтаксис предложения – определяет языковую сущность, коммуникативно-функциональную значимость языка, изучает единицы коммуникативного плана с точки зрения их строения, грамматических свойств и типов

§ синтаксис сложного целого, синтаксис связной речи – изучает единицы, большие, чем отдельное предложение, единицы, имеющие свои правила и законы построения

Существуют разные подходы к изучению предложения

1. семантический – изучает содержание (что передается)

2. структурный – изучает форму (как передается)

3. коммуникативный – назначение (для чего передается)

Основные единицы синтаксиса :

1. предложение

· простое

· сложное

Понимание синтаксической единицы изменилось в истории синтаксиса:

ü начало 19 века – Востоков: закон соединения слов =>

2. словосочетание

ü с середины 19 века – на первом плане в трудах логической школы грамматика (Буслаев) – интерес к предложению. Оно рассматривалось и определялось как суждение, выраженное словами

ü 40е гг. 19 века – начало 20 века – в трудах формалистов (Фортунатов, Пешковский, Петерсон - синтаксис является учением о словосочетании. Для Петерсона словосочетание – это всякое соединение слов, в том числе и простое предложение любого объёма; сложные предложения – это соединения словосочетаний. Пешковский предлагал вообще отказаться от теории предложения – его он выводит из словосочетания.

ü Для Шахматова словосочетание – часть предложения. Выдвинул тезис о существовании двух синтаксических единиц – словосочетания и предложения.

ü Русский синтаксис в научном освещении: грамматика 1954 г. – теоретическое введение написал Виноградов. Развивая идеи Шахматова предложил 2 самостоятельные синтаксические единицы – словосочетание с номинативной функцией (т.е. той же функцией что и у слова) и предложение с коммуникативной функцией.

ü Н.Ю Шведова (В грамматиках 70 и 80) - продолжает линию последовательного различения словосочетания и предложения.

Вопрос о соотношении словосочетания и предложения. Словосочетанию предшествует слово в определенной форме – словоформа, следовательно:

3. синтаксическая форма слов

Г.А. Золотова «Синтаксический словарь» – минимальная семантико-

Синтаксическая единица русского языка – синтаксема, не равная 1 ед. форм слова.

Я подарил ему книгу. Золотова считает, что это разные единицы, так

Объект – адресат как у них разное значение, то есть

Ему не спится. минимальная синтаксическая единица должна

Субъект нести и определенное семантическое значение. Синтаксема может входить в словосочетание, если она выполняет присловную функцию:

Не буди только память во мне про волнистую рожь при луне.

Непосредственно в предложении: Идет лекция .

4. сложное синтаксическое целое – единица большая, чем предложение (в 30е гг. 20 века). Оно отличается от понятия абзац, т.е. они далеко не всецело совпадают. ССЦ имеет свои формальные показатели единства: притяжательные местоимения, указательные местоимения, вводные слова, синонимические конструкции.

Широкое и узкое понимание словосочетания.

Широкое понимание – словосочетание – соединение двух и более слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

Узкое понимание – (Виноградов) «словосочетание – сложное именование. Оно несёт ту же функцию, что и слово».

Ученики Виноградова преобразовали это определение: «Словосочетание - объединении двух или нескольких знаменательных слов образуемое на основе подчинительной связи»

Не являются словосочетаниями:

Отношения между подлежащим и сказуемым (предикативные отношения).

Ряд однородных членов (сочинительная связь)

Предложно-падежные формы существительных

Сочетания обособленных второстепенных членов и слов, к которым относятся эти второстепенные члены (причастные и деепричастные обороты)

Полупредикативные словосочетания (объединения слов, только внешне напоминающие словосочетания – «дверь открывается водителем»)

Словосочетания:

1. Именные

Субстантивные – стакан воды .

Адъективные – вредный для здоровья .

С числительным в главной роли – две книги .

С местоимением в главной роли – что-нибудь интересное .

2. Глагольные

3. Адвербиальные

По сочетаемости делятся на:

1. Свободные

2. Несвободные

Несвободные фразеологически

Несвободные синтаксически.

По структуре:

1. Валгина – если словосочетание состоит из значимых двух слов – то оно наз. простым, а если более – то сложным.

2. Академическая гр-ка:

Простые -до 4х слов, сильная связь главного с зависимыми.

Сложные – несколько подчинительных связей от одного главного слова, кроме сильной

Комбинированные – на основе связей от разных главных членов.

Три аспекта синтаксиса

Синтаксис – «строй, составление». Цель изучения: перепроверить себя, понимать взаимосвязь слов, ощутить, как происходит сцепления слов и предложений на уровне текста. Предметом синтаксиса является связь . Синтаксис изучает способность слов сочетаться. Синтагматические возможности слова. Словосочетание и предложение.

Промокшими туфлями шурша по снегу, я прошел несколько шагов и все поглядывал на темный дом справа.

Структурный аспект – как выражен предикативный центр предложения. Предикативный – главные члены предложения.

Семантический синтаксис – модальность: диктум (непосредственная ситуация) и модус (возможное действие, которое, теоретически, может случиться).

Слово как синтаксическая единица должно рассматриваться с одной стороны как независимое, доминирующее, и слово в позиции зависимости, подчиненности. Дом новый/старый – доминирующее. Дом отдыха, культуры, престарелых, для гостей, на перекрестке – доминирующее. О доме думать, мечтать, скучать, тосковать – «о» - ментальное действие. К дому подъезжать, подходить, подбегать. Путь к дому, тропинка к дому, привязанность к дому. Синтаксис начинается со слова, а не со словосочетание. Синтаксис слова – синтаксис всех потенциальных возможностей использования слова. Координация – связь подлежащего со сказуемым.

Словосочетание – связь двух слов на основе подчинения. Не все ученые выделяют синтаксис как единицу. Простейшее расширение слова. Слово выполняет номинативную функцию, словосочетание тоже, но уже называет что-то. Слово представляет собой номинативную единицу .

Предложение

Простое предложение – центральная единица синтаксиса, именно оно служит основой для сложного предложения и для целого текста, любое предложение может быть развернуто в целый текст. Предложение – то, благодаря чему выражается законченная мысль. Предложение – не номинативная единица. Предложение – предикативная единица . Предикативность – время и модальность. В рамках предложения можно говорить о действии как реальном и ирреальном, времени. В любом предложении нужно найти следы этого времени и этой модальности – глагол (как естественный способ выражения времени и модальности).

Сложное предложение. Связано с простым предложением, нужно искать то, как они связаны и в какие отношения вступают (равноправные или нет).

Сверхразовые действа или сложное синтаксическое целое. Можно обнаружить все виды связей (так считается). Единица связного текста. Единица индивидуального авторского стиля – автор нарабатывает это.

Синтаксис не является чем-то внешним, каким-то строем. Главное – значение и смысл, которые передает определенная синтаксическая конструкция. Смысл заложен в самом слове. Любая языковая единица представляет собой знак. Синтаксические связи – план выражения. Синтаксические конструкции могут быть синонимичны.

Продолжать спор было бесполезно.

Продолжение спора было бесполезно.

Продолжение спора было бесполезным.

2 и 3 – варианты, одна и та же синонимическая конструкция. А 1 по отношению к ним – односоставное предложение, «бесполезно» здесь – слово категории состояния. 1 – синонимическая конструкция.

(1) Ей пробовали рассказать, (2) что (союзное слово) говорил доктор, (3) но (союз) оказалось, (4) что хотя (союз) доктор и говорил очень складно и долго, (5) никак нельзя было передать того (коррелят), (6) что он сказал.

[глагол – вопрос «о чем?» к придаточной изъяснительной части], (что…), [ , (что, (хотя), того), (что).

1 Мама волновалась и сердилась, 2 но отец сказал, 3 что ничего нет страшного, 4 что меня трудно испортить 5 и что он предпочитает, 6 чтобы я дружил с этими обездоленными людьми, а не с сыновьями киевских купцов и чиновников.

Но , (что …), (что…), (что…) и (что…), (чтобы…).

1 Так как разговор, 2 который путешественники вели между собой, был не очень интересен для читателя, 3 то сделаем лучше, 4 если скажем что-нибудь о самом Ноздреве, 5 которому, может быть, доведется сыграть не вовсе последнюю роль в нашей поэме.

(так как, (который), …), [ (вопрос к первой части – «почему?») ], (если… Ноздрев),

[Вспомните], (что писатели, (которых мы называем вечными или просто хорошими), и которые пьянят нас), имеют общий и весьма важный признак: [они куда-то идут и вас зовут туда же], и [вы чувствуете не умом, а всем существом], (что у них есть какая-то цель), (как у тени отца Гамлета), (которая недавно приходила и тревожила воображение).

1 Обломов хотя и прожил жизнь 2 в кругу всезнающей, давно решившей все жизненные вопросы, ни во что не верующей и все холодно и мудро анализирующей молодежи, 3 но в душе его теплилась вера в дружбу, любовь, людскую честь; 4 и сколько ни ошибался он в людях, сколько бы ни ошибся еще, 5 страдало его сердце, 6 но ни разу не пошатнулось основание добра и веры в него.

Я думаю, что безумный темп и стресс американской жизни делает книги Диккенса почти целебными: они восхитительно неторопливы, в них (детерминант) даже зло имеет свою смешную сторону, в них бедность уютна, несчастья преодолимы и каждая маленькая жизнь бесценна.

Синтаксические связи и средства выражения

1. Слово + форма слова = словосочетание. Главное слово может стоять в любой своей форме, а зависимое – только в одной.

2. Словосочетание + форма = сложное словосочетание.

3. Форма + форма. И. п. требует от глагола личной форма, личная форма требует от существительного именительного падежа.

5. Слово + зависящее от него простое предложение. Дом, в котором живет читатель.

6. Форма + простое предложение. Такая конструкция возможна, но не типична. «Мне понравился водопад, и что около него проходил медведь».

7. Простое предложение + сложное предложение. Усложненные структуры. «Когда мы вышли из кинотеатра, было сыро, но дождь уже не шел».

8. Сложное предложение + сложное предложение. В рамках сочинительной связи могут формироваться открытые и закрытые ряды. Значит, будет вопрос: открытая или закрытая структура. И скучно, и грустно, и тоскливо – открытый ряд (можно продолжать до бесконечности). Противительные союзы будут давать закрытый ряд. Наши коллеги согласились с доводами, мы же нашли их неубедительными (закрытый ряд).

Подчинительная связь

Средствами ее выражения будут формы зависимого компонента (окончание + предлог). Подчинительная связь описывается с двух позиций. Предсказуемая и непредсказуемая. Предсказуемая связь предопределяет строго определенную форму зависимого компонента. Большинство глаголов русского языка обладают предсказуемой связью. Рассказывать с увлечением, взахлеб – связь непредсказуемая.

Обязательная и необязательная подчинительная связь. Есть часть слов, которые обладают обязательной связью, вне этого расширения они не способны выделить мысль. «Дом находится.» - «находится» обладает обязательной связью. В обязательной связи главный компонент требует расширение. В необязательной может как требовать, так и не требовать расширение.

Три аспекта синтаксических исследований

Три возможных взгляда на синтаксис.

Возможны начиная только с предложения. Минимальная коммуникативная единица – предложение. 1. Формальный (структурный) аспект, 2. Семантический, 3. Коммуникативный. Аспект – взгляд, с которого мы смотрим на что-то, закрывая глаза на все остальное.

1. Формальный. Как передается мысль – смотреть на форму. Ищем подлежащее и сказуемое. Занимается предложением.

2. Семантический. Содержание – что передается. Ищем субъект и предикат. Занимается пропозициями. Пропозиция – представление о ситуации.

3. Коммуникативный. На значение – для чего именно так передается. Членим предложения на тему и рему. Тема – то, что уже известно, рема – новое, что мы сообщаем об известном. Единица такого синтаксиса – высказывание.

Предложение может иметь параллельное членение – «птица летает». Птица – подлежащее, субъект, тема, все сразу.

Ему весело – субъект и предикат. Но еще тема и рема. Нет подлежащего, только сказуемое. Субъект мысли выражен дательным падежом, а не именительным.

Словосочетание

Образуется в результате расширения слова. В основе лежит подчинение одного знаменательного слова другому. Базовым (стержневым) компонентом является то, которое расширяется. Словосочетание существует только внутри предложения. Компонент – часть номинативной единицы. Словоформа может быть членом предложения, но не будет компонентом словосочетания. Общий второстепенный член – детерминант, относится ко всей грамматической основе. Словосочетание может быть сложным и распространяться очень широко. Известная картина – широко известная картинка – широко известная картина популярного художника + эпохи Возрождения. Грамматическое устройство словосочетания – слово + форма слова. Главное слово может стоять во всех своих формах, а зависимое – только в той, которую предсказывает главное. Отношения односторонней зависимости.

Значение – семантические отношения, которые возникают между единицами. Пять типов грамматических отношений:

1. Определительные. Читающий мальчик, послушный студент.

2. Обстоятельственные. Ехать быстро, сильно устать. + времени, места, причины, цели.

3. Объектные. Зависимый объект всегда обозначает объект, на который направлено действие. Предмет приложения признака. Могут быть двух подтипов. Писать письмо (есть объект). Приложение признака – готовы к (чему?) восприятию, полон (чего?) надежд.

4. Субъектные. Зависимое слово обозначает производителя действия или носителя признака. Приказ ректора, приезд отца. Синева моря – море синее.

5. Восполняющие либо комплетивные. Тот случай, когда зависимый компонент восполняет недостаток информации в главном компоненте. Когда главное слово – числительное или слово со значением количества. Два студента, два друга, два мероприятия, масса вещества, людей; слыть чудаком. Если комплетивные отношения, то управление всегда сильное .

6. Атрибутивные отношения: какой, какие.

За пять лет работы в тылу врага у нее выработалась привычка подмечать такие мелочи, которым в обычное время люди не придают значения.

Он шел окруженный льнущими к нему людьми. Льнущими к нему – сильное управление.

Площадь, вернее сказать пустырь, подлежащий застройке, казалась необитаемой.

Отношения могут пересекаться. Объектные и комплетивные; обстоятельственные, определительные и комплетивные.

Что не является словосочетанием:

1. Подлежащее и сказуемое

2. Сочетания слов на основе сочинительной связи (сочинительного союза)

3. То, что называется осложненной формой простого глагольного сказуемого: пойду поговорю.

4. На основе повтора: месяц за месяцем, стоит медведь медведем.

5. Особые связи возникают когда есть главное слово и прикрепляющийся к нему причастный или деепричастный оборот: глаза полные сочувствия. Эти связи – полупредикативные. Предикат – сказуемое. Полупредикативные могут преобразовываться в полные сказуемые. Глаза были полными сочувствия.

6. Детерминанты не являются словосочетаниями.

7. Двунаправленная связь. Он помнил отца молодым. Непонятно, к чему относится «молодым»: оно может относиться к двум словам.

Раньше я не видел ее растерянной и тем более плачущей. Это и есть детерминанта. Не видел ее – единственное словосочетание в этом предложении.

Пояснительная и присоединительная связь тоже не может быть словосочетанием.

Страдательный залог – газоны истоптаны отдыхающими. Тоже не словосочетание.

Свободные и несвободные словосочетания. Между ними живые синтаксические связи. Иногда связь может быть очень ограниченной – фразеологизмы (фразеологически несвободные словосочетания). Синтаксически несвободные. Их главный признак – нечленимость предложения. Видим человека крепкого телосложения. Зависимый компонент – один член предложения: человека крепкого телосложения.

Каждый главный компонент относится к какой-то части речи. Лексико-грамматические типы словосочетаний:

1. Глагольный. Главное слово – глагол, зависимым может быть существительное (или его форма) или наречие. Принимать гостей, дирижировать оркестром, скрыться за углом, приехать за дипломом, учиться в университете. Предлог чаще всего означает то, что связи немного размываются. Может быть инфинитив: может победить, попросили помочь, поручили проверить. У инфинитива объектная функция. Присели отдохнуть, пришли поговорить.

2. Субстантивные случаи. Главное слово – существительное. Атрибутивные (определительные) отношения: мое призвание, дружеские встречи, семидесятый год. Если зависимым словом будет существительное: показания свидетелей – субъектное отношение. Чувство тоски – определительные отношения. Возмущения произволом – объектные отношения. Зависимым может быть инфинитив: намерение встретиться, обещание приехать. Зависимым также может быть наречие: кофе по-ирландски (определительные). Езда шагом, прогулка верхом.

3. Адъективные случаи. Главное слово – прилагательное. Всем управляет компоратив – сравнительная степень. Довольный результатами, сытый по горло, скупой на похвалы. Зависимым может быть не только существительное, но и наречие: вызывающе грубый. В роли главных компонентов всегда краткое предложение: рад помочь, способен оценить.

4. Адвербиальные случаи. Главное слово – наречие. Наречие + наречие: совершенно невпопад. Когда наречие может управлять существительным: когда наречие будет стоять в сравнительной степени – он сегодня выглядит мрачнее тучи (мрачнее – наречие); относится к проблеме ответственнее других (ответственнее – наречие). Вести машину неуверенно из-за плохой видимости. Располагаться рядом с нами, недалеко от платформы.

5. Местоименные словосочетания. Некто в темных очках, произошло нечто неприятное; кто-то из нас, некто из наших знакомых.

Виды подчинительной связи: есть согласование, управление и примыкание.

Согласование – такая связь, при которой зависимый компонент полностью уподобляется главному в своих общих грамматических категориях. Уподобление в роде, числе и падеже. Кто-то незнакомый, что-то непонятное. Местоименное словосочетание. «Кто-то» диктует форму мужского рода единственного числа. Количественное числительное – дом с тремя окнами, на семи ветрах – все будет согласованием, главным компонентом является существительное, а числительное подчиняется главному. Но если именительный падеж, то управляющим словом будет числительное: семь ветров, два окна, три билета.

Управление – классический случай. Главное слово стоит во всех формах, а зависимый подчиняется ей. Часто зависимым будет существительное. Если связь обязательная или предсказующая, то перед нами будет сильное управление. Это значит, что грамматические и лексические свойства главного слова таковы, что требуют очень определенного расширения. Писать письмо, читать статью. Перейти через дорогу, выйти из леса – сильное управление, предсказующая связь. Слабое управление – второй объект, который есть у глагола: ранить человека в руку/ногу/голову. Это необязательная связь. Для сильного управления свойственны объектные и комплитивные отношения. К слабому относятся субъектные и часть объектных отношений. Возникают оттенки определительных отношений. Именное примыкание – зависимое слово похоже по функциям на наречие: придти под вечер, дым колечками. Слово «освобождение» - главный компонент: освобождение города – сильное управление. Освобождение города армией – слабое управление, субъектная связь. Освобождение города третьего июля – именное примыкание.

Простое предложение

В структурном аспекте предложение абсолютно самодостаточно.

В коммуникативном важна ситуация, в которой предложение функционирует.

Формальный синтаксис – любое предложение является реализацией своей структурной схемы.

Ночь тиха, боец ранен, студенты готовы к зачету – реализация схемы «существительное в первом падеже – вокула – глагол в личной форме – прилагательное». Курить воспрещается, а подумать не мешало бы. Его расстроили, во время еды не разговаривают. Глагол третьего лица (или прошедшего времени) множественного числа.

В академической грамматике изложен именно этот аспект.

Идет дождь; дует ветер. Нечленимое предложение, однокомпонентное. Нечленимый предикат. Дождит, ветрит – то же самое. В значении любого предложения, я в отличие от словосочетания, разграничивают содержание предложения на небольшие части. Диктум и модус. Непосредственная ситуация, которую описывает предложение – диктум. Модус – человеческая перспектива, в которой высказывается все, это оценка выражения чувства, воли, намерения. Вот бы поскорее наступило воскресенье. Диктумная часть – «воскресенье наступает». Модусная часть – человеческая перспектива, признание того, что пока еще не воскресенье, все отнесено на будущее, выраженное здесь желание, чтобы оно наступило как можно быстрее. Само утверждение факта как произошедшего или происходящего – модальная часть высказывания. Принято выделять объективную и субъективную модальность. Объективная модальность выражена всегда, действие описывается как реальное или нереальное. Если реальное, нужна привязка ко времени. Она выражена интонацией, модальными прилагательными и глаголами (я хочу, чтобы наступило воскресенье). Явные способы выражения модальности. Есть и более скрытые, приглушенные.

Предикаты – центры предложений, от его семантики зависит то, каким будет предложение. Актант – участник ситуации. Первый актант – субъект. Покупать – я покупаю что-то у кого-то. Чтобы семантически описать любое предложение, нужно отделить диктум от модуса, затем описывать предикат.

Коммуникативная перспектива.

Членение на тему и рему – актуальное членение предложения. Предложил это Матезиус. Решающую роль играет контекст. В некоторых предложениях представлена только рема, тема будет «нулевой». Любые констатации фактов. В таких предложениях сначала идет глагол, а потом существительное – обратный порядок слов.

Матери понравилась картина. Мать и картина – тема, известное. Что-то новое будет в глаголе – «понравилась».

Членение предложения

Членить нужно по смыслу и форме – это при идеальном раскладе. При членении стараются формальный и семантический критерий. Предикативное ядро. Сказуемое – выразитель предикативности, то, что выражает время и модальность. Согласуется с подлежащим. Две типологии сказуемых: по составу (простые и составные), по морфологическому выражению (глагольными и именными). Не существует простых именных, потому как для выражения предикативности нужен глагол.

Простое глагольное. Может быть любая глагольная форма. Нетипичные формы простого глагольного сказуемого: кто-то как закричит (добавление частицы, выражение неожиданности действия), еду-еду, никак не доеду, смотрит – не насмотрится – простые глагольные сказуемые.

Составное глагольное сказуемое. Представляет собой единство двух форм. Спрягаемый глагол + инфинитив. Семантика инфинитива определяет то, что сообщается. Только субъектный инфинитив включается в сказуемое . Это должен быть модальный глагол: я хочу помочь, я надеюсь помочь. Хотеть и надеяться – модусы.

Составное именное сказуемое. Оно всегда составное. В этом типе сказуемого основное содержание выражено именной частью. Все грамматические вещи, которые должно выразить сказуемое, выражено связкой. Связка + присвязочная часть . Виды связок: 1) отвлеченная (быть), 2) нулевой (не выражена), 3) полузнаменательная (у глагола есть какое-то значение, но сами по себе эти глаголы не могут быть сказуемыми). В знаменательной связке чаще всего будет глагол движения, пребывания состояния, основное значение все равно будет выражено именем.

Односоставные предложения. В случае односоставных предложений нет членения на подлежащее и сказуемое. Есть только главный член односоставного предложения. Считается, что в нем предикативный центр просто не разделен, а сосредоточен в одной форме.

Типология предложения

По целевому назначению (по тому, с какой целью строится предложение: сообщить или получить информацию) выделяются повествовательные и вопросительные предложения. Вопросительные делятся на собственно вопросительные, вопросительно-риторические (в виде вопроса передают информацию), вопросительно-побудительные. Отличные интонации, изменения словопорядка, употребление местоимений и частиц – различия между разными типами предложений.

Побудительные предложения. Иногда их рассматривают как часть повествовательных. Отличия в самом характере информации, она будет рассчитана на ответную реакцию. Членение всех предложений на восклицательные и невосклицательные, дополнительная эмоциональная окраска.

По модальному качеству (отношению говорящего к сообщаемому) предложения делятся на объективно-повествовательные и субъективно-повествовательные. В объективно-повествовательных модальность отдельно не выражена, выражается с помощью глагольной формы. Субъективно-повествовательные делятся на пожелательные и побудительные. В основе такого предложения будет лежать какая-то эмбриальная модальность. Пожелательное: местоимение первого лица и сослагательное наклонение – я почитал бы эту книгу; ты почитай эту книгу; пусть он почитает эту книгу.

Утвердительные и отрицательные. Они могут выражаться с разной степенью категоричности. Общеотрицательные и частноотрицательные. Общеотрицательные – «не» перед глаголом: он не делал этого. Частноотрицательные – «не» стоит в других местах: не он сделал это.

По структуре все предложения делятся на простые и сложные. Простые являются монопредикативными, сложные – полипредикативными.

Простое предложение: членимое или нечленимое. Членимые делятся на односоставные и двусоставные. Рассматриваются как полные или неполные, распространенные или нераспространенные.

Каждый язык, в том числе и русский, содержит в себе большое количество слов. Но эти лингвистические единицы ничего не значат без правильного оформления. И вот тут на помощь приходит синтаксис. Основные единицы синтаксиса как раз отвечают за грамматическую связь слов в предложения, которые и составляют человеческую речь, письменную и устную. Знание этого важного раздела науки языка поможет правильно и грамотно оформлять свои мысли. Синтаксис в основные единицы синтаксиса и рассмотрим ниже.

Синтаксис - особый раздел языковой науки

Строение синтаксических единиц, их значение и взаимодействие изучает раздел грамматики под названием «синтаксис». Это слово греческого происхождения, обозначающее «составление» или «построение». раздел изучает, как именно из всей совокупности слов построить основные единицы синтаксиса - словосочетание и предложение. Если этот раздел грамматики усвоен на должном уровне, речь будет стройной, логичной и разнообразной.

Неразрывно с синтаксисом связана пунктуация. Это система правил, регулирующая постановку знаков препинания. Они помогают разделить текст на предложения, а также логически оформить сами синтаксические единицы.

Основные единицы

Основные единицы синтаксиса - это словосочетание и предложение. Каждая из них обладает своими характеристиками и назначением. Также к единицам синтаксиса относят текст и сложное синтаксическое целое.

Разберемся, что представляют собой основные единицы синтаксиса. Таблица поможет в этом.

Словосочетание

Предложение

Не имеет коммуникативной функции, служит для грамматической и смысловой связи слов между собой.

Минимальная коммуникативная единица, служит для оформления устной и письменной речи. Обладает предикативностью.

Одна грамматическая основа

Две грамматические основы

Ловить сетью, деревянный стол, тормозить движение, прыгнуть высоко.

Лес сегодня необычайно красив.

Ему стало очень грустно.

Я пришла, чтобы выразить свое почтение.

Природа оживает: кое-где уже слышно пение прилетевших птиц.

Подчинительная связь

Итак, мы сказали, что такое синтаксис, основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи же определяют, как реализуются отношения между последними. Существует два типа связи, которая может соединять между собой слова в словосочетании, составляющие элементы предложения: сочинительная и подчинительная.

Когда мы говорим о последней, это подразумевает, что есть возможность выделить главную часть и ту, которая будет от нее зависеть. Другими словами, главная - от которой необходимо задавать вопрос, зависимая - к которой он ставится.

Разберем примеры: знать (что?) точное время. В данном словосочетании "знать" будет являться главным словом, "время" - зависимым.

Я не знаю, что преподнесет мне завтрашний день. Здесь уже перед нами сложное предложение с подчинительной связью между частями. От первой - "я знаю" - задаем вопрос к придаточной (что?) "что преподнесет мне завтрашний день".

Способы подчинения

Реализуется подчинительная связь несколькими способами. Это наиболее заметно внутри словосочетания.

  1. Согласование: при изменении всей синтаксической единицы словоформы, входящие в нее, также изменяются. Плетеная корзина; плетеной корзины, о плетеной корзине. Зависимыми словами в таком случае могут быть причастия, прилагательные, порядковые числительные и местоимения-прилагательные.
  2. Управление: зависимое слово остается неизменным, тогда как главное может менять грамматическую форму. Описывает ландшафт - описывала ландшафт - описываю ландшафт - описывали ландшафт. Зависимые слова: существительные, глаголы, прилагательные и количественные числительные.
  3. Примыкание: связь только по смыслу. Шли шатаясь, очень красивый, ушел работать. Здесь в качестве зависимых будут все

Сочинительная связь

В отличие от подчинения, сочинительная связь соединяет абсолютно равноправные части. Это могут быть как особые сочетания слов: цветы и травы, шел и радовался, так и составляющие части сложного предложения: "На улице скоро стихло, но в доме нарастало беспокойство".

Здесь мы не выделяем главное и зависимые слова, оформлена эта связь интонационно или при помощи сочинительных союзов. Сравним: "Он шел, плакал, никого не замечал. - Он шел и плакал". В первом случае используется только интонация, во втором - союз и (сочинительный соединительный).

Словосочетание. Типы словосочетаний

Итак, выше было описано, что представляют собой основные единицы синтаксиса. Словосочетание - самая минимальная из них. Оно представляет собой два или более слов, соединенных по смыслу, интонационно либо грамматически. Вычленяются словосочетания из предложений, потому что являются их составной частью. Делается это следующим образом: На улице моросит мелкий дождик.

  1. Сначала определяется грамматическая основа. Она не является словосочетанием. Дождик моросит.
  2. Далее задаем вопросы от подлежащего: дождик (какой?) мелкий.
  3. После этого от сказуемого: моросит (где?) на улице.

По тому, к какой части речи относится главное слово, все словосочетания делят на именные (дубовый стол, каждый из гостей, способен к обучению); глагольные (шла спотыкаясь, говорить ясно) и наречные (очень весело, направо от дороги, где-нибудь в магазине).

Также словосочетания делятся на простые и сложные.

В первых возможен только один вопрос: солнце (какое?) яркое и лучезарное. Сложные более распространены. Сравним: читать (что?) журнал (простое) и читать (что) научно-популярный журнал. В последнем примере от слова журнал еще задается вопрос к слову научно-популярный, поэтому словосочетание сложное.

Выделяют свободные и цельные словосочетания. Первые отличаются тем, что каждое слово из их состава - полноценный член предложения. Вторые в предложении не делятся на составные части. Только две студентки сдали сессию на отлично. "Две студентки" по сути является словосочетанием, однако в предложении выступает в роли подлежащего, поэтому его можно охарактеризовать как цельное.

Не является словосочетанием

Следует помнить, что словосочетаниями никогда не являются:

  1. Подлежащее и сказуемое.
  2. Однородные члены предложения.
  3. Фразеологизмы (не следует их путать с цельными словосочетаниями, которые являются одним членом предложения: три сестры, мальчик с девочкой и др.).
  4. Сочетания служебного слова и самостоятельной части речи: в течение суток (предлог и существительное), так же и он (союз и местоимение), что за невежа (частица и существительное).
  5. Сложные формы: буду читать (будущее время), самый высокий более спокойный (сравнительная степень), пускай идет (повелительное наклонение).

Предложение и его признаки

Нам уже известно, что основные единицы синтаксиса - это словосочетание и предложение, однако именно последнее является главнейшей. Ведь наша речь состоит именно из предложений: ими мы мыслим и разговариваем, составляя связный текст.

Чем же характеризуется предложение как основная единица синтаксиса? Грамматическая основа - вот тот показатель, который отличает его от словосочетания или простого набора слов. Это черта еще называется предикативностью, потому что именно сказуемое несет в себе показатель реальности или ирреальности происходящего. Выражается она через наклонение глагола.

Также предложение как основная единица синтаксиса характеризуется логической и интонационной законченностью. Это короткое высказывание, оформление некой мысли о предмете разговора. Его невозможно спутать со словосочетанием, потому что в последнем логической законченности не прослеживается - это просто грамматически связанный набор слов.

Грамматическая основа

Грамматическая основа есть у каждого предложения. Это показатель его структуры - важнейшей характеристики.

Предикативная основа может быть представлена как подлежащим и сказуемым, так и каждым из них в отдельности.

К примеру, предложение: "Мы увидели долгожданную землю". Здесь есть оба главных члена. Иное дело предложение такого вида: "Стало видно долгожданную землю". Здесь из основы только сказуемое - стало видно.

Именно по количеству предикативных основ дается важнейшая характеристика: простое предложение перед нами или сложное.

Кратко разберем каждый главный член. Подлежащее показывает нам предмет речи, указывает, о чем говорится в предложении. Сказуемое же обозначает, что делает подлежащее, каково оно, кто или что это такое. Выделяется три типа этого главного члена по структуре и значению: простые и составные, глагольные и именные.

Какими бывают предложения

Именно предложения по большей части и изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса характеризуются по многим параметрам.

Вне зависимости от количества предикативных основ выделяют предложения по:

  1. Цели высказывания. Общаясь между собой, люди могут сообщать некоторые факты (повествовательные предложения), спрашивать (вопросительные) или взывать к какому-либо действию (побудительно). На конце таких синтаксических единиц ставятся соответственно точка, вопросительный или восклицательный знаки.
  2. Эмоциональной окраске. Выделяют восклицательные и невосклицательные предложения. Следует отметить, что первые не обязательно могут быть исключительно побудительными. Например, предложение: Что за нелепая ситуация! Мы охарактеризуем его как повествовательное, но восклицательное. Всему виной что за, выражающая восхищение.

Характеристики простых предложений

Простые предложения - основные единицы синтаксиса. Кратко разберем их важнейшие характеристики.

  1. Односоставное или двусоставное. На это укажет грамматическая основа. Если она представлена одним из членов - предложение будет односоставным. В противном случае двусоставным. Если предложение имеет только подлежащее или сказуемое, необходимо указать его тип (определенно или неопределенно-личное, назывное или безличное).
  2. Распространенное или нет. Второстепенные члены отвечают за эту характеристику. Если есть хоть один из них - предложение распространенное.
  3. Полное либо неполное. Последние характерны для устной речи: в них пропущен какой-либо член. Таким образом, построить логическую цепочку без соседних предложений не удается. Например: "Ты читаешь книгу?" - "Нет, журнал". Ответ на поставленный вопрос и есть неполное предложение.
  4. Простое предложение может быть осложнено. Это также является одной из его характеристик. В качестве осложняющих элементов выступают обособленные и второстепенные члены, как распространенные так и нет, также однородные конструкции, вводные слова, обращения.

Предложения простые и сложные

Очень разнообразен русский синтаксис. Основные синтаксические единицы - это простые и Разберемся, в чем разница между ними.

Если у синтаксической единицы одна грамматическая основа, то речь будет идти о простом предложении. Сегодня очень сильно шумит ветер. Характеристика такого предложения будет идти по плану, представленному выше.

Бывают случаи, когда синтаксическая единица состоит из нескольких простых. Тогда это будет сложное предложение.

Наиболее трудно бывает отличить простое предложение с однородными сказуемыми от сложного. Здесь необходимо внимательно смотреть на подлежащее. Если им является один предмет, выполняющий различные действия, то предложение будет простым. Разберем примеры:

"Они гуляли по улицам города и наслаждались обретенной свободой". - "Они гуляли по улицам города, а обретенная свобода придавала им сил". Первое предложение является простым. Здесь только одна предикативная основа, осложненная однородными сказуемыми: они гуляли, наслаждались. Второе предложение будет сложным, потому что грамматических основ две: они гуляли, свобода придавала.

Типы связей в сложных предложениях

Как было написано выше, основными единицами синтаксиса являются предложения. Если говорить о сложных структурах, то важнейшей их характеристикой будет тип связи между частями. Этими явлениями также занимается синтаксис. Основные единицы синтаксиса, сложные предложения, могут включать в себя части, связанные подчинительной и сочинительной связью. В зависимости от этого происходит градация на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Разберемся в каждом типе более подробно. Составные части сложносочиненных предложений равноправны. Это равноправие предоставляет им особая, сочинительная связь. Она выражается в том, что в построении предложений используются сочинительные союзы. Таким образом, вопрос от одного простого предложения к другому невозможен.

Пример: "Я хочу вернуть все назад, но что-то постоянно мешает мне". Данное предложение сложносочиненное, части связаны противительным союзом но.

Также не последнюю роль в формировании сложносочиненного предложения играет интонация: в конце каждого простого предложения она идет вниз - это характеризует логическую законченность.

Сложное синтаксическое целое

Какие еще элементы включает в себя русский синтаксис? Основные единицы синтаксиса - это еще и сложноподчиненные предложения. Они состоят из элементов, где один зависит от другого. То есть, между простыми частями такого предложения всегда можно поставить вопрос: "Полянка (какая?), на которую мы вышли, была спрятана от посторонних глаз".

Реализуется такая связь через подчинительные союзы и интонацию, нисходящую к концу каждого простого предложения.

Не стоит забывать и о том, что есть бессоюзная связь. Она подразумевает отсутствие формальных элементов между частями, только интонационную законченность: Шумела и бурлила река; суда, плывшие по ней, опасались за свою безопасность.

Мы разобрали, что включает в себя русский синтаксис. Основные синтаксические единицы, предложение и словосочетание, формируют другие структуры, называемые сложным синтаксическим целым. А оно, в свою очередь, уже формирует текст. Внутри него, так же, как и в любом другом элементе синтаксиса, существуют связи как грамматические, так и смысловые и даже формальные (например, союзы, с которых начинается последующее предложение).

Что же такое сложное синтаксическое целое? Это группа предложений, простых и сложных, логически связанных между собой одной основной мыслью. Другими синтаксическое целое - это микротема, в которой заключен промежуточный смысл. Как правило, она ограничивается абзацным членением.

Нередки случаи, когда текст - это и есть синтаксическое целое. Как правило, это небольшие рассказы с одной короткой сюжетной линией.