У Міністерстві оборони Норвегії дозволили американським морським піхотинцям тимчасово розміститися на території країни .

Требования на воздушно-десантный танк впервые сформулировали в феврале на заседании руководства Артилерийского Департамента с участием представителей бронетанковых войск и ВВС США и выдали промышленности в мае 1941 г. Заданием предусматривалось создание танка массой около 8 коротких (американских) тонн (половина массы легкого танка М5А1) с размерами, позволявшими перевозить его в транспортном самолете или на его внешней подвеске. Для определения облика машины привлекли Дж. Уолтера Кристи, Дженерал Моторз Корпорэйшн и Mapмон-Хэррингтон. Из всех предложений наибольшее внимание привлек проект Мармон-Хэррингтон, которой заказали опытную модель, обозначенную Т9. К ее особенностям относились 37-мм пушка Мб, двигатель Лайкоминг, броня толщиной до 25 мм и модифицированная подвеска с вертикальными спиральными пружинами.

Лёгкий танк танк Т9Е1 - облегчённая подвеска, усиленные скопбы крепления к самолёту, убран куросовой пулемёт, новая передняя часть корпуса.

Опытный Т9 построили осенью 1941 г., и после испытаний в него внесли ряд изменений, включая доработанную лобовую часть корпуса для повышения вероятности рикошета снаряда при попадании, облегченный механический привод поворота башни и гироскопический стабилизатор. Две следующие опытные машины Т9Е1 кроме этих изменений имели легкосъемную башню для упрощения транспортировки по воздуху. Модифицированную машину заказали промышленности, и с марта 1943 г. по февраль 1944 г. Мармон-Хэррингтон построила 830 Т9Е1. В сентябре 1944 г. T9F.I получил обозначение легкий (воздушно-десантный) танк М22 и принят как машина ограниченного стандарта. М22 никогда не применялся американскими войсками в боевых действиях из-за недостатка транспортных планеров или самолетов. Единственным доступным для американских войск способом перевозки этой машины была подвеска под самолет С-54 Скаймастер. Для этого приходилось снимать с танка башню, которая перевозилась внутри самолета и устанавливалась на танк после приземления, что снижало его тактическую ценность.


Лёгкий танк танк Т9Е1 - видны именения башни и корпуса.

на британской службе

Вторую опытную машину T9E1 доставили в Великобританию для испытаний в качестве воздушно-десантной в начале 1943 г. Британцы разработали планер Гамилькар для переброски легкого танка Тетрарх, подходивший для транспортировки танка М22, позднее названного Локаст (Саранча). Много танков М22 поставили Великобритании по ленд-лизу для участия в воздушнодесантных операциях, и большинство из них перебросили на Гамилькарах в ходе операции 6-й британской воздушно-десантной дивизии при форсировании Рейна 24 мая 1945 г.


Английские парашютисты возле танка М22 Локаст. Конец марта 1945, Рейнская воздушно-десантная операция "Вэрсити".

тактико-технические характеристики

Обозначение: Легкий (воздушно-десантный) танк М22

Экипаж: 3 человека (командир, наводчик, механик-водитель)

Боевая масса: 16 400 фунов

Размеры: Ширина 12 фт 11"

Высота: 6 фт 1”

Ширина: 7 фт 1"

Ширина трака: 11,25"

Ширина колеи: 5 фт 10,5"

Вооружение: основное: одна 37-мм пушка М6

Вспомогательное: один пулемет Браунинг калибра 7,62 мм

Толщина брони: максимальная 25 мм, минимальная 9 мм

УГИ: 360 градусов. УВН: от + 30 градусов до -10 градусов.

Двигатель: “Лайкоминг” 0-435Т, 6-цилиндровый, бензиновый, 162 л.с.

Максимальная скорость: 40 миль/ч

Максимальная скорость на местности: 30 миль/ч

Тип подвески: с вертикальными спиральными пружинами

Запас хода: 135 миль

Глубина брода: 3 фт 2"

Высота стенки: 1 фт 1,5"

Ширина преодолеваемого рва: 5 фт 5"

Боекомплект: 50 выстрелов калибра 37 мм к пушке

2500 патронов калибра.30 cal к пулеметам

Примечания : Корпус сварен из листов катаной брони, башня - литая. На корпусе четыре серьги для крепления тросов в самолете или планере. На части танков, состоявших в британской армии, эти серьги убирали. Часть 37-мм пушек танков британской армии оснащалась дульной конической насадкой Литлджон для стрельбы специальными снарядами с повышенной начальной скоростью. Первые 26 серийных машин имели коробчатую рубку механика-водителя, на остальных - она имела наклонные боковые листы. М22 имел компоновку обычной схемы, хотя значительно ужатую, но слишком тонкую броню и ограниченные тактические возможности.


источники

Peter Chamberlen and Chris Ellis -- British and American Tanks of World War Two -- Silverdale Books, 2004

R.P. Hunnicutt -- Stuart. A History of the American Light Tank -- Presidio Press

Robert J. Icks -- Light Tanks M22 Locust and M24 Chaffee -- AFV Weapons Profile 46

Вступление.
Танк-контейнер, или как его ещё называют, контейнер-цистерна, по терминологии и классификации ИСО относится к категории контейнеров для специальных грузов. Данная категория объединяет контейнеры таких типов, которые по своей конструкции предназначены для перевозок особых грузов.
Контейнер-цистерна используется для контейнерных грузоперевозок различных жидких химических и пищевых грузов, сжиженных и сжатых газов, а также некоторых сыпучих грузов. Поскольку многие химические грузы очень агрессивные вещества, относятся к категории опасных грузов, то любые операции с грузом по его погрузке и разгрузке всегда сопряжены с повышенным риском. Использование танк-контейнеров позволяет доставлять груз конечному получателю различными видами транспорта, без каких-либо дополнительных перегрузок при смене транспортных средств, что обеспечивает экологическую безопасность, сохранность груза и снижение рисков возникновения опасных ситуаций при его транспортировке.
Многообразие моделей позволяет перевозить очень большую номенклатуру грузов от сыпучих до наливных.
Модельный ряд включает в себя UN-T 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,50

ПОДБОР КОНТЕЙНЕРОВ ЦИСТЕРН ПОД ГРУЗ.
Для перевозки опасного груза экспедитор должен руководствоваться требованием к упаковыванию и перевозке опасного груза (Глава 3.2 Кодекса ММОГ)

ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ КОНТЕЙНЕРАМИ ЦИСТЕРНАМИ
Многообразие контейнеров цистерн диктуется свойствами груза, которые можно перевозить в них.
Для веществ класса 1 и классов 3–9 в инструкциях по переносным цистернам указываются минимальное испытательное давление, минимальная толщина стенок корпуса (стандартная сталь), требования в отношении донных отверстий и требования в отношении сброса давления. В инструкции T23 самореактивные вещества подкласса 4.1 и органические пероксиды подкласса 5.2, разрешенные к перевозке в переносных цистернах, перечисляются вместе с соответствующими значениями контрольной и аварийной температур.
Не охлажденным сжиженным газам назначена инструкция по переносным цистернам T50. Инструкцией T50 предусмотрены максимально допустимые значения рабочего давления, требования в отношении донных отверстий, требования в отношении сброса давления и требования в отношении степени наполнения для неохлажденных сжиженных газов, разрешенных к перевозке в перносных цистернах.

В инструкциях по переносным цистернам указаны требования, применимые к переносным цистернам, используемым для перевозки конкретных веществ. В инструкциях по переносным цистернам Т1–Т22 указаны применимое минимальное испытательное давление, минимальная толщина стенок корпуса (в мм стандартной стали) и требования в отношении устройств для сброса давления и донных отверстий.
a) В случаях, когда указано слово «Обычные», применяются все требования подраздела 6.7.2.8, за исключением пункта 6.7.2.8.3.
b) В тех случаях, когда в этой колонке не указано «Не разрешены», наличие донных отверстий не разрешается, если вещество, подлежащее перевозке, является жидкостью (см. пункт 6.7.2.6.1). Если вещество, подлежащее перевозке, является твердым веществом при любых температурах, возникающих в обычных условиях
перевозки, донные отверстия, соответствующие требованиям пункта 6.7.2.6.2, допускаются.

6.7.2.4.2 Толщина стенок цилиндрической части корпуса, днищ и крышек лазов в корпусах диаметром не более 1,80 м
должна составлять не менее 5 мм для стандартной стали или эквивалентное значение для используемого металла.
Толщина стенок корпусов диаметром более 1,80 м должна составлять не менее 6 мм для стандартной стали или эквивалентное значение для используемого металла, с тем исключением, что в случае перевозки порошкообразных
или гранулированных твердых веществ, отнесенных к группе упаковки II или III, минимальная толщина может быть снижена до не менее чем 5 мм для стандартной стали или эквивалентного значения для используемого металла.
6.7.2.6.2 Донные разгрузочные отверстия переносных цистерн, перевозящих некоторые твердые, кристаллизующиеся или высоковязкие вещества, оборудуются, по меньшей мере, двумя последовательно установленными и взаимно независимыми запорными устройствами. Конструкция этого оборудования должна удовлетворять требованиям компетентного органа или уполномоченной им организации и включать:
a) наружный запорный вентиль, установленный как можно ближе к корпусу и сконструированный таким образом, чтобы при ударе или ином непреднамеренном действии не произошло случайного открывания вентиля; и
b) непроницаемое для жидкости запорное устройство на конце выпускной трубы,
каковым может быть сболчиваемый глухой фланец или навинчивающаяся крышка.
6.7.2.6.3 За исключением случаев, когда применяются положения пункта 6.7.2.6.2, каждое нижнее разгрузочное отверстие оборудуется тремя последовательно установленными и взаимно независимыми запорными устройствами. Конструкция этого оборудования должна удовлетворять требованиям компетентного органа или уполномоченной им организации и включать:
а) самозакрывающийся внутренний запорный вентиль, т.е. запорный клапан, установленный внутри корпуса, внутри приваренного фланца или внутри сболчиваемого фланцевого соединения, причем:
i) устройство управления вентилем должно быть сконструировано таким образом, чтобы предотвращалось любое случайное открывание в результате удара или другого непреднамеренного действия;
ii) вентилем можно управлять сверху или снизу;
iii) если это возможно, положение вентиля («открыто» или «закрыто») должно контролироваться с земли;
iv) за исключением переносных цистерн вместимостью более 1 000 л, должна быть предусмотрена возможность закрытия вентиля с доступного места на переносной цистерне, удаленного от самого вентиля; и

v) вентиль должен оставаться в рабочем состоянии в случае повреждения наружного устройства управления;
b) наружный запорный вентиль, установленный как можно ближе к корпусу; и
с) непроницаемое для жидкости запорное устройство на конце выпускной трубы, каковым может быть сболчиваемый глухой фланец или навинчивающаяся крышка.
6.7.2.8 Устройства для сброса давления
6.7.2.8.1 Каждая переносная цистерна вместимостью не менее 1 900 л и каждая независимая секция переносной цистерны такой же вместимости должны иметь одно или несколько устройств подпружиненного типа для сброса давления и могут, кроме того, иметь разрывную мембрану или плавкий элемент, установленные параллельно подпружиненным устройствам, за исключением тех случаев, когда это запрещается ссылкой на пункт 6.7.2.8.3 в соответствующей инструкции по переносным цистернам, содержащейся в пункте 4.2.5.2.6. Устройства для сброса давления должны иметь достаточную пропускную способность, чтобы предотвратить разрыв корпуса в результате повышения давления или разрежения, связанных с загрузкой, сливом или нагревом содержимого.
6.7.2.8.2 Устройства для сброса давления должны быть сконструированы таким образом, чтобы предотвращать проникновение посторонних материалов, утечку жидкости и любое опасное повышение давления.
6.7.2.8.3 Когда это требуется для некоторых веществ согласно соответствующей инструкции по переносным цистернам, указанной в колонке 10 Перечня опасных грузов и изложенной в пункте 4.2.5.2.6, переносные цистерны должны иметь устройство для сброса давления, утвержденное компетентным органом. За исключением случаев, когда переносная цистерна специализированного назначения оборудована утвержденным предохранительным устройством, изготовленным из материалов, совместимых с грузом, предохранительное устройство должно включать разрывную мембрану, устанавливаемую перед подпружиненным устройством для сброса давления. Если разрывная мембрана монтируется последовательно с требуемым устройством для сброса давления, между мембраной и устройством устанавливается манометр или соответствующий контрольно-сигнальный прибор для обнаружения повреждения мембраны, прокола или утечки, которые могут вызвать неправильное срабатывание системы сброса давления. Мембрана должна разрываться при номинальном давлении, превышающем на 10% давление срабатывания предохранительного устройства.

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ МОДЕЛЕЙ.
Если в колонке 10 для того или иного опасного груза указана какая-либо конкретная инструкция по переносным цистернам, то могут использоваться и другие переносные цистерны, соответствующие другим инструкциям, предписывающим более высокое испытательное давление и большую толщину стенок корпуса, а также более жесткие требования в отношении донных отверстий и устройств для сброса давления. Для определения соответствующих переносных цистерн, которые могут использоваться для перевозки отдельных веществ, необходимо руководствоваться следующими принципами:

МОДЕЛИ КОНТЕЙНЕРОВ ЦИСТЕРН

КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА Т1
Назначение контейнера.
Контейнер-цистерна (КЦ) модели Т1 является транспортным оборудованием, тарой для хранения и грузовой единицей. КЦ предназначен для безопасной перевозки светлых и темных нефтепродуктов классов опасности 3, 5, 6.1, 8, 9 (например керосин, бензин, дизтопливо и т.д.), не требующих теплоизоляции при транспортировке и разогрева перед выгрузкой, и допущенных к перевозке в транспортируемых емкостях, соответствующих инструкциям ООН UN Т1 . Может перевозиться автомобильным, железнодорожным и морским транспортом во внутреннем и международном сообщении.

КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА Т2
Назначение контейнера.
Контейнер-цистерна (КЦ) модели Т2 является транспортным оборудованием, тарой для хранения и грузовой единицей. КЦ предназначен для безопасной перевозки светлых и темных нефтепродуктов классов опасности 3, 5, 6.1, 8, 9 (например керосин, бензин, дизтопливо и т.д.), не требующих теплоизоляции при транспортировке и разогрева перед выгрузкой, и допущенных к перевозке в транспортируемых емкостях, соответствующих инструкциям ООН UN Т2 . Может перевозиться автомобильным, железнодорожным и морским транспортом во внутреннем и международном сообщении

КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА Т3
Назначение контейнера.
Контейнер-цистерна (КЦ) модели Т3 является транспортным оборудованием, тарой для хранения и грузовой единицей. КЦ предназначен для безопасной перевозки светлых и темных нефтепродуктов классов опасности 3, 5, 6.1, 8, 9 (например керосин, бензин, дизтопливо и т.д.), не требующих теплоизоляции при транспортировке и разогрева перед выгрузкой, и допущенных к перевозке в транспортируемых емкостях, соответствующих инструкциям ООН UN Т3 . Может перевозиться автомобильным, железнодорожным и морским транспортом во внутреннем и международном сообщении

КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА Т4
Назначение контейнера.
Контейнер-цистерна (КЦ) модели Т4 является транспортным оборудованием, тарой для хранения и грузовой единицей. КЦ предназначен для безопасной перевозки светлых и темных нефтепродуктов классов опасности 3, 5, 6.1, 8, 9 (например керосин, бензин, дизтопливо и т.д.), не требующих теплоизоляции при транспортировке и разогрева перед выгрузкой, и допущенных к перевозке в транспортируемых емкостях, соответствующих инструкциям ООН UN Т4. Может перевозиться автомобильным, железнодорожным и морским транспортом во внутреннем и международном сообщении.

КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА Т5
Назначение контейнера.
Контейнер-цистерна (КЦ) модели Т5 является транспортным оборудованием, тарой для хранения и грузовой единицей. КЦ предназначен для безопасной перевозки светлых и темных нефтепродуктов классов опасности 3, 5, 6.1, 8, 9 (например керосин, бензин, дизтопливо и т.д.), не требующих теплоизоляции при транспортировке и разогрева перед выгрузкой, и допущенных к перевозке в транспортируемых емкостях, соответствующих инструкциям ООН UN Т5 . Может перевозиться автомобильным, железнодорожным и морским транспортом во внутреннем и международном сообщении.

КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА Т6
Назначение контейнера.
Контейнер-цистерна (КЦ) модели Т6 является транспортным оборудованием, тарой для хранения и грузовой единицей. КЦ предназначен для безопасной перевозки светлых и темных нефтепродуктов классов опасности 3, 5, 6.1, 8, 9 (например керосин, бензин, дизтопливо и т.д.), не требующих теплоизоляции при транспортировке и разогрева перед выгрузкой, и допущенных к перевозке в транспортируемых емкостях, соответствующих инструкциям ООН UN Т6 . Может перевозиться автомобильным, железнодорожным и морским транспортом во внутреннем и международном сообщении.

КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА Т7
Назначение контейнера.
Контейнер-цистерна (КЦ) модели Т7 является транспортным оборудованием, тарой для хранения и грузовой единицей. КЦ предназначен для безопасной перевозки светлых и темных нефтепродуктов классов опасности 3, 5, 6.1, 8, 9 (например керосин, бензин, дизтопливо и т.д.), не требующих теплоизоляции при транспортировке и разогрева перед выгрузкой, и допущенных к перевозке в транспортируемых емкостях, соответствующих инструкциям ООН UN Т7 . Может перевозиться автомобильным, железнодорожным и морским транспортом во внутреннем и международном сообщении

КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА Т8
Назначение контейнера.
Контейнер-цистерна (КЦ) модели Т8 является транспортным оборудованием, тарой для хранения и грузовой единицей. КЦ предназначен для безопасной перевозки светлых и темных нефтепродуктов классов опасности 3, 5, 6.1, 8, 9 (например керосин, бензин, дизтопливо и т.д.), не требующих теплоизоляции при транспортировке и разогрева перед выгрузкой, и допущенных к перевозке в транспортируемых емкостях, соответствующих инструкциям ООН UN Т8 . Может перевозиться автомобильным, железнодорожным и морским транспортом во внутреннем и международном сообщении.

КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА Т9
Назначение контейнера.
Контейнер-цистерна (КЦ) модели Т9 является транспортным оборудованием, тарой для хранения и грузовой единицей. КЦ предназначен для безопасной перевозки светлых и темных нефтепродуктов классов опасности 3, 5, 6.1, 8, 9 (например керосин, бензин, дизтопливо и т.д.), не требующих теплоизоляции при транспортировке и разогрева перед выгрузкой, и допущенных к перевозке в транспортируемых емкостях, соответствующих инструкциям ООН UN Т9 . Может перевозиться автомобильным, железнодорожным и морским транспортом во внутреннем и международном сообщении.

КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА Т10
Назначение контейнера.
Контейнер-цистерна (КЦ) модели Т10 является транспортным оборудованием, тарой для хранения и грузовой единицей. КЦ предназначен для безопасной перевозки светлых и темных нефтепродуктов классов опасности 3, 5, 6.1, 8, 9 (например керосин, бензин, дизтопливо и т.д.), не требующих теплоизоляции при транспортировке и разогрева перед выгрузкой, и допущенных к перевозке в транспортируемых емкостях, соответствующих инструкциям ООН UN Т10 . Может перевозиться автомобильным, железнодорожным и морским транспортом во внутреннем и международном сообщении.

КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА Т11
Назначение контейнера.
Контейнер-цистерна (КЦ) модели Т11 является транспортным оборудованием, тарой для хранения и грузовой единицей. КЦ предназначен для безопасной перевозки светлых и темных нефтепродуктов классов опасности 3, 5, 6.1, 8, 9 (например керосин, бензин, дизтопливо и т.д.), не требующих теплоизоляции при транспортировке и разогрева перед выгрузкой, и допущенных к перевозке в транспортируемых емкостях, соответствующих инструкциям ООН UN Т11 . Может перевозиться автомобильным, железнодорожным и морским транспортом во внутреннем и международном сообщении.

КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА Т12
Назначение контейнера.
Контейнер-цистерна (КЦ) модели Т12 является транспортным оборудованием, тарой для хранения и грузовой единицей. КЦ предназначен для безопасной перевозки светлых и темных нефтепродуктов классов опасности 3, 5, 6.1, 8, 9 (например керосин, бензин, дизтопливо и т.д.), не требующих теплоизоляции при транспортировке и разогрева перед выгрузкой, и допущенных к перевозке в транспортируемых емкостях, соответствующих инструкциям ООН UN Т12 . Может перевозиться автомобильным, железнодорожным и морским транспортом во внутреннем и международном сообщении

КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА Т13
Назначение контейнера.

КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА Т14
Назначение контейнера.
Контейнер-цистерна (КЦ) модели Т13 является транспортным оборудованием, тарой для хранения и грузовой единицей. КЦ предназначен для безопасной перевозки светлых и темных нефтепродуктов классов опасности 3, 5, 6.1, 8, 9 (например керосин, бензин, дизтопливо и т.д.), не требующих теплоизоляции при транспортировке и разогрева перед выгрузкой, и допущенных к перевозке в транспортируемых емкостях, соответствующих инструкциям ООН UN Т13 . Может перевозиться автомобильным, железнодорожным и морским транспортом во внутреннем и международном сообщении.

КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА Т15
Назначение контейнера.
Контейнер-цистерна (КЦ) модели Т15 является транспортным оборудованием, тарой для хранения и грузовой единицей. КЦ предназначен для безопасной перевозки светлых и темных нефтепродуктов классов опасности 3, 5, 6.1, 8, 9 (например керосин, бензин, дизтопливо и т.д.), не требующих теплоизоляции при транспортировке и разогрева перед выгрузкой, и допущенных к перевозке в транспортируемых емкостях, соответствующих инструкциям ООН UN Т15 . Может перевозиться автомобильным, железнодорожным и морским транспортом во внутреннем и международном сообщении.

КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА Т16
Назначение контейнера.
Контейнер-цистерна (КЦ) модели Т16 является транспортным оборудованием, тарой для хранения и грузовой единицей. КЦ предназначен для безопасной перевозки светлых и темных нефтепродуктов классов опасности 3, 5, 6.1, 8, 9 (например керосин, бензин, дизтопливо и т.д.), не требующих теплоизоляции при транспортировке и разогрева перед выгрузкой, и допущенных к перевозке в транспортируемых емкостях, соответствующих инструкциям ООН UN Т16 . Может перевозиться автомобильным, железнодорожным и морским транспортом во внутреннем и международном сообщении.

КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА Т17
Назначение контейнера.
Контейнер-цистерна (КЦ) модели Т17 является транспортным оборудованием, тарой для хранения и грузовой единицей. КЦ предназначен для безопасной перевозки светлых и темных нефтепродуктов классов опасности 3, 5, 6.1, 8, 9 (например керосин, бензин, дизтопливо и т.д.), не требующих теплоизоляции при транспортировке и разогрева перед выгрузкой, и допущенных к перевозке в транспортируемых емкостях, соответствующих инструкциям ООН UN Т17 . Может перевозиться автомобильным, железнодорожным и морским транспортом во внутреннем и международном сообщении

КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА Т18
Назначение контейнера.
Контейнер-цистерна (КЦ) модели Т18 является транспортным оборудованием, тарой для хранения и грузовой единицей. КЦ предназначен для безопасной перевозки светлых и темных нефтепродуктов классов опасности 3, 5, 6.1, 8, 9 (например керосин, бензин, дизтопливо и т.д.), не требующих теплоизоляции при транспортировке и разогрева перед выгрузкой, и допущенных к перевозке в транспортируемых емкостях, соответствующих инструкциям ООН UN Т18 . Может перевозиться автомобильным, железнодорожным и морским транспортом во внутреннем и международном сообщении.

КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА Т19
Назначение контейнера.
Контейнер-цистерна (КЦ) модели Т19 является транспортным оборудованием, тарой для хранения и грузовой единицей. КЦ предназначен для безопасной перевозки светлых и темных нефтепродуктов классов опасности 3, 5, 6.1, 8, 9 (например керосин, бензин, дизтопливо и т.д.), не требующих теплоизоляции при транспортировке и разогрева перед выгрузкой, и допущенных к перевозке в транспортируемых емкостях, соответствующих инструкциям ООН UN Т19 . Может перевозиться автомобильным, железнодорожным и морским транспортом во внутреннем и международном сообщении.

КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА Т20
Назначение контейнера.
Контейнер-цистерна (КЦ) модели Т20 является транспортным оборудованием, тарой для хранения и грузовой единицей. КЦ предназначен для безопасной перевозки светлых и темных нефтепродуктов классов опасности 3, 5, 6.1, 8, 9 (например керосин, бензин, дизтопливо и т.д.), не требующих теплоизоляции при транспортировке и разогрева перед выгрузкой, и допущенных к перевозке в транспортируемых емкостях, соответствующих инструкциям ООН UN Т20 . Может перевозиться автомобильным, железнодорожным и морским транспортом во внутреннем и международном сообщении.

КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА Т21
Назначение контейнера.
Контейнер-цистерна (КЦ) модели Т21 является транспортным оборудованием, тарой для хранения и грузовой единицей. КЦ предназначен для безопасной перевозки светлых и темных нефтепродуктов классов опасности 3, 5, 6.1, 8, 9 (например керосин, бензин, дизтопливо и т.д.), не требующих теплоизоляции при транспортировке и разогрева перед выгрузкой, и допущенных к перевозке в транспортируемых емкостях, соответствующих инструкциям ООН UN Т21 . Может перевозиться автомобильным, железнодорожным и морским транспортом во внутреннем и международном сообщении.

КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА Т22
Назначение контейнера.
Контейнер-цистерна (КЦ) модели Т22 является транспортным оборудованием, тарой для хранения и грузовой единицей. КЦ предназначен для безопасной перевозки светлых и темных нефтепродуктов классов опасности 3, 5, 6.1, 8, 9 (например керосин, бензин, дизтопливо и т.д.), не требующих теплоизоляции при транспортировке и разогрева перед выгрузкой, и допущенных к перевозке в транспортируемых емкостях, соответствующих инструкциям ООН UN Т22 . Может перевозиться автомобильным, железнодорожным и морским транспортом во внутреннем и международном сообщении.

КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА Т50
Контейнер цистерна модели Т-50 является транспортным оборудованием, предназначенным для безопасной Перевозки сжиженных углеводородных газов, относящихся ко 2 классу опасности по ГОСТ 19433-88, автомобильным, железнодорожным и морским транспортом в каботажном и дальнем плавании во внутреннем и международном сообщении и хранения их у грузополучателя.
Слив и налив перевозимых грузов осуществляется методом передавливания парами груза через устройство налива (слива) жидкой фазы. Устройство налива (слива) жидкой фазы и дренажа газово-паровой фазы расположены в арматурном отсеке, который находится в нижней части цилиндрической обечайки цистерны либо по требованию заказчика — в нижней части заднего днища цистерны.
Цистерна-танк оборудована солнцезащитным и противопожарным экраном.

Light Tank (Airborne) M22 Locust

Основные характеристики

Кратко

Подробно

2.0 / 2.0 / 1.7 БР

3 человек Экипаж

62 % Заметность

лоб / борт / корма Бронирование

25 / 12 / 12 корпуса

25 / 25 / 25 башни

Подвижность

7,4 тонн Масса

366 л/с 192 л/с Мощность двигателя

49 л.с/т 26 л.с/т удельная

62 км/ч вперёд
11 км/ч назад 56 км/ч вперёд
10 км/ч назад
Скорость

Вооружение

50 снарядов боезапас

2,9 / 3,7 сек перезарядка

10° / 30° УВН

3 000 снарядов боезапас

8,0 / 10,4 сек перезарядка

250 снарядов размер обоймы

500 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание

Для поддержки воздушно-десантных отрядов на поле боя в 1941 году началась разработка лёгкого танка под индексом Т9. Инициатива разработки принадлежала сразу трем крупным ведомствам: Christie, GMC и Marmon-Herrington. Победителем стала разработка компании Marmon-Herrington, практически полностью удовлетворявшая всем требованиям заказчика. С сентября 1944 года танк получил новое обозначение М22. В американской армии М22 не нашел должного применения из-за недостатка самолётов большой грузоподъёмности. По программе Ленд-лиза Великобритания приобрела 260 экземпляров М22, которые получили название Locust (Саранча). Британцам десантный танк понравился, благодаря неплохим ходовым качествам, небольшим размерам и вполне приемлемой массой. Из недостатков они отметили слабое пушечное вооружение и бронирование, не превышавшее 25 мм. Часть 37-мм пушек оснащалась дульной конической насадкой Littlejohn, которая была предназначена для стрельбы специальными снарядами с повышенной начальной скоростью. Боевое применение танков М22 началось лишь в 1945 году. Самым крупным сражением с использованием этих машин стала операция Varcity, когда 22 марта 1945 года во время форсирования Рейна 12 танков были переброшены на поле боя планерами Hamilcar. Возможно, несколько М22 участвовали в высадке в Нормандии в 1944 году.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Бронирование легкого аэротранспортабельного танка М22 «Локаст» разрабатывалось по дифференцированному противопульному принципу. При этом броня танка могла защитить его экипаж исключительно от пуль средних калибров и средних осколков с небольшой кинетической энергией. Корпус танка М22 «Локаст» формировался из катаных гомогенных бронелистов с помощью сварки. Броневой лист, формировавший лобовую часть корпуса имел толщину в 13 миллиметров и угол наклона в 65 градусов к вертикальной нормали. При этом выступающая в левой передней части небольшая откидывающаяся в виде крышки люка рубка формировалась из вертикальных бронелистов толщиной в 25 миллиметров. Из таких же бронелистов формировался и низ лобовой части. Бронелисты в верхней части кормы корпуса ориентировались под углом в 45 градусов к вертикали и имели толщину в 10 миллиметров, что обеспечивало большую бронеустойчивость, нежели у броневых листов нижней части бортов, имевших толщину в 13 миллиметров, но не имевших наклона. В кормовой части корпуса борта состояли из единой вертикальной 13-мм детали. Толщина бронелиста кормы (наклон к вертикали в 9 градусов), как и днища, составляла 13 миллиметров. Крыша корпуса формировалась из катаного бронелиста толщиной в 10 миллиметров. Башня легкого танка М22 «Локаст» полностью изготовлялась путем литья. Ее стенки по всему своему периметру имели толщину брони в 25 миллиметров. Лобовая часть наклонялась под углом в 30 градусов к вертикали, а борта – в 5, при этом корма наклона не имела. Крыша башни имела переменную толщину, которая колебалась в зависимости от элемента бронирования в диапазоне от 10 до 19 миллиметров. Броневая литая маска, защищавшая пушку и спаренный пулемет, имела толщину в 25 миллиметров и сегментный наклон в 50 градусов к вертикальной нормали. Башня устанавливалась на продольной оси корпуса на подбашенную коробку. Ее поворот производился вручную с помощью плечевого упора.

Подвижность

Подвижность M22 очень хорошая. Малый вес в 7.4 тонны в сочетании с двигателем на 192 л/с. дает удельную мощность до 26 л/с. на тонну. Это является одним из лучших показателей и позволяет быстро занимать ключевые позиции или заезжать во фланг противника. Однако стоить помнить, что максимальная скорость составляет 56 км/ч, что является неплохим показателем на на боевом рейтинге M22, однако далеко не самым лучшим Задний ход же тоже неплох и составляет 10 км/ч. Это не очень много, но вполне хватает для полноценного ведения боя.

Проходимость M22 удовлетворительная. Несмотря на тонкие гусеницы, танк уверенно двигается по всем типам грунтов в игре.

Вооружение

Основное орудие

1 х 37-мм пушка M6 (Боекомплект: 50 снарядов)

В качестве основного вооружения легкого танка М22 «Локаст» использовалась 37-миллиметровая нарезная пушка M6, которая являлась танковой модификацией противотанковой полевой пушки M3. Длина ствола установленной в лобовой части башни танка и защищенной броневой маской пушки составляла 56,6 калибров, что равнялось 2094 миллиметрам. Боекомплект к пушке М6, размещавшийся по бортам башни, состоял из 50 унитарных выстрелов с осколочными, картечными и бронебойными снарядами.

M6 имеет следующую номенклатуру снарядов:

  • M74B1 - остроголовый сплошной снаряд со скоростью полёта до 883 м/с и пробитием до 78 мм. Снаряд хоть и имеет хорошее бронепробитие, но плохо работает по наклонной броне и склонен к рикошетам.
  • M64 - осколочно-фугасный снаряд. Может быть эффективен против легкой техники без какой-либо бронезащиты.
  • M51B1/B2 - бронебойный сплошной снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком. Имеет скорость полёта до 883 м/c и пробитие до 78 мм. Снаряд отлично работает по наклонной броне и меньше рикошетит, чем M74B1. Рекомендуется как основной.

Пулемётное вооружение

1 х 7.62-мм пулемёт M1919A4 (Боекомплект: 3000 пуль)

В качестве спаренного к орудию в правой от него части башни устанавливался 7,62-миллиметровый пулемет «Браунинг» M1919A4 с ленточным питанием. Может быть эффективен против техники без какого-либо бронирования либо для отметки врагов на поле боя.

Применение в бою

М22 Locust ведет огонь

M22 Locust - машина крайне динамичная и быстрая, однако обладающая слабым бронированием и плохой живучестью ввиду малого количества экипажа. Это стоит учитывать при составлении тактики применения этого крайне интересного аппарата. М22 способен совершать очень резкие и агрессивные фланговые обходы, но при этом нужно постоянно держать на примете укрытие - складки местности, дома, остовы уничтоженной техники и так далее, в которое можно будет спрятаться в случае, если M22 будет обнаружен. Благодаря всё ещё сохраняющей должную мощность 37-мм пушке M22 способен успешно поражать большинство вражеской техники в лобовую проекцию, однако для уничтожения обычно требуются 2-3 выстрела - всё-таки снаряды не несут в себе заряда взрывчатого вещества. По совокупности всего вышесказанного можно сделать вывод, что Locust - машина для стелс-геймплея: после обнаружения цели нужно убедиться в отсутствии лишних "глаз" и лишь после - атаковать противника. Благодаря прекрасной подвижности и отменной поворачиваемости как на месте, так и на ходу М22 способен "закрутить" практически любого оппонента. На M22 нужно бояться артиллерийских ударов - упавший в 3-4 метрах от вашего борта снаряд имеет все шансы проломить броню и убить экипаж, сидящий в башне. Locust не оснащён ни одноплоскостным стабилизатором, ни плечевым упором, что затрудняет стрельбу после остановки с большой скорости.

Достоинства и недостатки

Всё что подразумевает под собой движение - всё по плечу этой технике, а вкупе с низким, но под рациональными углами бронированием и низким силуэтом может дать живучесть технике.

Достоинства:

  • Великолепная подвижность
  • Скорострельная и мощная пушка с хорошей бронепробиваемостью
  • Низкий силуэт

Недостатки:

  • Слабая бронезащита
  • Плотная компоновка
  • Сильная раскачка

Историческая справка

Выгрузка легкого аэротранспортабельного танка M22 «Локаст» (M22 Locust) из грузового отсека планера «Гамилькар».

Легкий аэротранспортабельный танк M22 «Локаст» (M22 Locust) и подразделение американских парашютистов на учениях, октябрь 1943 года

Специфика и стратегия действий армии США во Второй миррой войне предполагала большое количество десантных операций. Большое внимание при этом уделялось авиационным десантам, которым отводилась едва ли не приоритетная роль, в ходе будущей высадки американских войск в Европе. Для поддержки авиадесанта необходим был танк, который мог бы транспортироваться по воздуху либо транспортным самолетом, либо планером. Еще 7 февраля 1941 года на специальном совещании руководства американской армии был поднят вопрос о необходимости разработки и производства легкого аэротранспортабельного танка. Приказом по вооруженным силам США от 22 мая 1941 была определена концепция нового танка, который получил первоначальный предварительный индекс T9. К участию в конкурсе по разработке технической документации будущего танка были приглашены ведущие фирмы «Мармон-Херингтон» и «Дженерал моторс», а так же известный своими довоенными разработками конструктор Джон Кристи. В конечном итоге в конкурсе победил проект фирмы «Мормон-Херрингтон», который и был взят за основу. Прототип танка был собран в начале апреля 1942 года, в мае – прошел полигонные испытания, а в ноябре этого же года и полетные. Серийное производство танка, который получил название Light Tank M22 Locust, началось до принятия его на вооружение американской армии в апреле 1943 года. За период серийного выпуска танка, который продолжался на заводах фирмы «Мормон-Херрингтон» до февраля 1944 года было произведено порядка 830 машин этого класса.

Лучшие конструкторы разрабатывали внешний облик и техническую базу нового танка, в том числе, легендарный создатель танков Дж.Уолтер Кристи. Помимо его, в разработке танка приняли участие специалисты «Мармон – Хэррингтон» и «Дженерал Моторз Корпорэйшн». После рассмотрения всех вариантов опытных образцов, проект фирмы Мармон-Хэррингтон привлек внимание комиссии. Его обозначили как Т9. Танк имел бронирование толщиной 2,5 см, 37-мм пушку М6 и оригинальную подвеску со спиральными пружинами, расположенными вертикально. Корпус танка был сварен из листов катаной брони, башню создавали методом литья.

Первый опытный и доработанный танк Т9 был построен осенью 1941 года. После чего, последовали полигонные испытания машины. После испытаний танк еще модернизировали: изменили ВЛД, в башню поставили гироскопический стабилизатор пушки и облегченный мех.привод поворота башни.

Легкий аэротранспортабельный танк M22 «Локаст» был скомпонован классически для американского танкостроения того периода. Двигатель танка с топливными баками размещался в кормовой части корпуса в моторном отделении. Элементы трансмиссии располагались в передней части корпуса, а боевое отделение и отделение управления сопрягались между собой.

Экипаж легкого танка М22 «Локаст» состоял из 3 человек: командира танка, наводчика и механика-водителя. Механик-водитель находился в передней части корпуса, а командир и наводчик позади него в средней части корпуса и башне. Командир танка исполнял, кроме своих непосредственных обязанностей, еще и обязанности заряжающего пушки. Для посадки в танк и высадки из него экипаж пользовался тремя основными люками: двумя люками четырехугольной трапецевидной формы в крыше башни (для командира и наводчика) и в передней левой части корпуса в виде откидывающейся небольшой выступающей рубки (для механика-водителя).

Официальное обозначение: T22 Medium Tank
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1942 г.
Дата постройки первого прототипа: 1943 г.
Стадия завершения работ: построено два прототипа Т22.

T22 Medium Tank

Проектный ряд средних танков серии Т20 в конце 1942 года был продолжен моделью Т22 . Вопреки некоторым утверждениям, задание на разработку фирма Chrysler Corporation получила ещё до того, как были выявлены проблемы с трансмиссией опытных танков Т20 и Т20Е3. Рассказывает Идея данного проекта заключалась в возможности адаптации отдельных компонентов силовой установки серийного танка М4А3 на новую боевую машину с усиленным вооружением и бронированием. Всего было заказано две «пилотные» модели, получившие номера 30104304 и 30104305.

По большому счету конструкция танка Т22 мало чем отличалась от Т20. Компоновка и схема бронирования корпуса полностью сохранялись. Корпус собирался из листов катаной броневой дифференцированной толщины. Верхний лобовой лист толщиной 64 мм устанавливался под углом 47°, а нижний – под углом 53°. Борта корпуса изготовлялись из броневых плит толщиной 51 мм и устанавливались вертикально. Кормовой бронелист, установленный под углом 10°, имел толщину 38 мм.

В передней части находилось отделение управления, где слева располагалось место водителя, а с права – его помощника. Боевое отделение находилось в средней части корпуса, на крыше которого было сделано два люка, закрываемых броневыми крышками откидывающимися в стороны, а также вырез под башенный погон.

Моторно-трансмиссионное отделение размещалось в кормовой части корпуса. отличительной особенностью танка Т22 являлось использование трансмиссии и дифференциала от танка М4, но с небольшими доработками. В частности, данные элементы работали с сухим поддоном картера, когда шестерни не погружались в масло. При этом, 5-ступенчатая механическая коробка передач (5 скоростей вперед и 1 назад) и дифференциал монтировались позади двигателя. Рядом с ними, но вне корпуса, устанавливались бортовые редукторы. Кроме того, для улучшения охлаждения 24-вольтного дополнительного генератора его пришлось передвинуть на 457 мм вперед, а масляные радиаторы сместили в правую часть моторного отделения. Аккумуляторные батареи теперь располагались между места водителя и его помощника. Последние улучшения вносились уже в ходе испытаний первого прототипа Т20.

Оба прототипа оснащались одинаковыми башнями, лафетами Т79 и орудиями М1А1 калибра 76 мм. По вертикали орудие могло наводиться в пределах от -10° до +25°. Полный разворот на 360 башня совершала за 15 секунд. Дополнительное стрелковое вооружение включало зенитный 12,7-мм пулемет Browning HB M2, а также два 7,62-мм пулемета Browning M1919A4, один из которых устанавливался в лобовом листе корпуса, а второй находился в общей максе слева от орудия. Также в укладке перевозился 11,43-мм пистолет-пулемет Thompson M1928A1. К началу 1943 года лафет Т79 считался устаревшим и установка в ней более мощной 76-мм пушки была признана небезопасной. Во избежание случайных выстрелов ствол пришлось заглушить деревянными пробками.

Ходовую часть танка Т22 трудно было назвать инновационной. Применительно на один борт использовалось шесть опорных катков, которые блокировались попарно в три тележки с амортизацией на горизонтальных пружинных рессорах так называемого «раннего типа». Ведущие колеса цевочного зацепления, с двумя съёмными венцами, располагались сзади, направляющие колеса и механизм натяжения гусениц – спереди. Крупнозвенчатая гусеница набиралась из стальных траков шириной 406 мм и шагом 152 мм. Верхняя гусеничная ветвь поддерживалась тремя роликами на каждый борт, кронштейны которых крепились к бортам корпуса.

Оба прототипа были готовы к июню 1943 года и отправлены на Абердинский полигон. Во время ходовых испытаний первый прототип прошёл 900 миль, после чего в его двигателе была выявлена неустранимая в полевых условиях неисправность и танк пришлось вернуть заказчику. Испытания второго прототипа Т22 проходили ещё более напряженно – помимо неполадок в двигателе была выявлена ненадежная работа трансмиссии, в результате чего был поставлен вопрос о полной замене силовой установки. Вдобавок ко всему невозможно было провести практические стрельбы.

Тем временем, доработанный первый прототип был оснащен новой башней и 75-мм орудием М3, оснащенным последней новинкой – гидравлическим автоматом заряжания от фирмы United Shoe Machinery Corporation. Это устройство разрабатывалось ещё для танка Т20Е1, но тогда оно ещё не было готово. В ходе тестов, проведенных в ноябре 1942 года, было выявлено высокое в системе, а в апреле 1943 года обнаружились проблемы с автоматическим пружинным досылателем. Зато максимальная скорострельность составила 20 выстрелов в минуту!

После очередной серии доработок опытный образец предстояло испытать в действии на модернизированном танке, который получил обозначение Т22Е1 . Поскольку автомат заряжания не предусматривал наличия заряжающего в башне теперь размещались места только для двух членов экипажа. Командира танка находился слева от орудия, наводчик – справа. Боекомплект состоял из двух магазинов по 32 осколочно-фугасных и 32 бронебойных выстрелов соответственно.

Вся система была установлена в августе 1943 года. Танк был отправлен на полигон в Солсебери Бич (штат Нью Хемпшир), где была устранена ещё одна проблема с экжекцией пустых гильз после выстрела. Финальные тесты провели в ноябре на Абердинском полигоне. Военные одобрили использование автомата заряжания, однако признали его слишком «сырым» для применения в боевых условиях. Кроме того, в свете появления немецких танков «Tiger» и «Panther» американская 75-мм пушка была признана недостаточно эффективным противотанковым средством для среднего танка. Таким образом, в феврале 1944 года работы по Т22 полностью свернули, а оба прототипа отправили на слом.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СРЕДНЕГО ТАНКА
Т22 образца 1943 г.

БОЕВАЯ МАССА 29800 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6096 (по корпусу)
7442 (с пушкой)
Ширина, мм 3124
Высота, мм 2438
Клиренс, мм 482
ВООРУЖЕНИЕ одна 76-мм пушка М1А1, два 7,62-мм пулемета Browning M1919A4, один 12,7-мм пулемет Browning HB M2 и один 11,43-мм пистолет-пулемет Thompsom M1928A1
БОЕКОМПЛЕКТ 68 выстрелов
300 патронов калибра 12,7 мм
600 патронов калибра 11,43 мм
5000 патронов калибра 7,62 мм
12 ручных гранат
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел T92
перископический прицел M4
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 63,5 мм
борт корпуса — 50,8 мм
корма корпуса — 38 мм
лоб башни — 89 мм
борта башни — 64 мм
корма башни — 64 мм
крыша — 19 мм
днище — 13-25 мм
ДВИГАТЕЛЬ Ford GAN, 8-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 500 л.с.
ТРАНСМИССИЯ Model 30-3OB, гидромеханического типа с трехступенчатой планетарной коробкой передач (3+1)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 обрезиненных опорных катков сблокированных в три тележки с амортизацией на горизонтальных пружинах, три поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, резинометаллическая гусеница из траков типа Т48 или Т51 шириной 406 мм и шагом 152 мм
СКОРОСТЬ 40 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 241 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. 60%
Высота стенки, м 0,61
Глубина брода, м 1,22
Ширина рва, м 2,28
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция SCR 508 или SCR 528 со штыревой антенной, интерфон

Официальное обозначение: M22 “Locust”
Альтернативное обозначение: Т9
Начало проектирования: 1941 г.
Дата постройки первого прототипа: 1942 г.
Стадия завершения работ: построено два прототипа и 29 серийных танков.

Инициатива разработки легкого десантного танка принадлежала сразу трем крупным ведомствам. На совещании в мае 1941 г., вероятно находясь под впечатлением от успехом немецких воздушно-десантных войск, руководство АТС, при участии представителей бронетанковых сил и ВВС сформулировали требования к совершенно новой машине, ранее никогда не выпускавшейся в США. Как показал боевой опыт немцев, десантные отряды с легким вооружением вполне могли добиться более быстрой победы, будь рядом с ними хотя бы бронеавтомобили. Однако для перевозки по воздуху даже небольшого автомобиля требовался весьма грузоподъёмный самолёт или планер, которые в Германии ещё только проходили испытания. Учитывая эти особенности совместная коллегия разработала следующие требования к авиадесантному танку:

— обязательное пушечно-пулеметное вооружение

— минимально возможные размеры

— масса не более 8 “коротких” тонн (7500 кг).

Если первые два пункта можно было реализовать без особых проблем, то с массой стоило потрудиться. Дело в том, что транспортная авиация ВВС США к началу 1940-х гг. была оснащена большей частью различными модификациями самолётов Douglas DC-2 и DC-3, которые при отличных летных показателях не могли поднять больше 3 тонн полезной нагрузки. С планерами вопрос стоял ещё более остро, так как на тот момент самым грузоподъёмный из них (Waco CG-4) мог перевозить всего 15 десантников. Единственным самолётом, который позволял бы транспортировать легкие танки, был Douglas C-54 – военная версия пассажирского лайнера DC-4, способная поднимать до 15 тонн грузов. Именно под него и рассчитывали десантный танк. Окончательно ТТЗ оформили 22 мая 1941 г., присвоив боевой машине индекс Т9 .

В конкурсе приняли участие три фирмы: Christie, GMC и Marmon-Herrington. Несмотря на больший опыт в проектировании легких боевых машин проекты Дж.Кристи и GMC были отвергнуты. Победителем признали разработку Marmon-Herrington, практически полностью удовлетворившую все требования заказчика. Ранее эта фирма стала известной благодаря серии легких танков CTLS и CTLB, поставлявшихся на экспорт и не обладавшими сколь-нибудь значительными боевыми качествами. Сделав выводы из ошибок прошлого инженеры танкостроительного КБ этой фирмы спроектировали абсолютно новый танк.

Первый опытный образец Т9 больше тяготел к танкам серии М3\М5, обладая схожим шасси и вооружением. Ходовая часть танка состояла из четырех основных катков на один борт сблокированных попарно в две тележки, двух поддерживающих роликов, переднего ведущего колеса и заднего направляющего колеса, опущенного на грунт. В подвеске использовались вертикальный спиральные пружины.

Корпус Т9 собирался из гомогенных катаных бронелистов при помощи сварки. Верхний лобовой бронелист расположили под углом 65° к вертикали, а крышка люка механика-водителя имела толщину брони 25 мм, являясь своеобразной рубкой. Нижний лобовой бронелист, толщиной 25 мм был, установлен вертикально. Поскольку на танк накладывались сильные весовые ограничения, толщина бортовых листов составляла всего 10, но они имели угол наклона 45°, что почти в полтора раза повышало их устойчивость к повреждениям. Корма и днище танка была защищена 13 мм лобовыми листами, толщина крыши не превышала 10 мм.

Башня танка имела угол наклона лобового бронелиста 30°, существенно повышавшего вероятность рикошета при попадании снаряда. Толщина её стенок составила 25 мм, крыши – 10-19 мм.

Вооружение Т9 состояло из 37-мм пушки М6, длиной 56,6 калибра, оснащенной прицелом М46, полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором с механизмом извлечения стреляной гильзы, гидравлическим тормозом отката и пружинным накатником. Углы вертикального
наведения пушки составляли -10…+30°. Боекомплект пушки составлял всего 50 унитарных выстрелов из-за небольшого внутреннего пространства в танке. Вместе с пушкой в установке М53 размещался спаренный 7,62-мм пулемет М1919А4. Курсовой пулемет такого же калибра неподвижно закреплялся в лобовом листе корпуса. Экипаж дополнительно располагал тремя пистолетами-пулеметами с 450 патронами и 12 ручными гранатами.

В качестве силовой установки использовали авиационный 6-цилиндровый двигатель Lycoming O-435-T. Он имел рабочий объём 7,11 литров и развивал мощность 162 л.с. при 2800 об/мин.

Трансмиссия танка состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, карданного вала, четырёхступенчатой коробки передач, дифференциала и снабжённых ленточными тормозами однорядных бортовых передач.

На испытания танк поступил осенью 1941 г. и почти сразу в его конструкцию предложили внести улучшения. Прежде всего, доработкам подвергли корпус, лобовой лист которого предпочли сделать сплошным с большим углом наклона. Два следующих опытных образца, обозначенных как Т9Е1 , появился в феврале 1942 г. Кроме вышеперечисленных улучшений на них применили легкосъёмную башню новой формы для удобства транспортировки по воздуху, а также новые смотровые приборы. Однако, масса танка к этому времени выросла настолько, что уже не укладывалась в требования заказчика, поэтому было решено отказаться от гироскопического стабилизатора вооружения и электропривода башни, вместо которого использовали облегченный механический. Вооружение Т9Е1 сократили за счет демонтажа курсового пулемета. Третий прототип – Т9Е2 , представлял собой предсерийный образец, и появился в ноябре 1942 г. На нем окончательно отработали все улучшения и в феврале 1943 г. передали на войсковые испытания.

Производство танков Т9Е2 началось в марте того же года, ещё до официального принятия на вооружение, и продолжалось до февраля 1944 г. включительно. За год серийного выпуска фирма Marmon-Herrington собрала и передала заказчикам 830 танков из 1800 заказанных. Первые 26 серийных танков имели коробчатую рубку механика-водителя, но на остальных машинах её удалили, фактически сделав лобовой лист монолитным. С сентября 1944 г. им присвоили новое обозначение “легкий \ воздушно-десантный танк М22” . В американской армии М22 не нашел должного применения из-за недостатка самолётов большой грузоподъёмности. Сразу после вступления в строй десантные танки перевели в категорию “машин ограниченного применения” и никогда не использовали в боевых условиях. Однако повоевать М22 всё же пришлось.

В начале 1943 г. один из прототипов Т9Е1 был отправлен в Великобританию, где прошел всесторонние испытания. Британцам десантный танк понравился благодаря неплохим ходовым качествам, небольшим размерам и приемлемой массой. Как недостатки отметили слабое пушечное вооружение и бронирование, не превышавшее 25 мм. Тем не менее, в рамках ленд-лиза Великобритания получила 260 экземпляров М22, которым дали название “Locust” (“Саранча”). Особой модернизации, если не считать удаление четырех серег на корпусе, предназначенных для крепления в самолёте или планере, танки не подвергались. Часть 37-мм пушек оснащалась дульной конической насадкой Littlejohn, которая была предназначена для стрельбы специальными снарядами с повышенной начальной скоростью.

Боевое применение М22 началось лишь в 1945 г., а самым крупным сражением, в котором приняли участие М22, стала операция “Varcity” , когда 22 марта во время форсирования Рейна английскими войсками 12 танков были переброшены на поле боя планерами “Hamilcar”. Есть также сведения о том, что несколько М22 всё же участвовали в высадке в Нормандии в 1944 г.

После войны танки М22, оказавшиеся не у дел, начали раздавать союзникам. В итоге, несколько образцов передали Бельгии, а та в свою очередь передала их Египту. Кроме того, танки этого типа состоянии на оснащении 3-го гусарского королевского полка (3rd The King’s Own Hussars), который в 1946-1947 гг. охранял британские сладения в Палестине. Именно на Ближнем Востоке танки М22 вновь пошли в бой.

Во время первой арабо-израильской войны египетские легкие танки тщетно пытались переломить ход боёв на свою строну. Один из самых примечательных боёв с участием М22 состоялась 6-го декабря 1948 года в ходе проведения операции «Асаф». Египетская пехота, при поддержке танков, произвела контратаку на позиции в Шейх Норан (ныне кибуц Маген) и Хирбет-Мааин. О наличии у противника бронетехники израильтяне не подозревали, что стало для них очень неприятным сюрпризом. Остановить продвижение египтян удалось только после того, как на помощь обороняющимся подошел полугусеничный бронетранспортер вооруженный 57-мм пушкой. Результат этого боя был для египетских танкистов очень плачевным — пять танков подбили на подступах к населенным пунктам и ещё один, сумевший прорваться на территорию Шеих Норан, был подбит огнем из противотанкового гранатомёта. Повреждения далеко не всех танков были критическими — в общей сложности удалось захватить девять М22, введенных в строй уже после завершения первой арабо-израильской войны. По состоянию на 1 марта 1949 году армия Израиля эксплуатировала, по меньшей мере, три трофейных египетских М22 (один исправный и два в ремонте). Впоследствии М22 использовались обеими сторонами до 1956 г. только в качестве учебных танков.

Источники:
П.Чемберлен и К.Элис «Британские и американсие танки Второй Мировой войны». АСТ\Астрель. Москва. 2003
Waronline: Операция «Асаф»
War Hstory Online: 6th Airborne Armoured Reconnaissance Regiment and the Locust by Peter Brown

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА
М22 “Locust” образца 1943 г.

БОЕВАЯ МАССА 7439 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3937
Ширина, мм 2248
Высота, мм 1842
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка М6 и 7,62-мм пулемет М1919А4 в башне
БОЕКОМПЛЕКТ 50 выстрелов и 2500 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ три перископических прибора М6,
перископический прибор М8,
прицел М46
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верх) — 13 мм
лоб корпуса (низ) — 25 мм
борт корпуса — 10 мм
корма — 13 мм
крыша — 10 мм
башня — 25 мм
крыша башни — 10-19 мм
ДВИГАТЕЛЬ Lycoming O-435-T, карбюраторный, 6-цилиндровый, мощностью 162 л.с. при 2800 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа: главный фрикцион сухого трения, 4-коростная коробка передач (3 вперед и одна назад)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 обрезиненных опорных катка сблокированных попарно в две тележки, два поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, гусеница мелкозвенчатая со стальными траками
СКОРОСТЬ 40 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 177 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 30
Высота стенки, м 0,46
Глубина брода, м 0,92
Ширина рва, м 1,67
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция SCR 510 со штыревой антенной